Православные праздники весны. Церковные праздники: даты, объяснения и традиции. Вознесение Господне - даты по годам


Масленица Изначально праздник масленицы – комоедицы был на весеннее равноденствие и включал в себя вторые заклички весны (в язычестве, после переместятся к «сорокам»)и встречу предков, которые «прилетают на птичьих крылах» из ирия. Праздник победы весны над зимой, проводы-похороны зимы. Время - весеннего "воскрешения" (от "Крес" - огонь) земли-матушки и всей природы. Сразу за масленичной неделей следовала комоедица - медвежий праздник, чествование тотемного первопредка медведя, который в это время просыпается в своей берлоге (воплощение Велеса , открывающего врата ирия, и передающего на весенне-летний период бразды правления Яриле ),. Мужчины чествовали его особым медвежьим плясом и велесовой борьбой. Женщинами пеклись комы – обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносили в лес, чтобы задобрить медведя. Масленицу отмечали, когда появляются перелетные птицы, а повзрослевший теленок отрывается от вымени, переходит на питание сеном, что дает изобилие молока на проведения праздника. В народных масленичных играх парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он растопил снега и вступил в полную силу. «Зарод» талой воды входит в землю для новой жизни. Масленичную куклу побежденной зимы-Марены, набивали соломой из дожиночного снопа и сжигали. отправляя ее с вестью к «светлым богам» в ирий, что люди ждут их возвращения.

После принятия христианства масленица отмечается по лунному календарю. Может быть с 23 февраля и не позднее 7 апреля. Семейно-родовые обычаи – семидневник. Масленица – праздник новоиспеченной семьи. Родовые чины и обычаи разворачиваются в масленице. Каждый день имеет своё назначение. Поминовение и общение с предками начинается с первого блина. 1-ый блин на помин. Посещение могил в субботу и воскресенье. Обходы дворов, ряжение . (просили блинка) Кулачные бои, братчины (дрались и мирились, пили пиво). Катание по кругу на лошади в санях. Гостевание (по предварительной договорённости), особая кухня (творог, блины, пироги, рыба) Катание с го р – должен прокатиться каждый (гадали, какой вырастет лён: чем дальше проедет, тем выше) Взятие снежного городка – символ борьбы зимы с весною, снежный городок – обитель зимы. Ряженые – необходимая принадлежность всякого поминального пиршества (Афанасьев)Воскрешение весны-Живы сочеталась в народных представлениях с Воскрешением праведного солнца – Христа. Потому такая обрядность присутсвовала и на Фоминой неделе, и на Страстной. Весна (Жива) «просветляет» солнце, т. е. заставляет его ярче гореть . Прощание с мёртвым миром, переход к новому аграрному периоду (магия: березозол – пережигали золу, дети играли в сечки). Выпекание из теста форм орудий труда, оздоровительные и очистительные обряды (лечение пережжённой золой, слушание воды для определения урожайности земли, наблюдение за небесными светилами. Собирать поганые корки – всё недоеденное раздают нищим, прохожим. Проводы масленицы Сжигание чучела или колеса очищение огнём, контакт с космосом, изгнание зимы и смерти.

Праздники весной – это не только 8 марта, 1 и 9 мая. На Руси весенних праздников всегда было куда больше. Некоторые из них тянутся еще с языческих времен, неким образом приспособившись к православному календарю и христианству и гармонично влившись в церковные традиции.

Весенние праздники славян

Первый весенний праздник, который праздновался еще в языческой Руси – (Масляница) или сырная неделя. Этот весенний народный праздник предполагает проведение цикля обрядов, связанных с проводами зимы и оканчивается сжиганием чучела, символизирующего зиму. Перед этим всю неделю люди веселятся, угощают друг друга блинами и другими яствами, участвуют в кулачных боях, катаются на санях и водят хороводы.

Сжигание же чучела у наших предков олицетворяет возрождение, аналогичное с птицей Феникс, через гибель. После этого пепел чучела, а также выброшенных в костер старых вещей, развевали по полям, чтобы с новым урожаем наступило новое возрождение, пришел достаток и благоденствие.

Другой русский весенний праздник – Веснянки , встреча весны. Как и масленица, празднование проходит в разные дни в соответствии с церковным календарем. До этого же он был привязан к астрономическому весеннему равноденствию – 22 марта.

Празднование сопровождается зазываниями весны при помощи заклинаний. И поскольку начало весны ассоциируется с прилетом птиц, главное средство заклинания – приготовление жаворонков и куликов, которых затем клали на возвышенные места или подбрасывали в воздух. Действо сопровождается обрядовыми песнями, призванными приблизить весну.

Еще один весенний праздник, связанный со встречей с весной – «Алексей – с гор потоки ». Празднуется он во время Великого поста. С этого дня крестьяне начинали готовиться к полевым работам. Православная же церковь в этот день вспоминает Алексея – человека Божьего.

Пасхальный цикл праздников

– праздник, празднуемый всегда за неделю до Пасхи. В этот день вспоминается вход Господа в Иерусалим, незадолго до своих мучений и смерти на кресте. Верующие встречали его с пальмовыми ветвями, выстилая ими дорогу, потому другое название праздника – Пальмовое воскресенье. В этот день все православные идут в церковь и освещают веточки вербы и приветствуют Христа, пришедшего спасти человечество от вечной смерти.

Главный весенний праздник, несомненно, это – Пасха . Чудесное воскресение Иисуса Христа является не просто праздником, но наиболее значимым событием в мировой истории. В этом – вся суть христианства и смысл веры, надежды на спасение.

К пасхальным традициям относится приветствие «Христос Воскресе – Воистину Воскресе», «христование» крашенными яйцами, освещение куличей и пасок.

Народные гуляния с хороводами, песнями и играми, продолжавшиеся иногда до 2-3 недель после Пасхи именуются Красная горка. Этот праздник известен еще с древних времен, он также приурочен к встрече весны.

Спустя 50 дней после Пасхи православные отмечают праздник Троицы или Пятидесятницы. Все украшают свои дома зелеными веточками и цветами, что символизирует расцвет человеческой добродетели, а также напоминает о явлении Троицы Аврааму в Мамврийской дубраве. Украшенный зеленью храм напоминает ту самую дубраву.

Весенние детские праздники

Для того, чтобы привить детям любовь к истории своего народа и его традициям, лучше всего с пеленок вовлекать их в празднования исконно русских праздников.

Организация встречи весны может быть очень яркой, нестандартной и веселой. Тем более, что есть множество готовых сценариев разных торжеств и гуляний.

Самым главным из них является, конечно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово . В этот день Церковь вспоминает о том, как распятый Спаситель воскрес из мертвых, разрушив оковы ада и дав тем самым надежду на будущее бессмертие каждому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, именуемых великими или двунадесятыми. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Первые из них каждый год отмечаются в один и тот же день. Даты вторых связаны с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2018 год

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новому стилю – это самый известный христианский праздник посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новой эры в жизни человечества.

Вознесение Господне - на 40-й день после Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Царство Отца Своего Небесного, которое произошло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Матери.

День Святой Троицы, Пятидесятница - в воскресенье, на 50-й день после Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде огненных языков. Этот праздник считается днем рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье - дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году - 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году - 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году - 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году - 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году - 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году - 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году - 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году - 8 апреля.

Вознесение Господне - даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году - 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году - 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году - 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году - 17 мая.

День Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году - 31 мая.
  • Троица в 2016 году - 19 июня.
  • Троица в 2017 году - 4 июня.
  • Троица в 2018 году - 27 мая.

Весенние православные праздники.

Цель: обобщение знаний детей о весенних православных праздниках.
Задачи: повысить познавательную активность учащихся и расширить кругозор.

Презентация расскажет о разнообразии весенних праздников. Данный ресурс учителя начальных классов могут использовать для проведения занятий по внеурочной деятельности или внеклассного мероприятия.

1.Рассказ о весенних православных праздниках (электронная презентация)

Слайд 1. Сегодня мы поговорим с вами о весенних православных праздниках, о традициях и обычаях, связанными с ними.

Слайд 2. Игра «Поле чудес» - 1 тур.

С каким праздником был связан обычай, отпускать на волю птиц? .

Слайд 3 – 4. Благовещение.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в православном мире торжественно празднуется с середины VII века. Этот праздник установлен в память явления Пресвятой Деве Марии Благовестника архангела Гавриила. Он явился к Ней с радостной вестью о грядущем рождении от Нее Спасителя мира, Сына Божия, Который царствует на небе, и будет царствовать на земле.

Слайд 5. Праздник этот был любим и почитаем в народе. Считалось, что работать в этот день тяжкий грех. «На Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет», - говорится в народной поговорке. Одно из народных преданий гласит, что как-то раз на Благовещение кукушка, вопреки запрету, единственная из всех птиц, свила гнездо. Но была наказана за это Богом: с тех пор вообще дома своего не имеет, а яйца вынуждена подкидывать в чужие гнезда.

Слайд 6. Издавна в Москве в этот день проходили птичьи базары. Самым известным был у Охотного ряда. Москвичи покупали птичек и выпускали их на свободу. И по сей день у московских храмов на Благовещение выпускают голубей.

Слайд 7. Чтение стихотворения К.Бальмонта «Благовещение в Москве».


Благовещенье и свет,

Вербы забелели.

Или точно горя нет,

Право, в самом деле?

Благовестие и смех,

Закраснелись почки.

И на улицах у всех

Синие цветочки.
Сколько синеньких цветков,

Отнятых у снега.

Снова мир и свеж, и нов,

И повсюду нега.

Вижу старую Москву
В молодом уборе.
Я смеюсь, и я живу,
Солнце в каждом взоре.
От старинного Кремля
Звон плывет волною.
А во рвах живет земля

Молодой травою.
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.

Благовещенье в Москве,

Это праздник света!


Слайд 8.. Игра «Поле чудес» - 2 тур.

Как в народном календаре назывался праздник, отмечавшийся за неделю до Пасхи?

Слайд 9 – 10. Вербное воскресенье.

В шестое воскресенье Великого поста, за неделю до Пасхи, празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим. В народном календаре этот праздник называется Вербное воскресенье. На Руси он всегда проходил под знаком освященной вербы.

В древнем Израиле Иисуса Христа народ приветствовал пальмовыми ветвями. В России климат суровый, и пальмы здесь не растут. Ко дню праздника часто бывает холодно, а в некоторых местах еще и снег лежит. Но одно дерево в это время начинает цвести - это верба, которая расцветает симпатичными пушистыми подушечками. Вот поэтому в России пальмовые ветви и заменили вербой. А праздник получил еще одно название – Вербное воскресенье.

Слайд 11 – 12. В церкви во время службы веточки вербы освящали и приносили домой. Их клали рядом с иконами, как святыню. Освященными веточками хлестали друг друга и особенно детей, приговаривая:


Верба, верба,

Верба, хлест,

Верба хлест

Бьет до слез!

Верба синя

Бьет несильно!

Верба красна

Бьет напрасно!

Верба бела

Бьет за дело!

Верба хлест

Бьет до слез!


Считалось, что этот обряд отгоняет от людей болезни, а детям помогает расти послушными и здоровыми.

Слайд 13. Вербное воскресенье, несмотря на идущий пост, всегда праздновали очень весело. Особенно торжественно и весело отмечался этот день в давние времена в Москве. После обедни устраивался торжественный крестный ход из Успенского собора в Кремле на Лобное место на Красной площади. В крестном ходе всегда участвовали царь и патриарх. На Красной площади совершался молебен. Тут же в санях, украшенных красным и зеленым сукном, была укреплена верба, увешенная яблоками, финиками и другими плодами. После молебна патриарх благословлял народ и раздавал вербу.

Слайд 14. В этот день в Москве на Красной площади устраивались специальные базары, где торговали пучками вербы, различными игрушками, разноцветными шарами, множеством всяческих лакомств.

Слайд 15. Чтение стихотворения А. Блока «Вербочки».

Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.

Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.

Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!

В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.




Слайд 16. Игра «Поле чудес» - 3 тур.

Как называлась последняя неделя Великого поста?

Слайд 17- 18. Страстная неделя.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной неделей , потому что она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа – его страданиям (страстям), крестной смерти и погребению. По значению вспоминаемых событий все дни Страстной недели называются Великими.

Слайд 19 -20. С Великого понедельника в русском народе начиналась подготовка к Пасхе. Женщины убирали, мыли и чистили в домах, а мужчины заготавливали корм для скотины на всю Пасхальную неделю, чтобы не беспокоиться в праздник.

В Великий четверг , который в народных традициях называется Чистым четвергом, каждый православный стремится очиститься духовно (исповедоваться в храме) и физически. В народе этот день отмечался обычаем очищения водой – купанием в проруби, реке, озере, многие мылись в бане. В Чистый четверг красили яйца к пасхальному столу.

В Великую субботу приготовленные к празднику пасхальные куличи, пасхальные яйца и творожные пасхи приносили в церковь и освящали.

Слайд 21. Пасха.

Православные христиане называют этот день «праздником праздников, торжеством торжеств». Праздник этот - самый главный праздник православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот праздник.

Слайд 22 - 23. В ночь накануне Пасхи верующие собираются в храме. Богослужение в эту ночь проходит особенно торжественно и пышно. Все молящиеся зажигают праздничные красные свечи и ждут, когда священники в белых одеждах с крестом и иконами выйдут из церкви, чтобы крестным ходом три раза обойти вокруг храма. Крестный ход заканчивается в полночь, священник у закрытых дверей храма провозглашает: «Христос воскресе!». Молящиеся входят в храм, где начинается Светлая заутреня.

Слайд 24. В эту ночь в храм приносят для освящения особую пасхальную пищу (кулич, окрашенные яйца, творожную пасху), которые в день Светлого Христова Воскресения будут стоять на праздничном столе. Кроме пасхальных блюд на праздничный стол ставилось множество традиционных лакомств русской кухни.

Слайд 25 – 26. На Пасху было принято «христосоваться»: поздравлять друг друга с праздником и со словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» дарить крашеные яйца и целоваться.

Кроме того, на Пасху устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях.

Слайд 27. Праздник Пасхи отмечали в течение всей недели.

Слайд 28. Игра «Поле чудес» - финал.

Как в народном календаре называется праздничная пасхальная неделя?

Слайд 29 .С апостольских времён праздник христианской Пасхи продолжается 7 дней. Поэтому эта праздничная неделя называется Светлая Пасхальная седми ца. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник и т.д.

Слайд 30. Чтение стихотворения Л. Чарской «Колокола».


Г улко звуки колокольные
Улетают в твердь небес
За луга, за степи вольные,
За дремучий темный лес.
Миллиардом звуков радостных
Льет певучая волна...
Вся мгновений дивных,

сладостных
Ночь пасхальная полна.
В них, в тех звуках –

миг прощенья,
Злобе суетной – конец.

Беспредельного смиренья
И любви златой венец.
В них – молитвы бесконечные,
Гимнов дивные слова.
В них – печаль и слезы вечные
Смыты кровью Божества.
В них – земли восторг

таинственный
И святой восторг небес,
В них – Бессмертный и

Единственный
Бог воистину воскрес

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»









2024 © rukaraoke.ru.