Поддайся искушению. Как не поддаться искушению измены? варианта как не поддаться искушению


Каждый человек в своей жизни когда-либо подвергался тем или иным искушениям, независимо от возраста, пола или религиозных убеждений. Давайте попробуем выяснить, что же это такое, какова их природа и чем они угрожают человеку. Также поговорим о том, как не поддаться искушению.

Значение слова

Вам интересно? Итак, что же такое искушение? Это понятие чаще всего тесно связано с религиозными и морально-этическими принципами человека. Искушения — это, прежде всего, испытание человека его же моральными и религиозными убеждениями. Это его веры. Искушения — это побуждение к греху, к запретному, к измене своим принципам и идеалам. Это антирелигиозное поведение. Для человека нерелигиозного, но совестливого, за таковое чаще будет приниматься соблазн пойти против своей совести, против неких социальных норм поведения. Значение слова "искушение" в большинстве случаев негативное. Позитивных очень мало, и вряд ли они существуют. Теперь вы знаете, что означает слово "искушение".

Примеры

Самые яркие иллюстрации искушений мы можем обнаружить в тех или иных священных религиозных книгах. Наверное, много людей знает о них. Самыми известными примерами будут, пожалуй, искушение Адама и Евы в райском саду, а также Иисуса Христа дьяволом в пустыне. Если в первом случае люди нарушили запрет Бога, за что были изгнаны из рая и сделались смертными и подверженными греху, то во втором случае уже сам Бог, будучи в человеческом теле, был искушаем сатаной как простой смертный и с честью выдержал испытания, показав тем самым, что человеку нужно бороться против соблазнов. Примеры присутствуют и в других религиозных учениях. Так, согласно буддизму, Будду искушал Мара.

Искушения исходят от...

Тот, кто нерелигиозен, зачастую утверждает, что человек поддаётся на соблазны лишь благодаря определённым стечениям обстоятельств в жизни. Что именно сама жизнь заставляет человека заглушать свою совесть, красть, обходить закон, прелюбодействовать... да мало ли существует различных искушений! Человек же религиозный скажет, что за соблазнами стоят некие «тёмные силы». Именно они и искушают. Для каждого человека подбирают его собственные соблазны, нацеленные на то, чему человек более всего подвержен. Искушения исходят от сатаны, но попускаются Богом, для того чтобы человек сам лишний раз убедился в своей немощи, в необходимости постоянно быть с Богом, в необходимости Божьей помощи.

Какие бывают искушения

Коротко расскажем о них. Почти все виды искушений нацелены на поддержку «внешнего человека» в борьбе с «внутренним человеком»: искушение цивилизацией, властью, богатством, известностью, «исключительностью». Их очень много... Но не стоит путать все эти виды искушений с испытаниями, которые людям посылает Господь. Потому что, как мы уже говорили, они не идут от Бога, но с Его попустительства.

Почему человек поддаётся искушениям

Человек по своей природе слаб и непостоянен. На протяжении своей жизни он то и дело меняет, а если и не меняет, то обязательно корректирует свои жизненные взгляды и принципы. На этот процесс оказывают влияние самые различные вещи, люди, ситуации. От прочитанных книг до поступков друзей. От поведения родных и близких до страшных жизненных потерь. А искушения... это зачастую для человека ещё и возможность узнать что-то новое, неизведанное. Узнать то, о чём он ещё только слышал, может быть, видел, но не делал. Да, он знает, что в теории это плохо, а каково же на практике? Ведь человек же ещё и очень любопытен... Запретное почти всегда обольстительно и привлекательно. Оно проникает в чаще всего тогда, когда в нём (нарочно или нет) добро и мораль начинают повсеместно главенствовать. Искушения человека хотят увести его с праведного пути и ещё раз доказать его слабость.

Краткий экскурс в историю

Человек искушениям подвергался испокон веков. За всё время существования homo sapiens, то есть человека разумного, человек подвергался, подвергается и будет подвергаться соблазнам. Такова его природа. История знает примеры искушения не только отдельных личностей, но и даже целых народов, стран. Когда одна страна со своим населением почти всецело поддерживает идею верховенства и главенства, превосходства над остальными. В Средние века правители были также искушаемы своей властью: можно было легко сжечь человека на костре только за то, что он чем-то не угодил власть имущим. Во времена Древнего мира правители вели войны из-за своей гордыни и тщеславия, соблазняемые и той же властью, и богатством, и положением. И в наше время, как мы можем убедиться, практически ничего не изменилось.

Вспомним любимые книги...

Примеры искушений можно встретить почти в каждом литературном произведении. Это, например, "Мастер и Маргарита" Булгакова, "Поющие в терновнике" Коллин Маккалоу и многие другие. Очень часто искушения - это причина завязки сюжета и дальнейшего развития событий. Читая книги, в которых есть тема соблазнов, читатель часто задумывается и над своей жизнью, переосмысливает её и делает определенные выводы.

Каким искушениям подвергается современный человек

Современный мир — это динамично развивающийся организм, но со своими старыми, даже древними, болезнями. Болезнями, которые в новом веке разрастаются с новой силой, порой в новом для себя обличии. И на то существует много причин. Это и усилившаяся вера в могущество самого человека, в непобедимость и непогрешимость науки, отступ от морали, пренебрежительное отношение к урокам истории, заветам предков, традициям, это и кардинальный пересмотр жизненных и традиционных устоев общества в сторону материальных благ. Современный человек остаётся подвержен всем тем искушениям, которые существовали и раньше, но при всей динамичности мира для человека выработались и другие, до того неизвестные. Которые, впрочем, направлены вновь на одну и ту же цель: на затмение духовного, отлучение человека от Бога. Поэтому значение слова "искушение" актуально во все времена.

Блага цивилизации

Появление таких благ цивилизации, как сотовая связь, Интернет и тому подобное, помимо различных бесспорных положительных и полезных свойств, имеет ещё и свойства негативные. И если первые мы вежливо обойдём в данной статье стороной, то на вторых обязательно заострим своё внимание.

Их трудно. Современный человек уже настолько привык к Интернету и мобильному телефону, что без них не может представить своего существования, как некогда без хождения на воскресную службу каждую неделю или же без прочтения какой-нибудь занимательной книжки на ночь. Можно ответить, что молитвы запросто найдутся в Интернете и прочитать их можно самому; собственно, как и занимательную книжку. Да и всё остальное... Тут тебе и социальные сети, где все друзья сразу в одном месте, и все справочники, вся информация... Тут тебе и куча запретных материалов, которые без Интернета так легко и не найдёшь... Ну и как не посмотреть их, если всё рядом, всё под рукой? Но стоит представить, хотя бы на мгновение, что же будет с теперешним человеком, если у него взять и отключить Интернет. Сколько он продержится? Если у человека отнять сотовую связь? Вспомнит ли он, как обходиться без них, без Сможет ли он при случае быть готовым к отказу от многих удобств, предлагаемых цивилизацией? Именно эти блага вырабатывают в человеке лень. Стоит задуматься... Сидение в офисе за компьютером и ленивое щёлкание компьютерной мышкой называется работой. Очень часто такому человеку становится просто-напросто непривычно или лень даже пробежаться, чтобы как-то размять своё тело. Одним словом, появляется соблазн нового века. Искушение цивилизацией, лёгкой жизнью и быстрой наживой.

Искушениям все возрасты покорны...

В каком бы человек ни находился возрасте, искушения его преследуют. Возьмём сначала в качестве примера ребёнка. Казалось бы, малыш — это существо, у которого ещё нет своей жизненной позиции; которое лишь на интуитивном уровне различает добро и зло... Но и он подвержен искушениям! Ему, скажем, родители запретили есть больше конфет, чем положено. Но ребенку хочется. И он, подумав, что «раз нельзя, но очень хочется, то можно», полез в шкаф и взял их без спроса, пока родители не видят. Да, после он сделает виноватые плаксивые глаза, скажет, что «больше так не будет», но... соблазн поесть сладкого оказался выше боязни нарушить родительский запрет.

Далее возьмём в пример девушку высоких моральных принципов. Которая прекрасно знает, как ей следует себя вести в обществе, согласно нормам морали и этикета. Но вот парадокс: она почему-то в один прекрасный момент делает всё наоборот. И даже сама себе не в силах объяснить почему... Что называется, «чёрт попутал». Так же своего поведения порой не сможет объяснить и мужчина, скажем, лет сорока, некогда образцовый семьянин и прекрасный человек, надёжный друг... но внезапно ушедший от жены и детей к совершенно чужой женщине, с которой едва знаком. Стоит добавить, что и в старости у человека, безусловно, есть свои искушения.

Борьба с искушениями

Как уже было сказано, человек слаб по своей природе. Именно поэтому он подпускает искушения к себе на такое близкое расстояние, с которого они могут по нему прицельно бить. И попадать. Чтобы бороться с ними, нужны, прежде всего, стойкие непоколебимые принципы и вера. Кто-то верит в Бога, кто-то в свою совесть. Неверующим можно посоветовать бояться закона, знать, что рано или поздно перед совестью или перед государственным законом придётся ответить. А верующим... А верующим в минуты искушения стоит крепко помолиться и попросить о помощи того, кто это искушения и дозволяет, чтобы о нём и о его силе не забывали, чего так жаждут искусители. Ну и страх перед Создателем и Страшным судом тоже никто не изменял. Поэтому давайте задумаемся над вопросом искушений и будем впредь более осторожными в своих мыслях, словах и поступках. Будьте осмотрительными. Искушения человека - это некое испытание, которое нужно выдержать с высоко поднятой головой.

Не забывайте также и о том, что соблазны могут встретить человека на каждом шагу, от незначительных до глобальных. Поддаться искушению - означает сделать огромную ошибку. Поэтому пусть ваша совесть всегда будет чиста. Храни вас Бог от всевозможных бед и искушений!

Мы уже говорили с насельником Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем (Барановым) о трудностях нашей духовной и повседневной жизни , которые святые отцы часто называют искушениями, и о том, как эти искушения распознать. Сегодня, во второй части беседы, мы сосредоточим внимание на правильном отношении к подобным ситуациям и на борьбе с ними.

— Отец Дорофей, как бороться с искушениями?

— Научиться их правильно переживать. К примеру, часто приходится слышать от людей, поддавшихся искушению блудной страстью, что сила ее была столь велика, что они не могли ей противостоять. Это всего лишь попытка оправдать собственное нежелание бороться со злом. Нет таких искушений, с которыми человек не мог бы справиться. Собственно, любое искушение заставляет нас отвечать на главный вопрос в жизни: «Кем я хочу быть? Хочу ли я быть человеком нравственным, живущим согласно духовным законам, которые дал людям Бог, или мне это неважно?».

Можно выбрать второй путь — выйти из круга, очерченного Богом заповедями, но тогда надо быть готовым к тому, что в твоей жизни произойдет духовная катастрофа. Не надо питать иллюзий, она неизбежна. Я это как священник вижу каждый день. Не было еще ни одного случая, когда человек, нарушивший нравственный запрет, после этого был бы счастлив. Люди разрушают семьи, надеясь, что во втором браке им больше повезет. Иногда им даже кажется, что они счастливы в новых отношениях, но это счастье отравлено горечью. И человек живет, не понимая, почему у него ребенок растет наркоманом, или на работе сплошные проблемы, или болезни преследуют… Он все ищет какие-то причины, а причина одна: он перешел нравственную черту и стал беззащитным перед злом. В конце концов, помотавшись по бесконечному кругу мирских «утешений», которыми обычно пытаются заглушить эту горечь, человек понимает, что все-таки нужно договориться с Богом, и приходит на исповедь. Пока покаянием с души не смоется тяжесть греха, человек будет подвергаться искушениям. Поэтому, если преследуют испытания, нужно проанализировать свою жизнь, вспомнить о нарушенных заповедях и принести Богу покаяние.

Увидеть себя в истинном свете

— Но искушения преследуют и тех людей, которые стараются жить внимательно и тяжких грехов не совершают. Какой тогда для них смысл в подобных испытаниях?

— Мы подошли к очень важному моменту в понимании смысла искушений: они также служат лакмусовой бумажкой для проявления наших внутренних духовных червоточин. Например, если нас, по нашему же мнению, несправедливо притесняет начальство, возможно, мы слишком много о себе думаем. А когда на нас ни с того ни с сего накидывается с бранью человек, возможно, стоит вглядеться в себя и увидеть в себе гордость, которая потребовала такого врачевания.

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в

отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Вообще, искушения полезны. Проходя через них, человек получает возможность правильно понять свою жизнь и трезво себя оценить. Рушатся льстивые предположения о себе и уничижительные о других. Полагал себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, скатился на самое дно. Непрестанно требовал что-то от других, не вникая в их ситуацию? Теперь тебя притесняют, гонят, злословят. Считал себя лучше других— и столкнулся с грубым насилием греховных помыслов. Благочестивому человеку проще, чем грешнику, впасть в духовную прелесть по поводу своих духовных дарований и успехов, и лекарством от этой болезни служат искушения. В таких обстоятельствах человек воочию видит свою немощность в суждениях, поступках, делах, эмоциях и смиряется. Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях становимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. Часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые испытания, чем те, что были.

— Как справляться с внутренними искушениями — к примеру, с таким, когда преследуют нехорошие мысли об обидевшем нас человеке? Иногда такое состояние длится очень долго.

— Для борьбы с помыслами необходимо считать себя хуже других людей. Ставьте любого человека, который вас обидел, задел, проявил по отношению к вам несправедливость, неуважение, грубость, выше себя. Смотрите на него снизу вверх, и тогда неприятные столкновения с людьми будут предельно минимизированы, потому что ты всегда будешь готов уступить, не ответить злом на зло, извиниться. Можно не верить в действенность этого рецепта и искать тысячи причин не прибегать к нему, но это единственный способ, чтобы добиться душевного мира. Когда внутри себя человек считает, что он самая последняя букашка, его невозможно обидеть. Когда в мир пришел Христос, он показал, что единственный выход из мира зла, который нас окружает, — дать этому злу абсолютную свободу, дать злу возможность сделать с тобой все, что угодно, но при этом не терять надежды на Бога. «Бог своих не оставит», — такая у христиан присказка. Вот это сочетание готовности не отвечать злом на зло и упования на Бога делает христианина абсолютно непобедимым. Мы думаем, что, если всем подряд уступать место в очереди, не дойдешь до прилавка, но я знаю человека, который решился на такой эксперимент и был препровожден к кассе бабушками под аплодисменты всей очереди.

В современном мире человек настолько привык защищать свое пространство — личное и семейное, что он постоянно находится в состоянии готовности отразить агрессию окружающего мира. Сегодня желание уступить, помочь кому-то, отложить свое дело и заняться чужим воспринимается людьми как какой-то подвиг. А между тем посмотрите, как жили святые. Святая блаженная Матрона. Казалось бы, какое положение может быть ниже: слепорожденная, неходячая, не покидавшая дома, а между тем она оказывала влияние на судьбы миллионов. Поэтому единственный путь если не удалить, то минимизировать искушения — это уничтожить себя как самоценную личность, сказать: «Я себе не принадлежу, я принадлежу Богу. Он решает, что для меня хорошо, а что плохо». С такой внутренней установкой зло в виде искушений к человеку не пристает. А если пристает, то быстро отступает.

Помощь не замедлит

— Значит, какое бы искушение Бог нам ни послал, оно всегда на пользу?

— Да. Более того, если Он посылает искушение, значит, в данный момент Ему более, чем когда-либо, угодно, чтобы мы смирились и научились терпению. Мы же часто полагаем, что искушение мешает нам делать то, что было бы более угодно Богу. И этим ложно обольщаемся, так как думаем, что нам лучше Бога известно, чем более угодить Ему. Да и само мнение о том, что мы угождаем Богу, когда делаем некое доброе дело, обольщает нас, возвышая в собственных глазах, и это высокоумие перечеркивает и доброе дело.

— Молитва помогает переносить искушения легче?

— Конечно! Это очевидно из слов молитвы Господней «Отче наш» — молитвы, которую произнес сам Христос, сказав ученикам, что они должны молиться именно так. Поэтому, если человек сталкивается с нравственным выбором, и ему очень тяжело этот выбор сделать, нужно призвать на помощь Бога. Вот почему так важно знать хотя бы эту молитву: чтобы в сложной ситуации не остаться с бедой один на один.

Если же искушение связано с осуждением, неприязнью или враждой к кому-либо из ближних, то надо вспомнить о всем добром в этом ближнем и начать регулярно молиться за него. И помощь Господня не замедлит. Ясным становится свое состояние, понятным искушение. И как только оно познается, искушение рассеивается как дым.

— Святые отцы говорят, что молитва Иисусова тоже помогает в искушениях, особенно когда человек впадает в гнев или уныние.

— Безусловно. Иисусова молитва — это словесное выражение постоянной памяти о Боге. Человек словно вцепляется в ризу Христову: «Господи, не отходи от меня, как я от Тебя не отхожу». Молитва Иисусова — постоянное призывание Бога, но для современного человека, живущего в миру, будет трудно творить ее непрестанно. Это в Византии во времена Григория Паламы(1296-1359, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, православный святой. - О.Л. ) на рынке кузнец и кожевник могли часами спорить о практике Иисусовой молитвы. Сегодня такой уровень молитвенного подвига возможен только в монастырях. Хотя, если человек подвергается каким-то тяжелым внутренним искушениям, ему стоит прибегать к этой молитве как к оружию в борьбе против вражьих нападок.

Я бы только предостерег читателя от магического отношения к молитве, которое в наше время очень распространено. Некоторые люди даже молитву воспринимают как заговор: прочитал — и готово, эффект налицо. Это не так. Молитва — всего лишь разговор с Богом. Мысловно открываем окно в небо и кричим, зовем Бога. Конечно, мы ждем помощи от Него. Но, если она не приходит, это не значит, что Бог нас не слышит, и поэтому надо бежать к экстрасенсам. Это говорит о том, что, по мнению Бога, потерпеть неприятности нам полезнее. Терпение искушений, даже длительных, — это тоже духовное упражнение.

Ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысел Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ» — урок), которые необходимы именно ему для его спасения. Не только телесные скорби христианину надо принимать как из благотворящей руки Божией, но также и зло, которое причиняют люди или злые духи.

Господь видит сердце человека, знает его возможности, и, если мы не можем перенести какое-то тяжелое искушение, оно нам не посылается. А другой подвергается очень сильным искушениям, но лишь потому, что Бог знает: ему это вынести по силам. «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царства Небесного», — говорил преподобный Антоний Великий. Так что будем благодарить Бога за все искушения, через которые Он ведет нас к Себе.

Газета «Саратовская панорама» № 22 (950)

Беседовала Оксана Лаврова

Я довольно дисциплинированный человек, который умеет контролировать себя? только не во всех вопросах. Когда дело касается еды, мужчин и выпивки в приятной компании, благие намерения летят в тартарары. Я отрываюсь, но потом сожалею, раскаиваюсь, восклицания: «Как я могла! Я же клялась, что буду строго держать себя в руках! Почему я такая безвольная!»

Вы тоже поступаете вопреки данным обещаниям и чувствуете, что жизнь погружается в хаос? Импульсивное поведение не только выбивает из равновесия, но и мешает достижению жизненных целей.

Каждому хочется верить, что у него хватит силы воли противостоять искушениям

Выход - тренировать навыки самоконтроля. Проще сказать, чем сделать. Тут необходимы осознанные, продуманные действия. С чего начать? Пять несложных приемов, которые мне помогают. Выберите два, которые сможете применить. Попрактикуйте хотя бы неделю и увидите, насколько они эффективны.

1. Определите, какие триггеры провоцируют нарушение обещаний

От вас требуется быть честным с самим собой и признаться, что провоцирует нежелательное поведение. Тогда вам будет проще справляться с искушениями. В каких ситуациях вы всегда жалеете о содеянном? Например, вы знаете, что, открыв дома пачку чипсов, не успокоитесь, пока не сьедите упаковку. Скажите себе об этом честно.

2. Исключайте соблазны заранее

Каждому хочется верить, что у него хватит силы воли. Но успех может гарантировать исключение соблазнов из поля зрения. Чтобы покончить с экстремальным образом жизни, порой требуется прибегать к радикальным методам. Для начала попробуйте месяц прожить без алкоголя в доме или не покупать сладости, или провести 30-дневный цифровой детокс.

3. Определите долгосрочные цели и привяжите к текущему моменту

Бывает, что исключить соблазн невозможно. Тогда стоит сконцентрироваться на долгосрочных целях.

Возможно, вы не видите ничего страшного в том, чтобы жить сиюминутными удовольствиями, но такой образ жизни может повредить в будущем. Взвесьте хорошенько: вы уверены, что веселье в среду ночью не скажется на работоспособности в четверг?

4. Найдите «партнера по ответственности»

Найти человека, который поможет придерживаться выбранных правил, - отличный способ не сбиться с пути. Вы станете более собранным. Кроме того, взгляд со стороны поможет объективнее оценить текущую ситуацию, понять, где и в чем вы не дотягиваете до желаемой высоты.

Почувствовав внутреннюю борьбу, сделайте паузу

В следующий раз, когда испытаете искушение отступить от намеченного, обратитесь к другу за поддержкой, чтобы он остановил вас.

5. Прислушивайтесь к ангелу за плечом

У всех в голове звучит внутренний голос, который подсказывает, чего делать не следует. Но другой голос нашептывает, что стоит поддаться искушению. Импульсивность сбивает с истинного пути вопреки доводам рассудка. Почувствовав внутреннюю борьбу, сделайте паузу, постарайтесь принять осознанное решение, не поддаваясь мимолетному желанию. Спустя какое-то время осознанное поведение войдет в привычку.

У каждого выбора, который мы делаем, есть последствия. Если будете придерживаться решений, помогающих стать «лучшей версией себя», усилия окупятся сторицей. Некоторое время спустя вы ощутите и поймете, как это прекрасно, когда слова согласуются с действиями. Душевное равновесие, что может быть лучше?

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», - говорит Господь (Мф. 18:7).

Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием - «Шоколадный батончик - тающий соблазн!» В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие - не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово - «искушение», обозначает совсем другое - желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям.

Соблазн - это то течение, которое просто уносит человека, не имеющего твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть. Иногда это желание просто и грубо - утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что‑то безобидное или даже хорошее - борьбу за правду, за свободу, и нередко - за Истину.

Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, наш народ соблазнили большевики, немецкий - нацисты. Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других - как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет; и вся традиция Церкви учит нас распознавать и отвергать те порывы, которые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблазнах возникает особенно остро, когда речь заходит о людях, которых что‑то отталкивает от Церкви, или людях, которые, побыв в ней какое‑то время, ушли из нее.

Дойти до дома

Наша вера говорит о том, что люди не являются продуктом конвейерной сборки - каждый из нас замыслен Богом отдельно, по особому проекту, и каждому из нас Бог уготовал нечто невыразимо прекрасное. Бог приготовил то место за Его столом, которое должны занять именно Вы, читатель, тот отблеск славы Божией, который должен именно в Вас отразиться, та вечная и бесконечная радость, которую Вы должны пережить по‑своему, как уникальное и по‑своему единственное дитя Божие. Соблазн - это то, что грозит лишить Вас этого, отторгнуть от спасения, побудить Вас уйти от вечного света в вечную тьму.

В соблазне могут переплетаться разные причины - наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться, - это отторгнуть нас от Церкви, если мы уже с ней связаны, или помешать нам в нее прийти, если мы еще не в ней.

Иероним Босх, триптих «Искушение святого Антония», между 1495 и 1515 гг.

«Почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло?»

Те, кто читал знаменитый роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», помнят этот вопрос, который простодушный дикарь Пятница задает Робинзону. Робинзон после своих злоключений на необитаемом острове обратился к Богу в покаянии и вере и теперь желает обратить бедного дикаря к свету истины. Между ними происходит такой разговор:

«Пятница остановил меня следующими словами:
- Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий, разве Он не больше сильный, чем дьявол?
- Да, да, Пятница, - ответил я, - Бог сильнее и могущественнее дьявола, и потому мы просим Бога, чтобы Он поверг его в бездну, чтобы Он дал нам силу устоять против его искушений и отвратил от нас его огненные стрелы.
- Но, - возразил он, - раз Бог больше сильней и больше может сделать, почему Он не убить дьявол, чтобы не было зло?

Его вопрос до странности поразил меня.... Сначала я не знал, что ему ответить, сделал вид, что не слышал его, и переспросил, что он сказал. Но он слишком серьезно добивался ответа, чтобы забыть свой вопрос...»

В самом деле, чего ж проще? Одна хорошая молния, и с дьявольскими соблазнами покончено раз и навсегда. Покончено ли? Не заступит ли на место уничтоженного злого духа другой такой же? Бог мог бы уничтожать всякое Свое творение, которое восстанет против Него, но Он решил так не делать. Он создал мир, в котором существует подлинная свобода и подлинный выбор. А это значит, что некоторые ангелы и люди совершат неправильный выбор - и у них будет возможность это сделать.

Но главное, если, как желает простодушный Пятница, «Бог убить дьявол», будет ли это победой? Для Бога - возможно; но не для нас. Мы останемся ни при чем - в битве добра и зла мы будем посторонними, победа, которую будут праздновать на небесах, не будет нашим праздником. Но Бог решил по‑другому - люди удостоены чести принять участие в Его битве и разделить Его победу. Как говорит Откровение Иоанна Богослова, «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр. 12:9-11).

Бог сражается с дьяволом не за физическое господство над мирозданием, и было бы ошибкой представлять эту борьбу как какие‑то звездные войны, в которых полки ангелов с переменным успехом пытаются выбить орды бесов. В этом отношении Бог - неоспоримый, абсолютный и единственный Владыка, Которому Его мятежные творения ничем не могут угрожать. Вся Вселенная принадлежит Ему и только Ему. Бог сражается не за территории или ресурсы, но за нечто иное - души людей, наделенных свободной волей. Это немного похоже на то, как отец борется, чтобы воспитать сына достойным человеком, или родственники алкоголика борются, чтобы он бросил пить. Здесь простое физическое могущество помогает очень мало.

Люди - активные и свободные участники космической драмы; конфликт между светом и тьмой разворачивается в наших душах, и мы всякий раз решаем, чью сторону принять. Святые побеждают дьявола не силой оружия, но верностью Христу «даже до смерти». Соблазны, которые не могут не прийти, означают, что мы вовлечены в битву - и наша верность или предательство имеет вселенское, вечное измерение. Да, обычно мы не видим за нашими мелкими желаниями, мелкими неудовольствиями и мелкими обидами нашего участия в этом вселенском духовном противостоянии; но Церковь напоминает нам о том, что мы, люди, неизбежно в него вовлечены.

Выйти из пещеры

В рассказе Герберта Уэллса «Страна слепых» герой попадает в отрезанную от внешнего мира горную долину, населенную людьми, уже много поколений пораженными наследственной слепотой. Долина отличается плодородием и мягким, благоприятным климатом, так что ее обитатели вполне приспособились к своей жизни в вечной темноте. Память о мире, откуда некогда пришли их предки, сохранилась в виде мифов. Путешественник пытается рассказать им о мире за пределами их долины, но им его речь кажется бессмыслицей. Эти люди никогда не видели ни зеленой травы, по которой они ступают, ни звездного неба у них над головами, ни сверкающих горных пиков, окружающих долину. Они живут в очень небольшом мире, доступном их чувствам - и не верят в существование чего‑то еще.

В знаменитом мифе древнегреческого философа Платона о пещере речь идет об узниках, сидящих в пещере, которые могут судить о реальных предметах только по теням, которые они отбрасывают на стены пещеры. Все, что доступно их восприятию, весь их мир - это тени, так что для человека, освободившегося из пещеры, встреча с реальностью будет огромным потрясением.

Оба этих литературных образа объединяет одно: люди могут быть лишены самого важного измерения их жизни, жить, как слепые, как узники в пещере, и почти не осознавать этого. Огромный, таинственный и непостижимый мир духовной реальности остается за пределами их жизни. В нашей стране людям десятилетиями внушали, что пещера - это единственная реальность, и теперь, когда это давление уже давно прекратилось, люди уже просто привыкли жить в пещере. Им трудно поверить, что кроме нее есть что‑то еще. Да, многие смутно чувствуют, что пещера - это еще не всё; а некоторые даже с уверенностью говорят об огромном и сияющем мире за ее пределами. Но чаще всего люди отмахиваются от таких разговоров, даже считают их отвлекающими от благоустройства нашего подземелья.

Христианская интерпретация платоновского мифа о пещере. Узники, сидящие в пещере, могут судить о реальности только по теням на стенах. Святые показывают узникам свет и выводят их из пещеры.
Гравюра Jan Saenredam (1565–1607) по рисунку Cornelis Corneliszoon van Haarlem (1562–1638).

Мореплаватель, вступающий на землю нового континента, или космонавт, выходящий в открытый космос, переживают менее удивительное открытие, чем человек, открывающий реальность духовного мира; как внезапно прозревший, он обнаруживает, что трава, по которой он ходил все это время, изумрудно-зеленая, снег на горных вершинах - белый, а небо - синее. Он с внезапным содроганием видит пропасти, по краю которых ходил все это время, и с радостным трепетом - гостеприимные долины, полные удивительных чудес. Привычка жить с закрытыми глазами тянет его назад, но он уже не может жить, как раньше.

И христианская жизнь - это жизнь в соприкосновении с духовной реальностью. Иногда Бог дает нам осознать ее очень ясно; иногда мы должны «ходить верою, а не видением» и просто хранить верность однажды принятому решению. Как люди духовно пробужденные, мы призваны отдавать себе отчет, что мы являемся участниками битвы и переживаемые нами соблазны - это ее часть.

Глазами прозревшего

Именно исходя из этого осознания духовной реальности мы и строим наши отношения с Церковью. Мы начинаем понимать, зачем вообще нужна Церковь, когда признаём, что мир гораздо больше привычной нам пещеры, в нем есть вещи неизмеримо более прекрасные чем всё, чего мы когда‑либо желали, и невыразимо более страшные, чем всё, чего мы когда‑либо боялись; не только мир, в котором мы живем, но и мы, люди, гораздо больше, чем смели себе в этом признаться; мы призваны к вечной жизни - не просто к бесконечной, а к качественно иной; причем эта новая, совершенно другая жизнь начинается уже сейчас.

В чине Оглашения (подготовки к Крещению) есть такие слова: «Став же у дверей внутри храма, священник спрашивает оглашаемого: «Кто ты?» Тот отвечает: «Я - желающий познать Бога Истинного и ищущий спасения». Священник: «Зачем пришел ты ко святой Церкви?» Оглашаемый: «Чтобы научиться от нее истинной вере и к ней присоединиться». Священник: «Какую пользу надеешься ты получить от истинной веры?» Оглашаемый: «Жизнь вечную и блаженную».

Есть известная песенка: «Любовь меняет все - руки и лица, небо и землю, то, как ты живешь, и то, как ты умираешь». Вера, если она есть, меняет все еще более глубоко; мы не добавляем к нашему дому несколько архитектурных украшений, мы строим его на новом основании. Мы смотрим на все другими глазами - в том числе на то, что могло служить нам смущением и соблазном.

Лицом к реальности

Люди уходят из Церкви или отказываются в нее войти по разным причинам. Кого‑то тяготят заповеди, кто‑то не может «затусоваться», найти среду для комфортного общения, кого‑то смущают (реальные или предполагаемые) грехи церковных людей. Но корень несчастья не в том, не в другом и не в третьем, скорее он в упорном игнорировании самого важного и, на самом деле, единственно важного вопроса - правда ли это и зачем все это? Действительно ли Христос воскрес? Истину ли говорит Евангелие? Если это правда, то это правда независимо от того, насколько мне комфортно в Церкви или насколько мне приятны те или иные люди, стоящие рядом со мной в храме.

В школе у меня была прекрасная учительница математики. Она умела преподать свой предмет так, что все слушали, затаив дыхание; она оставалась, чтобы заниматься с отстающими учениками, и вкладывала в свою работу всю душу. Все ее любили и уважали. Кому‑то, возможно, повезло меньше - им мог попасться непрофессиональный, раздражительный или равнодушный учитель математики. Более того, достаточно редко, но среди учителей бывают даже преступники. Но что если кто‑нибудь из нас заявит: «Я не верю в таблицу умножения! У нас был ужасный учитель математики!»? Очевидно, мы просто не уловим связи. Учитель математики может быть прекрасным человеком, а может быть совершенно негодным - на истину таблицы умножения это никак не влияет.

Врач, который посоветовала мне похудеть, сама была явно полноватой; делало ли это ее совет ложным? Нет. Если определенные утверждения истинны, то они истинны независимо от того, насколько сообразно с этими утверждениями ведут себя те, кто их высказывает. Дважды два действительно четыре; лишний вес действительно вреден для здоровья.

Если бы мне по каким‑то причинам была неприятна таблица умножения, я легко мог бы отыскать примеры плохих учителей математики или рассказать истории (вполне правдивые), как чрезмерная увлеченность математикой приводит людей в психиатрическую лечебницу. Но доказал бы я этим, что сама таблица умножения - ложна?

Подражатель Босха «Искушение св. Антония». Ок. 1500 г. Собрание Ф. ван Лансхота. Хертогенбос.

Как говорит школьный учебник физики, реальность - это то, что существует независимо от нас и наших мыслей об этом. Церковь делает определенные утверждения о реальности: она говорит о Боге, нашем Создателе, Судии и Спасителе, о том, что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, о том, что всякий, кто поверит Ему и последует за Ним, обретет вечную жизнь, а тот, кто окончательно закоснеет в нераскаянии, погибнет. Церковь утверждает, что немедленно по выходе нашем из тела мы убедимся, что мы совершили самый важный в нашей жизни выбор - и совершили его либо правильно, либо трагически неверно.

Если все это неправда, Христос не воскрес, то нам не следует присоединяться к Церкви и не следовало бы, даже если бы в ней не было ни одного неприятного нам человека, потому что в этом случае в самом ее основании лежит неправда. Если это правда, мы должны присоединиться к Церкви. Если сам Бог, ставший человеком ради нашего спасения, встречает нас в Таинстве Евхаристии, то никакие грехи и немощи людей, стоящих рядом с нами в храме, не могут нас от Него отвратить; если это не так, то нам нечего делать в храме.

Мы обязательно столкнемся с соблазнами, и они будут самыми разнообразными. Но если мы будем стоять лицом к истине и помнить о реальности той духовной битвы, в которую мы вовлечены, их течение нас не унесет. Наша вера, как говорит Писание, есть якорь безопасный и крепкий. Как говорит святой апостол, «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11-12).

Джон Норкросс, Джонатан Норкросс и Кристин Лоберг - авторы книги «Прокачай себя» - точно знают как устоять перед искушающей песней сирен. Они предлагают начать со следующих научно обоснованных способов:

Сделайте короткую передышку

Сделайте несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Снизьте вашу физическую тягу и успокойте ваши вышедшие из-под контроля мысли. Релаксация поможет вам пройти через большое число потенциальных срывов.

Прекратите

Когда вы начинаете верить, что ваше желание - это то, что вам необходимо, жестко скажите себе, что вы не пятилетний ребенок без воли и самодисциплины. Когда мои пациенты пытаются убедить меня, что они беспомощны, я просто их спрашиваю: «А вы сможете сопротивляться за тысячу долларов?» 99% отвечает: «Конечно». Это доказывает, что они обладают необходимыми навыками для сопротивления. Поэтому настройте свой ум.

Скажите: «Да, я могу»

Напомните себе, в недвусмысленных выражениях, что вы уже не раз успешно сопротивлялись. Подтвердите свой уровень постоянства.

Пройдитесь

Исследования показывают, что быстрая ходьба снижает тягу. У некоторых работает более медленная медитативная ходьба. В прямом смысле уйдите от ваших побуждений.

Используйте здоровую противоположность

В периоды искушений и тяги используйте здоровые альтернативы. Чем покупать новую вещь, загляните в свой шкаф и подумайте, какие вещи вы могли бы раздать. Чем прозябать на диване, встаньте и начните активно действовать. Чем злобно молчать после ссоры с партнером, начните спокойный, конструктивный разговор о проблеме.

Придумайте глупость, чтобы отвлечься

Найдите отвлекающее действие, которое полностью займет ваши руки и мысли. Для меня это компьютер и ответы на электронную почту, для других хорошим отвлечением может быть пазл, видеоигра или разминка.

Поощряйте себя

Если вы столкнулись с тягой, подкрепите себя, чтобы не сбиться с пути. Укрепляйте свою решимость, вознаграждая постоянство.









2024 © rukaraoke.ru.