Легенда о самсоне краткое содержание. Самсон, библейская энциклопедия - архимандрит никифор бажанов. Сила длинных волос. Теми, кто бритый, управлять легче


Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

"Солнечный" - Самсон в молодости. У родителей Самсона долго не было детей. Наконец Яхве прислал ангела, объявившего, что у них родится сын, который прославит Израиль. И ангел взял с них обещание, что ребенок станет назореем. [Это слово можно перевести как “посвященный Богу”. Назореи давали на определенный срок или на всю жизнь клятву не стричь волос, не пить вина и не прикасаться к мертвецу.]

Когда долгожданный мальчик родился, его назвали Самсоном [“солнечный”] . С малых лет он отличался необычайной силой и смелостью. Как-то раз Самсон, одинокий и безоружный, шел среди виноградников. Вдруг на дорогу, страшно рыча, выбежал молодой лев. Самсон тоже пришел в ярость, бросился на могучего зверя и голыми руками разодрал его пополам.

Самсон со львом. Средневековая
книжная миниатюра

Самсон и филистимляне. В то время евреи были под властью филистимлян. Яхве решил избрать Самсона своим орудием для освобождения Израиля. Самсон, который сначала дружил с филистимлянами, вскоре рассорился с ними и принялся жестоко расправляться с бывшими друзьями. Филистимляне решили его убить, но Самсон прятался в горах и не давался им в руки. Тогда они потребовали, чтобы израильтяне сами поймали его, иначе им всем придется худо. И поневоле три тысячи израильтян отправились к горному убежищу Самсона. Богатырь сам вышел к ним навстречу и, взяв с них обещание не убивать его, дал себя связать.

Пленного Самсона вывели из ущелья и привели к врагам. Те встретили его криками радости, но оказалось, что радовались они рано: богатырь напряг мускулы, и крепкие веревки, которыми он был связан, лопнули, как гнилые нитки. Самсон схватил валявшуюся рядом ослиную челюсть и обрушился на филистимлян, убив ею целую тысячу человек. Остальные в панике бежали. С торжеством возвращался Самсон в родной дом, распевая во все горло: “Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек”.

За этот подвиг обрадованные израильтяне избрали Самсона судьей, и он двадцать лет правил своим народом. Одно его имя внушало ужас врагам; Самсон ходил в их города как к себе домой, и делал то, что ему нравилось.

Как-то раз он заночевал в городе. Жители решили, что подвернулся удобный случай покончить с ненавистным врагом. Они устроили засаду недалеко от городских ворот и ждали там всю ночь, говоря: “До света утреннего подождем и убьем его”.

А Самсон проснулся в полночь, тихо прошел к городским воротам, выломал их из стены вместе с косяками, взвалил на плечи и отнес на вершину соседней горы. Утром филистимлянам оставалось только дивиться силе и хитрости героя.

Самсон и Далила. И все же Самсон был погублен, и погубила его женщина. На свою беду, он влюбился в прекрасную филистимлянку по имени Далила и часто ходил к ней в гости. Об этом узнали правители филистимлян и пообещали Далиле богатую награду, если она узнает, в чем секрет необычайной силы Самсона. Та согласилась и, притворившись влюбленной в богатыря, стала выпытывать у него: “Скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?”

Самсон почуял неладное и сказал: “Если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду, как и прочие люди”. Филистимляне принесли Далиле семь сырых тетив от луков, она связала спящего Самсона и стала его будить: “Самсон! Филистимляне идут на тебя”. Самсон проснулся и без всяких усилий разорвал свои путы.

Далила обиделась: “Вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?” Самсон решил позабавиться и ответил: “Если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди”.

Далила заготовила новые веревки. Когда Самсон вновь пришел к ней, Далила дождалась, пока он уснет, и крепко связала его (а филистимляне в это время прятались поблизости). Затем она прикинулась испуганной и закричала: “Самсон! Филистимляне идут на тебя!” Вскочивший Самсон сорвал со своих рук веревки, будто нитки.

Далила надулась: “Все ты обманываешь меня и говорил мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя?” Самсон с самым серьезным видом сказал, что, если вплести его длинные волосы в ткань и прибить ее к ткацкому станку, то пропадет вся его сила.

Едва он успел уснуть, Далила поспешила вплести его волосы в ткань, крепко-накрепко прибила ее к ткацкому станку и разбудила Самсона: “Филистимляне идут на тебя, Самсон”. Тот проснулся и выдернул тяжелую колоду ткацкого станка, к которой были прибиты его волосы.

"Идите теперь, он открыл мне все сердце свое". Тогда Далила решила не отставать, пока он не скажет ей правды: “Как же ты говоришь: “Люблю тебя”, а сердце твое не со мною? Вот, ты трижды обманул меня и не сказал мне, в чем великая сила твоя”.

Выпытав тайну Самсона, Далила дала знать филистимским правителям: “Идите теперь, он открыл мне все сердце свое”. Филистимляне пришли и принесли серебро, чтобы заплатить изменнице. Только они успели спрятаться, как в доме Далилы появился Самсон. После того, как простодушный богатырь уснул, не подозревая ничего, Далила позвала слугу и велела ему остричь Самсона. Когда все было готово, она разбудила своего гостя все теми же словами: “Филистимляне идут на тебя, Самсон!” Самсон спросонок не понял, что с ним случилось, и бросился на филистимлян, но с ужасом почувствовал, что в нем нет больше прежней силы. Филистимляне легко одолели его, заковали в медные цепи, выкололи глаза и бросили в подземелье, где он должен был молоть зерно на мельнице.

Последний подвиг Самсона. Через некоторое время филистимляне решили торжественно отпраздновать победу над ненавистным израильским богатырем. Несколько тысяч человек, знатные люди, правители собрались в храме своего бога Дагона и начали пировать. В разгар веселья кто-то предложил привести из подземелья Самсона, чтобы он забавлял их.

И вот среди шумящих, торжествующих врагов появился слепой богатырь. Никто и не заметил, что у него вновь отросли волосы — источник его великой силы. Самсон сказал мальчику, который его вел, чтобы тот поставил его около двух столбов, поддерживающих крышу храма.

Тем временем на крышу взобралось около трех тысяч филистимлян, которым не хватило места в храме,— посмотреть на пленника и насладиться его унижением.

Ощупав столбы, Самсон взмолился к Богу, чтобы тот помог ему отомстить врагам, уперся руками в оба столба и, воскликнув: “Умри, душа моя, с филистимлянами!”, обрушил их на себя. С грохотом рухнула крыша храма, похоронив под собой и Самсона, и филистимлян. Собственной смертью он погубил больше врагов, чем за всю жизнь.

ИСТОРИЯ 1. САМСОН И ЛЕВ

Cамсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса за головы схватились: сын и так причинял им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем и упрямо требовал у отца: "Ее возьми мне, потому что она мне понравилась". Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сыночка. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родным невесты.
Однажды, когда он бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочки и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому даже не рассказав о своем приключении.

Миниатюра из Библии "Самсон, убивающий льва" 16 век
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд Самсон, убивающий льва 1882 г.

Альбрехт Дюрер Самсон, убивающий льва 1498 г.
Альбрехт Альдорфер Самсон, убивающий льва 1512 г.

Гравюра Самсон, убивающий льва

М. И. Козловский Статуя «Самсон, разрывающий пасть льва» 1800-1802 гг.
Большой каскад фонтанов, Петергоф
Статуэтка из слоновой кости «Самсон, разрывающий пасть льва»

В.Татар «Самсон, разрывающий пасть льва» 2002 г.

Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось изрядное количество меду. Самсон принес соты меда родителям, не сказав, где их нашел.

ИСТОРИЯ 2. СВАДЬБА САМСОНА

В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пиршественный стол, все поздравляли жениха и невесту, назначили и день свадьбы. По филистимскому обычаю, свадебные торжества продолжались семь дней.
На пиру родители невесты, немного опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать наиболее сильных молодых филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на «стражников», предложил им разгадать загадку. Если молодые люди ее разгадают, сказал Самсон, они получат тридцать рубашек и столько же верхнего платья, а если не разгадают, то столько же получит от них он. Разгадать же нужно было к концу брачного пира, то есть на седьмой день.
И загадал им: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть «ядущие»), о меде («ядомое») и о сильном льве, на котором, как мы знаем, поселился пчелиный рой. На такое незнание и рассчитывал хитроумный Самсон.

Рембрандт Самсон, загадывающий загадку за свадебным столом 1638 г.

Филистимляне были огорошены. В течение трех дней они ломали головы над странной загадкой и никак не могли решить, что имел ввиду Самсон. Отчаявшись, они пошли к его жене и сказали ей напрямик: "Уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе мы сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтобы обобрать нас?" Что было делать несчастной женщине? Напуганная дерзкой угрозой, она вынуждена была разыграть комедию, чтобы спасти имущество родителей. Таким образом, она пошла к мужу и, заливаясь слезами, стала горько жаловаться: "Ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее".
Самсон и так и сяк увиливал от ответа, пытался отделаться шуткой и перевести разговор на другие темы, но женщина плакала, ластилась к нему и кокетничала до тех пор, пока ее супруг не размяк и не выдал секрета.

На следующий день филистимляне, вновь встретившись с Самсоном за пиршественным столом, с торжественной усмешкой сказали, что в загадке речь идет об убитом льве и медовых сотах в его пасти. Самсон сразу сообразил, что оказался по вине жены в дураках. Хуже всего было то, что следовало найти способ и возместить проигранное пари. Тридцать рубашек и тридцать смен одежды - не шутка. Родители Самсона жили скромно, он не мог рассчитывать на их помощь. Раздумывая, как выйти из трудного положения, он в конце концов набрел на простую и весьма удачную мысль.
Ранним утром он пошел в Аскалон и убил тридцать филистимлян, забрав у каждого по рубашке и смене одежды. Так он возместил долг коварным собутыльникам, не взглянув даже на вероломную жену, и вернулся к родителям.

Спустя некоторое время гнев Самсона остыл и он стал тосковать о своей супруге, убеждая себя, что она обманула его не по злой воле, а под нажимом, да еще из привязанности к родителям. Зачем же наказывать ее за беззащитность и неумышленное предательство?
Захватив с собой козленка для трапезы в знак примирения, Самсон, не мешкая, поспешил в Фимнаф. Там, однако, его ждало совершенно неожиданное оскорбление. Не владея собой от нетерпения, он направился прямо в спальню жены, и здесь - о ужас! - ему загородил дорогу тесть и сообщил, что он выдал дочку замуж за другого, полагая, что Самсон бросил ее навсегда. Однако тесть проявил добрую волю, предложив Самсону руку младшей дочери, еще более красивой, чем старшая. Самсон пришел в страшный гнев. Он и слышать не хотел о младшей, более красивой сестре, ему было ясно одно: он стоит униженный у порога спальни любимой супруги. Самсон нахмурился и зловеще сказал: "Теперь я буду прав перед филистимлянами, если сделаю им зло".

Рембрандт Самсон угрожает тестю 1635 г.

ИСТОРИЯ 3. ПОЖАРООПАСНЫЕ ЛИСИЦЫ

Так началась война в одиночку Самсона с филистимлянами. Дома он не решался показываться и, как волк, кружил в окресностях Фимнафа, готовясь к мести. Ему пришла в голову идея, оригинальная и чудовищная. Он поймал в силки триста лисиц, связал их хвост с хвостом, прицепил горящие факелы и погнал испуганных зверей в сторону города. Лисицы неслись вперед как безумные, поджигая по пути нивы, виноградники и оливковые леса.

Джеймс Тиссо Самсон и лисицы.

Все достояние филистимских земледельцев обратилось в прах. Жители Фимнафа, обезумев от отчаяния, убили бывшую жену поджигателя и ее отца. Самсон немедленно об этом узнал и поклялся, что месть его будет ужасна, и сдержал слово. Словно из-под земли вырастал он на дорогах перед прохожими, убивал и сеял такой страх, что никто больше не осмеливался высунуть носа за стены Фимнафа. Вскоре наступил голод, городскую жизнь парализовал застой и страх. По милости одного молодца гордый город очутился в таком положении, словно его осадила целая армия.

ИСТОРИЯ 4. ОСЛИНАЯ ЧЕЛЮСТЬ.

Филистимляне решили положить конец террору Самсона. Их войска вторглись в Иудею и, грозя опустошить страну, потребовали, чтобы им выдали Самсона.
Иудеи тотчас же послали три тысячи воинов к ущелью скалы Едам, где в одной из пещер скрывался Самсон. Иудейский военачальник вступил с ним в переговоры. "Поклянитесь мне, что вы не убьете меня", - мрачно сказал Самсон. Иудеи поклялись, что не убьют его, и Самсон добровольно сдался и позволил связать себя веревками. Фелистимляне встретили его бранью и насмешками. Самсон равнодушно сносил все оскорбления, но, когда более смелые из врагов стали его щипать и бить кулаками, он рассвирипел, напряг мускулы, разорвал веревки, как нитки, схватил ослиную челюсть, валявшуюся неподалеку на земле, и в бешенстве накинулся на своих мучителей. В гневе своем он метался как одержимый, колотя наотмашь то вправо, то влево, и всякий, кто подвертывался ему под руку, падал как подкошенный с рассеченной головой.

Валентин де Болонь Самсон 1630 г.
Саломон де Брай Самсон с ослиной челюстью 1636 г.

Филистимлян охватил ужас, и с нечеловеческим воем, в панике они обратились в бегство. Самсон воспользовался замешательством и убил тысячу человек.

Юлиус фон Каролсфельд Самсон поражает филистимлян ослиной челюстью.

Он непомерно был собой доволен и, возвращаясь в свое горное логовище, весело напевал под ритм своих шагов: "Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек".

Гвидо Рени Триумф Самсона 1611-12 г.г.

ИСТОРИЯ 5. ГОРОДСКИЕ ВОРОТА ГАЗЫ

Случилось однажды Самсону прийти в филистимкий город Газу и там остаться ночевать у блудницы. Нет ничего удивительного, что жители, узнав о прибытии своего заклятого врага, решили умертвить его. Конечно, их смущала необыкновенная сила богатыря, и они решили для начала предпринять хотя бы первый необходимый шаг – заперли городские ворота. Теперь, переночевав, Самсон все равно не мог бы уйти из города, оказавшись в ловушке. Покуда Самсон, думали они злорадно, мечется в поисках выхода, они успеют придумать средство, как вернее его изничтожить. Им хотелось не только казнить богатыря страшной и позорной смертью, но и предварительно измучить его страшными пытками. Пока старейшины города придумывали казнь пострашнее, Самсон, ничего не зная об их заботах, подошел к городским воротам. Трудно сказать, сколько глаз наблюдало за ним изо всех окон, щелей и подворотен. Даже крепостная стена была yceянa зеваками, впрочем, предусмотрительно прятавшимися за каменными зубцами и башнями. Самсон, удивившись, что ворота еще заперты, хотя солнце уже поднялось, недолго думая, вынул их из креплений, поднял на плечи и, чтобы лишний раз досадить филистимлянам, отнес на ближайшую гору. Много же хлопот и сил было потрачено, чтобы затем поставить их обратно! Ну, а вскорости Самсон повстречал Далилу…

По материалам сайтов.

Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой.

Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена долгое время не имели детей, но их молитвы были услышаны, к ним явился ангел и объявил, что у них родится сын. Затем он добавил, что его предназначением будет служение богу, поэтому родители с раннего детства должны готовить сына к назорейству. Под назорейством понимали обет, после принятия которого человек должен был посвятить себя Богу. При этом посвященный должен был воздерживаться от употребления вина, соблюдать ритуальную чистоту, не стричь волос.

Через некоторое время, как и было предсказано, у Маноя и его жены родился сын. С самого детства мальчик чувствовал присутствие «духа господня», который давал ему силу и помогал побеждать врагов.

На протяжении всей жизни Самсон совершал поступки, непонятные окружающим, но имеющие тайный смысл. Например, достигнув совершеннолетия, он, несмотря на протесты родителей, принял решение жениться на девушке-филистимлянке. Но Самсон сделал это не из любви к девушке, а для того, чтобы найти подходящую возможность отомстить филистимлянам. Самсон отправился в Финмафу к своей невесте, но по дороге на него напал лев. Самсон голыми руками разорвал льва, обнаружил у него в желудке пчелиный рой и подкрепился медом. На свадьбе он задал тридцати филистимлянам, брачным друзьям, загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Далее он поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что филистимлянам не удастся найти отгадку.

Филистимляне думали в течение недели, но не смогли ничего придумать. Тогда они пошли к жене Самсона и напугали ее тем, что сожгут дом, если она не узнает отгадки. Девушка выведала отгадку у мужа и сообщила ее брачным друзьям, из-за чего Самсон проиграл спор.

Затем он убил тридцать филистимлянских воинов и отдал их одежды брачным друзьям, после чего покинул свою жену и вернулся в родной город Цор.

По филистимлянским законам жена восприняла уход мужа как развод и вышла замуж за одного из брачных друзей. Самсон, узнав об этом, увидел очередной повод отомстить. Он поймал триста лисиц, разделил по парам и связал хвосты, к которым прикрепил горящие факелы. Затем он выпустил лисиц в поля филистимлян, и они погубили весь урожай. Филистимляне узнали, что причиной голода является Самсон, и в отместку убили его жену и ее отца. В ответ на это Самсон совершил еще один акт мести, приведший к тому, что между иудеями и филистимлянами началась война. Иудейские посланники стали просить милости у филистимлян и обещали выдать им Самсона, зачинщика войны. Его связали и передали филистимлянам, но во вражеском стане, благодаря божественному вмешательству, веревки сами собой развязались. Самсон опять почувствовал в себе огромную силу, поднял с земли ослиную челюсть и с ее помощью убил тысячу филистимлян. В честь этого события местность была названа Рамат-Лехи, что в переводе на русский язык означает «нагорье челюсти».

После победы над филистимлянами Самсон был избран «судьей народа израилева». Его правление продолжалось десять лет. На протяжении этого времени сила не покидала богатыря. Например, когда филистимляне узнавали, что Самсон будет ночевать в доме женщины, то запирали ворота в надежде, что Самсон не сможет покинуть город, и они убьют богатыря. Но он подходил к запертым воротам, вырывал их из земли, уносил с собой и устанавливал на горе.

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет.

Наиболее известными являются две легенды о Самсоне: о том, как он разорвал льва, а также о самом герое и Далиле. Филистимлянка Далила явилась причиной гибели Самсона. Она пыталась выведать, как лишить богатыря силы, но он каждый раз скрывал от нее правду, говоря, что он лишится силы, если его свяжут семью сырыми тетивами или новыми веревками или воткнут в его волосы ткань.

Далила выполняла все эти действия, но сила не покидала богатыря: он с легкостью разрывал и тетивы, и веревки. Наконец, Далила сумела выведать его секрет, который Самсон открыл, чтобы доказать свою любовь к ней: он потеряет силу, если ему остригут волосы.

В ту же ночь Далила остригла его волосы и позвала филистимлян. Самсон увидел врагов, но вдруг почувствовал, что сила покинула его, и он ничего не может сделать. Филистимляне схватили Самсона, связали веревками, ослепили, а затем заставили вращать мельничные жернова.

Через некоторое время волосы Самсона отросли, и к нему вернулась его богатырская сила. Он разорвал цепи, которыми был прикован к жерновам, подошел к храму, где собрались филистимляне, и обрушил опоры, поддерживающие крышу. Все, кто находился в здании, погибли, но вместе с ними под обломками умер и сам Самсон.

К ленгендам о Самсоне не раз обращались в своем творчестве художники, скульпторы, архитекторы. Среди них А. Дюрер, Дж. Болоньи, А. Монтеньи, А. Ван Дейк, Рембрандт и др. Стены церкви Санкт-Гереон в Кёльне украшены мозаикой, рассказывающей о гибели Самсона. Один из фонтанов Петродворца (пригород Санкт-Петербурга) украшает скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная М. И. Козловским.

Фонтан «Самсон»

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧА) автора БСЭ

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Фонтан «Самсон» (1735 и 1802 гг.) Большой каскад в Петергофе, или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Самсон Яковлевич Макинцев (1776–1849) Авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Малоросс по происхождению. Поступив на персидскую службу под именем Самсон-хана, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Город заката автора Иличевский Александр Викторович

Из книги Герои мифов автора

ПЧЕЛЫ, САМСОН И ПАНТЕРА Чтобы узнать, где находится дикий улей, бортник находит пчелу и определяет направление, куда она полетела со взятком после того, как снялась с цветка. После чего он отходит на какое-то расстояние, пока не найдет еще одну пчелу, за которой тоже

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон и Далила Около XII века до нашей эрыИстория эта произошла давно, очень давно, настолько давно, что существуют сомнения - а была ли она на самом деле? Но найдутся и верящие в нее, ибо записана она в Ветхом Завете, и уверенные в том, что исторические Самсон и Далила жили

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги автора

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

Йоги Бхаджан (Yogi Bhajan) был богатым индийским эмигрантом, который познакомил США с Кундалини Йогой. По вопросу стрижки он высказался примерно так:

«Наша стрижка может следовать за модой, но обрезая волосы, мы лишаем себя существенного источника жизненной силы. Когда мы позволяем волосам на голове достигать своей полной длины и зрелости, то фосфор, кальций, витамин D и все производные, попадают в лимфатическую жидкость, и затем в спинномозговую жидкость через два канала в верхней части головного мозга. Это ионное изменение создает более эффективную память и приводит к большей физической энергии, улучшению выносливости и терпения … Ваши волосы на своём месте не по ошибке. Они имеют определенную цель, которую обнаружат святые, а другие люди будут высмеивать».

Большинство из нас слышали о мифическом силаче Самсоне, который утратил свою силу вместе с потерей волос. Даже сегодня, некоторые культуры поддерживают традицию никогда не обрезать волосы. В некоторых культурах это связано с религиозными убеждениями. Сикхи могут быть одним из примеров. Некоторые христианские группы, такие как Пятидесятники (Pentacostals), воздерживаются от стрижки волос в знак уважения к буквальным толкованиям Библии. Ортодоксальные еврейские мужчины никогда не стригут волосы по бокам головы, и растафари никогда не обрезают свои дреды. Многие индейские мужчины, особенно до современности, никогда не стригли волосы. Сегодня мы просто хотим спросить … Почему?

Многие группы имеют свой отличительный стиль. Зачастую конкурирующие племена имеют различные стрижки и стиль одежды. Но сегодня речь не о стилевых предпочтениях и различиях. Нам хочется изучить культурные корни людей, свято верующих в силу своих волос. Достаточно немало людей считает, что длина волос имеет прямую, физическую, измеримую связь с их здоровьем, силой, талантом и мудростью.

Йоги Бхаджан выдвинул утверждение, что волосы принимают участие в метаболизме и являются живой частью организма человека. Это легко опровергнуть даже поверхностным наблюдением. Волосы, состоящие из кератина, не имеют каналов для транспортировки каких либо питательных веществ, описанных гуру. Легко рассмотреть поперечный срез волоса под микроскопом, обнаружив твёрдые клетки без признаков жизни. Они аккуратно уложены в красивое волокно корнем волоса, но они мертвы. Волос человека не имеет возможности принимать участие в метаболизме или другом процессе. Йоги Бхаджан не сказал, что волосы доставляют какой-то мистический неизвестный поток энергии, он сказал, что они транспортирует физические вещества, такие как витамины и минералы. Это ошибка. Можно применить любой подходящий метод исследований, но Йоги Бхаджан не понимал, о чём он вообще говорит.

Его последователи говорят, что после 3 лет роста волосяные фолликулы разрабатывают антенны на окончаниях волос, которые собирают космическую энергию, таким образом, стрижка обрекает на 3х летнюю засуху магнетизма. Это всё по-детски глуповато. Некоторые из культур должны иметь более убедительные обоснования, каковы же они?

Одна из наиболее популярных легенд современности скопирована многими веб сайтами, автору так и не удалось выяснить первоисточник. Эта история повествует об индейских следопытах, которые были завербованы для войны во Вьетнаме, но остригшись как все солдаты, они потеряли свою способность отслеживать, и стали бесполезными в военных действиях. Последовавшее тестирование показало значительное снижение эффективности остриженных следопытов, которые ранее демонстрировали весьма высокие результаты. Продолжая, история говорит об отмене стрижек для индейских следопытов и даже отказе от этого принимавших участие в эксперименте военных. Рассказ довольно сомнительный, если не сказать более. Никакого цитирования подобных «экспериментов» не обнаружено. Вероятность достоверности сходит на нет, если учесть насколько мало людей в США имели возможность развивать искусство следопыта в 1960-1970х годах, а также, если учесть насколько существенны отличия вьетнамских джунглей от юго-запада Америки.

Таким образом, история о взаимосвязи навыков следопыта и длиной волос не выдерживает пристального взгляда. Но мы знаем, что волосы связаны с одним знакомым всем ощущением, это касание. Коснитесь своих волос, и вы почувствуете о чём говорит автор. Волосы отличный проводник чувства касания. Вот почему множество животных полагаются на них в ощущении окружающей среды, это одно из преимуществ иметь усы. Кожа имеет более 20 классов чувствительных нервных клеток, некоторые из которых обнаруживают тепло, прикосновение, боль, и так далее. Каждый из наших волосяных фолликулов связан с чувствительными нервами. Учитывая обширность, сложность и чувствительность этой системы, представляется очевидным, что волосы очень важная часть нашей сенсорной системы. Тем не менее, только корень фолликула обладает чувствительностью. Если дёрнуть волосок, сигнал будет одинаков и при метровой, и при сантиметровой длине волоса. Фактически, чем длиннее волос, тем менее его движение затрагивает корень. Представьте человека с длинными волосами, сидящего перед вами в театре. Вы можете крутить его волосы незаметно. А если стрижка коротка? Любое касание извне даст немедленный сигнал владельцу. Длинные волосы не дают увеличения возможности осязать.

Наши современники наделяют мистическими способностями привычки древности. В религии Сикхов, длинные волосы оставляют в знак уважения к Создателю. Бог создал всё живое, волосы растут, обрезать их не следует. Такая практика, называемая Кеш, является одним из «пяти K» для Сикхов. Это довольно просто, и не означает ничего больше, чем говорится. Тем не менее, некоторые современные Сикхи, особенно пришедшие в религию извне, в поисках альтернативы христианству, интерпретируют Кеш с неким смыслом Новой Эры, говоря, что волос является источником мистической энергии. Автор не смог отыскать авторитетного объяснения этому, вероятно убеждения о силе волос, подобно Самсону, находятся за пределами Кеш.

Аналогично в Ортодоксальном Иудействе. Практика оставлять бороды и локоны никак не связана с черпанием силы, исходя в основном из Мишне Торы. Поиск источника такой практики приводит к выводу, что причины нет. Причина, скорее, в желании иметь выразительное отличие от других этнических групп. Другая возможная причина, это общение с умершими через подношение волос. Отказ от стрижки волос мог означать отказ от подобной практики. Но в истории Иудейства было и есть множество формальностей в отношении волос. Люди определенного положения должны иметь свой тип прически, другие должны побриться в субботу, некоторые раз в 30 дней, а некоторые должны иметь особый уход за волосами головы или бороды, иногда должна использоваться только бритва, иногда только ножницы. Уход за волосами в Иудействе намного сложнее, чем: «Ортодоксальные Иудеи не стригутся и не бреются», но нет никакого намёка на черпание силы или энергии из волос.

Растафарианизм ближе всего к убеждению, что волосы придают силу, но это ни организованная религия, ни сформированная вера. Бывший король Эфиопии, Хайле Селассие (Haile Selassie), признан растафарианцами как второй Христос и был известен как Лев – Покоритель Иуды (Conquering Lion of Judah). Лев имеет гриву, и растафрианцы носят дредлоки как символ львиной гривы и уважения к Селассие. Некоторые растафарианцы изображают Самсона с дредлоками, веря в силу длины волос.

В поисках ответа автор посетил форумы «Длинных Волос». Похоже, что немало людей заботятся о длине своих волос. Длинные волосы не дают силу, зато сильные и здоровые волосы говорят о здоровье их обладателя. Некоторые считают, что длинные волосы говорят о способности ломать стереотипы. Некоторые считают их защитой. Некоторые считают, что длинные волосы придают мужественный вид и демонстрируют силу. Некоторые считают их средством самовыражения.

При всём уважении к Йоги Бхаджан, нет физиологического механизма при котором длинные волосы делают человека сильнее. Как антенна для космической энергии волосы не нужны, как не нужны они в виде проводника витаминов, минералов, солнечной энергии или чего-то там ещё. Причёска в стиле Самсона не нужна для физической силы и здоровья. Здоровье нужно для того, чтобы иметь такие волосы. Не требуется искать физиологического объяснения. Люди, имеющие длинные волосы, чувствуют себя отлично, как и те, кто имеет короткие, вьющиеся, красные, голубые или вообще не имеют волос. Каждому своё, и каждый из нас делает свой выбор, что ему больше по душе.

Иллюстрация «Самсон» любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2014









2024 © rukaraoke.ru.