Конспект занятия по баскетболу в детском саду. Обучение элементам игры в баскетбол старших дошкольников


Ирина Крупышева
Методические рекомендации по обучению дошкольников игре в баскетбол через игры эколого-валеогической направленности

по обучению дошкольников игре в баскетбол через игры и упражнения эколого-валеогической направленности

Инструктор по физической культуре Тихвинского р-она

Крупышева Ирина Владимировна

Пояснительная записка

Цель и задачи обучения

Этапы обучения дошкольников игре в баскетбол

Особенности методики обучения

Система работы дошкольниками по обучению игре в баскетбол

Литература

1. Пояснительная записка

Физическое развитие играет главную роль во всестороннем развитии современного дошкольника. Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создаётся фундамент для воспитания физических качеств, формирования основ здорового образа жизни. В детском организме заложены большие возможности для тренировок, а это даёт возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического развития в детском саду. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.

` Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр.

Баскетбол – спортивная игра. Динамичность, эмоциональность, разнообразие действий в различных ситуациях в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста, формируя интерес и увлечённость ею.

Баскетбол – игра с мячом. Вместе с тем игры с мячом – это своеобразная комплексная гимнастика. В ходе игр дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, броскам на дальность с места и с разбега, но также и в ходьбе, беге, прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры.

Благодаря спортивным упражнениям дети овладевают техникой выполнения движений, отдельными тактическими комбинациями спортивной игры, требующей взаимодействия участников, выдержки, решительности, смелости. Посредством игр и игровых упражнений дети будут учиться управлять не только своими движениями, но и эмоциями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Развитие общей выносливости и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция, ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста в целом.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре.

Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Посредством разнообразных игр, игровых упражнений, заданий, эстафет дошкольники овладеют азами игры в баскетбол в условиях дошкольного учреждения.

2. Цель и задачи обучения

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни через обучение игре в баскетбол.

1. Обогащать двигательный опыт дошкольников черезформирование устойчивого интереса к игре в баскетбол.

2. Содействать развитию двигательных способностей и психических процессов посредством игры и игровых упражнений эколого - валелогической направленности.

3. Этапы обучения дошкольников игре в баскетбол

Обучение дошкольников игре в баскетбол целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап -повышение общей физической подготовленности, развитие физических качеств,формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения.

Реализация этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников. На занятиях по физической культуре, прогулках и во время во время самостоятельной двигательной деятельности детей, обращается внимание на развитие ОВД в процессе подвижных игр и упражнений.

Основной этап –непосредственное обучение игре в баскетбол.

Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников игре в баскетбол – занятие в физкультурно–оздоровительном кружке (секции, например, «Весёлый мяч», «Юный баскетболист», «Школа мяча».Длительность занятий составляет 25-30 минут.

Обучение игре в баскетбол может быть включено в учебную деятельность по физическому развитию воспитанников.

Для каждого занятия определяют оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Вводная часть – это разминка, целью которой является подготовка организма ребёнка к более интенсивной работе в основной части занятия. В содержание вводной части могут входить различные виды ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, с высоким подниманием колен, с захлёстом голени назад, с хлопком под коленом и т. п.) и бега (в колонне по одному, с перестроением в пары, «змейкой», по диагонали, спиной вперёд, с поворотом вокруг себя по сигналу и т. п., а также прыжки, подскоки, упражнения дыхательной гимнастики и подвижные игры.

Продолжительность вводной части для старших дошкольников составляет 3-4 мин. Таким образом, упражнения вводной части занятия являются подводящими упражнениями к изучению движений в основной части занятий.

Содержание основной части занятия разнообразно. Она начинается с небольшого комплекса ОРУ или подвижной игры. В этой части занятия сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, чем и обеспечивается оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм старшего дошкольника. Движения подбираются быстрые, энергичные, требующие выносливости, а также повышающие функциональное состояние организма. Комплекс ОРУ можно разучить и выполнять в течении 4-5 занятий, не более. Согласованное выполнение уже разученных и усвоенных движений позволит детскому организму подготовиться к освоению новой нагрузки, а педагогу – наиболее рационально и эффективно распределить их силы при выполнении основных видов движений.

Как показывает практика, при обучении дошкольников техническим азам игры в баскетбол целесообразно использовать подводящие упражнения, т. е. движения, сходные по структуре с главными элементами техники. Упражнения дети выполняют как правой, так и левой рукой.

Вместе с тем необходимо обеспечить осознанное освоение детьми упражнений и не ограничивать их в творчестве. Этот аспект будет достигнут тогда, когда ребёнок будет знать, когда и при каких условиях он сможет применить полученные умения и навыки. Например, старшие дошкольники, освоившие элементарную технику игры в баскетбол в детском саду, будут способны сыграть в эту игру в команде старших по возрасту детей в школе, дома во дворе или где-либо на отдыхе и т. п.

Продолжительность основной части – до 20мин.

Таким образом, разнообразная и увлекательная по содержанию основная часть занятия позволит педагогу реализовать поставленные задачи.

В заключительной части занятия необходимо привести организм ребёнка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т. п. Продолжительность заключительной части составляет 4-5 мин.

Заключительный этап – этап оценки достигнутых результатов и определения уровня развития физических качеств, а так же совершенствования технических, элементарных тактических навыков игры в баскетбол.

В процесс обучения игре в баскетбол входит: Общая физическая подготовка -разностороннее воспитание физических качеств ребенка, которые не сводятся к специфическим способностям, проявляемым в спортивной игре. Эта сторона подготовки играет первостепенную роль в повышении общего уровня функциональных возможностей организма, в комплексном развитии физической работоспособности.

И Специальная подготовка - представляет собой воспитание физических способностей, являющихся специфической предпосылкой достижений в играх с элементами баскетбола; она направлена на максимально возможное развитие способностей.

Для выявления уровня развития двигательных навыков, физических качеств проводится оценка достигнутых результатов.

ОФП – челночный бег на 30 м, прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места.

СФП - ведение мяча правой и левой рукой, свободно передвигаясь по площадке и с изменением направления передвижения, ведение мяча правой рукой и бросок мяча в корзину, бросок мяча в корзину с расстояния 3м высота кольца – 2м.

5. Особенности методики обучения

Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемы без мяча и с мячом в руках без передачи его партнеру. К ним относятся: стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

Важнейшим принципом отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей дошкольного возраста является выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям старшего дошкольного возраста; дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач. Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимого для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.

Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег, прыжки, повороты, остановки, а также действия с мячом: передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча, ловля двумя руками на уровне груди, ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления, при противодействии другого игрока, броски мяча в корзину двумя руками от груди и двумя руками из-за головы.

В начале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом. Рекомендуется игра «Играй, играй, мяч не теряй» (см. приложение). Нужно добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть. Веселье, смех – неизменные спутники ребенка.

Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При этом ноги согнуты в коленках, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.

После того как дети научаться правильно стоять держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т. д. Неумение ребенка поймать мяч часто вызывает обиду. Он старается прижимать мяч руками к груди, а когда не успеет это сделать, мяч летит прямо в лицо. Летящий мяч необходимо встретить руками возможно раньше. Кисти с широко расставленными пальцами образуют как бы половину шара, в котором должен поместиться мяч. Нужно следить за полетом мяча. Как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением к себе.

Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

Параллельно ловле мяча необходимо обучать детей передачи мяча двумя руками от груди с места, а затем в движении. Детей следует передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди. Они должны описать мячом небольшую дугу к туловищу – вниз – на грудь и, разгибая руки вперед, от себя посылать мяч, активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. В процессе обучения передачи мяча необходимо напоминать детям, что локти следует опустить вдоль туловища, что нужно стараться бросать на уровне груди партнера, и что мяч следует сопровождать взглядом и руками.

Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча выполняются несколько сбоку от игрока, равномерно, согласованно с передвижением ребенка. Многие дети пытаются вести мяч прямо перед собой, ударяют по мячу сверху, что мешает продвижению вперед, не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног, управлять мячом и поэтому часто теряют его. В результате систематического обучения ведению мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага ребенка приходится один удар мячом по площадке.

Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями, Детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать небольшую дугу вниз - на себя и, выпрямляя руки вверх, направить мяч к цели с одновременным разгибанием ног. Кисти и пальцы раскрываются, выполняя направляющий толчок. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть направлено на качество выполнения движения, а не на достижение при помощи этого движения определенного результата. Если дети еще полностью не усвоили новое движение, навык еще не сформирован, то соревнования на скорость выполнения движения способствует не правильному их закреплению. Но это не значит, что на начальном этапе формирования действий с мячом основным методом обучения должно быть только упражнение. Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составлять 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка действующего независимо от своих партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизуя максимальные усилия для достижения наилучшего результата.

После того как дети научаться правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу, а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

При обучении элементам баскетбола особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, а также, что особенно важно, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей только при условии, если воспитатель разъясняет их значение в различных ситуациях применения, объясняет, почету именно так они должны выполняться. Ребенок должен знать, почему в той или иной игровой обстановке более целесообразно применять те или иные действия, выполнять их определенным способом, с определенной скорость и в определенном направлении. Например, детям нужно объяснить, что вести мяч в игре следует только в том случае, если не можешь передать его партнеру. При приближении защитника более безопасно вести мяч дальней от него рукой и с низким отскоком. Не надо спешить, вести мяч лучше ближе к цели или на более свободное место для передачи мяча партнеру.

Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей у ребенка возникает сознательное отношение к действиям с мячом, умение целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.

В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде, предостерегая детей от перехода на сторону противника, хотя этим условным противником и являются дети своей группы.

В играх с мячом следует вырабатывать у детей привычку поступаться личными интересами ради достижения общей цели. Для этого можно использовать ограничение действий с мячом ввести дополнительные требования. Например: ограничение расстояния ведения мяча, включение задания бросать мяч ловцу после того, как мяч обойдет всех игроков команды.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей.

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча. За отвлекающие действия ребята поощрялись тогда, когда это помогало освободиться от опеки товарища, выйти на свободное место для получения мяча или занять удобную позицию для броска мяча в корзину или его передачи. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы не допускался обман, являющийся прямым нарушением правил игры.

В основу методики обучения игре в баскетбол, равно как и другим спортивным играм, положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.

Обучение технике игры в баскетбол идет параллельно обучению тактике игры

6. Система работы

с дошкольниками по обучениюигре в баскетбол

Цель: через отождествление себя с растениями, животными, явлениями природы развивать двигательные умения и навыки, физические качества воспитанников. при обучении игре в баскетбол.

№ п/п вид движений примерные игры, игровые и подводящие упражнения цель

Методика обучения технике

1. Стойка баскетболиста, перемещения

(бег, ходьба, прыжка, остановка, повороты)

«День и ночь» или «Воробьи и вороны»

«Удочка»

«Салки – зайцы»

«Лягушачий чемпионат»

«Полет воробья» 1. Развитие физических качеств, развитие слухового внимания, умения ориентироваться в пространстве и закрепление знаний детей о сутках.

4. закрепить знания детей о жизни земноводных и способе их передвижения.

Развивать умения мягко приземляться на всю стопу, укрепление мышц ног. Учить приемам отталкивания и приземления (технике прыжка)

3. Развивать умение ребенка избегать травмоопасной ситуации во время бега. Продолжать развивать навыки бега с увертыванием. Развивать умение согласовывать движения рук и ног, формирование умения саморегуляции.

2. Владение мячом… Использовать ОРУ с мячом

«Горошина»

«Я знаю пять названий цветов»

«Гусеница»

3. Ловля мяча 2 руками, стоя на месте и в движении

«Найди камешек»

«Передай орешек»

4. Передача мяча 2 руками от груди, 2 руками из- за головы на месте и в движении «Передай орешек»

«Белочки – собачки»

«Зверюшки – навострите ушки»

5. Броски мяча в корзину2 руками от груди, 2 руками из- за головы с места, штрафные броски «Посадка картофеля»

«Запасы белочки»

«Паутина»

6. Ведение мяча правой и левой рукой на месте, в движении по прямой, с изменением направления «Бег пингвинов»

«Капельки»

«Пескарь»

7. Ведение мяча с остановкой, с передачей мяча удобным способом, с броском в корзину «Собираем витамины с грядки»

«Хитрая кукушка»

«Капельки»

8. Перехват мяча при передаче

«Поймай комара»

«Кувшинка»

«Белочки – собачки»

9. Овладение мячом после отскока от щита

«Солнечные зайчики»

«Голубки»

8. Литература

Адашкявичене Э. Й. «Баскетбол для дошкольников». М. : Просвещение, 1983.

Гришин В. Г. «Игры с мячом и ракеткой». М. : Педагогика, 1975.

Зельдович Т. А. ; Кераминас С. А. «Подготовка юных баскетболистов». М. : Физкультура и спорт, 1964.

Кенеман А. В. ; Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». М. : Просвещение, 1980.

Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду». М. : Просвещение, 1978.

Осокина Т. И. ; Тимофеева Е. А. ; Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе». М. : Просвещение, 1978.

Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет». М. : Просвещение, 1988.

«Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятием в школе». Под ред. Кенемана А. В. – М. : Просвещение, 1980.

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения. В подготовительной к школе группе, кроме подбрасывания мяча разными способами с различными заданиями, метаний на дальность и в цель, предусмотрено формирование навыков ведения, отбивания мяча, ловли, передачи, а также забрасывания мяча в корзину.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для шестилетнего ребенка, готовящегося к обучению в школе. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. При обучении игре в баскетбол используются самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны мышцы, удерживающие позвоночник, при формировании правильной осанки.

В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Такие игры приучают преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действий. Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в баскетболе привлекают детей старшего дошкольного возраста к этой игре.

Элементарные действия игры в баскетбол могут широко использоваться в старших и подготовительных к школе группах детского сада. В занятия при этом могут включаться и игры с мячом, и специальные упражнения по закреплению навыков владения им. Обучение детей основным приемам владения мячом в игровых условиях должно иметь целью достижение благоприятного физического развития и разносторонней двигательной подготовленности детей, а также ознакомление детей с баскетболом в доступной форме. Баскетбол - спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Проект: тема «Мы играем в баскетбол»

Спортивная игра как средство во всестороннем физическом развитии ребенка.

В тихом нашем дворике
Я играла с мячиком,
С девочками в классики
Любила я скакать.
Но меня заметили
Тренеры хорошие,
Пригласили в секцию,
В баскетбол играть.

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст – это возраст, в котором закладывают повышение общей физической подготовленности, совершенствование общей выносливости, улучшение техники бега и владения мячом, улучшение состояние здоровья.

В этом возрасте формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств, закладывается основы здорового образа жизни. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность, быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство дружбы. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.

Большое место во всестороннем физическом развитии занимают спортивные упражнения, а также элементы спортивных игр.

Баскетбол – спортивная игра с мячом. В играх и действиях с мячом дошкольники упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, броскам на дальность с места и разбега, но также и в ходьбе, беге и прыжках. Все эти движения дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста умения самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Так как у них еще слабо развита способность к точным движениям, любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

Баскетбол – игра коллективная, а в играх коллективного характера нередко возникают конфликты, споры между детьми, разрешать которые дети будут в ходе игр. Игры и упражнения с мячом развивают навыки поведения ребенка в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи.

При обучении игре в баскетбол используется самые разнообразные действия с мячом, что обеспечивает необходимую физическую нагрузку на все группы мышц ребенка, особенно важны удерживающие позвоночник при формировании правильной осанки.

Вид проекта : средней продолжительности (2 месяца), групповой, творческий.

Участники проекта : воспитатели подготовительной группы, дети подготовительной группы.

Цель проекта: - формировать умение подбрасывать мяч разными способами с разными заданиями;

Формировать умение метать мяч на дальность и в цель; вести, отбивать, ловить, передавать и забрасывать мяч в корзину.

Задачи проекта:

Учить передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча).

Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы.

Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаясь в разных направлениях.

Развивать выносливость и физические качества, такие как ловкость, быстроту, координацию движений, ориентацию в пространстве.

Воспитывать умение играть в команде.

Основные принципы проекта:

  1. Принцип доступности содержания детям.
  2. Принцип системности - закрепление пройденного материала на прогулках и свободное время

Планируемый результат :

  1. Повышение физической подготовности.
  2. Улучшение техники бега и владение мячом.

3. Совершенствование общей выносливости.

Предварительная работа:

Просмотр дома с родителями спортивных программ, где демонстрируется игра баскетбол .

Рассматривание иллюстраций на тему баскетбол.

Чтение художественной литературы.

Реализация проекта.

Начали мы с воспитанниками работу по этому проекту с рассматривании иллюстраций, и дети заметили, то, что все баскетболисты высокого роста, и сделали вывод: что если мы научимся играть в баскетбол, то вырастим высокими и спортивными. Наша группа решила научиться игре баскетбол.

Начали мы с подвижных игр с мячом, таких как:

  1. «Играй, играй мяч не теряй» - формировать умение управлять мячом, учить слушать сигнал, находить свободное место на площадке.
  2. «Десять передач» - учить передавать – ловить мяч, развивать умение согласовывать действия с товарищем.
  3. «Обгони мяч» - учить передавать, ловить мяч.
  4. «За мячом» - учить передавать, ловить мяч двумя руками от груди, развивать умение ориентироваться на площадке.
  5. «Ловец с мячом» - учить детей вести мяч правой и левой рукой.
  6. «Пять бросков» - учить детей бросать мяч в корзину.
  7. «Мяч капитану» - учить согласовывать свои действия с товарищами по команде.

Упражнения с мячом развивают глазомер, координацию, ловкость, ритмичность согласованности движений. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила. Детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.

Благодаря родителям появилось кольцо для баскетбола на участке, и все умения владения мячом мы закрепляли не только в свободное время в спортивном зале, но и на прогулке.

При работе над этим проектом мы не только развивали физические качества воспитанников. С детьми мы рисовали и вырезали баскетбольные мячи. При помощи техники «папье-маше» изготавливали мячи. Во время этой работы дети учились правильно пользоваться ножницами, умение правильно закрашивать объект, развивали мелкую моторику.

Завершением этого проекта станет коллективная игра «Мы играем в баскетбол», где дети покажут навыки владения мячом, навыки поведения ребенка в коллективе, товарищеские взаимоотношения.

Выводы:

● Элементы спорта помогают значительно повысить функциональные возможности детского организма. Ведь двигательные навыки сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, облегчают овладение более сложными движениями, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

● Развитие общей выносливости и физических качеств, таких как ловкость, быстрота, координация движений, двигательная реакция, ориентация в пространстве, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей старшего дошкольного возраста в целом.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Формирование действий с мячом у детей дошкольного возраста при обучении игре в баскетбол 7
Техника перемещения
Методические рекомендации
Упражнения для обучения стопке и передвижению но площадке
Техника удержания мяча 11
Ловля мяча 13
Передача мяча 15
Методические рекомендации 16
Упражнения для обучения ловле и передаче мяча 17
Ведение мяча
Методические рекомендации 20
Упражнения для обучении ведении мяча 21
Бросание мяча в корзину 22
Методические рекомендация 23
Упражнения для обучения броскам мяча в коряину 21
Индивидуальные особенности формирования у детей действий с мячом 26
Методика обучения игре в баскетбол детей дошкольного ноараета 27
Построение и методика проведения занятий. Особенности руководства ими 31
Оборудование площадок я инвентарь для игры 36
Методика занятий с детьми 5-6 лет (старшая группа)
Упражнения и игры, подготанлннающне к передаче ловле мяча
Упражнения, подгогавливакицие к ведению мяча
Упражнения и игры, подготавливающие к броску мяча в корзину
Примерные планы занятий
Методика занятий с детьми 6-7 лет (подготоннтельная к школе группа)
Упражнения и игры с передачей мяча
Упражнения и игры с ведением мяча 50
Упражнения и игры с бросками мяча и корзину
Примерные планы занятий 61
Игры с элементами баскетбола 62
Подножные игры с мячом
Игры с передачей и довлей мяча 63
Игры с ведением мяча 67
Игры с бросками мяча н корзину 70
Игры г ловлей, передачей и ведением мнча 72
Правила игры к багкегбол для дошкольников 76
Литература

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИИ С МЯЧОМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ В БАСКЕТБОЛ
У детей старшего дошкольного возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей старшего дошкольного возраста становятся правильнее, свободнее по сравнению с младшими детьми, достигают определенного уровня совершенства. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.
Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и правила ее. Во время игры он должен уметь определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных взаимодействий играющих в коллективе детей при ловле, бросании, передаче, ведении и других действиях с мячом. В 4 - 5 лет дети уже могут усвоить определенную последовательность изменения ситуаций, их взаимозависимость. В 5 - 6 лет они могут подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
Подвижная игра с мячом требует определенного напряжения мыслительной деятельности детей: анализа ситуации, принятия решения, соответствующего обстановке, предвидения возможных действий противника. Следовательно, в подвижной коллективной игре создается соподчинение разнообразных мотивов действий.
Все это свидетельствует о том. что старшим дошкольникам вполне доступны игры, подготавливающие к игре в баскетбол.
Игра в баскетбол - командная, совместные действия игроков в ней обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре.
Игра в баскетбол отличается от подвижных игр большей определенностью. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры - определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи. Обязательными являются правильная разметка площадки, соответствующее оборудование и инвентарь.
Успешность обучения элементам игры в баскетбол в значительной степени зависит от соответствия отобранного учебного материала возрастным особенностям и возможностям детей. В методических пособиях но физическому воспитанию детей дошкольного возраста широко представлены разнообразные действия с мячом, входящие в общую систему основных движений. Основываясь на сходстве структуры разных групп действий с мячом, на способах и условиях их выполнения, можно их сгруппировать следующим образом: катание, метание-бросание, ведение, передача, ловля мяча. Каждое действие можно выполнять несколькими способами: из разных исходных положений, одной или двумя руками, в сочетании с движениями (поворотами, приседаниями и др.). Каждый способ действия осуществляется в разнообразных условиях: на месте, в движении, с изменением направления и т. д.
Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий. Для одного из них характерны движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках без его передачи партнеру. К ним относятся, стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения. Второй вид действий более специфичный для баскетбола - ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину. Они выполняются разными способами в зависимости от квалификации игроков, их физической подготовленности и от ситуации игры.
Важнейшим принципом отбора содержания для начального обучения приемам игры в баскетбол детей дошкольного возраста является выделение тех действий с мячом и без него, которые составляют основу техники любой подвижной и спортивной игры с мячом; доступны детям старшего дошкольного возраста; дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач. Отобранные для разучивания действия должны обеспечить соответствие необходимого для их усвоения напряжения сил с уровнем развития занимающихся.

ТЕХНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как стойка, бег. прыжки, повороты, остановки. Сходные действия выполняются и в подвижных играх, в которые дети играют на занятиях по физической культуре и во время прогулок. Упражнения в этих действиях должны протекать в условиях, когда внимание детей акцентируется не на точном выполнении остановок, прыжков и других способов передвижения, а на действиях с мячом, от которых зависит ход игры.
Как правильно стоять? Дети часто стоят на прямых, плотно сжатых ногах. Такая постановка не обеспечивает устойчивого положения, поэтому" они часто теряют равновесие в последующих действиях. На первых занятиях дети не умеют распределять тяжесть тела на обе ноги и прямо держать тело, смещают центр тяжести на одну ногу, а туловище чрезмерно направляют вперед. Уже на 3 - 4-м занятии они начинают принимать правильное исходное положение, что позволяет быстро включаться в активные действия, перемещаясь в нужном направлении.
Следует научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро, удобно и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. Она состоит в следующем: ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется равномерно на обе ноги. Руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу.
Передвижение по площадке осуществляется бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами. Во время бега ребенок должен ставить ногу на всю стопу или использовать перекат с пятки на носок. При этом нога значительно сгибается в коленном суставе. Расслабленные руки, полусогнутые в локтях, двигаются свободно.
Остановки. Детей дошкольного возраста следует обучать остановке двумя шагами. Овладение этим способом во многом облегчает последующее обучение передаче мяча в движении, броску мяча в корзину после его ведения и т. д. Остановка начинается с энергичного отталкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный, стопорящий шаг и, немного отклонившись на опорную ногу, выполняет второй шаг. Инерция бега погашается сгибанием ног, тяжесть тела распределяется равномерно.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Обучение перемещению начинается с ознакомления детей с основной стойкой баскетболиста. Здесь следует обращать особое внимание на постановку ног и равномерное распределение тя-
жести тела, на правильное положение корпуса. В дальнейшем дети приучаются занимать правильную стойку в игровых упражнениях и играх.
При беге важно, чтобы дети правильно ставили стопу. Везкое увеличение скорости достигается сильным наклоном туловища, короткими и резкими движениями ног, постановкой первых шагов с носка.
В передвижении приставными шагами необходимо следить, чтобы шаги были скользящими, а не подпрыгивающими, движения мягкими.
При обучении остановкам следует придерживаться такой последовательности: остановка после ходьбы шагом, затем после медленного бега, остановка после быстрого бега и внезапная остановка. Вначале остановки выполняются свободно, а затем внезапно, по звуковым и зрительным сигналам.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТОИКЕ И ПЕРЕДВИЖЕНИЮ ПО ПЛОЩАДКЕ
1. Построение: дети разбегаются но площадке с мячом в руках.
Выполнение: свободно играют на площадке, выполняют разные движения с мячом; после сигнала воспитателя быстро ловят мяч и принимают правильную стойку.
2. Построение: дети без мячей распределяются по кругу, лицом к середине его, па расстоянии
Выполнение: передвигаются приставным шагом в сторону, указанную воспитателем. Воспитатель часто меняет направление передвижении.
Вариант. После до-пол нительного знака воспитателя один ребенок движется быстрее других приставным шагом, обго няи всю группу, и становится на свое место в круг (рис. 1).
3. Построение: дети становятся в круг.
Выполнение: все бегают по кругу, по сигналу принимая правильную стойку.
4. Построение: дети встают в 2 - 3 колонны на расстоянии 2-3 м одна от другой.
Выполнение: колонны медленно движутся вперед обычным шагом; поело гигнала воспитателя стоящие первыми передвигаются приставным шагом лицом к своей колонне в ее конец и становятся последними (рис. 2).
5. Построение: дети разделяются на группы по 4 - 5 игроков, рассчитываются в них но порядку и становятся в колонны.
Выполнение: воспитатель вызывает детей но номерам (не по
порядку). Они бегут спиной вперед до указанного места и возврата юте я обычным шагом. Выигрывают те, кто быстрее выполнил задание.
(На рис. 3 показаны условные обозначения, используемые в иллюстрациях: 1 - траектория мяча, 2 - ведение мяча, 3 - передвижение игрока.)

ТЕХНИКА УДЕРЖАНИЯ МЯЧА
От уровня владения навыками, от успешных действии с мячом зависят темп выполнении упражнении и протекание игры, которые обусловливают степень двигательной активности детей. От двигательной активноеги детей зависит образовательное н оздоровительное значение игры и упражнений с мячом. Следовательно, основное внимание должно обращаться на технику удержания и выполнения действий с мячом.
Формирование чхветва мяча. М процессе формирования двигательного навыка исключительно большая роль принадлежит органам чувств ребенка, которые направляют движения, корректируют их. При формировании действии с мячом необходимо, чтобы ребенок почувствовал мяч как часть своего тела, научился легко и точно управлять им. На первых порах мяч мешает свободно действовать, особенно передвигаться вперед, но постепенно ребенок овладевает мячом как инструментом, привыкает к нему, учится точно согласовывать свои движения с особенностями передвижения мяча.
В освоении навыка владения мячом на первом этапе обучения большая роль принадлежит эрнтельному анализу. Зрением в основном осуществляется контроль и корректировка движений в соответствии с их результатами н свойствами мяча. По мере формирования действий с мячом у ребенка появляется точное их ощущение, сила нажима на мяч и скорость его отскока соразмеряются с мускульным ощущением сопротивления мяча. Ребенок начинает действовать им без зрительного контроля.
Задача первого этапа обучения - выработка у детей опреде ленных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому на начальном этапе обучения целесообразно давать разнообразные действия, а также стимулировать свободные игры с мячом на занятиях физкультуры и в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий.
Детей необходимо познакомить с некоторыми свойствами мяча, показав, что высота отскока зависит от прилагаемой к мячу силы,дальность броска - от веса мяча, а также от прилагаемой к нему силы. Затем воспитатель предлагает поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебросить из одной руки в другую и т. д. В упражнениях дети привыкают к мячу, осваивают его качества, учатся управлять им. Надо добиваться, чтобы им понравились занятия с мячом, чтобы они с. нетерпением ждали возможности еще поиграть.
При обучении дошкольников игре в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи, которые используются и при обучении другим упражнениям и играм в детском саду.
Большое значение имеет правильное удержание мяча (рис. 4). Исходное положение - держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки должны быть согнуты, локти опущены вниз, кисти рук сзади сбоку мяча, пальцы широко расставлены, большие направлены друг к другу, остальные - вверх-вперед (рис. 5). Разумеется, по ходу игры ребенок может держать мяч в зависимости от игровой ситуации и последующих действий с ним по-разному: приподнимать его вверх, опускать вниз, отводить в сторону так, чтобы его не смог выбить противник.
Правила держания мяча:
1. Мяч держи на уровне груди.
2. Руки согни, пальцы широко расставь.
3. Локти опусти вниз, мышцы рук расслабь.
Возможные ошибки: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороны, держание мяча высоко.
Пути исправления: контролировать широкое расположение пальцев, не закрывать лицо мячом.


KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

В различных направлениях, меняя высоту отскока, упражнять в передаче мяча в стойке;

  • формировать сознательное отношение к действиям с мячом; учить быстро реагировать на сигнал;
  • продолжать учить бросать мяч в корзину;
  • , точность движений;
  • воспитывать честность и справедливость.
  • Оборудование: баскетбольные мячи по количеству детей.

    Ход занятия

    Вводная часть

    1. Построение. Приветствие.

    • Ходьба обычная, по ходу берут мячи в правую руку.
    • Ходьба приставным шагом, мяч за головой держать двумя руками
      (1 круг).
    • Ходьба «пингвины» - мяч между колен (1 круг).
    • Бег с захлестыванием голени, руки с мячом сзади.
    • Ходьба «раки» - мяч лежит на животе.
    • Бег с высоким подниманием колен, мяч перед грудью держать двумя руками.
    • Обычная ходьба (1 круг).

    Основная часть. Общеразвивающие упражнения с мячом.

    1. И.п. - стоя, ноги на ширине плеч.

    Бросание мяча об пол и ловля его после отскока (5-6 раз).

    2. И.п. - стоя, правая нога впереди.

    Подбрасывание мяча вверх и ловля его (5-6 раз).

    Следить за полетом мяча.

    3. И.п. - сидя, ноги врозь.

    Прокатывание мяча по правой и левой ноге (6 раз).

    4. И.п. - сидя, ноги вместе.

    Прокатывание мяча вокруг себя вправо-влево (6 раз).

    Упражнение «Веселые мячи».

    И.п. - сидя на корточках, мяч на полу перед собой.

    1-2 - катить мяч вперед;

    3-4 - катить мяч назад в и. п.;

    5-6 - встать на носочки, руки с мячом поднять вверх и удержать мяч пальцами рук;

    7-8 - опуститься на пятки, мяч положить на ладошки, удерживая пальцами (4-5 раз).

    • Ведение мяча на месте правой, левой рукой (2 мин).

    «Ребята, мяч следует толкать рукой вниз, включая в работу кисть и предплечье. Пальцы широко расставить, вести мяч впереди, сбоку.»

    Примите основную стойку баскетболиста: ноги умеренно согнуты в коленях, расставлены на ширину плеч, одна нога вынесена вперед, тяжесть тела распределяется на обе ноги равномерно, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу (5-6 раз).

    • Передвижение бегом в стойке баскетболиста в сочетании с ходьбой, остановками, поворотами и прыжками (1 мин).

    Ведение мяча на месте правой (левой) рукой, меняя высоту отскока мяча (низко, высоко - 1 мин). Дать детям почувствовать зависимость высоты отскока мяча от приложенной к нему силы.

    • Ведение мяча вокруг себя правой (левой) рукой (2 мин).

    Передача мяча двумя руками от груди стоя парами. Обращать внимание на то, чтобы дети держали мяч на уровне груди, следили за полетом мяча, стараясь точно передать его партнеру.

    Игра «Метко в кольцо».

    Дети делятся на две команды и становятся на середину площадки. По сигналу ведут мяч, останавливаются и бросают мяч в корзину двумя руками от груди.

    Игра «Ловец с мячом».

    Продолжать учить детей передавать мяч двумя руками от груди, передвигаясь по площадке с попаданием мяча в корзину своим соперникам.

    Заключительная часть.

    Игра «Не зевай, на вопросы отвечай!»

    Если мяч летит высоко вперед, что вы должны сделать?

    (Нужно поднять руки вверх и подпрыгнуть.)

    Если мяч летит в сторону?

    (Нужно вынести руки в сторону и сделать приставной шаг влево или вправо, в зависимости от того, в какую сторону летит мяч.)

    Чтобы попасть в корзину мячом, нужно…

    (Бросать двумя руками от груди, направлять мяч к цели, прицеливаясь, сопровождать мяч взглядом, выпрямляя руки вверх вперед.)

    Игровое упражнение «Теплые руки»:

    • растирание ладоней до ощущения тепла;
    • надавливание на подушечки пальцев.

    Теплые руки?

    Да. Физкульт-ура!







    

    2024 © rukaraoke.ru.