Понятие социально коммуникативной компетентности дошкольников. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Методика вербального выбора "День рождение"


старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9» города Бийска Алтайского края

Семинар-практикум «Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 9» города Бийска

Семинар-практикум

«Развитие коммуникативной

компетенции детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель

Федак И.В.

Бийск, декабрь 2018

Цель:

Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

    1. Актуализировать, расширить представления педагогов о методах и приемах по организации и управлению коммуникативными играми.
    2. Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать педагогическое мастерство воспитателей.
    3. Способствовать использованию в практике современных требований к организации игр.
    4. Развивать аналитические, конструктивные и коммуникативные умения педагогов.
  • Способствовать благоприятной адаптации молодых педагогов, созданию и сохранению в коллективе атмосферы творчества.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада всех видеть, хочу подарить вам хорошее настроение и лучистую улыбку

В толковых словарях (С. И. Ожегов) «компетентность» понимается как уровень владения определенной областью знаний. Сущность понятия «общение» определяется психологическим словарем (Р. Н. Немов, А. В. Петровским) в понимании смысла общения людей и обобщения знаний ими.

Коммуникативной компетенции ребенка дошкольного возраста понимается как его способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.

Коммуникативные навыки включают в себя следующие компоненты:

— коммуникативные и организаторские способности (умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, активно взаимодействовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);

— способность к эмпатии (умение сопереживать, чувствовать другого);

— способность к самоконтролю (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);

— культуру вербального и невербального взаимодействия (владение техникой речи, использование невербальных средств общения).

Развитие коммуникативности — умения общаться со взрослыми и сверстниками — является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время — важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом». Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.

Уже в дошкольном возрасте развивается такое важное качество, как эмпатия – способность сопереживать. Ребенок объединяет опыт других людей, накапливая и обобщая опыт взаимодействия. Способность

встать на позицию другого развивает у ребенка дошкольного возраста в

процессе создания мотивации со стороны взрослых.

Таким образом, формирование коммуникативной компетентности у

дошкольников решает проблему успешного ознакомления ребенка с социальным миром. Ребенок начинает осознавать себя как социальное существо и изучает сознательное управление поведением. Он имеет возможность самоконтроля действий на основе знания этических норм и правил, способность анализировать ситуации, содержащие моральный

смысл, а также предвидеть последствия оцениваемого собственного действия

для себя и окружающих.

Развитие дошкольника происходит в игре. Наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей дошкольников является сюжетно-ролевая игра. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.

Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка-дошкольника воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

В сюжетно-ролевой игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

В сюжетно-ролевой игре дети дошкольного периода детства развивают

навыки и способности общения друг с другом, формируется способность

подчиняться и подчиняться личным и чужим интересам и требованиям. Игра

в ДОО способствует развитию поведения ребенка, его корректировке в

положительную сторону. В игре со сложным сюжетом и ролями, которые создают широкий простор для фантазии и импровизации у детей не

только коммуникативной компетентности, но и творческого мышления и

воображения.

Игра может быть направлена на:

– формирование эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

готовности к совместной деятельности со сверстниками;

– усвоение правил, норм и ценностей, принятых в обществе;

– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности

к семье, группе детского сада, взрослыми и сверстниками;

— развитие коммуникации, формирование способности взаимодействия

дошкольного ребенка со взрослыми и сверстниками;

– формирование самостоятельности, самоконтроля и направленности

собственных действий.

  1. Практическая часть

Упражнение «Немного о себе»

В детстве мы все очень любили играть, и сейчас я предлагаю окунуться в атмосферу детства. Продолжите фразу «В детстве моей самой любимой игрой была …, потому что …»

Вот так же и современные дети любят играть. Задача педагогов – создать условия для детской игры, которая является ведущим видом деятельности и способствует полноценному формированию личности ребенка.

Задание №1.Выбрать из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования то, что относится к коммуникативной компетенции дошкольников.

Задание №2.Необходимо определить основные виды деятельности по задачам, реализуемых в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие»

Задачи, реализуемые в образовательной области «Социально — коммуникативное развитие».

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Коммуникативная деятельность

Нравственное воспитание;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации, Обоснуйте свой ответ в каждой ситуации.

Задание №3

1часть ситуации . (1команда)

«Воспитательница детского сада во время экскурсии по зоопарку знакомила ребят с различными животными - с их повадками, образом жизни, внешним видом и т.д. По возвращении в группу она внесла в комнату игрушки зверей, с которыми знакомились дети, ожидая, что они начнут играть ―в зоопарк‖. Но дети ни в тот, ни в последующие дни ―в зоопарк‖ не играли. Почему?

2 часть ситуации — « Воспитательница повторила экскурсию и познакомила детей не только с животными, но и с работой людей в зоопарке: кассир продает билеты, контролер их проверяет и пропускает посетителей, уборщики убирают клетки с животными, повара готовят пищу и кормят зверей, врач лечит заболевших животных, экскурсовод рассказывает посетителям о животных и т.д. Через некоторое время после этой повторной экскурсии дети самостоятельно начали игру ―в зоопарк‖, в которой были представлены кассир, контролер, мамы и папы с детьми, экскурсовод, ―звериная кухня‖ с поваром, ―звериная больница‖ с врачом и т.п. Все эти персонажи вводились в игру постепенно, игра продолжалась несколько дней, все время обогащаясь и усложняя. Что послужило развитию игры?

1 часть ситуации : (2 команда)

«Во время поездки на дачу дети получили много ярких впечатлений о железной дороге: они первый раз видели поезд, сами садились в вагоны, слышали по радио объявления об отправлении поезда и т.п. Впечатление от поездки было довольно сильным: дети увлеченно рассказывали о поездке, рисовали поезда, но игра не возникала. Почему? »

2 часть ситуации :

Тогда с детьми была проведена еще одна, дополнительная экскурсия на железнодорожный вокзал. Во время этой экскурсии детей познакомили с тем, как начальник станции встречает каждый прибывший поезд, как происходит разгрузка поезда от багажа, как машинист и помощник осматривают исправность поезда, как проводники убирают вагоны и обслуживают пассажиров и т.д. После этой экскурсии у детей сразу же возникла игра ―в железную дорогу‖, в которой участвовали знакомые им персонажи. Что послужило развитию игры?

Задание №4 Попробуйте развить сюжеты следующих игр: «салон красоты» и «магазин игрушек». /Одна команда берет одну игру, другая – оставшуюся/. В чем заключается задание?

Рассмотрим на примере «Поликлиника» — регистратор — врачи — медсестра — педиатр — прививочный кабинет — лаборатория — дневной стационар — гардероб — главврач.
Предполагаемые ответы /учитывать разнообразие, количество ролей/
вокзал кассир кок капитан пассажир водитель вокзал матрос радист боцман мастерская кассир АЗС билетер врач.

  1. Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
  2. В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
  3. Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги.
    «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, — ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», — и положила все предметы перед детьми. Вопросы: какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?
  1. Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
  2. Мальчик ходит по группе, берет то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет. Как поступить воспитателю?
  3. Девочка пришла в группу. Ребята приглашают ее в игры. Но она от всех приглашений отказывается. Как отреагировать в этом случае воспитателю?

Попробуйте перечислить названия сюжетно-ролевых игр в старшей группе. Предполагаемые ответы.

  • Детский сад
  • Семья
  • Магазин – овощной, хлебный, игрушек
  • Пароход
  • Больница
  • Парикмахерская
  • Автобус
  • Зоопарк
  • Моряки
  • Зубной врач
  • Прачечная
  • Салон красоты
  • День рождения
  • Столовая
  • Кондитерская фабрика
  • Поликлиника
  • Животноводы
  • Аптека
  • Строители космодрома
  • Путешествие в дальние страны
  • Цирк
  • Пограничники
  • Рыболовецкое судно
  • Зоолечебница
  • Почта, телеграф
  • Газетный киоск
  • Дискотека
  • Космическое путешествие
  • Лесная школа
  • Улица и др.

Использование игровых ситуаций в коммуникативном развитии:

В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы малыш был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей способствует изменению и развитию его эмоциональной сферы, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Развитию эмоциональной сферы ребенка способствуют разнообразные игровые педагогические технологии. В частности — организация разнообразных игровых ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций.

Система игр, на развитие навыков общения, условно разделена на 4 блока:

1блок, включает в себя игры направленные на сближение детей друг с другом . Регулярное выполнение в период адаптации таких упражнений, как: «Давайте познакомимся», «Встреча», «Прорвись в круг», «Подними и покачай» и др. способствует снижению уровня дезадаптации у проблемных детей, укреплению эмоционального благополучия, развитию эмоциональной сферы, сближению детей в новом коллективе.

Предлагаю познакомиться с играми, которые помогут настроиться на доброжелательное отношение друг к другу, создаст хороший эмоциональный настрой:

Улыбка

Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

Как можно нас называть по – разному?

Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они — это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.

Игра «Липучки»

Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

  • Поезд . Взрослый человек или один из детей играет роль паровозика, а остальные являются вагонами. Паровозик каждому по очереди говорит: «Привет, я паровозик (имя)». Вагон здоровается и тоже представляется. Паровозик предлагает ему поехать вместе, а вагон соглашается. Так собирается целый поезд. После каждого знакомства можно делать небольшой круг. Присоединившиеся говорят «чух-чух», а паровозик перед знакомством с новым вагоном произносит «ту-ту». Если паровозиком является ребенок, то играть эту роль должны все по очереди.
  • Отгадай по голосу . Ребята должны встать вокруг водящего, у которого завязаны глаза. Они двигаются по кругу со словами: «Водим-водим хоровод, веселится весь народ, ты попробуй отгадать, кто имя будет называть». В это время руководитель дает одному из детей знак и тот называет имя ведущего, который должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадает, то назвавший имя ребенок становится ведущим.

2 блок предусматривает игры для развития эмоций – с помощью которых, знакомят детей с «азбукой эмоций», формируя умения произвольно воспроизводить определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

С этой целью проводятся мимические и пантомимические упражнения — «Тренируем эмоции» (нахмурься, как: осенняя туча, злая волшебница, хитрая лиса), «Глаза в глаза», «Тень», «Зеркало», «Чтение эмоций (по фотографии), «Азбука настроения», «Пиктограммы», Расскажи стихи без слов, Изобрази пословицу.

Эти упражнения включаются (в начало занятия, заключительную часть или физкультминутку

Походки — один ребенок изображает походку кого — либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;

походи, как младенец,

Как старик,

Как медведь,

Как лиса и др.).

Хор животных . Для этого можно выбрать любую детскую песенку, которую знают все дети. Петь ее надо не словами, а имитируя различных животных – «кря-кря», «мяу-мяу», «му-му-му». Каждый ребенок изображает определенное животное и поет часть песни, а заканчивают ее все вместе.

«В лесу родилась елочка» кря кря кря

«Жил да был черный кот» му, му, му

Иностранец — один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;

Королевство зеркал . Для этой игры выбирается один ведущий, а остальные дети становятся вокруг него. Они играют роль зеркал. Ведущий показывает по очереди различные эмоции, а «зеркала» должны их повторять.

Поиск мяча . Выбирается один ведущий, остальные дети плотно встают вокруг него. Все заводят руки за спину и передают друг другу мяч, который ведущий не должен видеть. Задача ведущего – угадать по выражению лица, у кого в руках мяч. Когда он угадывает, то ребенок с мячом становится ведущим.

Разговор через стекло . Выбирается один ведущий, который встает напротив остальных детей. Необходимо представить, что он находится за толстым стеклом, который не пропускает звуки. Он должен что-нибудь беззвучно говорить и сопровождать это жестами и мимикой. Остальным надо отгадать, что он говорит. Первый отгадавший сам становится ведущим.

Игра «Пирамида любви»

Пирамида любви

Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Возраст: 5-7 лет.

Ход: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».

3 блок игр направлен на формирование навыков социальной перцепции (восприятия) в процессе взаимодействия детей друг с другом, для этого используется обыгрывание конфликтных (проблемных) ситуаций и моделирование выхода из них.

Проведение игр и упражнений «Подумай и изобрази», «Как поступить», «Чудесный терем дружбы», «Поможем близкому», «Что можно сделать для друга», способствуют формированию у детей умений замечать и оценивать личностные качества и поступки других детей и персонажей, умения выражать черты характера и эмоции свои лично и партнера, усвоению моральных норм и правил поведения. .

Игра «Дотронься до…». Сейчас мы знакомились друг с другом, узнали имена каждого, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до… синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Мирилка « Дорожка дружбы»:

Дети расходятся в разные стороны ковра и медленно идут навстречу друг другу, произнося слова:

— По дорожке я шагаю-

гнев на волю выпускаю.

Не хочу я грустным быть,

И сердитым тоже.

Нас с друзьями помирить

« Дорожка дружбы сможет».

Дети встречаются в « Кругу применения» (большом обруче)

«Нос к носу»

Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», « Ухо к уху» и т.д.

Взаимное цитирование

Цель: развитие слухового восприятия.

Возраст: 5-7 лет

«Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок.

Коробка добрых поступков

Цель игры: воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми.

Возраст: от 5 лет.

Ход игры: педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки.

Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды.

В 4 блоке игр акцент сделан на формирование целостного представления о собственном «Я» и отработку коммуникативных навыков . Цели и задачи упражнений на данном этапе – формировать у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого, структурирование и систематизация представлений о себе и другом ребенке, формирование устойчивого межличностного взаимодействия, оценочного отношения к себе, сверстникам, своему поведению и поведению других. Реализации этой цели способствует использование и проведение таких игр и упражнений, как: «Комплименты», «Подумай и ответь» (за что тебя можно любить, за что можно пожурить), «Мои любимые вещи», «Какой я», «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны.

Комплимент

— дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

«Составь рассказ» (метод незаконченных предложений) – темы разнообразны:

«Я люблю, когда…»

«Когда меня обижают…»

«Меня беспокоит…»,

Я радуюсь, когда…
Я горжусь тем, что…
Мне бывает грустно, когда…
Мне бывает страшно, когда…
Я злюсь, когда…
Я был удивлен, когда…
Когда меня обижают,…
Я сержусь, если…
Однажды я испугался и …

данные упражнения развивает веру ребенка в свои силы, в свои возможности.

Рефлексия

«Цветок настроения»

Просим оценить наш семинар: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то выложите красный цветок, если частично-желтый цветок, а если не удовлетворены – синий. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

В статье описываются условия развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Условия развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста

Коммуникативная компетентность обусловлена индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации.

Для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста можно использовать диагностические методы:

Методику «Картинки», разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

Наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении используют показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников, предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Авторы выделяют три группы умений: умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

Индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой .

Для развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия:

1. создавать ситуации коммуникативной успешности;

2. стимулировать коммуникативную деятельность, использую проблемные ситуации;

3. устранять коммуникативные трудности;

4. ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

5. проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью;

6. мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

7. обеспечивать баланс между непосредственно образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью детей;

8. моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

9. в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки и фасилитации взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

10. признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности .

Развитие коммуникативной компетентности, происходит в контексте ведущей деятельности, в игре.

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функций речи. Положительно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры, выдвигая на первый план методический вывод: детская речь совершенствуется только под влиянием взрослого; в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь.

Полезно общение детей разного возраста. Участие старших дошкольников в играх с младшими, рассказывание им сказок, показ драматизаций, рассказывание из своего опыта, придумывание рассказов, разыгрывание сценок с помощью игрушек содействуют развитию содержательности, связности, выразительности речи, творческих речевых способностей. Но следует отметить, что положительное влияние такого объединения детей разного возраста на развитие речи достигается лишь под руководством со стороны взрослого .

Культура языковой среды, подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родного языка. Речь, которую дети постоянно слышат, все, что им читают и рассказывают, а также привлечение их внимания к языковому материалу обеспечивают формирование «чувства языка», которое способствует усвоению культуры речи. Подражая окружающим, дети перенимают все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и несовершенства и ошибки. К речи воспитателя дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования. В процессе речевого общения с детьми воспитатель также использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют ряд функций, такие как: объяснение и запоминание значение слов; уточнение значение слов, связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого); создания на занятиях естественного общения; выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую функцию .

Лишь в процессе коммуникативной деятельности ребенок использует речь как средство общения, средство обмена информацией. Ребенок выстраивает свою речь, делая ее понятной не только для себя, но и для других, свободно выражая свои мысли, суждения, чувства, проявляет начальную коммуникативную компетентность, которая является показателем его речевого развития.

Проблема формирования коммуникативной компетенции дошкольников находится в центре внимания социальных психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности каждого человека.

Смирнова Е.А считает, что коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.

Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих:

Желание субъекта вступать в контакт с окружающими;

Умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника,

Умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью;

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; - формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка .

Колкер Я.М., Устинова Е.С. отмечают, что эффективное развитие коммуникативной компетентности дошкольников обеспечивается совокупностью педагогических условий:

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников будет представлено в качестве педагогической цели;

Развитие коммуникативной компетентности дошкольников организуется в условиях совместной деятельности педагога и ребенка с учетом индивидуально-возрастных особенностей, специфики речевого развития;

Разработана система работы по развитию коммуникативной компетентности дошкольников в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения, а также диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его оптимизации.

В процессе воспитания коммуникативной компетентности у воспитанников формируется: умение вести диалог, беседу; развивается готовность сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям, которые нас окружают; независимость и умение сохранять уверенность в себе, несмотря на временные трудности и неудачи.

Пассов Е.И. выделяет две группы методов воспитания коммуникативной компетентности: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Быстрова Е.А отмечает, что среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в дошкольном периоде развития ребенка в условиях обучения, можно отметить:

Диалог;

Создание сюжетных ситуаций;

Игры (разной направленности);

Лексические упражнения.

Одного из средств формирования коммуникативной компетентности выступают игры. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка. Посредством этого ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с малышом легко решаются через игру, игрушку.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

Психолого –педагогическая литература

1.. Безрукова О.А. Коммуникативная компетенция как основа социокультурной адаптации ребенка дошкольного возраста: лингводидактический аспект// «Детский сад: теория и практика» № 3, 2013. - 26-36с.

2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в формировании коммуникативных навыков // Воспитание в детском саду, 1996. - № 1. –3-8с.

3. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Речевые способности: как их формировать? // Воспитание в детском саду, 2010. - № 4. –30-33 с.

4 . Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 2007 - 75с.

5. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения, № 1/2008. – М., 2008. -. 58-62с.

Инна Семенова
Консультация для педагогов «Коммуникативная компетентность дошкольников»

Тема : «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ »

Компетентность – умение индивида объединять знания и навыки для решения проблемы.

Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста связано с образовательными областями : речевое и социально-коммуникативное развитие .

Конечной целью дошкольного образования в данном направлении является полноценное развитие всех сторон речи ребенка (фонетической, лексической, грамматической на основе развития связной речи) и развитие коммуникативных умений , что необходимо ему для дальнейшего обучения в школе.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарный запас (обогащение, закрепление и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову – решаются на протяжении всего дошкольного детства , усложняясь на каждом возрастном этапе.

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками и умениями .

Практика показывает : целенаправленное формирование коммуникативной компетентности у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов . Дети не умеют договариваться, часто ссорятся, конфликтуют, не пытаются услышать друг друга, агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствуют нормальному общению детей, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

Рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника , как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности - коллективных игр, конструирования , детского художественного творчества и прочее.

Термин «коммуникация » многозначен и определяется в исследованиях по-разному. В работах С. Л. Рубинштейна под коммуникацией понимается сообщение или передача при помощи языка некоторого мысленного содержания. И. А. Зимняя считает, что коммуникация - процесс двухстороннего обмена информации, ведущей к взаимному пониманию.

По мнению М. И. Лисиной, развитие общения со сверстниками у дошкольников проходит ряд этапов , качественно преобразовываясь на каждом из них : первый этап - эмоционально-практическая форма общения (2–4 года жизни) ; второй - ситуативно-деловая форма общения (4–6 год жизни) ; третий - внеситуативно-деловая форма общения (6–7 лет) . В основе этого преобразования лежит изменение содержания коммуникативной потребности .

Важно отметить, что развитие необходимо рассматривать одновременно с процессом становления у ребенка разных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной , трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении). Большое значение в системе коммуникативно -деятельностного взаимодействия детей дошкольного возраста приобретает игровая деятельность.

Игра как коммуникативная ситуация побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности . В игре осуществляется речевое развитие детей, происходит усвоение норм общения.

Коммуникативная компетентность развивается во времени и пространстве, обусловлена половозрастными, индивидуальными особенностями, социальными условиями и предметно-практической деятельностью, организацией педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, спецификой пространства общения и может являться показателем овладения ребенком культурой речевой коммуникации .

Что включает в себя коммуникативная компетентность ?

Умение правильно и точно говорить, выражать свои мысли,

Умение слушать собеседника и извлекать информацию, которую пытается донести говорящий,

Владение невербальными средствами общения (понимание и умение использовать мимику, пантомимику,

Умение задавать и отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения,

Знание норм и правил речевого этикета и умение использования их в зависимости от ситуации,

Владение навыками разрешения конфликтных ситуаций.

Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста - это владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «умение общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи» (О. Н. Сомкова) .

Какие диагностические методы можно использовать для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста ? Для диагностики можно использовать :

Методику «Картинки» , разработанную Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной. Данная методика предназначена для выявления уровня развития начальной коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в общении со сверстниками;

Наблюдение за игровой деятельностью детей и их речевым общением. При наблюдении можно использовать показатели и критерии развития начальной коммуникативной компетентности дошкольников , предлагаемые С. В. Никитиной, Н. Г. Петровой, Л. В. Свирской. Этими показателями, по мнению авторов, могут быть три группы умений : умение выражать словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты; умение задавать вопросы; умение аргументировать свою точку зрения;

Индивидуальную беседу для выявления представлений ребенка о состояниях и переживаниях сверстника, предложенную Е. О. Смирновой и В. М. Холмогоровой.

Для эффективного развития коммуникативной компетентности дошкольника необходимо соблюдать следующие условия :

создавать ситуации коммуникативной успешности ;

стимулировать коммуникативную деятельность , использую проблемные ситуации;

устранять коммуникативные трудности ;

ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности ;

проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей детей, привлекая к данной работе педагога-психолога и семью ;

мотивировать ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребенка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности .

«Известно, что игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста . Посредством игры ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя значимую модель жизни, которой в последствии следует, ведь не секрет, что зачастую, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с ребенком легко решаются через игру или общение с игрушкой. Приняв во внимание сей факт, воспитатель должен активно задействовать каждого из воспитанников в процесс игры, которая сама по себе является определенной сюжетной ситуацией, формирующей коммуникативные компетенции и навыки сотрудничества»

Публикации по теме:

Консультация для педагогов: Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 «Розочка» города Евпатории Республики Крым» УТВЕРЖДАЮ заведующий.

Консультация для педагогов «Значение игры в нравственном развитии дошкольников» Консультация для педагогов на тему «Значение игры в нравственном развитии дошкольников» Проблема этического развития, или формирования нравственных.

Консультация для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольников» «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Консультация для педагогов: «Проектный метод в обучении дошкольников». Метод проектов (проектный) возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало.

Обобщив теоретический материал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научное положение: сформированность коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи затруднено в связи со структурой дефекта, и обусловлено психологическими особенностями личности, такими как замкнутость, робость, нерешительность, что приводит к формированию специфических черт речевого поведения - ограниченной контактности, замедленной включаемости в ситуацию общения, неумению поддерживать беседу (Е.М. Мастюкова, Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова), поэтому формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраст будет происходить наиболее успешно, если:

  • - будет осуществляться по этапам, включающим: создание мотивации в ситуацию общения; ознакомление со средствами и способами общения и приобретение коммуникативных компетенций;
  • - будет осуществляться в репродуктивной и театрализованной деятельности; - предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных компетенций;
  • - в структуре коммуникативной компетентности можно сформировать такие комплексы психологических качеств личности, которые будут способствовать успешной адаптации дошкольников в социальной среде.

С целью проверки выдвинутого предположения нами была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой исследования явилось МБДОУ детский сад №224 "Здоровье" г. Барнаула. В исследовании принимали участие тридцать детей старшего дошкольного возраста, из них двадцать детей посещают группы для детей с общим недоразвитием речи, и десять детей общеобразовательную группу не имеющих речевых нарушений.

Задачи исследования:

  • 1. Подобрать методики, направленные на диагностику выявления уровня коммуникативной компетентности.
  • 2. Скомплектовать экспериментальную и контрольную группу детей.
  • 3. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
  • 4. Разработать систему коррекционных занятий для повышения уровня коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • 5. Провести формирующий эксперимент и проанализировать результаты его реализации.
  • 6. Подвести итог по результатам, сделать выводы, выявить результативность системы коррекционных занятий.

Опытно-экспериментальная работа, включала в себя три этапа:

  • 1. Констатирующий эксперимент был организован с целью определения актуального уровня сформированности коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Также на данном этапе были выявлены особенности коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи. Обследование детей проводилось в течение двух недель.
  • 2. Формирующий эксперимент. На данном этапе осуществлялась реализация системы занятий, направленная на повышения уровня коммуникативной компетентности. Сроки проведения - с февраля по апрель 2014 г.
  • 3. Контрольный эксперимент, целью которого явилась оценка эффективности проведенной работы. Сроки проведения - май 2014 г.

Для исследования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста нами были использованы пять методик предложенные в пособие для воспитателей и учителей начальных классов О. В. Дыбиной: Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. Для работы с детьми 5-7 лет. Методика Г.Л. Цукерман украшение силуэтных изображений рукавичек детьми в паре, методика изучения навыков культуры общения, предложенная в пособии Г.А. Урунтаевой.

Диагностика коммуникативной компетентности детей 5-7 лет осуществлялась по следующим параметрам:

  • 1. Умение понимать эмоциональное состояние взрослого и сверстника.
  • 2. Умение получать необходимую информацию в общении.
  • 3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  • 4. Умение вести простой диалог, как со взрослыми, так и со сверстниками.
  • 5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • 6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.
  • 7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
  • 8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  • 9. Умение принимать и оказывать помощь.
  • 10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) - ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) - ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) - ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Первый метод, который был использован в ходе констатирующего эксперимента - это наблюдение. Наблюдение проводилось регулярно в естественных условиях (за самостоятельной коллективной, игровой и трудовой деятельностью) и позволило достаточно объективно оценить уровень культуры общения детей. Наблюдение осуществлялось в процессе взаимодействия детей с воспитателем и со сверстниками. Для того чтобы избежать ошибок в интерпретации данных, полученных в ходе наблюдения, был разработан протокол, в котором тщательно фиксировались внешние проявления поведения каждого ребенка. В протоколе наблюдения были отражены такие параметры как:

Общение ребенка со взрослыми:

  • 1. как обращается ко взрослому: называет ли воспитателя по имени и отчеству, на "вы"; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие, в каких ситуациях.
  • 2. умеет ли разговаривать со взрослым спокойно глядя ему в лицо; выслушать взрослого до конца не перебивая; дождаться своей очереди, регулировать громкость голоса в зависимости от обстоятельств или ситуации общения.
  • - ввести в тему, создать эмоциональный настрой;
  • - познакомить с искусством театра, театральными профессиями;
  • - расширять и обогащать словарный запас детей;
  • - прививать детям любовь к театральному искусству.

Оборудование: мяч, кубики (конструктор), альбом с иллюстрациями "Театра".

Ход занятия

1. Приветствие. Игра "О хорошем расскажи".

Психолог и дети сидят в кругу и по очереди рассказывают по одному хорошему событию, случившемуся с ними за то время, пока дети не виделись (при этом передают мяч, и говорит тот, кто держит мяч).

  • 2. Основная часть. Ознакомление с театральной лексикой.
  • 1. "Ты становишься зрителем" (В. Василенко).
  • - Ребята! Вы хотели бы пойти в театр? (ответы детей)
  • - Вы знаете, в театре есть много такого, что не сразу запомнишь все. Вот, например, знаете, что в театре "пистолеты" есть? Из театральных "пистолетов" не стреляют. Это прожекторы так называются. Есть прожекторы-"пистолеты". Есть -- "пушки". А самые большие прожекторы называются софиты. Ну а где зрители сидят? (В зрительном зале)
  • - Правильно. А как называются места в зрительном зале? В зрительном зале есть партер, бельэтаж, балкон, ярусы, ложи... А на сцене -- занавес, порталы, авансцена, кулисы, падуги, колосники... А еще есть штука, которая очень красиво называется: арлекин!

А знаете театральные профессии? (ответы детей). Хорошо, а теперь давайте послушаем поэму про театр.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человек -- артист.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты:

Что дирижер, что музыканты,

И просто в мире равных нету

Таким художникам по свету.

Ведут спектакли неизменно

Рабочий с машинистом сцены,

Костюм подгонят по размеру

С любовью наши костюмеры,

Исправят хрипы, шипы, свисты

Ведущие спектакль радисты.

За всем следит орлиным взором

Наш друг -- помощник режиссера.

Здесь слесари и столяры,

Сантехники и маляры,

Уборщицы и билетеры,

И коменданты, и вахтеры;

За всем на свете проследит

Завпост, завснаб, завхоз, завлит.

Что педагог -- то эрудит,

Пожарный на посту не спит,

Буфетчицы и повара,

Раскройщицы и доктора,

Кассир, бухгалтер и водитель,

Но самый главный -- это...зритель!

  • 2. Загадки.
  • - А теперь отгадайте загадки на посвящения в "настоящие зрители".

Что напишет сценарист,

То покажет нам… (артист).

Есть в оркестре дирижер,

А в театре -- … (режиссер).

Из картона помидор

Ловко сделал… (бутафор).

Чтобы лучше видел зритель,

Есть в театре… (осветитель).

Был человек, а стал актер:

Его преобразил… (гример).

У костюмов есть размер.

Это знает… (костюмер).

Пусть на улице тепло,

Но на сцене -- снег и дождик.

Нарисует нам его

Замечательный… (художник).

Молодцы! Замечательно справились с испытанием!

Возьмитесь за руки, друзья,

И воздух глубоко вдохните,

И то, что расскажу вам я,

За мною следом повторите:

Клянусь отныне и навеки

Театром свято дорожить,

Быть честным, добрым человеком

И Зрителем достойным быть!

Посвящаю вас в Настоящие Зрители!

3. Игра "Стоим из кубиков театр".

Рассматриваются иллюстрации альбома "Театр". А затем детям предлагается самостоятельно построить из кубиков театр. При этом поясняется, что есть разные виды театров: опера, балет, музыкальный, драматический, кукольный, настольный, теневой, пальчиковый театр. Фасад могут украшать колонны (а не столбы), обращаем внимание на афишу, в кассе покупаем билеты, приобретаем программку. Фойе находится перед зрительным залом. Устройство сцены: занавес, сцена, кулисы, декорации.

4. Рисуем афишу для спектакля.

Детям дается задания придумать и нарисовать афишу.

5. Коррекционная ритмика.

Упражнение "Мышки" (на точное сочетание с ритмом речи и движений).

Вышли мышки как-то раз Дети ходят врассыпную.

Посмотреть, который час. Смотрят из-под руки вправо-влево.

Раз, два, три, четыре, Выполняют движения руками вверх-

Мышки дернули за гири. вниз; дергают веревку. Приседают,

Вдруг раздался страшный звон, закрывают лицо.

Убежали мышки вон!

4. Заключительная часть. Ритуал прощания. Игра "Хэй!".

Психолог предлагает детям завершать каждое занятие следующем образом: встать в круг, по команде подпрыгнуть с поднятой вверх правой рукой и крикнуть "хэй!".

Важно отметить, что коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками.

В исследовании особенностей общения детей старшего дошкольного возраста нами было доказано, что результат социализации, успешность общения в группе сверстников определяется не внутренними и внешними особенностями напрямую, а опосредован самим процессом протекания реального общения и взаимодействия. То есть успешность ребенка в общении со сверстниками зависит от процесса конструирования социальной реальности: активности, чувствительности к партнеру.

С нашей точки зрения, коммуникативная компетентность в процессе реального общения, проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.) , направленности на другого, чувствительности к сверстнику.

При этом, как показали результаты нашего исследования, ребенок может учитывать интересы и особенности сверстника и использовать их "в свою пользу" (эгоистическая направленность, конкурентность), а может в "пользу другого" (гуманистическая направленность, просоциальные формы поведения, бескорыстная помощь).

Но в том и другом случае ребенок может обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Способность ориентироваться и учитывать особенности другого в процессе общения формируется в процессе деятельности.

В основе коммуникативной компетентности, с нашей точки зрения, лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.

Условно можно выделить три составляющие образа сверстника:

Познавательный аспект образа сверстника включает:

1) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;

2) дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого);

3) знание и понимание эмоций другого человека;

4) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Эмоциональный аспект образа сверстника включает:

1) положительное отношение к сверстнику;

2) сформированность личностного типа отношения к сверстнику (то есть преобладание чувства "общности", "сопричастности" (понятие Е.О. Смирновой) над обособленным, конкурентным отношением к сверстнику).

Поведенческий аспект образа сверстника включает:

1) умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения;

2) умение выражать и достигать собственных целей общения с учетом интересов сверстника;

3) способность конструктивного сотрудничества ;

4) способность к просоциальным действиям в процессе общения со сверстниками;

5) умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.

Безусловно, выделенные компоненты коммуникативной компетентности неразрывно связаны между собой и в реальном процессе общения их трудно разделить.

Познавательный, эмоциональный и поведенческий компонент адекватного образа сверстника образуют центральное качество, определяющее коммуникативную компетентность – чувствительность к воздействиям сверстника.

Чувствительность к сверстнику – способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого.

В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявления коммуникативной компетентности:

в ситуации достижения собственных целей общения, взаимодействия с учетом особенностей партнера по общению (что-то попросить, договориться о принятии в игру, что-то узнать, уточнить и т. д., при этом не вызывая отрицательного отношения со стороны партнера по общению);

в ситуации достижения цели совместными усилиями (организация и проведение игр, совместные задания, упражнения, подвижные игры, выполнение поручений и т. д.);

в ситуации форм поведения проявляются просоциальные поступки (содействие, сочувствие, бескорыстная помощь, взаимовыручка).

Все эти ситуации проявления коммуникативной компетентности связаны с чувствительностью к сверстнику, способности ориентироваться на другого, сформированность познавательного, эмоционального и поведенческого компонента образа сверстника.

Данные ситуации проявления коммуникативной компетентности могут выступать и критериями диагностики и направлениями развития коммуникативной компетентности.

Степень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками определяется чаще всего с помощью диагностики степени популярности в группе сверстников. Инструментом ее измерения является социометрия.

Как показывают многочисленные зарубежные исследования, популярные в группе дети, способные к сотрудничеству со сверстниками в ходе игр, обычно демонстрируют больше просоциального поведения и поведения, ориентированного на других. Выделяют следующие качества, характерные для популярных в детском саду детей:

инициируют активность, медленно приближаясь к группе;

делают уместные комментарии и делятся информацией;

чувствительны к потребностям и действиям других;

не навязывают свою волю другим детям;

соглашаются играть рядом с другими детьми;

умеют устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

при необходимости приходят на помощь;

способны поддерживать разговор;

откликаются на предложения других детей;

умеют разрешать конфликты;

не склонны к агрессии.

Непопулярные дети или более агрессивны, или отличаются большей замкнутостью, при этом они испытывают трудности при социальном взаимодействии со сверстниками.

Одна из возможных причин – игнорирование ребенка и жестокое обращение взрослых в период раннего детства. Также некоторые особенности, такие, как замкнутость, отгороженность.

Отечественные исследования детской популярности подтверждают данные результаты. Так, в исследовании Е.О. Смирновой обнаружено, что наибольшие различия у популярных и непопулярных детей были выявлены при анализе эмоционального отношения к сверстникам. Популярные дети, в отличие от непопулярных, проявляли положительный интерес, сочувствие и просоциальное поведение, то есть были готовы бескорыстно помочь другому ребенку. Данные факты подтверждают то, что в основе популярности дошкольников лежат не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а эмоциональное отношение к сверстнику. Нечувствительность, отсутствие интереса к другому ребенку, враждебность и агрессия препятствуют формированию популярности ребенка в группе сверстников.

II. Диагностика коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Для определения особенностей коммуникативной компетентности подобраны методики, направленные на диагностику всех составляющих коммуникативной компетентности: особенностей познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта образа сверстника и чувствительности к сверстнику.

1. Показатели коммуникативного развития и коммуникативной компетентности

2. Методика вербального выбора "День рождение"

Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.

Процедура проведения обследования.

Инструкция: "Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: "Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!" Кого ты пригласишь?".

Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выбор каждого ребенка.









2024 © rukaraoke.ru.