Как разбираться в часах задания. Как научить ребенка определять время


Данный материал поможет родителям, учителям и воспитателям познакомить детей с часами, научить ребенка определять время по часам, узнать историю часов и узнать другие интересные подробности о часах.

Что же такое время?

Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем "течет" время всегда только в одном направлении - от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Древние греки считали, что рядом с людьми струится невидимая река, которая навсегда уносит дни, недели, месяцы и годы. Они назвали эту реку Летой - рекой времени.

Давайте немного поразмышляем о времени.

Испытывали ли вы чувство, будто время словно летит на крыльях? Прошел час, другой, третий, а вам кажется, что промелькнуло одно мгновение! Когда это бывает?
Когда вы заняты интересной игрой или увлекательным делом. Недаром говорится: "Счастливые часов не наблюдают".
Но случается и так, что вам кажется, будто время ползет медленно, как улитка. Если приходится кого-нибудь ждать или нечем заняться, время словно замедляется. "Скучен день до вечера, если делать нечего" - заметили люди.
Немало пословиц и поговорок сложено о времени. Есть среди них и такие: "Время дороже золота", "Время ни за какие деньги не купишь". Почему так говорится? - Да потому, что жизнь человека ограничена во времени, и использовать драгоценное время нужно на интересные и добрые дела.
Знаете ли вы, что такое время? Оно невидимо и неосмысленно. Время неостановимо. Оно летит на крыльях все вперед и вперед.
Прочитайте сказку о мальчике и времени - сказка "Время и малыш" .

Прежде чем объяснять ребенку как можно определить время по часам, необходимо объяснить ему:

Что такое сутки?
Что такое по часовой стрелке и против часовой стрелке?
История часов или какие бывают часы?

Посмотри на картинку

Какими предметами ты пользуешься утром, днем, вечером, ночью?
Раскрась кружочки около них (если утром - в желтый, днем - в красный, вечером - в зеленый, а ночью - в синий цвет)
Какое время суток наступает после ночи? А какое следует за утром?
В какое время дня мы завтракаем, обедаем, ужинаем?
Что ты пьешь утром: чай, молоко, какао? Когда твои мама или папа приходят с работы?
Какое время суток, по-твоему, проходит очень быстро, а какое кажется длинным: утро, день, вечер или ночь?
Скажи наоборот: утро-..; день - ..; восток - ..; север - ...
Найди лишнее слово: Солнце, звезда, Луна, дождь, Венера, комета.
Мы говорим: здравствуй, привет, ... (продолжай), до свиданья, до скорого... (продолжай)

Родитель ставит перед ребенком будильник и обращает внимание малыша на следующее: на циферблате две стрелки. Маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка всегда показывает минуты.

Сутки - это 24 часа.

Посмотри на картинки и назови то время, в которое ты делаешь это действие. Дорисуй стрелки, обозначив на часах нужное время.

Ночное и утреннее время обозначается на часах так:

Дневное и вечернее время обозначается на часах так:

Определи который час?

Поставь время: на часах нарисуй часовую стрелку.

Четверть часа - это 15 минут (большая стрелка прошла 15 делений, или четвёртую часть круга). Половина часа (или полчаса) - это 30 минут (большая стрелка прошла 30 делений, или половину круга).

Посмотри внимательно на картинки и скажи, сколько сейчас времени на часах.

На некоторых циферблатах есть и третья стрелка. Она называется секундной и обозначает секунды. 60 секунд - это 1 минута.

Вопросы и задания:

  1. Из чего состоит час? (из минут).
  2. Сколько в часу минут? (60).
  3. А сколько в минуте секунд? (тоже 60).
  4. Расскажите о стрелках часов.
  5. Скажи: "Ра-а-аз" - это прошла одна секунда. А если ты медленно досчитаешь до 60 ("ра-а-аз". "два-а-а" и т.д.), то пройдет примерно одна минута. Что можно сделать за одну минуту? Попроси маму засечь время и попробуй написать за одну минуту как можно больше палочек или кружочков. Посчитай.
  6. На циферблате часов обычно есть большие цифры, обозначающие часы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.
  7. Посчитай,сколько минут помещается между двумя любыми большими цифрами. Правильно, 5.
  8. Каждый отрезок - это одна минута. Когда большая стрелка продвинется от одной большой цифры до другой - значит прошло 5 минут.
  9. Сколько минут содержится в половине часа?
  10. Сколько минут содержится в четверти часа?
  11. Найди лишнее слово: минута, час, секунда, время, полчаса.
  12. Почему говорят: "Время дороже золота"?

После того, как вы прояснили, что такое час, минута и секунда, переходите к следующим понятиям времени: неделя , месяц и год.

В статье использовались материалы:

  1. Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие
  2. Г.П. Шалаева "Меры времени, длины, массы, стоимости". Маленький гений

Без понимания сути времени не может жить ни один современный человек. Поэтому родители сталкиваются с необходимостью научить ребенка верно определять время по часам. Практика показывает, что если делать это правильно, то процесс тренировок будет достаточно простым и даже доставит удовольствие заинтересованному малышу. Познакомимся с рекомендациями специалистов.

Трудности процесса

Обучение ребенка пониманию «тонкостей» циферблата сопряжено с рядом сложностей.

  • Некоторые дети, даже хорошо знающие цифры, не желают узнавать новое, полагая, что время всегда можно посмотреть на мобильном телефоне или электронных часах.
  • На стандартном циферблате используется две нумерации – от 1 до 12 (часы) и от 1 до 60 (минуты), их различать для некоторых малышей достаточно сложно.
  • Наконец, чтобы понимать время, ребенок должен уметь считать до 60. Также желательно разбираться в правилах умножения на 5. Поскольку специалисты советуют изучать время с возраста 5 лет, многие родители сначала вынуждены пройти с малышом счет.

Несмотря на эти препятствия, время определять необходимо, поэтому мамам и папам следует запастись терпением и помочь ребенку разобраться в непростом вопросе.

Понятие времени

Прежде чем обучать малыша распознавать часы и минуты по циферблату, необходимо дать ему представление о том, что такое время. Понятие это абстрактное, увидеть или потрогать его невозможно, поэтому работа предстоит непростая.

Скучные пояснения взрослого могут навсегда уничтожить у малыша желание заниматься, поэтому «уроки» следует проводить в игровой форме, стараясь каждый раз придумывать что-то новое.

На ранних этапах можно предложить малышу сыграть в такие игры.

  • «День и ночь». Формируется умение различать дневное и ночное время суток. Как правило, трудностей занятие не вызывает.
  • «Когда это бывает». Ребенку дается конкретная ситуация (например, дети идут в садик). Ему необходимо определить, днем или ночью она происходит.
  • «Части суток». Задание направлено на формирование понятий «утро», «день», «вечер», «ночь» и их различение. Сначала родитель, задавая наводящие вопросы, помогает ребенку ответить, что происходит утром (дети встают, идут умываться, идут в садки и так далее). Потом закрепляет полученные знания, предлагая малышу уже самостоятельно перечислить признаки утра – не только действия самого ребенка, но изменения в окружающем мире (становится светло, появляется солнце).

После таких занятий ребенок должен разбираться в следующих понятиях:

  • сутки;
  • части суток – утро, день, вечер, ночь.

Когда малыш понял, что такое сутки и то, что каждые сутки делятся на 4 части, можно приступать к следующему этапу обучения.

Первое занятие

Научить ребенка определять время на часах непросто, поэтому первым шагом станет его знакомство с циферблатом. Родителям необходимо визуализировать представление о времени, нарисовав круг и разделив его на 4 части, означающие части суток. Снабдив такой рисунок стрелками, следует дать ребенку возможность самому управлять их перемещением. Работа строится так: взрослый описывает ту или иную часть суток, малыш должен догадаться, о чем ведется речь, и при помощи стрелок выставить верный временной интервал.

Следует помнить, что дети понятия временной группы различают по особенностям своей деятельности, поэтому надо стремиться к тому, чтобы они запомнили, что утром малыши встают, днем – обедают, вечером – приходят домой, ночью – спят.

Чтобы ребенок быстрее запоминал новые для него слова, можно предложить ему прослушать аудифрагменты или почитать стихи, в которых упоминаются названия частей суток:

  • «Солнечный денек» (Я. Аким);
  • «Вот уж вечер» (С. Есенин).

Когда ребенок научится безошибочно выбирать на циферблате-тренажере необходимый промежуток времени, относящийся к утру, вечеру или иной части суток, можно переходить к следующему этапу работы.

Правила счета

Чтобы научиться пользоваться часами, малыш должен знать числа до 60, а также считать пятерками и десятками. Как же проводить работу в данном направлении?

  • Разучить с ребенком счет до 60 – работа должна вестись постоянно, но в том ритме, который удобен малышу: не стоит требовать от него запомнить все числа сразу, ведь у каждого свои способности, что и надо учитывать.

Постепенно ребенок запомнит числа, поможет этому и такой прием: попросите его записать ряд от 1 до 60, проговаривая каждое число. Залог успеха – регулярное повторение, поэтому необходимо добиваться того, чтобы малыш самостоятельно ежедневно освежал в памяти числа, пока полностью их не запомнит.

  • Следующая часть обучения – запоминание чисел, кратных пяти. Это поможет сделать работу по обучению времени более простой. Сначала надо пояснить ребенку, что числа, которые сейчас мы будем изучать, заканчиваются либо на 5, либо на 0. Пусть он найдет эти цифры в произвольном порядке среди всей совокупности чисел от 1 до 60.
  • Когда с этим заданием ребенок научился справляться легко и быстро, надо усложнить ему задачу – найти числа, кратные 5, по порядку: 5-10-15 и так далее. Каждую «находку» обязательно проговаривать вслух.

Взрослому следует внимательно слушать, все ли верно находит ребенок. Если он называет все числа, обязательно его похвалите, если какое-то пропустил – предложите попробовать еще раз, но быть более внимательным.

  • Выписать все числа, которые делятся на 5, в единый ряд и повесить лист на видное место. Постоянно их повторяя, ребенок быстро научится считать пятерками.

Знакомство с циферблатом

Следующая часть обучения ребенка определению времени – представление ему циферблата. С кругом, разделенным на 4 сегмента, он уже знаком, но теперь знания предстоит расширить. Психологи рекомендуют приобрести специальные детские часы с забавными рисунками и крупными цифрами, чтобы малышу было интересно работать с ними.

Следует рассказать ребенку, что часы – это своеобразный пирог (или апельсин), который делится на кусочки (или дольки), все вместе они называются циферблатом. На «пироге» расположены цифры от 1 до 12, имеются также две стрелки:

  • маленькая толстая обозначает часы;
  • длинная показывает минуты.

Почему часовая стрелка толще? Потому что час – более длительный промежуток времени, чем минута.

Если ребенок сразу столкнулся с трудностями и не понимает значения минутной и часовой стрелок, можно приобрести специальный обучающий набор с картонными часами, при помощи которого малыш быстро освоит необходимые понятия.

Рассмотрев часы, узнав о назначении каждой стрелки, необходимо понаблюдать за их движением, при этом о секундной стрелке можно упомянуть (чтобы у малыша не возникло ощущение того, что от него что-то скрывают), но подробно не рассматривать, чтобы ребенка не путать. Можно сказать так: «Эта стрелка, которая движется быстрее всех остальных, показывает секунды, самые короткие единицы времени. Посчитай «один-два-три». Это и есть секунды».

Закрепить знание поможет самостоятельное рисование циферблата с помощью родителей. Важно использовать цветные карандаши или фломастеры, каждый «кусочек пирога» окрашивать в свой цвет, чтобы визуализировать 5-минутные отрезки. Взрослым важно проконтролировать, чтобы ребенок верно разместил в круге числа от 1 до 12.

Изучение часов

Теперь необходимо научить ребенка понимать время. Родители должны рассказать ему следующее.

  • В сутках 24 часа. То есть утро, день, вечер и ночь в совокупности равны 24 часам.
  • На циферблате часов всего 12 цифр, поэтому маленькая стрелка на сутки проходит полный круг два раза.
  • Следует рассказать, что разделение циферблата можно сравнить с дольками апельсина: несколько долек (каждая из которых приравнивается к отрезку в 5 минут) в своей совокупности образует целое – циферблат.

Теперь необходимо показать ребенку, что когда часовая стрелка показывает на какую-либо цифру, она указывает на час. Например, если она стоит на цифре 4, значит, сейчас 4 часа. При помощи специальных часов-тренажеров надо потренироваться выставлять часовую стрелку на ту или иную цифру и называть время.

Затем задача усложняется, необходимо пояснить, что расположение минутной стрелки на цифре «12» означает точное время. Также при помощи картонного циферблата попробовать выставить час, шесть часов и иные варианты.

Знакомство с минутами

Когда малыш научился определять точное время, следует усложнить для него задание. Сначала родители поясняют следующие моменты:

  • в часе 60 минут;
  • на циферблате имеются небольшие деления, не подписанные, каждое из них означает минуты.

Можно порассуждать с ребенком, почему не подписаны минуты, подвести его к правильному ответу – с целью экономии места на циферблате.

Теперь, взяв картонные часы, показываем ребенку перемещение минутной стрелки с 12 на 1, сообщив, что прошло 5 минут. Сколько сейчас времени? Он должен ответить: 4 часа 5 минут.

Попросите ребенка показать 4 часа 10 минут. Пройдя весь круг и проговаривая каждое временное значение, следует усложнить задание: попросить дошкольника выставить на часах, например, 6 часов 15 минут, потом – 8 часов 50 минут.

Если что-то не получается, кричать на ребенка и нервничать не стоит, важно понять причину затруднения. Малыш может путать часовую и минутную стрелки – тогда тренажер необходимо заменить на более наглядный. Возможно, он просто подзабыл счет пятерками и десятками – тогда его следует вспомнить.

Тренировка

Чтобы закрепить знания, следует сыграть с ребенком в игру «Часы». Для нее потребуются те часы, которыми семья располагает: детские, старые настенные с большими стрелками, картонные. Задать игровую атмосферу поможет выдуманная история – например, нам надо помочь сказочному герою добраться до дома, верно разгадав загадки про время от злой колдуньи.

Имеется два типа заданий.

  1. Родитель говорит время, ребенок выставляет его на часах. Для этого задания лучше всего подойдет красочный картонный вариант со стрелками.
  2. Время на циферблате выставляет взрослый, задача малыша – назвать его точно. Следует действовать по принципу «от простого к сложному».

Заниматься лучше каждый день, но недолго, чтобы ребенок не успел устать и потерять интерес к обучению.

Сопоставление времени и части суток

Чтобы малыш еще лучше воспринял абстрактную категорию времени, следует научить его сопоставлять конкретный час и промежуток дня.

  • Взрослый выставляет на циферблате время. Ребенок должен его узнать, сказать, который час, рассказать, что он обычно делает в это время, и сделать вывод – какая это часть суток.
  • Взрослый использует два циферблата, на одном из них утреннее время, на другом – вечернее. Затем задает вопрос – в какое время ты обычно ложишься спать? Задача ребенка понять по часам, какое время они показывают, решить для себя, что это – утро или вечер – и ответить на вопрос.

В случае затруднения следует помочь дошкольнику несколькими уточняющими вопросами.

Обучение минутам

Самое сложное – рассказать детям, как ориентироваться во времени, если минутная стрелка находится не ровно на 5 или 10, а между ними. Родители должны рассказать малышу, что между этими цифрами находятся 4 деления, каждое из которых соответствует минуте, лучше всего наглядно продемонстрировать это при помощи больших часов.

Также необходимо рассказать малышу, что нередко даже взрослые по часам не могут определить время с точностью до минуты, округляя его. Например: если стрелка, показывающая минуты, только чуть-чуть сдвинулась от 5 к 10, значит, прошла всего одна минута. И на вопрос «Который час?» можно ответить «Шесть минут первого». Закрепить полученные знания помогут упражнения с часами, описанные выше.

Каждый родитель должен понимать, что ребенку нужно разобраться во временной терминологии до того, как он пойдет в школу, поэтому работа должна проводиться регулярно. Но не стоит насильно принуждать малыша к тренировкам, лучше всего использовать игровую форму и превращать каждый «урок» в своеобразное приключение.

Веди счет каждому дню, учитывай каждую потраченную минуту! Время - единственное, где скаредность похвальна».
Т. Манн

Ваш совсем еще недавно несмышленый карапуз уже умеет считать? Он интересуется почему наступает ночь и куда делся день? Тогда самое время использовать потенциал еще не загруженного мозга и усвоить ориентирование по циферблату часов. В дальнейшем вы сможете быть уверены в том, что маленький школьник будет понимать цену времени и сможет рационально использовать его. А мы, в свою очередь, расскажем вам, как научить ребенка определять время по часам с максимальной эффективностью.

Елена, мама 8-летнего Игоря: «Первые полгода в школу сына собирала бабушка, т.к. я врач и работаю по сменам. Теперь, в силу обстоятельств, он вынужден собираться самостоятельно, при моем контроле по телефону. Он может легко сориентироваться по часам, когда я скажу, что выходить из дома нужно уже через 15 минут. За месяц опоздал только один раз».

Основные принципы обучению времени

Для того чтобы ребенок смог понимать время по механическим и электронным часам, придётся усвоить счет до ста. Некоторые дети считают до ста уже в 5 лет, а другие осваивают к семи годам. Это всё считается вариантом нормы. Однако, без этого навыка понимание механизма движения времени невозможно.

Основными умениями ребенка в освоении времени должны стать:

  • Умение считать от 1 до 100 (или хотя бы до 60);
  • Визуальное распознавание каждого числа от 1 до 12;
  • Умение писать эти числа;
  • Навыки счета через 5 (5, 10, 15, 20, 25, 30).

Если все это ваш ребенок уже знает, понимает и умеет, можно приступать к изучению понятия времени.

Как объяснить ребенку что такое время

Что такое время на часах для детей? Некая цифра, которые взрослые называют, глядя на часы. А если в доме нет часов и взрослые пользуются вместо них телефонами, то ребенку вообще не ясно абстрактное понятие времени.

В процессе обучения ребенка определению времени важно помочь ему освоить это понятие и прочувствовать его протяженность или интервалы на конкретных примерах.

  • Так, начните с простых хлопков, каждый из которых равен одной секунде. Хлопайте с ребенком в такт часам у которых есть секундная стрелка. При этом объясняйте, что сейчас вы хлопаете в ладоши в такт со временем.
  • Позже начните обращать внимание ребенка на длительность его игры или просмотра мультфильма. К примеру одна серия любимого мультсериала длится 20 минут. Озвучьте это. Или засеките время, которое ваше чадо потратит на одевание.
  • Далее нужно объяснить ребенку, что наш день – это сутки, в которых 24 часа. 12 из них он отдыхает и спит. Остальные 12 часов даются для выполнения всех важных дел - завтрак, обед и ужин, игры с друзьями в детском саду или подготовке к школе и прочее. И каждое из этих занятий требует определенного количества времени.

Такие простые упражнения помогут ребенку ориентироваться во временных отрезках и понимать, что каждое действие требует определенного количества времени.

Мастерим часы и учимся с ними дружить

Ребенок знает, что по часам определяют время, но не знает как они работают. Поэтому при изучении времени важно иметь под рукой часы с циферблатом.

Если вы хотите быстро научить ребенка времени по часам, рекомендуем вам смастерить самодельный циферблат, который для начала станет вашим тренировочным прибором и ярким наглядным пособием.

Итак, из куска плотного картона вырезаем круг диаметром 25-30 см. Наносим разметку в виде циферблата и по центру при помощи маленького болта и гайки крепим картонные стрелки – минутную и часовую. Для яркой наглядности можете окрасить их в разные цвета и даже подписать. Не забывайте и про размеры стрелок. Минутная – длиннее, часовая - короче.

  • Покажите как двигаются стрелки, познакомьте ребенка с минутной стрелкой и расскажите, что она всегда движет вперед часовую. То есть минутная стрелка главнее, ведь она и больше. Именно такие ассоциации помогут ребенку понять, что когда минутная стрелка установлена на самую большую цифру 12, это значит, что прошёл час.
  • Объясните, что стрелки двигаются только слева-направо по кругу, это называется «движение по часовой стрелке». Установите обе стрелки на 12 и покажите как они ходят.


Упражнение

Потренируйтесь, двигая стрелки. Устанавливайте игровой циферблат на различные целые часовые значения, и просите ребенка называть цифры, на которых они остановились.

После того, как понятие времени и основные принципы работы часов стали понятны, пора учиться понимать время по часам.

Как научить ребенка определять время по часам

Основной аспект, на который стоит сделать упор при изучении механических или электронных часов – это траектория движения времени.

Необходимо объяснить ребенку, что время – это единственная величина, которую невозможно вернуть назад. Оно постоянно идет только вперед и его ход и расстояние можно измерить только при помощи часов. Часы в этом случае выступают в роли измерительного прибора.

Теперь нужно объяснить ребенку, что такое час, минута, секунда.




Упражнение:

  1. Понаблюдайте за движением секундной стрелки на циферблате и смещением минутной после того, как секундная сделает полный оборот.
  2. Засеките время. Покажите ребенку циферблат часов, на которых минутная стрелка будет занимать определенное положение и после этого предложите ему заняться чем-то на ближайшие пару минут. Затем снова обратите внимание ребенка на положение минутной стрелки на циферблате. Отметьте, сколько именно времени он затратил на свое занятие.

Настало время учиться распознавать целый час, его половину и четверть.

  • Теперь изучаем понятие половина часа. Здесь важно напомнить ребенку, что в часе 60 минут. И если проходит половина часа, то, соответственно, проходит 30 минут.
  • После того как ребенок усвоит значения «целый час» и «половина часа», самое время перейти на изучение четверти часа. То есть, объясните ребенку, что минутная стрелка может показывать и 15 минут пройденного часа. Принцип обучения такой же, как и с целым или половинчатым значением времени.



Упражнения

При помощи минутной «главной» стрелки на картонных часах показываем значение половины часа. Устанавливаем минутную стрелку на нужное значение (цифра 6), медленно перемещая её по кругу циферблата до цифры 12. Пусть ребенок поймет, что именно так проходит полчаса. Потренируйтесь с разными положениями часовой стрелки.

Закрепите результат на настоящих часах. Просите ребенка сказать вам, сколько времени, подгадывая таким образом, чтобы минутная стрелка стояла на цифре 6.

Инна, мама Полины 6 лет: «Я всегда акцентировала внимание дочки на пробуждении и отходе ко сну, пользуясь настенными часами в детской. Каждый раз, укладываясь в постель, она видела на часах 9 часов вечера, а просыпаясь – 7 часов утра. Так, уже в 5 лет Полина отлично усвоила понятие «целый час» и значение минутной стрелки на циферблате.

Как научить ребенка времени по часам с шагом в 5 минут

И только после усвоения простых навыков можно переходить к более сложным, и объяснять малышу, что минутная стрелочка может отсчитывать время с шагом 5 минут. Здесь важно научить ребенка считать через 5 и показать ему ход времени на примере игрового циферблата.

Можно напротив каждого значения на картонном циферблате поставить соответствующие минутам цифры. К примеру, напротив 1 пишем 5, напротив 2 - 10 и т.д. Причем важно сначала освоить движение минутной стрелки на первой половине циферблата, и только после этого усложнять задачу с переходом на более сложную вторую его часть.



Упражнение

Закрепляем результат при помощи настоящих часов. В течение дня просите ребенка смотреть на часы в течение дня.

Кроме таких занятий очень удобно составить расписание в картинках с соответствующими изображениями. Ребенок будет понимать, что определенному времени полагается определенное действие и таким образом сможет научиться планировать свой день в соответствии с отведенным ему часовым периодом.

Ирина, мама первоклассника: «Мы вместе с сыном нарисовали на листе 3 циферблата с разным временем. На первом было 8:00 и надпись – пора в школу. На втором 16:00 – уроки, и на третьем 22:00 – спать. Повесили в детской на видное место. Сын, поглядывая на часы, сам определял время. Понимание того, что пора спать не было для него неожиданностью, а мне не приходилось торопить его в школу. Я стала более спокойна, сын - более организован и самостоятелен».

Онлайн игра "Изучаем время на часах"

Наряду с простым обучением на игровом циферблате можно воспользоваться и специальной электронной программой обучения.

Игра предназначена для детей младшего и старшего школьного возраста.

Удобный интерфейс программы и яркие веселые циферблаты позволят вашему крохе скорее освоить навыки ориентирования во времени.

Успехов вам в обучении и хорошего настроения.

Полезное видео

Уметь планировать свое время, а, следовательно, и разбираться в нем, полезно не только взрослым, но и детям. Но восприятие времени субъективно и зависит от различных факторов. Так, стоит ребенку к новому или интересному занятию, и оно незаметно пролетает. Зато при выполнении неинтересных заданий или в томительном ожидании каких-либо событий даже пятнадцать минут кажутся вечностью.

Кроме субъективности понимание времени осложняется и абстрактностью: его невозможно потрогать или пощупать, но оно есть и его ход ощущает на себе каждый из нас. При этом большинство 6–7 летних детей обладают наглядно-образным типом мышления и поэтому с трудом оперируют абстрактными определениями.

С чего начать обучение?

Перед тем как приступить к обучению, ваш ребенок должен уже многое уметь и знать:

  • свободно считать как минимум до 60;
  • разбираться в основных временных понятиях: в прошлом году, завтра, вчера вечером, через год, месяц назад и т. п.;
  • знать и понимать последовательность времен года;
  • знать наименования дней недели и их очередность;
  • иметь представление о таких понятиях, как минута и секунда. Лучше всего это сделать в игровой форме, например, отвечая на вопрос: «Что можно успеть за одну секунду?», и тут же отвечать, сопровождая ответ определенным действием: моргнуть, подпрыгнуть и т. д.

Если же у ребенка наблюдаются трудности в одной из перечисленных областей, то знакомство с часами лучше отложить до тех пор, пока общие временные понятия не будут им усвоены. Для этого чаще говорите с ребенком, планируйте ближайшее будущее, обсуждайте то, что было некоторое время назад, чаще проговаривайте последовательность каких-либо событий или действий (например: сначала пришли с прогулки, потом разулись, затем помыли руки и, наконец, сели обедать).

Как изучить время по часам со стрелками?

После того как ребенок уяснил суть временной последовательности различных событий, понятия прошлого, настоящего и будущего и т. д., можно переходить непосредственно к часам.

Для этого вам понадобятся часы довольно большого диаметра и с двигающимися стрелками. Можно использовать как игрушечные механизмы, так и настоящие. Последние должны быть без стекла и прочих элементов, затрудняющих доступ к стрелкам. Циферблат в любом случае должен быть однотонным, чтобы не рассеивать внимание ребенка на узоры, картинки и т. п. Кроме того, на простом одноцветном фоне стрелки и цифры видны гораздо лучше.

При желании часы можно нарисовать и на картоне, но уже без стрелок. В их роли могут выступить карандаши, ручки. Нарисованные часы также не должны быть перегружены излишними деталями: только четкие крупные цифры и секундные деления.

Начинать обучение следует с разъяснения самых простых понятий. В первую очередь расскажите ребенку о стрелках : для чего они служат, в каком направлении и с какой скоростью движутся.

Установив минутную стрелку на 12, начните перемещать часовую по циферблату, озвучивая время при каждой смене позиции. Затем предложите ребенку самому выставить часовую стрелку и определить время. С первого раза это может и не получится, поэтому будьте готовы проявить терпение.

После того как часовая стрелка освоена, переходите к минутной. Передвиньте ее с 12 на 1, объяснив ребенку, что «прошло» 5 минут. Сдвиньте ее еще раз и снова назовите время, но часовую стрелку при этом не трогайте, пусть она стоит на одном месте.

Разобравшись со стрелками по отдельности, можно приступать к изучению их совместного движения . Лучше начать с простых примеров – 1:05, 3:20, 7:45 и т. д. Затем можно перейти к более сложным сочетаниям – 2:48, 6:17, 8:09). Не забудьте и такое положение стрелок, когда они находятся на одной линии и смотрят в одном направлении – 1:05, 2:10, 3:30 и т. д.

На последнем этапе обучения можно приступать к усложненным заданиям. Установив стрелки на любых числах, попросите ребенка показать время, которое наступит через:

  • 3 часа;
  • 40 минут;
  • 1 час и 45 минут и т.д.

Аналогично приведенным выше примерам можно попросить ребенка указать время, которое было определенное количество часов и минут назад. Ну а после этого можно начинать осваивать и такие сложные понятия, как «без четверти», «полвторого», «без двадцати» и пр. Ребенок достиг значительных результатов, научившись определять время по стрелкам часов, значит, и такие термины сможет освоить без труда.

Как совершенствовать навыки?

Не забывайте, что любые знания и умения усваиваются гораздо легче, если проводить их в игровой форме . Устройте с ребенком тематическую олимпиаду или викторину. Заранее подготовьте задания и предложите ребенку придумать их и для вас. Когда подойдет ваша очередь отвечать на вопросы, периодически давайте неверные ответы, чтобы у ребенка была возможность проверить и исправить их. Такая мыслительная работа поможет закрепить полученные им знания, а вы сможете убедиться, что ваш ребенок научился правильно определять время.

Умение пользоваться часами - важный навык. Он помогает рационально использовать и планировать время, научиться организованности и последовательности. Но научить дошкольника понимать по часам - задача не из легких. Как объяснить детям, что такое время, в каком возрасте можно начать знакомство с часами, какие лайфхаки сделают процесс обучения увлекательным?

Когда начинать обучение?

Все зависит от того, насколько ребенок готов воспринимать и осваивать новую для него информацию. Лучше всего дождаться, когда малыш сам начнет задавать соответствующие вопросы («а когда будет девять часов вечера?», «а один час – это долго?»). Или учите ребенка как бы между прочим. Например, упоминая о событии, конкретизируйте («мы пойдем гулять через час», «мы ложимся спать ровно в 10 часов»). Для того чтобы обучение пошло на пользу, надо учитывать возрастные особенности ребенка.

К двум годам ребенок начинает хорошо понимать слова «скоро» и «попозже», а к трем обычно может оперировать такими понятиями, как «вчера» и «завтра». Поначалу дети путают эти понятия, но смысл улавливают точно.

Примерно к трем годам у ребенка формируется осознание стабильности его повседневной жизни, предвкушение привычных событий . В этом возрасте малыш может адекватно реагировать на фразу «я ухожу, но приду за тобой вечером», а вот понятие «чуть позже» остается для него слишком абстрактным.

Примерно к пяти годам ребенок начинает реально представлять себе некоторые перспективы своей жизни и способен планировать ближайшие события.

К шести-семи годам ребенка желательно познакомить с циферблатом. Но в вопросе о том, как научить ребенка определять время по часам , не стоит торопиться. Научить понимать время по часам не всегда просто даже ученика младших классов, не говоря уже о дошкольниках.

Что должен знать ребенок перед тем, как начать знакомство с часами?

Обучая ребенка, необходимособлюдать последовательность, двигаться от простого к сложному.Для начала познакомьте малыша с базовыми понятиями, используя метод ассоциаций (приводите конкретные примеры из жизни ребенка).

День и ночь. Расскажите ребенку, какое время суток светлое, какое темное. Можно создать игровой плакат или карточки на тему «Режим дня» (подберите картинки с изображением обычных действий, таких, как пробуждение, обед, сон и др.). Дети быстрее улавливают смысл, когда им приводят примеры из их жизни («утром мы делаем зарядку, днем гуляем на улице, вечером читаем, ночью спим»).

Прошлое, настоящее, будущее (вчера, сегодня, завтра). Говорите, например, «вчера мы ходили в театр», «сегодня мы едем в бассейн», «завтра к нам придут гости». Попросите малыша расположить по порядку, карточки с изображением цыпленка, яйца и курицы. Полистайте семейный фотоальбом, вспоминая прошедшие события.

Времена года, 12 месяцев. Расскажите ребенку, чем примечательна каждая пора, как меняется природа, чем занимаются люди в каждый из сезонов. Не забывайте напоминать малышу, что «зимой будем наряжать елку», «в июне поедем на дачу» и т.д.Прочитайте вместе «Двенадцать месяцев» С.Маршака и «Синичкин календарь» В.Бианки.

Дни недели. Расскажите, что у каждого дня недели есть «имя». Поговорите с ребенком о тех событиях, которые происходят в его жизни еженедельно, например, «каждый понедельник ты занимаешься плаванием», «каждое воскресенье гостишь у бабушки». Запомнить дни недели ребенку поможет стихотворение С.Михалкова «Неделя» и книга Э.Карла «Очень голодная гусеница».

Ребенку будет легче ориентироваться по часам, если он уже может считать до 60, знает таблицу умножения, умеет делить (ему знакомы понятия «половина» и «четверть»), имеет навык счета через пять, визуально распознает числа от одного до 12, понимает пространственные отношения («перед», « до», « после», « между»).

Но даже если этих знаний нет, а ребенок проявляет интерес к часам, не бойтесь дать малышу то, что его интересует! Занятия в игровой форме могут стать увлекательным времяпрепровождением и принести немало пользы.

Мультфильмы, которые помогут ребенку понимать время по часам , различать времена года, понятия день и ночь:

«Фиксики. Часы»

«Учим время по часам с Лунтиком»

«Мулле Мек рассказывает про часы»

«Малышарики. Дерево» (мультфильм о временах года)

«Малышарики. Рыбалка» (мультфильм о том, что такое день и ночь)

«Круглый год» - минисериал из 12 месяцев

Татьяна Петулько









2024 © rukaraoke.ru.