Конспект занятия ранний возраст матрешка. Конспект НОД в группе раннего возраста «В гости к русской матрешке. Матрёшки наши не скучают


Конспект занятия:
«В гости к нам матрёшка пришла»

Цель: Вызвать радость с помощью потешек, песенное и действие с игрушкой
(матрёшкой).
Задачи: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой (матрёшкой).
Знакомить детей с деталями строительного материала «кирпичик»,
вариантами разложение строительных форм. Формировать представление о
пространственных соотношениях (выкладывать «кирпичик», соединяя на
узкие длинные стороны. Продолжать учить детей правильно держать кисть,
закреплять умение аккуратно закрашивать в одном направлении сверху – вниз
(справа – налево), не заходя за контур. Вызвать активность при подпевании
песенок, умение выполнять плясовые движения в кругу.
Материал: Игрушка матрёшка, строительный материал (кирпичики),
заготовки из бумаги – матрёшки, кисточки, гуашь – красного, зелёного,
желтого цвета, платочки для девочек.
Методы: Игровая, образно­ художественная, наблюдение, конструктивное.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход занятия: Дети сидят на стульчиках (стук в дверь).
Воспитатель: Кто – то к нам в гости пришёл. Давайте посмотрим
(воспитатель открывает дверь и вносит игрушку – матрёшку).
Воспитатель: Кто это к нам пришёл?
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Здравствуйте, матрёшка!
Воспитатель: Какая ты нарядная и красивая.
Вся она как маков цвет,
Сарафан на ней одет,
Красный, как цветочек,
И под цвет платочек.

Воспитатель: Матрёшка говорит, что она потеряла своих подружек. Не
заходили ли они к нам в группу.
Воспитатель: Матрёшка, подружки твои к нам в группу не заходили, но мы с
ребятами поможем тебе их найти. (Воспитатель берёт в руки матрёшку и
предлагает детям вместе найти и поискать подружек). На пути они встречают,
на коврике лежит строительный материал (кирпичики).
Воспитатель: Ребята, что это лежит на коврике?
Дети: Кирпичики.
Воспитатель: Давайте построим ровную дорожку и вместе с матрёшкой
пройдем по этой ровной дорожке. (Показ и объяснение воспитателя, как
построить ровную дорожку).
Воспитатель: Беру кирпичик, кладу его широкой стороной, затем беру ещё
кирпичик, и кладу широкой стороной соединяя узкие короткие стороны,
кирпичики прикладываем друг к другу плотно.
Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась длинная и ровная
дорожка. А сейчас пойдем по этой дорожку, друг друга не толкайте, можно
упасть.
По дорожке мы шагаем (идут за воспитателем
И в ладошки ударяем, хлопая в ладоши)
Топ – топ, ножки топ,
Хлоп – хлоп, ручки хлопают
Ай, да малыши!
Ай, да крепыши!
Воспитатель: Молодцы! Мы прошли и дорожку и нашу не поломали.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а что это лежит на столе. Давайте подойдем
и посмотрим. (На столе лежат заготовки из бумаги силуэты матрёшки,
кисточки, гуашь зелёного, красный, синего цвета, вода для промывания
кисточек, салфетки).

Воспитатель: Да, это же подружки нашей матрёшки, только они здесь не
только нарядные, как наша матрёшка. Давайте разукрасим и они будут такие
же красивые и нарядные. Садитесь за столы, матрёшку нашу посадим
посередине стола, она будет смотреть, как мы будем разукрашивать её
подружек. (Дети садятся за столы и начинают разукрашивать каждый свою
матрёшку, воспитатель следит за техникой рисования, помогает тому кто не
справляется).
Воспитатель: Вот мы и разукрасили наших матрёшек, они получались такие
же нарядные и красивые. Ребята, посмотрите, как радуется наша матрёшка.
Матрёшка говорит нам спасибо, что мы помогли найти её подружек.
Ах, матрёшка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобою детки,
В детском садике играть!
Воспитатель: А сейчас ребята, матрёшка приглашает нас всех потанцевать.
(Одеваем платочки на девочек). Играет музыка «Русские матрёшки».
«Мы милашки, куклы неволяшки яркие рубашки».
Воспитатель: Молодцы! Матрёшка забирает своих подружек, прощается с
ребятами и уходит.

Занятия с матрешками для самых маленьких.

Занятия с матрешками: знакомство с величиной предметов, как научить ребенка собирать матрешку, развивающие игры с матрешками.

Занятия с матрешками для самых маленьких

Какие развивающие задачи решают игры с матрешками для малышей?

Матрешка – это народная дидактическая игрушка. Дидактическая – означает «обучающая». Чему же она обучает и что развивает у маленьких детей?

  • Игры с матрешками развивают мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость малышей.
  • Дети на занятиях с матрешками осваивают представления о величине предметов и о действиях с ними (большую матрешку невозможно вложить в меньшую по размеру), развивается восприятие (нужно соединить рисунок на двух половинках матрешки так, чтобы он совпал).
  • Малыши осваивают прямые и обратные действия (разобрать – собрать), учатся делать действия в определенной последовательности , что развивает память (им нужно запомнить последовательность действий, а затем повторить действия взрослого).
  • Малыш также учится доводить дело до конца и достигать результата (собранная матрешка). Очень важно, что в игре с матрешками результат нагляден – если собрать игрушку неправильно, то останется «лишняя» матрешка.

Матрешка – особая игрушка, ведь она изображает человека. Поэтому можно большую матрешку называть матрешкой — «мамой», а маленькие – матрешками – «дочками». Есть даже специальные матрешки, изображающие семью – дедушку, бабушку, маму, папу и их деток. С матрешками можно разыграть любой сюжет – матрешки принимают гостей, матрешки гуляют, матрешки танцуют, матрешки поехали на машине в магазин и любые другие бытовые сценки.

Покупая матрешку, проверьте чтобы все детали игрушки можно было достаточно легко снять и надеть (бывает, что верхняя часть матрешки слишком «туго» надевается на ее нижнюю часть, что вызовет затруднения у малыша). Можно купить многоместную матрешку, но не давать ребенку все ее детали сразу.

Примерно в 1 год 2 месяца — полтора года можно начать учить ребенка самостоятельно собирать двухместную матрешку, отличать понятия «большая» и «маленькая», «поменьше», «побольше». Примерно в 1 год 9 месяцев – 2 года малыш уже может самостоятельно действовать с двухместной матрешкой и осваивает трехместную игрушку-матрешку, а затем четырех-пятиместную.

Примерная последовательность игр с матрешками – умение ребенка ориентироваться в величине:

Что может ребенок сделать сам, занимаясь с матрешками? Какая матрешка соответствует его уровню развития? Как отобрать из многоместной матрешки нужные детали для игры ребенка, чтобы он сам мог сделать задание? Это во-многом зависит от возраста малыша и его умений.

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.

С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).

С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъмная.

С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.

С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.

С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка соединять двухместную матрешку?

В первой игре с матрешкой с малышом в возрасте полутора лет лучше всего дать малышу две матрешки – одна большая (из двух частей), а другая – маленькая неразъемная. Мы не только научим малыша складывать матрешку, но и познакомим со словами «большой», «маленький».

Шаг 1. Сначала мы знакомим малыша с матрешкой. Покажите ребенку большую матрешку, расскажите, какая она красивая, яркая, нарядная, в платочке и кофточке (комментированием своих действий мы закладываем основу для накопления слов в словаре ребенка, даже если он еще не говорит). Встряхните матрешку – Ой, гремит! Что же гремит? Откройте матрешку и покажите матрешку – малышку. Закройте матрешку и поставьте две матрешки рядом перед малышом.

Шаг 2. Поиграйте с матрешками в прятки – спрячьте в ладони маленькую матрешку. Где матрешка? Нет матрешки! Раскройте ладони – Вот матрешка! Затем пусть малыш попробует спрятать в ладошках матрешку. Где она? Нет! Где же матрешка? Вот она!

Затем возьмите большую матрешку и попытайтесь ее спрятать в своих ладонях. Большая! Не спрячешь в ладошки!

Попросите малыша показать Вам маленькую матрешку и большую. Маленькую матрешку мы можем спрятать в ладошки, а большую – нет.

Интонационно помогаем ребенку: про большую матрешку говорим более низким голосом, про маленькую – высоким и тонким.

Шаг 3. Откройте большую матрешку, предложите малышу поставить в нее маленькую матрешку. Попросите ребенка закрыть матрешку второй половинкой. Сами повращайте матрешку, чтобы совместить рисунок на ней. Похвалите матрешку, порадуйтесь вслух — Красивая матрешка.

Шаг 4. Дайте малышу матрешки для его самостоятельной игры. Пусть он попробует достать маленькую матрешку. Затем закроет большую. Поиграет с ними.

Можно разыграть небольшую сценку. Очень важно, чтобы взрослый сопровождал действия с матрешками простыми слогами, которые малыш может повторить, например: «матрешка ходит топ-топ-топ, матрешка поет ля-ля-ля, матрешка прыгает скок-скок-скок, матрешка едет на машине биииии- би- би, матрешка упала бух! Бух! Матрешка спряталась ку-ку. Давай позовем матрешку иди-иди, иди-иди» или любое другое действие, которое будет интересно Вашему малышу. Пусть ребенок покажет Вам где большая матрешка, где маленькая.

Стишки и песенки для таких инсценировок даны ниже

Шаг 5. Матрешку собираем и она уходит гулять или уходит домой: «топ-топ-топ».

Так можно заниматься с матрешками начиная примерно с 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев. Одна такая игра – занятие с ребенком занимает не больше 5-7 минут, и лучше ее повторить несколько раз с разными действиями матрешек в шаге 4.

Если ребенок проявляет интерес к игрушке и легко справляется с заданиями, то можно дать ему в следующей игре трехместную матрешку.

Обыграть игрушку-матрешку Вам помогут стишки для малышей:

При обыгрывании матрешке используются небольшие песенки, а также стишки со слогами, которые уже может повторить ребенок, договаривая их за взрослым.

Маленькие ножки,
Маленькие ножки!
За водой ходили
Маленькие ножки
Топ-топ-топ. Топ-топ-топ.
И домой спешили
Маленькие ножки

Дома танцевали
Маленькие ножки
Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Ой, как танцевали
Маленькие ножки.

На машине ехали –
До (название игрушки) лошадки доехали.
Би-би-би! Би-би-би!

На машине ехали –
До мамы доехали
Би-би-би! Би-би-би!

На поезде поехали
До папы доехали
Ту-ту-ту!Ту-ту-ту!

На поезде поехали
До мячика доехали
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!

Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки
Ладушки, ладушки!

Завязали мы платочки
Ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки
Ладушки, ладушки!

Дождик- дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять.
Мы намочим ножки.

Солнышко – солнышко!
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть

Прыг –скок- высоко! (действия с игрушкой – высоко или низко)
Прыг-скок- низко!
Прыг-скок- высоко!
Прыг –скок – низко!

Чух-чух-чух-чух,
Мчится поезд во весь дух.
Паровоз пыхтит:
«Тороплюсь!» гудит!

Ай-люли-люли-люли.
Мы цветочки принесли.
Посмотрите, малыши,
Как цветочки хороши!
>

Баю-баю-бааааиньки,
Купим Кате валенки,
Наденем на ноженьки
Пустим по дороженьке.

Мы матрешки – все мы крошки, У нас чистые ладошки.
Посмотри, посмотри – на ладошки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – у нас новые сапожки,
Посмотри, посмотри – на сапожки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки – вот как пляшут наши ножки.
Посмотри, посмотри – ты на ножки посмотри!

Мы матрешки, все мы крошки, ох, устали наши ножки,
Отдохни, отдохни, посиди, отдохни.

Мы матрешки, все мы крошки, снова пляшут наши ножки,
Посмотри, посмотри, ты на ножки посмотри.

Как научить ребенка собирать трехместную матрешку?

Обычно трехместную матрешку малыши учатся собирать в возрасте с 1 года 9 месяцев — 2 л ет.

Нам понадобятся три матрешки с разницей в величине в 3-4 см. Например, маленькая матрешка может быть величиной 4-6 см, побольше – 7-9 см, большая – 10-12 см). Если малыш ранее никогда не играл с матрешками, то лучше использовать как самую маленькую неразъемную матрешку из комплекта.

Если малыш легко справляется с таким заданием, то тогда усложните его, и дайте матрешки, которые отличаются друг от друга высотой на 1,5-2 см.

Шаг 1. Дайте ребенку три матрешки и попросите показать Вам большую, поменьше, самую маленькую. Пусть малыш рассмотрит их внимательно. Попросите его поставить матрешки в ряд: сначала маленькую, потом побольше, потом большую.

Шаг 2. Затем предложите малышу раскрыть матрешки и попросите каждой матрешке дать ее «юбочку» (расположить нижние части матрешек – их «юбочки» напротив верхней части). Покажите сами в случае затруднений, как это сделать.

Скажите, что матрешки очень хотят примерить свои «юбочки» и просят малыша помочь им. «Где у нас юбочка для самой большой матрешки? Давай поможем и наденем юбочку на матрешку. А где юбочка для матрешки поменьше? Найди юбочку для самой маленькой матрешки. Вот какие матрешки – красавицы!»

Шаг 3. Дальше предложите малышу «спрятать матрешки» (т.е. собрать матрешку). Сначала у малыша возможны затруднения – тогда ему потребуется Ваша помощь и показ. Иногда возможно нужно будет взять его руку в свою руку и сделать рукой малыша нужное действие.

В дальнейшем при повторении игры с матрешками малыш уже будет более самостоятельным. Нужно учесть, что детки раннего возраста очень быстро забывают то, чему научились, и поэтому необходимо многократное повторение (как минимум 2-3 раза одно и то же задание).

В следующий раз занятие с матрешкой можно провести немного по-другому, например, так:

Шаг 1. Покажите трехместную матрешку, встряхните ее. Что гремит? Достаньте из матрешки среднюю матрешку и поставьте рядом. Какие они красивые, нарядные! Попросите малыша встряхнуть большую матрешку и маленькую. Ой! Внутри маленькой, оказывается, тоже что-то стучит! Что же это? Пусть малыш достанет самую маленькую матрешку.

Шаг 2. Поставьте три матрешки в один ряд: большая , маленькая , а между ними – средняя. Попросите малыша показать Вам, где большая матрешка, где маленькая, а где средняя.

Шаг 3. Собираем матрешку. Сначала в среднюю матрешку нужно вложить маленькую (дети часто ошибаются в последовательности сборки, поэтому уточните этот момент – какую матрешку надо спрятать сначала). Покажите 2 оставшиеся матрешки. Затем открываем большую и вкладываем в нее среднюю.

Шаг 4. Даем малышу игрушку для самостоятельной игры. Пусть он снова разберет матрешку, расставит сам матрешки в ряд, а потом соберет в одну – «спрячет». Помогите совместить рисунок на матрешке.

Игры и занятия с матрешками для детей раннего возраста:

Игра 1. Матрешка потерялась.

Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом.

Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно.

Игра 2. Чаепитие.

Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения.

Игра 3. Прятки.

Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке!

Игра 4. Солнышко и дождик

По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять.

Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) — кроватки для матрешек.

Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком.

Игра 6. Сюрпризы.

Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу.

Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки.

Затем соберите каждую матрешку.

Игра 7. Матрешки покупают платочки.

Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный.

Игра 8. Матрешки перепутались.

Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой.

Игра 9. Топ, топ, топ.

Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки:

Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка веселее – топ, топ, топ!

Вот как мы умеем – топ, топ, топ!

Топают сапожки –

Топ, топ, топ!

Это наши ножки –

Топ, топ, топ!

Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом.

Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха.

Игра 10. Играем с платочком.

Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой).

Я платочком помашу

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький,

Покружись,

И ребяткам маленьким

Покажись!

Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения.

Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца.

Игра 11. Учимся считать.

Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки.

Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их.

Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память.

Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке.

Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание — взять для игры 8 матрешек.

Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики.

Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы.

Игра 14. Отгадай матрешку.

Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Уверена, что Вы тоже придумаете много занимательных развивающих игр с матрешками для малышей! Желаю успехов!

Еще об играх и занятиях с малышами Вы можете почитать:

Какие бывают пирамидки, как их выбирать, 15 идей для занятий с пирамидками, как научить малыша собирать пирамидку.

Основные способы лепки, система игровых занятий для детей с 1 года до 3 лет.

Развлечение

для детей II группы раннего возраста

«Здравствуй, красавица матрёшка»

Цель: Закрепление у детей умения определять величину матрешек: высокая, низкая. Основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Воспитание доброжелательных отношений, умение играть друг с другом рядом, ориентироваться в пространстве.

Материал: объемные матрешки, платочки, костюм матрешки, красивый мешочек.

Этапы игровой деятельности:

Воспитатель: Громко хлопайте в ладошки – В гости к нам идет Матрешка! Сюрпризный момент: Входит матрешка - Здравствуйте!

Я румяная, очень ладная.

Щечки красные, глазки ясные.

Знает взрослый, знает крошка

Что зовут меня…матрешка

Я пришла к вам не одна, а принесла свою подружку матрешку.

Посмотрите, какая она? (красивая, нарядная).

(дать детям возможность полюбоваться матрёшкой, рассмотреть ее лицо, глаза, щёки, одежду и т. п.).

(Показывает матрешку, рассматривает с детьми).

– Расскажите, какие глазки у матрёшки? (кругленькие, чёрненькие, весёлые, добрые, озорные). Какого цвета платочек? (красный) А сарафанчик какой красивый! Вот и большой цветок на нём. Покажи, Катя, большой цветок.

Ребята, а вам нравится матрёшка?

А, мы вам ребята платочки принесли и хотим с вами потанцевать.

Вот платочки разные

– Желтые да красные,

Синие да голубые,

Посмотрите-ка какие!

Раздаёт детям.

С ними можно поиграть,

С ними можно поплясать.

Потихоньку покружиться,

Одним словом, подружиться!

(Игра-танец с платочками)

¾ Ребята нам понравилось с вами танцевать.


¾ Ребята посмотрите, какие красивые у вас платочки!

¾ А какого цвета у платочек Данила? У Захара? У Юли? (Ответы детей)

(Матрёшка приглашает детей за стол)

У меня для вас есть сюрприз. (Воспитатель достаёт сундучок, открывает, там стоят матрешки, на каждого ребёнка).

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка

Перед каждым ребёнком стоит 3-х - местная матрёшка, их достал воспитатель из красивого мешочка .

Ребята, давайте матрёшек откроем!

Матрёшка, матрёшка, откройся немножко!

¾ Покажите, какая матрёшка большая?

¾ Покажите, матрёшку поменьше.

¾ Покажите, самую маленькую матрёшку.

¾ Но вот беда матрёшки не могут найти свой домик. Поможем матрёшке найти домик? (Дети выполняют).

Воспитатель уточняет:

¾ Сначала поставим, какую матрёшку? (большую).

¾ Потом поменьше, а потом – маленькую.

¾ Молодцы ребята поселили матрёшек в свой домик.

¾ Ребята, а вы любите кататься на карусели? (ответы тетей)

Сейчас мы с вами покатаемся на каруселях. Чтобы они поехали, надо им помогать, говорить слова. Держитесь, поехали веселей.

(подвижная игра «Карусель»).

Еле - еле, еле - еле завертелись карусели.

А потом бегом, бегом, всё кругом, кругом, кругом.

Тише, тише не спешите, карусель остановите!

Раз - два, раз - два, вот и кончилась игра.

(Повторить два раза).

Матрёшка: Дети, вам понравилось кататься на карусели?

Дети. Да.

Матрёшка: Как я рада, как я рада,

Что пришла я в гости к вам

Вы играли, веселились

И матрёшке подивились

А теперь, мои друзья,

Угощать мне вас пора.

Тут подарки не простые,

Разноцветные такие.

(Матрёшка угощает ребят гостинцами)

Я сегодня постаралась

Вам ребята угодить,

Только мне пора, малышки,

К сожаленью, уходить.

Матрёшка прощается, уходит!

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ С МАТРЕШКАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: Игра 1. Матрешка потерялась. Поставьте в ряд три матрешки от самой маленькой до большой. Проведите ладошкой малыша по головкам матрешек – предложите их погладить (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закройте матрешек ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Уберите одну матрешку и поставьте оставшиеся две матрешки рядом друг с другом. Уберите платок и покажите матрешек ребенку. Скажите, что одна матрешка потерялась. Попросите малыша найти место и поставить матрешек в ряд. Проверяем правильность: гладим ладошкой матрешек по голове – рука должна идти плавно. Игра 2. Чаепитие. Предложите малышу напоить трех матрешек чаем. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья строим сами из конструктора, используя кубики трех размеров). Чашки можно вылепить заранее – для большой матрешки большую, для средней – среднюю, для маленькой – маленькую. Малыш определяет, кому какую чашку дать. Также раздаем матрешкам тарелки (круги трех размеров). Матрешки говорят ребенку «спасибо», хвалят за чай и угощения. Игра 3. Прятки. Где матрешка? Найди! Спрячьте матрешку в комнате и вместе с малышом ищите ее. Комментируйте свои действия: « Где матрешка? На столе? Нет, на столе нет. Под столом? И под столом нет! На стуле? На стуле нет! Где же она? На полке! Игра 4. Солнышко и дождик По сигналу «дождик» нужно спрятать матрешек в домик. По сигналу «солнышко» матрешки идут гулять. Игра 5. Конструирование (знакомимся с величиной предметов) - кроватки для матрешек. Поставьте две матрешки, рядом положите строительный материал. Вместе с малышом постройте из кирпичиков две кроватки – большую и маленькую. Попросите малыша определить, где чья кроватка. Аналогично можно построить два стола или два стульчика разных размеров. Для большой матрешки – большая кровать, а для маленькой – маленькая. Можно уложить матрешек спать и спеть им колыбельную песенку вместе с ребенком. Игра 6. Сюрпризы. Вам понадобится несколько матрешек, вовнутрь которых Вы вложите яркие цветные лоскутки ткани. Хорошо, если на лоскутках будут нарисованы разные фигурки – зайчик, белочки, кружочки, снежинки. Можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу. Позовите с малышом матрешек. Скажите ребенку, что матрешки принесли ему подарки и предложите посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Если у малыша это не получается, то возьмите его руку в свою руку и сделайте рукой малыша небольшой поворот чтобы матрешка открылась. Рассмотрите сюрпризы, которые «принесли» матрешки. Затем соберите каждую матрешку. Игра 7. Матрешки покупают платочки. Возьмите три матрешки разного размера – большую, среднюю и маленькую. Скажите, что матрешки пошли в магазин за новыми красивыми платочками. Предложите ребенку выбрать платочек для каждой матрешки. Здесь может быть два варианта заданий для ребенка. Можно выбирать платочек по размеру (для большой матрешки – большой платочек, для средней – средний, для маленькой – маленький), а можно по цвету. Например, если у матрешки синий фартучек – то ей подойдет синий платочек, для матрешки в красном фартучке – красный. Игра 8. Матрешки перепутались. Расставьте матрешки в ряд не по порядку – они перепутались. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой. Игра 9. Топ, топ, топ. Сначала покажите малышу, как шагает большая матрешка и как шагает маленькая под эти строчки: Зашагали ножки (матрешка «шагает») топ, топ, топ. Прямо по дорожке – топ, топ, топ. Ну-ка веселее – топ, топ, топ! Вот как мы умеем – топ, топ, топ! Топают сапожки – Топ, топ, топ! Это наши ножки – Топ, топ, топ! Большая матрешка идет медленно, говорим «топ-топ» низким голосом. Маленькая матрешка идет быстро – говорим тонким голосом. Потом предложите пошагать как большая матрешка и как маленькая под строчки стиха. Затем предложите по голосу догадаться, какая матрешка идет, произнося топ-топ-топ в разной темпе и с разной высотой голоса. Игра 10. Играем с платочком. Покажите малышу, как пляшет матрешка с платочком (разыграйте сценку с игрушкой). Я платочком помашу И с платочком попляшу. Ты, платочек аленький, Покружись, И ребяткам маленьким Покажись! Потом дайте малышу платочек в руки и предложите потанцевать с платочком как матрешка – покажите движения. Для маленьких детей задача удержать платочек за уголок и делать одновременно простые танцевальные движения – это достаточно сложная задача, требующая хорошего уровня развития координации движений и мелкой моторики. Если малыш теряет платочек, то пришейте на платочек петельку. Петельку наденьте на его указательный пальчик, а большим и средним пальчиком ребенок будет удерживать платочек (этот прием я нашла в книге И. А Выродовой – замечательная идея!) Малыш будет помахивать платочком из стороны в сторону во время танца. Игра 11. Учимся считать. Положите внутрь матрешек мелкие камушки (до 5) или орехи или косточки от фиников. Закройте матрешки. Встряхните матрешки – попробуйте вместе с малышом по звуку догадаться, сколько камешков (орехов или косточек) лежит в матрешке. Затем откройте и проверьте, пересчитав их. Игра 12. Отгадай, что внутри – развиваем память. Возьмите 6 матрешек. В каждую из них положите мелкий предмет (ракушку, камешек, конфетку, мелкую игрушку). Закройте матрешки. Задача – вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке. Если задача запомнить 6 предметов легка для ребенка, то можно усложнить задание - взять для игры 8 матрешек. Игра 13. Что это звучит? Развитие мелкой моторики. Вместе с ребенком насыпьте в матрешки разные наполнители – горох, фасоль, гречу, бусины (задание развивает мелкую моторику – ребенок сам перекладывает горошины в матрешку). Затем закройте матрешки и попробуйте по звуку отгадать, что в них находится. Затем откройте матрешки и проверьте. Отгадали ли Вы. Игра 14. Отгадай матрешку. Для игры нужен комплект матрешек в разном оформлении (разного цвета фартучки, цветы на платочке и другие детали). Отгадай, про какую матрешку я рассказываю? (даем описание матрешки, а малыш, внимательно слушая Вас, отгадывает)

Cветлана Ивкова

ФГОС в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом : развитие любознательности и познавательной мотивации ; формирование познавательных действий , становление сознания; развитие воображения и творческой активности , формирование первичных представлений об окружающем мире.

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра . Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения , радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития . В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития .

Матрешка , прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу . С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

С этой целью работа с воспитанниками нашей группы проводилась по основным образовательным направлениям ФГОС.

Познавательное направление

С целью приобщения детей к русской культуре через знакомство с предметами народно – прикладного искусства – матрешкой , развития сенсорных эталонов , развития мелкой моторики , познавательной активности с детьми проводилась работа :

Рассматривание иллюстраций «Русские матрешки » , игрушек – матрешек .

Создали в группе мини-музей.

Изготовили дидактические игры : «Собери матрешку » , «Подбери матрешке сарафанчик » , «Домик для матрешки » , «Большая – маленькая» , «Укрась сарафанчик» , «Найди матрешке пару » .








Игры с элементами- экспериментирования :

Игры с тестом «Вылепили матрешку » ,


Игры с красками «Украсим матрешке сарафанчик » ,


Игры с крупой «Соберем матрешку » .



Соберем для матрешки бусы


Игры со строительным материалом : «Матрёшки ходят в гости » , «Домик для матрёшки » , «Лесенка для большой матрешки » , «Дорожка для матрёшки » , «Мебель для матрёшек » и т. д.



Речевое развитие

В проводимых играх развивали словарный запас детей , ориентируясь на слова «большая» , «маленькая» , «поменьше» , «побольше» , «открой» , «закрой» .

Слушали и совместно с педагогом рассказывали потешки и стихи о матрешках .

Проводили игры на развитие мелкой моторики : «Игры с крышечками» , «Пальчиковый театр матрешек » , «Игры со шнуровками –матрешками » .



Социально – коммуникативное развитие

Вызывая у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке, и воспитывая бережное отношение, и заботу о ней провели :

С. И. «В гостях у матрешки » , «Напои матрешку чаем » , «Уложим матрешку спать » , «Пригласим матрешку танцевать » , «Поиграем в прятки с матрешкой » , Хороводная игра «Каравай» .




Художественно – эстетическое развитие

Показ театра матрёшек по русским народным сказкам «Курочка Ряба» , «Колобок» , «Теремок» , «Репка» .

Музыкальное развлечение «В гостях у матрешки »



Показ русских народных сказок «Репка» , «Курочка ряба» изготовленных в виде матрешек .

Вместе с мамой изготовили «Варежковый театр матрешки » .



На руку одели куколку - матрешку


Заплясали быстро детские ладошки


Милая матрешка всех гостей встречает

И свою головку низко наклоняет.


Спрятали за спину милую матрешку .

В прятки поиграют вместе с нами крошки


Глазки закрывает милая матрешка .

Быстро засыпают маленькие крошки.


Физическое развитие

Подвижные игры : «Прячем матрёшку » , «Бегите к матрёшке » , «Шли матрешки по дорожке » , «Матрешка в гостях у ребят » ,

«Звонкие погремушки» , «У матрешки – теплые ладошки » .

Физкультурный досуг «В гостях у матрешки »












2024 © rukaraoke.ru.