План кружка в старшей группе веселый этикет. Веселый этикет рабочая программа на тему. учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы.
Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
- приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе
- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Выполнять общение.
12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Ученик получит возможность для формирования:
Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год.
п/п
Наименование разделов и тем.
Количество часов
Сроки
Дата
Правила поведения в школе
Правила поведения на уроке и на перемене
6.09
Правила поведения в общественных местах
13.09
Правила поведения в гардеробе, в столовой,
в библиотеке.
20.09
Правила поведения в школьном дворе.
27.09
О добром отношении к людям
Что такое «добро и зло».
Чтение книг о доброте и отзывчивости.
4.10
«Ежели вы вежливы».
11.10
Добрые и не добрые дела.
18.10
Ты и твои друзья.
25.10
В дружбе – сила.
Помни о других – ты не один на свете.
15.11
10.
Как ты говоришь.
22.11
Как стать трудолюбивым
11.
«Ученье-свет, а не ученье - тьма».
29.11
12.
«Как быть прилежным и старательным».
6.12
13.
Наш труд в классе.
Терпенье и труд всё перетрут.
13.12
14.
Мой труд каждый день дома
20.12
15.
Цена ломтика.
27.12
16.
Игра «Кем вы хотите стать?»
17.01
Правила опрятности и аккуратности.
17.
Культура внешнего вида.
24.01
18.
Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.
31.01
19.
Умейте ценить своё и чужое время.
7.02
Правила поведения на улице и дома.
20.
Как вести себя на улице и дома.
14.02
21.
Правила поведения в гостях.
21.02
22.
Правила поведения в общественных местах.
28.01
Общечеловеческие нормы нравственности
23.
О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.
7.03
24.
Лгать нельзя, но если...?
14.03
25.
Спешите делать добро.
21.03
26.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4.04
27.
«Чем ты сильнее, тем будь добрее».
11.04
28.
Россия – наша Родина
18.04
29.
Твоя малая родина.
25.04
30.
Пословицы о совести, о родине, о дружбе.
16.05
31.
Песни о дружбе и Родине.
23.05
32.
Чему нас научили уроки нравственности?
30.05
33-34
Резерв
Список литературы
Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.
Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.
Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.
Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.
Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.
Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010
Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
“Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.
Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.
Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.
Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.
Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №97 «Солнышко»
« Утверждаю»
заведующий МБДОУ
детский сад № 97 «Солнышко»
Е.А.Соловей
«___» _______2017г.
Дополнительная образовательная программа по кружковой работе второй младшей группы «Веселый этикет»
Разработали воспитатели второй младшей группы:
Купцова Александра Олеговна
Симонова Юлия Константиновна
п.г.т. Ногинск - 9
2017-2018 уч.год
Пояснительная записка:
Практика показала, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» не целесообразно (например, во время обеда учить пользоваться ножом). Процесс принятия пищи должен быть в радость, в удовольствие. Объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетит. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении следует проводить на специально организованных занятиях. Правила этикета нужно преподносить ребёнку так, чтобы они вызывали положительные эмоции. Познакомившись с теми или иными правилами на занятиях, ребёнок дома закрепляет его через специальные игровые упражнения; сюжетно - ролевые игры; в повседневной жизни.
Актуальность:
Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению
Цель:
- Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности:
- Усвоение правил культуры еды;
- Усвоение правил и норм поведения в гостях.
- Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)
Задачи:
- Познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола:
А) сервировка стола к чаю.
Б) сервировка стола к обеду.
- Закрепить знания, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать.
- Познакомить с основами сервировки праздничного стола.
- Воспитывать аккуратность
Принципы:
- Доступности
- Индивидуальности
- Дифференциации работы с детьми
- Систематичности
Методы и приёмы:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
Средства:
- сервиз чайный
- столовая посуда
- ложки, ножи, вилки.
- скатерть
- комплект тканевых салфеток
- комплект бумажных салфеток
- передники, колпаки
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:
Эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Мес. | Тема | Задачи | Материал | Кол. час. |
октябрь | «Знакомство с вежливостью» | Изучение правил речевого поведения во время знакомства | Иллюстрация с изображением различного поведения при знакомстве детей. | 20 мин. |
«У тебя в гостях подруга» | Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем, дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия | Иллюстрации по теме занятия. | 20 мин. |
|
«Об уступчивости» | Помочь понять детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу | Иллюстрации по теме занятия. | 20 мин. |
|
«Прощание с гостем» | Познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания, а также этикетным выражениям приглашения в гости и благодарности. | Иллюстрации по теме занятия. | 20 мин. |
|
ноябрь | Беседа: « Что такое этикет» | Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям. | 20 мин. |
|
Беседа: «Правила поведения за столом» | Уточнить правила поведения за столом, закрепить знакомые детям правила пользования столовыми приборами. | Иллюстрации с изобр. различного поведения детей за столом. | 20 мин. |
|
« Для чего нужны салфетки» | Познакомить детей с различными видами салфеток. Уточнить знания детей о правилах пользования тканевыми салфетками, бумажными салфетками. | Тканевые салфетки, бумажные салфетки. | 20 мин. |
|
декабрь | Знакомство с кухонной посудой. | Познакомить детей с понятием кухонная посуда, её применением. Учить отличать кухонную посуду от столовой. | Кухонная посуда. | 20 мин. |
« Посуда для Маши» | Закрепить знания детей о кухонной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена кухонная посуда. | Кухонная посуда. | 20 мин. |
|
Беседа: « для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож» | Уточнить знания детей о том, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны. | Столовые приборы. | 20 мин. |
|
« Посуда для обеда» | Познакомить детей с понятием столовой посуде, её применении. Учить отличать столовую посуду от кухонной. | Столовая посуда. | 20 мин. |
|
январь | « Обед для Незнайки» | Познакомить детей с правилами сервировкой обеденного стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом. | Столовая посуда. | 20 мин. |
« Обед для Незнайки» | Уточнить знания детей об обеденных блюдах, как и чем их едят. Воспитывать правила поведения за столом. | Посуда для сервировки стола. | 20 мин. |
|
« Из чего это сделано» | Закрепить знания детей о столовой посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена столовая посуда. | Набор столовой посуды. | 20 мин. |
|
февраль | « Необычное на столе» | Познакомить детей с необычными столовыми приборами. | Иллюстрации с изобр. столовых приборов. | 20 мин |
« Бабушкин сундучок» | Познакомить детей со старинными столовыми приборами и посудой. | Иллюстрации, предметы старинной посуды. | 20 мин. |
|
Знакомство с чайной посудой. | Познакомить детей с понятием «чайная посуда», уточнить знания детей о применении чайной посуды. | Чайный сервиз. | 20 мин. |
|
« Из чего это сделано» | Закрепить знания детей о чайной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена чайная посуда. | Чайный сервиз. | 20 мин. |
|
март | « К нам гости пришли» | Познакомить детей с сервировкой стола к чаепитию, уточнить названия предметов посуды и их назначение. Воспитывать у детей правила приёма гостей. | Чайный сервиз. | 20 мин. |
Чтение сказки: « Чаепитие в лесу» | Уточнить правила поведения за столом, изученные ранее и познакомить с новыми. | 20 мин |
||
Чтение сказки: « Федорино горе» | Уточнить правила обращения с посудой. Воспитывать привычку к чистоте. | 20 мин |
||
апрель | « Юные повара» | Познакомить детей с праздничными блюдами, составлением праздничного меню. | 20 мин |
|
Составление меню для праздничного меню. | Познакомить детей с составлением меню для праздничного стола. | 20 мин. |
||
« Праздник для кукол» | Познакомить детей с сервировкой праздничного стола. Уточнить правила пользования посудой. | Сервиз для сервировки. | 20 мин |
|
«Кафе» | Закреплять знания детей о различных видах посуды, о правилах сервировки стола | Сервиз для сервировки. | 20 мин |
|
май | «Игра слов» | Закрепить знания детей о столовой, кухонной, чайной посуде. Уточнить правила пользования столовыми приборами. | посуда | 20 мин |
« Воспитанные дети» | Уточнить правила поведения за столом, правила приема гостей | 20 мин |
Правила безопасности:
- нельзя ходить с острыми предметами в руках
- нельзя брать ножи в рот.
- Нож держать только за ручку
- Брать стеклянную посуду только двумя руками
- Брать стеклянную посуду только по одному предмету
- Нельзя пользоваться посудой со сколами и трещинами
Список использованной литературы.
Литература.
- . Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..
- Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.
- Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
- Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.
- Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
- Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
- Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
- Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Замдиректора по УВР Директор
МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»
Дианова С. В. _________Герасимова С. И.
«____»________2012 г «____»________2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна
2012г
КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе
Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны
Знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Выполнять общение.
12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им
Ученик получит возможность для формирования:
Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
п/п | Наименование разделов и тем. | Количество часов | Сроки |
Правила поведения в школе | |||
Правила поведения на уроке и на перемене | |||
Правила поведения в общественных местах | |||
Правила поведения в гардеробе. | |||
Правила поведения в столовой. | |||
Правила поведения в библиотеке. | |||
Правила поведения в школьном дворе. | |||
О добром отношении к людям | |||
Что такое «добро и зло». | |||
Чтение книг о доброте и отзывчивости. | |||
«Ежели вы вежливы». | |||
Вежливый отказ. | |||
Добрые и не добрые дела. | |||
Зависть. | |||
Ты и твои друзья. | |||
В дружбе – сила. | |||
Помни о других – ты не один на свете. | |||
Как ты говоришь. | |||
Как стать трудолюбивым | |||
«Ученье-свет, а не ученье - тьма». | |||
Наш труд в классе. | |||
Терпенье и труд всё перетрут. | |||
«Как быть прилежным и старательным». | |||
Наш труд в классе. | |||
Мой труд каждый день дома | |||
Цена ломтика. | |||
Правила опрятности и аккуратности. | |||
Культура внешнего вида. | |||
Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности. | |||
Умейте ценить своё и чужое время. | |||
Каждой вещи своё место. | |||
Правила поведения на улице и дома. | |||
Как вести себя на улице и дома. | |||
Правила поведения в гостях. | |||
Правила поведения в общественных местах. | |||
Школьный этикет. | |||
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | |||
Устное и письменное приглашение на день рождения. | |||
Как дарить подарки. | |||
Общечеловеческие нормы нравственности | |||
О сострадании и жестокосердии. | |||
О сострадании и жестокосердии. Чтение книг. | |||
Лгать нельзя, но если...? | |||
Всегда ли богатство счастье? | |||
Спешите делать добро. | |||
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | |||
Совесть - основа нравственности. | |||
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». | |||
«Досадно мне, что слово честь забыто». | |||
Россияне о любви к Родине. | |||
Твоя малая родина. | |||
«Мой первый друг, мой друг бесценный». | |||
Пословицы о совести, о родине, о дружбе. | |||
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | |||
Песни о дружбе и Родине. | |||
Чему нас научили уроки нравственности? |
Тамара Степаненко
Программа кружка «Весёлый этикет» для старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6 - 7 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Общая характеристика кружковых занятий :
Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников .
Исходя из пожеланий детей и родителей кружок будут посещать воспитанники, у которых преимущественно уже сформированы необходимые этические нормы поведения за столом, в игровой деятельности, в общении друг с другом и со старшими , а также дети, у которых необходимо развивать и закреплять эти этические навыки.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .
Цель кружка :
Продолжать знакомить детей 6-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);
Задачи :
Развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета ;
Воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;
Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).
Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Занятия проводятся из расчета :
1 занятие в неделю
4 занятия в месяц
Период с 01.09.15 по 31.05.16
Всего 36 занятия
Количество детей в группе – 25 человек.
Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.
Форма занятий : совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
Учебно-тематический план
Месяц Тема Программные задачи
Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй» .
2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все» .
3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»
4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.
Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
Познакомить с новыми формами приветствия.
Октябрь «Фея учит вежливости» .
1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что
такое хорошо и что такое плохо».
2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон» .
3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых» .
«Золушка» .
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими : честности,
доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет , разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.
Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых» .
1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь» .
2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным» .
3. Драматизация сказки «Репка» .
4. Конкурс рисунков «Моя семья» . Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.
Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.
Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.
Декабрь Всё о друзьях.
1. Беседа «Кто кого обидел?»
2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки» .
3. Упражнение «Мой подарок тебе» , игра «Двойной подарок» .
4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.
Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.
Правильное восприятие подаренных подарков
Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»
1. Просмотр видеоматериала по произведению
К. Чуковского «Федорино горе» .
2. Упражнение – практикум «Сервировка стола» .
3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.
Напомнить о необходимости беречь своё время.
Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.
Февраль «С чего начинается дружба?»
1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто
«Несли мы облако с собой» .
2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.
Игра «Мой Дом дружбы» .
3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья» .
4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик» . Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить : взаимопомощь помогает подружиться.
Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.
Создавать эмоциональное настроение.
Март «Что такое бескорыстная помощь?»
1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В.
Сухомлинского «Как белочка дятла спасла» .
2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа» .
3. Прослушивание записи песен о дружбе.
4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек. Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный» , «доброжелательность» .
Объяснить : настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.
Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.
Апрель .
1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского
«Тайное всегда становится явным» .
2. Придумывание историй на эту тему.
3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» .
4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу» . Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.
Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям : особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.
Май «Все работы хороши, выбирай на вкус» .
1. Рисование рисунков об одной из профессий своей мамы.
2. Игра «Я хочу стать…» .
3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть» .
4. Дидактическая игра «Настроение» . Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей . Знать, где трудятся ваши родители, чем занимаются на работе. Быть внимательными к своим близким.
Предполагаемый результат :
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет » , дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения» , плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера (См. тематический план, энциклопедии, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Литература :
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.
2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М . Просвещение 1986 г.
3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.
4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.
7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.
9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников . – Просвещение, 2006г.