Пальчиковые игры для развития речи детей раннего возраста. Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста картотека (младшая группа) на тему Картотека пальчиковых игр ранний возраст на год


Раз – ладошка, два – ладошка.

Раз – ладошка,

Два – ладошка.

(Дети по очереди показывают ладошки).

Поиграй со мной немножко.

(Дети хлопают в ладоши).

Раз – ладошка спряталась,

(Прячут руку за спину).

Два – ладошка спряталась,

(Другую руку спрятали за спину).

Где мои ладошки?

Выходи, ладошка – раз,

Выходи, ладошка – два.

(По очереди показывают ладошки).

Я сложу колечко.

Я сложу колечко,

(Дети делают из пальчиков колечко).

Покажу колечко.

(Вытягивают вперёд колечко из пальчиков).

Вот оно какое!

Я сложу колечко,

(Дети соединяют руки).

Но, уже большое.

(Вытягивают вперёд руки).

Вот, оно какое!

«Пальчики бежали, пальчики спешили».

Пальчики бежали,

(Бегут пальчики по одной ручке).

Пальчики спешили,

(Бегут по другой ручке).

Раз и упали,

Остановились, осмотрелись.

(Пальчики лежат на руке).

Побежали снова,

(Бегут по руке).

И вернулись в гору,

(Бегут к плечам)

Улитка.

Вот ползёт улитка,

(Дети кладут кулачок на раскрытую ладонь).

Высунула рожки,

(Вытягивают из – под кулачка пальчики).

Ползёт улитка по дорожке,

(По ладошке ползает).

Надоело ползать,

(Кулачок останавливается).

Назад поползла.

Рожки показала,

(Показывают пальчики).

В домик спряталась опять.

(Дети сжимают кулачок).

Вот цветочек распустился.

Вот цветочек распустился,

(Дети ладошками показывают лепестки).

К солнышку потянулся.

(Дети тянут вперёд ладошки).

Ветерок задувал,

Лепестки раскачал.

(Дети раскачивают ладошки).

Солнышко зашло,

Заснул наш цветок.

Масютина Светлана
Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы! По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног.

Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать. Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т. к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Картотека «Пальчиковые игры в раннем возрасте»

Кот на печи

«Кот на печи (Стучат кулачком о кулачок)

Сухари толчет,

Кошка в окошке (Показывают как шьют иголкой)

Полотенце шьет.

Маленькие котята (Поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

На печке сидят, (И качают головой вправо-влево)

На печке сидят

Да на котика глядят. (Показывают руками «очки»)

Все на котика глядят

И сухарики едет». (Щелкают зубками)

Осенние листья.

Тишина в лесу стоит (Плавные движения руками).

Еле слышно лес шуршит (Поднести палец к губам Ш-Ш-Ш)

Ветер дунет посильней (Движения руками влево –вправо)

Листик зашуршит смелей Ш-Ш-Ш… Громче.

Снова ветер налетит, Листик с веточки слетит: (Поднять руки над головой и плавно опускать вниз, вращая кисти)

Потанцует, нам споёт

И на землю упадет (Опустить руки на стол).

Здравствуй!

Здравствуй, солнце золотое! (Хлопки).

Здравствуй, небо голубое!

(Поочередно касаться кончиками пальцев друг друга, начиная с большого).

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую. (Сомкнуть пальцы в замок, разжимать и сжимать пальцы).

Цветочки

1. Как в лесу на кочке (Выпускают пальчики из кулачков)

Расцвели цветочки.

Пр. : Цветики, цветики, («Фонарики»)

Цветики цветочки – 2р.

2. С ветерком шептались (Трут ладошку об ладошку)

Солнцу улыбались. (Кивают головками)

Умывалочка.

Кран открыли: чик-чик (Вращательные движения кистью).

Руки мыли: шик-шик (Потереть ладошки друг о друга).

Пусть бежит водичка (Плавные движения ладонями).

Мы умоем личико (Умыться).

Мылом мы ладошки трем (Имитировать мытье рук).

Полотенцем промокнем (Легкие похлопывания ладоней друг друга).

Вот и чистые ладошки (Показать ладони).

Мы похлопаем немножко! (Хлопки).

Мышки .

Вышли мышки как-то раз (Ходьба пальцами по столу).

Посмотреть, который час (Постукивание указательным пальцем правой руки по тыльной стороне ладони левой руки).

Раз, два, три, четыре (Загибать поочередно пальцы на правой руке).

Мышки дернули за гири (Сжать обе руки в кулак, и опустить0.

Тут раздался страшный звон – (Хлопки).

Разбегайтесь мышки вон! (Пальцы убегают).

Мастера.

Если только захотим (Сжимать и разжимать кулачки).

Все из снега смастерим! Лепит Коля колобок (Лепить пирожки).

Лепит Таня теремок (Сложить ладошки домиком).

Лепит Света разных рыб (Прижать ладони друг к другу, делать волнообразные движения).

Лепит Саша белый гриб (Сжать одну руку в кулак, накрыть ее ладонью другой руки).

Гроза .

Капли первые упали (Постукивать пальцами одной по ладони другой).

Пауков перепугали (Пальцы,убегают’’).

Дождик застучал сильней (Легкие хлопки).

Птички скрылись средь ветвей (Взмахи руками).

Дождь полил, как из ведра (Громкие хлопки).

Разбежалась детвора.

В небе молния сверкает (Показать рукой молнию).

Гром все небо разрывает (Постучать кулаками по столу).

А потом из тучки солнце (Поднять руки вверх, опускать одновременно шевелить пальцами.

Вновь посмотрит к нам в оконце.

Волшебные ладошки .

Подними ладошки выше (Поднять руки вверх и сомкнуть домиком над головой.

И сомкни над головой.

Что же вышло? Вышла крыша,

А под нею мы с тобой. Подними ладошки выше (Поставить руки перед грудью,

сжать пальчики.)

И сомкни-ка их дугой.

Что же вышло? Вышли гуси:

Вот один, а вот другой. (Сжимать и разжимать пальцы).

Подними ладошки выше (Поставить руки перед грудью, Кончиками прямых пальцев коснуться друг друга)

И сомкни перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик, Мостик крепкий и большой.

Царапки.

Вот какой коташка (Поставить руки перед грудью, опустив кисти вниз, качать головой.

Круглая мордашка.

И на каждой лапке (Обвести ладонью вокруг лица).

Коготки-царапки (Сжимать и разжимать кулачки).

Котик точит коготки (Скрести пальцами по столу).

Очень острые они.

А потом играет – (Пальцы,бегут’’ по столу).

Мячик догоняет.

Моя семья .

Знаю я, что у меня (Сжимать и разжимать кулачки).

Дома дружная семья:

Это – мама, это – я (Поочередно загибать пальцы).

Это – бабушка моя,

Это – папа, это – дед,

И у нас разлада нет (Сомкнуть руки в замок).

Гномик.

Под грибком шалашик-домик (Сложить ладони домиком перед собой).

Там живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим (Постучать кулаком одной руки по ладони другой).

В колокольчик позвоним (Потрясти сжатой в кулак рукой).

Двери нам откроет гномик,

Пригласит в шалашик домик (Зазывающие движения руками).

В домике дощатый пол (Прижать ладони друг к другу).

А на нем дубовый стол (Одну руку сжать в кулак, накрыть ладонью другой руки.

Рядом стул с высокой спинкой (Сжать другую руку в кулак, приставить к нему ладонь).

На столе тарелка с вилкой (Показать ладонь одной руки, на второй раздвинуть пальчики).

И блины горой стоят – (Показать гору).

Угощенья для ребят (Руки поставить перед собой ладонями вверх).

Иголка.

Иголка, иголка, (Дети поворачивают указательный палец вправо-влево).

Ты остра и тонка.

Не коли мне пальчик, (Грозить пальчиком).

Шей мне сарафанчик. (Имитировать швейные движения)

Иголочка, иголочка, Шей, не ленись! Машенька, Машенька, (Грозить пальчиком).

Смотри, не уколись!

Наряжаем елку.

Мы повесили игрушки

От подставки до макушки! (Поднять руки снизу вверх).

Шарики цветные, (Вращать кулачками).

Рыбки золотые, (Волнообразные движения руками).

Золотые петушки, (Приставить руки к голове, как гребешок).

Разноцветные флажки. (Сжать четыре пальца вместе, поставить большой палец перпендикулярно).

Громко хлопнула хлопушка – (Хлопнуть в ладоши).

Бах! Зазвенели все игрушки: (Вращение кистей).

Оладушки .

Топором дрова колю (Движения ладоней сверху вниз).

А потом пилой пилю, (Движения ладоней вперед-назад).

Отнесу их бабушке, (Пальцы,бегут’’ по столу).

Чтоб испечь оладушки. ,Пекут’’ оладушки).

Кошка.

Мягко кошка посмотри (Сжимать и разжимать руки в кулачки).

Разжимает коготки,

И легонько их сжимает

Мышку так она пугает. (Пальцы,бегут’’ по столу).

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

УПРАЖНЕНИЯ, СОПРОВОЖДАЕМЫЕ ТЕКСТОМ
«Моя семья»
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватить кулачок.

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка, Вот деточка моя,
А вот и вся семья.

«Наш малыш»
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого.

«Встали пальчики»
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

«На работу»
Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов: «Встали братцы все» - широко расставить пальцы в стороны.
Большой палец встал один. Указательный за ним. Средний будет безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все - «Ура!» На работу им пора.

«Пальчики здороваются»
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

«Очки»
Образовать два кружка из больших и VKasamejibHbix пальыее обеих рук, соединить на переносице.
Что стряслось у тети Вали?
У нее очки пропали!
«Стульчик»
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке. Если упражнение выполняется легок, то можно менять положение рук на счет «раз два».
Стульчик ты из рук сложи И детишкам покажи.

«Разминка»
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу обеих рук. Можно использовать резиновые игрушки.
Ты, утенок, не пищи! Лучше маму поищи.
«Погладим котенка»
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющее упражнение для пальцев.
Киса, кисонька, кису ля.!- Позвала котенка Юля. - Не спеши домой, постой! И погладила рукой.«Повстречал ежонка ёж»
Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Повстречал ежонка ёж:
«Здравствуй, братец! Как живешь?»
«Здравствуй»
Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам. *
Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!

«Кольцо»
Большой и указательный пальцы соединить сторону.
Выйду на крылечко, Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки Подарить хочу Валюшке.

«Зайчик и кольцо»
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы сжать в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести из в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы отвести в сторону.
Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко.
А колечко не простое - Блестит, словно золотое.
«Стол»
Левая рука сжата в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь поверх кулачка.
У стола четыре ножки, Сверху крышка,
Как ладошка.
«Цепочка»
Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой
·- указательный, большой - средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальцев.
Пальчики перебираем И цепочку получаем.
Шевелимпальчиками
«Зайка и барабан»
Пальцы сжаты в кулачок. Указательный и средний пальцы вытянуты вверх и прижаты один к другому. Безымянным, и мизинцем стучим по большому пальцу.
Зайка взял свой барабан И ударил: трам-трам-трам.
«Лошадка»
Правая ладонь на ребре, направление от себя. Большой палец поднят. Сверху на правую накладывается левая ладонь под углом. Пальчики изображают гриву. Поднятые вверх два больших пальца образуют уши.
У лошадки вьется грива, По ветру летит игриво.
«Зайка и зеркало»
Левая ладонь смотрит вверх, делаем «козу». Сверху на левую ладонь накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и ими двигаем, в противоположные стороны.
Зайка в зеркальце глядит И ушами шевелит.«Коза»
Кисть руки обращена ладонью вниз. Указательный и мизинец выставлены перед. Средний и безымянный палы[ы прижаты к ладони и охвачены большим пальцем.

«Коло КОЛ Ь Ч И К»
Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, ребенок им свободно вращает.
Колокольчик все звенит, Язычком он шевелит.
«Собака»
Правая ладонь поставлена на ребро, обращена к себе. Большой палец вверху. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
У собаки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
«Жук»
Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.
Жук летит, жужжит, жужжит И усами шевелит.
«Птенчики в гнезде»
Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно.
«Краб»
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
Краб ползет по дну, Выставив свою клешню.
«Петушок»
Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой.
«Курочка»
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.
Курочка прыг на крыльцо: Я снесла тебе яйцо!

Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик - наш малыш.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!

Я здороваюсь везде - Дома и на улице.
Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице.

кольцо, остальные отвести в

«Зайчик в норке»

У козы торчат рога,
Забодать может она. - -

Речь ребенка напрямую связана с развитием его двигательной активности пальцев. Поэтому «пальчиковую активность» необходимо развивать с самого раннего возраста.

Тренировку пальчиков можно начинать уже с 6-7 месяцев. Малышам в этом возрасте делают массаж кистей рук. Каждый пальчик проминается отдельно и вся кисть в целом. Массаж длится 2-3 минуты. Проделывать его необходимо ежедневно.

С возраста 9 месяцев уже можно проделывать разнообразные активные движения для пальцев рук. Сложность упражнения напрямую зависит от уровня развития малыша.

Игры с пальчиками малыша способствуют не только развитию речи. Но так же и доставляют радость малышу общением с близкими ему людьми. Так, например, мама может взять малыша, посадить себе на колени и начинать играть с его пальчиками. Пальчики можно просто помять, делая массаж. Можно пощекотать ладошку, похлопать в ладоши. От всего этого ребенок не только получит массу приятных «на ощупь» удовольствий, но и приятно и с пользой приведет время с мамой.

Очень интересными станут пальчиковые игры , если их сопровождать стихами или песенками. Во время игр взрослому необходимо будет комментировать игру. Лучше всего это делать в стихотворной форме, потому что стихи всегда очень интересны для деток и легко ими запоминаются.

Но немаловажная роль в игре отводится интонации произнесенного стихотворения. И, конечно же, взрослые должны с особой внимательностью подойти к вопросу интонации. Совсем маленьким деткам главное, чтобы стишки были рассказаны добрым, ласковым голосом. Для детей постарше (3-5 лет) уже большую роль играет не только интонация голоса, но и мимика лица во время рассказа.

Если вашему малышу 2-3 годика, то очень будут познавательны и увлекательны игры с «пальчиковыми куклами ». На каждый пальчик можно надеть бумажный колпачок и нарисовать на нем с помощью фломастера различные мордашки. В таких играх можно проявить фантазию и устроить целый спектакль с различными персонажами.

Этапы подготовки пальчиковых игр:

  1. Сначала взрослый сам показывает и рассказывает текст игры. Ребенок в это время просто наблюдает за процессом.
  2. Потом взрослый проговаривает стих и, руководя руками ребенка, выполняет все движения с малышом. Малыш помогает выполнять движения взрослому.
  3. Взрослый и ребёнок вместе выполняют одни и те же движения, взрослый своими руками, ребенок своими руками. При этом текст говорит взрослый.
  4. Текст говорит взрослый. Ребенок сам выполняет движения. Взрослый может ему немного помогать.
  5. Ребенок всё старается сделать сам - и проговаривает текст и делает движения руками. Если ребенок что-то забыл, то взрослый может ему напомнить движения или текст.

Не стоит проводить игры, если у вас или у ребенка холодные руки. Сначала согрейте руки. Их можно опустить в теплую воду или просто растереть ладошки.

В некоторых играх (особенно в новых для малыша) могут встречаться непонятные ребенку персонажи или предметы (понятия). Сначала расскажите подробно о них малышу, чтобы игра стала интересной, а не вводила кроху в заблуждение.

Если ребенку меньше 1,5 лет, то игры должны проходить в качестве гимнастики или просто показа игры.

Вместе с ребенком в пальчиковые игры можно играть, когда ребенку исполнится 1,5 года.

Во время игр можно придумывать различные сценарии. Будет очень хорошо, если во время игры вы будете щекотать ладошку ребенка или «бегать» по ней.

Во время игры очень важна мимика. Старайтесь использовать выразительную мимику.

Интонация произнесенного вами текста так же должна быть выразительной. Делайте паузы там, где они должны быть по тексту. В зависимости от происходящего в рассказе, говорите то тише, то громче.

Для первоначального этапа игр с пальчиками можно выбрать всего 2-3 игры. Новые игры необходимо вводить постепенно, заменяя старые на новые.

Если ребенок допускает ошибки – старайтесь на них внимания не обращать. Чаще хвалите его за успехи. Игра должна быть веселой и приносить удовольствие.

Практически все пальчиковые игры основаны на фольклорном творчестве. Стишки и потешки очень быстро запоминаются ребенком. Во время игр пальчиками можно проявить фантазию, придумать различные сценарии и воплотить их в жизнь, продемонстрировав небольшой спектакль «на пальчиках».

Советуем изучить несколько простых пальчиковых игр в картинках, которые интересны даже самым маленьким деткам.

Пальчиковые игры для развития речи и мелкой моторики рук в режимных моментах для детей раннего возраста

Мубаракзянова Серине Врежиковна, младший воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» г. Муравленко, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Описание: комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста будет полезен воспитателям группы раннего возраста, а также родителям детей данной возрастной категории.
Цель: Развитие речи детей и мелкой моторики рук в режимных моментах.
Задачи:
1) Способствовать развитию автоматизированности мелкой моторики, повышению синхронности движений.
2) Развитие активного и номинативного словаря, представлений о грамматическом строе речи.
3) Формирование культурных навыков, закрепление основ этикета

I. Прием детей

1. Игра «Здравствуйте»
Цель: Развитие игровой деятельности и свободного общения со взрослыми и детьми. Формирование основ этикета.
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

II. Утренняя гимнастика

1. Упражнение «Вверх по лесенке/Вниз по лесенке»
Цель: Повысить мышечный тонус рук и пальцев детей. Развивать словарный запас, в частности, изучение порядковых числительных.
Вверх по лесенке шагаем,
И ступенечки считаем.
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре.
Движения выполняются пальцами вверх несколько раз, затем меняется первая строка стихотворения («Вниз по лесенке шагаем») и движения пальцев производятся в обратном порядке. Игра повторяется несколько раз.

2. Игра «Зайка»
Цель: Развитие мелкой моторики, повышение координации движений, развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук и автоматизированности движений.
Зайка по лесу скакал, (пальчиками слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Зайка корм себе искал. (высыпаем на поверхность горошины, бусинки, мелкие камешки и начинаем по ним стучать)
Вдруг у зайки на макушке» (ищем ручками у себя макушку)
Поднялись высоко ушки» (делаем из ладошек ушки на головой)
Шорох тихий раздается» (прячем лицо в ладошки)
Кто-то по лесу крадется» (аккуратно перебираем пальчиками по поверхности, стараясь на попадать на рассыпанные предметы)
Зайка путает следы (стучим пальчиками по очереди)
Удирает от беды (очень быстро перебираем пальцами и передвигаем руки на максимально возможное расстояние).

III. Умывание

1. Игра «Водица»
Цель: подготовка детей к водным процедурам, стимулирование мышечной активности, развитие номинативного словаря детей, повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
Рассказать вам, где мы были?
К речке по воду ходили, (идем двумя пальчиками по столу, изображаем обеими кистями)
Принесли в ведре водицы, (складываем обе ладошки «ковшиком»)
Чтоб детишкам всем умыться, (умываемся)
Вымыть уши, глазки наши (движения пальцами около ушей, глаз)
И сварить на завтрак каши. (круговые движения правой кистью)

2. Игра «Ладушки»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение тонуса мышц.
Ладушки, ладушки, (дети хлопают в ладоши)
С мылом моем лапушки. (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)
Чистые ладошки, (демонстрация рук, разведение их в стороны)
Вот вам хлеб и ложки. (попеременное открытие и сжимание кулачков левой и правой руки)

3. Игра «Мыло»
Цель: Подготовка к водным процедурам, повышение автоматизированности движений, стимулирование развития номинативного словаря, а также повышение интереса к гигиеническим процедурам).
Каждый день
Я мыло мою (поглаживание рук с внутренней и внешней стороны)
Под горячею водою
И в ладонях поутру
Очень сильно тру. (легкие трущие движения, имитация процесса намыливания рук)
Мойся, мыло,
Не ленись! (сжимание-разжимание кулачков в медленном темпе)
Не выскальзывай,
Не злись! (попеременное соприкосновение всех пальцев с большим пальцем (на обеих руках))
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала. (поглаживание рук в внешней и внутренней стороны)

IV. Прием пищи

1. Игра «Пальчики обедали»
Цель: Развитие культурных навыков, закрепление основ этикета, стимулирование мышечной активности, снятие напряжения.
Пять проворных пальчиков (сжимаем и разжимаем кулачок)
Как-то за столом (пальчиками поочередно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Чуть не утонули
В супе овощном. (пальчиками одновременно слабо ударяем по любой поверхности (подойдет стол, пол).
Испугались
Лук,
Морковка,
Свёкла,
Помидоры, (поочередно загибаем пальчики на каждой руке, начиная с мизинца (при перечислении овощей))
Успокоиться не могут
И по эту пору.

2. Игра «Значение органов»
Цель: Настрой на прием пищи, развитие координации движений. Стимулирование развития номинативного словаря.
Ротик мой умеет кушать, (показываем пальцем на губы)
Нос – дышать, а уши – слушать, (показываем на нос, на ухо)
Могут глазоньки моргать, (поморгать)
Ручки всё хватать, хватать. (хватательные движения пальцами: раскрытые ладони – пальцы в кулаки)

3. Игра «Пальчики»
Цель: Развитие автоматизированности и координации движений, гибкости пальцев. Обогащение словарного запаса и повышение уровня сформированности грамматической стороны речи.
- Мой мизинчик, где ты был? (аккуратно ударяем мизинчиком левой руки по столу)
- С безымянным – щи варил, (аккуратно ударяем безымянным пальцем левой руки по столу)
А со средним – кашу ел, (аккуратно ударяем средним пальцем левой руки по столу)
С указательным запел. (аккуратно ударяем указательным пальцем левой руки по столу)
А большой меня встречал (аккуратно ударяем большим пальцем левой руки по столу)
И конфетой угощал,
Правый же большой плясал
И на танец приглашал. (аккуратно ударяем большим пальцем правой руки по столу)
Указательный на правой
Вел в поход нас всей оравой. (аккуратно ударяем указательным пальцем правой руки по столу)
Средний брат несет рюкзак, (аккуратно ударяем средним пальцем правой руки по столу)
Безымянный ходит так. (аккуратно ударяем безымянным пальцем правой руки по столу)
А мизинец стал играть,
Братьев слушать приглашать. (аккуратно ударяем мизинцем правой руки по столу)
Раз-два-три-четыре-пять! (сжимаем все пальчики обеих рук в кулачки)

V. Прогулка

Игры проводятся во время теплой погоды. Перчатки и варежки не снимаются. Возможно проведение после прогулки (в помещении) по результатам наблюдения за происходящими явлениями.

1. Гимнастика «На дворе у нас мороз»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, работу мышц. Развитие номинативного словаря.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать (дети топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём, (выполняются плавательные движения руками)
Дно ногами достаём.
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (ходьба на месте)

2. Игра «Снеговик»
Цель: Разнообразить прогулку детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развитие синхронности движений. Способствовать развитию номинативного словаря.
Давай, дружок, смелей, дружок (дети хлопают в ладоши)
Кати по снегу свой снежок - (показ и повторение образца, как лепить снежок)
Он превратится в толстый ком (показать «круг» руками»)
И станет ком снеговиком (обвести руками в воздухе две окружности)
Его улыбка так светла! (дети хлопают в ладоши)
Два глаза… шляпа…нос…метла… (показ в соответствии с текстом)
Но солнце припечет слегка - (поднять руки вверх)
Увы! – и нет снеговика! (развести руками)

18. Игра «Малыши»
Цель: создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать синхронность движений. Стимулировать развитие активного словаря.
- Почему так хороши
В нашем доме малыши:
Губки - алы, (показываем пальцем на губы)
Зубки - белы, (показываем пальцем на зубки)
Щечки - розовы? (показываем пальцем на щеки)
- Да с мороза мы! (разводим руками)

VI. Подготовка ко сну, сон, пробуждение

1. Игра «Спокойного сна!»
Цель: Подготовка ко сну, расслабление мышц. Развитие номинативного словаря, совершенствования представлений о грамматическом строе речи.
Этот пальчик хочет спать, (загибают мизинец)
Этот пальчик лег в кровать, (загибают безымянный палец)
Этот рядом прикорнул, (загибают средний палец)
Этот пальчик уж заснул, (загибают указательный палец)
А другой давненько спит… (загибают большой палец)
Кто у нас еще шумит? (необходимо погрозить пальчиком другой руки)
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите! (погладить одной руку другую)

Упражнения и игры на пробуждение можно сопровождать негромкой плавной музыкой.
2. Пальчиковые упражнения «С добрым утром»
Цель: Организация пробуждения детей после сна, создания позитивного эмоционального фона. Поддержание тонус мышц, организация постепенного пробуждения. Стимулирование коммуникативной активности, развитие активного словаря.
С добрым утром, глазки! (поглаживаем веки глаз)
Вы проснулись? (смотрим в «бинокль»)
С добрым утром, ушки! (поглаживаем ушки)
Вы проснулись? (прикладываем ладонь к ушкам)
С добрым утром, ручки! (поглаживаем кисти рук)
Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)
С добрым утром, ножки! (поглаживаем ноги)
Вы проснулись? (притопываем)
С добрым утром, солнце! (руки раскрываются навстречу солнышку)
Мы проснулись! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться)

VII. Самостоятельная деятельность

1. Игра «Снежинки»
Цель: Разнообразить досуг детей, создать хорошее настроение, стимулировать физическую активность, развивать кинестическую основу движений мелкой моторики рук, совершенствовать координацию движений. Развитие номинативного словаря.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Туча по небу плыла. (пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара (тучи)).
Вдруг из тучи над землёй
Полетел снежинок рой. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер дунул, загудел –
Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).
Рой снежинок вверх взлетел. (руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).
Ветер с ними кружится,
Может быть подружится. (продолжать вращающие движения кистями, попеременно скрещивая руки)







2024 © rukaraoke.ru.