Что такое тестопластика в детском саду. Сообщение для воспитателей "тестопластика в детском саду". Из истории тестопластики


(Консультация для родителей)

Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем, дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок). Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук.

И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.

Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

Тестопластика выполняет следующие функции:

  • Коррекционно-развивающую — развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.)
  • Обучающую — расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную — развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную — преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Воспитательную — развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Из истории тестопластики.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно доступно, очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится все, что сделано своими руками. Изделия из соленого теста имеют свою популярность не только в нашей стране

Древние египтяне, греки, римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов.

В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома удачу и благополучие.

В Китае из соленого теста изготавливались марионетки для кукольных представлений.

В странах Восточной Европы популярны большие картины из соленого теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и при выпечке не меняли цвета, считались особенно привлекательными.

Из истории русской тестопластики.

На Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и играли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ТЕСТА

1 рецепт «Традиционный». Смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

2 рецепт «Классический». Смешать 150 г муки, 300 г соли, 3 ложки любого обойного клея (сухого), добавить 100 мл воды и вымешать до получения крутого теста.

3 рецепт «Нежный» — для тонких декоративных изделий. Взять 200 г соли, 200 г муки, 1 столовую ложку обойного клея и 125 мл воды, все эти компоненты соединить, вымесить до консистенции пластилина и поместить в холодильник на 1 час.

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовке до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Для окрашивания теста нужно приготовить пищевые красители или краски (гуашевые, акриловые). Удобнее сразу приготовить несколько цветов. Поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, блестками, перышками, листьями, покрыть лаком и хранить много – много лет.

Инструменты и дополнительные материалы

для тестопластики:

Скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, противень, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, вилка, расческа, зубочистки, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, бусины, природный материал, шаблоны.

Шпаргалки для взрослых

  1. Готовое тесто поместите на 2 часа в холодильник. После этого из теста можно лепить.
  2. Чтобы тесто не прилипало к рукам, смочите их подсолнечным маслом.
  3. Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет. Поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытой банке или в полиэтиленовом пакете. Каждый раз берите оттуда столько теста, сколько вам нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.
  4. Тесто можно окрашивать, добавляя краски при замешивании и получая цветную массу. Раскрашивать можно и готовые изделия.
  5. Для раскрашивания можно использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА.
  6. Крупные изделия рекомендуется сначала подсушить на батарее или на солнце.
  7. Чтобы изделие не прилипало при обжиге, сушке надо использовать фольгу.
  8. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига, в зависимости от толщины изделия, — 30 — 60 мин.
  9. В работе могут использоваться любые инструменты: колпачки от фломастеров, формочки, ситечко, трубочки для коктейлей, объёмные пуговицы и всё то что вы захотите использовать в работе.
  10. Секрет этого теста заключается в том, что в него добавляют много соли, что делает изделия достаточно прочными и, естественно, несъедобными. Храниться такие изделия могут годами, не меняя первоначальной формы.

«Истоки способностей и

дарований детей

– на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

которые питают

источник творческой мысли.»

В.А. Сухомлинский

В детском саду работаю более 25-ти лет, свою деятельность строю в соответствии с программой детского сада. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (2011 г.).

Наблюдая за детьми я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками, так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете.

А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.

Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.

Исходя из этого, возникли следующие задачи:

Обучающие:

  • Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  • Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, экономно использовать, хранить.
  • Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
  • Развить мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

  • Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
  • Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
  • Сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  • Развить самостоятельность, аккуратность;
  • Сформировать потребность в саморазвитии.

В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила как в организационных формах обучения, так и в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 1 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметами

В своей работе опираюсь на принципы:

1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.

2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.

3. Принцип поэтапности. От простого к сложному

4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.

5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.

Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности.

На занятиях использую различные приемы:

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

- «Шлепанье» - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

В своей работе я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие самим воспитанникам: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.). С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным. Хотя и это не проблема, ведь после сушки тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.

Целью моей работы, на первом этапе, стало создание условий для развития мотивации и интереса у детей к художественно-творческой деятельности посредством тестопластики; развитие простых формообразующих движений, знаний, умений и навыков в работе с пластичным материалом.

Для этого я использовала беседы, красочные иллюстрации, открытки, любительские фотографии. На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.

Заниматься начала со средней группой. Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки: декоративные пластины с налепом, сердечки, прянички, печенье, бублики, и т.д. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания - формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Для украшения используем различные крупы, бисер, мелкие бусинки. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.

В старшей группе формировала представление об истории образования тестопластике, о традициях, расширяла знания о работе с тестом.

Целью второго этапа стало развитие воображения, художественного вкуса, творческих способностей старших дошкольников.

Здесь мы учились лепить объемные формы: скрепляя между собой при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост и т.д.

На этом этапе с детьми старшейгруппы, мы облепляли тестом разнообразные объемные формы: бутылочки из-под детского питания, сока; баночки, киндер –сюрпризы и т.д. Дети, сначала облепляли форму, а затем придумывали интересные игрушки, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы. Одним из этапов изготовления поделок является - раскрашивание. Для этого используем краски-гуашь, акварель, фломастеры. Работы стали получаться интересные, выразительные.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагала такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами, косточками, крупами, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

После того, как дети освоили лепку из простых элементов, перешли с ребятами к более сложному, лепили сюжетные панно. На этих занятиях анализировала степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях кружка. В этом случае уместно использование совместно-индивидуальной формы работы, где дети вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы лепим цыплят, то играем в игру «Наседка и цыплята», слушаем песенку «Вышла курочка гулять…», представляем себя цыплятами и говорим от имени их, т.е. выдерживаем общую тематику. В процессе лепки дети делятся своими впечатлениями, придумывают истории по теме.

Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределяя действия с тестом, побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность, во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

Проводила с родителями семинары-практикумы, собрание по теме, где рассказывала о важности и значении развития мелкой моторики и показывала способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.

Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.

Работы родителей:

Мастер - класс «Цветочная полянка» (тестопластика)

Мастер - класс рассчитан для детей среднего возраста. Создавайте свои картины, играйте, фантазируйте, творите!

Назначение мастер - класса: с помощью использования теста создавать замечательные картины своими руками, которые можно использовать в качестве подарков для друзей и близких.

Описание:

Развивать чувства радости и удовлетворения от создания прекрасных поделок своими руками, самореализация каждого ребёнка как индивидуальной личности в процессе деятельности.

Цели : развитие мелкой моторики, фантазии, творческого потенциала, логического мышления и внимания.

Необходимые материалы и инструменты:

Цветной картон;

Простой карандаш;

Супер тесто разных цветов;

Пластмассовая трубочка с двумя круглыми отверстиями (с разными диаметрами);

Шпатель;

Клей с блёсками.

На цветочной полянке,

Куда не посмотри

Ярко солнце светит

И вокруг - цветы:

Бабочки порхают,

Стрекозы тут летают,

Пчёлы мёд собирают,

Детвора играет.

Наступило лето -

Какие чудеса,

В гости приглашает

Цветочная страна!

Пошаговый процесс работы

1. Подготавливаем необходимый материал.

2. Выбираем картон любого цвета и с помощью простого карандаша рисуем силуэты цветов.

3. Наносим тонкий слой клея на полученные изображения.

4. Распределяем клей по всей картине равномерно (используя шпатель), аккуратно, не выходя за контур. Затем нужно подождать 10 - 15 мин., чтобы наша картина подсохла на воздухе, для того чтобы супер тесто лучше присоединялось к бумаге.

5. Раскатываем супер тесто в небольшие лепешки.

6. С помощью пластмассовой трубочки, путем надавливания, получаем маленькие кругленькие шарики.

7. Прижимаем трубочку к картине, затем убираем инструмент, и наш шарик - прилип. Выбираем жёлтый цвет и наносим новые шарики, чтобы заполнить сердцевинки наших цветочков.

8. Аналогично, используя тесто синего цвета, изготовляем наш первый цветочек.

9. Точно таким же образом, используя тесто белого цвета, формируем второй цветок.

10. Заканчивая нашу композицию, аккуратно изготовляем третий цветок, используя тесто красного и оранжевого цветов.

11. Заключительным этапом производим формирование рамки: для этого мы чередуем тесто жёлтого и зелёного цветов, по очереди приклеивая наши чудо шарики к поделки.

12. Наша «Цветочная полянка» готова. Она такая яркая, красочная и яркая, словно горячий привет жаркого и удивительного лета.

13. Используя такую же технику чудо - шариков, можно изготовить и другие поделки. Главное это желание и фантазия Вашего ребёнка. Родителям я рекомендую во время совместной деятельности с малышом закреплять цвет, количество, форму, порядковый и обратный счет, а так же знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки.

Тестопластика (мукосолька или биокерамика) – увлекательный вид рукоделия, не требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений. Лепить из соленого теста – одно удовольствие. Причем этот процесс будет одинаково интересен как детям, так и взрослым. Из невероятно пластичного, податливого и абсолютно безопасного материала для творчества.

Тестопластика (мукосолька или биокерамика) – увлекательный вид рукоделия, не требующий ни больших денежных затрат, ни особых умений. Лепить из соленого теста – одно удовольствие. Причем этот процесс будет одинаково интересен как детям, так и взрослым. Из невероятно пластичного, податливого и абсолютно безопасного материала для творчества получаются чудесные фигурки.

Предлагаем погрузиться в мир искусства, не выходя из квартиры! А чтобы Вам было проще освоить новое занятие, мы подготовили полезные советы и мастер-классы.

Особенности работы с соленым тестом

Истоки этого вида творчества уходят корнями глубоко в историю нашей культуры. Тот же Колобок – отличный художественный пример изделия из соленого теста.

Работать с тестом под силу каждому. Наверняка у Вас дома найдется горстка муки! Кроме того, тесто гораздо пластичнее гипса и выносливее пластилина.

Как приготовить тесто для лепки

Если Вы, наконец, решились освоить процесс изготовления поделок, то нелишним будет узнать, как сделать соленое тесто. Предлагаем несколько вариантов рецептов, из которых можно выбрать любой понравившийся.

  • 1 ст. мелкой соли;
  • 1 ст. муки;
  • 5 ст. л. подсолнечного масла;
  • вода;
  • цветная гуашь или натуральный сок.

Тщательно размешайте в глубокой емкости сухие ингредиенты, влейте туда масло и немного воды. Чтобы тесто приобрело определенный окрас, аккуратно вмешайте в него сок (например, морковный либо свекольный).

  • 1,5 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 125 мл воды.

Все смешать и замесить тесто, как на варенички. Для лепки тоненьких рельефных фигурок добавьте еще что-то одно на выбор: 1 ст. л. клея ПВА, 1 ст. л. крахмала или смесь клея для обоев и воды.

  • 2 ст. пшеничной муки;
  • 1 ст. соли;
  • 125 мл воды;
  • 1 ст. л. крема для рук (растительного масла).

Все ингредиенты соединить и хорошенько вымесить до однородности. Можно воспользоваться блендером или миксером, чтобы ускорить процесс. Тесто получается очень мягеньким и податливым.

  • 1 ст. муки;
  • 1 ст. соли мелкого помола;
  • 125 мл воды.

Это рецепт соленого теста для лепки крупных изделий. В первую очередь соль соедините с мукой, а затем вливайте понемногу воду, вымешивая до получения эластичной массы.

  • 1,5 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 4 ст. л. глицерина (продается в аптеке);
  • 2 ст. л. обойного клея + 125-150 мл водички.

Такое тесто хорошо подходит для изготовления тонких работ. Для замешивания рекомендуем воспользоваться миксером – он позволяет значительно облегчить задачу.

Необходимые для творчества инструменты

Кроме того, что нужно научиться делать соленое тесто для лепки, немаловажно еще подготовить необходимый инструментарий и набор приспособлений:

  • маленькая скалка или бутылочка с водой (без нее никуда!);
  • досточка для лепки;
  • ножичек;
  • стержень от шариковой ручки (для создания дырочек и узорчиков);
  • кисточка;
  • емкость с водой;
  • фигурные формочки для вырезания печенья;
  • пуговички, бусинки, колечки, кружево и пр. для выполнения оттисков;
  • краски.

Все это Вам пригодится для творческой работы с тестом.

Основные методы сушки

Когда изделие готово, его нужно правильно подсушить. Существует несколько методов. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Метод 1 - В духовке (разогретой)

Сушка в приоткрытой духовке при температуре 55-80 °C (поделка кладется в предварительно разогретую духовку). Изделие поместите на застеленный пергаментной бумагой противень или в жаропрочную посудину. Длительность процесса может составлять около часа или дольше в зависимости от размера фигурки.

Метод 2 - Естественные условия

Имеется в виду сушка на открытом воздухе (но не под прямыми солнечными лучами). Этот метод занимает больше времени, чем первый, однако он более эффективен. Изделие лучше всего положить на деревянную или пластмассовую поверхность. Сушка воздухом занимает около 3-4 дней. А вот сушить на батарее мы не рекомендуем – это может привести к тому, что поделка потрескается и раскрошится.

Метод 3 - В духовке (холодной)

Согласно этому методу поделки из соленого теста надо класть в холодную духовку и только потом ее включать, разогревая в итоге до 150 °C. Там же изделия должны и остывать, пока остывает духовка.

Фигурки из неокрашенного теста привлекательны сами по себе. Однако после сушки их можно разукрасить гуашью, акварелью либо акриловыми красками. Они хороши тем, что быстро высыхают, не размазываются и не оставляют следов на руках.

Способы окрашивания:

  1. Акварельные краски кисточкой размешать с водичкой и нанести на изделие, чтобы они не растекались.
  2. Смешать гуашь с клеем ПВА, равномерно покрыть этой смесью поделку.
  3. Можно наделить тесто определенным цветом еще во время замешивания. Разделите его на части – их должно получиться столько, во сколько оттенков необходимо красить. Скатайте из них шарики, в серединке каждого сделайте углубление и капните туда пару капель пищевого красителя, разведенного в воде. После этого разомните тесто, чтобы оно окрасилось равномерно.

Лепка из соленого теста позволяет также задействовать различные элементы для украшения. Это могут быть крупы, макаронины, пуговицы, ракушечки, бисер, всевозможные ниточки и ленты. Простор для фантазии неограничен!

Для чего нужно лакирование

Готовые изделия покрывают лаком для того, чтобы краска не выгорала и не смывалась, а внешний вид работы со временем не портился. Лакирование используется в случае необходимости и исключительно по желанию автора.

Придать блеска изделию можно лаком:

  • жидким – покрывать им изделие нужно в несколько слоев, результат получается румяным и естественным;
  • густым – он лучше защищает поделку от влаги, можно воспользоваться как придающим зеркальный блеск лаком, так и матовым.

Предпочтительнее воспользоваться лаком-аэрозолем. Достаточно однократного нанесения, чтобы краски заиграли ярче, а работа стала защищенной от повреждений.

Хотя, практика показывает, что правильная сушка позволяет даже не прибегать к лакированию – изделие и так будет сохранять первозданный вид многие годы.

Возможные проблемы и их решение

Приведем список проблем, которых могут возникнуть при сушке или оформлении игрушки из соленого теста:

  1. Тесто покрылось пузырями или трещинками после сушки. Это может быть вызвано неправильным выбором муки или невыполнением правил сушки. Мука для лепки подойдет самая простая и недорогая – низкосортная ржаная или пшеничная. А сушить изделие следует без лишней спешки в слегка разогретой духовке с приоткрытой дверцей. А вообще, лучше, если поделка будет сохнуть естественным образом.
  2. Изделие потрескалось после окрашивания. Так может произойти, если Вы начали красить еще недостаточно подсохшую поделку. Досушите ее на свежем воздухе, сгладьте шероховатости наждачной бумагой и окрасьте повторно.
  3. Изделие потрескалось ввиду большой толщины. В таком случае с обратной стороны либо снизу нужно удалить излишек теста. А чтобы крупное изделие подсохло в духовке равномерно, его нужно периодически переворачивать.
  4. Откололся какой-либо элемент. Можно попробовать приклеить его клеем ПВА, но лучше просто загладить неровность и задекорировать каким-либо украшением.
  5. Поделка потускнела после окрашивания. Дополнительное покрытие лаком способно вернуть цвету былую насыщенность и сделать поделку ярче.

Поделки из соленого теста

Согласно некоторым предположениям, первую лепнину из теста начали использовать кулинары для украшения выпечки. Сегодня из такого чудесного материала лепить можно все что угодно: и картины, и сувенирные фигурки, и игрушки.

Итак, когда Вы уже знаете, как делать соленое тесто, давайте приступим к созданию, собственно, поделок из него.

2015 год – это год деревянной овцы, поэтому самым актуальным сувениром является овечка из соленого теста. Предлагаем Вам МК по изготовлению такой фигурки.

Хотите кое-что интересное?

Вам понадобится:

  • мелкая поваренная соль;
  • пшеничная мука;
  • холодная вода;
  • фольга;
  • кисточка;
  • белила;
  • гуашь;
  • черный маркер.

Поэтапная последовательность действий:

  1. Соедините в равных пропорциях муку и мелкую соль, добавьте немного воды.
  2. Замесите эластичное тесто и отправьте его прохлаждаться в холодильник часика на два.
  3. По истечении этого времени можно приступать к лепке. Лепим из соленого теста 4 шарика. Это будут лапки овечки. Разместите их так, как показано на картинке.
  4. Скатайте кусочек фольги и поместите его в лепешку из теста. Затем из лепешки надо скатать шарик – это туловище овечки, его нужно уложить сверху на лапки.
  5. Теперь из кусочков теста слепите голову, рога-завитки, ушки и глазки.
  6. Чтобы получилось что-то наподобие кудрявой овечьей шерсти, скатайте много маленьких шариков и равномерно разместите их на спинке нашего животного.
  7. Заготовка готова. Осталось поместить ее в духовку, разогретую до минимальной температуры. Овечка должна хорошенько подсохнуть, не растрескавшись при этом. При температуре 50 °C потребуется около 3-х часов на сушку и еще до получаса на остывание.
  8. Затем покройте всю поверхность фигурки белилами. Подождите, пока они полностью высохнут.
  9. Раскрасьте овечку гуашью. А при помощи перманентного маркера можете нарисовать ресницы, рот, обвести рога и прочие детали по желанию.
  10. В завершение залакируйте овечку. Лак добавит ей блеска и гладкости, придав поделке законченный вид.

Тестопластика позволяет создавать не только маленькие объемные сувенирчики, но и целые картины из соленого теста. Конечно, для их создания потребуются некоторые навыки, терпение и усидчивость. Однако результат способен превзойти все ожидания, став замечательным подарком для близких людей или украшением интерьера Вашего дома.

Действуем поэтапно:

  1. Создание картины, как и любой другой поделки из теста, начинается с приготовления, собственно, теста. Различных вариаций рецептов много, но наиболее популярна такая: 1 ст. соли мелкого помола, 2 ст. муки, 200 мл воды. Замесите эластичное соленое тесто для поделок, упакуйте его в полиэтиленовый пакетик и отправьте в холодильник на пару часов.
  2. Достаньте готовый материал и можете начинать творить, отщипывая по кусочку теста из пакета (оно достаточно быстро покрывается корочкой на воздухе).
  3. Для соединения деталей между собой пользуйтесь не клеем, а водой.
  4. Создавать картину удобнее всего на фольге. Сушить результат нужно обязательно: в духовке или на воздухе.
  5. Когда поделка высохнет, раскрасьте ее гуашью и покройте двумя слоями лака.
  6. В завершение прикрепите картину к канве или любой другой ткани в рамочке.

Очень красиво смотрятся всяческие котики, птички, снеговики, мишки, таксы, цветочки и многое другое. Можно создавать картины по сюжету той или иной сказки – это особенно интересно будет деткам. Некоторые примеры работ для вдохновения Вы можете увидеть на картинках.

Символические фигурки-мукосольки

Соленое тесто – отличная альтернатива глине . А поделки из него могут стать уникальным украшением Вашего жилища или оригинальной идеей для подарка. Издавна считается, что мукосолька в доме – символ достатка и семейного благополучия.

Независимо от того, какие именно фигурки Вы планируете делать, тесто для них можно приготовить по одному из приведенных выше рецептов.

  1. Раскатайте тесто скалкой, чтобы его толщина составляла 0,5 см.
  2. На этом листе сделайте отпечатки любых формочек для печенья. Это – будущие фигурки из соленого теста.
  3. Включите духовку, а противень застелите бумагой для выпечки.
  4. При помощи деревянной лопатки или просто руками перенесите фигурки на противень.
  5. Трубочкой для коктейля или зубочисткой проделайте в каждой из фигурок дырочку, чтобы потом через нее можно было продеть нитку и повесить фигурки, скажем, на елку (ну или развесить по дому).
  6. На минимальной температуре выпекайте изделия в духовке несколько часов.
  7. Переложите их на ровную поверхность и дайте остыть.
  8. Раскрасьте игрушки по собственному усмотрению.

Вот еще несколько примеров оформления мукосолек, которые просты в изготовлении, а выглядят изумительно!

  1. Каждый рецепт соленого теста для поделок предполагает использование исключительно пшеничной или ржаной муки (но точно не блинной) и соли мелкого помола (не йодированной, так как тесто получится не однородным, а с крупными вкраплениями).
  2. Воду для замешивания нужно использовать очень холодную. Добавляйте ее порциями, старательно вымешивая тесто. В зависимости от выбранной Вами муки, воды может потребоваться разное количество.
  3. Тесто не должно приставать к рукам или крошиться. Если оно плохо лепится, добавьте чуть-чуть воды, а если липнет – немного муки.
  4. Соленое тесто прекрасно хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакетике или в контейнере с плотно закрывающейся крышкой. Используйте его по кусочку по мере необходимости, потому что готовое тесто на воздухе быстро покрывается сухой корочкой, которая портит внешний вид изделий. Срок годности теста – 1 неделя.
  5. Поделки из мелких элементов смотрятся изящнее. Чтобы детали хорошо прилипали друг к другу, смочите места соединения водой посредством кисточки.
  6. Чтобы подкрасить само тесто, добавьте чуть-чуть разведенного в воде пищевого красителя (для пасхальных яиц). Из теста разных цветов можно создавать новые оттенки: для этого просто разомните пальцами разноцветные кусочки.

Тестопластика – не просто детская забава, а и коррекционное занятие, которое позволяет развивать мелкую моторику рук, усидчивость и воображение малышей, воспитывая эстетический вкус. А для взрослых это отличный способ самовыражения и восстановления сил. Желаем Вам вдохновения, и пускай творчество будет только в радость!

Консультация для педагогов «Тестопластика в ДОУ»

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач государства - воспитание культурного, нравственного, ответственного, и творческого гражданина, ориентированного на общечеловеческие ценности . Новые федеральные государственные требования предусматривают переход к проектированию образовательного пространства на основе принципов фундаментальности культурообразности. Уникальные возможности для реализации новой образовательной модели предоставляет такая образовательная область как «Художественный труд».

Художественный труд – это преобразующая творческая деятельность, направленная на создание реальных предметов, гармонично сочетающих утилитарную и эстетическую функции (гармония пользы и красоты).

Цель занятий художественным трудом – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры.

Основной задачей занятий художественным трудом является:

    Раскрытие природы сущности художественного труда как творческой деятельности человека;

    Расширение представлений о видах художественно-творческой деятельности человека;

    Развитие эстетического восприятия, творческого воображения;

    Содействовать освоению художественных техник;

    Создание условий для полноценного личностного роста каждого ребенка.

Одной из художественных техник в художественном труде является тестопластика.

Тестопластика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из соленого теста.

Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно.

Мука и соль – это экологически безопасные продукты. При их соединении получается чудесный материал для лепки. Искусство лепки из соленого теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой.

Немного из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и раздавали разным знакомым, приговаривая: «Пусть у вас хлеб-соль водится, никогда не переводится».

«Солнце» и «Соль» - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай – встречать дорогого гостя хлебом-солью – пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю! Гостеприимных людей в народе издавна называли хлебосолами.

Существует 6 рецептов приготовления соленого теста, но самый популярный и востребованный – это «Традиционный» рецепт. Для его приготовления понадобится смешать 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды, 2 столовые ложки растительного масла и хорошо вымесить до получения пластичной однородной массы.

Для получения эластичного теста и лучшего скрепления деталей в соленое тесто добавляют растительное масло, глицерин, пищевой, казеиновый или обойный клей. При изготовлении фигурок и картин соленое тесто должно быть накрыто матерчатой салфеткой, иначе оно очень быстро высохнет и станет непригодным для лепки.

Лепить поделки можно из натурального и окрашенного теста. Неокрашенное тесто можно запечь в духовом шкафу до золотистого цвета или раскрасить после сушки. Для окрашивания теста нужно приготовить пищевые красители или краски (гуашевые. акриловые). Удобнее всего сразу же приготовить несколько разных цветов. Для этого нужно готовое тесто разделить на части, скатать в шарики, сделать в шариках углубления, по капельке добавить краску и хорошо размять до получения однородного теста. Кроме того, для окрашивания теста можно использовать какао-порошок и растворимый кофе, разведенный в небольшом количестве воды. Хранить такое тесто нужно в холодильнике – в полиэтиленовых пакетах или в контейнерах.

Поделки из соленого теста нужно очень хорошо высушить в духовом шкафу при температуре 100-120 градусов. Это займет довольно много времени – 5-6 часов. Сушка – процесс длительный, требующий внимания и контроля. Если поторопиться и пренебречь рекомендациями, поделки могут покрыться трещинами и подгореть. Хорошо высушенные изделия становятся легкими и звонкими.

Оформление изделий тестопластики. Если вы хотите придать цветовые эффекты поделкам из неокрашенного теста смажьте их в последний час сушки смесью на выбор: из молока и воды, яичного желтка и воды, свекольного сока и воды, крепкого чая, сладкого сиропа. Если же вы хотите раскрасить поделки красками, сначала положите на них слой грунтовки из белой масляной краски. Для длительного хранения их можно покрыть прозрачным лаком. А еще поделки из соленого теста можно оформлять бисером, бусинами, перышками и т.д. Но результат оправдывает все труды и ожидания.

Поделки из соленого теста похожи на настоящие кулинарные шедевры за тем исключением, что их нельзя попробовать. Зато их можно покрыть лаком и хранить много лет.

Инструменты и дополнительные материалы для тестопластики: скалка, доска разделочная, формочки для выпечки, чесночница, чайное ситечко, пилочка для ногтей, расческа, зубочистки, вилка, чайная ложка, трубочки для коктейля, краски гуашевые и акриловые, кисти, клей, лак, пуговицы, природный материал для оформления. Также в тестопластике используются различные шаблоны, лекало и трафареты.

Изделиями из тестопластики можно пополнить игровые центры, использовать как украшение для групповой комнаты.

Художественный труд рассматривается как специфическая детская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает различными человеческими орудиями (художественными инструментами), создает оригинальный эстетический и при этом полезный продукт, реализует и познает свое «Я», выражая тем самым эстетическое отношение к миру и самому себе.

Используемая литература:

И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду» учебно-методическое пособие

И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду». Экопластика

И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду». Старшая группа









2024 © rukaraoke.ru.