Обобщение педагогического опыта воспитателя доу по экологии. Опыт работы воспитателя детского сада. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста. это прежде всего мир природы с безграничным


Зуева Е. Д.

Библиографическое описание статьи:

Зуева Е. Д. Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников «Удивительный мир природы» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2018. – № 62. – ART 180121. – URL: http://www.kids.covenok.ru/180121.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.


Аннотация:
Экологическое воспитание - одно из приоритетных направление развития со-временного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Обобщение педагогического опыта работы

Тема: «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников в МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Подготовила: заместитель заведующего

Платоненко Л.М.

г. Гагарин

На современном этапе развития дошкольного образования мы работаем в рамках Федерального государственного образовательного стандарта.

Важными положениями ФГОС ДО являются целевые ориентиры, согласно которым выпускник ДОУ:

1. Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

2. Интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

3. Склонен наблюдать, экспериментировать.

4. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

5. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания.

На основании выше изложенного, наш педагогический коллектив ставит следующие задачи по экологическому воспитанию детей:

1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.

2. Воспитание эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии.

3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

4. Создание максимальных условий для развития познавательной активности и любознательности детей и дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей с учетом социализации и индивидуализации.

Для успешного выполнения поставленных задач нами был разработан план работы по экологическому воспитанию дошкольников, разработан и реализован методический проект на тему «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ».

В своей работе по экологическому воспитанию наряду с основной общеобразовательной программой мы используем парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Экологическое воспитание де-тей осуществляем в системе на протя-жении всего учебного года через интеграцию экологии во всех образовательных областях, используя различные методы и формы работы:

  • Ø Это организация образовательной деятельности.
  • Ø Проводим наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонные наблюдения.
  • Ø Ставим опыты и эксперименты.
  • Ø Организуем экскурсии.
  • Ø Начиная со старшего дошкольного возраста проводим экологические конкурсы, викторины. Например, «Загадки лесовичка», «Знатоки леса» «Знатоки природы».

В план работы включаем экологические праздники, развлечения.

Интересной формой работы с детьми являются экологические сказки.

Новой формой работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ являются Природоохранные акции. Они недавно вошли в нашу жизнь и успешно зарекомендовали себя.Например,

«Покормите птиц зимой»

«Витамины на подоконнике»

«День защиты леса»

«Посади дерево»

«Подари книжке вторую жизнь - спасем одно дерево»

«Сдай макулатуру - спаси дерево»

Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами принимают участие.

Наш педагогический коллектив отдает предпочтение экологическим проектам. Только в течении прошлого года нами были реализованы следующие проекты:

  • «Исследовательская деятельность на прогулке»
  • «Жучки - паучки»
  • «Деревья - наши друзья»
  • «Посади комнатное растение в группу»
  • «Разноцветное лето»
  • «В саду ли в огороде»
  • «Загадки природы»
  • «Художница осень»
  • «Лекарственные растения»
  • «Разноцветный мир подводный»
  • Методический проект «Развитие познавательной активности детей, посредством исследовательской и проектной деятельности в условиях ДОУ»

С детьми проводим экологические игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, игры-драматизации).

Дети совместно с родителями готовят работы к экологические выставкам. Например,

«Осенняя сказка»

«Осенний калейдоскоп»

«Чудеса с обычной грядки»

« Лес - кладовая природы»

Задачи экологического образования детей мы решаем через трудовое воспитание, организуя трудовые экологические десанты по благоустройству территории, по созданию благоприятных условий на прогулочных участках.

«Зимние постройки»

«Песочная фантазия»

«Посади дерево и сохрани его2

«Покормите птиц зимой»

Для расширения экологического кругозора дошкольников мы проводим неделю экологии. В рамках недели экологии во всех возрастных группах оформляются мини-проекты по исследовательской и экспериментальной деятельности. Итогом работы в старшем дошкольном возрасте является выпуск плаката или газеты по обозначенной теме.

Из опыта работы по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности, и я считаю, что экологическое воспитание необходимо начинать именно в дошкольном детстве, прививать детям любовь к природе с самого раннего возраста.
Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Я хочу научить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас.
Поэтому главным и основным направлением в работе я выбрала именно экологическое воспитание.
Я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Формирование первоначальных элементарных умений и навыков экологически грамотного поведения, безопасного для природы и самого ребёнка.
2. Воспитание гуманного, эмоционального, положительного,бережного отношения к миру природы. Развитие чувства эмпатии (сочувствия, сопереживания) к объектам природы.
3. Формирование умения и желания сохранить природу и при необходимости оказывать ей помощь, предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к природе.
4. Помочь детям осознать, что человек – особа разумная, все же только часть природы.
Работу по воспитанию экологической культуры начинаю с детьми раннего возраста.
На основе развития положительных эмоций учу детей наблюдать за сезонными явлениями и объектами природы, слушать звуки, подражать им.

Организуем элементарные опыты и игры с водой, где дети наблюдают как она льётся, течет, может быть холодной, тёплой, горячей и т.д.
При этом я использую много потешек, стихов.
Знаем, знаем да-да-да.
Где ты прячешься вода!
Выходи, водица
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
Понемножку
Лейся, лейся, лейся
Посмелей
Умывайся веселей!
Привлекаю внимание детей к цветущим растениям, вызывая желание смотреть на них и любоваться их красотой.
Показываю как их надо поливать, используя при этом различные игровые приемы и персонажи: матрёшку, птичку, бумажную бабочку, куклу Катю и Ваню., игры: ” Где спряталась игрушка?”, “Цветочный магазин” и другие. Обращаю внимание детей на особенности овощей и фруктов. Помогаю усвоить материал о них с помощью дидактических игр: “Чудесный мешочек “ ,“Узнай на вкус”, “Загадай я отгадаю” и другие. Провожу интересные занятия по знакомству с ними, используя кукол Деда и Бабы, различных животных, инсценировок и театрализаций, муляжей овощей и фруктов. Учу малышей устанавливать причинно- следственные связи. Дети подрастают и у них формируется устойчивое внимание и интерес к живой и неживой природе. Дети очень любознательны и организация элементарной поисковой деятельности помогает мне ввести детей в мир познания природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.
В младшей и средней группе мы проводим такие опыты, как: какие предметы тонут, а какие нет, из чего прочнее запруды -песка,глины, камней, кто играет листочками, кто нагрел предметы и т. д.
В старшей и подготовительной группе выясняем, какого цвета снег, куда течет вода, кто посеял одуванчик и другие. Большую работу стараюсь проводить по знакомству детей с птицами. Для того, чтобы дети усвоили элементарные представления о птицах проводим ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни.
Широко применяю художественную литературу: произведения К.Д. Ушинского, В. Бианки, М. Пришвина загадки, стихи о пернатых друзьях.
Знакомлю детей с особенностями жизни животных в разные сезоны года, их внешним видом и умением приспосабливаться к окружающей среде. Для закрепления этих знаний использую дидактические игры:” Летают, бегают, прыгают”, “Чей домик”, “У кого какая мама”, “Ты чей малыш” и т. д.
Одна из традиционных форм работы с детьми по экологии КВН. Кроме воспитания у детей любви к природе и бережного отношения к ней воспитывает быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Интересным и привлекательным занятием является изготовление поделок из природного материала. Поэтому, работая в старшей и подготовительной группе, я организую кружок “Лесные друзья”, который очень любят дети. Поделки из шишек, кореньев, скорлупы орехов, аппликации из засушенных листьев, семян, являются прекрасными источниками развития творческих способностей.
Работу по экологическому воспитанию стараюсь вести в тесном контакте с родителями. Совместно проводятся экологические праздники, КВН, викторины, родительские собрания на темы: “Воспитание бережного отношения к природе”, “Научимся любить все живое”, “Обогащение детей знаниями в процессе труда в природе” и т. д.
Я уверена, что вместе с родителями, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы сумеем воспитать в детях такие качества как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве прочно войдут в характер человека, станут его основой и тогда можно быть спокойными за природу и молодое поколение.
Тема экологического воспитания очень обширна, мною она ещё не до конца проработана и поэтому я беру ее снова и снова.
И на протяжении многих лет, до выпуска детей в школу, я буду формировать у них экологическую культуру, воспитывать любовь к природе и гуманное отношение к ней.

Человеческое общество, природная среда тесно взаимосвязаны. Экологические проблемы становятся содержанием педагогических программ многих стран. В экологическом воспитании дошкольников основной упор делается на том, что именно человек ответственен за катастрофическое в последнее время загрязнение природы, вымирание многих видов животных.

Экологическое воспитание предполагает работу по таким направлениям:

  1. Образовательное. Раскрывает для детей суть экологических проблем времени, возможных путей их решения.
  2. Развивающее. Дает подрастающему поколению интеллектуальные, практические навыки для оценки состояния природы, самостоятельной деятельности по улучшению местной среды.
  3. Воспитательное. Формирует стремление к здоровому образу жизни, мотивацию и привычку правильного экологического поведения.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Многие взрослые современники ведут себя по отношению к природе потребительски, особенно не задумываясь о последствиях своей деятельности. Бережное отношение к природе нужно воспитывать с самого малого возраста, когда ребенок способен воспринимать лес, речку, птичек с паучками как нечто живое, непосредственно и эмоционально .

У малыша, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живет, желание их охранять, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания. Ребята должны научиться бережному отношению к земле и воздуху, флоре и фауне. Будущие взрослые граждане становятся настоящими хозяевами своей земли, правильно распоряжаясь этими богатствами, не только расходуя их, но сохраняя, приумножая.

Задачи, которые призвано решить экологическое воспитание:

  • Освоение ближайшего окружения, а также распространение детских интересов за его пределы, в соответствии с возрастом.
  • Углубление, систематизация существующих у детей дошкольного возраста представлений о географии, экологии, естественных науках.
  • Приобретение на основе собственного опыта определенных навыков, умения сравнивать результаты, делать соответствующие выводы.
  • Формирование желания заботиться о живых и неживых объектах, местах, где обитаешь.

Экологическое образование ставит перед собой задачу дать дошкольникам понимание, что между всеми живыми организмами существует тесная связь. Они приспособлены к определенным природным условиям, существуют не обособленно, а образуют так называемые экосистемы (река, луг или болото). Ребенок не просто должен заучить, что нехорошо рубить деревья или уничтожать пчел. Он должен понимать, жизнь скольких организмов и существ связана с этим конкретным деревом, что случится с ними после порубки.

Формы экологического воспитания дошкольников

Экологическая культура предполагает не только восприятие красоты природы, но и ее познание, активную деятельность по ее охране. С детьми наблюдают и обсуждают правила поведения, помогают им приобрести практический опыт по уходу за растениями, животными. По мере роста, круг детских обязанностей постепенно расширяется.

Экологическое воспитание в детском саду проходит по нескольким направлениям: при взаимодействии непосредственно с малышами, педколлективом, родителями.

Обычные прогулки на территории ДОУ можно превратить в экологические занятия. Важно использовать как можно больше интересных объектов. Это деревья, кустарники разных видов, форм, возраста, старые пни с лишайником и мхом, полянки с лекарственными травами, насекомыми, гнезда и скворечники. Здесь ребята могут наблюдать живую природу, делиться наблюдениями, играть. Именно прогулки знакомят со свойствами песка или глины, снега и воды, изменениями жизни растений и животных по мере изменения сезонов.

У ребят старших групп большой интерес вызывает проведение различных опытов . Они помогают установить причины и связи между отдельными явлениями, предметами. Поскольку они проводятся в процессе наблюдений и трудовой деятельности, это развивает мыслительные способности, наблюдательность, формирует детский познавательный интерес. Каждый опыт показывает причины того или иного явления, дети учатся самостоятельным выводам, суждениям.

На групповых занятиях часто используется известная художественная литература . Произведения А. Пушкина, Л. Толстого, М. Пришвина , других классиков способны глубоко задеть чувства малышей. При последующем общении они выражают восторг, сопереживание, задают вопросы о том, можно ли спасти героев, жалеют или радуются за них.

С малышами проводят тематические занятия , на которых дети рисуют, лепят, слушают пение птиц, звуки леса в записи. Им всегда нравится заниматься различными поделками из природного материала, собранного собственноручно.

Одна из самых действенных форм работы, поскольку она затрагивает эмоциональную сферу, — праздники . Во время проведения развлекательных мероприятий дети слушают музыкальные произведения, сами включаются в действие, участвуя в танцах и пении, рассказывая стихи, отгадывая тематические загадки. Таким образом они вовлекаются в события, приходят к осмыслению экологических проблем, доступных детскому пониманию.

Рисунок «Загрязнение окружающей среды»

С ребятами постарше практикуются такие формы работы как викторины, конкурсы и кроссворды, различные интеллектуальные игры на темы природы родного края, о способах ее сохранения, птицах или подводном мире. Посредством подобных мероприятий дети интеллектуально развиваются, т.к. им приходится в процессе игры актуализировать свои представления о природных закономерностях и фактах.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Проблемы экологического воспитания затронуты в работах Коломиной Н.В., Горошенко В.П. О наиболее эффективных и интересных формах работы с детьми дошкольного возраста говорится в трудах С.Н. Николаевой . Автор подчеркивает, что игры не только дают возможность детям порадоваться, они содействуют их всестороннему развитию.

Во время игры детям предоставлена свобода действий, они чувствуют себя раскованно, имеют возможность проявить инициативу. Игры можно проводить с участием сказочных персонажей, которые делают обстановку менее наукообразной и более живой, запоминающейся.

Светлана Игуменщева

«Удивительный мир природы»

Актуальность данной проблемы

Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.

На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками, сталкивалась с рядом проблем. Так, неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Полноценные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.

Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).

Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.

Цель:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

Образовательные:

Формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.

Осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;

На примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;

Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;

Показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;

Воспитательные:

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;

Воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.

Развивающие:

Развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;

Привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок - не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

3.Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

4. Принцип индивидуализации : каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

5. Принцип дифференциации и интеграции:

единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

6.Принцип развивающего обучения : использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

7.Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности .

Формы и методы работы

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

В работе с детьми использую разнообразные формы:

1. Практическая совместная деятельность детей и педагога.

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении я нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность ребенка в своих силах, затем - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей

2. Наблюдение.

Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Наблюдения одного цикла провожу последовательно друг за другом с разрывом в 2 - 3 дня. Так, проводились наблюдения за ростом посадок на «Огород на окошке», на клумбах, грядках.

Отдельно взятое наблюдение - это короткое (5-12 минут) провожу с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения провожу в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время.

Систематически проводим наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

3. Экологическая тропа.

Значительную роль в экологическом воспитании детей в моей работе играет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Создавая тропу, мы использовали как можно больше интересных объектов: деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. На тропе имеется старый пень, земля, покрытая мхом, муравьиные дорожки и их ходы, полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, тысячелистник, ромашка и обитающие на нём разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусениц, на берёзе – гнездо.

Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Ребята на клумбе ухаживали за цветами: рыхлили, поливали. На экологической тропе в нашем ДОУ сооружена мельница. Дети узнают о том, как раньше люди перерабатывали собранный урожай зерна.

4. Экскурсии и прогулки.

Экскурсия - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.


Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.


5. Опытно - экспериментальная деятельность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)

Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В результате работы над творческой темой мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Интересно прошло открытое занятие с детьми подготовительной группы по экспериментированию «Тайна песка».

На протяжении всего занятия дети были активными, проявляли творчество, сообразительность, оказывали поддержку друг другу, были заинтересованы теми видами деятельности, которые предлагались педагогом, что способствовало высокому уровню усвоения нового материала, изложенного на занятии.

6. Труд в уголке природы, на участке, огороде.

Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.

У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.


7. Игры на экологические темы

Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое - неживое»; «Птицы - рыбы - звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик»,«Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Сюжетно – ролевые игры с природным содержанием я организовывала на основе различных событий жизни - поездки во время отпуска родителей на юг или в деревню, знакомства с колхозной фермой, экскурсия на луг, рассказ детям о сельскохозяйственной выставке (с демонстрацией иллюстраций) Чтобы детям было интересно играть в игры, я создаю необходимые ситуации, например, «Цыплёнок заблудился». Дети находят маленького, жёлтого цыплёнка (игрушку, который плачет и говорит, что он потерялся. Дети выясняют, как он заблудился. Кто его мама, помогают ему перейти через дорогу, кормят его или предлагают поселиться у них и создают необходимые для него условия.

8 Художественная, природоведческая литература, иллюстрации, репродукции картин, наборы открыток, загадки.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.


Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?». (Например, чтение рассказа Л. Н. Толстова «Котенок».) Очень важно донести до детей смысл произведения, вызвать ответные чувства.

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.


9. Создание экологического проекта.

Мною разработан долгосрочный (январь – май) экологический проект «Волшебный мир природы», задачами которого были:

Создание экологически благоприятной среды на территории ДОУ:

Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

Содействие сотрудничеству детей и взрослых;

Осуществление трудового воспитания детей в процессе ухода за зелеными насаждениями.

Новизна экологических проектов заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

В результате осуществления данного проекта:

Создана на территории ДОУ экологически благоприятная среда;

Повысился уровень знаний у детей по экологии;

Повысилась экологическая компетентность родителей по теме проекта.

10. Изобразительная деятельность.

Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках. Проведены выставки детских работ по темам: «Весна наступила», «Бережем природу», «Лекарственные растения», «Загрязнение природы» и др.

Создание условий

Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:

Подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;

Подобраны картины, наборы открыток;

Создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений);

Создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;

Приобретены орудия труда;

Создана метеоплощадка;

Собраны материалы для игр с песком и водою.

Работа с родителями

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные. В родительском уголке поместила стенгазету «Посади дерево – дыши вместе с природой». Родители активно помогли мне в подготовке материалов к проведению открытого занятия «Тайна песка», с желанием приняли участие в субботнике по озеленению территории ДОУ.


Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.

Для достижения этой цели я организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки, спектакли, экскурсии, игры-тренинги, чаепития, консультации. Очень насыщено и познавательно стараюсь проводить родительские собрания, куда родители ходят с удовольствием, о чём свидетельствуют их отзывы о собраниях. Подбираю материал для информационных стендов, общаюсь индивидуально. Таким образом, стараюсь сблизить семью и ДОУ

Заключение:

Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я привила детям любовь к природе и бережное отношение к ней.









2024 © rukaraoke.ru.