Память и основные процессы памяти. Процессы памяти. Факторы, влияющие на запоминание


  • Функциональная структура психики в психологических понятиях.
  • Функциональная структура психики человека (в психологических категориях), представленная в радиально круговой системе координат
  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

    Память – это сквозной психический процесс. Сквозной означает то, что он присутствует на всех уровнях психического отражения и без памяти невозможно существование другого процесса. Определение памяти дается через процессы памяти.

    Память – это интегральная следовая форма психического отражения, заключающаяся запоминание, сохранение и последующим воспроизведение человеком своего опыта. В этом определении представлены все процессы памяти, но пропущено забывание.

    Основные процессы памяти.

    Запоминание – это процесс ввода информации в память. Обычно оно присутствует в трех формах. Первое – это запечатление, которое представляет собой быстрое, прочное введение информации. Запечатление происходит в результате однократного предъявления. Обычно запечатлевается эмоционально значимая информация, окрашенная яркими переживаниями, нужная человеку для построения его жизни.

    Непроизвольное запоминание – как вторая форма запоминания происходит автоматически и человеку не надо для этого прилагать никаких усилий. Экспериментально было установлено, что если человек занимается какой-либо деятельностью, то он автоматически фиксирует в памяти именно тот материал, который нужен для выполнения этой деятельности.

    Третья форма – произвольное запоминание , которое часто заменяют термином мнемическая деятельность. Именно произвольное запоминание является высшей формой памяти. Для произвольного запоминания человек может использовать следующие приемы: Группировка, которая используется в связи с разделением запоминаемого материала на группы. Выделение опорных пунктов в запоминаемом тексте, которое чем-то напоминает маркировку содержания абзацев. Структурирование, которое помогает расположить части изучаемого материала в определенной последовательности. Мнемотехнические приемы. Например, метод мест. Перекодирование как прием непроизвольного запоминания заключается в представлении информации в образной форме. Достраивание позволяет связать фрагменты текста или информации со своим непосредственным опытом, и в этой связи прочнее его запомнить. Ассоциирование применяется для запоминания лиц и людей.

    Произвольное запоминание наиболее продуктивно, так как это деятельность, преследующая определенную цель. Студенческая сессия – это марафон на произвольное запоминание.

    Факторы, влияющие на запоминание.

    1. Установка. Существуют разные варианты установок: запомнить надолго, запомнить до экзамена, запомнить в основном, запомнить буквально, запомнить основные мысли и так далее. Основная особенность установки – она должна быть четкой, позитивной, бодрящей. Вроде бы мелочь, но экспериментально установлено, что наличие установки очень облегчает процесс запоминания.

    2. Объем материала. Как ни странно, но лучше запоминать материал большими объемами. Объемный материал запоминать трудно, но вспоминается больше. Учить нужно не абзацами, а параграфами. При воспроизведении выстраивать логически и прослеживать связующие формы.

    3. Осмысленность запоминаемого материала. Для взрослого человека приоритетна логика и мышление, поэтому запоминается только осмысленный, понятый материал. Механическое запоминание совершенно не осмысленное и не характерно для взрослого человека.

    4. Эффект «края», или «краевой эффект памяти. Суть в том, что начало и конец любого материала запоминается лучше. Часто этот эффект используют при написании учебников. В этом варианте информация будет повторена трижды. Это не для того, чтобы студент понял, а для того, чтобы запомнил.

    «Краевой эффект» памяти состоит еще в том, что информация о незнакомом человеке лучше. О знакомом человеке мы лучше запоминаем последнюю информацию.

    5. Распределение во времени. Суть в том, что материал лучше запоминается не концентрированно, а распределено. Сначала делаем первый подход к материалу информации, потом второй, а потом третий. Все подходы через промежуток в 24 часа.

    6. Окружающая обстановка и местоположение . Человек устроен таким образом, что в какой ситуации он воспринимает информации, в той ему лучше и воспроизводить. Например. Если студент готовиться к экзамену лежа, то и сдавать ему лучше в такой же позиции.

    7. Фактор повторения. Во время повторения важно оторваться от текста и не подглядывать. Иначе при воспроизведении материала будет требоваться «опора для глаз». Воспроизведение должно быть свободным. Прочитал, выделил опорные пункты и рассказал. Важно, чтобы глаза не искали текст, не упирались в него. Хорошо писать шпаргалки. Это дает возможность в маленьком ресурсе излагать большой объем информации.

    8. Концентрация внимания. Когда мы вводим информацию – часто бываем, рассеяны, нам трудно сосредоточиться и удержать внимание на выбранной теме. Только при полной концентрации внимания можно получить при запоминании положительный результат. Для усиления концентрации также используются различные приемы.

    Сохранение - как второй процесс памяти. Это процесс динамический, если информация введена в память, это не означает, что она там просто лежит мертвым грузом. С поступившей информацией всегда происходят преобразования. Именно процесс сохранения информации предполагает самостоятельную жизнь материала, введенного в память. Выделяют способы организации введенной информации. Например. Происходит построение когнитивных карт . Когниция – это мышление, связь с разумом. Построение когнитивных карт заключается в том, что выстраивается пространственная организация материала, устанавливаются близкие и отдаленные темы и понятия. Эти понятия – близкие по смыслу. Другие понятий – противоположные по смыслу. Так происходит выстраивание системы понятий, которое может быть схематически изображено. В свое время Леонардо да Винчи использовал построение и рисование этих когнитивных карт. Таким образом, в нашей памяти этот материал по системе ассоциирования выстраивается в определенные потоки.

    Другой способ – это ассоциативная организация материала. Ассоциация означает связь, соединение. Она предполагает группировку. У нас бывают ассоциации по пространственной смежности. Или ассоциации по временной смежности. А так же по схожести признаков, причинно-следственные, по контрасту и так далее.

    Третий способ организации материала называется иерархическим . Это означает выстраивание ряда видовых отношений, то есть выделение общих, или частных категорий.

    Вся эта организация памяти связана с работой интеллекта. Эта бессознательная обработка материала.

    Психологи задавались вопросом: Сколько времени информация сохраняется в памяти? Ответить на этот вопрос в настоящее время достаточно сложно. Есть взгляд, что материал сохраняется всю жизнь. Под гипнозом у человека удается вызвать рудиментарные рефлексы, которые есть у новорожденного ребенка, а потом проходят. Когда делают операции на головной мозг, человек может видеть картинки из прошлого. Так было установлено, что в уме хранится много самой разнообразной информации. Вывод: наша память устроена так, что информация не забывается.

    Каждый человек имеет интеллектуальные накопления, а потом выдает это за свой образ мысли. Именно из набранных комбинаций идет выстраивание собственных мыслей. Бывают два типа хранилища. Эпизодическое хранилище , где хранятся как в альбомах эпизоды нашей жизни. И есть семантическое хранилище , там хранятся правила языка, правила математических операций, интеллектуальные структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит объяснительным каркасом.

    Когда мы были маленькими, у нас не было речи, а впечатления были. Эти впечатления хранятся в семантической памяти, как в библиотеке, но как бы утрачен пароль, к ним нет доступа. Волевыми усилиями нам доступна информация только того периода, когда мы уже владели речью.

    Психоанализ использует приемы для того, чтобы поднять эти воспоминания, и вызвать реакции из эпизодической детской памяти. Этот материал энергетически очень насыщенный. И так, мы можем влиять только на введение и извлечение информации, а что с ней происходит не ясно.

    Забывание – как процесс памяти. Это очень необходимый процесс для работы памяти. Это процесс исключения информации. Человек в этом процессе начинает обобщать и уходить от мелких, незначительных деталей. Также забывание необходимо для того, чтобы справиться с травматическими ситуациями в своей жизни.

    Итак, забывание необходимый процесс и на него так же влияют некоторые факторы. Первое – возраст . С возрастом человек прекращает впускать информацию, потому что голова уже достаточно перегружена. Человек как бы отграничивается от стимулов внешней среды. Есть исследования, которые доказывают, что когда человек перестает воспринимать информацию из внешнего мира и концентрируется на своем внутреннем мире, он начинает вырастать в мудрости. Внутри уже все есть для этого, надо только в это поверить.

    Второе – характер информации . Человек забывает ту информацию, которая не используется. Очень сильно влияет на забывание характер предшествующих и последующих событий. Например. Если вас выбили из колеи, а вы пришли что-то учить, то это не получится. Или, если вы что-то выучили, но произошло какое-то экстремальное событие, то эта информация тоже может стереться.

    Существует такая форма забывания – как активное забывание . Это явление исследует психоанализ, называя его вытеснением . Здесь речь идет о том, что забывание бывает мотивировано. В тех случаях, когда человек не может справиться с какой-то травматической ситуацией, психика убирает эту информацию из поля сознания, вытесняет.

    Воспроизведение – последний процесс памяти, который предусматривает воссоздание сохраненного в памяти материала. Выделяют разные формы. Узнавание – это актуализация материала с опорой на предмет. ТО есть в поле зрения появляется какой-то предмет и человек начинает присматриваться к нему, пытаясь узнать. В узнавании обязательно присутствует объект.

    Собственно воспроизведение – это тогда, когда от нас требуется дать ответ на основе собственной памяти.

    Припоминание . В случае припоминания у человека есть уверенность, что он знает, но никак не может припомнить и воспользоваться этой информацией. Припоминание может быть мучительным и болезненным процессом, потому что есть информация, есть в ней потребность, но нет доступа к этой информации. Чтобы актуализировать припоминание, используют два приема. Во-первых, делается попытка выстроить ассоциативные связи и по ним осуществить припоминание. Во-вторых, можно просто прекратить процесс припоминания, и необходимая информация сама всплывет в памяти.

    Подготовка на экзамене . После того, как вытащен билет, рекомендуется писать все, что приходит в голову по ассоциациям. Делаются наброски, а потом материал логически упорядочивается. Далее необходимо слушать то, что отвечают другие и вписывать это в свой ответ, взяв то, что необходимо. Именно то, что отвечают другие студенты, может стать опорой для припоминания, это освежает собственную память.

    "

    Память - психофизиологический процесс:

    Осуществляющий отражение и накопление непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта;

    Выполняющий функции запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

    Память служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.

    Процессы памяти

    Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса.

    Первый из них - это запоминание и кодирование , в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться.

    Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с той, которая уже есть в памяти.

    Третий этап-это узнавание и воспроизведение хранящейся информации; без него мы никогда не могли бы знать, что именно мы действительно запомнили.

    И есть еще один процесс:

    Забывание.

    Запоминание - удержание материала в памяти. З. - важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала в систему осмысленных связей. В зависимости от места процессов З. в структуре деятельности различают произвольное и непроизвольное З. В случае непроизвольного З. человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью процессы выполняют здесь операции, обслуживающие другие действия. В результате З. носит относительно непосредственный характер и осуществляется без специальных волевых усилий, предварительного отбора материала и сознательного применения каких-либо мнемонических приемов. Вместе с тем зависимость З. от целей и мотивов деятельности сохраняется и в этом случае. Как показали исследования (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов), непроизвольное З. оказывается значительно более успешным, чем когда запоминаемый материал входит в содержание цели выполняемого действия. Важную роль играет и специфика решаемой задачи: ориентировка на смысловые, семантические связи ведет к более глубокой обработке материала и более продолжительному непроизвольному З. Произвольное З. является специальным действием, конкретная задача которого - запомнить точно, на максимально продолжительный срок, с целью последующего воспроизведения или просто узнавания - определяет выбор способов и средств З., а тем самым влияет и на его результаты. Типичным для этого вида З. является сложное опосредствованное строение. К числу обычно используемых способов произвольного З. относятся составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, семантическая и пространственная группировка материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение его с уже имеющимися знаниями. При прочих равных условиях произвольное З. продуктивнее непроизвольного, обеспечивает большую систематичность, сознательность усвоения новых знаний и управляемость этим процессом. Важную роль среди механизмов З. играет повторение. Продлевая эффективную длительность воздействия информации, оно служит средством развития высших социализированных форм памяти, прежде всего произвольного З. Вместе с тем исследования показывают, что повторение не является безусловно необходимым для долговременного З., в частности его роль существенно снижается при З. жизненно важного материала и сведений, несущих для индивида большую смысловую нагрузку.

    Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

    Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

    Ранее запомненные знания взаимодействуют с вновь усваиваемыми: они вступают в новые связи (ассоциируются), уточняются и дифференцируются, обобщаются и перекодируются. Сохраняемый сознанием опыт – постоянно изменяется и обогащается. В неизменном виде сохраняется и воспроизводится только то, что заучено наизусть как самостоятельное цельное высказывание.

    О сохранении информации и её видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.

    Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление(запись), сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

    Память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

    Процессы памяти: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.

    Первоначальная стадия запоминания – т.н. непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают к себе процессы, происходящие на самой начальной стадии запоминания. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, он должен быть соответствующим образом переработан субъектом. Субъективно этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы получили название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

    Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

    От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко приобретает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Так, например, заучиваются стихи, определения, формулы, законы и т.д. Успех запоминания зависит также от того, в какой степени материал осмысливается человеком. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких-либо преобразований. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную область объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала. Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Осмысление материала достигается разными приемами и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом запоминания является также сравнение, т.е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и пр. Прочность запоминания во многом зависит и от повторения.

    То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти иметь свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он подвергается реконструкции, переработке.

    Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов - воспроизведения и узнавания. Воспроизведение - это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений. Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

    Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были, а узнавание происходит из-за того, что ранее нам описали этот дом, объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях о нем.

    Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, а вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Поэтому данные случаи характеризуются полным узнаванием. Оба этих варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым процессом.

    Процессы узнавания и воспроизведения не всегда осуществляются с равным успехом. Иногда бывает так, что мы можем узнать какой-либо объект, но воспроизвести его, когда он отсутствует, оказываемся не в состоянии. Бывают случаи обратного рода: у нас появляются какие-то представления, но сказать, с чем они связаны, мы не можем. Чаще всего мы испытываем затруднения при воспроизведении чего-либо, и гораздо реже такие затруднения возникают при узнавании. Как правило, мы бываем в состоянии узнать при невозможности воспроизвести. Таким образом, узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение.

    Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

    Забывание проявляется в двух основных формах:

    1. невозможность припомнить или узнать;
    2. неверное припоминание или узнавание.

    Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания.

    Принято выделять три таких уровня:

    1. воспроизводящая память;
    2. опознающая память;
    3. облегчающая память.

    Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

    Родоначальником научной психологии памяти считают немецкого ученого Г. Эббингауза, который экспериментально исследовал процессы памяти. Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

    Запоминание

    Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

    Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

    От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.

    Сохранение

    То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

    Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

    Узнавание и воспроизведение

    Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

    Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

    Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

    Забывание

    Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации (оживлению) временных нервных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

    Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным (назад действующим) торможением. Оно выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва, если последующая деятельность сходна с предыдущей и если последующая деятельность труднее деятельности заучивания.

    Для борьбы с забыванием надо знать закономерности его протекания.

    В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание информации.

    Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избиратель­ность - далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

    Запоминание может быть

    • механическим и осмысленным,
    • непроиз­вольным и произвольным.

    В ходе онтогенетического развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания, при котором происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Различные виды памяти - моторная, эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.

    Сохранение - это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования.

    Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регули­рованию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществля­ется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все бо­гатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не спо­собно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо ма­териала в памяти требует его систематического переструктурирования, ре­организации под влиянием нового опыта.

    Необходимым условием запоминания и сохранения информации являет­ся сохранность структур головного мозга.

    Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

    Различается

    • непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и
    • произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

    Воспроизведение но­сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностя­ми, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспро­изведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобрета­ет обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

    Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

    • узнавание,
    • соб­ственно воспроизведение,
    • припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого).
    • воспоминание.

    Узнавание - это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие чего-то вполне конкретного, и родовое, когда воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-либо известному классу предметов.

    Воспоминание - это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни. При воспоминании события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс.

    Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

    При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может привести к восстановлению забы­того материала.

    Забывание связано с эффектами проективного и ретро­активного торможения. Проективное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроак­тивное торможение - результат негативного влияния последующей деятель­ности.

    В психоанализе забывание объяснялось действием защитного меха­низма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений из сферы сознания.

    Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии - вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

    Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопа­тологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) времен­ные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амне­зии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

    Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезии или «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям 3игмунда Фрейда , амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии.







    

    2024 © rukaraoke.ru.