Интеллектуальное развитие младшего школьника. Упражнения на развитие внимания


Задания для детей возраста 7 8 лет должны быть направлены на комплексное развитие его психологических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения и мышления.

Важной задачей развивающих занятий также является подготовка ребенка к сложным предметам школьной программы (например, математика, чтение и т.д.)

Дети 7-8 лет с удовольствием включается в интеллектуальные игры

Интеллектуальные игры


Младший школьный возраст - особенности

Цель: развитие зрительного восприятия, обогащение представлений ребенка о цвете

Для занятия понадобится набор гуашевых красок чистых цветов (красный, жёлтый, синий, зеленый). Желательно также, чтобы в наборе присутствовал черный и белый цвет.


Игра Цветовая угадайка

Необходимо выбрать несколько красок и при помощи палитры смешать их между собой. Задача ребенка – определить, из каких цветов составлен тот или иной оттенок, а затем – получить точно такой же. Если в игре принимает участие несколько человек, можно предложить им поочередно составлять различные оттенки одного и того же цвета. Такие в возрасте 7-8 лет также хорошо развивают зрительную чувствительность.

«Шумящие коробочки»

Цель: развитие слухового восприятия

Для занятия нужно подготовить два набора одинаковых коробочек по шесть штук в каждой. Каждая из коробок имеет определенный наполнитель – это может быть песок, мелкие камни, различные крупы. Они способны издавать различный шум – от самого тихого до громкого. Задача ребенка – послушать как шумит коробочка из первого набора и подобрать к ней аналогичную из другого, сравнивая их и предлагая найти похожую. В конце игры каждая из коробочек должна иметь свою пару.


Шумовые коробочки могут быть и баночками

«Составь слово»

Цель: развиваем логику и грамотное мышление детей 7 8 лет, а также навыки буквенного восприятия слова. Логическое мышление также является базой для подготовки ребенка к таким предметам, как математика, информатика и т.д.

На листе бумаги записываются буквы, из которых ребенку предстоит составить цельное слово. Для этого разрозненные буквы необходимо будет выставить в правильной последовательности.


Игра Составь слово из предложенных букв

Например:

  • з, а, в, а (ваза);
  • с, а, р, о (роса);
  • к, о, р, у (урок);

Цель: развитие внимания, навыков счета. Расширение представлений ребенка об алфавите

Ребенок последовательно называет буквы алфавита и соответствующие им цифры (например – А1, Б2, В3, Г4 и т.д.). Занятия для детей младшего школьного возраста 7 8 лет такого типа также можно усложнить, называя последовательно то только четные, то только нечетные числа. Это позволит детям подготовиться к устному счету - математика для детей 7 лет является одним из самых трудных предметов.


Игрушечные буквы и цифры помогают в школьной учебе

«Где прячутся игрушки?»

Цель: развитие пространственно-временных представлений

Для задания игрушки расставляются по комнате. Задача ребенка – сначала найти спрятанные вещи, а затем сказать, где они находятся, указав их местоположение относительно других предметов мебели и используя понятия «сверху», «снизу», «над», «под», «в», «на».

«Составь предложение»

Цель: развитие форм нестандартного мышления

Ребенку предлагаются наборы по три слова, из которых ему нужно будет составить предложения. Детям младшего возраста можно предложить простые слова; ребенок более старшего возраста может получить в свое распоряжение для задания абсолютно не связанные между собой понятия. Это активизирует его мышление, заставляя мыслить нестандартно.


Игра Составь предложение с этими словами

«Расскажи, что ты запомнил»

Цель: развитие памяти, внимания

Ребенок получает картинку, на которой изображено большое количество мелких предметов. Задача – в течение определенного времени запомнить все предметы и спустя некоторое время ответить на вопросы по картинкам.


Карточки на запоминание изображений надо показывать несколько минут

«Сосчитай предметы»

Цель: задания служат для подготовки ребенка к усвоению точных наук (таковыми являются математика, информатика и т.д.)

Родитель демонстрирует ребенку изображение, на котором нарисовано большое количество различных предметов. Задача ребенка – запомнить их, а затем сказать, что именно было изображено на картинке и в каком количестве.


Особенности памяти младших школьников

Нравственное воспитание младшего школьника

Проявляя заботу об интеллектуальном развитии ребенка, не стоит забывать о том, что нравственное развитие играет ничуть не меньшую роль в его воспитании.

«Азбука хороших манер»

Цель: расширение представлений ребенка о хороших манерах, моральных качествах

Ребенку предлагается вспомнить все известные ему «добрые» слова, обозначающие положительные человеческие качества, начинающиеся на ту или иную букву алфавита. Например, «А» - аккуратный, «Б» - бодрый и т.д. После того, как весь алфавит будет проработан, ребенку можно предложить сказать эти добрые слова друзьям, близким и т.д. Или проработать ситуации, в которых их можно употребить.


Игра Хорошие манеры нравится всем детям

«Карусель»

Цель: развитие позитивного восприятия окружающих

Упражнение удобно проводить в небольших группах детей. Участники встают парами друг напротив друга (если в игре участвует небольшое количество детей, одного можно вывести вперед). Задача – представить партнера в виде какого-либо предмета искусства, приписать ему необычные способности или силы

Пример: «Если бы я нарисовал тебя на картине, ты был бы…», «Если бы я написал тебе песню, она была бы…», «Если бы ты стал волшебником, ты был бы…».


Игра Карусель - для группы детей
  1. Развитие ребенка в возрасте 7 8 лет проходит достаточно интенсивно. Поэтому очень желательно чтобы задания, которые даются им, затрагивали не одну конкретную функцию, а целый комплекс (например, внимание и память, мышление и восприятие). Благодаря этому даже такие сложные для восприятия предметы как математика, русский язык и т.д. будут даваться ребенку значительно легче.
  2. Поскольку ребенок еще не отошел от игры как ведущего вида деятельности, важно проводить занятия в непринужденной, максимально комфортной для него обстановке.

Простые развивающие занятия для детей 7, 8, 9 лет не требующие наличия специальных навыков, очень легко провести в домашних условиях.

Организовывая досуг ребенка, они как нельзя лучше способствуют его комплексному и всестороннему развитию. И школьные предметы – русский язык, чтение, математика – будут легко поддаваться ему в будущем.

Очень часто родители учеников младших классов сталкиваются с необходимостью развивать внимательность у своего ребенка. Ведь успешного обучения без этого не получится. Ребенку 7-8 лет в силу возрастных особенностей еще тяжело долго концентрировать свое внимание. Однако ученики, которые уже справляются с этим, гораздо быстрее и легче решают, поставленные учителем, задачи. В развитии внимательности могут помочь особые игры и интересные упражнения.


Каким бывает внимание?

Принято выделять три типа внимания:

  1. Непроизвольное – появляется неожиданно, само по себе. Это ответ на яркое, броское, издающее много шума, вызывающее интерес, но быстро пропадает, как только предмет становится обычным. Такой тип внимания преобладает у детей до 7 лет.
  2. Произвольное внимание – кроха учится контролировать себя, делая уже не то, что интересно ему в данный момент, а то, что необходимо. Он учится сосредотачиваться на поставленной перед ним задаче. В период начала обучения в школе произвольное внимание начинает развиваться.
  3. Послепроизвольное внимание появляется, когда малыш уже увлекся выполнением задания и ему не нужно никаких усилий для сосредоточения на нем.

Также внимание подразделяют на зрительное, слуховое и моторно-двигательное.

Для развития каждого из этих типов можно подобрать соответствующие игры и упражнения.


Особенности проведения занятий

  • Выбирайте подходящее время. Не стоит отвлекать малыша, если он чем-либо увлечен. Лучше подождать пока он закончит свою деятельность.
  • Попросите домочадцев не беспокоить вас и кроху во время занятия.
  • Пусть ребенок перед началом занятия выполнит первостепенные нужды: попьет, сходит в туалет, уберет игрушки.
  • Применяйте нестандартные способы для того, чтобы увлечь кроху. Лучше если они будут сопровождаться большим количеством положительных эмоций с вашей стороны. Упражнения должны быть интересными, понятными и доступными.
  • Начинайте с пошаговых инструкций к выполнению. Следите за тем, чтобы ребенок до конца выполнял каждый пункт задания.
  • Контролируйте свои эмоции. Занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Не стоит критиковать ребенка, ругать, повышать на него голос. Поощряйте, хвалите, улыбайтесь, говорите ласковые слова, оказывайте необходимую помощь, если требуется.
  • Все психические функции взаимосвязаны между собой. Чем лучше у ребенка будет развита речь и память, тем легче ему будет концентрироваться на чем-либо. Поэтому необходимо позаботиться не только о развитии внимательности малыша, но и о его общем интеллектуальном развитии – тренировать память , развивать речь.
  • Очень важна систематичность и регулярность занятий. Занятиями «раз от разу» вы вряд ли сможете добиться успехов.



Полезные игры и упражнения

Для повышение концентрации внимания.

Корректурная проба

Предложите ребенку лист бумаги с напечатанным на нем текстом. Шрифт должен быть крупный. Попросите малыша найти в тексте как можно больше одной и той же буквы (к примеру, буквы «а») и зачеркнуть ее карандашом. Задание выполняется на время. Ребенок 7-8 лет за 5 минут должен успеть просмотреть 350-400 знаков и должен допускать не более 10 ошибок. Родитель при этом должен контролировать кроху, наблюдая за тем, чтобы он осуществлял поиск строго по строчкам. Занятиям необходимо посвящать 7-10 минут каждый день. Постепенно его можно делать сложнее, увеличивая количество букв до 5.


Зашифрованное письмо

Малышу предлагается лист бумаги с набором букв русского алфавита. Среди них необходимо найти слова.


ИПАОДРОТПМАМАНГШГЩЛДПСВАЩЛРПАКЕТЫКПЬООПСРКЫУЦЫЛОЮТВЫЕГЛАЗАШИАНИСВЖСФУТОРАКРЛОЖКАТМВСВРОДШВЫВЧСМИЬЮЮДМОЛОКОНУКЦЙАЬЬИМВНЛШДСВРОДЖДЖВ

  • Лабиринты разных уровней сложности.


  • Графические диктанты – рисунки по клеточкам.

Моторно-двигательную внимательность и умение переключаться развивают следующие игры.


Игра «Съедобное-несъедобное»

Задача ведущего – кидать мяч игрокам называя при этом слова. Если ведущий назвал съедобный предмет, то игроку необходимо мяч поймать, если же несъедобный – мяч отталкивается.


Пианино

Игроки усаживаются рядом друг с другом и кладут руки на колени соседей справа и слева. Нужно поочередно хлопать ладонями в заданном темпе. Первый и последний игроки хлопают по колену дважды, и игра продолжается в обратном порядке. Игрок, который пропустил свой хлопок или сбился с темпа, выбывает из игры.


Запретное движение

В начале игры все игроки договариваются о каком-либо движении, которое будет запретным, т. е. повторять его нельзя. Далее ведущий в быстром темпе показывает игрокам различные движения, которые они должны за ним повторить. Игрок, который повторил запретное движение – становится ведущим.


Игра «Пол-нос-потолок»

Попросите ребенка показывать то, что вы называете. Называйте и показывайте вместе с ним. Когда малыш начнет с легкостью справляться с заданием в быстром темпе, усложните его. Теперь вы можете называть одно, а показывать другое. Он должен показывать только то, что вы говорите.

Для слуховой внимательности:


Найди пару

Необходимо взять четное количество одинаковых непрозрачных бутылочек. Наполните их парами разным содержимым. К примеру, две бутылочки – песком, еще две – мелкими камнями, еще две – рисом, следующие можно наполнить монетками, различными крупами – горох, фасоль, манка, веточками, шелестящими обертками от конфет. Вариантов можно придумать множество. Возьмите себе по одной бутылочке с каждым наполнителем, а вторые отдайте крохе. Потрясите одну из ваших бутылок, малыш должен внимательно послушать звук, который она издает. Теперь попросите ребенка среди своих бутылочек найти пару по звуку вашей.

Маленьким детям можно предложить найти одинаковые рукавички.


Прохлопывания

Попросите кроху прохлопать за вами предложенный ритм. Постепенно усложняйте задачу.


Угадай звучащий предмет

Продемонстрируйте ребенку звучание различных предметов. Это могут быть деревянные ложки, погремушки, различные музыкальные инструменты. А теперь попросите его отвернуться и отгадать, что звучит.

Зрительную внимательность развивает:


Запомни и скажи

Разложите перед малышом 5 разных игрушек и попросите его запомнить их. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и в это время спрячьте одну из игрушек. После того как кроха откроет глаза, он должен назвать какой игрушки не хватает. Постепенно задачу усложняйте, увеличивая количество игрушек до 10. Эту игру можно провести и в другом варианте. Игрушку необходимо не прятать, а менять местами их порядок.


Дидактическая игра «Парные картинки»

С помощью такой игры ребенок быстро научиться искать похожие картинки. Игра – лучший метод изучить с ребенком какие-то правила, стихи и развить внимание. Но! Как только ребенок будет уставать, игру следует прекратить и продолжить через несколько часов или на другой день.


Повтори последовательность

Вырежьте из цветного картона различные геометрические фигуры. Они должны отличаться по форме, цвету и размеру. А теперь выложите перед ребенком определенную последовательность из них и попросите его запомнить. Далее необходимо смешать все фигуры в одну кучку и попросить кроху повторить ту последовательность, которая была перед ним. Начинайте с 5 фигур. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая их количество.

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Ура!

Развиваем внимание, память, навыки счета

Описание: в этой игре может принимать участие достаточно большое количество детей, но есть одно условие: игроки должны уметь считать, как минимум, до 100.

Суть этой игры заключается в порядковом счете, начиная с 1. Особенность ее в том, что определенные числа пропускаются и вместо них проговаривается другое слово. В нашем случае нужно прокричать слово «Ура!». Могут пропускаться самые разные числа. Например, они могут быть кратны 10 (или 5), тогда те участники, которым придется произносить числа 10, 20, 30, 40 и другие (или 5, 10, 15, 20 и т. д.), вместо них должны будут прокричать «Ура!».

Возможен другой, более простой вариант игры. В этом случае выбирается один участник, который вместо тех же самых чисел будет произносить другое слово.

Усложнять эту игру можно за счет скорости и добавления новых слов, например, произносить слово «Ура!» вместо чисел, кратных 3 или 4.

Помещение с расставленными по кругу стульями, негромкая музыка.

Слепые художники

Развиваем внимание, воображение, память, координацию, воображение, образное мышление

Описание: раздайте всем участникам бумагу и карандаши. Попросите всех закрыть глаза или завяжите их. Затем расскажите, что сейчас всем предстоит с закрытыми глазами нарисовать ту картину, которую вы им опишете.

По вашей команде все берут в руки карандаши, и вы постепенно описываете каждую часть картины. Например, вы хотите, чтобы дети нарисовали речной пейзаж. Для этого вы просите нарисовать следующие элементы: речку, протекающую справа налево; на берегу, который ближе к вам, надо нарисовать иву (или какое-нибудь другое дерево); на правом берегу — поле, а за ним небо и солнце; на небе нарисовать одно облачко. Когда вы опишете всю картину и ребята закончат рисовать, развяжите им глаза. Теперь все вместе оценивают картины друг друга и выбирают самые удачные. Те картины, которые покажутся самыми непонятными, их авторы должны будут прокомментировать и объяснить, что там нарисовано.

Если эта игра дается с трудом, ее можно облегчить. Для этого надо попросить нарисовать эту же картину сначала с открытыми глазами, а уже затем с закрытыми.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги и карандаши, соответствующие количеству участников.

Эмоции

Развиваем внимание, творческое мышление, навыки художественной импровизации

Описание : все карточки отдаются ребенку. Затем ведущий начинает читать сказку или рассказ, герои которого испытывают те чувства, которые изображены на карточках. Ребенок внимательно слушает текст, и в тот момент, когда услышит о том, что кто-то из героев заплакал или засмеялся, он должен поднять карточку, изображающую это эмоциональное состояние.

В игре необходимо следить, чтобы ребенок не отвлекался и поднимал правильные карточки.

Как вариант, ребенок должен придумать рассказ, в котором герои испытывают чувства, изображенные на карточках. Эта игра творческая и требует большей подготовки.

Материалы и наглядные пособия для игры

6 карточек, на которых схематично изображены различные состояния человека: радость, грусть, улыбка, слезы, удивление, злость. Возможны и другие эмоции, и другое количество карточек. Незнакомый рассказ или сказка.

Найди ошибку

Развиваем внимание, память, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: объясните ребенку, что сейчас он должен прочитать сказку (или рассказ), стараясь как можно лучше ее запомнить. На первых порах читать можно вместе и вслух. Если ваш малыш совершает ошибки при чтении, сразу исправляйте его и пытайтесь совместно проанализировать и найти их причину. Когда он освоит первый рассказ (на это уйдет от 5 до 10 минут), вы должны убрать и предложить ему второе произведение. Предварительно нужно предупредить, что второй рассказ будет очень похож на первый, но в нем будут некоторые изменения, которые вы вместе должны обнаружить. В первых играх изменения могут быть самыми незначительными: например, можно заменить или убрать одно слово. В дальнейшем их количество может увеличиваться. Если ребенок не справляется и не может сам найти ошибку, ему нужно помочь: вспомнить предыдущий текст, обратить внимание на то место, где должна быть ошибка.

С каждым новым проведением игры ребенок должен проявлять все больше самостоятельности, а ваша помощь должна становиться минимальной.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшая сказка или рассказ. Можно использовать отрывок из хорошо известного произведения.

Заблудившиеся буквы

Развиваем внимание, умение сосредоточиться, расширяем словарный запас

Описание : в этой игре ваш ребенок должен составить слова из букв, которые вы должны расположить в хаотичном порядке. В этой игре очень удобно использовать карточки с буквами. Если у вас нет готовых, вы легко их сможете изготовить сами и даже привлечь к этому ребенка.

Если ваш ребенок еще совсем мал, то вам нужно составлять слова небольших размеров и буквы располагать в линию. Если же он уже хорошо читает, то можно подбирать слова из 7—8 букв и располагать буквы по кругу. Слово можно выкладывать как по часовой стрелке, так и в обратном направлении.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги, карандаш, ножницы или карточки с буквами.

Колечко по кругу

Развиваем внимание, наблюдательность, координацию движений

Описание: это групповая игра, и количество участников в ней может достигать 20 человек. Сначала выбирается водящий, которого затем заменит следующий участник. Все остальные встают в круг и держатся за веревку (ее концы надо аккуратно связать), на которую надевается кольцо так, чтобы оно могло свободно передвигаться. На несколько секунд водящий закрывает глаза. В это время кто-то из участников должен зажать кольцо в своей руке. Когда водящий откроет глаза, он должен догадаться, у кого в руке находится кольцо. Когда он сделает выбор, он должен подойти к участнику и попросить его разжать кулак. Если кольцо окажется у этого игрока, он выбывает из круга и становится водящим. Предыдущий водящий встает на его место. Если же он не нашел кольца, то поиски продолжаются.

В это время кольцо не должно прекращать свое движение, оно должно постоянно передвигаться от одного участника к другому.

Материалы и наглядные пособия для игры

Кольцо (или любой небольшой предмет в форме кольца), веревка.

Живописцы

Развиваем внимание, восприятие формы предмета, аналитические способности, координацию

Описание : в этой игре участники должны разбиться по парам. Один из этой пары будет художником, другой — его скульптурой. По команде ведущего участники под вторым номером закрывают глаза. В это время участники под первым номером должны пальцами начертить на их спине какой-нибудь рисунок.

Если в игре принимают участие маленькие дети, то рисовать можно цифры, буквы, геометрические фигуры, предметы с четкой формой. Более старшие дети могут писать на спине целые слова, рисовать предметы и фигуры сложной формы.

После того как рисунок закончен, участники под номером два по очереди должны изобразить ту фигуру, которую нарисовали на их спинах. При этом им нельзя комментировать свою пантомиму, а участники под номером один не должны подсказывать.

Малышам достаточно просто назвать то, что изобразили на спине.

Победителем в этой игре будет тот участник, который наиболее точно угадает и изобразит то, что было нарисовано на его спине.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

«Вчера я съел тарелку супа»

Развиваем внимание, сосредоточенность, память, творческое воображение, увеличиваем словарный запас

Описание : эта игра идеально подходит как для праздников с большим количеством участников, так и для индивидуальных занятий с малышом.

Первый участник произносит начальную фразу. Если вы играете с малышом вдвоем, предложите придумать ее вашему ребенку. Она может быть логически построенной (например: «Вчера я съел тарелку супа») либо представлять собой набор слов. Последний вариант возможен лишь для детей постарше после освоения логически построенных фраз. С маленькими детьми следует начинать не с фразы, а с одного слова, постепенно прибавляя к нему по одному слову, чтобы в конечном счете начинать игру с фразы. Следующий участник должен повторить эту фразу или слово и прибавить к нему свое новое. Третий участник должен повторить фразу уже с прибавленным к нему новым словом, добавив к нему свое, и т. д.

Победителем считается тот участник, который последним правильно произнесет самую длинную фразу.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Имя и фамилия

Развиваем внимание, мышление, речь, расширяем словарный запас

Описание : суть этой игры заключается в том, что слова в ответах на все вопросы ведущего должны начинаться с первых букв имени и фамилии того, кто отвечает на вопрос. Например, на j вопрос «Где ты была прошлым летом?» Максимова Елена может ответить: «Ездила в Москву», а Куприна Катя — «Каталась на коньках».

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

❧ Вопросы могут быть самыми разнообразными. Если кому-то с трудом даются ответы на буквы его фамилии, можно придумать новые имя и фамилию.

Потерянные буквы

Развиваем внимание, мышление, речь, аналитические способности, улучшаем знание алфавита

Описание: в ходе игры перечисляются буквы алфавита в прямом и обратном порядке.

До того как вы начнете играть, необходимо сделать 2 подготовительных упражнения. Сначала нужно попросить ребенка проговорить весь алфавит от буквы «А» до «Я». Если у вашего малыша возникают затруднения, можно держать перед глазами написанный или напечатанный алфавит.

В следующем упражнении нужно проговорить все буквы от «Я» до «А».

Сама игра имеет 2 варианта. Первый заключается в произнесении алфавита в прямом и обратном порядке, но с пропущенными буквами (гласными или согласными).

Второй вариант рассчитан на слуховое вое- приятие. Вы зачитываете алфавит (как в прямом, так и в обратном порядке), а ваш ребенок должен сказать, пропустили вы буквы или нет, а если пропустили, то какие. Этот вариант сложен даже для неподготовленных взрослых, поэтому ребенку он предлагается в том случае, если он успешно прошел все предыдущие варианты.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая музыка.

Ноги

Развиваем внимание, образное мышление, восприятие формы, качеств предмета

Описание : в этой игре могут принять участие как двое участников, так и большее их количество. Сначала необходимо выбрать того, кто начинает игру. Этот участник должен вспомнить и назвать существующие как в реальном, так и фантастическом мире живое существо или предмет, у которого есть ноги (или их можно представить). Затем следующий игрок должен назвать существо или предмет, у которого имеется столько же ног, сколько у предыдущего. Проигравшим считается тот, кто не сможет назвать ни одного предмета.

Примерные варианты:

♦ 2 ноги — человек, тележка на 2 колесах, зайчик, когда стоит вертикально, мотоцикл и т. д.

♦ 3 ноги — человек с тростью, кошка с больной лапкой, тележка на 3 колесах.

♦ 4 ноги — машина (ее разновидности тоже считаются), человек с тележкой на 2 колесах, собака, кошка и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Тихая, спокойная музыка.

Шифровальщик (первый вариант)

Описание : перед началом вам необходимо придумать слова, с которыми вы будете работать. Для детей младшего возраста они должны быть небольшими: из 3—4 букв. Для ребят постарше можно использовать слова из 5—6 букв. Затем вам нужно в этих словах переставить местами некоторые буквы. Для малышей (и в первых играх для детей постарше) это должны быть незначительные изменения.

Усадите ребенка за стол и расскажите, что вы будете расшифровывать запутанные слова. Затем выложите из карточек с буквами задуманное слово с какой-нибудь ошибкой, например, слово «слон» можно выложить как «снол». Ребенок, переставляя карточки, должен догадаться, что за слово вы задумали, найти ошибку и исправить ее.

Если ваш малыш затрудняется в своих поисках, вы можете ему помогать, задавая наводящие вопросы и делая некоторые подсказки. Например, в нашем случае вы можете сообщить, что это животное, и попросить перечислить тех животных, которых ребенок знает. Затем можно уточнить, что это животное большого размера.

Если ребенок быстро и самостоятельно выполнил задание, его можно чем-то поощрить.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с буквами алфавита, придуманные заранее слова-перевертыши.

Шифровальщик (второй вариант)

Развиваем внимание, аналитические способности, умение сосредоточиться

Описание: отличие этой игры от предыдущей заключается в том, что вы не выкладываете слова из карточек, а выписываете их. И ребенок на листочке методом перестановок должен написать задуманное слово. В этом варианте слова должны быть достаточно длинными и включать большее количество ошибок.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш для каждого участника. Придуманные заранее слова-перевертыши.

Что сказал нам рак?

Развиваем внимание, умение концентрироваться на определенной задаче, аналитические способности

Описание: перед началом игры расскажите вашему ребенку, почему эта игра так называется, о том, что раки передвигаются не так, как люди, а наоборот, задними конечностями вперед. В нашей игре слова тоже написаны наоборот, поэтому читать их нужно не с первой буквы, а с последней.

Затем вы предлагаете сначала фразы, а позже предложения, написанные наоборот. Ваш ребенок должен записать их правильно.

Если ваш малыш еще не умеет писать, эту игру можно проводить и устно. Для этого вам понадобятся несколько комплектов карточек с буквами алфавита. В этом случае вы выкладываете из карточек слово или предложение наоборот, а ваш малыш должен переложить их в правильном порядке и прочитать с вашей помощью.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги и карандаш.

Машина времени

Развиваем внимание, воображение, логическое и творческое мышление

Описание: усадите вашего ребенка поудобнее и расскажите ему, что сейчас он должен представить, что находится в машине, которая может перенести его в будущее. Попав в эту машину, он может узнать, что происходит с людьми, предметами в будущем, во что они могут превратиться. Затем вы должны показать ему одну из карточек, например с изображением дерева. Тогда ответ вашего ребенка должен содержать следующее: дерево может превратиться в бумагу, а затем в тетрадки, книжки и т. д. Еще из дерева могут сделать красивую мебель или посуду. Если ваш малыш затрудняется с ответом, помогите ему наводящими вопросами.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карточки с изображением различных предметов, животных.

Холодный - горячий

Развиваем внимание, быструю реакцию, мышление, расширяем словарный запас

Описание : в этой игре принимают участие несколько человек. Ее суть заключается в том, чтобы ребята как можно быстрее нашли антоним к заданному слову. Например, горячий — холодный и т. д. Первые игры можно проводить с совместным обсуждением и вашими подсказками. В дальнейшем количество подсказок должно уменьшаться, и игра должна становится менее коллективной. Когда ребята уже вполне освоятся с заданием, в игру можно включать мячик. Ведущий должен кидать его каждому участнику, называя при этом какое-то слово. Игрок должен его отбить и назвать антоним заданного слова.

Тот участник, который совершил меньше всего ошибок, считается победителем и получает какое-нибудь поощрение.

Материалы и наглядные пособия для игры

Мяч, приз.

ПОСЛЕДНИЙ

БОДРСТВОВАТЬ

МОЛОДОСТЬ

ТРУДОЛЮБИЕ

АККУРАТНЫЙ

СТАРОСТЬ

МЛАДЕНЕЦ

НЕРЯШЛИВЫЙ

Юные художники

Развиваем внимание, наблюдательность, аналитические способности, образное мышление

Описание : всем участникам раздаются карандаши и чистые листы бумаги, объясняются правила игры, которые заключаются в следующем: каждый участник игры на своем листке начинает рисовать портрет одного из присутствующих либо того, кого все хорошо знают. Незаконченный портрет передается соседу по кругу до тех пор, пока рисунок не вернется к его первоначальному владельцу. Затем каждый по очереди рассказывает о том, что он хотел нарисовать, и пытается расшифровать тот рисунок, который дошел до него.

В этой игре нет победителей и проигравших, так как она поднимает настроение и укрепляет командный дух.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистые листы бумаги и карандаши для каждого участника игры.

Волшебные узоры

Развиваем внимание, сосредоточенность, аккуратность, слуховое и цветовое восприятие, умение выделять первый слот в слове и соотносить его с первыми буквами из других слов

Описание : вначале нужно сообщить ребенку о правилах и главной цели игры. Услышав слово, которое вы произнесли, он должен выделить в нем первую букву и соотнести ее с первой буквой названия одного из представленных цветов. Так, например, если слово начинается с буквы «к» («крокодил»), то нужно выложить красный кружочек. Начинать раскладывать необходимо с левого угла верхнего ряда. На эту игру можно отвести 3—4 занятия. Если возникают какие-то трудности, то вначале можно голосом выделять первую букву.

Примерные варианты последовательностей слов:

♦ 1—3-я страницы:

КРАСИВЫЙ, ЗАКАТ, ЗАПРЕТНЫЙ, КОРОТКИЙ, КАНАТ, КРЕПКИЙ, ЗОНТ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, КОНЕЧНЫЙ.

♦ 4—7-я страницы:

ЧЕРТИТЬ, СИДЕТЬ, ЖАЛОВАТЬСЯ, КОПАТЬ, СТАРАТЬСЯ, ЗАНИМАТЬСЯ, ЧЕРПАТЬ, КРАСИТЬ, СМОТРЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ЖАЛЕТЬ, ЗАБОЛЕТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ, КАТАТЬСЯ, ЗАСМОТРЕТЬСЯ, СНИТЬСЯ.

♦ 8—9-я страницы:

ЖЕЛУДЬ, КОРОВА, ЧЕРЕПАХА, КРОКОДИЛ, ЧАЙ, СИНИЦА, КАНАРЕЙКА,

ЗАЯЦ, ЖИРАФ, СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, КОМНАТА, КАРУСЕЛЬ, ЗАРУБКА, ЧАЙНИК, СТАКАН, СОК, ЗЕФИР, СВЕТИЛЬНИК, КОФЕ, САХАР, ЖУРАВЛЬ, ЗАВТРАК, ЖЕЛАНИЕ.

Материалы и наглядные пособия для игры

1) Тетрадь из 9 листов (если в игре участвует несколько детей, то количество тетрадей будет соответствовать количеству детей). В этой тетради необходимо нарисовать кружочки: на первых трех страницах — 9 кружочков (3 ряда по 3 кружка), на следующих четырех — 16 кружочков (4 ряда по 4 кружка), на последних двух — 25 кружочков (5 рядов по 5 кружков).

2) 40 кружочков каждого цвета: красного, синего, зеленого, желтого, черного.

Вы никогда не задумывались, что успех во многом зависит от внимательности? Вы что-то не запомнили и ругаете свою «девичью память?» На самом деле вы просто не обратили на ту или иную деталь внимание, и ваш мозг не зафиксировал ее в памяти. Или, возможно, вы часто отвлекаетесь от поставленных задач. Например, вы запланировали важную работу на компьютере, но сами не заметили, как попали в социальные сети или же сторонние сайты, не связанные с работой. Чтобы этого избежать существуют специальные упражнения на внимание.

Взрослому человеку нужно совершенствовать внимание, иначе не избежать рассеянности. Помните персонажа, живущего на улице Бассейной? На развитие внимания влияют много факторов: генетика, окружающая среда, прошлый опыт, и, конечно же, собственное желание. Поэтому, если вы желаете и стать более внимательным, мы предлагаем подборку упражнений для развития этого вида мозговой деятельности.

Подумайте о вашем внимании, как о мышце

Прежде, чем предоставить вам упражнения, хотелось бы провести очень простую аналогию. Мы рекомендуем вам думать о своем уме, как о мышце. Параллели между укреплением тела и укреплением ума, на самом деле находятся так близко, что это действительно не такая уж аналогия, а описание реальности.

  • Физические мышцы и «мышцы» внимания имеют ограниченное количество сил в любой момент времени. Их выносливость и сила может либо атрофироваться от бездействия, либо усилиться от энергичной, целенаправленной тренировки, и они требуют отдых и восстановление после того, как на них оказали сильное воздействие.
  • Вы получаете то же самое чувство внутреннего страха и сомнения, прямо перед тем, как начать интенсивные тренировки и прежде чем решить, действительно ли вы собираетесь читать длинную статью, и в обоих случаях вы должны установить свой ум и начать работать с ним.
  • Истина заключается в том, что укрепление физических и умственных мышц сводится к определенной работе. Для обретения силы в любой области необходимо правильно питаться, получать достаточно сна, и участвовать в сложных ежедневных упражнениях.

Мы собираемся забросить ваш ум в тренажерный зал. Ниже вы найдете план тренировки вашего мозга.

  • Прогуливаясь в парке или по дороге на работу, старайтесь замечать как можно больше мелочей. Рассмотрите газон, посчитайте количество цветов, высаженных на клумбе, и обратите внимание, как окрашен бордюр. Запомните максимум деталей, а в следующий раз постарайтесь заметить, что изменилось.
  • Подобная задача предыдущей. Сходите в магазин. Запомните все детали вашего пути. Затем все детали магазина, каждую витрину. После сходите в магазин еще раз, только на этот раз мысленно.
  • Не делайте ничего на «автомате»! Часто, выходя из дома, мы не помним, заперли ли дверь на ключ или выключили ли утюг. Остановитесь, сделайте выдох, сконцентрируйте свое внимание на этом действии.
  • Когда к вам приходят гости, постарайтесь запомнить то, во что они были одеты, например, длина и цвет платья, был ли галстук или нет и т.д. Попробуйте, казалось бы, такие мелочи, но именно им вы и не придавали значения.
  • Будьте любопытны. Чем больше вы хотите знать, о мире, тем больше будет выносливость вашей концентрации.

Мы, безусловно, не роботы. Это нормально задуматься, и найти себя смотрящего в окно или на небо. А иногда, эти провалы могут быть хороши для вашего мозга, давая ему немного воздуха, чтобы дышать. Однако многие вещи в жизни связаны с сосредоточением внимательности. У более внимательного человека больше свободного времени, он сконцентрированный и успешный. Человеку препятствует двигаться дальше банальная лень, стоящая на пути к достижению высокой сосредоточенности. Одни перебарывают ее и достигают успеха, но, к сожалению, большинство поддается лености и стоит на одном месте. Не поддавайтесь лени и у вас все получится.

Автор статьи: Сазонов Михаил

Восприятие информации вашим ребенком во многом зависит от того, насколько он внимателен и насколько натренирована его память, ведь не секрет, что многое из знаний, которые он получает, нужно не только осмыслять, но и учить. Развитая память — это впоследствии собранность и внутренняя организованность вашего ребенка. Внимание — это его усидчивость, сосредоточенность, сообразительность, наблюдательность. Думаем, нет сомнений в том, насколько важно развивать эти два качества. Как и во многих других случаях, верные ваши помощники — это игры. В простой, доступной, непринужденной и занимательной форме они помогут развить память и внимание ребенка. Всевозможные игры на поиск отличий между предметами, игры, требующие быстрой реакции ребенка на тот или иной стимул (движение или слово ведущего), — вот что позволит ненавязчиво развить нужные качества у ребенка. Мы, со своей стороны, предлагаем вашему вниманию следующие игры.

Веселая путаница

Возраст: 4 — 7 лет.

Цель игры : научить детей концентрировать внимание.

Ход игры (проводится с группой детей). Воспитатель собирает детей вокруг себя, рассаживает их так, чтобы всем было его хорошо видно. Потом объясняет правила игры: он должен показывать на часть тела (нос, ухо, глаз) и называть ее. Например, говорит «Ухо!» —и хватает себя за ухо, говорит «Нос!» — и хватает себя за нос. Дети должны полностью повторять его действия. Некоторое время воспитатель все делает правильно, но затем начинает «ошибаться»: говорить, например, «Глаз!», а показывать при этом на нос. Задача детей — не дать сбить себя с толку, а правильно называть часть тела. Выигрывает тот участник, который ни разу не ошибся или допустил меньше всего ошибок.

Найди отличия

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей концентрировать внимание на предметах, развивать зрительное внимание, замечать различия между предметами, тренировать память.

Необходимое оборудование : несколько игрушек (мячик, кубик, кукла, игрушечная собачка и т. д.).

Ход игры (проводится среди детей в парах). Воспитатель предлагает детям разделиться по парам, потом объясняет правила игры. Один из детей в паре расставляет игрушки на столе, второй в это время внимательно наблюдает за тем, какие именно игрушки ставятся. Потом второго участника игры просят закрыть глаза, а первый в это время убирает одну из игрушек. Второму участнику разрешается открыть глаза, после чего он должен определить, что именно изменилось. После того как он дает правильный ответ, участники игры меняются местами.

Примечание. В эту игру можно вносить все новые вариации в зависимости от возраста ее участников. Если игра проводится среди малышей, то игрушек на стол нужно ставить немного. Если же игра проводится среди детей пяти- шести лет, то ее можно усложнить. Например, выкладывать на стол не ярко отличающиеся друг от друга, а однотипные игрушки, которые, однако, имеют различия. Пусть это будут, например, разноцветные кубики или чашки. В игре можно использовать и одноцветные игрушки, и предметы разного назначения. Это нужно для того, чтобы ребенок научился отыскивать различия даже там, где есть много сходства.

Можно и еще больше усложнить задачу. Например, не убирать «лишнюю» игрушку, а менять местами все, что лежит на столе.

Индейские квадраты

Возраст : 5 — 8 лет.

Цель игры : развить у детей зрительное внимание и память.

Необходимое оборудование : игровое поле (вырезанный из картона и расчерченный на 9 клеток квадрат со стороной 25 см) и 3 игровые фишки (камушки, пуговицы). Всего нужно два комплекта оборудования для игры.

Ход игры. В нее играют парами. Один игрок произвольно раскладывает на игровом поле фишки с одним лишь условием: на одной клетке помещается только одна фишка. Разложив фишки, игрок дает своему противнику примерно полминуты на то, чтобы тот запомнил, как именно располагаются фишки, после чего закрывает свое игровое поле (например, листом бумаги). После этого второй игрок должен по памяти разложить на своем игровом поле фишки точно так же, как это сделал ранее первый игрок. После этого первое игровое поле открывается, и игроки проверяют правильность действий. Если второй игрок все сделал правильно, оба играющих меняются ролями.

Примечание . Эта игра называется «Индейские квадраты», потому что она в самом деле была распространена у многих индейских племен, причем играли в нее как дети, так и взрослые. Впрочем, у многих народов есть похожие игры, ведь эта забава пусть и проста, но чрезвычайно увлекательна. Эта игра развивает память и внимание. Для детей более старшего возраста (7—8 лет и больше) условия игры можно усложнить. Например, игровое поле следует сделать побольше и расчертить его на большее количество клеток. Соответственно, можно взять и большее количество игровых фишек. Игра станет еще интереснее, если взять цветные фишки: в этом случае игроку потребуется правильно разложить их на поле не только по клеткам, но и по цвету.

Тише едешь — дальше будешь

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание. Игра также отлично тренирует зрительную память.

Ход игры . Игроки располагаются полукругом лицом к ведущему (ведущим лучше всего назначить взрослого). Суть игры состоит в том, что игроки должны повторять за ведущим движения, но не как обычно, а отставая от него на один ход. Побеждает тот, кто не запутается в движениях и выполнит их правильно.

Вот как это может происходить.

♦ Ведущий поднимает вверх правую руку (игроки спокойно стоят).

♦ Ведущий поднимает вверх левую руку (игроки поднимают вверх правую руку).

♦ Ведущий ставит правую руку на пояс (игроки поднимают вверх левую руку).

♦ Ведущий вытягивает правую руку в сторону (игроки ставят на пояс правую руку и т. д.).

Таким образом, игроки должны каждый раз отставать от ведущего на одно движение.

Несмотря на кажущуюся простоту, игра требует большого внимания от игроков, так как игроки должны, с одной стороны, внимательно наблюдать за действиями ведущего, а с другой стороны — повторять не новое его движение, а предыдущее, запоминая при этом последующее, а это не так-то просто, как кажется. Разумеется, в игре побеждает самый внимательный.

Покричим погромче

Возраст : 4 — 6 лет.

Цель игры : развить слуховое внимание у детей, еще раз вспомнить, как «говорят» домашние животные, тренировать память.

Необходимое оборудование : игральный кубик, счетные палочки.

Ход игры (игра проводится в группе из 6—8 детей). Ведущий объясняет, что сейчас будет бросать кубик, и просит правильно запомнить следующие закономерности: если на кубике выпадет один, нужно будет крикнуть «Гав-гав!», если два, то «Мяу-мяу!», если три, то «Хрю-хрю!», если четыре, то «Кря-кря!», если пять, то «Му-у-у!», а если шесть, то «Ку-ка-ре-ку!».

Игра начинается. Ведущий бросает кубик, а участники игры должны быстро и, самое главное, правильно отреагировать, крича то, что «подсказано» выпавшим на кубике числом. Тот, кто отреагирует быстрее и правильнее всех, забирает себе одну «призовую» счетную палочку, затем ведущий вновь бросает кубик.

Игра эта очень веселая и шумная. Выигрывает тот, кто наберет большее число палочек.

Съедобное или несъедобное

Возраст : 4 — 8 лет.

Цель игры: развить слуховое внимание у детей. Игра также способствует формированию быстрой реакции на стимул, развитию ловкости у детей.

Необходимое оборудование: небольшой мяч.

Ход игры (в игре могут принимать участие 8—10 детей). Участники игры выстраиваются в линию, ведущий (воспитатель, учитель) объясняет правила. Суть игры состоит в том, что ведущий называет слово и одновременно кидает мяч любому игроку на выбор. Если слово обозначает что-то съедобное (например, «суп», «яблоко», «мороженое»), то игрок должен поймать мяч, а если несъедобное («машина», «нитки», «жук», «карандаш»), то не поймать, а отбить мяч. Если игрок все делает правильно, то ведущий говорит новое слово и бросает мяч другому участнику игры. Если же игрок делает что-то неправильно (отбивает мяч, хотя ведущий назвал что-то съедобное, или, наоборот, ловит мяч, хоть речь шла о несъедобном предмете), то он становится ведущим и выполняет его обязанности до тех пор, пока кто-то из игроков в свою очередь не ошибется.

Летает — не летает

Возраст : 6 — 8 лет.

Цель игры : тренировать внимание детей, учить их быстро реагировать на слово-стимул.

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество участников, оптимальное число 6—12 человек). Участники (вместе с ведущим) становятся в круг, после чего ведущий объясняет, что сейчас он будет называть различные предметы — живые и неживые. Некоторые из них («воробей», «самолет», «стрекоза») могут летать, а некоторые («олень», «утюг», «река») — нет. Потом ведущий начинает называть слова, постепенно убыстряя темп. Участники игры должны правильно реагировать: если слово «летает», они должны махать руками, изображая собой птицу, а если «не летает», то стоят спокойно. Тот, кто ошибется и начнет «летать» не к месту, обязан заплатить фант (спеть, станцевать или просто закричать петухом).

Повороты вслепую

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей внимание. Игра способствует выработке правильной координации движений.

Ход игры . В ней может принимать участие практически неограниченное количество игроков. Единственное условие: игроки должны уметь хорошо выполнять повороты направо, налево и кругом.

Игроки становятся в линию на расстоянии 1 шага друг от друга лицом к ведущему (старшему) и закрывают глаза. По команде ведущего они выполняют команды «направо», «налево» й «кругом», не открывая при этом глаз. Ведущий постепенно усложняет игру, командуя, например, следующее: «Два поворота направо, три поворота налево» и т. д. Дав довольно много команд и окончательно запутав тем самым игроков, ведущий разрешает им открыть глаза, после чего можно посмотреть, наконец, кто в каком положении оказался. Думаем, финал игры всех рассмешит. Ведущий, который внимательно следил за игрой, называет игрока (игроков), который справился с заданием лучше всех, и объявляет его победителем.

У кого мячик?

Возраст : 5 — 6 лет

Цель игры: развивать у детей внимание и интуицию. Кроме того, игра способствует координации движений и развивает цепкость пальцев.

Необходимое оборудование : теннисный мячик.

Ход игры (в игре может принимать участие 10—15 человек). С помощью считалки выбирается водящий. Все игроки становятся в круг (лицом к середине) плечом к плечу, держа руки за спиной. Один из игроков держит в руках мячик (водящий не знает, кто именно). Водящий становится в центр круга. Игра начинается. Игроки стараются как можно незаметнее передавать друг другу мячик за спиной. Водящий в это время внимательно наблюдает за игроками, стараясь определить, у кого сейчас в руках мячик. Заметив движение, он говорит «Стоп!» Игроки должны прекратить передавать мяч. Водящий подходит к «подозрительному» игроку и просит показать руки. Если в руках игрока оказался мячик, водящий становится к другим игрокам, а обнаруживший себя участник игры занимает место водящего.

Примечание . Если кто-то из игроков нечаянно роняет мячик, то автоматически считается проигравшим и становится на место водящего.

Свет мой, зеркальце, скажи...

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры : научить детей вниманию, развить у них наблюдательность. Игра способствует развитию абстрактного мышления.

Ход игры . В нее играют по двое. Оба игрока становятся лицом друг к другу. Один из игроков показывает партнеру по игре несложные движения, которые тот должен повторить. «Изюминка» игры заключается в том, что повторять движения первого игрока второй должен в зеркальном отображении. Например, если первый игрок дотрагивается правой рукой до левого уха, то второй игрок должен, соответственно, дотронуться левой рукой до правого уха.

Если «зеркало» собьется, то игроки меняются ролями. Победителем можно считать того игрока, который правильно повторит большее количество движений.

Примечание . Движения постепенно нужно усложнять. Например, можно выполнять их не одной, а обеими руками.

«ВО!»

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры : развивать у детей внимание. Кроме того, игра способствует правильной координации движений и ловкости.

Ход игры (в ней может принимать участие неограниченное количество участников). Ведущий просит ребят повторить за ним его движения. Выполнить эти движения сложно: правой рукой нужно отдать честь, а левую руку одновременно вытянуть вперед с отогнутым вверх большим пальцем. При этом нужно сказать «Во!» Затем после хлопка в ладоши руки меняются: левой рукой надо показать, как отдают честь, а вытянутой правой изобразить «Во!» Все это нужно делать быстро. Выигрывают самые внимательные, те, которые повторили жесты в точности.

Примечание . Ведущий (это должен быть кто-то из взрослых) должен следить за тем, чтобы движения руками выполнялись одновременно.

Земля, вода, воздух и огонь

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей внимание и быстроту реакции. Кроме того, игра позволяет выучить или вспомнить названия представителей животного мира.

Необходимое оборудование: резиновый мяч средних размеров.

Ход игры. Среди игроков (играть могут от 5 до 10 человек) выбирается ведущий, которому вручается мяч. Остальные игроки выстраиваются в линию на расстоянии 3—4 шагов от ведущего лицом к нему.

Игра начинается. Ведущий бросает мяч любому игроку на свой выбор и одновременно произносит одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух» или «огонь». Ответные действия игрока зависят от того, какое именно слово назвал ведущий. Если ведущий сказал «земля», то игрок должен поймать мяч и быстро бросить его ведущему, назвав при этом какое-нибудь животное, живущее на суше. Если ведущий сказал «вода», то игрок должен назвать какую-нибудь рыбу или другое животное, чья родная стихия -— вода (действия с мячом те же). Если ведущий говорит «воздух», то задача игрока — быстро бросить ведущему мяч, назвав при этом какую-нибудь птицу. Если же ведущий говорит «огонь», то игрок ни в коем случае не должен ловить мяч; ему нужно просто быстро повернуться спиной к ведущему. Если же игрок по инерции поймает мяч, будет считаться, что он «обжегся». В том случае он либо выбывает из игры, либо, например, стоит с поднятыми вверх руками до тех пор, пока ведущий вновь не бросит ему мяч, дав возможность снова войти в игру. То же самое относится и к случаю, когда игрок скажет название животного, которое уже было произнесено раньше.

Играть можно до тех пор, пока это не надоест.

Три фразы (игра-шутка)

Возраст : 7 — 8 лет.

Цель игры : развивать внимание, быстроту реакции и абстрактное мышление у детей.

Ход игры (в игре может принимать участие любое количество человек). Ведущий объясняет правила игры. Они просты: игроки должны всего лишь в точности повторить за ведущим три фразы.

Ведущий произносит первую фразу, например такую: «Сегодня хорошая погода». Игроки повторяют то, что он сказал. Ведущий говорит вторую фразу: «А вчера был дождь». Игроки, естественно, повторяют ее так же точно, как и предыдущую: ничего сложного в ней нет. «А вот вы и ошиблись!» -— радостно восклицает ведущий. Скорее всего в этот момент возникнет некоторое замешательство: игроки не поймут, в чем заключалась их ошибка. Самые же внимательные повторят сказанное ведущим, потому что это и есть обещанная им третья фраза. Они и победят в игре.

Чемодан

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: развивать память у детей, учить их запоминать правильную последовательность слов. Игра способствует развитию фантазии у детей.

Ход игры (в ней может принимать участие количество человек, начиная от двух; оптимальное число участников — 3—4). С помощью считалки выбирается первый игрок, который говорит: «Я кладу в чемодан...» и называет какой-нибудь предмет, например, «тапочки». Второй игрок говорит: «Я кладу в чемодан тапочки и...» и в свою очередь называет свой предмет, например «книгу». Третьему игроку придется повторить фразу: «Я кладу в чемодан тапочки, книгу и...» и добавить название еще одного предмета. Таким образом, цепочка слов, обозначающих предметы, будет расти с каждым разом. Проиграет тот игрок, который собьется: нарушит последовательность слов или же пропустит какое-либо из них. После этого игра может либо продолжиться с оставшимися игроками, либо начаться заново.

Примечание. Предметы, «положенные в чемодан», могут быть самыми разными. На определенном этапе игры будет даже лучше, если названные предметы реально невозможно положить в чемодан (например, шкаф, пианино и т. д.) Во-первых, отсутствие такого ограничения поможет детям развивать фантазию, а во-вторых, у участников игры не остается ни единой логической зацепки, и им придется приложить больше усилий для того, чтобы запомнить слова в правильной последовательности.

«Сделайте, пожалуйста!»

Возраст : 6 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание.

Ход игры . Ведущий (лучше, если им будет кто-то из старших) объясняет правила. Они просты. Ведущий будет давать игрокам команды, те — выполнять их. Команды эти должны быть несложными, например, «Поднимите правую руку вверх» или «Дотроньтесь левой рукой до кончика носа» и т. д. Однако игроки должны реагировать не на все команды, а только на те, которые сопровождаются словом «пожалуйста». «Невежливые» команды ведущего выполнять ни в коем случае нельзя.

Выигрывает самый внимательный игрок. Игра хороша тем, что в ней может принимать участие практически неограниченное количество человек: играть можно и всей группой в садике, и всем классом на школьном мероприятии, и просто всей компанией во дворе.

«А вот о чем нас попросили...»

Возраст: 6 — 8 лет.

Цель игры: развивать у детей слуховое внимание, быстроту реакции и внимательность, а также физическую ловкость и скорость.

Ход игры (в ней может принимать участие любое количество игроков, но чем больше, тем интереснее игра). Выбирается ведущий, который предлагает остальным игрокам повторять за ним несложные движения (например, поднимать руки вверх, приседать, прыгать на одной ноге). Обязательное условие: повторять движения за ведущим игроки должны только в том случае, если он перед этим скажет: «А вот о чем нас попросили». Если же ведущий не предваряет просьбу этими словами, игроки не должны выполнять движения, говоря: «Нас об этом не просили».

Ведущий: «А вот о чем нас попросили — прыгайте на правой ноге». Игроки прыгают. Ведущий: «Присядьте». Игроки: «Нас об этом не просили». Те, кто ошибется и присядет, выбывают из игры.

Примечание . В эту игру надо играть быстро. Если игроков много, то проигравшим необязательно выходить из игры: они могут просто пропустить один—два ход, оставшись на месте и не выполняя задания ведущего, а затем снова вступить в игру.

Итак, мы рассказали вам о разных видах развивающих игр. Конечно, это далеко не все из них: развивающих игр, как и игр вообще, существует великое множество. При этом «неудачных», неэффективных игр не бывает. По существу, каждая игра чему-то учит и что-то развивает. Вы можете использовать эти игры и придумывать свои, ставя перед собой цель научить чему-то ребенка и развить в нем какие-либо способности. При этом старайтесь совмещать в одной забаве развитие разнотипных навыков, а также умственные и физические задания. Не бойтесь экспериментировать: ребенок обязательно оценит ваши старания сделать его досуг более интересным и с радостью будет учиться у вас.









2024 © rukaraoke.ru.