Как называется период переходного возраста у подростков. Психологические проблемы подросткового возраста. Что такое пубертатный период


Стоит заметить, что переходный возраст у мальчиков обычно начинается несколько позднее, чем у девочек. В 13-15 лет это очень заметно: девочки превращаются в девушек, а мальчишки все еще выглядят по-детски.

Когда у детей начинается непростой переходный возраст, у них изменяется не только организм, а и сознание, ощущение мира. Все это влияет на нервную систему ребенка. Подростки становятся раздражительными, агрессивными. Родители не знают, как себя вести. Чтобы помочь ребенку пережить этот сложный период нужно знать заранее, что происходит с детьми в процессе их взросления.

У каждого подростка переходный период проявляется по-своему, не имеет четко определенных временных рамок. Поэтому обозначить, каковы признаки переходного возраста и когда точно начинается и сколько продолжается этот период невозможно. Обычно, это возраст с 10 лет до 15-16 лет. Эти показатели варьируются в меньшую и в большую стороны. Переходный возраст девочек, хоть и начинается раньше, чем у мальчиков, проходит несколько спокойнее.

Фазы переходного возраста у подростков

Симптомы переходного возраста проявляются в подготовке психики и организма ребенка к грядущим изменениям. В это время дети забывают о мячах, скакалках и играх с родителями и уделяют большее внимание прогулкам со сверстниками. Девочки проводят много времени у зеркала, свыкаясь с изменениями во внешности, а мировоззрение мальчишек подвергается серьезным психологическим испытаниям: они не готовы к самостоятельной жизни, но и в детство возврата уже не будет.

Внешние признаки переходного возраста

Начало переходного возраста ознаменовано рядом внешних изменений. У мальчиков увеличиваются в размерах яички и половой орган, появляются волосы на лобке и подмышечных впадинах. Начинается ломка голоса, активно развивается мускулатура. У большинства мальчиков появляются поллюции. У девочек расширяются тазовые кости, округляются ягодицы и бедра, развиваются молочные железы. В 11-12 лет может пойти менструация. Подростки - и мальчики, и девочки - активно растут. Как основной симптом переходного возраста - у большинства появляются прыщи. Это происходит по причине гормональных всплесков в организме подростка.

Резкая и беспричинная смена настроения, грубость, склонность к депрессиям являются признаками переходного периода. Это так же вызвано гормональными изменениями в организме ребенка. Главной задачей родителей является помощь подростку в этот период. Важно в это время потерять связь с ребенком. Сглаживать ссоры и конфликты.

Очень важно, чтобы родители не просмотрели время, когда начинается переходный возраст у их ребенка. Правильная реакция на физиологические и психологические изменения в организме подростка поможет менее болезненно пережить переходный возраст, признаки которого были описаны выше.

Многие родители, к сожалению, не совсем представляют, что такое переходной возраст у девочек. Признаки, которые говорят им о том, что в жизни их дочери наступает новый период, часто просто игнорируются. Взрослые забывают о своем собственном детстве и юношестве, и поэтому, когда их любимая дочурка достигает переходного возраста, они оказываются совсем не готовы к происходящим переменам. Мамы и папы не имеют представления о том, когда начинается и во сколько лет заканчивается переходный возраст у девочек, какие изменения в их физиологическом и психологическом состоянии являются нормой, а какие - нет, какие проблемы сопутствуют этому периоду и как с ними бороться.

Что такое переходный возраст?

Переходной возраст - это довольно сложный период, который проходит каждый ребенок в процессе своего факт подтверждают и психологи, и врачи. В этот промежуток времени у детей изменяется мироощущение и сознание, а их организм подвержен существенным физиологическим изменениям.

Рано или поздно каждый родитель, воспитывающий любимую дочурку, задается вопросом о том, во сколько лет начинается переходный возраст у девочек. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует, поскольку этот период не имеет строгих временных границ. Переходной возраст у девочек, признаки и симптомы, характеризующие его, отличаются и зависят от индивидуальности каждой личности. Однако в кругу специалистов-психологов принято условно разделять переходный возраст на три основные фазы:

Какими физиологическими изменениями сопровождается переходный возраст?

Как определить, что начался переходной возраст у девочки? Признаки обычно бывают налицо, поэтому внимательные родители вряд ли пропустят этот момент. С физиологической точки зрения имеют места следующие возрастные изменения:

Аномалии пубертации

Родителям необходимо быть очень внимательными в период, когда начинается переходной возраст у девочек. Признаки любых отклонений должны быть выявлены своевременно, так как любое промедление чревато серьезными последствиями. Мамам и папам стоит забить тревогу, если:

  1. Слишком рано начинают расти молочные железа. Речь идет о преждевременном росте груди, если это происходит тогда, когда девочке еще не исполнилось 8 лет.
  2. характеризуется началом пубертатного периода у девочек, не достигших 8-10 лет.
  3. Преждевременный рост волос в области лобка и подмышек.
  4. Преждевременное или запоздалое наступление менструации.
  5. Запоздалая пубертация, характеризующаяся отсутствием у девочек 13-14 лет признаков полового созревания.

Несмотря на то, что нет определенной даты, когда начинается переходный возраст у девочек, симптомы, описанные выше, должны насторожить родителей. В случае выявления любого из них рекомендуется обратиться к врачу за консультацией.

Болезни переходного возраста

Пубертатный период сопровождается серьезными изменениями во всем организме. Затрагивается также и состояние здоровья. Проблемы, возникающие в психологическом плане, оказывают дополнительную нагрузку на организм, вследствие чего порой он дает сбой.

Какие болезни возникают, когда начинается переходный возраст у девочек? Симптомы этих заболеваний проявляются как-либо или нет?

Как правило, недуги, характерные для переходного возраста, носят временный характер. Среди наиболее распространенных следует отметить следующие:


Половое созревание и переходной возраст

У девочек признаки полового созревания проявляются, как правило, в возрасте 12-13 лет. Они быстро растут, и всего за один год их рост может увеличиться на 5-10 см. Половое созревание девочек начинается с резкого развития молочных желез и, безусловно, половых органов. Тело приобретает более округлую форму, на ягодицах и бедрах откладываются подкожные жиры, на лобке и в области подмышек начинается интенсивный рост волос. Одновременно с этим происходят изменения и в характере. Девочки становятся более застенчивыми, они все чаще кокетничают с мальчишками, первый раз влюбляются.

Одним из самых важных признаков является наступление первой менструации. В это время имеют место изменения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах. Наблюдаются перепады настроения, повышенная утомляемость и головные боли. Поэтому, когда начинается менструация, врачи рекомендуют девочкам чаще находиться на свежем воздухе, не подвергать организм чрезмерным физическим нагрузкам и больше отдыхать.

Какие психологические проблемы возникают у девочек в переходном возрасте?

Для девочек-подростков огромное значение имеет то, как их воспринимают окружающие. Для них очень важно, как они выглядят и какое впечатление производят на представителей противоположного пола, то есть на мальчиков. Много времени они проводят перед зеркалом и пристально изучают изменения, которым подверглось их тело. Зачастую девочки относятся к себе очень критично и остаются недовольны своим внешним видом. Кроме этого, у подростков наблюдаются частые перепады настроения, что объясняется усиленным выбросом половых гормонов в кровь. Гормоны - это также причина избыточной сексуальной энергии. Однако эту энергию девочка пока не может реализовать из-за своего возраста. В результате она становится агрессивной, дерзкой и непослушной. Родителям стоит набраться терпения и не забывать, что в этот период у подростков кора надпочечников функционирует намного интенсивнее, и именно поэтому их чадо постоянно находится в состоянии стресса.

Какие комплексы возникают у девочек в период пубертации?

В семье появляются новые проблемы, когда наступает переходной возраст у девочек. Фото интимного характера в ящике стола, гора косметики и новой одежды - далеко не редкость. Желание надеть короткую юбку и нанести на лицо толстый слой косметики вовсе не говорит о том, что девочка хочет привлечь к себе внимание. Порой это признак того, что у нее развились определенные комплексы, и она потеряла уверенность в себе. Ситуация усугубляется в случае, если девочка-подросток отстает в развитии от своих сверстниц. Второй размер груди подружки на фоне ее нулевого воспринимается как настоящая трагедия. Жизнь кажется серой и никчемной.

Если девочке не помочь, позволить ей и в дальнейшем оставаться наедине со своими проблемами, в итоге комплексы приумножатся. Это, в свою очередь, может привести к развитию затяжной депрессии, из которой выйти без вмешательства психолога не представляется возможным.

Как помочь девочке преодолеть трудности переходного возраста?

В трудно приходится не только подросткам, но и их родителям. Любящие мамы и папы часто обращаются к специалистам с вопросом о том, сколько длится переходный возраст у девочек. К сожалению, ни психологи, ни врачи не смогут назвать им конкретную дату, так как все зависит от индивидуальных характеристик ребенка. Однако они могут дать родителям несколько важных рекомендаций, которые помогут справиться с трудностями переходного возраста. Например, родители должны:

Позволять девочке принимать самостоятельные решения;

Забыть о директивном стиле общения;

Предоставить девочке большую свободу;

Не делать за дочь ту работу, которую она может выполнить самостоятельно;

Не критиковать парня, с которым она встречается;

Не нарушать ее личного пространства;

Не обсуждать дочь с посторонними людьми.

Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка. Качество взрослой жизни во многом определяется тем, насколько успешно человек прошел через подростковый кризис.

Подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет. Его называют переходным, так как в это время ребенок переходит от детской модели поведения к взрослой. Происходит изменение самооценки, восприятия себя в социуме. Появляется способность воспринимать окружающее критически, анализировать и делать собственные выводы, сознательно присваивать предлагаемые социумом те или иные моральные ценности.

Кроме того, в этот период подросток переживает серьезнейшие физиологические изменения.

Возрастные особенности подростков

  • Скрытые от глаза физиологические процессы вызывают чувство тревоги, дискомфорта, постоянного напряжения и эмоциональной усталости
  • Психологические изменения в свою очередь приводят к эмоциональному дисбалансу, внутренним и внешним конфликтам, решение которых требует энергии внутренней силы
  • К описанным проблемам подростка добавляется значительное повышение учебной нагрузки в старших классах, усиление давления со стороны родителей.
  • Все это создает у подростка чувство растерянности: старые ориентиры утрачены, новые еще не обретены
  • Естественные процессы взросления вызывают ощущения катастрофы и утраты себя в окружающем мире
  • Социальные навыки подростка еще не сформированы, личный жизненный опыт слишком мал, чтобы самостоятельно находить решения в сложных ситуациях.
  • Постоянная внутренняя дисгармония приводит к повышенной конфликтности и агрессии, что только усиливает негативное восприятие ситуации
  • В результате подросток замыкается, уходит в себя, обрастает ненужными комплексами, вместо решения проблем ищет легкие способы бегства от них
  • В худшем случае подростковые проблемы могут сломать человека как личность



Первые признаки переходного возраста

Внешне начало переходного возраста проявляется в следующем:

  • Ребенок начинает быстро расти, прибавка к росту больше 10-15 см в год
  • Развиваются вторичные половые признаки
  • Появляются подростковые угри и высыпания на коже
  • Ребенок становится чересчур ранимым, обижается на вещи, которых раньше не замечал
  • Стесняется проявлений родительской ласки на людях
  • Спорит и грубит чаще, чем обычно

Физиологические проблемы подросткового возраста.

  • Происходит серьезная перестройка эндокринной системы. Тело подростка в переходный период развивается неравномерно и непропорционально. К моменту окончания полового созревания диспропорции в большинстве случае исчезают
  • Центральная нервная система претерпевает значительные изменения, следствием которых является чрезмерная эмоциональная возбудимость подростков. Процессы, происходящие в коре головного мозга, провоцируют повышенную реакцию нервных окончаний и одновременно снижают реакцию торможения


  • В переходном возрасте происходит окончательное формирование жировых тканей и клетчатки, костей и мышечной ткани. Тело принимает законченные формы. В этот период особенно важно правильное здоровое питание и обмен веществ
  • В области желудочно-кишечного тракта в подростковом возрасте часто возникают проблемы, так как пищеварительная система очень чувствительна к физическим нагрузкам и эмоциональным перепадам
  • Физиологические изменения сердечно-сосудистой системы и органов дыхания приводят к возникновению расстройств в области сердца, легких, частой слабости, головокружениям и обморокам. Очень важно подобрать для ребенка правильный режим сна и отдыха, а также внимательно отнестись к определению допустимых нагрузок на организм



Основные особенности переходного возраста у девочек

  • Тело постепенно приобретают формы, характерные для женской фигуры: круглые бедра, выпуклые ягодицы, нижняя часть тела становится шире, чем верхняя
  • Происходит рост молочных желез, часто процесс сопровождается болезненными ощущениями и чувством дискомфорта. Грудь может расти неравномерно, молочные железы могут отличаться по размеру одна от другой, но к завершению полового созревания разница практически исчезает
  • В подростковом периоде у девочек начинают расти волосы в области лобка и подмышек, одновременно с этим сальные железы начинают работать интенсивнее, запах тела становится резче. В этом возрасте необходимо пересмотреть вопросы гигиены и выработать индивидуальный режим ухода за телом
  • Завершается формирование половых органов. Часто в этот период возможны нарушения микрофлоры и связанные с этим осложнения (раздражения, грибковые инфекции). Необходимо приучить девочку внимательно относиться к здоровью в области гинекологии и правильно ухаживать за этой частью тела



Основные особенности переходного возраста у мальчиков

  • В подростковом возрасте у мальчиков начинается интенсивный рост костей, а затем и мышечной такни, причем кости обычно растут быстрее, чем мышцы. Отсюда частая излишняя худоба у подростков-мальчиков. Иногда такое отставание мышечной ткани может вызвать болезненные ощущения и временное недомогание
  • Подростковая ломка голоса – это рост гортани, в процессе которого у мальчика появляется «адамово» яблоко, а голос понижается на несколько тонов до характерного взрослым мужчинам тембра. В этот период мальчики подвержены частым осложнениям и болезням горла, так как при росте гортани происходит довольно сильный приток крови в эту область
  • Очень тонкий и деликатный вопрос полового созревания мальчиков – это поллюции (непроизвольное, обычно ночное, семяизвержение, связанное с чрезмерным сексуальным возбуждением)
  • Изменения на лице, вызванные гормональной перестройкой: черты лица становятся более резкими и мужскими, уходит детская округлость. На лице и шее появляется растительность. Юношеские угри у мальчиков обычно выражены сильнее, чем у девочек
  • Рост волос на груди, в подмышках, в паху, изменение запаха пота. Важно приучить мальчика к ежедневной гигиене и использованию косметических средств по уходу за телом (дезодоранты, лосьоны, крема)



Перестройка гормонов. Что делать с проблемной кожей?

Угревая сыпь на лице в подростковом возрасте практически неизбежна из-за глобальной гормональной перестройки организма. Поскольку подростки очень чувствительны к своему внешнему виду и оценке своей внешности в глазах окружающих, прыщи на лице являются не только физиологической, но и психологической проблемой.

При половом созревании сальные железы ребенка начинают работать в усиленном режиме. Выделяемый ими жир создает идеальные условия для развития патогенной флоры на коже, что приводит к закупорке пор и развитию гнойничковых поражений.

При правильном ежедневном уходе можно значительно снизить уровень бактерий в порах и предотвратить излишнее количество угрей на лице.

Что необходимо учесть при лечении угревой сыпи у подростков:

  • Подростковая кожа очень чувствительна и подвержена раздражению, поэтому следует выбирать препараты деликатного действия, разработанные специально для подростков
  • «Взрослые» средства могут привести к серьезному раздражению и аллергическим высыпаниям, что только усугубит физический и психологический дискомфорт ребенка
  • Лучше подойдут средства на основе натуральных компонентов, можно при умывании протирать лицо отварами лечебных трав, обладающих антисептическим действием
  • Не используйте спиртосодержащие препараты, так как спирт пересушивает кожу, что в свою очередь вызывает еще более активную работу сальных желез и выделение жира
  • Угревая сыпь может усиливаться из-за неправильной работы пищеварения, поэтому важно придерживаться здорового и сбалансированного питания
  • Важно помнить, что чистой должна быть не только кожа, но и полотенце, постельное и нижнее белье. Приучите ребенка не прикасаться к лицу без особой необходимости, чаще мыть руки и пользоваться чистыми носовыми платками
  • Подростковая кожа подвержена загрязнениям больше, чем взрослая, поэтому необходимо умывать лицо несколько раз в сутки, как минимум утром и вечером



Социальные проблемы подросткового возраста. Адаптация в социуме

Главной мотивацией ребенка в социуме в подростковом возрасте становится обретение уважения в глазах окружающих, особенно сверстников. Мнение одноклассников начинает превалировать над мнением родителей и учителей. Подростки очень чувствительны к малейшему изменению своего положения в кругу ровесников.

Отсюда часты внезапные поступки, нехарактерные для ребенка, призванные продемонстрировать сверстникам его исключительность и неординарность: хулиганские выходки, необдуманный риск, экстравагантные детали внешности.
Замечено, что вес ребенка в глаза подростка напрямую зависит от его эмоционального благополучия и микроклимата в семье.



Психологические проблемы подросткового возраста

Главные задачи личностного роста, которые ребенок решает для себя в подростковом возрасте:

  • Умение анализировать, сравнивать, делать собственные выводы
    Самостоятельное принятие решений на основе сделанных выводов
    Осознание личной ответственности за свои решения и поступки
    Осознание себя как отдельной личности и субъекта социума
    Его статус и положение в социуме

Важный аспект для подростка – уважение себя как личности. Научившись воспринимать мир критически, дети начинают видеть в себе слишком много недостатков, особенно в сравнении с другими сверстниками. Также болезненно они воспринимают любой намек на неуважение извне.

Часто подавленное состояние подростка либо повышенная агрессивность вызваны именно дисбалансом между внутренней потребностью ребенка в уважении и его недостаточным проявлением со стороны родителей и сверстников.



Проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте

  • В плане межличностных отношений в подростковом возрасте происходит снижение значимости взрослых и высокая зависимость от мнения сверстников. То есть подросток из позиции подчиненного переходит в позицию равного по значению
  • Если в отношениях взрослый-ребенок присутствует серьезная дистанция и субординация, то в отношениях ребенок-ребенок подросток в полной мере может реализовать свои главные для этого возраста потребности: чувствовать себя взрослым и обрести уважение в глазах окружающих
  • Главными же проблемами межличностного общения подростка являются неготовность взрослых согласиться со снижением собственной значимости в глазах ребенка, и неумение подростка формировать гармоничные отношения, основанные на равноправии, поскольку навык общения в детском возрасте был основан на подчинении взрослым и выполнении их требований
  • Частые конфликты подростков друг с другом вызваны именно попытками выстраивать новые отношения на основе старых навыков. В раннем подростковом возрасте ребенок не разборчив в друзьях, его интересует общение как таковое и наработка необходимого опыта
  • К старшему подростковому возрасту, дети, как правило, уже определяются с выбором постоянных друзей по интересам, четко определяют свою роль в их компании и имеют достаточные навыки для поддержания ровных отношений на протяжении длительного времени



Проблемы обучения в подростковом возрасте. Как помочь ребенку справиться с учебой?

У большинства подростков помимо всех вышеперечисленных сложностей возникает еще одна – потеря интереса к учебе. У каждого ребенка причина может быть своя, объединяет их одно: подростковый возраст переполнен эмоциональными и физиологическими переживаниями, что неизбежно сказывается на всех аспектах жизни ребенка.

Возможные причины ухудшения успеваемости

  • В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу, где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной. Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями и установками. Способы подачи материала становятся более академичными, акцент смещается в сторону теории и сложных понятийных конструкций. Ребенку необходима помощь родителей в том, чтобы своевременно и правильно адаптироваться в новых условиях
  • В старшей школе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей к качеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении в профессиональные учебные заведения. Возрастает давление со стороны педагогов, заинтересованных в качестве сдачи ЕГЭ. Сам подросток переживает естественные страхи по поводу предстоящих экзаменов и поступления в вуз
  • Все это приводит к серьезной психологической нагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости. Помогите ребенку равномерно распределить нагрузку в течение рабочей недели, правильно чередовать режим отдыха и работы. Постарайтесь не нагнетать обстановку, подбодрите ребенка, помогите ему обрести чувство уверенности в себе и своих сила.
  • Конфликты с педагогами и отсутствие мотивации. Подростки очень чувствительны к критике в свой адрес, особенно к публичным ее проявлениям. Самая естественная реакция подростка – агрессия, что только усугубляет конфликт. Неуспеваемость по отдельным предметам может быть связана с негативными взаимоотношениями педагога и ребенка. Попробуйте выяснить причины конфликта и помочь ребенку выстроить контакт
  • Личные проблемы. Для подростка взаимоотношения со сверстниками гораздо важнее успеваемости. На текущий момент это его самая болевая точка. Если подросток не адаптирован в коллективе, испытывает трудности в общении, это может быть причиной общей апатии, в том числе в отношении учебы. Очень важно не отмахиваться от проблем подростка, какой бы несущественной она вам ни казалась
  • Признайте ее значимость, постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор и оказать ему реальную помощь, иначе в следующий раз он вряд ли поделится проблемой. Помните, что для подростка важна самостоятельность, поэтому не пытайтесь решить его проблемы силой, не читайте нотаций его одноклассникам. Помогите подростку найти достойный выход из ситуации или поменять коллектив



Проблема конфликта в подростковом возрасте

В подростковом возрасте особенности развития психики и организма складываются так, что ребенок переживает одновременно несколько серьезных внутренних конфликтов.

  • Желание быть взрослым – отрицание ценностей окружающих взрослых
  • Ощущение себя центром вселенной – самокритика и неприятие себя как личности
  • Желание быть «как все» — глубокая потребность заявить о своей индивидуальности и исключительности
  • Половое созревание – страх и неприятие перемен, происходящих в организме
  • Влечение к противоположному полу – неумение выстраивать отношения

Подростку трудно справиться с таким наплывом эмоций, переживаний и физических ощущений, в этот период. Внутренние конфликты неизбежно находят отражение во внешней жизни.



Отношения с родителями и близкими подростка. Как себя вести старшему поколению и чего ждать?

  • В подростковом возрасте ребенок выходит из-под опеки родителей. Если в детстве он воспринимал родительские оценки и требования как правильные по определению, в подростковом возрасте ребенок начинает оценивать происходящее вокруг с точки зрения своего личного восприятия. Он осознает, что у него есть свои собственные предпочтения, симпатии и стремления, которые не всегда совпадают с мнением взрослых
  • В отношении родителей подросток в этот период стремится дистанцироваться от их опеки и покровительства, продемонстрировать свою взрослость и самостоятельность. Однако это не значит, что подросток готов отказаться от общения с родителями в целом. Просто его общение в этот период выходит на качественно новый уровень
  • Часто родителям кажется, что ребенок проявляет беспричинную агрессию и упрямство, и единственное, что им движет – сделать все назло. Но недопонимание скорее вызвано неумением ребенка в силу возраста выразить свои подлинные эмоции, и нежеланием родителей его понять. В итоге у ребенка возникает чувство одиночества, замкнутость
  • Важно понимать, что от конфликтов ребенок эмоционально страдает не меньше, чем родители. Но, не имея достаточного опыта взрослых отношений, подросток не в состоянии понять причину взаимного недовольства, не знает, что предпринять, чтобы разрешить конфликт

Также необходимо понимать, что гормональная революция подросткового организма вызывает неуправляемые всплески эмоций, которые ребенок физически не способен контролировать.



Личность подростка в период переходного возраста. Новые увлечения и взгляды на мир

Психологи разделяют подростковый период на две фазы: негативную и позитивную.

  • Негативная фаза – это отмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящих внутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологически к ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянное беспокойство и недовольство
  • В позитивной фазе подросток готов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья, интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникает чувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми

Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивые увлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подростки выбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то в старшем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересов и увлечений.



Когнитивное развитие подростка

Когнитивным развитием называется развитие познавательных навыков.

  • В подростковом возрасте ребенок способен усваивать абстрактные понятия, анализировать гипотезы, строить собственные предположения, обоснованно критиковать чужую точку зрения. Подросток открывает для себя логический способ изучения предметов, в дополнение к механической памяти, которой пользуются дети дошкольного и младшего школьного возраста
  • При механическом запоминании воспроизведение материала происходит в той последовательности, в которой оно было заучено: дословный пересказ текста, строго последовательное выполнение физических действий
  • Логическая память делает акцент не на форме, а на сути изучаемого предмета. Изучаемый предмет анализируется, вычленяются наиболее важные моменты, устанавливается их логическая взаимосвязь, после чего изученный материал закладывается в память
  • В раннем подростковом возрасте ребенку трудно понять, в каких случаях использовать те или иные полученные навыки. Часть школьных предметов хорошо поддается логическому способу заучивания, некоторые предметы можно изучить только при помощи механической памяти (иностранные языки, сложные формулы и определения). В возрасте 10-12 лет дети часто жалуются на ухудшение памяти и неспособность понять тот или иной материал

К старшему подростковому возрасту ребенок обычно свободно владеет приобретенными навыками и их использование не вызывает у него затруднений.



Конфликт поколений: разрешать или не разрешать?

Конфликты, возникающие у родителей с подростком, могут иметь самые разные причины, но если не пытаться управлять конфликтом, любая незначительная мелочь может привести к очень серьезным последствиям для обеих сторон. Что делать, если возник конфликт?

  1. Первый шаг – необходимо выслушать аргументы и доводы обеих сторон. Подростки не воспринимают категорических запретов, им важно понимать, что стоит за вашим «нет». Дайте ребенку возможность высказать свою точку зрения. Во-первых, он научится формулировать объяснения своим поступкам (он не всегда их понимает сам), во-вторых, вы дадите ему понять, что считаете его взрослым и уважаете его мнение. Это существенно снимет накал страстей
  2. После того, как вы взвешенно и уважительно выслушали позицию ребенка и высказали свои аргументы, постарайтесь найти общий компромисс. Обозначьте подростку границы, в которых вы готовы уступить, предложите ему отказаться от части требований. Так вы научите ребенка находить золотую середину в конфликтах с другими людьми
  3. Если вы нашли устраивающее обе стороны решение, не пытайтесь его пересмотреть под воздействием внешних обстоятельств. Будьте логичны и последовательны в своем желании говорить с ребенком с позиции взаимоуважения



Как выстроить отношения с ребенком, чтобы не навредить ему?

Родительская семья является первой и важнейшей в жизни ребенка моделью взаимоотношений между людьми.

Возможные перекосы и дисгармония в семейных отношениях наиболее остро проявляются именно в подростковом возрасте ребенка. Несколько примеров негармоничного поведения родителей и их последствия для подростка.

Недостаток внимания к подростку, его проблемам и интересам, отсутствие общения и привязанности между родителями и детьми Асоциальное поведение подростка: побеги из дома, демонстративное «ничегонеделание», эпатажные выходки и эмоциональные провокации
Чрезмерное внимание к ребенку, большое количество запретов и ограничений, отсутствие личного пространства и поля для принятия самостоятельных решений Инфантильность, неумение дать сдачи, отстоять свою территорию; протесты по отношению к родителям по защите собственного «Я»
Поощрение малейших прихотей и желаний, отсутствие требований и границ, чрезмерная любовь и обожание Неадекватная оценка себя по отношению к окружающим, чрезмерное самомнение, потребность в постоянном внимании к собственной персоне
Диктаторский, спартанский стиль воспитания, завышенные требования, отсутствие похвалы, чрезмерно жесткий стиль общения, невнимание к желаниям и интересам ребенка Либо замкнутость, уход в себя и собственный мир, отстраненность от социума, либо опускание «во все тяжкие» и демонстративное нарушение всех запретов и ограничений, установленных родителями
Завышенные требования, несоответствующие возрасту обязанности и роли в семье: выполнение родительских функций по отношению к младшим детям, возложенное на ребенка «взрослое» чувство долга и ответственности по отношению к семье, непризнание его детства как такового Затяжные депрессивные состояния, бесконтрольная агрессия, вспышки гнева по отношению к объекту ответственности



Как помочь ребенку принять себя как личность?

  • Излишняя критичность, с которой подросток анализирует ми и окружающих, в полной мере относится и к нему самому
  • Все подростки в той или иной степени недовольны собой, своей внешностью, своими достижениями и успехами в среде сверстников. Девочки подвержены низкой самооценке сильнее, чем мальчики
  • Помогите подростку увидеть свои сильные стороны, понять, в чем он привлекателен и уникален. Отмечайте его реальные успехи, постарайтесь поднять его самооценку в собственных глазах
  • Подростки испытывают очень большую потребность в общении со сверстниками. Стать своим, быть полноправным членом социальной группы, компании друзей – главная мечта любого подростка
  • Помогите ребенку выстроить отношения в коллективе. Найдите время для разговора «по душам»; расскажите ребенку о вашем подростковом возрасте, о вашем опыте первой любви, дружбы, первых ссор и ошибок. Анализируя ваши рассказы подростку будет легче принять решение в отношении собственных проблем
  • В поисках собственного «Я» подросток может начать вести себя эпатажно, одеваться в странные одежды, слушать непривычную музыку и так далее. Если поведение ребенка не несет угрозы себе и окружающим, позвольте ему «перебеситься»
  • Не высмеивайте его новые увлечения, не запрещайте самовыражаться. Дайте понять, что он по-прежнему ценен и любим независимо от его внешности
  • Позвольте подростку совершать ошибки. Это отнюдь не означает отсутствие родительского контроля. Наоборот, разрешите ребенку сделать по-своему, но предупредите о возможных, на ваш взгляд, последствиях
  • Уроки из собственного опыта усваиваются гораздо лучше, чем родительские наставления. Конечно, такие эксперименты уместны в тех вопросах, где ошибка ребенка не приведет к критическим последствиям

Видео: Проблемы подростка в переходном возрасте

Инструкция

Помогая дочери пережить этот возраст, вы обязательно поймете, когда наступит конец пубертатного периода. Девочка снова станет ласковой, перерастет комплексы, ее поведение станет более уравновешенным.

Источники:

  • Переходный возраст у девочек
  • Переходный возраст у подростков

Переходный возраст для большинства семей – время волнений и переживаний. Именно в этот период формируется личность ребенка. Это и метания, и поиск своего «я», и обретение жизненных позиций. Но это время - непростое не только для ребенка, но и для родителей. И в первую очередь, от мам и пап в этот период требуется любовь и понимание.

Инструкция

Не пытайтесь решать возникшие проблемы с помощью и нравоучений. "Даже если ребенок возвращается домой за полночь и при этом от него разит алкоголем или табаком?" - спросят родители. Да, потому что любой запрет только увеличит обиду и внутренний протест . Помните, что он уже . Любой разговор в это время необходимо вести на равных.

Обратите внимание на то, как звучат ваши слова. Если обращаетесь к нему, как к несмышленому ребенку, вы до него не достучитесь. Контролируйте свои эмоции. Если начинаете , разговор лучше отложить.

В этот период подростки очень по поводу своей внешности. Постарайтесь ему объяснить, что внешность – это не главное. Но при этом учите ребенка следить за собой, быть всегда опрятным. Помогите ему в выборе одежды, аксессуаров. Не стоит критиковать ребенка, если ваши вкусы не совпадают.

Подростковый период сопровождается первыми любовными переживаниями. И это не в лучшую сторону сказывается на учебе. Не заставляйте ребенка днями и ночами сидеть за учебниками. Это не поможет. Лучше постарайтесь объяснить ему, что именно знания, ум, сделают его более привлекательным.

Со всей серьезностью относитесь к проблемам . Не отмахивайтесь от него. Отвечайте на все его вопросы, не допускайте ситуации, когда ребенок вообще перестанет общаться с вами, в таком случае со всеми своими проблемами он пойдет на улицу.

При выборе каких-то занятий, кружков, интересуйтесь мнением ребенка, а не самостоятельно решайте его досуг. Выясните, что действительно интересно вашему чаду. Важно, чтобы подросток сам принял решение, а не просто повиновался желанию .

Родителям очень важно во всех запретах и уступках не впадать в крайности. Давить на ребенка не следует, но и идти у него на поводу тоже нельзя. Общаясь на равных, не позволяйте ему оскорблять вас и других взрослых, . Подросток должен соблюдать некую дистанцию, предписанную его ом.

Видео по теме

Полезный совет

Помните, переходный возраст – это не навсегда, рано или поздно и он закончится. Поддержите своего ребенка в этот непростой период и вместе пройдите этот путь.

Связанная статья

Подростковый возраст считается кризисным. Его физиологическую основу составляет пубертат – половое созревание, поэтому подростковый период иначе называют пубертатным. Во время него дети меняются особенно сильно.

Пубертатный период – это возраст, когда мальчик становится юношей, а девочка – девушкой. Именно в это время становятся особенно очевидными половые различия между детьми.

Начало полового созревания в среднем приходится на 10-11 лет у девочек и на 12-13 у мальчиков. Возможны отклонения в пределах нормы на 1-2 года в обе стороны. К факторам, ускоряющим наступление полового созревания, можно отнести теплый климат и высококалорийное питание.

«Пусковым механизмом» пубертата служит выработка гонадолиберина. Под воздействием этого гормона гипоталамуса гипофиз начинает вырабатывать лютеинизирующий гормон, который в женском организме стимулирует выработку эстрогенов, а в мужском – тестостерона. Эти гормоны и вызывают изменения, характерные для пубертатного периода.

Главное изменение – развитие и начало функционирования детородных органов. У мальчиков увеличиваются яички, размер которых не изменялся после достижения годовалого возраста, растет и половой член. По мере роста яички начинают не только вырабатывать половые гормоны, но выполнять вторую функцию – продуцировать сперму. Примерно через год после начала полового созревания член приобретает способность к эрекции, а затем начинаются поллюции – непроизвольные извержения спермы.

У девочек первым проявлением полового созревания становится уплотнение вокруг соска и рост молочных желез. Яичники и матка тоже растут, в яичниках начинается созревание фолликул, и примерно через 2 года происходит первая менструация.

Половые гормоны оказывают и другое воздействие на организм. Мужские вызывают усиленный рост костей, а также гортани и голосовых связок. По этой причине мальчики после пубертатного периода бывают выше своих сверстниц в среднем на 13 см. С ростом гортани связано явление, известное как мутация или ломка голоса – он становится более низким. Происходит это не сразу, до завершения мутации голос неуправляем, мальчику становится нелегко говорить и почти невозможно петь. У девочек тоже изменяется голос, но это происходит не так мучительно.

У девочек под действием женских гормонов кости таза растут в ширину, увеличивается объем жировой ткани. Она откладывается на бедрах, молочных железах, ягодицах, лобке и плечевом поясе, формируя характерные «женственные формы» тела. У подростков любого пола появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах.

Пубертатный период представляет собой кардинальное изменение гормонального баланса. Новый баланс не может установиться сразу, на это уходит несколько лет, в течение которых подросток живет в состоянии гормонального дисбаланса. С этим связаны некоторые неприятные проявления полового созревания: повышенная потливость, угревая сыпь, перепады настроения, утомляемость, агрессивность.

К психическим проявлениям пубертатного периода относится повышенный интерес к изменениям, происходящим с собственным телом. Последние нередко становятся предметом терзаний для подростка. Зарождается в этом возрасте и интерес к противоположному полу.

Источники:

  • Пубертатный период

Совет 4: Когда заканчивается подростковый возраст у девочек

Переходной возраст, особенно у девочек, сопряжен со множеством как физических, так и психологических изменений. Прежде чем превратиться в прекрасного лебедя, им предстоит побывать в теле гадкого утенка. Многие мамы, чтобы помочь своему ребенку пережить этот период, хотят знать, когда же наступает конец подросткового возраста у девочек.

Инструкция

Врачи условно подразделяют переходной период на три подпериода. Первым считается этап подготовки тела (примерно в 10-11 лет), вторым – собственно, (12-14 лет). Третий – постпереходной (15-17) – означает окончательное превращение девочки в девушку.

Невозможно однозначно сказать, когда окончится подростковый возраст. Одни девочки созревают рано, другие запаздывают. К тому же, так как девочки опережают мальчиков по развитию, их пубертатный период протекает менее интенсивно и длится на 1-2 года меньше. Это касается пробуждения либидо, которое может появиться только к 18-20 годам, то есть тогда, когда они выйдут из подросткового возраста.

Чтобы понять, когда наступит конец подросткового возраста у девочек, необходимо проследить все три этапа. Примерно в 9-11 лет фигура девочки начинает терять угловатость, приобретая округлые очертания – расширяется таз, наливаются ягодицы. В период с 10 до 12 лет могут появляться волосы вокруг сосков, на лобке и в подмышечных впадинах. Примерно в это же время начинает формироваться грудь. Она еще не заметна, но уже ноет, чешется, припухает.

С наступлением месячных девочка вступает в переходной возраст. Это может случиться в 12-13 лет или позже – в 14-15. Стабилизация цикла происходит не в каком-то определенном возрасте. Обычно менструация нормализуется спустя 2-3 года после первых месячных. Это означает превращение девочки в девушку, то есть окончание переходного возраста.

И все же довольно трудно расставить конкретные временные рамки. Если еще 200-300 лет назад девочек, у которых начались регулы, сразу стремились выдать замуж, считая их взрослыми, то сегодня они в глазах родителей остаются детьми. Действительно, вполне созрев физически, девочка морально может оставаться маленькой.

Чтобы точнее определить выход дочери из подросткового возраста, необходимо внимательно следить за ее поведением. Обычно, вступая в пубертатный период, девочки становятся ранимыми, замкнутыми, агрессивными. Любое замечание по поводу внешности или поступков способно довести их до истерики. А несоответствие выдуманным канонам красоты – до мыслей о суициде.

Нужно уделять ненавязчивое внимание дочери, достигшей полового созревания. Именно в это время она больше всего нуждается в поддержке. Маме стоит заранее объяснить девочке, что именно будет происходить с ее телом, научить принимать себя со всеми изъянами. В этом случае подростковый возраст пройдет более безболезненно как для девочки, так и для ее родителей.

Подростковые отношения юношей и девушек бывают иногда очень трепетными и трогательными, и не забываются до конца дней. Даже пожилые люди, состоящие несколько раз в браке и имевшие множество отношений впоследствии, на склоне лет с нежностью, восхищением и легкой грустью, вспоминают украдкой свои юношеские трепетные чувства.

Подростковые переживания самые значительные, самые сентиментальные и непредсказуемые. Первая любовь бывает не у всех, но если все же подростки влюбляются, то они полностью отдаются этому таинственному чувству, забывая обо всем и не думая ни о каких других проблемах. В данном случае роль родителей заключается в том, чтобы проявить такт и понимание. И если, идя на поводу у своих предрассудков, равнодушия и эгоизма, они разрушат отношения ребенка, тот не простит им этого никогда, и более того затаит обиду в отношении родителя на всю оставшуюся жизнь.

Подростки делятся своими переживаниями с мамами и папами далеко не всегда, даже если прежде между ними существовала полная откровенность. Первая любовь - это вещь очень интимная, хрупкая, до конца не познанная даже самими влюбленными. Что уж тут удивляться тому, что ребенок не хочет говорить с посторонними на эту тему, когда даже слов подчас не хватает, чтобы выразить то непознанное, пугающее и неповторимое, что он ощущает.

Но как же тогда близким людям понять, что их повзрослевшее чадо переживает сложный период подростковой влюбленности, чтобы вовремя успеть помочь ему советом и поддержкой? Даже если подросток не имеет желания откровенничать с родителями, то его чувства с детской непосредственностью просятся наружу. Эмоции, брызжущие через край, видны невооруженным глазом, и окружающим отчетливо видны изменения в поведении подростка при внимательном отношении к нему.

Светлана Лицкевич | 23.01.2015 | 8672

Светлана Лицкевич 23.01.2015 8672


Переходный возраст переживают не только подростки. Существует несколько этапов, которые нужно преодолеть ребенку и родителям.

Если примерный малыш вдруг стал обидчивым и непослушным, не спешите его наказывать. Возможно, он переживает свой первый переходный возраст.

Родителям важно знать, что переходный возраст – диагноз не только подростковый. В процессе взросления человек переживает несколько таких периодов. Каждый из них проходит непросто и для маленькой личности, и для его близких.

Возраст первого личностного осознания

Первый переходный возраст случается с малюткой уже в 1-1,5 года . Он пытается доказать всему миру, что уже не младенец и вырос из пеленок. Доброжелательность и открытость могут смениться обидчивостью и агрессивностью. То, с чем раньше малыш безропотно соглашался, сейчас вызывает у него раздражение и злость. Он впервые начинает ощущать себя личностью.

Возраст детского отрицания

В 2,5-3 года начинается время «нет», когда ребенок упрямится без видимых причин, и на все, о чем ни попросите, отвечает исключительно «нет». Даже если он обожает гулять на улице, может вдруг отказаться выходить из дома, а любимый прежде овощной суп так и остынет нетронутым. Он перестает делиться игрушками с ровесниками, норовит отобрать чужое. Как действовать в непростой ситуации, подскажет детский психолог Наталья Журавлева.

1. В таком возрасте внимание переключается очень быстро, а настроение меняется еще быстрее. Не хочет есть то, что всегда любил? Не заостряйте внимание на этом. Лучше соберите желуди во дворе. А когда ребенок вернется и будет увлеченно рассказывать о том, что соорудит из них, незаметно для себя слопает весь обед.
2. В общении с детьми, переживающими переходные периоды детства, самое главное – не акцентировать внимание на их несогласии. Если взрослый не станет подчеркивать, что малыш делает что-то не то, все пройдет само собой. Ребенок забирает игрушки у детей? Не стоит бросаться возвращать их законным владельцам. Дети сами должны учиться регулировать свои взаимоотношения. И лучше всего, если вы дождетесь, пока обиженная сторона ответит на агрессию: заберет имущество назад или ударит-толкнет в ответ. Ребенок быстрее поймет свою неправоту.
3. Не окружайте ребенка чрезмерной опекой . Он хочет заявить о себе как о личности – дайте ему такую возможность. Но не забывайте следить за тем, чтобы он ненароком не получил травмы.

Возраст первого обмана

Следующий сложный период случается пред школой – в 6 лет . Из открытого и доверчивого существа малыш превращается в маленького «ежика», который со всеми спорит, пытается неумело обманывать и хитрить.

Старайтесь проводить больше времени вместе. Говорите обо всем, что происходит. Особенно если заметили первые признаки обмана. Своими негативными действиями малыш «зондирует почву». И если его поступки останутся незамеченными, невскрытыми, он сделает из этого свои выводы. Поэтому обязательно проговорите с ним все негативные моменты в его поведении. Объясните, чем это плохо, какие могут быть последствия, попытайтесь привести примеры из жизни.

Когда ребенок идет в школу, поведенческие проблемы проходят сами собой. Адаптация к новым условиям требует от него больших усилий.

Возраст обидчивости

10-11 лет – возраст ранимости и обидчивости. У ребенка появляются мысли, что ему уделяют слишком мало времени, он никому не нужен. Типичные фразы: «Я ушел, если этого кого-нибудь интересует», «Я позвоню, если это кому-то надо». Лучшее, что вы сможете сделать – объяснять, что не забыли о нем. Уделяйте ребенку больше времени.

Возраст подросткового протеста

В 13-14 лет к протестным подростковым настроениям добавляется еще и гормональная перестройка. Для большинства детей имеет огромное значение, кто окажется рядом и повлияет на них в этот момент. Родителям важно держать руку на пульсе, но делать это ненавязчиво – любая опека вызывает у подростка бурный протест. Чаще говорите о том, что вы позволяете ему что-то сделать, поскольку доверяете ему и не сомневаетесь в его благоразумии. Это будет стимулировать его внутреннюю ответственность.

Любой из переходных возрастов детства – сложный период и для ребенка, и для родителей. От взрослых в эти периоды требуется огромное терпение.









2024 © rukaraoke.ru.