О контрацепции в православии. Совместима ли вера с "планированием семьи"


Один из первых вопросов, который задают новообращенные верующие разных конфессий, — это вопрос о контрацепции. Разрешает ли Бог супружеские отношения без цели зачать ребенка? А если нет, то как быть — становиться многодетными, несмотря на любые жизненные обстоятельства, или жить "как брат и сестра", позволив себе любовные утехи лишь несколько раз в жизни?

Если к аборту и абортивным средствам контрацепции православная церковь относится однозначно — считает их применение детоубийством, то относительно неабортивных средств "планирования семьи" среди православных кипят бурные споры и высказываются порой диаметрально противоположные мнения. В "Основах социальной концепции Русской православной церкви" о средствах, не прерывающих жизнь уже зачатого эмбриона, сказано довольно уклончиво, и данная там формулировка оставляет большое пространство для толкований: "Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом".

"Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей", — сказано далее в тексте того же документа, и многие видят в этих словах намек на "ответственное родительство" и даже призыв "не плодить нищету".

Именно на этом фрагменте текста одни православные радостно восклицают: "Вот, вы убедились? Церковь разрешает неабортивную контрацепцию!" А другие тут же спешат им возразить: "Да где же разрешает? В документе лишь сказано, что предохранение от беременности не является таким же тяжелым грехом, как аборт, но ведь там не говорится, что это вовсе не грех!"

Бурные споры на эту тему разгораются потому, что теория здесь категорически не хочет согласовываться с практикой. Взять, к примеру, мнение такого известного отца Церкви, как преподобный Максим Исповедник : "Правильное суждение о совокуплении целью его поставляет деторождение. Но кто имеет при этом в виду одну сласть похотную, тот погрешает в суждении, недоброе почитая добрым. И таковой, совокупляясь с женой, злоупотребляет сим". Из этого ведь никоим образом не получится сделать вывод о допустимости для христиан контрацепции, не правда ли? Или прислушаться к мнению святого Климента Александрийского: "Поскольку люди, несомненно, участники Божественного Примышления, они не имеют права выбрасывать и оскорблять свое семя. Если даже в браке целью становится наслаждение без естественного последствия — рожать детей, то эта цель и, значит, брак — беззаконный, несправедливый и не имеющий логики. Брак установлен и предназначен для других вещей, законных. Господь хочет, чтобы род человеческий размножался. Но Он нигде не говорит, чтобы люди предавались неистовым страстям с целью избежать появления детей. Ведь даже у бессловесных животных есть определенные периоды размножения, и они "воздерживаются" какое-то время. Но когда в законном браке супружеские отношения не служат рождению детей, такая пара ведет себя нагло и самовольно перед тем, чего требует природа. Ведь брак предполагает желание иметь детей, а не беспорядочное разбрасывание семени, что само по себе нелогично и противозаконно. Вся жизнь тех, кто называет себя христианином, должна быть согласована с природой, как установил Сам Творец". Тоже не получается увидеть в этом оправдание презерватива?

В чине исповеди из Требника абортивные и неабортивные средства контрацепции перечисляются в одном греховном ряду: "Аще же яде былие, или ино что, и отрави ложесна своя, и ктому дети не раждает, яко убийца запрещается".

Что же остается делать после подобной тяжелой бомбардировки святоотеческими цитатами? Логика позволяет сделать только один вывод — никакая контрацепция для православных супругов не допустима. Но вот как с этим жить практически? Как перестать предохраняться от беременности не абстрактно-идеальной "православной супруге", а вполне конкретной тете Мане, которой после третьего кесарева сечения врачи не разрешают больше беременеть? Или тете Тане, у которой муж считает религию "блажью" и ставит условие: "Еще раз забеременеешь — или аборт, или развод". При этом воздерживаться от исполнения супружеского долга он вовсе не настроен. Или конкретной семье Ивановых, которая живет с тремя детьми в однокомнатной квартире, причем улучшения жилищных условий у них никак не предвидится?

(8 голосов : 4 из 5 )

Контрацепция – изобретение не новое. С давних времен известны различные способы избегать деторождения. Как тогда, так и сейчас не все они безопасны для здоровья. В XX веке медицина шагнула далеко вперед, и сегодня на полках аптек можно встретить множество новых и эффективных средств для предотвращения беременности. Но как раньше, так и сегодня не теряет актуальности этический вопрос – «а можно ли человеку вмешиваться в биологию своего организма и останавливать естественный детородный процесс?». Религиозные и мировоззренческие сферы излагают различные подходы к решению этой проблемы. В данной статье мы попытаемся найти ответы на эти непростые вопросы с точки зрения православного человека.

Начнем, пожалуй, с того, что тема контрацепции касается интимных отношений между людьми. В свою очередь, интимные отношения являются плодом других социальных связей. Контрацептивные средства сами по себе являются лишь специфическими продуктами медицинско-гигиенического производства.

Поэтому вопрос о том, могут ли эти средства быть оправданы с точки зрения православия нужно предварить размышлением о том, почему вообще возникла необходимость в предотвращении беременности.

Когда женщина не хочет рожать. Православное отношение к контрацепции

«Зачем плодить нищету?» – Так звучит вопрос, обращенный к тем девушкам и женщинам, которые хотят иметь детей, но имеют стесненные бытовые условия, или скудные доходы прочат будущие трудности выращивания и воспитания ребенка. В условиях бедности женщины из опасения невозможности дать достойное будущее своему чаду прибегают к контрацепции, а в случае нежелательной беременности готовы сделать аборт.

Другой вариант, когда женщина говорит: у меня уже есть дети, больше мне не надо. И действительно, многодетные матери, сталкиваясь со всеми тяготами материнства, с отсутствием светской жизни и карьеры, потратив довольно много времени на то, чтобы «поставить ребенка на ноги», говорят – «хватит», и используют любые средства вплоть до радикальных, чтобы исключить беременность.

«Врач сказал, я не рожу». Или другой вариант, «я не смогу родить здоровых детей». Врач делает прогноз, по сумме фактов анамнеза, дает свою рекомендацию, и порой она бывает не утешительна. Чем не повод к применению контрацепции?

«Я хочу пожить для себя». У женщины есть желание активной, «свободной» жизни, которая подразумевает ведение половой жизни без обязательств. Такая жизненная парадигма тоже способствует применению контрацепции.

Конечно, не только женщины являются сторонниками контрацепции. Не в меньшей мере мужчины стараются избегать отцовства по тем же причинам.

Один из мужских вариантов, хотя и не чужд некоторым женщинам, – секс ради удовольствия, а не ради рождения детей. Тут уж точно без контрацепции не обойтись.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что проблема использования предохранительных средств находится не только в области этики, но так же социологии, культурологии и медицины.

Православное отношение к контрацепции непосредственно связано с отношением к браку. Православное учение о браке в целом изложено в документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». В частности там сказано: «Плодом их (супругов – А. Д.) любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака». То есть рождение ребенка – важная цель брака, но не единственная. Тот же документ говорит об ответственности родительства:«…одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время…» (Проблемы биоэтики XII. 3.). Мы видим, что воздержание от половой связи в целях предотвращения беременности признается лучшим способом контрацепции. Но опять же фраза «…одним из…» говорит о том, что есть и другие способы, менее полезные, но все же допустимые.

— Секс – это грех?

— Секс греховен так же, как греховна смерть. Смерть влечет нас к себе – мы стареем, болеем и умираем. Бог не сотворил смерти, грехопадение человека привело к ней. Секс влечет нас к себе – люди испытывают чувства, вызванные природной (по церковно-славянски – животной) потребностью, из которых особенно сильное – сексуальное вожделение. Но в раю не было чувства похоти в теперешнем понимании, было супружеское общение, но иного рода. Таким оно осталось и сейчас: «…в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ().

Смерть необходима человеку для того, чтобы воскреснуть в жизнь вечную. Половая жизнь необходима человеку, чтобы жить на земле и проявлять радость супружеского общения. Рано или поздно мы уйдем из жизни, так же рано или поздно мы должны оставить и плотские утехи. Вектор движения человека от плоти к духу, а не наоборот. Поэтому на каком-то этапе брака секс не является грехом. На другом, например, в старости, стимулирование своей сексуальности бессмысленно, и сопровождается повреждением души блудными пороками.

— Где проходит граница законности половых отношений с точки зрения Православия?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, когда и в каких условиях люди вступают в половые отношения.

С точки зрения Православной веры, половая связь бывает двух типов – греховная и не греховная. Необходимо заметить, что правила Церкви строже, чем гражданские законы нашего общества. Греховными связями Церковь называет все те половые отношения, которые совершаются вне брака. Нужно дополнить, что браком называется законный союз мужчины и женщины. Ни при каких обстоятельствах Церковь не благословляет гомосексуальные, полигамные и другие формы сожительства, которые в некоторых странах тоже могут называться браком.

Поэтому единственный возможный способ половой связи в жизни православных христиан это связь между мужчиной и женщиной в законном супружестве. Следовательно и контрацепция, если возможна, то только в браке.

— Как справиться с похотью, когда тело требует разрядки, есть любимый человек, а брак пока невозможен?

— Это главная проблема всего общества и особенно молодежи. Похоть плоти сама по себе не является грехом. Обоюдное стремление влюбленных друг ко другу естественно. Но если бы знать как решать эту проблему, то у нас не было бы матерей одиночек и проблема абортов была бы не так остра. Вероятно, каждый должен сам найти способ самоконтроля. Важно помнить, что всегда есть возможность воздержания. Перефразируя известное высказывание можно сказать: кто хочет воздерживаться – ищет способы, кто не хочет – ищет причины. Добавлю, что такие качества, как терпение и выдержка, усвоенные до брака, окажутся очень полезными в будущем.

Кроме того, проблемой является не само только вожделение, но и окружающая обстановка. Толерантность к разврату и вседозволенности способствует греху. Иногда даже родители потакают добрачной половой жизни своих детей.

Возможным и, наверное, единственным решением этой проблемы является вступление в брак. Трудности брачной жизни только представляются непреодолимыми. Если есть любовь, то она поможет преодолеть все невзгоды. Живите настоящим, пусть настоящее будет добрым, тогда и будущее будет выглядеть позитивно. Но если же нет любви, а есть только вожделение плоти, то тут даже брак не поможет. Союз, основанный на греховной похоти, принесет лишь страдания и вскоре распадется.

— Можно ли супругам избегать рождения детей в браке?

— Безусловно, да. Мы знаем примеры жизни святых людей, которые жили в браке как брат с сестрой. Не имея полового общения они, естественно, не имели детей. Так жили, например, святые Конон и Анна. Их жизнь нельзя назвать греховной, напротив, они явили пример воздержания и чистоты.

— Является ли контрацепция препятствием Промыслу Божию?

— На мой взгляд, нет. Во-первых, сама фраза «препятствие Промыслу Божию», не корректна, так как нет таких препятствий, которые бы Бог не смог преодолеть. Даже полное воздержание от половой связи не является препятствием для Него. Мы видим, что Дева Мария родила, хотя всегда была, есть и остается Девой. Избирая для себя путь чистой и безбрачной жизни она, разумеется, не предполагала рожать ребенка. Даже когда ей явился Ангел и возвестил о рождении Спасителя, она спросила «…как будет это, когда я мужа не знаю?…». Поэтому, если на то будет воля Божья, будет и ребенок, вспомним слова Евангелия «…Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму…» (). Во-вторых, среди неабортивных средств нет таких, которые давали бы стопроцентную гарантию исключения зачатия. Всегда есть доля вероятности, что противозачаточные средства не сработают.

— Какие методы контрацепции допустимы?

— Известно, что существует два вида контрацепции – абортивного действия, когда оплодотворенной яйцеклетке не дают развиваться, и она гибнет; и неабортивного , когда не происходит слияния мужской и женской половых клеток. Исходя из этого, однозначно считаются грехом методы абортивного воздействия на любых стадиях оплодотворения. Что касается второго вида контрацепции, то по этому вопросу нет единого мнения в среде православных верующих и священнослужителей. Стоит лишь добавить, что такой радикальный метод неабортивной контрацепции, как добровольная вазэктомия и стерилизация по немедицинским показаниям противоречит канонам Православной Церкви (Апостольские правила 22,23, 24; Правила I Вселенского Собора 1).

— Разве можно в современном мире, изобилующем развратом, защитить себя от вожделения?

— Разумеется, можно. Для этого есть духовные средства указанные Спасителем: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (). Преподобный Макарий Оптинский говорил, что блудной страсти предшествует грех гордыни. Греховная похоть разжигает огонь в душе человека, который препятствует не только духовному росту, но и обычной бытовой жизни. Поэтому сегодня даже нецерковные люди пытаются найти способ жизни без блудной страсти.

В качестве примера можно посмотреть на деятельность «антисексуального движения». Люди, участвующие в этом движении, пробуют избегать сексуальных связей, учатся бороться со своей похотью, воспринимать другого человека как личность, а не как объект вожделения и сексуальных фантазий. Мне не известна идеология, на которую опирается это общество, но само его существование говорит о том, что не только православные ищут способ освободиться от похоти. Поэтому мы не одиноки в поисках решения этой проблемы.

— Насколько приемлем метод контрацепции через воздержание в дни, когда возможно зачатие?

— В этом вопросе есть некая хитрость. С одной стороны, можно не предохраняться – не согрешишь. С другой стороны и детей не будет, так как овуляторный период пройдет без соития. Но от Бога не скроется никакое намерение человека. Поэтому самообманом заниматься уж точно не полезно.

Нужно честно и откровенно самим решить для себя, что есть грех для вашей семьи – предохранятся таким способом или нет. Этим естественным способом можно условно контролировать зачатие. Вероятно, суть вопроса лежит несколько глубже – «насколько можно контролировать и планировать рождение?»

В православной среде есть мнение, что рожать следует как можно больше, а уж там Бог поможет, грех переживать и заботиться о завтрашнем. Но все не так просто, как кажется. Обратим внимание, что сотворение Богом человека было не таким, как сотворение животного мира. Слова Бытия «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (), называются в православном богословии «Предвечным Советом». Это не значит, что Бог совещался, стоит ли ему творить человека или нет. Это значит, что Бог видел всю историю человечества, все страдания, которые выпадут на его горькую долю и заранее, еще до творения знал, как это человечество будет спасено. Этот совет показывает нам, что Бог готов пострадать за нас и умереть для того, чтобы спасти.

Мне кажется, что и родители, замышляя зачатие должны тоже уподобиться Богу в этом совете и рассудить, готовы ли они пожертвовать собой ради ребенка и возможно испить чашу родительских страданий до конца, пронеся свой крест. Святитель Иоанн Златоуст так говорит о сотворении человека: «Когда царь намеревается вступить в город, то нужно оруженосцам и всем прочим идти вперед, чтобы царю войти в чертоги уже по приготовлении их: так точно и теперь Бог, намереваясь поставить как бы царя и владыку над всем земным, сперва устроил все это украшение, а потом уже создал и владыку, и таким образом на самом деле показал, какой чести Он удостоивает это животное ».

Не просто Господь создал человека, но сначала создал для него райские условия. Так и родители должны стремиться к тому, чтобы дети были детьми Божиими, и могли жить достойно этого звания. Поэтому, осознавая всю ответственность за будущего ребенка, муж и жена должны решить, будут ли они пользоваться таким методом или нет.

— Если зачатие происходит во время овуляции, не будет ли грехом близость в остальные дни, кроме периода выхода яйцеклетки из яичника?

— Ответ на этот вопрос кроется в выборе той традиции, которой вы следуете. Так сложилось что в христианском богословии относительно супружеской близости наметились две тенденции – западная и восточная. Западная традиция, которая соблюдается в католичестве, считает вообще все половые отношения грехом, за исключением тех, которые ведут к рождению детей в браке. За последние годы строгость католиков несколько снизилась и стало позволительно пользоваться календарным методом контрацепции.

В Восточном Православии соблюдается другая традиция, которая позволяет половую близость мужа и жены в браке не только для рождения детей. «Брак честен и ложе не скверно» – такая мысль закреплена в чинопоследовании Таинства Венчания. «Ложе не скверно» – означает, что проявление супружеской любви на брачном ложе не является грехом. Православная Церковь не сочла необходимым быть консультантом в сфере техники интимных отношений. Поэтому то, что происходит за закрытой дверью спальни супругов, является тайной.

Поэтому необходимо выбрать, какой традиции вы будете следовать, а уже исходя из этого определить границы супружеской близости.

— Грех ли не предохраняться, если супруги имеют проблемы со здоровьем, и несколько беременностей до этого окончились выкидышем плода?

— Проблема, когда происходит зачатие, но не происходит вынашивания, не нова. Случаи выкидыша являются ярким проявлением нашей человеческой немощи, вызванной грехопадением. Поэтому выкидыш — это грех, но грех невольный. В молитвенной традиции Церкви есть молитва, в которой священник испрашивает прощения у Бога за эти случаи. В ней же священник молится и о утешении женщины, и о даровании ей здоровья и скорейшего духовного и телесного восстановления.

Сегодня не является тайной, что выкидыш может произойти и на ранних сроках беременности так, что даже может быть не заметен для матери. Так как она просто может перепутать его с болезненными месячными. Если следовать той идее, что выкидыш является препятствием к дальнейшим попыткам к зачатию, то тогда мы придем к мысли, что лучше вообще оставить все попытки к зачатию во всех семьях.

Но у нас есть другие примеры для подражания. Вспомним библейских Авраама и Сарру, Иоакима и Анну, Захария и Елисавету. Они не оставляли попытки родить ребенка до самой старости. Поэтому, на мой взгляд, греха в попытках забеременеть нет. Если же случится выкидыш, вскоре после этого обратитесь к священнику.

— Как быть с контрацепцией тем, кому за 40, ведь врачи предупреждают об опасностях поздней беременности для малыша и для мамы.

— Задача врачей заботиться о здоровье и продолжительности жизни людей. Прогнозы врачей с развитием медицины становятся все более точными. Поэтому если вы получили рекомендацию от врача не рожать, то должны со всей ответственностью понять, на какой риск вы идете. Но с другой стороны, мы подвергаемся риску каждый день, просто выходя на улицу. Для решения вопроса о зачатии необходимо обратиться к Богу. Супруги могут наложить на себя пост на какой-либо период, обратиться с молитвой к Господу, Божией Матери и святым, обсудить между собой возможные последствия неблагоприятного исхода беременности, если уже есть дети, возможно, следует посоветоваться с ними.

— Есть мнение, что , для восстановления организма матери для вынашивания следующего малыша нужно минимум 2 года. Не будет ли грехом не предохраняться в это время?

— Супруги наделяются Церковью не только правами, но и ответственностью. Разумеется, если ребенок уже родился, может родиться и второй, исходя из этого, ответ на этот вопрос должны дать сами родители, оценив свои силы. Для одной женщины не будет необходимости в восстановительном периоде, для другой – он может быть очень продолжительным.

— Как мне представляется, эти рекомендации основаны на творениях святого Климента Александрийского. В своих трудах он выступает против полового соития во время беременности, и вообще призывает как можно более искать воздержания в половых развлечениях. Так, например, святой Климент пишет: «…Моисей запрещает нам отдаваться чрезмерным пожеланиям, слишком стремясь к соитию, предаваясь страсти с беременными женами, чередуя утехи с утехами, занимаясь любовью с мальчиками и изменяя супругам, и вообще внимать голосу похоти » (Педагог Кн.1.10).

Это произведение призывает к воспитанию чувств человека, говорит о пользе воздержания и чистой благородной христианской жизни «…чтобы во время бела дня им не справлять беспутных оргий, чтобы, например, из церкви или утром с рынка домой придя, не набрасываться им на жен подобно петухам в то время, когда следовало бы молиться или читать, или обязанностями своего призвания заниматься …» (Педагог.Кн.1.10).

По мысли святого Климента невоздержанность в половой жизни является причиной многих бед – «…приносит с собой целый рой болезней: любовь к лакомым кушаньям, склонность к выпиванию, женолюбие, кутежи, страсть ко всякого рода удовольствиям; а всеми ими командует желание. Развиваются отсюда бесчисленные родственные страсти, и беспутство образует собой венец над ними » (Педагог.Кн.1.10).

Таким образом, святой Климент видит успех христианского брака в воздержании от похоти и блудной страсти, через пресечение половой необузданности. Однако это не значит что половая связь греховна: «Посмевшие называть супружеский союз развратом обращают свою хулу против закона и Господа. Жадность называется развратом, поскольку она противоположна умеренности, идолопоклонство есть разврат, поскольку является изменой одному Богу со многими богами; точно так же, в разврат пускаются те, кто вместо одной законной жены имеют связь со многими » (Строматы.Кн.1, 89, 1). Святой Климент не лишает радости общения супругов в браке: «…тем желаннее будет соитие, чем долгожданнее» (Педагог.Кн.1.10).

Но вопрос звучит иначе – «не распадется ли семья?». К решению этого вопроса подходит другой святой – Иоанн Златоуст, который говорит: «Та, которая воздерживается против воли мужа, не только лишится награды за воздержание, но и даст ответ за его прелюбодеяние, и ответ более строгий, чем он сам. Почему? Потому что она, лишая его законного совокупления, низвергает его в бездну распутства ». Как видно, распутство имеет два происхождения – от неумеренности и от неразумного воздержания.

«Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца – целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено Апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение …» – учит святитель Иоанн Златоуст.

Итак, внимая святым отцам, каждой семье необходимо самим определить границы воздержания и близости.

— Из вопросов читателей: «у меня около 6 лет была внутриматочная спираль, нужно ли каяться в грехе аборта?»

— Покаяться необходимо, так как спираль является средством абортивного действия. Даже если вы не знали об этом свойстве данного контрацептива, все равно велика вероятность, что невольно вы совершили грех.

Этот грех заключается в том, что каждый раз когда происходило зачатие, умирала не просто яйцеклетка, но не рожденный человек, который по учению Церкви уже на данном этапе обладает всеми человеческими качествами – душой и телом.

Кроме того, есть причина, по которой вы стали пользоваться такой контрацептивной техникой. Если эта причина греховна, необходимо покаяться и в ней.

— Из вопросов читателей: «я продавал таблетки для медикаментозного аборта, в чём мне каяться?»

— Необходимо покаяться в том, что вы способствовали греху других женщин.

К сожалению, мы часто бываем заложниками обстоятельств. Трудно представить себе работодателя, который спокойно отнесется к продавцу, который будет говорить: «это буду продавать, это не буду». Скорее всего, такого человека просто уволят с работы. Поэтому приходится делать выбор: или идти против Заповедей Божиих, или искать новую работу, если не удастся спокойно и вразумительно объяснить свою позицию начальству.

Священник Александр Денисов

Вопрос читателя:

Здравствуйте,батюшка!
Скажите, пожалуйста, какого мнения должна придерживаться православная воцерковлённая христианка по поводу контрацепции (конечно, в рамках официально заключенных семейных отношений, а не блуда,оговорюсь заранее)? Допустимо ли применение её “неабортивного” варианта? Как поступать такой верующей жене в том случае, если её муж не будет готов полностью отказаться от средств предохранения? Я читала о том, что, в данном случае, рекомендуется полное воздержание от супружеских отношений, однако, насколько мне известно, оно возможно лишь по обоюдному согласию. Как же быть, если такая попытка не применять противозачаточные средства – полное воздержание – приведёт к резкому ухудшению семейных отношений?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Вопрос контрацепции – очень непростой и индивидуальный в каждом случае. Мы понимаем, что продолжение человеческого рода является одной из целей брака, но все же не единственной. Категорическое нежелание в принципе иметь детей эгоистично и во многом обесценивает брак. С другой стороны, конечно, супруги в ответе за полноценное воспитание своих детей, за поддержание добрых отношений друг с другом, за заботу о престарелых родственников и т.п. Кроме того, у всех разное состояние здоровья и других физических возможностей. Все эти моменты не могут не учитываться при принятии решения о контрацепции. Вот что об этом вопросе сказано в документе “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”:

Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи”.

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти

Но, с другой стороны, что делать, когда условия жизни семьи настолько тяжёлые, что встаёт реальная проблема дальнейшего рождения детей? Крайние ответы известны: применять контрацептивы, преимущественно абортивные, делать аборты или, как советуют некоторые «старцы», жить в браке без брака – «как брат с сестрой».

Но неужели нет выхода?

Есть. Уже давно разработан метод распознавания плодности (МРП), который позволяет любой женщине, независимо от особенностей её организма, проводя несложные наблюдения, определять плодные дни с точностью 98–99,8%. (Важно не путать МРП с обычным календарным методом, который неэффективен, поскольку основан на среднестатистических наблюдениях). На Западе МРП активно используется, в России же пока мало известен. Применение данного метода не предполагает никаких действий, противоречащих требованиям христианской жизни.

Он просто с большой точностью указывает на периоды кратковременного воздержания от супружеских отношений. И этим полностью избавляет супругов от греха убийства зародившейся жизни со всеми его последствиями: духовными, физическими и психическими, нередко приводящими к семейным трагедиям.

Важно при этом отметить, что Церковь в то же время совсем не поощряет стихийность, бесконтрольность в супружеских отношениях. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» даются прямые рекомендации по этому вопросу. В параграфе XII.3 читаем: «Супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определённое время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла , обращённые к христианским супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 5).

Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может “вместить” высокие требования воздержания, от тех, кому это не “дано” (см. Мф. 19, 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи» .

Однако использование этого метода не может ли для какой-то части людей стать средством достижения эгоистических целей (чтобы дети не мешали есть, пить и веселиться)? «Социальная концепция» отвечает и на этот вопрос: «Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» .

Конечно, нет такой доброй вещи, которую нельзя было бы испортить. Но, как говорили древние римляне, «abusus non tollit usum» . И здесь нетрудно сопоставить возможные злоупотребления этим методом с той пользой, которую он принесёт в случае его правильного применения. Он имеет очевидные преимущества перед теми «методами», которые калечат множество женщин и с помощью которых совершается тягчайший грех убийства миллионов нарождённых жизней.

Статистика говорит, что семьи, использующие МРП, более открыты продолжению рода и потому чаще осознанно многодетны. Разводы в таких семьях большая редкость. Разными исследователями констатируется не более одного процента разводов в семьях, практикующих использование этого метода. Дети из таких семей гармонично развиты и легче адаптируются в изменяющихся условиях современного мира.

Из беседы директора Института демографических исследований, социолога Игоря Белобородова с профессором Рене Экошаром, основателем Европейского института семейного образования: «Семья – это место, где любовь и жизнь взаимосвязаны» (Российский институт стратегических исследований, 13 ноября 2013 года) .

– Многие молодые люди не знают о вреде аборта и контрацепции, и хуже того – они не знают о современных альтернативах. Не могли бы вы сказать несколько слов об этом?

– Контрацепция – это как раз разделение между жизнью и любовью. Это способ проживать сексуальную жизнь без зарождения новой жизни. Если прибегать к образам природы, то в этом случае мы получаем цветок без стебля. Отрезая стебель (основу), мы получаем источник боли в виде абортов. Во Франции совершается 250 тысяч абортов в год. В основном это последствия контрацепции, которая не даёт стопроцентного результата. Само слово «контрацепция» подразумевает борьбу с зачатием, и происхождение этого слова (оно переводится как «противозачатие») свидетельствует об этом. Уже в этом нет радости.

Я думаю, что надо помогать людям жить в браке согласно физиологическому циклу. В цикле каждой женщины есть плодные и неплодные периоды. Когда зачатие возможно – это плодная фаза цикла, и если пара, желая отложить зачатие, ограничивает свою сексуальную жизнь в этот период, то это прекрасное время для продвижения супружеских отношений на новый уровень. И тогда не возникнет ситуации, которая приведёт к аборту. Однако этому необходимо обучать. Сегодня нужны обученные люди, которые будут информировать, направлять и сопровождать пару на этом пути. Невозможно это сделать без обучения, так же как мы не можем водить машину необученными. Это же касается и естественной семейной жизни. Есть даже специальный термин – «естественное планирование семьи» (Natural Family Planning) . Чередование плодного и неплодного периодов является частью женской природы. Как правило, всё хорошее было хорошо спланировано.

Литература:

Пултавская В. Влияние прерывания беременности на психику женщины». М., 2002.

Добросельский П.В. Супружеские отношения и грань греха. М.: Благовест, 2009.

Баракова Л.И. Брак и дети сегодня. М., 2010.

Проблемы биоэтики // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2001. Гл. XII.

Anna M. Flynn, Melissa Brooks . Natural Family Planning. London, 1997.

Духовно подготовить рождение

Пользуясь этим простым методом наблюдения и разумного воздержания, супруги могут избежать стихийной подчинённости биологическим инстинктам и выбрать время для зарождения новой жизни в наиболее благоприятных условиях. Это очень важно, поскольку родители должны не только материально, но и духовно и нравственно подготовить себя к дарованию жизни новому человеку.

Первая заповедь человеку – возделывать и хранить (Быт. 2, 15) – относится, конечно же, прежде всего к заботе о своей душе, своём теле, своей семье, а не только к окружающей природе.

В вопросе деторождения Православная Церковь указывает на необходимость нравственно контролируемых супружеских отношений. Она благословляет их и не требует отказа в них (как это делают некоторые самочинные наставники) от тех супругов, которые по объективным причинам (например, бесплодие) не могут иметь детей. Продолжение таких отношений имеет существенное значение для поддержания единства и сохранения нормальной семейной жизни. Основанием этого являются приведённые выше слова апостола Павла (1 Кор. 7, 5). Искушение от сатаны невоздержанием означает здесь такую власть инстинкта над разумом человека, когда он оказывается не в состоянии воздержаться на малое время даже при такой серьёзной необходимости, оправдываясь, будто это противоречит Божию благословению брака. Но Церковь в таком важном вопросе, как рождение детей, призывает супругов быть разумными, а не без-умными.

К сожалению, находятся «старцы», благословляющие неконтролируемое отношение к супружеской жизни. Они, видимо, не ведают, сколько миллионов в России бездомных детей, которых родителям «вырастить уже не под силу», но которые родились и пополняют ряды алкоголиков, наркоманов, преступников, заключённых и прочих «людей дна»! И если бы всё зависело только от Бога, тогда и заповеди были бы не нужны. Но человек создан свободным, и Бог позволяет людям творить свою волю! Недаром народная мудрость предупреждает: «Бог-то Бог, да сам не будь плох».

А что святые говорят об отношении к старцам и духовникам?

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин : «Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлёкшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред» .

Преподобный Иоанн Лествичник : «Когда мы желаем вверить спасение наше иному, то ещё прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» .

Святитель Феофан Затворник (†1894): «При определении их [духовников] до́лжно употреблять великую осмотрительность и строгое рассуждение, чтобы вместо пользы не нанести вред, вместо созидания разорение» .

Поэтому, если воздержание для упражнения в посте и молитве полезно, то не столь же ли оно похвально ради любви к тому, кто, получив жизнь, погибнет и душой, и телом? Сам Господь дал ответ искусителю на его лукавое предложение положиться на Божественный Промысл и броситься с крыши храма: Не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4, 7). И в вопросе деторождения так же недопустимо искушать Бога («как Бог даст»), безрассудно подчиняясь слепому инстинкту, не глядя, на какие страдания будет обречена новая жизнь. Бог призывает человека к разумной и по совести жизни во всём, в том числе и в столь важном вопросе, как рождение ребёнка.

Однако есть наставники, которые живущим в браке, но не имеющим возможности иметь детей связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи (Мф, 23, 4), благословляя их (фактически приказывая): «Не хочешь плодить нищету – не плоди, кто заставляет? Живи целомудренно, как брат с сестрой». Как будто супружеская жизнь, которую благословил Сам Христос в Кане Галилейской и которую Его Церковь благословляет самым торжественным таинством, является нарушением целомудрия. (Как живуча старая манихейская ересь!)

«Социальная концепция» напоминает: «Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на “недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к отказу от супружеской жизни в браке”» . Предлагаемый метод распознавания плодности (МРП) открывает возможность избавить миллионы наших женщин от зарождения той жизни, которую они, увы, продолжают губить, губя себя.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. ХII.3.



Злоупотребление не отменяет правильного употребления (лат.).


- А давай сегодня без презерватива.

- Чо, просто воду из окна выливать?

(вместо эпиграфа)

«А вот надо не ограничивать аборты, а пропагандировать контрацепцию и вообще бесплатно презервативы раздавать, тогда всё будет хорошо и аборты вообще не нужны будут».

Это вполне стандартный «контраргумент», который всплывает в числе первых в дискуссии об абортах.
Давайте в двух словах, что это такое и с чем это едят. И не надо тут хихикать – тема не такая уж и простая.

Часть первая. Медико-санитарная

По принципу действия контрацептивы можно разделить на следующие группы: стопроцентные, естественные, барьерные, химические, внутриматочные, гормональные, хирургические. Эффективность метода контрацепции определяется индексом Перля, то есть количеством женщин из сотни, которые забеременели в течение года, используя тот или иной метод. Допустим, индекс равен трем – значит у трех из сотни не сработало.

Так вот, по порядку.

1. Стопроцентные. 200–250 мл дигидрогена монооксида и спиодин. Можно сочетать. Индекс Перля нулевой, противопоказаний и побочных эффектов почти нет. Для тех, кто не понял: стакан водички на ночь и спатеньки. Есть анекдот в тему: «Вопрос армянскому радио: "Какой контрацептив лучший?" - "Стакан воды" - "А до или после?" - "Вместо"».

2. Естественные. Различные календари циклов, измерения базальной температуры и оценка состояния цервикальной слизи. Для любителей жанра. Индекс Перля от 0,3 до 40, поэтому не зря называется ватиканской рулеткой. Прерванный половой акт не является методом контрацепции вообще.

3. Барьерные. Наиболее известны, понятное дело, мужские презервативы. Есть еще женские презервативы, диафрагмы, шеечные колпачки и контрацептивная губка (!). Часто сочетаются со спермицидными смазками и т.п. Мужские презервативы – единственный метод контрацепции, который снижает вероятность заразиться ЗППП. Снижает не до нуля, это важно помнить. Индекс Перля от 2 до 15. По моему личному убеждению это связано с тем, что 95% населения идиоты и даже с этой вещью справиться не могут.

4. Химические. Гели, мази, пены, тающие свечи, пенящиеся свечи (только не ржите), пенящиеся таблетки, растворимые пленки, губки. Устраивают локальную атаку на Ипре отдельно взятой порции эякулята. Но всех не перевешаешь, поэтому индекс Перля от 3 до 21.

5. Внутриматочные. Спирали. Которые не спирали, а вполне себе такие Т-образные штуковины. Бывают нейтральные, бывают с гормонами. Устанавливаются на 5-7 лет, за что любимы населением; эффективны – индекс Перля равен 0,2. Но повышают вероятность развития внематочной беременности (по некоторым данным – сильно) и вообще считаются не самым безопасным методом. В отличие от вышеперечисленных не препятствуют зачатию, а мешают имплантации, поэтому считаются абортивным средством контрацепции.

6. Гормональные. Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) подавляют овуляцию (то есть препятствуют созреванию и выходу яйцеклетки), кроме того, сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходимой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую оболочку матки, так что оплодотворённая яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблетки, содержащие только прогестин в небольших количествах) другой: они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодотворённой яйцеклетки в матке. Индекс Перля у КОК – 0,1–0,9, у мини-пили 0,3–9,6. Абортивный эффект у вторых единственный, у первых – вероятный.

7. Хирургические. Перевязка маточных труб и вазэктомия у женщин и мужчин соответственно. Фактически необратима. Поэтому у нас разрешена после 35 лет и/или двоих детей, но на соблюдение всем наплевать. Санкций за операцию, сделанную за рубежом, не будет. Супруга ставить в известность не обязательно, согласно закону о врачебной тайне.

Часть вторая. Соборно-религиозная

Вы таки удивитесь об это, но у Русской Православной Церкви есть официальное мнение по поводу контрацепции. И выражено оно в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском Соборе 2000 года. Вот уже 16 лет прошло, а знает о документе процентов 20 православных. А он интересный, между прочим. Так вот:

XII. Проблемы биоэтики

XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

Часть третья. Принципиально-неопределенная

А теперь самая интересная часть всего этого марлезонского балета. Несмотря на то, что официальная позиция Церкви по этому вопросу как бы есть, но а) она достаточно размыта; б) кого бы она вообще волновала, в православной среде разговор о контрацепции вызывает или гнев, или обморок. А почему? Потому что нет консенсуса по двум ключевым вопросам: для чего нужен секс в браке и сколько должна женщина рожать детей.

Наши наиболее православные друзья, конечно же, заявляют, что контрацепцией никакой пользоваться нельзя (даже естественной), сексом заниматься надо только ради рождения детей и вообще сексуальные отношения в браке - это такой паллиатив греха. Типа поженились, чтобы хуже не стало. Ну и понятно, воздерживаться надо в однодневные посты, в многодневные посты, во время беременности и кормления грудью. Ну и между делом, чтобы точно. А то выкидыши будут и дети родятся склонными к блуду. Детей, естественно, надо заводить столько, сколько «Бог пошлет». Потому что «раньше рожали по 18 детей и страна процветала». Я даже видел фразу «российскую империю построили беременные женщины». Вопрос «почему?» вызывает у такой публики ступор, слово «презерватив» - обморок, предложение обосновать некое нормативное количество детей богословски – ярость.

Понятно, что это тема отдельного разговора, но просто хочу отметить, что а) со времен Российской империи кое-что изменилось; б) у женщин сто лет назад типа выбор был – рожать или не рожать, ага.

Самое интересное, что последовательное следование такой позиции имеет не только ярко выраженный антимиссионерский эффект, но и все признаки классического танца «гопак на граблях». Ну уже смеются все над миссионерской позой, зачем продолжать-то? Поэтому, в общем-то, Церковь пока инструкцию по пользованию и не написала, а ограничилась общими рекомендациями.

Наши не менее православные, но более близкие к реальности друзья все-таки смотрят на проблему более разносторонним образом и даже пишут по этому поводу толковые книги: например, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия» - настоятельно рекомендую. Резюме для тех, кто ленится читать: Церковь не запрещает заниматься сексом. Церковь не регламентирует количество детей. Церковь даже не выпустила православную камасутру со списком рекомендованных практик и поз. Потому что блудить можно и в «миссионерской» позе. Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания (из тех же «Основ…»). Поэтому, все-таки устанавливая определенные рамки и рекомендации, учитывает то, что люди живые и разные и роботизировать их в любом случае не получится.

Алсо рид:









2024 © rukaraoke.ru.