Конспекты занятий по развитию речи 3 лет. «Чей это голос?»


Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.


Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.



Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).


Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.


Словарный запас ребенка в возрасте 3 лет увеличивается в разы, но т.к. речь еще на сформирована, могут возникнуть проблемы в произношении слов

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.


Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.


Общее развитие и окружение ребенка напрямую влияет на речь и звукопроизношение

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.


Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.


Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй - для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж , пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.


Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти . Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.


Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).


Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Сады вокруг,

Над лужайками

А зовут меня

Жу-жу... (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.


Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.


В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук - такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» - необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком...» - игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук...» - развивать умение услышать заданный звук в слове и др.


Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.


О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.


Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

3 года

  • Логопедические занятия
  • Не говорит
  • Тип непосредственно образовательной деятельности: Речевое развитие

    Тема: «Весенние чудеса».

    Цель: Выявить уровень сформированности представлений у детей по образовательной области «Речевое развитие».

    Интеграция образовательной области: «Речевое развития» (приобщение к художественной литературе, развитие речи), «Познавательное развития»(ознакомления с миром природы), развитие игровой деятельности, «Социально-коммуникативное» (формирование основ безопасности)

    Формы организации детей: подгрупповая, индивидуальная.

    Программное содержание:

    Образовательная:

    ü Обобщить знания детей о сезонных изменениях в природе (весна)

    Развивающие:

    ü Развивать умение составлять небольшой рассказ с опорой на схемы. (рассказ о весне)

    Воспитательные:

    ü Воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное и заботливое отношение к животным.

    Словарная работа: Активизировать словарный запас детей словами Лесовик, весна, долгожданная. Закрепить в речи детей названия жилищ животных: нора, куст, дупло, берлога.

    Предварительная работа:

    ü Беседа с детьми на тему: «Весна»

    ü Рассматривание иллюстраций с изображением «Дикие животные»

    ü Чтение стихотворений о весне

    ü Рассматривание картины « транспорт»

    ü Рассматривание иллюстраций с изображением времена года «весна»

    Индивидуальная работа: активизировать малоактивных детей.

    Оборудование:

    ü Аудиозапись

    Материалы: картина весны, карточки приметы весны, иллюстрации животных (медведь, еж, лиса, белка), карточки весенней погоды.

    Методы и приемы:

    ü Игровой

    ü Словесный- беседа

    ü Наглядный –картины «Весны»

    ü Практический- поход в лес

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    1. Организационный момент.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг и ты мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    Воспитатель : - Я хочу вам пожелать, пусть день сегодня будет ярким, солнечным, а настроение у вас будет радостным, веселым, как ваши улыбки. А нашим гостям мы хотим пожелать хорошего дня и хорошего настроения.

    2. Воспитаетель: -Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, про какое время года мы будет сегодня говорить.

    «Приходит с добром, Веет теплом,

    Светом солнечным красна, А зовут ее … (весна)»

    Воспитатель:-Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное, …).

    3. Сюрпризный момент: (находит письмо)

    Воспитатель: – Дорогие ребята! Случилась беда. Наступила весна. А лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц. Старичок – Лесовичок».

    Поможем, лесовичку?

    Воспитатель:- Тогда нам нужно отправиться в лес.На чем поедим?

    Дети: - на автобусе, машине.

    Подвижная игра : «Автобус»

    А вы знаете, как нужно себя вести в лесу? (Ответы детей.)

    Конечно, в лесу нельзя шуметь, ломать ветки деревьев, разорять птичьи гнёзда, трогать животных, разжигать огонь…

    Воспитатель: Вот мы и приехали в весенний лес отстегиваем ремни, пожалуйста выходим.

    Физминутка: (дети проговаривают и выполняют движения)

    « Мы тихонько в лес зайдём (ходьба на месте)

    Что же мы увидим в нём? (повороты головы влево и вправо)

    Там деревья подрастают (плавно через стороны поднимают руки вверх)

    К солнцу ветки направляют (покачивают руки поднятые вверх)

    И деревья все качает

    Тише, тише не шуми,

    Лесных зверей хотим найти.»

    4. Воспитатель: -Чтобы разбудить лесных жителей мы должны доказать, что наступила весна.

    Скажите, ребята как мы узнали, что наступила весна?

    Дидактическая игра «Приметы весны»

    (солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, одели легкую одежду, дует теплый ветер) (схемы)

    Воспитатель:- Давайте составим рассказ о весне. (2 ребенка)

    5. Воспитатель: - Ребята! Чтобы нам помочь разбудить зверей, надо взять бумажные комочки и разгладить их. (бумажные комочки с изображениями животных)

    Кого мы разбудили после зимней спячки?

    Дети: Медведя, ежа.

    Воспитатель: - Ребята, а какие еще животные живут в лесу?

    Дети: Лиса, заяц, волк, белка

    Воспитатель: -Как их можно назвать одним словом?

    Дети: Дикие животные.

    Воспитатель: - Почему их называют дикими животными?

    Дети: Сами добывают пищу.

    Воспитатель: -Молодцы! На столе у меня картинки животных, давайте найдем каждому домик.

    Дидактическая игра: «Кто где живет?»

    Воспитатель: -Где живет заяц?
    Дети: Заяц живет под кустом.

    Воспитатель: -Где спит медведь?
    Дети: Медведь спит в берлоге.

    Воспитатель: -Где живет белка?
    Дети: Белка живет в дупле.

    Воспитатель: -Лиса живет где?
    Дети: Лиса живет в норе.

    Воспитатель: -Каких животных мы расселили в домики?

    Дети: -Диких.

    Воспитатель: -Ну, не будем мешать лесным зверям, пусть каждый занимается своим делом!

    Погуляли мы в лесу,

    Повидали всю красу

    А теперь пора прощаться,

    В детский садик возвращаться.

    Дети прощаются с лесом. До свидание добрый лес.

    Воспитатель с ребятами возвращается в автобус.

    Подвижная игра «Автобус»

    Воспитатель: - Какое время года на улице?

    Дети: -Весна

    Воспитатель: - Погода весной (какая?):

    Дети: -Солнечная, теплая.

    Воспитатель: -Солнце весной (какое?)

    Дети: -Яркое, теплое, светлое, весеннее

    Воспитатель: -Снег (что делает?):

    Дети: -Тает, рыхлым становится

    Воспитатель: -Весной птицы (что делают?):

    Дети: - Прилетают.

    Воспитатель: - На крышах появляются (что?)

    Дети: -Сосульки

    Воспитатель:-Молодцы, мы помогли сегодня старичку-лесовичку, разбудили лесных жителей, и они радуются весне.

    Рефлексия:

    Ребята кому понравилось путешествие в лес?

    Почему? Что нового вы узнали? Кто хозяин леса?

    Вы все молодцы, тихо вели себя в лесу, никого ни напугали.

    Лесная жительница белочка вам всем приготовила гостинец – грибочки.

    Скажем белочке спасибо. Угощайтесь.

    Возраст 4 года идеален для начала озвучивания конкретных звуков. Читая книгу или просто называя какие-то слова, старайтесь выделять конкретные звуки и просите ребенка повторить эти звуки за вами. Можно показывать картинки и говорить, например: «Это барашек», выделяя звук «б» и еще несколько подобных слов. Затем попросить малыша назвать этот звук. Для продолжения игры попробуйте говорить слова медленно друг за другом и предложите ребенку делать хлопок, на звук «б» и др. Развитие речи детей 4 лет подразумевает постоянные занятия с ребенком.

    Такие занятия для развития речи детей 4 лет можно делать два-три раза в день, чтобы не нагружать ребенка. Постепенно, это войдет в привычку и малыш уже сам научится выделять нужные звуки. Если такая игра не по душе вашему ребенку, отложите ее на потом. В четыре года ребенок еще не очень хорошо выражает свои мысли и описывает предметы. Чтобы помочь ему в этом можно называть больше качественных прилагательных, например зеленая трава, серая кошка, красное яблочко, маленькая ложка. Можно просить, чтобы ребенок выбрал определенный цвет карандаша, фломастера. С раскрасками дети лучше понимают, какого цвета должны быть губы, кожа, одежда. Пусть не сразу, но постепенно цвета станут правильными и названия тоже.

    Можно предложить малышу игру. Достать одинаковые гладкие предметы из коробки разных цветов, затем только круглые красные, далее острые, шершавые и т.д. Можно каждый раз напоминать, что: «Твоя тарелочка маленькая и глубокая. Чашечка высокая и широкая. Этот суп горячий и вкусный». Такими комментариями, вы поможете лучше воспринимать предметы, и умело характеризовать их.

    Просите ребенка помогать вам и комментировать, куда нужно поставить чашку, где лежат вилки и ложки, какого цвета тарелки на столе.

    В дальнейшем это поможет ребенку стать более самостоятельным. Но не забывайте следить за его действиями: спички, ножи, острые предметы лучше убрать подальше.

    Важно также помнить,что развитие речи детей 4 лет требует труда не только от ребенка, а и от родителей. Ведь в возрасте 4-х лет ребенок полностью копирует своих родителей, но не только повадки, а и голос, интонацию, грамотность речи. Забудьте о плохих словах, на данном этапе вы Левитан для своих детей. В доме должна звучать только грамотная речь, без «шо» и «тута». Конечно, ребенок находится не только в доме, на улице он может слышать все что угодно. Но если неправильные слова проскакивают в его речи, не страшно, просто говорите, что «дядя» или «тетя» просто ошиблись или забыли, как надо говорить и покажите правильный вариант.

    Как-то на приеме у логопеда мама 4-х летнего ребенка пожаловалась, что он не очень разговорчив, но знает много и все отлично понимает.Папа, который сидел рядом, не сказал за полчаса ни слова, только иногда кивал, выражая свое согласие или отрицание. "В кого это он у нас такой молчун..." - вздохнула мама.

    Если вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо говорил, необходимо заниматься с ним. А для этого нужно много читать ему и играть с ним. Например, можно соорудить коробочку или сундучок и положить туда предметы разной формы и качества. Не показывая ребенку предмет, просто описывать его, а если отгадано, то дарить или просто показывать. И конечно хвалить ваше чадо за правильный ответ. Можно ставить на стол несколько игрушек, а затем их убирать и спрашивать ребенка, какой не достает, затем просить описать ее и возвращать на место. Менять местами и продолжать игру. Задавайте простые вопросы: «Что за окном? У кого в руках книга? Какой свитер у папы?» - это поможет понять ребенку правильность его мыслей.

    В четыре года ребенок вполне может рассказать, чем занимаются его родители. Для этого нужно посвятить его в курс дела, рассказать, что конкретно делает папа на работе и как. Игры в профессии также очень хороши в таком возрасте. В магазине продают товары, взвешивают, насыпают, показывают. Поиграйте в игру «магазин», можно применить фантазию и взять некоторые вещи с вашей полки для создания настоящего прилавка. Ребенку понравится. Просите его описывать предмет, который он хочет купить. Актуальна игра «парикмахер-визажист», в ход пойдут ваши помады, лаки, заколки. Дайте ребенку волю, пусть это будет самый прекрасный макияж и прическа в вашей жизни. Таким образом, можно рассказать о многих профессиях. Ребенок пополнит свой словарный запас, и будет радовать вас своими знаниями и дальше.

    Развитие речи детей 4 лет проходит таким образом, чтоименно в этом возрасте ребенок, узнавая новые слова, старается придумать свои, получается забавно. Путает буквы, специально называя не «ножик», а «режик». Это не беда, просто необходимо разъяснить ребенку разницу. Покажите картинки и спросите где «медаль», а где «педаль». К одной картинке приведите несколько слов, например, изображен рак, приведите еще слова лак - рак - как. Ребенок выберет правильный ответ и скажет вам. Главное, чтобы эти слова были знакомы малышу.

    Песни тоже очень полезны, они развивают голос, тембр детей. Это хорошая проверка слуха. Развитие речи детей 4 лет начинайте с простых детских песенок, пойте немного, чтобы не переусердствовать. Видите, что ребенок хрипит, остановитесь, сделайте паузу. Игры с музыкальным сопровождением тоже очень хороши. Найдите баночку, положите туда крупу, вот вам и новый инструмент. Можно купить в магазине мелофон, бубен или другие музыкальные инструменты, устройте семейный концерт, это вызовет море положительных эмоций.

    Так как малыш любит вам подражать, попробуйте различные варианты произношения, например, от лица какого-то персонажа: кот Матроскин, Винни-Пух, Баба-Яга. Выбирайте яркие интонации, это поможет ребенку различать и угадывать их. При чтении старайтесь говорить интересно, не монотонно, замедляя или ускоряя темп, громче или наоборот тише.

    Если ваш малыш привык громко голосить, то попробуйте поиграть и поговорить с ним шепотом, такие упражнения помогут успокаивать ребенка, регулировать свое состояние и свой голос. Выбирайте выразительные яркие сказки «Курочка ряба», «Теремок», «Цветик-семицветик». В таких сказках есть повторения, специально, чтобы малыш учился проговаривать и запоминать. Дайте волю фантазии, и у вас все обязательно получится.

    Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие ребенка: мышления, логики, а также чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей.
    Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

    Разговариваем по телефону

    Возраст: 2-3 года.

    Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
    Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
    Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
    Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами «да» и «нет», постепенно вводя более сложные вопросы.
    Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом.

    Отвечаем на вопросы

    Возраст: 2-4 года.

    Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
    Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
    В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица «своего» персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
    Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

    Что бывает…. Какое бывает…

    Возраст: от 3 лет.

    Начните игру словами:
    «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…» и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную — с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)..

    Или наоборот:
    «Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… » и так далее о других предметах или живых существах.
    «А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?»

    Или так:
    Что бывает круглое?
    Что бывает острое?
    Что бывает жидкое?
    Что бывает длинное?
    Что бывает пушистое?
    Что бывает твердое?
    Что бывает квадратное?
    Что бывает ароматное?
    Что бывает синее? И так далее…

    Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
    Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

    Что сначала, что потом

    Возраст: от 3-4 лет.

    Познакомьте ребенка с понятиями «сначала» и «потом» на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
    Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

    сначала чай наливают, потом пьют
    сначала человек ложится спать, потом встает
    сначала самолет взлетает, потом…
    сначала птичка откладывает яичко, потом…

    Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
    Или, наоборот, «запутывайтесь», произносите «неправильные» фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
    сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
    сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
    Поменяйтесь ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

    Что будет, если…

    Возраст: от 3-4 лет.

    Еще одна устная игра.
    Вы задаете вопрос — ребенок отвечает.
    «Что будет, если я встану ногами в лужу?»
    «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

    Что можно делать с … С чем можно делать…

    Возраст: от 3-4 лет.

    Вы начинаете:
    «Мячик можно кидать, катать, ронять, отбивать его ногой, ракеткой, а еще…», «Воду можно пить. Ею можно умываться, в ней можно плавать, а еще…» — ребенок продолжает.
    Или:
    «Залезать можно на шкаф, на кровать, на лестницу, на…», «Пить можно воду, молоко, сок, а еще…».

    Или:
    Чай пьют, а печенье едят.
    На кровати лежат, а на стуле сидят.
    Гвоздь забивают, а шуруп завинчивают.
    Рубашку шьют, а шарф …
    Котлеты жарят, а суп…
    Песок в ведро насыпают, а воду… и так далее.

    Когда суть игры станет понятной, пробуйте меняться ролями — ребенок начинает, вы продолжаете.

    Кто что делает

    Возраст: от 3-4 лет.

    Правила — аналогичны другим устным играм: взрослый начинает, ребенок продолжает и наоборот.

    Начало может быть таким:
    «Солнышко — светит, сияет, греет, а еще….»
    «Чайник — свистит, кипит,…»
    «Машина — едет, гудит, светит,…»
    «Снег — идет, тает,…»
    «Кошка — бегает, ходит, пьет, спит,…»

    Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
    И лягушка, и зайчик — прыгают.
    И птица, и муха летают.
    И снег, и дождь выпадают на землю.
    И снег, и лед — тают.

    Или много предметов на одно действие:
    «Светит — солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …»
    «Едет — машина, поезд, велосипед, …»
    «Тает — мороженое, лед, …»

    Или задания, имеющие только один ответ:
    «Кто чинит сапоги?»
    «Кто печет пироги?» и так далее о других профессиях.
    «Кто хоботом пьет воду?»
    «Носит грибы на иголках?» и т.д.

    Что где? Кто где?

    Возраст: от 3-4 лет.

    Сначала можно производить устный экскурс по знакомым местам, например, по комнатам своей квартиры.
    Что есть у нас на кухне?
    Что есть у нас в прихожей? И так далее.
    Где у нас стоит телевизор?
    Где у нас лежат сковородки? (ребенок может давать односложный ответ — на кухне, или более развернутый — на кухне в шкафу у окна, на верхней полке).
    Потом «отправиться» в путешествие.
    Мы идет гулять в лес. Что растет в лесу? Кто сидит на ветке? Кто ползает в траве? Кто прыгает с травинки на травинку? Кто сидит в дупле?
    Где бабочка? Где лисица? Куда прыгает зайчик? И так далее…

    Что внутри?

    Возраст: от 3-4 лет.

    Взрослый называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
    дом — стол,
    шкаф — свитер,
    холодильник — кефир,
    тумбочка — книжка,
    пузырек — лекарство,
    кастрюля — суп,
    дупло — белка,
    улей — пчелы,
    нора — лиса,
    автобус — пассажиры,
    корабль — матросы,
    больница — врачи,
    магазин — покупатели.

    Угадай, кто это?

    Возраст: от 3-4 лет.

    Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
    Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

    Например:
    Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
    Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
    Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
    Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
    Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
    Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

    Больше, чем… Меньше, чем

    Возраст: от 3-4 лет.

    Взрослый ставит задачу:
    «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты называешь предмет или животное (до трех), которое по размеру больше, чем я назвал.»
    Например, муравей — коробок, слон — дом, мышка — кошка, карандаш — самовар. И так далее.
    Или наоборот. Вы называете что-то, а ребенок подбирает предмет, который меньше названного.

    Один — много…

    Возраст: от 3-4 лет.

    Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
    «Стол — столы, сковородка — сковородки, кот — коты, сын — сыновья, дом — …., рот — … и так далее».
    Вариант: «Стол — много столов, нос — много носов, дочь — много дочерей, …»
    Сначала не старайтесь запутывать ребенка — давайте слова, которые изменяются по числам довольно похоже. Когда натренируетесь, усложняйте задания. Выдавайте слова в быстром темпе.

    Вариант для детей, хорошо знающих порядковый счет:
    «Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов…» (до пяти, или до десяти, или пока не собьется)
    Можно и наоборот:
    «Двадцать пять столов, двадцать четыре стола, двадцать три стола, двадцать два стола, двадцать один стол…» и так далее до одного или пока не собьется.
    Слова для этих игр могут быть подобраны совершенно произвольно, то есть, что вам в голову взбредет, то и называйте. Но можно ориентироваться на какую-либо тему. Заранее скажите ребенку, что вы с ним находитесь в лесу, или на кухне, или в магазине одежды. И если вы назовете предмет, которого здесь (в лесу, на кухне, в магазине) быть не может, малыш не должен поддерживать игру. Поэтому надо быть внимательным.

    Конспект занятия по развитию речи для детей 3–4 лет «Наши игрушки»

    Конспект занятия по развитию речи для детей 3-4 лет.

    Тема: «Наши игрушки».

    Цель: закрепить понятие «игрушки», учить называть игрушку по описанию и самим описывать её, познакомить детей с новыми игрушками, которых раньше не было в группе; углубить представления об игрушках. Учить отгадывать загадки. Развивать связную речь: учить детей составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке. Учить внятно, произносить все слова; закрепить слитное произнесение двух гласных уа на одном выдохе. Учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже. Обогатить словарь, активизировать его. Вызвать желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения, потешки. Формировать положительное отношение к поэзии.

    Оборудование и материалы: кукла, машина, кошка, заяц, щенок, петух, мяч, лошадка.

    Ход занятия. 1. Организационный момент.

    Дети входят в группу с помощником воспитателя.

    Педагог: Подойдите ко мне ближе, Посмотрите выше, ниже. Здесь игрушечки сидят И на нас они глядят.

    2. Основная часть.

    Ребята, какие красивые и разные игрушки живут в нашей группе. Как называется эта игрушка? (Кукла.) А как зовут эту куклу? А как она говорит? (Уа-уа.) Давайте расскажем об этой кукле. Какая она? (Красивая, с длинными волосами, у неё красивое платье. Платье белого цвета.)

    Педагог читает стихотворение «Кукла» Г. Бойко.

    Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь. Сразу глазки открывает, Только на руки берешь. И хоть слез у куклы нету, Плачет девочка моя: - Мама, мама! Где ты, где ты? Ну, а мама – это я.

    А это что? Правильно, это мяч. Какой он, опишите его. (Яркий, зеленого и красного цвета, а ещё у него есть полоска синего цвета.) А какой он формы? (Мяч круглый.) В какие игры можно играть с мячом? (Катать мяч друг другу, подкидывать его вверх, бросать друг другу.) А вы знаете стихотворение про мяч? Давайте все вместе прочитаем его.

    Стихотворение А. Барто «Мячик».

    Какие молодцы. А это кто? Правильно, петушок. А какой наш петух? (Красивый, у него яркие перья, красные крылья, длинный разноцветный хвост.) А знаете ли вы стихотворение про петушка? (Дети читают потешку.)

    Петушок - золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?

    И про петушка потешку знаете, молодцы. А вот узнаете ли вы, кто к нам пришёл в гости?

    Игра «Угадай, кто это! »

    Кто к нам прибежал и мяукает? Конечно, это кошка. А как кошка мяукает? А какая наша кошка? (Большая, пушистая, белая с пятнами, у неё длинный и пушистый хвост, у неё голубые глаза.) А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька.) А давайте прочитаем для нашего гостя потешку.

    Котя, котенька, коток, Котя – серенький лобок. Приди, котя, ночевать, Нашу деточку качать, Прибаюкивать.

    Какие вы молодцы, столько стихов и потешек знаете. А загадки отгадывать вы умеете? Тогда слушайте и отгадывайте, кто ещё пришёл к нам в гости. Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку.

    Кто это? Зайчик, конечно. Расскажите, какой он. (Белый, у него длинные уши, пушистый, у него короткий хвост). А как называют зайца в сказках? (Косой, серый, трусишка.) Вы наверно, и про зайку стихотворение знаете?

    Стихотворение А. Барто «Зайка».

    Какие вы молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы будете зайчики, а я – лисичка.

    Физкультминутка игра «Лиса и зайцы».

    Ребята, пока мы с вами играли, к нам пришёл ещё один гость. Кто это, отгадайте.

    В дом чужого не пускает, и Хоть и мал, но громко лает. Этот зверь – живой замок, А зовут его (Щенок.)

    Правильно, это щенок. А какой он? (Маленький, белый с пятнами, у него короткая шерсть, маленький хвостик.) А как лает щенок? В загадке щенка называют живым замком, почему? Щенок не пускает в дом чужих людей. Давайте поиграем пальчиками в игру «Замок».

    Пальчиковая игра «Замок».

    На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Повертели, повертели. Покрутили, покрутили. Постучали и открыли.

    Кто-то ещё пришёл к нам в гости. Посмотрим, кто же это. Правильно, это лошадка. А как лошадка говорит? А как она цокает копытами? Правильно, а теперь поцокаем только язычком. Давайте расскажем лошадке стихотворение про неё.

    Стихотворение А. Барто «Лошадка».

    Мальчики, какими игрушками вы больше всего любите играть? Конечно, любимые игрушки мальчиков – это машинки. Сколько их? (Их в нашей группе много). Расскажите мне, какие машинки у нас есть. (Есть большие и маленькие, разного цвета, грузовые и легковые.) А вот эта машина как называется? Правильно, грузовик. Давайте вспомним стихотворение про него.

    Стихотворение А. Барто «Грузовик».

    Вот какая неприятная история случилась с машиной. А как мы должны обращаться с игрушками? (Беречь их, не ломать, не бросать.) Всё правильно, чтобы игрушки долго нас радовали, мы должны обращаться с ними бережно.

    3. Итог занятия.

    Какие игрушки живут в нашей группе? А кто пришёл к нам в гости? Как надо обращаться с игрушками, чтобы они дольше нас радовали? Всё правильно, а сейчас можете поиграть машинками. Занятие окончено.







  • 

    2024 © rukaraoke.ru.