Ребенку 3 месяца лежа. Что должен уметь ребенок в три месяца: особенности развития младенца


Трёхмесячный малыш начинает постепенно привыкать к окружающей среде, ведь до недавнего времени он существовал в приятной утробе матери, затем увидел опасный мир. Резкая смена обстановки требует немного времени для полной адаптации. Родители крохи могут облегчить этот процесс, занимаясь с ребёнком.

Маме и папе важно знать, что должен уметь малыш на третьем месяце жизни. Если вы заметили какие-либо отклонения, немедленно посетите доктора, займитесь лечением патологии.

Общие сведения

Первый год жизни младенца чрезвычайно важен, малыш развивается стремительно, каждый день преподносит родителям приятные сюрпризы. Новые умения появляются практически ежедневно, особенно скачки в развитии отмечаются на третьем месяце жизни. Способности крохи – результат полученных знаний на протяжении первых двух месяцев существования.

Период адаптации закончен, ребёнок с большим интересом изучает окружающий мир. Психическое, физическое, эмоциональное развитие начинает входить в активную фазу. Доктора выделяют несколько аспектов, которыми кроха может похвастаться на третьем месяце жизни:

  • интенсивное развитие подкожно-жировой ткани приводит к милой припухлости малыша: он становится пухленьким, появляются характерные складочки на ручках и ножках;
  • физически малыш активно развивается, к трём месяцам кроха осваивает умение переворачиваться со спины на животик. Интересное наблюдение: ребёнок может приподниматься на несколько минут, опираясь на предплечья;
  • начинается период, когда начинают прорезываться первые зубки;
  • режим дня и кормления становится постоянным. Малыш кушает и спит приблизительно в одно и то же время, что значительно облегчает жизнь родителям.

Физиологические навыки

Трёхмесячный ребёнок сверхактивный, он интересуется происходящим в окружающем мире, на вашу улыбку обязательно потянет ручки, издаст особые звуки, которые заменяют речь. Обязательно общайтесь с ребёнком, в этот период очень важно уделять внимание крохе.

Рост и вес

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца? За третий месяц жизни малыш набирает около 800 граммов, примерно по 200 граммов в неделю. Кроха подрастает на несколько сантиметров, по статистическим данным, к четвёртому месяцу рост грудничка должен быть не менее 56–62 сантиметров. Нормальный вес мальчиков составляет 4,9-7 кг, девочки весят немного меньше – от 4,8 до 6,3 кг. Если отклонения в этих показателях не превышают 5%, то волноваться не стоит.

Рефлексы

Движения малыша в трёхмесячном возрасте становятся более спокойными. Махи, которые присущи новорождённым, постепенно пропадают. Ребёнок может самостоятельно держать голову, опираясь на предплечья. Кроха вытягивает ножки, начинает внимательно их изучать. Грудничка сразу же заинтересовывают различные звуки, игрушки, игры.

Трёхмесячный малыш активно играет сам с собой: осторожно трогает ручками личико, животик, ножки. Для игр подходят самые разнообразные предметы, ребёнок щупает их пальцами, пробует на вкус. Педиатры утверждают, что тактильные ощущения способствуют скорейшему развитию крохи. Доктора рекомендуют принимать активное участие в играх грудничка, всячески помочь ему изучить окружающий мир. Теперь внимательно следите за крохой, всегда подкладывайте одеяло.

Детки начинают узнавать голоса близких людей, подражают эмоциям. Показывайте малышу радость, печаль, смех, со временем кроха начнёт понимать их. Только не переусердствуйте, иногда родители перебарщивают, игра выглядит как кривляние.

Психоэмоциональное состояние

В три месяца малыш узнаёт маму и папу, близких родственников, реагирует на их присутствие. Ребёнок пытается разговаривать непонятными звуками. Своё недовольство кроха выражает посредством плача или крика. Дети такого возраста предпочитают проводить много времени на руках, если малыш капризничает без причины (мамы обычно знают, чего хочет кроха), не потакайте его прихотям, дайте ему успокоиться самостоятельно.

Режим дня

У здорового младенца почти сформирован конкретный режим дня, ребёнок спит не менее 10 часов, просыпается для того, чтобы перекусить. Педиатры не рекомендуют подходить к кроватке крохи каждый раз, когда она проснётся. Если ребёнка ничего не беспокоит, то он повозится и заснёт снова.

Сколько спит ребенок в 3 месяца? Дневной сон малыша состоит из 3–4 периодов по 1,5 часа. Отлично, если процесс проходит на улице, особенно при хорошей погоде. Не рекомендуется гулять при ливнях, температуре воздуха ниже 10 градусов. Летом разрешено прогуливаться до шести часов в сутки.

Утром проводите гигиенические процедуры, не злоупотребляйте детской косметикой, если не отмечается никаких дерматитов и других заболеваний. Перед отходом ко сну купайте кроху, температура тела не должна превышать 36,6 градусов. Наличие кожных высыпаний – повод обратиться к педиатру, с его разрешения добавляйте в водичку отвар из череды или ромашки.

Питание младенца

Многие педиатры уверены на 100%, что грудное молоко для трёхмесячного ребёнка является идеальным полноценным питанием. В нём содержатся все необходимые вещества и микроэлементы, которые обеспечивают нормальное развитие крохи. В этот период начинать прикорм кашами, фруктами, овощами не нужно. Разрешено добавлять в рацион немного кипячёной воды, витамина D в виде капель для предупреждения рахита (только с разрешения доктора).

Примерное питание ребенка в 3 месяца и количество молока в сутки – 800 мг, если малыш кушает семь раз, то разовая «доза» еды составляет не более 115 мл. Не препятствуйте, если ребёнок за раз пьёт меньше молока, но просит грудь чаще. Недавние исследования доказали, что кормление по желанию благотворно влияет на психическое состояние ребёнка.

Заболевания, стресс могут привести к небольшой выработке молока у матери. Проблема решается двумя путями:

  • чаще прикладывайте ребёнка к груди;
  • обсудите добавление в рацион крохи искусственных смесей.

Обратите внимание! Если ребёнок находится полностью на искусственном вскармливании, нельзя давать бутылочку по желанию. Оптимальный перерыв между трапезами составляет 3 — 4 часа.

Что должен уметь трёхмесячный малыш

Существуют определённые стандарты, которые выведены на основе статистических данных. Если ваш малыш не соответствует этим требованиям, посетите педиатра. Иногда отклонения свидетельствуют о течении серьёзного заболевания. Вовремя обратившись к доктору, вы предупредите негативные последствия.

Что умеет ребенок в три месяца:

  • отвечать «гуканьем» на речь окружающих;
  • узнавать родителей и близких родственников;
  • отвлекаться от кормления при появлении резкого звука;
  • искать источник шума или раздражения, поворачивая головку, открывая ротик в знак недоумения;
  • привлекать внимание окружающих различными звуками, резкими движениями;
  • начинать плакать от скуки или в знак неприязни к некоторым людям;
  • активно радоваться любимым игрушкам, необычным предметам, домашним животным;
  • следить за траекторией движения ярких предметов;
  • хватать игрушки, другие объекты, тянуть их в рот;
  • исследовать ручками своё тело, руки, лицо мамы (процесс часто наблюдается в период кормления);
  • держать головку прямо, если малыш находится на руках у взрослого человека;
  • некоторые крохи начинают смеяться в этом возрасте;
  • переворачиваться со спины набок и обратно, треть малышей умеет поворачиваться с животика на бочок или спину;
  • сжимать и разжимать ладошки в кулачок;
  • попадать ручками по игрушкам, развешенным над кроваткой;
  • радоваться купанию.

Некоторые родители пугаются, если не замечают за своим чадом определённых действий. Сильно волноваться не нужно, все детки разные и развиваются по-своему. Незначительные отклонения не представляют угрозу, насторожить должны значительные расхождения с нормами.

Меры профилактики хронического пульпита у ребенка описаны странице.

По адресу прочтите о детских развивающих играх для детей 1 — 2 года в домашних условиях.

Развивающие игры

Периоды сна начинают сменяться бодрствованием. Появляется шанс ускорить развитие малыша своими силами. Не укутывайте кроху слишком плотно, пусть развивается двигательная активность. Немаловажную роль играет психоэмоциональная обстановка. Комната малыша должна быть тихой, спокойной, подальше от кухни и туалета. Посторонние звуки мешают нормальному отдыху, негативно влияют на психику крошки.

Зрительное развитие

Детки активно следят за движущимися предметами, надо развивать этот навык. Выберите яркую игрушку, постепенно увеличивайте расстояние между крохой и объектом, поле зрения чада будет увеличиваться, что благотворно влияет на поворот головы малыша.

После трёх месяцев дети фокусируются на предметах намного лучше. Начните играть с крохой в прятки: прячьтесь за вещами, малыш будет искать человека в том месте, где видел вас в последний раз. Такая игра отлично развивает память, зрительные рефлексы.

Слуховое восприятие

Повторяйте звуки, которые издаёт малыш, чётко выговаривайте слова, чтобы малыш потихоньку запоминал правильное произношение слов. Наилучший вариант, если кроха будет слышать аналогичные звуки разными голосами, можете подключить родных. Объясняйте ребёнку, чем занимаетесь, как называются предметы, явления.

Советы родителям:

  • давайте малышу колокольчик, важно чтобы он понимал, что звук исходит именно из этого предмета;
  • включайте классическую музыку, дети любят такие звуки, успокаиваются от неё. Включайте поочерёдно отдельные композиции, вскоре кроха сможет определить отдельную мелодию посредством открывания ротика или хлопанья в ладошки;
  • пойте колыбельные чаду со словами и без, это помогает быстро заснуть малышу.

Тактильные ощущения и движения

Общайтесь с крохой, проводите лёгкий массаж, плескайтесь во время купания, особое внимание уделите выбору полезных игрушек:

  • покупайте различной формы, текстуры игрушки. Чем больше предметы отличаются между собой, тем интереснее их изучать. Разрешено вешать над кроваткой младенца мешочки, наполненные сухими ароматными травами, заодно разовьётся обоняние;
  • развивайте правильный обхват ладошки: вкладывайте погремушки в ручку грудничку, сразу же отделяя большой пальчик.

Заботьтесь о крохе с рождения, постоянно привлекайте в процесс игры новые предметы, запахи, движения, которые могут заинтересовать младенца. Обязательно прислушивайтесь к рекомендациям врача, уделяйте грудничку много внимания. Для полноценного развития младенца необходим контакт с родителями, другими родственниками.

Не расстраивайтесь, если малыш не соответствует некоторым параметрам, каждый ребёнок развивается индивидуально со своими особенностями. Беспокойтесь только в случае появления несвойственных детям или возрасту неприятных признаков. Заниматься самолечением нельзя, обязательно посетите педиатра.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Для 3 месяца характерно быстрое физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Буквально ежедневно вас ожидают приятные «новости». Во-первых, меняется поведение малыша, оно становится более осознанным. Его реакции на зрительные, слуховые и осязательные ощущения перестают быть инстинктивными.

В периоды бодрствования младенец большую часть времени активен и проявляет интерес к внешнему миру. Он внимательно прислушивается к звукам и обследует комнату в поиске новых зрительных образов. При виде какого-либо нового объекта ребенок радуется и задерживает на нем взгляд. С особым удовольствием малыш рассматривает собственные ручки и учится при этом держать их в поле зрения.

В ваших разговорах кроха уже не просто собеседник, теперь он знает, как сообщить о том, что пора сделать паузу. Вы замечаете и другое важное изменение в поведении своего малыша – он стал чаще улыбаться. Теперь он радуется не только при виде знакомых лиц – интересные предметы и звуки также вызывают у него улыбку.

Учимся понимать друг друга

К 3 месяцу жизни ребенок уже научился улыбаться и делает это каждый раз, когда кто-нибудь наклоняется над его кроваткой. Он радуется любому предмету, напоминающему человеческое лицо, - приветствует улыбкой куклу, маску или бумажную тарелку с нарисованными глазами.

В этом возрастет ребенок активно стремится к общению. Он экспериментирует со звуками, произнося их отдельно, или в сочетании друг с другом. Увлеченный этим занятием, кроха будет спокойно лежать в кроватке и с удовольствием вслушиваться в звуки, которые сам произносит. Он радуется, когда к игре присоединяются родители.

Взрослые подражают звукам, которые произносит малыш, а тот в ответ начинает «гулить» , и между ними завязывается своеобразная «беседа». Родителям обычно нравится повторять мимику своего чада. Когда малютка открывает рот, мама вслед за ним делает то же самое. Если он прищуривает глаза, мама тоже прищуривается.

Такое общение помогает ребенку лучше узнать себя. Теперь ему требуется от взрослых не только еда и комфортность. Бутылочка уже не может заменить разговоров, прикосновения, смеха и пения мамы. Ребенок испытывает потребность в общении. Ему необходимо, чтобы с ним играли и реагировали на его действия. Родители, которые находят достаточно времени для разговоров, игр и занятий с малышом, тем самым способствуют развитию у него социальных навыков.

Двигательные навыки ребенка в 3 месяца

На 3 месяце ребенок начинает «открывать» свои ручки. Он уже способен сжимать и разжимать пальцы, сосредотачивая все внимание на движениях руки. Кажется, малыш понимает, что рука, на которую он смотрит, принадлежит ему и что ею можно управлять.

Если кроха случайно захватит одну кисть другой, он будет с интересом рассматривать их. Это настолько характерно для данного возраста, что, по мнению некоторых педиатров, если малыш к окончанию третьего месяца так и не заинтересовался своими руками, это повод для обращения к врачу.

Маленький человечек может трогать, захватывать и удерживать пластмассовые колечки, если вы будите вкладывать их ему в ручки. По тому, как энергично кроха начинает трясти игрушкой и пытается поднести ее ко рту, видно, что она его заинтересовала. Однако пока малыш воспринимает ее как продолжение собственной руки, а не как отдельный предмет, поэтому, когда погремушка выпадает из руки, ребенок не выказывает никаких признаков беспокойства.

В попытках все трогать, двигать кистью заключается очень важные для развития моменты: познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Поэтому закрепите между прутьями кроватки подвеску с подвижными игрушками. Младенец будет стараться специально задеть игрушки, чтобы услышать понравившийся звук.

Очевидны изменения, связанные с сосанием. Теперь, когда вы прикладываете ребенка к груди, он сначала вертит головой, ищет сосок, затем приспосабливается, хватает его губами и только после этого начинает сосать. Сосательный рефлекс проявляется у малыша и между кормлениями: все, что попадает к нему в рот – собственная рука, уголок пеленки, мамин палец – он будет сосать. Но теперь он прекрасно чувствует разницу между просто сосательными движениями и теми, что утоляют голод.

Сытый малыш будет охотно сосать пустышку, но, испытывая чувство голода, он тотчас ее выплюнет и будет кричать. Еще одним признаком развития, характерным для данного возраста, является, способность осознанно сосать большой палец руки. До этого ребенок сосал палец, если тот случайно попал к нему в рот. Теперь кроха делает это целенаправленно.

Наряду с явным прогрессом в способности двигать руками и сосать, младенец начинает значительно лучше контролировать движения головы. К концу 3 месяца ребенок уже хорошо держит голову , сидя на руках у взрослого, и может немного поворачивать ее вправо и влево.

Ребенок научился переворачиваться с боку на бок. Некоторые дети, лежа на животе, пытаются ползать, сгибая и выставляя вперед сначала одно колено, затем другое. Во время игры малыш может поднимать руки над головой.

Вижу, слышу, ощущаю…

Малыш способен следить взглядом за предметом, находящимся в нескольких шагах от него. У большинства детей этого возраста, когда они пребывают в привычной для них обстановке, формируется устойчивая связь между тем, что они видят и слышат. Например, приятный звук может ассоциироваться с колокольчиком, и, услышав позвякивание, кроха обернется в поисках источника звука.

В течение 3 месяца жизни совершенствуются как зрительные, так и слуховые способности ребенка. Малыш становится более восприимчивым к различным звукам, даже к таким тихим, как телефонный звонок, шелест оконных занавесок, шорох маминых шагов. Так же как в самом раннем возрасте, он обычно замирает, когда слышит какой-нибудь незнакомый звук. Младенец перестает шевелить руками и ногами. Но потом, обнаружив источник звука, снова начинает двигаться.

C «открытием» кулачном у крохи появляется больше возможностей ощущать ладошками окружающие его вещи. Маленький человечек начинает замечать разницу между твердыми и мягкими предметами и радуется, чувствуя в своей ладони что-нибудь мягкое. По мере того как ребенок продолжает знакомиться с разнообразными ощущениями, он постепенно накапливает новую информацию об окружающем мире.

Занятия с ребенком 3 месяцев

Из бумажной тарелки смастерите двустороннюю куклу: на одной стороне нарисуйте веселую рожицу, на другой – печальную. Подержите тарелку перед глазами малыша сначала одной стороной, затем другой. Пусть он увидит и печальное и веселое лицо. Вы обнаружите, что ребенку нравится смотреть на игрушку, и очень скоро он начнет с ней разговаривать. Интерес к кукле сохранится надолго, поскольку рожицы будут постоянно сменить одна другую.

Знакомьте младенца с картинками. Показывая их сынишке или дочурке, четко называйте изображенные предметы, картинки с изображениями животных сопровождайте звуками, которые эти животные издают. На стене около детской кроватки можно также повесить картинки или рисунки и менять их время от времени.

Для развития тактильных ощущений, вкладывайте в ручки малыша различные виды ткани. Лучше всего подойдут для этой цели лоскутки мешковины, шелка, бархата и вельвета. Кусочки различных тканей можно скрепить деревянной прищепкой для белья. Такая игрушка будет способствовать развитию хватательных навыков.

Для развития зрения сделайте крохе цветные манжеты или купите яркие детские носочки. Попеременно надевайте манжетку или носок на правую и левую ручку младенца, или на обе сразу. Двигая руками перед глазами, малыш постепенно научится управлять ими, так чтобы они оставались в поле его зрения.

Попробуйте подражать звукам, которые произносит ваш ребенок. Послушайте, как он это делает, и повторите. Во время «разговора» старайтесь смотреть чаду в глаза. Пойте, занимайтесь с малышом. Выучите несколько простых стишков и, используя знакомую мелодию, напевайте во время кормления, купания и упражнений.

Физическое развитие детей 3 месяцев

Когда младенец бодрствует, убедитесь в том, что он одет легко и удобно: чем меньше одежды, тем лучше. Не забывайте, что малыш ведет себя более активно, когда чувствует прохладу. Для физического развития ребенка очень важны упражнения, укрепляющие ноги.

Положите кроху на спинку и возьмите в руки его ступни. Осторожно начинайте двигать ножками малыша, подражая движениям велосипедиста. Через некоторое время вы почувствуете, что ребенок сам подталкивает ваши руки! А чтобы младенцу было веселее, при этом пойте. В конце упражнения, держа ребенка за ножки, приподнимите нижнюю часть его туловища.

Прикрепите над детской кроваткой несколько игрушек, так чтобы малыш мог дотрагиваться до них ножками. Повесьте игрушки на разной высоте. Старайтесь выбирать предметы разной формы и из разного материала. Возьмите, например, большой пушистый помпон и звонкий колокольчик. Благодаря им ребенок узнает, что предметы бывают мягкие и твердые, а звуки громкие и тихие. Положите малыша в кроватку на спину, так чтобы он мог дотянуться до игрушек ножками, и пусть тренируется.

Специалисты называют 3 месяца переломным моментом в развитии любого малыша. Он уже не кажется таким беспомощным, как раньше, становится более смышленым и любознательным. Однако беспокойные родители постоянно задаются вопросом, нормально ли он развивается. Для того чтобы это определить, нужно знать, что должен уметь ребенок в 3 месяца. Существуют определенные стандарты, типичные для развития малышей в этом возрасте, и их нужно придерживаться. При этом родителям необходимо помнить о том, что каждый маленький человечек индивидуален, а поэтому может пойти собственным, немного отличающимся путем развития.

В три месяца малыш становится любознательным, стремится познавать окружающий мир

Основные умения

Родители должны быть внимательны к своему малышу и пристально наблюдать за всем новым, что может появиться в его поведении. В 3 месяца он должен научиться выполнять ряд определенных движений, которые будут свидетельствовать о том, что малыш развивается полноценно и в соответствии со своим возрастом.

Познание окружающего мира

Трехмесячный ребенок:

  • активно познает окружающий его мир;
  • координирует некоторые свои действия: поднимает голову из положения лежа, пытается удерживать головку и приподниматься, стараясь опираться на предплечья;
  • крутит головкой в разные стороны, особенно когда его берет кто-то на руки;
  • пытается сконцентрироваться на предмете, который его заинтересовал, пристально его рассматривая.

Познание окружающих людей

Малыш в 3 месяца:

  • внимательно всматривается в разговаривающего с ним человека;
  • вслушивается в его голос;
  • может запомнить голоса родных людей;
  • различает их интонации;
  • осознанно улыбается маме и самым близким людям, находящимся постоянно с ним, - это умение специалисты называют«социальной улыбкой»;
  • умеет управлять собственным криком: в этом возрасте мама может уже различить, когда ее малыш плачет от боли, а когда просто привлекает ее внимание;
  • плачет гораздо реже, чем раньше, и должен длиться в совокупности уже не более часа за сутки;
  • активно гулит, таким необычным способом общаясь с родными людьми: с помощью этих звуков он выражает радость и привлекает внимание своих близких.

Хватательный рефлекс

Кроха в возрасте 3 месяцев:

  • теряет хватательный рефлекс: теперь это движение становится вполне осознанным;
  • все чаще открывает ладошки;
  • ловит и пытается удержать своими маленькими ручками перемещающуюся игрушку;
  • при удачной попытке тянет ее в рот;
  • изучает ручками собственное лицо, трогает глаза и носик, рассматривает с интересом движения своих ручек;
  • владеет собственным телом, так как к этому возрасту тонус мышц понижается;
  • тянется ручками к взрослым;
  • подтягивается, когда его берут на ручки.

Физическая активность ребенка

Малыш в 3 месяца:

  • перекатывается со спинки на животик;
  • охотно отталкивается от бортика кровати или дивана, где он лежит: так что родители начиная с этого возраста своего крохи не должны оставлять малыша одного, чтобы он ненароком не упал с дивана или кровати;
  • если положить у его ног небольшой мячик, он его резво отпихнет.

Зная, что должен уметь делать малыш в 3 месяца, родители смогут отследить основные моменты его физического, умственного, эмоционального развития. Соответственно, какие-то небольшие отклонения от типичной схемы, указанной выше, не будут свидетельствовать о проблемах, но могут указать родителям, над чем следует еще поработать. Возможно, нужно будет больше заниматься с крохой, а может, даже пройти курс массажа. Но траектория развития - и об этом должны помнить все - у каждого ребенка особая. При этом слишком большие отклонения от типичного набора умений и навыков малышей на 3-м месяце жизни все-таки могут быть следствием каких-то патологий в их развитии.

Если в три месяца ребенок часто плачет и делает это все время с одной и той же интонацией, стоит показать его педиатру

Отклонения в развитии

Несмотря на самую яркую индивидуальность, если ребенок в конце 3-го месяца жизни не обладает большей частью основных умений и навыков, характерных для этого возраста, родителям следует забить тревогу и проверить малыша у специалиста. Нужно насторожиться, если к концу 3-го месяца жизни младенец все еще не умеет:

  • удерживать головку даже на непродолжительное время;
  • реагировать на источник голоса, шума - любого звука извне;
  • тянуться ручкой к яркой игрушке, которая находится перед ним;
  • следить глазками за перемещающимися перед ним предметами;
  • реагировать на улыбку или ласковое обращение к нему взрослого;
  • разглядывать собственные ручки;
  • корректировать свой плач, который продолжает быть долгим, надрывным, а иногда и совершенно бесцельным;
  • играть своими пальчиками.

Если к концу 3-го месяца родители замечают подобные отклонения в развитии своего малыша, они должны обязательно сообщить об этом наблюдающему ребенка педиатру. И, конечно, начать усиленно заниматься с малышом, чтобы помочь ему выровняться в развитии.

Яркие игрушки — «лучшие друзья» трехмесячного малыша, помогающие ему развиваться в процессе игры

Корректировка развития

Зная, что должен уметь кроха в 3 месяца, родители могут корректировать его развитие в соответствии с рекомендуемыми нормами. Делать это нужно под руководством опытного педиатра, который выявит проблему и подскажет пути ее решения. В частности, в 3 месяца, если малыш еще не реагирует на родных людей, голоса и игрушки, стоит вовлечь его в новые развивающие занятия, игры, предметы и заниматься с ним ежедневно.

  1. Яркие игрушки развивают зрение и умение ребенка фокусировать взгляд. Купите больше ярких игрушек и перемещайте их перед глазками малыша, чтобы его взгляд ловил их.
  2. Очень полезны в этот период музыкальные игрушки, которые развивают у трехмесячного малыша внимание и слух. Если повесить такую забаву над кроваткой, ребеночек будет стараться схватить ее, что будет полезно для развития и тонуса его мышц.
  3. Предлагайте младенцу предметы, различные по своей фактуре, форме, величине. Если он начнет их трогать, это будет развивать его тактильные ощущения, которые напрямую связаны с развитием детской речи.
  4. Нужно заставлять малыша ползать. Поставить красивую, яркую игрушки впереди него, чтобы он смог протянуть ручку и схватить ее. Во время этого действия нужно подставить под его ножки свою ладонь. Это станет для него своеобразной опорой, от которой он быстро научится отталкиваться. Так формируются навыки ползания.
  5. Обеспечьте ребенку постоянное общение с близкими, родными людьми. Нужно ежедневно читать ему детские стихи, потешки, петь песни, рассказывать сказки.
  6. Мама может брать на руки трехмесячного кроху и танцевать с ним: это будет развивать умение чувствовать такт и различать звуки, а также будет способствовать формированию ритма. Кроме того, такие танцевальные занятия поднимут настроение и маме, и малышу, сблизят их еще больше, будут способствовать аппетиту и крепкому сну.

К развитию собственного малыша нельзя относиться слишком безответственно и легкомысленно. Упущенное время дорогого стоит. Поэтому нужно постараться вовремя распознать отклонения (даже если они незначительные) и либо начать полноценно заниматься ребенком, либо показать специалистам. Самостоятельные выводы делать не стоит, паниковать - тоже. Все исправимо в таком возрасте. Помните, что каждый ребенок индивидуален, какие-бы нормы не существовали, невозможно всех подстроить под одинаковую модель. Здоровья вашим деткам!

Совсем незаметно пролетело время, и вот крохе уже исполнилось 3 месяца. Это уже не такое беспомощное существо, он заметно подрос и окреп, проделал немалую работу в развитии. Малыш подходит к рубежу познавания мира, однако действия родителей должны быть осторожны, чтобы не перегрузить его слабую нервную систему. В нашей статье мы расскажем о том, как происходит развитие у крохи с 3 до 5 месяцев.


В 4 месяца ребенок с удовольствием проявляет эмоции и начинает смеяться

Необычный способ определения эмоций

Каждой маме необходимо понимать эмоции крохи, существует довольно интересный способ определения настроения малыша. О многом может сказать его язык. Конечно не прямом смысле, а в переносном, ведь до разговоров ему еще далековато. Однако несложные эмоции могут рассказать о его расположении духа.


Эмоции удовольствия видны на язычке малыша
  1. Если ребенок испытывает физическую боль, то язычок у него напряжен, заострен, смотрится в виде флажка.
  2. Когда кроха испытывает удовольствие, то у него язычок мягонький, широкий, словно лопаточкой смотрится в улыбке.
  3. Если чудо испытывает радость, то его язык словно прогибается, смотрится подобно лепесточку розы.

Что умеет делать 5 месячный ребенок

Ребенку в 5 месяцев многое под силу. Он умеет улыбаться, с удовольствием двигает ногами, держит и поворачивает на звуки головку, разгибает и сгибает пальчики на руках. Крохе уже не интересно лежать, у него пробуждается заинтересованность к окружающим его предметам. Он уже вслушивается в знакомые голоса, рассматривает родные лица, всматривается в яркий предмет. У малыша к концу 5 месяца начинает формироваться речь, у него получаются звуки, которые похожи на «Ф», «Б», «Е». Именно они стают основой для последующего развития речи.

Общение, как элемент развития

В возрасте 3,5 месяцев кроха готов к восприятию мира, именно данное время формирует у него доверие к миру, к окружению, к людям. Общение, полученное в данном возрасте, влияет на его приспособленность к миру, к жизни, от этого зависит его степень самостоятельности. Поэтому важно, чтобы взрослые люди приложили максимальные усилия, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, не ощущал чувство опасности, понимал, что родные люди помогут. Добиться таких ощущений можно только через общение, прежде всего с мамой.


Малышу нужно постоянное общение с родителями

Некоторые специалисты не рекомендуют брать кроху на руки по первому зову. Однако психологи утверждают, что в 3 – 4 месяца крохе следует давать то, что ему требуется в данный момент. Если малыш раздражен, то лучше взять его на руки, прижать, успокоить. Именно телесный контакт поможет ему в развитии базового доверия.

Ребенок в 4 месяца готов сопровождать родителей, конечно, где это возможно. Он может передвигаться с мамой в рюкзачке, посидеть вместе в шезлонге, он, как губка, впитывает в себя информацию. Поэтому с ним необходимо больше разговаривать, комментировать любые свои действия, даже просто чистку картошки.


В 4 месяца малыш уже заразительно смеется

Прежде, чем взять кроху на руки, рекомендуется сказать: «Иди ко мне» или любое подобное выражение, которое более всего нравится, как взрослому, так и ребеночку. Спустя некоторое время он запомнит данное выражение и при его произношении потянется к родителям.

Игрушки для крохи 3-5 месяцев

Данный возраст характеризуется хватательным рефлексом, малышу уже не интересно наблюдать за висящими предметами, ему нужно все потрогать. Пришло время опустить пониже все игрушки, которые висят высоко в кроватке. Наблюдение – это уже не его конек, ему необходимо взять в руки мобиль, посмотреть, потрясти. Чтобы кроха развивался, следует по бокам кроватки подвесить игрушки, таким образом, чтобы у малыша была возможность к ним прикоснуться.


Игрушка для ребенка 3-5 месяцев должны быть яркими и безопасными

Кроха в 3 – 4 месяца должен быть обладателем множества игрушек. Конечно существует некоторые рекомендации, по которым следует покупать ему игрушки:

  • прежде всего игрушки должны быть изготовлены из качественного материала. Не слишком яркими, изготовленными только при помощи экологических красителей;
  • все предметы, с которыми играет кроха, должны быть вымыты, так как они регулярно к нему попадают в рот;
  • при покупке игрушек должно действовать золотое правило: чем меньше ребенок, тем больше у него должна быть игрушка, конечно все в пределах разумного. Предметы, у которых размер около 5 сантиметров лучше одевать на веревочку;
  • пришло время для погремушек. Лучше, чтобы они были разного цвета и формы, оснащены удобной ручкой, что важно для развития движений руки;
  • на игрушках у малыша не должно находиться волос, пуговиц, кнопочек, бусинок и других мелких деталей, так как они могут в мгновенье ока оказаться у крохи во рту;
  • развитие тактильного аппарата невозможно без игрушек, изготовленных из разных тканей. Ткань может быть и шероховатой, и гладкой, и шуршащей, и немного колючей.

Погремушки для малыша позволяют развивать слух и зрение

Совет: ребенку нужно предлагать развивающие игрушки, для его возраста это всевозможные пищалки, погремушки с разноцветным шариком, во время движения шарик будет менять цвет, тем самым заинтересует малыша, заводные игрушки, которые будут побуждать его к движениям.

Как развивать речевой аппарат

Ребенок начинает гулить, когда находится в прекрасном расположении духа, он спокоен и здоров. «Разговор» малыша необходимо поощрять и развивать. Именно его лепет говорит о подготовке к взрослой речи. Лепету учат кроху близкие люди. Психологи дают несколько рекомендаций для профилактики речевых нарушений в столь юном возрасте.

  • для того, чтобы речь ребеночка в дальнейшем была плавной и развитой, все свои действия следует сопровождать легкими стишками и потешками. Имеются разные потешки на все случаи жизни: для кормления, умывания, одевания;
  • во время домашних дел следует разговаривать с крохой, называть свои действия и предметы. Пока малыш молчит, но он накапливает речевой запас, который со временем выдаст;
  • развитие ребеночка невозможно без народных песенок и потешек, потому что они содержат слоги, которые проговаривает кроха. Именно данные слоги помогают дальнейшему развитию лепета и, как следствие, разговорной речи;

Во время массажа надо рассказывать ребенку, что с ним делают
  • очень хорошо 4 – 5 месяца играть в «Сороку-ворону», «Ладушки». При этом припевая слова и делая руками плавные движения. Хорошо играть с пальчиками малыша, можно делать массаж ручки и каждого отдельного пальчика. Это поможет развить детскую моторику;
  • к 5 месяцам можно попробовать поиграть в игру «Где?» можно спрашивать: «Где киска?», «Где собачка?», «Где у Ванечки ножка»;
  • развитие лепета хорошо происходит при игре в переклички. Для этого следует за малышом повторять, слоги, которые он умеет гулить. Кроха начнет с интересом прислушиваться к родителям. Затем им нужно вводить новые слоги, через какое-то время малыш начнет с удовольствием подражать им.

Развитие движений малыша

Ребенок в 4- 5 месяца начинает осваивать незнакомые ему движения. На какие моменты необходимо обратить внимание взрослым, чтобы помочь малышу? Как правило, малыш неплохо справляется с переворотами в любую сторону. Важным шагом для него будет освоение переворота с животика на спинку. Для скорого освоения данного движения можно:

  • показать ребенку, лежащему на спинке, погремушку, позвенеть ей, постараться привлечь его внимание. Затем медленно передвигать игрушку за спинку малыша, при этом он будет следить за ней, поворачивая голову. Таким образом он перевернется на животик. За старания кроху следует похвалить и дать игрушку;
  • положить ребеночка на простынку, немного приподнять ее край. Под действием силы тяжести он сначала перевернется на бочок, затем на спинку.

В 4-5 месяцев ребенок начинает самостоятельно переворачиваться

Важно! Во время переворотов необходимо тренировать две стороны.

Для того, чтобы кроха лучше освоил перевороты, важным будет упражнение на развитие равновесия. Ниже приведены некоторые из них:

  • рекомендуется сесть на коврик и положить ребеночка на животик вдоль ноги. Для развития интереса следует на носок ноги одеть пальчиковую куклу. Затем нужно производить покачивания ногой, при этом кроха будет вынужден переносить свое тело из одной стороны в другую. Он будет стараться продолжать наблюдение за игрушкой и держать свое равновесие;
  • предыдущее упражнение можно делать на надувном матрасе.

Овладение подползанием

Ребенок к концу 5-ого месяца в состоянии справиться с подползанием – подтягиванием тела на руках. Если малыш, когда видит перед собой заинтересовавший его предмет, находясь на животике, старается, опираясь на ручки, как можно ближе подтянуться к нему, то можно начинать занятия.


Развитие подползания начинается в 5 месяцев

Специалисты советуют развивать подползание следующими методами:

  • сначала важно обеспечить безопасное для занятий место, ребенок должен двигаться свободно, ничего не должно стеснять его движения;
  • затем нужно скатать ему из одеяла валик, он необходим в качестве опоры, которую следует приложить к ножкам ребеночка. Самим подталкивать его нельзя! Рекомендуется просто обеспечить крохе опору;
  • положить ребеночка на спинку и показать яркий предмет, для этих целей можно взять погремушку. Потом следует перенести погремушку на бок и погреметь там. Он будет стараться следить за игрушкой, перевернется сначала на бок, затем на животик и будет тянуться к ней руками. Опираясь на валик, кроха немного подтянется к игрушке, которую он должен получить за свои старания;
  • малыш находится на животике. Нужно поставить перед ним яркую игрушку, для этих целей прекрасно подойдет неваляшка. Игрушка должна находиться в стороне перед крохой, на расстоянии его вытянутой руки. Потом нужно покачать неваляшку, которая издаст интересные для него звуки. Ребеночек заинтересуется и, опираясь на валик, будет стараться тянуться к игрушке;
  • малыша можно заинтересовать яркой заводной игрушкой, которую можно использовать в предыдущих упражнениях.

Малыш в 5 месяцев очень любопытен и любит общаться

Ребенок к концу 5 месяца перестал быть беспомощным крохой, ему все интересно. Если у малыша что-то не получается, то не нужно его торопить, следует терпеливо подождать, ведь он личность. Нужно учитывать индивидуальные качества своего ребеночка.

Комментарии 0 Поделиться:







2024 © rukaraoke.ru.