Обучение цветам детей 3 лет. Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации


Дети начинают хорошо различать цвета только в 2–4 года. Но можно подготовить малыша к различению на сенсорном уровне - используйте коробочки с сокровищами. В Монтессори-педагогике их предлагают малышам с 6 месяцев для получения информации о сенсорных свойствах предметов.

Наполните коробку вещами одного цвета. Так как это сенсорное упражнение, необязательно определять и запоминать названия. Презентуя коробочку малышу, скажите: «Смотри, здесь всё красное!», но не настаивайте, чтобы он запомнил.

Как учить цвета с двухлетним детьми

  • Сортировки.

Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.

Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.

  • Упражнение с пластилином.

Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.

  • Упражнения с табличками.

Когда сортировки перестанут вызывать сложности, вводите названия. Сделайте парные таблички разных цветов. Вводите названия трёхступенчатым уроком :

1 ступень: покажите 3 таблички и назовите «Это красный, синий, жёлтый».

2 ступень: попросите ребёнка указывать на табличку того цвета, который вы назовёте.

3 ступень: спросите название каждой таблички.

Как учить цвета с трёхлетними детьми

К трём годам дети часто могут запомнить несколько названий. Если этого не произошло, не волнуйтесь: продолжайте работу с сортировками и другими упражнениями, приведёнными ниже.

  • Подбор предметов из окружающей среды.

Малыш подбирает к каждой цветной табличке мелкие игрушки. Это обучает восприятию оттенков: красный редко бывает одинаковым, но ребёнку нужно выбрать наиболее близкое соответствие.

  • Коробочка с вещами из дома.

Это уже более абстрактное занятие: дети не видят перед собой табличек. Вы даёте корзинку и просите положить туда всё жёлтое, что есть в доме или классе. Не забудьте, что всё собранное нужно будет разложить по местам.

Нас окружает огромное количество цветов, тонов и оттенков. Поэтому педагоги и родители обязательно должны познакомить малыша с многообразием волшебного мира красок. Необходимо знать, что ребенок раннего возраста самостоятельно способен только выделить свойство предмета – цвет, а научить его играть и заниматься с цветными колечками, фигурками и заплатками – задача взрослого.

Самые первые цвета, которые выделяет ребенок, – это красный, желтый, синий и зеленый, и только потом уже все остальные. Изначально малыш начинает воспринимать и запоминать цвета с помощью ассоциаций. В его памяти хранятся группы предметов, объединенных общим цветом. Например: зеленый – кузнечик, травка; синий – небо, река; желтый – солнышко, цыпленок, одуванчик. Родителям стоит помнить, что малышу всегда легче строить умозаключения на основе собственного опыта. Если вы, гуляя с ребенком, повторяете ему описание предметов и явлений (трава – зеленая, небо – синее) и играете с ним в «вопросы» («Что еще бывает синего цвета?»), он не только легко запомнит названия цветов, но и научится самостоятельно размышлять об этом. Также для запоминания цветов незаменимы главные атрибуты – краски и пластилин, и частое использование их в играх ускорит восприятие и запоминание ребенком как основных цветов, так и других, с которыми малыш, как правило, знакомится намного позже, например серого, белого, оранжевого.

Изучаем цвета с самыми маленькими

Когда малыш рождается, первое время он реагирует на яркий свет и выделяет среди прочих только его. Система восприятия цвета созревает к 3–4 месяцам, но различать цвета кроха начинает уже с первых недель жизни.

Сначала его внимание привлекают предметы желтой гаммы. Далее он начинает задерживать взгляд на предметах оранжево-красной гаммы (3–4 месяца), а потом начинает различать синий и зеленый (4–5 месяцев), несколько позднее – фиолетовый (5–6 месяцев). Формирование цветного зрения завершается у крохи к 4–5 годам. Именно тогда-то и стоит обратить внимание на игрушки таких цветов. Начинать учить нужно с двух цветов, не более, лучше всего пусть это будут красный и желтый.

Вы, наверное, удивитесь: какие же тут могут быть уроки? Самые обыкновенные. Через общение со взрослым ребенок уже в младенческом возрасте может получить полезную информацию. И для его развития очень важно, какое значение мама придает познанию мира. Конечно, пройдет еще немало времени, прежде чем малыш начнет называть цвета и группировать их, но можно считать, что, показывая крохе игрушку и не забыв сказать, какого она цвета, вы уже начали обучать его. Известно, что психика ребенка очень пластична, а в возрасте до 1 года тем более, поэтому важно помнить, что пока вы даете информацию, она просто откладывается в голове. Ребенок растет, и когда мозг будет готов к усвоению, запоминанию, а потом – и к действиям с цветом, эти процессы пройдут намного легче, потому что внимательная мама с самого раннего возраста познакомила своего малыша с цветами игрушек. Когда такой ребенок вырастет, скорее всего, про него скажут «схватывает все налету», и это будет прекрасным результатом ваших стараний.

Учим цвета: 1–1,5 года

Вашему малышу исполнился 1 год – начался период, который называется ранним, или ходячим детством. Ребенок очень активен и готов к новым впечатлениям, но его познавательные процессы еще очень несовершенны. Играя с любимыми игрушками, малыш способен выделить только одно свойство предмета – то, которое ему больше всего понравится; это может быть форма или размер. Что касается цвета, то для узнавания предмета он пока никакого значения не имеет, и опознать по нему игрушку малыш не сможет. Это следует учитывать при занятиях, чтобы не перегрузить ребенка информацией. То есть вы можете продолжать активно знакомить кроху с цветом, осуществляя ту самую «закладку» информации, но теперь это будет происходить намного веселее и скорее принесет свои плоды. Ведь раньше малыш лежал в кроватке, агукал и только позволял вам описывать ему окружающие предметы. Сейчас он сам принимает активное участие в играх, нанизывает цветные кольца пирамидки, пытается строить башенки из кубиков.

Также необходимо уделять внимание рисованию. В этом возрасте кроха крепко зажимает карандаш в ладони, но радость от рисования у него проявляется чисто на эмоциональном уровне, потому что изобразить что-то определенное он еще не способен.

Учим цвета: 1,5–2 года

К 2 годам уже происходит становление системы восприятия цвета как отдельного признака предмета, но выделять и понимать его способны далеко не все дети, а только те, над чьим развитием активно трудился взрослый.

Продолжая повторять цвета игрушек и других предметов, которые окружают малыша, мы можем подталкивать ребенка обращаться к своему мышлению и памяти: «Принеси мне, пожалуйста, желтый кубик, синий мячик, красный бантик и т.д.».

Способности к рисованию в этом возрасте почти не отличаются от предыдущего, но здесь можно использовать склонность ребенка к подражанию: вы можете провести линию на листе цветным карандашом, чтобы кроха сделал то же самое – это будут его первые шаги к изобразительному творчеству. Сюда же относятся рисование пальчиками, цветными мелками, а широкими кистями здорово можно изображать кляксы и мазки, каждый раз проговаривая, какую краску сейчас берет малыш.

В возрасте до 2 лет активно используется весь арсенал игрушек, с помощью которых можно закрепить названия цветов: мама и малыш строят башни из кубиков («Давай поставим красный кубик на синий»), собирают пирамидку («Дай мне, пожалуйста, желтое колечко») или, рисуя фломастерами, подбирают каждому фломастеру подходящий по цвету колпачок.

Учим цвета: 2–3 года

При должном обучении на третьем году жизни ребенок может различать все основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Теперь перед вами открывается намного больше возможностей по обучению и развитию. Малыш будет с интересом включаться во все новые игры, которые вы ему предложите, а с 3 лет игра станет ведущей деятельностью жизни ребенка.

Сейчас существует большое количество разнообразных игр и игрушек, позволяющих в этом возрасте продолжать учить цвета. Так как к 3 годам ребенок уже может выделить такие свойства предмета, как форма и цвет, то для игр по изучению цветов в этом возрасте хорошо подойдут блоки Дьенеша – это набор пластмассовых геометрических фигур, которые объединены несколькими признаками, такими, как цвет, форма, размер. Играя с ними, малыш учится выделять свойство предмета, в данном случае цвет, обобщать или отделять предмет от других.

Также в этом возрасте надо обращать внимание на умение ребенка классифицировать по выделенному признаку. Можно положить перед ним 3–4 листа бумаги разного цвета и вразброс – вырезанные из бумаги фигурки тех же 3 или 4 цветов. Пусть малыш определит, какому листу какие фигурки подойдут по цвету. Похожие игры можно придумать и с другими игрушками – кубиками, колечками пирамидки, деталями конструктора и др.

Итак, можно подвести итог по поводу того, как развивается мышление ребенка на третьем году жизни в отношении восприятия цвета:

цвет воспринимается осмысленно – как отдельный признак предмета;
малыш приобретает умение классифицировать цвета по заданному признаку.

Время проведения занятий

Занятия с ребенком в этом возрасте лучше проводить утром после завтрака в интервале между 8.30 до 9.30 часами или же вечером – с 16.00 до 17.00. В дошкольных учреждениях педагоги, осуществляя занятия с группой, стараются придерживаться такого же временного промежутка, поскольку доказано, что именно в это время малыши очень активны, их мозг более восприимчив к информации.

Что касается продолжительности занятий, то нужно знать, что чем младше ребенок, тем короче будет «урок»: он даже может быть минутным, и это совершенно нормально – таковы особенности внимания и восприятия малышей. Немаловажно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его темперамент. Дети резвые, чересчур активные даже в дошкольном возрасте не могут и пяти минут сосредоточиться на том, что им показывают или чему учат. Если ваш малыш именно такой, то занятие будет длиться столько, насколько хватит внимания крохи. Естественно, когда ребенок будет расти, у него необходимо будет развивать усидчивость, в противном случае он будет постоянно «витать в облаках» и ничего не запомнит.

Со спокойными, усидчивыми малышами заниматься будет проще, и занятия будут длиннее.

Время занятий с детьми

  • До 1 года 2–5 минут.
  • От 1 года до 2 лет до 10 минут.
  • От 2 до 3 лет 10–20 минут.

Ребенок до 3 лет чрезвычайно активен в своих действиях: он сам играет с пирамидкой, раскладывает цветные карточки, строит башню из кубиков. Но самостоятельно он не способен изучить цвета и понять, как нужно играть с цветными фигурками. Поэтому помните: очень важно, чтобы в это время взрослый был рядом, рассказал, объяснил, научил.

В играх с цветом, как и в любых других, важно создать у ребенка радостное настроение, тогда у него всегда будет срабатывать ассоциация, что занятия – это весело и здорово. Этот настрой он перенесет на учебную деятельность, когда пойдет в школу.

На занятиях избегайте уменьшительно-ласкательных слов по отношению к цвету. «Красненький» и «зелененький» следует заменить на «красный» и «зеленый», чтобы малыш изначально воспринимал и произносил правильно.
Если ваш ребенок рисует розового волка или желтое небо, не стоит запрещать ему этого: помните, что цветом ребенок выражает свое эмоциональное состояние.

Вы занимаетесь с малышом изучением цвета каждый день, а сегодня у него нет настроения, он капризничает, не слушает вас и убегает? Не заставляйте его – попробуйте поиграть в какую-нибудь другую игру, чтобы не портить настроение ни себе, ни ему: в этом возрасте дети идут на поводу у своих чувств, и ничто не заставит их заниматься, если они не хотят.

Помимо основных цветов не забывайте знакомить ребенка с другими, встречающимися реже: розовым, серым, фиолетовым, иначе шаблоны крепко закрепятся в мышлении малыша, и розовый цвет он может называть красным, а фиолетовый – синим, потому что они похожи, а настоящих их названий ребенок не знает.

Развивающие игры

  • До 1 года

Над кроваткой ребенка должна обязательно висеть подвеска из цветных погремушек или мобиле. Также это могут быть игрушки, крепящиеся к бортикам кровати. Периодически меняйте игрушки и не забывайте называть цвет подвешенного предмета. Малыш быстрее осваивает то, что видит и слышит постоянно.

Одевая кроху, показывайте ему цветные носочки, шапочки, рукавички и называйте их цвета. Пусть малыш их рассмотрит и пощупает.

В полгода ребенок способен найти взглядом предмет, о котором вы говорите: покажите ему красный мячик, поиграйте с ним, потом спросите: «А где красный мячик?»

К 9–10 месяцам ребенок самостоятельно находит игрушку, которую вы при нем спрятали. Попросите его найти, например, синий воздушный шарик. Не забудьте повторить, какой шарик он нашел, и похвалите малыша.

Ближе к 1 году ребенок умеет собирать пирамидку. Делайте это вместе и комментируйте, какое колечко следует надеть, подавайте ему кольца, говорите, какого они цвета. Попросите дать вам зеленое колечко.

Без заучивания и запоминания – пока просто с целью ознакомления – можно красить красками (используя широкую кисточку, наносить на лист мазки и кляксы) и лепить из пластилина, не забывая называть цвета.

  • 1–1,5 года

Цвет любимой игрушки . В этом возрасте у малыша уже есть любимые игрушки. Описывая их ребенку в играх, уточняйте, какого они цвета: «Это кто? Мишка! Мишка какой? Коричневый…»; «А это кто? Лягушка. Лягушка какая? Зеленая» и т.д.

Цвет живет в книжке . Читайте и рассматривайте книжки с крупными изображениями: солнце (желтый цвет), лягушка (зеленый), заяц (белый/серый), тучка (синий), речка (голубой), мишка (коричневый), помидор (красный) и т.д. Комментируйте ребенку все, что видите. Постоянно повторяйте цвета и задавайте малышу вопросы, что какого цвета.

Цветные мячики. Покажите ребенку 2 маленьких мячика, пластмассовые или резиновые, например желтый и синий. Поиграйте с ребенком, покатайте друг другу мячи, покажите, сравните: «Это желтый мячик, это синий мячик». Повторите несколько раз: «На, Саша, желтый мячик. Дай маме, дай желтый мячик, а теперь дай, пожалуйста, синий и т.д.».

  • 1,5–2 года

Домики и человечки . Вырежьте из цветного картона большие домики (пусть это будут 5 домиков красного, желтого, синего, зеленого и голубого цвета) и приготовьте для них маленьких картонных человечков (силуэты). Попросите ребенка расселить человечков по домам, какой куда подходит.

Коврики . Возьмите лист цветной бумаги, в середине по трафарету вырежьте круг среднего размера. Лист с круглой дырой приклейте на картон, отдельно приклейте круг, чтобы была твердая основа. Расскажите ребенку, что это коврик красного цвета, в котором мышки прогрызли дыру, но ее можно закрыть. Покажите, как это можно сделать. Круг очень хорошо подойдет к коврику. Сделайте несколько таких «ковриков» и «заплаток».

Волшебные мешочки. Сшейте мешочки 4–5 цветов и вырежьте фигурки из двустороннего картона. Это могут быть звездочки или просто геометрические фигурки – круги, квадраты, треугольники. Разложите вместе с малышом фигурки по мешочкам: красные в красный, желтые в желтый, зеленые в зеленый.

Есть другой вариант этой игры. Желтые фигурки для желтого мешочка сделайте в форме маленьких солнышек, голубые – в форме облаков, красные – яблочек, синие – звездочек. Малышу доставит большое удовольствие снова и снова вытаскивать цветные фигурки и засовывать их обратно.

Стихотворение про радугу поможет начать вам разучивать основные цвета, которыми скоро начнет пользоваться ребенок.

Радуга

Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
– Радуга-радуга, цвет-пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Растаяла...
Что же на память она всем оставила?
КРАСНЫЕ маки,
ЖЕЛТЫЙ песок,
ЗЕЛЕНЫЙ зажегся
На ветке листок.
Жук ФИОЛЕТОВЫЙ
Греет бока.
СИНЯЯ плещет
Река в берега.
ОРАНЖЕВЫМ солнцем
Согреты леса.
А у скворца ГОЛУБЫЕ... глаза.
(В. Степанов)

Старайтесь проговаривать названия цветов внятно и неторопливо: нет ничего трогательнее, чем наблюдать, как ваш малыш, еще недавно такой несмышленый, вникает в то, что вы ему говорите!

2–3 года

Рисуем вместе. Нарисуйте простым карандашом солнце, облако, апельсин, пусть они будут больших размеров – каждая фигура на отдельный альбомный лист. Спросите у ребенка, что он видит, какого цвета солнышко, попросите взять подходящий карандаш и закрасить его. При необходимости помогите малышу и сделайте это вместе.

Цветной поезд . Возьмите крупный кубик, например, красного цвета (это может быть деталь конструктора или пластмассовый кубик). Скажите ребенку, что сейчас вы с ним будете строить поезд. Поезд состоит из вагонов. Ищите среди остальных кубиков красные и ставьте их друг за дружкой. Первый крупный кубик будет «головой» поезда, остальные – вагонами. По тому же принципу, объединяя фигуры или кубики по цвету, можно строить башни и города.

Разноцветный город . Для этой игры вам понадобятся фигурки разной формы – квадратные, треугольные, прямоугольные, идеально подойдут блоки Дьенеша. Постройте, например, из зеленых кубиков забор, а за ним соорудите домики: маленькие и большие – красные, синие и желтые. Не забывайте соотносить фигуры по цвету – на дом красного цвета ставим красную крышу (треугольная фигурка) и т. д. Стройте цветные дома вместе с ребенком.

Загадки для детей

Одними из первых помощников детей в познании окружающего мира станут загадки. Они помогают развивать память – путем систематического повторения, мышление – заставляя ребенка обращаться к собственному опыту, чтобы найти ответ, воображение, словарный запас. Хорошо, если ответ будет находиться, что называется, «под рукой»: мышку можно показать в книжке, лягушку – настоящую, на прогулке у озера и т. д.

Посмотри-ка в книжку.
Что ты видишь? – Мышку.
Она бывает белая,
Но чаще всего... (серая)

Лягушка скачет на болоте.
Она все время на охоте.
Прощай, комарик несмышленый!
А у лягушки цвет... (зеленый)

Из скорлупок, из пеленок
Вылез маленький цыпленок.
Ой, смешной какой ты,
Наш комочек... (желтый)

Вырос летом на лугу.
Я сорвать его могу.
Отнесу цветок домой –
Колокольчик... (голубой)
(Е. Дюк)

Цвета радуги

Обучение с помощью стихов значительно облегчает понимание и расширяет словарный запас ребенка. Дети слушают стихи с удовольствием, они легче запоминаются и откладываются в подсознании. Для успешного обучения необходимо знать индивидуальные особенности вашего малыша: одни запоминают лучше, когда видят перед собой цвет, предмет, картинку, других детей картинки могут отвлекать. Понаблюдайте за своим ребенком, определите, что для него лучше.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится –
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.

Синий
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
(А. Венгер)

При успешном обучении к 2– 3 годам ребенок знает и называет основные цвета спектра. Игры с цветом не только доставят малышу радость и подарят хорошее настроение, но и станут важной составляющей развития его познавательной системы и сенсорных процессов. Так что родителям можно смело приступать к веселым урокам всех цветов радуги!

Мир такой яркий, пестрящий разнообразием красок! И малыш их все прекрасно видит, однако не всегда может отличить один цвет от другого, что вызывает беспокойство у его мамы. Но стоит ли беспокоиться? Давайте же разберемся, когда и как научить ребенка различать цвета и оттенки.

На самом деле различать цвета детки способны с самого своего появления на свет. Вспомните, какими бывает основная часть ? Как правило, желтых, оранжевых и красных оттенков. И это неспроста. Самым первым кроха начинает распознавать желтый цвет, затем красный и оранжевый. Чуть позже он различает зеленый и синий, а к половине годика – и фиолетовый. Но вряд ли это имеют в виду мамочки, задающиеся вопросом «когда ребенок начинает различать цвета?» Конечно, под этим они подразумевают, что малыш способен разделить предметы по группам в зависимости от их оттенков, обозначить цвета вербально или показать тот цвет, который его попросили. Понятно, что начать учить названия ребенок сможет только после того, как приобретет навыки речи. Но не стоит расстраиваться, если в три годика, когда уже детки могут запомнить и выговорить названия основных цветов, он их путает или не способен обозначить вербально конкретный оттенок. Дело в том, что малыши мыслят не абстрактно, а ассоциативно. Так, например, девочка может сказать, что ее платье такое же, как небо, а не голубое. Или что на елке растет травка. На это могут влиять и ошибки родителей при обучении, когда они невольно делают цвет свойством предмета, неотделимым от него. То есть считают, что это одно слово. Например, говорят: «смотри, красное яблоко». И ребенок запоминает, что яблоко красное (вернее, запоминает он это так: красноеяблоко), хотя оно может быть и желтым, и зеленым. Необходимо учить несколько иначе. Нужно сказать: «это – яблоко, оно красное». Так ребенку понятнее, что красное – только это яблоко, а не все яблоки на свете, и к тому же в этот цвет могут быть окрашены и другие предметы (продемонстрируйте это ему наглядно).

Но когда же стоит волноваться, что ребенок не различает цвета? Не ранее пяти, а то и семи (!) лет. Именно в семь лет, как правило, считается своевременным диагностировать у ребенка нарушение цветовосприятия. Поймите, ваш малыш уникален, и если дети ваших подруг освоили названия оттенков раньше, чем ваш, то это не делает его плохим или отстающим в развитии. Просто его время еще не настало. Так, если в два годика малыш не способен разделить предметы на группы – ничего страшного. В три годика, как уже было сказано, теоретически ребенок уже может различать цвета, называя их, но при условии, если вы начали рано с ним заниматься. И при этом совершенно нормально, если он путает оттенки или каких-то не помнит. Поэтому однозначного ответа на вопрос, во сколько ребенок различает цвета, нет. Потому что:

  • детки не роботы, нет определенных сроков, в которые все малыши обязаны познать мир с определенных сторон
  • может быть, вы слишком бурно реагируете на неправильные ответы, поэтому ребенок нарочно называет цвета неправильно, провоцируя вас, а на самом деле все прекрасно знает
  • детки неспособны запоминать названия самостоятельно, с ними обязательно нужно заниматься – возможно, вы начали это делать слишком поздно

Вот если в пять лет ваш ребенок не в силах назвать ни одного цвета – можно начинать бить тревогу. До этого его ошибки и путаницу не стоит принимать близко к сердцу.

Учим ребенка различать цвета

И так, учим ребенка различать цвета. Этот процесс следует проводить не бессистемно, а придерживаясь определенной очередности осваивания названий оттенков ребенком:

  • сначала необходимо выучить основные цвета, к которым относятся красный, желтый и синий
  • потом можно освоить разновидности зеленого (темный, светлый)
  • затем настает черед ахроматичных цветов: белого, черного, серого
  • и теперь следует переходить к оранжевому и коричневому

В процессе вы также попутно освоите с малышом и другие цвета, помимо вышеназванных, их количество зависит только от вас – вы можете ему время от времени показывать объекты дополнительных оттенков, например, когда гуляете. Обучение лучше всего проводить в игровой форме, чтобы ребенок не заскучал, используя яркие картинки, игрушки и окружающие предметы.

Как научить ребенка различать цвета? Прежде всего малышу необходимо запомнить названия тех или иных оттенков. Здесь как раз вам и придут на помощь разные предметы. Как уже говорилось выше, важно, чтобы малыш воспринимал цвет как дополнительное, а не основное свойство конкретного предмета. При обучении обязательно следует учитывать как возраст ребенка, так и – от этого зависит подача информации. Малыш должен четко усвоить, что есть различные цвета (а не только один и не два, например). Не начинайте учить новый цвет, пока ребенок не запомнит предыдущий, иначе он может запутаться.

Потом уже можно переходить к разделению предметов по группам. В этом вам помогут несколько несложных, но интересных игр:

  • Подберите разные вещи двух цветов (например, красного и желтого), попросите разложить их на две кучки, в зависимости от их цвета.
  • Возьмите два «комплекта» одинаковых предметов (например, кубиков), один разложите перед малышом, другой перед собой. Возьмите один кубик из своего «комплекта», покажите ребенку и попросите показать такой же. Поначалу ему будет сложно – не отказывайте ему в помощи.
  • Также можно взять несколько кубиков разных цветов (их количество зависит от возраста малыша и его знаний), уберите один и спросите, какого теперь нет.

Вам под силу и самостоятельно придумать , позволяющие вашему малышу освоить полезную информацию. Их можно сопровождать различными сказочными историями про тот или иной предмет – так ребенку будет интереснее, а значит, он лучше усвоит урок.

2013-06-12 Андрей Добродеев


Всем привет! Сегодня статья посвящена тому, как научить ребенка различать цвета?

Большинство детей к трем годам начинают различать цвета, но что делать если ребенок не научился, как научить ребенка различать цвета, прочитав статью Вы узнаете о 10 полезных советах.

Ребенок в этом возрасте (3-лет) запоминает только базовые цвета (красный, черный, белый, зеленый, синий, желтый), остальные же он не может запомнить. Что делать?

Для самых маленьких родители приобретают пирамидки, они из нескольких цветных колец и уже с самого раннего возраста ребенок начинает запоминать цвета.

Приобретите цветную бумагу и клей, также вам понадобится картон. Вырежьте одинаковые прямоугольные карточки из картона. Далее из цветной бумаги вырежьте точно такие же карточки и наклейте на картонные. С помощью цветных карточек можно обучать ребенка цветам с двух лет. Вы просто показываете ему по одной и называете ее цвет.

Тренировать навык ребенка можно на машинах. Сначала вы называете их цвет, потом ребенок повторяет его. Если у вас мальчик, то у него наверняка дома большое количество машинок, можно начать с них. Когда вы пойдете на улицу тренируйтесь уже на авто, которые будут проезжать мимо вас. Вы поехали с ребенком в город (при этом не важно на своей машине или на автобусе, маршрутке) ребенок сидит и смотрит в окно наблюдая за проезжающими машинами. Называйте ребенку цвета машин, а также можно и марку машин (тогда ребенок запомнит и цвет и марку 🙂).

Скажите всем знакома такая ситуация, когда по всей комнате разбросаны игрушки? Так вот из всей этой ситуации можно поиметь выгоду в обучении ребенка цветам! Так как вы уже начали заниматься с ребенком, он уже немного различает цвета, попросите его из игрушек выбрать например все зеленые игрушки при этом помогайте ему, потом другой цвет и т. д. Если у вас есть конструктор LEGO, обычно для детей трех лет, он крупный и цветной — вы можете также спрашивать ребенка и говорить: Какого цвета эта деталь, а какого эта?

Покупайте ребенку книги. Читая ребенку сказку, показывайте и спрашивайте, кто изображен на книжке и какого цвета, например: Солнышко, а какого цвета оно? — правильно желтого, молодец. Если у ребенка не получается правильно ответить, корректируйте его.

Когда вы идете на улицу с ребенком вы можете называть цвета любых предметов (цвет дома, цвет неба, цвет травы, цвет земли и т.д.).

Еще один прекрасный способ в обучение ребенка цветов — это мозаика напольная. Сейчас продаются очень удобные напольные мозаики, их детали сделаны под руку ребенка, к тому же они разных цветов. Плюсы напольной мозаики: помимо обучения цветов у ребенка развивается мелкая моторика.

Купите ребенку цветные фломастеры. С помощью цветных фломастеров, ребенок запоминает цвета, плюс учиться рисовать. Когда ребенок порисует, попросите его найти колпачок нужного цвета к каждому фломастеру. Это является хорошей тренировкой.

Многие используют компьютерную игру под названием «Шарики», где нужно стрелять по разноцветным шарам, эта игра также помогает в обучении цветов.

Занимайтесь с ребенком несколько часов в день и вы скоро заметите результат.

Не забывайте хвалить вашего ребенка!!! Ребенку будет приятно слышать, когда вы говорите, что он молодец, умница, при этом он будет стараться правильно отвечать и быстрее научиться.

На этом данную статью буду заканчивать. Здоровья вам и вашим детям!

Видеть разнообразие красок окружающего мира очень важно, так как без этого невозможно получить достоверных знаний о нём. Чтобы определиться с тем, как научить ребёнка различать цвета, выясним, как формируется способность к цветоразличению у детей.

Новорождённый ребёнок воспринимает окружающий мир как большое пёстрое пятно. Примерно со второго месяца жизни малыш начинает различать жёлтый, оранжевый, синий, зелёный, чёрный и белый цвета, а к шести месяцам – фиолетовый. Речь идёт именно о различении, узнавании. Ребёнок ещё не может назвать ту или иную окраску, сгруппировать игрушки, картинки по этому признаку.
В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) ребёнок ориентируется в спектре, но цвета ещё не выступают существенными признаками, по которым определяются объекты.
Ребёнок от 3 до 7 лет может различать и называть цвета, оттенки (салатовый, светло-коричневый и т. д.), сам выбирает карандаши, краски, фломастеры для рисования, раскрашивания, кубики для возведения постройки, детали для создания образов из конструктора.
Границы выделенных периодов формирования цветоразличения у ребёнка нечёткие и могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей малыша, условий его воспитания.
Таким образом, различать цвета кроху можно учить уже в младенчестве. Вот некоторые способы обучения.

Показ и называние

Демонстрация предмета с последующим его называнием – основной методический приём работы с ребёнком младенческого возраста. Для занятия понадобятся погремушки. Трясите игрушку в поле зрения малыша, приговаривая: «Послушай, как звучит красная погремушка: «динь-динь»».
Занимаясь с двухмесячным ребёнком, возьмите одну погремушку жёлтого цвета, спустя 2-3 дня поменяйте её. Предлагайте малышу слушать красную, зелёную, синюю погремушки. Постепенно кроха научится различать не только цвета, но и звуки.
Во время общения с 3-4 месячным ребёнком используйте несколько звучащих игрушек сразу, трясите их по очереди, называя цвета. Пятимесячный ребёнок может играть с погремушкой сам. Это научит его отличать одну игрушку от другой, в том числе, и по цвету.
Полугодовалому малышу демонстрируйте кольца пирамидки, кубики и сообщайте их цвета. Возьмите младенца на руки, носите его по комнате или двору, показывая и называя столы, стулья, обои, часы на стене, горки, качели, турники, песочницу на детской площадке, траву, деревья, не забывая говорить о цвете.
Поскольку красок в мире много, отделяйте наименование цвета от вещи, произносите не «Это синие качели», а «Это качели, они синие». Шестимесячного малыша знакомьте с одинаковыми внешне, но по-разному окрашенными предметами: «Это колечко красное, а это – голубое».

Сотрудничество

Крохам второго полугодия жизни показа и называния уже мало. Важно, чтобы ребёнок собирал пирамидку, упражнялся с вкладышами, кубиками, пробовал уложить «Ваньку-встаньку». Покажите малышу образцы действий, так он быстрее станет различать предметы по цвету. Внимательно следите за безопасностью младенца.
Годовалый малыш стремится увидеть, потрогать, обследовать всё, что попадается у него на пути. Используйте это стремление, чтобы познакомить ребёнка с разными цветами: «Поставим красный кубик на синий, получится башня», «Сначала будем нанизывать на штырь пирамидки жёлтое колечко, потом – зелёное».
Обучение цветоразличению сочетайте с упражнением малыша в ходьбе. Разместите кирпичики из конструктора в разных местах комнаты и предложите ребёнку подойти к каждому из них: «Пойдём по дорожке до жёлтого кирпичика», «Пойдём по дорожке до синего кирпичика» и т. д.

Игра

Дети начинают играть примерно с двух лет. Ребёнок укачивает куклу или мишку, кормит их, катает на игрушечной машинке. Думаете о том, как научить ребёнка распознавать цвета? Включитесь в игру, акцентируйте внимание малыша на окраске игрушек, кукольной одежды, посуды, мебели: «Зайчик будет пить чай из красной чашки, а мишка – из синей», «Куклу Машу оденем в жёлтое платье, а куклу Катю – в зелёное».

Проблема, как научить ребёнка различать цвета, волнует не только родителей, но и педагогов. Специалисты разрабатывают дидактические (обучающие) игры. Вот одна из них (подходит для детей 2-3 лет).
Вырежьте из цветного картона одинаковое число квадратов со сторонами 12 и 8 см. В центр каждого большого квадрата приклейте изображение мышки на белом фоне.
Предложите ребёнку помочь грызунам спрятаться в «норках» от кошки. «Норки» – это большие квадраты. Маленькие геометрические фигуры – это «дверцы», которые нужны, чтобы хищница не обнаружила добычу. Маленьким красным квадратом закрываем мышку на большом красном квадрате, зелёным – на зелёном и т. д. Просите ребёнка называть цвета «норок» и «дверей». Малыш с удовольствием выполнит просьбу.
Трёхлетний ребёнок вместе со сверстниками с удовольствием поиграет в подвижную игру «Цветные автомобили». Подготовьте несколько разноцветных флажков для себя и бумажные круги – «рули» для детворы. Цвет круга совпадает с окраской того или иного флажка.
Станьте в центре площадки, а детей разместите за её пределами. Вы поднимаете флажок, а малыши, в руках у которых «руль» такого же цвета, ходят или бегают, имитируя движение легковой машины.
Для детей от 4 до 5 лет предусмотрены игры:

  • «Разложи по порядку» (предлагается распределить картинки с изображением, например, апельсинов от самого светлого до самого тёмного);
  • «Семицветик» (малыш последовательно раскладывает вокруг серединки цветка лепестки цветов спектра);
  • «Собери букет для Снегурочки и Солнечного лучика» (для снегурочки подбирают бумажные цветы холодных оттенков, для Солнечного лучика – тёплых) и др.

Будущий школьник увлечётся играми «Составь натюрморт» (на силуэты накладывают подобранные по цветовой гамме изображения), «Назови цвета времён года», «Сложи узор» и т. д.
Играйте с детьми, и вопрос, как научить ребёнка различать цвета, потеряет актуальность.

Рисование

Малыши очень любят рисовать, начинают «создавать шедевры» примерно с годовалого возраста. В это время ребёнок рисует произвольные линии, мазки, ритмично заполняет лист бумаги пятнами, не особо заботясь о том, чтобы различать краски палитры. Пока малыш занят рисунком, комментируйте действия ребёнка, называйте цвета: «Какая замечательная красная линия!», «Какое прекрасное жёлтое пятно!», предлагайте попробовать разные краски: «Возьми зелёную, посмотрим, что получится», «А здесь, наверное, лучше синей».
Чтобы помочь двухлетнему ребёнку ориентироваться в цветах, используйте игровые упражнения:

  • дорисовать шарикам ниточки (шарики нарисуйте заранее, ребёнок добавит ниточку такого же цвета, что и шарик);
  • нарисовать лучики солнышку и дождик из тучки (солнышко и тучку изобразите на разных листах, ребёнок дорисует лучики жёлтым цветом, а дождик из тучки – синим или фиолетовым);
  • дорисовать лепестки (нарисуйте несколько лепестков, ребёнок дополнит изображение, используя те же цвета) и др.

Дети от 3 до 5 лет рисуют предметы, элементарные сюжеты, декорируют получившееся работы. Во время рисования представления дошкольников расширяются. Малыши используют основные цвета и оттенки, учатся различать близкие и контрастные, тёплые и холодные тона. Рисунки детей от 5 до 7 лет более сложные. Дошкольники сочетают линии, цвета, техники рисования.
Вот и ещё один ответ на вопрос, как научить ребёнка различать цвета. Рисуйте с малышом почаще. Ни в коем случае не оставляйте ребёнка один на один с красками, кистями, другими принадлежностями для рисования.

Раскрашивание

Не менее, чем рисовать, дети любят раскрашивать. К этому занятию приобщайте ребёнка с двух лет. В раскрасках для малышей изображения крупные, на картинке представлен один предмет или персонаж, даются образцы раскрашивания, чтобы можно было различать детали готового рисунка.
В раскрасках для детей от 4 до 5 лет встречаются не только предметные, но и сюжетные изображения: зебра Марти катается на дельфинах, Карлсон рассказывает Малышу секрет, мальчик с девочкой вешают скворечник для птиц. Цвета для раскрашивания ребёнок подбирает сам.
Раскраски для 5-7-летних «художников» дополнены цифрами, буквами, упражнениями на штриховку. Раскрашивание станет хорошим упражнением на цветоразличение, если предложить ребёнку раскрасить цифры, буквы, сделать разноцветным образ, получившийся в результате штриховки.
Малыш заинтересуется раскраской, и родителям не придётся беспокоиться о том, как научить ребёнка различать цвета.

Наблюдения в повседневной жизни

Ребёнка знакомят с разнообразием красок не только на специальных занятиях, но и «между делом», называя цвета во время прогулки («Это небо, оно синее, но бывает голубым, фиолетовым, сиреневым», «Это зелёная ель, а это – голубая»), сервировки стола («Поставим на стол сиреневые блюдца и чашки»), приёма пищи («Передай мне, пожалуйста, белую салфетку»), подготовки одежды на завтра («Пойдёшь в садик в красном платьице»), другой совместной деятельности.









2024 © rukaraoke.ru.