Индивидуальные рабочие реабилитационные программы воспитателя детского дома. Формы и методы индивидуальной работы с воспитанниками в социально-реабилитационном центре. Трудовое воспитание, жизнеобеспечение


Краевое государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом 8

«Рассмотрена» Утверждена и введена

На методическом совете в действие приказом №___

Протокол №___________ от «____»__________2014г.

От «____»_________2014г.

Принята на педагогическом совете

Протокол №______

От «_____» _______________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ВОСПИТАННИКОВ ГРУППЫ №4
КГКОУ ДЕТСКИЙ ДОМ 8

На 2015-2016 учебный год.

Составила: воспитатель

Чкалина Е.Г.

г. Комсомольск-на-Амуре

Раздел I. Основания разработки рабочей программы.

1. Миссия детского дома.

2. Цель образовательной программы детского дома.

3. Педагогические принципы.

4. Уклад детского дома.

5. Традиции, календарные дела детского дома.

Раздел II. Контингент воспитанников.

1. Описание контингента воспитанников.

2. Особенности социального опыта воспитанников.

3. Особенности воспитанников в учебной деятельности.

4. Особенности опыта трудовой деятельности воспитанников.

5. Опыт взаимодействия воспитанников.

6. Достижения воспитанников.

Раздел III. Цели рабочей программы.

Раздел IV. Задачи рабочей программы.

Раздел V . Направления и содержание деятельности.

Раздел VI. Пояснительная записка.

Раздел VII. Список методической литературы.

Миссия детского дома: «Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Обеспечение социокультурного опыта освоения общечеловеческих способов социального взаимодействия в процессе выполнения различных видов деятельности(игровой, учебной, трудовой), общения, опосредованного целью совместной деятельности и общения, опосредованно жизненным ценностям (интимно-личностного общения), а также освоение общечеловеческих способов выбора (в том числе и профессионального), принятие на себя ответственности и решения.

Цель: Обеспечить готовность воспитанников к самостоятельному жизнеустройству, самореализации в профессиональной, семейной, гражданской жизни, интеграции в общество и культуру, к укреплению и сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни.

Коллектив детского дома в своей деятельности решает следующие задачи :

    Создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанников;

    Обеспечение социальной защиты, психолого -медико-педагогической реабилитации и социально-бытовой адаптации воспитанников;

    Обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

    Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни;

    Охрана прав и интересов воспитанников;

    Восстановление и поддержание родственных отношений воспитанников, работа с родителями и родственниками по социальной реабилитации и возвращению детей в семью.

С целью реализации поставленных задач выделены основные направления деятельности педагогического коллектива, работающего на данной группе.

Направления

Цель

Задачи

Создание благоприятных условий проживания детей, максимально приближенных к домашним

Обеспечить готовность воспитанников к самостоятельному жизнеустройству.

1.Формирование навыков самообслуживания;

2. Формирования навыков ведения домашнего хозяйства;

3. Формирование навыков потребительской культуры.

Обеспечение социальной зашиты воспитанников, охраны их законных прав и интересов в соответствии с действующим законодательством;

Организация учебно – воспитательного процесса, способствующего умственному, эмоциональному и физическому развитию

Обеспечить готовность воспитанников к самореализации в профессиональной, семейной, гражданской жизни.

Формирование умения делать выбор, принимать решения;

Формирование навыков действующим законодательством;

Организация учебно – воспитательного процесса, способствующего умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника;

Обеспечение педагогического сопровождения выбора профессии, построения жизненных планов;

Обеспечение педагогического сопровождения взаимодействия воспитанников с родственниками в целях укрепления позитивных родственных связей и возможного дальнейшего совместного проживания

Создание условий для самореализации, самовыражения и проявления творческих способностей воспитанника;

Обеспечение педагогического сопровождения в получении дополнительного образования.

Обеспечить готовность воспитанников к интеграции в общество и культуру

Формирование:

Коммуникативных навыков;

Умения выполнять общепринятые в социуме нормы поведения в различных жизненных ситуациях,

Общеокультурных навыков, позволяющих взаимодействовать в обществе, интегрироваться в современную культуру;

Навыков, способствующих творческому самовыражению

Обеспечение охраны жизни и укреплению здоровья воспитанников, медико-психолого-педагогической реабилитации и коррекции их здоровья;

Организация учебно-воспитательного процесса, способствующего умственному и физическому развитию личности воспитанника

Обеспечить готовность воспитанников к укреплению и сохранению своего здоровья.

Формирование:представления о здоровом образе жизни;

Умения по укреплению и сохранению своего здоровья

Педагогические принципы.

    Принцип ориентации на ценностные отношения и положительные качества личности воспитанника;

    Связи воспитания с жизнью;

    Принятия воспитанника таким, каков он есть;

    Воспитания в коллективе;

    Единства, целостности и преемственности в воспитании.

Уклад образовательного учреждения.

С прошлого учебного года воспитанники детского дома стали проживать в новых условиях: создано две группы, воспитание в которых приближено к семейным. В связи с преобразованием, у детей появились личные комнаты, в которых они проживают по одному человеку или вдвоем. В каждой комнате есть шкаф, кровать и письменный стол. Дети самостоятельно занимались оформлением интерьера своих комнат, что способствовало проявлению индивидуальности. Также в группе появилась кухонная зона, на которой дети учатся самостоятельно готовить. Столовая зона, где проходят все групповые чаепития и собрания, отмечаются групповые праздники и дружеские вечера. Уклад жизни, приближенный к семейному, играет важную роль в разрушении у детей психологического стереотипа общежития, где все общее, «ничейное». И это задает стиль, дух, атмосферу всей жизни детского дома.

Традиции, календарные дела детского дома.

В детском доме сложились определенные традиции: совместная организация и празднование календарных праздников, отмечаются дни рождения всех воспитанников и педагогов. Организуются совместные выезды на природу, спортивные мероприятия, а также дети с большим удовольствием принимают участие в творческих конкурсах, олимпиадах различных уровней.

Описание контингента воспитанников группы.

В группе воспитывается 10 воспитанников старшего школьного возраста. Их них 3 девушки и 7 юношей.

Ф.И. воспитанника

возраст

Состояние здоровья

Социальный статус

Опыт нахождения в биологической семье

Наличие братьев и сестер, отношения с родственниками

Прозоров Виктор

Мать - л.р.п., отец - ф25.

Не имеет.

Брат – Аджибеков Александр Александрович 29.08.1999, ул.Летчиков д.10/2 кв.2, Аджибеков Максим Александрович 10.01.1991, ул.Летчиков д.10/2 кв.2

Не имеет.

Брат – Яковлев Александр, ПУ № 18

Мать - л.р.п., отец - ф25

Парамонова ОА - пребывание в семье в каникулярное время.

Брат Гайнешев Р.И. п. Дружба

Черепанов Анатолий

Не имеет.

Сестра -Смирнова Анастасия (дд 8); бабушка Елсукова ЛВ 1951 гр

Серенков Виктор

До 2011г находился в каникулярное время в семье бабушки Дымченко КГ

Дядя Серенков Д.Н.1979 , брат Серенков А. 1999гр

Отец - инвалид, мать - умерла

Не имеет.

Отец Егоров Ю.Г. 1977 гр

Чуносова Александра

Мать - л.р.п., отец - ф25

С 02.03.2011-15.04.2011 опека Кошель ВГ; Козьмина АВ тетя - пребывание в семь в каникулярное время.

Савченко Клавдия Савельевна, 1929 г

Ул.Сидоренко д.28 кв.14; тетя Козьмина А.В. воспитатель МОУ ДОУ

Альпина Светлана

Воробьева НЮ - временное пребывание

Брат - Альпин Л (дд8)

Середкин Сергей

Не имеет.

Брат - Середкин А.Д. 1997 гр, сестра - Середкина Д.В. 2008 гр, бабушка Мезенцева О.И. 1965 гр.

Смирнова Анастасия

Не имеет.

Брат - Черепанов Анатолий (дд 8)

Семь воспитанников обучаются в речевой школе, два воспитанника в коррекционной, одна воспитанница в общеобразовательной школе по программе ЗПР.

Все воспитанники группы охвачены дополнительным образованием как в объединениях дополнительного образования детского дома, так и внешкольных учреждений города.

Ф.И.воспитанника

Кружки детского дома

Внешкольные учреждения города

Прозоров Виктор

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Брейк-данс. Клуб "Энерджи"

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Настольный теннис. Цвр «Юность». Футбол СДЮШ №2

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Тяжелая атлетика. Цвр «Юность»

Черепанов Анатолий

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Брейк-данс. Клуб "Энерджи".

Настольный теннис. Цвр «Юность».

Футбол СДЮШ №2

Серенков Виктор

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Настольный теннис. Цвр «Юность»

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Мягкая игрушка Цвр «Юность».

Чуносова Александра

Швейная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Школа танцев. Клуб "Энерджи". Парикмахерское искусство. Цвр «Юность».

Альпина Светлана

Швейная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Школа танцев. Клуб "Энерджи"

Середкин Сергей

Столярная мастерская.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Футбол СДЮШ №2

Смирнова Анастасия

Швейная мастерская.

Музыкальный час.

Спортивный час.

Компьютерный час.

Час психолога.

Час соцпедагога.

Мягкая игрушка Цвр «Юность».

Парикмахерское искусство. Цвр «Юность».

Особенности социального опыта воспитанников:

Ф.И.воспитанника

Опыт противоправных действий

Наличие и сроки зависимости

(табачной, алкогольной, ПВА)

Опыт самовольных уходов

Интересы, увлечения, лидерский потенциал

Предпроф.

опыт

Прозоров Виктор

Табачная зависимость 1 год.

Художественно-эстетическое творчество, спортивные танцы (брейк-данс).

Благоустройство города.

Табачная зависимость 1 год.

Спорт (настольный теннис, футбол), музыка.

Благоустройство города.

Литература, спорт (тяжелая атлетика), естественные науки.

Черепанов Анатолий

Спорт(настольный теннис, футбол), музыка, танцы.

Благоустройство города.

Серенков Виктор

Спорт(настольный теннис, футбол),интернет.

Табачная зависимость 1 год.

Литература

Чуносова Александра

Хореография, музыка, швейное дело.

Благоустройство города.

Альпина Светлана

Табачная зависимость 2 года.

Музыка, швейное дело.

Середкин Сергей

Табачная зависимость 2 года.

Смирнова Анастасия

Музыка, пение, швейное дело.

Особенности воспитанников в учебной деятельности:

воспитанника

Подготовка домашних уроков, использование интернет-ресурсов, библиотеки

Посещение школы, пропуски уроков, участие в делах школы

Активность на уроках

Улучшение школьных отметок

Педагогические задачи по указанному направлению

Прозоров Виктор

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается стабильность в учебе, успехи по определенным предметам.

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Участие в жизни школы не активно.

Отмечается стабильность в учебе, успехи по определенным предметам.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Черепанов Анатолий

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается улучшение результатов по всем предметам школьной программы.

Серенков Виктор

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается стабильность в учебе, успехи по определенным предметам.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Ежедневное посещение без пропусков. Участие в жизни школы не активное.

Отмечается улучшение школьных оценок, успехи по определенным предметам.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Чуносова Александра

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается улучшение результатов по гуманитарным предметам.

Коррекционная работа по развитию познавательной активности. Коррекция речевого развития.

Альпина Светлана

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни уч. зав.

Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Середкин Сергей

Школу посещает не охотно, есть пропуски.

Низкая успеваемось по предметам школьной программы.

Повышение учебной мотивации. Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Смирнова Анастасия

Ежедневно с использованием интернет-ресурсов и библиотеки.

Ежедневное посещение без пропусков. Активное участие в жизни школы.

Отмечается положительная стабильность в учебе.

Коррекционная работа по развитию познавательной активности.

Особенности опыта трудовой деятельности:

воспитанника

Навыки самообслуживания,

контроль и качество их выполнения

Эмоц. состояние при трудовых операциях, благодарность за чужой труд

Безопасность при работе

Умение видеть работу, распределять, договариваться

Педагогические задачи по этому направлению

Прозоров Виктор

соблюдает

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, но не всегда может распределять время, отвлекается. Договариваться может.

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться, но делает без желания.

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости.

Черепанов Анатолий

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости.

Серенков Виктор

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, но не может ее распределять и договариваться. Часто доделывает начатое до конца

Поручения выполняет не охотно

соблюдает

Умеет видеть работу, но не может ее распределять и договариваться

Развитие трудовых навыков. Учить распределять трудовую нагрузку. Воспитание выносливости, усидчивости

Чуносова Александра

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости

Альпина Светлана

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости

Середкин Сергей

Поручения выполняет, но не охотно, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Не умеет видеть работу, не может ее распределять и договариваться

Развитие трудовых навыков. Учить распределять трудовую нагрузку. Воспитание выносливости, усидчивости.

Смирнова Анастасия

Поручения выполняет, испытывает благодарность за чужой труд.

соблюдает

Умеет видеть работу, распределять, договариваться

Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитание выносливости, усидчивости

Опыт взаимодействия воспитанников:

Ф.И.воспитанника

«воспитанник-воспитанник»

«воспитанник-воспитатель»

«Воспитанник -учащиеся класса»

«воспитанник -педагоги школы»

Прозоров Виктор

Уважительные.

Доброжелателен, искренен, всегда помогает воспитателю, поддерживаются отношения сотрудничества.

Уважительные.

Предпочитает индивидуальные формы отдыха и работы.

Доброжелателен, отзывчив, обращается за помощью, а также помогает воспитателю.

Пользуется симпатией у одноклассников.

Уважительные.

Черепанов Анатолий

В детском коллективе пользуется уважением.

Уважительное отношение. Доброжелателен, искренен, поддерживаются отношения сотрудничества.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Серенков Виктор

В детском коллективе дружелюбен, предпочитает проявлять индивидуальность.

Доброжелателен, часто обращается за помощью к воспитателю.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам

Уважительные.

Стремиться общаться с ограниченным кругом людей, товарищам помогает.

Доброжелателен, часто обращается за помощью к воспитателю.

В классе дружит только с девочками.

Уважительные.

Чуносова Александра

В детском коллективе дружелюбна, первая предлагает свою помощь

Доброжелательна, отзывчива, искренна, поддерживаются отношения сотрудничества.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Альпина Светлана

В детском коллективе дружелюбна, пользуется уважением.

Доброжелательна, поддерживаются отношения сотрудничества.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Середкин Сергей

Стремиться общаться с ограниченным кругом людей. Проходит период адаптации.

Доброжелателен, за помощью обращается.

Имеет одного друга в классе, остальных детей сторонится.

Уважительные.

Смирнова Анастасия

В детском коллективе дружелюбна, предпочитает общение с братом.

Доброжелательна, отзывчива, искренна, всегда помогает воспитателю.

В классе отношения дружеские, есть друзья по интересам.

Уважительные.

Достижения воспитанников:

Ф.И.воспитанника

городской

краевой

Всероссийский

Международный

Прозоров Виктор

Конкурс газет «Сказка Рождества».

Конкурс осенних поделок.

Конкурс боевых листков. Конкурс открыток к Дню рождения города.

Соревнования по хоккею

«Теплый лед»

Конкурс осенних поделок. Соревнования

Настольный теннис. Соревнования по футболу. Соревнования по хоккею. «Лыжня России». Конкурс боевых листков.

Соревнования по хоккею

«Теплый лед»

Конкурс осенних поделок.

Конкурс боевых листков

Черепанов Анатолий

«Ученик года».

Конкурс осенних поделок.

Соревнования по футболу. Соревнования по хоккею. Конкурс боевых листков.

Соревнования по хоккею

«Теплый лед».

«Лыжня России».

Серенков Виктор

Конкурс открыток к Дню рождения города. Конкурс чтецов

"Победа". Конкурс осенних поделок. Соревнования

Настольный теннис.

Конкурс открыток к Дню рождения города. Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков.

Чуносова Александра

Конкурс чтецов

Олимпиада по русскому языку. «Видеоурок» 2 место

Альпина Светлана

Конкурс чтецов

"Победа". Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков.

Краевой конкурс творчества и самодеятельности.

Середкин Сергей

Смирнова Анастасия

Конкурс осенних поделок. Конкурс боевых листков.

Актуальность программы

Изменения в обществе создали период переоценки ценностей: предавались забвению старые постулаты, формулировались новые - вся совокупность воспитательных средств должна направляться на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор. Теперь речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, являющихся основой организации воспитательной работы в детском доме. Наиболее актуальным является понятие о социализации.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – важнейшее направление образовательной деятельности детского дома. Актуальность проблемы признается первыми лицами страны: « Проблема в том, что у детей детских домов очень слабы социальные навыки, многие испытывают трудности ориентации в городе, в поиске друзей, при обращениях в государственные структуры. Поэтому необходимо сосредоточить максимальное внимание именно на выпускниках, поскольку это самый критический период в их жизни».

Любое учреждение общественного воспитания представляет собой ограниченную социальную среду. Такие характеристики, как закрытость и ограниченность пространства, четкая регламентация жизни, отсутствие приобретения полноценного жизненного опыта, постоянный контакт с ограниченным числом лиц и предметов накладывает отпечаток на формирование личности воспитанника детского дома. Несмотря на усилия педагогов, результаты не всегда соответствуют ожиданиям и затраченным силам и средствам. После выхода из детского дома любой выпускник любой выпускник детского дома нуждается в сопровождении своего дальнейшего развития. Вступая во взрослую самостоятельную жизнь, выпускник теряет педагогическую, психологическую и материальную поддержку, которую ему так долго оказывали в детском доме. Причинами социальной и психологической незащищенности воспитанников детского дома является наличие в их социально-психологическом статусе таких внутренних установок, как иждивенчество, низкий уровень практического интеллекта, низкая трудовая мотивация, неумение планировать будущую жизнь, принимать на себя ответственность за свои поступки.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни является задачей деятельности каждого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Конечная цель деятельности и основной критерий ее эффективности – успешная интеграция выпускника в социум. Этим и объясняется актуальность разработки и реализации рабочей программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни. Для воспитанников старшего школьного возраста формирование навыков самостоятельного успешного взаимодействия в социуме имеет свои особенности, усвоение знаний и формирование умений на определенном, соответствующем возрасту и развитию, уровне. С учетом этих факторов и разработана рабочая программа. Таким образом, данная образовательная программа подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе актуальна тем, что, охватывая все основные направления воспитательной работы с детским коллективом, программа стратегически подчинена одной цели – повышение социальной компетентности выпускников детского дома.

Цели программы:

Становление и развитие системы социальной идентичности, осознание своего места в обществе, формирование «чувства взрослости».

Основные задачи программы:

    Формирование адекватного отношения к своему возрасту;

Взрослости, самостоятельности;

Целевые установки воспитательной работы с подростками 15-17 лет.

Возраст подростка - это период завершения процесса вос­хождения к социальной зрелости, который характеризуется новой социальной ситуацией развития. Подросток стоит на по­роге взрослой жизни, он обращен в будущее, и эта обращенность составляет «аффективный центр» всей его внутренней жизни. Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть по­хожим на него. Только эта похожесть лишь внешняя: что ле­жит внутри взрослого, ему еще недоступно. Поэтому вслед за получившим внутренний импульс желанием только что ро­дившегося «Я» перевернуть весь мир появляется неуверен­ность в собственных возможностях, силах, способностях. «Ис­чезает состояние душевного равновесия, душевного комфор­та, рождается ощущение беспомощности. Возникает так называемый подростковый кризис, который нередко сопро­вождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии.

Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять свое место в мире взрослых, утвердиться в ком­пании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п. Ведущей деятельностью становится интимно-личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настрое­ний и желаний); учебно-профессиональная деятельность большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении.

Большое значение для этого возраста приобретает молодежная культура, под которой под­разумевается «торопливое» подражание подростка взросло­му. Они мгновенно реагируют на все новое, но стремятся со­здать свое социальное пространство, в котором они будут са­мими собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень различны. Объединяет их лишь одно - ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому «жанр» каждодневной, ежечасной и ежеминутной опеки дол­жен быть, по всей видимости, сменен принципиально новой стратегией: оказание помощи в создании молодежью своей культуры.

Становление личности подростка сопряжено с проблемами будущего, его ролью во взрослом обществе. Именно поэтому работа по про­фессиональному самоопределению, развитию общечеловечес­ких ценностей, личного счастья (любви, здоровья, семьи), ос­воение навыков построения перспектив становятся наиболее значимыми для подростка.

Учитывая депрессивные настроения воспитанни­ков, низкий уровень мотивационной сферы, инерционность рефлексий и т.п., необходимо создавать псевдореальные проблемные ситуациями, в ходе решения которых подрост­ки будут усваивать социально одобряемые нормы и ценности, и выстраивать свою систему ценностей. Монотонные переска­зывания статей, скучные выступления подростков, примитив­ные операции с картинками и т.п. - все это должно уступить место диспутам, работе по установлению причинно-следствен­ных связей и отношений.

Таким образом, к моменту выхода воспитанника из стен учреждения он дол­жен овладеть следующими умениями:

    заботиться о своем здоровье;

    адекватно реагировать на собственные эмоции;

    грамотно отстаивать свои права и интересы;

    ориентироваться в мире профессий и в своих профессиональ­ных возможностях;

    действовать в ситуации угрозы личной безопасности;

    эффективно и безопасно пользоваться общественным транс­портом;

    ориентироваться в районе проживания, в своём городе, посёл­ке и т. д.;

    руководствоваться правилами и нормами поведения в обще­стве;

    заниматься самотворчеством, выражая свои личностные интересы и стремления (сфера досуга);

    освоить бытовые навыки и умения, необходимые для обыден­ной жизни.

В своей деятельности КГКОУ Детский дом № 8 руководствуется :

Основные мероприятия Программы:

Реализация намеченных мероприятий Программы позволит:

    существенно повысить уровень развития воспитания детей;

    сократить количество правонарушений воспитанников;

    повысить социальный статус воспитания;

Ожидаемый результат:

    Рост уровня общей социализированности воспитанников.

    Адекватная полоролевая самоидентификация подростков, освоение ими социальных ролей в семье.

    Развитие гуманных коллективистских отношений в группе, приближенных к семейным.

    Установление прочных дружеских отношений с членами своей группы.

    Знание воспитанниками культуры российской семьи.

    Преобладание личностной направленности воспитанников на здоровый образ жизни.

    Готовность молодых людей к семейной жизнедеятельности.

    Знание детьми и подростками норм и правил семейного общежития, общения и взаимодействия с соседями.

    Повысится уровень знаний воспитанников о семейных ролях, функциях семьи и ее ценностях, уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья.

    Произойдут позитивные изменения в отношении воспитанников к семье, улучшится морально-нравственный климат в семье и детском доме.

    Сформируется умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Критерии оценки результативности программы

С целью определения результативности программы были выделены следующие критерии:

1. Уровень готовности к самостоятельной жизни и деятельности (измеряется при помощи метода экспертных оценок)

2. Уровень личностной готовности дополнительно измеряется при помощи следующих методик:

Направления и содержание деятельности:

направление

Личностное развитие

    Построение временной перспективы будущего, перспектив личности;

    Формирование стрессоустойчивого поведения;

    Адекватное использование способов самовыражения

Охрана здоровья и физическое развитие

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание

    Помощь в профессиональном самоопределении(формирование личностного отношения к профессионально-трудовой сфере и способа ее самореализации), развитие способности конструировать возможные варианты будущего;

    Закладывание основ производственных отношений;

    Осмысление необходимости трудовой деятельности

Основы гражданского самосознания

    Закладывание основ правового воспитания, экономического просвещения;

    Ознакомление с истоками национальной культуры;

    Осмысление статуса гражданина

Эстетическое воспитание

    Эстетическое освоение окружающего пространства;

    Формирование эстетического вкуса;

    Развитие способности ориентироваться в различных направлениях искусства

Основы безопасности и жизнеобеспечения

    Развитие умений:

А) ориентироваться в чрезвычайных ситуациях;

Б) оценивать опасность вредных привычек;

Пользоваться доступными(разрешенными) средствами самозащиты

Межличностные отношения

Развитие умений строить свои отношения:

    Со сверстниками

    Со взрослыми

    С незнакомыми людьми

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Направления работы:

понедельник

Личностное развитие

вторник

Охрана здоровья. Физическое развитие.

среда

Основы профессионального самоопределения и экономического просвещения

четверг

Трудовое воспитание, жизнеобеспечение

пятница

Основы гражданского и патриотического воспитания

суббота

Знакомство с истоками национальна культуры

Воскресенье

Эстетическое воспитание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Содержание реабилитационной программы
  4. Участники реабилитационного процесса
    1. Правовая работа
    2. Работа с воспитанниками
    3. Работа со школой
    4. Работа по профилактике самовольных уходов
  5. Ожидаемые результаты
  1. Пояснительная записка

«Маленькие дети с большими правами» - программа правового воспитания детей через приобщение их к активной общественно-полезной, познавательной деятельности, направленной на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, способной понимать и успешно выполнять гражданские обязанности, имеющей активную жизненную позицию.

Человек, живущий в цивилизованном обществе, должен обладать знаниями о правах человека, правах и обязанностях гражданина, порядке их реализации, возможностях и методах защиты прав личности; должен уметь применять правовые знания, а так же иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушению правопорядка. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, т.е. социализация человека, который, в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс. Он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но и выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, правовую культуру.

Программа «Маленькие дети с большими правами» направлена на просвещение воспитанников детского дома в области правовых знаний. Она предоставляет возможность в разнообразной деятельности формировать у воспитанников активную жизненную позицию, помогает детям овладевать знаниями в области прав человека, формировать навыки применения этих знаний. Правовые знания нужны воспитанникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридическую силу.

Программа предполагает работу с детьми в возрасте от 3 до 18 лет и нацелена на сотрудничество с воспитателями, психологом, учителями, координацию действий с ребенком и его социумом.

  1. Цели и задачи программы

Цель: правовая и социальная защита несовершеннолетних, их реабилитация, повышение уровня правовой культуры воспитанников.

  • Обеспечить защиту прав и законных интересов воспитанников и вооружить их знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
  • Формировать у воспитанников навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
  • Создавать социально-педагогические условия для развития личности в условиях детского дома
  1. Содержание реабилитационной программы

Работа по программе «Маленькие дети с большими правами» - это процесс сотрудничества детей и взрослых. Беседы, занятия, праздники и т.п. - средство, прежде всего, нравственного и правового воспитания гражданина. Программа построена с опорой на все лучшее, что есть в воспитаннике, педагогах. Понимая, что человек не идеален, совершает ошибки, причиняет другому боль, мы все же сознательно опираемся на « разумное, доброе, вечное». Постоянное обращение к лучшему в человеке, на наш взгляд, создает некоторую нравственную точку отсчета в сознании ребенка и помогает ему справляться с соблазнами отклонения от социальных и иных норм.

Основные понятия, с которыми знакомятся воспитанник:

  • Правила, право, обязанности, закон, правонарушения.
  • Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ.
  • Гражданские, имущественные и другие права ребенка.
  • Правила общения в коллективе.
  • Правила безопасной жизнедеятельности.
  1. Участники реабилитационного процесса

Основными участниками реабилитационного процесса являются социальный педагог и воспитанники детского дома.

Функции участников

  1. Мероприятия по реализации программы

Правовая работа (защита законных прав и интересов воспитанников)

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление личных дел вновь поступивших воспитанников

В течение 3 дней

Оформление приказов на поступивших и выбывших детей

В день поступления или выбытия

Выполнение запросов на документы воспитанников, необходимые для формирования личных дел

По необходимости

Сбор всей возможной информации для анализа ситуации, в которой оказался несовершеннолетний

В течение года

Восстановление жизненно важных документов воспитанников

По необходимости

Работа с УФМС (оформление гражданства, получение паспортов, регистрация по месту пребывания)

В течение года

Работа со Сбербанком (оформление сберегательных счетов, контроль за поступлением денежных средств на лицевые счета воспитанников)

Один раз в три месяца

Работа с ИФНС (оформление свидетельств ИНН воспитанникам)

В течение года

Работа с городским и сельскими поселениями (запросы справок и необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства воспитанников)

В течение года

Сотрудничество с ОВД по осуществлению розыскных мероприятий;

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

По необходимости

Один раз в три месяца

Участие в делах гражданского судопроизводства по защите интересов и прав воспитанников

В течение года

Работа с УПФ по назначению пенсии по случаю потери кормильца, специальные пенсии детям-инвалидам до 18 лет

По необходимости

Содействие органам опеки и попечительства УО по семейному жизнеустройству воспитанников

В течение года

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Сроки исполнения

Знакомство с детьми при поступлении, изучение их личности, установление доброжелательных отношений с ними

В течение года

Выявление проблем, трудностей, потребностей детей и оказание им социальной и правовой помощи

В течение года

Проведение групповых и индивидуальных бесед с воспитанниками:

Беседа по правилам поведения и общения

в детском доме;

- «Как подготовить ребенка к участию в судебном заседании»;

- «Мой путь от дома до школы»;

- «Правила личной безопасности».

Профилактические беседы:

- «Курение - коварная ловушка»;

- «Прием наркотиков - всегда полет, но в

конце - всегда падение»;

- «Скажи алкоголю - нет!».

Беседы о правах ребенка:

- «Маленьким детям - большие права»

(знакомство с Конвенцией о правах

ребенка);

Час общения по правовому воспитанию

«Ты имеешь право…»;

Игра-путешествие «Права ребенка в новом

Беседа-игра «Мы все разные, но мы все

Конкурс рисунков «Права детей глазами

самих детей»;

Викторина «Герои книг имеют право»;

Беседа «Права детей - забота государства»;

Встреча с инспектором ПДН «Если ты

преступил закон»;

Беседа «Российская конституция -

основной закон твоей жизни».

Изготовление памятки «Если ты оказался в трудной жизненной ситуации…» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям)

При поступлении ребенка

Сентябрь

В течение года

Работа с семьями воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Сбор сведений о родителях, родственниках, о характере их отношения к ребенку

В первые месяцы после поступления ребенка

Проведение бесед с детьми об их отношении к семье, о желании поддерживать связь с ними

В течение года

Посещение семей воспитанников с целью выявления проблем семьи. Проведение бесед с родителями о возможности возвращения ребенка в семью

В течение года

Патронирование семей после возвращения в них детей

В течение года по необходимости

Консультирование родителей по вопросам воспитания детей после воссоединения семьи

По запросу родителей

Работа со школой

Мероприятия

Сроки исполнения

Оформление вновь поступивших детей в школу

В течение недели после поступления

Проведение бесед с воспитанниками по вопросам дисциплины и успеваемости

В течение учебного года

Взаимодействие с директором, завучем, социальным педагогом школы по вопросам мотивации воспитанников к учебной деятельности, налаживания взаимоотношений со сверстниками и учителями

В течение учебного года

Работа по профилактике самовольных уходов воспитанников

Мероприятия

Сроки исполнения

Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов

В течение года

Оформление плана розыскных мероприятий по розыску воспитанников

По необходимости

Информирование ООП и ОВД о самовольном уходе

В течение суток

Сотрудничество с работниками ИПДН по вопросу правовой защищенности и ответственности перед законом воспитанников

По отдельному плану

Ведение журнала регистрации самовольных уходов воспитанников

В течение года

  1. Ожидаемые результаты

В процессе реализации программы в данном направлении предполагается достижение следующих результатов:

  • Овладение конкретными правилами поведения в детском доме, усвоение требований, предъявляемых к воспитаннику, осознание своих прав, приобретение умений выполнять обязанности и осуществлять права;
  • Удовлетворение разнообразных интересов воспитанников;
  • Успешная социализация воспитанников в обществе с помощью полученных знаний по праву.

Итогом реализации данной программы является осознание ребенком того, что человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, свободу, равенство, честь, достоинство. Он должен иметь представление о государстве, в котором живет, знать его символику. Воспитанники должны соблюдать правила поведения и жить по законам вежливости. Но самое главное то, что у воспитанников должно выработаться представление о главных ценностях человека: добро, справедливость


Полный текст материала Социально-реабилитационная программа "Маленькие дети с большими правами" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Алла Суббота
Программа для воспитанников детского реабилитационного центра «Главное чудо света»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Главным чудом света на нашей планете является человек. Он постоянно идет в ногу с научно-техническим прогрессом , открывая все новые и новые достижения научной революции. Единственное, о чем он не задумывается, так это о здоровье – его и всего живого на планете. С момента рождения и на протяжении всей жизни, на здоровье человека постоянно влияют различные факторы, начиная с плохой экологической обстановки, недостаточного физического воспитания и заканчивая вредными привычками. Еще один не менее ужасающий фактор риска – гиподинамия – с каждым годом становится все более актуальным. Количество детей, посещающих уроки физкультуры, занимающихся в спортивных секциях, просто активным отдыхом непрерывно падает. Причем гиподинамия вызвана, чаще всего, обыкновенной ленью и нежеланием что-либо делать, а также всеобщей компьютеризацией населения и нерациональным использованием компьютера (в основном – в качестве средства для игр) . Наряду с этими факторами риска можно еще добавить вредные привычки, сопровождающие наших детей с раннего возраста, всевозможные стрессовые ситуации в школе, отрицательное влияние средств массовой информации, слабая мотивация воспитанников на здоровый образ жизни и др. Переходный возраст – период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности. Подростки – возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности – аддективное поведение (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций Большинство понимают здоровье как отсутствие болезней. Но этот взгляд довольно примитивен. Так в Большой Медицинской Энциклопедии утверждается «Здоровье – такое состояние организма человека, когда функции всех организмов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения». Факторы, которые влияют на здоровье, весьма разнообразны. Прежде всего, действует так называемый генетический фактор – внутренний фактор здоровья, получаемый с рождением. Это то «наследственное» , которое в дальнейшем можно или приумножить или растерять. Большое влияние на здоровье оказывает окружающая среда. А она делится на физическую и социальную. Влияние социальной и психологической среды на здоровье – «психологическое загрязнение» - не менее острая проблема, чем физическое загрязнение. Это воздействие так называемых стрессовых ситуаций, а они начинают преследовать детей с самого раннего возраста. По данным исследований в Омской области 1\3 подростков в обычных условиях находятся в состоянии стресса. При формировании здорового образа жизни необходимо соблюдать следующие принципы :

Сбалансированное питание

Оптимальная физическая активность

Закаливание

Умение познать резервы своего организма

Оптимизм, умение радоваться жизни

В КУ Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Таврического района» большая часть детей имеет отягощенную наследственность, те или иные отклонения в психическом и физиологическом здоровье, большинство социально запущены. Содержание этих детей вне семьи ведет к дальнейшему наращиванию проблем, решение которых зависит не только от самих воспитанников , но и от психологического климата в коллективе. Актуальность проблем социальной адаптации и реабилитации воспитанников социально- реабилитационных центра определяется приоритетами государственной политики в области образования и воспитания данной категории , активизацией деятельности Министерства образования и науки, принятием и исполнением президентской федеральной целевой Программы "Дети России".

Большинство воспитанников социально- реабилитационного центра относятся к категории детей, находившихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей. При воспитании таких детей в их социальной адаптации серьёзной проблемой является незнание многих вопросов, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

Концепция представляемой программы состоит в том , что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность воспитанников по валеологической оценке собственного здоровья и здоровья окружающих, предоставляющая широкие возможности для саморазвития воспитанников , выполнения ими социально значимых проектов и реального улучшения их отношения к вопросам изучения своего организма, сохранения здоровья, усилению внимания к здоровому образу жизни. Эта деятельность будет способствовать социальной адаптации воспитанников , становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Вся программа подчинена одной идее : “ Здоровье человека, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в его собственных руках”.

Цели : формирование у воспитанников установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, расширить и углубить знания воспитанников о сохранения здоровья.

Задачи :

1. Развивать знания о строении организма человека и функционирования его органов и систем.

2. Научить воспитанников анализировать образ жизни с точки зрения влияния на здоровье.

3. Развить знания о взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни человека, здоровья и условий среды.

4. Формировать чувственно-эмоциональную сферу воспитанников , элементы творческого мышления.

5. Формировать санитарно-гигиенические навыки воспитанников .

6. Формировать потребность здорового образа жизни, уметь самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

7. Воспитывать чувство коллективизма и осознание неповторимости каждого

человеческого существа, развивать коммуникативные умения, радость

общения, восхищения духовными и физическими качествами человеческой личности.

Программа включает в себя четыре этапа :

1 этап – ознакомительный, в нём даются общие знания об организме человека, о важности сохранять своё здоровье. Занятия построены в игровой форме. По результатам ознакомительного этапа можно будет определить и скорректировать формы и методы дальнейшей работы. Продолжительность - 2 недели.

2 этап – основной, в котором с воспитанниками в различных формах рассматриваются особенности человеческого организма. На протяжении этого этапа и будут реализовываться основные вопросы реабилитационной программы . Продолжительность – 4 месяца.

3 этап – вредные привычки, в нём обсуждаются вопросы влияния алкоголя, наркотиков, никотина на организм, раскрывается отравляющая сущность этих веществ. Продолжительность 3 недели.

4 этап – заключительный, он включает в себя вопросы влияния различных факторов среды на здоровье человека. На протяжении этого этапа будет проведён анализ реализации программы , соотношение результатов поставленным целям. Продолжительность -3 недели.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 этап - ознакомительный

1 Путешествие в страну Здоровье формировать убеждения о здоровом образе жизни и о здоровье как самой главной ценности 30 мин . Игра-путешествие

2 Здоровый нищий счастливее больного короля Воспитать ответственное отношение к своему здоровью 30 мин. Беседа, игра

2 этап – основной

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

3 Почему мы не груши с ватными ногами Выявить основные характеристики костей, их строение и химический состав 30 мин. Беседа, кроссворд

4 Каждый из нас – рыцарь в латах Показать связь с процессами, происходящими во всем организме 30 мин. Игра –путешествие

5 Как стать Геркулесом Формировать бережное отношению к своему здоровью 30 мин. Игра- конкурс

6 Конвейер наоборот Сформировать понятие о правильном питании 30мин. Рассказ, беседа

7 Дом языка Познакомить воспитанников с топографией органов пищеварения 30мин. Беседа

8 Витамины-основа жизни Познакомить воспитанников с видами витаминов , их значением для организма

30мин. Беседа, тестирование

9 Питание и здоровье Формирование личностной позиции по вопросам рационального питания

30 мин. Проблемная беседа, игра

10 Для чего нужна кровь Раскрыть связь строения сердца с его функцией 30 мин. Беседа, практическая работа

11 Береги глаз смолоду Обосновать правила гигиены зрения 30 мин. Беседа, практическая работа

12 Зачем человеку уши Сформулировать знания о значении слуха в жизни человека 30 мин. Беседа, игра

13 Нарушение осанки и плоскостопие Разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия 30мин. Беседа, практическая работа

14 Возрасты жизни Познакомить воспитанников с периодизацией жизни человека 30мин. Беседа

15 Биоритмы Рассмотреть, каким образом биоритмы влияют на здоровье человека, его работоспособность

30мин. Беседа, тестирование

16 Наш темперамент Познакомить воспитанников с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов 30мин. Познавательная игра

17 Как стать умнее (внимание и память) Углубить знания воспитанников о высшей нервной деятельности 30мин. Беседа, игра

18 Этот коварный грипп Выяснения причин и профилактика гриппа 30мин. Беседа, кроссворд

3 этап – вредные привычки

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

19 Наркомания – страшная болезнь Дать воспитанникам представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье.

30 мин. Беседа

20 Вред алкоголя Показать влияние алкоголя на организм человека 30мин. Беседа

21 Курение – иллюзия или реальность Вызвать негативное отношение к курению 30мин. Беседа, театрализация, анкетирование

4 этап – заключительный

№п\п Тема занятий Содержание Кол-во часов Формы работы

22 Мода и здоровье Привлечь внимание воспитанников к проблемам современной молодежной моды и связанными с ней медицинскими проблемами 30мин. Беседа

23 Экология жилища и здоровье человека Показать взаимосвязь состояния здоровья человека и среды его обитания 30мин. Беседа

24 Формула здоровья Воспитывать разумное и бережное отношение к собственному здоровью 30 мин Беседа, практическая работа

В статье освещаются особенности реализации индивидуального подхода в системе реабилитации детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме. В учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, индивидуальный подход реализуется путем создания адаптационных сред (психологическая, социальная и т.д.), направленных на решение конкретных проблем каждого ребенка. Занятия в данных средах ориентированы на учет своеобразия и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Попав в детский дом, дети дошкольного возраста испытывают стресс, глубокую психическую травму в результате переживания негативного опыта жизни в асоциальной семье и от факта разрыва с семьей. Для преодоления этих травматических последствий важнейшее значение имеет правильно организованный лроцесс реабилитации, ориентированный на восстановление способностей и психических функций, а также утраченных социальных связей и восполнение среды жизнедеятельности. Данный процесс имеет цель снять острое состояние, затрудняющее процесс нормального развития ребенка.

Дошкольный возраст - период, когда ребенок особенно сенситивен к социальным влияниям и устремлен на познание окружающего мира (все органы его чувств задействованы в этом процессе); когда закладываются первоосновы личностных компонентов, а также когнитивной и аффективной сфер, происходит интенсивное сенсорное, физическое развитие. Недаром этот период считается ключевым в жизни человека.

Уникальность дошкольного возраста, с эдной стороны, и стрессовое состояние ребенка, оказавшегося в условиях детского дома, с другой - диктуют необходимость срочной помощи, срочного включения его в систему реабилитационной работы детского дома.

Важнейшим условием осуществления процесса реабилитации ребенка дошкольного возраста является реализация индивидуального подхода, представляющего собой систему психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальных для каждого ребенка условий реабилитации- В детском доме индивидуальный подход имеет особую важность в связи с большой неоднородностью особенностей его воспитанников.

В детском доме индивидуальный подход реализуется через создание адаптационных сред, направленных на преодоление проблем каждого ребенка дошкольного возраста. Данные среды создаются специалистами Реабилитационной службы, действующей в детском доме (психолог, педиатр, дефектолог, логопед и др.). Каждый специалист реализует определенное направление реабилитационной работы; соответственно, каждая из данных сред имеет свои цели и задачи, свое оборудование, направленные на индивидуальную работу с ребенком. В индивидуальных занятиях специалисты решают проблемы, характерные именно для данного ребенка и связанные со своеобразием его психики и личности, а также с индивидуальными особенностями:

Работа с прошлым (принятие прошлого: почему ребенок оказался в детском доме, что будет с ним дальше);

Снятие последствий жестокого обращения, насилия;

Развитие речи, познавательных потребностей, игровых умений и т.д.

Важная роль отводится социальному педагогу, который организует социальную среду, включающую в себя методический кабинет (там воспитатели и педагоги получают возможность познакомиться с новыми технологиями и новыми тенденциями в воспитании детей, оставшихся без попечения родителей), детскую площадку и т.д. Социальный педагог, осуществляющий сбор информации о прошлой жизни ребенка и истории семьи, создает таким образом базу, на которой основаны усилия всех специалистов. Так, именно во время сбора информации о семье психолог прорабатывает имеющийся у ребенка-дошкольника жизненный опыт и намечает примерную модель его настоящей жизни.

В процессе реабилитации сложно переоценить роль психолога. Имея самые различные заболевания, ребенок прежде всего переживает душевную травму. Если ее не преодолеть, реабилитировать малыша практически невозможно. Психолог реализует деятельность психологической среды, направленной на формирование самовосприятия, нормализацию поведенческих реакций, психотерапевтическую работу и т.д. Задача данной среды - создание благоприятной атмосферы для психологической профилактики, коррекции и развития дошкольников.

Особое значение придается психотерапевтической работе, связанной с ведущим видом деятельности - игрой: она закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы.

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, становится мощным средством реабилитации детей-сирот. В реабилитационной работе с дошкольниками, воспитывающимися в условиях детского дома, игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения. Применение игр в работе е детьми дошкольного возраста - лишь одно из средств в процессе реабилитации и коррекции личности ребенка-дошкольника.

Задачи, решаемые в ходе игровой деятельности:

1. Осознание ребенком событий окружающего мира через подражание, социализация, восприятие норм поведения, существующих в обществе.

2. Выражение в игре любых чувств и аффектов, запрещенных побуждений без страха и выражение их вне игры.

3. Компенсаторное удовлетворение чувства самостоятельности и других потребностей, которые не могут быть удовлетворены вне игры.

4. Разрешение внутренних конфликтов.

5. Эмоциональное преодоление последствий неблагоприятного опыта жизни в семье.

6. Моделирование будущего ребенка.

7. Отражение его роста и развития.

Психолог использует игровую деятельность как терапевтическое средство по двум основаниям:

а) игра может быть использована как инструмент для изучения ребенка (классическая психоаналитическая техника, при которой происходит вытеснение желания, замена одного действия другим, отсутствие внимания, оговорки, запинки и т.д.)

б) свободное повторное воспроизведение травмирующей ситуации - «навязчивое поведение».

Применение психологом различных игр и специально разработанных программ реабилитации и психокоррекции с использованием игры является эффективным средством преодоления переживаний, травмирующих ребенка дошкольного возраста. Снятие психического напряжения, травматического опыта, страхов в игре происходит путем формирования способности к восприятию новых впечатлений и переноса фантазии детей на темы, не связанные с насилием, пережитой травмой, что способствует развитию уверенности в себе, повышению самооценки, доверия к взрослым окружающим ребенка. Пример. Илья К., 5,7 лет

Мальчика доставили из семьи, где с ним жестоко обращались. Был замкнут, с детьми не играл, со взрослыми в контакт не вступал. Везде ходил с игрушкой (заяц), которую привез из дома. Воспользовавшись этим, психолог начал проигрывать различные ситуации с «зайцем» и игрушками из детского дома: как заяц познакомился с ними, как играет и т.д. Постепенно такие занятия принесли результат: у ребенка появилось желание общаться с психологом, он стал «открываться», рассказывать некоторые подробности своей жизни. После занятий, проведенных психологом в сенсорной комнате, Илья сам стремился контактам и с детьми, и с воспитателем.

Помимо игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста психолог использует техники арттерапии, анималотерапии, которые помогают им раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, нужными кому-то.

Важным средством психотерапевтической работы является использование так называемой «Киши жизни» (хронологическая и терапевтическая работа с жизненной историей ребенка), которая направлена на сохранение старых и формирование новых привязанностей. Совместно с ребенком психолог создает «Историю жизни ребенка», которая заносится в альбом, куда помещаются рисунки, фотографии, записи о важных событиях жизни ребенка. Этот альбом помещается в надежное, но доступное для ребенка место, чтобы при необходимости он мог им воспользоваться. Данный альбом помогает ребенку осознать события, которые с ним произошли. «История жизни ребенка» - это инструмент для работы психолога и других специалистов детского дома с каждым конкретным дошкольником. Пример.

Антон И., влет

В детский дом поступил из асоциальной семьи (пьющие родители лишены родительских прав), где он подвергался жестокому обращению. Категорически не хотел ни с кем общаться, пока его не вернут домой. Говорил, что родители его любят и скоро заберут обратно, что все будет хорошо. В процессе работы психологом не толковалась «Книга жизни», в которую вместе с мальчиком заносились события его жизни. Антон делал рисунки в этом альбоме, что дало возможность психологу определить, какому именно виду жестокого обращения подвергался ребенок и как выстроить работу с ним. Постепенно, все чаще обращаясь к своей «Книге жизни», Антон начал понимать, почему он попал в детский дом, что в этом доме есть люди, которым он нужен.

Для ребенка-дошкольника, помещенного в условия детского дома, особое значение приобретают развивающие игры, которые помогают развить различные психические процессы. Зачастую у детей старшего дошкольного возраста, поступивших в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается значительное отставание познавательной деятельности, у них не формируются предпосылки готовности к школе. В связи с этим педагог-дефектолог, логопед организуют игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления и т.д. Деятельность специалистов по развитию психических функций осуществляется в рамках педагогической среды, в структуру которой включены кабинет коррекционной педагогики, логопедический кабинет, музыкальный зал, живой уголок (есть в каждой группе), игровой уголок, мастерская «Мастерица» (кружки вышивания, плетения из бисера), кружок по работе с деревом и т.д.

Педагоги проводят индивидуальные замятия с ребенком, выбирают программы обучения (общеобразовательная, коррекционная, индивидуальное обучение; класс в соответствии с биологическим возрастом или с уровнем знаний и пр.). Распределение учебной нагрузки происходит с учетом психоэмоционального состояния и в соответствии с актуальными возможностями ребенка. Понимание роли снижения мотивации к обучению в связи с утратой интеллектуального контроля и одновременно постепенное восстановление его и последующий перенос этой способности в эмоциональную сферу - в этом состоит «поддерживающий», терапевтический эффект обучения. Специалисты постоянно отслеживают динамику развития познавательной сферы ребенка, предлагая детским социальным работникам организовать дополнительную развивающую среду для данного ребенка (кружки, секции).

Воспитатели, проводящие с детьми большую часть времени, реализуют задачу организации «живой» среды для ребенка. С одной стороны, это выстраивание границ в общении, помощь в усвоении правил поведения и формировании навыков самообслуживания, а с другой - эмоциональная поддержка и принятие, забота об удовлетворении физических и эмоциональных потребностей ребенка в повседневной жизни. Опыт показывает: крайне сложно контролировать поведение ребенка, у которого не сформировалась привязанность к кому-нибудь из окружающих его людей. Почему? Ограничения и запреты действуют до известного предела, а самоконтроль может быть основан на добровольном послушании, источник которого - доверие к взрослым и позитивные отношения с ними.

Воспитатели информируют специалистов Реабилитационной службы об актуальном состоянии ребенка, делают «адресные» запросы о помощи к разным специалистам и выполняют их рекомендации. Новый позитивный опыт в отношениях, социально значимые достижения в повседневной жизни, организуемой воспитателями, успехи в учебе, достигаемые при помощи педагогов, выстраивание новых отношений с родственниками в сотрудничестве с детским социальным работником, работа с внутренними переживаниями и переосмысление прошлого опыта в ходе занятий с психологом - все это необходимо для восстановления самоуважения ребенка и его доверия к другим людям.

Особую роль в процессе реабилитации приобретает медицинская среда. Дети, поступающие в детский дом, имеют многочисленные хронические заболевания различных систем организма, замедляющие их полноценное развитие; для них характерны невротические проявления, требующие немедленного медикаментозного вмешательства. Лечение, медицинская реабилитация осуществляются следующими специалистами: врачом, организующим деятельность данной среды, и медицинской сестрой. Врач проводит наблюдение, профилактику и медицинские назначения в случае выраженных невротических проявлений и аффективных вспышек, соматических и психосоматических проблем; составляет рекомендации воспитателям, сообщает информацию всем специалистам. Медицинская среда предусматривает процедурный кабинет, врачебный кабинет, тренажерный зал, ЛФК, массажный и физиокабинет, фитобар, сухой бассейн и т.д.

Для ребенка старшего дошкольного возраста физическое развитие имеет основополагающее значение: в этот период происходит совершенствование общей моторики и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Сочетание возможностей терапевтических сред в зависимости от потребностей конкретного ребенка призвано способствовать решению конкретной ситуации каждого ребенка дошкольного возраста, воспитывающегося в детском доме. Таким образом происходит реализация индивидуального похода и осуществление индивидуального плана реабилитации.

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду, к жизни».

К.Д. Ушинский

1. Актуальность

Проблема социально-трудовой адаптации детей с особенными образовательными потребностями является одной из самых актуальных и острых проблем в современном обществе.

Дети данной категории имеют ограниченные возможности в развитии, вследствие различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством – основа социально-трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями.

Труд в детском доме обычно ограничивается самообслуживанием - убрать постель, накрыть стол. С первого взгляда – однообразная и скучная работа. Душа не лежит, но приходится выполнять. Воспитанник привыкает к тому, что труд неинтересен и принудителен. Вот и дежурит плохо, спустя рукава, не несет ответственность за дом, где живет.

Для решения проблемы трудового воспитания в детском доме, педагогам нужно сделать все возможное, чтобы у воспитанника не было пустого препровождения времени, когда «нет работы в руках и мыслей в голове». В это время у воспитанников меняется мироощущение, они не знают, что с собой делать и привыкают просто «убивать время».

Также н е секрет, что большинство выпускников детского дома недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.

Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в колледжи, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.

В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

У воспитанников детского дома необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.

2. Анализ уровня трудовой подготовки воспитанников.

На фоне того, что дети владеют трудовыми навыками, навыками самообслуживания в соответствии с возрастными нормами, отношение к трудовой деятельности и желание самостоятельно включаться в общественно – полезный труд остается достаточно низким. Особые проблемы составляют: самообслуживание, отношение к результатам труда других людей, стремление трудиться на благо других.

Цель программы

Создание позитивного отношения к труду, формирование и закрепление навыков трудовой деятельности; привитие навыков самообслуживания.

Задачи программы:

Формирование позитивной установки по отношению к труду, и восприятие труда как одной из высших ценностей в жизни;

Формирование основ умственного и физического труда;

Включение детей с нарушением интеллекта в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне их психофизических возможностей;

Воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремлённости и предприимчивости, честности.

Основные принципы:

Основные направления трудового воспитания:

Содержание программы.

Самообслуживающий труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Соблюдение правил личной гигиены

Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению.

- утренний и вечерний туалет;

- соблюдение гигиены рук;

- соблюдение правил личной гигиены;

- проведение банных дней

ежедневно

ежедневно перед приемом пищи

ежедневно и по физиологическим показателям

1 раз в неделю

Поддержание порядка в спальне, комнате

Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения

- уборка личных вещей, заправка кровати;

- дежурство по группе

Дежурство в вестибюле

ежедневно

по графику


Стирка личных вещей

Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержание их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды

- стирка личных вещей (носки, нательное белье);

ежедневно (по мере необходимости)

Проведение мелкого ремонта личных вещей

- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.)

По мере необходимости

    уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

    знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

    уметь выполнять стирку мелких вещей;

    уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Хозяйственно-бытовой труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Организация дежурств воспитанников

Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке

- дежурство по столовой

по графику

Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.

- дежурство по зданию

- уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории;

- проведение генеральной уборки в спальне

по графику

1 раз в неделю (по мере необходимости)

1 раз в неделю (суббота)

Организация посильной помощи работникам детского дома

Знакомство воспитанников с рабочими профессиям в детском доме, формирование уважительного отношения к людям труда

- оказание помощи повару;

-оказание помощи подсобному рабочему;

- оказание помощи кастелянше, прачке;

Работа ремонтных бригад

Формирование навыков проведения мелких ремонтов мебели, косметических ремонтов помещений, ограждений.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

    уметь подготовить столы к подаче пищи, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;

    уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой;

    уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия), уметь гладить белье;

    уметь проводить ремонт лопат, мыть стены покрытые масленой краской, мыть лестницы моющими средствами, работать щеткой, шваброй, выполнять ремонт забора

Сельскохозяйственный труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Работа на огороде

Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.

- обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая

- ежедневно с мая по сентябрь

Работа на клумбах

Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними.

- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение

с мая по сентябрь

Уход за комнатными растениями

Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними.

- посадка и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями

Весна – лето

по мере необходимости

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

    уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

    уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений.

Общественно полезный труд .

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Уборка территории детского дома

Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории

- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и озеленение территории;

- уборка снега

1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка детского дома

Привить навыки благоустройства территории детского дома

- высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками

-2 раза в год

(весна, осень)

Благоустройство территории посёлка

Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села

- уборка территории;

- уборка мусора;

- посадка деревьев и зеленых насаждений

1 раз

(весна)

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор;

    расчищать дорожки от снега, собирать мусор и выносить его в установленное место;

    уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором.

В мире профессий и обязанностей

Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

Обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

Воспитывать уважение к рабочему человеку.

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

    знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома;

    знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;

    уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.

Организация и проведение общих воспитательных мероприятий

    Праздник урожая

    Конкур рисунков «Моя будущая профессия»

    Викторина «Что растет на грядке»

    Мини-проект «Когда труд бывает радостью»

    Воспитательский час: «Труд кормит, а лень портит»

    Классный час «Труд в почете любой, мир профессий большой»

    Аукцион мнений «Что помогает содержать вещи в порядке»

    Творческая мастерская «Поделки из природных материалов»

    Копилка полезных советов «Как подготовить дом к холодному периоду года»

    Беседа «Чем пахнут ремёсла?»

    Практикум «Кормушка для пернатых друзей»

    Клуб мастеров «Мастерская Деда Мороза»

    Акция «Уборка снега на территории школы»

    Занятие-практикум «Посев цветочных растений на рассаду»

Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:

Объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

Трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.

Для организации трудовой деятельности подростков соблюдаются следующие правила:

Обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;

Трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;

Работа должна быть разнообразной и интересной;

В случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.

Заключение

Данная программа рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию

Литература.

    Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре. – М.: Просвещение, 1980

    Гуламов Г. "Взаимосвязь общественно полезного труда и нравственного воспитания учащихся" // Сов. "педагогика", 1991 г.

    Макаренко А.С. «Лекции о воспитании детей» пед.сочинения в 8т.,т.4.

    Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

    Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009.

    Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980.



Отчет по реализации программы.

Процесс трудового воспитания рассматривается мной не только научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и необходимостью выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.

Целью моей педагогической деятельности является – подготовка воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности

Я работаю в семье, где воспитываются 10 детей, которые поступили в детский дом с не сформированными социальными нормами. У этих детей не были развиты трудовые навыки необходимые для самостоятельной жизни. И поэтому перед воспитателем стояла задача привить трудовые навыки, навыки самообслуживания и потребность к труду. Научить ребенка простым, но нужным навыкам самообслуживания.

Учу воспитанников, как правильно пришить пуговицу, постирать и погладить свои вещи, убрать комнату, сделать сервировку стола на каждый день и на праздник, как можно создать уют у себя дома, используя подручные материалы.

В своей работе я стараюсь воспитывать у них ощущение нужности для окружающих, чувство значимости их деятельности. Так приучая воспитанников к самостоятельности, я стремлюсь не спешить идти на помощь ребёнку при первых затруднениях, а даю ему возможность самому попытаться преодолеть трудности, проявить сообразительность и смекалку.

Ребята ежедневно занимаются самообслуживанием, общественно-полезным трудом, что позволяет им приобретать санитарно-гигиенические, трудовые навыки, участвовать в благоустройстве и озеленении территории, прилегающей к зданию детского дома.

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная социально-трудовая деятельность способствует созданию условий для формирования и развития трудовых умений и навыков воспитанников нашего детского дома, что в дальнейшем влияет на их самореализацию в самостоятельной жизни; также в результате выбранных оптимальных методов и форм работы, в рамках общеразвивающей программы, происходит объединение детей в трудовом коллективе, на основе взаимопомощи, взаимовыручки и взаимоподдержки.

В течение года у ребят сформировался стойкий интерес к результатам своей работы. Владеют навыками (до автоматизма) личной гигиены, самообслуживающего труда, гладить бельё, зашивать, пришивать. Имеют представление о видах профессий, труде; осознают связь между благополучием человека и его трудом. Они стали ответственнее, научились правильно организовывать свое рабочее место, по окончании работы приводить его в порядок, соблюдать правила техники безопасности.

В процессе трудового воспитания развивается познавательная деятельность.

В ходе трудовой деятельности формируются такие личностные качества, как трудолюбие, ответственность, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Воспитанники видят результаты своего труда.

Научаются планировать трудовую деятельность.

Я в своей работе стараюсь с каждым воспитанником найти индивидуальный подход, заинтересовать увлечь творческой работой, убедить, что это в дальнейшей жизни им пригодиться в оформлении своей квартиры, улучшить свой внешний вид, что этим багажом знаний им легче будет войти в самостоятельную жизнь. Но чтобы добиться положительных результатов, необходимо приложить много усилий и нельзя сбрасывать со счетов фактор времени.

Детский дом для детей становится основной моделью социального мира, и от того, как будет построен процесс воспитания, зависит приобретение социального опыта детьми, основ человеческих взаимоотношений, умений и навыков обеспечения личной жизни и деятельности. Деятельность воспитанников детского дома проявляется в учебе, в различных видах трудовой деятельности, в организации своего свободного времени, в выполнении общественных нагрузок, в поведении в школе, колледжах, детском доме, общественных местах, а также в умении применить культурно – гигиенические навыки.

В заключение хочу привести слова А.С. Макаренко, которые очень точно отражают суть трудового воспитания в детском доме: «Труд – всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».









2024 © rukaraoke.ru.