Причины плача новорожденного перед мочеиспусканием. Почему младенец плачет, перед тем как пописать Грудничок плачет во время мочеиспускания


Людмила Сергеевна Соколова

Время на чтение: 6 минут

А А

Последнее обновление статьи: 29.04.2019

По статистике примерно у 30% детей до года наблюдается нарушение сна. Это выражается в трудном засыпании, частом просыпании, плаче во время, перед и после сна. Почему ребёнок плачет перед сном? Причин может быть множество, а действовать родителям стоит в зависимости от конкретной причины. Если же не принимать никаких мер, надеясь, что плач перед сном связан с возрастом и ребёнок всё это просто перерастёт, то позже у малыша могут возникнуть серьёзные проблемы не только со сном, но и с психическим состоянием.

Природа детского плача

Груднички не умеют разговаривать, поэтому донести любую информацию до взрослого они могут лишь при помощи плача. Дети кричат и плачут, когда испытывают какой-либо дискомфорт, не обязательно связанный с его самочувствием. Причиной плача могут быть громкие раздражающие звуки, эмоциональное перевозбуждение, протест из-за попадания в чужие руки, страх из-за того, что мама куда-то отошла.

По силе и громкости плача ребёнка врачи могут делать выводы о его самочувствии. Больной и слабый новорожденный плачет тихо и жалобно. А громкий требовательный крик, привлекающий внимание, говорит о хорошем здоровье и питании.

Если причина плача – физическая необходимость (например, в еде и тепле), то он прекращается после удовлетворения этой необходимости (после получения доступа к молоку, согревания). Если же причина – эмоциональная перевозбудимость, то малыш успокоится лишь после того, как он выплеснет своё напряжение – поплачет, покричит, активно махает ручками и ножками. Таким образом он избавится от стресса.

Особенности детского сна

Сон крайне важен для каждого человека, а тем более для растущего малыша. Это самый лучший способ восстановить силы, потраченные в период бодрствования. В процессе сна ребёнок растёт, происходит развитие и укрепление его иммунной системы, а мозг систематизирует полученную информацию. Качество и количество сна влияют на поведение малыша днём.

Если ребёнок не высыпается, то это отрицательно влияет на его поведение днём. Он хуже запоминает информацию, мало ест, демонстрирует своё плохое настроение, кричит, плачет, капризничает. Поэтому частые капризы порой могут указывать на то, что малыш не высыпается.

Режим сна необходимо формировать с самого раннего возраста. Он обеспечит полноценный сон не только ребёнку, но и всей семье. Каждый день в одно и то же время малыша нужно купать, переодевать в пижаму, читать книгу или петь колыбельную, укладывать спать. Придерживание строгого режима ассоциируется у детей со стабильностью.

Физические причины плача перед сном

Когда малыш не ложится спать и плачет, не нужно впадать в панику, кричать на малыша, выражать своё недовольство. Родителям необходимо успокоиться, взять себя в руки и выявить причину беспокойства их чада.

Основные причины плача малыша

  • Ребёнок может отказываться от сна и плакать из-за чувства голода. Возможно, он уже не наедается материнским молоком и его необходимо подкармливать смесью, если ему ещё нет 6 месяцев, или взрослой едой, если ему больше 6 месяцев. Когда такая проблема возникает у малыша до полугода, вероятно, это означает возникновение проблем с лактацией. Матери стоит попить специальные чаи, стимулирующие выработку грудного молока, изменить позу кормления, проконсультироваться со специалистом по грудному вскармливанию. Обычно голодный плач начинается с хныканья, а потом переходит в громкий требовательный крик. При этом грудничок мотает головой из стороны в сторону, разыскивая грудь или бутылочку.
  • Ребёнок плачет, когда не может уснуть. Ему могут мешать различные факторы окружающей среды: громкие звуки (включенный телевизор, шум автострады, молотка или дрели во время ремонта), яркий свет (лучше использовать ночник при укладывании ребёнка спать), духота или холод.
  • Многие дети отказываются засыпать, когда у них наполненный подгузник. Они сообщают об этом криком.
  • Жалобный крик является свидетельством боли.
  • Прорезывание зубов – неприятный процесс, вызывающий дискомфорт у многих малышей. Даже если до их появления ещё далеко, ребёнка может беспокоить зуд, усиливающийся к вечеру, когда малыш устаёт. Успокоить зуд помогают специальные мази или гели.
  • Если малышу жарко, у него краснеет личико и повышается температура. Он не может нормально спать в плохо проветриваемом помещении. Отсутствие влажной уборки, затхлый воздух и пыль не дадут малышу спокойно спать.
  • Если грудничок ещё не умеет сам переворачиваться, то он будет плакать из-за неудобной позы. Тесная или неудобная одежда тоже вызовет возмущение ребёнка. Ему могут давить складки кофточки на спинке, натирать швы или бирка.
  • Когда малыш засыпает, вокруг не должно быть резких громких звуков. Тем не менее, он не должен спать в полной тишине. Лучше, чтоб он привыкал спать под монотонные фоновые звуки – работу стиральной машины, приглушённых голосов домочадцев. Так его сон будет крепче, а родители тем временем смогут спокойно заниматься обычными делами, не боясь разбудить малыша.

Кишечные колики – одна из причин плача

Ребёнка в возрасте от 1 до 6 месяцев могут беспокоить кишечные колики. Они появляются неожиданно, ближе к вечеру, часто перед тем, как заснуть. Ребёнок может практически непрерывно сильно кричать часа два. При этом он сучит ножками, сжимает кулачки. После того как накричится и болезненные ощущения исчезнут, он обычно засыпает.

Чтобы помочь малышу при коликах можно положить на животик тёплую пелёнку, гладить его по часовой стрелке, носить малыша по комнате животиком вниз. Некоторые родители используют фен, направляя струю тёплого воздуха на животик крохи, главное – не обжечь и не напугать малыша. Животик нагревается и успокаивается, а монотонный гул фена убаюкивает.

В исключительных случаях от коликов используют газоотводную трубочку или самую маленькую резиновую грушу с отрезанным дном. Так эффективно выходят газики, но при неосторожном обращении можно нанести малышу вред.

Чем помочь малышу при коликах

Чтобы избавиться от коликов, можно поить малыша укропной водичкой, а кормящую мать – чаем с фенхелем. Ребёнку можно дать лекарство: Инфакол, Эспумизан, Боботик, Саб-Симплекс или др. У всех них одно действующее вещество – симетикон . После лекарства ребёнок быстро засыпает. Стоит быть осторожными, так как ароматизаторы в этих препаратах могут вызвать аллергию.

Колики могут быть вызваны погрешностями в диете кормящей матери или дисбактериозом. В первом случае маме стоит пересмотреть свой рацион, а во втором понадобится сдать анализ и при необходимости пропить курс лекарств с лакто- или бифидобактериями (например, Бифиформ бейби). Если ребёнок находится на искусственном вскармливании, то колики могут возникать из-за того, что его кормят неподходящей смесью.

Порой при коликах не помогает ни одно из вышеперечисленных средств. В таких случаях родителям приходится набраться терпения и ждать, пока они сами пройдут.

Нехватка витамина Д

Если организму малыша не хватает витамина D, то происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, что приводит к появлению рахита. На начальных стадиях заболевания наблюдается высокая нервно-рефлекторная возбудимость, проявляемая в плаче и ухудшении сна. Малыш становится пугливым, раздражительным. Этот симптом обычно проявляется в 3-4 месяца, но иногда может и после 1,5 месяца.

Эмоционально-психологические причины плача

Ребёнок может сильно плакать перед тем, как уснуть, из-за накопившейся за день усталости. Такое часто происходит и у взрослых людей. Именно поэтому, когда время подходит ко сну, нужно прекращать все активные игры с малышом и начинать заниматься более спокойными занятиями, успокаивающими и настраивающими на сон. В это время рекомендуется совершить прогулку по свежему воздуху. Если нет возможности выйти на улицу, можно ограничиться балконом.

Если ребёнок плачет перед сном, то причиной этого может быть избыточное перевозбуждение. За день малыш получает множество впечатлений, особенно если к нему приезжают родственники.

Криком и плачем он снимает напряжение, успокаивается.

Ребёнка стоит утешать поглаживанием, ласковыми словами, пением колыбельной. Сначала это может не подействовать, но если так повторять при каждом случае его эмоционального напряжения, он привыкнет, и от этих действий будет успокаиваться быстрее.

По статистике 70% детей возрастом до 3 лет невропатологи ставят диагноз “повышенная нервная возбудимость”. В этом нет ничего страшного. Дети с таким диагнозом просто не могут уснуть, пока не “выкричат” всю свою лишнюю энергию. Сон у них чуткий, поверхностный, часто прерывается плачем.

Плач малыша может быть протестом на то, что его пытаются уложить спать без мамы. Если родители чётко решили, что ребёнок должен спать отдельно, в предназначенной для него детской кроватке, то им придётся стойко реагировать на его протесты. Если же им тяжело слышать крики своего чада, то стоит устроить совместный сон. Малыш будет чувствовать рядом мамино тепло, её запах, слышать стук её сердца, будет успокаиваться и крепко спать. Так сможет отдохнуть вся семья, но процесс “переселения” в отдельную кроватку в будущем может проходить весьма болезненно.

Таким образом, плач малыша перед сном – это сигнал о том, что его что-то беспокоит, не даёт уснуть. Родители должны своевременно реагировать на этот сигнал, выявлять причину дискомфорта и принимать максимум возможностей по её устранению.

Читайте далее:

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Плач для новорожденного является единственным способом общения с родителями. С его помощью младенец сообщает, что голоден, жаждет внимания и ласки, что его что-то беспокоит или же что пора поменять подгузник. Однако иногда плач сопровождает какое-то регулярно повторяющееся действие, например, что, если грудничок плачет перед тем, как пописать? Это тревожный сигнал и повод для посещения врача или же можно определить проблему в домашних условиях и справиться с ней самостоятельно?

Причины, почему грудные дети плачут перед тем, как помочиться, самые разнообразные. Давайте их рассмотрим, а также определим, что необходимо делать в каждом конкретном случае.

Боль и воспаление

В первую очередь желательно исключить наличие воспалительного процесса в области половых органов.

О воспалении говорят такие признаки, как:

  • изменение цвета и запаха мочи - она приобретает темный оттенок, иногда есть примеси крови;
  • задержка мочи - состояние, когда ребенок хочет писать, но из-за боли пытается сдерживать выделения, в результате чего выделений мочи очень мало;
  • боль внизу живота;
  • повышение температуры тела до 39 ºC.

Подобные симптомы характерны для цистита и пиелонефрита. Если они были замечены у младенца, следует проконсультироваться с педиатром или урологом. Лечение подбирает врач в согласии с тяжестью заболевания и возрастом крохи.

«Девичьи» проблемы

Если речь идет о девочке, возможно, придется проконсультироваться у детского гинеколога, дабы исключить или подтвердить чисто женские болезни: вульвовагинит и синехии.

Вульвовагинит - это воспаление вульвы (женских наружных половых органов) и вагины (влагалища) инфекционного характера. При определенных обстоятельствах заболевание может быть вызвано аллергической реакцией. Вульвовагинит сопровождается болью при мочеиспускании, чувством жжения, зудом, слизистыми выделениями. Лечение проводится под руководством врача.

Синехии - так называется сращивание малых половых губ у девочек. Механизм их возникновения до конца не ясен. Однако медики считают, что, скорее всего, причина кроется в недостаточном уровне эстрогена у девочек первых лет жизни.

В большинстве своем синехии не сопровождаются какими-либо дискомфортными симптомами и обнаруживаются случайно во время осмотра у детского гинеколога

Они видны невооруженным глазом: после осторожного разведения больших половых губ заметно, что малые как бы склеены тоненькой прозрачной пленкой, иногда серой. Если беспокоящих симптомов нет, ребенка просто наблюдают. Но при обширном слипании затрудняется отток мочи и возможно присоединение инфекции, поэтому гинеколог может порекомендовать 2 способа лечения: смазывание проблемного места эстрогенсодержащей мазью в течение 2 недель или же хирургическое иссечение с последующим применением эстрогенсодержащей мази.

Чисто мужской вопрос

У мальчиков тоже есть свои «болезни», связанные с особенностью строения половых органов, например, фимоз.

Фимоз - это состояние, при котором головка полового члена полностью или частично не обнажается из-за сужения крайней плоти и ее склеивания.

В подавляющем большинстве случаев, говоря о фимозе, мы имеем в виду физиологический фимоз, который не вызывает никаких болезненных ощущений и не требует лечения. Он проходит самостоятельно в среднем к 6-7 годам, у кого-то раньше, у кого-то позже.

Опасен патологический фимоз, развивающийся в результате травмы полового члена или же рубцового сужения крайней плоти.

Неправильная гигиена половых органов способствует попаданию частичек грязи внутрь между крайней плотью и головкой. Она может накапливаться и воспаляться, и тогда нетрудно ответить на вопрос, почему новорожденный плачет, когда ему хочется в туалет. Развивается баланопостит, о котором нередко пишут мамочки на форумах. Но лечить его нужно у детского хирурга.

Делаем вывод: сами по себе услышанные в кабинете врача слова «синехии» или «фимоз» еще не означают, что у грудного ребенка проблемы со здоровьем. Эти состояния вполне физиологичны. Но усугубить ситуацию и привести к воспалению и дискомфорту может плохая или неправильная гигиена половых органов.

Аномалии в строении мочеполовой системы

Если грудной ребенок писает с плачем и никак не удается понять причину, нужно исключить наличие аномальных строений, например:

  • пузырно-мочеточниковый рефлюкс - характеризуется обратным забросом мочи в почку и вызывает боль в спине во время мочеиспускания, провоцируя плач ребенка;
  • камни в почках или чужеродное тело в уретре - заболевание сопровождается сильной болью в спине и животе при мочеиспускании.

Дискомфорт во всех проявлениях

Длительное пребывание в мокром и грязном подгузнике приводит к образованию опрелостей и дерматитов в паховой области. Естественно, воспаленная кожа, имеющая микротрещины, будет болеть при очередном мочеиспускании. Поэтому ребенок каждый раз, когда писает, плачет. Выход один - поменять свое отношение к гигиене малыша и лечить имеющиеся опрелости.

Тесный подгузник также может стать причиной плача. При попытке совершить мочеиспускание половой член у крохи напрягается, увеличивается в размерах, но, если подгузник уже достаточно наполнен, да к тому же и тесный по размеру, скорее всего, это вызовет дискомфорт.


Своевременное очищение кожи грудничка после испражнений крайне важно, чтобы ему было сухо и комфортно, а также для предупреждения развития инфекций

Бывает, что дети плачут, когда хотят писать по ночам. В большинстве случаев это чисто психологический момент, связанный с испугом, желанием спать и так далее. Если ребенок хныкает только в ночное время, притом не каждый раз, беспокоиться не стоит.

Гигиена - профилактика многих проблем

Мы выяснили, что практически всегда причина детского плача перед мочеиспусканием кроется в неправильном гигиеническом уходе за половыми органами.

Поэтому напомним основные правила, которые должен знать каждый родитель:

  • своевременно меняйте подгузники, на новорожденных в сутки может уйти до 10 памперсов, и на них лучше не экономить;
  • подмывайте кроху несколько раз в течение дня под проточной водой, если он покакал; напомним, что девочек подмывают по направлению спереди-кзади;
  • не злоупотребляйте моющими средствами: вечерние купания мальчиков предполагают наружное омовение половых органов, использование жидкого мыла достаточно 2 раза в неделю;
  • для профилактики возникновения опрелостей при смене подгузника пусть ребеночек полежит 5-10 минут без него, при одевании нового подгузника кожа должна быть чистой и сухой;
  • влажные салфетки не должны содержать спирта, отдайте предпочтение гипоаллергенным, специально разработанным для младенцев;
  • при необходимости меняйте размер подгузника на больший;
  • в случае аллергических покраснений в паху попробуйте поменять фирму-производителя подгузников.

Итак, причин, почему ребенок может плакать, когда хочет писать, несколько. Одни из них более серьезные и требуют срочного обращения к врачу, другие можно решить в домашних условиях. Главное - любите своего малыша. Тогда вы сможете вовремя заметить проблему и, возможно, быстро устранить ее.









2024 © rukaraoke.ru.