Проект: «Кукла – народная игрушка. Краткосрочный проект «Народная тряпичная кукла» для детей старшего дошкольного возраста Проект обрядовая кукла в детском саду


ГБОУ города Москвы «Школа № 2026» СПш 2035

Творческий проект

« Народная кукла »

ученицы 5 «М» класса

Горшениной Анастасии

Руководитель проекта

учитель технологии

Хусаинова Наиля Кимовна

Москва, 2016

Цель проекта :

Пробуждение интереса к русской культуре и традиционной народной кукле.

Задачи проекта :

Изучить историю возникновения народной куклы;

Изучить виды кукол;

Изучить технологию изготовления народных кукол;

Изготовить народную куклу;

Воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям.

Актуальность проекта

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Изготовление русской народной куклы «Колокольчик»

1. История возникновения народной куклы

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились, по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке… А значит, они такие, какие их придумали далекие предки, наши бабушки, прабабушки. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались, больно хороши, и она делала их на заказ.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.

2. ВИДЫ КУКОЛ

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.

2.1 Куклы - обереги

Оберег - амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана.

Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит Куватка , то она отгоняет эту злую силу.

За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.

Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет - цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Кукла Колокольчик

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

2.2 Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Кукла-бабочка

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких района Тульской губернии. Куклу «Бабочка» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Куклу укладывали в колыбель еще до рождения ребенка, чтобы она оберегала это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним во время сна и в первых играх. Эту игровую куклу могли изготовить своими руками даже самые маленькие дети. При этом важно учитывать символику цвета: красный – это знак солнца, огня, плодородия, символ праздника и синоним красоты; желтый – божественный цвет, символ тепла, младенчества; зеленый- здоровье, молодость; синий – высокие помыслы и дар общения.

Веснянка

Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

Веснянка – небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали ее весной и дарили детишкам на Пасху. Веснянка – куколка на ниточке. На улице еще грязь и слякоть, а ребенок надевал куколку петелькой на пальчик и водил ее как куклу-марионетку. Когда наиграется, он мог повесить куколку себе на пуговицу. Веснянка была куколкой одного дня. Испачканную за день куколку сжигали.

2.3 Обрядовые куклы

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Вепская кукла - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток.

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи.

Изготавливается кукла из льняных и хлопчатобумажных тканей. Крутят куклу не выпуская из рук, до последнего узелка. При изготовлении этой куколки в старину не пользовались иголкой и ножницами, вручную разрывая ткань на лоскутки нужного размера.

Обрядовая многорукая кукла Десятиручка .

Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка .

Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные.

Кубышка-травница

Кубышка-травница – кукла, дарящая хорошее настроение и здоровье, благодаря аромату сухих трав, спрятанных в мешочках. Один большой мешочек – это нижняя часть куклы, два небольших мешочка находятся в ее руках. Эти мешочки наполняются сухой смесью растений и лепестков цветов. При разминании мешочков чувствуется аромат эфирных масел. По преданиям, эта кукла поддерживает здоровье, несет защиту.

Изготовление куклы колокольчик

Нам понадобиться 3 круглых лоскутка ткани разного цвета, один меньше другого; диаметр большего около 20 см, второго 18 см, третьего 16 см.

В центр большого лоскутка кладем ветошь (или вату), формируем голову и обвязываем нитью на шее. Аккуратно расправляем складочки.

Поверх на голову одеваем второй круглый лоскут, также перевязываем на шее, а затем и третий, самый маленький.

Прямоугольный лоскут ткани (18см х 6 см) по диагонали надеваем на голову куклы, уголки расправляя в стороны, - это будут руки. Перевязываем на шее. Формируем ладошки, подгибая уголки внутрь и перевязывая нитью. Уголки «рубахи» спереди и сзади также подгибаем внутрь к телу куколки.

Чтобы повязать колокольчику треугольный платок (17см х 13 см х 13 см), подворачиваем край лоскутка-платка, который будет обрамлять лицо куклы, надеваем платок на голову и ведем концы под ручками назад, где и завязываем. Получаете куколка в платочке, край рубашечки может быть виден. Платок должен охватывать лоб, в основном так и завязывали. Девушки могли завязывать с уголком над лбом. Колокольчик готов!

3. Экономическое обоснование

Стоимость сырья, материалов, фурнитуры на единицу изделия

20см х 20см

18см х 18см

1 6 см х 16 см

18см х 6см

17см х 13 смх13 см

180 руб. за 1м 2

170

Вата

3см х 3см

Нитки

50 см

50 руб. за 200м
(1 катушка)

0,13

ИТОГО:

170,13

Заключение

Кукла - знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.

Традиционная тряпичная кукла в сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

· была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды

· освоена технология выполнения;

· изготовлены образцы.

Список литературы

    Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология/ Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

    Куколки из сундучка. Рукотворные игрушки. И.А. Лыкова – Москва, «Цветной дом», 2012

    Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Е. Берстенева, Н. Догаева, составитель Н. Астахова. – Москва, Белый город, 2010

    3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла/ И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.

    Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru

    Страна мастеров: [Электронный ресурс] http://stranamasterov.ru/

Группа № 8

Воспитатель: Копытова И. Н.


«Русская народна кукла»

Познавательно-творческий проект

Среднесрочный проект (два месяца)

Возраст детей: 6-7 лет


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
  • Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
  • Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  • В нашем время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, их делают на фабрике и эти игрушки несут тепла души их создателей.
  • Поэтому мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушечных роботов и разные автоматизированные куклы, но и игрушки, изготовленные своими руками, а не машинами. Каждая кукла сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стало ощущаться потребность в оригинальных изделиях.

Цель проекта

  • пробуждение интереса детей к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами

  • Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества
  • Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки
  • Знакомить с народными традициями
  • Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства
  • Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству
  • Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол
  • Воспитывать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус

Этапы реализации проекта

  • 1. Изучение истории возникновения народной куклы
  • 2. Изучение видов кукол
  • 3. Изучение технологии изготовления кукол
  • 4. Изготовление русской народной куклы « Мартинички» или «Неразлучники»
  • 5. Изготовление русской народной куклы «Масленица»
  • 6. Изготовление русской народной куклы «Пасха»
  • 7.Демонстрация и дарение кукол детьми родителям

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ

  • Вводная часть
  • Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
  • Определение последовательности работы
  • Изготовление основы куклы
  • Создание костюма куклы
  • Оформление куклы
  • Итог занятия

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению

ИГРОВЫЕ

ОБЕРЕГОВЫЕ

Столбушки

Малышок-голышок

Куватка

ОБРЯДОВЫЕ

Простоволосая

Ангелочек

Неразлучники

Лихоманки

Кукла с косой

Масленица

Коляда

День и ночь

Девка-Баба

Кукла нарядная

Кострома

Вепсская

Бабушкина кукла

Кукушечка

Узелковая

Покосница

Колокольчик

Зайчик

Купатка

Бессонница

Бабочка

Козьма и Демьян

Утешительница

Капуста

Берегиня

Пеленашка

Десятиручка

Крупеничка

Веснянка

Свадебная

Желанница

Пасхальная голубка

Владимирская столбушка


Виды тряпичных кукол по способу изготовления

Основа куклы – 2 прямоугольника

Куватка, Пасха, Неразлучники, Козьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Колокольчик, узелковая, свадебная

Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь.

День и ночь, ангел, колокольчик, закрутка, Бессонница

Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани

Владимирская столбушка, Берегиня, Лихоманка

Куклы в основе которых мешочек

Зольная, Зернушка, Крупеничка


Почему у народной куклы нет лица?

Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.


Куклы-обереги

В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли - "рванки").


Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.


Широкое распространение на Севере России имела кукла - берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла ").


Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука - символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.


Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка». Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.


"День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань-ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Кукла - веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.


Куклы- лихорадки . Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.


Обрядовые куклы

У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.


Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.


"Коза". Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования.

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.


Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).


Домашняя Масленица

В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.


На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки - заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".


Десятиручка - кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.


Игровые куклы

Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.


Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.


Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.


Узелковая кукла

Узелковая кукла - самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.







Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением музыкальных предметов имени »

ПРОЕКТ

«КУКЛА – НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Выполнила:

Сорокина Антонина,

Руководитель:

г. Бежецк 2015

П А С П О Р Т П Р О Е К Т А

Название проекта: «Кукла – народная игрушка».

Руководитель проекта : .

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: технология.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: окружающий мир, история, изобразительное искусство.

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 8-10 лет.

Тип проекта: индивидуальный.

Цели проекта: выяснить значение кукол в жизни человека. Проследить с какими этапами жизни человека они были связаны.

Задачи проекта:

1. Найти информацию по выбранной теме.

2. Узнать историю возникновения кукол.

3. Как и из чего изготавливали кукол.

4. Чем и для чего они служили.

5. Научиться самостоятельно изготавливать традиционные народные куклы.

6. Провести мастер-класс по изготовлению куклы со своими одноклассниками.

Вопросы проекта:

1. Что такое кукла?

2. Как появилась кукла в России? Её назначение.

3. На какие группы делятся тряпичные куклы?

4. Можно ли сделать тряпичную куклу в домашних условиях?

Необходимое оборудование: фотографии кукол, книги, компьютер, подключенный к сети Интернет.

Актуальность проекта:

В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых

кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты.

Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своем роде. У нее своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол.

Этапы работы над проектом:

1. Подбор материала по теме.

2. Его исследование и отбор.

3. Изготовление тряпичных кукол своими руками.

4. Написание проектной работы и её оформление.

5. Создание презентации.

Список использованных информационных ресурсов:

1. Библиотеки.

2. Интернет.

К Р А Т К А Я А Н Н О Т А Ц И Я

Наши предки обращались за помощью к куколкам, которые помогали в решении их жизненных проблем. Считалось, что через куклы можно общаться напрямую с богами и просить у них помощи и защиты. Существовали куклы-помощницы в делах, целительские куклы, обережные куклы, куклы, помогающие сохранить или привлечь достаток в дом и т. д. На Руси существовало огромное количество кукол. В некоторых домах хранилось до 500 штук.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

I. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проекта. ………………………………………5

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………… ..5

1. Теоретический обзор темы..…………………………………………………5

1.1. Что такое кукла и её особенности ……………………………………..5

1.2. Типы и назначение куклы ……………………………………………...6

1.2.1. Куклы-обереги………………………………………………………...6-7

1.2.2. Игровые куклы ………………………………………………………..7-8

1.2.3. Обрядовые куклы ………………………………………………..…….9-10

2. Практическая часть работы …………………………………………………10-11

2.1.Изготовление традиционных народных кукол…………………………11-12

2.2. Мастер-класс по изготовлению куклы «Мартинички»

с одноклассниками ………………………………………………………11-12

III. ВЫВОДЫ …………………………………………........................................13

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ………………………..…14

V. ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………………………………………15-17

КУКЛЫ НЕ УМИРАЮТ –


В НИХ ПРОСТО ПЕРЕСТАЮТ ИГРАТЬ

В. Пелевин

I. Введение. Актуальность проекта.

Тема моей работы «Кукла – народная игрушка». Почему я выбрала эту тему?

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Меня очень заинтересовало то, каких кукол мастерили в старину?

С какими событиями в жизни людей были связаны куклы?

Я предположила, что в старину мастерицы не просто мастерили кукол, а вкладывали в них особый тайный смысл. Мне захотелось узнать об этом больше и я начала исследовательскую работу.

II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретический обзор темы

1.1 Что такое кукла и её особенности.

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к словарю.

В «Словаре русского языка » Ожегова объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека, даже если она не является детской игрушкой. С японского «кукла» означает «образ человека». Опросив девочек моего класса, я выяснила, что «кукла» это - игрушка, развлечение, украшение комнаты, подруга детства, первая дочь, лучшая подруга, игрушка, которая по виду напоминает человека.


Из книг я узнала, что раньше игрушек в магазине не было, и их делали сами: из дерева, соломы, кусочков ткани и других материалов. Куколки делались и для того, чтобы защитить человека от злых сил. Но больше всего меня заинтересовали куклы, выполненные из лоскутков материи, ленточек и ниток, т. е тряпичные куклы.

1.2.Типы и назначения кукол

Тряпичные куклы - одни из самых старых и любимых в мире. Таких кукол люди делали сами для своих детишек. Их так приятно обнимать, укладывать с собой в кровать, носить повсюду - ведь они совсем легкие и не занимают много места. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

1.2.1. Куклы – обереги

Лоскутные куклы-обереги – это отражение той картины мира, в которой жили люди. Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

К этому типу кукол относятся:

«Вепсская кукла». Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резанная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребёнок подрастал, её отдавали ему играть.

«Домашняя масленица». Символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах.

Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

Подорожница – обережная кукла маленького размера, которая помещалась в ладони, т. к её брали с собой в дорогу. Она защищала в пути-дороге от бед..jpg" width="157" height="207">.jpg" width="158" height="208">DIV_ADBLOCK210">


К этому типу кукол относятся:

Кукла «Отдарок на подарок» - обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребёнок должен сделать сам возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы дети могли подарить её кому-то в ответ на подарок.

Кукла «Барыня». Её изготавливали для детей младшего возраста.

Сначала делали туловище (без шитья иголкой), покрывали белой тканью и и перевязывали в трех местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову ей повязывали ей косынку.

Кукла «Веснянка» - это небольшая игровая куколка величиной с ладонь. Делали её весной и дарили детишкам на Пасху. Она была куклой одного дня. Испачканную за день куклу сжигали.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image009_7.gif" width="204" height="216">.jpg" width="182" height="298">Венчание" href="/text/category/venchanie/" rel="bookmark">венчания , под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. После того, как рождались дети, кукол раздвигали и между ними помещали маленьких кукол по количеству детей. Такие куклы для молодых делали подруги.

Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу «Зерновушку». Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Весной содержимое «Зерновушки» высыпалось в первую борозду. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image015_7.gif" width="220" height="295">Беззаботность" href="/text/category/bezzabotnostmz/" rel="bookmark">беззаботная , веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.


«Нянька» - женщина с младенцем на руках. Кукла носит воспитательный характер. Показывает, что женщина должна любить, растить и воспитывать детей.

«Пеленашка», «Вепсская» - об этих куклах я уже говорила.

«Мировое дерево». Были куклы и на свадебном пироге. Пирог украшали не только фигурками, вылепленными из теста, но и настоящими тряпичными куклами. Центр румяного пирога всегда протыкали рогатиной из берёзы. На этой рогатине помещались кукла-невеста и кукла-жених. «Мировое дерево» - так называли эту композицию. Свадебным пирогом угощали родственников молодых, а самую серединку пирога с мировым деревом всегда отдавали жениху и невесте. Они помещали дерево на почётное место в своём доме.

Сейчас я работаю над тряпичной свадебной куклой.

https://pandia.ru/text/80/175/images/image020_3.jpg" width="223" height="260">.jpg" width="268" height="258">Классный час" href="/text/category/klassnij_chas/" rel="bookmark">классном часе я провела мастер-класс и познакомила ребят с изготовлением самой простой в исполнении куклы-женщины «Мартинички».

1. Рассказ о роли и значении кукол в жизни русского народа

и о кукле «мартиничке» (приложение 1).

2. Практическая часть (приложение 2).

Для изготовления куклы нам понадобятся: шерстяные нитки красного и белого цвета, ножницы, шаблон из картона, крючок для вязания, ленточка.

Техника выполнения куклы «мартинички» включает в себя выполнение следующих последовательных этапов, а именно:

Изготовление туловища, головы и ног:

Изготовим туловище. Намотайте аккуратно нитки красного цвета на шаблон (по длине) 40-45 витков пряжи. Обрезаем нить. Отрежем красную нить длиной примерно 10см. Пропустим под пряжу по сгибу и сделаем два узла. Снимем пучок ниток с шаблона и разрежем с противоположной стороны от узла. Это будут голова, туловище и ноги. Сделаем голову. Для этого отступим от узла примерно 2см и белым цветом ниток завяжем.

Изготовление детали рук:

Намотаем нитки белого цвета на шаблон (по ширине) 20-25 витков пряжи. Обрежем нить. Аккуратно снимем нитки с шаблона. Завяжем узлы нитками красного цвета по краям.

Соединение деталей:

Пучок ниток красного цвета разложим на две части. Между прядями пучка вложим деталь рук, под которой потом белой ниткой соединим две детали.

Окончательная отделка куклы:

Подровнять ножницами край юбки куклы. Пряжу можно слегка распушить. И вот что у нас получилось. DIV_ADBLOCK212">

См. Приложение

IV . ЛИТЕРАТУРА

1. Дайн народная игрушка. - Москва, Просвещение, 1981

2. Прекрасное своими руками. - Москва, Детская литература, 1987

3. Самые красивые и знаменитые куклы мира. - Москва, Аванта +, 2003

4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. Автор – составитель - Москва, « Издательство ACT», 1999

5. и Шведова словарь русского языка. –

М.: Технологии», 2008г.

6. http://letopisi. ru/index. php/ История_тряпичной_куклы.

7. Ресурсы интернет:

www. krupenichka. ru

http://www. oxanafa. ru/narkykla/

http://slovarozhegova. ru

http://www. rukukla. ru

V . ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Кукла «мартиничка»

Название «Мартинички» уже указывает, что делалась эта кукла в марте. Ею «закликали» весну, приближали ее начало, праздновали и радовались ее приходу. Традиционно закликали весну 21 марта , в этот день пели заклички весны. Время для праздника выбрано не случайно - это время весеннего равноденствия. И так как март - это время встречи двух времен года, праздник всегда украшали куклами «мартиничками». Их вяжут парами: из белых ниток - символ уходящей зимы, из красных - символ весны и красного солнышка. Еще «Мартинички» прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, их развешивали в доме, во дворе и на ветвях деревьев. А рядом ребятишки пели веснянки и играли с выпеченными из теста небольшими птичками-жаворонками.

Кроме этого они имели и ритуальное значение. Этих куколок при рождении ребенка вешали к паре свадебных кукол. Сколько в семье детей, столько и куколок на плече родителей. Было принято сажать куколки в избе, в красном углу. С момента появления в семье ребенка куклы немного раздвигались в стороны, уступая место куколке между родителями. Количество куклят на плечах у пары равнялось количеству детей в семье.

В 60-х годах 20 века, когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно, и цвета ниток стали намного разнообразнее. Традиция изготовления таких кукол жива и сегодня. Их делают в виде сувениров. «Мартинички» дарят на счастье, прикрепляя как украшение к одежде. Такая кукла прекрасно подходит для кукольного домика, годится она и для украшения елки.

Приложение 2

Куклы из ниток «Мартинички»

Для работы потребуется:

25 г тонких прочных шерстяных ниток (лучше красного и белого цвета),

ножницы, кусок картона 16х16.

На картонку наматываем шерстяные нитки толстым слоем. По краям разрезаем ножницами.

Берем ниточку и перевязываем ей по середине нашего пучка ниток.

Сделаем головку, отступим немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова. Аналогичным способом делаем руки, только с обеих сторон перевязываем ниткой.

Два пучка по краям перевяжем ниткой - получатся руки.

Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получилось платье.

Если мы хотим сделать ноги у куклы, то мы разделяем пучок ниток на 2 половинки и каждую внизу перевязываем ниткой.

Каждой кукле привязываем веревочку.

Кукла-оберег готова!


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1430

Проект на тему:

«Волшебный мир тряпичной куклы»

Москва, 2011 г.

Руководитель проекта:

Исаева Юлия Владимировна - учитель начальных классов ГОУ Центр образования 1430 г. Москвы, классный руководитель 4 «Б» класса.

Актуальность тематики:

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. И это не только дань моде! Люди, уставшие от постоянных стрессов, сумасшедшего темпа работы и перенаселенных городов, подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

В отсутствие в древности технологий сохранения больших объемов информации бесценным источником знаний о русской культуре является фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является тряпичная кукла. Сначала она заинтересовала меня как игрушка, потом простой интерес перерос в серьезное увлечение, возможно, дело всей жизни. У меня появилось желание отвлечь друзей от импортных машинок, а подруг от Барби и открыть для них волшебный мир тряпичной куклы.

А с учетом направлений развития общественного интереса к русскому фольклорному искусству, я не чувствую, что тема моего проекта «оторвана от жизни». Я убедилась, что собранная мной информация востребована и актуальна! И я полна решимости донести ее до как можно большего числа моих сверстников.

Проблематика проекта:

Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, мои сверстники не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, подтолкнет сверстников к изготовлению их своими руками, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков.

Цель проекта:

Изучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского деревенского быта и развить интерес к теме проекта среди ровесников.

Задачи проекта:

1. Собрать информацию о роли и месте тряпичной куклы в крестьянском быту.

2. Изучить и применить на практике технологии изготовления различных видов кукол.

3. Организовать и провести мероприятия, направленные на привлечение внимания к тематике проекта, на рост популярности тряпичной куклы, побудить сверстников прочитать представленные в ходе презентации проекта книги, найти другие издания на эту же тему.

4. Определить дальнейшие направления изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта.

Этапы работы:

I этап – подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта;

II этап – исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о тряпичной кукле, осознание ее места в русской культуре;

III этап – творческий: изучение и изготовление различных видов кукол, создание информационного стенда и подготовка презентации проекта;

IV этап – защита проекта;

V этап – определение путей дальнейшего развития проекта.

Определение темы проекта

Март 2010 г.

Постановка целей и задач работы

Март 2010 г. – апрель 2010 г.

Изучение специальной литературы, поиск других источников информации

Май 2010 г. – август 2010 г.

Изучение и изготовление различных видов кукол

Май 2010 г. – сентябрь 2010 г.

Подготовка стенда и презентации проекта

Сентябрь 2010 г. – ноябрь 2010 г.

Проведение творческого занятия, посвященного тряпичной кукле, и изготовление кукол с одноклас-сниками

Ноябрь 2010 г.

Продолжение работы по изго-товлению кукол и оформлению стенда.

Декабрь 2010 г. – Март 2011 г.

Создание раздаточного комплекта с инструкцией по самостоятельному изготовлению куклы-зайчика

Март 2011 г. – Апрель 2011 г.

Защита проекта на школьном конкурсе

Апрель 2011 г.

Определение дальнейших направле-ний развития проекта

Апрель 2011 г. – Май 2011 г.

Путешествия по России в поисках тематических выставок, пополнение кукольной коллекции

Июнь 2011 г. – август 2011 г.

Представление проекта моим друзьям по летнему отдыху

Август 2011 г.

С использованием собранного материала подготовлено и неоднократно проведено творческое мероприятие, включающее демонстрацию красочного стенда, увлекательный рассказ, самостоятельное изготовление сверстниками куклы из раздаточного материала под руководством автора проекта и презентацию тематических изданий.

Практическое использование:

Для проведения творческих мероприятий.

Введение;

Часть I. Возникновение и развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы;

Часть II. Роль и значение кукол в жизни русского народа;

Часть III. Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта;

Часть IV. Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского деревенского быта;

3аключение;

Список использованной литературы;

Приложение.

Введение

Как и все дети я люблю играть! А что за игры без друзей? Но иногда мне хочется подумать в одиночестве, почитать, поиграть самой с собой, взять те игрушки, которые не подходят для большой компании.

Больше всего я люблю мягкие куклы, а также что-то маленькое, привлекательное и трогательное. И однажды в моей голове появился вопрос: почему какие-то вещи мне хочется использовать для игры, а какие-то не вызывают во мне никакого интереса? Я впервые задумалась об истории возникновения игрушек. Прежде всего, меня интересовали, конечно же, куклы.

Вспомните начало русской народной сказки «Василиса Прекрасная»:

В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

Слушай, Василисуш-ка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Вот и на примере этой сказки мы видим, насколько серьезным было отношение людей к куклам. Ведь мать, умирая, оставила дочке вместо себя не простую игрушку, а помощницу, советчицу и охранительницу – волшебную куклу. И в сказке куколка отлично справляется с матушкиным поручением: она помогает Василисе делом, советом и оберегает ее своей любовью. Да и девочка не забывает о своей помощнице, бережет ее, кормит, оставляя ей самые лакомые кусочки.

В сюжете сказки находит отражение особое отношение людей к куклам. Описываются мистические свойства игрушки. Фактически умирающая женщина вложила в куколку частичку своей материнской любви, заботы и внимания, которые каждая мать хочет подарить своему ребенку. Трудно подобрать более яркую иллюстрацию важности той роли, которую куклы играли в жизни русских людей!

Часть I . Развитие моего интереса к изучению тряпичной куклы

Вся семья знала о возникшем у меня интересе, и мы с родителями поехали в Сергиев посад в музей игрушек. К сожалению, а может и к счастью, в этот день мы попали совсем в другое место – в музей Каретный двор, где одна из экспозиций была посвящена крестьянскому быту.

На этой выставке мы встретились с замечательным художником-кукольником Марией Дмитриевой, которая рассказала нам много интересного из истории возникновения тряпичной игрушки, показала свои работы, которые сразу покорили меня, и подарила первую куколку, которая появилась в нашем доме. Я обратила внимание на необычный вид авторских игрушек Марии, отметила, что они сделаны из старых лоскутков. Это придавало куклам особое очарование, хотелось взять их в руки и не выпускать. Я задавала Марии вопросы, а она терпеливо отвечала на них, рассказывала кукольные истории, описывала свои путешествия по стране, во время которых она изучала кукол, перенимала опыт у старых мастеров.


В этот день мы также стали обладателями чудесной книги «Русская тряпичная кукла», которую написали Галина и Мария Дайн. Мария Дмитриева, видя мой интерес к ее изделиям, сделала в книге на страничке, где представлена ее кукла, памятную запись для меня и моей сестры Веры. Позже я узнала, что Галина и Мария Дайн – знаменитые кукольные мастера. Их куклы, тематические статьи и книги получили широкую известность во многом благодаря тому, что в своей работе они придерживались старинных технологий изготовления игрушек.

Дома я не выпускала новую книгу из рук и почти сразу попыталась создать свою куклу. Познакомьтесь: вот она – моя первая красавица, игрушка, которую я сделала своим руками без помощи взрослых. И пусть все ее недостатки, что называется, «налицо», а точнее – на лице, она мне очень дорога, и мы бережно сохраняем ее в своей кукольной коллекции.

Часть II . Роль и значение кукол в жизни русского народа

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла.

Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, часто без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Обычно они висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.

В крестьянской семье их было много, и все имели свое место. Вот такая кукла, например, дарилась с пожеланиями довольства и плодородия. Она называется «зернушка», и внутрь нее насыпали крупу или зерно. При изготовлении такой куклы не использовались иголка, ножницы и другие острые инструменты, а во время работы у мастерицы в голове должны были быть только светлые и добрые мысли.

А внутрь такой куклы зашивали хмель и клали ее у подушки для сладкого сна. Она называлась «травница».

При изготовлении этих кукол мы с мамой попытались соблюсти старинные традиции, и для наполнения туловищ использовали гречку и сушеный хмель.

Наша семья часто путешествует, и я все чаще стала обращать внимание, что в своем интересе к тряпичным куклам я не одинока. Во многих областях нашей большой страны существуют кукольные мастера, свои традиции изготовления кукол и свои выставки, посвященные этой теме.

Вот эту куклу мы привезли из города Кириллова,

эту малютку ростом всего пять сантиметров - из Вологды,

а эту – с Соловецкого архипелага.

Интересно, что последняя кукла мужского пола. А ведь в деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Мне лично идея сделать кукольную пару кажется привлекательной, и в ближайшее время я планирую сделать мужика, бабу, и, возможно, деток. С кукольной семьей можно придумать гораздо больше игр, чем с одной куклой.

Когда у меня появилась вторая книга о куклах - «Кукольный сундучок» Елены Берстеневой и Наталии Догаевой, в которой подробно описаны схемы изготовления нескольких видов кукол, я определила для себя «любимую куклу».

Это игрушка – зайчик, не слишком сложная, но очень трогательная. Особенно привлекательным мне показалось то, что для изготовления такой куклы мерку снимали с ладошки малыша. Тогда зайчик плотно «садился» на пальчик ребенка. И пока ушастая нянька развлекала малыша, мама могла заниматься своими делами.

Кстати, посмотрите, каких разных кукол можно сделать на основе зайчика. Нужно только немного пофантазировать.

Часть III . Организация и проведение мероприятий, направленных на привлечение внимания к тематике проекта


Именно на этой стадии работы над проектом у меня появилось желание рассказать о своем увлечении друзьям. И мы всей семьей приступили к созданию стенда, который получился похожим на сказочный домик с окошками. Но ведь так и должен выглядеть «ларчик» с куклами!

С особой гордостью я разместила на стенде фотографии кукол, изго-товленных настоящим ку-кольным мастером, автором книги «Кукольный сунду-чок», Наталией Догаевой, с которой я познакомилась гораздо позже, чем с ее чудесным произведением. Как-то рассматривая схему изготовления одной куколки на интернет-сайте www.сайт, я увидела обложку знакомой книги и очень обрадовалась.

Одним из создателей сайта как раз и оказалась Наталия Догаева. Без особой надежды на ответ мы с мамой отправили ей письмо, в котором рассказали о моем увлечении и работе над проектом. И когда пришел ответ, к которому прилагались фотографии, нашему счастью не было конца!!! Куклы Наталии – это чудо, и мне хотелось бы со временем научиться создавать такие же шедевры!

Осенью 2010 года я представила свой проект одноклассникам. Ребята с большим интересом отнеслись к моему рассказу, а потом под моим ру-ководством сделали своих кукол-зайчиков.


На стенде наглядно представлена схема изготовления зайчика, но мне пришлось потрудиться, прежде чем у каждого получилась аккуратная куколка. Все ребята радовались и строили планы по применению игрушки. Кто-то захотел сделать подарок своей маме, кто-то решил повесить зайку на новогоднюю елку, кто-то поставить его на письменный стол. Но больше всего меня порадовали те, кто решил начать собирать свою коллекцию кукол. Значит, мне удалось передать свою любовь к тряпичной кукле другим людям, и скоро у меня появятся единомышленники, с которыми мы будем делиться опытом изготовления игрушек и обмениваться своими творениями.

Для удобства я решила подготовить схему изготовления зайчика в виде отдельной листовки, которую я могла бы раздавать друзьям вместе с набором материалов для изготовления куклы. Такие комплекты востребованы постоянно. Я раздаю их каждый раз, когда представляю проект, или просто когда встречаю заинтересованных людей (приложение 1).

В следующий раз я выступила с проектом на школьном конкурсе. Перед началом мероприятия я волновалась, что тема не будет интересна старшим школьникам. Каково же было мое удивление, когда возле моего стенда с интересом задерживались не только ученики, но и взрослые люди. За несколько часов я подарила более 50 зайчиков. Особенно порадовало меня то, что строгие члены комиссии, оценивающей проекты, присудили мне первое место.

При подготовке стенда я оставила свободной нижнюю откидную часть короба. Сначала мне казалось, что ребята не захотят брать своих зайчиков домой. И я задумала разместить все ненужные игрушки на этом свободном месте. Я представляла проект уже много раз, но никто из моих учеников не расстался со своим зайчиком. Скоро мне придется заполнить пустоту своими куклами! Ведь новинки в коллекции появляются постоянно, и все куклы уже не помещаются в верхней части стенда.

Мой проект показался интересным и моим дачным друзьям, и моим подругам из города Переславль Залесский.

Часть IV . Определение дальнейших направлений изучения тряпичной куклы, как важной составляющей культуры русского быта.

Разновидностей кукол превеликое множество. Одни просты в изготовлении, другие требуют опыта и мастерства. Я начала делать куклы с семи лет, а мои далекие предки в крестьянских семьях, не имея других игрушек, брались за лоскутки гораздо раньше - с младенчества. Пока дети были совсем маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. Но с пяти лет такую игрушку уже могла сделать любая девочка.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Фактически куклы заменяли модные журналы, с их помощью сохранялись лучшие традиции и технологии пошива и украшения одежды. И я стараюсь собрать информацию о русском народном костюме. К счастью сейчас во многих музеях представлены такие изделия. И особенный интерес у меня вызывают действительно старые вещи, пусть ветхие, но хранящие историю владельца. Именно они привлекают, открывают новые направления для изучения. Создать полный костюм мне пока не по силам, и я решила сосредоточиться на деталях. Например, мне всегда нравились такие элементы одежды, как кружевные украшения. В Вологде я узнала, что в старые времена их делали на коклюшках из льняных ниток. В музее Хитрости и смекалки Переславля Залесского мне удалось увидеть древнее приспособление для изготовления льняного волокна. Оказывается, в фотоархиве нашей семьи есть снимок аналогичного устройства, сделанный на остове Кижи в музее Деревянного зодчества. Это определило тему моего следующего проекта: «Русский лен».

Мне интересно все: и способы получения нити, и виды прялок, и плетение кружева. Пока мы с моей тетей вырастили в огороде из семян пучок льна и готовимся сделать из него волокно, пригодное для творчества.

Потом я планирую освоить простые способы плетения кружева на коклюшках. И первым же своим изделием я украшу тряпичную куклу. В древности так и было принято: все, что из рукоделия удавалось девушке лучше всего, можно было увидеть на сделанных ею куклах. Здесь были и кружева, и золотая вышивка, и украшения из бисера, и разноцветные плетеные шнуры, и многое другое. Да и сами устройства для создания льняных изделий сами по себе являются произве-дениями искусства. Вот такими расписными прялками мы любо-вались в музее Ферапонтова монастыря под Вологдой.

Кстати, льняная игрушка интересна сама по себе. Мы привезли из Белозерска чудесную льняную лошадь, которая обладает удивительными свойствами: она приятная на ощупь, теплая и трогательная. Но мне все-таки хотелось бы использовать лен в изготовлении именно тряпичной куклы. Например, сплести из льняных ниток косу лоскутной красавице. Не зря ведь говорили: «льняные волосы». Значит и цвет мне подойдет.

Итак, лен у меня есть, осталось только изготовить из него волокно и приступить к изготовлению новой куклы.

Заключение

Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Думаю в том, что она никогда не бывает холодной, всегда нежная и ласковая. Как вот эти цыплята, которых мы сделали для украшения пасхальных куличей.

Кстати, хорошая мягкая игрушка считается отличным подарком и в наши дни.

Существуют целые мастерские по изготовлению таких игрушек. Вот этого зайчика изготовили мастера кукольного ателье Оксаны Ярмольник. А наши зарубежные гости часто увозят такие игрушки с собой в качестве сувениров вместе с русскими матрешками и валенками.

Сейчас в производстве игрушек используются различные материалы, сложные инструменты и станки. Но русская тряпичная кукла всегда делается руками, поэтому именно она несет в себе заряд тепла и доброты, который вложили в нее умелые руки мастерицы.

Вот эти игрушки я сделала для вас с самыми лучшим пожеланиями и с надеждой, что вас заинтересует волшебный мир тряпичной куклы!

Список использованной литературы:

1. Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

2. Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г.

3. «Василиса Прекрасная. Русская народная сказка», Амфора, 2010 г.

4. Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

5. Энциклопедия детского фольклора «Ладушки», Белый город, 2008 г.

6. Ю.Е. Каштанов, «Русский костюм», Белый город, 2009 г.

Приложение 1

Дорогой друг!

Для изготовления зайчика тебе понадобятся: прямоугольный лоскуток ткани размером с твою ладошку, толстая нитка, ножницы и комок ваты в сжатом состоянии величиной с лесной орех.

1. Сложи ткань пополам по пунктирной линии.

2. Вложи кончик заготовки, прилегающий к линии сгиба, между двумя частями ткани, чтобы получился треугольник. Как можно туже оберни заготовку ниткой 4-5 раз. Получились ушки.

3. Обрежь кончики нитки.

4. Раскрой заготовку и вложи внутрь комок ваты как можно ближе к ушкам. Закрой вату краями ткани.

5. Перетяни заготовку ниткой, чтобы получилась шейка зайца. Поверни заготовку разрезом к себе, расправь и 4-5 раз подверни низ ткани. Получится валик.

6. Переверни заготовку, сложи ее так, чтобы валик оказался на уровне шейки. Перетяни туловище ниткой крест-накрест и по линии пояса.

7. Обрежь кончики нитки, расправь ушки и подверни внутрь края заготовки.

Зайчик готов! Поздравляю с первой куколкой!


ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАРОДНАЯ КУКЛА"

Паспорт проекта

Актуальность проекта

1. История возникновения куклы

2. Виды кукол

2.1 Куклы- обереги

2.2 Игровые куклы

2.3 Обрядовые куклы

3. Экономическое обоснование

Заключение

Список литературы


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта "Народная кукла"

Основные разработчики проекта студенты групп ТШ-61, КМ-71

Руководитель: Гампель Вера Николаевна, преподаватель дисциплин "Технология швейных изделий", "История костюма"

Цель проекта:

Пробудить интерес молодежи к русской культуре и традиционной народной кукле

Задачи проекта:

Изучение истории возникновения народной куклы;

Изучение видов кукол;

Изучение технологии изготовления народных кукол;

Создание методического пособия по изготовлению народной куклы;

Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол;

Воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить.Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.

Этапы реализации проекта

1. Изучение истории возникновения народной куклы

2. Изучение видов кукол

3. Изучение технологии изготовления кукол

4. Создание пособия по изготовлению народной куклы;

5. Изготовление обереговых и игровых сувенирных кукол

6. Презентация проекта

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ КУКЛЫ

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников.Сейчас известно 90 видов кукол.Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во -первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Весьма значительную их часть составляли обрядовые. Наши предки жили довольно весело - тот круг жизни, который свершается в течение года, сопровождался некими действиями, обрядами и праздниками (некоторые из них сохранились по сей день), и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда". По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие "обязанности". Свадебные неразлучники берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.

Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб в России).

Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.









2024 © rukaraoke.ru.