Как называется изменение голоса у мальчиков. Ломка голоса у мальчиков: как и почему это происходит. Как рождается голос


Голос – это естественная способность человека издавать разнообразные звуки, крайне важная для осуществления полноценной коммуникации в социуме. Все детки появляются на свет с тонкими голосами, но со временем особенности их звучания меняются. И это особенно заметно у мальчишек, так как между мужским и женским голосом есть существенная разница. И сегодня мы говорим о том, как происходит ломка голоса у мальчиков, ее симптомы рассмотрим, а также ответим на вопрос: как ускорить этот процесс, и сколько он длится в норме.

Специалисты по анатомии человека уверяют, что высота нашего голоса определяется толщиной голосовых связок. У девушек они тоньше, поэтому их голос звучит выше, а у мальчиков – толще, соответственно, и голос у них ниже. Связки увеличивают свой размер, а также становятся толще у представителей обеих полов. Но у девочек они изменяются лишь в два раза, а у мальчиков практически на семьдесят процентов. И этот процесс изменения как раз таки и называется ломкой голоса.

Стоит отметить, что процессы ломки голоса у мальчиков протекают по примерно одинаковому сценарию. Но возраст наступления таких изменений может отличаться. Иногда голос ломается уже в двенадцать лет, а иногда у пятнадцатилетних таких перемен еще не наблюдается. Симптомы зависят от периода мутации.

Так, на предмутационном периоде организм подростка только подготавливается к предстоящим ему перестройкам, задействовав все органы и системы. Голос мальчика при этом обретает более хриплое звучание. Читатели «Популярно о здоровье» могут обратить внимание на возникновение хриплоты, першения и легкого кашля.

Однако стоит отметить, что при занятиях вокалом подобные изменения могут проявляться несколько по-другому, ввиду натренированности связок. Так, ребенок в таком случае может испытывать затруднения в попытках взять высокие ноты. Кроме того его могут беспокоить боли в области гортани, возникающие при занятиях вокалом. Преподаватель при этом может заметить «грязь» в звучании.

Далее наступает период непосредственно ломки голоса. Гортань при этом естественным образом отекает, возможен активный синтез слизи. Подобные изменения способствуют присоединению всевозможных воспалительных процессов. Если родители заглянут подростку в рот, они могут собственными глазами увидеть покрасневшие голосовые связки. На таком состоянии голос ребенка нуждается в покое, повышенные нагрузки могут стать причиной недоразвития голосовых связок. Крайне важно при этом беречься от всевозможных простуд, ОРЗ и ОРВИ. Ведь их присоединение чревато нарушениями ломки голоса и даже торможением этого процесса. В такой ситуации у мальчика может остаться звучание тенора на все годы жизни.

После непосредственно ломки голоса наступает так называемый послемутационный период. И его течение зависит от множества факторов, начиная от национальности и оканчивая генетическими либо физиологическими особенностями. Такой этап может продолжаться различное количество времени. Как показывает практика, ближе к концу формирования уже полностью «своего» голоса, ребенок начинает периодически жаловаться, что его голосовые связки быстро устают. Однако родители при этом могут заметить, что перепады голоса больше не случаются, звучание обретает стабильность.

Продолжительность этого периода достаточно индивидуальна. На прохождение всех описанных выше этапов может уйти от двух до четырех месяцев. Но довольно часто этот период может увеличиваться до полугода.

Врачи настоятельно не рекомендуют вмешиваться в естественные природные процессы изменения голосовых связок. Родителям стоит владеть информацией о том, как помочь становлению голоса и как предупредить возникновение различных проблем.

Итак, в первую очередь крайне важную роль играет ограничение нагрузок. Избыточные нагрузки на изменяющиеся голосовые связки чреваты формированием узелков, а это в свою очередь приводит к развитию хрипоты. Возможно, такой дефект пройдет и сам, но в некоторых случаях для его коррекции необходима даже хирургическая помощь.

В период ломки голоса стоит помнить о повышенной вероятности развития у ребенка различных ОРЗ и ОРВИ. Болезни могут нарушить либо затянуть процессы изменения голосовых связок. Поэтому крайне важную роль играет ведение здорового образа жизни, укрепления иммунитета и активация защитных сил организма. В том случае, если голос у ребенка не ломается в течение длительного времени, нужно проконсультироваться со специалистом-фониатром.

Родителям нужно в обязательном порядке объяснить подростку, что полученный в результате ломки голоса звук будет уникальным, и его особенности звучания заранее заложены природой. Довольно часто дети стараются копировать каких-то героев, и подобные попытки в период изменения голосовых связок могут привести к тому, что изменяющие участки перегрузятся, и процесс ломки нарушится.

Поэтому и родителям, и подросткам стоит запастись терпением и дать природе взять свое. Период ломки голоса длится не так уж и долго.

изменение голоса в период полового созревания (у мальчиков в возрасте 14-15 лет, у девочек - 13-14 лет), обусловленное быстрым ростом гортани. Размеры гортани в течение этого периода увеличиваются у мальчиков на две трети, у девочек - на одну треть. Соответственно этому и М. г. выражена у мальчиков более резко. За время М. голос у мальчиков понижается больше чем на октаву, превращаясь из детского дисканта или альта в голос мужчины - тенор, баритон или бас. В этом периоде голос непостоянен, часто срывается, обнаруживая неожиданные переходы от низких звуков к высоким, нередко становится хриплым, приобретая неприятный, резкий тембр. У девочек переход от детского дисканта или альта к женскому сопрано или контральто сопровождается понижением голоса в среднем всего на два тона; период М. г. протекает у них более спокойно, чем у мальчиков, и обычно не вызывает заметных расстройств голосовой функции. Какой-либо закономерной взаимозависимости между характером детского голоса и образующегося из него голоса взрослого человека не наблюдается. Из низкого детского голоса (альта) может образоваться высокий голос взрослого (тенор, сопрано), и, наоборот, из дисканта мальчика - бас, девочки - контральто. Такая обратная зависимость отмечается даже чаще.

Длительность мутационного периода колеблется в норме в пределах от одного или нескольких месяцев до 2-3 лет. Обычная его продолжительность- около полутора лет.

Иногда наблюдается т. н. патологическая М. г.: преждевременная (в возрасте 10-11 лет), поздняя (в возрасте 19-20 лет), затянувшаяся (продолжающаяся иногда в течение 3-5 лет). Такие отклонения от нормы бывают обычно при эндокринных нарушениях. Во всех случаях патологической М. необходима консультация врача-эндокринолога.

Мутация голоса

Каждые 2–3 года детский голос меняется. Становясь сильнее, он постепенно понижается, приобретает новые интонационные возможности и больший диапазон. Однако самые заметные изменения происходят во время мутации (от лат. mutatio – изменение, перемена). Так называют период, когда голос ребенка становится голосом взрослого человека.

В каком возрасте начнется мутация, зависит от многих факторов: климатических условий, национальной принадлежности и индивидуальных физиологических особенностей развития ребенка. Обычно у детей, проживающих в умеренном климате, изменения голоса начинаются в 13–16 лети продолжаются от месяца до 2–3 лет.

Голосовой аппарат мальчиков растет быстро и неравномерно. В 1,5–2 раза увеличивается гортань, голосовые складки, изменяется объем языка и положение его корня. Голос понижается на 5–6 тонов, становясь более сильным и «тембристым9raquo;.

Выражение «ломка голоса» очень образно и точно передает характер изменений, происходящих с мальчишескими голосами, и редко используется, когда речь идет о девочках. Действительно, мутация голоса у девочек менее заметна: гортань увеличивается лишь на 1/3, голос понижается на 1–2 тона, постепенно теряя детские свойства и становясь женственным.

Изменения голосового аппарата – естественная реакция на перестройку всего организмав процессе созревания. В это время голос особенно уязвим, поэтому важно разъяснить подростку необходимость бережного отношения к нему.

Общаясь друг с другом в школе и на улице на повышенных тонах, часто срываясь на крики визг, дети безжалостно напрягают свои голоса. Это ведет к повреждению связок, появлению на них мозолистых наростов – «узелков крикунов», – а нередко заканчивается кровоизлиянием в голосовую складку, после чего школьник не может произнести ни звука.

127287, г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 5а, стр. 8

У девочек в период мутации основной характер голоса резко не изменяется; увеличивается его сила, ярче делается тембр и больше объем. Если основной характер голоса у мальчиков по сравнению с голосами девочек меняется более резко, то в деталях признаки постепенного формирования взрослого голоса и у тех и у других очень сходны: появляется сипота, вялость, неблагозвучность, скрипучесть. Девочки часто временно утрачивают голос во время формирования, у них появляется беззвучие, Такое состояние иногда тянется несколько лет. Иногда голос сгущается, делается глубже. Наблюдается детонирование, невозможность(и у мальчиков, и у девочек) петь в строе. Чаще они понижают, реже повышают. Делается короче диапазон, и голос снижается на несколько звуков; у мальчиков он понижается на октаву, у девочек наблюдается небольшое, от ½ тона до двух тонов, и с концом формирования снова диапазон расширяется и вверх и вниз.

Начало интенсивного развития голосового аппарата у девочек, в среднем, начинается с 13 лет.

Период роста голосового аппарата продолжается и после формирования организма. Есть указания на то, что мужскую гортань можно сравнить с женской только к 30 годам, потому что после отрочества она продолжает еще понемногу, а иногда и резко увеличиваться.

В средней (как и во всякой другой) полосе может быть преждевременная мутация (как у девочек, так и у мальчиков), а также сильно запаздывающая. Есть данные, что в 10-11 лет может наступить мутация без симптомов половой зрелости, и, наоборот, в 14-15 лет может не быть мутации, а симптомы половой зрелости есть. Указаны случаи отклонений («извращенной» мутации) у девочек, когда гортань в этот период достигает размеров мужской, голос делается грубым по тембру, а по диапазону соответствует скорее мужскому. Е.М. Малинина указывает еще на одно отклонение, которое она называет «искусственное пение альтом». Такое искусственное (сниженное) звучание и у мальчиков, и девочек бывает от преждевременного включения в работу всей толщи вокальной мышцы.

Н. Д. Орлова подчеркивает, "что неправильное пение в детском возрасте (и в период мутации особенно) вредно сказывается на голосе в юношеском возрасте, когда молодежь не умеет использовать свой природный голос, насилует его". В результате получается срыв. Новая гортань не сразу дает новое голосообразование, потому что рост резонаторов идет медленнее. Наступает новая фаза в развитии голоса и новое координирование голосовых и мышечных сил. Обращается внимание на возможные перемены в голосе юношей и девушек, когда голос может перейти в более низкий. По наблюдениям В.А. Багадурова есть случаи, когда у девушек в 20 лет голос еще не установился или между 20-25 годами появляются симптомы, очень сходные с мутационными. При этом случается, что легкие сопрано переходят в драматические или даже в меццо-сопрано.

Как уже отмечалось выше, в среднем, сформировавшаяся женская гортань меньше мужской на 1/3, т.е. в полтора-два раза. В период полового созревания активизируется рост всех ее признаков у обоих полов.

У лиц мужского пола с максимальной скоростью растут: щитоподъязычная мембрана, коническая связка, голосовые связки, стенка гортани в высоту со стороны ее полости и снаружи.

У лиц женского пола с наивысшей скоростью растут: щитовидный, перстневидный и черпаловидные хрящи.

Неравномерность скорости роста отдельных признаков одного и того же органа или его части приводит к временным возрастным изменениям его внешней формы.

Наряду с изменениями отдельных частей гортани, она меняется и по своей структуре.

Под влиянием внешней и внутренней среды часто развитие гортани идет неравномерно. Наблюдалось, что чем больше функционирует гортань, тем сильнее, интенсивнее идет окостенение, а вследствие этого у некоторых учащихся (мальчиков и девочек) имеет место быстрая утомляемость голоса, вялость нервномышечного аппарата, ослабление голосовой функции.

У подростков-девочек замечен сильный рост языка. Е.М. Малинина, например, замечает, что в период мутации язык делается чрезмерно активен и тянет назад (интенсивный его рост, в особенности, бывает у девочек). Утрачивается в пении ровность, напевность, исчезает звонкость. Чрезмерно опускается гортань, а язык утрачивает способность легко продвигаться вперед. Может возникнуть ложно-альтовое звучание. (Е.М. Малинина, сб. Воспитание и охрана детского голоса стр.42)

В.А. Багадуров в своих наблюдениях также останавливается на явлении, когда язык у подростков начинает тянуться назад, вследствие роста подъязычного мускула и всего языка.

У девочек состояние голосового аппарата в период полового созревания имеет признаки, характеризующие наступление мутации. Но период роста гортани у девочек короче, чем у мальчиков, и протекает он с меньшей интенсивностью, из-за чего некоторых явлений мутации можно и не заметить, но это не значит, что их нет, или их можно игнорировать при обучении девочек пению".

Изменения, происходящие в голосовом аппарате в период рост, и их характерные признаки сходны у обоих полов: слизь, покраснение связок и всей гортани, ее рост, рост языка (главным образом у девочек); в голосе – детонирование, беззвучие, неустойчивость, ощущение неловкости, утомление.

Специфические особенности развития девочек

Нельзя не обратить внимание на специфическое для женского организма явление – менструации.

Следует заметить, что появление менструаций совпадает часто с началом мутации голоса, но далеко не всегда.

Этим явлением вызываются изменения во всей жизнедеятельности организма.

Признаки, характеризующие этот период:

Температура тела и теплоотдача в менструальный период несколько понижается;

Пульс становится более редким,

Кровяное давление понижается;

Дыхание замедляется,

Жизненная емкость легких уменьшается,

Кожная чувствительность понижается,

Вес тела падает;

Усиленно задерживаются в организме белки, фосфор и хлориды.

Во время кровотечения (3 – 6 дней) эти явления особенно резко выражены. Количество красных телец уменьшается, а количество белых повышается; вследствие этого понижаются процессы окисления.

В связи с наступлением менструации у некоторых девочек имеют место боли в паху, головные боли, тошнота; ухудшается самочувствие, понижается активность. Описанные явления имеют прямое отношение к голосу учащихся девочек, и учитель пения должен обратить на них серьезное внимание.

Период, предшествующий появлению первой менструации, и дальнейшее развитие подростка осложняется тем, что интенсивный рост, часто весьма неравномерный, идет во всем организме девочки. Процессы развития, связанные между собой, взаимно влияют друг на друга и обостряют общее состояние девочки-подростка. В юношеском возрасте все процессы, хотя и продолжают развиваться, но между ними наступает уже равновесие, поэтому менструальный период переносится легче и наступление его происходит регулярнее.

Явление менструации сопутствует девушке во всей ее последующей жизни и крайне важно показать, как меняется состояние голосового аппарата, какие формы этого состояния могут быть, и на что надо обратить внимание, чтобы соблюдать в пении правильный режим.

Специфические изменения, наблюдаемые в голосовом аппарате в менструальный период, исчезают после окончания менструации, тогда как изменения, о которых речь шла выше, касались роста голосового аппарата, роста гортани и ее частей, постепенного ее формирования, сопровождающегося некоторым покраснением, набуханием, наличием слизи и прочих признаков мутации.

Если самый рост гортани и ее частей у девочек совершается не резко и изменения в состоянии гортани обычно мало заметны для глаза, то при менструации резко усиливается раздражение слизистой, расширяются сосуды.

Наблюдения показали, что все фазы (предменструальные дни, во время и после менструации) довольно значительно отражаются как на общем состоянии женщины, так и на слизистой носа, глотки и гортани.

Очень часто подростки заявляют, что в менструальный период им петь легче и продолжают это делать; но вскоре голоса их делаются хриплыми.

Итак, кроме незначительных мутационных изменений в голосе девочек вследствие роста гортани, у них существуют свои особенности развития, влияющие на состояние голосового аппарата и голоса.

Отсюда совершенно очевидно, что голосовой аппарат девочек, даже если в нем нет никаких ясно видимых (как говорят, "существенных") мутационных изменений, не может правильно функционировать в известный период, потому что ослабевают нервные и физические силы организма, голосовые связки теряют свою упругость и эластичность, и при этом нарушаются дыхательные функции (выдох), т.е. исчезают условия, нужные для правильного смыкания голосовых связок, а значит и для звукообразования.

В пении нельзя злоупотреблять силой выдоха; чрезмерный напор на хрупкую гортань непременно нарушит ее деятельность. Это может произойти от большого количества воздуха, взятого при вдохе; с ним трудно справиться, он перегружает, слишком увеличивает подсвязочное давление у поющего (от сюда форсировка голоса). Регулируя напор выдоха, требуя от учащихся уменьшения его чрезмерной силы, мы тем самым создаем условия для укрепления мышечной системы гортани, для развития высокой эластичности голосовых связок. В особенности на это важно обратить внимание в период роста, когда гортань требует меньшей нагрузки.

Самая сложная функция гортани – голосообразовательная – взаимосвязано и обусловлено деятельностью дыхательного аппарата в целом и нарушение его деятельности, безусловно, указывает также на нарушение голосообразовательной функции гортани. Если игнорировать возрастные особенности девочек подростков и продолжать всегда заниматься с ними с большой интенсивностью и продолжительное время – неизбежно утомление нервной системы и перенапряжение мышц голосового аппарата. Это влечет за собой систематическое раздражение голосовых органов, тем более, что в эти периоды (менструации) к ним приливает кровь и связки не полностью смыкаются. Часто в результате злоупотребления пением в этот период появляется хрипота и невозможность даже чисто говорить. Нередки кровоизлияния в связки, невозможность долгое время петь, а иногда и полная потеря голоса.

Объективные показатели произведенного пнеймокимографического исследования, подкрепленные данными педагогических наблюдений, дают ясную картину изменений в дыхательных движениях, происходящих у девочек в период интенсивного роста. Измерения имеют определенную закономерность. У девочек в период формирования, перед появлением менструации (главным образом перед первой, в предмутационный период), в силу происходящих в женском организме специфических перестроек, дыхательные движения дезорганизуются и слабеет их активность. Движения выравниваются после окончания менструации, когда, очевидно, наступает равновесие жизненных сил.

Весьма значительные изменения в дыхательных движениях соответствуют характерным изменениям в состоянии голосового аппарата, т.е. между ними существует взаимозависимость и, таким образом, они не могут не влиять на голос девочек в этот период роста. Ведь при общем ослаблении нервных и физических сил организма, при ослаблении смыкательной способности голосовых связок и нарушении нормальных дыхательных функций, когда появляется напрасная утечка воздуха, нарушается и голосообразовательная функция гортани, т.к. нарушаются условия и связи, при которых возможно правильное звукообразование. При таком нарушении голос теряет яркость, чистоту, силу, диапазон, он не может быть выразительным; наконец, часто исчезает вообще возможность петь. Отсюда, при злоупотреблении в этот период пением, голос не может нормально развиваться.

Нормальное вокальное развитие учащихся, в период их формирования и дальше, зависят от правильного обучения, правильно выработанных норм нагрузки в детские годы.

Вопрос возможности для девочек занятий пением во время мутации должен разрешаться индивидуально, в зависимости от индивидуальных отклонений, от характера мутации, принимая во внимание весь комплекс происходящих в организме девочек изменений, которые могут обнаружиться уже в 11 - 12 лет.

Предмутационный и следующий за ним период формирования пола очень ответственен в обучении. Во время острых явлений мутации занятия надо прекращать.

Нельзя забывать о том, что интенсивный рост имеет не одну фазу; появившиеся в 12 – 13 лет изменения, отразившиеся так или иначе на голосе, могут повториться в 15 – 16 лет (или впервые обнаружиться).

Во время спокойного протекания мутации занятия не только возможны, они вполне целесообразны и желательны, т.к. способствуют укреплению всего организма, быстрому и более равномерному прохождению мутации.

Все это можно осуществить, соблюдая большую осторожность при обучении.

Приблизительно в возрасте 13-14 лет начинает бурно расти весь организм мальчика под влиянием усиленной деятельности эндокринных желез; начинается период полового созревания. Рост органов и тканей в большинстве случаев протекает неравномерно. Это зависит от преобладания в организме той или иной эндокринной железы. Так, например, бурный рост костного скелета (высокий рост, длинные конечности) связан с расстройством у мальчика деятельности гипофиза (мозгового придатка); замедленный рост скелета вызывается неправильной функцией щитовидной железы. В результате роста костей черепа в высоту (долихоцефальность, длинноголовость) увеличивается глубина и высота твердого неба. Это создает определенные условия для голосообразования, отличные от тех, когда мальчик имеет более округлую форму (брахиоцефальность, круглоголовость). Такому строению черепа соответствует иная форма твердого неба; оно будет более плоским, неглубоким. "Мягкие ткани надставной голосовой трубы – язык, мягкое небо – в период мутации также значительно могут менять свою конфигурацию, что, несомненно, будет влиять на звукообразование".

У мальчиков наступают ясные, бросающиеся в глаза, анатомические изменения гортанного скелета. Гортанные хрящи и в особенности легкодоступный наблюдению щитовидный хрящ быстро увеличиваются в размерах, передний угол гортани начинает выпячиваться вперед, образуя выпуклость на передней поверхности шеи (Адамово яблоко). Все другие отделы гортани также растут быстро в это время и в короткий срок достигают своих значительных, характерных для мужской гортани размеров. Наибольшая разница между размером мужской и женской гортани выражается в величине передне-заднего размера. В связи с этим у мальчиков в переходном возрасте обнаруживают усиленный и быстрый рост. Так в 12-13 лет длина голосовых связок у них равняется 13- 14 мм ; в периоде созревания голосового аппарата длина связок увеличивается на 6- 8 мм , а к 25-летнему возрасту достигает длины в 24- 25 мм .

Мужская гортань в переходном возрасте увеличивается на целых две трети, а женская только на половину.

Голосовые складки увеличиваются по длине в полтора-два раза, вследствие чего голос может опускаться на октаву. Здесь действует закон Пифагора, по которому длина и толщина струн обратно пропорциональны высоте издаваемого ими звука. Это изменение в диапазоне голоса мальчика в связи с ростом голосовых связок – лишнее доказательство того, что миоэластическая (мышечноэластическая) теория звукообразования, основывающаяся на физических (акустических) законах, имеет равное право на сосуществование с нейрохронаксической теорией.

По вопросу о наступлении мутации голоса у мальчиков, обычно совпадающей с наступлением полового созревания, данные специальной литературы несколько расходятся у разных авторов, что объясняется, по-видимому, неодинаковым сроком наступления половой зрелости в разных климатах. Так, в северных районах мутация наступает сравнительно поздно, но зато протекает более резко, тогда как в более южных странах, где период полового созревания наступает рано, явления мутации голоса проявляются значительно раньше.

В нашем климате мутация у мальчиков протекает между 15 и 19 годами, но наблюдаются случаи и более раннего созревания голоса (в 13-14 лет и даже раньше)

Изменения в голосовом аппарате мальчиков, параллельно с сильным ростом гортани, выражаются в понижении диапазона голоса и в изменении его тембра. Голос из дисканта или альта переходит в тенор, баритон или бас.

Хотя имеются отдельные наблюдения, что дискант наиболее часто переходит в бас, а альт в тенор или баритон, однако закономерности в этом вопросе до сих пор установить не удалось.

Переход из голоса мальчика в голос взрослого обычно совершается более или менее резко. Голос во время перелома понижается почти на октаву. В то время как слух и воля стремятся сохранить высоту детского голоса, голосовые связки, вследствие изменившихся размеров (увеличение в длину, ширину и толщину), производят гораздо более низкие звуки. Поэтому голос в периоде мутации у мальчиков непостоянен, срывается и обнаруживает самые неожиданные переходы от низких тонов к высоким (как говорят, голос «киксует», «соскакивает»).

Мутационный период, т.е. период полного перехода из детского в мужского, может длиться от нескольких недель (4 - 6), месяцев (3 – 6), до 2 – 3, а иногда и до 5 лет. Наиболее часто он продолжается приблизительно около одного года.

Не всегда перемена певческого и разговорного голоса наступает одновременно: иногда запаздывает одна, иногда другая.

После перемены голоса гортань продолжает расти; голос, однако, в дальнейшем изменяется уже мало. Он только развивается еще в отношении силы и полноты диапазона (у мужчин – приблизительно до 30-го года).

Формы протекания мутации у мальчиков весьма разнообразны.

Так, нередки случаи, когда голос меняется очень медленно, почти незаметно как для них самих, так и для окружающих; лишь изредка наблюдается небольшая хрипота и утомляемость голоса. При такой форме протекания мутации элементы мужского звучания желательны как в речи, так и в пении.

В других случаях (что встречается наиболее часто) у мальчиков при пении и даже в речи вдруг начинает срываться; при этом неожиданно появляются ноты басового тембра, нередко грубого, лающего характера, внезапно перескакивающие на фистулу.

Далее, встречается такая форма мутации, когда мягкий голос мальчика внезапно приобретает грубый характер; появляется резкая охриплость голоса, доходящая иногда до полного безгласия. Когда охриплость через некоторый, сравнительно короткий, срок исчезает, у мальчика (юноши) оказывается уже вполне сформировавшийся мужской голос.

В литературе отмечаются случаи исключительно быстрой смены голоса: мальчик, еще накануне разговаривавший детским голосом, на другой день уже обнаруживает голос взрослого мужчины.

При наступлении мутации у мальчиков, в случае быстрого протекания процесса, голос сразу становится ниже (приблизительно, на октаву), а при медленном протекании – понижается постепенно.

Связь всех изменений в голосовом аппарате с половым развитием мальчиков настолько тесна, что достаточно каких-либо причин, мешающих половому созреванию мальчика, чтобы в развитие гортани и голоса значительно замедлилось или даже вовсе остановилось. Так, имеются наблюдения, что у мальчиков, много болевших в детстве, слабо развитых физически, половое созревание значительно запаздывает, а вместе с тем сильно отстает в развитии и голосовой аппарат сравнительно с ростом его у здоровых детей, оставаясь на степени развития детской гортани; в этом случае голос может оставаться инфантильным (недоразвитым, детским) и у взрослого.

Формы ненормального протекания мутации очень разнообразны. Они могут явиться следствием целого ряда причин, вызывающих те или иные расстройства в физической или психической сфере детей, а иногда и в той и в другой сфере.

Так, к мутационным расстройствам относятся:

Затянувшаяся мутация , когда смена голоса тянется на протяжении многих лет (3-5-7 и даже больше).

Упорно держащийся фальцет вызывается нарушением координации в работе голосовых и передних мышц гортани, когда превалирует деятельность последних; при этой форме мутационного расстройства у юноши вырабатывается очень высокий, неприятный, пискливый голос. Расстройства координации в некоторых случаях бывают выражены настолько резко, что речь сопровождается судорожными сокращениями наружных мышц гортани.

Остро протекающая мутация сопровождается столь бурными явлениями в отправлении голоса, что юноши совершенно отказываются разговаривать и общаться с окружающими.

Замаскированные расстройства в мутационном периоде . Видимых явлений мутации в голосе еще нет; голос звучит еще как будто совсем по-детски. В тоже время у юноши появляются приступы кашля, которые ничем не могут быть объяснены.

По мнению некоторых авторов, такое явление может быть вызвано слишком долгим пребыванием в хоре мальчиков, у которых уже проявляются признаки наступающей или наступившей мутации, но которые, однако, продолжают петь чисто детским голосом. С другой стороны, подобные явления могут быть вызваны длительным пением мальчиков «под голос взрослого мужчины». И в том и в другом случае налицо, несомненно, имеется резкое перенапряжение голосового аппарата, вызывающее у мальчиков (подростков) неудержимый рефлекторный кашель.

Преждевременная мутация , когда у мальчиков в 11, 12 и даже в 10 лет появляется низкое, грубое звучание голоса, совершенно несоответственное детям этого возраста.

Такое явление может быть как следствие преждевременного наступления половой зрелости, так и результатом длительной чрезмерно напряженной голосового аппарата (крик, форсированное пение, пение в высокой тесситуре и т.д.).

Запоздалая мутация . Сюда относятся случаи мутации голоса, проявляющейся значительно позже наступления половой зрелости (через 3-4 года и более). В этих случаях гортань приходит к зрелости последним органом, связанным с половым созреванием.

Вторичная мутация – когда уже в зрелом возрасте в голосе внезапно вторично обнаруживаются явления мутации (резко бросающиеся в глаза тембровые изменения голоса).

Согласно наблюдениям доктора Левидова, "…мутационному периоду у мальчиков в большинстве случаев предшествует некий предмутационный период , длящийся обычно несколько месяцев. В течение этого времени в голосе мальчика начинает появляться некоторые признаки приближающейся мутации, вначале очень слабые, но затем постепенно усиливающиеся. Главные признаки – быстрая утомляемость голоса и нежелание петь, а иногда еще не совсем чистая интонация при пении", поскольку мальчику труднее становится справляться с верхними звуками своего диапазона вследствие роста голосовых связок в длину. "Ларингоскопия часто обнаруживает явления незначительно выраженного катара гортани (слизь на связках)".

Второй период – собственно мутационный – характеризуется более выраженной окраской голосовых складок, а иногда и всей слизистой оболочки гортани, секреторная функция которой нарушается, при этом уменьшается или увеличивается количество выделяемой слизи. Отмечаются утолщение и гиперемия голосовых складок с красным, серо-розовым или желто-красным оттенком. Это явление следует рассматривать не как воспаление, а как физиологическую гиперемию, всегда сопутствующую воспалительному процессу при усиленном росте. Физиологическая гиперемия является благоприятной почвой для развития настоящего воспаления слизистой оболочки гортани в мутационном периоде при неосторожном, нерациональном обращении с голосом.

Кроме того, в период мутации у мальчиков отмечается значительное напряжение голосовых складок при произнесении высоких звуков и расслабление их при переходе к низким. Все эти явления сопровождаются заметным нарушением как речевого, так и певческого голоса, они могут проявляться в форме небольшой или значительно выраженной хрипоты. В связи с этим наступает быстрое утомление голоса, возникают неожиданные срывы его и соскакивания звуков с высоких на низкие и наоборот, что в вокальной практике называется киксами.

Профессору Левидову также удалось установить, "...что мутация голоса у мальчиков тоже обычно не кончается сразу". Несколько месяцев, а иногда и больше, длится период, называемый послемутационный . Он характеризуется тем, что при полной смене голоса, когда последний звучит уже совсем по взрослому, и диапазон как будто уже вполне установился, а пение для юноши не представляет никаких особых затруднений, - катаральные явления в гортани упорно держаться; даже после непродолжительного пения можно констатировать интенсивное покраснение голосовых связок и обилие вязкой слизи.

Также, послемутационный, период характеризуется относительно быстро наступающим утомлением голоса, некоторым нарушением вибраторной функции и розоватой окраской голосовых складок, появляющейся после пения. В этом периоде закрепляются все элементы грудного механизма голосообразования, благодаря чему в послемутационном периоде голос юноши приобретает свойства взрослого человека. Изменения диапазона, силы и тембра голоса, манеры звукообразования в этом периоде находятся в тесной связи с происходящими изменениями в организме и психике мальчиков.

Окончательное оформление своего развития человеческий организм получает примерно к 20 годам. Хотя рост гортани к этому времени и заканчивается, все же он может отставать от роста грудной клетки, получается несоответствие в работе дыхания и голосовых связок; мышечная сила последних еще недостаточно окрепла, и в послемутационном периоде (наиболее продолжительном) голосовые связки нуждаются в соответствующем режиме.

Н.Д. Орлова подчеркивает, что по наблюдениям Е.Н. Малютина самый опасный период послемутационный, когда насильственно меняются детские автоматизмы, от чего связки начинают перенапрягаться, приходят в гипертоническое состояние, что неизменно влечет за собой их гипотонию – ослабление, недосмыкание, неравномерную работу правой и левой связки. Осторожность в пении должна соблюдаться молодежью и дальше, когда голос уже вполне сформируется, в особенности, если не было раньше никакой подготовки.

Воспаление катаральное (i. catarrhalis; син. катар ) В. слизистых оболочек, характеризующееся образованием обильного экссудата различного характера (серозного, слизистого, гнойного, серозно-геморрагического и др.) и отеканием его по поверхности слизистой оболочки .

ткани (артериальная, активная гиперемия) или затрудненном ее оттоке (венозная, пассивная, застойная гиперемия). Сопутствует всякому воспалению. Искусственную гиперемию вызывают с лечебной целью (компрессы, грелки, банки ).

Мутация - это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате.

Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается исследователями в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно.

Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек голосовые складки удлиняются только на 3-5 мм.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация - неуверенной. Наблюдается диплофония (би-тональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки.

У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать.

Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах .

Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает все чаще и чаще, затем проявляется реже, и, наконец, детский тембр заменяется мужским.

Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос.

Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредные факторы (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

Наиболее часто встречается персистирующий (т.е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, писклявый, неприятный на слух.

В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания.

У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления - преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре).

У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности.

Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.

Можно выделить три периода мутации:

    начальная

  1. конечная

Мутация продолжается от 1 месяца до 2-3 лет.

Мутационные расстройства:

    замаскированные расстройства - в мутационном периоде характеризуются тем, что видимых признаков мутации в голосе еще нет, но часто возникают труднообъяснимые приступы кашля. Часто встречаются у мальчиков, поющих в хоре).

    преждевременная мутация - чаще у мальчиков, 10-11 лет появляется грубое звучание голоса, неестественное для детей данного возраста. Может быть обусловлено преждевременным наступлением половой зрелости или чрезмерной работой голосового аппарата (например, форсированное пение)

    запоздалая мутация - происходящая после наступления половой зрелости.

    вторичная мутация - наступает внезапно, в зрелом возрасте. Причины: нарушение работы желез внутренней секреции, перенапряжение голоса, курение и т. п.









2024 © rukaraoke.ru.