Первые сутки жизни новорожденного. Первые дни новорождённого дома — что делать после приезда из роддома


Первые дни новорождённого дома после роддома самые тяжёлые как для малыша, как и для родителей. Часто мамочки даже боятся выписываться, ведь они часто не уверены в том, что смогут справиться с уходом за младенцем. Маленький человечек кажется совсем хрупким и беззащитным. Не меньшее волнение охватывает домочадцев, ведь дом нужно подготовить к новому члену семьи. Однако все беспокойства можно снять, если ознакомиться с подробной инструкцией о том, как себя вести.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Как приготовить квартиру к прибытию малыша?

Чистота в доме – гарант здоровья ребёнка, а потому перед приездом малыша требуется навести порядок. Не обязательно обеспечивать полную стерильность, но пол должен быть вымыт, кроватка – обработана при помощи мягкого моющего средства, бельё – постирано детским порошком.

Около детской кроватки не следует размещать «пылесборники» (различные сувениры и мягкие игрушки), которые могут стать источником аллергии. Помещение должно быть хорошо проветрено. Также нужно оборудовать комнату следующими предметами:

  • Ночник, который понадобиться для кормления младенца ночью;
  • Комод для детских вещей;
  • Нужно озаботиться не только качеством кроватки, но и безопасностью и удобством матраца для ребёнка. Как выбрать комплект в кроватку для новорождённого ;
  • В первые месяцы нужно часто менять подгузники, пеленать младенца, а потому требуется подготовить специальное место для этого. Если средств не хватает на специальный столик, можно приспособить под пеленание старый комод или стол. Поверх него кладётся мягкое одеяло, а также клеёнка. С правой стороны стола для пеленания нужно разместить все средства для ухода за младенцем: присыпки, ватные диски, детский крем. Весь список на первое время . Слева можно положить подгузники и ползунки. — предмет споров родителей и педиатров, об этом можно узнать из отдельной статьи;
  • Если в квартире сухой воздух, нужно купить увлажнитель воздуха. У малыша, при сухом микроклимате, пересыхает слизистая, возникает насморк, а потому так важно следить за показателями влажности. Для этого можно проводить ежедневную влажную уборку, разместить ведро с водой около батареи. Однако наиболее надёжным инструментом является специальный увлажнитель.

Около детской кроватки не следует размещать «пылесборники».

Зону для отдыха и пеленания малыша лучше подготовить заранее. Потребуется также закупить все вещи, которые понадобятся в первое время: распашонки, пелёнки, подгузники, крема.

Что делать в первые дни жизни новорождённого ребёнка дома после роддома?

Что делать в первые дни новорождённого дома? Самое главное – не делать ничего лишнего. Младенец должен хорошо отдохнуть. Нужно покорить его, а затем уложить спать. Не нужно сразу же организовывать купания и прогулки. Малыш, сразу после приезда из роддома, нуждается только в еде и отдыхе. Поэтому следует сократить количество гостей до минимума.

Что нужно малышу — основы ухода

Новорождённый имеет целый ряд потребностей, каждую из которых требуется учесть:

  • Питание . Кормить малыша нужно минимум раз в 3 часа. Если наблюдаются сосательные рефлексы, это свидетельствует о том, что младенец хочет кушать;
  • Сон . Новорождённые спят отрывками по 2-3 часа. Такой же промежуток составляет время бодрствования. Для хорошего сна требуется обеспечить тишину и темноту. Многие педиатры и психологи убеждены в благотворном воздействии совместного сна родителей с ребёнком. Малыш чувствует присутствие близких людей, что делает его отдых полноценным.

Совместный сон — это практичное решение при грудном вскармливании. Маме не придётся часто вскакивать к ребёнку, ведь он находится совсем рядом. При любых признаках его беспокойства, можно быстро отреагировать.

  • Температура . Наилучшей для младенца температурой является 18-19 градусов. Многие родители делают ошибку, надевая на ребёнка по «сто» кофточек и распашонок. Это неправильный подход, который может привести к перегреванию и появлению опрелостей;
  • Психологические потребности . Физический контакт требуется для того, чтобы младенец чувствовал спокойствие. Касания, объятия, поцелуи – все это крайне важно.

Маленький человечек должен постоянно чувствовать присутствие заботливых родителей рядом. Необходимо говорить с ним. Не стоит бояться переизбытка внимания.

Как всё успеть?

Соблюдение постоянной частоты, уход за новорождённым в первые дни дома – всё это требует огромных резервов сил. Нагрузку можно облегчить, если правильно распределять обязанности и планировать время. В этом помогут рекомендации:

  • После рождения малыша много людей хочет поздравить новоиспечённых родителей. Однако телефонные переговоры нужно сводить до минимума. Желательно предупредить близких, чтобы они не звонили сами, а отправляли сообщения. Таким образом, звук телефона не будет пугать младенца и нарушать сон матери;
  • Для каждого предмета должно быть своё место. Следует выделить специальный стол, куда будут складываться все необходимые мелочи. Это сэкономит время на поиск нужной вещи и предотвратит излишнее беспокойство;
  • Все покупки требуется делать за один раз. Лучше съездить в супермаркет, где есть всё нужное;
  • Требуется распределить обязанности, и чётко их соблюдать. К примеру, папа может быть ответственен за закупку всего необходимого и купание младенца, а мама – за кормление грудью и уборку. Данная мера обеспечит координацию всех действий, предупредит конфликты, даст равномерную нагрузку. Если рук всё равно не хватает, можно обратиться к родственникам.

Мамам важно доверить младенца папам, ведь это полезно для всех сторон. Ребёнок будет привыкать к отцу с первых же дней, а мужчина успешнее адаптируется к своей новой роли.

Обоим родителям нужно обговорить все значимые моменты до поездки в роддом, чтобы не справляться со всеми сложностями впопыхах. Желательно подготовить детскую комнату, или уголок, где разместится новорождённый. Куда деть мягкие игрушки и другие подарки от близких? Пока, проще убрать их в упаковать в целлофан или в фабричную упаковку до того времени, когда малыш подрастёт. Покупку всей одежды и средств для ухода следует проводить заблаговременно. После приезда малыша на всё это может не остаться времени.

Дополнительная информация о том, как правильно ухаживать за детьми дома в первые дни их жизни, на видео:

О чём не следует волноваться? В первые дни не стоит планировать прогулки, приём гостей. Должен обеспечиваться максимальный комфорт, чтобы ребёнок смог быстрее адаптироваться к новому миру. Заблаговременная психологическая подготовка и понимание, чего ожидать, помогут справиться со сложностями.

Едва появившись на свет, кроха сразу попадает в чужую для него среду, на адаптацию к которой еще нужно время. Поэтому первостепенная задача родителей — максимально облегчить этот период для младенца.

Как развивается кроха, и что нужно знать родителям?

Физические параметры ребенка 1 недели: рост, вес, норма стула, питание, фото

Нормы веса и роста

  1. Для крохи 1 недели жизни средний вес равен 2600-4500 г .
  2. Первые дни после рождения малыш теряет в весе (это нормально) 200-300 г . При потере массы тела более чем на 7-10 % следует обратиться к врачу.
  3. С 3-5 дня ребенок начинает набирать по 20 г в сутки , до 200 г в неделю.
  4. Рост малыша на 1 неделе равен 45-55 см, и существенно не меняется.

Норма стула и мочеиспускания

  • В первые 0-3 суток выделяется меконий , то есть густой «смолянистый» стул без запаха, темно-зеленого цвета.
  • С 2-3 дня формируется стул кислого запаха и желтоватого цвета, бывает 4-5 раз в сутки.
  • У младенца на искусственном вскармливании запах стула весьма резкий, а частота составляет 1-2 раза в день.
  • На 3-4 день возможно расстройство стула (стерильность маминого животика в прошлом, организм «заселяется» микробами), это нормально. Явление должно пройти через пару дней. Но консультация у врача не помешает, чтобы исключить кишечную инфекцию. Также понос может вызвать смесь, которая просто не подходит малышу.
  • Частота мочеиспусканий составит 4-6 раз в день в первые двое суток (и 8-13 бывает у недоношенных), с увеличением частоты к концу 1 и началу 2 недели до 15-20 раз в сутки. Суточное количество мочи к концу недели составляет 200-230 мл.

Питание малыша в возрасте 1 недели

  • Каждое кормление ребенок может съедать разное количество молока. Прибавка в весе зависит от того количества молока, которое усвоил организм, и от частоты/количества мочеиспусканий и стула. Взвешивать каждый день не имеет смысла, поскольку вывод будет более объективен при взвешивании раз в неделю, без одежды.
  • К середине недели малыш должен съедать 200-300 мл в сутки (20-60 г за кормление), к концу недели — 400 мл в сутки (50-80 г за раз).
  • Метод кормления зависит от мамы, то есть по требованию или по расписанию. Кормление по расписанию означает еду строго по часам (каждые 4 часа), по требованию — это когда малыш сам дает понять, что уже проголодался. Педиатры рекомендуют кормить по требованию. Это позволяет увеличить лактацию, снизить риск мастита, наладить контакт с крохой. Правда, приучать ребенка к кормлению каждые полчаса не следует.

Рефлексы крохи на 1 неделе жизни

Мама должна насторожиться, если кроха спит, вытянув вдоль тела ручки и ножки, не реагирует на свет или не выражает сосательного рефлекса!

Что умеет, чувствует, воспринимает, видит, слышит и ощущает ребенок в первую неделю после рождения: ответы на популярные вопросы

Что умеет кроха на 1 неделе жизни?

  1. Фокусировать взгляд на расстоянии 5-15 см.
  2. Держать головку до нескольких секунд.
  3. Смыкать ручки и пальчики (непроизвольно).
  4. Непроизвольно улыбаться.
  5. Проявлять оживление при появлении мамы, папы.
  6. Различать свет и темноту . Реакция на слишком яркий свет выражается в моргании или закрывании глаз.

Что видит ребенок в 1 неделю?

  • Зрение крохи в 20 раз слабее, чем у родителей, то есть нечеткое и расплывчатое. Малыш может видеть только очертания предметов, и то, не дальше 30 см от глаз.
  • Он уже отличает красные или блестящие предметы , способен следить глазами за их движением.
  • Более всего новорожденного 1 недели привлекают овальные формы и предметы в движении с обилием блестящего или красного.
  • Людей «в лицо» кроха пока не узнает , маму «чует» по запаху и голосу.

Что слышит новорожденный в первую неделю жизни?

  • Слух младенца развит в этом возрасте сильнее зрения . С учетом «практики» внутриутробной жизни, его не пугают близкие и далекие шумы, которые он уже способен отличать.
  • При шепоте, звучащем над постелью спящего ребенка, он ворочается и моргает.
  • Ребенок узнает речь близких людей , к голосу матери остается более чувствительным. Хотя голос отца узнает лучше из-за его низкого звучания.

Что ощущает и воспринимает новорожденный на 1 неделе?

  1. Чувство вкуса появляется с рождения. Сладкое успокаивает, горькое/соленое действуют возбуждающе.
  2. Обоняние. Запахи ребенок начинает различать сразу после рождения. Яркий пример — мгновенный поворот головы, когда рядом мамина грудь с молочком.
  3. Осязание. Малыш чувствителен к обращению с собой, касаниям. Жестами и касаниями его можно возбудить и успокоить.

О чем думает новорожденный: предположения и факты

Согласно исследованиям по изучению деятельности мозга новорожденных детей, он активен и далек от состояния абсолютного покоя . Электрическими сигналами в процессе отдыха охватываются те области мозга, которые вовлечены в моторику, слух и зрение.

Конечно, независимо от того, что вы говорите крохе 2-3 дней от роду, он не поймет смысла ваших слов. Но вот интонацию вычислит предельно четко .

Более того, чем чаще и интенсивнее с малышом общаться , показывая, рассказывая и объясняя все, что происходит, тем быстрее он будет развиваться.

Еще в животике у мамы ребеночек все слышит и чувствует, а к концу беременности и появлению на свет запас понимаемых им слов уже существенно шире. Тесное общение с малышиком до и после родов ускоряет развитие его мозга и усиливает мыслительный процесс.

Сколько должен спать малыш в 1 неделю жизни?

У малышей 0-7 дней график сна примерно одинаков. Если ребенка не беспокоят проблемы со здоровьем или внешние раздражители, то общая длительность его сна в сутки составит 16-18 часов .

Сон в этом возрасте прерывист, не более 3 часов подряд . Чередуется он с паузами на кормление и бодрствование.

Как правильно ухаживать за новорожденным на первой неделе: что должны делать родители?

Основные правила


Как общаться, играть и развивать ребенка на первой неделе от рождения

В этом возрасте с малышом особо не поиграешь.

  1. Петь крохе ласковые песни, колыбельные.
  2. Включать классическую, спокойную музыку.
  3. Обращаться к малышу по имени.
  4. Звонить над кроваткой тихим, высокого звука колокольчиком, уводя его в сторону (пусть малыш следит за ним глазами).
  5. Дуть (нежно) на носик, ручки или ножки, чтобы малыш чувствовал маму, ее касания, тепло. Поглаживать ребенка при переодевании и во время воздушных ванн.

Игрушки сейчас — не главное. Достаточно музыкальной карусели или развешанных над кроваткой погремушек красного яркого цвета (диаметром 6-8 см), с нерезким звуком, с разным звучанием для развития слуха малыша.

Эта тема объединит несколько статей на нашем сайте, в которых коротко будут освещены вопросы, возникающие у новоиспеченных родителей сразу после выписки из роддома. Цикл этих статей рассчитан на родителей, у которых родился первенец, чтобы обратить их внимание на важные моменты жизни новорожденного. Более подробная информация по этим вопросам будет размещаться в отдельных тематических статьях.

Первые дни жизни новорожденного – самые волнительные и трудные для родителей, особенно, если это первенец. Что же нужно знать новоиспеченным родителям? Конечно, вы уже тщательно подготовились к появлению малыша в вашей семье, перечитали кучу книг, пересмотрели десятки обучающих видеороликов, наслушались советов друзей, знакомых и не очень знакомых людей… но теория всегда отличается от практики! и, кроме того, как узнать, какие советы правильные, а какие не очень?

В роддоме, при совместном содержании матери и новорожденного ребенка, мама получает первые самые необходимые навыки ухода за младенцем под наблюдением опытных врачей и акушерок, она учится умывать малыша, подмывать, ухаживать за кожей, менять подгузники, правильно кормить… современная одежда для новорожденных (слипы), которая используется с самого рождения, избавляет современных родителей от необходимости пеленать ребенка (а это совсем не просто!). В общем-то, мама к выписке из роддома получает самые необходимые навыки ухода за младенцем и знакомится с распорядком дня малыша.

Распорядок дня новорожденного ребенка

Начнем с того, что за последние годы мнение врачей насчет распорядка дня новорожденного кардинально поменялось! Если раньше кормления рекомендовались в строго установленное время, то сегодня ребенка рекомендуют кормить «по требованию», то есть, когда малыш захочет есть, о чем он сообщит единственно доступным ему средством – плачем. Все остальное время в первые 3 месяца жизни здоровый малыш спит. Надо сказать, что подгузники здорово облегчили жизнь родителей и позволили малышам спокойно спать, сколько им хочется. Не забывайте менять подгузники в перерывах между сном и кормлениями.

Таким образом, режим дня в первые дни жизни новорожденного сводится к тому, что ребенок ест, когда проголодается, а когда не ест, то спит. Не волнуйтесь, что новорожденный съест больше, чем ему нужно, это невозможно!

Нужно еще выкроить время для купания, это удобнее делать перед ночным сном, в промежутке 19 – 21 часов, сориентируйтесь по графику своего малыша.

Если же новорожденный часто плачет и не спит, то это повод обратиться к педиатру, возможно, у вас не хватает молока и малыш голоден, возможно, его что-то беспокоит и нужна медицинская помощь.

А маме в первые дни после выписки из роддома рекомендуется тоже побольше спать, чтобы восстановить силы. Ведь мама устала: сперва она готовилась к родам, и собирала , затем было самое сложное — роды, после прошла , к которой еще нужно было подготовить набор вещей.

В скором времени родителям малыша придется заняться оформлением всех необходимых документов:

А пройдет 7-10 дней с выписки и уже можно будет гулять с малышом на улице. Конечно, если погода позволяет, ведь можно начинать, если температура за окном не ниже -10 градусов.

Кормление малыша

Кормление – это самое важное в жизни новорожденного! Возможны два варианта вскармливания младенца:

  • грудное вскармливание,
  • искусственное вскармливание,
  • смешанное вскармливание.

Неправильное прикладывание к груди может вызвать повреждения соска

Грудное вскармливание, конечно же, незаменимо и ни с чем не сравнимо по значимости для ребенка, и мы не будем приводить в этой статье аргументы в пользу естественного грудного вскармливания, а просто коротко перечислим, с какими проблемами может столкнуться кормящая мама:

Смешанное вскармливание используется при недостатке молока у мамы, в этом случае также посоветуйтесь с педиатром.

Искусственное вскармливание применяется в случаях, когда естественное вскармливание не возможно по каким-либо причинам. В этом случае нужно совместно с педиатром выбрать смесь, которой вы будете кормить ребенка и строго соблюдать все рекомендации. Об искусственном вскармливании мы напишем отдельную статью. Не пропустите ее выход. Подпишитесь на нашу рассылку.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развитие: наблюдаем за малышом

За неделю новорожденный ребенок может прибавить в весе больше 100 г*. Не ждите, что малыш будет расти равномерно и в строгом соответствии со значениями в таблице педиатра. Иногда ребенок как бы застывает в своем развитии, а потом происходит резкий скачок - и он вырастает “как на дрожжах” за одну ночь.

Малыш пока еще не осознает связь между причиной и следствием: он испытывает голод, издает плач, получает пищу - все эти события происходят как бы сами по себе, ребенку по-прежнему помогают безусловные рефлексы. Малыш не способен плакать “специально”, чтобы обратить на себя внимание мамы. Крик и слезы новорожденного всегда свидетельствуют о том, что он испытывает дискомфорт - голод, холод, газики и т.п.

Новорожденный ребенок обладает способностью получать новую информацию с помощью всех органов чувств. Его привлекают движущиеся предметы и контрастные сочетания цветов (отчетливее всего малыш воспринимает сочетание черного и белого). Кроха поворачивает головку в сторону незнакомого звука и отворачивается от повторяющихся или длительных громких и резких звуков. Но, если источник шума находится прямо перед малышом, он не будет искать его глазами: системы слуха и зрения у новорожденного еще не достаточно скоординированы, к тому же малыш еще не умеет фокусировать взгляд на предмете.

Некоторые новорожденные дети почти не двигаются, подолгу оставаясь в том положении, в каком их положили в кроватке. Другие малыши не могут спокойно лежать на месте. Если такого активного ребенка положить на животик, он попытается “ползти змейкой”, пока не упрется в бортик кроватки.

Одни новорожденные дети шевелят ручками и ножками хаотично, другие лучше владеют своим телом - их движения более упорядочены, они уже могут совершать целенаправленные движения, например, самостоятельно положить ручку себе в рот. Различия в двигательной активности связаны с тем, что малыши по-разному адаптируются к изменившейся среде: вне материнской утробы, где они “плавали” в околоплодных водах, совершать даже самые простые движения намного труднее.

На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Улыбка - основной признак того, что у малыша все хорошо. Пока улыбка вашего ребенка вызвана физиологическими причинами и не связана с внешними факторами. Сейчас кроха чаще улыбается во время сна: ему тепло, он поел, находится в состоянии покоя и не испытывает дискомфорта.

Раздражительность и плач малыша в этом возрасте тоже отражают процессы, происходящие в его организме, и никак не связаны с особенностями характера и поведения в будущем.

Новорожденный ребенок еще не научился плавно переходить из состояния покоя (сна) в состояние бодрствования и наоборот. Утомленному малышу нужно помочь заснуть: после кормления подержите его в вертикальном состоянии, прислонив к плечу, или покачайте на руках.

Иногда, проснувшись, кроха начинает капризничать и плакать. Успокоиться самостоятельно ему пока еще трудно. Помогите малышу выйти из состояния крика, взяв его на руки или поглаживая ему животик.

Со временем родители приобретают опыт и начинают лучше чувствовать потребности своего малыша.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Не бойтесь избаловать новорожденного малыша вниманием, старайтесь быстро откликаться на все его “требования”. В этом возрасте дети еще не умеют капризничать и действительно очень нуждаются в маме почти 24 часа в сутки.

Развивайте способность ребенка осязать разные предметы, используя хватательный рефлекс. По очереди кладите на ладошку малыша то свой палец, то ручку погремушки. Кроха будет инстинктивно сжимать кулачок и ощущать разницу между теплой и мягкой человеческой кожей и прохладной, твердой пластмассой.

Танцуйте с малышом. Он уже привык к тому, что вы качаете его на руках. Добавьте новый элемент - мелодию - и двигайтесь ей в такт, прижав кроху к груди или положив на руку. Не забывайте поддерживать головку, мышцы шеи у малыша еще не окрепли.

Получайте удовольствие от общения со своим малышом, новорожденные дети чувствуют настроение взрослых и неосознанно испытывают те же эмоции.

Сон

В первые недели жизни малыш может спать более 18 часов в сутки*, просыпаясь, только чтобы поесть. Многие новорожденные дети предпочитают спать в позе “зародыша”, к которой они привыкли в утробе матери, где в последние недели перед рождением было тесновато. Новорожденный кроха часто спит беспокойно, морщится и кряхтит во сне, он еще не привык самостоятельно засыпать и просыпаться.

С первых дней жизни можно приучать ребенка засыпать под мелодию музыкальной игрушки. Со временем, эта игрушка станет неотъемлемой частью ритуала засыпания и поможет малышу соблюдать режим дня в старшем возрасте. Возможно, успокоить кроху вам поможет монотонный негромкий гул стиральной или посудомоечной машины. И конечно, пойте колыбельные: мамин голос - лучшее успокоительное для любого ребенка.

Примечание:
(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Питание

У большинства новорожденных детей отлично развит сосательный рефлекс, который они приобретают еще в утробе матери. Малыш инстинктивно умеет находить сосок и начинать сосать сразу, как берет его в ротик. Помогите крохе правильно взять грудь: он должен захватить ртом не только сам сосок, но и ареол вокруг, чтобы при сосании не заглатывать лишний воздух.

Малыш съедает около 700 г материнского молока в сутки, и для этого ему приходится немало потрудиться. Некоторые дети быстро устают, и им требуется отдых во время кормления, чтобы потом с новыми силами “приниматься за работу”.

Чтобы молоко легче поступало в желудок, шея и туловище малыша должны быть вытянуты в одну линию. Животик ребенка должен быть прижат к телу матери, так он останется теплым и нежная пищеварительная система малыша лучше справится со своей задачей.

Кормить новорожденного нужно “по требованию” (примерно каждые 2 часа). Все дети и мамы разные, поэтому для получения необходимого количества молока малышу требуется разное количество времени. В среднем во время каждого кормления малыш должен сосать не менее 30 минут, с небольшими остановками-передышками. Временно насытившись, кроха периодически посасывает и облизывает сосок, чтобы стимулировать выработку новой порции материнского молока.

При каждом кормлении предлагайте ребенку сосать молоко по очереди из каждой груди. Если молоко начинает сочиться из сосков между кормлениями, используйте впитывающие салфетки или специальные прокладки. Обязательно следите за состоянием груди и сосков: если в груди прощупываются уплотнения, если соски кажутся сухими на ощупь или на них появились трещины - обратитесь за советом к врачу. Возможно, малыш неправильно берет грудь, и необходимо найти более подходящую позу для кормления. Поддерживая соски в чистоте, не переусердствуйте с антибактериальными и гигиеническими средствами. Кремы и другие увлажняющие средства для сосков можно использовать только после консультации с врачом.

Грудное вскармливание - естественный процесс, которому не нужно долго учиться. Старайтесь быть спокойной и умиротворенной во время кормления. Со временем, вы и ваш малыш найдете тот особенный ритм, который позволит вам понимать друг друга без слов.

Если по каким-либо причинам грудное вскармливание не возможно - посоветуйтесь с вашим педиатром о том, какая адаптированная молочная смесь подойдет вашему ребенку.

Примечание:
ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Новорожденный малыш не так беспомощен и беззащитен, как кажется на первый взгляд, но соблюдать некоторые основные правила все же необходимо.

Обязательно мойте руки перед контактом ребенком. Не трясите малыша даже во время игры. Осторожно поддерживайте головку и шею, когда берете его на руки.

Прикосновения и объятия важны и необходимы для гармоничного развития ребенка и установления прочной эмоциональной связи между ним и родителями. Обнимайте своего малыша как можно чаще.

Ноготки на пальцах рук и ног малыша растут довольно быстро, ребенок легко может поцарапать себя и вас. Стричь ногти нужно по мере необходимости специальными безопасными ножницами с закругленными концами. Не волнуйтесь, впервые делая маникюр своему крохе - у вас все обязательно получится. У каждого малыша должны быть свои личные предметы гигиены: детские щипчики или ножницы, мягкая щетка для волос или расческа с частыми зубьями.

Новорожденному необходимо регулярно чистить глазки и носик. Малыш не умеет сморкаться самостоятельно, поэтому освободить носик от слизи помогут ватные палочки или специальная “груша”. Проконсультируйтесь со своим педиатром или патронажной сестрой, какой способ очищения глаз и носика лучше всего подойдет вашему ребенку.

Безопасность

В первые недели жизни мир малыша крутится вокруг двух самых важных вещей - еды и сна. Убедитесь в безопасности детского спального места. В кроватке новорожденного малыша не должно быть посторонних предметов: никаких крупных игрушек, пушистых покрывал и мягких подушек. Малыш еще не умеет самостоятельно переворачиваться и если случайно уткнется в подушку или игрушку, она помешает ему свободно дышать.

Вокруг кроватки должна быть безопасная зона: никаких полок и шкафов, откуда могут выпасть вещи. Ничто не должно преграждать вам доступ к кроватке и малышу. Лишнюю мебель из комнаты лучше пока убрать.

Не ставьте кроватку в непосредственной близости от окна и отопительных приборов: сквозняки или слишком горячая батарея могут привести к простуде или пересушиванию нежной кожи малыша.

Счастливые моменты

Ваш ребенок так довольно улыбается во сне - наверняка ему снится что-то прекрасное! На кого он больше похож? Какими ласковыми словами вы его называете? Подошло ли крохе имя, которое вам нравилось еще до его рождения, или вы выбрали другое?

Чтобы ваши друзья и близкие смогли узнать все “из первых рук”, сохраните важные события из жизни вашего малыша в журнале на “бэби.ру”!

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.









2024 © rukaraoke.ru.