Что находилось в яйце фаберже. Яйца Фаберже: история происхождения


Яйца Фаберже известны во всем мире. Эти работы знаменитого русского мастера Карла Фаберже - мечта каждого коллекционера. Фирма Фаберже стала известна в 1885 году, когда император Александр III приобрел у него для своей жены подарок. Это было эмалированное белое яйцо, размером 6.5×3.5 см. Посередине него проходила золотая полоса. На этом уровне яйцо открывалось. Внутри находился желток из золота, в котором была такая же золотая курочка, а в ней - корона из рубина с рубиновой подвеской. В яйце использовался принцип матрешки. После этого подарка Фаберже стал известным. Каждый год на пасху семья императора заказывала у него яйцо, он стал ювелиром при дворе. Фаберже должен был держать в тайне дизайн будущего изделия и каждый раз делать его уникальным. Вскоре все окружение царя хотело иметь дома такие яйца, а известность Фаберже дошла и до заграничных стран.

Карл не стал массово выпускать свои сувениры. Сегодня известно 71 яйцо, сделанное мастером, 54 из них были изготовлены для семьи императора. Эти изделия отличаются дизайном и внутренним наполнением. На сегодняшний день сохранилось 62 яйца, из которых 46 императорских.

Внутри каждого яйца находился сувенир. В первом изделии Фаберже были часы от «Vacheron Constantin». В яйце «Память Азова», сделанного из зеленого гелиотропа, украшенного золотом и бриллиантами, находился маленький золотой фрегат. В сувенире императрицы Александры Федоровны из прозрачного горного хрусталя, вращались вокруг оси 12 маленьких миниатюр с пейзажами.

Самое известное яйцо в мире - «Коронационное». Сделано оно в форме императорской кареты. Императрице Александре больше нравилось розовое яйцо «Ландыши». В нем были спрятаны портреты Николая II и его дочерей. Самое большое изделие сделано, как музыкальная шкатулка, и называется «Кремль». Яйца Фаберже уникальны, их цена растет с каждым годом и превышает в несколько раз их реальную стоимость. Даже, несмотря на тот факт, что сделаны они из драгоценных камней и металлов.

Фаберже не являлся автором всех яиц, производимых под этой маркой. С ним сотрудничали такие ювелиры, как Михаил Перхин, Эрик Колин, Август и Альберт Хольстромы и Алма Пил. Они работали не только с императорской семьей. Например, для Кельхов ювелиры сделали семь яиц, а также десять изделий для других знатных семей. Эти сувениры тоже уникальны, но по оригинальности они уступают. Многие секреты и элементы повторялись и напоминали яйца, сделанные для императора. Были, и часы, и миниатюры, и курочка с подвеской. Наиболее известное - «Яйцо Ротшильдов». Оно сделано в виде часов, внутри находится механический петух, инкрустированный драгоценными камнями. Каждый час птица поет и размахивает крыльями. Это яйцо находилось все это время в семье Ротшильдов, о нем узнали лишь в 2007 году.

Работы Фаберже в России можно увидеть в Оружейной палате и на выставках фонда «Связь времен». Для фонда яйца были выкуплены у коллекционера Форбса русским олигархом Виктором Вексельбергом. Несколько работ Фаберже находится в частных руках и в некоторых музеях по всему миру.

Пасха – главный праздник русского православия. Традиция дарить пасхальные яйца на Руси возникла давно: яйцами, крашенными свёклой или отваром луковой шелухи, одаривали друг друга простые люди; те, кто побогаче – сделанными из фарфора, стекла, бронзы, яшмы, агата, малахита и т.д.
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое ювелирное яйцо для императорской семьи в 1885 году. Это был пасхальный сюрприз Александра III жене Марии Фёдоровне. Яйцо "Куриное" стало вольной интерпретацией яиц, изготовленных в начале XVIII века в Европе. Из них сохранилось три экземпляра: в замке Розенборг (Копенгаген), в музее Истории искусств (Вена) и в частной коллекции. Во всех упомянутых изделиях внутри яйца спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомую драгоценность из датской королевской сокровищницы. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, назначенный придворным ювелиром, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Уникальное и с сюрпризом - таково было условие заказчика.

Следующий император, Николай II, сохранив отцовскую традицию, каждую весну дарил два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — супруге, императрице Александре Фёдоровне.

Изготовление одного яйца занимало практически год. Сначала утверждался эскиз. Потом за работу бралась целая команда мастеров. Имена некоторых дизайнеров и ювелиров сохранились, особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Использовали как традиционные материалы (золото, серебро, драгоценные камни, эмали), так и нетрадиционные (горный хрусталь, дорогие сорта древесины). Размер некоторых ювелирных яиц значительно превышал натуральные: высота с подставкой до 20 см. Традиционно внутри каждого помещали неожиданный сюрприз. Доказательством подлинности изделия служит клеймо фирмы Фаберже.

Императорских ювелирных яиц известно 52. Еще два яйца не имеют точной даты изготовления и данных о том, кому из членов семьи они предназначались. До наших дней сохранилось 46 штук, остальные считаются утерянными. Сведения о них черпают из описаний, счетов и старых фотографий.
Только одно яйцо, «Георгиевское», покинуло большевистскую Россию вместе с законной владелицей — императрицей Марией Фёдоровной. В 1918 г. она вывезла его на свою родину, в Данию. Из оставшихся в Петрограде часть исчезла в неразберихе, остальные вместе с другими императорскими драгоценностями были перевезены в новую столицу, в будущее Алмазное хранилище Кремля.

Там они хранились запакованными примерно до 1927-1930г.г., пока в поисках средств молодая советская республика не начала распродажу культурного наследия, и 14 штук были проданы. Продажей занималось учреждение под названием Контора «Антиквариат». Основную часть сокровищ приобрели Арманд Хаммер и Эммануил Сноумэн Варцкий, английские дилеры Фаберже.

№1. "КУриное"- 1885 год.

Первое ювелирное яйцо из пятидесяти двух пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно самое простое по замыслу: снаружи покрыто белой, имитирующей скорлупу эмалью, внутри, в «желтке» из матового золота, находится курочка из цветного золота, а в ней спрятана небольшая рубиновая корона (не сохранилась).



В настоящее время его владелец фонд Виктора Вексельберга «Связь времён»

№2."Курочка с сапфировым кулоном" (утерян о) - 1886 год .
Входит в число утерянных на данный момент яиц.Точный дизайн его неизвестен, т.к. фотографий или эскизов не сохранилось, а описания очень противоречивы.

Подарок Марии Федоровне в записи госархива за 1886 год описывался как «Курица из золота и бриллиантов, вынимающая из лукошка сапфировое яйцо». Сапфировое яйцо свободно хранилось в клюве курочки. Курочка и корзина, покрытые сотнями огранённых розой алмазов, были выполнены из золота. О сюрпризе яйца не осталось документальных описаний, и в настоящий момент о его местонахождении нет сведений.

До сих пор остаётся загадкой, было ли яйцо потеряно или находится в одной из частных коллекций.

№3. "Золотое яйцо с часами" (считалось утерянным ) - 1 887 год


Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. Это яйцо входило в число утерянных, и больше столетия его рассматривали только на единственном фото с выставки 1902 г. Оно описывалось так: "Пасхальное золотое яйцо с часами, украшенное бриллиантами, тремя сапфирами и розовым бриллиантом огранки роза". И более подробно: "Золотые часы от Vacheron Constantin, выполненные в рубленом корпусе в виде яйца с бриллиантами, располагающемся на изысканной трёхцветной золотой подставке округлой формы, украшенной кольцом с волнообразным узором. Подставка имеет сдвоенные ножки, декорированные розовыми бутонами и мелкими листочками. На кольце подставки располагаются три больших сапфира-кабошона, от которых в стороны расходятся ленты, украшенные маленькими бриллиантами, и гирлянды из роз и листьев, венчающие ножки".

В 2011 г. Анна и Висент Палмади обнаружили, что в Нью-Йорке 6 и 7 марта 1964 года в галерее Parke Bernet данное яйцо выставлялось как лот с номером 259. Это свидетельствовало о том, что яйцо существует в наши дни и находится в одной из частных коллекций. А в 2014 году мир облетела новость, что дилер из США чуть не отправил на переплавку императорское "Золотое яйцо с часами", купив его по случаю за 14 тысяч долларов. Позже оно было продано в частную коллекцию за 20 млн фунтов стерлингов.









№ 4. "Херувим и Колесница" (утеряно) - 1888 год



Реконструкция

Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. Входит в число утерянных на данный момент яиц.

Существует единственная нечеткая фотография яйца с размытыми очертаниями, также имеется короткое описание, хранящееся в Российском государственном историческом архиве: «Ангел, тянущий колесницу с яйцом — 1500 рублей, ангел с часами в золотом яйце — 600 рублей».

В описи драгоценных предметов императорского имущества, составленной в 1917 году, содержится запись: «Золотое яйцо, украшенное бриллиантами и сапфирами; с серебряной позолоченной подставкой в форме двухколёсной повозки». Сюрприз - ангел с часами.

Предполагают, что на выставке 1934 года в Нью-Йорке оно было выставлено на продажу и куплено Виктором и Арманд Хаммер. Где оно находится в настоящий момент, неизвестно.

№ 5. "Несессер" (утеряно) - 1889 год



Реконструкция
Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. Входит в число утерянных на данный момент яиц.

Яйцо было сконструировано в форме футляра, содержащего предметы женского туалета. Поскольку точный внешний вид изделия не известен, то можно опираться только на сведения из описи императорского драгоценного имущества 1917 года.

Вполне возможно, что сюрпризом был набор из 13 предметов женского маникюрного набора, инкрустированных бриллиантами, хотя в этом нет точной уверенности.

С 1922 года судьба изделия неизвестна. Предположительно, выставлялось и было продано на аукционе в 1952 г.

№ 6. "Датские дворцы"- 1890 год


Подарок Марии Федоровне от императора Александра III. В настоящее время яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей и с 22 ноября 2011 года экспонируется в Нью-Йоркском музее Метрополитен.
Снаружи оформлено розово-лиловой эмалью, разделённой золотыми полосками на двенадцать секций. Шесть вертикальных линий и три горизонтальные линии инкрустированы бриллиантами огранки "роза". На каждом из пересечений линий расположены изумруды, а на вершине яйца находится медальон с листьями, распускающимися вокруг звёздчатого сапфира-кабошона. С обратной стороны яйца расположены листья с орнаментами, выполненными при помощи чеканки.

Яйцо имеет открывающий механизм для получения сюрприза: 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами сверху и греческими меандрами снизу. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом.
На миниатюрах изображены императорские яхты Полярная звезда и Царевна, замок Бернсторф в Копенгагене, императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг, дворец Амалиенборг в Копенгагене, замок Кронборг в городе Хельсингёр, дворец-коттедж в Петергофе и Гатчинский дворец под Санкт-Петербургом.

В 1930 г. яйцо «Датские дворцы» вместе с 11 другими выбрали для продажи за пределами CCCР, и в том же году его купил Виктор Хаммер за 1500 рублей. Позднее оно несколько раз перепродавалось, а в 1971 г. яйцо обнаружили в коллекции умершей Матильды Геддингс Грей. C 1972 года "Датские дворцы" находятся в собственности фонда ее имени и выставляются в музеях.

№ 7. "Память Азова" - 1891 год


Подарок Марии Федоровне от Александра III. В настоящее время находится в Оружейной палате в Москве и является одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.
Вырезанное из цельного куска гелиотропа (темно-зеленый с ярко-красными вкраплениями минерал группы кварца) яйцо «Память Азова» выполнено в стиле рококо, присущего эпохе Людовика XV. Оно покрыто ажурным золотым орнаментом, инкрустировано бриллиантами и золотыми цветками. Широкая золотая кайма в месте соединения двух половинок яйца

украшена рубином и двумя бриллиантами. Внутренняя часть отделана зелёным бархатом.

Сюрпризом яйца является миниатюрная модель крейсера Российского императорского флота "Память Азова", выполненная из красного и жёлтого золота и платины с маленькими бриллиантами в качестве стёкол.

Модель установлена на пластине из аквамарина, имитирующего воду. На корме выгравировано название корабля. Подставка имеет золотую рамку с петлёй для удобного извлечения из яйца.

Яйцо посвящено путешествию цесаревича Николая Александровича и великого князя Георгия Александровича на крейсере "Память Азова" по Дальнему Востоку с октября 1890 г. по август 1891 г. Путешествие состоялось по совету родителей с целью расширения кругозора будущего царя и его брата, но имело неприятные последствия. В то время великий князь Георгий Александрович болел туберкулёзом, а длительное плавание усугубило болезнь. На цесаревича Николая в Японии было совершено покушение, в результате которого он получил серьезные травмы головы от сабельных ударов. Хотя яйцо было подарено императрице в апреле, еще до этого происшествия, по-видимому, оно так и не вошло в число любимых ею ювелирных яиц.

№ 8. "Алмазная сетка"- 1892 год


Подарок Марии Федоровне от Александра III. В настоящее время яйцо находится в частной коллекции в Лондоне.

Скорлупа яйца вырезана из полупрозрачного яблочно-зелёного бовенита (не путать с бавенитом!) - разновидности серпентина. Внешне материал изделия напоминает высококачественный нефрит. Обработка - кабошон. Яйцо оплетёно диагональной сеткой из платиновых полос, инкрустированных бриллиантами огранки "роза" на золотых основаниях. Сверху и снизу, в местах соединения полосок, расположены два больших бриллианта. Внутренняя отделка выполнена белым атласом, имеется пространство для размещения сюрприза. Основание представляло собой круглую бледно-зелёную плиту из жадеита, на которой находились три херувима, поддерживающие яйцо. Считалось, что они олицетворяют трёх сыновей императора: Николая (наследника престола), Георгия и Михаила. На данный момент основание утеряно.
Также утерян сюрприз - фигурка слоника с ключом для заводки. По описаниям, слоник с маленькой золотой башней изготовлен из слоновой кости, частично покрытой эмалью, и инкрустирован огранёнными "розой" бриллиантами. Бока украшены золотыми узорами в форме двух креcтов, каждый с пятью белыми драгоценными камнями (?). Такие же были на лбу слона, а на бивнях, хоботе и упряжке - мелкие алмазы. Слоник преднамеренно имел сходство со слоном, изображенном на королевском гербе Дании, как воспоминание из детства Марии Фёдоровны.

В 1920-е годы яйцо продали через контору «Антиквариат» Мишелю Норману из компании Australian Pearl. С тех пор оно несколько раз перепродавалось.

№ 9. «Кавказ» - 1893 год


Подарок Марии Федоровне от Александра III.
Сейчас яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грей и с ноября 2011 года экспонируется в музее Метрополитен, Нью-Йорк.

Яйцо-сувенир в стиле позднего Людовика XV имеет четыре овальных «окна», каждое из которых закрывается овальной дверцей с бордюром из жемчуга. С наружной стороны в центре каждой из дверц находится бриллиантовый венок, с цифрой внутри. Вместе они составляют число 1893. По бокам каждого окна и дверцы находятся золотые жезлы с бриллиантовыми полосками и с жемчужинами на концах. За каждой открывающейся дверцей располагаются миниатюры на слоновой кости с изображениями видов Абастуманского дворца на Кавказе, в котором Великий князь Георгий Александрович провёл большую часть жизни. Миниатюры написаны придворным миниатюристом Константином Крижитским.

На верхней части яйца под большим «портретным» бриллиантом находится миниатюрный портрет Великого князя Георгия Александровича. Портретный бриллиант окружён бриллиантами огранки "роза" и лавровым венком. В основании яйца находится портретный бриллиант меньшего размера. В верхней и нижней четвертях яйца — розовая гирлянда из цветного золота, перевязанная платиновыми бантами, унизанными бриллиантами. Яйцо располагается на подставке с витыми золотыми ножками, имитирующими гнутое дерево.

Сюрприз яйца был утерян, и о нём не осталось документальных свидетельств.
В 1930 году продано конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йоркской галереи Хаммера, затем до 1972 г. находилось в коллекции Матильды Геддингс Грей.

№ 10. «Ренессанс»-1894 год


Последнее пасхальное яйцо работы Фаберже, подаренное Александре Федоровне императором Александром III (он скончался в октябре 1894 г.). Текущим владельцем является фонд Виктора Вексельберга «Связь времён».
Ларец в форме яйца из прозрачного голубовато-молочного агата лежит горизонтально на овальном золотом основании.

Верхняя часть яйца, открывающаяся на золотом шарнире, украшена накладной трельяжной решёткой, выполненной из белой эмали с алмазными и рубиновыми цветами на местах пересечений. Алмазами выложена дата «1894» в овалe из землянично-красной прозрачной эмали, обрамлённой стилизованными раковинами из зелёной эмали и фигурами из красной и белой эмали.

Нижнее окаймление крышки украшено раковинами прозрачной землянично-красной эмали в промежутках между завитками белой эмали с алмазами.
Края створок внутренней стороны яйца, видных при открытой крышке, отделаны растительным бордюром на белом эмалевом фоне. Нижняя створка окаймлена сверху полосой землянично-красной эмали и охвачена снизу поясами из листьев с ягодкой и голубыми раковинами «пряжек». С обоих сторон ларца размещены ручки в виде золотых скульптурных львиных голов с кольцами в зубах. Чеканное основание отделано листьями прозрачной зелёной эмали, чередующихся с цветами красной эмали.
Сюрприз был утерян, однако существует предположение, что это было украшение из жемчуга. По другой версии, высказанной Кристофером Форбсом, считается, что сюрпризом было яйцо Воскресение Христово, которое идеально подходит по размерам яйцу «Ренессанс» и имеет схожее исполнение и цветовую гамму. Кроме того, они вместе демонстрировались в 1902 году.

Около 1927 года через контору «Антиквариат» яйцо продано Арманду Хаммеру в Нью-Йоркскую галерею за 1500 рублей, затем несколько раз перепродавалось.

№11. «Часы с синей змеей" - 1895 год


Первое из пасхальных яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. В настоящий момент оно принадлежит князю Монако Альберу II.

Яйцо располагается на золотой подставке, украшенной узорами из опаловой белой эмали. Три панели подставки покрыты золотом четырёх цветов, символизирующих искусства и науки.

Золотая змея, инкрустированная
бриллиантами, обвивает подставку, соединяя её с яйцом, и поднимается до его середины.
Голова змеи и её язык указывают на текущий час, отображающийся римскими цифрами на вращающейся белой панели. Большая часть яйца покрыта полупрозрачной синей эмалью и золотыми полосами с бриллиантами, а также в его нижней и верхней частях есть элементы часового звонка. На каждой из сторон яйца располагаются золотые ручки в форме скульптурных арок в виде буквы «C», прикреплённых недалеко от верха и посередине яйца. Одной из интересных особенностей является то, что «Яйцо-часы с синей змеёй» не содержит сапфиров, а в русских исторических архивах об описи конфискованного имперского имущества за 1917 год и в документах передачи коллекции из Аничкова дворца за 1922 год в Совнарком указано, что все предметы содержат сапфиры.
Яйцо не содержит сюрприза, т.к. является рабочими часами. В 1927 году продано Мишелю Норману из компании Australian Pearl. Поменяв нескольких владельцев, в 1974 году подарено князю Монако Ренье III на 25-летний юбилей нахождения на престоле. Князь подарил яйцо своей супруге, княгине Грейс.

Оно стало одним из самых любимых ювелирных изделий княгини и хранилось на столе в одной из её комнат. После смерти Грейс все помещения были опечатаны и яйцо не выставлялось на публике. Затем, после смерти Ренье III в 2005 году, яйцо унаследовал новый князь Монако Альбер II. С 2008 года яйцо демонстируется широкой публике на выставках.

№ 12. "Бутон розы"- 1895 год


Создано Михаилом Перхиным под руководством Карла Фаберже для Николая II. Оно стало первым яйцом, подаренным Николаем Александре Федоровне.
Пасхальное яйцо выполнено в стиле неоклассицизма. Оно открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигаются, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны.
Корона подчеркивала новый титул Александры Фёдоровны как императрицы Российской империи. Её родной Дармштадт славился своим розарием, особенно ценились желтые розы. Сюрприз стал приятным воспоминанием о родине.

В 1927 года яйцо было продано Эммануэлю Сноуману из ювелирного дома Wartski. Оно несколько раз меняло владельцев, а с 2004 года принадлежит фонду Виктора Вексельберга.

№ 13. «Портреты Александра III (Двенадцать монограмм)"» - 1896 год

Создано по заказу императора Николая II и подарено им матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, на Пасху в память об отце, Александре III. Оно стало первым из четырёх императорских яиц, изготовленных в память об Александре III. В настоящий момент находится в собственности музея Хиллвуд.
Это ювелирное яйцо считается одним из самых красивых творений фирмы Фаберже. Оно состоит из 6 панелей, покрытых тёмно-синей, гильошированной орнаментами эмалью. Их рассекают рельефные обручи, инкрустированные бриллиантами огранки "роза". В местах пересечений обручей установлены более крупные бриллианты, располагающиеся на золотых площадках.

На каждой панели находятся монограммы МФ (Мария Фёдоровна) и АIII (Александр III), выложенные алмазами, над которыми находится императорская корона из бриллиантов. В верхней половине расположены монограммы МФ, в нижней — АIII. Над верхней и нижней частями возвышаются большие бриллианты, установленные на круглых золотых площадках. Когда яйцо открывается, видна внутренняя бархатная отделка. Сюрпризом были миниатюрные портреты Александра III на подставке из золота, но они утрачены во время экспроприации.

В 1920-х годах яйцо №13 продали парижскому ювелиру, позднее оно попало к коллекционеру антиквариата Марджори Мерривэззер Пост, которая завещала свою коллекцию музею Хиллвуд, созданному в ее усадьбе.

№ 14. «Вращающиеся миниатюры» - 1896 год

Это яйцо создано по заказу Николая II для императрицы Александры Фёдоровны. В настоящий момент оно находится в коллекции Виргинского музея изобразительных искусств.
Внешняя оболочка из горного хрусталя ограничена тонкой золотой полоской, покрытой изумрудно-зелёной эмалью, инкрустированной бриллиантами. Яйцо венчает 27-каратный сибирский изумруд, расположенный на золотой подложке, покрытой изумрудно-зелёной эмалью. Данный кабошонный изумруд является одним из самых больших драгоценных камней, использованных Фаберже в серии императорских яиц.
Ножка яйца располагается на постаменте из горного хрусталя и состоит из красочно расписанного, покрытого эмалью золотого двойного сфероида, окруженного двумя кругами из бриллиантов огранки розой. Оно также украшено монограммами царицы - принцессы Алисы Гессен-Дармштадтской до замужества и позднее Александры Фёдоровны, императрицы Российской.


Каждая монограмма увенчана бриллиантовой короной соответствующего королевского дома. Эти монограммы формируют непрерывный узор вокруг основания ювелирного яйца.
Внутри яйца из горного хрусталя располагается золотая ось, поддерживающая двенадцать миниатюрных рисунков. На них изображены дворцы и резиденции, которые были значимы для молодой императрицы. Каждое из этих мест является памятным для Николая и Александры, как первые моменты их знакомства до бракосочетания, состоявшегося в 1894 году.
В момент отпускания изумруда кабошона, расположенного сверху яйца, приводится в движение механизм, вращающий миниатюры, прикрепленные к центральной золотой оси. Вниз опускается крючок, который их перелистывает подобно страницам книги, благодаря чему можно наблюдать две миниатюры одновременно. Каждая из них имеет золотую рамку, увенчанную изумрудом.

В 1930 году яйцо продано через контору «Антиквариат» галерее Виктора Хаммера С 1945 года оно находилось у Лилиан Томас Пратт, жены президента General Motors Джона Пратта. После ее смерти в 1947 году яйцо по завещанию было передано в собственность Виргинского музея изобразительных искусств в городе Ричмонд, где до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея

№ 15. «Розово-лиловое яйцо с 3 миниатюрами» (утеряно) -1897 год


Создано по заказу императора Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Яйцо входит в число пропавших ювелирных яиц Фаберже и в настоящий момент его местонахождение неизвестно. Однако в коллекции Виктора Вексельбега находится его сюрприз — рамка с 3 миниатюрами в виде сердца.
Точный дизайн яйца неизвестен. В счете, выставленном Фаберже, оно описано как
«розово-лиловое эмалевое яйцо с 3 миниатюрами».
Рамка-сюрприз выполнена в популярном в то время неоклассическом стиле. Она имеет форму сердца, окаймленного бриллиантами, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с выложенной бриллиантами датой «1897». Рамка располагается на шестигранной ножке, выполненной в стиле Людовика XVI, покрытой белой эмалью с росписью в виде извивающейся по спирали виноградной лозы.
Ножка установлена на куполообразном уступчатом основании, покрытом землянично-красной эмалью и украшенном золотыми венками из лавровых листьев, алмазами, гравированным золотым листьями аканта, нарисованными веточками лавра, а также четырьмя крупными жемчужинами.
При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зелёной эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке располагается миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном — император Николай II, во втором — его супруга императрица Александра Фёдоровна, в третьем — великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании.

В описях конфискованного императорского имущества 1917 и 1922 годов яйцо не числится. Предположительно, оно было взято Марией Фёдоровной до 1917 года. В 1978 году сюрприз яйца был продан аукционом Кристис в коллекцию журнала Forbes. В 2004 году его, вместе с другими ювелирными изделиями, находившимися в собственности семьи Форбс, купил фонд Виктора Вексельберга «Связь времён».

№ 16. «Коронационное» - 1897 год



Самое знаменитое и одно из самых изысканных пасхальных шедевров Фаберже посвящено годовщине коронации Николая II, состоявшейся 14 мая 1896 года. Подарено императором на Пасху супруге, Александре Федоровне. В настоящий момент находится в собственности фонда Виктора Вексельберга «Связь времён».
Сквозь зеленовато-желтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированая поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решеткой из лавровых листьев зелёного золота, воспроизводящая ткань платья императрицы на церемонии коронации. На вершине она замыкается венком из алмазов. На перекрещениях решетки размещаются двуглавые орлы из чёрной эмали с алмазами на щитах и голубой эмалью на лентах. Сверху на яйце, под крупным портретным бриллиантом находится монограмма императрицы Александры Федоровны, усыпанная бриллиантам и рубинами огранки "роза" на белом эмалевом фоне. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине чёрной по белой эмали датой «1897», видимой сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких.

Сюрпризом является крошечная копия золотой кареты Екатерины Великой 1793 года, используемая родом Романовых при транспортировке царской семьи на коронационной неделе. Мастер фирмы «Фаберже» Георг Штайн, в своих мемуарах писал, что над созданием этого чуда ювелирного искусства он трудился более 15 месяцев по 16 часов на дню.
Исключительно точно воссоздан не только внешний вид кареты, но и вся её оснастка. Карета снабжена рессорами, имеет поворотный круг, с обеих сторон – открывающиеся маленькие дверцы, из недр кареты выбрасывается крошечная подножка. Внутри – кресла, балдахин и укреплённое под потолком колечко, на котором когда-то был подвешен большой бриллиант в виде пасхального яйца. Скорее всего, императрица его сняла и прикрепила к своему пасхальному ожерелью.

В 1927 году через контору «Антиквариат» яйцо купил Эммануэль Сноумен для галереи Wartski, расположенной в Лондоне. Яйцо несколько раз меняло владельцев, сейчас им владеет фонд Виктора Вексельберга.

№17. "Пеликан" - 1898 год



Создано по заказу Николая II для его матери, вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. В настоящий момент находится в собственности Виргинского музея изобразительных искусств.
Яйцо изготовлено из красного золота, бриллиантов, жемчуга, серой, розовой, опаловой и синей эмали с акварелями на слоновой кости, а его подставка выполнена из разноцветного золота.

Данное яйцо одно из немногих, не имеющих эмалевого покрытия всей его поверхности. Оно покрыто гравированным красным золотом в стиле ампир и увенчано пеликаном из матовой серой, синей и розовой эмали. У пеликана,символа самопожертвования и милосердия, инкрустированные бриллиантами крылья. Он кормит своих детей в золотом гнезде, что символизирует материнскую заботу и любовь. На яйце выгравированы классические мотивы, памятные даты с 1797 по 1897 годы и надпись с обеих его сторон: «Посети виноградъ сей и вы живы будете».
Яйцо располагается на круглой золотой подставке состоящей из двух колец, украшенных орнаментами и имеющей четыре ножки, увенчанные головами орлов c имперскими коронами и опирающимися на звериные лапы. Также, оно имеет красный бархатный чехол, что встречается всего лишь раз среди всей серии императорских яиц.

Яйцо «Пеликан» - памятный знак 100-летнего (1797 - 1897 годы) патронажа благотворительных учреждений русскими императрицами. Учреждения, основанные в основном для обучения дочерей дворян, изображены на восьми овальных панелях, имеющих жемчужные рамки. Их можно увидеть после трансформации яйца на 8 частей, образующих ширму. Миниатюры нарисованы придворным художником Иоганнесом Зенграфом на слоновой кости. С обратной стороны миниатюр перечислены изображенные учреждения. «Девятая панель» служит исключительно как подставка для раскрытого яйца.

В 1930 году яйцо № 17 продано конторой «Антиквариат» Арманду Хаммеру из Нью-Йорка. Между 1936 и 1938 годом его приобрела Лилиан Томас Пратт, жена президента General Motors Джона Пратта. После её смерти в 1947 году по завещанию яйцо передано Виргинскому музею изобразительных искусств в Ричмонде, где до сих пор остаётся в открытой части экспозиции музея.

Полюбуемся этим произведением искусства на видео.

№18. "Ландыши" - 1898 год

Очередное пасхальное яйцо для Александры Федоровны по заказу Николая II. Оно стало одним из самых любимых у императрицы.
Яйцо выполнено из полупрозрачной розовой эмали с гильошированой поверхностью, и установлено на золотую подставку с четырьмя ножками. На нем укреплены ландыши, выполненные из зелёной эмали, золота и жемчуга.

Сюрприз появляется при нажатии на боковые жемчужины: из верхней части выдвигаются три медальона. На верхнем медальоне, увенчанном короной с бриллиантами и рубином-кабошоном, изображён Николай II в военной форме, на левом - великая княжна Ольга, на правом — Татьяна. Использованные материалы: золото, эмаль, алмазы, рубины, жемчуг, горный хрусталь, слоновая кость. Высота 20 см в раскрытом виде.

В 1927 г. яйцо продано Э.Сноуману, после этого несколько раз меняло хозяев, а в 2004 г. приобретено Виктором Вексельбергом на аукционе Сотби в Нью-Йорке.

№19. "Анютины глазки"- 1899 г.



Подарок Николая II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне. Ранее изделие было известно как "Яйцо из шпинатового нефрита". Яйцо выточено из цельного куска нефрита и удерживается подставкой в виде позолоченных серебряных листьев с бриллиантовыми прожилками, закрученных в пучок. Над листьями поднимаются пять стеблей с цветами и бутонами анютиных глазок, выполненными из золота, цветной эмали и алмазов.

Верхняя часть яйца открывается, под ней спрятан сюрприз — сердцеобразный складывающийся мольберт с одиннадцатью медальонами. Овальные крышки медальонов изготовлены из земляничной гильоше эмали, украшены личными монограммами членов императорской семьи. Медальоны соединены между собой бриллиантовой виньеткой, образующей букву М. Мольберт увенчан венком с шестиконечной Вифлеемской Звездой, в центре которой сияет крупный бриллиант, снизу дата - 1899.

Материалы сюрприза: золото, алмазы, жемчуг, эмаль земляничного, белого и перламутрового цвета. Высота - 14,6 см.

При нажатии на кнопку медальоны открываются, показывая портреты всех членов царской семьи. Портреты первого ряда по вертикали: царевич Георгий Александрович, младший брат царя, и великий князь Александр Михайлович, муж великой княгини Ксении Александровны, сестры царя. Второй ряд по вертикали: царь Николай II, княжна Ирина, дочь великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Третий ряд по вертикали: дочери Николая II великие княжны Ольга и Татьяна, великий князь Михаил Александрович, младший брат царя. Четвертый ряд по вертикали: царица Александра Федоровна и князь Андрей Александрович, брат княгини Ирины. Пятый ряд по вертикали: великие княгини Ольга и Ксения Александровны, сестры царя.

В 1930 г. конторой "Антиквариат" яйцо было продано на аукционе в Нью-Йорке, с тех пор находится в частных коллекциях. Местонахождение в настоящее время - Новый Орлеан.

№20. "Букет лилий"- 1899 г.


Яйцо-часы (распространенное название "Лилии Мадонны") создано по заказу Николая II как подарок для императрицы Александры Федоровны. Материалы: разноцветное золото, платина, бриллианты, оникс, белая и желтая полупрозрачные эмали, непрозрачная белая эмаль. Высота 27 см.

Яйцо имеет вид старинных французских часов времён Людовика XVI. Яйцевидные часы и прямоугольная подставка декорированы прозрачной жёлтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота. Венчает часы букет белоснежных лилий (лилий Мадонны) в розетке из роз. Лилии вырезаны из оникса, пестики заканчиваются тремя маленькими бриллиантами, листья и стебли из тонированного золота. Вращающийся циферблат с 12-ю римскими цифрами, украшенными алмазами, покрыт белой эмалью. Стрелка часов сделана в виде стрелы Купидона, выпущенной из лука. На постаменте дата из бриллиантов -1899. Часовой механизм заводили золотым ключом.

На языке цветов лилии символизируют чистоту и невинность, розы - любовь. Факелы Купидона (возле часовой стрелки), пламя которых изображено как растительный орнамент по окружности часов, символизируют семейную любовь.

Сюрприз утерян, на ранних фотографиях он запечатлен как рубиновый кулон с бриллиантами.

В настоящий момент яйцо находится в Оружейной палате в Москве и является одним из немногих императорских пасхальных яиц, не покидавших пределы России.

Как устроены яйца Фаберже - взгляд изнутри


Пасхальные яйца Фаберже - 5 видеороликов


«Яйца Фаберже» - название нарицательное. Этот символ роскоши, некогда распроданный большевиками за бесценок, сегодня стоит баснословных денег. Частные коллекционеры выкладывают за право обладания знаменитыми сокровищами миллионы.

Происхождение

Можно сказать, что Карл Фаберже - ювелир потомственный. Его отец еще в 1842 году открыл в Санкт-Петербурге свою фирму. Семья приехала в Россию из Эстонии, а предками знаменитого ювелира были французские гугеноты, бежавшие в Германию от недружественной политики короля-Солнца (Людовика XIV). Ничего выдающегося мастерская Фаберже-отца не делала: броши да диадемы, щедро усыпанные драгоценными камнями, пользовались неизменным спросом у представителей богатого купечества, но и только.

Густав изо всех сил старался выучить и обеспечить своего первенца, поэтому Карл Фаберже учился в престижнейших учебных заведениях Европы, обучался ювелирному мастерству во Франкфурте, а потом вернулся в Россию и в 24 года возглавил семейное предприятие. Часть исследователей утверждают, что он был чрезвычайно одарен в ювелирном деле, другие уверены, что выдающийся талант Карла Густавовича был чисто административный. Но зато менеджер, как сейчас бы сказали, он был от бога.

Взлет

Когда в 1882 году в Москве происходила художественно-промышленная выставка, Фаберже повезло: изделия предприятия обратили на себя внимание и его жены. С этого момента и началось плодотворное сотрудничество ювелира с семьей монарха. Надо сказать, что император раздаривал дорогие украшения не то что килограммами - тоннами. Требовалось преподносить дары во время официальных визитов к правителям других стран, и тут годились искусно изготовленные сервизы, шкатулки, украшения и разнообразные безделушки с клеймом Фаберже.

Вскоре фирма получила и международное признание, одержав победу на выставке в Нюрнберге (1885 год). Судьи выбрали изделия, копирующие золотые украшения скифов. В этом же году было изготовлено первое яйцо Фаберже для дома Романовых.

Семья императора

Императрица благоволила к ювелиру с 1884 года: ей преподнесли сувенир, изображающий золотую корзинку с жемчужными ландышами. Мария Федоровна нашла вещицу прелестной, и можно сказать, что благодаря этому Карл Фаберже открыл новое направление в деятельности предприятия. С тех пор разнообразные фантазии, воплощенные в камне, золоте или кости, стали его фирменной особенностью.

Надо сказать, что знаменитый ювелир более всего ценил именно художественную сторону вопроса, и не все его изделия были драгоценными. На его предприятиях изготавливались разнообразные полезные мелочи, вроде ручек для зонтиков, звонков или каменных печатей. Согласно некоторым источникам, фирма делала даже а уж серебряные сервизы Фаберже и вправду славились по всей России (и не только).

Художественная сторона

Ювелир ввел моду использовать не только драгоценные камни и металлы, но и материалы попроще: хрусталь, кость, малахит, яшму и др. Поначалу штат фирмы не располагал достаточным количеством квалифицированного персонала для выполнения всех идей, которыми был переполнен Карл Фаберже. Работы приходилось заказывать уральским мастерам. Но постепенно многие талантливые ювелиры, граверы и художники становились штатными сотрудниками предприятия. Среди них были мастера высочайшего класса, им Фаберже разрешал ставить на свои произведения собственное клеймо.

Рабочий день у сотрудников был просто рабский: они должны были трудиться с семи утра до одиннадцати вечера, а по воскресеньям - до часу пополудни. Удивительное дело, но при этом Карл Фаберже пользовался расположением подчиненных: от него не уходили, не организовывали конкурирующих фирм, хотя у многих была такая возможность. Надо сказать, что жалованье знаменитый ювелир платил щедрое, старых и больных работников на произвол судьбы не бросал, на похвалу не скупился.

Фирма имела собственный узнаваемый стиль. Еще одной особенностью стали разнообразные эмали, которые радуют глаз более чем 120 оттенками, а техника так называемой гильошированной эмали так и не поддалась воспроизведению.

Яйца императорской коллекции

Наиболее широкую известность и посмертную славу Карл Фаберже получил благодаря которые его фирма изготавливала каждый год для императорской семьи. Начало традиции положил случай. Царь попросил ювелира сделать подарок-сюрприз для ее величества Марии Федоровны. Фаберже была предоставлена свобода выбора - так появилось первое яйцо императорской коллекции.

Первый образец представлял собой золотое яйцо, покрытое снаружи белой эмалью. Внутри него помещался желток и цветная курочка. Она, в свою очередь, тоже была с секретом: внутри птички находилась крохотная императорская корона и рубиновое яйцо, которое впоследствии было утеряно.

Идея не была оригинальна: подобные сувениры хранятся среди экспонатов нескольких европейских музеев до сих пор (возможно, там Карл Фаберже и черпал вдохновение).

Императрица от подарка пришла в восторг. С этого момента Фаберже должен был каждый год представлять ко двору новый шедевр, но с двумя условиями. Во-первых, яйцо с секретом могло изготавливаться только для царской фамилии. Во-вторых оно должно было быть абсолютно оригинальным.

Когда на престол вступил Николай II, традиция продолжилась, но теперь Фаберже создавал два сувенира: для супруги монарха и для вдовствующей императрицы.

В обход царского запрета

Уже много лет спустя стало известно, что ювелир все-таки обошел запрет своего августейшего покровителя: семь яиц, весьма похожих на оригиналы из царской сокровищницы, оказались собственностью жены некоего золотопромышленника. Что стало тому виной - баснословное богатство госпожи Кельх или ее прелестные глазки - доподлинно неизвестно. Кроме них есть еще как минимум восемь яиц Фаберже, изготовленных по частным заказам. То, что этот факт документально не подтвержден, служит отличным прикрытием для мошенников.

На изготовление каждого шедевра дом Карла Фаберже тратил почти год. Для создания эскизов привлекались самые талантливые художники, а вид будущего подарка хранился в строжайшем секрете.

В процессе изготовления царского сюрприза Фаберже не гнался за выгодой: в разные годы пасхальные яйца обходились императору в разную сумму и изготавливались из разных, порой вовсе недорогих материалов. Так, в 1916 году монарх получил стальное яйцо, подставкой для которого служили четыре патрона.

Хозяева сохранившихся сокровищ

Говорят о 50, 52 и даже о 56 экземплярах, которые изготовил Фаберже для императорской семьи, но часть из них оказалась утрачена. Большевики, придя к власти, мало того что ограбили императорскую сокровищницу, так еще и распродали ее за бесценок. Сейчас известно местонахождение всего 46 из них.

В 2013 году поистине царский подарок жителям Санкт-Петербурга сделал российский олигарх Максим Вексельберг. Он выкупил у семьи Форбс самую большую в мире коллекцию яиц и открыл музей Фаберже, где 9 из 15 экземпляров может увидеть каждый желающий. Еще 10 шедевров находятся среди экспонатов 13 пребывают в музеях Соединенных Штатов Америки, 2 - в Швейцарии и еще 13 рассеяны по частным коллекциям (несколько принадлежат

Еще один музей Фаберже открыт в Баден-Бадене, там демонстрируются яйца 1917 года изготовления: из (предназначалось вдовствующей императрице) и стеклянно-хрустальное (для Александры Федоровны). Подлинность последнего вызывает некоторые сомнения, поскольку такое же нашлось в запасниках Минералогического музея в Москве, но хозяин шедевра, еще один русский миллиардер Александр Иванов, уверяет, что обладателем оригинала является именно он.

Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня в эфире Первого канала идёт телеигра под названием . Обзор игры, а также все вопросы и ответы в игре "Кто хочет стать миллионером?" за 07.10.2107 можно посмотреть, пройдя по ссылке выше.

А в этой статье мы подробнее рассмотрим тринадцатый вопрос для игроков первой части сегодняшней телеигры. Игроки отказались отвечать на этот вопрос и решили забрать деньги.

Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Верный ответ на вопрос о первом пасхальном яйце, которое изготовил знаменитый Карл Фаберже, выделен синим цветом и полужирным шрифтом. А пока немного информации из Википедии.

Яйца Фаберже - серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже. Серия создавалась между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании семидесяти одного экземпляра, из которых императорскими являются пятьдесят четыре.

Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое яйцо в 1885 году. Оно было заказано императором Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Фёдоровны. Так называемая «Курочка» снаружи покрыта белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота, - изготовленная из цветного золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

  • перстень с изумрудом
  • портрет императрицы
  • пшеничное зерно
  • золотая курочка

Правильный ответ на вопрос телеигры: золотая курочка .

Пасха, Велик день - самый значительный и важный праздник в календаре восточных и западных славян, тогда как у южных славян таковым является весенний Юрьев день. Традиционно праздновалась три дня; однако пасхальные мотивы широко представлены в мифологии и обрядности всей Светлой, предшествующей ей Страстной (когда совершались приготовления к празднику) и следующей за ней Радоницкой недель.

О.БУЛАНОВА

Одни из самых ценных и известных произведений ювелирного искусства в мире – это пасхальные яйца Фаберже. Создателем этой роскоши является российский по происхождению ювелир, немец по национальности Петер Карл Фаберже (1846-1920), глава семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства.

Фаберже путешествовал по Европе и первоначально обучался в Дрездене, а затем начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 г. он взял фирму отца в свои руки.

В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Фаберже получил покровительство царской семьи и звание “ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа”.

Его самые знаменитые творения – серия пасхальных яиц – создавались между 1885-м и 1917 г. для российской императорской семьи и частных покупателей. Всего известно о создании 71 штуки, из которых императорскими являются 54.

Самое первое яйцо было заказано царем Александром III Карлу Фаберже и ювелирам его фирмы в 1885 г. как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны.

Т.н. “Куриное” яйцо снаружи было белым – гладким и покрытым эмалью, размером 6,5 на 3,5 см. Посередине него проходила золотая полоса. По этой полосе яйцо открывалось.

Внутри находился желток из золота, а в нем обнаруживалась такая же золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона с рубиновой же подвеской. Сделано это было, как нетрудно заметить, по традиции складывающихся матрешек.

Кстати, сама идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной, однако уровень исполнения превзошел все ожидания. Первое пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII в.

Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней – кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Дизайн Фаберже должен был держать в тайне.

Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца – одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе – Александре Федоровне, новой императрице.

Кстати, Александре Федоровне было однажды подарено очень скромное яйцо, но которое, тем не менее, ей очень нравилось. Случилось это в 1916 г. Этот подарок сделан из обычной стали и в украшении его не использовалось ни одного драгоценного камня. Яйцо стояло на четырех подставках в форме гильз.

Некоторые специалисты связывали такой скромный декор подарка с трудностями военного времени – шла Первая мировая. Но, скорее всего, яйцо этот получилось подчеркнуто скромным, потому что Фаберже был хорошо осведомлен об образе жизни своих августейших заказчиков, непритязательный и в мирное время, а в тяжелые годы и вовсе аскетичным.

В яйце “Память Азова”, сделанного из зеленого гелиотропа, украшенного золотом и бриллиантами, находился маленький золотой фрегат. В сувенире императрицы Александры Федоровны из прозрачного горного хрусталя вращались вокруг оси двенадцать маленьких миниатюр с пейзажами.

Самое известное яйцо в мире – “Коронационное”. Сделано оно в форме императорской кареты. Императрице Александре больше нравилось розовое яйцо “Ландыши”. В нем были спрятаны портреты Николая II и его дочерей.

Самое большое изделие сделано как музыкальная шкатулка и называется “Кремль”.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех из них – Фаберже, не следует).

Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина. Также упоминаются Август и Альберт Хольстромы, Генрик Вигстром, Эрик Колин, Алма Пил и др.

Серия императорских яиц пользовалась такой славой, что вскоре все окружение царя хотело иметь дома такие яйца, а известность Фаберже дошла и до других стран.

Однако Фаберже не стал массово выпускать свои сувениры. Его фирма выполнила всего несколько изделий для частных заказчиков.

Среди них стоит особняком серия из семи яиц, подаренных золотопромышленником Александром Кельхом своей супруге. Кроме того, существует еще 8 яиц Фаберже, выполненных на заказ для Феликса Юсупова, племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо и неустановленных лиц. Они не такие роскошные, как императорские, и не являются оригинальными, зачастую повторяя тип, придуманный для царских подарков.

Возможно, для частных лиц были выполнены еще какие-либо изделия, но они никогда не были задокументированы (в отличие от царских яиц), что оставляет некоторую свободу для умелых фальсификаторов.

Пример неожиданного открытия – выставленное на продажу осенью 2007 г. “яйцо Ротшильдов”, которое было заказано представителями клана в фирме Фаберже и хранилось среди семейного имущества, не афишируясь, целое столетие.

“Яйцо Ротшильдов” сделано в виде часов, внутри находится механический петух, инкрустированный драгоценными камнями. Каждый час птица поет и размахивает крыльями.

Из императорских яиц только одно – “Георгиевское” – смогло покинуть большевистскую Россию вместе с его законной владелицей, императрицей Марией Федоровной, в ее багаже. Случилось это в 1918 г., когда императрица уехала через Крым на свою родину, в Данию.

Остальные остались в Петрограде. Там они хранились запакованными примерно до 1930 г., когда в рамках общей распродажи культурного наследия Советской России в поиске средств по приказу Сталина 14 из них было продано, причем Ренессансное яйцо и яйцо с миниатюрами, изображающими дворцы и яхты, были оценены соответственно в 400 и 500 рублей.

Рубль тогда, конечно, стоил намного дороже, чем теперь, но все равно сумма была смехотворной. Для сравнения: стоимость одного яйца Фаберже по ценам рубежа XIX-XX вв. составляла 3000-8000 рублей.

Такой продажей большевистские власти убивали двух зайцев – и необходимые средства появлялись, и избавлялись от наследия “проклятого прошлого, наследия реакционного искусства”.

Продажей занималось учреждение под названием Контора “Антиквариат”. Большинство из них было приобретено Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким, английскими дилерами Фаберже.

Что касается серии из семи яиц для жены А.Кельха, то над их созданием трудился ювелир фирмы Фаберже Михаил Перхин. Их бы, может, было бы не семь, а больше, но Кельх после с 1905 г. прекратил заказы подарков: супруги официально начали жить отдельно, да и их финансовое положение заметно ухудшилось в связи крахом на русско-японской войне.

После коллекции, хранящейся в Кремле, самое большое собрание удалось составить нью-йоркскому магнату Форбсу. Оно включало 11 императорских яиц, несколько разрозненных “сюрпризов” из неизвестных или несохранившихся яиц, а также четыре частных яйца.

В феврале 2004 г. наследниками Форбса собрание предполагалось выставить на аукцион, где бы оно, вероятно, ушло поштучно, но за несколько дней до начала торгов коллекция была целиком перекуплена русским олигархом Виктором Вексельбергом.

Яйца Фаберже изготовлялись из золота, серебра, драгоценных камней и других ценных материалов. В ход шли эмали и тонкая ювелирная работа. Подчас мастера экспериментировали с не очень традиционными материалами – горным хрусталем, драгоценными сортами древесины. Доказательством подлинности служит клеймо фирмы Фаберже.

Надо отметить, что иногда яйца гораздо крупнее, чем кажутся по иллюстрациям: высота некоторых (с подставкой) могла достигать 20 см. Традиционно внутри каждого должен был содержаться какой-либо сюрприз.

Часто это были миниатюры с портретами того, кому яйцо предназначалось и членов его семьи. Выполнялись также яйца-часы с заводными частями (петухами и кукушками).

Яйца Фаберже всегда представляли огромный интерес для желающих изготовить подделку ювелиров. Потому что в случае успеха сумасшедшая прибыль была бы гарантирована.

Впрочем, иногда настоящие яйца известной фирмы выдавались за другие изделия. Один из примеров: “Курочка Кельха” была продана Форбсу под видом одного из императорских яиц, что, естественно, повысило ее цену. Прием был таков: миниатюра с изображением Варвары была заменена на изображение цесаревича Алексея, кроме того, были изменены и выложенные из драгоценных камней инициалы.

Только поздние исследования позволили восстановить истинную принадлежность. После приобретения Вексельбергом коллекции Форбса в ней было выявлено еще несколько сомнительных вещей, в частности, на официальном сайте собрания больше не фигурирует зеленое “Яйцо с копытами” из боуэнита на золотых ножках-копытцах, с миниатюрным портретом-сюрпризом Александры Федоровны, которое, как считалось раньше, было подарено императрицей одному из ее приближенных. Также больше нет упоминаний о “Яйце-Конфетнице”.

Известно довольно много подделок яиц Фаберже, причем некоторые из них, сделанные неизвестными талантливыми мастерами, сами по себе представляют истинные произведения искусства.

Любопытно, что из-за большого количества подделок во второй половине 90-х Метрополитен-музей (Нью-Йорк) провел выставку подделок миниатюр Фаберже. Выставка пользовалась сумасшедшим успехом, потому что изделия на ней представленные были изумительными.









2024 © rukaraoke.ru.