Исследовательская деятельность 2 младшая группа. Познавательно-исследовательский проект: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы (воздух, вода, песок) во второй младшей группе». Участники проекта и их роль в реализации проекта


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Радуга» Рузаевского муниципального района

структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Исследовательская деятельность детей во 2 младшей группе «Теремок»

Подготовила:Садыкова М.А.,

воспитатель второй

младшей группы «Теремок»

Исследовательская деятельность детей.

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, умений анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность. Основные составляющие процесса исследования:выявления проблемы, формирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются

две противоположные ситуации.

1.Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию.

2.если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы он ни в чем не проявлял инициативы. Если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей –неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы.

При решении проблемных ситуаций рекомендуют воспитателям использовать следующие методические приемы:

1.подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;

2.изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную:3.предложить рассмотреть явления с позиции людей разных профессий

4.поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;

5. Поставить проблемные задачи;

Сентябрь
1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер);

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь
1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь
1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2 . «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь
1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).


Январь
1. « Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль
1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март
1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет - не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.


Апрель
1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май
1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

Список использованной литературы
1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

Организуя исследовательскую деятельность воспитатель должен знать: --1.Критика –враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей,

2.Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мысли, поиск собственного решения.

3.Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех.

4.Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до конца.

5.Подводить итоги исследования.

Описание проекта:

Опытно - экспериментальную деятельность по изучению неживой природы можно проводить в рамках нерегламентированной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы, организовывать во второй половине дня 2-3 раза в неделю в специально оборудованном уголке экспериментирования.

Данный проект представляет собой создание в группе условий для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования.

В процессе опытно - экспериментальной деятельности используются следующие виды деятельности:

  • игровая
  • познавательно - исследовательская (опыты) и продуктивная
  • коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

учебная (речевое развитие, рисование, лепка) .

Все беседы и опыты необходимо проводить с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. Для развития игровой ситуации можно включить участие любого игрового персонажа, например «Любознательного Зайчика» и сопровождать совместную деятельность классической музыкой со звуками природы. После совместной опытно - экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные моменты - почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Актуальность проекта:

Детское экспериментирование особенно актуально с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) . Согласно ФГОС ДО программы дошкольных учреждений должны реализовываться, прежде всего, в форме игры, творческой активности и познавательно - исследовательской деятельности, которая включает в себя исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними.

Познавательное развитие предполагает в первую очередь развитие интересов детей, их любознательности и развивает у дошкольников воображение и творческую активность. Именно детское экспериментирование заслуживает особого внимания в развитии исследовательской активности дошкольников. Развиваясь как деятельность, направленная на познание, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка и является хорошим средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста, так как включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутых гипотез в действие и построение выводов. Экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей:

  • особый интерес к исследованию природы
  • развивает мыслительные операции
  • стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка
  • активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями и др.
  • побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, мелкой моторики пальцев рук, а это, прежде всего, стимулирует активность центров головного мозга, отвечающих за речь ребенка. В ходе экспериментирования взрослый создает проблемные ситуации, которые способствуют активизации наглядно-образного и логического мышления, произвольного и непроизвольного внимания, воображения, а через объяснения и умозаключения у детей пополняется словарный запас. А постановка вопросов, которые заставляют ребенка вернуться к прошлому опыту (эксперименту) , способствует развитию памяти.

В ходе своей педагогической работы, мы обратили внимание на то, что познавательная активность у детей дошкольного возраста слабо развита. Это особенно отражается на развитии речи, логического мышления, памяти и внимания. Дети не всегда проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, а больше предпочитают другие виды деятельности, а родители воспитанников, чаще всего даже и не знают, чем занять своего ребенка. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей детей, нам педагогам необходимо стремиться создавать условия для исследовательской активности детей, сотрудничать с родителями, ведь основными принципами дошкольного образования (согласно ФГОС ДО) являются:

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество Организации с семьей
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

Зачастую воспитатели сталкиваемся с трудностями моделирования занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков экспериментирования с соответствующим материалом, из-за отсутствия методической литературы по организации экспериментирования.

Именно поэтому возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирования у детей интереса к исследованию природы, любознательности и познавательной активности, взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам повышения познавательной активности детей и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели нас к выбору данной темы проекта, тем самым подтверждая его актуальность.

Цель проекта:

Создать в группе условия для развития у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию неживой природы с помощью детского экспериментирования. Научить детей через игры - опыты определять физические свойства воды, воздуха и песка, делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Задачи проекта:

Для педагога:

  • познакомится с современной методической литературой по детскому экспериментированию;
  • выстроить систему работы, которая обеспечит, формирование познавательной активности у детей в проектной деятельности;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по детскому экспериментированию во второй младшей группе по теме «Неживая природа – вода, воздух и песок» ;
  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования;
  • привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по детскому экспериментированию в домашних условиях;
  • подготовить совместно с родителями картотеку опытов по теме «Неживая природа-воздух, вода, песок» ;
  • провести заключительное мероприятие: представление презентации по проекту, изготовление фото-коллажа с детьми и их родителями "Мы и дома не скучаем * опыты мы вместе ставим!".

Для детей:

  • привить навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок) ;

  • учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • изготовить фото-коллажи:
  • «Наши опыты с водой!»
  • «Наши опыты с воздухом!»
  • «Наши опыты с песком!» .
  • стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Участники проекта и их роль в реализации проекта:

Участники Функции

Воспитатели Разрабатывают и реализуют проект

Осуществляют взаимодействие «родители + дети + воспитатели»

Ведут наблюдения за детьми

Проводят мониторинг

Воспитанники Творчески развиваются

Проводят опытно-исследовательские работы с воспитателями, родителями

Активно участвуют в проекте

Родители Получают информацию

Взаимодействуют с педагогами

Участвуют совместно с детьми в проекте

Необходимые материалы: методическая литература по детскому экспериментированию для детей дошкольного возраста и методический материал по технике безопасности, художественная литература, картотека опытов по теме , материалы для запланированной опытно-экспериментальной деятельности.

Подготовительный этап:

  • постановка цели;
  • определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической литературы по теме детское экспериментирование в детском саду и дома, для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты) ;
  • создание и обустройство уголка экспериментирования для успешной реализации проекта.

Основной этап:

  • Практическая часть:
  • проведение опытов с водой и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с воздухом и изготовление фото-коллажа
  • проведение опытов с песком и изготовление фото-коллажа
  • Работа с родителями:
  • разработка консультации - детское экспериментирование в детском саду
  • разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
  • подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа - воздух, вода, песок»
  • совместное изготовление фото-коллажа "Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!"
  • Создание продукта

Заключительный этап:

  • Презентация проекта.
  • Анализ

Предполагаемые результаты проекта:

Реализация представленного проекта поможет педагогам:

  • организовать в группе развивающую среду, способствующую развитию навыков экспериментирования
  • привить своим воспитанникам первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности
  • у детей сформируются знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок)
  • дети научатся сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  • повыситься уровень речевой активности
  • обогатиться активный словарь, разовьется связная речь
  • сформируется опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  • привлечь родителей к образовательному процессу и экспериментированию в повседневной жизни.

Предполагаемый продукт проекта:

  1. Презентация проекта, составленного совместными усилиями детей и их родителями;
  2. Выставка фото-коллажей:
  • «Наши опыты с воздухом!» ;
  • «Наши опыты с водой» ;
  • «Наши опыты с песком!» ;
  • «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!» .

Список литературы и интернет источников:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. - «Неизведанное рядом» - Творческий Центр Сфера - Москва 2002г.

гульфира галиакберова
Картотека опытно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

1. Игры с песком «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : познакомить со свойствами песка, развивать воображение, мелкую и крупную моторику рук. Расширять практический опыт детей .

2. Игры с вертушками.

Цели : познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.

3. Опыт по выявлению свойств солнечных лучей : мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

4. Игра-забава с мыльными пузырями.

Цели : наблюдение за ветром, профилактика нервно-психического напряжения в период адаптации детей.

5. Экспериментирование с песком : дополнить представления детей свойствах песка : сухой-рассыпается, мокрый- липнет, принимает форму емкости (формочки,Формировать элементарные навыки экспериментирования, развивать логическое мышление, любознательность.

6. Эксперимент : свойства сухого и влажного песка.

Цели : предложить детям сравнить сухой и влажный песок, учить правильно их называть, использовать простейшие конструкции сравнения. Обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.

7. Игры с песком :»Угощение для кукол»

Цели : учить детей использовать свои знания о свойствах песка, выбирать формочки для осуществления задуманного.

8. Опыты с вертушками .

Цели : обсудить, почему они вертятся, почему качаются деревья?

9. Рисование на мокром песке.

Цели : обогащать эстетический опыт детей .

10. Опыты с камнями .

Цели : развивать тактильные ощущения. Сверху камни-теплые, снизу холодные.

11. Работа в сенсорном уголке. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Цели : учить детей на вкус определять овощ или фрукт.

12. Рассмотреть строение снежинки через увеличительное стекло, рассказать, что каждая снежинка состоит из крохотных льдинок.

13. Начать знакомить со свойствами снега : снег пушистый, легкий. Подбросить снег на лопатках вверх и понаблюдать, как он падает, легко рассыпаясь. Снег от тепла тает, взять снег в ладошку и понаблюдать, как он начнет таять (объяснить детям, что ладошка теплая) .

14. Рассмотреть лужи, покрытые тонкой корочкой льда, объяснить детям, почему это происходит.

15. Начать знакомство со свойствами льда (лед хрупкий и тонкий) . Для этого разбить лед лопаткой и рассмотреть кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег) .Для этого положить кусочек льда на ладошку и понаблюдать, как он начнет таять.

16. Опыты со снегом .

Цели : помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки, учить передавать результаты экспериментирования, используя качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.

17. Опыт : «Тонет-не тонет» .

Цели : продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта , рассказывать о происходящем. Обогащать личный опыт детей , учить делать простейшие выводы.

18. Опыт «Лед и снег»

Цели : предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что и снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

19. Опыт со снегом : набрать снег в баночку и поставить в теплое место. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

20. Эксперимент «Цветной снеговик»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.

21. Опыты со снегом

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами. становится пушистым)

22. Экспериментирование с водой.

Цели : формировать представления детей об объектах природы. Предложить рассмотреть воду, описать ее видимые свойства, познакомить с такими свойствами воды как прозрачность, текучесть, способность замерзать при низкой температуре. Активизировать словарный запас детей.

23. Игры со снегом : «Я пеку, пеку, пеку…»

Цели : в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей по работе с песком на действия со снегом.

24. Конкурс «Снежный ком»

Цели : побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег-сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей-скатать снежные комья. Организовать конкурс-у какой команды получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.

25. Опыт » Чем пахнет?»

Цели : учить детей различать запахи. Узнавать запахи знакомых продуктов, рассказывать о результатах экспериментирования. Развивать и обогащать чувственный опыт детей .

26. Опыт : подкрашивание воды и замораживание в формочках для украшения участка.

27. Опыт «Катитесь, шарики, по желобку»

Цели : формировать представление детей о том, что мячи и шары можно катать, учить наблюдать за поведением испытуемого предмета и передавать результаты наблюдений при помощи речи.

28. Опыт с глиной .

Цели : познакомить детей со свойствами сырой глины-мягкая, пластичная, хорошо мнется. Под воздействием рук легко меняет форму. Предложить подержать и помять глину в руках. Обогащать сенсорно-чувственный опыт детей .

29. Опыты с подкрашенной водой на участке-рисование на снегу.

Цели : расширять практический опыт детей .

30. Эксперименты со своей тенью.

Цели : познакомить детей с понятием «тень» . Обратить внимание на то, что тени от солнца повторяют контур отражаемого предмета.

31. Эксперимент «Куда исчез снег?»

Цели : расширять представление детей о свойствах снега, организовать наблюдение за его таянием (сначала снег становится рыхлым, а потом превращается в воду) .

32. Эксперимент :» Куда делась вода?»

Цели : показать детям, как губка впитывает воду. Предложить рассказать, что произошло. Куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство . Вызвать желание экспериментировать.

33. Эксперимент «Таяние сосульки» .

Цели : продолжать знакомить детей со свойствами воды, показать. Что в теплом помещении вода превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что в рот снег и лед (сосульки) нельзя.

34. Опыт : предложить потрогать стенки дома на солнечной стороне и теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошку солнышку, почувствовать. Как они нагреваются. Объяснить что в это время зима как бы борется с наступающей весной.

35. Опыты с солнцем : почему больно на него смотреть?-солнце стало более ярким.

36. Опыт «Свойства почвы»

Цели : освободить от остатков снега и прошлогодней листвы небольшой участок почвы, показать детям, что растительности еще нет, но почва хорошо увлажнена, что снег тает и влага уходит в землю. Продолжать знакомить с признаками весны.

37. Опыт » Легкий-тяжелый»

Цели : учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, воздушный шарик, металлическая ложка, опытным путем устанавливать , провалится ли он в снег.

38. Опыт «Как растут проталины?»

Цели : предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков мы сможем узнать, выросли проталины или нат. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.

39. Опыт : запустить в ручей кораблик. Посмотреть как он намокнет. Спросить детей, почему он намокает.

40. Опыт : растереть и понюхать набухшие почки, проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.

41. Опыт : намочить песок и понаблюдать с детьми, как он сохнет. Выстирать и повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как оно будет сохнуть.

42. Игры-развлечения с водой «Водоплавающие игрушки»

Цели : в ходе игры обратить внимание на различные свойства воды, учить наблюдать за движением различных предметов в воде.

43. Опыт «Уголь и мел»

Цели : продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать, что мел и уголь- твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый цвет, а уголь-черный.

Развитие ребенка всегда находится на самом первом месте для любящего и заботливого родителя. А когда ребенку всего 3-4 года, то родители всегда стараются использовать всевозможные развивающие игры для детей 4 лет. Ребенок в этом возрасте уже посещает детский сад. Поэтому развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников обеспечивает преемственность целей семьи и детского сада.

Значение развивающей деятельности

Любая деятельность ребенка чему-то учит или закрепляет имеющиеся навыки. Это же касается и познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе. В процессе ее осуществления ребенок удовлетворяет свое естественное любопытство и заинтересованность экспериментами с предметами окружающего мира и познанием их свойств.

Целью познавательно-исследовательской деятельности является формирование начальных представлений о материалах, которые могут использоваться для изготовления предметов. Дети узнают назначение предметов и учатся использовать их правильно.

Задачи данной деятельности малышей в возрасте 3-4 лет заключаются в следующем:

  • создать для ребенка проблемную игровую ситуацию, повлиять на его вхождение в нее (главная роль остается педагогу);
  • активизировать желание детей решать сложившуюся проблемную ситуацию и искать из нее новые выходы (педагог принимает в этом активное участие);
  • способствовать развитию более тщательного исследования предметов и объектов окружающего мира.

Наибольшее внимание привлекают свойства природных объектов, которые дети в процессе проведения опытов в познавательно-исследовательской деятельности «открывают» для себя самостоятельно. Дети в основном изучают свойства воды, песка, глины, бумаги, камней, растений и прочее.

Средства познания окружающего мира

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста основана на наблюдении. Ребенок с удовольствием наблюдает за опытами воспитателя в детском саду или родителей в домашних условиях. Они также могут быть заинтересованы в наблюдении за природой и ее явлениями, например, рост деревьев и кустарников, изучение листьев и плодов.

Также познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе связана с действиями и предметами. Для того чтобы изучить предмет, его назначение и свойства, ребенок выполняет с ним различные манипуляции.

Задействуя первостепенные средства познания окружающего мира, у ребенка развиваются все стороны личности, возникает интерес и желание узнавать окружающий мир. Ребенок начинает осознавать уникальность жизни даже в самых чудных ее проявлениях. Во время выполнения познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста воспитывается необходимость сохранять, уважать и оберегать природу.

Виды деятельности детей младшего возраста

Развивающие игры для детей 4 лет должны быть основаны на тех видах деятельности детей, с помощью которых они изучают и познают этот мир. Как известно, у детей в этом возрасте основным является наглядно-образное мышление. Поэтому принцип наглядности в данном случае просто необходим для обучения детей раннего возраста.

В процессе обучения целесообразно использовать тематические беседы с привлечением картинок, иллюстраций, вырезок, шаблонов. Это помогает формированию более полных образов в памяти ребенка.

Опыты также пользуются популярностью в обучении. Этот вид деятельности сочетает в себе и наглядность, и словесность, и практичность. Дети своими руками могут изучить свойства и признаки предметов. Во время осуществления опыта у ребенка происходит развитие всех психических процессов, в частности, мышления. Самые необходимые операции - анализ, синтез и сравнение - развиваются в таких условиях наилучшим образом.

Еще один вид деятельности детей, помогающий в освоении окружающего пространства - игра. Это самая простая и понятная ребенку форма получения знаний. В игре ненавязчивым образом малыш проигрывает ситуации, способствующие выяснению свойств и назначений предметов.

Все перечисленные виды деятельности помогают понять ребенку этот сложный мир.

Формы осуществления исследовательской деятельности

Осуществление познавательно-исследовательской деятельности происходит путем нескольких форм:

  • экспериментирование;
  • исследование;
  • коллекционирование;
  • проектирование.

В первые три года экспериментальное изучение мира является основным для малышей. Именно поэтому детям так нравится все испытывать и часто использовать не по назначению, чтобы узнать его возможности. Экспериментирование как метод отвечает всем необходимым требованиям и удовлетворяет ведущие формы мышления дошкольника.

Поэтапность детского эксперимента

  1. Постановка задачи и цели исследования в виде проблемной ситуации.
  2. Составление прогноза и возможного результата.
  3. Проведение инструктажа по технике безопасности и уточнение правил безопасного проведения эксперимента.
  4. Организационные моменты (разделение детей на подгруппы, выбор ответственного и исполняющего).
  5. Проведение эксперимента (совместно с педагогом).
  6. Оценка результатов исследования.
  7. Фиксирование их в протоколе.
  8. Написание выводов.

Организация исследовательской среды в группе

Некоторые опыты проводят на улице и для их проведения не нужно дополнительных атрибутов. Например, для наблюдения за перелетными птицами или набуханием почек весной. Но есть и такие опыты, которые требуют дополнительных материалов для их осуществления. Именно для постоянного доступа и возможности проведения опыта при первой же необходимости в групповых комнатах создают мини-лаборатории, где хранятся необходимые атрибуты.

Мини-лаборатории, в свою очередь, также поделены на определенные зоны. А именно:

  • зона постоянной выставки конечных результатов исследования;
  • место для хранения приборов;
  • живая зона для выращивания растений;
  • контейнеры для хранения природного и бросового материала;
  • зона проведения опытов;
  • место для неструктурированных материалов (вода, песок).

Особенности организации эксперимента в младшей группе

Поскольку возрастной контингент детей второй младшей группы колеблется в пределах 3-4 лет, то есть определенные особенности построения занятий.

Дети такого возраста могут устанавливать самые простые причинно-следственные связи. И поэтому при возникновении вопроса «Почему?», они стараются ответить на него самостоятельно. Не все дети после многочисленных проб и ошибок прибегают к помощи взрослых. Это объясняется тем, что в этом возрасте у детей преобладает упрямость и самостоятельность. В этом моменте также приходится быть очень осторожным, ведь если ребенок неправильно даст ответ на вопрос «Почему?» и, следовательно, неверно установит причинно-следственные связи, то в его памяти могут закрепиться неправильные представления об окружающем мире.

В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность основана на наблюдении за живой и неживой природой посредством опытов и экспериментов. Для детей эксперимент является подтверждением их понимания мира. Ведь без практического опыта все понятия в их голове остаются лишь сухими абстракциями.

Экспериментирование - это один из способов ребенка увидеть картину мира, которая будет основана на его личных наблюдениях и опытах. Кроме информативности, экспериментирование подогревает интерес ребенка к исследованию.

У этого метода есть очевидные преимущества:

  • реальность представлений об изучаемом объекте и о его взаимоотношениях со средой;
  • обогащение памяти и развитие всех мыслительных процессов ребенка;
  • развитие речи;
  • накопление умственных умений;
  • формирование самостоятельности ребенка, умения ставить цели и достигать их, искать решение проблемных ситуаций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, творческих способностей, трудовых навыков;
  • укрепление здоровья и повышение иммунитета за счет увеличения двигательной активности.

В четырехлетнем возрасте опыты и эксперименты похожи на сюжетную игру. Это подразумевает активную практику ребенка. Педагог задает ему определенный сюжет, который подводит его к необходимым экспериментальным действиям для решения поставленной задачи. Также может предлагаться определенная роль, которая подразумевает экспериментирование ребенка в определенных условиях. Это применяется при коллективном эксперименте.

Тематика исследовательской деятельности

Поскольку организация познавательно-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении должна быть целесообразна программным требованиям, то есть предусмотрено ее планирование. В нем прописаны темы занятий с детьми. Они могут проводиться как в групповом помещении, так и на улице. Затрагиваются все аспекты деятельности маленького ребенка.

Темы познавательно-исследовательской деятельности зависят от сезонных изменений природы. Осенью это могут быть «Изучение осенних листочков», «Подготовка животных к зиме» и т. п. В зимний период это «Определение температуры таяния снега», «Заледенение воды» и т. п. Весенние темы будут звучать: «Исследование набухания почек на деревьях», «Выращивание цветов» и т. п.

Летом обычно не проводятся занятия по познавательно-исследовательской деятельности, поскольку многие дети не посещают дошкольные учреждения по случаю отпуска. Но это не значит, что развитие детей в этот период останавливается. В летнее время эта ответственность ложится на родителей.

Планирование работы

В план познавательно-исследовательской деятельности детей в дошкольном учреждении могут быть вписаны следующие занятия:

  • «Посадка лука и наблюдение за его развитием»;
  • «Изучение камней»;
  • «Исследование веточек деревьев»;
  • «Осенние листья»;
  • «Комнатные растения»;
  • «Ребятам о зверятах»;
  • «У меня живет котенок»;
  • «Осень золотая»;
  • «Волшебница Водица»;
  • «Перелетные птицы»;
  • «Домашние животные»;
  • «На дворе у бабушки» и пр.

Особенности занятий

Познавательно-исследовательская деятельность во 2 младшей группе подразумевает проведение занятий с детьми. Однако в их структуре есть изменения. Так же, как и другие программные занятия, оно имеет определенные задачи. Очень часто прописаны и действия, которые должны быть осуществлены в ходе занятия.

Этапы исследования подразумевают поочередное выполнение прописанных в задачах действий. Задания такого плана проводятся не каждый день, поскольку они направлены на длительное изучение темы. В них прописываются результаты работы детей и их дальнейшие действия.

Если сравнивать эти занятия с обычными фронтальными или подгрупповыми плановыми занятиями, то можно заметить, что конспект намного короче, в нем не прослеживаются основные структурные компоненты организационного момента, основной и заключительной части. Однако можно отметить пролонгированную направленность в течение дня. Если плановое занятие длится максимум 45 минут, то занятия по познавательно-исследовательской деятельности во 2 младшей группе прослеживаются в режимных моментах на протяжении дня.

«Перелетные птицы»

Приведем пример занятия. Осенью познавательно-исследовательская деятельность основана на изменениях природы и животного мира. Дети изучают приметы осени и поведение животных.

Тема занятия: «Перелетные птицы».

  1. Реализуемые задачи: ознакомление детей с обобщающим понятием «перелетные птицы» и определение птиц, относящихся к этой категории.
  2. Материал и оборудование: иллюстрированная картотека «Перелетные и зимующие птицы», дидактический материал (серии раздаточных картинок «перелетные птицы»).
  3. Утро: изучение альбомов, иллюстраций в книгах, энциклопедиях.
  4. Беседы с детьми в течение дня: «Каких птиц ты знаешь?», «Строение птиц», «Питание птиц».
  5. Развивающие и дидактические игры: «Один-много», «Вставь пропущенное слово», «Угадай-ка», «Чья часть тела?», «На кого похоже».
  6. Индивидуальная работа: складывать разрезные картинки с Лерой, «Птичье лото» с Захаром.
  7. Прогулка: наблюдения за перелетными птицами, дождем и ветром, деревьями без листьев, одеждой прохожих.
  8. Опытный эксперимент: «Строим горку из сыпучего песка», «Почему песок убегает?», «Следы на песке», «Рассмотри песчинки», «Слепи из мокрого песка».
  9. Вечер: развивающие и дидактические игры «Угадай птичку», «Найди такую же птицу», «Найди подходящий цвет», «Собери пирамидку».
  10. Чтение: А. Барто «Вам нужна сорока?», Е. Благинина «Улетают, улетай», Е. Трутнева «Галка», О. Дриз «Своя погода», И. Токмакова «Голуби», Эльген Э. «Птичка».

Результат: знание и умение классифицировать перелетных и зимующих птиц, по дороге домой обсуждение их с родителями.

Условия организации игр

Развивающие занятия для детей во 2 младшей группе должны быть организованы с учетом наглядности и возрастных особенностей детей. Для этого необходимо соблюсти определенные условия:

  • в группе должны быть игрушки всех видов и размеров;
  • материалы, из которых они изготовлены должны иметь различные свойства, признаки и качества;
  • атрибутика игр должна быть полностью укомплектована (у детей в данном возрасте еще не сформирована способность использовать предметы-заместители или проигрывать некоторые действия мысленно);
  • игровое оборудование должно быть не «на вырост», а соответствовать определенному возрасту.

Соблюдение данных правил способствует многоплановому развитию детей и осуществлению их потребности в исследовании окружающего мира.

Уголок уединения

Несмотря на множество необходимых игрушек и пособий, в группе необходимо создать место для успокоения и уединения ребенка. Там он может спокойно привести свои мысли в порядок и закрепить полученную в течение дня информацию.

Возможно, в этом уголке ребенок захочет провести какой-либо исследовательский опыт. Именно поэтому рекомендуется сочетать этот уголок с уголком природы. Кстати, для его оформления можно использовать те цветы, которые дети выращивают в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Растения, особенно те к которым ребенок приложил свою руку, добавляют ему спокойствия. Также в таких уголках рекомендовано располагать игры с водой и песком. Когда дети на занятиях изучат их свойства, им будет приятно самостоятельно повторить этот опыт в уголке уединения.

Мебель в этом уголке должна быть мягкой и удобной, располагающей к спокойному изучению новых характеристик предметов. Для увеличения образовательного эффекта данной зоны, рекомендовано располагать там альбомы и журналы с птицами, животными и насекомыми. Например, если на этой неделе вы рассматриваете свойства и признаки зимы, то можно положить на журнальный столик в уголке иллюстрированный альбом с картинами известных художников, рисующих зимние пейзажи.

В спокойной обстановке любая информация запоминается лучше.

Тема: "Сюрприз для Мишки"

Цель: Расширять представления детей о воде

Задачи:

Закрепить знания детей о свойствах воды: имеет прозрачность, её можно окрашивать;

Развивать любознательность в процессе экспериментирования;

Расширять представления детей о необходимости воды для жизнедеятельности;

Воспитывать желание помочь героям любимого произведения.

Ход НОД

1. Посылка

Дети заходят в групповую комнату, встают в круг.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, почтальон принёс посылку. Давайте посмотрим, кто её принёс.

Воспитатель читает надпись : от Маши.

Воспитатель: Хотите узнать, что в посылке?

Дети: Да

Воспитатель открывает посылку . В посылке - банка с водой и письмо от Маши.

Воспитатель показывает банку с водой .

Ребята, как вы думаете, что в банке?

Дети : вода.

Воспитатель : Правильно, вода. Молодцы, ребята!

Какого цвета вода?

Дети: Белая, прозрачная.

Воспитатель: Правильно, прозрачная. Молодцы!

А для чего же нам Маша прислала воду!? Здесь есть письмо.

Воспитатель читает письмо:

"Здравствуйте, ребята! Пишет Вам Маша. Я хочу сделать сюрприз Медведю на день рождения - украсить цветными льдинками полянку, но не знаю как из прозрачной воды сделать цветную. Помогите, пожалуйста!"

Воспитатель: Мы сможем помочь Маше?

Дети : Да.

Воспитатель : Как же ей помочь?

Что для этого нужно сделать?

Дети: В прозрачную воду добавить краски.

Воспитатель : Правильно, молодцы!

Сейчас мы из прозрачной воды сделаем цветную воду.

На столах: по 3 прозрачных стаканчика с водой на каждого ребёнка, кисточки, гуашь: красная и зелёная.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель : Какого цвета налита вода в стаканчики?

Дети: Прозрачного.

Воспитатель: Какого цвета стоят краски на столе?

Дети: Красного и зелёного.

Воспитатель: Давайте сделаем воду красным и зелёным цветом.

2. Эксперимент

Дети добавляют в один стаканчик краску зелёного цвета, в другой - красного.

Воспитатель: Какого цвета вода была?

Дети: Прозрачного.

Воспитатель: Что мы сделали, чтобы она стала цветной?

Дети: Красного и зелёного.

Дети : Зелёного.

Дети : Красного.

Воспитатель: Можно сказать, что вода меняет свой цвет.

Давайте поставим стаканчики с зелёной и красной водой в коробку, я схожу на почту и отправлю посылку Маше.

3. Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поиграем. Слушайте меня внимательно, каждый раз, когда слышите слово "кап", хлопайте в ладоши.

Набежали тучки, спрятали солнышко, и вдруг начинается дождик.

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва -

Кап, кап, кап, кап.

Стали капли поспевать,

Капля каплю догонять -

Кап, кап, кап, кап.

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

Но вот выглянуло солнышко, пригрело и капельки растаяли. А потом собрались вместе и стали ручейком, который побежал по камешкам, по пригорочкам.

4. Игра "Кому, чему нужна вода".

На столе лежат карточки с изображением цветка, автобуса, птицы, зайца, стула, человека.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Посмотрите внимательно на картинки и определите, кому или чему нужна вода. Для чего... нужна вода?

Ответы детей

Воспитатель: Вода нужна растениям для роста, для развития; животным - для того, чтобы её пить и не погибнуть от жажды; человеку - чтобы умываться, купаться, пить, готовить пищу.

5. Рефлексия

Воспитатель: Мы смогли помочь Маше?

Дети : Да

Воспитатель : Как помогали?

Ответы детей

Воспитатель : Какого цвета была вода?

Дети: Прозрачного

Воспитатель: Какого цвета воду мы получили?

Дети: Красного и зелёного

Воспитатель: Можно отметить, что вода меняет свой цвет; она бывает прозрачная и непрозрачная. Вода нужна растениям, животным, человеку для того, чтобы не погибнуть.









2024 © rukaraoke.ru.