Праздник как феномен духовной культуры. Главные православные праздники и их отображение в русской культуре


Жизнь без праздников может превратиться в серую массу однообразных будней, способных вызвать лишь тоску и депрессию. Праздники нам необходимы как некая отдушина, позволяющая нам не только вспомнить и почтить то или иное событие, но и набраться позитивных эмоций и сил.

Почему-то принято считать, что у нас в стране таких знаменательных дней слишком много, а их количество мешает россиянам сосредоточиться не на отдыхе, а на трудовых достижениях. На самом деле это утверждение не соответствует действительности, поскольку в мире хватает стран, умеющих более широко и помпезно отмечать всевозможные события. К числу таких лидеров можно смело отнести жителей Египта, Китая, Индии, Индонезии, Таиланда, Марокко.

Россияне в этом списке занимаю далеко не первое место, хотя и могли бы посоревноваться с лидерами. Ведь у нас, любой повод, даже самый незначительный, может стать причиной бурного веселья. Наши календари полны праздников, причем не только отечественных, но и заимствованных. Среди них можно найти и международный день пирата, и японский праздник обнаженных, и марш зомби, и всемирный день левшей.

Такое разнообразие знаменательных событий способно вскружить голову любому любителю хорошо отдохнуть и всласть повеселиться. И все это, безусловно здорово, но все-таки нуждается в какой-то систематизации, упорядочению, выделению главного из второстепенного и не самого нужного. Таким регулятором, не вызывающим массового отторжения, является государство, имеющее право определять, что наиболее значимо для него и его блага. Именно оно наделено полномочиями не просто устанавливать праздники, но и защищать через них свою самобытность, индивидуальность и историческую справедливость.

Очень важно здесь помнить, что та смысловая нагрузка, которую несет то или иное событие, связанное с официально установленным праздником, выполняет не только объединяющую, но и воспитательную функцию. Государственные праздники призваны беречь историю страны, чтобы передать ее неповрежденной будущим поколениям. Важная особенность этих праздников, установленных исполнительной властью, это их общенародное признание. Основание такого глубокого почитания устоявшихся традиций, зиждется на исторических, религиозных, воинских и профессиональных достижениях, кардинально повлиявших на судьбу страны.

Все эти категории праздников отражают наиболее важные вехи российской истории и все они тесно связаны между собой. Религиозные праздники связаны не только с историей и культурой России, но и с такими важнейшими понятиями как честь, отвага, патриотизм, самопожертвование, взаимопомощь и милосердие.

Если говорить о профессиональных праздниках, то они являются знаком признания заслуг выдающихся работников всех сфер деятельности, всецело посвятивших себя своему любимому делу.

Немало дат в нашем календаре посвящено памятным событиям, связанным с ключевыми историческими событиями в жизни народа и государства. Особое место здесь занимают победные дни России, установленные в ознаменование великих побед российских воинов, защищавших свою Родину от многочисленных врагов и недоброжелателей.

Трудовой кодекс РФ говорит о восьми государственных праздниках и 12 связанных с ними выходных днях. Помимо этих праздников, безусловно всеми любимых и ожидаемых, существует большое количество торжественных дней и мероприятий, посвященных работникам сельского хозяйства, медицины, различных отраслей промышленности, органов власти, СМИ, деятелей искусства. Каждый день нашего календаря имеет свое посвящение, адресованное не только к конкретному представителю какой-либо профессии или сферы деятельности, но и ко всем нам, гражданам великой России.

Масленицу отмечают по всей Руси, и Казань не исключение. Праздник встречают на множестве городских площадок, в парках и культурных центрах, но самое популярное место - это остров-град Свияжск. Именно там проходит реконструкция празднования масленицы, как это было в русских селеньях много веков назад.

4 — 10 марта 2019 Масленица в России

Исторически русская Масленица - самый буйный, самый весёлый, самый «размашистый» праздник в году. Славянскую Масленицу праздновали не только россияне, но и поляки, чехи, словенцы, сербы, болгары и другие народы. Но, конечно, в России Широкая Масленица приобретала особенный размах.

21 марта 2019 Праздник «Стрелецкая гульба» в Подмосковье

1 апреля 2019 Фестиваль экстремальных видов спорта «Прорыв»

16 апреля 2019 Театральный фестиваль «Золотая маска»

30 апреля — 30 сентября 2019 Фольклорное шоу Kazan

11 — 13 мая 2019 Сырный фестиваль «Верещагин СырFest»

14 — 28 мая 2019 Фестиваль классического балета имени Нуриева

18 — 23 мая 2019 Фестиваль имени Рахманинова «Белая сирень»

18 — 19 мая 2019 Музейная ночь в Санкт-Петербурге

20 мая 2019 Ночь музеев в Москве

21 мая 2019 Праздник русского фольклора «Каравон»

21 мая 2019 День принятия ислама Волжской Булгарией

21 мая 2019 Венский бал в Москве

22 мая 2019 День эрмитажного кота

1 июня 2019 Фестиваль «В гости к Берендею»

11 июня 2019 Большой офицерский севастопольский бал

Это событие стало уже визитной карточкой города и с каждым годом принимает все больше гостей. Причем увеличивается не только количество участников, но и расширяется география - в 2017 г. на бал приехали танцоры из Краснодара, Калининграда, Следующая страница След. В России праздников много, и отмечают их с удовольствием. Государственные, международные, религиозные, профессиональные - памятных дат в календаре более двухсот. Новый год в России отмечают шумно, весело, с шампанским и фейерверками, в семейном кругу или с друзьями, с наряженной елкой и подарками. А вот Рождество 7 января празднуют уже далеко не все, но верующие люди в этот день посещают церковь. Ровно через две недели после начала года наступает Старый Новый год - уникальный праздник и исторический парадокс, связанный со сменой календаря. Многие люди в этот день открывают в себе что-то особенное, неизвестное доныне.

В России праздников много, и отмечают их с удовольствием. Государственные, международные, религиозные, профессиональные - памятных дат в календаре более двухсот.

Шумно и весело отмечают 25 января День студента, в день основания Московского университета, эта же дата известна как Татьянин день, поэтому святая Татиана считается покровительницей студентов. С большим удовольствием влюбленные справляют День святого Валентина 14 февраля, прочно укоренившийся среди российских праздников.

В День защитника Отечества 23 февраля, изначально исключительно праздник военных, сейчас поздравляют уже всех мужчин, неофициально подразумевая, что каждый из них - защитник своей семьи и близких. Прекрасным же женщинам дарят цветы, поздравляя их с Международным женским днем, 8 марта.

За неделю до Великого поста в России начинается Масленица, уходящая своими корнями еще во времена язычества. Встречают ее народными гуляньями, пекут блины, символизирующие солнце. В последний день недели, Прощеное воскресенье, люди просят друг у друга прощения.

Еще с древних времен считается, будто тот, кто не празднует Масленицу, весь год будет в бедах и заботах.

1 апреля русские шутками и розыгрышами отмечают День смеха. Недавним нововведением стал Международный фестиваль фламенко, в апреле в течение нескольких дней концертные залы наполняются яркими, зажигательными мелодиями и танцами, полными страсти. 12 апреля празднуют День космонавтики, в память о первом полете в космос, совершенном Юрием Гагариным. 1 мая в Праздник весны и труда многие люди выезжают на природу и просто весело проводят время.

На Пасху многие люди посещают церковь, непременный атрибут праздника - крашеные яйца. Самый, пожалуй, грандиозный праздник - День Победы - отмечают 9 мая, поздравляя ветеранов, защитивших свое Отечество. Этот день - повод для гордости за свой великий народ.

Ежегодно отмечается множество профессиональных праздников, практически для каждой профессии в календаре найдется свой день.

Любители киноиндустрии с удовольствием ежегодно в июне следят за российским фестивалем «Кинотавр» и Московским международным кинофестивалем.

Для привлечения внимания общественности к проблемам старшего поколения в календарь введен День пожилых людей 1 октября. В День воинской славы России 7 ноября на Красной площади проходит военный парад. В последнее воскресенье ноября Россия отмечает День матери, один из самых душевных праздников. Один из наиболее значимых праздников, День Конституции, приходится на 12 декабря.

Также в России очень много памятных дат, актуальных для отдельных республик и краев.

Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество памятных дат, и появилось немало способов отмечать ту или иную дату. Не смотря на то, что все праздники в какой-то мере разнообразны, многие из них имеют между собой нечто общее.

Праздники всегда существовали в культуре разных народов, а ныне существуют в культуре разных стран. Каждый день на нашей планете гремит какой-нибудь праздник. К праздникам готовятся, о них помнят и не забывают. Они создают праздничную атмосферу и собирают людей вместе.

Известный русский учёный И. Снегирёв писал о понятии «праздник» так: «Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом». Существует такое понятие, как «воспитательное значение народных праздников».

В работе о творчестве Ф. Рабле М. Бахтин отметил: «Праздник – первичная и неуничтожимая категория человеческой культуры. В праздник двери дома открыты для гостей в пределе – для всех, для всего мира, в праздник всё изобилие (праздничная еда, одежда, убранство помещения) сохраняются, конечно, и праздничные пожелания всех благ (но почти с полной утратой амбивалентности), праздничные тосты, праздничные игры и ряжение, праздничный весёлый смех, шутки, танцы и т.д. Праздник не поддаётся никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка и пр.). Праздник как раз и освобождает от всякой утилитарности и практицизма; это временный выход в утопический мир. Нельзя оторвать праздник от жизни тела, земли, природы, космоса. В праздник и «солнце играет на небе», как бы «особая праздничная погода»…

Переодевание, ряжение, маскировка являются необходимым элементом любого праздника, т. к. обеспечивают анонимность участия в праздничном действе, помогают снимать социальные и психологические барьеры. В «Словаре античности» слово праздник происходит от латинских «dies festus», «fesia / feria», что означает «день, свободный от работы».

С древнейших времён считалось, что задача праздника – «восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества». Первый этап любого праздника – счастливое ожидание, подготовка к нему. Затем приходит сам праздник и, «увы» – завершение праздника. Впечатления от праздника долго хранятся в душе человека, являясь для него источником «душевных сил».

Одной из основных причин, по которой мы празднуем какие-либо события, заключается в том, чтобы вспомнить наших предков и черты прошлых времен. Празднуя что-либо мы показываем свое уважение к людям, игравшим роль в историческом процессе страны. Мы обогащаем наши знания, узнаем много нового из истории и культуры страны. Молодежь внимательно слушает рассказы старших о том, что и как праздновали в их времена, ведь традициям свойственно меняться в некоторых случаях. Внося что-то новое в празднование какой-либо памятной даты или заимствуя какую-либо традицию у других народов, мы объединяем людей между собой. Таким образом, другие культуры приобщаются к культуре той страны, в которой живут, не забывая и о своих собственных культурных традициях.

Нация становится более дружной, не смотря на различие в религии. В некоторых случаях происходит обмен культурной информацией, когда в культуру одной страны проникает культура другой страны, заимствуется какой либо праздник и приобретает видоизмененные черты и традиции празднования.

Рождение русского импрессионизма
Совершенно особенное положение с импрессионизмом сложилось в России. Попутно, не углубляясь в русский материал, наметим эту перспективу оценок, крайне полезную в общей панораме. Можно сказать, что импрессионизм с неизбежностью рождался ру...

Музыка
Разделенные в XIV веке, музыка и поэзия начинают сближаться в XV веке благодаря расцвету песни при дворе герцогов Бургундских, ставшем одним из европейских музыкальных центров. Сложившаяся здесь франко-фламандская школа полифонистов повли...

Язычество и христианство в период становления белорусской культуры
Язычество и культура. На качество и уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский период значительное воздействие оказывало язычество, которое наложило неизгладимую печать на миропредставление наших предков. Древняя религ...

Народная культура представляет поистине удивительное явление. Она создавалась в течении тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Ее основными составляющими подсистемами являются религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная подсистемы.

Народная культура собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. (Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986;)Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах, или общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно- творческой практики – проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность - внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, не специализированный характер культурной деятельности,что, впрочем не исключает высокого уровня мастерства, умения,знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.

Традиционность – важное качество народной культуры, определяющее как ее целостно - нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально – организационные формы.

Для народной культуры характерны синкретические, недифференцированные формы взаимоотношения с миром, которые передаются в процессе непосредственной коммуникации. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

Ярче всего народная культура представлена фольклором , хотя далеко не исчерпывается им.

Фольклор (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах(Берёзкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора . Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей; не известны изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Это позволяет говорить о народной этике, народных инструментах, народном спорте, народной медицине, народной педагогике и т.д. Народная культура передается из поколения в поколение , постоянно пополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Афанасьев А.Н. Народ – художник: Миф. Фольклор. Литература. – М.: Сов. Россия, 1986. – 366 с.

Основным и важным элементом народной культуры являются праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов.

Праздник в культурологии принято определять как: «противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере» 1. Культурология. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М. политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - Т. 2. - 1184 с.

Праздники как феномен народной культуры представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура славян, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников, обычаев и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией.Ерошенков, И.Н. Культурно–досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: / И.Н. Ерошенков. - М.: МГИК, 1994. - 43 с.

История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный славянский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом. Поэтому актуальным и необходимым остаётся изучение самого праздника, его современного состояния и процессов трансформации в нем. Все это имеет немаловажное значение для решения более широких проблем исторической этнографии славянских народностей, поскольку остаются нерешенными некоторые вопросы формирования и сохранения народной культуры. В этой связи обращение к вопросам историко-культурного развития, в данном случае к вопросам праздничной культуры, актуально, ибо там сохраняется и обще народный, и свой специфический, региональный характер многих -праздничных традиций, что в свою очередь, может прояснить понимание того места, которое занимают в культурной истории праздники и праздничный быт населения Снегирев ИМ. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838. Вып. 1. Л Природа праздника достаточно давно стала объектом научных исследований. Античная философская система рассматривала праздник как феномен, обладавший мощной стабилизирующей функцией, способствовавший укреплению государственных, нравственных и религиозных норм. Аристотель одним из первых задался вопросом о значимости празднеств. Он утверждал, что понять природу праздничного существования так же сложно, как ответить на вопрос «зачем человеку жизнь?». Для него праздник - время соприкосновения с истинной духовностью, смысл существования. Платон в «Законах» показывает значение праздника как содержательного элемента формирования личности: ритм, гармония и игра пробуждают в людях чувство наслаждения и удовлетворения, на фоне которых усиливаются физическое и нравственное совершенствование. Платон также утверждал прямую зависимость между сохранением традиции и незыблемостью государства: «Если же молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ищут постоянно перемен, то мы полностью вправе сказать, что для государства нет ничего более гибельного, чем все это» В V веке до н.э. Геродот утверждал, что общегреческие праздники явились «третьим (наряду с языком и расой) элементом, способствовавшим консолидации греков»

В эпоху Средневековья аскетизм философских доктрин совершил переворот в оценке праздника: на смену понятию «праздник» приходит понятие «ритуал», которое надолго задерживается в научной литературе для определения массовых коммуникаций торжественного характера.

3. Платон. Сочинения: в 3-х т. / Платон; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; всту. ст. А. Ф. Лосева; [пер. с древнегреч.]. - М. : Мысль, 1968. - Т. 1. - 623 с.

4. Геродот. История в девяти книгах / Геродот; пер. и прим. Г. А. Стратоновского. - Л. : Наука, 1972. -

Ритуа́л - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. ...

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритуал

В Новое время, когда значительно возрастает научный интерес к исследованиям, определявшим место культуры в жизни людей, ритуалы и мифы рассматривались как древнейшие формы культуры. Один из ранних заподноевропейских мыслителей Дж. Вико в труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) развивал идею становления ментальности людей первобытного общества на основе «божественной поэзии».

Научные теории XIX и XX веков в основном освещали проблемы формирования смыслообразующих факторов традиционного сознания народностей и наций. В XIX веке широкое распространение получили теории «народного духа», где специфические особенности каждого народа определялись как изначально ему свойственные и неизменные. Возникли эти идеи при изучении реальных объектов и понятий, таких как психология народа и психология масс. Были поставлены вопросы о возникновении и формах проявления массовых феноменов и соотнесенности их с индивидуальным формированием личности. Философия, психология, антропология, этнография и другие науки объединили свои усилия по изучению сложного, трудно поддающегося анализу феномена мифоритуальной и праздничной культуры. Их успехи стали важными стимулами в развитии ведущих школ изучения проблем мифологии и ее интерпретации, имевших принципиальное значение для дальнейшего осмысления праздника. Так, представители натуралистической, или мифологической школы (А. Кун, В. Маннхардт, Ф. Буслаев, А. Афанасьев, А. Потебня) на основе языковых данных анализировали индоевропейскую мифологию. Антропологическая, или эволюционистская школа (Э. Тейлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер), опираясь на конкретные наблюдения быта американских индейцев, считала мифологию отражением представлений о реальной жизни, «первобытной наукой», потерявшей смысл в связи с развитием современных знаний. Дж. Фрезер, вышедший из эволюционистской школы, собрав большое количество информации о ритуалах и мифах, указывал на приоритет ритуала над мифом . Представители кембриджской школы классической филологии (Д. Харрисон, Ф. М. Корнфорд) видели в ритуалах важнейший механизм трансмиссии религии и искусства древнего мира. Ф. Реглан считал, что все мифы являются ритуальными текстами. 5. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. / Дж. Дж. Фрезер; [пер. с англ.]. - М. : Политиздат, 1980. - 831 с.

Одним из первых ученых, разработавших теорию ритуала, исходя из человеческого поведения (его действенной логики), был профессор Чикагского университета Виктор Тэрнер. Свои взгляды он изложил в книгах «Символ и ритуал», «От ритуала к театру» и др. Он рассматривал ритуал как знаковую систему, взаимодействующую со всей ментально-эмоциональной сферой. Интерес к действованиям в ритуале приводит В. Тэрнера к поискам типологических параллелей между ритуалом и театром. В XX веке проблема изоморфизма культа, ритуала и театра приобрела особую актуальность. В контексте антропологических (этнологических) исследований К. Леви-Строса, М. Элиаде, В. Тэрнера и др. развивается театральная теория ритуала, опирающаяся на анализ и выявление этнопсихологических факторов, порождающих лицедейство как особый способ познания мира, связанный с деятельностными проявлениями человеческой духовности.

Осознание праздничной игры как чрезвычайно важного механизма человеческой деятельности получило развитие в ряде работ крупных западных культурологов. В частности, Й. Хейзинга утверждает, что в праздниках человечество «разыгрывает порядок вещей в природе, как оно это воспринимает» в форме сценической или состязательной, образно воплощенной в действии. При этом целью жертвоприношения, состязания или представления является «игра с красотой и святыней» .

6. Хейзинга Й. Homo ludens. (Человек играющий) / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса. -М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 351 с.

В отечественной культурологии (М. Бахтин, С. Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев и др.) праздничность рассматривается как один из важнейших способов регуляции поведения в зрелищно-игровых формах культуры, как особая жизнедеятельность, основанная на канонической эстетизации жизни с элементами импровизации в рамках традиции.

М. Каган, анализируя человеческую деятельность, отмечает, что «социальная сущность праздника связана с коллективной природой его восприятия и участия», и подчеркивает, что «коллективность является зрелищем самим по себе» , определяя, таким образом, сущность коллективной деятельности в пространстве праздника как зрелища, в котором каждый исполняет отведенную социальную роль.

В последнее время наметились тенденции к изучению этнографических реалий, заключенных в праздничной жизнедеятельности, в которой наиболее наглядно проявляется этническая специфика. Специалисты разных направлений, изучающие живую культуру, концентрируют внимание на устройстве и функционировании «вторичных моделирующих систем», однако установка на характеристику отдельных элементов расчлененной на части системы не позволяет увидеть главные смыслообразующие элементы, сохраняющиеся в традиционных и современных формах жизнедеятельности, в которых усматривается определяемое нами праздничное лицедейство.

Итак, концепт праздника оказывается встроенным в один терминологический ряд с понятиями мифа, ритуала, традиции, игры, структуры, которых создаются зрелищно-игровыми образами. Все элементы, объединенные в едином тексте праздника, формируют комплексный зрительный образ, отражающий парадигму бытия и соответствующий той картине действительности, которая освоена менталитетом и чувством народа. Как целостная структура любой праздник имеет определенные задачи, цели, функции и механизмы их реализации.

На первый взгляд, основной функцией праздника является релаксационная. «Праздное» время ассоциируется с отдыхом, досугом, который служит для компенсации физических и духовных затрат в будни. Но истинное значение праздника много шире. Любой праздник - это веха истории, завершение этапов жизни, время, когда отмечается окончание природного цикла, когда происходит подведение итогов, глубинная задача которых - показать в порубежной ситуации пути к обновлению. Поводом для праздника, смыслообразующим фактором его возникновения является событие, осознаваемое сообществом как явление особой важности, на примере которого происходит формирование парадигмы бытия. В связи с этим оно ритуализируется: переходит из повседневности или мифологизированного прошлого в праздничный контекст и многократно отмечается в определенное время. Событие тем самым акцентируется, воспринимается, оценивается и санкционируется общественным сознанием. Этот психологический механизм переводит событие из мира повседневности в мир интенсивных эмоций, так как массовое переживание имеет тенденцию к усилению, переживание приводит к суггестии. Основная мотивация праздничной жизнедеятельности людей направлена на создание условий для возникновения у них положительных эмоций, на фоне которых происходит закрепление важнейших ценностных ориентации.

Праздник является своеобразным феноменом коллективного творчества. В нем возникают групповые положительные эмоции, настроения, переживания, на фоне которых формируются важные общественные представления, идеалы, мировоззренческие установки, отражаемые в живой ткани действа. В процессе коллективного творчества в отвлеченных и конкретно-чувственных образах реальной жизни, стереотипах и кодах поведения, сформировавшихся в течение длительной жизнедеятельности сообщества, путем отбора лучших образцов этнической практики- создается зрелищно-игровой образ реального мира, несущий потенции идеального будущего. Необходимо отметить, что все элементы, объединенные в контексте праздника, исполняют интегрирующую роль, они не являются суммой отдельных явлений, а представляют целостную картину, хронотоп, соединяющий микро- и макрокосм, соответствующий сознанию народа.

В празднике явления и предметы, помимо собственно утилитарного значения, обретают смысл знака, символа: не просто еда, а обильное застолье как метафора изобилия, культового подношения, жертвы; не обычная ходьба, а шествие, танец; не разговор, а декламация, речи, тосты, пение; одежда особая -праздничная; ритуальная, утварь - специальная обрядовая, парадная и т. д. Эти символы, разнообразные надбытовые действования (обрядность, ритуал) создают особую метафорическую стихию праздника, в которой реализуется его эстетическая функция. В стихию праздника вовлекаются космос, природа, среда обитания, усвоенные в «данный период материальные и духовные ценности» .

7. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с

Богатейший материал раскрывается в народных празднествах, в них отражаются события повседневной жизни, представления о добре и зле, утверждаются притягательные для народа формы быта, трудовой деятельности, сакральные и эстетические ценности. В силу того, что любой этнос является чрезвычайно устойчивым образованием и его существование насчитывает тысячелетия, празднества, основанные на длительно сохраняемых традициях, служат одним из важнейших способов адаптации (имеются в виду кристаллизация и сохранение многих положительных знаний и опыта народа

Важным механизмом, осуществляющим создание моделируемых представлений, утвердившихся в этническом сознании является традиция . Действительно, культурная традиция - это общественная память, аккумулирующая опыт прошлого, своеобразная программа, которая в результате многократного повторения превращается в стереотип поведения, в который заложена информация, способствующая адекватному функционированию сообщества в изменяющихся исторических условиях. Многие традиции сохраняются в праздниках на протяжении тысячелетий, прослеживаются у этноса на всех стадиях исторической жизни от племени до нации. Зачастую семантика их утрачивается, и обыденное сознание не фиксирует их смысловую нагрузку: «Так делали предки» - основное объяснение информаторов в этом случае. Традиция воспринимается ими как специфический элемент этнической культуры. Этнографы и историки считают, что расшифровка и выявление древних значений представляет научный интерес «в разрешении проблем, связанных с этногенезом... обнажает архаические слои древней культуры» . Надо отметить, что некоторые традиции модернизируются, иные же совсем исчезают. Новые явления реальной жизни проходят сквозь призму традиционализации. Эти явления, получив оценку общества, кодируются в праздничной символике и входят в виде новаций в партитуру праздника. Исторически смена форм неизбежна и непрерывна; осуществляется она как в результате прямого развития традиции, так и в появлении новых образов. Этот процесс происходит сложно, конфликтно, становится ареной борьбы и эксперимента, в ходе которого отмирают отжившие элементы, выявляются маложизненные образования. Таким образом, опыт передается из поколения в поколение. Через отбор, сохранение и передачу информации, осуществляемые механизмами праздников, реализуется присущая ему (празднику) трансмиссионная функция.

Слабо изучена и практически не исследована сакральная функция праздника, базирующаяся на вере. Ее задача в традиционной культуре может быть охарактеризована как условный, но опредмеченный в вещах и действиях контакт со сверхчувственным, гарантируемый подлинностью чувств людей. Эта взаимосвязь стимулируется в строго регламентированных ритуалах экстатической возвышенностью чувств и верой в правоту избранной формы взаимодействия. В результате высшие силы становятся тем мыслимым, но основным зрителем, воспринимающим целостно метафорическое действо полифункционального, развертывающегося образ спектакля-праздника. Необходимо отметить, что этнографические данные подтверждают сохранение в народном сознании представлений о празднично-ритуальной апелляции к божественным силам, как действенному методу. Особенно ярко это находит отражение в календарных праздниках.

Существуют разные способы специфических коммуникаций между верующими и божеством. Для нас представляется интересным, что обязательным условием в праздничной коммуникации является выраженная ее коммуникацией эстетическая функция . Красота и художественное совершенство исполняемых эпизодов выступает основным гарантом благополучной трансляции человеческих чаяний трансцендентным силам. Во время праздника, что явствует из народных представлений, раскрываются границы, разделяющие «профанный» и «сакральный» миры. Получается, что если в быту пространственные и временные рамки ограничены материальным миром, то во время праздника рушатся ограничивающие людей пределы, давая им выход на просторы глубокого духовного и нравственного очищения, катарсиса. В связи с этим повышается семиотический статус предметов и действований. Символическая форма ритуалов, загадочная на первый взгляд, сформировалась и утвердилась в качестве высоких духовных ценностей. В празднике всегда благие силы противопоставляются - разрушающим, жизнь - смерти, начало - концу.

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

Рассматриваются различные подходы к определению понятий «традиция», «традиционная культура», «праздник» (функции, классификация), «праздничная культура». Вводится авторская трактовка дефиниции «традиционная праздничная культура».

Ключевые слова: традиция, традиционная культура, праздник, праздничная культура

Выявление сущности понятия традиционная праздничная культура приводит к осмыслению основных его определений, поскольку смысл той или иной дефиниции детерминирует процесс культурологической рефлексии.

Вопросу традиции и традиционной культуры посвящено значительное количество работ, имеющих важное теоретическое и практическое значение . Следует подчеркнуть, что понятия традиция, традиционная культура являются достаточно широкими, чрезвычайно сложными и неоднозначно трактуемыми. Они часто употребляются как в повседневном обиходе, так и в фундаментальных теоретических исследованиях.

Обращает на себя внимание, что большинство авторов под традициями понимают общепринятые формы и способы жизнедеятельности, которые отличаются устойчивостью, повторяемостью и передаются от поколения к поколению.

В рассмотрении дефиниции традиционной культуры существуют несколько подходов: философский, исторический, социологический, культурологический и др. С культурологической точки зрения традиционную культуру рассмотрела А. В. Костина. Она определяет традиционную культуру как культуру, воспроизводящую такой субъект исторического действия, как коллективная личность. Для личности подобного типа наиболее характерно отождествление себя с социальной группой, все представители которой объединены общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. В таких обществах, называемых традиционными или доиндустриальными, господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие не-

укоснительное соблюдение традиционных норм поведения и исключающие возможность проявления индивидуальной свободы .

Особое место в традиционной культуре занимает праздник и праздничная культура. Составить полное определение понятия праздника оказывается крайне сложной задачей. В научноисследовательской литературе имеется ряд трактовок данного концепта, но все они, как правило, отражают лишь один или несколько аспектов праздника. Проанализировав различные определения понятия праздник, мы можем отметить характерные черты, так или иначе упоминающиеся в описаниях праздничной культуры.

Большой толковый словарь по культурологии определяет праздник как день или дни торжества, установленные в честь или память кого-либо или чего-либо. Праздник - антитеза будням, обычной жизни, специфически кратковременная форма человеческого бытия. Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карна-вальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Праздник представляет собой как бы пограничную зону между реальной жизнью и художественным произведением .

Праздник как вид игровой деятельности рассматривается в словаре социально-культурной деятельности. Присущий исключительно человеку, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия, праздник актуализирует духовные ценности и характеризуется надбудничностью,

торжественностью, привязанностью к определенным временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепления духовной связи между поколениями, это наглядная формула уз поколений, проявление культурной идентификации.

Игра, свойственная исключительно человеку, животное способно играть, но не праздновать;

Игра, исполненная особой торжественности и возвышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетических, художественных);

Четкий ритм повторяемости, выделенности из потока времени; он привязан к конкретному временному отрезку и не может быть разыгран в любой удобный момент;

Праздник носит небудничный характер, он противопоставлен повседневности, в то время как другие виды игры не прерывают хода повседневной жизни .

Из приведенных определений праздника следует, что его игровые особенности являются важными, так как понятия праздник и игра синонимичны, трудно представить себе праздник вне игрового характера.

На сегодняшний день выделяется ряд концептуальных направлений в рассмотрении феноменологии праздника в рамках таких наук, как философия, культурология, социология, этнография и др.

Проанализировав труды отечественных ученых, занимающихся исследованием отдельных аспектов праздника, мы выделили следующие модели праздника: философско-

культурная (миросозерцательная) (М. М. Бахтин , Л. С. Лаптева и др.); эмпирикоописательная (И. М. Снегирев ); трудовая (В. И. Чичеров , В. Я. Пропп ); рекреативная (Н. О. Мизов ); школа заимствования как разновидность мифологической концепции (В. Ф. Миллер ); игровая (Й. Хейзинга ).

Основателем эмпирико-описательного направления в фольклористике является И. М. Сне-

гирев (этнограф, фольклорист), достаточно подробно описавший все многообразие русских народных праздников, изложивший их эстетическое и социологическое наполнение. Как отмечает исследователь, праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом .

Следующим направлением в рассмотрении феноменологии праздника является миросозерцательная, философско-культурная концепция, в рамках которой необходимо обратиться к идее смысловой и функциональной трансформации обрядов в празднике с учетом синкретичности первобытной культуры и недифференцированности в обыденном сознании разных пластов идеологии. Наиболее полно данная теория представлена в работах М. М. Бахтина, по определению которого празднество (всякое) - это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или (еще более вульгарная форма объяснения) из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественного процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия - духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, т. е. идеалов. При этом празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества, человека. Моменты смерти, возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном мироощущении и в конкретных формах создали специфическую «праздничность» праздника. Таким образом, праздник не просто дублирует труд, подводя итоги трудового цикла и подготавливая участников к новой фазе трудовой жизни, но посто-

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

янно провозглашает народный идеал жизни, с которым изначально соединен .

Праздник как способ сохранения традиционной культуры рассмотрела М. А. Куляшова. Праздники - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Он призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Будучи одной из основ жизнедеятельности человека, праздник предстает духовным небосводом каждой эпохи, каждого народа. Как явление культуры праздник выполняет различные функции: идеологическую, воспитательную, социально-интегративную, агитационно-пропагандистскую, просвещенческую, рекреативную и др. Праздничные мероприятия дают возможность нашему социально разобщенному обществу объединиться, почувствовать свою общность с другими людьми. С помощью праздника, отмечает М. А. Куляшова, человечество сохраняет, поддерживает ценности, использует и воссоздает традиции .

По своей природе праздник - полифункциональное явление. Как полагает польский социолог К. Жигульский, каждый праздник связан с определенной ценностью, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы, разделяет праздники на светские и религиозные. Он также отмечает в них эмоциональный характер: они делятся на радостные и печальные. Функции праздника переплетены и взаимосвязаны, поэтому выделение какой-либо одной из них разрывает целостность праздника как комплексного явления и дает фрагментарное представление о сложной природе данного феномена .

Тем не менее обозначить основной круг функций праздника целесообразно для исследования, так как они позволяют охарактеризовать семантико-семиотические аспекты изучаемого феномена. Существует многообразие функций праздников. Дать единую функциональную смысловую палитру крайне затруднительно, поскольку они возникают в конкретной генетической среде и могут полностью реализоваться только в ней, в случае же искусственного внесения в ту или иную среду они трансформируются

соответственно ее специфике. Анализ исследований по разным аспектам праздника показывает следующие распространенные функции: эстетическую, информативно-коммуникативную, компенсаторную, игровую, функцию релаксации и идеологического воздействия, культуроформирующую, функцию социализации, трансляцию традиционной культуры, функцию снятия этических регламентаций .

Анализ определений понятия праздник и его функций позволил нам прийти к выводу, что праздник семантически связан со свободным, праздным временем, периодом отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами в истории народа и государства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами, демонстрациями; с радостью, весельем, пиршеством, потреблением и растратами, народными играми.

Чрезвычайно разнообразна типология праздников. Практически ни один автор, рассматривавший праздник в том или ином аспекте, не обходил вниманием вопрос классификации. Наиболее известная исходит из распределения праздников по временам года, сезонам (так называемый сезонный календарь). Этот принцип чрезвычайно ограничен, так как оставляет за пределами классификационной системы многие праздники. Широкое распространение получило деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое происхождение .

Одним из первых в отечественной науке предложил свою классификацию И. М. Снегирев, который разделял праздники на подвижные и неподвижные (т. е. имеющие и не имеющие точной даты), а также исключительные (приуроченные к особому событию), сельские и городские, отечественные и заимствованные .

К. Жигульский представляет «среду обитания» праздника как явления человеческой культуры в виде географической карты. На пространственной карте существуют местные,

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

локальные, региональные, национальные, государственные, международные праздники. Историческая карта знакомит с праздниками той или иной эпохи. Для раскрытия характера связей феноменов праздника представляется важной выдвинутая К. Жигульским классификация празднеств по признакам: временному, пространственному, целостному, психологическому, социологическому и др. .

Интересным является мнение Д. М. Генкина о том, что единой, всесторонней классификации праздника для всех времен и народов создать невозможно, так как праздник является сложным, многосторонним явлением. Тем не менее он предлагает свою классификацию, основанную на принципах общественной значимости и масштабности события, и выделяет три основные группы праздников:

Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям; это прежде всего великие праздничные даты страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе; социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична;

Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности; это профессиональные праздники, праздники отдельных коллективов, учреждений, городов и т. д.; в каждом случае масштаб события определяется масштабом празднующей общности;

Личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей .

Современная жизнь человеческого общества немыслима без праздничной культуры, которая ассоциируется в нашем сознании с моментами отдыха и возможностью отвлечься от повседневных забот. Праздничное время мы можем посвятить участию в массовых торжествах, встречам с родственниками и друзьями, посещению культурно-развлекательных заведений или занятиям по душе. Однако так было не всегда, еще каких-то несколько столетий назад подавляющая часть праздничного времени уходила на выполнение

определенных обрядов и ритуалов, которые регулировались церковью и государством.

История праздничной культуры начинается с того момента, когда в жизнь человеческого общества вторгается понятие времени, и время как таковое становится предметом осознания, поэтому появление праздника представляет собой длительный процесс. Праздники были во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, так как они являлись необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека, обладающего, в отличие от животных, уникальной способностью праздновать, т. е. включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

Дефиниция праздничная культура имеет множество значений, и каждый исследователь рассматривает его в соответствии с целью и задачами своего исследования.

Из всего многообразия вариантов нам наиболее близко определение М. К. Декановой, согласно которому праздничная культура представляет часть духовной культуры общества и включает совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов, отражающих быт и нравы, существующие и действующие в социуме в конкретноисторических условиях при поступательном историческом развитии. Как отмечает исследователь, с течением времени праздничная культура переживает определенные изменения как эволюционного, так и революционного характера. Одни ее компоненты, хотя и испытывают воздействие социокультурных процессов трансформации, достаточно стабильны, даже консервативны, другие обладают большей ориентированностью на новации и в той или иной степени подвержены внешним и внутренним воздействиям. Праздничная культура, связывающая в единое целое многочисленные празднества, обряды и ритуалы, разнообразные по виду и типу, по содержанию и идеологии, является одним из наиболее ярких и самобытных явлений национальной культуры. Формирование, существование и развитие праздничной культуры - это всегда длительные и

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

сложные процессы, в которых находят свое отражение политические, социально-экономи-

ческие и культурные процессы трансформации, происходящие в тот или иной исторический период и испытывающие влияние многочисленных и разнохарактерных факторов .

Проведенный анализ понятий традиционная культура, праздник, праздничная культура позволил нам сформулировать собствен-

ное понимание концепта традиционная праздничная культура как комплекса праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.__________________

1. Арутюнов, А. С. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / А. С. Арутюнов. - Москва: Наука, 1989. - 264 с.

2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - Москва: Художественная литература, 1990. - 543 с.

3. Белоусов, Я. П. Праздники старые и новые / Я. П. Белоусов. - Алма-Ата, 1974.

4. Ванченко, Т. П. Функциональные основания массового праздника (теория культуры) / Т. П. Ванченко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2008. - № 4. - С. 32-36.

5. Генкин, Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин. - Москва: Просвещение, 1975. - 140 с.

6. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / М. К. Деканова. - Самара, 2009.

7. Жигульский, К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые: размышления социолога) / К. Жи-гульский. - Москва: Прогресс, 1985. - 336 с.

8. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. - Ленинград: Лениздат, 1987. - 202 с.

9. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. - Москва: Вече 2000: АСТ, 2003. - 512 с.

10. Костина, А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение: электронный журнал. - 2009. - № 4. - Культурология. -Режим доступа: http: //www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (дата обращения: 12.06.12.).

11. Куляшова, М. А. Праздник как способ сохранения традиционной культуры / М. А. Куляшова // Современные технологии по сохранению и развитию социально-культурных традиций: в 2 т. Т. I: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 12-13 нояб. 2007 г. / науч. ред. Д. Л. Хилханов. - Улан-Удэ: ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, 2007. - С. 169-172.

12. Лаптева, Л. С. Функции массовых праздников / Л. С. Лаптева // Парк и отдых: материалы всесоюз. совещания по планировке, благоустройству и строительству парков культуры и отдыха. - Москва, 1975. -Вып. 2. - С. 173-201.

13. Луначарский, А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке: сб. / А. В. Луначарский; вступ. ст. и ком-мент. С. Дрейдена. - Москва: Искусство, 1981. - 424 с.

14. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. - Москва: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

15. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. - Москва: Мысль, 1983. - 280 с.

16. Мизов, Н. О. Праздник как общественное явление / Н. О. Мизов. - София, 1966.

17. Миллер, В. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Миллер. - Москва: Наука, 1984.

18. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования) / В. Я. Пропп. - Санкт-Петербург: Терра-Азбука, 1995.

19. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. - Москва: Советская Россия, 1990. - Ч. 1. - 158 с.

20. Социально-культурная деятельность: словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. -

Минск: Адукацыя i выхыванне, 2008. - 96 с.

21. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер. Д. В. Сильвестрова. - Москва: Прогресс-Традиция, 1997. - 416 с.

22. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К. В. Чистов. - Ленинград, 1986.

23. Чичеров, В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX вв. / В. И. Чичеров. -Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

Сдано 21.01.2014

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

Sh. B. Maina, Sh. B. Maina, O. A. Choodu

TRADITIONAL FESTIVE CULTURE: THE CONCEPT AND ESSENCE ABSTRACT Abstract. The article discusses various approaches to the definition of the concepts of “tradition”, “traditional culture”, “holiday” (function, classification), “festive culture”. Author’s interpretation of the definition introduced “traditionalfestive culture”.

Keywords: tradition, traditional culture, holiday, festive culture

1. Arutyunov, A. Narody i kul"tury: razvitie i vzaimodejstvie / A. Arutyunov. - Moscow: Nauka, 1989. - 264 p.

2. Bakhtin, M. M. Rabelais Creativity and popular culture of the Middle Ages and the Renaissance / M. M. Bakhtin. -2nd ed. - Moscow: Fiction, 1990. - 543 p.

3. Belousov, Ya. P. Prazdniki starye i novye / Ya. Belousov. - Alma-Ata, 1974.

4. Vanchenko, T. P. Functional base mass holiday (cultural theory) / T. P. Vanchenko // Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul"tury i iskusstv . - 2008. - № 4. - P. 32-36.

5. Genkin, D. M. Massovye prazdniki / D. M. Genkin. - Moscow: Prosveshhenie, 1975. - 140 p.

6. Dekanova, M. K. Transformacija rossijskoj prazdnichnoj kul"tury v konce XIX - pervoj treti XX v.: centr i provincii : author. dis. ... cand. Hist. sciences: 07.00.02 / M. K. Dekanova. - Samara, 2009.

7. Zhigulskiy, K. Prazdnik i kul"tura. (Prazdniki starye i novye: razmyshlenija sociologa) / K. Jigulskiy. - Moscow: Progress Publishers, 1985. - 336 p.

8. Ikonnikova, S. N. Dialog o kul"ture / S. N. Ikonnikova. - Leningrad: Lenizdat, 1987. - 202 p.

9. Kononenko, B. I. Bol"shoj tolkovyj slovar" po kul"turologii / B. I. Ko-nonenko. - Moscow: Veche 2000: AST, 2003. - 512 p.

10. Kostina, A. V. Traditional culture: the problem of the definition / A. V. Kostina // Znanie. Ponimanie. Umenie : electronic journal. - 2009. - № 4. - Culturology. -URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (date accessed: 12.06.12).

11. Kulyashova, M. A. Festival as a way to preserve traditional culture / M. A. Kulyashova // Sovremennye tehnologii po sohraneniju i razvitiju social"no-kul"turnyh tradicij : in 2 vol. Vol. I: materials of interregional scientific-practical. conf. Nov 12-13. 2007 / scientific. ed. D. L. Hilhanov. - Ulan-Ude: East-Siberian State Academy of Culture and Arts , 2007. - P. 169-172.

12. Lapteva, L. S. Options mass holidays / L. S. Lapteva // Park i otdyh : Materials Proc. with broadcasting on planning, landscaping and construction of parks and recreation. - Moscow, 1975. - Vol. 2. - P. 173-201.

13. Lunacharsky, A. V. O massovyh prazdnestvah, jestrade, cirke : comp. /

A. V. Lunacharsky; entered. art. and comment. S. Dreyden. - Moscow: Arts, 1981. - 424 p.

14. Lurie, S. V. Istoricheskaja jetnologija / S. V. Lurie. - Moscow: Aspect Press, 1997. - 448 p.

15. Markarian, E. S. Teorija kul"tury i sovremennaja nauka / E. S. Mark-arian. - Moscow: Mysl", 1983. - 280 p.

16. Mizov, N. O. Prazdnik kak obshhestvennoe javlenie / N. O. Mizov. - Sofia, 1966.

17. Miller, B. Russkaja maslenica i zapadnoevropejskij karnaval /

B. Miller. - Moscow: Nauka, 1984.

18. Propp, V. Ya. Russkie agrarnye prazdniki (opyt istoriko-jetnograficheskogo issledovanija) / V. Ya. Propp. - St.-Petersburg: Terra-Azbuka, 1995.

19. Snegiryov, I. M. Russkie prostonarodnye prazdniki i suevernye obrjady / I. M. Snegiryov. - Moscow: Soviet. Russia, 1990. - Part 1. - 158 p.

20. Social"no-kul"turnaja dejatel"nost : Dictionary / V. N. Naumchyk, M. A. Pazdnikov,

O. V. Stupakevich. - Minsk: Adukatsyya i vyhyvanne 2008. - 96 p.

21. Huizinga, J. Homo ludens. Chelovek igrajushhij. Stat"i po istorii kul"tury / J. Huizinga; transl. by D. V. Silvestrov. - Moscow: Progress-Tradicija, 1997. - 416 p.

22. Chistov, K. V. Narodnye tradicii i fol"klor : Essays on the theory / K. V. Chistov. -Leningrad, 1986.

23. Chicherov, V. I. Zimnij period russkogo zemledel"cheskogo kalendarja XVI - XIX vv. }







2024 © rukaraoke.ru.