Детские страхи о смерти. Детские страхи. Страх смерти


Маленькие ножки бегут по коридору и шустро запрыгивают в вашу постель с криками «Маааам, у меня под кроватью чудовище!». Знакомо?

Испытывать страх для любого здорового и нормально - это вполне естественная реакция познания окружающего мира.

Самый бесстрашный возраст у мальчиков - 4 года, а у девочек - 3 года. Больше страхов появляется у детей из неполных семей, особенно у мальчиков, живущих только с мамами

В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые. Младшеклассник начинает бояться неодобрительной реакции со стороны родителей, переживать, что не сможет соответствовать их пожеланиям и ожиданиям. Так и появляются школьные страхи, например, получить плохую оценку или опоздать в школу и «нарваться» на замечание в дневнике. После 8 лет дети всё больше боятся потерять своих родителей, боятся смерти.

Часто своим чрезмерным беспокойством мы просто «заражаем» ребенка страхом, к примеру, удариться или заболеть. Правда, бывает и наоборот: недостаточная эмоциональность родителей и их излишняя строгость зарождает в ребенке большое количество страхов.

Чтобы вовремя заметить проблему, связанную с родительскими отношениями, расспросите ребенка о его снах . Если персонажи мужского типа, например, Кощей, то, скорее всего, существуют проблемы с отцом. Если же снятся женские персонажи мультиков или сказок, то это является отблеском конфликта с мамой.

Валентина Киндрицкая, психолог: «Опасными являются ситуации, когда родитель того же пола, что и ребенок, довольно суров к нему, а противоположного - мягок. Например, строгий отец и мягкая мама для мальчика и, наоборот, строгая мать и отец, любящий баловать, для девочки. Как правило, ребенок идентифицирует себя с родителем его пола. Сыну очень важна поддержка и одобрение отца, дочери - мамы. Если такой механизм одобрения и поддержки нарушается, снижается самооценка ребенка, появляется чувство неудачливости. И такая ситуация является плодородной почвой для возникновения разных страхов».

Нормальный срок существования страхов - 3-4 недели . Если в течение этого срока его интенсивность лишь возрастает, то речь идет о навязчивом страхе. Но не переживайте: до 9-10 лет от тревожности в детском характере еще можно избавиться. Действовать нужно мягко и плавно.

Как избавить ребенка от страхов

Одним из лучших способов избавиться от страхов - это . Многие психотерапевты используют именно эту практику в лечении своих маленьких пациентов. Дети расслабляются, делают то, что им интересно. Попросите нарисовать свои страхи . Главное - не говорить, как все должно быть на этом рисунке, не подсказывайте цвет, величину и не пытайтесь сделать рисунок красивым - его психологическая составляющая намного важнее внешнего лоска.

Побороть страх можно и в форме игры . Пусть ребенок выберет несколько игрушек и смоделирует ситуацию, которая его пугает. Важны здесь и сами герои, и то, что с ними делает малыш.

Маргарита Фесеева, арт-терапевт: «В моей практике был случай, когда я предложила ребенку поиграть с фигурками, чтобы выяснить, чего он боится. Он взял фигурку, назвав её Пирожок, добавил к ней импровизируемого Бармалея и Вовочку. Мальчик проиграл ситуацию, когда Бармалей заставлял Пирожка много съесть перед тем, как выходить на улицу, а затем Вовочка во дворе забрасывал его песком и обзывался. Поговорив с мамой, я выяснила, что с ними живет бабушка, которая постоянно перекармливает ребенка, с чем никто не может справиться, а со двора мальчик почти всегда возвращается грязный и расстроенный. Мама поговорила с мамой «Вовочки», объяснила ситуацию бабушке - и проблема практически разрешилась».

Если ребенок , укладывайте его спать в одно и то же время каждый день, обнимайте перед сном, дайте ему почувствовать безопасность. Купите ему пижамку с любимыми персонажами мультиков, супергероями, которые будут защищать его всю ночь, оставляйте включенным ночник.

Частый страх у младших школьников - боязнь . Чтобы побороть страх всегда перед уходом говорите ребенку, куда Вы идете и когда вернетесь, предоставьте ему возможность интересной игры на время отсутствия. Ограничьте просмотр телевизора , в частности, пугающих выпусков новостей о катастрофах, трагедиях и насилии или мультфильмов/фильмов с жестоким поведением героев.

Какой бы способ борьбы с боязнью вы ни выбрали, не оставляйте ребенка наедине со своими страхами и фобиями, не оставляйте без внимания его жалобы и не смейтесь над его мелкими проблемами (для него они ой как велики!).

Помните, что ребенку всегда нужна Ваша помощь и поддержка, даже если он о них и не просит. Все взрослые проблемы - родом из детства, так сделайте так, чтобы у Вашего ребенка этих проблем не было!

Дети в возрасте от 5 до 8 лет наиболее впечатлительны и имеют максимум страхов. Самым распространенным детским страхом является страх смерти. Это все страхи, которые несут угрозу жизни - темноты, огня, войны, заболевания, сказочных персонажей, войны, стихии, нападения. Причины этого вида страха и как с ним бороться мы рассмотрим в сегодняшней статье «Детские страхи: страх смерти».

1 223478

Фотогалерея: Детские страхи: страх смерти

В этом возрасте дети делают для себя большое и важное открытие, что всему есть начало и конец, в том числе человеческой жизни. Ребенок начинает осознавать, что конец жизни может произойти и у него и у его родителей. Последнего дети опасаются больше всего, так как боятся потерять родителей. Детки могут задавать такие вопросы, как: «Откуда появилась жизнь? Почему все умирают? Сколько прожил дедушка? Почему он умер? Для чего все люди живут?». Иногда дети боятся страшных снов о смерти.

Откуда возникает страх смерти у ребенка?

До пяти лет ребенок воспринимает все окружающее его одушевленным и постоянным, он не имеет представления о смерти. Начиная с 5 лет, у ребенка начинает активно развиваться абстрактное мышление, интеллект ребенка. К тому же, в этом возрасте ребенок становится все более познавательным. Ему становится любопытно, что такое пространство и время, он разбирается в этом и приходит к выводу, что любая жизнь имеет начало и конец. Такое открытие становится для него тревожным, ребенок начинает беспокоиться за свою жизнь, за будущее свое и близких, он боится смерти в настоящем времени.

Всем ли детям присущ страх смерти?

Почти во всех странах дети в возрасте 5-8 лет бояться смерти, испытывают от этого страх. Но страх этот выражается у каждого по-своему. Все зависит от того, какие события происходят в его жизни, с кем живет ребенок, какие индивидуальные особенности характера ребенка. Если малыш в этом возрасте потерял родителей или близких людей, то он особенно сильно, в большей степени испытывает страх смерти. Также этот страх чаще испытывают те дети, кто не имеет сильного мужского влияния (выражается в форме защиты), часто переносящие болезнь и эмоционально-чувствительные дети. Девочки чаще и раньше начинают испытывать этот страх, чем мальчики, им снятся кошмары гораздо чаще.

Однако есть детки, которые не боятся смерти, им не знакомо чувство страха. Иногда это происходит, когда родители создают все условия, чтобы у детей не было ни единого повода представить, что есть что-то, чего стоит бояться, вокруг них - «искусственный мир». В результате такие дети часто становятся равнодушными, их эмоции притупляются. Поэтому у них не возникает чувства тревоги ни за свою, ни за жизнь других. У других детей - от родителей с хроническим алкоголизмом - отсутствует страх смерти. Они не переживают, у них низкая эмоциональная чувствительность, а если такие дети и переживают эмоции, то только очень мимолетные.

Но вполне реальны и такие случаи, когда дети не переживают и не испытывают страха смерти, чьи родители жизнерадостны и оптимистичны. Дети без каких-либо отклонений просто не испытывают таких переживаний. Однако боязнь от того, что смерть может в любой момент наступить, присутствует у большинства детей дошкольного возраста. Но именно этот страх, его осознание и переживание, является очередным шагом в развитии ребенка. Он переживет свой жизненный опыт в понимании того, что же такое смерть и чем она грозит.

Если этого не происходит в жизни ребенка, то этот детский страх может дать о себе знать позже, он не будет переработан, а, следовательно, будет мешать ему развиваться дальше, только усилит другие страхи. А там, где страхи, там больше ограничений в реализации себя, там меньше возможности чувствовать себя свободным и счастливым, быть любимым и любить.

Что следует знать родителям, чтобы не навредить

Взрослые - родители, родственники, старшие дети - часто своим неосторожным словом или поведением, поступком, сами того не замечая, наносят вред ребенку. Ему нужна поддержка в том, чтобы разобраться с временным состоянием страха смерти. Вместо подбадривания малыша и поддержки, на него нагоняют еще больший страх, тем самым нервируя ребенка и оставляя его один на один со своими страхами. Отсюда и вытекающие нерадостные последствия в психическом здоровье. Для того чтобы подобные страхи не принимали различные формы психического отклонения в будущем ребенка, а страх смерти не стал хроническим, родителям нужно знать, чего не стоит делать:

  1. Не подшучивайте над ним по поводу его страхов. Не следует над ребенком смеяться.
  2. Не ругайте ребенка за его страхи, не позволяйте ему чувствовать вину за страх.
  3. Не игнорируйте страхи ребенка, не делайте вид, как будто вы их не замечаете. Детям важно знать, что вы «на их стороне». При таком жестком поведении с вашей стороны дети будут бояться признаться в своих страхах. А после в дальнейшем доверие ребенка к родителям будет ослабевать.
  4. Не бросайте пустых слов вашему ребенку, например: «Видишь? Мы же не боимся. Ты тоже не должен бояться, будь смелым».
  5. Если кто-то из близких умер по болезни, не стоит этого объяснять малышу. Так как ребенок отождествляет эти два слова и всякий раз боится, когда заболевают его родители или он сам.
  6. Не затевайте частых разговоров с ребенком о болезнях, о чьей-то смерти, о чьем-то несчастье с ребенком такого же возраста.
  7. Не внушайте детям, что они могут заразиться какой-нибудь смертельной болезнью.
  8. Не изолируйте своего ребенка, не опекайте его излишне, пусть имеет возможность развиваться самостоятельно.
  9. Не позволяйте ребенку смотреть все подряд по телевизору и сами откажитесь от просмотра фильмов ужасов. Крики, вопли, стоны, доносящиеся из телевизора, отражаются на психике ребенка, даже если он спит.
  10. Не берите с собой ребенка до подросткового периода на похороны.

Как лучше действовать

  1. Для родителей должно стать правилом, что детские страхи - это очередной сигнал, чтобы быть еще более заботливыми с ними, оберегать их нервную систему, это призыв о помощи.
  2. Относиться к страху ребенка уважительно, без излишнего беспокойства или абсолютной незаинтересованности. Ведите себя так, как будто вы его понимаете, давно знаете о подобных страхах и совсем не удивлены его опасениям.
  3. Чтобы вернуть душевное спокойствие, уделяйте больше времени ребенку, больше ласки и заботы.
  4. Создайте все условия дома, чтобы ребенок мог без предостережения рассказать о своих страхах.
  5. Создайте «отвлекающий маневр» от страхов ребенка и неприятных переживаний - сходите с ним в цирк, кино, театр, посетите аттракционы.
  6. Больше увлекайте ребенка все новыми интересами и знакомствами, таким образом, он отвлечется и переключит свое внимание от внутренних переживаний на новый интерес.
  7. О смерти кого-то из близких или родственников необходимо сообщать ребенку очень осторожно. Лучше всего, если вы скажете, что наступившая смерть произошла по старости или очень редкой болезни.
  8. Старайтесь не отправлять ребенка в этом периоде одного в санаторий на каникулы поправить здоровье. Постарайтесь отложить различные операции (аденоид у ребенка) в период страха смерти у ребенка.
  9. Постарайтесь преодолеть свои страхи и недостатки, такие как боязнь грома и молнии, собак, воров и пр., не демонстрируйте их ребенку, иначе он может «заразиться» ими.
  10. Если вы передаете на время своих детей родственникам, попросите их придерживаться тех же самых советов.

Если родители понимают чувства и переживания детей, принимают их внутренний мир, то тем самым помогают ребенку быстрее справиться со своими детскими страхами, страхом смерти, а, значит, перейти на следующую ступень психического развития.

В возрасте 5-8 лет у детей наблюдается максимум страхов, но все они так или иначе связанные со страхом смерти. Это страхи нападения, заболевания, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, войны, т.е. те, что несут угрозу жизни.

Ребенок делает важное открытие, что всему есть начало и конец. Он начинает понимать, что люди умирают, и что это может случиться с ним самим и с его родителями. При этом чаще, дети больше боятся, что потеряют родителей, чем собственной смерти. Нередко возникают вопросы: "Сколько лет жил мой дедушка или бабушка? Для чего люди живут? Почему дедушка умер? Откуда все взялось? Что нужно делать, чтобы не стареть?" Некоторые дети в 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СТРАХ СМЕРТИ У ДЕТЕЙ?

В первые годы жизни ребенок не имеет понятия о смерти. Все, что он видит вокруг себя, он считает одушевленным и постоянным. Начиная с 5 лет интеллект ребенка бурно развивается, и в первую очередь абстрактное мышление. Также возрастает активность в познавательной области. Ребенок начинает разбираться в таких понятиях, как время и пространство, и следовательно понимает, что любая жизнь, в том числе и его, имеет конец и начало. Сделав такое открытие, ребенок переживает и тревожится за будущее свое и близких, боится смерти в настоящем.

ВСЕ ЛИ ДЕТИ БОЯТСЯ СМЕРТИ?

Во многих странах большая часть детей испытывают в 5-8 лет страх смерти. У каждого этот страх выражен по разному, и это зависит от индивидуальных особенностей, где и с кем живет ребенок, и какие события происходят на этом этапе в его жизни. В большей степени страх смерти представлен у тех дошкольников, чьи родители (один из них) или близкие люди, жившие рядом, умерли. Также сильный страх смерти наблюдается у часто болеющих, не имеющих мужского влияния - защиты и эмоционально-чувствительных и впечатлительных детей. При чем девочки боятся значительно чаще, они раньше, с 5 лет и чаще видят кошмарные сны по ночам, чем мальчики.

Но есть дети, которые не испытывают страха вообще. Это происходит, когда родители создают для ребенка искусственный мир и не дают ему ни малейшего повода ощутить, что можно чего бояться. Очень часто такие дети вырастают равнодушными, они не только сами не бояться, но и не тревожатся за других. Также у детей от родителей с хроническим алкоголизмом нет чувства страха. Это связано с тем, что у них низкая эмоциональная чувствительность, отсутствуют глубокие переживания, чувства - мимолетны, интересы - неустойчивы.

Иногда страх может отсутствовать и у детей без каких-либо отклонений, чьи родители оптимистичны, жизнерадостны, уверены в себе. Но все-таки страх смерти присущ большинству детей старшего дошкольного возраста. И это есть свидетельство, что ребенок сделал шаг вперед в своем развитии. Этот страх ему придется пережить, осознать, как часть своего жизненного опыта и переработать сознанием к 7-8 годам. Если страх смерти не переработан, он мучает ребенка длительное время, искажает его волю, эмоции, мешает общению и может способствовать усилению многих других страхов. А чем больше у нас страхов, тем меньше возможностей реализовать себя, быть счастливым, любить и быть любимыми, ведь "где есть страх, там места нет любви".

ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ

Бывает родители и родственники, сами того не ведая, наносят вред малышу своим поведением, словами, поступками. Вместо того, чтобы помочь ребенку разобраться с возрастным страхом смерти, они еще больше нагоняют на него страхов, возлагают на его хрупкие плечи груз своих нерешенных проблем и провоцируют нервозы ребенка со всеми вытекающими отсюда нерадостными последствиями. Чтобы страх смерти не принял хронической формы и не разросся пышным букетом в дальнейшем, родителям необходимо знать, что не надо делать:

1. Смеяться или шутить по поводу его страхов.

2. Нельзя винить, а тем более ругать и наказывать ребенка за то, что он боится.

3. Игнорировать детские страхи, не замечать их. При таком жестком поведении родителей, дети боятся признаться в своих опасениях и переживаниях и впоследствии между ним и родителями не будет доверия.

4. Говорить ребенку: "Не бойся того-то - того-то, мы этого не боимся, и ты должен быть смелым". Эти слова пустые для малыша.

5. Объяснять малышу, что близкий родственник умер из-за его болезни. Ребенок связывает слова "смерть" и "болезнь" в одно целое и начинает волноваться, когда болеет сам или родители.

6. Говорить постоянно о болезнях, о чей-то смерти, о том, что с ребенком может случиться несчастье.

7. Внушать детям, что они могут заразиться какой-либо болезнью и умереть.

8. Изолировать ребенка от окружающего мира, опекать его, ограничить его самостоятельность.

9. Разрешать детям смотреть все подряд. Смотреть фильмы ужасов в детской комнате. Даже если ребенок спит и не просыпается, крики, стоны и вопли из телевизора незримо действуют на его психику.

10. Брать на похороны ребенка до подросткового возраста.

КАК ЛУЧШЕ ПОСТУПИТЬ

1. Родителям необходимо помнить, что детский страх - это сигнал к тому, чтобы еще больше оберегать нервную систему ребенка и это призыв о помощи.

2. С уважением, без лишнего беспокойства и фиксации, относится к страху ребенка. Вести себя так, словно знаете давно и нисколько не удивляетесь его опасениям.

3. Уделить ребенку побольше внимания, ласки, теплоты. Успокоить его, вернуть душевное равновесие.

4. Создать в доме такую обстановку, чтобы малыш без стеснения мог рассказать обо всем, что тревожит.

5. Отвлечь ребенка от неприятных чувств и переживаний, заполнить его жизнь яркими и интересными впечатлениями, лишний раз сходить в театр, цирк, на концерт, посетить аттракционы.

6. Расширить круг интересов и контактов, т.к. чем больше интересов у детей, тем меньше они застревают на своих ощущениях, представлениях и страхах.

7. Если умер кто-либо из родственников, в любом случае это нужно сказать ребенку, но в самой осторожной форме. Лучшее оправдание смерти - это старость или очень редкая болезнь.

8. По возможности отложить операции по удалению аденоидов, не отправлять одного на долгое время "поправить здоровье" в санаторий.

9. Знать, что ребенок подражает родителям и вполне может "заразиться" взрослыми тревогами: бояться собак, воров, молнии, самолетов и т.д., т.е. постараться преодолеть свои недостатки и страхи.

10. Если Вы отправляете ребенка отдохнуть к родственникам, попросить их придерживаться ваших методов воспитания.

Понимая чувства и желания детей, их внутренний мир, родители помогают ребенку справится со страхом смерти и перейти на более высокую ступень психического развития.

ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Оля, среди друзей слывущая, как смелая и сильная женщина, будучи мамой двоих детей, панически боится глубины и не умеет плавать. В последнем отпуске на море у нее от страха закружилась голова, когда она шла по деревянному причалу к кораблю и видела под собой волны. Она не получает удовольствия от катания ни на лодке, ни на банане, ни на скутере, а плавает с детьми в лягушатнике. Проанализировав свой страх, она вспомнила, что в 6 летнем возрасте отдыхала у бабушки в деревни. В то время там утонула в мелкой речке, упав с небольшого мостика, ее ровесница. Несколько дней в деревне только и говорили об утопленнице. Маленькую Олю бабушка взяла на похороны. Что чувствовала тогда Ольга, что ей рассказывали взрослые, она не помнит. Недавно поняла, что это событие травмирующе отразилось на ее психике в детском возрасте и является причиной паники перед глубиной. Она собирается учиться плавать и не хочет, чтобы ее страх глубины передался по "наследству" детям.

СНЫ ПОД ЗОНТИКОМ ОЛЕ-ЛУКОЕ

Детям в этот возрастной период могут видеть кошмарные сны. Часто они являются символической защитой от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия. Родителям нужно знать, что 1-2 страшных сна в месяц следует расценивать, как норму. Но если "плохие" сны снятся чаще и повторяются, то ребенку необходимы внимание и помощь. Чаще снятся повторные кошмары детям, если один из родителей испытывал подобное в детстве. Также - у впечатлительных, неуверенных в себе детей и у малышей, перенесших психологическую травму, потрясения, след, которых проявляется ночью. Такие дети испытывает всевозрастающее беспокойство перед засыпанием, не хотят спать. В этом случае, попробуйте использовать "зонтик Оле-Лукое". Сделайте из обыкновенного зонтика сказочный, раскрасьте его, приклейте яркие, красивые аппликации из бумаги или материала. Расскажите или прочитайте сказку об Оле-Лукое. Когда ребенок готовится ко сну, раскройте над ним "волшебный" зонтик и скажите, что теперь малыш будет видеть разноцветные сны. Также от страха ночных кошмаров можно избавиться с помощью рисования.

ХУДОЖНИК, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СТРАХ

Когда ребенок по разным обстоятельствам сильно "зациклен" (застревает) на страхе смерти, снять его напряжение и тревожность поможет рисование. Почти все дети в возрасте от 5 до 11 лет любят рисовать, сами выбирают темы и представляют воображаемое так ярко, как если бы это было в действительности. Посредством рисования можно устранить или ослабить страхи, которые никогда не происходили, но были рождены воображением ребенка. Также сюда относятся "ужастики" из ночных кошмаров и страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но происшедшие достаточно давно, но все еще волнуют ребенка.

Ребенка просят нарисовать свой страх на листочке. Если выясняется, что страхов много, то малыш рисует по одному страху за занятие раз в неделю-две. Не нужно говорить ребенку, что он непременно избавиться от страхов. Лучше сказать, что это поможет преодолеть и победить страх и что не важно, хорошо или плохо он будет изображен, главное - нарисовать. Ребенку надо предоставить возможность выбора, чем рисовать: карандаши, фломастеры, краски, но последние все же предпочтительней для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Желательно, чтобы ребенок выполнил рисунок самостоятельно. После того, как рисунок будет, закончен, подробно расспросить, что на нем изображено. Чем больше ребенок будет говорить, тем лучше. Потом пусть ребенок разорвет рисунок на мелкие кусочки, и предложите ему выбор расправы над страхом - сжечь разорванный рисунок или закопать в землю. Если через некоторое время, у малыша возникает надобность, проделать эту процедуру еще - выполните его просьбу. Пронаблюдайте за его лицом, с каким удовольствием он разрывает и сжигает свои страхи!

При рисовании страхов нельзя просить ребенка отобразить в рисунках страх своей смерти или родителей, а также события, которые произошли с ребенком недавно: укус собаки, землетрясение, насилие и т.д. Родители в состоянии сами с помощью рисования справиться с детскими страхами, но лучше если заниматься с ребенком будет специалист, тогда эффект от занятий будет более высоким.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Чтобы ребенок понял наше объяснения, с ним надо говорить на простом и доступном для него языке. Совместное чтение сказок - это еще один путь, когда ребенок в легкой и интересной форме получает знания о мире и системе взаимоотношения в нем. Сказки - это одно из лучших средств для нахождения ответов на те вопросы, которые волнуют ребенка. "Что такое смерть? Что происходит с человеком после смерти? Бессмертна ли душа?" об этом и другом ребенок узнает, когда родители прочитают вслух, а потом непременно с ним обсудят сказки Андерсена. "Русалочка", "Ангел", "Девочка со спичками", "Красные башмачки", "Дочь болотного царя", "Девочка, наступившая на хлеб", "Кое-что", "Анне Лисбет" - в этих сказках затрагивается тема смерти.

Когда Вы будете читать Андерсена, обратите внимание, чтобы переводчиком обязательно была Анна Ганзен. Анна Ганзен была первой, кто перевел Андерсена для русских детей с оригинала, а не с вторичных немецких изданий, к тому же она была замужем за датчанином, который в юности был знаком с великим сказочником и много ей о нем рассказывал. Сказки Андерсена, переведенные после 1917 года, с которыми мы познакомились в детстве, должны были соответствовать тогдашней идеологии, и имеют иногда совершенно другой смысл и иное звучание, чем было задумано самим автором. Может быть, читая с малышом Андерсена в переводе Ганзен, вы откроете для себя его мир сказок во второй раз, как это произошло со мной.

РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Митрополит Антоний Сурожский, вспоминания о Второй мировой войне, когда он работал врачом, писал, что никто так спокойно не относился к своей смерти, как русские солдаты. Причину этого он видел в глубоких корнях православного воспитания и культуры, которые не в силах была изьять у людей за 20 с небольшим лет новая советская власть. "У воцерковленных детей нет страха смерти", - сказал мне староста одного московского храма. Я с ним почти согласилась. Когда ребенок растет в религиозной семье, где с пеленок знает, что смерти нет, душа бессмертна, а Бог - это любовь, там действительно нет места страху смерти, но: при условии, что родители мудро воспитывают детей, а не силой заставляют ходить на службы, молиться и пугают адом. Воцерковлять детей или нет - каждый решает самостоятельно. Но хорошо, если понятие о Боге ребенок получит в семье, из уст своих родителей или на крайний случай от родственников. И чем раньше, тем лучше. Готовясь отметить Пасху, крася яйца, накрывая празднично стол, рассказывая малышу о Воскресении, уже можно ответить на все волнующие его вопросы. Тогда возрастной страх смерти будет не болезненным и быстро проходящим. И еще очень важный момент, рассказывая ребенку с раннего возраста о Боге, вы можете научить его вспоминать Его не только в тяжелые минуты, но и в радостные.

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.
3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.
4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.
6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
- Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

Мой сын боится темноты, иногда ночью приходит весь в слезах, ему снится, что все умерли, и он остался один. Как помогать ему справиться со страхами? У нас неизлечимо болен дедушка, и я даже не знаю, как это объяснять ребенку. Ирина

Епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН:

Я в детстве очень боялся смерти. Мне о ней рассказал папа. Он тогда не верил в Бога и в бессмертие души. Как-то осенью он топил печку (в нашей коммунальной квартире в Москве у каждой семьи была своя печка), и я спросил его: «А где бабушка Дуня?» Летом я был на даче с детским садом, а когда вернулся в город, наверное, не сразу сообразил, что бабушки, которая с нами жила, нет. «Она умерла», - сказал папа. «А как это умерла?» - «Ну, она как будто заснула». - «А когда она проснется?» - «Она никогда не проснется». - «А где она?» - «Ее в землю закопали». Тут мне стало страшно. А папа, как я помню, продолжал топить печку и дальше знакомить меня с понятием смерти: «Что ж поделаешь, все умрут». Мне стало еще страшнее, и я, постепенно осознавая эту страшную истину, с замиранием сердца задал последний вопрос: «А я тоже умру?» После того как я получил утвердительный ответ, я больше ничего не спрашивал у папы, но у меня в душе поселился страшный страх смерти. Он меня мучил ночами лет до восемнадцати. В подростковом возрасте я кусал зубами подушку, ударял головой об стенку, плакал, мучился до тех пор, пока какой-нибудь привычный, знакомый звук - стук двери в подъезде, шум воды в ванной за стенкой, автомобильный гудок за окном - не возвращал меня к обыденной жизни, в знакомую атмосферу этого мира. После этих приступов на следующий день я решал, что надо прожить жизнь не зря, надо сделать что-то хорошее, доброе. Окружающие меня знакомые люди становились интереснее, добрее, лучше. После того как я узнал о смерти от папы, я первое время, когда ко мне приступал этот ужасный страх, бежал на кухню к маме, плакал и спрашивал: «Мама, я умру?» Она обнимала меня и утешала такими словами: «Ну, сынок, это будет не скоро». Конечно, это не могло успокоить меня, но в кухне, где было светло, где всегда находился кто-то из соседей, мне становилось немного легче. Я возвращался в постель, страх отступал, и я засыпал.

После 18 лет я уже не так остро переживал неотвратимость смерти, полного исчезновения, но окончательно этот страх покинул меня только тогда, когда я обрел веру в Бога, в бессмертие души и в воскресение. Мои родители тоже пришли к вере. Папа в конце жизни стал причащаться, мама, несмотря на возраст, каждое воскресенье бывает в храме.

Ребенок многое чувствует и переживает гораздо острее, чем взрослые. Нам нужно обязательно помнить об этом, чтобы не поранить случайно его душу. Он очень нуждается в психологической поддержке, в утешении, в добром ласковом слове. Помочь ребенку в трудной ситуации обратиться к Богу - наша главная задача. Именно молитва уврачует все душевные недуги, поможет преодолеть все искушения этого мира, искаженного грехом, все дьявольские наваждения.

Современные люди больше доверяют психологам, чуть что готовы вести ребенка к психиатру. Мне кажется, больше поможет доверительный разговор с ребенком вечером, когда он уже лежит в постели. Можно присесть к нему на кровать и ласково и нежно, с любовью и сочувствием развеять все его страхи, самыми простыми словами рассказав ему о том, что Бог есть Любовь, и в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх (см. 1 Ин. 4: 18).

Мария КАПИЛИНА, детский психолог:

Маленькие, трех-четырехлетние дети еще не понимают, что жизнь линейна и конечна, они пребывают внутри ее и думают, что будут пребывать вечно. Но постепенно они начинают осознавать, что жизнь конечна. Сначала появляются стандартные страхи: страх темноты, собак, страх потеряться. По сути, все они - это проявление более глубокого ощущения, что возможен ущерб жизни, что жизнь когда-то кончится.

Если ребенку страшно, ему нужно утешение, близость родителей, их принимающее отношение к страхам: их не игнорируют, за них не стыдят, но и не подогревают их, не уделяют им чрезмерного внимания - особенно если в страхах есть какой-то истерический компонент. Их не надо усиливать. Детям нужно разумное объяснение, им надо понимать: то, что с ними происходит, это нормально, с этим можно справиться. Можно сказать ребенку: я в детстве тоже боялся темноты, а потом вырос и понял, что мне ничего не угрожает, а делал я вот так… Скажем, если верующий ребенок боится темноты, то нужно сразу вспомнить про своего ангела-хранителя и молиться - тогда ангел будет с тобой, и он сильнее любой Бабы Яги. Бог - сильнее.

Не надо гасить весь свет и устраивать в комнате темноту. Не надо мрака. Пусть у ребенка будет возможность дотянуться до выключателей в доме. Можно подарить ему карманный фонарик. Хорошо, если в доме есть лампадки. Стоит объяснить ребенку, что всякая нечисть боится света, а духовный свет - это молитва, она защищает тебя. Когда ему снится что-то страшное, можно предложить: а ты во сне скажи чудовищу, что Бог тебя защищает.

Никогда не надо ругать детей на ночь, или если уж так случилось, то важно успеть помириться, чтобы ребенок засыпал в покое.

Ребенок может бояться Бабы Яги, Кощея или каких-то чудовищ, опасаться, что они сильнее родителей. Но тут можно сказать: ты посмотри, как нас много, нас целая армия! Во-первых, мы все друг друга любим, нас защищает человеческая любовь. И потом, у каждого из родителей есть свои ангелы, и у бабушек-дедушек, у нас целый большой род, и все тебя любят, и все ангельское воинство стоит за тебя. Имеет смысл рассказать про небесное воинство - про ангелов, архангелов: чтобы ребенок знал, кто такой Архистратиг Михаил, кто - Георгий Победоносец… Если ребенку кажется, что на него нападают, у него должен быть в уме ответ на это: за него все небесное воинство.

Вера в Бога - это основа жизни. Страшно, когда ты одинок. Один в поле не воин. А когда ребенок понимает, к кому он принадлежит и в человеческом, и в духовном плане, когда осознает, что он часть чего-то большего, то соотношение сил меняется.

К шести-семи годам дети начинают задавать вопросы о смерти. Сначала - «откуда я взялся?», потом - «что со мной будет после смерти?», «в кого я превращусь - в зайчика или в белочку?»…

Тут можно попытаться объяснить ребенку, что, когда человек рождается, происходит соединение души и тела. Душу дает Бог, а тело - от родителей. Душа живет в теле, как в домике. Смерть - это не исчезновение души, а ее разлучение с телом. Но душу важно хранить в чистоте, исповедаться, не совершать плохих поступков, а если совершили - исправлять их.

Ад - это мировая помойка. Там ужасно, потому что там нет света, там нет любви, там нет Бога. Там холодно, страшно и грязно. Пребывать там вечность тяжело. Когда мамы дома нет - страшно и плакать хочется. А тут - навечно такое состояние, и нет никакой надежды, что придут те, кого ты любишь. Вот это и есть самая страшная адская мука. Вот поэтому нужно заботиться о чистоте своей души - тогда самая хорошая часть тебя останется в вечности, не исчезнет.

У смерти есть трагическая сторона, но есть и утешение, и надежда. Верующие понимают, что любовь сохраняет все хорошие качества умершего, все хорошие поступки. Мы живем в материальном мире, для нас достоверно то, к чему можно прикоснуться; нам важно иметь возможность выразить свою любовь к тому, кто дорог, и получить ответ на нее. И когда человек умирает, мы теряем возможность прикоснуться к нему, поговорить, - потому что суть человека, его душа, уходит. Нам больно, пока мы привыкаем к тому, что теперь нам придется общаться иначе: мы уже не сможем встретиться, поговорить, обняться. Единственный путь, который у нас остается, это молитва.

Она помогает и ушедшему, и нам - это лучшее утешение. Если тебе больно - начинай молиться об умершем. Если тебе кажется, что ты в чем-то виноват перед ушедшим, что-то не договорил, - лучше к нему обратиться и прямо об этом сказать. Просто, искренне, как мы письмо пишем, так и сказать: я виноват, прости меня за то-то, и так мне грустно без тебя, - и уже это будет утешением. И после того, как это сделал, - начинать молиться. Любовь связывает живых и ушедших. На переживание утраты обычно уходит около года, тогда боль перестает разрывать душу, остается только печаль, и это часть жизни. Но ради ушедшего, в память о нем ты можешь делать что-то хорошее, и добро, полученное от него, адресовать кому-то еще.

Ребенку важно рассказать о его предках, и никогда нельзя их ругать. Даже если кто-то из них сделал что-то не очень хорошее, надо говорит: да, мы не одобряем некоторые его поступки, но мы уважаем своих близких, какими бы они ни были, это всегда часть нашей семьи. Даже если мы на что-то обижаемся или чего-то не понимаем, жизнь, переданная нам, больше обиды и непонимания. Все хорошее, что мы делаем, мы посвящаем тем, кто был до нас, и мы опираемся на то, что они сделали для нас. И так же будет у тебя с твоими детьми. Жизнь дедушки продолжается в нас, и память о нем не в том, что мы теперь всю жизнь должны быть несчастны - разве этого он для нас хотел? Мы в память о нем должны быть счастливыми, чтобы он радовался за нас.

Жизнь и смерть - не в нашей власти. Но в нашей власти отношения с людьми: они могут быть лучше или хуже. Мы можем сделать нашу жизнь счастливее и духовнее. Мы многого не понимаем, но хорошее всегда главнее плохого, а любовь всегда главнее, чем смерть. Смерть может разлучить душу с телом, но не может разлучить душу с любовью - это остается навсегда. И это то, для чего люди живут на свете.

Ребенку важно объяснить, что есть вечная жизнь, но при этом избежать путаницы. У детей шести-семи лет мышление довольно конкретное. Невоцерковленный ребенок, если ему сказать, что бабушка на небе, может начать бояться летать на самолете или будет смотреть на облака: не свисают ли оттуда бабушкины ножки. И надо объяснить, что есть небо, которое мы видим, а есть мир незримый, куда все попадут рано или поздно. Только торопиться не надо, а то попадешь не туда. Вопросы жизни и смерти решает Бог, а не человек, и по своей воле ты туда не попадешь. А хочешь встретиться - жди: в вечности все как один день.

У малышей часто возникает страх, что могут умереть папа с мамой. Надо рассказать им, что мы умрем не скоро: ты еще вырастешь, у тебя будут свои дети, внуки.

Дети не боятся смерти, когда взрослые не боятся жизни.









2024 © rukaraoke.ru.