Общее развитие ребенка в возрасте четырех-пяти лет. Японский метод воспитания ребенка Общения с детьми


Сегодня мало кто из родителей читают "Педагогическую поэму" А.С.Макаренко, которая наполнена светом мудрости и опытом педагогического мастерства. Видимо поэтому, современная российская мама или папа без зазрения совести может накричать или отшлепать за какой-то "нехороший" поступок даже годовалого ребенка. Такие методы воспитания детей, конечно же, не способствуют формированию гармонически развитой и творчески одаренной личности. Даже те родители, которые считают наказание в деле воспитания детей неприемлемым, могут избаловать своего ребенка, стараясь его оградить от трудностей жизни и негативных переживаний.

С методами воспитания молодые родители нынче знакомятся в Интернете, читая статьи на педагогические темы и активно обсуждая отношения между родителями и детьми в других странах. В последнее время особый интерес у всех вызывает опыт воспитания детей в Японии, об особенностях которого мы и хотим вам рассказать. Японская мама приходит в магазин с трехлетним сынишкой. Малыш сначала терпеливо сидит в коляске, затем начинает просить купить ему что-то вкусное. Мама смотрит на него с улыбкой и молча, покупает то, что он просит. А как поступаете вы в такой ситуации?

Раньше в японской семье было в среднем 4-6 детей, сейчас многие японки рожают не более трех. Как только сообщает мужу о беременности, об этом становится известно всем родственникам, соседям, друзьям и коллегам, которые до рождения малыша одаривают счастливых супругов многочисленными подарками и поздравлениями. После рождения ребенка акушерка отрезает кусок пуповины малыша, высушивает его и кладет в маленькую деревянную коробочку, на поверхности которой золотыми буквами выбиты имя мамы и дата рождения малыша. С этого дня мама и ребенок сильно привязываются друг к другу. Мать всеми силами старается сделать так, чтобы быть рядом с ребенком и не дать ему повода плакать. В первый год она все время носит его с собой, привязывая его за спину или в специальной вставке одежды спереди.

Отцы в воспитании детей первых лет жизни практически не участвуют, их жизнь поглощена фирмой, в которой они работают. Мужчины в Японии не готовят, не шьют и не стирают, но много работают и обеспечивают семье достойную жизнь. В сыне они видят продолжателя рода. Семья, не имеющая сына, у японцев считается неполноценной. Японская мама выходит на работу только после исполнения ребенку трех лет, если она оставляет малыша с няней или отдает в ясли раньше этого времени, то ее поведение считают легкомысленной. В стране Восходящего солнца общественное мнение ценится больше, чем личное. Поэтому практически все мамы до 3 лет ухаживают за детьми сами, а при воспитании их придерживаются основного правила - не унижать и не бить ребенка.

Все принципы японского воспитания можно разделить на 3 этапа в зависимости от возраста наследника:
I этап - возраст от 0 до 5 лет . До 5 лет ребенок в японской семье король! Ему нельзя ничего запрещать. Если он делает что-то не так, мать с дружелюбной улыбкой старается его отвлечь. Она может только сказать слова типа: "это опасно", "горячо", "мне больно". Ребенок в этом возрасте познает мир и ему очень трудно понять, почему ему что-то запрещают. Он еще не может выстраивать логические цепочки. Например, если он уронит тарелку с кашей на пол, ваши крики о том, что теперь вам придется убирать за ним или варить снова кашу, для него ничего не значат.

Малыш еще не способен понять, почему мама за такое поведение его наказывает. Если будете каждый раз кричать на ребенка и наказывать, он быстро усвоит только одно: "Кто сильнее, тот и побеждает". Подавлять ребенка до 5 лет японские педагоги не рекомендуют, по их мнению, постоянные запреты и наказания в этом возрасте приводят к тому, что во взрослой жизни он проявит себя инфантильным человеком и будет стараться занять позицию подчиненного.

2 этап - возраст от 5 до 10 лет . В Японии, у детей достигших 5 лет, детство заканчивается. С этого возраста родители ставят перед ребенком конкретные требования и задачи, они начинают прививать ему основы правильного поведения и умение прижиться в коллективе. Отныне ребенок перестает быть королем, с ним теперь начинают общаться, как с "рабом". С этого возраста его права строго ограничены, ему больше не разрешается поступать так, как ему хочется. В 5 лет ребенок уже ходит в детский сад, где созданы хорошие условия для правильного духовного и физического развития малыша. В каждой группе 6-8 детей, состав группы через каждые полгода переформировывается. Делается это для того, чтобы малыш научился быстро заводить дружбу и не замыкался в узком кругу общения. В детском саду детей учат писать, читать и считать, и самое главное - найти компромисс в любых ситуациях.


Японцы с детства усваивают правила поведения в стрессовых ситуациях, они умеют найти выход из возникших и стараются никогда не допускать соперничества. В Японии родители и воспитатели не имеют привычки сравнивать своего ребенка с другими детьми. Они не ругают их за то, что он плохо рисует или учится. Выделять кого-то в детском саду или школе здесь не принято. По мнению японцев нельзя сравнивать своего ребенка с кем-то и сюсюкаться с ним, в противном случае он станет эгоистом, для которого исполнение своих желаний выше интересов других людей.

III этап - возраст от 10 до 15 лет . Японцы с ребенком, которому исполнилось 10 лет, начинают общаться, как с равным. Родители начинают советоваться с ним при принятии важных решений, обсуждают вместе его проблемы и подсказывают, как ему следует себя вести. В этом возрасте главная задача воспитания - привить ребенку самостоятельность и независимость мышления. Никаких запретов и наказаний! Давить и указывать в этом возрасте нельзя. Если вы будете решать за подростка все его проблемы, то он не вырастит целеустремленным и уверенным в своих силах человеком.

Японец в возрасте 15 лет уже считается взрослым. Его все уважают и разговаривают с ним как с совершеннолетним человеком. Воспитывать ребенка, достигшего 15 лет, по мнению японцев, уже поздно.

Для сведения, 93% японцев закончили высшую школу , из них 40% имеют университетское образование. 12 часовой учебный день для японского школьника не является чем-то из ряда выходящим. После окончания уроков каждый ребенок идет в клуб или кружок, где занимается спортом, пением, танцами, рисованием или музыкой. Популярны в японских школах "дзюку" - дополнительные уроки с углубленным изучением предметов для продвинутых учеников и повторением пройденного материала для отстающих детей. А нам сложно даже представить, как после 12 часового обучения японский школьник находит силы, чтобы сделать домашние задания.

Как вы относитесь к пословице "До 5 лет обращайся с ребёнком как с царём... "? и получил лучший ответ

Ответ от Ўлия[гуру]
Мне кажется, что многие не понимают, что это означает, поэтому и отвергают ПРАВИЛЬНОЕ высказывание.
До 5 лет ребенок - царь! Это значит, что нельзя на него кричать, наказывать его. Ну представьте, что будет, если вы на царя наорете.. .
А по поводу формирования характера - вспомните, ведь у любого царя есть советники всяческие, которые подсказывают ему, как поступить в той или иной ситуации.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как вы относитесь к пословице "До 5 лет обращайся с ребёнком как с царём... "?

Ответ от MarinKa [гуру]
странная фраза


Ответ от Бараба [гуру]
А потом он вам на шею сядет.


Ответ от Dimmm@s [гуру]
нормально...а в Японии до 6-ти лет разрешается детям всё ...


Ответ от Нелли [гуру]
что-то в этом есть:)


Ответ от Ёветик Епрушкина [гуру]
Глупость какая-то!


Ответ от Надежда Чаус [гуру]
всегда только на равных но с соблюдением некой суббординации возрастной


Ответ от Диана [гуру]
Очень хорошо отношусь к этой пословице. Вот только бы еще и научиться этому....


Ответ от Влад [гуру]
а я до 5 лет думал, что меня зовут "Заткнись"....


Ответ от Аннушка:* [новичек]
Я не думаю что нужно прям как с царем, но нужно с ним быть доброй и ласковой, ведь он может вырасти жестким или не дай бог тераристом или приступником, вообщем- БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!!!


Ответ от Ўлия [гуру]
хотелось бы, так делать но не выходит, детки с пеленок уже управляют родителями... глаза на все закрыть не получится.


Ответ от Валерий Лебедев [гуру]
А к внукам - всю жизнь! Они же приходят в этот мир, чтобы отмстить за нас нашим детям!


Ответ от ЕлеНа [гуру]
Совершенно справедливо! До 5 лет мы обязаны дать ребёнку, как можно больше знаний и за что его ругать, и наказывать, если он с нашей подачи осваивает, и познаёт мир! Преобретя достаточно знаний, он должен осваивать опыт! А к 12 годам- это сформировавшаяся личность!


Ответ от Ѐябинка [гуру]
Страшная глупость. Ребёнку нужна забота и внимание. Ребёнка нужно учить и помогать ему понять смысл жизни. Быть всегда ему другом.


Ответ от Братство укропа [гуру]
ага а потом будет ад вот история" в метро едет мамаша с ребенком лет 6 напротив их стоит девушка вся в белом справа от неё панк весь грязный жвачку жует дак вот ребенок постоянно пытается запачкать девушку девушка сначала отодвигалась как могла а потом сделала замечание мамаша давай орать на девушку мол низя дитей до 5 лет воспитывать типа психику травмирует ну панк слушал, слушал встал дастал жвачку смачно со звуком влепил в лоб мамаше и грит меня тож до пяти лет не воспитывали " думайте


Ответ от Олеся [гуру]
После того, как Вы будете в течении пяти лет общаться с ним как с царём, раба вряд ли из него сможете сделать!


Ответ от Лёля [гуру]
Интересно, а как это будет осуществляться переход от царя к рабу? То есть, условно говоря, вчера еще был царем, а сегодня все, малина кончилась? Боюсь, что для пятилетнего человечка это будет серьезной психологической травмой. Далее, как из статуса раба предполагается его вывести в статус друга? Дружба предполагает равенство. И будет ли ребенок доверять родителям после того, как он были ими сначала возведен на престол, потом с него свергнут непонятно за какую вину?

Возраст 5 лет считается самым благоприятным для воспитания: утверждают, что в этот период можно заложить в ребенка все качества, которые необходимы родителям.

Эмоциональное состояние ребенка стабилизируется, психика укрепляется, становится более стойкой, нет неконтролируемых эмоциональных всплесков. Восприятие взрослых становится более объективным, реакция на просьбы спокойная. Теперь ребенку не требуется все ваше внимание, он вполне способен поиграть самостоятельно. Но родительское участие в его делах по-прежнему имеет большое значение: важно мнение родителей, их одобрение и похвала. Ради похвалы ребенок старается учиться, вести себя хорошо.

Ребенок уже способен оценивать поступки старших объективно. Исходя из этого, вырабатывается идеальная модель поведения, которая основывается на поведении близких и любимых взрослых и которой ребенок стремится соответствовать. Поэтому, даже если ребенку запретили что-то делать, но родители сами это делают, то ребенок придет к выводу, что такое поведение - единственное верное. В этот период ребенок начинает требовать к себе равного отношения, он ценит честность.

Живя в социальной среде (семья, детский сад, игровая площадка у дома), ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми: учится договариваться, искать компромисс. Кроме того, приходит понимание половой принадлежности, в связи с чем формируются нормы поведения.

В 5летнем возрасте ребенок впервые может солгать осознанно. Приводит к этому излишняя строгость родителей, из-за которой у ребенка не происходит полноценного развития позитивной оценки собственных поступков и уверенности в себе. Ложь предназначена оградить ребенка от негативного отношения взрослых, найти оправдание своим действиям и избавить себя от вины, переложив на других.

Теперь ребенок не только может воспринимать не вербально чувства остальных, но и сам расширяет свой чувственный диапазон: теперь ему доступны любопытство, удивление, гордость, стыд, дружба. Развиваются чувство прекрасного и чувство юмора.

К концу пятилетнего возраста ребёнок уже может произвольно запоминать, нужные ему вещи. К этому возрасту маленький человек пытается осмыслить понятия "смерть" и ""жизнь". Он начинает внутренне размышлять. Взрослый для ребёнка становится "судьёй" его действий. В то же время сверстник становится другом и разделяет с ним его проблемы. Формируется самосознание и самооценка.

В этом возрасте ребенок способен справиться с простыми задачами, прочитать текст и запомнить довольно большой объем информации, особенно, если эта информация подана в игровой форме. Теперь он может организовать свою деятельность, целенаправленно задержать внимание на каком-либо действии для достижения определенной цели, например, решать задачу, написать буквы.

В этом возрасте дети могут осознанно проявлять интерес к чему-либо. Сейчас же можно заметить у них зачатки таланта, склонность к определенной деятельности.

Физиология возраста

В среднем в возрасте 5 лет детский организм вырастает до 110 сантиметров, вес может достигать 20 килограмм. Ребенок вытягивается, но не поправляется, так как вся энергия уходит на развитие мышц. Физическая активность в этом возрасте очень важна, таким образом, организм будет развиваться правильно и гармонично. Теперь ребенок более уверенно держит ручку в руках, поэтому рисунки получаются все лучше. Развивается мелкая моторика, улучшается координация движений.

Укрепляется опорно-двигательный аппарат, позвоночник приобретает такую же форму, как и у взрослых. Кости еще не до конца сформированы, присутствует еще достаточно много хрящевой ткани. Плечи мальчиков становятся шире, у девочек расширяется таз. В этом возрасте у детей выпадают молочные зубы и растут постоянные. К концу 5 лет у них уже может быть 1-2 коренных зуба.

Укрепляется сердечно-сосудистая система, сердце набирает массу и немного меняет расположение, приближаясь к стандартам взрослого организма. Кожа становится толще, дети могут легко перегреваться и переохлаждаться.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (5-9 лет) составляет 6376 тысяч человек. Из них мальчиков - 3262 тыс. человек, девочек- 3114 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2013 или 2014

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

В этой статье:

Если вашему малышу уже 4 годика, то необходимо знать и учитывать особенности его психического развития. Сейчас детям интереснее всего играть небольшой группкой. Так проходит процесс социализации. Через игру дети могут многому научиться друг у друга.

Малыши уже многое могут и умеют к этому возрасту, так что не волнуйтесь – к школе они успеют подготовиться .

Это время активного развития воображения и мышления. Увеличивается объем памяти, что-то новое выучивается каждый день. Задача родителей – помочь детям получать новые знания о мире, эмоции и впечатления. В 4-5 лет уже можно заниматься спортом в секции – это благотворно влияет на развитие физических качеств детей, а также помогает снять стресс. Родителям и детям становится гораздо интереснее проводить время вместе.

Возрастные особенности

Возраст 4-5 лет относится к дошкольному. Всего 1-2 года пройдет, и ваш
малыш отправится в первый класс. Кажется, это просто нереально, ведь он еще так сильно зависит от родителей, мало что умеет делать сам. Или нет? На самом деле, в 4-5 лет малыши уже довольно самостоятельные, подвижные, у них хорошо развито мышление и память. Некоторые родители просто не дают своему крохе продемонстрировать самостоятельность.

У детей в этом возрасте уже сформировалась некая жизненная позиция, характер . У них есть интересы, увлечения, любимые герои. Уровень развития ребенка зависит от многих факторов, но семья и дом тут на первом месте. Обратите внимание:


Все это очень важно для правильного развития детей, как физического, так и психического. Сейчас закладываются основы характера человека. Потом уже очень тяжело будет что-то изменить.

Физическая активность

Дети в этом возрасте очень активные . У них снижена концентрация (всего-то 20-25 минут), зато они могут много времени проводить в движении, играх. Особенности развития малышей таковы, что именно этот возраст подходит для начала физических занятий . Даже если вы не планируете делать из малыша
профессионального спортсмена, можно заняться спортом:

  • гимнастика;
  • танцы;
  • легкая атлетика;
  • боевые искусства;
  • зимние виды спорта.

Хороший педагог организует занятия в интересной, увлекательной форме. Нельзя перегружать детей. Всего-то 1-2 занятия в неделю пойдут на пользу. Тело становится гибким, сильным, улучшается координация движений. Занятия спортом - это всегда хорошее насыщение крови кислородом.

Есть еще одна причина, почему нужно давать детям в 4-5 лет активно двигаться: это помогает
им снять возбуждение, напряжение. Если его не снимать, то испортится сон, будет плохой аппетит. Кроха станет капризным, ему будет тяжело вставать утром. Дело в том, что 4-5 лет – это время, когда мозг активно работает . Идет запоминание, развитие речи, памяти. Усваиваются самые разные социальные механизмы. Детям просто необходим отдых, который поможет снять перенапряжение. Побегать, покричать, поиграть всем вместе - это лучшее решение.

Психологическое развитие

Малыш взрослеет. Родители часто с большим удивлением смотрят на своих детей, которые начинают задавать вполне осмысленные вопросы. Такой период начинается как раз в 4-5 лет. За свою небольшую жизнь ребенок успел накопить опыт, уже умеет распознавать настроение родителей и других людей. У детей к 5-6 годам уже хорошо развита память. Начинается интересный этап их жизни – кажется, они уже к нему готовы.

Мышление

В процессе развития умственной деятельности малыш перешел на новую ступень. Теперь мышление становится наглядно-образным. Это значит, что у детей появляется способность решать логические или ситуационные задачи в уме. Раньше для решения любой задачи необходимы были предметы и действия с ними . Теперь же, используя опыт и воображение, малыш может отвечать на абстрактные вопросы.

В 4-5 лет дети уже могут давать ответы на простые абстрактные вопросы довольно быстро. Это связано с развитием воображения. Особенности мышления сейчас таковы, что многие факты кроха подменяет. Воображение, фантазия приравнивается к действительности . Дети могут придумывать, врать не для того, чтобы обидеть или навредить. Просто в их понимании фантазия и реальность существуют практически одновременно.

Восприятие

Лучше всего работают тактильные и зрительные метод восприятия. Все еще остается необходимость трогать, иногда даже брать в рот предмет. Но у детей уже накоплен немалый опыт, они много знают о тех предметах, которые их окружают. Они могут:


Мир вокруг уже сформировался, и теперь малышу предстоит расширить его, добавляя новые слова, впечатления, понятия. Особенность развития восприятия в том, что крохе необходимо давать новый материал. Так развиваются всевозможные каналы получения информации.

Память

В 4-5 лет у малыша уже довольно большой объем памяти. Он может запомнить сюжет сказки или мультика, выучить стихотворение. В детском садике проводятся
игровые тесты. Детям показывают картинки, затем на 1-2 минуты убирают их. После этого из предложенных картинок малыш должен выбрать те, которые запомнил . В этом возрасте у детей объема памяти хватает уже на 5-6 простых изображений. Например, еще 1-1,5 года назад этот объем охватывал лишь 3-4 картинки.

Сейчас можно начинать тренировать память. Чаще учите простые стишки, песенки, считалки. Обязательно просите малыша пересказывать вам в нескольких предложениях прочитанный рассказ или увиденное кино.

Эмоции

Эмоциональный фон у детей 4-5 лет становится очень насыщенным. Все еще не совсем получается контролировать эмоции, особенно сильные. Многие воспитатели и детские психологи отмечают, что у детей в этом возрасте бывают вспышки гнева и агрессии. Особенности
развития психики таковы, что слишком сильные эмоции малыш не может удержать в себе. Взрослый человек может промолчать, улыбнуться, когда хочется плакать или ударить. С ребенком так не получится.

Сильный негатив вызывает у него гнев, вспышки агрессии. Важно успокоить кроху, а не кричать на него или бить. Ваше агрессивное поведение лишь покажет ему, что именно так человек реагирует на стресс. Дайте ему успокоиться, а потом обсудите ситуацию. Скажите, что бить других детей или взрослых, причинять им боль нельзя.

Особенности социального развития

Теперь социальные контакты занимают важную часть в жизни ребенка. Если раньше кроха мог «подружиться» с другим малышом на площадке всего на 30-40 минут, то теперь длительные дружеские отношения становятся приоритетом. Появляются лучшие друзья, приятели . Дети звонят друг другу по телефону, вместе гуляют, ходят в гости.

Общения с детьми

У детей 4-5 лет дружба, совместные игры, планы занимают важную роль.
Особенности развития психики выражаются в потребности контактов с кем-то того же возраста. От общения только со взрослыми дети не получают столько новой полезной информации.

Во время игры дети «учат» друг друга новым словам – так проще усваиваются нормы общения и поведения. Малыши даже могут делать друг другу небольшие замечания . Общение - самый позитивный фактор развития, без него не получится полноценной личности.

Взаимодействие со взрослыми

Взрослый человек представляется для малыша 4-5 лет очень важной персоной. По аналогии с родителями других взрослых также нужно слушаться. Часто после похода в садик у малыша меняются «кумиры». Теперь кроха может во всем подражать своей воспитательнице или преподавателю.

В этом возрасте лучше всего начать готовить ребенка к школе. Расскажите о правилах общения со взрослыми: учителями, незнакомыми людьми , продавцами в магазине… Отрепетируйте вежливые обращения, которые необходимо использовать.

Совместные игры

Если раньше детей больше привлекали одиночные игры с игрушками, то теперь все поменяется. В возрасте от 3-4 лет начинается активная социализация. Теперь гораздо веселее и интереснее играть группой. Малыши раздают друг другу роли, распределяют сюжет, до начала игры договариваются о каких-то моментах .

Развитие психики в этом возрасте характеризуется активным воображением. Неважно, есть у принцессы корона или конь у принца. Воображение помогает малышам заменять недостающие предметы самыми обычными. Короной станет шапка или обруч для волос, а стул легко заменяет коня, и игра от этого не становится менее увлекательной и захватывающей.









2024 © rukaraoke.ru.