Работы по нравственному воспитанию. Работа по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе. Работа по нравственному воспитанию


1. И.Н. Красноштанова., БДОУ г. Омска «Детский сад №56 комбинированного вида»

Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы.

В связи с низким уровнем духовной культуры общества в целом, а также с тем, что понятие о нравственности в сознании современного человека становится всё более размытым, особую актуальность приобретает воспитание нравственной культуры дошкольников.

Дошкольное детство - это так называемый «доморальный» уровень, когда происходит формирование первичных представлений о нравственных нормах и в сознании ребёнка возникает сеть словесно-образных ассоциаций. У детей начинают вырабатываться первые моральные суждения и оценки, формруется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, поведение ребёнка ничинает опираться на нравственную норму. Именно в этот период появляются предпосылки для нравственного воспитания детей....читать полностью

2. Л. В. Мазур., БДОУ г. Омска «Детский сад №361»

Воспитание миролюбия у старших дошкольников средствами краеведческого материала в системе ДОУ.

Омская область является полиэтническим, поликонфессиональным, поликультурным субъектом РФ. Первая среда научения общению дошкольников это семья, группа сверстников. Этнический состав воспитанников возрастных групп разнообразен. Эту данность дети начинают различать не сразу и при непосредственном участии нас, взрослых.

Наличие терпеливого педагога, родителя есть необходимое условие становления личности дошкольника. В диалоге с семьей основа принцип позитивности. Для формирования у воспитанников доверия к взрослым, чувства собственного достоинства считаем важным трансляцию уважительного отношения участников образовательного процесса друг к другу, сотрудничество. По отношению к дошкольному возрасту как начальному этапу формирования личности человека принцип позитивности это: позитивная установка на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способностей; раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности....читать полностью

3. Сопова О.В., БДОУ г.Омска «Детский сад комбинированного вида № 87»

Развитие у детей доброжелательных отношений в игровой и образовательной деятельности, как средство духовно-нравственного воспитания

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитие в детях доброжелательных отношений к окружающим, умению помогать людям и быть счастливыми при этом.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примера не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать....читать полностью

4. Цырульникова А.Ю., БДОУ г. Омска «Детский сад №283 комбинированного вида»

Знакомство старших дошкольников с русской народной культурой средствами малых фольклорных форм.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Стоит вспомнить, что « любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», так писал академик Д. С. Лихачёв...читать полностью

5. Е.В. Афошина, Е.В. Нечипоренко, БДОУ г. Омска «Детский сад № 344»

Организация духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание ребёнка - один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающим поколением и претворение в практическое действие высших духовных ценностей. Духовно-нравственные ценности развиваются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками. К сожалению, в современном обществе у большинства людей материальные ценности доминируют над духовными. В свое время ещё Люк де Клапье Вовенарг говорил, есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство...читать полностью

6. Белов С. А., ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет».

РОЛЬ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Никто не будет отрицать, что формирование личности у подрастающего поколения всегда было и остаётся одной из важных задач всего общества и в частности педагога и преподавателя непосредственно участвующих в процессе воспитания и обучения.

Стремясь к достижению гармонии в образовании и воспитании повсеместно во все века, независимо от характера приобретаемых специальных знаний и умений в школах и университетах преподавались основы рисования, музыки и хореографии. А с приобретением человечеством книг Библии и особенно Евангелия во главу угла был поставлен «Закон Божий», дающий учащимся правильное самосознание себя как человека созданного по образу и подобию Божьему и миропонимание земной жизни и жизни вечной.

Всем известно, что любая наука или знание до тех пор имеет логику, пока находится в определённой системе координат земного бытия. За гранью земной жизни в мире не видимом, земные науки не представляют ни какой ценности и теряют всякий смысл....читать полностью

7. Глухова И.В., Манойло И.Н., Бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования «Омский автотранспортный колледж»

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание студентов в рамках реализации социального проекта «Святая память»

Святая память… Она не только в местах, возрожденных из пепла забвения. Память, прежде всего, в сердцах и руках тех, кто помогает ее вернуть потомкам и современникам, не позволяет забыть о себе.

Возрождение и очищение наших душ начинается с возведения православных храмов на Руси. Любовь, милосердие, сострадание и добродетель - эти духовные ценности, всегда отличающие россиян, подвигают нас на добрые дела.

В современных условиях воспитание подрастающего поколения является главным социальным и государственным приоритетом, что закреплено Законом РФ «Об образовании». В данном документе определен результат воспитательного процесса: выпускник образовательного учреждения - гражданин-патриот, профессионал-работник, семьянин-родитель.

Но как этого добиться, когда вокруг наблюдается распад духовных и нравственных ценностей, падение чувства национальной гордости, ослабление патриотических настроений среди молодежи?....читать полностью

8. Еремеев А.В., Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Cовременные эволюционные теории и христианское видение мира.

Вопрос о возможности эволюционного возникновения биологического мира во всей его сложности и разнообразии давно стоит на повестке дня в диалоге науки и религии. По мнению Ч. Дарвина, суть теории эволюции посредством естественного отбора состояла в том, что она давала объяснения существования сложных адаптаций, отличные от чудотворных. При этом Ч. Дарвин писал: «Если бы возможно было показать, что существует сложный орган, который не мог образоваться путем многочисленных последовательных слабых модификаций, моя теория потерпела бы полное крушение». По сути, здесь ставится вопрос о существовании сложных биологических систем с большим числом взаимодействующих компонент, таких что каждая компонента не выполняет какой-либо полезной функции в отрыве от системы. Для характеризации таких систем известный специалист по микробиологии М. Бихи ввел термин система с неснижаемой сложностью и рассмотрел три примера: бактериальный жгутик, свертывание крови и иммунную систему...читать полностью

9. Исаханян Т.В., БДОУ г.Омска «Детский сад компенсирующего вида № 400», Сало Е.Б. БДОУ г.Омска «Детский сад № 365»

Влияние музыки на духовно-нравственное развитие личности детей старшего дошкольного возраста, музыкально-психологическое воспитание и сотрудничество с семьей.

Музыка - воспитатель души. Во все времена высоконравственные личности наиболее близки к искусству, в том числе - к музыке. Можно перефразировать известную поговорку: «Скажи мне, какую музыку ты слушаешь, и я узнаю, насколько ты воспитан». Проблема нравственности существует во все времена. В сегодняшней России важно восстановление личности, чтобы духовные ценности стали превыше материальных. Основы закладываются в дошкольном возрасте - это период активной социализации ребенка, вхождение в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности, а духовность - основополагающее условие для развития творческой и инициативной личности. Чтобы у детей были представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Доброе, разумное, бережное отношение к миру не появляется само по себе: его надо формировать, взращивать, лелеять на понятном, близком, доступном по содержанию материале....читать полностью

10. Левшина Н. С., БОУ города Омска «СОШ №41».

Проектно-исследовательская деятельность школьников в БОУ города Омска «СОШ №41» на внеклассных занятиях по духовно-нравственной культуре.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся являются результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.

Следует отметить также ценностную установку на истину в исследовательской деятельности; её конструктивно-деятельностный, а не декларативный характер, её главная цель - установление истины, «того, что есть».

Проектно-исследовательская деятельность, посредством которой происходит интериоризация духовных ценностей подростков, нами организована с 2004 года на внеурочных занятиях по духовно-нравственной культуре, а затем и в рамках деятельности школьной площадки Интел «Путь к успеху. Учимся с Интел», тьютором которой с 2008 года является автор данной работы. Программа «Учимся с Intel» была разработана первоначально для того, чтобы помочь детям, которые не имеют постоянного доступа к компьютерам, не только приобрести основные навыки работы на компьютере, но и работать в команде, научиться решать различные проблемы совместно с другими людьми, используя навыки критического мышления...читать полностью

11. М.А. Грабар, казенное образовательное учреждение Омской области «Средняя школа № 3 (очно - заочная)».

Духовно - нравственное развитие педагога как основа его профессиональной культуры.

«Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, - пишет К.Д. Ушинский, - не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитать только личность учителя. Кто такой Педагог? Он отнюдь не «урокодатель». Он - просветитель, наставник, духовник и друг. Таковы лучшие учителя. Таков идеал педагога, взращивающий, назидающий и укрепляющий юную душу, ведущий ее к высоким целям....читать полностью

12. Макуха Е.А. БДОУ г. Омска "Детский сад № 247 комбинированного вида"

Использование жанра поэтической молитвы в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Исторически сложилось, что современное общество отодвинуло религиозную сторону своей жизни на задний план. Над духовной жизнью человека тяготеют продовольственные и жилищной проблемы. Всё это неуклонно ведёт к вырождению общества, к пассивности в противостоянии наступлению бездуховности. Данная проблема все больше и больше привлекает к себе внимание. Так в новом законе 273-ФЗ «Об образовании в РФ», вступившемв силу с 1 сентября 2013 года, впервые появляется статья 87 об особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, особенности получения теологического и религиозного образования. Но изучение религии и вера в Бога - это не равнозначные понятия...читать полностью

13. Суркова Г.В., БОУ г. Омска «Гимназия № 12» имени Героя Советского Союза В.П. Горячева.

CОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ

Мы хотим представить результаты взаимодействия методического объединения учителей курса ОРКСЭ САО г. Омска с социальными партнерами. В 2013 г. мы участвовали в городском конкурсе инновационных проектов, стали победителями и получили поддержку от Департамента образования Администрации города Омска на осуществление методической поддержки в образовательных учреждениях САО на базе тьюторского центра БОУ г. Омска «Гимназия № 12». Составлен календарный план работы центра, с которым слушатели были ознакомлены на первом заседании...читать полностью

14. Тагильцева И.М. Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВНЕДРЕНИЯ КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой справедливо оценил роль казачества в истории России, отметив, что «казачество создало Россию» . Большие надежды связываются с казачеством и на современном этапе развития нашей страны. Закономерно, что президент Путин В.В. инициировал разработку стратегии развития российского казачества до 2020 г., которая стала руководством к действию заинтересованных в развитии казачества сторон. Одной из таких заинтересованных сторон является Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», интегрирующий программы среднего и высшего профессионального образования, по которым обучается свыше 3000 студентов. Девиз нашего вуза отражает его целевую установку: «Образование высшего качества для успеха страны и поддержки казачества»....читать полностью

15. Фалалеева И. А., федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Из истории первых библиотек на Руси.

Появление книги и библиотеки на Руси связано с принятием христианства и относится к концу IX- Xв.

"С первых моментов появления книги на Руси, она имела важное значение. Древняя Русь прокладывала свой путь к цивилизации, опираясь, прежде всего, на книгу. Христианство распространялось на Руси с помощью книги, воспитавшей собственных пророков и ревнителей христианской веры, учивших народ живым примером. Через книгу знакомились русские люди с жизнью и преданиями западных стран, «включенные в книжные свитки западные и византийские сочинения становились органической частью свода древнерусской литературы» .

Один из первых «книжных» людей древней Руси, предположительно преподобный Никон Великий, писал уже о князе Владимире как об основателе книжного образования и знания на Руси, который «вспахал» книжным просвещением сердца своих подданных: «Отец бо сего, Володимер, землю взора (взорал - вспахал) и умягчи, рекше (то есть) Крещеньем просветив. Съ (сей) же насея книжными словесы сердца верных людий. Се бо суть реки, напояюще Вселеную, се суть исходища (источники) мудрости; книгам бо есть неищетная глубина»...читать полностью

16. Хомякова А.Е., БОУ СПО ОО ККИИ

Воспитание души - истинная цель учебно-воспитательной деятельности педагога (к вопросу о русском национальном характере на фоне реалий ХХ1 века).

Особенности социокультурной ситуации нашего времени заключаются в противоречии современных реалий. Это, с одной стороны, молчаливое согласие государства на разрушение духовно-нравственных ценностей у молодежи средствами медиакоммуникаций. А с другой стороны - призыв государства к духовно-нравственному воспитанию молодежи. В результате такой политики все, что делается в этом направлении усилиями педагогов нивелируется, размывается действиями СМИ. Но отказываться от этой работы нельзя. Поэтому мы, педагоги, стараемся внести свой посильный вклад в это важное дело. Я, как преподаватель народной художественной культуры, определяю цели своей работы не только как трансляцию знаний о традиционной культуре русского народа, но прежде всего в передаче молодежи духовного опыта их предков.

Д.С.Лихачев в «Письмах к молодым читателям» высказал мысль о том, что для человека и общества главное память. «Беспамятный» - это, прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки… Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»...читать полностью

17. Е.М.Чешегорова. Омская Епархия Русской Православной Церкви, Бюджетное учреждение Омской области «Центр патриотического воспитания молодёжи»

От патриотического чувства к патриотическому действию .

В настоящее время в России происходит обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания детей и молодёжи. По всей стране создаются центры патриотического воспитания, призванные скоординировать всю деятельность различных формирований, занимающихся таким воспитанием, и методически обеспечить единые подходы этой деятельности.

Система подготовки молодёжи к службе в армии существует практически во всех развитых государствах. В России в разные периоды её существования накоплен в этой области значительный опыт, который перенимали такие страны, как Германия, Франция, США. Тот же незаслуженно забытый нами и возрождаемый сегодня комплекс ГТО был положен в основу оздоровительных молодёжных программ во многих странах мира, не говоря уже о наработках тех, кто воспитывал Суворова, Кутузова и других столпов нашей воинской истории. Мало того, - в крестьянской общине также существовал значительный опыт, позволявший русским воинам быть крепкими духовно и телесно. Что и говорить о культуре казачества, являвшегося не только щитом, но и мечом России. Но стоит помнить, что патриотизм выражается не только в готовности служить Родине с оружием в руках, но и работать для её процветания....читать полностью

18. Неделько Н.Г. ОРОО «Трезвый Омск».

Создание инновационно - профилактической среды через межведомственное взаимодействие.

С 2009 г. специалистами РОО «Трезвый Омск» последовательно проводится профилактическая работа в сфере профилактики аддиктивного поведения.

Целью нашей деятельности является:

Пропаганда и распространение принципов трезвости в личной, семейной и общественной жизни жителей города Омска и Омской области.

Построение здорового общества, свободного от алкоголя, табака и других наркотиков.

Мы верим, что сможем когда-нибудь достичь утверждения осознанной трезвости среди всего населения Омской области.

В своей деятельности изначальномы делали акцент на первичной профилактике по противодействию формированию зависимостей среди детей и молодёжи. В настоящее время мы планируем освоить следующий этап в работе: вводить тренинги, мастер-классы, деловые игры, индивидуальные консультации по формированиюмотивации на отказ от употребления психоактивных веществ....

Эффективные формы воспитательной работы педагогов по духовно-нравственному воспитанию.

Груббе Л.О.

учитель начальных классов

«Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так,

чтобы он был счастлив, можно.»

Макаренко А.С.

Одной из важнейших проблем современности является духовно-нравственное развитие личности. А это требует вечного поиска взаимообогащения доброты, истины, красоты в человеке. Вера в ученика способна породить творчество учителя, и в совместном поиске учитель и ученик поднимаются к тайнам духовно-нравственного восхождения, которые определяются через категории «смысл» и «цель».

Когда же начинается духовно-нравственное воспитание человека? Начинать такое воспитание нужно с самого рождения. Ребенка надо окружить атмосферой доброжелательности и любви, добросердечности и чистоты отношений как в семье, так и в школе. Стремление осознания явления духовности приводит нас к идеи культуры. Культура затрагивает весь внутренний и нравственный мир ребенка – устремленность в будущее, ценностные ориентиры, интересы и потребности, чувства и разум. Сообразно с ними человек действует во всех сферах жизни, что определяет его социальную и нравственную зрелость, т.е. духовную зрелость. Чертами характера такого человека являются душевность и доброта, любовь и сострадание, вера в будущее и творческий труд для процветания Отечества. Правдивость и честность, справедливость и почтение к старшим, готовность служить во благо других – эти качества человека являются лучшим мерилом его духовности.

Именно здесь мы подходим к важнейшей категории воспитания – духовно-нравственному здоровью, которое возможно, если в воспитательном процессе классный руководитель соблюдает следующие этапы:

    развитие эмоциональной сферы (воспитание нравственных чувств);

    этическое просвещение (формирование нравственного сознания);

    практическая деятельность этической направленности (воспитание устойчивых навыков нравственного поведения).

Я, как классный руководитель и учитель преподающий такие предметы, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы мировых религиозных культур», в своей работе по организации деятельности учащихся опираюсь на следующие принципы:

    Открытость (совместное планирование – классный руководитель+воспитанники+родители).

    Привлекательность будущего дела (увлечь детей конечным результатом)

    Деятельность ( активное участие в мероприятиях )

    Сотворчество (право выбора партнера по выполняемому делу)

    Успешность (отмечать реальный успех)

Исходя из этого, я использую различные педагогические средства:

Индивидуальная педагогическая поддержка;

Соуправление и элементы самоуправления;

Групповая деятельность;

Погружение в культуру;

Взаимодействие личности в образовательной среде школы и с окружающим социумом;

Художественно-эстетическая жизнедеятельность;

Традиции.

Важное в работе по воспитанию нравственности – это пробудить внутреннюю активность личности как субъекта самопознания, саморазвития, самосовершенствования в деятельности, отношениях, общении.

Работу с учениками по духовно-нравственному развитию я строю по следующим направлениям:

    Духовное

    Культурно-эстетическое

    Социальное

Духовное направление

Посещение РДК Кормиловского, наших музеев, выставок обогащают нравственный мир школьников, развивают эстетический вкус. Участие в различных конкурсах, спектаклях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе таланты как артиста, чтеца, певца, рассказчика и другие. Перечисленная деятельность формирует нормы и правила поведения, расширяет нравственные представления.

Процесс культурно-эстетического воспитания и развития характеризуется многоплановостью. Остановлюсь на одной из форм работы в этом направлении – классном часе. На классных часах обсуждаются проблемы трудолюбия, бережливости, вежливости, доброты, взаимопомощи и другие. Они имеют целью обогатить моральными представлениями, ознакомить с правилами поведения, поупражнять в культуре поведения. У детей вырабатывается оценочное отношение к своему поведению, к поступкам других людей.

Работая в социальном направлении, я стараюсь готовить своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, успешно работать в группе, взаимодействовать с другими людьми.

Великодушный, верный в своих чувствах и отношениях;

вежливый, мягкий в обращении;

добродушный по характеру;

доброжелательный, ласковый по отношению к людям;

жалостливый, заботливый, внимательный, выражающий участие;

миролюбивый, милосердный, готовый помочь другому.

К другим людям

Прием в доме путника, неожиданно приехавших родственников или друзей; помощь и оказание моральной поддержки больному, пострадавшему, ближнему; умение прощать обиду и отсутствие злопамятности;

прощение ошибок ближнему.

Активный, энергичный;

добросовестный, исполнительный, честно выполняющий свои обязанности;

усердный, старательный, обладающий сноровкой;

основательный, трудолюбивый, способный к труду и любящий работать;

усердный, хозяйственный.

К труду

Посильное участие в создании достатке в семье;

понимание ценности труда;

почтительное отношение к земле, к хлебу, к труду человека.

Исполненный чувства собственного достоинства;

самобытный, не похожий на других.

К самому себе

Честное исполнение взятых на себя обязательств;

не дать повода для оскорбления;

соблюдение моральной чистоты.

Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания в формировании и развитии у воспитанника качеств, которые проявляются в системе ценностных отношений и выражаются в действиях, поступках, суждениях, оценках.

Однако, учащиеся усваивают теоретические нормы морали, но не все воплощают в ежедневной деятельности. Следовательно, можно обозначить следующее противоречие между полученными знаниями и проявлениями их в окружающей среде (улица, семья и прочие общественные места). Над этой проблемой необходимо работать и в дальнейшем.

Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).

    Через внеклассную и внеурочную деятельность:

    факультативные занятия, кружковая работа;

    беседы, классные часы нравственного и духовного содержания.

    проведение совместных праздников;

    экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;

    просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

    конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;

    деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;

    моделирование, проектирование;

    встречи с интересными людьми;

    коллективные творческие дела учащихся;

    рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

    презентация книг духовно-нравственного воспитания;

Марина Мухина
Работа по нравственному воспитанию

РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

ВОСПИТАТЕЛЯ МУХИНОЙ МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

ГРУППЫ №6 «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми . В нашей группе каждый день детей наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В своей работе используем различные технологии :

информационные,

коммуникативные,

проблемные,

развивающего обучения,

консультативные,

визуальные,

проектные,

Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Знакомство с родным городом : значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего города.

Знакомство с профессиями.

Знакомство с государственной символикой города, районного центра, области, республикой – Арменией.

Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.

Знакомство с героями сказок и их подвигами.

Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.

Знакомство с устным народным творчеством : потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.

Принципы моей работы

личностно-ориентированного общения;

тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам : родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;

наглядности;

последовательности;

занимательности;

от близкого к отдаленному;

от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;

опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, городе, стране;

взаимодействие с семьями.

Использую в свой работе следующие тематические блоки :

Блок – «Семь Я» , «Я и Моя семья» , «Я и мои друзья»

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям, умение понимать и анализировать «Моя мама- лучше всех» , «Дети и родители» и т. д.

Блок- «Культура и традиции»

Знакомим детей с традициями и бытом России. Знакомим с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка х игрушек» , «Масленица» , «Осенины»

Блок - «Я и Родина» .

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой , и эта работа , в основном, проводится вне занятий. Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала : репродукции картин, различные схемы, рисунки, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу,подвожу их к пониманию, что их поселок - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок - «Этих дней не смолкнет слава» .

Мы проводим занятия, утренники, праздничные концерты о Великой Отечественной войне, солдатах Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок – «Вижу чудное раздолье…» , в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием стали совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. Традицией нашей группы стало в зимнее время забота о птицах нашего поселка. Во время прогулки дети со взрослыми вешают кормушки, наблюдают за зимними деревьями и следами зверей и птиц на участке. Во время походов мы собираем разнообразный природный материал.

В работе с родителями используем разнообразные формы :

«Круглый стол» ,

семинары – практикумы,

посиделки,

конкурсы как в детском саду, так и районные,всесоюзные.

выставки,

экскурсии.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы.

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает :

Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.

У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.

Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве : сказках, рассказах, рисунках, поделках.

Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю). Я очень надеюсь, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди .

Публикации по теме:

Дидактические игры по духовно-нравственному воспитанию Игры могут быть использованы на уроках по основам православной культуры. Игра «Острова» Дидактическая задача. Учить детей использовать в.

Дидактические игры по нравственному воспитанию Дидактические игры для дошкольников по теме «Духовно-нравственное воспитание» Игра - это основной вид деятельности в дошкольном учреждении.

ООД по нравственному воспитанию «Заюшкина избушка» Вид НОД: Интегрированное. Цель: Способствовать эмоциональному раскрепощению детей и побуждать интерес к фольклору. Задачи: - обучающая.

Опыт работы по нравственному воспитанию дошкольников Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Воспитатель Г. И. Мукина.

Презентация по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников
с нарушениями слуха.

Черкашина Ирина Александровна, воспитатель КГУ «Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха», Республика Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: Материал из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию будет полезен педагогам специальных коррекционных учреждений и всем заинтересованным педагогам для работы с детьми.
Цель: духовно-нравственное развитие детей.
Задачи: формировать у учащихся нравственную культуру, осознание необходимости нравственного опыта и своей роли в нем; знакомить учащихся с традициями и обычаями различных поколений; формировать духовно-нравственные ориентиры, самовоспитание, способности к систематическому накоплению и обогащению опыта нравственного поведения.

В наши дни к проблеме духовно-нравственного воспитания должно быть повышенное внимание. Вследствие этого перед собой я поставила такую задачу, чтобы не просто воспитывать, а непременно правильно воспитать молодое поколение. Помимо приобретаемых знаний необходимо вложить в ребят ещё и духовно-нравственные ценности, которые пригодятся им на всём жизненном пути. Нужно воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами своей Родины.
Свою работу строю так, чтобы моральные нормы перешли во внутренние убеждения личности, установки к действию. Наша задача как педагогов научить детей добру, уверенности в себе, умению наслаждаться этим миром. Всё это настроит ребят на новую жизненную позицию в мире взрослых, где существуют свои нормы и требования.
Итак, перед нами стоит проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Нельзя не согласиться, что способствовать формированию у молодёжи любви к Родине, привитие любому ребенку любви и уважения к своей семье, обществу, в котором он живет, необходимо с детства. В процессе воспитания ребят в условиях школы-интерната нужно больше внимания уделять мероприятиям, которые ближе познакомят детей с историей родного края и его культурой.


Невозможно воспитать патриота, не изучая при этом историю своей малой родины. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного состояния являются историко-краеведческие экскурсии.


Экскурсии позволяют учащимся не просто знакомиться со своим краем, изучать свою страну, но и познавать патриотические, трудовые, духовно-нравственные традиции своего народа. Экскурсия обеспечивает изучение предметов и явлений в их естественной обстановке.
Ребята готовят презентации о своём городе, либо своей деревне, рассказывают о каждом, сделанном ими фото, самое важное. А в течение учебного года дополняют этот материал новыми сюжетами и рассказами.
Перед каждой экскурсией с детьми проводится вступительная беседа. Учащиеся должны знать куда пойдут и зачем. Прежде всего перед учениками надо поставить цель экскурсии. Это сосредотачивает внимание учащихся на изучение именно этого вопроса. Это исключает неорганизованность.


Все методы наглядного обучения вызывают необходимость фиксации материала в речи, будят настоятельную потребность в речи. И наблюдения, и экскурсии, вызывая живые впечатления, создают у детей с нарушениями слуха потребность выразить наблюдаемое в словах. Они задают множество вопросов: «Что это?», «Как называется?» и т.д. в этом особая ценность всех методов наглядного обучения в школе для детей с нарушениями слуха.
В городах и сёлах области приблизительно 50 памятников архитектуры республиканского и местного значения. Все они находятся под охраной государства. Во время экскурсии дети узнают массу нового и полезного для себя, вызывают гордость за свой родной край.
В нашем городе есть старинные красивые здания, имеющие историческую ценность (Дом купца Юцефовича, дом купца Аркеля и т.д.).
Барельеф Ш. Уалиханова и Ф.Достоевского открыт 25 февраля 2005 года в присутствии президента РК Н.А. Назарбаева. Эта памятный знак дружбы казахского учёного Ш. Уалиханова и известного русского писателя Ф. Достоевского – стал символом вечной дружбы Казахстана и России. Барельеф установлен на здании областного краеведческого музея.
Памятник героям ВОВ. Проходят годы, сменяют и уходят в прошлое события, они никогда не померкнут в памяти северо-казахстанцев беспримерный подвиг их земляков, отдавших все силы для спасения Родины. В ПКиО высится 16-метровый обелиск. Этот памятник северо-казахстанцам, не вернувшимся с ВОВ.


В районе драмтеатра им. Погодина сразу несколько памятников. Проводя экскурсии к этим памятникам необходимо рассказать об истории их создания.
Митинг на театральной площади Петропавловска, посвящённый открытию мемориального комплекса славы, стал событием, объединившим времена и поколения. 6 ноября 1979 года на площадь пришли тысячи петропавловцев – совсем юные и люди преклонного возраста. Они собрались здесь, чтобы склонить головы перед святой памятью павших за будущее, за наш сегодняшний день. Форма этого памятника необычна – 4 устремлённых в небо пилота. Открывает мемориальную композицию скульптурные группы. Слева – юноша-казах верхом на коне, рядом боец- красноармеец с развивающимся знаменем. Справа – солдаты ВО тесно прижавшиеся друг к другу, они как бы заняли круговую оборону, исполненные решимости остановить врага. Готовность бороться до конца, не жалея жизни во имя победы, объединяет скульптурные группы в единый образ Пламенного борца.
16 июня 1999года там же был воздвигнут памятник легендарным героям казахского народа Карасай-батыру и Агынтай-батыру. 2 бронзовые фигуры воинов в доспехах стоят плечом к плечу, у каждого в руке пика, перед собой батыры держат щит. 22июня 1999года состоялось открытие памятника в присутствии Президента РК.
Совсем недалеко от нашего интерната находится обелиск в честь воинов-афганцев, исполнявших свой воинский долг во время войны в Афганистане. Более тысячи северо-казахстанцев приняли участие в военных действиях в Афганистане. 46 жизней наших земляков унесла эта война. Летом 1999года был заложен памятный знак, а в 2002году на этом месте появился скромный обелиск Славы. Здесь ежегодно 15февраля в день вывода Советских войск из Афганистана встречаются воины-афганцы и их родственники для того, чтобы отдать дань памяти тем, кто не вернулся с полей сражений.
Ежегодно мы посещаем областной историко-краеведческий музей. Дети любят туда ходить. И ведь это не просто так. Ребята вспоминают прошлые свои посещения, сравнивают, обсуждают перемены. Экскурсовод рассказывает очень интересно и доступно для понимания детей. В музее накоплен большой материал по истории города Петропавловска, ВО войны, современной истории края. Сейчас музей - единый комплекс, в котором нашла отражение история края с древнейших времён до современности.
На основе документального материала раскрывается тема образования казахского народа, становление Казахского ханства. Ребята любят слушать материал по ВОВ, о боевых подвигах северо-казахстанцев. Они читают старые, уже пожелтевшие, документы, письма, приказы. Всё это вызывает чувство гордости за свой народ, за своих соотечественников, которые боролись за свободу своих потомков.
Также мы посещаем музей «Резиденцию Абылай хана». Там дети узнали много нового и интересного о жизни крупного государственного деятеля. Абылай хан стремился сохранить казахскую государственность, укреплял экономические связи. Он сыграл немаловажную роль и в истории возникновения крепости св. Петра. Поводом для строительства крепости послужило налаживание политических и торгово-экономических отношений между Российской администрацией и ханской властью.


Интересен зал, где показано как жил хан (обстановка юрты, его кровать с пологом, всё в коврах. Преобладающий цвет во всём- красный).Также детям очень понравилась экспозиция с Абылай ханом. Настолько реально он выглядит, кажется, что он живой. Дети много фотографируют обстановку, самого хана. Посещение музея «Резиденции Абылай хана» вызвало у ребят чувство гордости за свой город. Что именно здесь жил великий хан, сделавший так много для народа.
Память о прошлом хранят не только музейные стенды и мемориалы, она живёт в названных улицах и площадях.
Воспитанию чувства патриотизма способствуют также встречи с ветеранами труда, войны. Выходя с детьми на празднично украшенные улицы города к 9 мая, они видят как народ искренне и с огромным уважением поздравляют ветеранов войны. Ребята сами смотрят на них с восхищением. Дети знают, что была война, в которой погибло огромное количество людей. Но победа осталась за нами. И это идут по улицам именно те люди, которые разгромили врага.
Ещё наши ребята побывали в Астане. Сам авиа-перелёт интересен и необычен для них. А уж экскурсия по столице нашей Родины… Дети очень много фотографируют красивых мест, достопримечательностей. Рассказывали по приезду об увиденном тем, кто не был там, делились впечатлениями.


С ребятами можно и нужно практиковать походы по памятным местам не только города, но и села, и родной деревни, встречаться с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги, ветеранами и тружениками тыла. Только так, на конкретных примерах, можно реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле, к людям. Помимо этого экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с истинными памятниками истории здесь и сейчас.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, проведение экскурсий к памятникам и в музеи, на праздничные улицы города, встречи с ветеранами – это и есть оно из направлений духовно-нравственного воспитания нашего молодого поколения. Мои воспитанники через традиции своего народа приобрели опыт духовно – нравственных ценностей: уважительное отношение к родному краю, Родине, символам и законам государства, старшему поколению, друг к другу.







2024 © rukaraoke.ru.