Игральные кости. Виды игральных костей - кубики, зары, зарики. Гадание на камнях и игральных костях Символы на камнях название


Слоистые породы обычно легко разделяются на пластинки и плитки, на поверхности которых можно увидеть разнообразные следы прошлого. На них встречаются различные знаки, прежде казавшиеся загадочными и таинственными, но изучение их показало, что они образовались обычными путями. Среди них волноприбойные знаки, запечатлевшие откатившуюся волну, бороздки, оставленные морскими течениями, следы ползавших и ходивших животных, трещины усыхания на поверхности древних илов, причудливо изогнутые слои оползших осадков и следы других явлений.

В слоях горных пород иной раз сохраняется такое, что будто бы противоречит здравому смыслу. Например, отпечатки медуз. Ведь медузу не так просто вынуть из воды; водянистое, похожее на кисель тело не удерживается в руках и легко проскальзывает между пальцами. И все-таки отпечатки медуз иногда прекрасно сохранились в горных породах, возраст которых достигает 600 - 700 млн. лет.

А вот другой чрезвычайно редкий случай. Несколько лет назад американские геологи опубликовали фотографию, впоследствии перепечатанную «Комсомольской правдой». На камне виден отпечаток окуня, подавившегося слишком крупной для него рыбой.

Что же случилось с рыбами? Около 40 млн. лет назад на территории штата Вайоминг в Северной Америке разлились воды большого озера. Обитали в нем и наши хищный окунь и безобидная сельдь. И так случилось, что как-то состоялась трагическая для обеих рыб встреча. Окунь, как бывало и раньше, набросился на беззащитную селедку, но не заметил, что она велика и...подавился.

Трагический для рыб и занимательный для нас случай дошел до нашего времени благодаря удачному стечению обстоятельств. Погибшие рыбы вместе погрузились на дно и быстро покрылись илом. А ил под тяжестью новых отложений за многие миллионы лет уплотнился и превратился в прочный камень. Захороненные в нем рыбьи кости пропитались минеральными солями и оставили на каменной плитке редкий след трагического события далекого прошлого.

На серой плитке мергеля видны многочисленные бороздки, похожие на паутину или лучи, расходящиеся во все стороны. Присмотревшись к бороздкам, заметим, что они словно граненые - бока их плоские и пересекаются между собой под углами 30 и 60°. Если поверхность мергеля немного покороблена, тогда бороздки чуть изогнуты.

Чтобы понять происхождение бороздчатых узоров, припомним морозное утро. Перед этим прошел обильный дождь и во многих местах на глинистой почве образовались лужи. Ночь была холодная и вода в лужах замерзла. Сверху - зеркальная гладкая ледяная поверхность, снизу она покрыта ледяными ребрами, «морозным узором». Осторожно снимем ледяную корочку и тогда под ней на глине увидим отпечатки игольчатых кристаллов льда. Они в точности отвечают бороздкам на мергеле. Бороздки и скопления их в виде паутины на камне - свидетели былых заморозков. Вслед за ними отпечатки ледяных лучей покрылись илом, окаменели и в «запечатанном» виде дошли до наших дней.

В окаменевшей глине на ровной поверхности напластования встречаются небольшие круглые углубления, напоминающие кратер в миниатюре. Это следы дождевых капель и градин. Дождевые капли и градины, падавшие на мягкий осадок, например на ил у берега моря или озера, образовали ямки с кольцевыми валиками. Форма ямок зависела от направления падения капель дождя и градин: она круглая, если капли воды или градины опускались вертикально, и эллиптическая, если они падали наклонно. Интересно, что при наклонном падении капель край эллиптической ямки выше на той стороне, в направлении которой она опускалась. Эта особенность формы ямок позволяет определять направление дождевых струй.

Нередко геологу приходится иметь дело не с отпечатками дождевых капель и градин, а с их слепками, своего рода «негативами» рельефных образований. Они похожи на маленькие волдыри или бородавки. Негативные отпечатки дождевых капель и градин изображены в основании верхнего пласта на рис. 28.

При благоприятных условиях можно отличить следы дождевых капель от градин. Отпечатки ударов градин обычно шире и глубже, чем следы от падения дождевых капель, и притом они менее правильной формы и с шероховатыми краями.

В 1885 г. знаменитый австрийский геолог Э. Зюсс описал новый тип следов на камне, названный им «автографами землетрясений». На поверхности каменной плитки, найденной около Праги, он обнаружил пилообразные зазубрины, возникшие при царапании твердыми зернами песка мягкой поверхности сланца. Позже были сделаны подобные находки и в других местах. В 1926 г. английские геологи Челлинор и Виллиамс сообщили о подобных знаках на поверхности силурийских сланцев в Южной Англии. Эти знаки по существу представляют собой графики древних землетрясений, естественные ископаемые сейсмограммы.

Довольно часто на поверхности встречаются причудливые углубления, похожие на следы необыкновенных существ - и это на самом деле так. Камень превосходно сохранил следы вымерших животных. Они вызывают огромный интерес у ученых. По таким следам восстанавливают картины жизни в геологическом прошлом.

«Дрожащие орехи с огромного дерева пьянят меня.
Ураганом рожденные, перекатываются по желобку.
Словно сомы напиток с Муджават-горы,
Мне предстала бодрствующая игральная кость»

Ригведы «Гимн Игрока»

Если человек вам говорит, что никогда не держал в руках игральные кости – это, скорее всего неправда. Все начинается…. с детства. У каждого из нас были настольные игры, где помимо разноцветных фишек прилагался «специальный кубик», только мало кто задумывается, что это тоже игральные кости.

История возникновения игральных костей.

История их одна из богатейших и интереснейших среди игр, и истоки ее лежат в более чем глубокой древности, ведь, если верить археологам, именно кости начинают путь азартных игр в мире. Кости – лежат в основе Игры и ее философии, не случайно само слово «азарт» происходит от арабского именования этой игры. Когда задачей человека было выжить в суровых условиях пещеры и нехватки мамонтов, питекантропы и иже с ними использовали прообразы игральных костей для магии и гаданий. Так что, когда в процессе игры вы подбрасываете кости, вспоминайте, что это отголосок тех древних ритуалов о призвании богов в помощь.

Уже позже, когда кости перешли в разряд «приятного времяпрепровождения», греки, с подачи Софокла , попытались «присвоить» себе их изобретение: рассказывая о легендарной Трое, он упоминал о некоем Паламеде, придумавшем игру во время осады. Но даже греки не смогли договориться о первооткрывателе «кубиков» и Геродот в своих летописях о царе Атисе поведал, о лидийцах , игравших в эту игру. Во времена Крестовых походов популярной была версия о ее палестинском происхождении. Спасибо археологам, доказавшим, что зары (а это еще одно их название), являются, пожалуй, одним из древнейших игровых «артефактов», известным задолго до греков и уж тем более римлян.

Многие ученые неоднократно пытались доказать, что наши предки, живя на разных материках, общались между собой, при этом обычно показывают фотографии пирамид Камбоджи, Перу и Тенерифе, индийское и индейское творчество, бытовую утварь племен Черного континента и Австралии. Но мало кто сравнивает кости. А ведь и ацтеки, и майя, и папуасы Новой Гвинеи, и людоеды, жившие на территории Центральной Африки, и народы Севера, жившие тысячи лет назад, были не чужды азарту, и зары им в этом очень помогали, а делались они из материалов, характерных для той или иной местности, «точечки» (правильнее, разметка) были самыми разными, но принцип был один – Игра и ритуалы (что тоже своего рода игра, только для избранных). По всему миру современные Индианы Джонсы находят кости, сделанные из косточек фруктов и скорлупок орехов, из костей, зубов и рогов животных, из камней, и порою, они являются настоящими произведениями искусства, - чем дальше развивалась человеческая цивилизация, тем более изощренными становились, казалось бы, банальные кубики, способные многое рассказать о культуре народа, их сделавшего: в ход шли слоновая кость, бронза, драгоценные и полудрагоценные камни, хрусталь и янтарь и даже фарфор. Предполагается, что повсеместное распространение они первоначально получили из-за дешевизны и простоты изготовления, а также того, что от единицы до шести достаточно удобно выучиться считать.

Способы игры в кости вырубали на камнях египтяне и писали индусы в Махабхарате 2000 лет назад: легенды о царевиче Нале и братьях-пандавах рассказывают об игре в зары , ее секретах, проигрыше и выигрыше - это самый цитируемый из древних памятников, посвященных костям.

Но гораздо интереснее несколько произведений об игроке из Ригвед, посвященных как раз зарам . В «Жалобах Игрока» где Бог Савитри дает наставление: «Не играй в кости, а паши свою борону! Находи наслаждение в собственности своей и цены ее высоко! Смотри за скотом своим и за женою своею, никчемный игрок». В древней Индии была распространена игра вибхидака , которая описана в «Гимне игрока»: очень много костей «резвится стая их, трикраты пятидесяти" выбрасывались из сосуда, а иногда и просто выхватывались из кучи, и если их можно было разделить на четыре, то игрок выигрывал; если были лишние кости - проигрывал. Но при этом Ригведы очень неодобрительно относились к этой игре:

«Ведь кости усеяны колючками и крючками,
Они порабощают, они мучают, испепеляют,
Одаряют, как ребенок, победителя они вновь лишают победы».

(пер. Т. Елизаренковой )

Игра в кости лишала не только денег, но и личную свободы, в частности, древние германцы после материальных ставок могли поставить на кон и себя, в случае проигрыша став рабом победителя.

И что характерно, почему-то именно зарики невзлюбили властьпредержащие. Хотя большим их поклонником был Юлий Цезарь: его фраза «Жребий брошен» при переходе Рубикона напрямую связана с этой игрой, так он был большим почитателем костей, верил в их мистическую способность предсказывать будущее, пальма первенства здесь принадлежит римлянам. Именно они издали первый известный закон об азартных играх Lex aleatoria (alea (лат.) - игральная кость). И это притом, что в Риме кости были одной из наиболее популярных игр: Помпей играл в них на своих триумфах, Ювенал , с подачи которого и был принят закон, жаловался на слишком большую популярность костей, как игры излишне азартной; особенно было модно играть в них во время сатурналий. Играли в чет и нечет, бросали кости в отверстие в доске или начерченный круг. Различные комбинации очков на выпавших костях носили имена богов, героев, гетер (минимальный бросок в 4 очка назывался "собакой", максимальный – "Афродитой"), они бывали счастливыми и несчастливыми. Этим законом регулировалось проведение гладиаторских боев, спортивных соревнований, общественных мероприятий и игр. Аlea же были запрещены не только как игра, но и для хранения.

Так как римское право бралось за основу в средневековой Европе, то неудивительно, что кости были запрещены вплоть до конца 14 века: законы 1291, 1319 запрещали эту игру. Как считают историки, здесь опять же не обошлось без Святой инквизиции: согласно Новому Завету, римские солдаты у подножия Святого креста (места казни Иисуса Христа на Голгофе) играли именно в них. Хотя тут и можно проследить нелогичность запрета: кости запрещены Римом к хранению, но римские солдаты играют на глазах у людей.

В 1396 году зарам была объявлена амнистия - запретили лишь распространение и изготовление поддельных костей. В зажиточных домах очень любили эту игру. Три кости, обозначавшие настоящие, прошлое и будущее бросались на доску, либо использовали кости как игру-гадание, например во Франции была очень популярна рождественская игра «В гуся» - кости бросались на доску с изображением лапчатой птицы.

В средние века Церковь, ярая противница зар , вдруг обнаружила, что не только дворяне играют в них, но и духовенству оказался не чужд азарт. Срочно требовались меры и епископ Кембрезийский Витольд, популяризировал игру «Добродетели». Вместо цифр на гранях кубиков символически обозначались добродетели: 1.1.1 – любовь, 1.1.2 – вера, 1.2.4 – целомудрие и т.д. Победивший священнослужитель имел право наставлять других монахов в добродетелях. А Папа Римский Сильвестр П придумал ритмомахию – игру, основанную на шахматах, только вместо фигур были кости с численными обозначениями на гранях. Но тем не менее в церковных и околорелигиозных книгах того времени кости описывались не иначе, как творение дьявола, для того, чтобы выигрывать души смертных. Обозначения на гранях зариков – это главные враги дьявола в христианской религии, против которых действует Сатана: единица – дьявол действует против Бога, двойка – против Бога и Богородицы, тройка - против Троицы. Но опять, же апостол Петр, придя в Ад должен обыграть в кости жонглера, который стережет грешников, обыграет – спасет страдающие души. И даже не смотря на новые игры, и «историю» происхождения игры, популярность костей росла и у светских персон и у священнослужителей. Появились даже школы по обучению тонкостям игры. Обычно играли двумя-тремя костями, которые выкидывали на стол из бочонка, руки и даже рыцарской перчатки. Самой популярно была игра на большую сумму очков.

А вот славяне играли в костыги и козули, причем, в отличие от европейцев, большей частью играли бедные слои населения. Самой популярной игрой была «зернь »: перед началом игры соперники договаривались о том, какие грани кубиков будут считаться выигрышными. После этого маленькие бело-черные зарики бросались на стол, победил тот, кто угадает цвет. Как и карты, игры в кости осуждались и строго карались. Но царь Алексей Михайлович разрешил играть в карты и зернь в Сибири, правда, разрешение длилось ровно год и было отменено. Как водится, самыми популярными местами для игр были кабаки, корчмы и тайные кабацкие бани. Игра в зернь была более чем популярной, были у нее и свои поклонники и профессиональные игроки и шулера. А на севере России в конце Х1Х века в кости, или на местном наречии «лодыги » играли на Святки, кубики раскрашивались в красный, черный и желтый цвета и хранились десятилетиями, так как их использовали как плату за фанты или в карточных играх на Святцы.

Виды игральных костей

А в российских тюрьмах и острогах для игры пользовались парой зар с «быками» - так назывались очки на гранях, при этом каждая комбинация очков имела свое название: 1-1 - голь, 1-2 - тройка, 2-2 - чиква , 2-3 - петух, 5-6 - с пудом, 6-6 - полняк . И кстати, русские крестьяне с помощью костей делили земельные наделы и сельхоз работы, а также сутяжничал – во всех этих делах свою роль играл исключительно жребий.

А самые древние кости были найдены на территории южной части современного Ирака: четырехгранные пирамиды из лазурита и слоновой кости в двух углах украшенные полудрагоценными камнями, датируются где-то 3 тыс. лет до н.э. Кстати, нашим привычным «кубикам в виде куба» с точечной разметкой или, если уж быть точными шестигранных кубиков со слегка закругленными углами, на которых сумма противоположных граней всегда равняется семи, мы обязаны, как говорят археологи китайцам – они пользовались такими в 600 г. до н.э. Древние египтяне вместо точек изображали «птичий глаз» - один из самых известных символов Египта. Греки использовали и кубики и астрагалы. Астрагалы – это кости с четырьмя гранями и разметкой в виде углублений 1, 3, 4 и 6, для игры брали четыре астрагала. В Древней Греции существовали два типа костей: кубы, идентичные современным игральным костям (назывались "бочонки", играли тремя, позднее - двумя) и астрагалы.

Кстати, и сейчас в игре используют не только привычные для нас кубики с точечной разметкой. Для покера берут кости с карточной символикой от туза до девятки, а для игры «Корона и якорь» зары с короной, якорем и символами четырех карточных мастей по шести граням.

В Европе и на Американском континенте для игры дома покупают кости машинного изготовления, или «несовершенные» кости с закругленными углами по краям. А в игорных домах и казино вы увидите на столах только совершенные кости: их делают вручную, по очень строгим стандартам, с погрешностью не более чем на 0,013 мм. А объясняется такая четкость достаточно просто: еще древние доказали, что если кость не имеет идеальной кубической формы, то будут нарушены законы вероятности – ведь выпадение различных граней не равновероятностно . Не случайно, самый известный шулерский прием – использование неправильных по форме костей, которых всего три вида: кости со смещенным центром тяжести, кости со скошенными плоскостями и кости с нарушенной разметкой. Последние не позволят выбросить определенные суммы очков, например 2 кости с разметкой 3-3-4-4-5-5 и 1-1-5-5-6-6 никогда не выбросят 2, 3, 7 или 12.

А в некоторых RPG-играх используются игральные кости с 4, 6, 8, 12, 20 и т. д гранями. Есть даже игральные кости со 100 гранями – зоччиэдры , изобретенные Лоу Зоччи . В ролевых играх тип кубика обозначается буквой «d» (dices ) или «к», (костей), после которых указывают количество сторон: например, d4, d8, d20 кости. Есть и d% - процентный кубик в виде двух десятигранников , один из которых определяет десятки, а другой единицы.

В 21 веке, говоря об игральных костях, имеют в виду либо непосредственно кубики, которыми играют в кости и настольные игры либо подразумевают игры, связанные с игральными костями.

Самые известные игры, в которых используют игральные кости

Игры в кости бывают разные и отличаются они инвентарем (количеством зар , возможностью использования фишек, разными способами записи результатов), целями игры (выигрывает набравший максимальное или минимальное количество очков, или же выбросивший те или иные комбинации чисел вместе или по порядку, или, как вариант, собравший у себя все кубики или наоборот, оставшийся без них), бывают игры со строгим количеством игроков – в общем вариантов масса и все они имеют те или иные исторические корни.

Самым ранним признаком победы в истории игры – наибольшее количество выпавших очков. Сейчас вы можете ощутить себя далеким потомком римских патрициев играя в «Свинью», «Чикаго», «Отложи мертвую». А если вы верите в абсолютную благосклонность Фортуны, то можете рискнуть в «Индийских костях», «Байбурте» или «Генерале» - тут ваш выигрыш будет зависеть только от удачной комбинации выпавших граней. Любите рулетку? Можете сыграть в «Корону и якорь» «Гран-азар» или «Под и над семью» - в основе этих игр лежит принцип пари. На выходные собираетесь большой компанией азартных друзей? Предложите им «Азар » или «Крэпс » - тут важно время, так как для победы имеет значение последовательность выпавших комбинаций. А для любителей точного счета, лото и судоку подойдут «Мартинетти » - выпавшие числа надо будет сверять с таблицей и «Помоги своему соседу» - тут надо будет проверять номера, закрепленные за игроками.

Все большую популярность сейчас набирают игры, где используют не только кости, но и специальные фишки, шашки, которые двигаются по доске в соответствии с выпавшими гранями. Это всем известные нарды с из разновидностями: нарды короткие и длинные, хачапури и гюльбар , ну и естественно, детские настольные игры и лото с кубиками, где продвижение фишек зависит от числа очков на грани. А игра «Тузы» примечательна тем, что зары в ней - это и кости и фишки одновременно.

Крэпс (Craps)

В любом случае во всех играх один принцип: бросок кости определяет победителя или проигравшего.
В мировых казино наибольшей популярностью пользуется крэпс , в который играют шестигранными костями. Игра эта известна приблизительно с ХVIII века и по одной из версий была изобретена в Новом Орлеане афроамериканцами .
Количество игроков в крэпс , как и их вход в игру и выход из нее не ограничены правилами. При этом четко регламентирован порядок броска: две кости должны быть брошены, так, чтобы, ударившись о противоположную кромку стола, они остановились на столе. На первом этапе игры (всего их два) игрок должен сделать один бросок, и по результатам «крепе» (очков): если он выбросил 2, 3 или 12 он считается проигравшим, при 7 или 11 очках – выигравшим, а все остальные комбинации (4 – 6 и 8 – 10) обозначают, что выпавшие очки игрок должен повторить на втором круге. На следующем этапе игрок бросает зары до тех пор, пока не повторит свои очки, что означает победу либо пока не выпадет 7, что означает проигрыш.

В крэпсе между игроками заключатся пари на любые комбинации выпадения костей, а также есть множество вариантов ставок

Покер на костях (Dice Poker)

Классический покер послужил родоначальником и ряду игр с зарами , причем для некоторых игр нужны стандартные кубики, для других – специальные покерные кости, где на шести гранях игральной кости нанесены изображения девятки, десятки, фигур и туза, а в третьих используется сочетание и тех и других. Покер с игральными костями наиболее близок к карточному покеру, он требует не только удачливости, но и умения быстро просчитывать ситуацию, комбинировать решения.

Ставки делаются перед игрой, банк принадлежит победителю. Игроки бросают пять зариков и по правилам покера считают выпавшую комбинацию: каре, стрит , фул и т.п. Правилами допустим дополнительный бросок по предварительной договоренности между игроками (по аналогии с возможностью сбросить ненужные карты в покере и взамен купить новые): игрок может, оставив нужные ему кости в прежнем положении перебросить остальные. Каждый из игроков после броска может либо удовлетвориться результатами, либо перекинуть от одного до пяти кубиков. После второго броска возможно перекинуть все кости, кроме тех, которые остались на столе во время первого перебрасывания. Завершающий третий бросок права на переброс не дает. Победителем будет обладатель высшей комбинации (как и в покере): покер, каре, фулл хаус, тройка, две пары, пара, либо, если таковых не собрали, игрок с наибольшим количеством очков. Набранные очки также учитываются при совпадении у соперников комбинаций (считают очки на зарах , вошедших в нее), при этом комбинации могут быть многосложными: фулл хаус из 3 пятерок и 2 двоек (3х5+2х2-19) старше фулл хауса 3 тройки и 2 шестерки (3х3+2х6=21). При абсолютном совпадении комбинаций и очков объявляется дополнительная партия игроков, чьи результаты совпали.

Игрок, бросавший вторым в предшествовавшую партию, или сидящий слева от начинавшего, начинает следующую партию. Прерывать игру посредине круга, когда право первого хода возвращается к начавшему всю игру, запрещается.

Игра на зарах - Сик-бо (Sic Во)

В казино популярна и древняя китайская игра Сик-бо (Sic Во), другое ее название Гранд Азар (Grand Hazard ).
Играют тремя игральными костями, ставки делаются на номера граней, которые выпадут в игре. Количество игроков ограничено размерами игрового стола и местом вокруг него. Как и в других играх в казино, в Сик-бо играют совершенными зарами : идеально правильной кубической формы с точечной разметкой. Принцип размещения ставок напоминает рулетку: фишки размещаются игроками на секторах игрового поля по видам ставок. Дилер запускает popper (от англ. pop – хлопать), специальный прибор, который бросает кости. Название возникло из-за того, что за счет электрических импульсов кости подбрасываются вверх на круглой мембране, при этом, ударяясь о купол, раздаются характерные хлопки. Прибор выключается после объявления об окончании приема ставок, купол снимается и игроки видят выпавшие номера. Дополнительно дилер называет их вслух. Затем оплачиваются выигрыши, убираются фишки и принимаются ставки на новую игру.

Как правило, администрация казино устанавливает размеры ставок самостоятельно, что можно увидеть на столе, где играют в Sic Во: в специальной табличке указываются минимальные и максимальные ставки для всех разновидностей ставок.

В Sic Во (Сик Бо) существуют 7 разновидностей ставок. Ставка на один номер, с оплатой в соотношении 1:1. При этом если номер, на который вы поставили, выпал сразу на двух костях, то ваша ставка будет оплачена в двукратном размере, если же на всех трех костях – в двенадцатикратном. Ставка Домино – подразумевает 15 вариантов сочетания номеров, выигрышными будут два выбранных разных номера. Оплата ставки 6:1. Ставка на сочетание двух номеров или ставка на определенный дублет. Если ваша ставка сыграет, то вы получите оплату в соотношении 11:1, в случае выпадения вашего номера на 3 костях ставка уже будет оплачена в тридцатикратном размере. Ставка на сочетание трех одинаковых номеров или на определенный триплет будет оплачена в соотношении 180:1, если на всех трех костях выпал один номер. Ставка на произвольный триплет подразумевает, что выигрышным будет любой выпавший триплет, но номер игрок не выбирает, оплата будет в соотношении 31:1. Следующая ставка, на больше-меньше делится на два подвида: либо игрок ставит на «большую сумму» от 11 до17 или на «маленькую сумму» от 4 до 10. Если сумма очков трех костей попадает в диапазон игрока, то его выигрыш будет рассчитан в соотношении 1:1, главное, чтобы не выпал триплет, при котором ставка проигрывает. И наконец, ставка на определенную сумму номеров. Их 14 на все суммы от 4 до 17. Сумма указанная вами должна совпасть с суммой номеров на всех кубиках, выигрыш определяется выбранной суммой.

Нарды - самая известная и уважаемая игра, где используют игральные кости

Одна из наиболее популярных игр с костями – нарды. Именно от них произошло другое название кубиков – «зары ». Приблизительно известно, что в нарды играют более 5000 лет, в гробнице Тутанхамона найден аналог этой игры, а самая древняя доска для нард датируется около 3000 лет до н.э. Персы считали эту игру мистической, предсказывали по ней судьбы, соотносили доску для игры с небом, а передвижение шашек – с движением звезд. На доске все кратно шести и связано с течением времени: 12 месяцев – 12 пунктов доски, 24 часа в сутках – 23 пункта, 4 времени года – 4 части доски, 30 шашек – число лунных и безлунных ночей в месяце. Сумма очков на противоположных сторонах кости – семь – число известных на тот момент планет, которые влияли на все плохое и хорошее в мире.

Историки спорят о стране-прародительнице этой игры. По одной из легенд, индийский правитель послал персидскому владыке шахматы, считая, что никто не поймет, как играть в эту сложную игру. В ответ, персидский мудрец Бюзюркмехр , сразу разгадавший секрет шахмат отправил им Нард тахе «Битву на деревянной доске», принцип которой индусы разгадывали на протяжении 12 лет. Другой вариант происхождения названия – от индийского "нард" – растения, из которого изготавливали благовония и ароматные масла. Нардами также называется специальная доска, которая служит полем для игры.

Нарды это игра со множеством имен: в Испании – tablero , в Италии – tavola reale , в Османской Империи – tavla – все эти слова означают «настольная игра». А вот греки, французы и англичане дали нардам собственные имена, διαγραμισμος , trick-track и backgammon соответственно.

Распространение нард, тогда они назывались Трик-трак (предположительно из-за звука удара костей о деревянную доску), в Западной Европе начинается с окончанием крестовых походов ХП века. В средние века нардами называлась только игра королей – это была привилегия высшей аристократии.

Первоначальные правила этой игры почти стерлись в истории, в основном, сейчас мы играем в нарды, правила которой были установлены в середине XVIII века Эдмондом Хойлом в Великобритании, известные как «Короткие нарды». Такое название возникло как противопоставление восточным «Длинным нардам». Другое название коротких нард –Backgammon , опять же не имеет точного объяснения, но наиболее популярные версии, что это название произошло от английских «back » и «game », и содержало в себе основной принцип игры: побитая шашка соперника возвращается назад. Еще один вариант происхождения этого названия связано с галльским языком: «Baec » (маленький) и «Gammit » (битва).

В нарды играют на специальной доске – игровом поле – прямоугольной формы. Доска состоит из 24 пунктов, по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Внешне обычно это узкие равнобедренные треугольники, основание которых лежит на стороне, а высота доходит до середины доски. Пункты нумеруются с 1 по 24 для каждого игрока, чаще всего четные пункты раскрашены в один цвет, а нечетные – в другой. Дом игрока представляет собой расположенные подряд шесть пунктов в одном из углов доски, его расположение определяется правилами. У некоторых досок по бокам есть специальные участки, предназначенные для выставления шашек за доску. С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Посредине доски находится бар – вертикальная полоса, разделяющая доску. Если игра проходит по правилам, где можно бить шашки противника, то они выставляются на бар.
У каждого игрока свой набор шашек одного цвета – обычно их 15 (возможно и меньше, в зависимости от правил). И собственно сами зары . Как минимум одна пара, но может быть и две, для каждого игрока, а также бочонки для перемешивания костей. Если игра ведется на ставку, то на игровом поле может находится и «куб удвоения», на гранях которого нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64 – с ним удобно учитывать повышение ставок.

Независимо от множества вариантов игры в нарды, которые отличаются между собой правилами ходов, ставками, начальным положением фишек, нарды объединяют общие правила игры. Игроки ходят по очереди, шашки двигаются по кругу, направление их движения фиксировано в конкретной игре, но может различаться в других ее вариантах. Первый ход определяется жребием: каждый из игроков бросает одну кость, победивший начинает игру.
Перед каждым ходом игрок бросает две зары . Кость бросаются на свободное место на доске с одной стороны от бара – таким образом определяются возможные ходы. Броски строго ограничены правилами: если хотя бы одна из костей вылетает за доску, кости оказываются по разные стороны от бара, кость падает на шашку или встает на ребро (на краю доски или на шашке), то бросок не засчитывается и повторяется. За один бросок возможны от 1 до 4 передвижений шашки. В каждом из них игрок передвигает шашку на то количество пунктов, которые выпало на одной из костей. Если выпадет дубль, то очки удвоятся и игрок сделает 4 перемещения, при этом он должен использовать максимально возможное количество очков. Каждое передвижение шашки делается на полное количество очков, выпавшее на кости. При этом если доступных перемещений для выпавшего количества очков нет, то игрок пропускает ход, но если возможность переместить шашку, то игрок обязан это сделать, даже если это ухудшит его игровое положение. При наличии двух вариантов хода, когда один подразумевает использование очков только одного из кубиков, а другой – обеих, игрок должен выбрать последний вариант. В том случае, если можно передвинуть одну из двух шашек, когда ход одной шашки исключит возможность хода другой, игрок должен сделать ход на большее количество пунктов.
После того, как все шашки игрока попали в свой дом, совершив круг по доске, игрок начинает выставлять их за доску. Шашка выставляется за доску тогда, когда номер пункта, на котором она стоит совпадет с числом очков, выпавшем на одной из зар . Если все выставляемые шашки находятся ближе, чем выпавшее число, то за доску выставляется шашка из пункта с наибольшим номером.

В нардах всегда есть победитель – тот, кто первым выставил свои шашки с доски. Он получает одно очко. В случае марса, когда победитель выставил за борт все шашки, а проигравший ни одной, то первый получает два очка. Три очка получает победитель, который убрал с доски все шашки, при этом его соперник не убрал ни одной и одна из его шашек находится в доме выигравшего или на борту – это называется кокс. Если игра ведется на ставку, то за обычную победу платится одна ставка, за марс – удвоенная, за кокс – утроенная. Ставки в нардах могут увеличиваться по требованию игрока перед своим ходом. Перед первым ходом это право есть у каждого игрока. Отказ от повышения ставок влечет за собой признание проигрыша. Когда игрок поднимает ставку, то он берет куб удвоения себе и устанавливает его вверх гранью, которая показывает коэффициент увеличения ставки. Сегодня нарды столь популярны, что по ним проводятся международные турниры.

Менее популярные игры на игральных костях

Еще одна игра с использованием костей «Под и над семью» - это вариант Сик-бо, в нее играют шестигранным игральными костями. На игровом столе три поля, на котором размещаются ставки. Игра идет против банка. Две кости бросает банкомет и сразу определяется выигравший. Победитель получает оплату 1:1 за сыгравшую ставку в полях «Под 7» и «Над 7», и 5:1 за победу в поле «7».
Под 7 7 Над 7
2-3-4-5-6 7 8-9-10-11-12
1 к 1 5 к 1 1 к 1

Виды мошенничества и незаконных манипуляций с игральными костями

Естественно, что столь древняя игра не могла не привлечь внимание мошенников: в гробницах Древнего Египта, были найдены зары , над которыми явно потрудились шулера, мошеннические кости археологи нашли в захоронениях Ближнего Востока и Американских континентов.

Если грани будут отклонены от правильной формы, то изменится характер игры, вероятность равного выпадения чисел пропадет. Нечистые на руку игроки используют в игре кости со скошенными плоскостями, смещенным центром тяжести, неверной разметкой, магнитами, ртутью. Если несколько мгновений подержать кубик в нужном положения, ртуть переместится и кубик упадет той стороной, которой его держали.

Числа, выпадающие на крапленых костях, не соответствуют правильному распределению вероятностей. Самые распространенные у мошенников – пиленые кости. Обычно одна или несколько сторон у таких костей подпилены, а значит, кубик чаще будет выпадать на широкие стороны. Снаряженные кости – это зары , правильные по форме, но с одной стороны у поверхности высверлено отверстие, в которое кладется свинцовое грузило. Отверстие заделывается, а кубик с большей вероятностью выпадает стороной, противоположной утяжеленной.

Бывает, что у костей изменяют форму: две грани делают слегка вогнутыми, а две – выпуклыми. При броске такой кубик упадет на ровные грани. Можно сделать кость слегка вытянутой формы, тогда она будет падать на более длинную сторону. Другое изменение зар – закруглить ребра некоторых граней, что помешает ей на них упасть, а если сделать ребра грани выступающими, то это помешает кости катиться.

Еще один вариант мошенничества – повтор цифр на противоположной стороне, профессиональны шулеры мошенники вводят их в игру в процессе партии, а так как невозможно одновременно увидеть все грани кости, начинающие игроки могут этого не заметить.

Еще в нечестной игре могут использоваться магнитные кости. Они содержат решетку из тонкой стальной проволоки или стальные диски, которые вставлены в отверстия, обозначающие очки. Обычно металлом начиняют 4 грани, которые противоположны тем, которые должны выпасть по плану мошенников. В стол вставлен электромагнит, и когда его включают, металлические грани притягиваются.

О «счастливчиках Фортуны», которые могут выкинуть любую комбинацию множество историй, но в действительности, профессиональные игроки в кости при длительной тренировке могут довести технику броска до идеальной, которая позволяет значительно увеличить вероятность появления заданной комбинации.

Если при броске придать кости вращательный импульс параллельно столу, в момент броска кубик находится нужной стороной к верху, упав, он продолжит вращение, препятствующее переворачиванию. Можно «покатить» кость в заданной плоскости – две грани, находящиеся сбоку тогда получат меньше шансов на выпадение. Если игра проходит на достаточно скользкой поверхности, то можно заставить скользить кость в нужном направлении: одну из костей при этом слегка придерживают мизинцем, в результате, она будет скользить, а не катиться и сохранит на верхней грани заранее выбранное число.

Разоблачить мошенников, обладающих УМЕНИЕМ бросать кости весьма непросто. Так, «греческий» бросок, когда нижняя кость в нужном направлении прижата верхней практически незаметен, а наиболее талантливые шулеры могут менее чем за секунду сменить кости при броске, пряча подложные кости внутри ладоней.

Абсолютную уверенность, что игра идет честно не может испытывать даже суперпрофессионал. Если игрок сомневается в порядочности своих соперников, то нужно обратить внимание: на нумерацию граней кубика; на то, что сумма очков на противоположных гранях всегда равна 7; все грани равны по площади и одинаковы по форме, фактуре, плоскости, вершины и ребра зар имеют правильную форму, есть округлости, то они одинаковые на всех углах; зазоры между двумя кубиками, прижатыми друг к другу должны быть одинаковыми; разметка на кубиках сделана на одинаковом расстоянии друг от друга и на одинаковую глубину. Кости со смещенным центром тяжести поможет выявить тест на вращение между пальцами (или, если позволяют условия, при погружении в жидкость).

Самый надежный способ не попасть за один стол с мошенниками – разумно подходить к выбору компании и места игры. Добропорядочность партнеров и надежная репутация игорного заведения гарантирует вам высокую безопасность, чем если вы будете рассматривать кости с лупой после каждого броска.

Игральные кости в астрологии

А еще любителям зар будете небезынтересно узнать, что астрологи советуют подбирать кости в соответствии со знаком зодиака. Овнам рекомендованы классические цвета – черный и белый, для разнообразия можно взять ярко-красные, оранжевые, голубые, сиреневые, малиновые и все блестящие. Тельцам подойдут кубики цветов природы: зеленая травка, розовый закат, голубое небо, коричневые бычки. И, разумеется, никакого красного! Близнецов ждет удача с фиолетовыми зариками , но не помещает пользоваться светло-желтыми и серыми кубиками. Ракам повезет с бледно-золотистыми и серебристыми, светло-зелеными и лиловыми, сиреневыми. Любящие роскошь Львы, оценят пурпурные, золотые, оранжевые, алые и черные кости. А непритязательным Девам помогут обогатиться серые, бежевые, темно-синие зары , а также любые оттенки зеленого. Уравновешенным Весам нужны темно-голубой, морской волны и пастельные тона, а ярким Скорпионам сулят победу и яркие кубики: насыщенные желтые, темно-красные, алые, малиновые. Стрельцам повезет с синими, голубыми, фиолетовыми, багровыми костями, а Козерогам ни в коем случае нельзя выбирать светлые кости, для них самое лучшее темно-зеленый, черный, пепельно-серый, синий, бледно-желтый, темно-коричневый и все темные тона. Водолей обогатится при игре темно-синими, сапфировыми, лиловыми, сине-зелеными и фиолетовыми кубиками, если, конечно, ему не будут противостоять Рыбы с белыми, изумрудными, светло-сиреневыми, пурпурными, фиолетовыми, синими, лиловыми или стальными зариками .

Если вы любите татуировки, то игральные кости – это символ удачи и успеха во всех делах, ведь с ними прочно связано число союза и равновесия – 6.

Покупка игральных костей и критерии на которые нужно обратить свое внимание

Основная часть игр в кости основана на просчете математической вероятности появления любой суммы чисел на гранях кубика при бросании костей, при этом теория вероятности всегда оставляет шанс на огромный куш. Полная вероятность подчиняется закону сочетаний и перестановок, нов зарах она определяется простой математикой.
Кости метали и бросали в круг, играли и гадали на них. Они вызывают к себе трепетное отношение, как связующие с высшими силами – и немудрено, с такой историей! Именно в костях видна непостоянность Фортуны, которая мгновенно отказывает в своей благосклонности, а потом возвышает и обогащает. Несмотря на многочисленные запреты, игры в кости дошли до наших дней и пользуются популярностью, как в обычных домах, так и в казино.

Открыть фотографию:

Название происходит от латинского"ebur","eboris"это животное вещество, известное с незапамятных времен: знаменитая дама де Брассемпуи из музея Сен-Жермен-ан-Ле известна во всем мире; его использовали в Античности, Средневековьи, в эпоху Возрождения до периода"арт-деко"для особых украшений, не забывая при этом известные Кантонские шары, нэцкэ...
Это дентин зубов или клыков животных, в основном, слонов, но также и бегемотов, китов (Северная Атлантика), нарвалов (Канада), моржей (Канада, Норвегия, Россия), кабанов и бородавочников (Индия, Япония, Африка), и даже окаменелостей мамонта.
Когда кость не слоновая, французское законодательство требует предоставить информацию о происхождении животного, котрому она принадлежит.
В 1989 году закон запретил торговлю слоновой костью, но был смягчен в 1997 году.
Одонтолит, также ошибочно называемый "новая бирюза» - сделан из кости или окаменелых зубов больших животных,существующих или вымерших, которые приобретают бирюзовый цвет при нагревании. Значение в геммологии мало.

Места добычи

Ее находят там, где живут животные, ее порождающие (слоны и гиппопотамы в Африке, Азии...) или там, где мы находим их ископаемые остатки (мамонты в Сибири...).
В зависимости от региона, качество и цвет меняется: ​​ Камерунская более популярна, чем Ганская или Сьерра-Леонская, Ангольская очень твердая, в то время как Абиссинийская, из Гвинеи мягче
В Средние века на западном побережье Африки, ее производили около двадцати тонн в год.
Химически, слоновая кость содержит фосфат кальция, подвержанный азотной и фосфорной кислотам.

Использование в ювелирном искусстве

Геммологи разделяют слоновую кость на две группы:
жесткая, блестящая, сверкающая
мягкая, нежная, но устойчивая к изменениям температуры без растрескивания и от этого пригодная для изготовления бильярдных шаров и клавиш пианино
. Слоновая кость чувствительна к влажности и температуре: она может треснуть, даже если трещины закрыты, они оставляют черное видимое пятно
Слоновая кость бегемота лучше, чем слона, из-за более тонкой структуры, с более толстой эмалью, она тверже (2,5 до 2,75)
Кость нарвала - когда-то он считался мифическим существом, единорогом - это один из клыков этого кита, длинный и прямой, его использовали для изготовления трости. Имеет большее ветвления, чем другие, и ее удельный вес составляет 1,95.
Моржовая кость менее плотная, чем у слона или бегемота, ее поверхность тонкая, сечение крестообразно, каналы крупнее, желтого кремового цвета
В семнадцатом и восемнадцатом веках французский город Дьепп специализировался на работе со слоновой костью, которая прибвала в его порт из Африки: утилитарные предметы, рашпили для табака, игольницы в виде фигурок, веера, а также модели лодок и бесчисленные шедевры, экспортируемые во все страны.Слоновая кость также используется для изготовления ожерелья из бусин и подставок для росписных миниатюр. В Африке высекали целые серии слонов в полной защите, из них делали лампы в период"ар -деко"с полой частью обороны, хрисоэлефантинные статуэтки объединяют золото и слоновую кость.

Чистка и меры предосторожности

Изделия из слоновой кости следует регулярно чистить, протирать тряпкой, смоченной в денатурате с добавилением мела. Некоторые пятна (косметические) трудно удалить. Чтобы ее отбелить, необходима очистка с помощью перекиси водорода, но она небезопасна и не должна использоваться для старой слоновой кости.
Замачивание слоновой кости в молоке увлажняет ее и предотвращает появление трещин и пятен. Некоторые слоновые кости со временем желтеют, а другие... лишь немного.

Имитации и обработка

Имитации многочисленны и могут ввести в заблуждение покупателя с небольшим опытом. Мы должны полагаться на вес, осязание, цвет, всегда параллельные, волнистые и тонкие жилки.
Кости (особенно лошадей), пластмасса являются основными подделками. Обратите внимание, что измельченные осколки слоновой кости продают как слоновую кость.
Полированную слоновую кость можно колорировать с помощью краски, разведенной минеральным маслом. На протяжении многих лет слоновую кость окрашивали в зеленый цвет ярь-медянкой, красный или алый - кошенилью, красно-коричневый - деревом из Бразилии, в золотисто-желтый - шафраном, черный орехом из Уэльса.
Его выдерживают в пламени влажной соломы или дубовой стружки, китайцы используют чай, танин которого проникает в бороздки.

Камень связывается с иерофанией, становится образом божественного явления. Нерушимый, неуязвимый, он воплощает иную, отличную от человеческой (также от растительной и животной) форму бытия. Характер восприятия камней иллюстрируется индонезийским мифом о первочете людей, которые не приняли от Бога камень, но взяли банан, и потому жизнь людей подобна жизни бананов, а не камней, вечных и бессмертных. Камень является одним из символов матери-земли. В греческом мифе Девкалион и Пирра бросают через голову камни – «кости праматери» (земли). С камнями также связано мнение, что они накапливают земную энергию; по этой причине камни наделялись магической силой и использовались в различных ритуалах, также служили талисманами.

На архаических этапах культа сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощаются души предков. Так, например, в Библии упоминаются те, кто говорит камню: «Ты родил меня». В Индии и Индонезии камни рассматриваются как местопребывание духов умерших. Аналогичное представление отражает распространенный в различных культурах обычай ставить возле усыпальниц камни, вытесанные в виде колонны. Таким образом, можно говорить о возникновении идеи о том, что вечность, не достижимая в жизни, достигается в смерти посредством воплощения души в камне.

Рассматривая символику мегалитов, следует отметить, что они связываются с защитой души во время ее путешествия в загробный мир, обеспечивают вечное загробное существование строителям и умершим, являются гарантами плодовитости и плодородия, воплощением связи между живыми и умершими. С последним представлением соотносится универсальная для развитых обществ тенденция оставлять память в истории посредством возведения каменного сооружения. В средние века на Руси одним из самых достойных деяний было перестроить деревянную церковь в каменную (в данном случае возникают также дополнительные коннотации: камень противопоставляется дереву, непрочному и малопроизводительному, и выступает как образ богатства, мощи и власти).

Священный камень или колонна посвящались определенному богу и считались местом его присутствия; впоследствии они послужили основой алтарей. Библейский Иаков заложил основание Бетеля (дома Господа) камнем на месте явления ему Яхве; в мусульманской традиции бетель – обычно камень пирамидальной или конической формы. В даосизме дао уподобляется камню: в качестве образа изначального хаоса дао есть «как бы неотесанная каменная глыба». Камень – это также образ духовного основания, фундамента учения либо веры. В христианстве, в соответствии с евангельскими словами, Петр – это камень, на котором построена церковь.

Знаки на камнях

Около 40 миллионов лет тому назад в водах Северной Америки один окунь подавился селедкой, да так, что тут же умер. Откуда мы это знаем? По отпечатку, найденному на камне американскими геологами. Как же это произошло? В сезон дождей в озере разлилась вода. И плавали в ней как равноправные жители одного дома хищный окунь и беззащитная селедка. Окунь набросился на сельдь, как–то не заметив, что она почти с него ростом – и подавился. Многие рыбы, погибшие так же, как селедка, не сумев освободиться от хищных зубов окуня, погружались на дно. Очень быстро трупы их затянул ил. За миллионы лет ил под тяжестью новых отложений превратился в камень, твердый и прочный. Рыбьи кости пропитались минеральными солями и оставили на плитке след этого трагического происшествия. Его и сфотографировали американские геологи.

Отпечатки прошлой жизни довольно часто можно увидеть на камнях, особенно много их на слоистых породах, которые разделяются на пластинки и плитки. Какие только знаки, таинственные и загадочные, не встречаются на них! Волноприбойные знаки, запечатлевшие откатившуюся волну, след животного, ползавшего или ходившего, бороздки, которые оставили морские течения.

Иногда в слоях горных пород находят отпечатки, похожие на следы небывалых существ. И это в действительности так. Камень сохранил следы вымерших животных. По ним ученые восстанавливают картины далекого геологического прошлого.

На плитках мергеля можно увидеть бороздки, словно тонкие паутинные нити, расходящиеся во все стороны. Если присмотреться, можно заметить, что бока их имеют грани. Как же появились эти бороздки? Оказывается, это – отпечатки игольчатых кристалликов льда, таких, какие бывают под ледяной корочкой замерзшей лужи. Бороздки на мергеле – свидетели былых заморозков. После заморозков они покрылись илом, окаменели и в «запечатанном виде» сохранились до наших дней.

А вот этот камень совсем некрасив – какие–то на нем волдыри, бородавки. Это слепки дождевых капель или градин. А глубокие круглые ямки, похожие на миниатюрные кратеры в окаменевшей глине, не что иное, как следы таких капель и градин. Они падали на мягкую глину или ил у берега моря, образовывая ямки.

В предыдущей главе мы уже рассказывали об «автографах», которые оставляет на камнях молния. А еще существуют «автографы» землетрясений. Впервые их обнаружил австрийский геолог Э. Зюсс в 1855 году. Неподалеку от чешской столицы Праги на поверхности каменной плитки он обнаружил пилообразные зазубрины, которые получились при царапании твердыми зернами песка по мягкой.поверхности сланца. В 1926 году такие же «автографы» нашли два английских геолога Челлинер и Вилльямс на поверхности силлурийских сланцев в Южной Англии. Подобные знаки ученые–сейсмологи могут рассматривать как графики древних землетрясений.

Из книги Популярная история медицины автора Грицак Елена

О драгоценных камнях Закавказья После освобождения от арабского владычества государства Закавказья получили возможность самостоятельного развития. В области медицины довольно быстро сформировалась национальная школа, основанная на достижениях античных и арабских

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 2 автора Кузнецов Александр

Малоизвестные знаки Учреждены в эмиграции После поражения в Гражданской войне Северная армия белых ушла в Финляндию и в Польшу, Сибирская армия – в Китай, а Добровольческая армия Юга России эвакуировалась из Крыма и в ноябре 1920 года прибыла в Константинополь. Но где и

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗН) автора БСЭ

Из книги Товароведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ СООТВЕТСТВИЯ Информационные знаки – условные обозначения, предназначенные для оценки свойств и идентификации характеристик товара.Информационным знаки уведомляют:1.) о предприятии (фирме) – изготовителе (товарные знаки и знаки

Из книги Я познаю мир. Сокровища Земли автора Голицын М. С.

Современная наука о драгоценных камнях Драгоценные камни - это редкие минералы, обычно встречающиеся в виде прозрачных кристаллов. Они отличаются разнообразием и красотой цвета, сильным блеском, иногда и другими оптическими эффектами, высокой твердостью и прочностью,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов [МППСС-72] автора Автор неизвестен

6. ЗНАКИ a. Знаки должны быть черного цвета и следующих размеров: i. шар должен иметь диаметр не менее 0.6 м; ii. конус должен иметь диаметр не менее 0.6 м и высоту, равную его двойному диаметру; iii. цилиндр должен иметь диаметр не менее 0.6 м и высоту, равную его двойному диаметру; iv.

Из книги Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян автора Бычков Алексей Александрович

О ЯЗЫЧЕСКИХ КАМНЯХ СИНИЙ КАМЕНЬ из Клещина.«Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боераку, в нем же вселися демон мести, творя и привлачая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их… И они слушаху его и к нему стекахуся из году в год и творяху ему

Из книги Полный контроль автора Паркс Ли

Предупреждающие знаки Концентрация зависит также от физического состояния вашего тела. Низкий уровень сахара в крови, усталость и т. п. могут сильно понизить вашу способность концентрироваться. Вы должны научиться проводить самодиагностику организма и следить за

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

52. Знаки внимания Знаки внимания – это обращенные к собеседнику высказывания или действия, цель которых – поддержать человека, улучшить его самочувствие.Комплимент – это словесный знак внимания, который не учитывает конкретной ситуации общения.Например, делая

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Секрет № 94 Диеты при камнях в почках В лечении мочекаменной болезни народная медицина едина с научной: в борьбе с ней одним из важных факторов является рациональное питание. Знать состав камней при мочекаменной болезни очень важно, так как, зная состав, можно узнать, как

Из книги Я познаю мир. Драгоценные камни автора Орлова Н.

«Камешек, мне больно!» (о камнях, живущих в живых организмах) Огромен и разнообразен мир камней, но есть и то, что объединяет их. Все они образовались и живут во внешней среде. И почти всегда в образовании камня участвуют живые организмы: бактерии, насекомые, животные, рыбы.

Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович

Знаки на камнях Около 40 миллионов лет тому назад в водах Северной Америки один окунь подавился селедкой, да так, что тут же умер. Откуда мы это знаем? По отпечатку, найденному на камне американскими геологами. Как же это произошло? В сезон дождей в озере разлилась вода. И

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги автора

45. Товарные знаки и знаки обслуживания… 27 Товарные знаки являются инструментом индивидуализации товаров, работ и услуг субъекта предпринимательской деятельности. Товарные знаки и знаки обслуживания – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых









2024 © rukaraoke.ru.