До скольки месяцев ребенок считается грудным. Грудной возраст ребенка: особенности развития и нормы. Особенности работы различных органов и систем ребенка


То, что только материнское молоко способно дать вашему малышу все необходимое для его нормального роста и развития – доказанный факт, не вызывающий сомнений. И все же, вопрос о том, до какого возраста кормить грудным молоком ребенка (мальчика или девочку, неважно), остается открытым и терзает всех молодых мама и пап. С одной стороны, грудное вскармливание – это удобно и полезно, но с другой – создает определенные трудности, так как кормящая мама должна постоянно ограничивать себя в питании и быть рядом с малышом, чтобы вовремя накормить его.

Но соблюдать диету – весьма непростая задача для некоторых мам, что так же создает определенный дискомфорт. Потому сделать правильный выбор женщине, у которой нет собственного опыта ГВ, бывает достаточно непросто.

Прежде всего, стоит заметить, что в норме до возраста 6 месяцев (когда некоторые специалисты в области рационального питания детей первого года жизни рекомендуют начинать постепенно вводить прикорм) грудное молоко должно быть единственной пищей малыша. Только так он получит все необходимые вещества для того, чтобы пока незрелые внутренние органы физиологично развивались в соответствии с возрастом.

Кроме того, материнское молоко – это источник формирования иммунитета у малыша, и ни один другой продукт не сможет восполнить это потерю, если от грудного вскармливания придётся отказаться. Состав молока может меняться со временем, в зависимости от потребностей организма младенца. Именно поэтому Всемирная Организация Здравоохранения рекомендует грудное вскармливание, как самый физиологичный способ, позволяющий ребенку гармонично развиваться.

Таким образом, кормить новорожденного грудным молоком, безусловно, полезно, но остается открытым вопрос, до какого именно возраста ваш малыш считается грудничком и нуждается в грудном молоке?

До какого возраста ребенок считается грудничком?

Итак, если у женщины не нарушена лактация и нет объективных показаний к искусственному вскармливанию, то кормить малыша с самого рождения нужно грудным молоком. Теперь, что касается такого понятия, как «грудничок».

С точки зрения медицинской науки, периоды жизни ребенка дошкольного возраста делятся на такие периоды:

  • от рождения до одного месяца – период новорожденности;
  • от 1 и до 12 месяцев – грудничковый возраст;
  • от 1 года и до 3 лет – преддошкольный возраст.

Из этого следует, что грудничковый период – это период от 1 месяца до 1 года, но означает ли это, что 12 месяцев – это тот возраст, когда стоит перестать кормить новорожденного грудным молоком? Вовсе нет! Этот тот период, в который ребенок считается младенцем и грудное молоко является для него необходимым продуктом. Продуктом, не только обеспечивающим более половины всех питательных веществ, нужных вашему ребенку для того, чтобы быть здоровым, но и участвующим в процессе пищеварения и усваивания пищи. В грудном молоке содержаться все необходимые ферменты для того, чтобы первые продукты прикорма, вводимые вами в рацион малыша, не только хорошо переваривались в его желудке, но и усваивались организмом, что не менее важно.

По рекомендациям все тех же специалистов ВОЗ, все дети должны получать грудное вскармливание и соответствующий возрасту прикорм до года обязательно, а затем грудное вскармливание может быть продлено до 2-х лет и больше.

Какой возраст можно считать оптимальным для завершения лактации?

Прежде, чем ответить на вопрос о том, сколько нужно кормить грудью, стоит осознать, что в первый год жизни малыша сосательный рефлекс – это один из основных его рефлексов, который всенепременно требует удовлетворения. В противном случае, возможно отставание ребенка не только в физическом, но и в психическом и эмоциональном развитии.

Опыт женщин в России показывает, что прекращают грудное вскармливание, как правило, в следующие периоды:

  • по достижении ребенком возраста 6 месяцев (чаще по объективным причинам и медицинским показаниям);
  • в возрасте одного года по причине, что в рацион малыша введено достаточно много продуктов питания, а потому материнское молоко перестает быть единственным источником энергии и питательных веществ для малыша;
  • в возрасте около 2-х лет, так как дети в этом возрасте начинают посещать детские дошкольные учреждения, а их мамы выходят, наконец, из декретного отпуска.

Какой из этих вариантов правильный, и до скольки месяцев кормить ребенка грудью? Ответ на этот вопрос должна себе дать каждая кормящая мама. Но прежде, чем решение будет принято, необходимо учесть:

  • грудное молоко богато всеми необходимыми микроэлементами и веществами для того, чтобы ваш ребенок активно развивался;
  • в нем содержится огромное количество необходимых иммуноглобулинов, что очень важно для формирования иммунитета, ведь сам процесс формирования иммунной системы у малыша заканчивается только к 6 годам;
  • удовлетворение сосательного рефлекса – важный аспект формирования не только физического здоровья, но и эмоциональной сферы ребенка, а также его психики, а отсутствие подобного удовлетворения может стать даже причиной тяжелых неврологических расстройств или психоэмоциональных патологических состояний;
  • сосание груди способствует более быстрому, а главное – более правильному и физиологичному формированию речевого аппарата у детей;
  • длительный процесс грудного вскармливания способствует полноценному формированию ЖКТ. Когда младенцу в прикорм вводят те же продукты, что кушает сама мамочка, то процесс их переваривания в организме малыша будет происходить значительно проще и быстрее, если после прикорма «допаивать» ребенка грудным молоком. Ведь желудочно-кишечная система новорожденного формируется до 3-4 лет, а мамочкино молоко облегчает ее становление.
  • длительное кормление грудью помогает развитию не только ЖКТ, но и челюстно-лицевых мышц, правильного прикуса, а главное – формированию структур головного мозга младенца.

Это вовсе не означает, что дети, выкормленные при помощи смешанного или искусственного вскармливания, всенепременно вырасту с недоразвитыми органами тех или иных систем. Это лишь означает, что у детей на грудном вскармливании все физиологические процессы проходят намного быстрее и «качественнее». Предрассудки о том, что малыш, который долго сосет грудь, обязательно вырастет если не «маменькиным сынком», то уж точно человеком с сексуальными отклонениями – не более, чем бабушкины сказки; и все ведущие специалисты сегодня рекомендуют продлевать грудное вскармливание так долго, как это возможно.

Повторимся, принять решение может только сама кормящая мама, но прислушаться к рекомендациям именно специалистов, а не других мам, все же имеет смысл.

Однозначный ответ на вопрос о том, сколько нужно кормить грудью – чем дольше, тем лучше! И это не «бабушкины сказки», а рекомендации ВОЗ по грудному вскармливанию. Однозначно «да» до 12 месяцев. Это будет полезно не только грудничку, но и маме – так как снижается риск онкологических заболеваний, в т.ч. и рака груди.

Чем привлекательно грудное вскармливание для детей после 2-х лет?

Прежде всего, важность такого вскармливания заключается в формировании иммунитета малыша как защиты от многих болезней. Чем дольше женщина продолжает кормить своего ребенка грудью, тем больше антител или иммуноглобулинов концентрируется в грудном молоке, а значит – большее количество материнских антител получает и ребенок. Это поможет ему справиться со многими вирусными инфекциями и другими болезнетворными агентами, которые, так или иначе, окружают нас повсюду.

После года материнское молоко меняет свой состав, оно становится более насыщенным витаминами (особенно А, С и др.), что, несомненно, только благотворно влияет на развитие младенца. А после двух лет в 500 мл грудного молока содержится больше половины суточной нормы потребления кальция.

Более того, в возрасте двух и более лет малыш активно познает мир, что делает риск заражения вышеперечисленными возбудителями намного выше. Кроме того, многие малыши в этом возрасте пойдут в детский сад, который можно по праву назвать настоящим «рассадником» для многих инфекций и вирусов самой различной этиологии. Мамино молоко поможет пройти процесс адаптации намного проще, и не только с физиологической точки зрения.

Психологический аспект адаптации к коллективу и социализация малыша – это, прежде всего, стрессовая ситуация, преодолеть которую поможет не столько мамино молоко, как сам процесс сосания груди. В этот момент ребенок чувствует себя максимально защищенным, а значит - и привыкнуть к новой обстановке, изменить свой образ жизни и адаптироваться в коллективе других малышей такому ребенку будет намного проще.

Не стоит забывать, что часто бывают ситуации, когда ребенок сам отказывается от груди в возрасте более 2-х лет, на что есть объективные причины. Так мы подошли к следующему вопросу, который волнует многих молодых мам: как отучить ребенка от привычки сосать грудь?

С тем, что кормить ребенка материнским молоком рекомендовано специалистами до 2-х лет и более, мы разобрались. Но стоит ли практиковать подобный способ питания, когда ребенок достиг трехлетнего возраста. Некоторые педиатры считают, что нет, и приводят следующие аргументы:

  • женщина может выйти на работу, и лактация станет тем фактором, который причиняет неудобства;
  • ребенок плохо засыпает и капризничает, пока не получит желаемое. И это не голод, а становление характера;
  • в 3 года малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, а потому кормление грудью рекомендовано прекратить до этого периода;
  • может быть осложнена адаптация к коллективу в детском саду, так как ребенок будет эмоционально слишком зависим от своей матери и т.д.

Согласиться с этим мнением или нет – право вашего выбора, но эти заключения основаны на опыте и знаниях детской психологии и физиологии, а потому прислушаться к нему все же стоит.

Подведем итоги

Итак, вспомним основные тезисы:

  • материнское молоко однозначно показано детям в возрасте до 6 месяцев;
  • весьма желательным и необходимым для нормального формирования здорового малыша считается грудной вскармливание детей в возрасте до 1 года;
  • после 12 месяцев, когда заканчивается грудничковый период, кормление грудью не обязательно и не является единственным источником питания ребенка, но весьма желательно с точки зрения становления иммунитета;
  • при приближении возраста 3-х лет малыша можно начинать процесс отлучения от груди насильственно, если ребенок сам не отказался от такого способа питания.

Сколько по времени нужно кормить ребенка грудью решает, прежде всего, женщина. Конечно, этот выбор должен быть осознанным и основанным на советах медицинских организаций, но наилучшим выбором отказа от ГВ станет такой период, когда отказ не навредит ни физическому, ни эмоциональному состоянию кормящей мамы и малыша.

Во сколько бы вы не перестали кормить грудным молоком своего ребенка, помните, что процесс отлучения от груди должен быть постепенным, иначе это чревато стрессом для грудничка и риском для здоровья для мамочки.

В жизни ребенка выделяют несколько знаковых периодов. Первый из них начинается сразу после рождения, а точнее - в момент обрезания пуповины, когда дыхание и кровообращение малыша становятся автономными. Называется этот временной интервал периодом новорожденности или неонатальным. Его суть состоит в приспособлении крохи ко внеутробной жизнедеятельности.

Начинается период новорожденности после появления ребенка на свет и обрезания пуповины

Временные рамки

Для большинства молодых родителей остается загадкой, по какому принципу детей разграничивают на новорожденных, грудничков и младенцев. Разберемся в этом вопросе. Выясним, сколько суток составляют длительность неонатального периода. В соответствии с медицинскими источниками, новорожденным малыш считается с момента появления на свет до 28 суток, то есть 4 недели.

В свою очередь, неонатальный период делится на:

  • ранний – 1-7 дней;
  • поздний – 7-28.

Грудной ребенок, грудничок, младенец – идентичные понятия. Они относятся к малышу, возраст которого больше 28 суток, но меньше 1 года. Младенческий период в педиатрии разделяется поквартально – 3 месяца с даты рождения, 6, 9, 12.

Общая характеристика неонатального периода

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Все органы и системы новорожденного малыша отличаются незрелостью, как с точки зрения морфологии (строения), так и с учетом функциональной активности. После появления на свет происходит их интенсивная перестройка, целью которой является приспособление организма к внеутробному существованию, к условиям внешнего окружения.



После появления на свет ребенок активно приспосабливается к условиям окружающего мира

Важная особенность неонатального периода – неустойчивость того равновесия, в котором пребывают все системы организма крохи. Минимальные изменения внешних условий способны существенно повлиять на его внутреннее состояние.

Основные перемены, которые происходят в организме малыша в момент прекращения пульсации крови в сосудах пуповины:

  • запуск малого круга кровообращения;
  • начало функционирования легочного дыхания;
  • переход на энтеральное питание, при котором пища всасывается через слизистую оболочку ЖКТ.

Кризисный момент

Жизнь начинается со стресса. Момент прохождения малыша по родовым путям называют кризисом периода новорожденности. Специалисты в области психологии считают этот этап сложным и переломным для нового человека. Составляющие кризиса:

  1. Физиологические факторы. Происходит физическое отделение ребенка от матери. Он перестает быть частью ее организма, становится автономным.
  2. Психологические аспекты. Фактическое отдаление от мамы вызывает у малыша чувство беспомощности и тревогу.
  3. Изменение внешних условий. После рождения ребенок оказывается в совершенно новом мире, где все отличается от прежних условий жизнедеятельности – температура, воздух, свет, другой способ питания, дыхания и так далее.


Жизнь маленького человечка начинается со стресса, вызванного трудным прохождением по родовым путям

Человек появляется на свет абсолютно беспомощным. Чтобы защитить его и обеспечить выживание, природа заложила в нем определенный набор безусловных рефлексов – сосательный, глотательный, хватательный и прочие.

Ранний неонатальный период

В ранний период новорожденности, продолжительность которого составляет одну неделю с момента рождения, происходит не только знакомство малыша с миром, но и первые контакты с мамой. Реальный внешний вид крохи может отличаться от того образа, который она себе представляла. Это связано с физиологическими пограничными состояниями его организма.

Оттенок кожи

Неоднородный и нехарактерный для взрослых людей оттенок кожи ребенка может быть обусловлен:

  • эритемой;
  • реакцией сосудов на внешние условия;
  • желтухой.

Эритема – покраснение кожи с синеватым оттенком. Обычно она проявляется на стопах и кистях. Причина эритемы – резкое изменение температуры окружающей среды: от 37° в утробе матери до 20-24° в палате больницы. Кроме того, привычная для ребенка водная среда сменяется воздушной. Эритема не является патологическим состоянием и не требует лечения. Температура тела, общее самочувствие и аппетит малыша находятся в пределах нормы. Спустя несколько суток в местах покраснений может начаться шелушение эпидермиса.



Причина эритемы - резкий перепад температуры окружающей среды

Физиологическая реакция сосудов чаще возникает у недоношенных детей в период новорожденности. Она является следствием незрелости сосудистой системы. Ее проявления:

  • мраморность покровов, синюшные пятна;
  • неравномерный цвет тела, на одной части кожа красная, а на другой бледная с синевой, такое бывает после сна на одном боку.

Данное состояние может иметь место на протяжении 2-3 суток после рождения. Ребенок не нуждается в лечении, но врачи за ним наблюдают.

В период новорожденности желтуха возникает вследствие функциональной недостаточности печени, обусловленной ее незрелостью. Орган не может нейтрализовать повышенное количество желчного пигмента, поступающего в кровь. В норме физиологическая желтуха, при которой покровы ребенка приобретают характерный оттенок, длится около недели. У малышей, рожденных раньше срока, она может длиться до 6 недель. Желтизна кожи, сохраняющаяся дольше положенного периода – повод для обращения к врачу.

Милии и акне

Работа сальных и гормональных желез у новорожденного не налажена. После появления на свет на его личике можно заметить мили и акне.

  • Милии – белые точки, которые обычно появляются на носу, лбу и щечках. Они возникают из-за закупорки сальных желез. Категорически запрещено их трогать. Милии проходят сами по себе через несколько недель.


Милии не требуют лечения и проходят у ребенка самостоятельно
  • Акне новорожденных – красные прыщики с гнойной белой верхушкой, похожие на юношески угри (подробнее в статье: ). Обычно они появляются на лице, но могут обнаружиться спине и шее. Причина акне у малышей – избыток материнских гормонов в крови и несовершенная работа сальных желез. В течение 2-3 месяцев они проходят. Прыщики не нужно лечить. Необходимо тщательно соблюдать гигиену. Кроме того, можно наносить 1 раз в 3 дня крем «Бепантен» тонким слоем.

В период новорожденности обнаруживаются не только описанные физиологические явления, относящиеся к нормальному развитию ребенка. Могут быть выявлены аномалии строения, наследственные патологии, фетопатии и так далее. От матери требуется повышенное внимание к ребенку, которое поможет вовремя увидеть отклонения в физическом и психическом развитии.

Поздний неонатальный период

Поздний период новорожденности длится 3 недели. Педиатры называют его временем восстановления после дезадаптационных синдромов. Основные характеристики:

  • малыш отделен от матери фактически, но сильно связан с ней физиологически и эмоционально;
  • органы и системы ребенка находятся в процессе развития, они не созрели полностью, особенно это касается ЦНС;
  • водно-солевой обмен очень подвижен;
  • организм новорожденного претерпевает изменения в биохимическом, функциональном и морфологическом аспектах;
  • состояние ребенка находится в значительной зависимости от внешних факторов;
  • при нарушении условий жизни физиологические процессы быстро трансформируются в патологические.


Состояние ребенка в период поздней новорожденности сильно зависит от качества ухода

В этом возрасте малышу нужна забота. Важно удовлетворять его потребности в еде, питье, сне, ласке. Именно это обеспечивает выживание ребенка. Большую часть суток новорожденный проводит во сне, но со временем число часов бодрствования увеличивается. Происходит развитие зрительной и слуховой систем, вместо безусловных автоматизмов возникают условные рефлексы. Малыш преодолевает кризис и постепенно адаптируется к новым условиям.

Особенности работы различных органов и систем ребенка

Психическое и физическое развитие детей имеет определенные возрастные закономерности. До какого возраста продлится дозревание той или иной системы, зависит от индивидуальных особенностей ребенка и внешних условий его жизнедеятельности. Однако врачи выделяют общие нормы, характерные для большинства здоровых малышей.

Зрение

Мышцы, отвечающие за движения глазных яблок, а также зрительные нервы у новорожденных детей сформированы не на 100%. В результате возникает физиологическое косоглазие. Это явление, обусловленное недостаточным развитием глазодвигательных мускулов, считается нормальным и со временем проходит. На этапе ранней новорожденности малыш отличает свет от тьмы, то есть разграничивает день и ночь.



Физиологическое косоглазие считается нормой и проходит без лечения

Слух

На протяжении первых 3-4 суток жизни полости ушей ребенка не заполнены воздухом, поэтому его слух несколько снижен. Затем происходит постепенное развитие слухового аппарата и малыш слышит почти как взрослый. При очень громких звуках он вздрагивает. При этом можно заметить, как меняются частота и глубина его дыхания, а также мимика.

Осязание, вкус, обоняние

Вследствие неравномерного распределения нервных окончаний новорожденный неодинаково реагирует на прикосновения к разным частям тела. Кожа лица и конечностей является более чувствительной, чем покровы спины. В общем осязание развито хорошо.

Возрастной особенностью крохи является любовь к сладкому вкусу, которым обладает молоко матери. Попробовав что-то сладковатое, он облизывает губы, совершает глотательные движения, успокаивается. Если жидкость горькая или соленая, ребенок прекращает сосать, плачет, гримасничает.

Обоняние малыша развито. Резкие ароматы вызывают у него реакцию, выражающуюся в изменении частоты дыхания.



Любимым сладим вкусом ребенка снабжает молоко его мамы

Кожа

Кожные покровы ребенка кровоснабжаются намного интенсивнее, чем у взрослых, за счет большого количества и увеличенного диаметра капилляров. Любые повреждения, причина которых устранена, быстро заживают. Однако развитие потовых желез недостаточное. Как следствие, ребенок младше месяца легко перегревается из-за высокой температуры воздуха или слишком теплой одежды.

Мочевыделительная система

Развитие почек малыша заканчивается уже после рождения. В мочевом пузыре содержится небольшое количество урины, свойства которой отличаются от стандартов, характерных для взрослого человека. Для новорожденных используются свои возрастные нормы, касающиеся содержания белка, удельного веса, биохимических реакций. В первую неделю мочеиспускание происходит 4-5 раз в сутки, затем – 15-25 раз.

Дыхательная система

Дети на этапе новорожденности, а также в грудном возрасте обладают узкими верхними дыхательными путями, к которым относятся носовые ходы, гортань, трахея. Слизистые оболочки, выстилающие их, активно снабжаются кровью. Они очень чувствительны к механическим раздражителям и сухости воздуха. Частота дыхания в норме – 40-60 движений в минуту.



Дыхание у детей достаточно поверхностное даже во сне

Сердечно-сосудистая система

После рождения функционирования сердечно-сосудистой системы ребенка меняется кардинально. Закрываются сосуды и отверстия, через которые осуществлялся плацентарный кровоток. Легкие наполняются кровью. Нормальная частота пульса – 110-140 ударов в минуту. Любое внешнее воздействие приводит к ее изменению.

Пищеварительная система

Дозревание органов пищеварения продолжается после рождения. Ребенок появляется на свет с развитой жевательной мускулатурой и большим языком. Благодаря этому он может активно сосать, не уставая в течение длительного времени. Слюнные железы недоразвиты, поэтому вырабатывают мало секрета.

В течение первых суток ЖКТ малыша стерилен, но быстро заселяется флорой. Объем желудка растет ежедневно: после рождения его емкость – 20 мл, спустя неделю – 50 мл, через 4 недели – 100 мл. Оптимальная пища – грудное молоко. В организме малыша вырабатываются ферменты именно для его переваривания.

Внешний вид кала меняется постепенно. Сначала он коричневый, затем желто-зеленый, далее – желтый, кашеобразный с кислым запахом. Трансформации связаны с процессом колонизации слизистых оболочек бактериями.



Оптимальной пищей для ребенка такой возрастной категории считается грудное молоко

Нервная система

Нервная система ребенка на протяжении первых месяцев жизни развивается активнее всего. Сначала большую часть суток (20-22 часа) он проводит во сне, так как в коре головного мозга процессы торможения превалируют над возбуждением. Со временем увеличиваются периоды бодрствования.

Возбудимость, рефлексы и реакции малыша постоянно трансформируются. Очень выражен тонус мышц рук и ног. В этот период, например, может наблюдаться физиологический тремор – дрожание мускулов конечностей. Кроме того, выделяют ряд безусловных рефлексов, связанных с незрелостью головного мозга, которые изначально есть у всех детей, но угасают в первый год жизни.

Возраст новорожденного ребенка берет свой отсчет с момента рождения и заканчивается на 28 день (4 недели). Этот период характеризуется интенсивными морфологическими и функциональными изменениями в только что родившемся организме. Уже на этом этапе малыш проходит один из главных кризисов жизни человека – кризис новорожденности. Он связан с резким переходом от внутриутробной жизни к внеутробному существованию.

Физическое развитие ребенка

В течение первых 5 суток жизни новорожденный, как правило, теряет массу (норма - около 5%), а после этого она начинает восстанавливаться и постепенно набираться – по мере того, как ребенок осваивает навыки сосания груди. В среднем за первые 4 недели дети набирают около 500-700 граммов веса. Это один из важных показателей жизнеспособности новорожденного человека. Кроме того, о его нормальном физическом развитии свидетельствует увеличение роста, окружности головы и общее состояние здоровья. Существуют и другие нормы относительно того, до какого возраста новорожденный должен набрать определенный вес. Так, считается, что к 4 месяцев ребенок должен удвоить вес, который был в новорожденном состоянии.

Сегодня наблюдается тенденция увеличения веса новорожденных. Во многих странах типичным явлением стало рождение детей весом свыше 4 кг. Кроме того, они рождаются с ростом более 50 см. Это одно из явлений акселерации.

Внутренние органы новорожденного еще не до конца сформированы. Однако его пищеварительная система начинает активно работать, при этом происходит заселение микроорганизмами желудочно-кишечного тракта. Температура тела малыша остается неустойчивой до 3 недель, поэтому ее необходимо поддерживать с помощью одежды и создания определенного комфорта в помещении.

Первые часы жизни ребенка в возрасте новорожденного

Зарождение новой жизни происходит с момента зачатия. Все девять месяцев ребенок находится в уютном мире – маминой утробе. Он слышит то, как к нему обращаются родители, чувствует их эмоциональное состояние и отвечает им активными или не очень движениями. Но в конечном итоге приходит время, когда нужно покинуть теплое и уютное место и появиться на свет, сменить место обитания. После рождения ребенок переживает определенный стресс. Ведь он уже физически стал отделенным от матери, процесс его дыхания осуществляется через собственные легкие, да и питание совсем другое: теплое и сладкое мамино молочко. Все органы и системы организма маленького человечка учатся адаптироваться к новым для него условиям жизни.

Но первые часы жизни – это не только важный этап для физического развития ребенка, это еще и период психологической адаптации малыша, а также время, когда родители осознают себя таковыми и ощущают неразрывную связь с новорожденным. Именно в первые полтора-два часа после родов так важен физический контакт матери с ребенком. В большинстве родильных домов уже давно существует практика выкладывания только что появившегося на свет малыша на живот к роженице, а также прикладывание его к груди. Любое проявление нежности и тепла со стороны обоих родителей в это время – это залог дальнейшего успешного развития положительного психологического контакта.

В свои первые дни и недели жизни новорожденный много времени проводит во сне, состояние его слегка заторможено, а движения не контролируемые. Сон малыша могут прервать основные потребности в еде, питье. Кроме них дискомфорт может ощущаться из-за холода или, наоборот, жары, а также в том случае, если ребенок мокрый и его пеленки или подгузники нуждаются в замене.

Самой ярко выраженной эмоцией новорожденного является недовольство, которое проявляется через его плач в тех случаях, которые приведены выше. И в таких случаях только забота родителей и близких помогают малышу снова ощущать уют и удовлетворенность. Ребенок успокаивается, перестает плакать, быстро засыпает. Все эти его действия и являются выражением положительных эмоций, которые проявить по-другому он еще не в состоянии.

Кроме того, малыша, который еще не разговаривает и не ориентируется в различных состояниях, можно понять по внешним признакам, это своего рода сигналы, которые ребеночек передает взрослым для того, чтоб они его поняли. К этим сигналам можно отнести частоту дыхания, интенсивность сосательных движений во время приема еды, движения глаз и головы, частоту сердцебиения. Молодым родителям нужно научиться внимательно прислушиваться к этим сигналам, чтобы понять, чего хочет их малыш в данный момент.

Рефлексы ребенка в возрасте новорожденного

У новорожденного уже есть достаточно признаков, благодаря которым малыш адаптируется к новой для него жизненной обстановке. В научной среде такие признаки называются рефлексами. Здоровые дети имеют развитую систему дыхания, пищеварения, кровообращения. Первые реакции, которые проявляются у малышей с первых же часов после появления на свет, – это сосание и хватание (достаточно дать крохе свой палец, он сразу же обхватит его своей маленькой ручкой). Кроме того, новорожденный может защищать себя, в частности, свои глаза. Если ему бьет яркий свет, он может зажмуриться. В то же время, если прикоснуться к середине губы малыша, он повернет голову в ту сторону, откуда идет свет.

Еще несколько рефлексов относятся к двигательным. Благодаря их изучению можно установить, все ли в порядке с тонусом новорожденного, а также его двигательной способностью. Например, если ребенка выложить на животик, то он может повернуть голову в одну из сторон и проползти на животике без ручек. Если подпереть его ступни рукой, то он сможет оттолкнуться от них, совершая движения ползания. Также можно взять ребенка на руки, чтобы ноги слегка касались ровной поверхности, а корпус наклонить немного вперед - и тогда он будет выполнять шаговые движения.

Все эти признаки или рефлексы помогают врачам установить уровень развития ребенка на ранних этапах. Их особенностью является то, что они присущи только самым маленьким и сохраняются на протяжении первых месяцев жизни, а потом угасают, уступая место другим признакам развития крохи. Появляются уже не рефлексы, а реакции посложнее. Причем по срокам появления и исчезновения тех или иных рефлексов и реакций можно судить об интенсивности развития мозговой деятельности.

Если ребенок здоров, развивается правильно, то у него есть способность чувствовать некоторые признаки. Например, дотрагиваясь до чего-либо, он ощутит, горячая или холодная поверхность. Также малыш ощущает боль и болезненные прикосновения (поэтому он и плачет, если ему делают прививочную инъекцию). Ребенок четко различает вкусы. Он знает, где кислое, горькое, а где сладкое лакомство. Естественно, только что родившийся малыш имеет низкую степень чувствительности. Но по мере его развития и роста ощущения развиваются и увеличиваются. То же самое касается зрения и слуха новорожденных – они развиваются по мере роста. Например, уже через две недели после рождения плачущий малыш может прекратить истерику, прислушиваясь к какому-либо сильному звуку. А примерно через месяц глазки крохи могут остановиться на ярком или блестящем предмете, который привлечет его внимание.

Результат внутриутробного общения

Еще находясь в утробе матери, ребенок слушает и запоминает ее голос, общается с ней. Поэтому после рождения он может выделять звук материнского голоса среди многих других голосов. Кроме того, любой голос, принадлежащий человеку, грудничок может отличать от нечеловеческих звуков, а самого человека (его лицо) выделяет среди окружающих предметов.

Новорожденный способен продемонстрировать свое стремление к общению. Для этого он смотрит в сторону того, кто с ним разговаривает. Если крохе надоело общаться – он просто отвернется. Такие уникальные способности развиваются в том случае, если у ребенка с мамой налажен плотный, тесный контакт - как физический, так и духовный.

Но все вышеперечисленные умения новорожденного – это только зачатки тех умений, которые разовьются со временем. Никакой из рефлексов или умений не является законченным или таким, который ребенок сможет применить в дальнейшем своем развитии. Ни один из рефлексов, даже двигательный – не имеет отношения к тому, что ребенок будет ползать или ходить. Все признаки и рефлексы, которые были у ребенка в первые недели и месяцы после рождения, должны исчезнуть.

В отличие от животного мира, в котором все новорожденные могут выживать в какой-то степени самостоятельно, человеческий детеныш является абсолютно беззащитным. Он полностью зависит от окружения, от заботы и ухода родителей. Его физическое развитие зависит от окружения, быта, повседневного ухода, а психологическое развитие – от того, насколько внимательными и заботливыми близкие люди будут по отношению к нему.

Прожив свой первый месяц в окружении внимательных взрослых, малыш начинает выделять их из окружения. Этому способствует сам взрослый своими действиями. Например, постоянными разговорами с ребенком. Ведь даже если малыш не может ничего сказать в ответ – это не значит, что он ничего не воспринимает. Своими движениями, разговором, живыми интонациями родитель или другой человек из окружения грудничка привлекает его внимание и дает массу новых впечатлений. Если общаться с малышом с самого его появления на свет (а лучше – и до этого), то уже к концу первого месяца жизни он сможет даже проявлять свое внимание через положение губ. Например, если ласково заговорить с крохой, он будет смотреть в вашу сторону с вытянутыми губами. А на втором месяце малыш уже захочет ответить вам своей улыбкой.

Не секрет, что самый тесный контакт у ребенка, на каком бы этапе развития он ни находился, - это контакт с матерью. Именно она вынашивает своего сына или дочь девять месяцев, и именно с ней происходит первый телесный контакт новорожденного. Поэтому на маму активнее всего влияет и воздействует любое движение и звук ее ребенка, а на самого малыша – мамин голос и мамины руки. Это основа для формирования у грудничка доверия не только к родителям, но и ко всем людям.

Ласковое слово мамы – это лучшее лекарство, которое действует успокаивающе на ребенка. Достаточно обнять и сказать о своей любви к крохе, и он станет спокойнее, будет лучше спать и кушать. Настроение ребенка, его положительные или отрицательные эмоции, покой или возбуждение – это все результат проявления любви или нелюбви родителей к нему. Но в то же время эти характеристики определяют и отношение взрослых к новорожденному.

Младенец, но уже не новорожденный

После этапа рождения и спустя некоторое время ребенок переходит из стадии новорожденности, когда он был совсем беспомощным и ничего не умеющим существом, в этап младенчества. В этот период ребенок как бы оживает, он становится активнее, действия и взгляд его осознаннее, происходит стремительное развитие всех органов и систем организма.

В этот период ребенок уже может обратиться к взрослому человеку путем взгляда, остановки на лице родителя, улыбки. Чем старше возраст ребенка, тем больше движений и действий включается в это общение. Это и вздохи, и движения ручек и ножек, возгласы восторга, вскрики радости. Если ребенок хочет общения, а рядом никого нет или на него не обращают внимания, он может заплакать и тем самым обратить все взоры на себя. Все эти действия появляются на определенных этапах развития малыша. И контроль их своевременного появления – это залог правильного развития ребенка, его мозговой деятельности и нервной системы.

Отличительной особенностью оживления ребенка является его активность. Чем меньше внимания взрослые обращают на кроху, тем активнее он проявляет свою потребность в общении. Именно через движения, взгляды, эмоции устанавливается глубокая и прочная связь малыша с родителями, которая с годами будет только крепнуть.

Когда ребенок называется новорожденным, а когда младенцем. сколько длится такой возраст, в чем его особенности?

Базовое определение. Возраст, до которого ребенок считается новорожденным

Новорожденным ребеночек остается на протяжении первого месяца жизни. Этот период разделяется на два — ранняя новорожденность и поздняя. Первая длится неделю, ровно 7 дней с момента появления на свет. Остальное время — это поздняя новорожденность. Младенцем малыш остается до года, это время имеет свои особенности. Каждые три месяца ребеночек сильно меняется — интенсивно растет и развивается в физическом, двигательном и психологическом плане.

Развитие новорожденного:

Физическое развитие

Всего за 1 год, ребеночек меняется до неузнаваемости. Если сравнить фото и видео материалы вначале и по истечению года, то можно проанализировать прогресс, он просто ошеломляет.
Малыш интенсивно прибавляет в весе и росте. В месяц рост увеличивается примерно на 3 см, и вес до 300 граммов. За год тело младенца увеличивается примерно в полтора раза.

Двигательное развитие

Сначала движения ребеночка хаотичные и неосознанные. Он машет ручками и ножками, часто пугаясь самого себя. Со временем картина радикально меняется:
  • По прошествии 2 месяцев, движения становятся более спокойными, малыш обращает внимание на окружающие предметы. Когда лежит на животике, приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на ручки, поворачивается в сторону звуков, которые хорошо слышит, улыбается в ответ.
  • Еще через месяц, ребенок хватает ручками игрушки и различные предметы или пытается до них дотянуться.
  • Начиная с 5-месячного возраста, сам достает игрушки, рассматривает их, тянет к себе. В позе на животе пытается отталкиваться, имитируя ползание, при наличии основы, приподнимается самостоятельно, переворачивается на живот и обратно, с поддержкой может сидеть.
  • После 6 месяцев жизни, постепенно ползание все лучше и лучше получается. Сначала неуверенно и с кувырками на спину. Затем все быстрее и увереннее. К 8 месяцам малыш достаточно быстро передвигается на четвереньках.
  • В этот же период пытается вставать на ножки. Сначала с поддержкой, потом самостоятельно, держась за что-то приподнимается и может стоять.
  • К 11-месячному возрасту некоторые малыши уже ходят с поддержкой, самостоятельно встают на ножки и могут ни за что не держась, сохранять равновесие.
  • В год большинство деток потихоньку ходят, а некоторые уже уверенно передвигаются на двух конечностях.
Двигательные способности формируются и реализуются у всех детей индивидуально, кто с 8 уже может не только стоять, но и ходить, иные никак не хотят подниматься на ножки, но виртуозно передвигаются ползком. Как в одном, так и в другом случае развитие считается в пределах нормы.

Психологическое развитие

В младенчестве ребенок учится не только ползать, стоять и ходить, но и проходит интенсивное психоэмоциональное развитие:
  • Сначала ребеночек наблюдает за предметами, фиксирует взгляд. Потом начинает различать цвет и форму. Узнает знакомые лица и предметы.
  • После 4-месячного возраста, ребенок переживает такие же эмоции, как и взрослые — страх, радость, умеет удивляться.
  • Сначала младенец не обращает внимания на то, кто его держит. Со временем различает своих и чужих. Плачет, когда видит посторонних.
  • Ближе к 6 месяцам ребенок очень привязывается к матери, не дает отойти и на шаг, сразу реагирует громким криком.
  • Постепенно ребенок все больше становится контактным. Начинает реагировать на заигрывания, отвечать смехом, улыбкой, плачем при неприятных воздействиях.
  • Потом понимает, как с помощью мамы или взрослых получать желаемое.
Так же за год наблюдается большой прогресс в речевом развитии, от агуканий и бессмысленного лепетания, до достаточно большого словарного запаса, правда среди него мало различимых, правильно произнесенных слов, но ребенок может объяснить чего он хочет и что болит.
Младенческий период у детей проходит не у всех одинаково. Главное к окончанию первого года жизни ребенку приобрести базовые навыки для дальнейшего физического и психоэмоционального развития.

Многих людей пугает слово «кризис», вызывая негативные ассоциации. Родители боятся кризиса подросткового возраста у детей. Кризис трех лет менее известен, но тоже доставляет немало хлопот взрослым.

Между тем, развития не вкладывает в понятие возрастного кризиса никакого негативного смысла. Более того, человеческая жизнь начинается с кризиса новорожденности.

Данный кризис связан с переходом от внутриутробного существования в внеутробному. В рамках теории психоанализа рождение рассматривается как травма, последствия которой человек ощущает всю жизнь. Это, разумеется, преувеличение, но рождение действительно становится серьезным потрясением для ребенка. Он попадает в среду более холодную и светлую, более богатую звуками, изменяется способ получения питательных веществ и кислорода, исчезает «невесомость», которую обеспечивали околоплодные воды. Ко всему этому приходится приспосабливаться, не случайно в первые дни жизни дети теряют вес.

Чтобы облегчить прохождение кризиса новорожденности, ребенку надо создавать условия, отдаленно напоминающие внутриутробную жизнь. Люди делали это интуитивно задолго до зарождения научной психологии: округлая форма люльки, напоминающая матку, покачивание, которое плод в утробе ощущает при ходьбе. В период новорожденности можно брать ребенка на руки, не боясь «избаловать», желательно так, чтобы он мог слышать стук сердца матери, который он слышал в утробе.

Особенности периода новорожденности

Новорожденность – это единственный период, в котором биологическое начало предстает «в чистом виде», без примеси социального. Ребенок рождается с набором врожденных рефлексов (инстинктов). Некоторые из них скоро угаснут – например, шаговый рефлекс, нырятельный (задерживание дыхания при попадании большого количества воды на лицо), хватательный. Последний рефлекс имел практическое значение у далеких предков человека, позволяя детенышу держаться за шерсть матери.

Особое значение имеют пищевые рефлексы. Сосательный рефлекс срабатывает при любом прикосновении к губам или даже щекам ребенка. Глотательный рефлекс развит в достаточной степени, но с ним очень легко вступает в противоречие рвотный рефлекс, поэтому часто после еды.

Из ощущений наиболее развито осязание в области рта и вкус. Хуже развито зрение, мышечные ощущения. Развитие ощущений не происходит само собой – ребенку необходимы впечатления, которые он может получить только при общении со взрослыми. Если имеет место недостаток впечатлений (сенсорный голод), в дальнейшем возможно отставание в развитии. Такая проблема существует в домах ребенка, где персонал при всем желании не может уделить достаточно внимания каждому малышу в период новорожденности и младенчества.

Примерно в полтора месяца ребенок начинает проявлять активность при появлении взрослого – улыбаться, махать руками, выражать эмоции голосом. Так ребенок реагирует на любого человека, дифференцированные реакции появятся позднее. Это комплекс оживления – основное психологическое «приобретение» периода новорожденности. С него начинается коммуникативное развитие ребенка, которое продолжится на следующей возрастной стадии – в период младенчества.









2024 © rukaraoke.ru.