Ручной труд в доу по возрастам. Ручной труд в детском саду



Программа образования, в соответствии с которой организуются занятия в детском саду, предусматривает разнообразные занятия, среди которых не только математика, рисование и физкультура, но и занятия по труду. Всевозможные занятия труда в детском саду направлены на привитие навыков обращения с материалами, помимо ручного труда задача воспитателей – разъяснить всю важность такого понятия, как труд, в жизни каждого человека. Также нужно развивать и поощрять ручной труд в домашних условиях. Он заключается в изготовлении различных поделок, аппликаций, сувениров.


Чтобы заинтересовать ребенка в труде, поделка должна быть не абстрактной, а иметь свое практическое применение. Только в том случае, если процесс вызывает любопытство у ребенка, его можно считать успешным. Скучным делом ребенок просто не будет заниматься. Проводимые занятия труда в детском саду адаптированы для каждой группы.


Если средняя группа в детском саду может изготовить простейший сувенир в подарок маме к 8 марта, то старшая группа с удовольствием занимается более сложными поделками. Но и в создании подарка для мамы есть своя прелесть. В этом возрасте нравится не только процесс работы, но и итог, который она дает. Есть мнение, что игрушка, сделанная собственными руками, пусть и неказистая, более дорога ребенку, чем дорогие приобретения из магазина.



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад

комбинированного вида «Брусничка»

Педагогическая концепция

«Я мастер своего дела»

к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»

Тема: «Ручной труд в детском саду»

Воспитатель: И.В. Манина

г. Тарко-Сале

2009 год

ТЕМА: «РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»

ЯНАО, Пуровский район,

Г. Тарко-Сале,

Ул. Сеноманская, 4

МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

Воспитатель: Манина

Ирина Владимировна.

СУЩНОСТЬ ОПЫТА

Рука учит мозг – чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Ручной труд полностью отвечает интересам детей, их особенностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ему, ребёнок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.

Ребёнок – прирожденный творец, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в художественном труде, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Работая над поделками, ребенок вынужден узнавать о них как можно больше – таким образом, развиваются познавательные интересы. А совместная деятельность детей представляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к декоративному искусству, готовит к обучению в школе. Есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития ребенка.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».

В. Сухомлинский.

Известно: ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и различные материалы, из которых можно что-то сделать. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддерживать его и научить творить.

В детских учреждениях ручной труд присутствует во всех программах, что не мало важно для развития детей. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.

Ручной труд позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся совершенствования речи ребенка, интеллектуально и художественно-эстетического восприятия, физического совершенствования, обогащает опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослыми, приучают к аккуратной работе за столом.

Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такие игрушки милы сердцу, с ними можно беседовать, бережно их охранять. О них хочется рассказывать другим.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА:

Важно максимально реализовать детскую способность, создать условия для свободной деятельности, чтобы дети могли выразить свои чувства, разбудить их фантазию. Детям необходимо общение в сотрудничестве со взрослыми, оно помогает им узнать мир. Нужно чаще хвалить его: положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущение собственной компетенции, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:

В работе по ручному труду использованы:

Методы формирования навыков художественного труда Л.В. Куцаковой; О.В.

Дыбиной; А.В. Козлиной.

Пальчиковые игры и упражнения;

Русский фольклор, художественное слово, наблюдения в природе;

Метод использования поделок в театральной деятельности;

Метод рассказа-показа на занятиях, сочинения сказок.

НОВИЗНА:

Тесное взаимодействие воспитателя и ребенка.

Кружковая работа с детьми по ручному труду.

Встречи с родителями на семейном клубе «Очумелые ручки».

ПРОДУКТИВНОСТЬ:

Чтобы лучше отслеживать индивидуальные способности каждого ребенка в работе по ручному труду, ведутся диагностические карты, они позволяют судить, на что необходимо обратить внимание, выявить слабые и сильные стороны каждого воспитанника. Как видно из диаграммы на конец учебного года возрос средний и высокий уровень. Таких результатов нам удается достичь благодаря совместной работе детского сада и семьи.

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА:

Для применения опыта необходимо:

  1. Наличие методической литературы.
  2. Тесный контакт с родителями.
  3. Расширение своего кругозора через самообразование.
  4. Проведение выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
  5. Сотрудничество с музеями, Домом Детского творчества, библиотеками.
  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Создана организационно-методическая система развития творческой личности ребенка через ручной труд в условиях детского сада.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ:

  1. Направленность приемов и методов организации воспитательно-образовательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности детей;
  2. Организация работы с родителями;
  3. Самостоятельная художественная деятельность детей в свободное время от занятий время;
  4. Использование межпредметных связей;
  5. Кружковая работа.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОМПОНЕНТЫ:

Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, формирует умения, навыки, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни. Работа по ручному труду формирует умение преодолевать трудности, планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

В процессе занятий по ручному труду открывается духовный потенциал ребенка, совершенствуются конструкторские навыки, умение экспериментировать.

Основными принципами являются: наглядность, систематичность, дифференцированность.

Использование разных поделок, в разных видах деятельности повышает активность детей.

4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Так как ручной труд связан с другими видами деятельности необходимо его систематизировать на занятиях и в свободной деятельности детей.

Используя в работе различные инструменты, дети учатся технике безопасности. Учатся, как правильно пользоваться инструментами, как и где их хранить.

На занятиях по познавательному развитию, дети на своем опыте усваивают элементарные представления о свойствах и качествах различных материалов (материал превращается различным превращениям), делают самостоятельно свои выводы, эксперименты.

На занятиях по развитию речи театрализованной деятельности, используя свои поделки, дети учатся инсценировать и пересказывать произведения, придумывать свои сказки и рассказы.

На занятиях по изодеятельности создают индивидуальные и коллективные композиции, применяя также свои поделки.

Ручной труд развивает сенсорику у детей, мелкую моторику пальцев, дети легко усваивают ориентировку в пространстве: справа, слева, вверху, внизу, посередине и т.д.; качество предметов: цвет, форму, величину, твердость, что не мало важно знать на занятиях по математике.

С большим интересом и увлечением свои фигурки дети используют во время игр, особенно сюжетно-ролевых.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ребенок легко может перенести все знания, умения и навыки в свободную деятельность, это и является показателем его сформированности.

В младших группах необходимо создать разнообразную предметную среду.

Уже в средних группах нужно создать уголок для самостоятельной деятельности детей, имея свободный доступ к материалам.

В старших и подготовительных группах дети работают коллективно. В этом возрасте детям предоставляется право самостоятельного выбора, даётся возможность создать творческие работы, осуществлять свой замысел.

6. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В работе использует как традиционное занятие, так и другие формы обучения, например:

1. Комплексные и интегрированные занятия.

2. Разработан краткосрочный проект «Наши руки не знают скуки». Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный. Цель проекта: познакомить детей с разнообразием природного, бросового, подручного материала, используя самые разнообразные виды деятельности: театрализацию, игровую, экспериментирование, занятия; развивать свободную творческую личность ребенка.

Задачи проекта:

Формировать поисково-познавательный интерес к окружающему миру.

Развивать творческие способности актерского мастерства.

Развивать мелкую моторику рук и связанные с ней речевые структуры.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

Воспитывать умение с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки.

3. Метод: рассказ-показ. Во время занятия рассказывается какая-нибудь сказка, приключение и одновременно в игровой форме идёт объяснение

изготовления поделки.

7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Один из важнейших компонентов воспитательной работы - это совместная работа педагога и родителей.

Все навыки и умения, приобретённые детьми на занятиях, находят применение в домашних условиях. Дома проходит закрепление всех знаний. С помощью консультаций, бесед, информаций в папках - передвижках проходит разъяснение о значении ручного труда в развитии детей. Привлекаем родителей к различным выставкам семейных поделок внутри сада и группы.

Организован семейный клуб «Очумелые ручки», цель которого: налаживание эмоционального контакта с родителями и детьми; обучать родителей различным приёмам ручного труда; эффективно готовить детей к школе.

8. КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Приобщение к ручному труду проходит не только на занятиях, но и в свободной от занятий деятельности, на занятиях в кружке «Пчёлка, который проводится 2 раза в неделю по специально разработанной модифицированной программе. Дети с желанием занимаются в кружке, так как они в любое время могут переключиться на другую деятельность.

Кружок посещают дети, которые особенно нуждаются:

В развитии мелкой моторики пальцев рук, в психотерапевтической

Помощи, так как такие занятия успокаивают (гиперактивные дети);

И способные дети, желающие заниматься трудом, творчеством.

«Ребёнок по своей природе пытливый исследователь открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках ярких трепетных звуках, в сказках и игре, в собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце… ».

В.А. Сухомлинский


О рганизаци я ручного труда в детском саду

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде», - Роден .

Художественный труд - это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, нож, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань, тесто, фольга, листья и мн. др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд - это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса :

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

Объяснительно – иллюстративный,

Репродуктивный,

Проблемного изложения,

Частично поисковый,

Рефлексивные приёмы и методы,

Игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде :

Обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);

Анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);

Анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);

Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);

Анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

Занятия с детьми можно проводить по следующей схеме:

1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру, другие особенности.

3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4. Объяснение приёмов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.

5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

6. Самостоятельное изготовление поделки.

7. Анализ готовых поделок своих и товарищей.

8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Содержание работы.

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.На занятии и вне занятий педагог формирует общие способы создания поделки по образцу, чертежу, выкройке. Для этого ставит перед детьми задачу «научиться рассматривать поделку, читать чертеж, делать выкройку»

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии, восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке ручного труда

Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются успехам в труде, но и самокритично оценивают работы.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т.д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И не маловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу, помогать товарищу закончить работу.

Пропущенная через сердце детская работа не имеет цены, понятно, что её название – эксклюзивная и она должна войти в историю развития малыша.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Содержание художественного труда дошкольников составляют :

v Работа с тканью, нитками:

Декоративная аппликация,

Коллажи из ткани, бисера, бус,

Плетение, ткачество;

Изготовление панно, одежды кукол, деталей костюмов для игр, сувениров;

v Работа с природным материалом:

Изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика,

Изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

Плетение из прутьев, сухой травы,

Составление декоративных букетов,

Оформление живого уголка;

v Работа с бумагой, картоном :

Аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом,

Изготовление декоративных панно, открыток;

Изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

v Работа с глиной, тестом, гипсом :

Создание декоративных украшений,

Создание панно для оформления интерьера,

Изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

v Работа с бросовым и искусственным материалом:

Вязание и плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

Изготовление декоративных украшений и предметов быта,

Изготовление из различных коробочек, остатков ткани, меха.

Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов , для которых характерно следующее:

выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждым ребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;

расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

вовлечение в проектную деятельность других людей - взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;

обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных), в этом процессе принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности :

организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д.,

открытые мероприятия,

участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района, Российской Федерации.

Работа с родителями предполагает : папки - раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи, семинары - практикумы.

Условия успешной организации ручного труда:

    насыщенная изо материалами и разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно - развивающая среда

    свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними

    создание эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми

    использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, подготовки атрибутов спектаклей, организации выставок, участия в конкурсах; создание музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг;

    непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми

    провоцировать родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Литература

    Лыкова И.А . Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

    Григорьева Г .Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.

    Куцакова Л .В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.

Наталья Осадченко
Ручной труд в ДОУ

“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда , чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами : чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В. А. Сухомлинский)

(Слайд 1)

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд .

Этот вид труда является одним из наиболее любимых занятий ребенка. Дети проявляют большую заинтересованность в получении новых знаний и умений, как правило, хорошо успевают и, что особенно важно, меньше утомляются.

Что же такое ручной труд ? Это конкретная деятельность, направленная на изготовление реального предмета, который можно использовать в играх, в развлечениях, быту.

Особенностью ручного труда является то , что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. Ручной труд способствует развитию согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнения действий. Как отмечал В. А. Сухомлинский, «истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами , которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам : «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок, пуговиц и т. д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Все эти техники определены требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой и в соответствии с ними поставлены цели, задачи, направления работы и принципы построения педпроцесса, методы и приемы обучения, этапы работы.

(Слайд 2)

Цель :

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

(Слайд 3)

Задачи :

Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.

Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.

Изготовление поделок вместе с родителями.

Воспитание трудолюбия , аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

(Слайд 4)

Направления работы.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности . Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

(Слайд 5)

Принципы построения педагогического процесса.

От простого к сложному.

Системность работ.

Принцип тематических циклов.

Индивидуального подхода.

(Слайд 6)

Методы и приемы обучения.

Наглядные (показ педагога, пример, помощь) .

Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) .

(Слайд 7)

Этапы работы.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

(Слайд 8)

Занимаясь разными видами ручного труда , дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы, величины, пространственной ориентировки; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является мощной арт- и психотерапией, когда увлеченный творчеством ребенок забывает о раздражающих его факторах, полностью посвящает себя интересному делу.

Детские поделки используются для игр, для украшения группового помещения, в качестве подарков близким и друзьям. Дети радуются, что их поделки нравятся другим, у них развивается интерес к ручному труду , формируются навыки учебной деятельности : умение целенаправленно осуществлять практическую деятельность, действовать в соответствии с определенными правилами, добиваться результата. Терпение и настойчивость, проявляемые ребенком в процессе труда , способствуют развитию произвольности, без которой начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Опыт успешной деятельности придает ребенку уверенность в себе, стремление к новым достижениям, к положительным результатам в новой социальной роли ученика.

Публикации по теме:

"цветы примулы" в подарок маме. Материал:белая бумага формат А4 с рисунком для открытки, цветная бумага (зеленая, красная, желтая) ножницы,.

Яблоко из пластилина (Ручной Труд) Тема: Яблоко из пластилина Цель: Учить детей лепить яблоко из пластилина Задачи: Продолжать учить работать с пластилином; учить соединять.

Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Ольга Васильевна Ваньшина. Я работаю воспитателем в структурном подразделении ГБОУ.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ручной труд в детском саду способствует.

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности.

В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе воспитания и обучения дошкольников. В семейном воспитании этому виду детского труда также важно уделять должное внимание: формировать интерес, желание изготовить своими руками игрушку, поделку, сувенир, украшение.
Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.
Кстати, самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная. Например, для игры «в моряков» он смастерил из тонкого картона бинокль, с помощью которого, оказывается, можно прекрасно разглядеть морские дали! Вышитая салфеточка, закладка для книги, корзиночка-сувенир из природного материала (колючки, шишки, мох) —хорошие подарки взрослому члену семьи к дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка.
Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно, быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое
4 Заказ 5795
49
из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего.
Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение. Самодельная игрушка, например волчок, вертушка из бумаги, — хороший подарок малышу от его старших брата, сестры, выражение заботы о нем и возможность совместной игры.
Для ручного труда ребенку понадобятся коробки различной величины. Из них можно делать игрушечную мебель (например, из спичечных коробок можно сконструировать и склеить столы, кресла, кровати), автобусы, грузовики и др. Целесообразно показать ребенку, как можно создавать разные конструкции одного и того же предмета: грузовик маленький и большой из коробок разного размера. Можно заранее поставить перед дошкольником-задачу: мастерить такие машины, чтобы одна могла проехать под низким мостом, а другая — под высоким (т. е. конструировать их с учетом определенных условий). В процессе решения подобных задач развивается конструкторское мышление ребенка, его сообразительность, воображение.
Пригодятся ему для изготовления игрушек-самоделок, биноклей, рулей, сумочек, елочных игрушек, элементов костюмов, которые понадобятся для индивидуальной игры или игры с товарищами, так называемые бросовые материалы: катушки, проволока (лучше, если в цветной обмотке), шнур, поролон, пенопласт, лоскуты материи, картон, бумага разных цветов и др.
Из природных материалов (шишек, желудей, мха, колючек, репейника, древесных грибов, коры деревьев, бересты) можно научить детей мастерить сувениры в виде фигурок животных (рыбок, зайчиков, петушков, поросят), корзиночки, ведерки (из бересты) и др.
Для ручного труда необходимо иметь дома несложный инструмент: молоток, клещи, ножик с не очень острым концом, пилу (в распиловочной коробке), детский рубанок, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея, клей канцелярский, "синтетический, а также кусочек столярного.
Хранение инструментов и материалов надо организовать так, чтобы дошкольник мог сам убирать их на место, закончив работу. Материалы, необходимые для ручного труда, удобно хранить на полках или в ящике, разделенном на несколько частей. Материалы можно разложить по видам: коробки, куски картона, ткань, катушки, бечевка и проволока, природный материал, металлические детали от разных предметов (болты, гайки, винты и т. п.). Свое место Должно быть и у инструментов. Приучая детей к порядку, взрослые вначале помогают им раскладывать все по местам, затем лишь контролируют до тех пор, пока у ребенка это не войдет в привычку.
По разрешению взрослых ребенок к концу шестого года жизни может пользоваться всеми этими материалами самостоятельно, а вот время и место работы определяются старшими. Самое лучшее, если есть такая возможность, организовать ручной труд ребенка на воздухе. Дошкольников, прежде всего мальчиков, следует привлекать к работе с деревом вместе с отцом, дедушкой. Ручная работа такого рода под умелым руководством взрослого полезна не только для физического, но и для умственного развития (ребенок решает, что сделать из дерева, учится пользоваться линейкой, соотносит внешний вид будущей поделки с исходным материалом и т. д.).
В пять с половиной — шесть лет ребенок может сделать (сколотить) из дерева, скамеечку, столик, кровать для куклы. Вначале следует помочь ему заготовить необходимые детали, сконструировать изделие, а затем сколачивать его или клеить. Например, дать ребенку два кубика одинакового размера (можно использовать старые кубики с картинками или от строительного набора) и дощечку. Ребенок с помощью молотка из этих деталей сделает скамеечку. Он может сам ее покрасить гуашью или (что лучше) масляной краской. Чуть позже его надо учить распиливать доску; строгать ножом палочку.
В детском саду работа дошкольников старших групп с деревом программой не предусматривается (в группе много детей, трудно обеспечить индивидуальное обучение и наблюдение). В семье иные условия, поэтому рекомендовать этот вид ручного труда вполне целесообразно.
При обучении ребенка работе с деревом особенно важна наглядность. Взрослый показывает детали задуманной конструкции, приемы работы, готовый образец, выполненный им самим. Тогда ребенку-будет и интереснее, и легче работать. Постепенно он овладевает техническими приемами (как правильно вбить гвоздь, вытащить его клещами, пилить, строгать). Детей учат делать.заметки, определяя место будущего распила, для чего к заготовке прикладывается или используется мерка, которую можно изгото-
вить из полоски бумаги (работа с меркой ценна и для развития математических способностей ребенка).
Когда ребенок достаточно хорошо овладеет доступными ему техническими приемами и трудовыми навыками, он уже может фантазировать (это следует всячески поощрять), например придумать какую-то новую конструкцию. При работе с деревом можно использовать и полуфабрикаты, которые имеются в магазинах «Детский мир», но надо следить, чтобы, решив сделать что-то, дошкольник не сразу принялся сбивать, сколачивать отдельные детали, а вначале отобрал бы их, сложил задуманный предмет, а затем бы склеивал, сколачивал детали или, отобрав нужные детали, определил место «будущего распила.
Кроме игрушек, сувениров, детей можно научить, изготавливать макеты (см.: Нечаева В. Г. Ручной труд//Вос-питание дошкольника в труде. — М., 1983), например «футбол» или «хоккей». На прямоугольной картонной подставке (30—50 см) с бортиками (1,5—2 см)—поле — с двух сторон ставят ворота, прочно приклеивая их к полю, которое в зависимости от содержания игры может быть зеленым (футбольное поле) или серо-голубым (поле для игры в хоккей). На поле размещают фигурки игроков, их делают из желудей (туловище), пластилина (голова) и тонких палочек (руки и ноги). Для прочности в желуде шилом делают отверстия, в которые вставляют руки и ноги человечков. Чтобы фигурки были устойчивы, их надо прикрепить пластилином. Из пластилина можно сделать мяч или шайбу. Дети делятся на две команды и, переставляя фигурки, охотно разыгрывают футбольные матчи.
Можно делать макеты на сказочные сюжеты — «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь» и др. С их помощью дети охотно пересказывают сказки, иногда рассказывают их младшим брату, сестре.
В некоторых семьях детей привлекают к участию в подготовке к театрализованной настольной игре, например по сказке «Три медведя». Из детской книжки можно перевести (через папиросную бумагу) фигуры животных, девочки, ее мамы, вырезать фигуры, наклеить их на картон, с обратной стороны сделать подставки, чтобы фигурки не падали, вылепить из пластилина три миски, смастерить из коробок три стула, кровати (разных размеров), стол. Дети с удовольствием помогают взрослым, особенно радует их перспектива разыгрывания сказки. Если в семье есть ребенок школьного возраста, подготовка к показу представления возможна без участия взрослых. Совместный
52 . труд, последующая игра имеют большое значение для творческого развития ребят, укрепления дружбы между ними.
В ручном труде особое место принадлежит конструированию различных неигрушечных механизмов из сломанных предметов домашнего обихода и их деталей (репродуктора, замка, электроплитки, электроутюга, которые можно разобрать на части и снова собрать). Занятия с ними очень полезны, так как активно развивают у детей старшего дошкольного возраста любознательность, интерес к технике, технические навыки, фантазию, смекалку. Эта задача облегчается тем, что у многих детей, главным"образом мальчиков, пробуждается подлинная страсть к «копанию» в настоящих механизмах.
Отец семилетнего мальчика рассказывает: «Везде, где только можно, я искал сломанные приборы, механизмы или их детали. Основное требование: побольше винтиков и гаек. Вначале вместе с сыном рассматривали принесенный предмет (например, будильник), уточняли его назначение, затем я разбирал его на глазах у сына, аккуратно раскладывал детали., А потом мы вместе начинали сборку. Через некоторое время сын трудился уже самостоятельно, и довольно успешно... Интерес к технике, приобретенные сыном навыки оказались очень полезными, когда он пошел в школу».
Систематическим должно быть и участие девочек и мальчиков в несложном- ремонте книг, одежды, игрушек. Родители должны убедить детей в необходимости такого ремонта, обращении за помощью к старшим по своей инициативе.
Для формирования у ребенка привычки замечать неполадки в костюме, поломку игрушки и т. д., важно, чтобы взрослые вовремя напоминали ему об этом, вместе с ним наводили порядок, поощряя самостоятельность, отмечали его достижения, сами были аккуратны и внимательны.
Трудовое обучение детей в современной школе строится по новой программе. Если прежняя основывалась главным образом на пассивной деятельности ученика (работа по образцу или шаблону), вооружала его лишь самыми элементарными навыками, то новая программа, даже начальной школы, нацелена на развитие у детей конструкторских умений и способностей, технических навыков и умений. Школьники должны уметь создавать вещи, полезные для других людей, эстетически привлекательные. Они работают с бумагой и картоном, природными материалами,
53 пластмассой и пластилином, деревом и металлом, тканями, создают разнообразные по конструкции изделия- (учебные пособия, бытовые предметы, игрушки, сувениры). Важный вид учебного труда — техническое моделирование включается в программу с первого класса.
В процессе самостоятельной работы ребенка, а также совместной с другими членами семьи да и в любое подходящее время взрослые могут с помощью загадок, пословиц, поговорок, отрывков из стихотворений повысить интерес ребенка к труду, сделать труд физический ценным и для умственного развития.
Загадки — маленькие логические задачи — используют для поддержания у ребенка интереса к миру вещей, сделанных человеком, к орудиям труда с целью систематизации знаний и понимания существенных связей явлений живой и неживой природы и др.
Маленького роста я, Он охотно пыль вдыхает,
Тонкая и острая. Не болеет, не чихает.
Носом путь себе ищу, (Пылесос) За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой) Овсом не кормят, Кнутом не гонят, Длинной шеей поверчу, А как пащет,
Груз тяжелый подхвачу, Семь плугов тащит.
Где прикажут, положу, (Трактор) Человеку я служу.
(Подъемный кран) Нагнут меня ребятки,
И дождь пойдет на грядки. Мойдодыру я родня, (Лейка) Отверни-ка ты меня,
И холодною водою Из горячего колодца
Живо я тебя умою. Через нос водица льется.
(Водопроводный кран; (Чайник)
Пословицы и поговорки о труде, смысл которых ребенку надо пояснить, играют существенную роль в воспитании активных нравственных установок ребенка, в формировании мотивов труда: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Нет больше позора, как не выполнить уговора», «Чем на «авось» да «небось», лучше вовсе дело брось», «Муравей не велик, а горы копает», «Тяп-ляп — готов корабль. Хотел прокатиться, да боюсь утопиться», «Не спеши языком, торопись делом» и др.









2024 © rukaraoke.ru.