Эссе что я чувствовал когда был подростком. Сочинение: Развитие Я-концепции в подростковом возрасте. Несколько интересных сочинений


Пока еще мы находимся в возрасте, когда нас сложно назвать взрослыми, но уже вроде бы и не дети малые. Мы - подростки.­ Вот меня, например, пока не очень затрагивают и волнуют­ проблемы взрослых,­ но о своем будущем я уже иногда задумываюсь. Интересно, кем я стану, как сложится моя судьба, какая у меня будет семья, много ли у меня будет друзей?

Наверное, всем в подростковом, то есть моём возрасте хочется выглядеть более старшими и поскорее повзрослеть. Мы претендуем на самостоятельность в этом возрасте, пытаемся кому то, что то доказывать, но это всё больше похоже на детство, а не взросление. Пока еще я не решил, кем стану, пока самое главное - это окончить школу и сдать ЕГЭ в одиннадцатом классе, но до этого ещё ой как далеко. Для мамы - я «оболтус и шалопай». Но я то знаю, что это она так говорит, потому что очень меня любит. Просто я еще не определился ни с будущей профессией,­ ни с учебой после окончания школы. Пока что я очень люблю заниматься зарисовками пейзажей, могу сделать рисунок карандашом маминого портрета, и ей это очень нравится. А вдруг я - будущий и очень знаменитый художник - портретист? Кто знает.

По моему личному мнению такое количество взрослых проблем, с которыми они сталкиваются в жизни, они сами себе и придумали. Ведь можно было бы и без них обойтись. Они, почему то, всегда прислушиваются к чужому мнению, им завидуют, постоянно кто-то советует и вмешивается в их дела и проблемы. Вот я, когда стану взрослым, буду свободным и независимым. Возможно, что этого очень трудно будет достичь, но я буду стараться изо всех сил. Я не хочу в будущем оказаться серой, незаметной мышкой. Конечно же, придется отстаивать и доказывать свое мнение, но вот отступать я не буду никогда - это удел­ слабых и бездарных. Это, конечно спорный вопрос, но это мое личное мнение. Мама мне говорит, что с моим характером мне трудно придется в жизни, что нужно всегда идти на компромисс. Возможно, что она и права,­ ведь у нее большой жизненный опыт,­ и она имеет полное право так утверждать. Но ведь это моя жизнь и я, как подросток, имею право на ошибку, на них говорят, учатся.

У моих одноклассников почти у всех есть какие-нибудь увлечения или хобби: кто-то занят фотографией, кто-то пишет стихи и увлекается историей русской литературы, а одна девочка уже научилась прекрасно шить, и к ней очередь одноклассниц. С твердой уверенностью могу сказать, что среди моих одноклассников нет ни одной той самой «серой мышки», каждый из ребят по-своему уже интересен и у него есть какие-то наклонности и способности.

Если бы можно было, хоть одним глазком, увидеть наше будущее, тогда было бы намного проще жить сейчас в этом возрасте. Но тогда может и стремиться ни к чему не нужно было бы. А вот правильно ли это, это еще вопрос.

Каким я вижу себя и своих сверстников? Это непростой вопрос для любого человека. На него практически невозможно ответить объективно, тем более дать характеристику личности, которая формируется в условиях непредсказуемости и хаоса, во времена перемен, без всякой уверенности в завтрашнем дне.

Нашим бабушкам и дедушкам, по-моему, было намного легче воспитывать своих детей, то есть наших родителей. Они все жили в другой стране. Сейчас много рассуждают над тем, хорошо тогда было или плохо, я этим заниматься не буду, но я точно знаю одно – тогда была определённая идеология, и в соответствии с ней строилась жизнь граждан той страны. Дома, в школе, летнем лагере, во всевозможных кружках и секциях подрастающее поколение воспитывали одинаково. Для всех был единый кодекс чести и единые правила, не было никаких противоречий. Конечно, не всегда всё шло гладко, но чаще это были исключения из правил.

В наше время дело обстоит иначе. Современным детям и подросткам бывает очень сложно соответствовать определённому образцу, идеалу, особенно когда у каждого из взрослых он свой: у папы один, у мамы – другой, у учителей – третий, у тренера по танцам – четвёртый и так до бесконечности. А нужно ли вообще современному человеку соответствовать чьим-то представлениям? Сегодня появляется много информации, она не всегда нужная и полезная, но льётся непрерывным потоком отовсюду, и поток этот контролировать не может никто, даже взрослые. Однако этого требуют от молодых ещё несформировавшихся личностей.

Современных подростков можно назвать панками, готами, эмо, мажорами, яппи, толкиенистами или ещё как-то. Всё это говорит о том, что молодые люди сегодня – это свободные личности, выбирающие способы самовыражения, которые им ближе. Они уверены в себе, уверены настолько, что не боятся выделиться из толпы. Но такое множество молодёжных объединений говорит и о том, что подростков очень часто не принимают и не понимают взрослые. На них ложатся недетские проблемы. Они теряются в обилии информации, им сложнее себя найти и сделать выбор. Я и мои сверстники живём в атмосфере неопределённости, но при этом должны нести ответственность за неправильный выбор наравне со взрослыми. Мы слышим немало критики в свой адрес. А ведь среди нас много талантливых людей, но далеко не все взрослые на основании своего прошлого опыта могут разглядеть в ком-то из нас зачатки гениальности. Среди нас много добрых, честных, даже благородных, открытых миру людей. Но как чаще всего встречает нас этот мир? Я думаю, что ответ на этот вопрос очевиден.

Современный подросток свободный, и эта свобода делает нас смелыми, иногда бесстрашными. Без этого сложно было бы выражать своё мнение, заявлять о своих правах и отстаивать их. Только смелость позволяет выражать свои мысли вслух и откровенно обсуждать со взрослыми свои проблемы, заявлять о том, что они есть, причём есть у представителей всех поколений. Только смелость даёт силы решать эти проблемы и двигаться вперёд. И «только смелым покоряются моря».

Уровень B. Прочее.

The life of modern teenagers

Modern teenagers are greatly different from the previous generations. They are more independent, have another interests and more spacious mind, but they are far more lazy.


Most of these distinctions are caused by fast technical progress. Quite every teenager has a computer, a mobile phone and the internet access. On the one hand it is good, because they can find any information, it can be useful or not; any book or film can be found very easy and fast too. Moreover, the internet helps in studying and people from different countries or cities can communicate despite the distention between them. One the other hand, teenagers become more and more lazy, because they would better stay at home in front of computer than go somewhere. Also the big amount of information they have every day makes them indifferent to amazing things. The teenagers are not fascinated with the beauty of nature or art so much, because they have already seen it. The internet can show everythig from Van Gogh paintings to the polar light, so young people don’t need to travel or visit museums to see something unusual. As a result it is very difficult to surprise teenager, because the computer screen has already show and explain everything.

The internet is also affects the teenagers relationshios. Those young people who are shy or are afraid to introduce new people choose to make friend in the internet. There are a lot of social networks which have thousands of users, who spend hours chatting there. Sometimes instead of living the exciting and colorful life teenagers surf the net, communicate with unreal friends. Also a lot of young people play online games, which take a lot of time, they start to live in virtual world and forget about everything.

Despite the fact the young people are not very impressionable, they has some passions. The most popular and loved is music. Nowadays there is a wide variety of bands and kinds of music from reggae and pop music to techno and doom metal, so every teenager can find something he or she likes. A lot of teenagers prefer to communicate with those who have similar tastes in music, so the fist question when he or she meets unfamiliar person may be ‘What kind of music do you like?’. The music affects even the way the teenagers dress, as sometimes they try to copy the image of their favorite singers or musicians. Moreover, music gives young people the dream of being a rock star, so a lot of them learn to play musical instruments, especially guitars and sing. That’s why nowadays there are hundreds of garage bands, some of those will become successful one day.

Although the technic is very developed, there are a lot of teenagers who are intrested in handmade things and art. Nowadays it is very popular to create jewelleries, dolls, or clothes by yourself, also there are many tallented young people who take great pictures or draw painting using paints or special computer programmes. They upload their works to the internet, create their own web sites and sometimes become wellknown.

Those teenagers who prefer dynamic activities to drawing or photography do sports. They go to gym, dance, run and so on. Fortunately, there are fitness clubs and gyms in almost every city.
The most brave and daredevil teenagers do the extreme kinds of sport such as skateboarding, solo jumping, snowboarding and etc. They are looking for strong emotions and they like the feeling of frightened that dangerous sports give. Extreme sports demand a greate courage, so not everyone is able to do it. It is pitty, sometimes young people can`t evalue the risk and get serious ingures and even die.
Unluckily, not only extreme sports cause the health problems. Teenagers suffer from different diseases because of junk food, pernicious habits, smoking and alcohol, that is quite aviable. Also they spend a lot of time with computer, what is very bad for eyes. The couch potato life style causes the obesity.

The way modern teenagers dress is different from the previous too. Gils and boys have almost similar clothes. Of course, guys don’t wear skirts and dresses, but girls wear trousers, shirts and snickers as well as boys do. Moreover, short hairstyles are quite popular. The usual clothes for young people are jeans and T-shirts, but there are a lot of subcultures, which have their own rules of dressing.
Recent years the new way of look called ‘Synthetic Beauty’ has appeared. It has become popular due to the internet. The main feature of synthetic beauty is unnatural color of hair and eyes, a lot of makeup, leanness, piercing and tattoos. Some young people make dreadlocks, body modification or neoplasty. There is only one rule in synthetic beauty – wear what you like. It can be mixture of different styles and colors, or it can be cosplay of cartoon or fairytale character. There had never been anything like this in the way of dressing before and teenagers who want to be unusual and show their individualism choose this fashion style.
To sum up, the modern teenagers are the generation of the internet and technical progress. They have their own hobbies, fashion and problems, some of them are very creative, talented and interesting, some of them are shy and prefer to live virtually. They are all different, but I believe that they will be a good change to the previous generation, they will save the heritage and create something new to leave the trail in the world history.

Современные подростки сильно отличаются от предыдущих поколений. Они более самостоятельные, имеют другие интересы и более широкий кругозор, но они гораздо ленивее.

Большинство этих отличий вызвано технологическим прогрессом. Почти у каждого подростка есть компьютер, мобильный телефон и выход в Интернет. С одной стороны это хорошо, потому что они могут найти любую информацию, она может быть полезной или нет; любую книгу или фильм можно также легко найти. Кроме того, Интернет помогает в учёбе и люди из разных стран могут общаться несмотря на расстояние между ними. С другой стороны, подростки становятся всё более и более ленивыми, потому что они лучше посидят за компьютером, чем пойдут куда-то. К тому же большое количество информации, получаемой ими каждый день, делает их равнодушными к удивительным вещам. Подростков не сильно впечатляет красота природы или искусства, потому что они это уже видели. Интернет может показать всё от картин Ван Гога до северного сияния, так что молодым людям не нужно путешествовать или посещать музеи, чтобы увидеть что-то необычное. Как результат, их очень трудно удивить, потому что компьютерный экран им уже всё показал и объяснил.

Интернет также влияет на взаимоотношения подростков. Те молодые люди, которые скромны или бояться знакомиться с новыми людьми, выбирают дружбу в Интернете. Существует множество социальных сетей, которые имеют тысячи пользователей, которые проводят часы, общаясь там. Иногда, вместо волнующей и красочной жизни, подросток бороздит Интернет, общаясь с нереальными друзьями. Также множество молодых людей играют в онлайн игры, которые занимают много времени, они начинают жить в виртуальном мире и забывают обо всём.

Несмотря на то, что молодые люди не очень впечатлительные, у них есть свои страсти. Самая популярная и любимая – это музыка. Сейчас существует огромное разнообразие групп и музыкальных направлений от рэгги и поп музыки до техно и дум металла, так что каждый подросток может найти что ему или ей нравится. Многие подростки предпочитают общаться с теми, у кого такой же музыкальный вкус, так что первый вопрос, который они задают, когда встречают незнакомого человека может быть «Какую музыку ты любишь?». Музыка также влияет на то, как подростки одеваются, так как иногда они стараются скопировать образ любимого певца или музыканта. Кроме того, музыка даёт молодым людям мечту стать рок звездой, так что многие из них учатся играть на музыкальных инструментах, особенно гитарах, и петь. Вот почему сейчас сотни гаражных групп, некоторые из которых однажды станут успешными.

Хотя техника очень развита, есть много подростков, интересующихся хэнмейдом и искусством. Сейчас очень популярно изготавливать украшения, кукол или одежду своими руками, также многие талантливые молодые люди рисуют картины, используя краски или специальные компьютерные программы. Они загружают свои работы в Интернет, создают свои вебсайты и иногда становятся известными.

То как современные подростки одеваются тоже отличается от того, что было до этого. У девушек и парней практически одинаковая одежда. Конечно, парни не носят юбок и платьев, но девушки носят штаны, рубашки и кроссовки, так же как парни. Кроме того, короткие стрижки стали очень популярными. Обычная одежда для молодых людей это джинсы и футболки, но существует множество субкультур, которые имеют свои правила в одежде.
В последние несколько лет возникло новое направление, под названием «Синтетическая красота». Главные особенности синтетической красоты это ненатуральный цвет волос и глаз, много макияжа, худоба, пирсинг и татуировки. Некоторые молодые люди делают дреды, модификации тела или пластические операции. В синтетической красоте есть лишь одно правило – носи что нравится. Это может быть смешение стилей и цветов, или это может быть косплей на героя мультфильма или сказки. Раньше не было ничего подобного в одежде и подростки, которые хотят быть необычными и хотят показать свою индивидуальность, выбирают это модное направление.

Те подростки, которые предпочитают активные действия рисованию и фотографии, занимаются спортом. К счастью, почти в каждом городе есть спорт залы и фитнес клубы.
Самые храбрые и безумные занимаются экстремальными видами спорта, такими как скейтбординг, одиночные прыжки, сноубординг и тд. Они ищут сильных эмоций, и им нравится чувство ужаса, которое дают опасные виды спорта. Экстремальные виды спорта требуют мужества, так что не каждый способен на это. К несчастью, иногда молодые люди не способны взвесить риск и получают серьёзные травмы или даже погибают.
К сожалению, не только экстремальные виды спорта вызывают проблемы со здоровьем. Подростки часто страдают от разных болезней из-за вредной еды, вредных привычек, курения и алкоголя, который вполне доступен. К тому же, они проводят много времени за компьютером, что очень плохо для глаз. Ленивый образ жизни приводит к ожирению.

Чтобы подвести итог, современные подростки – это поколение Интернета и технологического прогресса. У них собственные увлечения, мода и проблемы, некоторые их них очень творческие, талантливые и интересные, некоторые из них скромные и предпочитают жить виртуально. Все они разные, но я верю, что они будут хорошей сменой предыдущего поколения, они сохранят наследие и создадут что-то новое, чтобы оставить след в мировой истории.

Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному. Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей, где их материально поддерживают. Но это не так, потому что помимо этого, у подростков очень много трудностей.

Проблемой, в данном возрасте, является непонимание между ребенком и родителями. В большинстве случаев подростки просто хотят казаться взрослыми и поэтому ведут себя агрессивно и выражают протест. Они не хотят подчиняться своим предкам, потому что считают себя взрослыми. Я считаю, родители должны беседовать с ребенком и поддерживать его во всех начинаниях, чтобы он чувствовал свою значимость в жизни.

Еще одна из самых важных проблем подростков – образование. Не каждый может определиться с будущей профессией. Данная ситуация вызывает множество размышлений и споров с родителями. Мне кажется, родители не должны настаивать на определенном решении. Необходимо предложить ребенку варианты, а выбирать только ему. Потому что, если отец или мама скажет, что их чадо будет учиться там, где хотят они- возникнет конфликт. Также, одной из важных проблем является внешний вид подростка. Многие девочки в этом возрасте считают, что они не красивы, имеют лишний вес. Именно поэтому они сидят на диете и наносят на свое лицо кучу косметики. В таком случае, маме нужно поговорить со своей дочерью и объяснить ей, что она красива, чтобы дочь поверила в это и перестала худеть.

Подростковый возраст несет за собой жестокость и боль. Именно в этом возрасте многие встречают свою первую любовь. Чтобы чувства были взаимны, они готовы сделать огромное количество необдуманных поступков, чтобы доказать свою любовь. Личная жизнь должна быть у каждого. Она влияет на поведение, характер, поступки и, конечно же, на учебу. Обычно, родители против отношений в этом возрасте. Многие подростки часто слышат подобную фразу: «Сначала отучись, а потом уже люби». Родители не понимают своих детей. Они отказываются слышать о том, что их ребенку нравится противоположный пол. Я считаю, каждый человек имеет право на личную жизнь. У каждого взрослого человека, в свое время, была первая любовь. Может быть, к сожалению, она закончилась еще в далёкой юности, а может, идет рядом спустя многие годы. Поэтому, подросткам свойственно влюблять и ошибаться.

В заключение, хотелось бы сказать, что у каждого подростка свои проблемы, но в большинстве случаев они схожи. Чтобы справиться с трудностями, необходимо разговаривать о них с людьми, которым ты доверяешь, чтобы тебе дали совет.

Несколько интересных сочинений

  • Какой поступок можно назвать благородным? - сочинение (6 класс)

    На сегодняшний день мир очень сильно поменялся и теперь нынешнее поколение не то, что не знает что такое благородство, они даже не знают, что нужно делать, чтобы быть благородным.

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Образ и характеристика Господина Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование. Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

  • Поленов В.Д.

    Семья Поленова принадлежала к просвещенному дворянству. Поэтому в Поленове воспитывали художественный вкус, развивали творческие способности.

  • Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

    Произведение Грибоедова Горе от ума наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя

План

Введение.

Чувство взрослости.

Развитие Я-концепции.

Особенности личности подростка.

Введение.

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Поскольку в подростковом возрасте осуществляется переход от детства к зрелости, его исследование, с одной стороны, позволяет проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть протекание собственного детства. Иными словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде даёт ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом. Не случайно с изучением подросткового возраста связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Я -концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я -концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.

Чувство взрослости.

Чувство взрослости - новообразование подросткового возраста.

Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни.

С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить (опять таки, по своему разумению). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты „псевдовзрослости“: курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление „я тоже имею свою личную жизнь“). Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а образцы для подражания – не лучшими, в принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. И где еще можно потренироваться, как не в своей семье? Часто подросток меняет свое поведение: сегодня - добрый и ласковый, завтра - манерный, а на следующей неделе - хулиганистый „как соседский Вовка“. У кого-то из подростков вхождение в жизнь ознаменовывается разными выходками (доводящих домочадцев до невменяемости).

Но встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Внутренне происходит следующее.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).

Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: „Я сам все знаю!“ (Это так напоминает малышовое „Я сам!“). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная „самостоятельность“ - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

Появление собственных вкусов и взглядов, оценок, линии поведения (самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа).

Развитие Я-концепции .

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает ещё одит шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о самом себе (теория собственного «Я»), образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным „Я“.

Необходимо впомнить, как развивалось детское самосознание. К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценка. Позже, в дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Несмотря на это, дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистично. Если их попросить описать себя, они это сделают в основном с внешней точки зрения, отмечая такие особенности, как цвет волос, рост, любимые занятия. У младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другими: «Я лучше катаюсь на велосипеде, чем мой брат», «Это мне ничего не стоит сделать на пять. А эта сделает только на двойку, а то и на кол. Она «колышница»

К концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, всё чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувства. Вот что рассказывает о себе ученик 4-го класса: «Характер у меня слабый, Когда я был маленьким, ещё когда в сад ходил и в первый класс, меня другие били, а я сдачи не давал им, только плакал и даже учительнице не жаловался. Потом я научился себя защищать. Меня папа научил в бокс играть. Теперь меня не бьют, но спортсмен я плохой. Мне надо закаляться, стать сильным. Но зарядку я не делаю. Всё собираюсь и никак не начну».

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализиуются им пристрастно.

В 11-12 лет ребенок хочет понять себя, что он из себя представляет, то есть построить свое идеальное „Я“. Самопознание происходит через друзей: подросток сравнивает себя с другими, анализирует, ищет сходства. Познать себя ему отчасти помогают близкие и взрослые. Работает подростковая рефлексия: дружба носит исповедальный характер, пишут дневники, стихи. В них ребенок отражает все свои желания, страхи…

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно незнакомых прохожих на улице. Он всё время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

Рассматривая структуру Я -концепции, Р.Бернс отмечает, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я -концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя.

Бернс выделяет следующие основные ракурсы или модальности самоустановок:

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, „Я-образе“, или „Я -концепции“ осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов „Я“, либо как поиск „измерений“ (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов „Я“ является различение „Я-реального“ и „Я -идеального“, которое так или иначе присутствует в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение „материального Я“ и „социального Я“. Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: „настоящее Я“, „динамическое Я“, „фактическое Я“, „вероятное Я“, „идеализированное Я“.

Образы „Я“, которые создаёт в своём сознании подросток, разнообразны – они отражают всё богатство его жизни.

Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней привлекательности, представления о своём уме, способностях в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образует большой пласт Я-концепции – так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного компонента Я-концепции. С ним связаны ещё два – оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит отсистемы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-разному перживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определённый стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем её сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток ещё не цельная зрелая личность. Отдельные его черты особенно диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсл. Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает убеждать всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации); или признаёт, что он струсил, но ведь и все его приятели – трусы, каждый поступил бы также на его месте (механизм проекции).

Образы „Я“ никак не связаны между собой, но реальны при разной степени реалистичности. Таким образом складывается идеальное представление об идеальном „Я“. Представления о себе динамичны и нестабильны. Эти представления только формируются, поэтому подростки чувствительны к словам и т.п.

Можно сказать, что заложено в „Я - концепции“, то подросток пытается и развить (особенно, если это не соответствует реальному „Я“). Например, у физически больного ребенка в „Я - концепции“ заложено - здоров. Такой ребенок будет пытаться физически себя подтянуть. И зачастую это будет удаваться (хоть и не в полной мере).

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительном своём положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

При осознании „Я“ - реального правильно существует возможность исправить свои „недостатки“, улучшить себя, т.е. предпринимать реальные шаги самовоспитания.

Подростки не только мечтают о том, какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным – начинает читать художественную и научную лтературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

Главная задача родителей помочь ребенку научиться правильно себя оценивать, но при этом не расстраиваться, а спокойно решать проблемы шаг за шагом.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция. Меняется уровень саморегуляции: способен отсрочить желания, оценить соотношение возможности и реальной ситуации. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – Я-концепцию. У части детей Я-концепция может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. В любом случае – это важнейший этап в развитии самосознания.

Происходит ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.

Общая структура Я-концепции.

Подростковый возраст считается трудным в воспитательном отношении.
Наибольшее количество детей с, так называемой, „школьной дезадаптацией“, т.е. не умеющих приспособиться к школе (низкая успеваемость, плохая дисциплина, расстройство взаимоотношений со сверстниками, проявление негативных черт в личности и поведении, отрицательных субьективных переживаний и т.д.) приходится на средние классы.

Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений.

В подростковом возрасте могут впервые возникать и, обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.
Риск начала шизофрении, в подростковом возрасте, в 3-4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни.
В результате в этом возрасте мы встречаемся с самым большим количеством, так называемых „трудных детей“. Но даже совершенно здоровых подростков характеризует предельная неустойчивость настроения поведения, постоянные колебания самоооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.
Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что -некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как „нормальную патологию“.
Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания к каждому подростку, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.
Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте - интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные черты психического развития подростка.

Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность подростка.

Недаром Стенли Холл назвал подростковый период - периодом «Бури и натиска». Ибо в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня дочь скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все».

А ведь ничего особенного (с точки зрения ребенка) не произошло: она просто изменила мнение.

То же касается хобби и увлечений. Месяц позанимавшись фехтованием, Ваш сын вдруг заявит, что он пацифист. Убивать кого бы то ни было - страшный грех. И по сему увлечется с тем же азартом филателией.

Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками.

Любой подросток мечтает о закадычном друге. При чем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам).
Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в купе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей

Любовь в этом возрасте менее устойчива, чем юношеская.

Референтная группа - это значимая для подростка группа, чьи взгляды он принимает. Это может быть и дворовая компания, и класс, и друзья по кружку, и соседские ребята по этажу. Вот когда надо родителям быть особенно внимательными. Ведь такая группа является большим авторитетом в глазах ребенка, чем сами родители, и именно к сможет влиять на его поведение и отношения с другими. Имнению членов этой группы подросток будет прислушиваться. Именно в ней будет пытаться утвердиться.

Литература:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 1999.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М., 1988.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

5. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2002.

6. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. – М., 1994.









2024 © rukaraoke.ru.