Мини музей патриотического воспитания в доу. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Фотогалерея: этапы создания объёмной аппликации «Двуглавый орёл»


Статья по педагогике "Музей в ДОУ - средство воспитания и образования детей дошкольного возраста".

Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно-нравственного воспитания.
Статья может быть полезна воспитателям и родителям, так как рассказывает о том, как использовать мини-музеи в качестве стимулятора творческой деятельности дошкольников
Основная задача :
- Раскрыть способности каждого ребенка;
- воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Основной целью :
- приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.
Ф. Дзери
С какого возраста начинать приобщение ребенка к музею?

На этот вопрос можно ответить по-разному.
В процессе познавательной и игровой деятельности в детском саду ребенок знакомится с таким важным явлением культурной жизни общества, как музей.
Музей- это хранилище истории, где хранится большой накопленный опыт поколений, это один из способов познания ребенком окружающего мира.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, центральным направлением работы с подрастающим поколением становится нравственно-патриотическое воспитание. Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Любовь к родному краю, к городу не возможно воспитать без определенных знаний.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с разными знаменитыми людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями».
Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Оптимальным решением построения целостного пространства выступает музейная педагогика. Известно, что приобщение к культурно-историческому наследию является средством формирования у детей патриотических чувств и развитие нравственности.
Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.

Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети тем самым усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром..
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.


Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении нет достаточной материальной базы для полноценного изучения данного раздела, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения и именно здесь нам на помощь приходит музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Мини-музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задают вопросы, предлагают помощь.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.
Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания

Из опыта работы воспитателя первой квалификационной категории МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко» Кузнецовой Надежды Геннадьевны.

«Музейная педагогика» … сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Под мини-музеем в детском саду «Солнышко» понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.


В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Что же побудило нас к созданию мини-музея в ДОУ?
В детском саду «Солнышко» разработан проект программы развития ДОУ духовно-нравственного направления «Родники души» на 2015-2020 гг. Для реализации программы развития необходимо создания духовно-нравственной, патриотической системы, обновления материально-технической базы учреждения, создание микро – среды, отбор эффективных технологий для ведения образовательной деятельности мини – музей в ДОУ просто необходим.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.

Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
воспитание уважения к труду;
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
усвоение элементарных знаний о правах человека;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Свою работу строю в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов:

"позитивный центризм" (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста);
непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельностный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.


Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Действующий мини-музеи «Народная кукла» детского сада продолжает обновляться своими экспозициями. Я ищу новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатываю дидактические и развивающие игры по тематике мини-музей.


Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Работа по созданию мини-музея сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.

.

Тема «Завтра вырастает из вчера»

Воспитатель:Раскина С.А.

2015г.

Тип: познавательно-исследовательский

ВИД: экскурсия

Цель:

Совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю, своему Отечеству.

Задачи:

Образовательные:

1.Уточнить и углубить знания, и представления детей о России как государстве, в котором они живут.(Территория, Президент, столица, язык).

2.Закрепить знания детей о символики родной страны(герб, флаг, гимн)

3. Углубить знания детей по расшифровки цветовой гаммы флага.

Развивающие: продолжить развивать речь и мышления детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать историю совей страны, вызывать у детей желание и умение слушать своих товарищей.

Воспитательные: воспитывать чувства гордости за Родину, чувства сопричастности к её судьбе, воспитывать чувства уважения и благодарности к защитникам Родины, на основе конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны, развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, развивать мелкую моторику.

Предварительная работа с детьми: рассматривание картин, чтение книг, беседы, прослушивание музыкальных произведений, разгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, прогулки по родному селу, посещение детской библиотеке, посещение мини музея по патриотическому воспитанию, посещение музея боевой славы в сельской школе, посещение памятников погибшим солдатам, находящимся на территории нашего села. Знакомство детей с символикой России .

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, стенды оформленные фотографиями солдат, письмами солдат, их биографией. Разрезные картинки с изображением военной техники, свеча памяти .

Демонстрационный материал: символика России (герб, флаг, гимн).

Экспонаты музея: солдатская каска, штык нож, солдатская фляжка, солдатская лопата, гильзы от пуль, гильза от боевого снаряда, солдатский ремень, военный наган, фронтовое письмо, военный медали.

Участники: Дети старшей группы, воспитатели. Предполагаемые результаты: Дети узнают памятник посвященный неизвестным солдатам. Вызвать интерес к памятникам, к личным предметам героев. Вызвать желание узнать больше информации о периоде ВОВ. сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ. Используемые технологии: здоровье сберегающая, технология исследовательской деятельности.

Виды детской деятельности:

коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята я приготовила для вас загадку, послушайте пожалуйста.

Нам экскурсовод сказал ,

Как пройти в такой-то зал.

Мумию мы посмотрели ,

В чём ходили , разглядели .

Даже мамонт здесь стоит ,

Глаз закрыл, как будто спит.

Если ты не ротозей ,

То иди скорей в (музей).

Воспитатель: Правильно отгадали. А скажите, что такое музей.

Дети: Музей-учреждение, занимающиеся собиранием, изучением, хранением предметов-памятников истории.

Музей хранит историю вещей.

И тех, кого уж с нами нет, людей,

Он будет возрастать по всюду славой.

Пока гордимся мы историей своей.

Воспитатель: Ребята, а кто знает какие бывают музеи?

Дети: Художественные (коллекционирующие произведения искусств).

Технические (коллекционирующие технику) .

Литературные (коллекционирующие предметы свидетельствующие о жизни выдающихся людей).

Исторические (коллекционирующие исторические документы) .

Воспитатель: А кто проводит экскурсию в музеи?

Дети : Экскурсовод .

Воспитатель: И вот сейчас ребята, я предлагаю вам, совершить экскурсию по музею. А экскурсоводами в этом музей, будите вы сами.

Дети: Хорошо, что у нас есть музеи, значит нить времён не прервалась.

Значит, вместе всё-таки сумеем

С прошлым удержать незримую мы связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни .

Прикоснись к чужой судьбе и жизни

Подвигов отцов ты поклонись

Так же научись служить Отчизне,

Чтоб прожить достойно свою жизнь!

Пусть в музей тропа не зарастает,

Пусть мужает наша детвора,

Пусть быстрее каждый осознает:

Завтра вырастает из вчера.

Воспитатель: Вот мы с вами и в музеи. Что за город встречает нас?

Ребёнок (экскурсовод): Это столица России г. Москва.

Москва-это красная площадь ,

Москва-это башня Кремля ,

Москва-это сердце России ,

Которое любит тебя .

А президентом нашей страны является В.В.Путин.

У каждой страны есть свои государственные символы. Символы Росси это герб, флаг, гимн. Флаг Росси это трёхцветный триколор .

Дети: Белый цвет-берёзка

Сини-неба цвет

Красная полоска

Огненный рассвет .

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите мне, что же означают цвета на флаге России.

Дети: Белый-это цвет мира. Белый цвет говорит, что наша страна миролюбивая, что она не нападает не на кого.

Синий цвет-верность, вера, народ любит свою страну и защищает её, хранит верность ей.

Красный цвет-цвет силы, кровь пролитая за страну.

Ребёнок (экскурсовод): А вот это герб России.

Дети: У Росси величавой

На гербе орёл двуглавый ,

Чтоб на запад , на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый

Он России дух свободный .

Ребёнок (экскурсовод): Гимн России -главная торжественная песня страны. Гимн исполняют во время праздников и важных событий. При исполнении гимна все встают, а мужчины даже снимают головные уборы.

Звучит гимн России: сл. С.Михалков, муз. А.Александров

Воспитатель: У каждого из нас есть одна большая Родина – это Россия. А еще у каждого из нас есть своя малая Родина. Это дом в котором мы живем, наша семья, наши близкие и друзья, наше село.

Ребенок рассказывает стихотворение о малой Родине .

А ещё в России самая сильная, самая лучшая армия.

Воспитатель: Предлагает детям дидактическую игру,»Собери картинку» . После игры дети называют рада войск.

Всё это является настоящим нашей страны. Но у любого народа и у страны есть ещё и прошлое. И мы переходим к прошлой страницы нашей истории. (Звучит запись песни Священная война ”)

Ребёнок (экскурсовод): 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны.(Слайд №1) В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию, часть народа уничтожить со всем, остальных вывести далеко за Урал в специальные поселения за колючей проволокой.(Слайд №2) Но плана Гитлера не суждено было сбыться, на защиту своей страны поднялись все, от мала до велика.(Слайд №3)

Воспитатель: Ребята, а почему война называлась Великая Отечественная.

Дети: Слово “великий”-означает очень большой, громадный, огромный. Ведь война захватила всю территорию России .

Отечественная-потому что это была справедливая война, направленная на защиту своего отечества. На борьбу с врагом поднялась вся страна.

Ребёнок (экскурсовод): Вся земля горела под ногами врага. Все трудились для фронта, для победы. Но особенно тяжело было в военные года детям.

Воспитатель: Да действительно ребята, дети очень страдали в годы войны. Например в блокадном Ленинграде суточная норма хлеба была 125г.(Показ воспитателем кусочка хлеба).

Детская сценка :

Воспитатель: ребята очень много простых людей в годы войны совершали подвиги, получали звания героев. Об одном из таких людей, о нашем односельчанине расскажет нам Дима.

Ребёнок: Конобеевских М.Г. родился в с.Новозаведенном 1908г. На фронт был призван в 1941г. Он мужественно сражался в танковых войсках. Погиб защищая село Ольховатка, подорвав себя и свой танк. Имя героя в селе Ольховатка сейчас носит школа .

Воспитатель: Ребята обратите внимание на эти треугольнички. Что это такое?

Дети : Это фронтовые письма .

Воспитатель: Письма солдатам на фронт доставляла полевая почта, полевая потому что она доставляла письма даже в поле, к месту боя. И ведь действительно ребята, бойцы, получив письма из дома, плясали от радости. А как бесценны были детские весточки из далекого тыла. Они говорили солдату, что надо непременно выстоять, победить врага, чтобы вернуть на землю мирную, счастливую, спокойную жизнь. Прочитает солдат такое письмо и сил вроде бы прибавиться. А как важно было для матери солдата получить весточку с фронта, о том, ее сын жив и здоров.

Ребенок: Если хочешь узнать о войне .

И о майской победной весне

Попроси солдатскую мать

На страницах застыли года

Двадцать два ему будет всегда

Мама, я здоров и живой

А на завтра последний бой

Воспитатель: А еще ребята, чтобы поддержать патриотический дух наших солдат в годы ВОВ было написано очень много песен.

Кто сказал, что надо бросить песни на войне

После боя сердце просит музыки в двойне.

Ребята назовите песни, которые исполнялись в годы войны.

Дети: «Синий платочек», «В землянке», »Первым делом самолеты»,

«Смуглянка», «Давно мы дома не были», »Катюша».

Ребенок экскурсовод: Благодарные люди поставили памятники войнам освободителям.

Один из памятников находится в немецкой столицы г.Берлине.

Это памятник войну освободителю с девочкой на руках.

Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.

Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

И, погладив ласковой ладонью,
Он ее на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!

И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.

Г. Рублев

Воспитатель: Ребята а теперь возьмите по гвоздики и возлагая цветы к памятнику война освободителя скажите, какими качествами должен обладать герой.

Дети: Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник слабых, любить Родину, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, крепкий, здоровый, могучий, героический.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что издавна воинов победителей славили в песнях, стихах, пословицах. Вспомните пословицы и поговорки о воинской храбрости и силе.

Дети: Умный боец везде молодец.

Сильный побеждает, трус погибает

Герой за Родину горой.

Честь солдата береги свято.

Жить-Родине служить.

Смелый боец в бою молодец.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

Если армия сильна, непобедима и страна.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Воспитатель: Все народы помнят и чтят память тех кто погиб, защищая свою страну, свой народ. Сейчас я возьму вот эту свечу памяти и передавая ее друг другу мы скажем как наш народ помнит своих героев (дети образуют круг и передают друг другу свечу).

Дети: В память о героях поэты слагают стихи.

Композиторы пишут песни.

Им возводят памятники.

В их честь освящают храмы.

Их именами называют города,села, улицы, учебные заведения.

О них снимают фильмы

Пишут книги.

Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.

Возлагают цветы во время праздников.

(Тиканье часов)

Воспитатель: Читает строчки стихотворения

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Люди! Памяти павших, будьте достойны, помните.

На веки останутся в памяти людей даты 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. 1418 дней и ночей шла война, она унесла 20 миллионов жизней. И вот наконец май 1945 года.

Ребенок: День Победы! Солнце мая

Всюду музыка слышна

Ветераны надевают боевые ордена

Слава Слава ветеранам

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие, Вы много узнали, многое вспомнили. А самое главное, что Вы поняли?

Дети: Нам нужен мир!

Ребенок: Пусть аист гнезда вьет на крыше

Курлычут в небе журавли

Пусть будет мир! Он так нам нужен!

Он нужен детям всей земли.

(на экране детские рисунки «Нам нужен мир»).

1 ребенок: Я нарисую яркое солнце!

Я нарисую синие небо!

Я нарисую свет в оконце!

Я нарисую колосья хлеба!

Мы нарисуем осенние листья

Садик, ручей, друзей беспокойных

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны!

2 ребенок: Поднимите рисунки выше,

Что бы все их увидеть могли,

Что бы всем был сегодня слышен

Заключительная песня «Пусть всегда будет солнце»

Солнечный круг, небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Милый мой друг, добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять сердце опять
Не устает повторять:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уделено внимание идее возникновения мини-музея, подробно описано его содержание. Данная статья может стать интересной и полезной для воспитателей детского сада, а также всем воспитывающим взрослым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини-музей в детском саду,

Как средство патриотического воспитания дошкольников

Как у маленького деревца, еле появившегося над землей,

Заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

Которого зависит жизнь растения на протяжении

Нескольких десятилетий, так педагог должен

Заботиться о воспитании у своих детей чувства

Безграничной любви к Родине.

В.А.Сухомлинский

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста -одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному городу и родной стране. Встает вопрос: чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться педагог?

Изначально, нам важно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства нам необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению с родным краем.

Наш детский сад находится расположен в одном из живописных и уникальных по красоте уголков приволжской природы, на левом берегу Волги. Поселок, который славится как поселок речников.

Наша задача состоит в том, чтобы научить воспитанников испытывать чувства гордости, радости, от того, что они живут в такой замечательной местности.

Мы понимаем, что такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

На протяжении многих лет, организуя работу по патриотическому воспитанию, педагоги детского сада использовали и используют различные формы и методы работы:

  • целевые прогулки и экскурсии по территории поселка;
  • наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике поселка;
  • беседы о родном поселке;
  • использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок);
  • слушание песен о родном крае;
  • привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
  • поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, правильно вести себя в общественных местах;
  • воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники, приглашая ветеранов воин, героев труда.

Мы заметили, что познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывает посещение краеведческого музея в Доме культуры поселка. В процессе посещения музея дети знакомятся с историей поселения, которое началось более 150 лет назад. Привлекательным экспонатом являлись модели водного транспорта: дети с восторгом рассматривали пароходы, баржи, различные судна. Они внимательно слушали рассказы о них. Это и подтолкнуло педагогов к идее создать в стенах детского сада свой мини-музей о речном флоте, назвав его «Речничок».

Остановимся подробнее на создании в методическом кабинете мини- музея «Речничок». Посредством мини-музея воспитанники детского сада глубже знакомятся с речным флотом, на котором добросовестно трудятся жители поселка- занимаются судоремонтом, перевозками пассажиров и грузов по водным магистралям.

Назначение мини-музея является патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному краю, истории своего поселка, ко всему, что создано трудом взрослых и близких людей. Мы считаем, что без знаний собственных корней, традиции и истории своего родного края нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.

Задачи, поставленные педагогическим коллективом, следующие:

1.Содействие укреплению гордости за исторические и современные достижения поселка и ее граждан.

2. Активизация интереса к изучению истории своего родного края и формирования чувства уважения к прошлому своей малой Родины, ее героическим страницам.

3.Воспитание патриотических чувств и гражданственности.

Какого же содержание мини-музея «Речничок»?

Во-первых, это макет реки Волга со всеми видами речного транспорта (пассажирский теплоход, грузовой, ракета и т.д.).

Во-вторых, макеты: бакена, морских узлов, штурвала, якоря, кнехта, бинокля, а так же настоящая фуражка капитана и матросский воротник.

В-третьих, альбомы: «Все для фронта, все для победы», отражающая жизнь судостроительно-судоремонтного завода имени 40-ой годовщины Октября в годы войны, «Речной транспорт» с фотографиями и описанием каждого лайнера. Содержательный материал о судоремонтном заводе и его тружениках можно черпать из красочной юбилейной газеты «Борская правда», книги автора А.П.Моисеева «Верные традициям волгарей», что помогает воспитателям вводить детей в представленную тему.

Украшением мини-музея является говорящая кукла «Морячок». Особенностью мини-музея является то, что все его экспонаты можно не только посмотреть, но и потрогать, примерить и даже поиграть.

В создании мини-музея приняли участие работники детского сада, родители.

Одним из интересных приемов стало предложение ребенку в старшей дошкольной группе взять на себя роль экскурсовода во время посещения музея детьми. Дети, побывавшие неоднократно в музее с воспитателем уже достаточно хорошо знакомы с экспонатами и могут рассказать

Организация процесса формирования патриотических чувств воспитанников посредством мини-музея наших воспитанников строится на основных принципах:

  • от близкого к отдаленному;
  • опора на собственный опыт детей, реальные дела и события в семье, детском саду, поселке, стране;
  • взаимодействие с семьей;
  • систематичность;
  • передавая знания учитывать их воспитательную ценность.

Таким образом, педагогический коллектив старается уделить большое внимание патриотическому воспитанию дошкольников и организует процесс формирования гражданских и патриотических чувств.


Организация: МБДОУ «Теремок»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Тема педагогического опыта

«Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания»

Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, потере нравственных традиций и основ общества. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи.

В современных семьях воспитание патриотизма, гражданственности не считается важным и заслуживающим должного внимания. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормой любой ценой уклониться от службы в армии, наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственно-патриотического, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, наш город не исключение. Но часто ли дети бывают в них? Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также - это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы использовали часть групповой комнаты и «приемной».

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплотила педагогов, родителей, детей. Родители начали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Цель создания мини-музея: Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.

Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

· Формирование у дошкольников представления о музее.

· Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

· Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.

· Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.

· Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.

· Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

· Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.

Наша работа осуществлялась поэтапно.

1 этап. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.

2 этап. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

3 этап. Создание разнообразных экспозиций.

4 этап. Организация детской деятельности в мини-музее.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

  • педагогика сотрудничества , позволившая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
  • игровые технологии , которые способствовали повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
  • метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
  • здоровьесберегающие технологии, использование которых позволило вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;

Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.

Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей.

Результативность опыта :

1. Высокий уровень (начало года - 17%, конец года – 59%).

С помощью наблюдений, бесед с детьми было выявлено, что 59% детей знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения; отображают в игре события общественной жизни; знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности

2. Средний уровень (начало года -28%, конец года - 40%).

40% детей имеют представление о музее, о правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные; частично знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности –

3. Низкий уровень (начало года - 55%. конец года – 1%).

Один ребенок не знает, что такое музей, частично смог рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушен; не знает историю формирования и становления Российской армии.

Выводы.

Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Привлечение родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания и развития детей способствовало установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создало благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Литература

  1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
  6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
  7. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.








2024 © rukaraoke.ru.