Камни на озере байкал. Шаман-камень ― неиссякающая энергия озера Байкал


Давным-давно жил могучий седой богатырь Байкал. Не было равного ему по силе и богатству. Он был суров, стоило ему рассердиться, так волны громко бились о скалы. Много рек и речушек было под властью у повелителя.

Была у Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она была на всём белом свете. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею. Даже перелётные птицы: гуси, лебеди, журавли – спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Говорили они: «Разве можно светлое чернить?»

Очень сильно любил свою дочь Байкал, но был строг к ней и часто держал её взаперти, в недоступных глубинах. Часто-часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Но однажды прилетела на берег чайка, села на один из утёсов и стала рассказывать речкам и речушкам о далёких степях, откуда держала путь. Рассказывала она им о самом сильном и красивом богатыре Енисее, о славном сыне Саяна. Услышала Ангара о Енисее от горных ручьёв, ещё больше заскучала и возжелала увидеть Енисея. Но как же ей тогда вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца?

Взмолилась Ангара: «О, тэнгэри! Сжальтесь над пленной душой! Не будьте суровы и строги ко мне, заточённой в темнице. Пожалейте, юность мою в могилу толкает запретом Байкал… Дайте мне смелость и силу сбежать, одолев эти стены из скал».

Узнал о помыслах любимой дочери Байкал, запер её ещё крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь столь далеко от родины. Выбор Байкала остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал гонцов за Иркутом, чтобы поженить Ангару с ним. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала. Умоляла она, просила не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал не стал слушать, ещё глубже спрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами и приказал Ольхону сторожить её. Пуще прежнего взмолилась Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы.

Близилась свадебная ночь. Тэнгэри послали на Байкал и его стражей множество сновидений. Крепко спал в эту ночь старик Байкал, и Ольхон, утомлённый разговорами и смехом речушек, прилёг рядом отдохнуть, думая что Ангара никуда не сбежит под его надёжным и лёгким сном. Но Ангара с сестрицами тихо взломали запоры, и она выбежала из темницы. А ручейки всё рыли и рыли тайный проход, и, наконец, Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.

Вдруг проснулся старик Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил - испугался. Кругом шум, треск. Проснулся в ужасе Ольхон и увидел, что Ангара с речушками взломали темницу, доложил Байкалу, что Ангара сбежала. Понял Байкал, что случилось, рассвирепел. И поднялась буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от злости небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь. Выбежал из дворца могучий Байкал, ударил по седой горе, отломил от берега целый утёс и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери, надеясь закрыть ей проход.

Но поздно. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утёсы Ангара. Это и есть скала Шаман-камень. Иркут побежал за ней, но только и успел схватиться за её длинную фату.

Тысячи лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив всё на пути своими водами».

Почему-то не вызывает удивления, что именно у истока Ангары, единственной реки, вытекающей из , находится Шаман-камень. Этот сакральный камень можно увидеть с берега озера. Иркутск ― ближайший город, откуда можно доехать меньше чем за час. Его называют местом силы, аномальной зоной, энергетическим центром Земли. Кто-то говорит, что это прямой канал связи с космосом, кто-то начинает рассуждать о биополях. Но какой бы ни была природа этой энергии, не вызывает сомнений тот факт, что камень находится в центре мощнейшей энергетической воронки.

Местные шаманы знают об этом, ведь мудрость и знания шаманов передаются из поколения в поколение. Для обозначения этого места они использовали специальный сакральный символ. Кстати, вот что интересно: на самом камне нет искусственно нанесенных знаков, однако на стороне, обращённой к Байкалу, можно отчётливо увидеть загадочные изображения. Кто-то видит в них бегущих оленей, а кто-то ― лица старых шаманов, исполнявших здесь обряды в давно ушедшие времена. Говорят, что это письмена богов. Очевидно, нет необходимости наносить дополнительные символы на камень, который и так по своей сути является энергетическим сгустком.

Не так давно учёные обнаружили символы, подобные знаку, обозначающему Шаман-камень, в окрестностях скалы Саган-Заба, знаменитой своими петроглифами. А ведь петроглифам скалы более двух тысяч лет! Неужели этот знак тоже прошёл через тысячелетия? Или его возраст намного меньше? Кто и зачем его там оставил ― обозначает ли он, что это место по своей энергетической мощи равнозначно Шаман-камню, или же напротив, с помощью этих сакральных знаков кто-то пытался придать силу этому месту? Байкал хранит эту тайну, но шаманы знают ответ.

Энергетика магнитного Шаман-камня притягивает к себе людей. И благодаря мудрости шаманов, духи камня оказывают помощь людям в сложных и затруднительных ситуациях. Именно здесь давались клятвы и просили о том, чтобы было снято ложное обвинение: все знали, что обитающий здесь хозяин Ангары, светлый дух Ама Сагаан-нойон, не потерпит обмана. Обманщика, произнёсшего слова лжи на камне, ждала неизбежная расплата. Девушки просили об удачном замужестве, и духи давали им хороших мужей. Здесь оставляли в полном одиночестве на ночь преступников. Если Байкал не забирал их до утра, то им даровали прощение. А ещё говорят, что если камень уйдёт под воду, то разгневанный Байкал затопит весь мир. Поэтому нельзя допустить, чтобы камень разрушился, ведь это повлечёт за собой большие бедствия.

Сегодня никто не привозит туда преступников и не приносит на камне клятвы. В современном обществе свои законы, в которых нет места старым обычаям. Однако не все традиции остались в прошлом. Одна из них дошла и до наших дней. Сегодня, как и много лет назад, можно загадать на Шаман-камне желание. Оно должно идти от самого сердца, быть чистым и светлым, как воды Байкала.

Духи камня всегда помогают искренним и честным просителям. Так было в прошлом, так происходит и сейчас. Попробуйте, проверьте чистоту своего сердца, обратитесь к Шаман-камню, попросите исполнить ваше самое заветное желание.

Предлагаем посмотреть красивейший мини-фильм про Байкал и Шаман-камень:

Видео про Байкал и Шаман-камень

Реальная история исцеления от бесплодия — помог Шаман-камень!

Когда Наталья слышит о Шаман-камне, она начинает улыбаться тёплой счастливой улыбкой. И прижимает к груди сопящий свёрток ― двухмесячную дочку Настеньку.

Несколько лет назад ей поставили диагноз, который звучит для любой женщины как приговор ― бесплодие. Врачи не оставляли никакой надежды, но Наталья и её муж Андрей не хотели и не могли с этим смириться. Она прошла через поездки по известным клиникам, народным целителям и ясновидящим. Результатов не было. Наталья старалась не опускать руки, но когда раз за разом она слышала неутешительный ответ, всё чаще начинала приходить в голову мысль, что, наверное, надо это просто принять и нет смысла сопротивляться неизбежному.

…Эта поездка на озеро Байкал была для Натальи первой. Она не любила путешествовать, но в этот раз поехала вместе с мужем, очень уж интересно было посмотреть на самое глубокое озеро в мире, которое находится рядом с Иркутском. Во время одной из экскурсий она и увидела Шаман-камень. Женщина утверждает, что сразу почувствовала сильнейшую энергию, исходящую от камня. Она пыталась сосредоточиться на этом ощущении, слушая экскурсовода краем уха, когда уловила его слова: «…Загадать желание… Обязательно исполнится… Древние верили в это…». Повинуясь внезапному порыву, Наталья взмолилась в глубине души, вложив в просьбу к древним духам всю свою боль и отчаяние. Почему-то она поняла, что её просьба не останется без ответа.

Настенька родилась через некоторое время после поездки на Байкал. Врачи недоумевают и не могут объяснить, как это получилось. По всем медицинским показателям Насти быть не должно. Наталья смеётся: она не сомневалась, что Шаман-камень ей поможет, но не ожидала, что это произойдёт так быстро. На вопрос, почему она была так уверена в этом, Наташа отвечает уже серьёзно, без улыбки: «Вы просто не знаете, насколько мощная энергетика у этого места. Съездите туда, и вы меня поймёте».

В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары – Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном.

Если к утру вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

МЫС РЫТЫЙ

Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.


Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.
На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию , и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

МЫС ХОБОЙ

Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») – самый северный мыс на . Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.


Местное название скалы – Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это – окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» – превратили ее в скалу.

Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак – красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.



С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа – к большой удаче.

Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

СКАЛА ШАМАНКА

Одно из самых загадочных байкальских мест – скала Шаманка на мысе Бурхан, состоящая из белого мрамора, гранита и кварца.
Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала - в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев - отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.


Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина - примерно на 12 метров, в ширина - до 4,5 метров, высота - местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.

Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин - хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.



По свидетельствам жителей поселка Хунжир, расположенного неподалеку от мыса Бурхан, на протяжении столетий пещеру посещали шаманы многих народов, населявших древнюю Сибирь. Жрецы языческих религий проводили в пещере ритуалы, связанные с очищением родовой кармы и снятием проклятий; впадая в транс, получали возможность созерцать картины прошлого и будущего.

МЫС БОГАТЫРЬ НА О. ОЛЬХОН

Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь – мыс самого крупного . Старинное название мыса – Огненный – связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.


Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

ОЗЕРО ШАРА-НУР

Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей – Шара-Каая.


Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников – их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

ГОРА АЛХАНАЙ

Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа – Алханай (1665 м) – связана с историей буддизма и именем Чингисхана.
Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.


Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог - один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.

С древних времен племена бурят и монголов одухотворяли эти места. На Алханае находится 12 святынь. Самая почитаемая из них – Уудэн Сумэ (Храм Ворота). Эта природная арка в скале, как считают ламы, образует канал, связывающий наш мир с Шамбалой.



Каменный брусвер высотой с метр окружает тропу, по которой паломники идут к храму. Паломники поднимают с тропы камни и таким образом облегчают путь идущим за ними. Под аркой находится субурган – небольшая буддистская ступа, возведенная в 1864 году.

СТОЛ ЧИНГИСХАНА

Легендарное место, связанное с именем великого воина, - это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры – 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.


С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов.

Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.

БЕЛАЯ ГОРА

Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района – с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).


Высота горы – 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов.
Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.

ГОРА ЖИМА

Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей.
«Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.


Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец.

Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.

ГОРА-БЫК (БУХА-НОЙОНОЙ-ХЭБЭТШЭ – СВЯЩЕННАЯ ГОРА)



Гора возле села Торы Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона – земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.

ГОРА ЕХЕ-ЁРД

На правом берегу реки Анги в всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо – культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.

Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.

Наиболее распространённые минералы на Байкале

Познакомимся с минералами, которые наиболее часто встречаются в породах, слагающих побережье Байкала и его горное обрамление.

Кварц - один из распространённых минералов на Земле. Он формирует горную породу - кварцит. В чистом виде, без примесей, бесцветные и прозрачные кристаллы кварца называются горным хрусталём. Примеси железа и других элементов придают кварцу разнообразные цвета и оттенки. В зависимости от цвета и качества кристаллов кварца изменяется и его название: аметист (фиолетовый цвет), цитрин (жёлтый цвет), авантюрин (искрящийся минерал коричневого, зелёного, синего цвета), розовый кварц, халцедон (полупрозрачный, от белого до медово-жёлтого цвета), морион, раухтопаз (дымчатый, светло-серый кварц), сапфировый кварц (синеватый цвет), кошачий глаз (белый, розоватый, серый), тигровый глаз (непрозрачный минерал жёлто-коричневого цвета). Кварц встречается повсеместно на берегах Байкала.

Розовый кварц и халцедон

Полевые шпаты - группа наиболее распространённых минералов, формирующих горные породы. Как и кварц, полевые шпаты широко распространены на Байкале. В зависимости от химического состава полевые шпаты образуют такие минералы, как лунный камень, амазонит и многие другие.

Амазонит (микроклин) - голубовато-зелёная разновидность полевого шпата. Амазонит используют в качестве недорогого поделочного камня для изготовления украшений, художественных поделок (ваз, шкатулок).

Слюда - широко распространённый минерал. Имеет множество разновидностей. На Байкале месторождение слюды представлено флогопитом и находится в Слюдянском районе. Особенность слюды - слоистость. Минерал легко расщепляется на тончайшие пластинки. До изобретения стекла люди вставляли в окна пластины слюды. Слюда - хороший изолятор, поэтому широко используется в производстве электрооборудования и огнестойких материалов, а также как наполнитель в производстве резины, бумаги, цемента, пластмасс.

Лунный камень и амазонит

Апатит - крупные кристаллы голубовато-зелёного, иногда бурого цвета. Раньше красивые кристаллы апатита считали драгоценными камнями. Но ювелирная обработка апатита достаточно сложна. Минералу нашли другое применение. Его стали использовать для изготовления фосфорных удобрений для обогащения почв при выращивании растений. Поэтому апатит по праву можно назвать камнем плодородия. Он также встречается в Слюдянском районе.

Слюда и апатит

Диопсид - минерал, формирующий крупные кристаллы. В зависимости от примесей различных металлов окраска диопсида может быть жёлтой, зелёной, красно-коричневой, фиолетовой, голубой, и даже чёрной. Диопсид тёмно-зелёного и голубовато-зелёного цвета из района реки Слюдянка получил название «байкалит». Кристаллы байкалита достигают иногда более 10 см. Диопсиды ярко-зелёного цвета называют лавровитами.

Волластонит - белый, с сероватым или буроватым оттенком минерал, отличается химической чистотой, практически не содержит примесей. Он широко используется как заменитель вредного для здоровья асбеста. Применяется в качестве добавки-наполнителя в пластмассах, в цветной металлургии, в шинной, цементной и лакокрасочной промышленности, в производстве керамики, был использован для изготовления теплоизоляционной обшивки российского космического корабля «Буран». На Байкале волластонит впервые был обнаружен сибирскими исследователями в Слюдянских месторождениях Южного Прибайкалья.

Лавровит и волластонитовая руда

Гранат - минерал красного или зелёного цвета (в зависимости от состава). Кристаллы гранатов обычно имеют хорошую природную огранку.

Шпинель - небольшие по размеру красивые кристаллы, чаще одиночные, вросшие или наросшие на породу. Как правило, кристаллы окрашены в насыщенные цвета: бурый, чёрный, розовый, красный, синий. Среди большого разнообразия шпинели различают благородную шпинель. Это прозрачные кристаллы, окрашенные в яркие оттенки красного цвета, от рубинового до розового. Благородную шпинель относят к драгоценным камням. Шпинель часто встречается в горных породах Прибайкалья.

Кристаллы граната и кристаллы благородной шпинели

Лазурит - красивый непрозрачный минерал ярко-синего цвета. Лазурит используется для изготовления украшений, различных ваз, чаш, шкатулок. В древние времена люди добывали лазурит для получения очень прочной ультрамариновой краски, которую использовали для росписей картин, церковных изображений. Камни лазурита пережигали на костре, растирали и смешивали с воском, смолой или маслами. В древнем Египте лазурит ценился дороже золота.

Месторождения лазурита на Байкале находятся в Слюдянском районе.

Шпинель чёрная с апатитом и лазурит ювелирного качества

Для точного описания минералов геологи определяют их физические свойства, такие, как твёрдость, цвет минерала, по цвет в порошке, вкус, запах и другие свойства. Так, например, все хорошо знают вкус каменной соли и поэтому не пользуют ее при приготовлении пищи. А мягкость минерала графита позволяет использовать его для рисования и черчения.

Наиболее распространённые горные породы на Байкале

Породы и минералы горного окружения Байкала формируются вместе с геологическим развитием Земли. Горные породы подразделяются на 3 группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические горные породы

Магматические горные породы образуются из магмы - расплавленного вещества земной коры. Основными магматическими породами, из которых состоит земная кора, являются граниты и базальты .

Гранит и базальт

Гранит - глубинная порода светло-серого, розовато-серого, красновато-серого цвета. Основные минералы, входящие в состав гранита - полевой пшат (около 60 %), кварц (около 30 %), слюда. Это прекрасный строительный материал. Его используют для изготовления скульптур, обелисков, колонн, в качестве декоративной облицовки зданий.

Базальт - излившаяся на поверхность лава из недр Земли и застывшая как горная порода. Цвет базальта - от тёмно-серого до чёрного. В базальтах также могут встречаться включения различных минералов. Используется базальт в строительстве в качестве наполнителя для бетонов, для мощения улиц, для кладки фундамента и стел зданий, возведения плотин.

Осадочные горные породы

Осадочные горные породы образуются на поверхности Земли в результате разрушения и дальнейшего осаждения и уплотнения обломков различных горных пород, остатков растений и животных. Скапливаясь в углублениях, обычно в водоёмах, уплотняясь, обезвоживаясь, изменяясь в результате различных химических процессов, осадки превращаются в такие породы, как песчаники, каменный уголь, природные соли, известняки .

Песчаник - осадочная горная порода серых, красноватых, жёлтых, зелёных и коричневых оттенков. Имеет однородное, либо слоистое строение. Состоит из плотно спрессованных песчинок кварца или полевого шпата. Песчаник широко используется как декоративный камень для мощения дорожек, облицовки заборов, зданий, при строительстве дорог.

Известняк - осадочная порода. Чаще всего встречаются известняки белого и серого оттенков. Это мягкая порода, она легко царапается лезвием ножа. Существует много разновидностей известняка. Так, известняк, который образовался из раковин моллюсков, называется ракушечник или ракушняк. Если раковины имеют микроскопические размеры, образуется мягкая порода - мел.

Известняки используются в виде облицовочного камня и плит, минеральной крошки, песка, известняковой муки. Основные потребители известняка - цементная промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Фигурки из песчаника, сформированные ветром и осадками. Известняк

Метаморфические горные породы

Метаморфические горные породы образуются в толще земной коры в результате изменения внутреннего строения магматических или осадочных пород под воздействием высоких температур и давления нагретых паров воды и углекислого газа. В результате этих процессов породы приобретают новую структуру. К метаморфическим породам относятся мрамор, кристаллические сланцы, гнейсы, кварциты .

Мрамор - зернистая метаморфическая горная порода, состоящая из крупных кристаллов минералов кальцита или доломита. Из мрамора изготавливают различные скульптуры для внутренних помещений, парков и садов. Он используется для отделки фасадов, стен и полов зданий, станций метро. В зависимости от примесей других минералов цвет мрамора бывает белым, розовым, серым, голубым.

Кристаллические сланцы - метаморфические горные породы, которые образуются при относительно низком давлении и невысоких температурах и имеют, обычно, слоистое строение. Они отличаются способностью раскалываться на ровные тонкие пластинки, обладают достаточной твёрдостью и водостойкостью. Наиболее распространёнными являются слюдяные кристаллические сланцы. Он и состоят из минералов слюды и кварца. Кристаллические сланцы применяются в качестве строительного материала, огнеупорного сырья.

Мрамор и кристаллические сланцы

Кварциты - плотные зернистые породы, состоящие, в основном, из минерала кварца.

Гнейсы - широко распространённая группа метаморфических горных пород. Основными минералами гнейсов являются полевые шпаты и кварц. В небольшом количестве н гнейсах могут присутствовать такие минералы, как слюда, амфибол, гранат. По химическому составу гнейсы близки к гранитам. Характерная черта гнейсов - чередование светлых и тёмных полос.

Голубой кальцит и гнейс

Глоссарий

Минералы - это природные тела, образующиеся а результате геологических процессов. Минералы состоят из одного элемента, например, золото, или соединения нескольких элементов, например, вода (соединение водорода и кислорода), соль (соединение натрия и хлора), газ метан (соединение водорода и углерода).

Горная порода - один минерал или соединение нескольких минералов, образующиеся в результате геологических процессов и слагающие горные массивы.

Шаман-камень

Шаман-камень - символ Байкала, заповедная скала у истока Ангары, недалеко от поселка Листвянка. Ангара - это единственная река, вытекающая из Байкала, а ее исток считается самым широким и крупным в мире истоком реки. Его ширина - 863 метра. В полукилометре от условного створа видна макушка камня, упоминаемого в легендах и преданиях.
Легенда
Это случилось очень давно. В те времена, когда на Земле жили могучие богатыри и доблестные витязи. Был тогда Байкал несметно богат и велик, и все уважали и почитали его. Была у него дочь - красавица Ангара, и все преклонялись перед ее красотой. Байкал любил и баловал Ангару, была она отрадой его сердца. Росла дочь Байкала своенравной и гордой, но шло время, и настал черед Ангаре выбрать мужа.

В ту пору стояло лето - приближался праздник сурхарбан. Призвал Байкал к себе окрестных богатырей, дабы те могли помериться силою и отвагой своей покорить сердце его единственной дочери. И был среди них, кто был ему особенно люб - молодой богатырь Иркут. Но сколько б отец не нахваливал удалого Иркута, сердце дочери оставалось непреклонным.
Наступил праздник, сошлись богатыри силой мериться, и был среди них один - Енисей, сын могучего Саяна - который превзошел их всех, и его отвага и доблесть покорила сердце Ангары.

Но Байкал не захотел дать своего родительского согласия, и пришлось молодым расстаться. Долго уговаривал отец свою дочь выйти замуж за Иркута, но Ангара отвечала отказом. Тогда Байкал заточил ее в темницу, где в одиночестве томилась она без своего возлюбленного. Когда же отец сказал ей, что дал согласие Иркуту на брак, решилась Ангара бежать , и попросила младших братьев своих - ручейков помочь ей. И пришли они своей старшей сестре на помощь, размыли стену темницы - вырвалась Ангара на свободу.
В гневе кричал вслед беглянке Байкал. Над Землей поднялся страшный шторм. Этот шторм сотряс небо и землю, и от него в страхе бежали звери и птицы. Кинулся вслед за Ангарой молодой Иркут… Вдруг молния расколола старую гору - подхватил Байкал осколок горы и кинул вслед дочери, чтобы преградить ей дорогу.

Но поздно - уже рядом с Енисеем была Ангара, и подхватил он ее в свои объятья. С той поры так и остались они неразлучны.
Слезы горя и радости, что выплакали Байкал, Ангара, Иркут и Енисей со временем превратились в воду и с той поры так и остались там. А осколок скалы, который кинул вслед дочери Байкал, люди прозвали Шаманским камнем. Легенда гласит, что ежели сильно осерчает Байкал, то в гневе смоет он водой Шаман-камень, и затопит тогда весь мир. Дабы умилостивить грозный Байкал, издревле люди приносили ему на этом месте щедрые жертвы.
По этой же легенде, если внимательно всматриваться в скалу, можно увидеть лица старых шаманов, которые в древности совершали в тех местах свои ритуалы... Вот уже как несколько лет скала разрушается, и люди видят в этом дурное предзнаменование.
Шаман-камень расположен в 70 км от Иркутска, в селе Листвянка . И это действительно то место, которое стоит увидеть воочию.









2024 © rukaraoke.ru.