Отношения между мужчиной и женщиной разных национальностей. Межнациональные браки - плюсы и минусы


Введение

Глава I. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе

Глава II. Влияние внешних факторов на межэтническую семью

Заключение

Введение

Изучение межнациональных браков является одним из направлений в социологии. В период существования СССР исследование таких браков было очень популярно. Рост численности межнациональных браков трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений. Изучая и анализируя развитие данного явления можно понять сущность отношений между народами, а также иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов. В настоящее время межнациональные браки в российском обществе вызывают массу дискуссий. Что же движет сегодня людьми, вступающими в такой брак, и понимают ли они всю сложность и ответственность, которую берут на себя? Как ни громко это звучит, но от каждой такой семьи зависит, будет ли крепнуть дружба между народами, или наоборот, расти вражда.

Целью исследования являются межнациональные браки, как союз двух народностей. Авторами работы были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть социальную природу межнациональных браков;

2) раскрыть влияние внешних факторов на межэтническую семью;

3) проанализировать модели семейных отношений.

Исследовательской работе использовалась различная литература: газетные статьи, в которых затрагивался вопрос о браках русских женщин с иностранцами. Работы Сусоколова А.А. «Межнациональные браки» и Городецкой И.М. «Проблемы социальной психологии личности» помогли в раскрытии сущности проблемы. Также использовались ресурсы Интернета.

Глава I. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе.

Изучение межнациональных браков - одно из наиболее важных направлений в социологии, потому что такие браки являются каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа «национальность» включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны. Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.). А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формировании новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой. Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада. Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях - территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия. Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки - это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Межнациональные браки чаще встречаются в среде городского населения. В основном, это связано с миграцией населения. Тенденция межнациональных браков такова, что результатом брачного выбора русских невест становятся партнеры других национальностей. Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда «открытые» границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков - браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером - относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37%. В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: «Межнациональный брак представляет собой форму межличностных взаимоотношений мужчины и женщины, граждански принадлежавших к разным национальным общностям, исторически сложившимся в границах двух разных территориально-государственных образований, и накладывает определенную совокупность обязанностей и предписаний на супругов с учетом этнической принадлежности, основанной на общности культуры, религии и традиций той социальной группы, с которой каждый из супругов себя осознает с момента рождения и обладает ее идентичностью, которая впоследствии служит социальной базой для действия в браке». В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально «брак вне группы». Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Межнациональные браки распространяются на большинство государств мира, на все континенты. Например, в Москве за период 1998-2002 годов в среднем были заключены браки с представителями 88 стран мира, среди которых по наибольшему количеству браков с русскими занимают США, Афганистан, Сирия, Германия, Турция, Югославия, Великобритания, Израиль, Бангладеш, и т.д. С гражданами всех пяти континентов - Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия регистрировались браки. Однако по общим статистическим данным количества межнациональных браков явный перевес наблюдается в сторону азиатских партнеров, а именно из стран Юго-Западной Азии (Афганистан, Сирия, Турция, Израиль, Ливан, Иордания, Ирак); второе место занимают браки с европейцами, причем с достаточным преобладанием и относительной стабильностью брачных партнеров из стран Западной Европы (Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Швейцария); третье место представляют браки с американцами (США, Канада, Перу, Куба). Африканский и австралийский континенты менее востребованы, хотя число браков с представителями африканских государств заключались в среднем в 6 раз чаще, чем с австралийцами. Территориально-государственная протяженность межнациональных браков не имеет четких границ, и зависит от конкретной брачной активности отдельных индивидов и их личной свободы выбора. Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений. Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в «Своде законов Российской империи» прямо указывалось на то, что «лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами». Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения - это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям. Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Среди подростков был проведен опрос, направленный на формирование толерантности подростков. Современные подростки нередко понимают под национальной принадлежностью свое гражданство, а не этническую группу. Скажем, 18 человек при ответе на вопрос о национальной принадлежности написали «россиянин» или «гражданин Российской Федерации». Встречались в анкетах и другие не менее яркие примеры совпадения этнической и гражданской самоидентификации: «Я – русская, так как живу в России». При этом нельзя сказать, что для ребят не имеет значения национальность (своя собственная и окружающих): каждый второй старшеклассник (49%) не согласился с суждением «Для меня не имеет значения ни моя национальность, ни национальность окружающих». Более того, абсолютное большинство опрошенной молодежи гордятся своей национальностью: 95% согласились с суждением «Я горжусь своей национальностью», при этом 85% согласились с этим полностью. С другой стороны, молодежь вполне понимает необходимость уважительного отношения и к другим национальностям. Скажем, важность изучения истории и культуры разных народов многонациональной России отчетливо осознают 77% опрошенных старшеклассников. О готовности школьников взаимодействовать с людьми разных национальностей свидетельствуют их ответы и по другим суждениям. Скажем, больше половины (58%) не согласились с суждением «Я, бывает, испытываю раздражение при близком общении с людьми других национальностей». Больше 2/3 (71%) высказали свое полное или частичное несогласие с тем, что «настоящая дружба возможна только между людьми одной или близких национальностей». А вот что касается отношения к межнациональным бракам, то здесь старшеклассники оказались не столь толерантными, как в вопросах дружбы: почти треть (29%) опрошенных согласилась с суждением о нежелательности таких браков, поскольку они увеличивают число разводов. Кстати, при высказывании мнения по данному суждению достаточно многие (14%) затруднились с ответом, возможно потому, что вопрос о будущем супруге пока еще не столь актуален для подростков, как вопрос о друге.

На отношение к межнациональным бракам существенное влияние оказывает пол респондентов. Девушки настроены к межнациональным бракам гораздо более лояльно и менее консервативно, чем юноши: почти каждый седьмой (13%) из опрошенных молодых людей полностью согласен с мнением, что «межнациональные браки нежелательны, так как увеличивают число разводов», девушек же, полностью согласных с этим, в два раза меньше (7%). Думается, что здесь вопрос о толерантности молодежи в межэтнических отношениях напрямую увязывается с уровнем ее социальной зрелости и качеством правовой культуры молодых людей. С другой стороны, мы сталкиваемся здесь с феноменом «парадоксального сознания», когда в сознании человека одновременно вполне мирно уживаются абсолютно противоречащие друг другу установки. Каждый третий (32%) из опрошенных старшеклассников иногда испытывает раздражение при близком общении с людьми других национальностей, а каждый четвертый (28%) в той или иной степени не готов иметь дело с представителями любой национальности. Каждый пятый (22%) согласен, что настоящая дружба возможна только между людьми одной или близких национальностей, а почти треть (29%) считает межнациональные браки нежелательными.

Проблема формирования этнической толерантности у подростков – это задача, которая продолжает оставаться очень злободневной, задачей № 1 в системе патриотического воспитания современной молодежи.

Межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследования семьи как таковой, которая призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей сути она является индикатором благополучия общества в самых различных сферах: утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики, и т.д. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Во-вторых, одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире, является этнопсихологический и кросс-культурный аспект общественных отношений. В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросс-культурных связей, а с другой, остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки. Изучая взаимоотношения супругов в этнопсихологическом аспекте, можно проанализировать ключевые проблемы общества в целом и проследить многие социальные тенденции, поскольку именно в семье проявляются социальные и этнические установки, ценности, привычки, а также первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социально-психологические качества и личностная (в том числе этническая) идентичность. В данном исследовании мы поставили целью изучить взаимоотношения супругов как моноэтнических семьях русских и татар, так и в полиэтнических супружеских парах, где один из супругов является русским, а другой – татарином. Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, в современной России оба эти народа имеют много общего в образе жизни и истории. Однако, как показывают многочисленные исследования эти народы имеют достаточно значимую специфику проявляющуюся, в первую очередь, на бытовом уровне. Эта специфика не может не сказаться на семейных взаимоотношениях.

Большинство ключевых моментов в семейной жизни связано с образом жизни, ценностями, привычками и традиционными ожиданиями супругов, обусловленными, зачастую, их этнической принадлежностью. Каждый конкретный индивид склонен смотреть на мир через призму собственного опыта, той конкретной системы культуры, в которой он рос и формировался как личность. В частности, во внутрисемейных взаимоотношениях мы нередко с опаской относимся к незнакомым обычаям, ценностям, образам поведения наших близких, что препятствует позитивному, принимающему и поддерживающему отношению к другому. Именно семья играет главную роль в сохранении и передаче этнической культуры, так как с ослаблением семейно-родственных связей механизм этнокультурной трансмиссии нарушается.

Для человека, усвоившего стереотипы своей нации, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Это можно проследить по многим исследованиям. Длительный опыт совместного проживания, развитие двустороннего двуязычия, культурного взаимовлияния, распространение межэтнических браков обуславливают надёжную степень толерантности в общении. Безусловно, этническая толерантность во многом определяется длительностью совместного проживания, развитием многообразных форм межкультурного взаимодействия, поскольку она по своему значению и должна, прежде всего, формироваться в культуре. Реальными формами проявления толерантности в рассмотренных взаимоотношениях можно считать межэтнические браки, распространение двуязычия, в ряде случаев двойное самосознание, черты культурного взаимопроникновения (в распространении национальных блюд, в отмечаемых праздниках, гостеприимстве и т.д.) Итак, говоря об этнических факторах, влияющих на взаимоотношения в семье, нужно учитывать, насколько каждый член семьи принимает каждую подструктуру психологии своего этноса, каждый ее компонент: психический склад этноса; этническое сознание; этнические чувства; этнические вкусы. Рассмотрим и проанализируем национально культурные традиции татарских и русских семей. Традиционно татарские семьи были довольно многочисленными. Почти половину составляли семьи из шести и более членов. Наиболее желательным в татарской семье было рождение мальчика. Сыновья с малых лет вынуждены были работать вместе с отцом и другими старшими мужчинами в семье, приобщались к мужскому труду. Дочери помогали матери. Большое влияние уделялось привитию нравственных качеств. Строго следили, чтобы ребенок не приучался пить, курить, играть в осужденные обществом игры. «Детей приучали жить законами шариата. В воспитании детей решающей была власть отца. Девочка с ранних лет слышала о том, что надо быть покорным мужу, «ибо повиновение ему равно повиновению богу», а мальчик знал, что ему предстоит быть господином над женой». У татар, как и у многих других народов, главой семьи являлся муж. В руках главы семьи были сосредоточены земля, рабочий инвентарь, скот. Он являлся владельцем имущества всей семьи движимого и недвижимого, которым мог распоряжаться по своему усмотрению. Владея всей собственностью, глава семьи имел над остальными ее членами власть, на которой держался моральный авторитет семьи. Кроме того, власть усиливалась благодаря мусульманской традиции, которая всецело защищала права мужа, объявляя его фактическим хозяином всей семьи. Основной формой заключения брака был брак по сватовству. На выбор супругов решающее влияние оказывали экономические или иные «деловые» соображения и воля родителей. Кроме брака по сватовству существовало еще бракосочетание посредством самовольного ухода девушки к своему избраннику. В таких случаях свадьба не проводилась.

Семья для русского человека всегда была сосредоточением его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Иметь семью и детей так же было необходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было трудиться. Семья скреплялась нравственным авторитетом. Таким авторитетом пользовался традиционный глава семьи. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость как свойства характера считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Все руководство домашним хозяйством держала в руках жена. Хозяин, глава дома и семьи, был, прежде всего, посредником в отношениях подворья и земельного общества. Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах, причем открыто, при детях.

Рассматривая особенности татарских и русских семей в конце 60 гг., исследователи отмечали, что «в силу большей устойчивости семейных традиций, сильных родственных связей, татары чаще, чем соседнее русское население, живут трехпоколенными семьями». Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могло не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В межэтнических браках этническая идентичность имеет свои особенности. При смешанных браках русских и татар молодежь принимает преимущественно татарскую национальность, тогда как при смешанных браках русских с другими народами дети чаще избирают русскую национальность. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия. Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект национальной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать – татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими».

При изучении межэтнических отношений целесообразно рассмотреть их на примере межэтнической семьи. В таких семьях отношения разных этносов особо показательны. Межэтническая семья – это минимальная ячейка полиэтничного общества. Именно в такой семье можно увидеть всю сложность межэтнического взаимодействия. От умения правильно и разумно их сочетать зависит как стабильность семьи, так и характер общения младшего поколения. Именно в таких семьях закладываются основы межкультурного диалога или, напротив, закрепляются негативные стереотипы, которые приводят к национализму.

Как на моноэтническую семью, так и на межэтническую влияют не только внешние, но и внутренние факторы. Только в межэтнической семье их действие будет усиливаться ввиду принадлежности партнеров к разным этнокультурным системам. Итак, на стабильность и сплоченность семьи влияет группа факторов: 1) внешние – к ним будем относить экономику, право, политику, религию, быт, территорию, ближнее окружение и т.д.; 2) внутренние – толерантность, доверие, ценностная система, стереотипы и т.п. Среди факторов, влияющих на формирование, стабильность, сплоченность межэтнической семьи, одни оказываются более, а другие менее значимыми. Но следует сразу же оговорить, что все факторы теснейшим образом взаимосвязаны, взаимопереплетены. По существу их влияние принципиально совокупное, комплексное.

Глава II. Влияние внешних факторов на межэтническую семью.

Различные этносы, проживающие на одной территории, в схожих природно-климатических условиях, будут одинаково задействованы в производственной деятельности, иметь схожие цели и способы их достижения. Все это приводит к более тесным контактам, которые способны формировать как положительный (доверие, взаимовыручка, совместное воспитание молодого поколения), так и отрицательный (межэтнические конфликты, нетерпимость) результат. Соответственно, на территории многонационального государства закономерным будет появление межнациональных браков. Но выбор партнера той или иной национальности для создания семьи может определяться рядом других факторов. Наиболее характерным и общественно одобряемым будут являться браки с представителями близких этнокультурных систем, например русские – украинцы, чеченцы – ингуши и т.д. Т.к. здесь будет вступать во взаимосвязь с территориальным фактором хозяйственно-бытовой. «Чем существеннее межэтнические различия в бытовой поведенческой культуре, тем реже заключаются межэтнические браки. И наоборот, чем больше сходства, тем чаще они заключаются», тем стабильнее и сплоченнее семья. Семьи с партнерами, близкими по этнокультурным характеристикам, но разные по национальности (этничности) будут наблюдаться чаще, чем семьи второго типа. Для русского этноса характерной чертой является общительность, что во многом обусловлено той религией, которая наиболее распространена среди данного этноса. Для представителей ислама наиболее характерной является установка на взаимодействие с представителями своей религии, т.е. своего рода замкнутость, что является преградой для беспрепятственного общения с другими, инаковерующими. В законодательстве РФ (для его субъектов) нет ограничений для вступления в брак лиц разных национальностей. Но в действительности начинает вступать в силу и другие (этнический, конфессиональный, экономический и т.д.) факторы, регулирующие семейно-брачные отношения. Так, например, для представителей Северо-Кавказского региона является вполне приемлемым выбор своему потомству, еще в младенческом возрасте, семейной пары из представителей своей национальности, желательно знатного рода, исповедующего мусульманскую религию.

Семейная жизнь граждан России, Польши, Италии, Англии, Франции или Америки опирается на специфические культурные модели, которые отражены в религиозных традициях этих стран. Закрепленные в религии и культуре модели семьи передаются исторически из поколения в поколение. Сегодня особенный интерес вызывает не только устройство семейной жизни, например, в России, но и соотношение разных моделей семьи, их сходство и различия. Потому что среди современных семей много сложных, смешанных, межкультурных.

Модели семьи сформировались давно, и все без исключения подверглись модернизации. Они отличаются по характеру распределения власти и ответственности между взрослыми членами семьи, а также по месту ребенка в семье. Модель нормальной семьи предполагает, что основная ответственность за семью лежит на отце как физически более сильном и социально принимаемом. Это не значит, что с женщины снимается всякая ответственность, но она пропорционально меньше. Власть и ответственность распределены между супругами в соответствии с их возможностями по воспитанию детей. И хотя указание на единую норму может вызвать возражение, безусловно, модель, в которой мужчина вытеснен из семейного круга, как это произошло в отечественной традиции, аномальна. Межкультурные браки - это столкновение разных моделей поведения. Как следствие возникает проблема личностной самоидентификации людей с разными установками и представлениями о семейной жизни. Под западными" моделями скрываются католическая и протестантская модели семейных отношений. Католическая Европа очень четко отличается от протестантской Америки. Европа не любит, когда ее смешивают с Америкой, и Америка строго отделяет себя от Европы, признавая за ней право на истинную, старую цивилизацию. В основании католической модели семьи лежит принцип гармонии, сбалансированности, пришедший из античности и воспетый в эпоху Возрождения. Чтобы позировать обнаженным и созерцать обнаженное тело без смущения, нужно быть внутренне свободным и внешне защищенным. Католическая семья наиболее близка к нормальной семье. Положение женщины в католической семье подчиненное, но у нее есть право голоса, к ее мнению следует прислушиваться и обсуждать с ней все вопросы. Но за всю семью отвечает отец. Например, французские отцы очень заботливы, они принимают участие во всех домашних делах, и именно они решают, куда пойдут учиться дети.

Протестантская модель выросла на почве идей равенства и индивидуальных достижений. Женщина и мужчина в ней занимают одинаковое положение, фактически они взаимозаменяемы. Модель семьи, основанная на паритетных отношениях, нестабильна по определению. Положение женщины в США настолько высоко, что презрительное или брутальное отношение к ней в семье просто невозможно. Развод не табуирован, как это бывает у нас, когда женщины говорят: «Развелась бы, да страшно, убьет ведь!» - или: «Хочу уйти, но боюсь, что он покончит с собой». Само по себе сохранение семьи или развод для американцев не выглядит особой заслугой. Уровень разводов в Америке около пятидесяти процентов.

В мусульманской семье, как известно, женщина очень ценится и оберегается, но как утешение, "приз", услада. Ценность женщины здесь понимается почти буквально, то есть в материальном, денежном эквиваленте. Женщина должна быть привязана к семье, всегда хорошо одеваться и щедро одариваться. Подарки возведены в разряд ритуала. Все решения в мусульманской семье принимает мужчина. Круг интересов женщины узок: дети, красивая одежда, украшения, еда. Мусульманские женщины, которые приезжают сюда, как правило, не демонстрируют своего подчиненного положения. Многие из них образованы, поэтому традиционной модели уже не получается. Тем не менее, когда они создают семьи внутри диаспоры, доминирование мужчины очевидно. Стабилизирующим фактором в мусульманской семье является авторитет родителей. Женщина, чувствующая психологический дискомфорт, идет за советом к старшим членам семьи и находит у них поддержку и утешение. Еще один уникальный принцип мусульманской модели семьи - заменяемость женщины (система гаремов).

Своя семейная модель предлагается иудаизмом. В традиционных еврейских семьях невероятно высок авторитет мамы. Многое зависит от того, какой ребенок рождается - мальчик или девочка. В любой архаической модели рождение мальчика приветствуется больше, чем девочки. Поведение матери напрямую зависит от пола ребенка. Оно негативное и репрессивное по отношению к девочкам, по отношению к мальчикам - поддерживающее, поощряющее. Еврейские мамы никогда не оставляют детей в покое и постоянно воспитывают: следят за осанкой, манерой поведения, речью ребенка. Дети, вырастающие в этих семьях, всегда вежливы и очень приятны в общении, однако, с точки зрения психолога, таким отношением легко подавить в ребенке творческое начало, которое предполагает определенный детский произвол.

В православной модели семьи дети, напротив, полностью предоставлены сами себе. Если белые дети играют на улицах Парижа без взрослых, можно почти безошибочно утверждать, что это русские. В типичной французской системе воспитания дети - самые опекаемые члены семьи, до 16 лет они находятся под строгим присмотром родителей, которые обязаны их чем-то занимать, устраивать досуг. В российской культуре существует иная дисциплинарная система - система образцов для подражания. Всегда ставятся в пример "передовики", на которых необходимо равняться, чтобы достичь успеха. Вопрос, каким образом можно достичь желаемых результатов, как правило, даже не поднимается. Православная модель рассчитана на очень устойчивый и очень сильный характер. Основная роль мужчины в православной модели - инициировать семью, семейная поденщина его не интересует. Мужчина обладает невероятной властью и авторитетом, но всю свою ответственность он делегирует жене. В российской семье потерялась фигура отца, женщина же перегружена ответственностью. При этом отношения в типичной российской семье нередко напоминают схватку, которую выигрывает психологически или физически сильнейший. Никакие договоренности здесь не действуют, все решается через битье горшков. Православная модель дисгармонична, такие реализации подходят лишь для исключительно выносливых и психологически сильных людей, способных внутренне сохраниться при любых внешних невзгодах. Есть еще одна категория, по которой различаются западные модели семьи. Это время. Пожалуй, православная рефлексия тяготеет к прошлому. Все, что было, имеет невероятную ценность. Смерть оказывается идеалом как вечное прошлое. Католическая модель - это интерес к настоящему. Вот почему она легко подвержена модернизациям, и адаптируется под текущую жизнь. Протестантизм - это ожидание счастья и радости в будущем, возможно, в самом ближайшем. Вечно улыбающиеся и оптимистично настроенные американцы нас раздражают именно нежеланием замечать трагическое прошлое или невыразительное настоящее. Одни уходят в бездеятельную рефлексию, другие стараются принять и упорядочить жизнь вокруг, а третьи пытаются строить совместное будущее, быстро договариваясь о предпринимаемых группой действиях. Иногда люди могут осознавать разницу в культурных моделях как абсолютное благо. Например, теоретически российско-американские браки очень удачны. Американский мужчина, переходя из модели равноправного партнерства в модель православной семьи, повышает свою относительную значимость. Ему делегируется больше власти и уважения, он, безусловно, выигрывает, повышается в социальном и психологическом статусе. Русская женщина, выходя из модели православной, снимает с себя непосильный груз ответственности и получает шанс на нормальную жизнь в семье с понятным для нее кругом забот - дети, кухня, дом, но с большим снисхождением, вниманием и поддержкой со стороны мужа. Отношения в семье для обоих оказываются более гармонизированными и «заточенными» под их собственную психофизическую конституцию. Эти браки оказываются очень долгосрочными, так как все роли распределены, и механизм работает, хотя семья смешанная. В такой семье каждый из супругов идет на уступки и безупречно играет свою роль. На Украине модель семьи исторически находилась под влиянием протестантской и католической этики. Удивительно, но при крайне низком уровне жизни в этой стране уровень разводов там меньше, чем в России. К самым комплиментарным бракам относятся украинско-еврейские. Может быть, это связано даже не с хорошей сочетаемостью самих моделей, а со специфическим способом улаживания конфликтов, при котором огромную роль играет юмор. Когда конфликты обыгрываются, их напряженность и значение не так высоки. Одно из абсолютно новых явлений сегодня - это русско-китайские браки. В Приморье их уже десятки тысяч. Китайские мужчины очень много работают, не пьют, приносят домой деньги и по контрасту обладают преимуществами перед русскими женихам. Русские женщины довольны. Несомненно, число таких браков будет расти.

Разница в моделях и установках в межкультурных браках обнаруживается всегда, и рано или поздно на этой почве возникают конфликты. Одни видят в супруге, прежде всего индивидуальность, и это вызывает у них искреннее уважение и интерес, порой - желание заимствовать. Другие находят в культурных различиях повод для постоянного раздражения, депрессии и отчуждения. Это связано с жесткой "конституцией" людей, неготовностью идти на уступки, недостаточной уверенностью в себе. В любом семейном конфликте, доходящем до суда, возникают права одной и другой стороны. В правовом поле все равны.

Заключение

Подводя итоги нашей работы необходимо подчеркнуть основные сложности такого явления как межнациональный брак. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов - только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины.

Межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества.

О положительных и негативных сторонах межнациональных браков спорили, спорят и, наверное, будут спорить еще не одно десятилетие. Одни считают, что для чистой и верной любви нет никаких преград, другие – относятся к ним как истреблению генофонда определенной страны. Что ж, спорить об этом можно вечно.

Создавая межэтнический брак, следует сразу подготовиться к тому, что придется долго привыкать и изучать нравы своего «нового» народа. Многие даже не задумываются о последствиях. Чего только стоят примеры наших популярных звезд, связавших свои судьбы с партнером другой национальности. Как правило, в таких случаях страдают дети.

Вступая в такой брак необходимо взвесить все за и против. С другой стороны, семья создается по любви, и именно этот критерий должен оставаться главным на всем протяжении ее существования.

Список использованной литературы

1) Ахтямов М.И.«Культурные традиции», www . gorko –gorko.ru

2) Блохин А.Б., Городецкая И.М. «Проблемы социальной психологии личности». - М.: «Авангард», 1997.- 378 с.

3) Давыдова Е.О. «Мигрант для москвички – лучший жених?» // Комсомольская правда, 31 августа, 2000.

4) Саляхов А.Р. «Межэтнические браки: дружба или борьба», www . aif . ru

5) Сусоколов А.А. «Межнациональные браки». – М.: «Ариос», 1987.-256 с.

Нынче по утру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец.
М. Лермонтов

Шагян Ани Арсеновна – студентка социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

В современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков и этически смешанных семей в России значительно снизился. Если сравнивать интенсивность обсуждений и дискуссий в научных кругах, скажем в 1980-ые года и сегодня, то мы вынуждены отметить тенденцию снижения степени освещенности данной темы. Однако в свете последних политических событий, гражданских волнений в близлежащих странах, предложенная тема вновь становится привлекательной для исследования, не только на уровне отдельно взятых этнических обществ , но и в более крупных масштабах (например, исследования по всей России).

Межнациональные браки представляют собой одну из форм межличностного общения мужчины и женщины, отношения которых закреплены на нормативно-правовом уровне.

Особенности межнацинального брака или этнически смешанной супружеской пары:

  • с гражданской точки зрения, супруги могут принадлежать к разным этническим общностям;
  • супруги могут принадлежать к разным национальным общностям, нациям;
  • супруги могут принадлежать к разным общностям, в плане территориально-государственного образования.

Социологический аспект изучения межнациональных браков и этнически-смешанных семей включает в себя:

  1. определение и описание основных факторов, влияющих на численность подобных союзов;
  2. выявление зависимости численности межнациональных браков в России с такими этно-социальными процессами, как миграция, ассимиляция этнических общностей, интеграция этносов.

На положение этнически смешанных семей, пар в современной России оказывает целый комплекс факторов. Среди них выделяют:

  • тип расселения людей;
  • интенсивность миграции;
  • уровень гетерогенности этносов;
  • религиозная и языковая принадлежность;
  • ассимиляционные тенденции;
  • национальные традиции, обычаи;
  • социально-психологические характеристики взаимодействия этносов;
  • политический курс государства.

Относительно роли социально-психологических характеристик взаимодействия этносов можно сказать, что наблюдается влияние следующих факторов:

  • социально- профессиональная мобильность;
  • уровень социального контроля в этнической группе;
  • особенности образа жизни различных этносов.

По итогам самостоятельного социологического исследования, проведенного в период 21-30 марта 2015 года, с помощью онлайн-анкетирования, в качестве значимых факторов, влияющих на рост числа смешанных союзов, браков, респондентами были выделены :

  • многонациональный состав населения Росси (49%);
  • массовые миграции в Россию (17%);
  • открытость российского общества (13%).

Диаграмма 1.

Факторы, способствующие межнациональным бракам в России

Среди факторов, влияющих на изменение численности межнациональных браков в сторону уменьшения, респонденты отметили следующие:

  • Различия в представлениях о семейной жизни между мигрантами и коренными жителями (34%);
  • Нежелание коренных жителей вступать в браки с мигрантами (20%);
  • Напряженность в отношениях между иммигрантами и основной массой коренного населения (19%);
  • Низкий социальный статус (положение) мигрантов-«гастарбайтеров»(18%).

Диаграмма 2.

Факторы, способствующие уменьшению числа межнациональных браков в России

Также значимым фактором, оказывающем существенное влияние на формирование отношения к межнациональным бракам, является национальный состав семьи (мононациональная или многонациональная семья). В рамках исследования, респонденты, у которых родители разных национальностей, охотнее выбирали вариант ответа «положительно» в вопросе об их отношении к межнациональным бракам, нежели те, кто вырос в мононациональной семье (19% и 10% соответственно).

Таблица 1.

Отношение респондентов к межнациональным бракам в зависимости от национального состава собственных семей

Также необходимо отметить общие тенденции и закономерности, которые помогут составить более полное представление о том, что есть межнациональные браки и этнически-смешанные семьи.

Несмотря на многообразие сосуществующих этнических общностей, придерживающихся различных вероисповеданий, некоторые этносы все еще остаются «закрытыми». Для этнических общностей, принадлежащих, например, к исламу, религиозная принадлежность не утратила, совей регламентирующей роли и оказывает влияние на выбор супругов.

Мужчины и женщины разных национальностей с неравной частотностью вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки чаще заключают мужчины. У народов, населяющих европейскую часть страны, женщины не реже, а иногда и значительно чаще мужчин вступают в межнациональные браки.

Например, в 1970 году число мужчин-грузин, вступавших в межнациональные браки в Тбилиси в 1,75 раза превышало число женщин-грузинок, вышедших замуж за не грузина. К 1989 году это отношение сократилось и составило 1,65.

Также стоит отметить, что мужчины коренных национальностей из республик Средней Азии, Кавказа более мобильнее, чем женщины, и чаще оказываются в межэтнической среде, поэтому чаще вступают в национально-смешанные браки.

Несмотря на то, что в ходе процесса урбанизации и роста числа городов, область межэтнических контактов значительно увеличилась (более характерно для советского времени) тем не менее, если этническая общность не гетерогенна, межэтнические различия в укладе жизни остаются существенными, что ведет к снижению численности межнациональных браков.

Численность национально-смешанных браков в различных регионах России находится в прямой зависимости от степени сохранности в конкретных регионах элементов традиционного образа жизни. И в частности, это определяет, как влияют родственные связи на возраст вступления в подобный брак.

В целом влияние родственных связей отходит на второй план. Тем не менее, различия между отдельными этническими общностями по данному показателю велики. Например, у эстонцев, узбеков роль авторитета родственных связей понижена для младших поколений. В республиках Средней Азии и Закавказья роль родственных связей, а именно старшего поколения, остается устойчивой. (на примере см.таблицу 13).

Таблица 13

Доля считающих обязятельным согласиие родителей при вступлениии в брак в различных возрастных группах (на примере, эстонцев и узбеков, %)

Также численность смешанных браков находится в зависимости от направленности миграционных процессов. При этом каналы миграции различны, одним из них является брак с иностранным партнером как представителем «дальнего зарубежья». Тенденции возникновения межнациональных браков в России складывается так, что к нему, в большей степени, склонно женское население. Попытаемся вслед за С.В. Колударовой описать основные мотивы такой брачной миграции.

1) стремление жить за границей;

2) стремление к профессиональному развитию за границей;

3) стремление посмотреть мир;

4) стремление обеспечить будущее своим детям .

Вышеперечисленные мотивы опираются на субъективное желание конкретной женщины посредством межнационального брака с иностранным партнером покинуть Россию. Например, «брак с иностранцем рассматривается как перспектива на вполне законных основаниях покинуть пределы страны».

Значение обозначенных мотивов может быть связано:

  • во-первых, с качественно лучшим и социально гарантированны обеспечением, экологическим состоянием, вероятность получения, которых существенно возрастает за границей;
  • во-вторых, с определенной степенью трудности применения и внедрения собственных профессиональных знаний в России или нежеланием в целом работать в России;
  • в-третьих, с преследованием цели туристско-познавательного характера;
  • в-четвертых, с ответственностью женщин за жизнь детей.

Также нам представляется возможным выделить факторы, которые оказывают непосредственное влияние на формирование представленных мотивов :

1) Социально-правовые факторы, предоставляющие через брак с иностранцем правомерно мигрировать за пределы России.

2) Социально-профессиональные факторы, связанные со стремлением реализовать свой трудовой потенциал за границей.

3) Социально-мировоззренческие факторы, раскрывающиеся в побуждении расширить кругозор мира.

4) Социально-биологические факторы, основанные на женском, материнском инстинкте о заботе потомства.

Таким образом, миграция через межнациональный брак с иностранным партнером имеет довольно многообразные мотивы. В этой связи нам необходимо обратиться к статистическому и социологическому измерению брачной миграции. Статистическое измерение обусловлено подсчетом количества перемещающихся за границу через брак, которое может быть осуществлено органами ЗАГС, регистрирующими браки с иностранцами, и посольствами, выдающими визы в связи с браком с гражданином данного государства. Социологическое измерение связано с анализом причин брака, динамикой браков с представителями различных государств, а также различных стадий миграции (собственно миграции, адаптации к новым условиям, идентификации).

Таким образом, межнациональная брачность и миграционные процессы, как уже отмечалось ранее, являются взаимообуславливающими. Межнациональные браки оказывают влияние на направления миграционных процессов.

Тем не менее, говорить, о каких-либо конкретных направлениях, тенденциях в межнациональной брачности на сегодняшний день в России не приходится в виду снижения уровня репрезентативности полученных данных из официальных источников (например, переписей населения). Обратимся к анализу данных Всероссийской переписи населения 2002 года.

Общая оценка пропорциональности межнациональной брачности к общей численности населения может быть получена в результате некоторых допущений. Предположим, что домохозяйства включают супружеские пары (при­чем, не более одной), хотя на самом деле это не так, и, что отсут­ствуют варианты, при которых супруги образуют два разных домохозяйства. Этнически смешанные домохозяйства из этой со­вокупности составляют в целом по стране 16,2%, причем в город­ской местности 16,7%, в сельской 14,7%. Долю этнически сме­шанных брачных пар условно можно считать такой же.

В итоге получается, что около 20% русских проживают в до­мохозяйствах этнически смешанных, либо как одинокие члены домохозяйств. С учетом выше указанных пропорций обеих кате­горий, доля русских, проживающих в этнически смешанных домохозяйствах, составляет 11,8% обще­го числа русских по стране . Помня обо всех допущениях и услов­ностях расчетов, можно полагать, что данный показатель в ка­кой-то мере отражает уровень межэтнической брачности рус­ских. Заметим, что полученный показатель ниже общего по стране, рассчитанного по прямым данным в отношении всего населения. Это отличие можно объяснить тем фактом, что высо­кую долю межэтнических браков образуют многочисленные украинцы, белорусы, немцы и др.

Общая картина межэтнической брачности по стране предста­вляется следующей. Из 23 наиболее крупных национальностей (численностью более 400 тыс. человек каждая) 11 наименований следует отнести к категории со значительной долей межэтниче­ских браков, для 5 национальностей характерен уровень межэт­нической брачности ниже среднего по стране, а для 7 националь­ностей – уровень межэтнической брачности низкий.

Можно отметить следующие:

У северо­кавказских национальностей распространенность межэтниче­ских браков не вполне связана с численностью. В данном случае, значение такой фактор, как компактность проживания этнической группы (имеет ли этнос свою территорию, например, республику или другую автономию). Чеченцы в этой группе самые многочисленные, но имеют наиболее низкий пока­затель межэтнической брачности (4,1%). Остальные кавказские группы распределяются следующим образом: лезгины (9,5%), даргинцы (8,0%), аварцы (7,8%), кабардинцы (6,7%), ингуши (6,1%).

Делать выводы о том, насколько изменился уровень межэтнической брачности по сравнению с прежней переписью, без дополнительных исследований преждевременно. На нынешнем этапе для очень приблизительной оценки можно воспользоваться агрегированными данными. Для этого нужно взять сумму зафиксированного переписью 2002 г. числа лиц определенной национальности, проживающих в этнически смешанных домохозяйствах, и одиноких членов домохозяйств той же национальности (об этом говорилось выше) и сравнить эту величину с данными переписи 1989 г. о совокупной численности лиц той же национальности, проживающих в этнически смешанных семьях, и семьях, состоящих из одного человека. Такое сравнение условно показывает, что, например, у белорусов уровень межэтнической брачности сохранился на самом высоком уровне и остался почти без изменений – 86% (напомним, что эта и последующие цифры должны быть уменьшены, чтобы не учитывать долю одиноких домохозяев). У других национальностей, которые, по данным прошлой переписи, подобно белорусам, активнее всего участвовали в этническом смешении, указанные показатели еще более возросли: карелы – было в 1989 г. 68%, стало в 2002 г. 71%, евреи – 55 и 69,3%, мордва – 54 и 57,6%. В то же время среди национальностей, мало склонных к смешению, показатели, кажется, еще более снизились: тувинцы – было в 1989 г. 12%, стало 11%, ингуши – 14 и 10,2%, чеченцы – 10 и 6,9%.

Приведенные цифры, при всей их неточности и условности, вновь приводят нас к выводу, что процесс межнациональной брачности не может характеризоваться наличием каких бы то ни было перспектив и тенденций. В России нет какой-то единой тенденции и процесс этнического смешения, как и в прошлые десятилетия, доминирует отнюдь не повсеместно.

Межнациональные браки и этически смешанные супружеские пары являются объектом исследования как для социологии семьи и демографии, так и для этносоциологии. Знание, получаемое в результате проведения исследований, может иметь статус междисциплинарного. Актуальность и необходимость изучения данной проблематики объясняется рядом причин, а именно:

Библиография

  1. http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001001/01/1.pdf (дата обращения: 20.03.15).
  2. Арутюнян Ю. В. О некоторых тенденциях культурного сближения народов СССР на этапе развитого социализма //История СССР. – 1978. – №. 4. – С. 187-205.
  3. Дарский Л. Е., Волков А. Г. Брачность в России: Анализ таблиц брачности. – Информатика, 2000. – Т. 13.-235 с.
  4. Колударова С. В. Межнациональные браки как показатель миграционного процесса //С 560 Современные тенденции развития мировой социологии: материалы междуна. – 2010. – С. 55.
  5. Комарова О. Д. Население России сквозь призму этнических процессов //Мир России. – 1999. – Т. 8. – №. 4. – С. 71-80.
  6. Корнеева С. В. Межнациональные браки с иностранным партнером в современных условиях российского общества: социологический анализ: ав-тореф. дисс.канд. социол. наук. – М.: Изд-во Спутник+, 2007. – 28 с.
  7. Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества //Уч. Пособие. М.: КДУ. – 2008.
  8. Топилин А. В. Межнациональные семьи и миграция: вопросы взаимовлияния //Социологические исследования. – 1995. – №. 7. – С. 76-82.
  9. Шахбанова М. М. Отношение к межнациональным бракам в этническом сознании дагестанцев //Социологические исследования. – 2008. – №. 11. – С. 72-76.

Алексахина Н. А. Тенденции в изменении национальной идентичности народов России //Социологические исследования. – 1998. – №. 2. – С. 49-54.

Сусоколов А. А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР //Институт этнографии им. НН Миклухо-Маклая АН СССР. – 1990. С. 98

Социологическое исследование, проведенное в рамках дипломной работы. Выборка составила 1049 респондентов – студентов московских ВУЗов, в возрасте от 18 до 30 лет.

По данным исследования.

По данным исследования.

По данным исследования.

Алексахина Н. А. Динамика межэтнического взаимодействия в Российской Федерации.[Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. URL: http://rss.archives.ceu.hu/archive/00001001/01/1.pdf (дата обращения: 20.03.15).

Сусоколов А. А. Национально-смешанные браки и семьи в СССР //Инсmиmуm эmнографии им. НН Миклухо-Маклая АН СССР. – 1990. С. 98

Плюсы и минусы браков между разными по происхождению людьми , которым вы доверяете либо свободны от них. Итак, начнем анализ этого вопроса.

Входим в курс дела

По статистике в девяностые годы в Москве количество смешанных (межнациональных) браков составляло двадцать два процента от всего количества заключенных союзов. А вот уже пятнадцать лет назад это число “перевалило” за половину и составило 58%. Тенденция к росту показателя продолжается. Это значит, что женщины, вступающие в межнациональные браки в России, видят перспективы таких союзов. Иначе “процент” только уменьшался бы из года в год.

Сейчас в Москве каждый год официально регистрируют около полутора тысяч межнациональных браков.

По данным социологических опросов жителей России мнение разделилось. Не верят в подобные браки 36% опрошенных. Почти столько же людей положительно относятся к вопросу разных гражданств в семье – 35%. Считают международные браки такими же, как и остальные союзы 14% из всех участников опроса. А остальные не знают, что сказать по этому поводу, поэтому от голосования воздержались.

Психологи же считают (и здравый смысл подсказывает), что роль играет не национальная принадлежность. Важны чисто человеческие качества: терпение, умение , теплота испытываемых чувств, доверие. Основа прочных семейных уз – общность и схожесть интересов обеих сторон. Желательно, чтобы общими были:

  • Увлечения, хобби.
  • Культура, традиции, религия.
  • Язык, национальность, менталитет.
  • Привычки.
  • Характер, период активности, биоритмов (утренний “жаворонок” или вечерняя “сова”).

Проблемы межнациональных браков были известны еще в начале 17 века. В 1600 году англичане-протестанты, жившие в Америке в колонии Британии, наложили запрет на подобные союзы. Интересный факт: это вето прекратило существование аж через 367 лет.

Проблемы и перспективы межнациональных браков

Начнем с перечисления неприятных моментов межрасовых браков. Минусы:

  • Недовольство подруг, друзей, знакомых. Гнев родителей и тех, кто считает нужным рассказать вам, как себя вести, за кого выходить замуж.
  • Если вы уедите с мужем за границу, но потом рассоритесь, придется самостоятельно решать возникшие в связи с отъездом проблемы.
  • Когда муж придерживается строгих религиозных взглядов, то “влюбленной дурочке” приходится принять его веру и подчиняться чужим правилам.
  • У ваших детей возможна путаница с двумя языками.

Почти каждая женщина, собирающаяся выйти замуж за иностранца, встречает сопротивление, а не поддержку своей семьи.

  • Языковой барьер родителей также приводит к конфликтам, зачастую несовместимыми с дальнейшей нормальной семейной жизнью.
  • Подходы к методам воспитания подрастающего поколения не похожи в разных странах.
  • Кулинарные традиции, как это ни странно, становятся “камнем преткновения” между симбиозом двух народностей, называемым межнациональным браком.
  • И опять про потомство: при возникновении такой печальной ситуации, как развод, уже рожденные дети межнациональных браков “делятся” между родителями. И как быть, если кто-то из супругов уезжает обратно в свою страну? Пожелания детей в таких ситуациях вообще не учитывают.
  • Почти суеверный страх перед “смешением крови”, перед тем, чтобы пускать в свою семью “чужого” человека и посвящать его в тайны или традиции родного семейства. Родственниками постарше это воспринимается, как “вторжение” на свою территорию. Возможно, это связано с отголосками войны, через которую они прошли, несмотря на то, что были тогда маленькими.

  • Если вы уезжаете из родного города, из страны, приходится попрощаться со всеми знакомыми и друзьями, которые вам дороги.
  • Если брак заключается через агентство или специализированный сайт знакомств, возможна ситуация, когда вы сами обязуетесь оплатить расходы по перелету, переезду и сопутствующие вопросы.

Плюсы заключения брачных союзов между представителями разных стран:

  • Межнациональные браки – это очень познавательное и полезное событие для вашей жизни. Ведь узнать человека, отличающегося по языку, традициям, мышлению – это увлекательно.
  • Межнациональные браки, заключаемые с россиянами, по статистике предполагают выезд для дальнейшей совместной жизни заграницу. А там, в других, более развитых и цивилизованных странах мира, живется лучше, чем в России.
  • Подобный брак разнообразит и , потому что новая жизнь – это всегда приключение.
  • Двуязычие с одной стороны оборачивается минусом, но с другой – развивает познавательные способности, если вашим детям удастся стать билингвами (то есть разговаривать на двух языках сразу – мамином и папином).

  • Еще одним положительным моментом является тот факт, что дети от смешанных браков становятся в большинстве своем сильными, здоровыми и красивыми.
  • При толерантности обоих супругов друг к другу разные религии – не препятствие для .
  • Предпочтения в еде присутствуют и в “плюсах”, и в “минусах” рассматриваемой проблемы. Почему? Дело в том, что скудный или надоевший родной рацион питания спасают новые блюда из кухни иного народа. А талантливый хозяин или хозяйка (мужчины даже больше славятся как повара) сделает вкусный обед-ассорти, включающий любимое блюдо одной и второй “стороны”.

Межнациональные браки обогащают традиционную кухню разных народов, добавляя туда новые ингредиенты.

  • Брак, соединяющий две народности, две культуры, расширяет кругозор, повышает сознательность и осознанность людей. Он воспитывает , терпимость к другим по сути таким же, но отличающимся по цвету кожи или разрезу глаз, людям.
  • И все же, любовь побеждает все! Именно она способна соединить сердца разных по происхождению людей. В конце концов, даже при встрече похожих индивидов – мужчины и женщины – по прошествии пары лет оказывается, что они все же разные. Почему бы тогда не возникнуть обратной ситуации: два изначально непохожих человека (ни цветом кожи, ни привычками, ни взглядами) становятся “одним целым” при заключении брака? О могут преодолеть преграды, поставленные глупыми предрассудками людской молвы на их пути.

Дети межнациональных браков, беременность и гены

Рождаются ли дети в рассматриваемых браках здоровыми и крепкими? Да, в том случае, когда к плоду переходят хорошие, качественные гены от обеих сторон. Но есть некоторые нюансы. Дело в том, что первое потомство разные по национальности родители сделают сильным и крепким, но при ассимиляции и дальнейшем смешении разнонациональных генов произойдет затухание этого эффекта. Только первое смешение отдаленных друг от друга генов дает положительные результаты.

При очень сильной отдаленности расовых признаков родителей существует опасность появления на свет ребенка с неприспособленным к местному климату врожденным иммунитетом. Это касается кардинальной смены часовых поясов (проживания вдалеке от места рождения одного из родителей). Кроме этого негативного явления есть вероятность возникновения во время беременности отторжения, внутриутробного конфликта между плодом и матерью.

Судя по оценкам и исследованиям ученых, благоприятен брак (для рождения здорового, сильного ребенка) между одним или разными этносами (этническими группами). А с другой расой вероятность удачного исхода снижается.

Замуж за европейца: распространенные заблуждения и отношение к межнациональным бракам

Одним из самых распространенных заблуждений остается следующее: наши девушки, выезжающие вслед за новым мужем в одну из стран Европы, могут жить либо совсем плохо, как рабыни, либо очень хорошо, как королевы. Это две крайности, вряд ли полностью отражающие все варианты развития событий после заключения межнационального брака. То, что жизнь “за бугром” в целом богаче, чем здесь, не обозначает, что “богатые, зажравшиеся буржуи” будут использовать ваш рабский труд либо, наоборот, “купать в роскоши” без ожидания ответных действий.

Следующее (нелестное для иностранцев) заблуждение звучит так: только неудачники ищут жен за пределами своей страны. Это не правда, ведь в любой стране мира можно найти близких по духу, интересных людей.

В народе ходит слух иного характера: мол, обеспеченным иностранцам нужны только лишь молоденькие красавицы. Тоже вряд ли: в любовницы, может, такие девушки и нужны, но это характерно для всего мира, а вот в качестве будущей супруги отбор идет скрупулезный. Никому не хочется оставлять после развода половину состояния ветреной красотке, вскружившей голову и впоследствии обманувшей доверчивого мужчину.

Отношение к межнациональным бракам за границей, в европейской стране не отрицательное, как думают русские. В случае неприятного развода вы сможете остаться в стране, если знаете уже на достаточно высоком уровне язык. В большинстве случаев никто выгонять и депортировать вас не будет. А чтобы развода не случилось, нужно сразу искать общий язык. Причем имеется в виду не само лингвистическое явление, а человеческое понимание, душевность и комфортность общения. Это выполнимо, хотя еще одним мифом и является непонимание между разными национальностями или народностями.

Последнее рассматриваемое здесь заблуждение – это безусловное поголовное богатство всех жителей Европы. Это не совсем ложь, но и правдивого в этом утверждении не так уж много. Только общий уровень жизни там выше, а легкость “добычи” денег – это мечты не знающих зарубежные страны девушек. Зарабатывать во всем мире нужно. Да у кого-то предпосылки для этого есть, у кого-то нет, но просто так деньги нигде не платят.

Особенности соединения своей жизни с иностранцами

Не воспринимайте буквально все перечисленные особенности, это обобщенные признаки поведения, присущие не 100% жителей той или иной страны.

  • Немцы в качестве супругов (супруг) не отличаются расточительностью, они любят детей, четко рассчитанные расходы, хотя при этом сентиментальны. Жители Германии, взявшие в жены (в мужья) кого-то из-за рубежа, поразят вторую половинку своей консервативностью. Детей принято переставать “гладить по головке” сразу же после достижения ими восемнадцати лет.

Претендовать на статус гражданина в Германии вы сможете только, когда проживете там не менее трех лет.

  • Японцы любят смотреть на цветущую вишню или сакуру, но по жизни наружу своих настоящих чувств не выпускают, а скрывают. Аккуратны при заполнении бумаг. При занятиях каллиграфией (художественное, вдумчивое, медитативное изображение иероглифов тушью) расстраиваются, если поставят кляксу.
  • Африканцы (с темной, черной кожей) всегда веселятся, танцуют, привлекают внимание противоположного пола. Подходят по этим параметрам веселым русским девушкам и парням. Они искренни, не стесняются проявить чувства и .

Межнациональные браки известны еще с давних времен и сейчас выйти замуж или иметь отношения с иностранцем считается престижно. Статистика говорит что популярность подобных союзов и до сих пор продолжает расти. При этом такие пары чаще создают славянские женщины нежели мужчины.

Соответственно часть населения одобряет подобные отношения, а вот другая наоборот – всячески против. Давайте подробнее разберемся в теме Межнациональные браки: плюсы и минусы.

Межнациональные браки: минусы

1. Несоотвествие культурного развития и традиций. Чаще всего на этой почве возникают разногласия у подобных пар. Они касаются как обыденного быта (кулинарии), духовных аспектов, чаще всего это религиозные моменты (посты, ритуалы и т.п.), а так и важных моментов жизни (свадьба, рождение ребенка).

2. К сожелению межнациональные пары часто сталкиваются с осуждением своих отношений. И не только со стороны общественности, но и нередко со стороны родственников и близких. Вполне возможно неодобрение очень близких и важных людей, от которых впервую очередь ждешь поддержки.

3. Некоторые народы питают определенный страх перед «ассимиляцией», бояться потерять «чистую» линию и нарушить вековую традицию, пустив в собственную семью иностранца. Страх потерять самобытность, яркие национальные или религиозные черты часто приводит к запрету или всяческим помехам для разнонационального союза.

4. Еще один минус межнациональных браков для тех кто проживает в разных странах состоит в том что одному из пары придется кардинально менять устой собственной жизни. Это касается и частых поездок, и принципиально иной бюрократической системы в разных странах. Этот вопрос все чаще будет возникать при развитии романтических отношений и тем более при желании узаконить союз.

Межнациональные браки: плюсы

Психологи утверждают что межнациональные браки учат социум терпимости и пониманию представителей разных наций, способствуют улучшению отношений между этносом.

Такие союзы часто вызываю повышенный интерес к тем или иным странам, культурам и религиям, что часто позитивно влияет на обыденный уклад жизни как людей так и народов в целом.

Многие люди уверены что межнациональные союзы строятся на материальной почве но статистика говорит об обратном, часто многие пары даже не обладают достаточным количеством информации о доходах второй половинки. Странно что когда разговор касается однонационального союза, то материальная сторона отношений часто становиться причиной разрыва отношений, тогда как в многонациональном союзе данный вопрос немного теряет первенство.

Психологи уверены что как одно- так и разнонациональные союзы имеют одинаковые шансы на существование. Благополучие и гармоничность отношений всегда зависит только от учасников данного союза, от их терпимости, открытости и доверия.

Проблемы межнациональных браков существовали всегда. В некоторых конфессиях они запрещены строго, в некоторых подобным отношениям автоматически не позволяют сложиться своеобразные и даже шокирующие обычаи, органичные только для адептов (например, традиция есть собак или насекомых, существующая в некоторых странах Востока, отвратительна для европейцев). Бывает, что против отношений выступают родители влюбленной пары из предубеждения перед смешением кровей и вторжением на свою территорию человека, принадлежащего к другой культуре. Часто высказываются претензии к «разбазариванию генофонда», хотя на самом деле этнически чистых представителей какой бы то ни было национальности на свете в принципе не существует.

Однако борьба за чистоту нации и расы ни к чему не приводит, человечество это уже проходило, и количество смешанных браков в мире растет. Некоторые исследователи полагают, что увеличение числа межнациональных и межрасовых браков говорит о росте терпимости и толерантности в обществе.

Межнациональные пары создаются так же, как и все прочие: под влиянием чувств. Любовь иррациональна и не спрашивает, какой цвет кожи и разрез глаз у человека, к которому тебя тянет. Иногда людей сближает взаимный интерес к другой, отличной от своей собственной, национальной идентичности, стремление к разнообразию. И прекрасно, когда из любознательности рождается глубокое подлинное чувство.

  • воспитание терпимости и понимания, развитие уважения и принятия непохожести других людей;
  • разрушение стереотипов, касающихся других рас и национальностей;
  • погружение в иные традиции - это всегда интересно, многое будет шокировать, но многое и придется по душе;
  • возможность овладеть новым языком, вращаясь в кругу друзей и близких Вашей половины: вас наверняка удивит и обрадует скорость и результативность этого процесса, принципиально отличного от традиционного «образовательного» метода, и вы почувствуете гордость за свои способности.

Минусы межэтнического брака:

  • разрыв с родными традициями, полный или частичный: даже если Вы не покидаете пределов родины, изменяется Ваш микросоциум: неизвестно, сможет ли любимый человек заменить вам раз и навсегда все, что раньше составляло ваш мир;
  • религия - не менее сильное глубинное чувство связи с Абсолютом: сохраните ли Вы возможность отправлять свой культ и удовлетворять духовные потребности;
  • менталитет - иногда достаточно одной оплошности, чтобы нажить врагов в новом кругу общения, с которыми неизвестно удастся ли еще примириться;
  • отдаленность от родных и друзей в случае, если Вы кардинально меняете место жительства - да, при современном уровне техники всегда можно связаться с ними электронным способом, но забежать на чашечку кофе и обнять - это уже вопрос времени и средств;
  • кулинария - не всегда Вы или Ваш избранник сможете готовить одно блюдо на двоих, некоторые продукты непереносимы для представителя другой расы или запрещены;
  • язык: скорее всего, знать его так же хорошо, как избранник, вы не сможете. У вас будет отличный разговорный, но чтобы понимать тонкости, шутки и тому подобные мелочи, над которыми смеются друзья Вашего избранника, Вам придется полностью погрузиться в его культуру, изучить ее и пропитаться ею.

Обычно разница между партнерами в межнациональной паре не доставляет невыносимых неудобств, пока нет детей, и различия во взглядах на мир, укладе и религии до поры до времени относительно улажены и не отравляют жизнь.

Самые сложные вопросы встают перед парой, когда они планируют ребенка и когда он появляется на свет: каким именем назвать малыша, в какой вере воспитывать (если родители разной веры), как строить семейный уклад.
Кроме этого, в случае развода будет невозможно вывезти детей из страны, если Вы покинули родину - как правило, все законы в любом государстве на эту тему прописаны однозначно и бескомпромиссно. Бороться с этим явлением невозможно, и тем, кто столкнулся с ним лицом к лицу, остается только смириться и принять это как данность, самостоятельно или с помощью психотерапевта.

Я профессиональный семейный психолог с опытом решения проблем, касающихся личностных взаимоотношений. Если вы состоите в отношениях с человеком другой культуры и вас одолевают сомнения, а сможете ли вы построить с ним крепкие отношения, я могу помочь проанализировать ситуацию. . Консультации я провожу в частном кабинете в центре Москвы и онлайн при помощи .

Дети из смешанных семей обычно обладают крепким здоровьем, интересной и очень привлекательной внешностью, они талантливы, более приспособлены к жизни, менее подвержены генетическим заболеваниям. Но когда приходит время, они выбирают себе национальность одного из родителей, тем самым обрывая этническую ветвь другого. Чаще они отдают предпочтение национальности того из родителей, кто обладает более высоким социальным, культурным и этническим статусом. Во многом ребенку помогает определиться национальная среда.

Поэтому до того, как будет принято такое важное решение, как продолжение рода, супругам стоит обговорить, насколько каждый из них готов интегрироваться в культуру избранника: будет ли это разумное смешение культур или полный отказ от одной в пользу другой.

В общем и целом, главный вопрос, который Вам придется решить для себя - это, не учитывая чувств и эмоций, взвесить разумно и даже прагматично, что Вы теряете и что приобретаете с изменением условий жизни, готовы ли Вы меняться - не временно, а навсегда. А если Ваш брак с человеком другой культуры переживает в данный момент не самые лучшие времена, то как разрешить эту проблему.

Я готов Вам помочь разобраться в себе, увидеть главное в Ваших отношениях и расставить приоритеты. Какое решение Вы в итоге примете, зависит только от Вас. Консультация полностью конфиденциальна. Мы можем провести ее как лично, так и по скайпу, качество психологической помощи останется таким же. Записаться на консультацию можно через форму обратной связи или позвонив по телефону, указанному на главной странице сайта.









2024 © rukaraoke.ru.