План кружка в старшей группе веселый этикет. Веселый этикет рабочая программа на тему. учитель начальных классов


Пояснительная записка

Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы.

Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

- приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

- получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

- получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Выполнять общение.

12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ученик получит возможность для формирования:

Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Календарно-тематическое планирование на 2014/2015 учебный год.

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Сроки

Дата

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

6.09

Правила поведения в общественных местах

13.09

Правила поведения в гардеробе, в столовой,

в библиотеке.

20.09

Правила поведения в школьном дворе.

27.09

О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Чтение книг о доброте и отзывчивости.

4.10

«Ежели вы вежливы».

11.10

Добрые и не добрые дела.

18.10

Ты и твои друзья.

25.10

В дружбе – сила.

Помни о других – ты не один на свете.

15.11

10.

Как ты говоришь.

22.11

Как стать трудолюбивым

11.

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

29.11

12.

«Как быть прилежным и старательным».

6.12

13.

Наш труд в классе.

Терпенье и труд всё перетрут.

13.12

14.

Мой труд каждый день дома

20.12

15.

Цена ломтика.

27.12

16.

Игра «Кем вы хотите стать?»

17.01

Правила опрятности и аккуратности.

17.

Культура внешнего вида.

24.01

18.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

31.01

19.

Умейте ценить своё и чужое время.

7.02

Правила поведения на улице и дома.

20.

Как вести себя на улице и дома.

14.02

21.

Правила поведения в гостях.

21.02

22.

Правила поведения в общественных местах.

28.01

Общечеловеческие нормы нравственности

23.

О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.

7.03

24.

Лгать нельзя, но если...?

14.03

25.

Спешите делать добро.

21.03

26.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

4.04

27.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

11.04

28.

Россия – наша Родина

18.04

29.

Твоя малая родина.

25.04

30.

Пословицы о совести, о родине, о дружбе.

16.05

31.

Песни о дружбе и Родине.

23.05

32.

Чему нас научили уроки нравственности?

30.05

33-34

Резерв

Список литературы

    Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

    Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.

    Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998.

    Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000.

    Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.

    Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.

    Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006

    Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001.

    Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996.

    Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.

    Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999.

    Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.

    Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

    Пятак С.В. Расту культурным: для детей 4-5 лет: в 2 ч. – М.: Эксмо, 2010

    Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.

    Сказка как источник творчества детей”. Пособие для педагогов дошкольного учреждения. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2001.

    Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,1996.

    Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г.

    Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.

    Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999.

    Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

    Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.

    Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998.

    Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №97 «Солнышко»

« Утверждаю»

заведующий МБДОУ

детский сад № 97 «Солнышко»

Е.А.Соловей

«___» _______2017г.

Дополнительная образовательная программа по кружковой работе второй младшей группы «Веселый этикет»

Разработали воспитатели второй младшей группы:

Купцова Александра Олеговна

Симонова Юлия Константиновна

п.г.т. Ногинск - 9

2017-2018 уч.год

Пояснительная записка:

Практика показала, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» не целесообразно (например, во время обеда учить пользоваться ножом). Процесс принятия пищи должен быть в радость, в удовольствие. Объяснение нового отвлекает ребёнка, часто вызывает отрицательные эмоции и негативно сказывается на усвоении пищи и даже на аппетит. Поэтому знакомство с правилами поведения за столом и упражнения в их выполнении следует проводить на специально организованных занятиях. Правила этикета нужно преподносить ребёнку так, чтобы они вызывали положительные эмоции. Познакомившись с теми или иными правилами на занятиях, ребёнок дома закрепляет его через специальные игровые упражнения; сюжетно - ролевые игры; в повседневной жизни.

Актуальность:

Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению

Цель:

  • Воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности:
  • Усвоение правил культуры еды;
  • Усвоение правил и норм поведения в гостях.
  • Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)

Задачи:

  • Познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола:

А) сервировка стола к чаю.

Б) сервировка стола к обеду.

  • Закрепить знания, какими приборами надо пользоваться во время еды, уметь это делать.
  • Познакомить с основами сервировки праздничного стола.
  • Воспитывать аккуратность

Принципы:

  • Доступности
  • Индивидуальности
  • Дифференциации работы с детьми
  • Систематичности

Методы и приёмы:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Практический

Средства:

  • сервиз чайный
  • столовая посуда
  • ложки, ножи, вилки.
  • скатерть
  • комплект тканевых салфеток
  • комплект бумажных салфеток
  • передники, колпаки

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Освоения детьми программы кружка - овладение такими интегративные качествами, как:

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Мес.

Тема

Задачи

Материал

Кол.

час.

октябрь

«Знакомство с вежливостью»

Изучение правил речевого поведения

во время знакомства

Иллюстрация с изображением различного поведения при знакомстве детей.

20 мин.

«У тебя в гостях подруга»

Научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем, дать представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях приветствия

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Об уступчивости»

Помочь понять детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

«Прощание с гостем»

Познакомить детей с правилами речевого этикета в минуты прощания, а также этикетным выражениям приглашения в гости и благодарности.

Иллюстрации по теме занятия.

20 мин.

ноябрь

Беседа:

« Что такое этикет»

Познакомить детей с понятием этикет, общими правилами этикета и для чего он нужен людям.

20 мин.

Беседа:

«Правила поведения за столом»

Уточнить правила поведения за столом, закрепить знакомые детям правила пользования столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. различного поведения детей за столом.

20 мин.

« Для чего нужны салфетки»

Познакомить детей с различными видами салфеток. Уточнить знания детей о правилах пользования тканевыми салфетками, бумажными салфетками.

Тканевые салфетки, бумажные салфетки.

20 мин.

декабрь

Знакомство с кухонной посудой.

Познакомить детей с понятием кухонная посуда, её применением. Учить отличать кухонную посуду от столовой.

Кухонная посуда.

20 мин.

« Посуда для Маши»

Закрепить знания детей о кухонной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена кухонная посуда.

Кухонная посуда.

20 мин.

Беседа: « для чего нужны столовые приборы: вилка, ложка, нож»

Уточнить знания детей о том, как правильно пользоваться столовыми приборами, для чего они нужны.

Столовые приборы.

20 мин.

« Посуда для обеда»

Познакомить детей с понятием столовой посуде, её применении. Учить отличать столовую посуду от кухонной.

Столовая посуда.

20 мин.

январь

« Обед для Незнайки»

Познакомить детей с правилами сервировкой обеденного стола. Какие приборы и посуда для этого используются. Уточнить правила поведения за столом.

Столовая посуда.

20 мин.

« Обед для Незнайки»

Уточнить знания детей об обеденных блюдах, как и чем их едят. Воспитывать правила поведения за столом.

Посуда для сервировки стола.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о столовой посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена столовая посуда.

Набор столовой посуды.

20 мин.

февраль

« Необычное на столе»

Познакомить детей с необычными столовыми приборами.

Иллюстрации с изобр. столовых приборов.

20 мин

« Бабушкин сундучок»

Познакомить детей со старинными столовыми приборами и посудой.

Иллюстрации, предметы старинной посуды.

20 мин.

Знакомство с чайной посудой.

Познакомить детей с понятием «чайная посуда», уточнить знания детей о применении чайной посуды.

Чайный сервиз.

20 мин.

« Из чего это сделано»

Закрепить знания детей о чайной посуде. Уточнить знания о материале, из которого изготовлена чайная посуда.

Чайный сервиз.

20 мин.

март

« К нам гости пришли»

Познакомить детей с сервировкой стола к чаепитию, уточнить названия предметов посуды и их назначение. Воспитывать у детей правила приёма гостей.

Чайный сервиз.

20 мин.

Чтение сказки:

« Чаепитие в лесу»

Уточнить правила поведения за столом, изученные ранее и познакомить с новыми.

20 мин

Чтение сказки:

« Федорино горе»

Уточнить правила обращения с посудой. Воспитывать привычку к чистоте.

20 мин

апрель

« Юные повара»

Познакомить детей с праздничными блюдами, составлением праздничного меню.

20 мин

Составление меню для праздничного меню.

Познакомить детей с составлением меню для праздничного стола.

20 мин.

« Праздник для кукол»

Познакомить детей с сервировкой праздничного стола. Уточнить правила пользования посудой.

Сервиз для сервировки.

20 мин

«Кафе»

Закреплять знания детей о различных видах посуды, о правилах сервировки стола

Сервиз для сервировки.

20 мин

май

«Игра слов»

Закрепить знания детей о столовой, кухонной, чайной посуде. Уточнить правила пользования столовыми приборами.

посуда

20 мин

« Воспитанные дети»

Уточнить правила поведения за столом, правила приема гостей

20 мин

Правила безопасности:

  • нельзя ходить с острыми предметами в руках
  • нельзя брать ножи в рот.
  • Нож держать только за ручку
  • Брать стеклянную посуду только двумя руками
  • Брать стеклянную посуду только по одному предмету
  • Нельзя пользоваться посудой со сколами и трещинами

Список использованной литературы.

Литература.

  1. . Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г..
  3. Зернова О. Воспитание любви и уважения к книге»Д/в №6-89 г.
  4. Короткова Н.И.Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
  5. Курочкина О.Н. Этикет для дошкольников. – Просвещение, 2006г.
  6. Лисина М. И. Ребенок и сверстники Д/в №9-88 г.
  7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М. Просвещение 1986 г.
  8. Рычашкова К. Н.Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
  9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
  10. Якобсон С. Г. Моральное воспитание. – Смоленск,1996

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Замдиректора по УВР Директор

МКОУ «Оленская ООШ» МКОУ «Оленская ООШ»

Дианова С. В. _________Герасимова С. И.

«____»________2012 г «____»________2012 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Учитель начальных классов Емельянова Елена Викторовна

2012г

КРУЖОК « ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия проводятся 3 часа в неделю, что составляет 51 час в год.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия позволяют школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Программа составлена на основе принципов духовно –нравственного развития и воспитания.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе

Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.

В результате прохождения программного материала к концу учебного года обучающиеся должны

Знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

4. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Выполнять общение.

12. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Ученик получит возможность для формирования:

Морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

Эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Познавательные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Строить сообщения в устной и письменной форме;

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

п/п

Наименование разделов и тем.

Количество часов

Сроки

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

Правила поведения в общественных местах

Правила поведения в гардеробе.

Правила поведения в столовой.

Правила поведения в библиотеке.

Правила поведения в школьном дворе.

О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло».

Чтение книг о доброте и отзывчивости.

«Ежели вы вежливы».

Вежливый отказ.

Добрые и не добрые дела.

Зависть.

Ты и твои друзья.

В дружбе – сила.

Помни о других – ты не один на свете.

Как ты говоришь.

Как стать трудолюбивым

«Ученье-свет, а не ученье - тьма».

Наш труд в классе.

Терпенье и труд всё перетрут.

«Как быть прилежным и старательным».

Наш труд в классе.

Мой труд каждый день дома

Цена ломтика.

Правила опрятности и аккуратности.

Культура внешнего вида.

Правила личной гигиены, аккуратности и опрятности.

Умейте ценить своё и чужое время.

Каждой вещи своё место.

Правила поведения на улице и дома.

Как вести себя на улице и дома.

Правила поведения в гостях.

Правила поведения в общественных местах.

Школьный этикет.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

Как дарить подарки.

Общечеловеческие нормы нравственности

О сострадании и жестокосердии.

О сострадании и жестокосердии. Чтение книг.

Лгать нельзя, но если...?

Всегда ли богатство счастье?

Спешите делать добро.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Совесть - основа нравственности.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

«Досадно мне, что слово честь забыто».

Россияне о любви к Родине.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Пословицы о совести, о родине, о дружбе.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

Песни о дружбе и Родине.

Чему нас научили уроки нравственности?


Тамара Степаненко
Программа кружка «Весёлый этикет» для старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6 - 7 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.

То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.

Общая характеристика кружковых занятий :

Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников .

Исходя из пожеланий детей и родителей кружок будут посещать воспитанники, у которых преимущественно уже сформированы необходимые этические нормы поведения за столом, в игровой деятельности, в общении друг с другом и со старшими , а также дети, у которых необходимо развивать и закреплять эти этические навыки.

Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .

Цель кружка :

Продолжать знакомить детей 6-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);

Задачи :

Развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета ;

Воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;

Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.

Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).

Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.

Занятия проводятся из расчета :

1 занятие в неделю

4 занятия в месяц

Период с 01.09.15 по 31.05.16

Всего 36 занятия

Количество детей в группе – 25 человек.

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Форма занятий : совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.

Учебно-тематический план

Месяц Тема Программные задачи

Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй» .

2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все» .

3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»

4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.

Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.

Познакомить с новыми формами приветствия.

Октябрь «Фея учит вежливости» .

1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что

такое хорошо и что такое плохо».

2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон» .

3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых» .

«Золушка» .

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими : честности,

доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет , разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.

Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых» .

1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь» .

2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным» .

3. Драматизация сказки «Репка» .

4. Конкурс рисунков «Моя семья» . Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.

Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.

Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.

Декабрь Всё о друзьях.

1. Беседа «Кто кого обидел?»

2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки» .

3. Упражнение «Мой подарок тебе» , игра «Двойной подарок» .

4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.

Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.

Правильное восприятие подаренных подарков

Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»

1. Просмотр видеоматериала по произведению

К. Чуковского «Федорино горе» .

2. Упражнение – практикум «Сервировка стола» .

3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.

Напомнить о необходимости беречь своё время.

Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.

Февраль «С чего начинается дружба?»

1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто

«Несли мы облако с собой» .

2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.

Игра «Мой Дом дружбы» .

3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья» .

4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик» . Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить : взаимопомощь помогает подружиться.

Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.

Создавать эмоциональное настроение.

Март «Что такое бескорыстная помощь?»

1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В.

Сухомлинского «Как белочка дятла спасла» .

2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа» .

3. Прослушивание записи песен о дружбе.

4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек. Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный» , «доброжелательность» .

Объяснить : настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.

Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.

Апрель .

1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского

«Тайное всегда становится явным» .

2. Придумывание историй на эту тему.

3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» .

4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу» . Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.

Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям : особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.

Май «Все работы хороши, выбирай на вкус» .

1. Рисование рисунков об одной из профессий своей мамы.

2. Игра «Я хочу стать…» .

3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть» .

4. Дидактическая игра «Настроение» . Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей . Знать, где трудятся ваши родители, чем занимаются на работе. Быть внимательными к своим близким.

Предполагаемый результат :

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и

потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)

Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,

Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.

Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Настольные дидактические игры из серии «Этикет » , дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения» , плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера (См. тематический план, энциклопедии, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

Литература :

1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.

2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М . Просвещение 1986 г.

3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.

4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.

5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.

6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.

7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.

8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.

9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.

10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников . – Просвещение, 2006г.









2024 © rukaraoke.ru.