Как научить ребенка изучить буквы. Методика Марии Монтессори. Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях


Такими навыками, как чтение и письмо, большинство взрослых пользуется ежедневно, не задумываясь. А ведь когда-то каждый из нас знакомился с удивительным миром с ребенком 5 лет и стоит ли начинать изучение азбуки в более раннем возрасте?

Когда пора знакомиться с буквами?

Тема раннего развития невероятно популярна в наши дни. Многие приверженцы обучения с пеленок советуют знакомить малышей с алфавитом не позднее первого дня рождения. И действительно, практически все дети в раннем возрасте настоящие гении. При условии регулярных занятий уже к 2 годам ребенка можно научить многому. Но помните о том, что без регулярного повторения пройденного материала малыш совсем скоро его забудет.

В каком же возрасте наиболее полезно учить буквы оптимальный вариант - начать заниматься примерно в 4-5 лет. Именно в этом возрасте малыш имеет богатый словарный запас и достаточно много знает об окружающем мире. После изучения азбуки с ним можно переходить к основам чтения и письма. Регулярно используя полученные знания и углубляя их, ребенок точно не забудет буквы.

Секреты успешного изучения алфавита

Любые занятия с дошкольником продуктивны только при наличии интереса у обучаемого. Прежде чем знакомить малыша с миром букв, следует его заинтересовать этой темой. Старайтесь чаще и больше читать ребенку. Рассказывайте о том, что, выучив алфавит, он сможет сам прочесть любую книгу или даже папину газету. Полезно также время от времени напоминать, что прочитать можно не только захватывающие истории, но и полезные энциклопедии. И самое главное - вдохновите ребенка личным примером. Практически всегда в семьях, где взрослые читают книги, малыши с большим удовольствием осваивают письмо и чтение.

Вы спросите, как выучить алфавит с ребенком 5 лет? Начните с игр, знакомящих с буквами. Не пытайтесь организовывать занятия наподобие школьных уроков, скорее всего, ребенку будет скучно. Педагоги не рекомендуют также принуждать малышей. Если обучение станет обязанностью, интерес к нему вряд ли сохранится.

Создаем правильную обучающую среду

Для облегчения процесса усвоения новой информации полезно задействовать Добавьте немного букв в интерьер собственной квартиры и детской комнаты. Не стоит превращать весь дом в один сплошной алфавит, малыш может утомиться от переизбытка информации. Буквенный коврик-пазл, декоративные подушки с именем ребенка, крупные четкие надписи в интерьере в умеренных количествах невероятно хороши. Ежедневно наблюдая такие детали, малыш начнет самостоятельно проявлять к ним интерес. И это отличная возможность для родителей рассказать о буквах и назвать каждую из них.

Знаете ли вы, каким должно быть правильное произношение русского алфавита для детей? Многие современные специалисты советуют учить не названия букв, а звуки. Это необходимо для того, чтобы впоследствии было проще научить ребенка читать. Самыми простыми считаются гласные буквы, состоящие из одного звука. А самыми сложными - шипящие согласные и гласные, состоящие из двух звуков. Не пытайтесь выучить весь алфавит сразу. Намного продуктивней осваивать по 4-6 букв, а затем переходить к следующей группе.

Ассоциации для быстрого запоминания

Малыши обращают внимание на предметы и изображения ярких цветов, которые выглядят привлекательно, по их мнению. Считается, что буквы алфавита для детей должны быть написаны красным цветом. Можно сделать их стилизованными, нарисовать глаза или превратить в настоящих животных. Учить такой алфавит будет намного интереснее, чем обычный.

Одно из классических пособий для детей дошкольного возраста - буквы с картинками. Задача родителей при его использовании объяснить, что буквенный символ обозначает первый звук слова, изображенного графически. Алфавит в картинках должен быть у каждого малыша, который только знакомится с миром букв. Подберите книжку-азбуку в подобном оформлении, кубики или карточки. При желании подобное пособие можно сделать своими руками. Вырежьте из плотного картона карточки подходящего размера и нарисуйте на них или наклейте буквы и картинки.

Пишем буквы

Помочь малышу повторить и запомнить буквы проще всего, если попросить его их написать. В начале занятий предложите ребенку повторять то, что рисует мама. По мере запоминания букв просите воспроизвести их по памяти. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами или красками. Предложите малышу использовать мел для написания букв на специальной доске или на улице. Веселый алфавит можно нарисовать специальными красками в ванной на кафеле во время купания. На прогулке предложите писать веточкой по снегу или песку.

Несмотря на свою простоту, такие занятия невероятно эффективны. Чередуйте материалы и техники написания букв, и тогда ваш малыш с удовольствием будет заниматься каждый день.

Обучающее творчество

А вы знаете, что буквы можно не только писать? Попробуйте изготавливать их в различных техниках: лепите из пластилина, вырезайте из бумаги. Как выучить алфавит с ребенком 5 лет еще? Один из самых приятных и действенных способов - предложить малышу сделать собственную азбуку. Самые маленькие могут просто раскрасить крупно напечатанные или нарисованные буквы.

Еще один вид творчества, любимый всеми без исключения детьми, - аппликация. Предложите малышу наклеить вырезанные из цветной бумаги буквы на фоновый лист или собрать их из отдельных полосок. Также можно нарисовать нужную форму на основе и заклеить ее маленькими разноцветными кусочками бумаги.

Экспериментируйте и творите в различных техниках. Сделайте все буквы, а получившийся веселый алфавит повесьте на видном месте и повторяйте время от времени.

Повторение - мать учения

Не менее эффективно, чем направленные занятия, повторение пройденного материала между делом. Старайтесь ежедневно читать ребенку сказки. Обращайте внимание малыша на выделенные заглавные буквы и называйте их. Многим детям нравится рассматривать журналы и каталоги. Предложите искать самые при желании их можно даже вырезать, а затем использовать для аппликаций или составления слов. Найдите стихи и песни об алфавите и разучите их с малышом. Также можно придумывать вместе волшебные сказки, главными героями которых будут буквы. Повторить азбуку несложно во время прогулки или похода по магазинам. Яркие вывески и рекламные плакаты встречаются нам на каждом шагу. Читайте их вместе или называйте отдельные буквы.

Полезные пособия для знакомства с алфавитом

Сегодня в продаже можно найти множество пособий и тематических игрушек для обучения малышей буквенной грамоте. Какие же из них выбрать? Обязательно приобретите алфавит в картинках - это могут быть кубики, карточки или книга. Важно, чтобы все буквы располагались в правильной последовательности и возле каждой из них был тематический рисунок.

Многим мамам очень нравятся интерактивные азбуки-плакаты. Такая развивающая игрушка вешается на стену. Плакат удобен тем, что малыш может позаниматься с ним в любой момент по собственному желанию. Интерактивные азбуки сегодня могут не только называть буквы при нажатии, но имеют обычно дополнительные функции. Например, разучивание стишков и скороговорок. Полезны при изучении букв будут также традиционные кубики или наборы магнитов.

Теперь вы знаете, как выучить алфавит с ребенком 5 лет, желаем вам продуктивного обучения!

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .

А Я
О Ё

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"

3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю "

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.

Урок № 3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю ",

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Как быстро и правильно выучить с ребенком алфавит. Советы и правила по изучению алфавита. Интересные приемы по изучению букв в разном возрасте (от 3 до 6 лет). Методики по запоминанию букв.

Все родители рано или поздно сталкиваются с такими задачами: как научить ребенка алфавиту, как это сделать правильно, чтобы не отбить у малыша желание, и какими методами лучше всего воспользоваться.

Некоторые дети начинают узнавать буквы в возрасте от 2 до 3 лет и могут определять большинство букв к 4 годам. Это значит, что Вы можете начинать учить с ребенком азбуку, кода ему будет около 3 лет. Конечно, не стоит ждать, что ребенок сразу же запомнит много букв, на это потребуется время.

Врачи и учителя считают, что лучше всего осваивать буквы следует после 3 лет. С этого возраста у детей повышена любознательность и способность к обучению.

Но поскольку каждый малыш развивается индивидуально, то родители должны поймать этот момент. Если есть проблемы с заиканием, с произношением звуков, то лучше подождать.

Есть несколько правил, которые помогут подготовиться к изучению алфавита:

  1. пусть ребенок самостоятельно выбирает книгу, которую вы будете читать, и сам перелистывает странички;
  2. внимательно разглядывайте и обсуждайте картинки;
  3. обсудите прочитанное, пусть ребенок перескажет историю.

Рекомендуется использовать такие методы, которые могут привлечь внимание ребенка, поскольку интерес способствует более легкому усвоению и запоминанию. Важно хвалить малыша и ни в коем случае нельзя ругать. Занятия стоит проводить в одно и то же время, регулярно, чтобы выработать привычку.

Существует общая инструкция по изучению букв в алфавите:

Во-первых, начинать изучать буквы лучше от простых и тех, которые чаще всего употребляются, постепенно переходя к редким и сложным.

Во-вторых, одной буквы в пару дней для малыша будет достаточно. Закреплять результат можно с помощью карточек с предметами, вырезанных из бумаги или ткани букв, слепленных из пластилина. Чтобы ребенок забыл ранее выученную букву, стоит начинать каждое занятие с повторения.

В-третьих, родители могут рассказать ребенку, на что похожа буква, прочитать небольшие стихотворения о ней или спеть песню.

Изучаем алфавит в 3 года

Первый шаг в обучении алфавиту трехлетнего ребенка – заинтересовать его. Чаще он начинает проявлять интерес к буквам во время чтения. Задача мамы и папы – поддержать эту заинтересованность. К этому возрасту у малыша появляются любимые сказки, стишки (если родители читают ему много книг). Появляется мотивация освоить алфавит, чтобы в дальнейшем читать самому. Лучше всего в трехлетнем возрасте дети запоминают первую букву имени, буквы А, Б и В.


Итак, как научить ребенка буквам:

Во-первых, можно использовать кубики, с нарисованными на них буквами, карточки, магнитную азбуку, различные плакаты и наклейки.

Во-вторых, родители вместе с ребенком должны прорисовать буквы на бумаге, на доске, или на асфальте. Это поможет быстрее запомнить буквы.

В-третьих, можно складывать буквы из различных подручных переметов, например, пуговиц, палочек и так далее. Такое занятие будет полезно не только в плане изучения алфавита, но и позволит развить мелкую моторику.

Главное правило – алфавит изучается по одной букве.

Важно помнит, что ребенка в 3 года не стоит насильно принуждать и заставлять учить буквы – это может отбить весь интерес и желание, и в дальнейшем научить ребенка буквам будет уже тяжелее.

Изучаем алфавит в 4 года

Занятия с четырехлетним малышом проводятся аналогично, как и для трехлетнего ребенка. Для изучения букв снова используются игры. Можно продолжить складывать буквы из предметов.


Родители обязательно должны включать новые игры. Это могут быть: «Волшебный мешочек», «Найди картинки». Первая игра: в мешочек складываются буквы, которые вырезают из картона. Малыш сует туда руку и, не глядя, определяет выбранную букву. Затем достает и проверяет, правильно ли он ее назвал.

Во второй игре используют набор картинок, с изображенными на них предметами и начинающихся на разные буквы. Выкладываются 3-4 картинки и определенная буква алфавита, и ребенок ищет изображенные предметы, начинающиеся на нее.

Изучаем алфавит в 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок уже осознано проявляет интерес к чтению. Он понимает, что из букв можно составлять слова, а из слов – предложения. Пятилетний малыш может самостоятельно без подсказок родителей с помощью подручных предметов составлять буквы, лепить их из пластилина.

Электронный букварь в этом возрасте окажется очень полезным – он заинтересует и увлечет ребенка. В данном случае очень важно правильно подобрать такой букварь. Буквы должны произноситься как звуки, обозначающие их (не «эр», а «р» или не «эн», а «н»).

Для четырех- и пятилетних деток есть специальная рабочая тетрадь «Изучаем буквы», по которой они вместе с родителями или самостоятельно могут заниматься.

В этом возрасте главное, чтобы ребенок правильно и связно говорил. Для этого родители должны просить ребенка рассказывать что-нибудь, например, чем он занимался сегодня, пусть перескажет свою любимую сказку и так далее.

Изучаем алфавит в 6 лет

6 лет – самый лучший период, когда запомнить алфавит и начать читать. Поэтому родителям не стоит сильно переживать, если до этого их малыш не проявлял никакого стремления к изучению букв. В 6 лет алфавит куда быстрее, нежели в 3 года.


В данном случае для занятий можно использовать буквари, магнитную азбуку, полезными окажутся прописи. Можно смотреть с ребенком специальные мультфильмы, обучающие буквам. Сейчас есть множество полезных приложений для и смартфонов, сайтов с развивающими играми в интернете помогающих ребенку познавать алфавит.

Всей семьей можно создать авторский букварь. Для этого нужно рисовать или вырезать из бумаги букву и картинку, изображающую предмет на эту букву. Затем приклеиваем их на страничку в альбоме для рисования. Ребенку очень понравится такая работа.

Последовательные занятия с использованием букваря способствуют тому, что параллельно с изучением алфавита, шестилетний ребенок учится читать.


Итак, главные правила как научить ребенка буквам:
  • Чтобы ребенок выучил алфавит, родители не должны насильно заставлять заниматься.
  • Наиболее благоприятной для изучения букв является игровая форма обучения.
  • Начинать занятия стоит тогда, когда у ребенка появляется интерес к буквам.
  • Лучший способ выучить азбуку – родители должны вызвать любопытство малыша.
  • Стоит подбирать интересные игры, в которые ребенок будет искренне хотеть играть.
  • Если ребенку неинтересно, он не хочет играть с буквами, то в данном случае родители должны повременить с занятиями, потому что ребенок еще не готов к этому.
  • Закреплять усвоенный материал очень важно. Родители должны просить ребенка называть буквы, которые есть в окружающих предметах. Пусть он сам рисует их.

Теперь Вы узнали, как помочь своему ребенку выучить алфавит. Помните, не стоит требовать от него больше, чем он сможет запомнить. И даже если у него что-то не получается, не ругайте. Обращайте внимание на настроение ребенка, не устал ли он. Ваш малыш сможет с легкостью запомнить все буквы, если Вы возьмете во внимание приведенные в статье советы.

Обучение ребенка чтению. Ребенок не хочет учить буквы. Как учить буквы с ребенком. С какого возраста следует "развивать" ребенка? Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость.

Понимаете, ведь надо что-то делать! - с тревогой говорила мне полная, хорошо одетая дама, едва умещающаяся на стуле. Ее ноги в аккуратных лодочках были плотно сжаты (юбка до середины колена казалась слегка коротковатой для такой монументальной фигуры), руки сложены на коленях. - Ей же на тот год в школу, все ее сверстники уже читают, а она даже буквы учить не хочет. Представляете? Сейчас же такое время, чтобы поступить в приличную школу, надо интегралы брать... Мы обследовались - все врачи сказали, что все нормально, развитие по возрасту. Вот и в карточке запись. Теперь вот к вам пришли, посмотрите, посоветуйте, что нам с ней делать...

Крупная, слегка сонная на вид Зоя сидела в кресле и лениво расправляла оборки на очень красивом бархатном платье. На ее ногах были точно такие же лодочки, как и у мамы, только, естественно, меньше размером. Ноги совершенно неподвижно висели в воздухе, не доставая ковра. Взглянув исподлобья на меня и на маму, Зоя подавила зевок.

Зоя, а что ты любишь делать? - спросила я у девочки.
- В куклы играть и мультфильмы смотреть, - басом откликнулась Зоя.
- Вот видите! - Мама трагически заломила бровь.
- А что в этом ответе кажется вам неестественным? - удивилась я. - Для девочки шести лет совершенно нормальные пристрастия...
- Но надо же и о будущем думать! - вскричала мама.
"Вот вы и думайте! - захотелось огрызнуться мне. - И не морочьте ребенку голову!"

Естественно, я этого не сделала. Люди обратились с проблемой. Проблему надо решить. По крайней мере попробовать.

А чего именно Зоя не хочет делать? - уточнила я.
- Да ничего! - в сердцах воскликнула мама, и тут же оборвала себя, попробовала быть объективной. - То есть она все делает, что надо, по дому там, помогает мне, подмести может, пропылесосить, на стол накрыть. Подать, принести - это она никогда не отказывается, даже когда играет или телевизор смотрит. Но вот заниматься не хочет совсем! Мы уж и книжки покупали всякие, и соседку-учительницу репетитором брали. Так она отказалась. Я, говорит, у вас деньги беру, а никакого прогресса нет. Зоя просто спит на занятиях и меня не слышит. Мне так неудобно. Представляете, с трех лет буквы и цифры учим, а она их до сих пор путает. Рисует хорошо, раскрашивает и того лучше, а попросишь цвета назвать - такого наговорит! Задачки пробовали с ней решать на логическое мышление, внимание и всякое там другое - знаете, сейчас много пособий всяких, - так она иногда решает, а иногда как бы вообще не понимает, чего от нее хотят. Я книжки эти приятельнице отдала, так у нее сын на полгода младше, а уже все эти задачки перерешал. Мне так обидно!

Обидно, - согласилась я. - У вас один ребенок?
- Нет, в том-то и дело! - Снова заколыхалась утихшая было и пригорюнившаяся дама. - У нас сестра старшая есть, Варюша. Ей уже шестнадцать в этом году будет. Так никаких проблем! Звезд с неба не хватает, до школы год и первые три класса я с ней как приклеенная сидела, но так ведь и результаты видны. Никогда ни одной тройки, в школу пошла - читать и писать печатными буквами умела, считала свободно в пределах десяти. Чтобы когда отказалась заниматься - не помню такого. Наоборот, просила: давай, мамочка, я еще раз перепишу, а то у меня вот тут грязно...
- Это надо же! - искренне поразилась я. - А Зоя, она совсем другая, да?
- Да, да, именно другая, - обрадовалась пониманию Зоина мама. - И я хочу, чтобы вы что-нибудь сделали, то есть помогли мне сделать, чтобы она... - Тут мама запуталась и замолчала, выжидательно глядя на меня.

И я поняла, что теперь она считает, что рассказала достаточно, и ждет конкретных советов, как сделать так, чтобы Зоя захотела и выучила наконец эти несчастные буквы.

Как развиваются мозг и психические функции ребенка-дошкольника

Дошкольное детство (3 - 7 лет) - важный период в жизни ребенка. В это время он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов человеческой деятельности. Формируется его собственный характер. Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, но она ему еще недоступна. Из этого противоречия рождается сюжетно-ролевая игра, занимающая огромное место в жизни ребенка-дошкольника. В ней ребенок понарошку может побыть летчиком, полицейским, доктором, то есть пережить то, что еще не может быть пережито в реальности. Несколько позже появляются игры с правилами, но довольно долго они сосуществуют с сюжетно-ролевыми играми.

Если ребенок совсем не играет в ролевые игры, родителям следует обратить на это внимание и, может быть, как-то стимулировать развитие любознательности ребенка, его интереса к предметному миру. Автору кажется, что среди современных детей наблюдается тенденция вытеснения ролевых игр, хотя, может быть, они просто заменяются виртуальной реальностью компьютерного пространства, в котором ребенок опять же может побыть шофером, летчиком или боевиком-убийцей (правда, автору до сих пор не встретилась компьютерная игра, в которой можно было бы побыть поваром, доктором или просто мамой и папой - традиционными персонажами дошкольных девчоночьих "ролевушек". Интересно, как это отразится на подрастающих девушках?).

В период от рождения до школы особенно интенсивно развиваются мозг и психические функции ребенка. Ребенок рождается со структурно готовым мозгом, но функции мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в процессе индивидуальной жизни ребенка, в результате постоянного взаимодействия его организма с окружающей средой. По сравнению с детенышами большинства животных, ребенок обладает небольшим запасом врожденных безусловных рефлексов. Условные же рефлексы могут вырабатываться у новорожденного с самых первых дней жизни на основе внешних раздражителей. Из этого следует, что начинать "воспитывать" ребенка можно со дня его рождения. При этом необходимо помнить, что у детей раннего возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и поэтому тормозные рефлексы требуют гораздо большего числа повторений ("Нельзя вылезать из коляски!" - надо повторить большее число раз, чем - "А ну-ка, беги к сестре!").

В дошкольном детстве начинается и в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Растет словарный запас, развивается грамматический строй речи . Именно в дошкольном периоде ребенок активно использует свои способности к словотворчеству ("Водитель ехал в кабине, а остальные - в грузове"). Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер, оно становится осмысленным и целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте тесно связано с мышлением, поэтому говорят о наглядно-образном мышлении дошкольников.

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного (характерно для совсем маленьких детей) к наглядно-образному мышлению. В конце дошкольного периода появляется словесное мышление. Мышление в дошкольном возрасте предметно и конкретно. Основная форма мышления - мышление по аналогии ("Я мал и палка у меня маленькая. Я вырасту и палка моя тоже вырастет"). Однако при благоприятно сложившихся условиях дошкольник может уже рассуждать и логически правильно. В связи с интенсивным развитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Последнее очень важно для дальнейшего развития интеллекта ребенка.

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти . Однако память в этом возрасте имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольная. Они не ставят перед собой цель что-то запомнить, не могут запомнить что-то по своему или чужому выбору. Между четырьмя и пятью годами начинает формироваться произвольная память.

Чуть раньше происходит и еще одно важное событие, связанное с памятью. Память включается в процесс формирования личности , то есть у ребенка появляются воспоминания.

С какого возраста следует "развивать" ребенка? Как и зачем это обычно делают?

В последние 5-7 лет в больших городах России распространилась мода на "раннее развитие" детей (провинция в этом плане по-прежнему спит, и редкие "варяги" отнюдь не меняют ситуации в целом - здесь абсолютное большинство детей до поступления в школу "развивается" по старинке, то есть бегая во дворе, глядя в телевизор и наблюдая за жизнью окружающих взрослых). Что же такое это самое "раннее развитие" и для чего оно нужно?

Не особенно углубляясь в детали, здесь можно проследить две отчетливо просматривающиеся тенденции.

Первая, это когда мать (гораздо реже отец) развивает ребенка сама, пользуясь различного рода справочными изданиями и сборниками заданий и упражнений. Тут может быть взята на вооружение какая-либо система целиком (например, Никитиных или Зайцева) или, гораздо чаще, имеет место некий "компот" с опорой на более-менее случайным образом приобретенный набор пособий. В совершенно исключительных случаях озабоченная ранним развитием ребенка мать не пользуется никакими пособиями, а эмпирически составляет как бы собственную, индивидуальную программу, опираясь исключительно на свои мировоззренческие характеристики и интуитивные прозрения и учитывая (крайне редко) индивидуальные особенности ребенка. Родители, придерживающиеся рассмотренной выше точки зрения, как правило, начинают "развивать" ребенка сразу после рождения, буквально с первых дней жизни. Такие родители часто ведут подробные дневнички "достижений" ребенка, скрупулезно сверяют его данные с приведенными в литературе среднестатистическими показателями и упорно "работают" в направлениях, которые кажутся им проблемными.

Именно эти дети становятся объектами всевозможных экспериментов. Они с рождения плавают в ваннах с холодной или чуть теплой водой, ходят босиком по снегу, часами лежат на полу на животе, обозревая окружающий мир, или, наоборот, до двух лет, наподобие маленьких африканцев, постоянно с матерью, подвешенные для удобства в современной модели "кенгурушника". Именно для них, трехмесячных, подписывают всю мебель в доме, именно с ними говорят одновременно на двух языках, именно они с обезьяньей ловкостью еще до года висят на всевозможных хитроумных гимнастических снарядах. К советам врачей и традиционных педагогов родители этих детей, как правило, относятся скептически, и большинство массовых образовательных систем считают косными и безнадежно устаревшими. Зато всякие наши и зарубежные "новинки" вызывают у них жгучий и не всегда оправданный интерес.

Вторая тенденция "развивания" детей выглядит на первый взгляд куда менее радикальной. Здесь родители первые два года жизни ребенка ограничиваются "рассуждениями на тему", более-менее внимательно почитывают литературу, а также объявления на столбах и парадных, и, кроме того, собирают всевозможные слухи об окрестных "обучалках-развивалках". В дальнейшем (как правило, это происходит на третьем-четвертом году жизни ребенка) на основе собранного и тщательно проанализированного материала они делают некое активное движение и доверяют развитие своего ребенка специалистам. Такие родители обычно более осторожны и осмотрительны по характеру, чем родители первой группы, более склонны прислушиваться к советам и тщательно выполняют все рекомендации врачей и педагогов, даже не пытаясь их "творчески переработать". Они не считают все старое плохим, даже наоборот, все суперсовременные программы вызывают у них некоторую, иногда излишнюю, настороженность, а в дальнейшем они предпочитают отдавать детей не в экспериментальные школы, а в школы с "хорошими, добрыми традициями", в класс, который ведет немолодая опытная учительница.

Мода, как известно, понятие иррациональное, но все же попробуем разобраться, зачем нужно родителям (понятно, что 3-5-летние дети в этом вопросе голоса практически не имеют) это самое "раннее развитие". Вот самые типичные ответы, которые мне удалось собрать, опрашивая родителей, уделяющих большое внимание развитию своих детей-дошкольников.

Елена Александровна, 27 лет, медсестра, дочка Аня, 4,5 года:

Сейчас такое время, без этого нельзя. Чтобы в школу хорошую поступить, надо уже читать-писать уметь. Мы-то без этого росли, конечно, но сейчас ведь в обычных-то школах что делается! Что? Ну, вы сами знаете... Так что чем раньше начнешь, тем больше шансов... Шансов на что? Ну, в хорошую школу поступить и дальше...

Алена, 23 года, продавец, сын Игорь, 2,5 года:

Они там песенки поют по-английски и ритмика. Буквы еще учат. Пускай. Ему это нравится, он бежит, радуется. И мне тоже отдых. Я ведь сама-то не знаю, как с ним играть. Кубики там построю, в мяч - и все. А там разбираются, небось. И на потом полезно.

Ирина Семеновна, 38 лет, инженер, дочь Лиза, 4 года:

Лизочка слабенькая родилась, поздний ребенок, кесарево сечение, да еще я долго болела. Так что мне просто пришлось и закаливать ее, и всякими упражнениями заниматься, и массажи, и плавание. Да и в психическом развитии она была не так, чтобы очень. Я с ней упорно занималась, использовала все методики, какие могла достать, и результат налицо. Вот пошла в садик, воспитатели говорят: "Надо же, какая развитая девочка!" А ведь ей невропатолог ставил "задержку психического развития"!

Вера, 28 лет, педагог, сыновья Володя и Кирилл, 3 года и 1,5 года:

Да вы знаете, мне так просто веселее. Ну, не просто пеленки стираю, а какая-то цель, смысл. Я их сначала по Никитиным развивала, а теперь сама игры придумываю. Я же педагог все-таки. А то вот подруги мои, что с детьми сидят, куксятся, скучают, злятся... А мне с ними весело, потому что я все время что-то придумываю. И голова всегда загружена. Мы с ними иногда такое устроим! Муж приходит, сперва ничего понять не может, а потом тоже вместе с нами возиться начинает... Это же и есть счастье, правильно я говорю?

Итак, развивают ребенка, родившегося больным, слабым или отстающим в развитии. Это разумно и целесообразно. Адаптационные возможности маленького ребенка очень велики, и чем раньше вступила в действие коррекционная программа, тем больше будут успехи.

Сидящая дома с детьми мать не хочет киснуть и кукситься, как ее подруги. Она загружает не только свои руки, но и свой мозг, активизирует свои творческие способности и профессиональные навыки и направляет все это на пользу своих сыновей. Она, имея на руках двух совсем маленьких детей, вовсе не нуждается в сочувствии. Наоборот, благодаря ее творчеству вся семья живет полнокровной, наполненной весельем и разнообразием жизнью. Что тут можно сказать? Только позавидовать белой завистью.

Молодая женщина, не читающая книг и не имеющая специального образования, отдает своего сына в "обучалку-развивалку" потому, что сама она не знает, что с ним делать, но хочет, чтобы ему было интересно и весело. Она смутно догадывается, что все это может быть еще и как-то полезно для него, но главное - это положительные эмоции для сына и для нее самой, получающей долгожданный отдых от забот о шустром и проказливом малыше. Можно сказать, что, не будь "обучалки-развивалки", Алена, осознав свою ответственность, сама смогла бы научиться играть с сыном. Может быть, да, а может быть, и нет. Во всяком случае, никакого вреда от пения песенок и прыгания под музыку вроде бы не просматривается.

И наконец, последний, он же первый пункт - "без этого сегодня нельзя". Здесь нет ни следа творческого веселья Веры или легкомысленных рассуждений Алены. Только суровый долг, вызванный к жизни не менее суровыми требованиями окружающей среды.

Мы рассматриваем этот тип ответов последним, но количественно преобладает именно он. С громадным отрывом от всех прочих типов.

Бессмысленно рассуждать о том, хорош или плох конкурсный отбор детей в первые классы некоторых школ. Если в школу хотят попасть больше детей, чем она может принять, то у школы просто нет иного выхода. Трудно судить о том, что более безнравственно или продуктивно - конкурс умственных способностей детей или конкурс кошельков родителей. Тем более что на практике мы, как правило, имеем дело с какими-то смешанными вариантами. Так есть. Поэтому не будем сотрясать воздух бесполезными декларациями и сузим тему, поставив вопросы следующим образом.

Действительно ли для того, чтобы поступить в хорошую школу и успешно пройти тестирование , необходимо как можно раньше отдавать ребенка в группу подготовки к школе? И всем ли детям следует стремиться в эти самые хорошие школы? Ответ на оба вопроса отрицательный. На первый потому, что для каждого типа навыков существует свой оптимальный возраст начала обучения, как правило тесно связанный с созреванием каких-то психических функций и началом использования этого навыка. Кроме того, всем известный закон Ломоносова, закон сохранения вещества и энергии гласит: "Если где-то что-то прибавится, то где-то что-то непременно убавится".

Если вы в два года начнете учить ребенка читать и в пять лет завершите этот процесс, то понятно, что вы сделали это за счет энергии формирования каких-то других функций и навыков. Хорошо, если ваш ребенок сверходарен и ему энергии девать некуда, а если все не так? К тому же те, кто начинает обучение ребенка чтению в пять с половиной - шесть лет, затрачивают на это гораздо меньше сил и времени. Двухлетнего ребенка можно обучить чтению за три года, шестилетнего - за три месяца. Двухлетнему навык самостоятельного чтения ни к чему, шестилетний на следующий год пойдет в школу. Что вы предпочитаете? К ответу на второй вопрос мы вернемся ниже...

Как развивать ребенка, чтобы не повредить ему?

Твердо решив, что вашему ребенку положительно необходимо "раннее развитие", следует помнить, что существует ряд достаточно несложных правил и закономерностей, которые целесообразно иметь в виду.

Правило первое.

Для большинства соматических заболеваний и неврологических состояний существуют весьма четкие показания и противопоказания, о которых вам и сообщат на приеме соответствующего специалиста. Здоровый ребенок вполне может нырять в ванну с холодной водой, но для ребенка с хроническим пиелонефритом или двумя перенесенными отитами это очень опасно. Ребенок, перенесший дисбактериоз, имеющий функциональные расстройства пищеварительной системы или пищевую аллергию, вряд ли положительно среагирует на смелые эксперименты с диетой. А ребенка с нарушением развития речи вряд ли стоит обучать английскому языку прежде, чем он научится правильно говорить на русском.

Правило второе.

Не верьте никакой рекламе! Экспериментировать на маленьком человеке, который не может дать вам адекватной обратной связи и рассказать о своих чувствах и переживаниях, просто безнравственно. Если вы решили отдать ребенка в дошкольное учебное заведение, обязательно поговорите с педагогами и родителями детей, уже посещающих это учебное заведение, попросите разрешения присутствовать на всех(!) видах занятий. Если вам отказывают, не стоит ничего никому доказывать. Просто поищите другую "обучалку".

Никакие разрекламированные средства (в том числе и для улучшения психомоторного развития) не следует давать маленьким детям, если только вам не порекомендовал это средство специалист, которого вы давно знаете и которому доверяете. Если именно это средство помогло кому-то из детей ваших знакомых - это еще не показание для его применения, так как реакция детей на все фармакологические препараты сугубо индивидуальна и зависит от многих факторов, разобраться в которых может только врач, ознакомившись с подробным анамнезом.

Если вы решили взять на вооружение какую-то систему "раннего развития", которая, судя по книге автора, дает потрясающие результаты, постарайтесь отыскать последователей этой системы и для начала понаблюдать за их работой. Вполне вероятно, что вы что-то не совсем правильно поняли в книге. Вполне вероятно, что система, в целом очень ценная и прогрессивная, не подходит именно для вас или вашего ребенка. И наконец, возможно, что вы имеете дело с не очень профессиональным, тщеславным, чересчур увлекающимся автором, а то и просто с шарлатаном.

Правило третье.

Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в темпе и качественных характеристиках психического и моторного развития. Если речь идет о здоровых детях, то никакие "средние показатели" не могут рассматриваться как абсолют. Категория "все дети в этом возрасте..." в девяти случаях из десяти не имеет под собой совершенно никаких оснований.

Раннее развитие детей довольно часто предполагает коллективность этого развития и категорию сравнения как основу для оценки достижений. Когда речь идет о возрасте двух - пяти лет, это в корне неправильно. Показателем для успешности обучения должно служить не сравнение успехов ребенка с возможностями других детей, а собственный прогресс ребенка.

Петя и Вася - ровесники, обоим по 2 года 8 месяцев. Вася пришел в "обучалку" с хорошо развитой речью, уже зная буквы и умея складывать их в простые слоги. Петя же с трудом говорил двухсловными предложениями. После года занятий Вася уверенно читает двухсложные слова типа "мама", "рыба", "кошка". Петя хорошо рассказывает по картинкам, знает буквы, свободно рассуждает на любые темы. Согласно общепринятым взглядам, Вася по-прежнему "опережает" Петю в развитии, но Петины успехи за этот год неизмеримо больше Васиных. И основания беспокоиться, по большому счету, есть не у Петиных, а у Васиных родителей. Почему мальчик, так хорошо подготовленный на момент поступления в "обучалку", так немногому научился? Ведь вот как бурно "пошел в рост" ровесник Петя... Может быть, для Васи эта программа не подходит и надо поискать другое дошкольное учреждение?

Правило четвертое.

Когда ребенок мал, лучше избегать всего радикального. Развивать ребенка - это хорошо, но не стоит чрезмерно этим увлекаться. Мир маленького ребенка и так ежедневно преподносит ему чудеса и открытия, которые надо усвоить, переварить и "разложить по полочкам". В мозгу ребенка постоянно идет напряженнейшая аналитическая и синтетическая работа. Для ее успешного совершения ребенку нужна ваша помощь. И неверно думать, что категории "обычный" - "необычный" ребенок воспринимает так же, как мы, взрослые. Посещение Лувра для ребенка так же привлекательно, как и посещение железнодорожного вокзала, а Ниагарский водопад не более интересен, чем бобровая запруда в речке на даче.

Это верно, что для развития ребенка ему нужны впечатления. Но эти впечатления и переживания вряд ли должны быть экстраординарными с взрослой точки зрения. Вы можете быть сколь угодно радикальными в экспериментах над собой, в попытках придать свежесть и остроту собственной жизни. Но не стоит вмешивать в это ребенка.

Автор знаком с уже взрослым сейчас человеком, который рассказывал о своих детских впечатлениях. Отец этого человека, заядлый турист, решил как можно раньше приобщить сынишку к своему увлечению, и брал четырех-пятилетнего малыша в длительные пешие маршруты. Ребенок очень любил и уважал отца, не решался возражать ему и много лет покорно, на пределе своих физических возможностей, таскался по дорогам Советского Союза, глядя себе под ноги и ничего не замечая кругом. Инженер-отец получал от этого безграничного физического напряжения необходимую ему разрядку после сидячей работы. А сын? Когда в студенческие годы мы звали его в поход, он вздрагивал и зябко поводил плечами...

Пришлось мне наблюдать и дочь супружеской четы "медитативных художников", трехлетнюю малышку, которая при повышении температуры бодро ныряла в ванну с ледяной водой и сознательно отказывалась от мяса и колбасы. У девочки был запущенный хронический отит, значительно снижен слух, и, чтобы говорить с ней, приходилось почти кричать...

Итак, избегайте всего радикального, ибо истина, может быть, и не лежит точно посередине, но очень редко расположена с краю...

Проблема подготовки ребенка к школе. Школьная зрелость

Школьная зрелость - это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье. Определение школьной зрелости необходимо для установления оптимального возраста начала школьного обучения, разработки индивидуального подхода в обучении, своевременного выявления возможных отклонений в развитии ребенка.

Обычно определение школьной зрелости проводится за полгода-год до поступления ребенка в школу. На основании полученных результатов родители ребенка получают консультации по улучшению здоровья ребенка и коррекции возможных недостатков и упущений в развитии ребенка и его подготовке к школьному обучению . Проводит определение школьной зрелости психолог.

Считается, что у большинства детей школьная зрелость наступает между шестью и семью годами. Именно в этом возрасте у ребенка наряду с непроизвольным вниманием развивается и внимание произвольное. К старшему дошкольному возрасту в 2-2,5 раза возрастает продолжительность занятий одной и той же деятельностью. К концу дошкольного периода наряду с наглядно-образным мышлением начинает формироваться мышление словесно-логическое или понятийное (начинает, потому что полностью словесно-логическое мышление формируется только к подростковому возрасту).

Из факторов, которые могут задержать наступление школьной зрелости, необходимо упомянуть следующие:

а) ребенок родился недоношенным или ослабленным и, несмотря на усилия врачей и родителей, все еще не догнал сверстников в психомоторном развитии;

б) ребенок родился доношенным, но имеет какой-либо неврологический диагноз (невропатия, невроз, ММД);

в) ребенок страдает хроническим соматическим или психосоматическим заболеванием, из-за обострений которого часто находился в больницах, лежал дома в постели (астма, тяжелый диатез, диабет, нефрологические нарушения и т.д.);

г) ребенок здоров психически и соматически, но с ним никогда не занимались, он педагогически запущен, и уровень его актуальных знаний совершенно неадекватен его календарному возрасту.

Для определения школьной зрелости психолог, как правило, пользуется стандартным набором методик, позволяющих оценить:

Общую информированность;
- уровень восприятия;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- развитие мышления;
- психосоциальную зрелость;
- уровень умственной работоспособности.

Ответы ребенка и результаты выполнения заданий оцениваются в баллах или других условных единицах. Потом баллы суммируются и сравниваются со средними данными, полученными экспериментальными психологами путем исследования большой и стандартизированной выборки детей старшего дошкольного возраста. Обычно выделяют три уровня школьной зрелости.

Высокий уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению в любой школе (в том числе и повышенного уровня), и есть достаточные основания полагать, что при внимании и адекватной помощи со стороны родителей он успешно справится с любой предложенной ему программой обучения.

Средний уровень школьной зрелости означает, что ребенок готов к обучению по программе массовой начальной школы. Обучение в школе повышенного уровня может оказаться для него тяжеловатым, и если родители все же отдают его в такую школу, то (по крайней мере в начале обучения) они должны оказывать своему сыну (или дочери) очень существенную помощь, тщательно соблюдать режим дня, создавать для ребенка щадящую атмосферу, по возможности лишенную сильных стрессов. Иначе может наступить перенапряжение и истощение адаптационных механизмов организма ребенка.

Сама по себе такая жизнь - перенапряг в школе и щадящая обстановка в семье - неполезна для развития и психического здоровья ребенка, и если амбиции родителей не чрезмерно велики, то лучше не создавать такой ситуации. Лучше комфортно и хорошо закончить начальную школу, в конце ее еще раз пройти тестирование и, если способности ребенка действительно окажутся существенно выше среднего (ребенок не сумел проявить себя на первом тестировании или за три года начальной школы имел место значительный прогресс в развитии способностей ребенка), держать экзамен в какую-нибудь гимназию.

Низкий уровень школьной зрелости означает, что освоение даже обычной программы начальной школы будет представлять для ребенка значительную трудность. Если, несмотря на это, принято решение в школу идти, то для такого ребенка необходимы специальные коррекционные занятия по подготовке к школе. Их может осуществлять как психолог, наблюдающий ребенка, так и сами родители при помощи соответствующих пособий и в тесном контакте с психологом.

Как правило, при низком уровне школьной зрелости различные функции восприятия и мышления развиты неравномерно. Например, при неплохом уровне общей информированности и психосоциальной зрелости очень плохая зрительная память и почти полностью отсутствует произвольное внимание. Или - хорошая слуховая память (ребенок легко заучивает длинные стихи) и очень низкая умственная работоспособность. Психолог подскажет родителям, какие именно функции наиболее страдают у их сына (или дочки) и порекомендует соответствующие упражнения.

Очень низкий уровень школьной зрелости. Психолог обычно дает рекомендацию отложить поступление в школу на год и посвятить этот год психофизиологическому закаливанию и устранению недостатков в развитии ребенка.

Готовить ребенка к школе можно самостоятельно (силами родителей, дедушек или бабушек), можно положиться на детское дошкольное учреждение (если ребенок посещает детский сад), а можно - отдать в специальные группы для подготовки к школе. Наилучшие результаты обнаруживает, как правило, сочетание всех трех методов.

Рискну предложить следующий алгоритм действий родителей в предшкольный для их чада год.

1. Если ваш ребенок не посещал до этого никакое детское дошкольное учреждение, обязательно отдайте его в детский сад. Иначе при поступлении в школу на вашего ребенка навалятся сразу три типа стрессов: иммунологический (тридцать детей в классе - это минимум, и полторы тысячи в средней школе), социальный (домашнему ребенку придется пробовать себя во всех социальных ролях, не имея никакой предварительной подготовки. "Обучалки-развивалки" не в счет, потому что там все происходит под контролем взрослых) и, наконец, собственно учебный. Очень разумно первые два вида стрессов пережить раньше, чем ребенок пойдет в первый класс.

2. Сходите к психологу и определите уровень школьной зрелости вашего (еще шестилетнего) ребенка.

3. Если уровень оказался средним, и вы собираетесь в "дворовую" школу по микрорайону, то все в порядке.
Вам будет достаточно выполнить дома те рекомендации, которые даст психолог, и правильно сориентировать ребенка на занятия по подготовке к школе в детском саду. Если же вы "замахиваетесь" на какую-нибудь школу с "уклоном", то предшкольный год для вас - это год интенсивных занятий. Именно вам и именно в этот год нужно отдавать ребенка в группу по подготовке к школе. Лучше всего, если это будет та самая школа, в которой вы хотите учиться. Ваш ребенок не слишком пластичен, ему будет комфортней, если к школе (а если повезет, то и к учительнице) он привыкнет заранее. Тщательно выполняйте все домашние задания, заранее приспосабливайте режим дня ребенка к школьному обучению. Именно в этом случае разнесение разных типов стрессов во времени и пространстве просто жизненно необходимо. Всего сразу, да еще и спецшколу в придачу, ваш ребенок попросту не выдержит.

4. Если уровень школьной зрелости вашего ребенка оказался высоким или очень высоким, то это еще не повод почивать на лаврах. Спецшкола для вас вполне доступна, но следует хорошенько подумать и взвесить - куда именно отдавать? Исходить надо исключительно из индивидуальных особенностей ребенка и вашей семьи в целом. Как это учесть - будет сказано в следующем разделе. Ребенка с высоким уровнем школьной зрелости лучше готовить к школе на курсах по подготовке к школе. Но здесь уже можно выбирать те курсы, про которые известно, что на них интересно и они дают хорошие и крепкие знания. Такие курсы не обязательно расположены в школе, в которую собирается поступать ребенок. Они могут быть в клубе, в Доме детского творчества или в специальном частном дошкольном образовательном учреждении.

Как правильно выбрать школу?

Общее стратегическое правило очень простое и вроде бы очевидное. Но именно оно почему-то часто не учитывается родителями.

Именно в начальной школе определяется интерес и позитивное отношение ребенка к обучению (или отсутствие этого интереса и соответственно негативное отношение к школе и обучению в ней). Дети, которые хорошо и с интересом учились в начальной школе, а потом "съехали", встречаются, к сожалению, довольно часто. А вот дети, которые бы в начальной школе учились плохо и совершенно без интереса, а потом вдруг воспылали бы к школе горячей любовью, автору вообще никогда не встречались (и даже рассказов о таких детях я никогда не слышала). Следовательно, главное правило: школа должна быть такой, чтобы ребенок в начальной школе мог учиться хорошо, получать хорошие отметки и похвалы учителя и родителей.

Вот из этого и надо исходить в первую очередь. А все остальное - потом.

Трижды подумайте, прежде чем "запихивать" ребенка со средними способностями в сильную школу. Он будет там уставать, нервничать, отставать от своих более способных сверстников, комплексовать и часто болеть. Стоит ли этого усиленная программа по математике и изучение испанского языка с первого класса?

Для ребенка с низким уровнем школьной зрелости целесообразно подобрать школу с программой 1(4), то есть такую, где дети учатся в начальной школе 4 года. Слегка растянутая программа позволит вашему ребенку "дозреть" и к средней школе нагнать сверстников.

Наиболее разнообразные проблемы встают перед родителями детей с высоким уровнем школьной зрелости. Ребенок способный, надо что-то делать, но что?

Главное - это не гнаться за модой. В районе "гремит" математическая школа, ее ученики побеждают на международных олимпиадах, поступают без экзаменов в университет. Решено - идем туда! А ваш ребенок вовсе не любит решать задачи. В "обучалке" ему больше всего нравились занятия по музыке и английскому языку. В свободное время он любит рассматривать картинки и читать энциклопедию про животных...

А вот очень сильная школа с художественным уклоном. Там потрясающие кружки народных промыслов, дети сами лепят горшки и ткут ковры, расписывают посуду и шкатулки, вместе с аттестатом получают специальность. Скорее туда! Но ваш ребенок с трудом рисует корявые домики и машины, похожие на грибы, и вовсе не любит ничего делать руками. Он логик, сочиняет потрясающие истории с лихо закрученным сюжетом и мечтает стать следователем по особо важным делам.

Начните выбор школы с индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок явный "технарь", все собирает и разбирает, часами сидит за конструктором лего? Его не оторвать от компьютера? Он предпочитает логические игры и очень любит задачки "на сообразительность"? Имеет смысл подумать о математической школе.

Ребенок любит музыку и стихи, легко запоминает и пересказывает полюбившиеся книги, сочиняет к ним продолжения? Обладает хорошей, литературной речью, его любознательность лежит не в плоскости решения задач. Он задает вопросы из области истории, географии, биологии, даже философии? Можно думать о гуманитарной гимназии.

Далее обратите свой взор на вашу семью. Если решено отдавать ребенка в языковую школу, сразу задумайтесь над вопросом: а кто будет заниматься с ним? Мама учила немецкий в школе и в институте, папа - вроде бы английский, но в обычной школе и всегда имел по нему твердую тройку. Так кто же поможет ребенку? Ведь в языковой школе сама программа рассчитана на постоянную и квалифицированную помощь родителей. Наймете репетитора? Следующий вопрос.

Трезво оцените благосостояние своей семьи. Вот предлагают очень престижный платный класс с углубленным изучением ряда предметов. Очень интересно. Но сможете ли вы платить? Сможете, даже продав последнюю рубашку? Для ребенка ничего не жаль! А вы подумали о том, каково будет вашему ребенку в этом классе, где половина детей "новых русских", где с самого раннего детства культивируются ценности, может быть, и неплохие сами по себе, но абсолютно чуждые менталитету вашей семьи?! Вы хотите чужого человека в доме? Вы хотите, чтобы ребенок переживал, жалел и презирал вас за то, что у вас нет шикарной машины, за то, что вы не можете слетать отдохнуть на Гавайи... Может быть, поискать что-нибудь другое, менее "современное"?

И наконец, последнее. Начальная школа (именно начальная, для средней школы ситуация меняется, потому что ребенок становится взрослее и крепче) не должна быть очень далеко от дома, особенно недопустима долгая езда на общественном транспорте. В этом случае ребенок уже приходит в школу утомленным, с гипоксией и повышенным или пониженным давлением, надышавшись парами бензина и вирусами пополам с микробами. И это повторяется день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем... Никакая "хорошесть" выбранной школы не искупает этой ситуации.

А как же Зоя?

С Зоей мы работали долго, почти в течение полугода. Медлительная, флегматичная девчушка и вправду моментально "отключалась", стоило предложить ей хоть какое-нибудь интеллектуальное задание, или даже просто показать "развивающую" книжку. По результатам тестирования получалось, что у Зои плохо развиты абсолютно все функции восприятия и мышления. Печальная картина, но я не слишком унывала и не давала унывать Зоиной маме. У меня были все основания полагать, что Зоя так плохо справилась с тестовыми заданиями потому, что просто не хотела с ними справляться.

Поначалу мы просто играли с ней в куклы. Это дело Зоя любила, здесь у нее проявлялись и изобретательность, и творческое мышление, и любознательность. Все плохо работающие на тестировании функции в игре работали абсолютно нормально. Зоя все помнила, смеялась, готовила замысловатые обеды, сочиняла какие-то семейные истории по образцу мексиканских мыльных опер. Я в основном выполняла роль наблюдателя.

Потом пришло время куклам идти в школу. Зоя тяжело вздыхала, но под напором неопровержимых аргументов с моей стороны вынуждена была согласиться. Я предупредила ее, что это будет не обычная школа, а школа со смеховым уклоном. Для начала куклы спрятали настоящий букварь, потому что вовсе не хотели ничему учиться. Тогда мы с Зоей слепили букварь из пластилина. Буквы изготавливались из пластилина и прилеплялись на листы картона. Букварь получился огромный и спрятать его больше не было никакой возможности.

Домашнее задание в нашей смеховой школе было испечь буквы из теста (образцом служил отыскавшийся настоящий букварь). Румяные подсохшие буквы Зоя принесла на следующее занятие и честно призналась, что не хватает букв "ю" и "ы" (они развалились) и буквы "в", которую по недоразумению съел папа. После этого куклы ели буквы, а Зоя, сверяясь с пластилиновым букварем, почти безошибочно угадывала, какой буквы не хватает. Вскоре алфавит был съеден в прямом и переносном смыслах. Мама возликовала, но это было только начало работы. Предстояло убедить Зою, что учиться может быть так же интересно, как играть.

"Развивающие" книжки, на которые у Зои была парадоксальная реакция, пришлось спрятать в шкаф, а основное действие разворачивалось прямо в кукольной спальне. Куклы путешествовали, пекли треугольные, круглые и квадратные пироги, искали пропавшие вещи и вспоминали, сколько их было и где они стояли, писали друг другу любовные записки и посылали телеграммы, отыскивали закономерности в зашифрованных посланиях из таинственной страны и декламировали друг другу заученные Зоей стихотворения на кукольных праздниках...

Однажды я прямым текстом заявила Зое, что успехи руководимых ею кукол уже вполне тянут на средний уровень школьной зрелости и всю эту тягомотину вполне можно кончать. Зоя задумалась, а потом на ее малоподвижном лице появилась гримаса явного огорчения:
- Я привыкла так, - заявила она. - Так даже интереснее. Я теперь и дома так играю. Как же теперь?

Я заверила девочку, что все самое интересное только начинается и, когда она пойдет в школу, ее ждет множество находок, которые она всегда сможет использовать в своем кукольном мире.

А сейчас? - упрямо набычилась Зоя.
- Сейчас можно воспользоваться книжками, - предложила я. - Мама в свое время тебе их много накупила, только ты тогда не знала, как ими пользоваться. А теперь знаешь. - Теперь знаю, - подтвердила Зоя. - Но мама говорит, что средний уровень - это недостаточно. Она хочет меня в английскую школу. Это значит, куклы должны по-английски говорить, да?
- Наверное, - вздохнула я. - Но это уж пускай мама сама...

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта"Учимся читать" вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Развивающие занятия, которые родители проводят с маленькими детьми, – важная основа для дальнейших детских успехов. Поступая в школу, ребенок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если он прошел первоначальное обучение дома и уже умеет читать. Традиционный способ предполагает последовательное изучение букв, которые в дальнейшем будут складываться в слоги. Зная особенности развития своего чада, мамы и папы должны определить для себя, с какого возраста и какими методами можно научить ребенка буквам и алфавиту.

Когда лучше приступить к обучению

Некоторые родители начинают обучение своего ребенка уже в 1–2 года, развешивая буквы над кроваткой и на стенах и постоянно повторяя их названия. Однако в таком раннем возрасте в мозге ещё не сформированы структуры, которые отвечают за различение буквенных знаков. Результатом может быть лишь автоматическое запоминание без осознания смысла, поскольку для ребенка это пока не знаки и не буквы, а нечто совершенно непонятное.

Если начать обучение слишком рано, малыш может быстро потерять интерес. Кроме того, излишняя нагрузка может оказать негативное влияние на неокрепшую нервную систему ребенка.

Способность обучаться чтению, обусловленная достаточной зрелостью мозга, у детей, как правило, формируется только к 5–6 годам и лишь у 20 % малышей – к 4–5. Поэтому оптимальным возрастом для изучения алфавита специалисты считают 4,5–5 лет.

В зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка можно начать обучение и в три года, но только в форме непродолжительных игр и лишь в том случае, если малыш действительно проявляет к таким занятиям интерес. В противном случае с изучением азбуки лучше подождать.

С чего начать

В раннем возрасте существует лишь один способ обучения – игра. Никаких «уроков» и «экзаменов». Если малыш что-то забыл, то нужно вернуться к этому еще раз позже.

Буквы лучше произносить не так, как они называются в алфавите, а так, как они звучат в словах, потому что ребенку еще трудно разделить понятия звука и буквы. Показывая ему, например, «М», проговаривать, что эта буква «говорит» «ммм», а «Р» – «ррр». Малыш уже знаком с тем, как могут «говорить» кошка, собака и другие животные, поэтому он легко сможет справиться и с новыми звуками. Позже так ребенку будет проще складывать звуки в слоги.

Приступая к изучению, нужно помнить несколько простых правил:

  • Занятия должны быть регулярными, но непродолжительными. Начинать следует с 5–10 минут в день, к 6–7 годам продолжительность занятий можно увеличить до получаса.
  • Если малыш устал, плохо себя чувствует или просто не в настроении, занятия лучше отложить.
  • Обучение должно доставлять удовольствие и вызывать только положительные эмоции.
  • Включение в распорядок дня ребенка дополнительных занятий не должно уменьшать время для других игр и прогулок.

Игры для запоминания букв

Кубики и магнитная азбука

Дети любят играть в кубики, этот интерес хорошо использовать в процессе обучения. Можно приобрести кубики, где изображены только буквы, или те, где они сопровождаются картинками. В процессе строительства башен из кубиков нужно проговаривать названия букв, изображенных на каждой стороне.

Яркие буквы магнитной азбуки также обязательно заинтересуют ребенка. Их удобно изучать, приклеивая на холодильник или магнитную доску. Если под фотографиями мамы и папы выложить нужное слово, малыш быстро запомнит, как оно пишется. Так буквы станут узнаваемыми.

Обучение через творчество

Писать буквы в тетради время еще не пришло, но ведь можно изготовить их из любых материалов: вылепить из пластилина, сложить из палочек, веточек, пуговиц, конструктора. Если у малыша хорошо получается, можно немного усложнить задачу, предложив ему написать буквы пальцем на песке или с помощью красок.

Добавляем вкуса занятиям

Чтобы заинтересовать малыша, можно совместить полезное с приятным. Для этого могут быть использованы любые съедобные материалы и безграничная фантазия взрослых. Буквы можно написать кремом на десертах и тортах, выложить изюмом или ягодами на каше. Можно приготовить печенье или нарезать в виде букв колбасу для бутерброда. Такое веселое и вкусное обучение обязательно увлечет ребенка, а наглядные результаты лучше сохранятся в памяти.

Буквы периодически нужно менять, не стоит зацикливаться на одной, иначе это может надоесть малышу. Лучше чередовать их, предлагая для знакомства по 3–4 в неделю.

Играем в ассоциации

Для лучшего запоминания букв можно придумать вместе с ребенком, на что похожа каждая из них. Например, из «Д» получится маленький домик, а «Ж» можно превратить в симпатичного жука, не забыв попросить малыша изобразить, как громко он жужжит.

Обучение детей с 4 лет

К четырем годам дети становятся более усидчивыми, и с ними уже можно проводить обучение, требующее определенной концентрации внимания.

  • Использовать азбуку, на каждой странице которой есть не только картинка для данной буквы, но и небольшое стихотворение, которое начинается со слова на эту букву. Если малыш выучит короткие четверостишия, ему будет легче запоминать и узнавать изученные буквы.
  • Можно начинать складывать вместе с ребенком простые слова – «мама», «папа» или имя ребенка. Также можно попробовать предложить малышу игру: расставить буквы в слове в правильной последовательности и назвать звуки.
  • Помогут в наглядном обучении карточки с картинками. Нужно попросить малыша выбрать все карточки, на которых изображенные животные или предметы начинаются на названную взрослым букву.
  • Хороший результат дает поиск уже известных ребенку букв при совместном чтении любимых книг. Это поможет закрепить пройденный ранее материал. Важно, чтобы шрифт был достаточно крупным и малышу не приходилось напрягать глаза.
  • Обучаться не только дома, но и на прогулке. В этом помогут афиши и большие вывески.
  • Полезно сочетать умственные занятия с физической активностью на свежем воздухе. Для этого нужно нарисовать обведенные в кружок буквы на асфальте. Далее взрослый называет их в любом порядке и предлагает ребенку перепрыгивать с одной названной буквы на другую.
  • Песенки про алфавит сделают обучение легче и веселее. Ребёнок гораздо быстрее запомнит текст, положенный на мелодию. Длятся такие песенки не более 1 минуты. Вскоре малыш будет сам напевать мелодию этой песенки, а самое главное – выучит названия и последовательность букв в алфавите.

Изучение алфавита в 5–6 лет

Интерес, проявляемый ребенком в 5–6 лет к буквам, уже вполне осознанный. Развитие мозга достигло того уровня, когда обработка информации идет гораздо быстрее и легче. Этот возраст считается оптимальным для полноценного изучения букв, первых попыток чтения и освоения навыков правописания. И если родители еще не приступали к обучению своего чада, самое время начинать занятия.

Необходимо приобрести букварь и прописи, соответствующие возрасту. Данные учебные пособия станут основой и ориентиром для обучения на этом этапе. Пригодится и магнитная азбука, из которой малыш сможет сам складывать новые слова.

Игры и упражнения становятся более сложными и последовательными:

  • Попросить ребенка поискать и собрать в доме вещи, которые начинаются на выбранную букву.
  • Нарисовать буквы на листах бумаги пунктиром и попросить малыша обвести их по контуру фломастерами.
  • Устраивать соревнования. Например, кто больше назовет слов на букву «Т».
  • Распечатать небольшой текст и попросить ребенка подчеркнуть определённую букву, которую он сейчас изучает. Затем попросить другим цветом обвести те, которые малыш выучил ранее.
  • Использовать пазлы с буквами для составления слов. Начинать следует с коротких слов, показав, как нужно собирать изображение. Надо объяснить ребенку, что каждая часть соответствует одной букве слова и если последовательно собрать все изображение, то получится слово целиком. Такие занятия очень полезны и помогают с помощью игры понять процесс словообразования. Решение подобных головоломок также помогает развить мелкую моторику, внимание и логику.

Можно считать, что ребенок выучил буквы, когда он способен уверенно показывать и называть их везде, а не только в знакомой азбуке. Не следует забывать, что без регулярных занятий полученные знания будут быстро забыты. Для того чтобы изученный материал сохранился в памяти, требуется регулярно повторять алфавит. И обязательно нужно хвалить ребенка за пусть еще маленькие, но такие важные достижения. Это поможет не только выучить буквы, но и развить в малыше уверенность в себе и в своих силах.









2024 © rukaraoke.ru.