Как сделать проект дети войны. Закон о "детях войны". Какие льготы полагаются "детям войны". А вот их неполные имена


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Староиванцовский детский сад»

Палласовского муниципального района. Волгоградской области.

Региональный фестиваль проектов «Мой край родной – Заволжье»

Тема проекта

«Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Сармекова Малика Тимурбулатовна

Воспитатель МКДОУ

«Староиванцовский детский сад»

1. Цели и задачи проекта ………………………………….. 3

2. Гипотеза ………………………………………………….. 4

3.Совместная поисковая деятельность педагогов, родителей и детей как фактор патриотического воспитания……………… 5

4. Составление плана работы по проблеме………… 6

5. Реализация плана …………………………………. 7

6. Заключение………………………………………… 11

7. Список литературы……………………………….. 12

8. Приложение………………………………………...

Проект «Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне »

Место проведения:

МКДОУ «Староиванцовский детский сад»

Материал, инструменты, оборудование: фотографии, рисунки, художественная литература, музыкальные файлы, альбом.

Тип проекта:

по ведущему методу – информационно - исследовательский;

по характеру содержания проекта – ребенок, общество и его культурные ценности;

по характеру участия ребенка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов – открытый, в контакте с семьей;

по количеству участников проекта - 2 группы;

по продолжительности реализации проекта – долгосрочный.

Цель проекта:
- Восполнить недостатки страницы военной истории о детях войны.

Организовать и провести музыкально – литературную композицию «Во имя жизни на земле».

Задачи проекта:

1. Спланировать работу в каждой группе по организации исследовательской работы детей и родителей.

2. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов о войне, составление рассказов о детях войны. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

3. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание

альбома с фотографиями о жизни детей в Великой Отечественной войне.

Гипотеза:

Проведя воспитательно-образовательную работу по формированию у детей образа героя, защитника своего государства, мы прививаем любовь к Отечеству, воспитываем чувство гордости за историю страны и родного края и желание быть защитником земли.

Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».

Рождение проблемы:

Обычно речь идет о военных и тружениках тыла, взрослых людях. Тема же детей войны мало исследована.

С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, к родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в патриотическом воспитании мы отводим информационной и исследовательской работе. Для этого в детском саду было проведено анкетирование родителей, в котором участвовало 15 человек. (Приложение №1). 90% опрошенных родителей считают необходимым проведение работы по патриотическому воспитанию. 65% родителей не проводят данную работу в семье и не уделяют этому должного внимания. Однако все они понимают важность и необходимость данной работы в детском саду. Ведь о детях войны мы знаем очень мало.

Мы считаем, что работа по патриотическому воспитанию формирует у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Истории о детях войны послужит примером для развития и воспитания современного ребенка.

Коллектив детского сада совместно с родительским комитетом разработали план, в котором наметили ряд мероприятий, посвященных к 70 - летию Победы.

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

1.Создание в группах уголков "Патриотическое воспитание"
2.Познавательные занятия: «Техника военных лет» (аппликация), « Игрушки военных лет» (конструирование).
3. Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне и возложение цветов

4. Беседа с воспитанниками «Дети войны»

5. Посещение историко-краеведческого музея в СДК

6. . Изготовление альбома «Дети войны»
7.Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
8. Слушание музыкальных произведений на военную тематику

9.Чтение художественных произведений: С. Я Маршак «Мальчик из села Поповки»; Е Воробьева «Близко к сердцу»; А. Усачев «Битва на подушках»;
10 .Конкурс рисунков «Война глазами детей»

11. Музыкально-литературная композиция « Во имя жизни на земле»

В первую очередь мы задались целью собрать информацию о детях войны, о их жизни. На родительском собрании мы д овели до родителей идею о составлении рассказов о детях войны. Обсуждали проектную деятельность «Дети войны», выясняли, живут ли в нашем селе люди, чьё детство прошло в военное время. Выяснилось, что таких четыре человека и их правнуки- воспитанники нашего детского сада. Сейчас им 70-80лет. Вот их имена:

Шиленко Анатолий Филиппович

Чайкалак Куркем

Исенгалиев Тюлеп

Кумаров Куан

Педагоги разработали план беседы в виде интервью, где родители с воспитанниками задавали вопросы своим прадедушкам и прабабушке о военном детстве. Поручили семьям Мокеевых, Чайкалак, Исенгалиевых подготовить рассказы - воспоминания о жизни этих людей во время войны. Эта идея понравилась родителям и они с энтузиазмом взялись за работу. Родители приносили фотографии и информацию о родствинниках и об их детстве в военное время, которую педагоги записывали и помогали родителям составлять рассказы о детях войны. Затем эти воспоминания прочитали детям в группах (см приложение №2).

Создание в группах патриотических уголков (см. презентацию).
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В нашем детском саду оформлен уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родном крае, селе, стране.

В оформлении нашего уголка присутствует государственная символика России (флаг, герб, портрет главы государ ства.)

Представленный в уголке «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в разделе, способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлена дидактическая игра «Собери флаг». Рассматривая альбомы, дети знакомятся со столицей нашей Родины Москвой и с городом- героем Волгоградом.

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека спортивных игр, эстафет.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы подобрана литература, иллюстрации военной тематики.

Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и возложение цветов (см презентацию).

Со своими ребятишками мы отправились на экскурсию к памятнику воинам. погибшим в Великую Отечественную войну, и поначалу переживала, как все пройдет, воспримут ли они всю информацию, и поймут ли, какова цена победы для нашего народа.

Для поддержки мы пригласили родителей, чтобы во время дороги нам было полегче. Родители, узнав, что мы идем на такое мероприятие, все пришли с цветами и возложили их к памятнику. Заранее мной был придуман сценарий. Все внимательно рассматривали надписи, а потом дети рассказали стихи.

Что такое день Победы?

Это праздник за столом.

Это песни и беседы,

Это дедушкин альбом.

Почтили память погибшим минутой молчания. Кто знает, может, эта экскурсия запомнится этим детям на всю их жизнь.

Затем в группах воспитатели провели познавательные занятия «Техника военных лет», «Игрушки детей войны» и конкурс рисунков на тему «Война глазами детей» (см.презентацию).

Экскурсия в краеведческий музей в СДК (см.презентацию).

В преддверии праздника мы посетили краеведческий музей нашего села, который расположен в библиотеке. Дети узнали много нового и интересного об истории села Старая Иванцовка, предметах быта и старины. Дошколята впервые увидели, какими предметами пользовались наши прабабушки и прадедушки. Как выглядят старинные рушники, утюги, чугунки и ухваты, самовары и лапти, кувшины и крынки, керосиновая лампа, прялка, чесалка. Когда шла война, наши прабабушки и прадедушки были детьми, но умели пользоваться этими предметами быта. Им приходилось помогать взрослым приносить воду и готовить пищу в чугунках в печке, на улице разжигать самовары. Ещё дети с родителями чесали коз чесалками, а их мамы пряли пух, шерсть и вязали варежки и носки для наших солдат. В то военное время дети много работали, а вечерами при керосиновых лампах писали письма на фронт своим близким.

Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны. Итогом нашей экскурсии стала совместное оформление альбома «Дети войны» (см. презентацию) и проведение музыкально – литературной композиции «Во имя жизни на земле». Цель мероприятия: воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за нее; формировать представление о героизме. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войне. (Приложение № 3)

Заключение

Воспитатели изучили научно - методическую литературу и провели работу по патриотическому воспитанию, в ходе которой был разработан проект «Дети войны». Он предусматривал объединение усилий семьи и детского сада в воспитании детей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что воспитание патриотизма начинается с детства. У детей сформировались начальные представления о Великой Отечественной войне, о детях войны, о празднике Победы. В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с родителями и детьми. И не надо думать, что дети еще маленькие, или они не поймут, мы на собственном примере убедились в обратном. Никто кроме нас не сделает их патриотами своего народа, не научит любить свою родину так, как те дети, которые испытали тяготы военных лет.

Литература

1. Е.С. Евдокимова «Воспитание маленького Волжанина». Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. М.: Планета.2012

2. Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Евдокимова Е;Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание, 2005г, №2, С.6-13.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005г №10, с. 10-19

5. О.В Дыбина «Люби и знай свой отчий край». Т., 2001г.

муниципальное казённое образовательное учреждение
«Пионерская средняя общеобразовательная школа»

Районный конкурс проектов
Номинация – информационный проект
Авторы проекта: учащиеся 8 класса
МКОУ «Пионерская СОШ»
Руководитель: Кадрашова Сауле
Сапаргалиевна учитель математики
1
Николаевск 2015

Руководитель проекта:
Кадрашова Сауле Сапаргалиевна, классный руководитель 8 класса

Участники проекта:
учащиеся 8 класса
администрация Левчуновского сельского поселения
Толочок Елена Александровна библиотекарь
родители 8 класса
География проекта: МКОУ «Пионерская средняя общеобразовательная школа»
Николаевского муниципального района Волгоградской области
Сроки проекта: 01.10.2014г. –01.03.2015
2

Оглавление:
1. Введение …………………………………… 4­8
2. Теоретические основы проекта ……………………………………………..
9­10
3. Механизмы и этапы реализации проекта …………………………………..
11­12
4. Результаты реализации проекта …………………………………………….
13­14
5. Практическая значимость проекта …………………………………………
15
6. Источники информации ……………… 16
7. Список приложений 17­ 27
Приложение 1 ……………
……………………………………………
Приложение 2 …………………………
3

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство­
И боль, и радость грозных лет....
Актуальность.
Введение
В 2015 году вся страна отмечает 70­летие Великой Победы, серьезный срок,
равный жизни зрелого человека. За это время родились и возмужали несколько
поколений. При таком возрастном раскладе существуют различные формы
восприятия военного прошлого. Одно дело, если человек, пусть совсем
ребенком, но ощутил войну на собственном опыте. Другое, если знание о ней
получено из рассказов ветеранов, книг и фильмов, как это было у нашего
поколения. Современные дети и подростки узнают о событиях Великой
Отечественной войны в основном из учебников истории, так как юное
поколение мало и не очень охотно читает, а также редко имеет возможность
смотреть настоящее кино на военную тематику по причине господства на
телевидении низкопробной продукции. Ветераны войны, живые свидетели и
участники тех событий уходят из жизни. Ребенок, читающий о войне в
параграфе, заданном на дом учителем, воспринимает ее лишь как одно из
многих в бесконечной цепи историческое событие, а не как нечто чрезвычайное,
имеющее отношение ко всем и каждому и что не имеет срока давности. Из
беседы с одноклассниками выяснилось, что они имеют довольно поверхностные
знания о Великой Отечественной войне. Но самое страшное­ большинство (!)
из них не знали, какой след оставила война в их семьях, кто из
родственников воевал, погиб или ранен, какие имел награды. Таким
образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и
трагичном событии нашей Родины и всего мира в XX веке­ Великой
Отечественной войне.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего
народа в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи
и своих односельчан. Именно поэтому в работе по патриотическому
воспитанию в школе важно показать самоотверженность и героизм нашего
народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, на фактах из
4

биографий родственников, односельчан обучающихся. Время неумолимо. С
каждым годом все меньше и меньше остается очевидцев той страшной войны.
Но воспоминания об этих людях должны сохраниться.
Наш проект - это попытка собрать глыбы народной памяти у односельчан.
Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те безжалостные годы.
Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников - тех, кто был, кто
знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд в ожидании
Победы.
Мы не напрасно беспокоимся,
Чтоб не забылась та война!
Ведь эта память­наша совесть,
Она как сила нам нужна!
Таким образом, учитывая актуальность поднятой проблемы, наш класс решил
разработать проект «Дети войны». О жизни этого поколения мы тоже почти
ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так
как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла у многих
близких людей.
Под оружием фашистов сталинградцы покидают город
5

Вид проекта: исследовательский
Цель проекта:
расширить знания о Великой Отечественной войне, опираясь на рассказы и
воспоминания земляков, которые в то время были детьми;
увековечить воспоминания очевидцев войны детского возраста нашего села.
Задачи проекта:
собрать воспоминания народной памяти у односельчан обо всем пережитом
детьми в те безжалостные годы;
создать книгу о детях Великой Отечественной войны п. Пионер;
оформить композицию «Дети войны»
презентацию «Война глазами детей» и выступить с ней на общешкольном
классном часе учеников с приглашением родителей;
привлечь внимание к сохранению и изучению семейного архива и реликвий,
традиций семьи.
Объект исследования:
Жители поселка Пионер, относящиеся к категории дети Великой Отечественной
войны
Форма организации: коллективная
Основополагающие и проблемные вопросы проекта
Что помнят дети войны?
Что поняли, увидели, запомнили?
Что могут рассказать?
Как жили дети в годы Великой Отечественной войны?
6

Ожидаемый результат:
Результативность реализации проекта измеряется готовностью и стремлением
приносить пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться
ею, знать, изучать ее историю и помнить.
Эта память­верьте, люди,­
Всей земле нужна….
Если мы войну забудем,
Вновь придет война.
Методы:
– собеседование;
– анкетирование;
– интервью;
– эксперимент (классный час, разработанный учениками);
– сравнение полученных результатов;
– работа с дополнительными источниками с целью получения новой информации;
­ обобщение.
Виды деятельности:
уроки Мужества
урок Победы
библиотечные уроки
праздничные концерты для тружеников тыла
акция « Мы против войны»
участие в районном смотре военно­патриотических клубов
7

Теоретические основы проекта:
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя
делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не
подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно слово ­
война. Когда война накрыла своим черным крылом всю страну, не могли дети до
конца осознать, какое горе выпало и на их долю. У целого поколения, рожденного
с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так
называют сегодняшних 70­87­летних людей. И дело здесь не только в дате
рождения. Их воспитала война.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
(Роберт Рождественский)
Как, какими силами была одержана победа через 1418 страшных, мучительных
дней? По известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн.
жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные –
старики, женщины, дети. Среди них не только воины, но и дети­ мальчишки и
девчонки, не успевшие узнать, что такое жизнь, но познавшие страдание и
взглянувшие в глаза смерти. Дети? Нет! Уже не дети. Статистика молчит о том,
сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных
просто нет. Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное
детство. Как внезапно ворвалась война в их детство и юность... Сколько тогда
бродило по огненным дорогам бездомных и обездоленных детей, изголодавшихся,
9

потерявших родных и близких! Они не знали, как сложится их жизнь через год,
месяц, день или час.
Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте.
Страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми. Дети воевали
наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это
были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во
время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.
Война ­ самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и
утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь
детей. Во все времена войны приносили горе, смерть, разрушение. И особенно
трагической была Великая Отечественная война 1941 – 1945 года. В исторической
памяти она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы. Почти
каждая семья проводила на фронт мужа, сына, брата.
Уже 70 лет, отделяющие нас от победного дня 1945 года, что позволяет по­новому
обратиться к истокам и истории гражданско­патриотического воспитания на
примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история
нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную
державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и
уважения к закону.
У времени есть своя память­ история. И поэтому мир никогда не забывает о
трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе о жестоких войнах.
Потому что и сейчас где­то тоже идет война, свистят пули, рассыпаются от
снарядов в крошки, в пыль дома и горят детские кроватки.
10

Механизмы и этапы реализации проекта:
Этапы
Механизмы
Сроки
реализации
11

Подготовительный Формирование групп для проведения
01.10.14­01.03.15
исследований, решения проблем, выбор
названия проекта. Постановка цели и
задач. Определение методов
исследования. Предварительная работа с
педагогами, детьми и их родителями.
Составление перспективных планов.
Подбор материала о ВОВ. Проведение
диагностики с учащимися школы разных
возрастных групп о целесообразности
выполнения проекта. Выдвижение
гипотезы: Жизнь детей в годы войны
была очень тяжелой. Даже спустя
десятилетия людям больно вспоминать
об этом.
Реализация всех направлений
деятельности по плану: выявление "Детей
войны" среди жителей поселка Пионер.
Сбор сведений о жизни детей в годы
войны (с помощью интервью, изучения
статей в газетах), обобщение собранных
сведений, подготовка презентации;
встречи и беседы с жителями села,
выяснение подробностей их жизни в годы
войны;
запись бесед воспоминаний детей войны;
оформление собранного материала в
Книгу памяти «Дети Великой
Отечественной войны»
оформление композиции «Дети войны»
02.11.14– 20.01.15
Основной
(практическая
часть)
Заключительный
Оформление проекта. Защита полученных
результатов и выводов. Проведение
внеклассного мероприятия в форме
круглого стола по результатам работы
01.03.15
12

над проектом. Презентация композиции и
книги о детях Великой Отечественной
войны
Презентация «Война глазами детей»
Раненные и избитые фашистами дети
13

Результаты реализации проекта:
Наш проект «Война глазами детей» ­ это попытка собрать глыбы народной памяти
у односельчан. Памяти обо всем пережитом и взрослыми, и детьми в те
безжалостные годы. Ведь время все быстрее уносит свидетелей и участников -
тех, кто был, кто знал, кто видел и выстрадал боль и ужас утрат и радость надежд
в ожидании Победы. В начале проекта мы провели анкетирование учащихся «Что я
знаю о бабушках и дедушках». Анкетирование среди 1­9 классов показало, что
детей войны­ только четыре. У Вани Нестерова ученика 1 класса есть бабушка
Нестерова Анна Ивановна 1926 года рождения, участница ВОВ, периодически
живет с ними. Но, к сожалению с ней пообщаться не удается, она тяжело больна.
Мы все же навещаем ее, поздравляем с праздниками. Эта семья переехало в наше
село год назад из города Камышина. И у Жумагазиевой Айслу ученицы 2 класса
есть бабушка, которая живет с ними Аткалиева Валентина Андреевна 1939 года
рождения. А у Карины, Батыра, Самиры, Азиза и Феликса есть одна бабушка и
один дедушка. Это Куншкалиев Кувай и Куншкалиева Уркия, оба они 1944 года
рождения. Затем обратились в Администрацию Левчуновского сельского
поселения, где уточнили списки. В нашем селе прописано 22 человека,
относящиеся к категории «Дети­войны». Из них 2 не проживают, дети забрали.
Составили таблицу по годам, кто проживает:
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
5
20
1926
1930
1932
1935
1936
1937
1938
1939
1940
1941
1942
1944
№ Года рождения Количество
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Итого:
Все мероприятия были посвящены празднованию 70­й годовщины разгрома
советскими войсками немецко­фашистских войск в Великой Отечественной войне,
что были представлены в разнообразной форме. Всего было проведено 15
мероприятий, в которых приняло участие 30 учеников, 25 родителей и 38
жителей села. В начале сентября провели акцию «Мы не хотим войны».
Участвовали учащиеся 1­9 классов. В октябре месяце с администрацией
Левчуновского сельского совета провели на базе нашей школы праздничный
концерт для жителей села «День пожилого человека», где поздравляли юбиляров,
14

наш класс принял активное участие. Мероприятие получило высокую оценку.
Были проведены классные часы, уроки Мужества, единый урок Победы, с
использованием презентаций. Проведен конкурс рисунков «Через года­ помните!»,
победители награждены грамотами, конкурс военных песен «Когда поют солдаты»,
конкурс чтецов «Война глазами детей», приняли участие в районном смотре
военно­патриотических клубов, провели ряд спортивных мероприятий.
Провели тематический вечер «Дети войны» в форме круглого стола по
результатам работы над проектом, который прошел особенно тепло и душевно.
Вели разговор о людях, детство которых выпало на трудные и жестокие военные
годы. Зрители не скрывали своих слез, слушая рассказы ведущих о детях войны
живущих и сегодня рядом с нами. О жизни этого поколения они тоже почти ничего
не знали. Были представлены композиция и книги о детях Великой Отечественной
войны и презентация «Дети войны» . А ведь именно они, дети войны, стали главной
ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, но и отняла
у многих близких людей. А когда, проделав такую работу, пришли к выводу
назвать наш проект: «Война глазами детей». Тем самым мы старались показать, что
не утеряна связь поколений и сохранена память о людях переживших военное
время. Мы подтвердили старшему поколению, что история нашего края,
история нашей страны, истории отдельных судеб наших земляков не
безразличны нашей молодёжи. Мы дети XXI невольно примеряем на себя
судьбу детей войны. А как бы мы поступили, будучи их месте? Нам хочется
быть похожими на детей Сталинграда, которые любили свою Родину, свой
Сталинград, были самоотверженными и очень ответственными.
Данный проект помогает формировать эффективную систему патриотического
воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого
подростка, юноши и девушки верности Отечеству, готовности приносить пользу
обществу и государству. Стремлением граждан к выполнению своего гражданского
долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием
сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым
гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и
соотечественников.

Практическая значимость проекта:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили,
берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Образ воина остается
одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для мальчиков
15

в период взросления. Для нормального развития мальчика необходимо, чтобы
смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя
свое воплощение в конкретных людях. Причем очень важно, чтобы герои были
своими, легко узнаваемыми, близкими. Тогда детям легче соотнести их с собой,
легче на них равняться. Такие черты, как честность, сочувствие, патриотизм,
твердость характера, нужны детям XXI века.
Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа
в годы Великой Отечественной войны через призму истории своей семьи и своих
односельчан.
Пусть ратные и трудовые дела и подвиги наших земляков не изучают в школах, но
мы, жители земли Николаевской, п. Пионер должны навеки запечатлеть их в нашей
памяти и передать потомкам. Считаем, что проделанная нами патриотическая
работа окажет действие на учащихся и взрослых, увековечить воспоминания детей
войны о Великой Отечественной войне. Участие в проекте еще больше сплотило
наш класс и наше село, и это измеряется готовностью и стремлением приносить
пользу обществу и государству, беречь и защищать Родину, гордиться ею, знать,
изучать ее историю и помнить. Уже 70 лет минуло с того времени, как закончилось
Великая Отечественная война. Все дальше уходят в глубь истории ее грозные,
героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из
народной памяти. Мы своей работе подтвердили гипотезу. Жизнь детей в годы
войны была очень тяжелой. Даже спустя десятилетия людям больно
вспоминать об этом. Поэтому мы считаем, что дети войны­это живая память,
которую мы должны хранить и передавать из поколения в поколение. Мы
должны учиться преодолевать все трудности, ставить перед собой высокие цели и
достигать их. И поступки детей войны, которые в трудное время волю к жизни,
стремление помочь родной стране, людям, не утратили нравственность и душевную
красоту, должны служить нам примером.Люди, детство которых пришлось на
военные годы, выросли достойными уважения. Радует то, что наши «Герои
проекта» (дети войны) сохраняют активную жизненную позицию. Дай им бог,
здоровья!
Список использованной литературы:
16

Автор­составитель Ю.В. Кулешова. «Война глазами детей» Волгоград, 2008.
Сорокина Л.П. Дети Сталинграда. Волгоград, Ниж.­Волж. кн.изд­во,1983.
Самсонов А.М. Сталинградская битва. М: Наука, 1968.
Ржевская Е. Записки военного проводника. М.: Детская литература.1985.
Прокофьева Л.В. Незабываемое. Волгоград, 2005.
Колотилин А.С. Осколки в сердце. Волгоград, 1992.
Час Мужества. Стихотворения и рассказы о Великой Отечественной войне. Ред.
Р.Е.Данкова. – М.: Оникс. 2007 г.
Интернет ресурсы. Материалы сайтов.
http://netvoyne.ru/pioneryi/alesha­kuznetsov.html
http://fonddvov.narod.ru/deti_vov_glazami_vnukov_pobedi/
http://www.sergiev­posad.ru/gorod/history/?id=3852 – Война и дети
http://www.a­z.ru/women_cd2/4/index.htm ­ дети в период ВОВ
Первые детские улыбки

Дата публикации: 01.06.17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-

Речевого развития детей

Детский сад №28 «Колосок»

Проект

«Дети войны»

Посвященный Дню победы.

Проект «Детям о войне и Дне Победы»

  • Целевое назначение.
  • Задачи.
  • Участники проекта.
  • Общий замысел.
  • Деятельность по реализации проекта.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Результаты реализации.

Обогащение представлений детей о ВОВ о подвигах советских солдат и подвигах детей служивших на фронте.

Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города.

Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

Образовательные:

В области « Социально-коммуникативное развитие »:

  • развивать игровую деятельность детей;
  • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
  • формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
  • формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
  • учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

В области « Познавательное развитие »:

  • формировать представления детей о событиях ВОВ;
  • познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»; «дети войны»
  • формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики». «партизаны».

В области « Речевое развитие »:

  • развивать связную речь;
  • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.;
  • учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.

В области « художественно-эстетическое развитие »:

  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
  • развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
  • развивать продуктивную деятельность детей.

В области « Физическое развитие »:

  • развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства ;
  • воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
  • воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Проект направлен на реализацию регионального компонента ООП МБДОУ № 28.

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Данный проект рассчитан на реализацию в подготовительной общеразвивающей группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Психологи утверждают: нравственные ка­чества не могут возникнуть путем естествен­ного "созревания". Их развитие и формиро­вание осуществляется постепенно в процес­се накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Проект «Детям о войне и Дне Победы» направлен не только на создание условий для формирование представлений детей о истории Российского государства и непосредственно города Канска в годы Великой Отечественной войны, но так же он призван дать детям возможность отразить свои представления о этих событиях в разных видах деятельности.

Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше о истории страны и города во время Великой Отечественной войны.

Срок реализации – 3 недели апрель-май. Работа в проекте делится на этапы:

  • подготовительный . Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
  • Методическая литература:

1 направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Содержание:

  • педагогическая диагностика освоения ООП;
  • анализ предметно-развивающей среды;
  • изучение литературы (журналы, книги, Интернет);
  • подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
  • составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
  • подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.
  • проблемная ситуация «Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?»
  • введение в проблему (рассматривание иллюстраций и презентации «Дети войны». Беседа: «Что такое война и что такое День Победы»)
  • разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
  • планирование (1 неделя).
  • основной (2-3 неделя).
  • отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать).
  • организация деятельности родителей (изготовление папки передвижки «Памятники нашего города», «Путеводитель по Краеведческому музею»; оформление подборки рассказов «Детям о войне»; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком Краеведческого музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для галереи Славы и карты памяти, подготовка работ для выставки «Спасибо, что живем!» и т.д.)

Знакомство с историей и подвигами детей войны.

  • работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
  • работа по обогащению игрового опыта ребёнка
  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Герои города Ессентуки»
  • Встреча с ветераном ВОВ.
  • , «Дети - герои войны»;
  • чтение художественной литературы о ВОВ,
  • изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация),
  • слушание песен военные лет и песен о войне;
  • просмотр познавательного видеороликов о ВОВ.
  • дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?» «Кто шагает на параде?»;
  • коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
  • подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий».
  • сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
  • презентация продукта проекта.
  • Оформление «Карты памяти» и «Галереи Славы».
  • Оформление выставки «Спасибо, что живем».
  • Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
  • Оформление альбомов «Герои города «Канска», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
  • Представление материалов проекта для старшей группы.
  • .Анализ результативности работы проходит в следующих вариантах:
  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе);
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности);
  • Анализ продуктов детской деятельности.

Более подробно ход реализации проекта представлен в таблице (Приложение 1).

Разработанный и реализованный проект « Детям о войне и дне Победы» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность:

  • Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнился мини музей группы, подобран обширный иллюстративный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;
  • Положительная динамика в формировании представлений о истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);
  • У детей наступило понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);
  • Пополнилась методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;
  • Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.

Реализация проекта

Проект «Седые дети войны»

Автор: Шушунова Светлана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда»
Цель проекта: осветить судьбу бывших малолетних узников земляков в годы Великой Отечественной Войны через призму истории своей семьи.
Задачи проекта:
Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне
Собрать информацию об истории своей семьи в годы войны
Собрать воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей
Проанализировать полученную информацию и систематизировать ее
Оформить альбом " Страницы памяти" с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей
Рассказать о узниках-земляках на открытом мероприятии "Мы помним, гордимся, благодарим"

Участники проекта: Воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда»
Партнеры проекта: Родители, родственники, бывшие малолетние узники Калужской области

Целевая группа проекта:
Проект адресован школьникам

Тип проекта: Творческий, групповой, краткосрочный

Продолжительность проекта: 1 месяц

Сроки реализации проекта:
Март - Апрель

Методы исследования: метод опроса, интервью, источниковедческий анализ

«Дорогою немыслимой печали,
Дорогой смерти нас вела война».
Е. Кузин
Вступление.
Славная страница героических дел вписана калужанами в летопись Великой Отечественной войны. В ту грозную пору на фронт ушло 140 тысяч наших земляков. Они мужественно сражались с ненавистным врагом на всех фронтах Великой Отечественной войны.
В августе-сентябре 1941 года положение на фронтах становилось все более тяжелым, враг приближался к Калуге. 12 октября неприятель занял Калугу, а к концу октября оказалась оккупирована вся территория Калужского края.
После захвата Калуги немцы начали проводить репрессивные меры среди жителей города. Многие здания они превратили в застенки.
В кооперативном поселке у Оки был создан концентрационный лагерь. На площади Ленина соорудили виселицу и 20 октября 1941 года повесили четверых патриотов. 7 октября на базарной площади Калуги фашисты расстреляли 20 калужан. 21 декабря оккупанты подожгли дом 41 по улице Свердлова, в котором погибло 14 человек. Не менее жестоко немцы поступали и в других городах и селах калужской земли.
Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Тяжелым кат¬ком прошлась Великая Отечественная по маленьким, незащищенным душам. И они - последние свидетели той страшной войны, что унесла 27 миллионов человеческих жизней.
Гипотеза:
Великая Отечественная война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки воспитанников центра. Возможно, родственники воспитанников были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу или были заточены в концентрацион¬ные лагеря, угнаны в рабство детьми. И если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории.
Актуальность:
В этом 2015 году наша страна отмечает 70-летие годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. 11 апреля Международный день освобождения узников фашистских концлагерей, установленный ООН. В этом году этот день по ряду причин и событий в Украине, России, Европе и мире приобрел особое значение для детей, прошедших через суровые и трагические моменты Великой Отечественной войны. Разгром фашистской Германии силами советского народа и участников антигитлеровской коалиции, День Победы 9 мая 1945 года дали всем людям Земли основание и надежду на то, что фашизм повержен и больше не повторится. Но жизнь в последние месяцы показала, что корни нацизма и фашизма сохранились – вновь, как и 80 лет назад, стали проповедоваться идеи националистического превосходства, прославления нацистских пособников, карателей, запреты родных языков общения.

Предполагаемый результат проекта:
Приобретение навыков поисково-исследовательской работы
Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов
Расширение знаний о Великой Отечественной войне
Сохранение памяти о суровых годах жизни узников-земляков
Формирование уважительного отношение к участникам войны

Возможные трудности выполнения проекта и пути выхода из них:
Затруднения учащихся Педагогические действия
Учащиеся не имеют опыта проведения интервью Тренинги общения
Совместная разработка опросников
Учащиеся плохо владеют навыками сбора и обработки информации Использование образцов проектов
редактирование
отработка навыка работы на ПК вWord и PowerPoint
Недостаточно развиты оформительские навыки Организация взаимопомощи, взаимообучения
Отсутствие помощи со стороны родителей Мотивирование родителей на совместную деятельность
Учащиеся не имеют опыта по установлению контакта
с ветеранами ВОВ Установление контакта с бывшими малолетними узниками

(БМУ) концлагерей
Организация встречи с БМУ
Отработка правил поведения учащихся при общении с БМУ
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап
Составление плана работы
Беседа «Что я знаю о жизни родственников в годы войны?»
Беседа «Что я знаю о бывших малолетних узниках фашистских концлагерей?»
Сбор и анализ литературы по данной теме
Разработка содержания проекта

2. Основной этап
Сбор информации о жизни родственников в годы Великой Отечественной войны
Интервью с родителями, родственниками об истории своей семьи в годы ВОВ
Чтение книги «Седые дети войны»
Встреча с бывшими малолетними узниками фашистских концлагерей
Фотосъемка встречи

3. Заключительный этап
Создание презентации «Седые дети войны»
Создание «Страниц памяти» с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей с фотографиями
Экскурсия на Площадь Победы к Вечному огню, возложение цветов к памятнику узникам фашизма
Проведение классного часа "Мы помним, гордимся, благодарим"

ДЕТЯМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ,
ИХ ВНУКАМ И ПРАВНУКАМ
ПОСВЯЩАЕТСЯ

Знаю, помните вы, не забыли
Хату детства и небо над ней,
Как в войну нас фашисты губили
За оградами концлагерей.
Все мы видели, все испытали
Голод, холод, побои и страх,
К голым нарам порой примерзали
Малыши с сединой на висках.
В синяках все избитое тело,
Ужас боли в потухших глазах
За грехи, что начальство имело
Нас фашисты сжигали в печах.
Вместе все, мол, намного смелее,
Нас так мало осталось в живых,
Самых дружных должны быть дружнее
И родней даже самых родных.
Песен правды о нас не сложили,
Не слагали правдивых стихов,
И дороги к вершинам закрыли
Малышам, не имевшим грехов.

Окружной Леонид Иванович
Узник №65468 концлагеря Дахау.

Основной этап проекта
В ходе работы над проектом воспитанники центра изучили литературу о Калуге во время Великой Отечественной войны. Огромное потрясение оказала на учащихся книга воспоминания бывших малолетних узников фашистских концлагерей «Седые дети войны». Ребята читали книгу и делились друг с другом своими впечатлениями.
Затем каждый из воспитанников составил возможные вопросы для интервью по сбору информации об истории своей семьи в годы войны, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Многим ребятам пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам.
Из интервью с родителями ребята узнали, что семья бабушки Шушунова Дмитрия во времена Великой Отечественной войны была угнана в концлагерь. Также узнали, что в Калуге существует Общественная организация «Калужское отделение Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей». Родители помогли договориться о встрече с бывшими малолетними узниками.
В преддверии 11 апреля – Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда» встретились с бывшими малолетними узниками. При встрече ребята познакомились с Филатовой Валентиной Николаевной, сестрой бабушки Шушунова Дмитрия, которая сейчас возглавляет Общественную организацию «Калужское отделение Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей».
На встрече ребята внимательно выслушали страшные воспоминания о военном времени. Своими воспоминаниями с учениками поделились Филатова Валентина Николаевна, Ищенко Любовь Александровна, Башмакова Антонина Васильевна, Павлова Ксения Сергеевна, Лукьянова Нина Григорьевна. Седые дети не могли сдержать слез. Ребята услышали крик детских душ с той далекой войны. Встреча прошла в теплой атмосфере. Бывшие малолетние узники пожелали ребятам хорошо учиться, получить те профессии, о которых они мечтают. Большинство узников в послевоенное время не смогли получить образование по душе, т.к. после освобождения вернувшись на Родину, они прибавили себе по два-три года и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство, поднимать из руин города и поселки.
Седые дети войны донесли до ребят важную истину: фашизм, в любом его проявлении не имеет права существовать. Счастье – это мирное небо над головой. В конце встречи ребята в знак уважения и благодарности подарили бывшим малолетним узникам цветы.
В ходе поисково-исследовательской работы ребята убедились, что об узниках мало кто знает. Поэтому в своем проекте решили рассказать о четырех бывших малолетних узниках, наших земляках.
Глава 1. Дети войны
Тяжелым катком прошлась Великая Отечественная по маленьким, незащищенным Душам. И они - последние свидетели той страшной войны, что унесла 27 миллионов человеческих жизней.
Тысячи наших маленьких соотечественников были заточены в концентрационные лагеря, угнаны в рабство, кто с родителями, а кто и поодиночке. Они несли свой тяжелый крест - ни в чем не повинные, лишенные самой радостной поры - детства. Непосильный труд и болезни, голод и холод были спутниками детей. Над ними глумились, проводили медицинские эксперименты, брали кровь. У них отнимали самое святое - родных, Родину, будущее. Это невозможно забыть и невозможно простить.
Война - всенародная беда. И это общеизвестная истина. Но если ее так понимают взрослые, то дети... У детей свое восприятие мира: чувственно-цветное. Радость - это мягкие добрые руки мамы, тепло солнца, зелень травы. У беды совсем другие цвета - серо-черные, холодные и голодные, и постоянное ощущение страха, боли, которые таятся в глазах. Чисто детское желание убежать, спрятаться, закрыть глаза. Только разве убежишь от памяти, от сегодняшней жизни? Память горькая, страшная всплывает в ночи. Говорят, что с годами к человеку вновь приходит детство: казалось, многое забылось, стерлось, но потом по каким-то неясным законам психи¬ки реальные события детских лет всплывают в представлении так четко, ясно и правдиво, словно на киноэкране прокручивается заново твоя жизнь. Порой эти воспоминания так навязчивы и остры, что словно заново переживаешь все то, что было в детстве.
Глава 2. Воспоминания малолетних узников.
1. Из воспоминаний Адамовой (Ященко) Надежды Антоновны 1932г.р., проживает в г.Мещовске, Калужской области.
Мне было 9 лет, многого не понимала, но детская память, как губка, все впитывала.
Забрали сельчан, в чем они были, не дав никому взять ничего из вещей. Братик на руках у матери сильно плакал, я не выпускала из кулака материнский подол юбки. Привезли нас в Витебск, к вокзалу. Крик. Плач. Все обнимались, рыдали, будто понимали, что прощаются навсегда.
Под охраной солдат и собак повели к составу. Прикладами затолкали всех в крытые товарные вагоны и повезли в неизвестном направлении. Народу было в вагоне столько, что полежать не было возможности. Даже сидя некуда было протянуть ноги. Но чем больше дней ехали, тем становилось просторнее: умирали в первую очередь дети, расставались с жизнью взрослые. Сколько дней ехали неизвестно.
Наконец-то дорога закончилась. Привезли нас в Польшу, и какое-то непривычное название маленького городка - Освенцим - сразу врезалось в память. Большое пространство окружено колючей проволокой, а там длинные здания - бараки. Но сначала остригли наголо и повели в баню. В предбаннике каждый должен был пройти болезненную процедуру выкалывания номера на руке. Нумеровали всех подряд, даже грудных младенцев.
Длинный барак, трехэтажные нары, затхлый воздух. Я после того, как нас остригли и переодели в полосатые робы, не узнавала своих односельчан и даже маму первое время узнавала только по рукам - ласковым, добрым.
Деревьев поблизости не было. Кругом голо и серо. И какой-то неприятный запах дыма. От него першит в горле и щиплет глаза. Постоянно хотелось есть, вши, клопы кишели между досками нар, от укусов чесалось все тело. Одежда была одна на все времена года - полосатая роба.
Трудно сказать, когда это случилось: сначала мне сказали о смерти брата, потом о смерти сестры, а потом о том, что маму сожгли в крематории. О том, что здесь сжигают людей, я уже знала. Знала потому, что многих из деревни перестала встречать. Но когда узнала о смерти мамы - упала в беспамятстве. Очнулась в лазарете. Сколько там пролежала - не помню. Мне стало все безразлично и даже не страшно. Раз нет сестренки, братика, мамы, то зачем мне жить? Последующие дни прошли как в тумане - не осталось в памяти ни горя, ни боли, словно застыла в твердой оболочке душа, а ноги, руки двигались сами по себе. Даже холод и голод ощущались не так остро, как раньше. Ела машинально - суп, который выдавался один раз в сутки, выпивала стакан чая, подкрашенный травками. Очнулась только в 1945 году, когда лагерь освободили войска Первого Белорусского и Первого Украинского фронтов. Чем-то близким и родным, давно забытым повеяло на меня, когда заросший дядька поднял мое худенькое тело, прижал к гимнастерке и плакал, что-то говоря на родном белорусском языке. Вот тогда и я словно проснулась, заплакала. Помню, как кормили нас печеньем, конфетами, кашей, как взрослые мужики искали детскую одежду, чтобы снять с нас ненавистную полосатую робу. Это было уже похоже на ту жизнь, которую я знала раньше.
Освобожденных детей из Освенцима принял детский дом в Киеве. После войны работала в вольнонаемной воинской части. Вышла замуж. Мужа перевели в Калужскую область. Так я оказалась в Мещовске Калужской области, который стал для меня домом, приютом и малой Родиной.
2.Из воспоминаний Баранова Алексея Ильича. Нас, детей, отобрали у родителей и разместили по группам. На удивление всех, кормили нас хорошо. И только позднее мы поняли причину: у нас периодически брали кровь из вены - выстраивая в очередь «голышами». Так прошли месяцы. Не знаю, через какой период меня вернули к родителям. Радости не было предела! Позднее от своей матери я узнал, что у меня обнаружили какое-то заболевание и по этой причине от моей крови - отказались.
Надо признать прозорливость немецких врачей: через некоторое время у меня отнялись ноги и меня носили только на руках.
3. Из воспоминаний Филатовой Валентины Николаевны.
В августе 1943 года мне было 7 месяцев от роду, нас: мать, отца, бабушку, дедушку и тетю по материнской линии, угнали в Германию вместе с други¬ми жителями этого района. Пригнали нас в город Дюссельдорф концлагерь «Эллер». Со слов родителей, бомбили со всех сторон ежедневно, стоял гул от самолетов, дрожала земля. Однажды мама с отцом попали в самое пекло бомбежки, легли на землю ничком, и мама в этот момент увидела на небе в красном зареве лик Богородицы, как ей по¬казалось. Когда все немного утихло, они с отцом обнаружили, что вокруг них все изрыто осколками, не было «живого» места, а они остались целы, вот, поди ж ты, после этого не поверь в судьбу.
4. Из воспоминаний Герасимовой Стаси Афанасьевны , проживает г.Обнинск Калужской области. 1925г.р.Первое потрясение я испытала, когда немцы стали уничтожать евреев. У нас в деревне одна девушка вышла замуж за еврея, к началу войны у них было трое детей: 5-ти лет, 3-х лет и одного года. Ее муж ушел на фронт. Немцы схватили ее с детьми зимой, побросали раздетыми в сани, избили палками в кровь. Помню, как сильно плакал старший мальчик и умолял не бить его. Сани далеко не уехали, остановились. Один полицай брал ребенка за ногу, подбрасывал, другой на лету расстреливал. Так всех и расстреляли. Мать бежала за санями, она страшно кричала, плакала, рвала волосы на себе, а потом просила уже убить ее. Но полицаи не убили, бросили в снег - не еврейка.
Глава 3. Возвращение.
После освобождения, вернувшись на Родину, они прибавили себе по два-три года и пошли восстанавливать разрушенное войной хозяйство, поднимать из руин города и поселки, сельское хозяйство. Поэтому у наших узников самый большой трудовой стаж и самое низкое образование.
Годы летят стремительно. На смену свидетелей войны пришло новое поколение людей, выросших под мирным небом. Для всех поколений и для каждого конкретного человека оно оплачено страданиями миллионов и должно быть сохранено ныне живыми. В наше время, с развитием интернета появилось больше возможностей воссоздать и сохранить историю этого всенародного подвига. Воспоминания бывших малолетних узников - уникальный источник по истории Великой Отечественной войны. Истории, воспроизведенные в книге, может быть, не безупречны по стилю изложения, в них главное – правда жизни, подлинная история человеческих судеб, переданная со всей непосредственностью и искренностью очевидцами тех страшных событий.
Сиротство, номер вместо имени, голод, истязания, рабский труд – таким было детство этих мальчиков и девочек, чудом выживших в фашистских концлагерях и на каторжных работах у «бауэров» и прочих «хозяев»... Пережитые страдания не озлобили, не лишили веры в людей. Спустя много лет с чувством благодарности вспоминают они немецких граждан, проявивших элементарную человечность среди моря жестокости – будь то кусок хлеба или избавление от побоев. Освобождение, победа – ни с чем несравнимое счастье тех мгновений авторы воспоминаний пронесли через все послевоенные годы.

Заключительный этап проекта
В Международный день освобождения узников фашистских концлагерей воспитанники ГБУ КО Калужский СРЦН «Надежда» возложили цветы к памятнику узникам фашизма на площади Победы. Как и планировали, 11 апреля провели мероприятие "Мы помним, гордимся, благодарим", на котором подвели итоги работы над проектом. Оформили альбом «Страницы памяти» с рассказами бывших малолетних узников фашистских концлагерей и фотографиями. На мероприятии ребята решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти. Ребята обсудили, что их гипотеза о том, что скоро не останется живых свидетелей той страшной войны и в ближайшем будущем дети смогут узнать о подвиге поколения только из книг и уроков истории, верна. Это подтверждают цифры:
Год Количество бывших малолетних узников фашистских концлагерей в Калужской области
1989 22 тыс. человек
2014 9 тыс. человек

День Победы – один из самых важных российских праздников: 9 мая мы забываем обо всех разногласиях и вспоминаем, что мы единый народ. Этот праздник касается каждого жителя страны, он объединяет поколения и заставляет каждого почувствовать себя частью чего-то важного.

Практическое применение, полезность выполненной работы
В результате работы над проектом воспитанники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто пережил войну в раннем детстве;
- появился интерес к изучению истории Российского государства;
- возникло чувство уважения к ветеранам войны, труда и седым детям войны;
- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.









2024 © rukaraoke.ru.