Первый день после родов. Неужели все позади? Первый час после родов: почему нельзя разлучать мать и ребенка


Полезные гормоны, правильные бактерии и успешное начало грудного вскармливания

Пусть нас не разлучают

Самое лучшее место для только что родившегося ребенка — это на маме, контакт "кожа к коже", без какой-бы то ни было ткани между ними, накрытые простыней или покрывалом. Если роды происходили в роддоме, стоит добавить шапочку, так как голова — та часть тела, через которую ребенок быстрее всего теряет тепло.

Родители ждут этой встречи 9 месяцев, и никто не в праве нарушать волшебный момент, если только жизни матери или ребенка не угрожает опасность. Никакие из обычных процедур не являются обязательными в такой момент. Рост и вес ребенка останутся неизменными и час, и два спустя.

Сразу же после рождения малыша как в крови матери, так и в крови ребенка наблюдается самый высокий уровень эндорфинов — они поступают к малышу через пуповину во время родов. Мать и дитя смотрят друг другу в глаза: все новорожденные ищут зрительный контакт с матерью. Даже если их положить на бок, они будут вертеть головой до тех пор, пока им не удается увидеть лицо мамы. Эндорфины провоцируют моментальное зарождение привязанности, зависимости и влюбленности.

Если положить ребенка на живот матери, он начнет карабкаться к груди, самостоятельно найдет сосок и начнет сосать. Основная масса детей, рожденных естественным путем и без анестезии, могут вскарабкаться по животу матери до ее груди. Если мама находится на полу в сидячем положении, облокотившись на что-либо, и ребенок лежит так, что его голова у нее под подбородком, он начнет спускаться в поисках соска. В обоих случаях дети начинают сосать грудь в среднем в течение 40 минут.

Сначала ребенок будет лежать неподвижно какое-то время, затем он начнет карабкаться к груди, сгибая, разгибая ноги, трогать сосок — так запускается поисковый рефлекс. Затем малыш распознает по запаху ареолу и, сделав несколько попыток, он начинает сосать грудь.

У новорожденных, которые прошли через этот опыт, гораздо больше шансов правильно сосать в первый раз и потом, и, вероятнее всего, у них не возникнет проблем с неправильными позами или захватами груди. Первое, что попадает малышу в рот, формирует привычку сосать, поэтому лучше, если это будет грудь.

Первое кормление провоцирует скачок окситоцина в крови, что помогает значительно сократить матку, предотвращая возможное кровотечение. Кроме того, окситоцин обладает успокаивающим эффектом, который распространяется как на мать, так и на ребенка.

Различные исследования показывают, что те дети, которых кладут на живот к матери, создавая контакт "кожа к коже", сохраняют температуру тела на один градус выше, чем те, которых кладут в инкубатор или люльку. Также у них наблюдается более высокий уровень сахара в крови, более стабильный сердечный и дыхательный ритмы и меньший по продолжительности и силе плач.

Научное подтверждение

В 1990 году в Швеции в течении двух часов наблюдали за 72 новорожденными. 38 из них сразу же после рождения положили на живот мамам. Остальных 34 через 20 минут после рождения забрали на 20 минут и затем вернули матерям. В результате 70% из первой группы правильно взяли грудь в течении первых 50 минут, в то время как из второй группы это удалось сделать лишь 20%.

Во время другого исследования, проведенного несколько лет назад учеными из Стокгольма, сравнивались новорожденные, которых отлучили от матерей, с новорожденными, которые сразу же после рождения имели контакт "кожа к коже". Для исследования выбрали "Госпиталь 12 октября" (Мадрид), где в родильном отделении новорожденных забирали от матерей по протоколу. В самой Швеции этический комитет больницы посчитал НЕ ЭТИЧНЫМ разлучать матерей и младенцев даже для исследования. На сегодняшний день мадридский "Госпиталь 12 октября" — это один из пионеров, где без ограничений практикуется метод кенгуру.

Исследователи из Стокгольма пришли к выводу, что нужно класть всех без исключения новорожденных детей их матерям на живот. Младенцы, которых вместо этого уносят для проведения различных процедур, сильно плачут, как и все дети, которых разлучают с матерью в первые два часа жизни. Они перестают плакать только тогда, когда у них кончаются силы. Младенцы, которых во время эксперимента разлучали с матерями, спустя 6 часов имели в крови уровень гормона стресса в два раза выше, чем младенцы, которые находились в контакте "кожа к коже" со своими мамами.

Их температура тела понижалась для того, чтобы сберечь силы и продержаться больше времени в одиночестве; их сердечные и дыхательные ритмы становились нестабильными, а также понижался уровень сахара в крови.

Разлучение матерей с младенцами — рутинная больничная процедура и одно из первых препятствий, которые создают на пути успешного грудного вскармливания. Исследования доказали, что это разлучение вызывает меньшую продолжительность и более низкое качество грудного вскармливания.

Разлучение также влияет на мать

Мать, разлученная со своим ребенком сразу после родов, ведет себя беспокойно и хуже переживает такие процедуры, как наложение швов, обработку гениталий и пр. У нее могут быть проблемы с рождением плаценты, а также у нее больше шансов открытия кровотечения. Контакт с ребенком и незамедлительное начало лактации провоцирует высокий скачок окситоцина в крови, который помогает выходу плаценты и сокращению матки.

Все животноводы знают, что если у самки млекопитающего забрать детеныша на несколько минут сразу после рождения, после он не возьмет грудь, и мать от него откажется, что приведет к его смерти. Мозг человека более развит, поэтому мы не откажемся от ребенка, если его унести сразу после рождения, но многие матери, которых разлучили с их первым ребенком и не сделали этого со вторым, отмечают значительную разницу в дальнейшей связи "мать-дитя".

Необязательные агрессивные процедуры

Высасывание носовых выделений может повредить полость носа и усложнить грудное вскармливание. Кроме того, это процедура не из приятных и вызывает у ребенка стресс, поэтому ее проведение не рекомендовано.

Также обычной является практика ввода зонда в анус ребенка, чтобы убедиться в отсутствии патологии и в том, что он открыт. Эта процедура также небезопасна и малоприятна.

Атрезия хоан (нарушение проходимости полости носа, связанное с ее полным или частичным сращиванием соединительной, хрящевой или костной тканью) и атрезия ануса — крайне редкие патологии, поэтому проведение диагностики всем детям без исключения необоснованно.

Профилактика инфекций

Самый простой и дешевый способ профилактики заражения "больничными" инфекциями среди новорожденных — это постоянное нахождение младенца с матерью. Дети, которых отлучают от матерей, подвержены большему риску заражения.

Роды — это не стерильный процесс, поэтому он не нуждается в асептике, только в чистоте. Дети, рождающиеся у матерей, которых обработали дезинфицирующими растворами или рождающиеся через кесарево сечение, испытывают больше трудностей с быстрым заселением кишечника бактериями, которые должны перейти им от матери.

В этом случае есть еще один выход — немедленный контакт "кожа к коже". Мать обнимает свое дитя, дышит рядом с ним, целует его, а ребенок, в свою очередь, лижет сосок и начинает сосать грудь. Вместе с первыми каплями молозива в его организм поступают те самые важные бактерии.

Если же ребенка сразу уносят для проведения различных процедур, то первыми бактериями, которые он получит, будут больничные бактерии врачей и медсестер. Учитывая, что первый, кто попадает на новую территорию, остается там навсегда, разлучение матери и ребенка может означать кардинальное изменение базы, на которой будет строиться кишечная флора ребенка.

Возможно, это является причиной, по которой различные исследования выявили прямую взаимосвязь между рождением через кесарево и высокой подверженностью аллергическим заболеваниям.

Лучше всего не разлучать

Нет безопасного времени разлучения. Самое правильное — не разлучать мать и дитя (только в случае острой медицинской необходимости). Для этого необходимо ввести в больницах протоколы, которые отложат процедуры, задерживающие контакт матери с ребенком.

Перевод с испанского Анастасии Савельевой

Чудо произошло. Малыш появился на свет. Состоялось ваше первое, правда, очень краткое знакомство. К сожалению, в большинстве наших роддомов в настоящее время детей почти сразу же разлучают с мамой. И их первым домом на несколько дней становится детская палата, в которой малыши чаще общаются с медиками, чем со своей мамой, время свиданий с которой строго ограничено часами кормлений.

Врачи и медсестры - первые встречные

Именно врачи и медсестры в роддоме первыми берут на себя все заботы по поддержанию здоровья и уходу за своими маленькими пациентами. Эта часть жизни младенцев остается скрытой от глаз родителей, даже в роддомах, где налажено совместное пребывание младенцев и их мам. О том, что же происходит с малышами после их торжественного представления маме, многие из нас имеют весьма смутное представление. А ведь большинство наверняка волнует этот вопрос. Давайте же попробуем приподнять завесу над этой «тайной жизнью».

Тепловая опека

Первое, в чем нуждается малыш, только что появившийся на свет, - это тепло. По сравнению с материнским комфортным теплом окружающий мир родильной палаты достаточно прохладен. Поэтому задача медиков - предупредить потерю тепла: младенцев в роддоме сразу же после рождения насухо вытирают пеленкой и помещают на стол со специальной лампой, где постоянно контролируется температура малыша.

Но предварительно, еще у ног матери, сразу после рождения, а иногда и в тот момент, когда только появилась на свет головка, у ребенка аккуратно удаляют слизь и околоплодные воды из носа и рта, чтобы облегчить ему первый вдох. Сразу после рождения акушерка пережимает и перерезает пуповину. С этого момента у вашего малыша начинается «самостоятельная» жизнь. Затем в глазки ребенка закапывают специальные капли (чаще всего - раствор альбуцида), чтобы предупредить инфекции глаз, в частности бленорею, которая развивается, если мать больна гонореей. Эта профилактическая процедура проводится абсолютно всем детям, так как женщина не всегда знает о заболевании. Девочкам обрабатывают и половые органы. Кроме того, у ребенка сразу определяют по пуповинной крови ее группу и резус-фактор.

Первый осмотр в роддоме

Первый осмотр ребенка происходит тотчас после его рождения. Доктор оценивает общее состояние ребенка, его дыхание, сердцебиение, цвет кожи, определяет видимые пороки, в том числе оценивает состояние тазобедренных суставов (и выносит первый предварительный диагноз о потенциальном риске возникновения ) и ключиц, патология которых встречается наиболее часто. Особое внимание врач обращает на крик младенца. Уже по его интонации можно многое рассказать об общем состоянии ребенка.

Впоследствии врач и медсестра осматривают ребенка каждое утро, пока он находится в роддоме. Ежедневно ребенка взвешивают в одно и то же время, а перед выпиской обычно проводят контрольное взвешивание - до и после кормления, чтобы узнать, достаточно ли съедает малыш. Кроме того, медсестра в роддоме регулярно обрабатывает пупочную ранку перекисью водорода и марганцовкой.

Первый в жизни табель успеваемости

Если вы думаете, что получать оценки для вашего малыша еще рановато, то ошибаетесь. Первую свою оценку получит сразу после рождения по так называемой шкале Апгар, которая позволяет быстро оценить начальное состояние здоровья ребенка. Эта шкала была разработана в 1952 году американским врачом-анестезиологом, доктором Вирджинией Апгар для младшего медицинского персонала, который с ее помощью мог быстро определить, какой ребенок нуждается в большем внимании. Баллы по этой шкале выставляются ребенку в конце первой минуты после рождения и затем в конце пятой минуты. Они комплексно оценивают состояние мышечного тонуса, реакцию на раздражение, окраску кожи, частоту дыхания и биения сердца.

Чуть позже, благодаря находчивости педиатра Йозефа Буттерфилда, для англоязычных специалистов название «APGAR» стало своего рода аббревиатурой:

  • Appearance - внешний вид (цвет кожных покровов);
  • Pulse (Heart Rate) - пульс ребенка (частота сердечных сокращений);
  • Grimace (Response to Stimulation) - гримаса, возникающая в ответ на раздражение;
  • Activity (Muscle Tone) - активность движений, мышечный тонус;
  • Respiration - дыхательные движения.

До недавнего времени оценка состояния новорожденного ребенка в роддоме по шкале Апгар являлась для медперсонала руководством к дальнейшим действиям. В настоящее время роль этой шкалы несколько изменилась, особенно для детей, нуждающихся в экстренных реанимационных мероприятиях. Врач сразу после рождения оценивает состояние ребенка (а часто еще и до рождения) и проводит реанимацию, если таковая необходима, - в конце первой минуты жизни делать это по современным стандартам уже поздно. Так что в этом случае по шкале Апгар оценивается не действительное состояние младенца, а скорее эффективность реанимационных мер. И такая оценка продолжается в течение последующих двадцати минут жизни ребенка. Впоследствии она заносится в карту новорожденного.

После первого врачебного осмотра акушерка обрабатывает пуповину, очищает кожу младенца маслом и заворачивает малыша в пеленки. Теперь новый человечек может отдохнуть от навалившихся на него новых впечатлений до первого кормления.

Жизнь в роддоме: шли третьи сутки...

На третьи сутки детям делают общий анализ крови. Кроме того, сейчас в нашей стране всем детям проводят на наиболее часто встречающиеся болезни, а именно на гипотиреоз и фенилкетонурию. Это тяжелые наследственные заболевания. Гипотиреоз встречается у одного из пяти тысяч младенцев и характеризуется снижением функции щитовидной железы, что приводит к умственной отсталости ребенка. Фенилкетонурия распространена меньше: ею страдает примерно один из пятнадцати тысяч новорожденных. Заболевание приводит к церебральным нарушениям. Если эти болезни диагностировать и начать лечить в раннем возрасте, тяжелых последствий можно избежать. Фенилкетонурия, например, поддается лечению специальной диетой, при которой ребенок развивается абсолютно нормально.

Детям, страдавшим от хронической внутриутробной гипоксии (недостатка кислорода), внутримышечно вводится препарат викасол, который улучшает свертываемость крови и уменьшает опасность кровоизлияния.

Первая прививка

В роддоме вашему ребенку сделают первую в его жизни прививку от туберкулеза - БЦЖ. Обычно вакцинацию проводят на третьи сутки после рождения, утром, в специально отведенной для этого комнате. А уже дома участковый врач-педиатр через 4-6 недель проверит прививочную реакцию. Правда, для этой прививки существуют некоторые противопоказания.

Ее обычно не делают, если ребенок весит менее 2000 г или страдал внутриутробной гипотрофией, инфекциями, гнойно-септическими заболеваниями, тяжелыми поражениями центральной нервной системы. Противопоказанием к проведению прививки БЦЖ является также наличие ВИЧ - инфекции у матери.

Серьезным недостатком этой прививки являются различные осложнения, которые возникают, правда, в редких случаях. Применение новой вакцины БЦЖ-М снижает этот риск в два раза.

Без пяти минут выпускник!

Обычная практика современных роддомов - выписка на 5-й день, хотя в настоящее время врачи и ВОЗ все больше рекомендуют раннюю выписку, которая позволяет снизить риск внутрибольничных инфекций. Кроме того, маме с малышом необходимо как можно скорее оказаться в комфортной обстановке, дома, в кругу семьи. Такая выписка возможна уже на вторые-третьи сутки - естественно, если нет проблем со здоровьем матери и ребенка.

В добрый путь, малыш!

Начнем с определения, ибо сам термин "новорожденный " - понятие растяжимое. Если новобрачные перестают быть таковыми по окончании медового месяца, то для новорожденного срок, отведенный медицинской наукой, и того меньше и составляет, согласно указаниям Всемирной Организации Здравоохранения, всего 28 дней. 28 дней от момента рождения, еще точнее - с момента перерезания пуповины и отделения плода от матери.
Понятно, что новорожденные весьма отличаются друг от друга и определяется это как состоянием здоровья, так и степенью доношенности. Рассуждать об умениях новорожденного , не уточнив, о каком собственно новорожденном идет речь, - дело неблагодарное, ибо между здоровым доношенным младенцем и малышом, родившимся семимесячным, - дистанция огромного размера. Поэтому договоримся сразу - предметом нашего обсуждения станет именно здоровый, родившийся в срок новорожденный , поскольку физиологические особенности детей недоношенных - тема специфическая, требующая акцента не столько на "умениях", сколько на отличиях от нормы и вытекающих отсюда особенностях ухода.
Стартовая оценка умений, а соответственно, и состояния здоровья новорожденного проводится медицинскими работниками непосредственно в родильном зале. Итог этой оценки каждый родитель сможет обнаружить в документах, полученных при выписке из роддома, где прочитает, например: "родился 8-9 баллов по Апгар". Не все знают, кто такой или что такое "Апгар", многие уверены в том, что это некая аббревиатура и безуспешно пытаются ее расшифровать. Поясним: Апгар - это фамилия такая с ударением на первой букве "А", принадлежит она (фамилия) женщине, американскому анестезиологу. Апгар предложила шкалу, в соответствии с которой 5 основных признаков здоровья (нездоровья) новорожденного , а именно: сердцебиение, дыхание, мышечный тонус, рефлексы и окраска кожи оцениваются по трехбалльной системе - получают 0, 1 или 2 балла. Так в сумме и набирается максимум 10.
Но оценивать по Апгар - это дело людей в белых халатах. А рядовому среднестатистическому родителю как быть? Вот прибыли из роддома домой, вот собрались на семейный совет. Имеем новорожденного . Врачи сказали, что все в порядке. Но гнетут сомнения. Красный какой-то, глаза в разные стороны, ручонками машет странным образом, ножками дергает, губки выпячивает, головой вертит и вообще орет... Столпившиеся у кроватки родственники выдвигают самые разнообразные и вовсе неутешительные версии, повергающие в уныние молодых родителей и отнюдь не способствующие нормальной лактации у матери.
И с учетом вышеописанной и очень типичной ситуации, постараемся рассказать о том, как все-таки должно быть, ибо самый надежный способ избежать стрессов - вовремя получить информацию. Есть и второй способ - попросить родственников воздерживаться от комментариев, дабы ненужные стрессы не создавать, но в рамках отечественной ментальности это задача практически нереальная.
Начнем с органов чувств. На самом деле, по издавна заведенным правилам, оценкой работы органов чувств врач осмотр ребенка заканчивает, но именно это волнует родителей больше всего - что дитя видит, что слышит, что чувствует.
Зрение. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко у новорожденного полностью не сформированы. Дитя ощущает лишь сам свет как таковой, т. е. отличает день от ночи, но понять, что перед ним размахивает руками именно бабушка - не в состоянии. Упомянутая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т. е. совершенно нормальное, для периода новорожденности косоглазие.
Специфика именно новорожденного - мигательный рефлекс. Суть: сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаза - не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света - реагирует.
Слух. Сразу после рождения несколько снижен (полость уха заполняется воздухом постепенно), но к тому моменту, как окажется дома - слышит почти как взрослые. Но не понимает и поэтому не реагирует. Если же звук достаточно громкий - вздрагивает, при этом может изменятся глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица.
Обоняние. На резкие запахи явно реагирует (как правило, изменением частоты дыхания), но отличить одеколон папы от духов мамы не в состоянии.
Вкус. Вот с этим - уж точно все в порядке. Сладкое действует успокаивающе, облизывает губы, делает глотательные движения. Соленое и горькое не любит. Прекращает сосать, кривится, плачет.
Поскольку вкус и обоняние развиты очень даже неплохо, то вполне возможны, и это надобно обязательно учитывать, отрицательные реакции на "невкусные" лекарства и средства гигиены, коими пользуется кормящая мать.
Осязание . Развито хорошо, но неравномерно, поскольку неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизовано - плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.
Итак, с органами чувств мы разобрались. Теперь понемножку обо всем остальном, не менее важном.
Кожа. Прекрасно кровоснабжается, самые мелкие сосуды (капилляры) шире, чем у взрослых (относительно, разумеется). Существенно недоразвиты потовые железы. С этими двумя факторами связана значительная чувствительность к повреждающим факторам, особенно к перегреву. Но есть и заметный плюс - очень высокая восстановительная способность - заживает все очень быстро, естественно в том случае, если устраняется повреждающий фактор.
Мышцы. Специфическая особенность - повышение мышечного тонуса, но сами мышцы недоразвиты, особенно мышцы конечностей. Да и общая мышечная масса заметно отличается от взрослого человека и составляет всего 22-25% от веса тела, тогда как у папы с мамой - не менее 40%.
Дыхательная система. Легочное дыхание, как известно, у плода отсутствует в принципе, обмен газов осуществляется посредством т. н. плацентарного кровообращения. Сразу же после рождения ребенок делает первый вдох, верхние дыхательные пути и легкие заполняются воздухом, - малыш начинает дышать по-человечески. Важная особенность новорожденного - узость и носовых ходов, и гортани, и трахеи, а покрывающие их изнутри слизистые оболочки очень нежные и активно кровоснабжаются. Слизистые оболочки верхних дыхательных путей легко повредить ковыряниями в носу, легко пересушить. При сухости и запыленности воздуха в большом количестве вырабатывается защитная слизь, а коль скоро все ходы узкие, то нередко возникают проблемы, когда слизь накапливается в дыхательных путях. Чихнуть новорожденный может, а вот высморкать нос - уж никак. Знать это важно именно потому, что малыш, разумеется, может дышать по-человечески (т. е. носом и без хрюканья), но только в том случае, если любящие родственники создадут ему человеческие условия - чтоб пыли было поменьше, чтоб не переусердствовать с обогревателями, чтоб вовремя проветрить детскую комнату.
Нормальная частота дыхания для новорожденного ребенка колеблется в пределах 40-60 дыхательных движений в минуту.
Сердечно-сосудистая система. Сразу же после рождения прекращается плацентарное кровообращение. Работа сердца и сосудов существенно изменяется. Наполняются кровью легкие, перестают функционировать и закрываются некоторые сосуды и отверстия (через них у плода осуществлялся кровоток в обход легких). Сердце новорожденного - один из самых здоровых органов, оно весьма устойчиво и к нагрузкам, и к нехватке кислорода. Частота сердечных сокращений колеблется от 110 до 140 ударов в минуту, и колебания эти происходят постоянно - практически любое внешнее воздействие серьезно изменяет частоту пульса.
Система пищеварения. Ребенок рождается с очень хорошо развитыми жевательными мышцами и относительно большим языком. Это делает возможным длительное и активное сосание. А вот слюнные железы еще незрелые и самой слюны немного. Органы пищеварения растут очень быстро. Так, в первый день жизни желудок вмещает около 20 мл молока, через неделю уже 50 мл, а к концу периода новорожденности больше 100. Поскольку организм ребенка ориентирован именно на молоко, то ферменты желудка и кишечника по качественному и количественному составу ориентированы на успешное переваривание именно молока. В первые 10-20 часов жизни кишечный тракт практически стерилен, но он очень быстро заполняется микробами. Размножающиеся в кишечнике бактерии изменяют внешний вид кала - поначалу он коричневый, затем зеленовато-желтый, еще через несколько дней - светло-желтый, кашицеобразный с кисловатым запахом.
Система выделения. Уже при рождении в мочевом пузыре есть небольшое количество мочи. В первые 3 дня жизни мочеиспускание относительно редкое - 4-5 раз в сутки - это вполне нормально. Но количество хождений по малой нужде стремительно возрастает и на второй неделе жизни составляет от 15 до 25 раз. Объем мочевого пузыря у новорожденного от 50 до 80 мл, но накапливать мочу в таком количестве дитя не умеет - 10-15 мл "собралось" и достаточно - пора менять пеленки. Что же касается самих почек, то они хоть и способны вполне успешно выполнять свои функции, но к моменту рождения недоразвиты. В связи с этим характеристики мочи новорожденного (удельный вес, реакция, содержание белка) - отличны от норм взрослого человека.
Нервная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, это, пожалуй, именно та система организма, что претерпевает самые большие изменения именно в течение первых месяцев жизни. И рефлексы, и возбудимость, и реакции на окружающее - меняются постоянно. Мышечный тонус больше выражен именно в мышцах, сгибающих ручки и ножки. Некоторые признаки, абсолютно ненормальные для взрослых, вполне естественны для новорожденных . Так, например, дрожание мышц конечностей (т. н. тремор) очень нежелателен для разволновавшихся бабушек, но для новорожденного- это норма. Сухожильные рефлексы (те, что врач-невропатолог определяет с помощью молоточка) у новорожденного не постоянны, ну разве что коленный определяется практически всегда и у всех.
Но есть и совершенно особые рефлексы их так и называют "физиологические рефлексы новорожденных" . Упомянутые рефлексы обусловлены незрелостью головного мозга, они имеются у всех здоровых новорожденных, но по мере того, как мозг "созревает", они угасают и к 4-5 месяцам исчезают. Эти рефлексы может обнаружить у своего дитя каждый родитель и убедиться тем самым, в его (дитя) нормальности. Примеры:
Хватательный рефлекс. Если поднести к внутренней стороне ладони малыша палец взрослого, дитя обхватывает его и прочно держится. Так прочно, что ребенка несложно поднять вверх над поверхностью стола.
Рефлекс объятия. Возникает при ударе по столу, на котором лежит ребенок, при внезапном громком звуке, при похлопывании по ягодицам или бедрам. Состоит рефлекс из двух фаз. В первой - ребенок откидывается назад, плечи разгибаются, а руки разводятся в стороны. Во второй фазе рефлекса руки сходятся на груди.
Рефлекс ползания. Если малыша уложить на животик и ладони взрослого приставить к ступням, ребенок отталкивается.
Рефлексы опоры и автоматической ходьбы. В вертикальном положении (дитя держат под мышки) ребенок упирается ножками в пеленальный столик. А если немного наклонить его вперед возникают движения, напоминающие ходьбу.
Перечисленными рефлексами список не ограничивается, но для родительских экспериментов приведенный перечень вполне достаточен.
Приведенная информация позволяет нам составить вполне определенное впечатление об умениях новорожденного младенца. Малыш, хоть и кажется слабеньким и беспомощным, но умеет на самом деле очень много. Главное умение - способность отличать хорошее от плохого и сообщать об этом родственникам. Плакать и звать на помощь, когда голоден, когда испытывает дискомфорт, когда болит что-то, успокаиваться и вести себя вполне прилично, когда все устраивает. Умеет сосать и глотать, умеет справлять нужду, отличать день от ночи, тишину от шума, вкусное от горького, мягкое от твердого - не так уж и мало для человека, возраст которого определяется днями.

Материнское молоко имеет несомненные преимущества перед любым другим продуктом, точно воспроизвести его невозможно. Оно вырабатывается специально для пищеварительной системы младенца и развивает иммунитет ребенка против болезней и инфекций. В семье, в которой наследственно страдают от аллергических заболеваний, таких как астма, экзема или крапивница, особенно важно, чтобы младенцы всецело находились на грудном вскармливании минимум в течение девяти месяцев. А еще лучше, если бы их продолжали кормить грудным молоком (в сочетании добавления другой пищи) и в период, когда они начинают ходить, тогда в будущем проблем с этими детьми заметно поубавилось бы.

Ребенок должен быть немедленно приложен к груди сразу же после рождения и первое время прикладываться, как можно чаще для получения им ценного густого молозива, предшествующего молоку у матери в течение первой пары дней. Сейчас мы уже знаем, что молозиво содержит вещества, способствующие вырабатыванию у младенца иммунитета к определенным бактериям, которые могут вызвать заболевания. Молозиво - это густая желтоватая жидкость, содержащая белок, жировые капельки, эпителиальные клетки из железистых пузырьков и молочных протоков и молозивные тельца. Мне кажется, подлинная ценность молозива для младенцев полностью еще не осознана. Очень вероятно, что молозиво благотворно влияет на внутренние органы ребенка, помогая выводить меконий, который содержится в кишечнике новорожденного. Возможно, оно помогает и в удалении слизи из горла, стимулирует глотательный рефлекс, заставляя младенца прокашляться до того, как он начал есть. Молозиво также поставляет белковые ферменты для образования костей.

Молозиво очень полезно и для молочных желез и сосков матери, для осуществления грудного вскармливания - оно помогает стимулировать активность желез, вырабатывающих молоко. К третьему дню или раньше, после того, как ребенок был приложен к груди, молочные железы набухают, становятся более чувствительными, увеличиваются: около двадцати каналов, ведущих от железистых долек к соску, наполняются молоком. Когда ребенок высасывает жирное молозиво из этих каналов, молоко начинает течь намного быстрее, кормление устанавливается без застоя - как только младенец опорожняет молочную железу, так молоко появляется снова.

Природа наделяет новорожденного младенца необходимым запасом жиров. В течение одного или двух дней до того, как начинает вырабатываться молоко в молочной железе, младенец потребляет из собственного организма жир, как готовое питание, т.е. запас питания предусматривается внутри самого организма новорожденного, так что снижение массы тела ребенка в первые дни жизни можно считать запланированной самой природой. Ребенок имеет достаточное питание, потребляемое из собственного тела, и, пока не установится полноценное выделение молока, может комфортно существовать на молозиве.

В первые девять месяцев жизни потребление грудного молока является важным условием для нормального существования ребенка во всех отношениях. К примеру, в грудном молоке обнаружен высокий процент содержания одной из ценнейших аминокислот - цистина, незаменимого для развития головного мозга. Анализ случаев внезапной смерти младенцев показал, что одна из возможных причин - недостаточное развитие нервных передающих окончаний мозговой ткани. Не кажется ли вам очевидным, что если ребенок будет получать с первого момента рождения вместе с материнским молоком полную дозу цистина, то значительно снизится риск его внезапной смерти?

Ребенок не желает питаться постоянно. Вначале, когда голоден, он будет глотать так быстро, как это только возможно, но он должен и отдохнуть. Обычно при этом он не бросает сосок, просто прекращает на короткое время сосать. Иногда кажется, что он засыпает, в этом случае мягкое прикосновение матери к его верхней губе простимулирует сосательный рефлекс.

Следует заметить, что это не совсем верный термин "сосать", но ради простоты мы будем употреблять его и дальше. На самом же деле младенец, давя на сосок, выжимает молоко. Единственное, что в его действиях напоминает сосание, - это то, что он языком прижимает сосок к небу.

Как только пища переваривается, новорожденный опять требует кормления. Один ребенок съедает за раз большое количество пищи, и проходит четыре или даже пять часов до того, как он почувствует, что хочет еще. Вот тогда младенец закричит, привлекая внимание матери к тому, что он голодный. А другой или съест намного меньше, или пища переваривается у него быстрее, поэтому заплачет уже через три часа или того меньше. Требование пищи в детском голосе отличается от всех других криков, по крайней мере, мать легко узнает, что это: крик от голода, жалобы на колики в животе или просто ворчание из-за неудобного подгузника. Благодаря тесному общению мать удивительно быстро учится распознавать все оттенки.

Кормление по требованию ребенка имеет множество преимуществ. Во-первых, это избавит от срыгиваний и колик, часто случающихся, когда ребенка заставляют принимать пищу, которая ему еще не требуется, когда его желудок еще не готов к ее приему. Много плачущий ребенок - это большее зло, чем думали в прошлом. Натужный плач лишает головной мозг ребенка адекватного снабжения кислородом, который он получил бы в спокойном состоянии.

Многие дети очень сильно кричат, когда они раздражены из-за того, что не получают всего, что требует их организм. Подобные приступы раздражения могут нанести вред не только личности ребенка, но также его физическому и умственному развитию. Однако опрометчиво полагать, что в этом случае помогут теплое одеяло, дежурная сиделка или возвращенная бутылка с питательной смесью. Нет замены материнской любви. Отношения между теми, кто любит, и теми, кого любят, - это не сентиментальные отношения, это реальность. Я не знаю, на чем зиждется самонадеянность человека, когда, он замахивается создать питание, превосходящее грудное молоко. Нет, мы пока не способны это сделать. Мы не в состоянии полноценно заменить ни плаценту, ни грудное молоко. И хотя опытные врачи могут выписать рецепты на смеси, с которыми дети внешне будут процветать, материнской заботы рецептом не обеспечить.

Ребенок, растущий на естественной пище, привыкает, когда ест, прижиматься к теплому мягкому телу, привыкает к сильным, надежным рукам матери. При таких условиях ребенок спокоен, правильно развивается, легко адаптируется к новому для него окружению вне утробы матери. Об отсутствии тревог и страха говорит спокойное воркование ребенка - к примеру, когда он, бодрствуя в своей кроватке, радостно гукает над открытием того, что вот эти пальцы принадлежат не кому-то, а только ему и что он может заставить их двигаться, если захочет.

Время от времени психиатры утверждают, что человек осознает не только момент своего рождения, но также, что его умственное развитие строится на самых ранних ассоциациях. Если это так, то счастье, излучаемое кормящей матерью, создает ауру весьма благоприятных ассоциаций. Что интересно, способности матерей кормить ребенка грудью прямо пропорциональны их способностям к естественным родам. Матери, которые были самыми активными участницами родов, познавшие чувство облегчения и радости, матери, которые гордятся тем, что самым естественным и непосредственным образом помогали рождению ребенка, неизменно хотят кормить своих детей грудью и почти всегда готовы делать это эффективно. Нет, я не утверждаю, что если мать имела естественные роды, значит она обязательно будет кормить грудью - случается всякое. Я просто хочу еще раз напомнить о том, что при кесаревом сечении контакт ребенка с матерью необходимо наладить как можно быстрее. К сожалению, не во всех еще роддомах осознают важность первых сорока восьми часов жизни новорожденного, по крайней мере, как хотелось бы. Я делаю все, что в моих силах, чтобы способствовать этому.

Можно заметить, что часто в тех случаях, когда женщины подвергаются вмешательству под местной или общей анестезией , желание кормить ребенка у них выражено меньше. Это вполне объяснимо: чем ближе рождение ребенка к выполнению нормальных физиологических функций, тем больше вероятность того, что естественное и согласованное развитие событий будет продолжено.

Когда мать берет ребенка к груди сразу же после того, как она стала свидетелем его рождения, то рефлекторно возникают сокращения матки вследствие раздражения нервных элементов соска, а это, в свою очередь, вызывает отделение последа и закрытие кровеносных сосудов в той части матки, к которой плацента прикреплялась.

Эта рефлекторная деятельность матки и других органов внутри таза продолжается и после того, как вытесняется плацента. Каждый раз, когда ребенок прикладывается к груди, это стимулирует сокращение мышечной ткани и сужение кровеносных сосудов, которые образовались во время беременности вокруг и внутри матки. Этот процесс, известный как инволюция - сокращение матки, возвращение ее в добеременное состояние -наиболее удовлетворительно завершается при кормлении грудью, обычно через семь-десять дней после родов. Таким образом, активность ребенка, которого кормят грудью, создает в организме матери здоровые условия, что становится благодеянием для нее на всю жизнь.

Лактация и прилив молока происходят в результате сложных рефлекторных и гормональных воздействий. Они регулируются нервной системой и гормонами гипофиза. Возможно, у кормящей матери эти же гормоны благоприятно воздействуют на сократительную способность матки, способствуют ее инволюции в послеродовом периоде . Кормление ребенка вызывает определенные эмоции в сознании матери - благодушное, мирное чувство, связанное с осознанием того, что она отдает себя своему любимому детищу. Приятные физические ощущения, когда ребенок, сосет грудь, не только усиливают сокращение матки, но еще и вызывают ощущения, близкие к эротическим, которые у многих женщин стимулируют сокращение мышц дна таза и активизируют железы влагалища и наружных половых органов. Я слышал, говорят, что такое вторжение сексуальных ощущений в чистоту мирного материнства так возмущает некоторых женщин, что у них прекращается выделение молока. На это могу только ответить, что в моей многолетней практике я никогда не встречался с подобным явлением. Если в таком случае и может возникнуть конфликт, то скорее он появится утех женщин, которые жили половой жизнью без любви, которые, наконец-то, начинают осознавать ее духовную силу. Ведь любовь и половая жизнь могут сопровождаться двумя не только разными, но и противоположными эмоциями.

Наблюдалось, что женщине, которая кормит ребенка, требуется меньше противозачаточных средств , чем до беременности. А вот у матерей, которые кормят младенцев с рождения из бутылочки, такого не наблюдается. Думаю, любая замужняя женщина оценит эту разницу.









2024 © rukaraoke.ru.