Игральные кости. Виды игральных костей - кубики, зары, зарики. Символика камня Символы на камнях название


Слоистые породы обычно легко разделяются на пластинки и плитки, на поверхности которых можно увидеть разнообразные следы прошлого. На них встречаются различные знаки, прежде казавшиеся загадочными и таинственными, но изучение их показало, что они образовались обычными путями. Среди них волноприбойные знаки, запечатлевшие откатившуюся волну, бороздки, оставленные морскими течениями, следы ползавших и ходивших животных, трещины усыхания на поверхности древних илов, причудливо изогнутые слои оползших осадков и следы других явлений.

В слоях горных пород иной раз сохраняется такое, что будто бы противоречит здравому смыслу. Например, отпечатки медуз. Ведь медузу не так просто вынуть из воды; водянистое, похожее на кисель тело не удерживается в руках и легко проскальзывает между пальцами. И все-таки отпечатки медуз иногда прекрасно сохранились в горных породах, возраст которых достигает 600 - 700 млн. лет.

А вот другой чрезвычайно редкий случай. Несколько лет назад американские геологи опубликовали фотографию, впоследствии перепечатанную «Комсомольской правдой». На камне виден отпечаток окуня, подавившегося слишком крупной для него рыбой.

Что же случилось с рыбами? Около 40 млн. лет назад на территории штата Вайоминг в Северной Америке разлились воды большого озера. Обитали в нем и наши хищный окунь и безобидная сельдь. И так случилось, что как-то состоялась трагическая для обеих рыб встреча. Окунь, как бывало и раньше, набросился на беззащитную селедку, но не заметил, что она велика и...подавился.

Трагический для рыб и занимательный для нас случай дошел до нашего времени благодаря удачному стечению обстоятельств. Погибшие рыбы вместе погрузились на дно и быстро покрылись илом. А ил под тяжестью новых отложений за многие миллионы лет уплотнился и превратился в прочный камень. Захороненные в нем рыбьи кости пропитались минеральными солями и оставили на каменной плитке редкий след трагического события далекого прошлого.

На серой плитке мергеля видны многочисленные бороздки, похожие на паутину или лучи, расходящиеся во все стороны. Присмотревшись к бороздкам, заметим, что они словно граненые - бока их плоские и пересекаются между собой под углами 30 и 60°. Если поверхность мергеля немного покороблена, тогда бороздки чуть изогнуты.

Чтобы понять происхождение бороздчатых узоров, припомним морозное утро. Перед этим прошел обильный дождь и во многих местах на глинистой почве образовались лужи. Ночь была холодная и вода в лужах замерзла. Сверху - зеркальная гладкая ледяная поверхность, снизу она покрыта ледяными ребрами, «морозным узором». Осторожно снимем ледяную корочку и тогда под ней на глине увидим отпечатки игольчатых кристаллов льда. Они в точности отвечают бороздкам на мергеле. Бороздки и скопления их в виде паутины на камне - свидетели былых заморозков. Вслед за ними отпечатки ледяных лучей покрылись илом, окаменели и в «запечатанном» виде дошли до наших дней.

В окаменевшей глине на ровной поверхности напластования встречаются небольшие круглые углубления, напоминающие кратер в миниатюре. Это следы дождевых капель и градин. Дождевые капли и градины, падавшие на мягкий осадок, например на ил у берега моря или озера, образовали ямки с кольцевыми валиками. Форма ямок зависела от направления падения капель дождя и градин: она круглая, если капли воды или градины опускались вертикально, и эллиптическая, если они падали наклонно. Интересно, что при наклонном падении капель край эллиптической ямки выше на той стороне, в направлении которой она опускалась. Эта особенность формы ямок позволяет определять направление дождевых струй.

Нередко геологу приходится иметь дело не с отпечатками дождевых капель и градин, а с их слепками, своего рода «негативами» рельефных образований. Они похожи на маленькие волдыри или бородавки. Негативные отпечатки дождевых капель и градин изображены в основании верхнего пласта на рис. 28.

При благоприятных условиях можно отличить следы дождевых капель от градин. Отпечатки ударов градин обычно шире и глубже, чем следы от падения дождевых капель, и притом они менее правильной формы и с шероховатыми краями.

В 1885 г. знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс описал новый тип следов на камне, названный им «автографами землетрясений». На поверхности каменной плитки, найденной около Праги, он обнаружил пилообразные зазубрины, возникшие при царапании твердыми зернами песка мягкой поверхности сланца. Позже были сделаны подобные находки и в других местах. В 1926 г. английские геологи Челлинор и Виллиамс сообщили о подобных знаках на поверхности силурийских сланцев в Южной Англии. Эти знаки по существу представляют собой графики древних землетрясений, естественные ископаемые сейсмограммы.

Довольно часто на поверхности встречаются причудливые углубления, похожие на следы необыкновенных существ - и это на самом деле так. Камень превосходно сохранил следы вымерших животных. Они вызывают огромный интерес у ученых. По таким следам восстанавливают картины жизни в геологическом прошлом.

Камень - древний символ основания дома, храма, основа, оплот. Один из апостолов Христовых носит имя Петр, что означает «камень».

Символ стабильности, продолжительности, надежности, бессмертия, нерушимости, вечного, сцепления, неуничтожимости Высшей Реальности.

Мистическое вместилище жизненной силы. Силы, накопленные в минерале, исходят или от чисто божественной энергии, или от перевоплощенных элементов умерших предков.

В современных верованиях на территории России считаются приносящими счастье гладкие морские камни с отверстиями, их называют «куриное счастье».

Символ слепоты, бесчувственности, черствости души («каменное сердце»).

Камни и скалы как древний символ

Камень, скала, гора, дерево или роща - все эти понятия символически взаимосвязаны и могут представлять космос во всей его полноте. Камни часто соседствуют с деревьями в священных местах.

Они либо стоят в одиночестве в ознаменование какого-либо священного места или события, либо связаны с деревом в структуре священного алтаря, где символизируют долговечное и окружающее, а дерево -преходящее и увеличивающееся.

В примитивном символизме камни могут порождать людей и имеют родительскую потенцию; либо люди могут быть обращены в священные камни.

Предполагается, что это разновидность лунного культа, связанного одновременно и с плодородием, и с холодом; с замороженной землей зимы, которая порождает весну.

Что символизируют камни и скалы

Тяжелые камни или скалы, нависающие над источником, ручьем или входом в пещеру с сокровищами, препятствующие доступу к водам жизни, вытекающим из-под скалы, символизируют необходимые трудности или условия, которые нужно преодолеть, понять или выполнить перед тем, как могут быть найдены воды жизни, или эзотерические сокровища скрытого знания.

Иногда скала чудесно разбивается, чтобы дать водам течь или пещере открыться.

Камень - древний символ суда: побить камнями - древнее наказание. Бросить камень в кого-то - выказать презрение. Чувство собственной вины - «камень на душе».

Каменный топор является неиконическим выражением божественности или ее сверхъестественной силы. Громовые камни олицетворяют силу грома,молниии, бури,тоестьсилы того, что может раскалывать и ломать.

В христианстве камень как древний символ - это надежное основание, неразрушимость, Святой Петр почитается как основатель Церкви. Камни являются эмблемами святых Альпежа и Стефана.

Драгоценные черные камни - их значение


Некоторые камни имеют свою собственную символику. Например, нефрит, драгоценные камни или жемчуг, черные камни (Кааба, черный камень Кибелы, черный нефрит или жемчуг) имеют иногда символику Космического Яйца, или омфала.

Высокие, установленные вертикально камни или колонны символизируют axis mundi (символами которой являются также дерево, гора, дерево на горе, колонна с растущим на ней деревом) и указывают на верховную поддержку всего сущего во вселенной.

Они являются также омфалами, фиксированными точками вселенной, или центрами, где человек может вновь обрести рай или получить просветление.

Конические камни как древние символы и сложенные из камня пирамиды имеют ту же символику, что и установленные вертикально камни: все они имеют также фаллическую семантику.

Камни кубической формы означают стабильность и статичное совершенство и, как таковые, часто закладываются в основание священных построек.

Камень в фундаменте - это та скала, на которой зиждется вселенная; краеугольный камень земли и источник вод жизни. Камни сферической формы означают Луну, и, соответственно, женский принцип и лунных богинь.

Непокрытый резьбой камень есть первоматерия, женское начало, и ассоциируется с мужскими символами, каковыми являются резец и другие инструменты для резьбы по камню, которые придают форму и облик первоматерии.

Покрытый резьбой или полирований камень как древний символ символизирует характер, который подвергался обработке и совершенствованию. Сломанный камень или колонна означает смерть, разрушение и расчленение.

Мистиеский камень Алатырь

Алатырь (Латырь) - в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», целебный и чудодейственный «пуп земли». В центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне стоит тот камень.

Растет на нем мировое древо (или стоит трон мирового царствования).

Из-под этого камня по миру растекаются целебные реки. Предпочтение в легендах отдавалось северному расположению Буяна, поэтому вероятнее всего Алатырь мог находиться в Арктике (Гиперборея) или на Балтике (старое название Балтики - Алатырское море).

В заговорах и сказках - «бел-горюч камень».

"На море, на окияне, на острове на Буяне, лежит горюч камень, на том камне сидела Пресвятая Богородица, держала в руке иглу золотую, вдевала нитку шелковую, зашивала рану кровавую: тебе, рана, не болеть, тебе, кровь, не бежать, аминь".
(Старинный заговор против крови.)

В большинстве текстов Алатырь как древний символ отождествляется с янтарем. Поскольку местом добычи янтаря является Балтийское море, в фольклорных текстах его часто называют Алатырским.

Иногда Алатырем называют трон, на котором сидит девица, исцеляющая раны. В духовных стихах Алатырь часто заменяется на алтарь (на основе внешнего созвучия).

Возможно, источником сюжета об Алатыре являются средневековые европейские легенды, в которых рассказывается о фантастическом камне лечащем от всех болезней.

Камень как древний символ находится в труднодоступном месте и является пупом земли (пупы земли существуют почти во всех мифологиях разных народов мира). Поэтому его наделяют волшебной силой и считают «отцом» всех драгоценных камней.

В русских заговорах также говорится о том, что Алатырь - «всем камням отец». В заговоре подчеркиваются магические свойства камня:

На море, на океане, на острове Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь всем камням отец. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые.

Заговариваю я раба Божия (имя) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты кровь, течь перестань.

Вероятно, что с уподоблением солнца белому горючему камню уже в древности сливалось представление грозового облака скалою или камнем, эпитет «бел-горюч» мог указывать, с одной стороны, на заключенное внутри этого камня грозовое пламя, а с другой - на белоснежные и розовые цвета, какими окрашивают облака яркие лучи весеннего солнца.

У любой карты есть свой особый язык - специальные условные знаки. География изучает все эти обозначения, классифицирует их, а также разрабатывает новые символы для обозначения тех или иных объектов, явлений и процессов. Иметь общее представление об условных картографических знаках полезно абсолютно всем. Такие знания не только интересны сами по себе, но и наверняка пригодятся вам в реальной жизни.

Данная статья посвящена условным знакам в географии, которые используются при составлении топографических, контурных, тематических карт и крупномасштабных планов местности.

Азбука карты

Подобно тому, как наша речь состоит из букв, слов и предложений, так и любая карта включает в себя набор определенных обозначений. С их помощью топографы переносят на бумагу ту или иную местность. Условные знаки по географии - это система особых графических символов, используемых для обозначения конкретных объектов, их свойств и характеристик. Это своеобразный «язык» карты, созданный искусственно.

Довольно сложно сказать, когда именно возникли самые первые географические карты. На всех континентах планеты археологи находят древние примитивные рисунки на камнях, костях или дереве, созданные первобытными людьми. Так они изображали местность, в которой им приходилось жить, охотиться и защищаться от врагов.

Современные условные знаки на картах по географии отображают все самые важные элементы местности: формы рельефа, реки и озера, поля и леса, населенные пункты, пути сообщения, границы стран и т. д. Чем крупнее масштаб изображения - тем больше объектов можно нанести на карту. Например, на подробном плане местности, как правило, отмечены все колодцы и источники питьевой воды. В то же время на карте области или страны отмечать такие объекты будет глупо и нецелесообразно.

Немного истории или как изменялись условные знаки географических карт

География - это наука, которая необычайно тесно связана с историей. Углубимся в нее и мы, чтобы узнать, как выглядели картографические изображения много веков назад.

Так, для старинных средневековых карт была характерна художественная передача местности с широким использованием рисунков в качестве условных знаков. География на то время только начинала развиваться как научная дисциплина, поэтому при составлении картографических изображений часто искажался масштаб и очертания (границы) площадных объектов.

С другой стороны, все рисунки на старых чертежах и портуланах были индивидуальны и целиком понятны. А вот в наши дни приходится подключать память, чтобы усвоить, что означают те или иные условные знаки на картах по географии.

Примерно со второй половины XVIII века в европейской картографии наметилась тенденция к постепенному переходу от индивидуальных перспективных рисунков к более конкретным плановым условным обозначениям. Параллельно с этим возникла потребность в более точном отображении расстояний и площадей на географических картах.

География: и топографических карт

Топографические карты и планы местности отличаются довольно крупными масштабами (от 1:100000 и более). Именно они чаще всего используются в промышленности, сельском хозяйстве, геологоразведке, градостроительстве и туризме. Соответственно, местность на таких картах должна отображаться максимально подробно и детально.

Для этого была разработана особая система графических условных знаков. В географии ее также часто называют «легендой карты». Для удобства чтения и легкости запоминания многие из этих знаков напоминают реальный внешний вид изображаемых ими объектов местности (сверху или же сбоку). Данная система картографических обозначений стандартизирована и обязательна для всех предприятий, которые занимаются выпуском крупномасштабных топографических карт.

Тема «Условные знаки» изучается в школьном курсе географии в 6 классе. Чтобы проверить уровень усвоения данной темы, ученикам часто предлагается написать небольшой топографический рассказ. Каждый из вас наверняка писал подобное «сочинение» в школе. Предложения с условными знаками по географии выглядят примерно так, как на фото ниже:

Все условные обозначения в картографии принято делить на четыре группы:

  • масштабные (площадные или контурные);
  • внемасштабные;
  • линейные;
  • пояснительные.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп знаков.

Масштабные знаки и их примеры

В картографии масштабными называют те знаки, которые применяются для заполнения каких-либо площадных объектов. Это может быть поле, лес или же фруктовый сад. С помощью этих условных знаков по карте можно определить не только тип и местоположение конкретного объекта, но и его реальные размеры.

Границы площадных объектов на топографических картах и планах местности могут изображаться в виде сплошных линий (черных, голубых, коричневых или розовых), точечных или простых пунктиров. Примеры масштабных картографических знаков представлены ниже на рисунке:

Внемасштабные знаки

Если объект местности невозможно изобразить в реальном масштабе плана или карты, то в таком случае используют внемасштабные условные знаки. Речь идет о чересчур мелких может быть, к примеру, ветряная мельница, скульптурный памятник, скала-останец, источник или колодец.

Точное расположение такого объекта на местности определяется по главной точке условного обозначения. У симметричных знаков эта точка расположена в центре фигуры, у знаков с широким основанием - в середине основания, а у знаков, имеющих в своей основе прямой угол - в вершине такого угла.

Стоит отметить, что объекты, выраженные на картах внемасштабными условными знаками, служат превосходными ориентирами на местности. Примеры внемасштабных картографических знаков представлены на рисунке ниже:

Линейные знаки

Иногда в отдельную группу выделяют и так называемые линейные картографические знаки. Нетрудно догадаться, что с их помощью на планах и картах обозначают линейно протяженные объекты - автомобильные дороги, границы административных единиц, железные дороги, броды и т. п. Интересная особенность линейных обозначений: их длина всегда соответствует масштабу карты, но ширина существенно преувеличена.

Примеры линейных картографических знаков представлены на рисунке ниже.

Пояснительные знаки

Пожалуй, самой информативной является группа пояснительных условных знаков. С их помощью указывают дополнительные характеристик изображаемых объектов местности. К примеру, синяя стрелка в русле реки указывает направление ее течения, а количество поперечных штрихов на обозначении железной дороги соответствует числу путей.

На картах и планах, как правило, подписываются названия городов, поселков, сел, горных вершин, рек и прочих географических объектов. Пояснительные условные знаки могут быть числовыми или же буквенными. Буквенные обозначения чаще всего подаются в сокращенном виде (например, паромная переправа обозначается в виде сокращения «пар.»).

Условные обозначения контурных и тематических карт

Контурная карта - это особая разновидность географических карт, предназначенная для учебных целей. Она содержит в себе лишь координатную сетку и некоторые элементы географической основы.

Набор условных знаков контурных карт по географии не очень широк. Само название этих карт довольно красноречиво: для их составления используются лишь контурные обозначения границ определенных объектов - стран, регионов и областей. Иногда на них также наносятся реки и крупные города (в виде точек). По большому счету, контурная карта - это «немая» карта, которая как раз и предназначена для заполнения ее поверхности определенными условными знаками.

Тематические карты чаще всего встречаются в атласах по географии. Условные знаки таких карт чрезвычайно разнообразны. Они могут быть изображены в виде цветового фона, ареалов или так называемых изолиний. Нередко используются диаграммы и картограммы. В целом для каждого вида тематических карт существует свой набор специфических условных обозначений.

Камень связывается с иерофанией, становится образом божественного явления. Нерушимый, неуязвимый, он воплощает иную, отличную от человеческой (также от растительной и животной) форму бытия. Характер восприятия камней иллюстрируется индонезийским мифом о первочете людей, которые не приняли от Бога камень, но взяли банан, и потому жизнь людей подобна жизни бананов, а не камней, вечных и бессмертных. Камень является одним из символов матери-земли. В греческом мифе Девкалион и Пирра бросают через голову камни – «кости праматери» (земли). С камнями также связано мнение, что они накапливают земную энергию; по этой причине камни наделялись магической силой и использовались в различных ритуалах, также служили талисманами.

На архаических этапах культа сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощаются души предков. Так, например, в Библии упоминаются те, кто говорит камню: «Ты родил меня». В Индии и Индонезии камни рассматриваются как местопребывание духов умерших. Аналогичное представление отражает распространенный в различных культурах обычай ставить возле усыпальниц камни, вытесанные в виде колонны. Таким образом, можно говорить о возникновении идеи о том, что вечность, не достижимая в жизни, достигается в смерти посредством воплощения души в камне.

Рассматривая символику мегалитов, следует отметить, что они связываются с защитой души во время ее путешествия в загробный мир, обеспечивают вечное загробное существование строителям и умершим, являются гарантами плодовитости и плодородия, воплощением связи между живыми и умершими. С последним представлением соотносится универсальная для развитых обществ тенденция оставлять память в истории посредством возведения каменного сооружения. В средние века на Руси одним из самых достойных деяний было перестроить деревянную церковь в каменную (в данном случае возникают также дополнительные коннотации: камень противопоставляется дереву, непрочному и малопроизводительному, и выступает как образ богатства, мощи и власти).

Священный камень или колонна посвящались определенному богу и считались местом его присутствия; впоследствии они послужили основой алтарей. Библейский Иаков заложил основание Бетеля (дома Господа) камнем на месте явления ему Яхве; в мусульманской традиции бетель – обычно камень пирамидальной или конической формы. В даосизме дао уподобляется камню: в качестве образа изначального хаоса дао есть «как бы неотесанная каменная глыба». Камень – это также образ духовного основания, фундамента учения либо веры. В христианстве, в соответствии с евангельскими словами, Петр – это камень, на котором построена церковь.









2024 © rukaraoke.ru.