Психотипы детей. Психологические типы детей


Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок вырос «самым-самым»? Самым умным, достойным, успешным. Для этого с самого рождения мы пытаемся придумывать , создавать нужную среду, следовать современным тенденциям. И как сложно бывает принять то, что ребенок не хочет слушать, когда ему , зато с удовольствием рассматривает все картинки; не может пройти в магазине мимо товаров, не потрогав их руками, не погладив плюшевого мишку, не покрутив в руках разноцветную баночку с пластилином. Возможно, ваш ребенок так воспринимает информацию из окружающего мира. И после того, как вы определите, к какому психотипу относится ребенок, вам станет проще доносить информацию и понимать его!

Способы получения информации людьми

Психологи выделяют четыре способа, с помощью которых люди обрабатывают свой жизненный опыт. Три из них зависят от тех анализаторов, при помощи которых происходит основное восприятие информации:

  1. Слуховой анализатор - люди, которые задействуют в первую очередь его называются аудиалы.
  2. Зрительный анализатор - визуалы;
  3. Тактильный анализатор, обоняние, осязание, движения - кинестетики;

Четвертый канал восприятия и переработки информации - дигитальный, сопряженный со словами и числами, редко встречается, но все же такие люди - дигиталы (или дискреты) тоже не исключение.

Определение психотипа ребенка

Ребенок-визуал воспринимает поступающую информацию в основном посредством зрительного анализатора. Такие дети отличные рассказчики, обладающие потрясающим воображением и фантазией. Они без труда могут представить себе картину и описать ее во всех подробностях, для них чрезвычайно важно, чтобы все вокруг было красивым, они не переносят беспорядка! Именно поэтому такие малыши с детства аккуратнее своих сверстников - они не полезут в грязную лужу, потому что можно испачкать одежду. Такие дети чаще всего используют фразы, связанные со зрением, они могут говорить: «посмотри, какая…», «видите ли», «там видно будет», «посмотрим», «это выглядит…». Они достаточно легко запоминают цвета и формы, любят творческие занятия, такие как рисование, лепка.

Родителям важно помнить, если ребенок относится к визуалам, то он с большой вероятностью не услышит то, что ему говорят, если это не подкреплено наглядно. При объяснении какого-то материала малышу-визуалу будет полезно использовать наглядные пособия, графики, картинки, фотографии. Большое внимание необходимо уделять развитию речевого компонента и коммуникации, т. к. по природе такие . Они могут долгое время стоять в стороне, приглядываясь, играть в одиночестве. Для того чтобы привлечь внимание ребенка, сделать замечание лучше использовать язык жестов - можно пригрозить пальцем, либо покачать головой, притопнуть ногой.

Ребенок-аудиал воспринимает информацию, в основном, через слуховой анализатор, обладает потрясающей памятью и абсолютным слухом. Он хорошо запоминает разговоры и рассказы, может с легкостью пересказать услышанное, очень сложно переносит тишину. Часто можно заметить, как маленький аудиал начинает напевать или «мычать» себе под нос, когда вокруг слишком тихо. Но стоит отметить, что во время занятий им, напротив, просто необходима полнейшая тишина, иначе у них просто не будет возможности сосредоточиться. В речи у них преобладают описания звуков, музыки, пересказы чужих разговоров, начинают фразу они часто словом «послушайте!».

Для того, чтобы привлечь внимание ребенка-аудиала, родителям достаточно сказать «шшш» или «тише», сменить тембр голоса, перейти на шепот. В общении необходимо стараться использовать возможности голоса - варьировать громкость своей речи, играть с интонациями, делать паузы. Таким детям очень важно читать книги вслух, часто обычным бумажным изданиям они предпочитают аудиокниги, не стоит их осуждать за это. Также не надо обращать внимание, если ребенок во время выполнения задания шевелит губами или говорит что-то себе под нос - таким способом он помогает себе.

Ребенок-кинестетик познает окружающий мир преимущественно посредством тактильных ощущений, осязания, обоняния, движений. Такие дети любят прикосновения, телесный контакт для них намного важнее и красноречивее слов. Им необходимо попробовать все на вкус, повертеть в руках, понюхать, они постоянно находятся в движении и рано начинают ходить, т. к. для них главный инструмент познания мира - их тело. Их лексический запас наполнен словами и сочетаниями, описывающими действия и ощущения - мягкий, приятный, ароматный, вкусно пахнет и т. д.

Родителям таких детей необходимо как можно чаще обнимать и ласкать их, прижимать к себе, целовать, ведь только так ребенок-кинестетик сможет понять, что его любят. Ему сложно познать предмет, не поняв, какой он на ощупь, поэтому взрослым в общении с такими детьми стоит говорить медленно и отказаться от фразы «Не трогай!». Они легко отвлекаются, для того, чтобы привлечь внимание кинестетика лучше всего взять его за руку или потрогать за плечо. В ходе занятий таким детям необходимо давать время на двигательную разминку, можно предложить пройтись до кухни, налить воды, попрыгать, поприседать, после чего можно продолжать заниматься.

Дигитал (дискрет) - это редко встречающийся и своеобразный тип, ему свойственно совершенно особое восприятие происходящего вокруг. Люди, относящиеся к данному типу, редко рассказывают о чувствах, эмоциях, используют красочные прилагательные для описания ситуаций. В их картине мира все строго, функционально, подчинено здравому смыслу и логике. Когда он говорит, может показаться, что человеческие чувства ему чужды, хотя в глаза бросается то, что этот человек очень много знает и стремится узнать еще больше. Но впечатление обманчиво, стоит отметить, что дигиталы чрезвычайно чувствительные люди. Ребята-дискреты часто увлечены программированием и компьютерами, отлично ориентируются в сложных математических задачах и хорошо играют в шахматы, любят всевозможные исследования, легко увлекаются. В их речи встречаются такие фразы как «поразмыслим логически», «над этим стоит подумать», «это необходимо проанализировать».

Стоит отметить, что такой способ восприятия детям не свойственен и встречается самое раннее в подростковом возрасте. Если вы обнаружили, что подросток ближе по типажу к дискретам, то самое правильное - это стараться общаться с ним, оперируя логическими доводами, приводя в подкрепление своим словам различные исследования и статистические данные, опираясь на научные источники.

Мы все очень разные, это неоспоримый факт. Часто, нам сложно понять друг друга, тем более, если при восприятии мира мы опираемся на различные ощущения и руководствуемся информацией, поступающую от разных органов чувств. Действительно, представьте себе, что аудиал, услышав приятную мелодию, будет пребывать в отличном настроении, даже если вокруг него беспорядок. В то время как, визуалу не важно акустическое сопровождение и вид беспорядка может его сильно расстроить. Но, еще один неоспоримый факт заключается в том, что в течении жизни каждый из нас задействует все каналы восприятия. У нас есть все, для того, чтобы понимать тех, кто находится рядом. И для этого требуется лишь быть немного внимательнее, обращать внимание на личностные особенности собеседника и стараться разговаривать с ним на одном языке.

Мария Меролаева

Пройдите тест и определите, в чем талантлив ваш ребенок. По результатам теста, вы получите рекомендации психологов, которые помогут вам понять, что способствует развитию таланта вашего малыша.

Педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, о психотипах и том, что их знание даст родителям возможность найти общий язык с ребенком и в конечном итоге сделать его счастливым.

Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о себе, как о личности, и если эта личность не похожа на маму с папой, родители нередко приходят в негодование: «Веретено, ни секунды не посидит!» — возмущается спокойная, уравновешенная мама. «Вялый, пассивный, с места не сдвинешь!» — недоволен решительный, темпераментный папа.

С самого начала надо признать за ребенком право быть непохожим на нас и вообще на кого бы то ни было, и научиться понимать и принимать его таким, какой он есть. Тонкие процессы, происходящие в нашем мозгу практически не поддаются корректировке, их можно только грубо нарушить, а значит поломать психику и исковеркать судьбу вашего ребенка. Вы можете сколько угодно заставлять малыша ходить «на музыку», которую он ненавидит, но он не только не будет музыкантом, но, скорее всего, вообще никогда в жизни не подойдет к инструменту после окончания школы, если по психическому складу ему ближе словесное творчество. И даже закончив из-под палки экономический ВУЗ, потому что «легче будет устроиться», ваш ребенок вряд ли станет хорошим профессионалом, если по типу характера он — созерцатель.

В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и, возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с помощью схем и таблиц, стихия четвертых — звук и музыка.

Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше понимать малыша, найти с ним «общий язык», выстроить систему обучения таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным и доступным для него способом. А значит, сделать так, чтобы ребенок был счастлив, чувствовал себя понятым и любимым, не испытывал стрессов при учебе в школе, имел возможность заниматься творчеством.

За годы работы с детьми разных возрастов я выделила для себя, в зависимости от того, какой канал восприятия и выражения ближе ребенку, четыре основных типа характера . Хотя, конечно, не стоит стремиться обязательно впихнуть малыша в «прокрустово ложе» психологический классификации. Достаточно лишь попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его?

РЕБЕНОК СЛОВА Большинство детей этого типа склонны к интуитивному, а не аналитическому восприятию. Такие малыши, как правило, очень рано начинают говорить, они очень общительны. Несмотря на то, что такие дети, как правило, очень рано и почти безо всякого обучения начинают читать самостоятельно, они еще долго нуждаются в том, чтобы им читали взрослые. Очевидно, восприятие информации на слух для них тоже очень важно. Многие дети этого психологического типа обладают «врожденной грамотностью»: умением писать без ошибок, не зная правил, и в этом случае не надо заставлять их заучивать орфограммы и подбирать проверочные слова: этим можно разрушить внутреннее чувство, а научить малыша стандартным орфографическим приемам вряд ли удастся.

Им легко даются иностранные языки методом «погружения», но в школе они могут испытывать с ним некоторые трудности. Школьная методика, при которой основное внимание уделяется грамматике и заучиванию слов для них не подходит. Лучше постарайтесь отдать малыша на хорошие курсы, желательно раньше, чем ему успеют привить отвращение к самому процессу изучения иностранных языков.

Дети слова чаще всего оказываются среди двоечников по точным предметам. Им, например, трудно бывает решить задачу, потому что они начинают вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и ежикам из условия и часто не могут понять, почему эта задача такая же, как предыдущая, если там говорилось про яблоки, а здесь — про грибы. В этом случае надо научить малыша «уходить» от условия, например, с помощью рисунка или схемы. Зато в написании различных сочинений, эссе, рефератов и статей им обычно нет равных.

Как правило, «дети слова» мечтают заниматься в жизни тем, о чем они в данный момент читают в книге, поэтому нужно понемногу помогать им в выборе профессии. Вообще, не стоит думать, что из «ребенка слова» может выйти только гуманитарий. Под влиянием личности талантливого учителя или интересных книг он может стать прекрасным биологом, психологом, врачом. Благодаря своей гиперконтактности «дети слова» обычно преуспевают в профессиях, связанных с интенсивным общением.

РЕБЕНОК ЗНАКА В основном это ярко выраженные аналитики и изобретатели. Эти малыши обычно не торопятся с речью: помалкивая до поры до времени, они накапливают информацию о языке, зато потом почти сразу начинают говорить длинными фразами и целыми периодами. Это, конечно, не повод мало разговаривать с крохой: наоборот, ему необходимо полноценное общение с вами, чтобы как следует «изучить» язык. Старайтесь побольше читать «молчунам»: они обладают великолепной памятью, и, заговорив, вскоре начнут поражать вас, рассказывая наизусть стихи и сказки, которые слышали давным-давно. Дети этого типа редко испытывают трудности при обучении чтению, но им, как правило, нужно объяснить логику превращения букв в звуки. Для них замечательно подходят те методики, в которых есть внутренняя логика и четкий алгоритм. Лучше всего такие дети обучаются чтению по системе Зайцева.

«Аналитики» обожают сказки с закрученным сюжетом, приключенческие и фантастические истории, детективы, а также энциклопедиями и научно-популярными книжками. Само по себе это неплохо, но нужно следить, чтобы они полностью не заменили малышу художественную литературу, не лишили его волшебного мира сказки, не превратили в эмоционально неразвитого «технаря».

Стихия «детей знака» — это карты и таблицы. Лучший способ научить их чему-либо — это составить вместе с ними толковую схему. Правда, будучи рационалистами, они вряд ли согласятся добровольно заучивать наизусть даже таблицу умножения («зачем, если есть справочник»), поэтому, несмотря на блестящие способности к точным наукам, у них часто бывают ошибки в вычислениях, они могут получить плохую оценку из-за незнания формул и т.д.

«Ребенок знака» без особого труда выучивает иностранные язык, с легкостью усваивает грамматику. Из таких детей часто вырастают прекрасные лингвисты и даже полиглоты. Правда, навыки устной речи на иностранном языке они приобретают медленнее, чем «словесные» дети. Они прирожденные изобретатели, и для них нет большего счастья, чем копаться в розетке или паять микросхемы. Чтобы избежать непоправимых разрушений и несчастных случаев, лучше всего определите их как можно раньше в кружок юных техников.

Малыши этого типа крайне азартны, поэтому их особенно следует оберегать от излишне тесного общения с компьютером: они больше всех других детей склонны просиживать перед экраном по много часов подряд. Они могут с удовольствием посещать музыкальную школу: таким детям легко дается нотная грамота, и им доставляет удовольствие овладение сложным музыкальным инструментом, но они довольно редко становятся хорошими исполнителями, хотя иногда из них получаются великолепные композиторы (Бах, создавший сложнейшую полифоническую технику, был, скорее всего, именно «человеком знака»).

Хотя этих детей и отличает прагматичный подход к жизни, они очень ранимы и психически неуравновешенны. Они не склонны ничего принимать на веру, здравый смысл не позволяет им слишком долго верить в волшебство, и не удивляйтесь, если получив от вас «авторитетный» ответ на свой вопрос, чадо тут же отправиться сверять сведения с энциклопедией.

Дети знака безумно любят органайзеры, расписания уроков, схемы метрополитена, копилки, коробочки с секциями — все то, что помогает структурировать пространство и время. Великолепным подарком для них может стать компас, часы, бинокль или микроскоп.

Вообще дети знака обычно очень педантичны, честны, обязательны и пунктуальны. Они абсолютно буквально понимают все, что им говорят (ведь каждое слово для них — знак), поэтому будьте крайне сдержанны при их критике, ругайте коротко и по делу, старайтесь не давать волю эмоциональным оценкам.

РЕБЕНОК ЗВУКА Едва появившись на свет, ребенок звука заявляет о своей артистичности и неординарности: обладая великолепным слухом, малыш еще в колыбели может начать воспроизводить различные звуки — от жужжания кофемолки до концертов Вивальди. Будучи лицедеем по натуре, кроха стремится произвести надлежащее впечатление на окружающих, причем с мамой может играть одну роль, с папой — другую, а для приходящей бабушки приберечь что-нибудь особенное. Не давайте себя провести, если сегодня ваше сокровище вошло в образ кошмарного злодея, а назавтра ему захотелось поиграть в ангела, или, чего доброго, искусно инсценировать комедию «Мнимый больной».

Ребенок звука, как правило, рано начинает говорить, но обычно не слишком заботится о качестве речи, может долго «сюсюкать» и коверкать слова, такие дети часто нуждаются в помощи логопеда. Им нравится, когда им читают вслух, они обожают слушать кассеты с литературными спектаклями и детскими песнями, но, как правило, не очень рано начинают читать сами: для них гораздо важнее звучащее, чем написанное слово. Процесс перевода букв в звуки и звуков в буквы может вызвать у них затруднения. Чтобы в дальнейшем у малыша не было трудностей с чтением и письмом, с ними можно позаниматься по кубикам Зайцева. Кроху может привлечь то, что при занятиях по этой системе буквы и склады пропеваются на различные мелодии.

Благодаря хрупкой нервной системе, такой ребенок может быть очень консервативным: отказываться идти на прогулку в новое место или к незнакомым людям в гости, одевать непривычную одежду. Кроха может десятки раз перечитывать одну и ту же книгу, отказываясь послушать что-нибудь новенькое. Как правило, дети звука не любят «ужастики» и захватывающие приключения, им больше по душе «просто книжки про детей, с которыми ничего не случается» (типа «Малыша и Карлсона» или «Денискиных рассказов»). Зато именно ваше чадо способно наслаждаться сказками Пушкина и Ершова, понимать и чувствовать поэзию. А если вы не будете форсировать события, придет время и для «Острова сокровищ» с «Тремя мушкетерами».

Вообще, обладая богатым и ярким внутренним миром, ребенок звука может несколько запаздывать в интеллектуальном развитии: образное мышление у него явно доминирует над аналитическим, и в занятиях, требующих смекалки, логики, активной словесной деятельности он может отставать от сверстников. Если вы не дадите сформировать у малыша комплекс неудачника, к старшим классам он нагонит одноклассников.

Дети звука легко выучивают иностранные языки, оказавшись в языковой среде, но вне ее редко в совершенстве овладевают грамматикой и письменной речью. Им подходит просмотр мультиков на иностранных языках. В школе «ребенок звука» может с легкостью схватывать объяснения учителя и при этом испытывать трудности при самостоятельной работе с текстом. Совсем маленьким можно помогать дома. Например, читать условие задачи вслух. Таким детям полезно (и обычно очень нравится) посещать различные лекции.

Ребенок звука необычайно музыкален и артистичен. У него могут быть великолепные вокальные данные, и он может легко научиться играть на нескольких музыкальных инструментах. Как правило, таких детей с распростертыми объятиями встречают в музыкальных и танцевальных школах, хоровых студиях.

Маленькие лицедеи обожают играть в театр. Чаще всего это будет «театр одного актера», который одновременно будет и танцором, и певцом, и режиссером. Малыш может выдумывать сюжеты, а может разыгрывать любимые книги, мультики, дорогие бабушкиному сердцу сериалы. У детей звука великолепная слуховая память, они могут помнить наизусть десятки стихотворений и песенок, а также абсолютно не предназначенных для них историй и с огромным удовольствием демонстрируют свои таланты всем и каждому. И девочки, и мальчики этого типа любят играть в куклы (не вздумайте стыдить за это сынишку, а тем более подозревать его в ненормальной ориентации!). Если кукол не окажется под рукой, они быстренько разыграют целое представление, актерами в котором будут фломастеры, пузырьки, бельевые прищепки. К логическим играм, конструкторам и техническим игрушкам эти дети, как правило, абсолютно равнодушны.

Обычно ярко одаренные дети звука посвящают свою жизнь сцене. Но они могут преуспеть и в любой профессии, требующей артистизма: стать хорошими педагогами, адвокатами, журналистами, политиками. Нужно только, чтобы в раннем детстве им не привили отвращения к школе, тогда в старших классах они начинают неплохо учиться и могут прекрасно закончить школу, но именно им прежде всего необходима поддержка и понимание родителей, которые будут снисходительно относиться к их неудачам и стараться адаптировать школьную программу к их нестандартному мышлению.

РЕБЕНОК ЦВЕТА Такие дети, кажется, рождаются уже с карандашом в руках и, за неимением мольберта, начинают покрывать шедеврами все доступное пространство: обои, пол, бабушкин сервант, собственное пузо …

По правде говоря, хорошо рисуют абсолютно все дети (потом их, правда, быстренько отучают от этого заботливые воспитатели и школьные учителя). Но для «ребенка цвета» рисование — главный и самодостаточный канал связи с миром. Он не создает иллюстрации к своим литературным произведениям, не делает декораций к спектаклям, не рисует схемы изобретений и наглядные пособия. Он просто живет цветом, линией, объемом.

Как ни странно, именно про этих детей чаще всего говорят, что они плохо рисуют: живописный и графический образ для них настолько самодостаточен, что они не стремятся его конкретизировать, не торопятся научиться передавать сходство с реальным предметом. Если им не мешать, они долго остаются «абстракционистами», но у них, как правило, с самого раннего детства великолепно развито чувство цвета и композиции. Позже они обычно с легкостью овладевают художественной техникой.

Им нельзя показывать профессиональные приемы рисунка и живописи до одиннадцати-двенадцати лет, объяснять им законы композиции и перспективы, требовать заполнения всего листа и соблюдения пропорций. Детский рисунок — это отражение сложных психических процессов, и, грубо вторгаясь в них, мы не только можем отбить у малыша желание заниматься творчеством (отчаявшись выполнить требования взрослых, он может вообще отказаться рисовать или, наоборот, овладев приемами «взрослого» рисования, навсегда утратит творческую индивидуальность), хуже то, что это может привести к серьезным нарушениям нервной системы, эмоциональным срывам, разрушить тончайшую внутреннюю гармонию.

Дети цвета, как правило, очень уравновешенны и обладают хорошей нервной системой. Возможно, причина заключается в том, что они выплескивают в рисунок все свои стрессы, страхи и комплексы. Если малышу не мешать развиваться, как он хочет, он вряд ли доставит родителям много хлопот.

Ребенок цвета обычно молчалив и не очень рано начинает говорить просто из-за того, что речь для него — не самый важный канал связи. Но постоянная работа карандашом или кистью, возня с пластилином прекрасно развивают мелкую моторику, что, в свою очередь оказывает благотворное влияние на формирование тех отделов мозга, которые отвечают за речевую деятельность. Поэтому у много рисующих детей, как правило, не бывает серьезных логопедических дефектов (если речь не идет, конечно, о грубой врожденной патологии), они легко овладевают чтением и без проблем учатся письму.

Дети цвета не очень хорошо воспринимают материал на слух, но обладают великолепной зрительной памятью. Поэтому им будут полезны наглядные пособия. В средней школе детям этого типа хорошо даются предметы, требующие пространственного воображения: геометрия, черчение, география, биология, они могут неплохо успевать и по гуманитарным предметам, но все это только если повезет с учителями. Ребенок цвета не приемлет готовых схем, сухой логики, ему необходима яркая, образная подача материала, опыты, работа с муляжами, гербариями, препаратами, хорошие учебные фильмы.

Хотя ребенок цвета может много и с увлечением читать, чтение для него — не самодостаточное занятие, а скорее материал для дальнейшего творчества, источник вдохновения.

Маленькому художнику необходимо общество себе подобных. Поэтому постарайтесь найти хорошую изостудию, где умный талантливый педагог не будет подавлять творческую натуру малыша. Увидеть свое «произведение» в раме и под стеклом на стене настоящего выставочного зала — это лучшая награда для ребенка цвета. Но надо очень внимательно следить, чтобы педагог ни в коем случае не выделял кого-то из детей, не заставлял их копировать, раскрашивать, рисовать «по-взрослому»

Конечно, в природе почти невозможно встретить ребенка, которого строго и безоговорочно можно было бы отнести к тому или иному типу. Речь идет, скорее, о том, какой канал восприятия и выражения является для малыша доминирующим, определяющим тип его личности. Но, и остальные он будет, конечно, развивать и использовать для достижения своих целей.

Может случиться и так, что вы найдете в своем малыше отдельные черты разных типов или окажется, что он не похож ни на один из них. Что ж, это еще раз подтвердит, что каждая личность неповторима и уникальна и не укладывается на самом деле ни в какие схемы. И достаточно внимательно и с любовью понаблюдать за ним и попытаться понять, какой он и что мы в силах сделать, чтобы он смог состояться как полноценная, творческая, счастливая личность.

Характер человека формируется в детстве, и его основой является темперамент. Так, энергичная, вспыльчивая, обидчивая личность - это типичный холерик, распознать которого можно еще в дошкольном возрасте. Итак, узнаем о том, как психологи дифференцируют индивидуальные особенности детей, и какую роль это играет в воспитательном процессе.

Психологические типы личности по Юнгу

Классификация, предложенная ученым, является одной из самых распространенных. Но сам Карл Юнг никогда однозначно не утверждал, что психологические типы личности - это врожденные особенности человека. Ученый был осторожен в подобных вопросах. Однако он всегда подчеркивал, что психологический тип можно определить с первых лет жизни ребенка, когда влияние семьи , воспитания, окружения еще не столь велико. С взрослением тип личности может немного корректироваться, сглаживаться, но основа остается той же.

Итак, детей можно разделить на два психологических типа - интроверты и экстраверты. Автор считал их противоположными, но одновременно дополняющими друг друга, как восточное единство двух начал «Инь» и «Янь». Интроверты - это «Инь», экстраверты - «Янь».

Дети-экстраверты

Характеризуются энергичностью, непоседливостью, очень любят говорить, открыты для людей и внешнего мира. В компаниях своих одногодок экстраверты - зачинатели игр, организаторы, инициаторы, в том числе и потасовок.

Порой их лидерство со стороны выглядит агрессивно. Однако все действия и поведение детей-экстравертов обусловлены направленностью во внешний мир. Такие мальчики и девочки всегда стремятся к свободе, и порой их стремления просто не имеют рамок, если воспитательным процессом не управлять, не прививать ответственность.

Особенно ярко стремление к свободе проявляется у детей-экстравертов в период полового созревания . Подростки переходят границы дозволенного и могут просто превратиться в диктаторов, стать на скользкий путь, выбирая то, что неприемлемо обществом. Дети легко увлекаемыми. У них много энергии. Именно они при правильном педагогическом подходе становятся героями праздников, успешно справляются с множеством ролей, отлично в них вживаясь.

Экстраверты любят быть в центре внимания, участвуют в конкурсах, турпоходах. Это прирожденные лидеры. Однако стремление к лидерству нередко обнаруживается у таких детей с негативными чертами характера. Став лидерами, они подчиняют себе других сверстников, управляют ними, делают их зависимыми. Часто дети-экстраверты могут соревноваться с воспитателем или учителем в своей власти над коллективом.

Они очень импульсивны в выражении радости и гнева. Такие проявления выражаются максимально ярко: подпрыгиванием, хлопками, поцелуями, слезами, потоками речи, истериками .

Дети-интроверты

Это личности, замкнутые в себе. Они медлительны, молчаливы, спокойны, сосредоточены. Их бывает очень трудно расшевелить. В детском саду, на школьных уроках они внимательно слушают педагога, никогда не мешают.

У интровертов огромный запас терпения. Однако они не спешат проявлять активность, выходить к доске, показывать свои знания. Замкнутость и пассивность таких мальчиков и девочек является следствием их интроверсии. Такие ребята часто на уроках просто не успевают воспринимать и осмысливать информацию. Они в большинстве случаев не шумят в школе, не вызывают раздражение учителей.

В жизни интроверты особой активности не проявляют, однако за себя постоять могут. Подростки-интроверты, будучи в роли лидеров, нередко оказывают сильное влияние на своих сверстников, управляя ними даже без слов, давления и эмоций.

Типы детей по психологии и подходы к ним

Помимо классификации Карла Юнга, существует и другая, базирующаяся на определении темперамента ребенка. Латинское слово «temperamentum» означает «соотношение частей». Другими словами, темперамент - это индивидуальные особенности, определяющие динамику поведения человека и протекания психических процессов. Он является заложенной от рождения нервной структурой человека. Проявляется темперамент в скорости психических процессов, активности, стойкости эмоциональных реакций, импульсивности или ее отсутствии. Свойства темперамента - основа характера .

Для правильного определения типа детского темперамента нужно некоторое время понаблюдать за поведением мальчика или девочки. Определив тип темперамента дошкольника, с ним можно строить правильные воспитательные отношения. Итак, что характерно существующим четырем типам?

Ребенок-холерик

Беспокоен, всегда активен, порой агрессивен . Настроение такого малыша может поменяться буквально за несколько секунд. Такие дети энергичны, вспыльчивы. Они любят коллективные игры соревновательного характера, информацию запоминают быстро, но и забывают ее так же. Холерики комфортно чувствуют себя в любой обстановке, и ее смена не отражается на их комфорте. Для них поход в детский сад, школу - не проблема. Дети-холерики заводятся в играх быстро. Они с трудом засыпают по вечерам, днем уложить их спать трудно. Все процессы, в том числе адаптация, запоминание, выздоровление, в их организме протекают быстро. Такие дети долго не злятся, они незлопамятны, эмоции проявляют очень ярко.

Родители и педагоги должны учитывать, что такие мальчики и девочки переполнены энергией, поэтому ее нужно направлять в правильное русло. Им нужно заниматься спортом , причем теми видами, которые ребенку действительно нравятся, ведь в противном случае ходить в секцию малыш откажется. Этим детям очень трудно длительное время сидеть над уроками, поэтому в выполнении домашних заданий обязательно надо делать перерывы. Можно разделить их на обеденную часть и вечернюю, которая разграничивается спортивной тренировкой с выбросом энергии. С детьми-холериками чаще нужно бывать на природе, они любопытны, а вот закрытых пространств не любят. Их истерики и гнев можно легко унять, переключая внимание на любимые занятия. Не нужно их перекрикивать. Такие ребята нуждаются в похвале, поддержке, понимании, сочувствии.

Ребенок-меланхолик

Этот тип можно назвать полной противоположностью холерику. Такие ребята тревожны, спокойны, замкнуты, их трудно приобщить к активным играм. Часто они держатся особняком в детском коллективе. Характеризуются неторопливостью, даже медлительностью, рассудительностью. Из них вырастают консерваторы. Не любят новшеств, инноваций, резкой смены обстановки, трудно адаптируются к новым педагогам.

Нередко у таких деток хорошо развитая интуиция. Но растут они неуверенными в себе, робкими. Им трудно усваивать новую информацию, но запоминают ее дети надолго. Меланхоликам тяжело привыкнуть к детсаду, школе, они при этом часто болеют. Такие ребята подолгу любят находиться со взрослыми и старшими детьми.

Ребенка-меланхолика обидеть легче всего, поэтому родители должны проявлять в отношениях с ними тактичность, терпение. Их нужно стимулировать к откровениям, чтобы свои обиды и страхи они не прятали глубоко в душе. Ведь со временем это перерастает в комплекс неполноценности, самоизоляцию. Любые их начинания, инициативы надо поощрять. Именно детей-меланхоликов педагоги должны меньше критиковать, особенно в присутствии других малышей. В воспитательном процессе такого мальчика или девочки не должно быть места крикам, физическим наказания и строгим ограничениям. Терпение, спокойствие, понимание - вот постулаты общения с меланхоликом.

Ребенок-флегматик

Он спокоен, уверен в себе, нетороплив, всегда проявляет осмотрительность. Из таких детей вырастают взрослые, у которых всегда все налажено правильно, работа выполняется тщательно, продуманно, качественно. Флегматики нечасто проявляют эмоции, это интроверты, они могут и переживать в душе, но не показывают этого. Предпочитают спокойные игры, могут часами собирать конструктор. Мальчики и девочки этого типа не любят новшеств, длительное время привыкают к новым друзьям и обстановке. Отличаются хорошим сном, однако утром просыпаются с трудом. Чаще всего из них вырастают взрослые, которых можно отнести к типу «сов».

Психологи рекомендуют взрослым в общении с такими девочками и мальчиками излучать максимум положительных эмоций, чтобы «заражать» ними. В флегматиках необходимо развивать любознательность, делая их досуг более разнообразным. Медлительность таких малышей нужно немного ускорять с помощью спорта, пеших семейных походов, элементов соревнования в повседневной жизни. Ведь в будущем такие люди часто имеют негативную черту - опаздывать всюду и не дружить со временем. С раннего детства родители должны четко и постоянно ограничивать время пребывания таких детей у экрана компьютера , например, ставя перед ними песочные часы. Нужно определять конкретное время для выполнения учебных заданий, учить ребенка успевать, правильно организовывать свое свободное время.

Ребенок-сангвиник

Такие дети характеризуются веселым нравом, общительностью, склонностью к лидерству, поддержке, сочувствию. Они легко сходятся с новыми членами коллектива, адаптируются к новой обстановке. Их отрицательные черты - это беспечность, доверчивость, отсутствие страха. Порой начатое дело они могут не доводить до конца, потому что легко за него берутся, не рассчитывая свои силы и время. Дети совершенно незлопамятны. Это будущие взрослые оптимисты. В школе сангвиники отличаются успеваемостью, лидерством, хорошей памятью.

Поскольку таким детям иногда не хватает упорства и терпения, то именно на это нужно обращать внимание родителям и учителям. Воспитывается усидчивость чтением книг, совместным сбором пазлов. Необходимо следить за тем, чтобы жизнерадостность детей не перерастала в поверхностность и некачественное выполнение работы. Излишняя доверчивость и открытость тоже могут стать причиной неприятностей с такими детьми, особенно в подростковом возрасте. Они легко приобщаются к вредным привычкам.

Специально для - Диана Руденко

Моя мама говорит, что я с детства больше всего любила играть с книгами. Не знаю, проводила ли она, как принято, до года тест или просто наблюдала за мной, но это однозначно вызывало у нее положительные эмоции. Правда, учиться меня «отправили» экономике, т.е. не согласно своему предназначению, а на модную в то время профессию.

плюс: у меня есть диплом
минус: никогда в жизни он мне не пригодился, потому что ни писать о бухгалтерии, ни обучать этому других мне не интересно

А теперь по порядку о задаче родителей определить предназначение ребенка, о психотипах детей в целом, а так же о том, как выявить сильные и слабые стороны ребенка и не задавить его индивидуальность.

Для начала: выявлять предназначение ребенка желательно в возрасте до года, пока память прошлых жизней более сильная. Суть теста в том, чтоб еще «несмышленышем», не подверженным влиянию общества, моды и прочим вредным вещам, ребенок о своем предназначении «намекнул» взрослым, и облегчил родителям задачу определения сильных и слабых сторон.

Тест на определение предназначения ребенка

«Операция» довольно простая и определение психотипа ребенка не потребует особых навыков. Нужно собрать предметы (игрушки) символизирующие каждый психотип и разложить перед ребенком. Из какой категории будет заинтересовавшая его вещица, такое предназначение у ребенка в жизни. Согласно тому психотипу нужно направлять ребенка для обучения. Для счастливой жизни в русле своей Души, согласно своему предназначению ребенок должен обладать определенными качествами характера, поэтому есть определенные рекомендации, как мотивировать ребенка и на какие черты обратить особое внимание.

Предметы для определения предназначения ребенка:

  • для «ученых», естественно, книга будет лучшим символом
  • для «воина» — это оружие
  • для «торговцы» — символы материального, деньги
  • для «рабочих» — рабочие инструменты

Воспитание с учетом предназначения и психотипа ребенка

⇒ Ребенок-ученый по предназначению

Особенность этого психотипа является склонность к наукам, обдумыванию, глубокому анализу. Дети с этим предназначением настолько ответственные, что считают себя причастными ко всему происходящему в социуме; часто склонны к самоедству и излишней самокритике. У детей с главным предназначением «ученый» чрезвычайно развит разум (не путать разум и ум). Таким детям просто необходимо заниматься саморазвитием, изучением законов вселенной. У детей этого психотипа большая склонность понимать причинно-следственные связи, поэтому им показано изучение всего, что связано с кармой. Главное предназначение человека (ребенка) с таким предназначением делиться своими знаниями с другими, видеть перспективы и анализировать последствия, определяя, направление движение для других. Таких детей часто отличает резкость в высказываниях, но в Душе они очень добрые.

В воспитании характера ребенка такого психотипа задача родителей развивать честность, сострадание, человеколюбие, простоту. У детей с таким предназначением нельзя допускать развития тщеславия – им противопоказано стремиться к славе, почестям и популярности. Негативную роль может играть и желание покоя, так как не дает возможности реализации главного предназначения человека такого психотипа. Довольно опасно пытаться задавить индивидуальность ребенка с предназначением «ученый» — он будет наиболее несчастным среди всех лишенных индивидуальности (агрессия, всевозможные злоупотребления для ухода от реальности).

Дети с главным предназначением «ученый» уже «замотивированы» опасениями показаться глупым. Задача родителей поддерживать их в стремлениях.

⇒ Психотип ребенок-воин и его воспитание

Воин – это условное название, еще можно называть управленцем, руководителем. Наиболее важным для ребенка с этим призванием является дисциплинированность и любовь к порядку. Дети этого психотипа хорошо систематизируют поступки людей относительно установленных правил. У них способность у

Задача родителей воспитывать в ребенке с таким призванием благородство, рыцарство, честь, достоинство, уважение к законам и правилам; с самого детства должно прививаться понимание справедливости, милосердия, — именно эти качества характера делает их сильными. Их нельзя растить изнеженными, излишне баловать, давать много возможностей для лени или наслаждений. Задача родителей прививать понимание, что власть – это не только возможности, но и огромная ответственность за окружающих.

Лучше всего раскрываются их положительные качества характера, если проявлять уважение к ним, для них очень страшно этого лишиться.

⇒ Психотип ребенок-торговец и его воспитание

Главное качество детей данного психотипа – это гибкий изворотливый ум. Они частенько хитрят – они по-другому просто не могут – и если это не перерастает в настоящее мошенничество, ничего плохого в этом нет. С малых лет они ценят деньги и материальные блага. А вот ответственность они могут на себя брать только за своих близких. Как правило, и сильные кармические проблемы связаны именно с родственниками.

Задача родителей в воспитании детей психотипа «торговец» пояснять, что материальное хорошо в том случае если идет на добрые дела. Воспитывать в ребенке с главным призванием «торговать» нужно благотворительность, хозяйственность, практичность, искореняя жадность и желание пустого накопительства.

Лучше всего мотивировать ребенка с предназначением «торговец» путем поощрений (подарки, карманные деньги, ну или, в крайнем случае, пообещав что-то забрать, если он не сделает нужное) и проявления доверия к нему. Доверие и еще раз доверие, если вы хотите добиться хоть чего-то!

⇒ Психотип ребенок-рабочий и его воспитание

Для ребенка с призванием «рабочий» важно четкое понимание задачи, так что в большинстве случаев успех выполнения требований зависит от четко-поставленного поэтапного требования, т.е. от руководства. Любая неопределенность и неизвестность ввергает их в депрессию. Максимум допустимой ответственности – это за самого себя, так что не стоит надеяться, что он хорошо присмотрит за другими ребятишками.

Так как главное качество характера, оказывающее на человека с главным предназначением «рабочий» будет то, насколько усердно он готов трудиться, то на родителях лежит задача хоть «из-под палки» заставить его получить профессию и воспитать в нем просто порядочного человека. Негативные качества свойственные детям психотипа «рабочий»: лень, желание легких денег, склонность к всевозможным злоупотреблениям, желание обманывать, поэтому задача родителей с самого рождения обучать его пониманию «хорошо-плохо».

Особенно сложно придется «купцам»-родителям в воспитании «рабочего»-ребенка. Психотип первых привык стимулировать «пряником», а в данном случае нужен «кнут». Бесполезно так же обращаться к совести или заведенным порядкам. Так как данный психотип детей ориентирован на физическое, то это тот самый случай, когда лучшее средство «щелкнуть ремнем возле уха», дабы не возникало искушений (задача родителей не хлестать ребенка, а показать ему, что он понесет физическое наказание!).

Внимание : воспитание в строгости – это когда наказания с любовью, остальное же называется обычным насилием!

Как я уже писала в самом начале статьи детям свойственно проявление сразу двух-трех психотипов. Ребенок может чередовать свое поведение, что делает более сложным определение его психотипа в более взрослом возрасте. Задача родителей не подгонять под какой-то один, а следовать рекомендациям воспитания для обоих типов. И анализировать в чем именно главное предназначение, определяя доминирующий психотип у своего ребенка.

Задача родителей – помочь следовать предназначению ребенка

  • Какой смысл пытаться заставить кого-то жить чужой жизнью?..
  • Будет ли ребенок, лишенный индивидуальности и не следующий своему предназначению счастлив?..

Задача родителей понять, какой путь должен пройти их ребенок, в чем его предназначение и дать ему для этого все возможные «инструменты». Не пытайтесь сделать свое чадо «другим», «насильно счастливым» — учитывайте истинную природу и предназначение ребенка, цените индивидуальность.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья — только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД

С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1-2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом — место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него — восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе — как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг — тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий — боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов — сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них — нечто второстепенное, главное — теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих — целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы — меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру — суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты — привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других — защитить, а в минуты эмоционального подъема — разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых — от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
. явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
. скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.









2024 © rukaraoke.ru.