Что делать, если ребенок тратит деньги на глупости. Дети и деньги: финансовая самостоятельность с пеленок или родительский контроль детских трат


Давать ли ребёнку карманные деньги? И если давать, то сколько и с какого возраста? Делать это регулярно и фиксированной суммой или от случая к случаю? The Village задал эти вопросы психологу - специалисту по детскому воспитанию.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Сначала нужно разобраться, с какой целью вы хотите давать ребёнку деньги. Чтобы он научился разумно ими распоряжаться? В качестве поощрения за хорошее поведение или выполненные домашние дела? Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя хуже других? Или потому, что вы помните, как вам самим в детстве было грустно без карманных денег? Ответы на эти вопросы и помогут вам принять решение.

Для начала расскажу, как делать не стоит. Однозначно не нужно давать карманные деньги в виде заработной платы за выполнение домашних дел и тем более домашних заданий. В этом случае деньги становятся во главу угла, и родитель начинает управлять ребёнком - например, лишает его очередной «получки», если тот не выполнил какое-то задание. В то же время у ребёнка неминуемо возникнут негативные эмоции по отношению к родителям. При этом он не научится выполнять домашние дела как следует, качественно. Напротив - всё будет делаться спустя рукава, только ради того, чтобы поскорее получить деньги.

В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги? У дошкольника, начиная примерно с четырёх-пяти лет, может быть копилка - коробочка, куда взрослые скидывают мелочь, завалявшуюся в карманах. В такой копилке, например, можно собирать деньги на желанную игрушку, покупку которой родители хотят отсрочить в силу тех или иных причин. Но нужно помнить, что у дошкольника ещё нет возможности самостоятельно потратить деньги. И, кроме того, ему сложно оценить стоимость желанной вещи и того времени, сколько на неё придётся копить.

А вот младшему школьнику неплохо иметь небольшую сумму денег на личные расходы. Поступая в школу, ребёнок оказывается в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.

Присмотритесь, как ребёнок тратит деньги. Расходует ли он всю сумму в понедельник или равномерно в течение недели? Покупает ли что-то именно тогда, когда есть потребность? Тратит карманные деньги или откладывает их?

Старайтесь не поучать ребёнка, если он тратит деньги не совсем так, как вам кажется правильным. Ведь младшему члену семьи необходимо получить свой собственный опыт. И будет лучше, если этот опыт он получит в детстве с небольшими суммами. Например, потратив все деньги в первый же день их получения, он поймёт, что всю оставшуюся неделю он уже не сможет ничего купить.

Что же касается подростка, то иметь карманные деньги ему просто необходимо. Если для младшего школьника деньги - это возможность что-то купить, то для подростка - возможность провести время с друзьями.

Я всегда обращаю внимание на то, как дети ведут себя в школьной столовой. Младшие школьники чаще всего заказывают полноценный обед. Они внимательно читают меню, подсчитывают, сколько им нужно денег, а потом с удовольствием, очень обстоятельно делают заказ и едят. Им важен факт того, что они как взрослые сами выбирают еду и сами расплачиваются. Кстати, младшие школьники чаще едят в одиночку. Подростки же прибегают стайками - быстро покупают по пирожку и стакану чая, садятся группой, сдвигая пару столов. Им важно пообщаться, а еда становится средством. Но увы, без денег в этом случае подросток чувствует себя неуютно.

Если вы решили давать подростку какую-то сумму еженедельно (или ежемесячно), будьте последовательны. Не наказывайте его лишением карманных денег. Это приведёт только к тому, что ради их получения подросток начнёт скрытничать и лгать вам, стараясь избежать наказания.

Карманные деньги выдаются ребёнку родителями на маленькие радости. Это первый и очень важный опыт планирования бюджета.

Иллюстрация : Настя Григорьева

Зачем они ребенку? - возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? - спросят другие родители. А если не давать деньги детям? - поинтересуется кто-то.

Зачем ребенку деньги?

Отвечая на этот вопрос, многие и родители, и психологи убеждены: чтобы тоже чувствовать себя личностью, которой неунизительно жить в мире самодостаточных взрослых. Если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него может развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности.

Противники карманных денег полагают, что, пока ребенок мал возрастом, все необходимое ему должны покупать взрослые. Сам же он не сможет сделать правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности. Кроме того, если ему регулярно давать на карманные расходы какие-то, пусть даже маленькие суммы, он постепенно станет капризным, балованным существом, не способным сдерживать свои желания. Когда ребенок подрастет, он должен зарабатывать самостоятельно. Противники карманных денег любят ссылаться на американский опыт. Родители-миллионеры не дают своим отпрыскам ни копейки, а заставляют их идти на заработки курьерами, посыльными, мойщиками машин. Ведь только так можно узнать истинную ценность денег и суровую изнанку жизни.

Своя правота есть у сторонников и той, и другой точки зрения. Так же как и оборотную сторону имеет каждый из вариантов.

Можно, конечно, не давать ребенку деньги, а взять инициативу по удовлетворению всех желаний маленького человека в свои руки. Этим вы, с одной стороны, покажете ему свою власть и не пойдете на поводу у его капризного "я". А с другой стороны - можете породить в нем, помимо чувства обиды и зависти, привычку во всем полагаться исключительно на вас.

Есть и другой путь. Не только дать отпрыску деньги на карманные расходы, но и возвести это в привычку. Конечно, дите обрадуется (правда, со временем эта радость станет для него рутинным состоянием), а вы таким образом, возможно, воспитаете в нем элементы самостоятельности. Но вполне может быть, что ваше решение станет еще одним шагом на пути превращения его в балованное непослушное существо.

Так что каждому родителю придется самому искать золотую середину в дилемме: давать или не давать карманные деньги.

Давать деньги можно, если...

Он понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают чадам о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

Он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.

Он умеет ходить в магазин. То есть прежде чем более-менее регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.

Ребенок не дорос до карманных денег, если...

Он слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей, которые не знают счета деньгам. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы дите этого не замечало.

Он не умеет отказываться от мелких желаний ради "высокой цели". Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, он отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.

Он неуправляемый. Если ребенок плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу. Он может уверовать, что деньги даются просто так, а ни за какие-то заслуги.

За что платите вы?

Этот вопрос родителям не мешало бы задать себе, когда они будут решать судьбу карманных денег. Вы хотите воспитать в нем самостоятельность? Или это тест на сознательность? Или таким образом вы отстраняетесь от интересов ребенка, оставляя его один на один с его желаниями?

Хуже всего, когда родители карманными деньгами пытаются откупиться от проблем и забот, связанных с ребенком. К подобному шагу часто прибегают бизнесмены-отцы, не желающие тратить время на воспитание своих чад и таким образом самоутверждающиеся как перед детьми, так и перед собой.

В одной семье отец каждую пятерку, полученную сыном в школе, стимулировал финансовыми вливаниями. А за каждую двойку отбирал то, что оставалось (как правило, не оставалось ничего). "Я наказываю его рублем", - объяснял он свою тактику.

За те четыре года, что использовалась эта тактика, сын проделал заметную эволюцию в худшую сторону. Причем ухудшение проявлялось в поступках и качествах, связанных именно с денежной проблемой. Он участвовал в налете молодежной банды на торговую палатку с целью ее ограбления, и только состоятельность его родителей спасла подростка от попадания в колонию.

Не стоит давать ребенку карманные деньги раньше, чем он начнет ходить в школу. Все-таки детсадовец должен играть в игрушки, а не считать свои доходы.

Если вы решили, что ваш отпрыск имеет право на карманные расходы, постарайтесь, чтобы это не было уступкой его шантажу. Иначе подрастающий шантажист решит, что достаточно "поднажать на предков" - и все получишь.

Конечно, сумма, которую вы дадите ребенку, зависит от достатка вашей семьи. И все же не забывайте, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.

Переходя на денежные отношения, увеличьте обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым распоряжаться некоторой суммой по своему усмотрению, значит, он вполне дорос и до каких-то домашних дел.

Если же вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните (и ему, и себе), почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.

Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за "просто так" не захочет ни учить историю, ни мыть посуду.

Скорее надо поощрять его хорошее поведение, старательность, желание помогать. Поэтому вполне можно "наказывать рублем" грубияна. Он должен понимать, что если он обидел родителей, подрался в школе, то не заслуживает материального поощрения. Все-таки выдавая ребенку какую-то сумму, вы должны приучать его, что деньги надо зарабатывать.

Карманные деньги детям: давать или нет? Нужны ли детям карманные деньги, чтобы не вырастить маленького вымогателя?

Одни родители считают, что детям не нужны карманные деньги, другие же поинтересуются — с какого возраста ребенок нуждается в личных средствах?

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы ни разу не заводил разговор со своим отпрыском на финансовую тему. Мы готовим детей к самостоятельной жизни, учим писать и читать. Но не менее важно привить бережное отношение к деньгам и другим материальным ценностям, уметь рассчитывать свои возможности.

Зачем детям нужны деньги?

Психологи отвечают на этот вопрос следующим образом: чтобы чувствовать свою значимость, полноценной личностью. Если у детей нет возможности, хотя бы изредка самому покупать себе желаемое, то они будут испытывать частые отрицательные эмоции. Это может послужить причиной появления жадности, зависти и комплекса неполноценности. Родители, которые являются противниками карманных денег, читают, что дети не умеют распоряжаться деньгами и все необходимые покупки должны делать взрослые. Дети еще не в состоянии сделать правильный выбор, поэтому нужно эту ответственность переложить на себя. К тому же, если часто давать средства на карманные расходы, даже если это незначительные суммы, то такие дети становятся капризными и избалованными, которые не смогут критично относиться к своим желаниям.

Противники карманных денег придерживаются мнения, что когда дети становятся взрослыми, то самостоятельно зарабатывают себе на жизнь, ставят в пример американский опыт. Богатые родители не дают своим чадам ни копейки денег, заставляя работать посыльными или курьерами. Таким образом, дети узнают настоящую ценность денег.

У сторонников одной и другой точки зрения есть доля правды. Конечно же, можно и не давать ребенку карманные деньги, а всю инициативу по удовлетворению его желаний взять исключительно на себя. Этим вы покажете свою власть и авторитетность. Но в то же время, кроме зависти, обиды и жадности, появиться привычка во всем полагаться на вас.

Но можно воспользоваться другим вариантом. Регулярно давать средства на карманные расходы. Сперва дите будет чрезмерно счастлив (правда, со временем этот восторг будет не столь выраженным), и это, возможно будет способствовать становлению самостоятельности. Но не исключено, что спустя время вы пожалеете о своем решении, когда ваше чадо превратится в избалованное существо. Поэтому каждый родитель должен сам решить стоит ли давать детям карманные деньги.

Когда можно давать детям карманные деньги

Если ребенок понимает, что деньги нужно зарабатывать и на это уходит немало труда и времени. В случаях, когда родители с раннего детства рассказывают детям о своей работе, то уже к начальным классам школы может возникнуть такое понимание.

Если ваш отпрыск знает и может внятно ответить, зачем ему нужны личные средства и что он хочет за них приобрести. Не важен конечный результат: будет ли он покупать себе жвачки и конфеты или будет складывать деньги в копилку. Главное, чтобы он понимал, зачем ему нужны деньги.

Когда дети самостоятельно делают покупки в магазине. Прежде чем выдавать деньги на карманные расходы, проверьте, умеет ли он совершать покупки для дома, не забывает ли сдачу в магазине.

Когда не стоит выдавать карманные деньги

Когда дети не имеют представления, что такое зарплата и как ее зарабатывают родители. Причем такими наивными могут дети не только обеспеченных родителей, не знающие истинную цену деньгам, но и дети, родители, которых зарабатывают мало, но стараются, что их ребенок не замечал, как тяжело достаются деньги.

Детям с плохим поведением, которые умеют врать, не держат обещания, личные средства только усугубят ситуацию. Они считают, карманные деньги должны выдаваться просто так, по их желанию, а не за заслуги.

Какую сумму выдавать на карманные расходы

Сложно определить конкретную сумму. Все зависит от материального положения каждой семьи. Ведь деньги, которые выдаются на личные траты – это не зарплата. Родители и дальше продолжают обеспечивать своих детей. С помощью карманных средств, дети получают важные навыки обращения с ними. Так что еженедельно давать большую сумму денег не стоит. Но в тоже время, денег должно быть достаточно, что на них можно было что-то купить. Чем меньше возраст ребенка, тем меньше должна быть сумма денег на карманные расходы. Но эти деньги нужно чаще выдавать, потому что маленькие дети не умеют планировать свои покупки. Чем возраст ребенка будет старше, тем и суммы карманных денег должны увеличиваться, так же как и интервалы выдачи.

За что нельзя материально поощрять детей

Родители не должны материально поощрять ребенка за хорошую успеваемость в школе. Не стоит платить деньги за определенную оценку. Это отразится на качестве знаний вашего отпрыска. Он будет ставить перед собой цель получить хорошую отметку, чтобы затем получить от родителей «заслуженное» вознаграждение. Полученные отметки будут явно не соответствовать уровню знаний. Дело в том, что дети готовы пойти на любые хитрости, чтобы получить хорошую отметку: шпаргалки, списывания и прочее. Хотя за призовое место в олимпиаде или за успешное окончание учебного года, можно отблагодарить.

И это далеко не весь перечень, за что не стоит поощрять своих детей. К этому относится работа по дому. Вы не должны платить деньги за то, что ребенок убрал свою постель, так как это обязанность. И это он должен уяснить еще до того, как у него появятся первые карманные деньги. Также не следует платить за уход домашних животных или когда ребенок оказывает помощь в уходе за младшим братом или сестрой. Если сейчас продавать любовь, то в будущем такие дети станут большими эгоистами, для которых важнее свои цели и амбиции.

Можно ли с помощью денег влиять на детей?

Родители не должны, используя финансы, вознаграждать или наказывать детей.

Карманные деньги помогают привить необходимые финансовые навыки. Сумма денег на карманные расходы должна зависеть от хорошего поведения, хорошей успеваемостью или с тем, что ребенок выполняет домашние дела.

Если вы все же решили ограничить сумму карманных денег, вы должны четко и ясно объяснить за что вы решили принять такие строгие меры. Уменьшение суммы карманных денег или полное прекращение выплат должно быть мерой наказания, применимой в исключительных случаях: ложь или воровство.

Нужно ли вместе с детьми обсуждать семейный бюджет? Дети, которые получают карманные деньги, уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что они предназначены не только для удовольствия. Они должны понимать, что кроме их собственных нужд, есть нужды близких.

Деньги в современном мире — один из самых ценных ресурсов. Можно спорить об их значении в нашей жизни, но сложно не признать, что пользоваться этим средством обмена в мире товарных отношений должен уметь каждый.

Любой ребенок, как полноправный член общества, рано или поздно сталкивается с необходимостью рационально расходовать средства. Сначала это деньги на карманные расходы, затем премии в конкурсах, стипендия, собственные заработки. Как и когда приступить обучению ребенка правильно тратить средства, которыми он располагает?

Чем раньше, тем лучше

Наверное, многие удивятся, но правильно расходовать деньги необходимо начинать учить ребенка уже в самом раннем детстве. Уже в трех-четырехлетнем возрасте дети начинают постигать эту науку, в то время как большинство родителей еще и не подогревает об этом.

Дело в том, что проблема рационального расходования денежных средств заключается, прежде всего, в умении выбирать из многого необходимое и расставлять приоритеты. Каждый раз, когда вы берете своего кроху в магазин и предлагаете ему какой-либо выбор, либо отказываете в приобретении дорогой игрушки, а так же объясняете, что в данный момент на дорогую покупку не хватит денег — вы уже учите малыша совершать выбор, показываете, что невозможно приобрести любую понравившуюся вещь. Это основа умения тратить и экономить.

Таким образом, если вы хотите научить ребенка правильно тратить деньги, первое, что нужно сделать — последить за собственным поведением в магазине, когда маленькое существо внимательно за вами наблюдет. Объясняйте ему, почему вы покупаете те или иные продукты, и именно в этом количестве, почему необходимо выбрать одну игрушку и нельзя купить три. Разговаривайте и объясняете, каким образом вы совершаете выбор, предложите поучаствовать.

Уже в возрасте 3-4 лет малышу можно объяснить, каким объемом денежных средств вы располагаете, и какую сумму можно потратить, показать как. С точки зрения педагогики будет неплохо, если и сами родители подойдут к покупкам более рационально.

Первые карманные деньги

Вопрос: «В каком возрасте ребенку можно давать первые карманные деньги?» волнует многих родителей. Считается, что уже младший школьник может ответственно подойти к деньгам и самостоятельно передать их учителю на завтрак или проездной. Многие родители в этом возрасте или даже чуть раньше предлагают ребенку совершить свои первые покупки.

На мой взгляд, подходить в этом случае необходимо сугубо индивидуально. Ребенок как минимум должен освоить счет и не воспринимать деньги как игрушку.

Например, мой сын только к первому классу оказался действительно готов ответственно относиться к деньгам. До этого было хорошо заметно, что ценности в них он не видит. Процесс собирания монеток и хранение их в одном месте было просто развлечением. Мы изучали номинал монет, считали их — это тоже хорошая подготовка к самостоятельным тратам, но все-таки покупки еще совершали вместе. Карманные же деньги предполагают, что малыш будет сам решать, как их потратить и делать это более или менее самостоятельно.

Итак, вы считаете, что ребенок уже достаточно подготовлен, чтобы получить в руки свои первые деньги. Что важно помнить в этот период?

  • Как правило, малыш еще не может оперировать большими суммами, поэтому выдавая ему в руки первые деньги, вы должны рассчитать за него будет ли сдача и в каком объеме.
  • Желательно, чтобы сумма была в пределах счета, котором малыш оперирует хорошо. Так он не только научиться самостоятельности, но и получит возможность сосчитать деньги и определить, насколько уменьшилось их количество и достаточно ли его на еще одну покупку.
  • Подобное упражнение не должны быть разовым. Желательно чтобы каждый раз, посещая с вами магазин, ребенок покупал одну или две вещи сам и тренировался.
  • Стоит помнить, что просто передать деньги учителю — это не совсем личные расходы ребенка. Пойти и передать может каждый. Усложняйте процесс — давайте сумму со сдачей, которая останется в распоряжении чада, предлагайте совершить первые покупки.

Если совместить умение считать деньги с необходимостью выбора, то мы легко сможем представить себе правильную модель поведения: каждый раз при посещении магазина ребенок получает некоторую небольшую сумму денег, которую он может потратить самостоятельно на то, что ему нравится. Таким образом, он не только учиться делать правильный выбор, но и вынужден отказаться от более дорогих покупок, если они не укладываются в предложенную сумму.

Как только ребенок освоится, можно увеличить количество денег на личные расходы и уже не контролировать (и не поддерживать, что немаловажно) своим присутствием малыша во время совершения покупок.

Сколько денег давать?

Большинство родители хотели бы знать, какую именно сумму необходимо давать ребенку. Это достаточно сложный вопрос. Прежде всего, вам самим необходимо заняться подсчетами и определить, на какие цели ребенок будет тратить свои деньги. Например, если предполагается что из этой суммы он заплатит за проезд и за завтраки в школе, купит себе воды при посещении секции или даже оплатит ее, то это будет тот необходимый минимум, который должен иметь ребенок.

Далее, надо добавить определенный процент сверх этой суммы и учесть частоту денежных поступлений. Например, для младшего школьника 100-150 руб. сверх необходимой суммы в неделю будет более чем достаточно, он будет тратить деньги на сладости и небольшие игрушки и большая сумма ему ни к чему. Подростку же необходимо уже думать о собственном гардеробе, девушкам о косметике. Поэтому изначальная сумма должна постепенно (или, например, каждый день рождения) расти до 500-1000 рублей в неделю к подростковому возрасту чада. Если деньги выдаются раз в месяц, соответственно сумма умножается на 4.

Необходимо учитывать и окружение ребенка. Согласитесь, если чадо учится в престижной столичной школе и его друзья являются детьми состоятельных родителей, то слишком маленькие суммы карманных денег могут вызвать у него чувство неполноценности, зависти и жадности. И наоборот, если большинство друзей малыша живут достаточно скромно, та же самая сумма будет излишней и может спровоцировать у чада желание хвастаться и не рационально тратить средства.

И, наконец, но не в последнюю очередь — ориентируйтесь на свой бюджет. Можно вместе с ребенком подсчитать семейные поступления, определить какая часть идет на игрушки и развлечения для него, и решить какую часть из этого он может тратить самостоятельно. Это не только важно с точки зрения экономического благополучия, но и благотворно скажется на поведении чада, поскольку будет способствовать росту его личной ответственности в деле благосостояния семьи.

«Цена» денег

Очень сложным вопросом для родителей является необходимость показать, что деньги не даются просто так. Недостаточно взять ребенка с собой на работу, либо рассказать, как тяжело трудится мама и папа, чтобы получить зарплату.

Как и все остальное, подобные вещи намного проще объяснить на практике, поэтому некоторые родители считают, что свои карманные деньги ребенок должен заработать. Это правильный подход, особенно если использовать его как дополнительный источник дохода, наряду с выдаваемыми карманными деньгами, пока малыш еще несамостоятелен. Самым спорным в этом случае является необходимость определить, как именно ребенок может заработать деньги.

Обязанности ребенка — не предмет для торга

Некоторые родители считают, что хорошая учеба и отметки могут быть предметом вознаграждения, также они предлагают ребенку деньги за уборку в комнате, и иные выполненные им обязанности. Но согласитесь, в повседневной жизни никто платить нам деньги за подобные вещи не станет. И учеба, и чистота в комнате являются неотъемлемыми обязанностями малыша и не должны быть предметом торга.

Скорее наоборот, ребенок может быть наказан и не получить оговоренной суммы, если категорически не выполняет свои непосредственные обязанности (это мое личное мнение, которое, конечно, можно оспорить).

Да, уровень ответственности перед семьей и домашние обязанности могут расти пропорционально увеличению суммы на карманные расходы, но связывать это необходимо со взрослением чада, а никак не между собой. В противном случае к 18 годам вы рискуете получить лентяя, не желающего учится в институте без достойного вознаграждения за «труды».

За что можно платить ребенку?

Тогда как же поступить? Проявите фантазию. Предлагайте ребенку совершить какие-либо действия, которые не входят в круг его обязанностей. При этом сразу оговаривайте вознаграждение. Например, за отдельную плату можно попросить мальчика помочь папе разобрать гараж, а маме — вынести старые вещи. Самый богатый выбор предоставляет дачный участок, где можно предложить ребенку прополку, сбор урожая, полив и иные действия, с которыми он не сталкивался в городе за отдельную плату.

При этом важна четкая формулировка: вы предлагаете ребенку именно поработать и заработать деньги. И, соответственно у чада должна быть возможность отказаться от выполнения работы.

Он должен прекрасно понимать разницу между оплачиваемым трудом и непосредственно помощью, в противном случае вскоре вы заметите, что малыш требует вознаграждение за любое свое действие.

Несколько важных правил в отношении карманных денег

  1. Пытайтесь привить малышу умение экономить.

    Важность детской копилки остается неизменной и в наше время. Вы можете объяснить ребенку, что полученную сумму можно потратить сразу, либо накопить на какую-то более дорогую вещь. Также стоит сказать, что рациональнее откладывать какую-то часть денег на непредвиденные расходы, например, на поход в кино или в парк развлечений. Таким образом вы научите малыша не только выбирать между понравившимися вещами, но и между различными способами траты и накопления денег.

  2. Следует помнить, что личные деньги ребенка — это ресурс, которым он распоряжается самостоятельно.

    Критика, относительно покупок на эти деньги, а также навязывание своей точки зрения категорически противопоказаны. Если вы будете говорить ребенку, как именно расходовать собственные средства, весь процесс обучения будет сведен на «нет». Малыш должен чувствовать собственную ответственность. Максимум, что могут делать родители — давать советы и позволить ребенку учиться на собственных ошибках.

  3. Ни в коем случае не стоит запрещать ребенку, если он хочет поработать самостоятельно.

    Конечно, нужно взвесить все «за» и «против», убедиться, что работа не принесет вреда его здоровью, не будет мешать учебе, но если подобные условия соблюдаются, такое стремление нужно всячески поощрять. Если предложение ребенка категорически неприемлемо, попробуйте вместе подобрать более удачный вариант.

  4. Учите ребенка анализировать свои расходы.

    Предложите чаду записывать расходы в отдельную тетрадь в течение недели или месяца. Поведите итог, предложите ребенку самому проанализировать свои траты. Таким образом, малыш еще раз сможет определить, насколько ему было необходимо та или иная вещь, и верно ли был совершен выбор. Согласитесь, подобная тренировка полезна не только детям, но и многим взрослым.

  5. Придерживайтесь единой позиции в отношении карманных денег.

    Если предполагается, что ребенок будет получать определенную сумму без каких-либо усилий с его стороны, то следует сразу оговорить на семейном совете, какой будет эта сумма, кто и когда будет ее выдавать, чтобы малыш не выбрал удобную позицию, когда можно просить деньги то у одного, то у другого родителя.

  6. Установите четкие сроки.

    Хорошо, если ребенок будет точно знать, когда именно он получает свои карманные деньги. Так он сможет планировать свои траты не только исходя из ценностей вещей, но и во времени и будет знать, что не сможет в любой удобный момент получить необходимую сумму.

Пусть ваш ребенок получает полдоллара каждый день на карманные расходы. Это фиксированная сумма, выдаваемая регулярно с условием, что вы обговорили заранее. Получать такой доход - это единственная возможность для ребенка научиться управлять своими средствами. Практикуясь в управлении своими долларами, дети узнают об экономии на черный день, о правильном выборе и о необходимости делиться с другими людьми.

Карманные деньги - важный фактор, который:

Позволяет им делать ошибки, когда стоимость товара еще не велика. Это похоже на обучение вождению на пустой площадке. Гораздо лучше сделать неправильный выбор еще ребенком, купив игрушечный «Феррари» за 10 долларов, чем во взрослой жизни потратить 500 тысяч на настоящий автомобиль, когда зарплаты не хватает даже на месяц.

Заставляет их задуматься о стоимости вещей и определить, что именно они хотят иметь. Если ваш десятилетний сын не может пойти в кино со своим лучшим другом, потому что спустил все деньги на игровые автоматы, то он задумается.

Дети намного лучше относятся к вещам, которые приобрели на собственные деньги. Вспомните, как вам дарили целый мешок со всякими ручками и блокнотами, который вы потом с облегчением выбросили.

Когда начинать выдавать карманные деньги?

Лучше всего - когда ребенок уже понимает, что за деньги можно купить многое из того, что он хочет. Обычно это происходит, когда ребенок начинает ходить в школу, то есть примерно в шесть лет. В это время дети не только тратят деньги на обед, но и узнают, что можно купить на доллар, сколько в нем центов и как потратить 10 долларов. Но не поздно начинать, если ребенку уже больше девяти лет.

На что можно потратить карманные деньги?

Прежде чем ребенок потратит свои карманные деньги на игрушки и конфеты, выясните у него, что он собирается купить. Это заставит его планировать свои расходы. Не следует советовать ему, что покупать, но объясните, что расходы нужно разбить на три группы. Вот на что следует потратить 1 доллар:

70 центов - на повседневные расходы: еда, напитки, перекус.

20 центов - на нерегулярные: электроника и фирменные кеды.

10 центов - на благотворительность и подарки ко дню рождения членов семьи и друзей.

Сколько выдавать карманных денег?

Количество карманных денег должно соответствовать потребностям. Надо учесть три момента:

Возраст вашего ребенка. Чем старше ребенок, тем больше ему нужно карманных денег.

Семейный доход. Будьте реалистом и прикиньте, сколько ваша семья может позволить себе выделить карманных денег.

На что должны пойти карманные деньги. Если ребенку придется платить за обед в школе, то денег следует выдавать побольше. Если на обед уже предусмотрена нужная сумма, то карманных денег может быть меньше.

Сколько выдавать на карманные расходы? Это зависит от того, на что тратить. Вместе с ребенком составьте список потребностей. Все сложите и выдавайте полученную сумму денег. Это устранит конфликты в магазинах игрушек и при походе в кино.

Говорит Адам

Моим дочерям восемь и десять лет. Мы с женой даем им определенную сумму карманных денег: полтора долларов в день. Они сами решают, сколько потратить, накопить и пожертвовать. Они обязаны следить, сколько тратят каждый день, и рассказывать нам об этом в конце дня. Однажды моя дочь на все свои деньги купила шоколадки и газировку, пропустив обед, и потом три дня не получала карманных денег. Мы тогда перестали давать ей карманные деньги и сами готовили для нее бутерброды. Вот так мы с женой учим детей отвечать за последствия неправильного выбора.

Нужно ли связывать выплату карманных денег с ведением домашнего хозяйства?

Считаете ли вы, что дети имеют определенные обязанности по дому, потому что они такие же члены семьи? Мы считаем.

Однако карманные деньги не должны напрямую зависеть от ведения домашнего хозяйства. Если карманные деньги связать с работой по дому, а ребенок ее не сделает, то не будет и карманных денег. Но без регулярного дохода невозможно научиться управлять деньгами. Это нарушит планы по обучению тем трем важнейшим вещам - накоплению, трате и пожертвованию.

Если домашние обязанности не выполнены, то будет разумнее лишить ребенка каких-то других привилегий. Дети должны понимать, что наложение этих обязанностей делает их членами семьи. Мама и папа не получают деньги за ведение домашнего хозяйства, почему же у детей должно быть иначе?

Но вы считаете, что карманные деньги должны быть связаны с выполнением обязанностей по дому

Некоторые родители считают, что карманные деньги - это вроде как зарплата у взрослых. Дети получают их за выполнение некоторых работ по хозяйству. И как же за этим следить?

Прикрепите табличку со списком обязанностей на холодильник. Попросите ребенка ставить птичку после каждой выполненной работы (или наклейки-звездочки, если ваш ребенок дошкольного возраста).

Необходимо делать каждый год перерасчет карманных денег

Как и взрослые, дети всегда надеются на повышение выплат. Они могут попросить побольше денег, чтобы на что-то потратить. Если всегда отказывать, то ребенок будет считать себя обделенным.

Дважды в год или даже чаще изучайте расходы вашего ребенка. Не уменьшайте сумму его карманных денег, если он сокращает свои расходы для экономии.

Если придется уменьшить карманные деньги из-за финансовых трудностей, то объясните это ребенку и заранее получите его понимание.

Когда ребенок становится старше, карманные деньги должны покрывать больше расходов, например, у подростков возрастает стоимость одежды. Выдача разумного количества денег помогает ему сделать выбор, как их потратить.









2024 © rukaraoke.ru.