Психолого педагогическое сопровождение в детском саду. Психологическое сопровождение воспитанников доу, как технология сбережения психического здоровья дошкольников. Задания для самоконтроля


I этап. Постановка проблемы

Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/нео­боснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

Уровни адекватности запроса могут различаться:

Жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в
личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;


во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспи­тателями);

Жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -
в нарушении межличностных отношений в семье;

Жалоба обоснованна, проблема связана с психическим раз­витием ребенка или межличностными отношениями, наи­более ярко проявляющимися в домашних условиях;

Жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).

Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к пси­хологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информа­ции о дошкольнике и базовой диагностики.

В результате оказываются возможными:

Дифференциация нормы и патологии психического разви­тия ребенка;

Определение состояния психологического здоровья ре­бенка;

Выявление зоны актуального и ближайшего развития ре­бенка;

Изучение особенностей личности;

Выявление содержания внутреннего конфликта.

II этап. Уточнение проблемы

В начале данного этапа проводится психолого-педагогиче­ский консилиум. Его задачами являются:

Дифференциальная психологическая диагностика с целью
выявления психологической структуры нарушения и вы­бора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;

разработка стратегии комплексного сопровождения ре­бенка.

В ходе разработки стратегии сопровождения осуществля­ется выбор:

а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);

б) сферы психологического воздействия на социум (коррек­ция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).



Параллельно начинается работа по консультированию пе­дагогов, администрации, родителей (с осуществлением социаль­но-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ ком­бинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровож­дения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.

III этап. Решение проблемы

Данный этап начинается с динамической диагностики раз­вития ребенка, которая позволяет определить:

Уровень его воспитуемости и обучаемости;

Потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизи­ровать процесс комплексного сопровождения развития ре­бенка.

Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.

Заканчивается данный этап работы контрольным конси­лиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:

Катамнеза ребенка;

Организационно-методического обеспечения образователь­ного и коррекционного процесса в ДОУ;

Организации взаимодействия с родителями и их обучения.



Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завер­шает весь цикл его работы, направлена на определение соответ­ствия результатов поставленным целям работы (текущим, ито­говым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.

Рассмотрим последние подробнее.

Факторы, препятствующие эффективной работе

На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».

Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагности­ки, определения адекватности запроса родителей и воспитате­лей, типичными будут следующие проблемы:

1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в про­цессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обра­щающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согла­сия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.

2. Проблема «замусоренности» диагностического поля пси­хологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях - некорректностью его применения.

С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.

3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принци­па конфиденциальности полученной психологом информации.

Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического ко­декса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:

Соблюдать принцип добровольности участия в психологи­ческих процедурах 1 (работа допускается только после по­лучения согласия родителей детей в ней участвовать и раз­решения администрации ДОУ на проведение исследований);

Использовать процедуры и техники, не ущемляющие досто­инства участников образовательного процесса;

Предоставить возможность всем участникам образователь­ного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.

1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, про­возглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

На II этапе работы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:

1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется мно­го возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения
детей в детском саду и вопросов повышения профессионализ­ма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагоги­ческие работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чем
педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому воз­никает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.

2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог ис­пользует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недо­статки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо про­филактической, пропедевической и коррекционной, только уси­ливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатле­ние» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического кол­лектива ДОУ и родителей детей.

3. Соблазн следования «методическим модам», когда в по­гоне за самыми последними новинками в практической психо­логии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.

Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога.

Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и наделен соответствую­щими правами и полномочиями. Психолог не должен переда­вать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в долж­ной степени не владеет.

Принцип адекватности применяемых методик: они долж­ны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образо­ванию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «прин­цип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организа­ция работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.

Принцип профессионального общения психолога и испы­туемого. Психолог должен владеть методами психологическо­го воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.

Принцип разделенной ответственности психолога. В отли­чие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психо­лог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процес­са решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.

Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны сле­дующие проблемы.

1. Проблемы разработки программ индивидуального пси­
хологического развития ребенка исходя из представлений о сред­
нестатистической и функциональной норме.

К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к резуль­тату.

К понятию функциональной нормы относятся дети, кото­рые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и об­ладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей.

При этом социально-психологическую адаптированность (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно оха­рактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:

Когда ребенок без длительных внешних и внутренних кон­фликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятель­ность 1 и удовлетворяет свои основные потребности 2 ;

При этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые
предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социально­му статусу).

1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет - игровую и моделирующие,
экспериментальные виды деятельности.

2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
средствами, или потребность действовать самому; с 3 до 7 лет: потребность
в социальном соответствии, «быть, как взрослый».

3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж­ дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя
подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения.

Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».

3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зре­ния других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы).

Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип ува­жения себя и своих коллег, их права на профессиональное твор­чество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между колле­гами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.

4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнитель­ные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это ос­ложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обыч­но осуществляется в режиме «скорой помощи».

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда пси­холога приводит его самого в психиатрическую больницу. По­этому, как говорила на своих лекциях известный психотера­певт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погру­жаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем кон­сультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состо­яние».

Задания для самоконтроля

1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психоло­га, работающего в ДОУ.

2. Выделите основные уровни адекватности запроса родите­лей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.

3. Перечислите основные сферы психологического воздей­ствия на окружающую ребенка среду.

4. Объясните, в чем заключается основная цель психологи­ческого воздействия на ребенка и его окружение.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1

Сначала обратимся к регламентирующим отчетную дея­тельность психолога документам.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,

образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи­-

психологи­ческой и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам 2:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).

2.Заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования (Форма № 2).

3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).

4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).

5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).

6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).

7.Коррекционная работа (Форма № 7).

8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).

10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).

11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного уч­реждения и руководителю муниципальной психологической службы.

2 Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических иссле­дований и диагностики Самарской области.

Данный отчет включается в отчетную документацию образова­тельного учреждения. Руководитель психологической службы муни­ципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления об­разованием и руководителю психологической службы региона.

Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязатель­ными) формами отчетности педагога-психолога являются:

План работы;

Заключение по результатам проведения психолого-педаго­гического обследования (по требованию других лиц выда­ется только в неполном объеме);

Журнал консультаций;

Журнал учета групповых форм работы;

Карта психолого-педагогической и социальной помощи ре­бенку;

Программа работы педагога-психолога с группой;

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;

Аналитический отчет руководителю муниципальной мето­дической службы.

Педагог-психолог специализированного дошкольного учреж­дения ведет следующую документацию:

Карту психологического обследования ребенка;

Журнал планирования и учета групповых занятий;

Журнал планирования и проведения индивидуальных за­нятий;

Планы работы с семьей ребенка;

Программы групповой работы;

Перспективный план работы на год и на квартал;

Отчет о результатах психологической работы за год.

Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных спе­циалистов системы образования. На основании этих докумен­тов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние орга­низации по запросу родителей.

Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педа­гога-психолога в соответствии с этапами его работы и знаком­ства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.

Первый этап работы педагога-психолога

На ПМПК 1 представляются следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);

Заключение психолого-медико-педагогического консилиу­ма образовательного учреждения, в котором ребенок обуча­ется (представляется в муниципальную ПМПК), или - му­ниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);

Подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офталь­молога, ортопеда (при необходимости получения дополнитель­ной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первич­ное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;

Педагогическое представление (характеристика);

Письменные работы по русскому (родному) языку, матема­тике, рисунки и другие результаты самостоятельной про­дуктивной деятельности ребенка.

Иногда психологу приходится сталкиваться с клинически­ми диагнозами детей, которых родители или воспитатели при­водят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицин­ские знания, позволяющие декодировать «первичные диагно­зы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.

1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

F80-Р89 - Расстройства психологического (психического) раз­вития

F80.0 - Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)

F80.1 - Расстройства экспрессивной речи (общее недоразви­тие речи, моторная алалия)

F80.2 - Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)

F80.81 - Задержка речевого развития, обусловленная социаль­ной депривацией

F81.0 - Дислексия

F84.4 - Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями

F84.5 - Синдром Аспергера

F90 -F98 - Эмоциональные расстройства и расстройства пове­дения

F90.0 - Нарушение активности и внимания

F90.1 - Гиперкинетические расстройства поведения

F90.8 - Другие гиперкинетические расстройства (микромоз­говая дисфункция (ММД))

F90.9 - Неуточненное гиперкинетическое расстройство

F91.0 - Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

F91.1 - Несоциализированное расстройство поведения

F91.2 - Социализированное расстройство поведения

F91.9 - Нарушение поведения неуточненное

F92 - Смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.0 - Депрессивное нарушение поведения

F92.8 - Другие смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.9 - Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточ­ненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)

Р93.0 - Тревожные расстройства у детей, вызванные разлу­кой

F93.1 - Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте

F93.2 - Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте

F93.3 - Нарушение вследствие сиблингового соперничества

F93.8 - Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте

F93.9 - Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное

F94.0 - Элективный мутизм

F94.1 - Реактивное расстройство привязанностей в дошколь­ном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоцио­нальным расстройством, боязливость, настороженность, агрес­сия, самоагрессия, переживание страдания)

F94.2 - Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу

F94.8 - Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)

F95 - Тики (отдельных мышечных групп)

F95.1 - Хронические моторные тики и вокализмы

F95.2 - Комбинирование вокализмов и множественных мо­торных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)

F95.8 - Другие тики (лица, конечностей)

F95.9 - Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)

F98.0 - Энурез неорганической природы

F98.1 - Энкопрез неорганической природы

F98.4 - Стереотипные двигательные расстройства (раскачи­вания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, са­моповреждающие действия)

Р98.5 - Заикание

Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помо­гать психологу в процессе подбора и уточнения методик пер­вичной диагностики, но никак не служить поводом для их об­суждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: пси­холог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.

В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психо­лог может помочь в определении:

Уровня нарушения (нейрофизиологического, психологиче­ского и педагогического)и

Социального вектора его проявления (личность ребенка, ро­дителя, воспитателя, сверстника).

В ПМПК ведется следующая документация:

Журнал записи на ПМПК;

Журнал учета детей, прошедших обследование;

Карта развития ребенка с протоколами, заключениями спе­циалистов и окончательным коллегиальным заключением;

При наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;

Список специалистов и расписание их работы;

Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.

Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей за­дачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже су­ществуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто исполь­зуемых диагностических методик), промежуточные (протоко­лы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педаго­гические характеристики на детей, заключения и т. д.).

Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.

Существует много хорошо разработанных методик диагно­стики эмоционального, познавательного и личностного разви­тия дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно оста­навливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к

школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь - справочник по
психологической диагностике»;

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И. «Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;

«Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;

«Диагностика и коррекция психического развития дошколь­ников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;

ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-пе­дагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;

«Клинико-педагогическое изучение детей со сложным де­фектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;

ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;

Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;

Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;

Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А. «Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих­
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;

ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы ис­следования»;

Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;

ШванцараИ. «Диагностика психического развития».

Протокол обследования ребенка оформляется в виде таб­лицы с указанием следующих пунктов.

Общение - это очень важная составляющая жизни ребенка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. Общение рассматривается в качестве одною из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

В группе «Подсолнушки», в которой я проходила практику, 26 детей, из них 11 девочек и 15 мальчиков. Из этих детей одна девочка посещает группу кратковременного пребывания. Она присутствует во время непосредственной образовательной деятельности и на утренней прогулке. Прием пищи для детей кратковременного пребывания не предусмотрен. В группе существует традиция отмечать дни рождения детей, делать для них подарки па праздники своими руками. Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как авторитарно-демократический. С родителями воспитатель осуществляет тесное взаимодействие, и привлекает их к жизни группы детского сада. Список детей группы «Подсолнушки» в Приложении № 12.

Вся организационно-воспитательная деятельность воспитателя рег-ламентирована режимом дня на холодный период (на учебный год) и режимом дня на летний период для подготовительных групп. Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил и федеральных государственных требований.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Это отражено в сетке совместной деятельности педагогов с детьми.

В процессе наблюдения за детьми я изучила возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет, и результаты наблюдений занесла в таблицу. По результатам я пришла к выводу, что развитие всех детей группы идет в соответствии с психолого-педагогическими особенностями дошкольного возраста.

Воспитатель группы проводит 2 раза в год (в сентябре и в конце мая) педагогическую диагностику, с помощью которой анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Полученные результаты определяются критериями высоким (в), средним (с) и низким (и) уровнем развития детей и записываются в карты. Диагностика представляет собой задания по каждой образовательной области (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие и др.).

На основании вышеизложенных диагностик, а так же на основе собственного наблюдения, мною была составлена психолого-педагогическая характеристика на воспитанника группы «Подсолнушки» Сальникова Ивана (Приложение № 13).

Старшая медицинская сестра совместно с воспитателем группы проводит антропометрию. Антропометрия в детском саду заключаемся в измерении роста и веса ребенка. Антропометрия производится в МАДОУ ЦРР № 136 два раза год в сентябре и в мае. Антропометрия в детском саду нужна для того, чтобы определить, как развивается ребенок (в соответствии с возрастными особенностями) и какой мебелью он должен пользоваться при рассаживании за столами.

Во время практики я проводила практические мероприятия (пробную непосредственно образовательную деятельность для подготовительной группы):

  • · по экологическому воспитанию (Приложение №14);
  • · по развитию речи (Приложение № 15);
  • · по формированию элементарных математических представлений (Приложение № 16);
  • · по художественному творчеству (Приложение №17);
  • · по физическому воспитанию (Приложение №18);
  • · организация досуга (Приложение №19);

Во время практики в МАДОУ ЦРР д/с №136 я выполняла обязанности воспитателя. Осуществляя подготовку к проведению непосредственной образовательной деятельности (НОД) я согласовывала темы НОД с воспитателем группы. Совместно с воспитателем осуществляла планирование работы с детьми с учетом программных требований, принимала участие в изготовлении наглядного и дидактического материала к занятиям. Во время проведения НОД использовала методы и приемы обучения и воспитания детей, полученные раннее в колледже. Совместно с методистом и воспитателем анализировали проведенные мной мероприятия по образовательной деятельности, учитывала все их советы и рекомендации при проведении мероприятий.

Светлана Садовщикова
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в детском саду

В системе дошкольного образования произошли большие изменения.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации» , в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года.

Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства , как важного этапа в общем развитии человека.

Ключевая линия дошкольного детства - это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе , а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности - игру .

В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие, сегодня является неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

По результатам опроса фокус – групп «Что вы ожидаете от дошкольного образования?» были получены следующие результаты :

Наиболее важными и ценными для родителей являются не овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками, а наличие у него качеств, определяющих его успешную социализацию.

Воспитатели также ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не узкопредметных знаний, умений и навыков. Главными условиями успешности воспитательно – образовательного процесса воспитатели считают создание безопасной развивающей среды и профессиональную компетентность педагогов.

В отличии от родителей и воспитателей дошкольных учреждений, учителя начальных классов отдают предпочтения наличию определенных предметных знаний и способностям ребенка подчиняться установленным правилам.

Кого слушать?

Разработчики ФГОС ДО пошли своим путем.

Учить для жизни, а не для школы!

Таким образом, в каждом дошкольном учреждении необходимо выстроить правильную траекторию , направленную на развитие дошкольников.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов :

Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.

Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка .

Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

В своей работе я определяю психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Цель сопровождения в нашем ДОУ - создать психолого – педагогические условия для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи психолого – педагогического сопровождения :

Охрана и укрепление психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Обеспечение психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Основными субъектами психологического воздействия в детском саду являются :

Воспитатели, педагоги;

Родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения :

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка ;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов .

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов , которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе я и воспитатели знакомим родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка , где учитываются 5 направлений дошкольного образования :

Социально – коммуникативное

Познавательное

Речевое

Художественно – эстетическое

Физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду , режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который заполняется в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада , родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка .

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка .

На каждого ребенка по приходу в детский сад заводится «Дневник сопровождения развития ребенка » , где воспитатели и педагог- психолог собирают информацию о семье ребенка , адаптационные листы, выводы и рекомендации по сопровождению ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком , консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада , воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие , позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели , педагог – психолог , педагоги ДОУ проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка .

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей : выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность , высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Особое внимание должно уделяться развитию мотивационной сферы (это потребность в любознательности, познании мира, рост вопросов зачем, почему, желанием и потребностью в творчестве, потребность и мотивация достижений, гордость за свои достижения и т. п.)

Каждый ребенок для нас почемучка , и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми.

Все это возможно, если будет правильно построено психолого – педагогическое сопровождение не только дошкольников, но и всех участников воспитательно – образовательного процесса.

Результаты работы психолого-педагогического сопровождения свидетельствует о том, что значительно изменился уровень личностного, интеллектуального развития детей, возросло количество родителей, заинтересованных быть активными партнёрами в реализации задач ДОУ, повысился профессиональный уровень педагогического коллектива. Но самое главное, на наш взгляд, благодаря системе профессиональной деятельности коллектива, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и развития детей в ситуациях педагогического взаимодействия, изменился сам подход к ребёнку, не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

1) Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях (письмо департамента образования Ярославской области N 1551/01-10 от 22.06.2007). Назначение психологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ)

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение . Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка .

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

Основные функции:

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

2) Современное состояние изучения идеологии и технологий психологического сопровождения Е.С. Зайцева

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста. Материалы X студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. Архангельск,2003

Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека (5). Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.

Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (её) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (по М.Р. Битяновой)

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Однако, прежде чем подробно остановиться на содержании этого понятия, рассмотрим в целом ситуацию в отечественной психологической практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы.

Можно говорить, на наш взгляд, о трех основных идеях, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве образовательным процессом в ДОУ. Это «чужая» для психолога практика. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение образовательногопроцесса, однако в любом случае это цели «чужой» практики, другого профессионального восприятия мира (прежде всего - ребенка), которое часто плохо совместимо с психологическим миропониманием.

Идея вторая: смысл деятельности психолога в ДОУ - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. В рамках таких моделей достаточно четко разводятся функции педагога и психолога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. За пределы помощи выпадают благополучные в психологическом отношении воспитанники, которые получают свою долю внимания психолога лишь только в том случае, если начинают демонстрировать какие-то нежелательные проявления в поведении, обучении или, скажем, самочувствии. Кроме того, психологам, работающим в русле таких моделей, часто присущ специфический взгляд на детей: их психологический мир становится интересен специалисту прежде всего только с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения. Привлекательность идеи понятна: она действительно дает возможность организовать психологическую деятельность как «свою» практику, со своими внутренними целями и ценностями, но она же при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань образовательной педагогической системы. Позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью этой системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.

Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики.

Задача психолога - создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития.

2. Основные направления психологического сопровождения деятельности педагогов в условиях системных изменений.

2.1. Психодиагностика

Диагностическая работа - исторически первая форма психологической практики.

Можно выделить следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога.

Первое - соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения).

Второе - результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык.

Третье - прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Четвертое - высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Пятое - экономичность процедуры.

2.2. Психокоррекционная и развивающая работа.

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная - на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

2.3. Консультирование и просвещение

Консультирование и просвещение педагогов

Психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

Организовать эффективный образовательный процесс и с содержательной, и с методической точек зрения;

Построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками взаимодействий.

Консультирование и просвещение родителей.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям - и просвещения, и консультирования - видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе развития.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о проблемах развития ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

2.4. Социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность психолога ДОУ направлена на получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога. Очевидно, что эффективное выполнение этой функции возможно лишь в случае, когда психологическая деятельность в ДОУ является звеном разветвленной системы социально-психологической поддержки (или службы помощи) народного образования. В этом случае у психолога есть представление, куда, как и с какой сопроводительной документацией можно «переадресовать» запрос. Во всех прочих ситуациях у него нет уверенности, что клиенту будет оказана необходимая помощь, предложены эффективные формы сотрудничества. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога должен быть по крайней мере банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги.

Когда психолог обращается к социально-диспетчерской деятельности? Во-первых, когда предполагаемая форма работы с ребенком, его родителями или педагогами выходит за рамки его функциональных обязанностей. Во-вторых, когда психолог не обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы оказать необходимую помощь самому. В третьих, когда решение проблемы возможно только при вынесении ее за рамки школьного взаимодействия и участвующих в нем людей. Психолог же является одним из его участников.

Однако деятельность психолога и в описанных выше случаях не ограничивается «переадресовкой проблемы». Она предполагает последовательное решение следующих задач:

Определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения

Поиск специалиста, способного оказать помощь

Содействие в установлении контакта с клиентом

Подготовка необходимой сопроводительной документации

Отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом

Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.

В обязанности психолога ДОУ по-прежнему входит сопровождение развития ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.

Литература

1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.

2. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

4. Волков, Б.С.Как подготовить ребёнка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие./ Б.С.Волков, Н.В.Волкова – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. – 192 с.

5. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2008. – 136 с.

6. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А.Давыдова, А.И.Агапова.– М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.

7. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И.Давыдова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

8. Закрепина, А.В. Трудный ребёнок: Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141 с.

9. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

10. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 112 с.

11. Коноваленко, С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трёх лет / С.В.Коноваленко.– М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 240 с.

12. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М., 2005.

13. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.

14. Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребёнка в школе / Т.Л.Павлова.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие:с прил.альбом:а «Нагляд. материал для обследования детей». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.

16. Саранская, О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» / О.Н.Саранская. – М.: Книголюб, 2008. – 64 с.

17. Севостьянова, Е.О. Программа адаптации детей к ДОУ / Е.О.Севостьянова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

18. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений / Е.О.Смирнова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

19. Соколова, О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А.Соколова.– СПб.: КАРО, 2003. – 288 с.

20. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

Материал подготовлен Л.Ю. Колтыревой

ассистентом кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ



ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОУ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №40 «РОМАШКА»

ШИШКИНА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

Психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении, определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы, диагностики изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.

  • Психологическая диагностика


Целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей по предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем, по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата, по выявлению детей группы риска.

  • Психологическая профилактика


Систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категориям группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям. Развивающая работа организуется путем разработки и реализации развивающих программ по направлениям: интеллектуальному и коммуникативно-личностному.

  • Психологическая коррекция и развитие



Оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами в жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений. Повышение психологической культуры воспитателей, педагогов, родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.

  • Психологическое консультирование и просвещение


Направления деятельности

  • Направления деятельности

педагога-психолога в рамках взаимодействия с семьями воспитанников

  • Модель психологического сопровождения ребенка



Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

  • Функции педагога-психолога ДОУ


Анкетные данные о ребенке и основные сведения о семье Данные о здоровье ребенка. Особенности воспитания ребенка, начиная с рождения. Характеристика развития, начиная с рождения. Моменты в развитии ребенка, которые родители считают существенными.

  • Знакомство с историей развития ребенка


Психологическая диагностика

  • Психологическая диагностика

Диагностика уровня условной адаптивности

ребенка к ДОУ Программа психодиагностики дезадаптации

ребенка к ДОУ Л.В.Макшанцевой

Плановая диагностика с целью выявления

особенностей психического развития ребенка и их

соответствия возрастной норме и социальным

требованиям, а также определения проблем в

развитии ребенка













2024 © rukaraoke.ru.