пособие для педагогов дошкольных учреждений. Занятия по триз в детском саду. пособие для педагогов дошкольных учреждений Слоненок нагнул голову близко


Это только теперь, милый мой мальчик, у Слона есть хобот. А прежде, давным-давно, никакого хобота не было у Слона. Был только нос, вроде как лепёшка, чёрненький и величиною с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но всё же никуда не годился: разве можно таким носом поднять что-нибудь с земли?

Но вот в то самое время, давным-давно, жил один такой Слон, или, лучше сказать, Слонёнок, который был страшно любопытен, и кого, бывало, ни увидит, ко всем пристаёт с расспросами. Жил он в Африке, и ко всей Африке приставал он с расспросами.

Он приставал к Страусихе, своей долговязой тётке, и спрашивал её, отчего у неё на хвосте перья растут так, а не этак, и долговязая тётка Страусиха давала ему за то тумака своей твёрдой-претвёрдой ногой.

Он приставал к своему длинноногому дяде Жирафу и спрашивал его, отчего у него на шкуре пятна, и длинноногий дядя Жираф давал ему за то тумака своим твёрдым-претвёрдым копытом.

И он спрашивал свою толстую тётку Бегемотиху, отчего у неё такие красные глазки, и толстая тётка Бегемотиха давала ему за то тумака своим толстым-претолстым копытом.

Но и это не отбивало у него любопытства.

Он спрашивал своего волосатого дядю Павиана, почему все дыни такие сладкие, и волосатый дядя Павиан давал ему за то тумака своей мохнатой, волосатой лапой.

Но и это не отбивало у него любопытства.

Что бы он ни увидел, что бы ни услышал, что бы ни понюхал, до чего бы ни дотронулся, — он тотчас же спрашивал обо всём и тотчас же получал тумаки от всех своих дядей и тёток.

Но и это не отбивало у него любопытства.

И случилось так, что в одно прекрасное утро, незадолго до весеннего равноденствия, этот самый Слонёнок — надоеда и приставала — спросил об одной такой вещи, о которой он ещё никогда не спрашивал. Он спросил:

— Что кушает за обедом Крокодил?

Все испуганно и громко закричали:

— Тс-с-с-с!

И тотчас же, без дальних слов, стали сыпать на него тумаки.

Били его долго, без передышки, но, когда перестали бить, он сейчас же подбежал к птичке Колоколо, сидевшей в колючем терновнике, и сказал:

— Мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, и все мои тётки колотили меня, и все мои дяди колотили меня за ненасытное моё любопытство, и всё же мне страшно хотелось бы знать, что кушает за обедом Крокодил?

И сказала птичка Колоколо печальным и громким голосом:

— Ступай к берегу сонной, зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо; берега её покрыты деревьями, которые нагоняют на всех лихорадку. Там ты узнаешь всё.

На следующее утро, когда от равноденствия уже ничего не осталось, этот любопытный Слонёнок набрал бананов — целых сто фунтов! — и сахарного тростнику — тоже сто фунтов! — и семнадцать зеленоватых дынь, из тех, что хрустят на зубах, взвалил всё это на плечи и, пожелав своим милым родичам счастливо оставаться, отправился в путь.

— Прощайте! — сказал он им. — Я иду к сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо; берега её покрыты деревьями, которые нагоняют на всех лихорадку, и там я во что бы то ни стало узнаю, что кушает за обедом Крокодил.

И родичи ещё раз хорошенько вздули его на прощание, хотя он чрезвычайно учтиво просил их не беспокоиться.

И он ушёл от них, слегка потрёпанный, но не очень удивлённый. Ел по дороге дыни, а корки бросал на землю, так как подбирать эти корки ему было нечем. Из города Грэма он пошёл в Кимберли, из Кимберли в Хамову землю, из Хамовой земли на восток и на север и всю дорогу угощался дынями, покуда наконец не пришёл к сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо, окружённой как раз такими деревьями, о каких говорила ему птичка Колоколо.

А надо тебе знать, мой милый мальчик, что до той самой недели, до того самого дня, до того самого часа, до той самой минуты наш любопытный Слонёнок никогда не видал Крокодила и даже не знал, что это такое. Представь же себе его любопытство!

Первое, что бросилось ему в глаза, — был Двуцветный Питон, Скалистый Змей, обвившийся вокруг какой-то скалы.

— Извините, пожалуйста! — сказал Слонёнок чрезвычайно учтиво. — Не встречался ли вам где-нибудь поблизости Крокодил? Здесь так легко заблудиться.

— Не встречался ли мне Крокодил? — презрительно переспросил Двуцветный Питон, Скалистый Змей. — Нашёл о чём спрашивать!

— Извините, пожалуйста! — продолжал Слонёнок. — Не можете ли вы сообщить мне, что кушает Крокодил за обедом?

Тут Двуцветный Питон, Скалистый Змей, не мог уже больше удержаться, быстро развернулся и огромным хвостом дал Слонёнку тумака. А хвост у него был как молотильный цеп и весь покрыт чешуёю.

— Вот чудеса! — сказал Слонёнок. — Мало того, что мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, и мой дядя колотил меня, и моя тётка колотила меня, и другой мой дядя, Павиан, колотил меня, и другая моя тётка, Бегемотиха, колотила меня, и все как есть колотили меня за ненасытное моё любопытство, — здесь, как я вижу, начинается та же история.

И он очень учтиво попрощался с Двуцветным Питоном, Скалистым Змеем, помог ему опять обмотаться вокруг скалы и пошёл себе дальше; его порядком потрепали, но он не очень дивился этому, а снова взялся за дыни и снова бросал корки на землю — потому что, повторяю, чем бы он стал поднимать их? — и скоро набрёл на какое-то бревно, валявшееся у самого берега сонной, зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо, окружённой деревьями, нагоняющими на всех лихорадку.

Но на самом деле, мой милый мальчик, это было не бревно, это был Крокодил. И подмигнул Крокодил одним глазом — вот так!

— Извините, пожалуйста! — обратился к нему Слонёнок чрезвычайно учтиво. — Не случилось ли вам встретить где-нибудь поблизости в этих местах Крокодила?

Крокодил подмигнул другим глазом и высунул наполовину свой хвост из воды. Слонёнок (опять- таки очень учтиво) отступил назад, потому что ему не хотелось получить нового тумака.

— Подойди-ка сюда, моя крошка! — сказал Крокодил. — Тебе, собственно, зачем это надобно?

— Извините, пожалуйста! — сказал Слонёнок чрезвычайно учтиво. — Мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, моя долговязая тётка Страусиха колотила меня, и мой длинноногий дядя Жираф колотил меня, моя другая тётка, толстая Бегемотиха, колотила меня, и другой мой дядя, мохнатый Павиан, колотил меня, и Питон Двуцветный, Скалистый Змей, вот только что поколотил меня больно-пребольно, и теперь — не во гнев будь вам сказано — я не хотел бы, чтобы меня колотили опять.

— Подойди сюда, моя крошка, — сказал Крокодил, — потому что я и есть Крокодил.

И он стал проливать крокодиловы слёзы, чтобы показать, что он и вправду Крокодил.

Слонёнок ужасно обрадовался. У него захватило дух, он упал на колени и крикнул:

— Вас-то мне и нужно! Я столько дней разыскиваю вас! Скажите мне, пожалуйста, скорее, что кушаете вы за обедом?

— Подойди поближе, я шепну тебе на ушко.

Слонёнок нагнул голову близко-близко к зубастой, клыкастой крокодиловой пасти, и Крокодил схватил его за маленький носик, который до этой самой недели, до этого самого дня, до этого самого часа, до этой самой минуты был ничуть не больше башмака.

— Мне кажется, — сказал Крокодил, и сказал сквозь зубы, вот так, — мне кажется, что сегодня на первое блюдо у меня будет Слонёнок.

Слонёнку, мой милый мальчик, это страшно не понравилось, и он проговорил через нос:

— Пусдиде бедя, бде очедь больдо! (Пустите меня, мне очень больно!)

Тут Двуцветный Питон, Скалистый Змей, приблизился к нему и сказал:

— Если ты, о мой юный друг, тотчас же не отпрянешь назад, сколько хватит у тебя твоей силы, то моё мнение таково, что не успеешь ты сказать «раз, два, три!», как вследствие твоего разговора с этим кожаным мешком (так он величал Крокодила) ты попадёшь туда, в ту прозрачную водяную струю...

Двуцветные Питоны, Скалистые Змеи, всегда говорят вот так.

Слонёнок сел на задние ножки и стал тянуть. Он тянул, и тянул, и тянул, и нос у него начал вытягиваться. А Крокодил отступил подальше в воду, вспенил её, как сбитые сливки, тяжёлыми ударами хвоста, и тоже тянул, и тянул, и тянул.

И нос у Слонёнка вытягивался, и Слонёнок растопырил все четыре ноги, такие крошечные слоновьи ножки, и тянул, и тянул, и тянул, и нос у него всё вытягивался. А Крокодил бил хвостом, как веслом, и тоже тянул, и тянул, и чем больше он тянул, тем длиннее и длиннее вытягивался нос у Слонёнка, и больно было этому носу у-ж-ж-жас-но! И вдруг Слонёнок почувствовал, что ножки его заскользили по земле, и он вскрикнул через нос, который сделался у него чуть не в пять футов длиною:

— Довольдо! Осдавьде! Я больше де богу!

Услышав это, Двуцветный Питон, Скалистый

Змей, бросился вниз со скалы, обмотался двойным узлом вокруг задних ног Слонёнка и сказал:

— О неопытный и легкомысленный путник! Мы должны понатужиться сколько возможно, ибо впечатление моё таково, что этот военный корабль с живым винтом и бронированной палубой — так величал он Крокодила — хочет загубить твоё будущее...

Двуцветные Питоны, Скалистые Змеи, всегда выражаются так.

И вот тянет Змей, тянет Слонёнок, но тянет и Крокодил. Тянет, тянет, но так как Слонёнок и Двуцветный Питон, Скалистый Змей, тянут сильнее, то Крокодил в конце концов должен выпустить нос Слонёнка, и Крокодил отлетает назад с таким плеском, что слышно по всей Лимпопо.

А Слонёнок как стоял, так и сел и очень больно ударился, но всё же успел сказать Двуцветному Питону, Скалистому Змею, спасибо, а потом принялся ухаживать за своим вытянутым носом: обернул его холодноватыми листьями бананов и опустил в прохладную воду сонной, зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо, чтобы он хоть немного остыл.

— К чему ты это делаешь? — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей.

— Извините, пожалуйста! — сказал Слонёнок. — Нос у меня потерял прежний вид, и я жду, чтобы он опять стал коротеньким.

— Долго же тебе придётся ждать, — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей. — То есть удивительно, до чего иные не понимают своей собственной выгоды!

Слонёнок просидел над водою три дня и всё поджидал, не станет ли нос у него короче. Однако нос не становился короче, и — мало того — из-за этого носа глаза Слонёнка стали немного косыми.

Потому что, мой милый мальчик, ты, надеюсь, уже догадался, что Крокодил вытянул Слонёнку нос в самый заправдашний хобот — точь-в-точь такой, какие имеются у всех нынешних Слонов.

К концу третьего дня прилетела какая-то муха и ужалила Слонёнка в плечо, и он, сам не замечая, что делает, приподнял хобот и прихлопнул муху.

— Вот тебе и первая выгода! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей. — Ну, рассуди сам: мог бы ты сделать что-нибудь такое своим прежним крошечным носом? Кстати, не хочешь ли ты закусить?

И Слонёнок, сам не зная, как у него это вышло, потянулся хоботом к земле, сорвал добрый пучок травы, хлопнул им о передние ноги, чтобы стряхнуть с него пыль, и тотчас же сунул себе в рот.

— Вот тебе и вторая выгода! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей. — Попробовал бы ты проделать это своим прежним крошечным носом! Кстати, заметил ли ты, что солнце стало слишком сильно припекать?

— Пожалуй, что и так! — сказал Слонёнок.

И, сам не зная, как у него это вышло, зачерпнул своим хоботом из сонной, зловонной, мутно-зеленой реки Лимпопо немного илу и шлёпнул его себе на голову; мокрый ил расквасился в лепёшку, и за уши Слонёнку потекли целые потоки воды.

— Вот тебе и третья выгода! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей. — Попробовал бы ты проделать это своим прежним крошечным носом! И, кстати, что ты теперь думаешь насчёт тумаков?

— Извините, пожалуйста, — сказал Слонёнок, — но я, право, не люблю тумаков.

— А вздуть кого-нибудь другого? — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей.

— Это я с радостью! — сказал Слонёнок.

— Ты ещё не знаешь своего носа! — сказал Двуцветный Питон, Скалистый Змей. — Это просто клад, а не нос. Вздует кого угодно.

— Благодарю вас, — сказал Слонёнок, — я приму это к сведению. А теперь мне пора домой. Я пойду к милым родичам и проверю мой нос.

И пошёл Слонёнок по Африке, забавляясь и помахивая хоботом.

Захочется ему фруктов — он срывает их прямо с дерева, а не стоит и не ждёт, как прежде, чтобы они свалились на землю. Захочется ему травки — он рвёт её прямо с земли, а не бухается на колени, как бывало. Мухи докучают ему — он сорвёт с дерева ветку и машет ею, как веером. Припекает солнце — он опустит свой хобот в реку, и вот на голове у него холодная, мокрая нашлёпка. Скучно ему одному шататься без дела по Африке — он играет хоботом песни, и хобот у него куда звонче сотни медных труб.

Он нарочно свернул с дороги, чтобы разыскать толстуху Бегемотиху (она даже не была его родственницей), хорошенько отколотить её и проверить, правду ли сказал ему Двуцветный Питон, Скалистый Змей, про его новый нос. Поколотив Бегемотиху, он пошёл по прежней дороге и подбирал с земли те дынные корки, которые разбрасывал по пути к Лимпопо, — потому что он был Чистоплотным Толстокожим.

Стало уже темно, когда в один прекрасный вечер он пришёл домой к своим милым родственникам. Он свернул хобот в кольцо и сказал:

— Здравствуйте! Как поживаете?

Они страшно обрадовались ему и сейчас же в один голос сказали:

— Поди-ка, поди-ка сюда, мы дадим тебе тумаков за ненасытное твоё любопытство!

— Эх, вы! — сказал Слонёнок. — Много смыслите вы в тумаках! Вот я в этом деле кое-что понимаю. Хотите, покажу?

И он развернул свой хобот, и тотчас же два его милых братца полетели от него вверх тормашками.

— Клянёмся бананами! — закричали они. — Где это ты так навострился и что у тебя с носом?

— Этот нос у меня новый, и дал мне его Крокодил на сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо, — сказал Слонёнок. — Я завёл с ним разговор о том, что он кушает за обедом, и он подарил мне на память новый нос.

— Безобразный нос! — сказал волосатый, мохнатый дядя Павиан.

— Пожалуй, — сказал Слонёнок. — Но полезный!

И он схватил волосатого дядю Павиана за волосатую ногу и, раскачав, закинул в осиное гнездо.

И так разошёлся этот сердитый Слонёнок, что отколотил всех до одного своих милых родных. Бил он их, бил, так что им жарко стало, и они посмотрели на него с изумлением. Он выдернул из хвоста у долговязой тётки Страусихи чуть не все её перья; он ухватил длинноногого дядю Жирафа за заднюю ногу и поволок его по колючим терновым кустам; он разбудил громким криком свою толстую тётку Бегемотиху, когда она спала после обеда, и стал пускать ей прямо в ухо пузыри, но никому не позволял обижать птичку Колоколо.

Дело дошло до того, что все его родичи — кто раньше, кто позже — отправились к сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо, окружённой деревьями, нагоняющими на всех лихорадку, чтобы и им подарил Крокодил по такому же носу.

Вернувшись, никто уже больше не давал тумаков никому, и с той поры, мой мальчик, у всех Слонов, которых ты когда-нибудь увидишь, да и у тех, которых ты никогда не увидишь, — у всех совершенно такой самый хобот, как у этого любопытного Слонёнка.

Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг, —

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их: Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

А им даю досуг.

Даю им отдых от забот —

Пускай не устают.

Они прожорливый народ —

Пускай едят и пьют.

Но у меня есть милый друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему!

Это только теперь, милый мой мальчик, у Слона есть хобот. А прежде, давным-давно, никакого хобота не было у Слона. Был только нос, вроде как лепёшка, чёрненький и величиною с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но всё же никуда не годился: разве можно таким носом поднять что-нибудь с земли?

Но вот в то самое время, давным-давно, жил один такой Слон, или, лучше сказать, Слонёнок, который был страшно любопытен, и кого бывало ни увидит, ко всем пристаёт с расспросами. Жил он в Африке, и ко всей Африке приставал он с расспросами.

Он приставал к Страусихе, своей долговязой тётке, и спрашивал её, отчего у неё на хвосте перья растут так, а не этак, и долговязая тётка Страусиха давала ему за то тумака своей твёрдой-претвёрдой ногой.

Он приставал к своему длинноногому дяде Жирафу и спрашивал его, отчего у него на шкуре пятна, и длинноногий дядя Жираф давал ему за то тумака своим твёрдым-претвёрдым копытом.

И он спрашивал свою толстую тётку Бегемотиху, отчего у неё такие красные глазки, и толстая тётка Бегемотиха давала ему за то тумака своим толстым-претолстым копытом.

Но и это не отбивало у него любопытства.

Он спрашивал своего волосатого дядю Павиана, почему все дыни такие сладкие, и волосатый дядя Павиан давал ему за то тумака своей мохнатой, волосатой лапой.

Но и это не отбивало у него любопытства.

Что бы он ни увидел, что бы ни услышал, что бы ни понюхал, до чего бы ни дотронулся, - он тотчас же спрашивал обо всём и тотчас же получал тумаки от всех своих дядей и тёток.

Но и это не отбивало у него любопытства.

И случилось так, что в одно прекрасное утро, незадолго до равноденствия, этот самый Слонёнок - надоеда и приставала - спросил об одной такой вещи, о которой он ещё никогда не спрашивал. Он спросил:

Что кушает за обедом Крокодил?

Все испуганно и громко закричали:

Тс-с-с-с!

И тотчас же, без дальних слов, стали сыпать на него тумаки.

Били его долго, без передышки, но, когда кончили бить, он сейчас же подбежал к птичке Коло- коло, сидевшей в колючем терновнике, и сказал:

Мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, и все мои тётки колотили меня, и все мои дяди колотили меня за несносное моё любопытство, и всё же мне страшно хотелось бы знать, что кушает за обедом Крокодил?

И сказала птичка Колоколо печальным и громким голосом:

Ступай к берегу сонной, зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо; берега её покрыты деревьями, которые нагоняют на всех лихорадку. Там ты узнаешь всё.

На следующее утро, когда от равноденствия уже ничего не осталось, этот любопытный Слонёнок набрал бананов - целых сто фунтов! - и сахарного тростнику - тоже сто фунтов! - и семнадцать зеленоватых дынь, из тех, что хрустят на зубах, взвалил всё это на плечи и, пожелав своим милым родичам счастливо оставаться, отправился в путь.

Прощайте! - сказал он им. - Я иду к сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо; берега её покрыты деревьями, которые нагоняют на всех лихорадку, и там я во что бы то ни стало узнаю, что кушает за обедом Крокодил.

И родичи ещё раз хорошенько вздули его на прощанье, хотя он чрезвычайно учтиво просил их не беспокоиться.

И он ушёл от них, слегка потрёпанный, но не очень удивлённый. Ел по дороге дыни, а корки бросал на землю, так как подбирать эти корки ему было нечем. Из города Грэма он пошёл в Кимберлей, из Кимберлея в Хамову землю, из Хамовой земли на восток и на север и всю дорогу угощался дынями, покуда наконец не пришёл к сонной, зловонной, мутно-зелёной реке Лимпопо, окружённой как раз такими деревьями, о каких говорила ему птичка Колоколо.

А надо тебе знать, мой милый мальчик, что до той самой недели, до того самого дня, до того самого часа, до той самой минуты наш любопытный Слонёнок никогда не видал Крокодила и даже не знал, что это такое. Представь же себе его любопытство!

Первое, что бросилось ему в глаза, - был Двуцветный Питон, Скалистый Змей, обвившийся вокруг какой-то скалы.

Извините, пожалуйста! - сказал Слонёнок чрезвычайно учтиво. - Не встречался ли вам где-нибудь поблизости Крокодил? Здесь так легко заблудиться.

Не встречался ли мне Крокодил? - презрительно переспросил Двуцветный Питон, Скалистый Змей. - Нашёл о чём спрашивать!

Извините, пожалуйста! - продолжал Слонёнок. - Не можете ли вы сообщить мне, что кушает Крокодил за обедом?

Тут Двуцветный Питон, Скалистый Змей, не мог уже больше удержаться, быстро развернулся и огромным хвостом дал Слонёнку тумака. А хвост у него был как молотильный цеп и весь покрыт чешуёю.

Вот чудеса! - сказал Слонёнок. - Мало того, что мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, и мой дядя колотил меня, и моя тетка колотила меня, и другой мой дядя, Павиан, колотил меня, и другая моя тётка, Бегемотиха, колотила меня, и все как есть колотили меня за ужасное моё любопытство, - здесь, как я вижу, начинается та же история.

И он очень учтиво попрощался с Двуцветным Питоном, Скалистым Змеем, помог ему опять обмотаться вокруг скалы и пошёл себе дальше; его порядком потрепали, но он не очень дивился этому, а снова взялся за дыни и снова бросал корки на землю - потому что, повторяю, чем бы он стал поднимать их? - и скоро набрёл на какое-то бревно, валявшееся у самого берега сонной, зловонной, мутно-зелёной реки Лимпопо, окружённой деревьями, нагоняющими на всех лихорадку.

Но на самом деле, мой милый мальчик, это было не бревно, это был Крокодил. И подмигнул Крокодил одним глазом - вот так!

Извините, пожалуйста! - обратился к нему Слонёнок чрезвычайно учтиво. - Не случилось ли вам встретить где-нибудь поблизости в этих местах Крокодила?

Крокодил подмигнул другим глазом и высунул наполовину свой хвост из воды. Слонёнок (опять-таки очень учтиво!) отступил назад, потому что ему не хотелось получить нового тумака.

Подойди-ка сюда, моя крошка! - сказал Крокодил. - Тебе, собственно, зачем это надобно?

Извините, пожалуйста! - сказал Слонёнок чрезвычайно учтиво. - Мой отец колотил меня, и моя мать колотила меня, моя долговязая тётка Страусиха колотила меня, и мой длинноногий дядя Жираф колотил меня, моя другая тётка, толстая Бегемотиха, колотила меня, и другой мой дядя, мохнатый Павиан, колотил меня, и Питон Двуцветный, Скалистый Змей, вот только что колотил меня больно-пребольно, и теперь - не во гнев будь вам сказано - я не хотел бы, чтобы меня колотили опять.

Подойди сюда, моя крошка, - сказал Крокодил, - потому что я и есть Крокодил.

И он стал проливать крокодиловы слёзы, чтобы показать, что он и вправду Крокодил.

Слонёнок ужасно обрадовался. У него захватило дух, он упал на колени и крикнул:

Вас-то мне и нужно! Я столько дней разыскиваю вас! Скажите мне, пожалуйста, скорее, что кушаете вы за обедом?

Подойди поближе, я шепну тебе на ушко.

Слонёнок нагнул голову близко-близко к зубастой, клыкастой крокодиловой пасти, и Крокодил схватил его за маленький носик, который до этой самой недели, до этого самого дня, до этого самого часа, до этой самой минуты был ничуть не больше башмака.

Мне кажется, - сказал Крокодил, и сказал сквозь зубы, вот так, - мне кажется, что сегодня на первое блюдо у меня будет Слонёнок.


  • систематизировать знания детей о различных классификациях;

  • научить использовать прием «сужение круга поиска» при отгадывании;

  • развивать абстрактное мышление;
Оборудование:

карточки: цветы (2-3 вида), деревья (1-2 вида), звери (1-2 вида), птицы (2-3 вида), рыбы (1-2 вида), мебель, транспорт, посуда, одежда - по 1-3 карточки каждой темы (могут быть использованы и другие тематические группы, соответственно вносятся изменения в содержание занятия.)


  1. Упражнение на классификацию объектов.
Приходит Игрушка, приносит с собой много карточек (15-20) с изображением разных объектов.

И: - Ребята, помогите мне, пожалуйста.

В: - Что случилось?

И: - На этих карточках нарисовано все, что мне нравится (показывает и называет некоторые объекты). Но их очень много и, когда мне нужно что-то найти, я трачу очень много времени, чтобы их всех просмотреть.

В: - Значит, тебе нужно навести среди них порядок.

И: - Как это можно сделать, чтобы все запомнить и быстро находить нужную?

В: - А что ребята посоветуют, как по порядку разложить карточки?

В: - Есть еще такой способ (мелом чертит на полу круг и делит его по вертикали пополам).


  • Вот круг, он разделен на две части. На какие две группы можно разделить твои карточки?
Дети высказывают свои предположения, в конце приходят к выводу, что удобнее все карточки разделить на «живое» и «неживое».

И: - Я еще вот что придумал (делит полукруг «живое» на две части по горизонтали.


В: - Ты хочешь, чтобы мы карточки полукруга «живое» тоже разделили на две части? И: - Попробуйте!

Воспитатель обсуждает ситуацию с детьми и приходит к выводу, что «живое» можно разделить на растения и животных (растительный мир и животный мир).

И: - А если я еще вот так линии проведу, вы сможете разложить?

(«растения» делит на два сектора, а «животные» на три).


После обсуждения карточки группируются на «цветы» и «деревья», и «звери», «рыбы», «птицы».


Воспитатель называет слова «птица», «рыба», «зверь», а дети должны соответственно реагировать («летать», «плыть», «перемещаться на четвереньках»).

В игре могут быть использованы и конкретные названия («воробей», «щука», «медведь» и др.).


И: - Да, получилось все сразу легко и понятно. А как вот с этими картинками быть?

В: - Мы их тоже можем разложить на группы. Ребята, подскажите, как это можно сделать?

Обобщая ответы детей можно сказать, что вариантов разделения может быть очень много, можно делить по цвету , размеру, форме или материалу, из которого изготовлен объект. Но чаще всего удобнее делить на назначению, по тому, зачем (для чего?) нужен данный объект.

Поэтому предлагаемые предметы можно разделить на «мебель», «посуду», «транспорт», «одежду»).

Несколько детей раскладывают карточки по секторам, затем следует проверка выполнения.

В: - Ну, вот, Игрушка, наши ребята справились с твоей задачей: все карточки разложили, ничего не забыли.

И: - Спасибо вам, ребята, помогли мне. теперь давайте поиграем в «да-нетку».


  1. Игра «да-нетка».
Игрушка загадывает один из объектов, лежащих в кругу. Воспитатель задает вопросы и показывает в кругу, как сужается поле поиска:

  • Это живое?

  • Это растение?

  • Это птица?

  • Это рыба?

  • Это заяц?
Затем загадывает воспитатель и дети должны задавать аналогичные вопросы.

  1. Практическая работа.
Нарисовать предметы, которые любят дети.

  1. Подведение итогов.
Упражнение 25-Б
«Род-вид»

Воспитатель называет родовое понятие («фрукты», «обувь», «насекомые» и т д., а дети должны назвать, как можно больше видов.

Упражнение можно проводить в виде игры-соревнования: кто знает больше всех объектов данного рода (во время игры воспитатель раздает палочки или фишки, которые затем подсчитываются), становится «знатоком»: получает медаль с изображением апельсина, ботинка, мухи и т. д.

Для активизации детей можно договориться, что «знатоком» можно становиться только по одной теме; а в игре на другую тему они не участвует или их результаты не засчитываются.

Занятие 26-А

тема: Классификация животного мира


  • систематизировать знания об отличительных признаках представителей животного
мира;

  • развивать умения сравнивать и обобщать;

  • формировать навык выделения существенных признаков;

  • развивать внимание,
Оборудование:

  1. Упражнение на выделение существенных признаков. Приходит Игрушка:

  • Ребята, я совсем запуталась, кто такие птицы, а кто такие рыбы и звери. Я раньше думала, что птицы - это те, которые летают. а вот курица не летает - а она птица , а бывают летучие мыши - но они относятся к зверям... Я думала, что рыбы - это те, кто плавают, но плавают и утки, и крокодилы, и бобры, и даже я сама умею плавать.
В: - Не волнуйся, Игрушка, мы тебе поможем разобраться. Давай посмотрим на всех этих животных на «пятиэкранке».

На наборное полотно - «пятиэкранку» - воспитатель поочередно помещает изображения птиц, рыб, зверей и анализирует подсистемы (части, которыми данные существа отличаются от других), надсистемы (преимущественная среда обитания), прошлое (как появляются на свет), будущее (что происходит потом).

Желательно в «центральный экран» помещать 2-3 карточки с изображением животных (например, щука и камбала, лебедь и орел, белка и медведь), чтобы при анализе дети называли признаки, общие для всего данного класса, а не конкретного вида.

В конце вывод: птицы - это те, кто летает, появляется из яиц, имеет клюв, крылья, тело, покрытое перьями; рыбы - это те, кто плавает, живет в воде, появляется из икры, имеют чешую, жабры, не имеют ног; звери - живут на земле, могут уметь плавать и летать, появляются из «животика» мамы и вскармливаются молоком, тело покрыто кожей (чаще - мехом), имеют четыре лапы.

Примечание: данное определение является не строгим, может быть множество исключений, особенно если рассматривать по одному признаку. Главное, что дети должны понять, что определяющим является не один какой-то признак, а именно их совокупность.

Желательно обсудить, что общего есть у всех классов (чем рыбы, птицы и звери похожи), почему их всех можно назвать одним словом - «животные» (потому что они все «живут»: рождаются, питаются, дышат, размножаются, умирают.)


  1. Игра «Летает - не летает».
Воспитатель называет названия разных живых существ, если оно летает, имитируются соответствующие движения.

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

Затем аналогично игра «плавает - не плавает», «ползает - не ползает».


  1. Упражнение «Четвертый лишний».
Воспитатель называет четыре слова, среди них одно лишнее. Надо его найти и объяснить свой выбор.

Примеры слов.


  • корова, коза, заяц, лошадь;

  • ворона, воробей, страус, голубь;

  • медведь, волк, лиса, слон;

  • гадюка, кобра, гусеница, удав;

  • щука, селедка, карась, пингвин;

  • бабочка, жук, ласточка, муравей;

  • петух, лебедь, утка, гусь;

  • поросенок, баран, щенок, котенок;
Примечание: возможно несколько разных вариантов исключения, если дети могут их обосновать.

  1. Игра «Да-нетка».
Воспитатель загадывает животное, дети при помощи вопросов должны его отгадать.

  1. Практическая работа.
Нарисовать (или вылепить) фантастическое животное «чудо-юдо-рыба-птица-зверь», которое должно обладать соответствующими признаками.

  1. Подведение итогов.

Упражнение 26-Б
«Знатоки»

Аналогично упражнению 25-Б, но нужно называть как можно больше видов различных классов животного мира: «домашние животные», «дикие животные»; животные, обитающие в Белоруссии; северные, южные животные; «рогатые животные», «рыбы», «домашние птицы», «перелетные птицы», «змеи», «насекомые» и т. д.

Желательно «знатокам» вручать медали.

Занятие 27-А

Тема: Сочинение сказок про животных


  • активизировать мышление детей;

  • систематизировать знания детей о сказочных животных;


  • развивать воображение;

  1. Да-нетка «Сказочный герой».
Приходит Игрушка и говорит , что загадала животное - сказочного героя, которого нужно отгадать.

Игру можно провести 2-3 раза, возможные герои сказок: крокодил Гена, черепаха Тор- тилла, Серый Волк («Красная шапочка»), мышка-норушка («Теремок») и др.

В конце желательно в виде игры с мячом провести обсуждение: каких еще сказочных героев-животных знают дети? чем сказочные животные отличаются от настоящих? (разговаривают, носят одежду, живут в домах, «ходят на работу» и др.)


  1. Прослушивание сказки.
В: - Все звери имеют много общего: у них четыре лапы, хвост, туловище, голова... Но каждый зверь чем-то отличается от других: у всех зверей уши короткие, а у зайца длинные; медведь большой, а хвост у него совсем маленький; у жирафа шея длинная, а у слона длинный нос - называется хобот; у зебры шкура полосатая, а у ежика - «колючая» и т. д.

Воспитатель может предложить детям назвать свои примеры отличительных особенностей различных животных.


  • В начале занятия мы называли много сказок про животных, но есть еще такие сказки, которые объясняют, почему одни животные отличаются от других: «Почему у слона такой нос?», «Почему у медведя короткий хвост?», «Отчего у верблюда горб?» и др.
Воспитатель в качестве примера кратко пересказывает сказку Р.Киплинга «Слоненок»:

«Раньше у слонов никакого хобота не было. Был только нос, вроде как лепешка, величиной с башмак. Этот нос болтался во все стороны, но никуда не годился: ведь им ничего нельзя было сделать.

В это самое время жил-был один слоненок, он был маленький, но очень любопытный. Он ко всем в Африке приставал с расспросами. Но чаще всего ему доставались тумаки, а не ответы, потому что он всем надоел своими вопросами.

А в одно прекрасное утро он вдруг спросил:


  • Что кушает на обед крокодил?
Все звери громко закричали, чтобы он замолчал и стали его колотить. Но и это не отбило у него любопытство , тогда ему сказали:

  • Ступай на берег реки Лимпопо и там ты все узнаешь.
И слоненок пошел. А до этой минуты он никогда не видел крокодила и даже не знал, как они выглядят.

Когда он подошел к берегу мутной реки Лимпопо, то увидел на берегу какое-то бревно.


  • Извините, а вы не знаете, где живет крокодил?

  • Зачем он тебе? - ответило бревно (на самом деле это и был крокодил).

  • Я хочу у него спросить, что ест крокодил на обед.

  • Крокодил - это я. А если ты хочешь узнать, что у меня на обед, подойди ко мне поближе, я шепну тебе на ухо.
Слоненок нагнул голову близко-близко к зубатой, клыкастой крокодиловой пасти, и Крокодил схватил его за маленький носик:

  • Мне кажется, что сегодня на обед у меня будет Слоненок...
Слоненку это очень не понравилось и он закричал:

  • Пустите, пожалуйста, мне очень больно!
Но крокодил продолжал тянуть, и Слоненку, чтобы удержаться на берегу, пришлось сесть на задние ножки и тянуть нос назад. Он тянул, тянул и нос у него начал вытягиваться. А крокодил бил хвостом по воде и тоже тянул, тянул, и чем больше он тянул, тем длиннее вытягивался нос у Слоненка.

Но Слоненок оказался сильнее, и крокодил в конце концов отпустил нос, который уже был вытянут почти до самой земли.

Вы, конечно, догадались, что Крокодил вытянул Слоненку нос в самый настоящий хобот - точь-в-точь такой, какие имеются у всех слонов.

Сначала Слоненку новый нос ужасно не понравился, а потом он понял, что так гораздо лучше.»

Желательно прервать рассказывание сказки и поинтересоваться у детей , почему Слоненку понравился новый нос.

В: - Действительно, хоботом можно отмахиваться от мух, не нагибаясь рвать траву, а бананы рвать прямо с дерева; можно самому себе сделать душ, когда жарко; хоботом даже можно петь песни; но самое главное, что Слоненку больше никто не давал тумаков, ведь своим новым носом он всегда мог дать сдачи любому обидчику.


  1. Фантазирование.
Предлагается придумать свою сказку, объясняющую какую-либо особенность животного.

Последовательность сочинения:


  • Давным-давно этой особенности не было. Чем это было плохо?
(Например, ежики были гладкими.)

  • Как появилась эта особенность?
(Придумать сюжет, как появились колючки: уснул под елкой, нашел мешок с гвоздями, прилепил кожуру каштана и др.)

  • Как изменилась жизнь, что стало хорошего?
В конце работы воспитатель рассказывает получившуюся сказку.

  1. Практическая работа.
Нарисовать серию рисунков к придуманной сказке (можно предложить придумать аналогичную).

  1. Подведение итогов.

Упражнение 27-Б
«Почемучка»

Придумывание вопросов со словом «Почему?» про различных животных. Наиболее интересные вопросы желательно записывать и использовать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере.

Занятие 28-А

Тема: Классификация растительного мира


  • систематизировать знания детей о растениях;

  • развивать умение переключать внимание;

  • развивать логическое мышление;

  • формировать навыки самостоятельного проведения классификации;
Оборудование:

карточки с рисунками, «пятиэкранка».


  1. Упражнение на выделение существенных признаков.
Приходит Игрушка и говорит:

  • Сейчас весна, так хорошо на улице. Все вокруг зеленое, все растет.. .И день уже такой длинный стал, не то что зимой; и я и вы тоже за зиму выросли. Значит, мы все - растения.
В: - Ты, наверное, что-то путаешь.

И: - А вот и нет. Растения - это то, что растет. Значит, и день и я и вы (и волосы на голове и ногти на руках) - тоже растения, ведь мы все растем. Правда, ребята?

В конце вывод: существенный признак для растения - не рост (увеличение в размере), а то, что оно растет в земле (то есть постоянно находится в одном месте , не передвигается), имеет корни, стебель, листья; питается водой, «воздухом» и «землей»; появляется из семян.

И: - И что же, все-все растения имеют такие признаки?

В: - Давай проверим.

На наборном полотне - пятиэкранка, воспитатель поочередно выставляет по одной карточке растений из разных классов (груша, каштан, одуванчик, подсолнух или др.).

Примечание: на карточке может быть изображена часть растения: лист, цветок, плод

Желательно вначале кратко «прокатить» по «пятиэкранке» каждое растение, а затем обсудить, что у них было общего («главные» подсистемы, происхождение, питание, размножение) и чем они отличались (надсистемой, практическим применением).


  1. Игра «Назови растения».
Проходит в виде игры с мячом или по «цепочке». Нужно назвать как можно больше различных растений, не повторяясь.

  1. Упражнение на классификацию.
Воспитатель показывает много различных карточек с растениями и предлагает придумать, на какие группы их можно разложить.

Желательно начертить круг и вначале выделять более крупные классы, а затем внутри них проводить дополнительную классификацию (при этом можно линии деления на крупные классы выделять одним цветом, а на подклассы - другим).

Вариант проведения упражнения:

В: - Здесь нарисован круг, который разделен на 5 частей, а у меня есть карточки: береза, ромашка, мухомор, капуста, малина.

Давайте придумаем название каждой части круга.


  • . (дети называют «деревья», «цветы», «грибы», «овощи», «ягоды» и воспитатель соответственно раскладывает карточки.)
В: - А эти растения куда надо положить (показывает карточки ель, яблоня, пальма с бананами, анютины глазки, тюльпаны, подснежник, василек, боровик, морковка, свекла, лук, черника, клубника)?

Желательно, чтобы дети раскладывали карточки по выделенным пяти группам самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя.


  1. Игра на переключение внимания.
Когда воспитатель называет слово «фрукты!», дети поднимают руки вверх и становятся на носочки («фрукты растут на деревьях»). Когда звучит слово «овощи», нужно сесть на корточки и руками опереться о пол («овощи „сидят“ в земле»). Когда произносится слово «ягоды», нужно показать, как собирают ягоды, наклоняясь за каждой ягодкой.

В процессе игры воспитатель произносит и конкретные названия (например, слива, апельсин, картофель, земляника, крыжовник и др.)


  1. Упражнение на классификацию (продолжение).
Воспитатель предлагает посмотреть внимательно на круг и подумать, нельзя ли внутри каждой из пяти частей растения разделить еще на какие-нибудь группы.

В результате выделяются следующие группы (названия условные):


  • деревья: «с иголками», «с листьями», «с съедобными плодами - фруктами»;.

  • цветы: «выращивает человек», «растут сами» (в лесу, поле, на лугу);

  • грибы: съедобные, несъедобные;

  • овощи: «подземные» и «наземные»;

  • ягоды: «лесные» и «садовые».
Желательно, чтобы дети устно добавляли названия других растений из этой же группы («А какие еще цветы, которые растут сами, вы знаете?», «А еще какие-нибудь „подземные“ овощи бывают?»).

По желанию воспитатель может выделять дополнительные группы (можно разделить фруктовые деревья на растущие «у нас» и «не у нас», ввести понятие «комнатные цветы» и др.).

В конце необходимо подчеркнуть, на самом деле групп, на которые можно разделить растения, не пять, а гораздо больше; но дети еще имеют недостаточно знаний для этого.


  1. Игра «да-нетка».
Дети по очереди загадывают любое растение из числа карточек, лежащих в кругу.

Воспитатель направляет игру, наглядно показывая, как сужается круг поиска при использовании правильных вопросов. Можно организовать соревнование: кто задаст меньше всего вопросов , чтобы отгадать карточку.


  1. Подведение итогов.

Упражнение 28-Б
«Вопрошайка»

Придумывание различных вопросов про растения. Наиболее интересные вопросы желательно записывать и использовать при проведении викторины для родителей на выпускном вечере.









2024 © rukaraoke.ru.