Самоанализ классного часа дружба начинается с улыбки. Классный час на тему "Дружба начинается с улыбки"(4класс). Игры-минутки, посвященные дружбе


Сценарий классного часа в начальной школе "Дружба начинается с улыбки..."

Тулинова Елена Дмитриевна, учитель начальных классов Марьинской общеобразовательной школы I-III ступеней №1.
Описание материала: Воспитание доброты, чуткости, терпимости и формирование дружеских отношений в коллективе имеет значимую роль в жизни первоклассника. Данный материал будет интересен учителям начальных классов.
Цель:
-сформировать у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
- развивать стремление быть терпимым в обществе людей;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту.
Оборудование:
- на доске тема классного часа, плакат с изображённым деревом, рисунки солнышка, облачка, цветка, сердца, грозовой тучи (по количеству учащихся), маленькие сердечки из белой бумаги (по количеству учащихся), телевизор, DVD.

Ход классного часа.

I.Вступление.
Звучит песня "Улыбка" из мультфильма "Крошка Енот"
Учитель. Слова «До свидания»,
«Спасибо», «Простите»,
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома
Слова эти очень важны,
Они человеку, как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить,
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- Здравствуйте, ребята! Хочу ещё раз повторить эти чудесные слова: «Здравствуйте!», «До свидания», «Спасибо», «Простите». И вы тоже почаще говорите эти слова маме, папе, друзьям, прохожим. Вы почувствуете, как у них поднимается настроение. Дело в том, что эти слова особенные. Они обладают оздоровительной силой. Так пусть у нас всегда будет хорошее настроение! Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости, благополучия. Пусть девизом нашего занятия станут такие слова(они появляются на экране):
Давайте дружно будем жить
И нашей дружбой дорожить,
И никогда не ссориться –
Тогда дела все спорятся.
II. Сообщение темы классного часа.
Учитель. О чём будет наш разговор, мы узнаем, разгадав кроссворд. (Он появляется на экране. Дети разгадывают слова по горизонтали. В выделеных клетках по вертикали появляется ключевое слово «Дружба»).
1.Чебурашке другом был
Добрый Гена…(Крокодил)
2.В телефонной будке жил,
Был один, бедняжка.
Но однажды решил
Друга найти …(Чебурашка)
3.С голубого ручейка
Начинается река.
Ну, а дружба начинается с …(улыбки)
4.Меня вы узнаёте?
Я – героиня книжки,
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я …(Белоснежка)
5.Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…(Айболит)
6.Собираясь что-то делать,
Наберись терпения,
Навсегда тогда исчезнет
Плохое …(настроение)
- И так, мы отгадали ключевое слово. Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.
III. Основная часть.
1.Мозговой штурм «Дружба – это…»
Учащимся предлагается подумать над вопросом, что такое дружба и зачем она нужна людям. После небольшого размышления ребята высказывают свои мысли, которые записываются на доске. Учитель подводит итоги и даёт определение понятию «дружба».
2.Игровое упражнение «Найди себе подобного».
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Педагог прикалывает им на спину маленькие рисунки (солнышко, облако, цветок, сердце и один рисунок грозовой тучи).
Учитель даёт задание детям найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Дети определяют, за какой стол они сядут, помогая друг другу жестами.
Учитель обращает внимание детей на то, что один ученик остался без пары, и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один, без друзей?»
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
На экране появляется четверостишие:
Дружба – главное чудо, всегда
Сто открытий для всех нас таящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие!
3.Чтение и обсуждение стихотворений о дружбе.
- Ребята, послушайте стихотворение М. Скребцовой «Друга за деньги не купишь».
Денег добрый друг дороже,
И богатств огромных тоже,
И дворцов, и даже трона,
И с брильянтами короны!
Друг бесценнее всего,
Не купить нигде его!
Так что время зря не трать –
Друга начинай искать!
Обсуждение.
- Может ли быть у человека много друзей?
- Какие качества вы больше всего цените в друге?
- Расскажите о своих друзьях.
- В какие игры вы играете со своими друзьями?
- Что нужно сделать, чтобы у тебя появился друг?
Учитель. Если мы хотим иметь друзей, мы должны твёрдо представлять себе и чувствовать, что нужно другому человеку. Дружба – это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен не требовать от друга много, ничего не давая взамен.
Послушаем ребят, которые подготовили к нашему занятию стихотворение Агнии Барто «Требуется друг».
Обсуждение.
- Встречались ли вы с такими друзьями в жизни?
- Почему у девочки возникли проблемы с друзьями?
- Почему с ней никто не хотел дружить?
- Что по вашему мнению лучше для человека: иметь одного настоящего друга или множество знакомых и приятелей?
- Давайте обсудим, какие взаимоотношения сложились у нас в классе, как вы себя чувствуете в нашем классе?
На экране появляется надпись:
-умение прощать
- умение делиться
- беспокойство за другого человека
- помощь друга в беде
- умение не обижаться
Учитель. – Что из этого больше всего необходимо для дружбы?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Расскажите, как вы нашли своих друзей.
- Как вы думаете, нужно ли учиться дружить?
- Расспросите своих родителей, как им в жизни помогла дружба.
4.Тренинг (работа в парах)
- Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области (в учёбе, в спорте…)
- Утешьте в связи с какой-то неудачей…Поддержите.

А закончить тренинг можно словами С. Михалкова (появляется запись на экране):
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть?
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!
5.Игра «Я начну, а ты продолжи»
Учитель. О дружбе сложено множество пословиц. Я их буду начинать, а вы - продолжать.
- Нет друга – ищи, …(а нашёл – береги).
- Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей).
- Один за всех…(и все за одного).
- Человек без друзей, …(что дерево без корней).
6. «Дерево дружбы»
Учитель. Посмотрите, какое необычное дерево выросло у нас в классе. Это дерево дружбы. Чтобы оно не засохло, нам нужно его укрепить качествами, которыми должен обладать каждый из нас, чтобы иметь много друзей.
Дети высказывают свои предположения, эти качества записаны на отдельных листиках и прикрепляются к веткам дерева.
Поскольку дерево необычное, то и плоды у него будут тоже необычными. Это будут наши с вами сердечки. Всем детям раздаются белые листики в форме сердечек.
-Зажгите свои сердца огнём дружбы, закрасьте их. На обратной стороне напишите имя своего друга, или того, с кем вы хотели бы дружить (можно ещё написать пожелание другу). А теперь прикрепим наши плоды к дереву дружбы. Пусть наше дерево растёт, а дружба крепчает с каждым днём!


IV. Итог классного часа.
Мы сегодня много говорили о дружбе. Надеюсь, что многие из вас сделают для себя какие-то выводы, и наш класс станет самым дружным во всей школе. А подытожив, давайте все вместе исполним песенку о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,-
Вот что значит настоящий верный друг!

Разработка классного часа «Дружба начинается с улыбки...»

Пояснительная записка

Классный час «Дружба начинается с улыбки...» разработан и проведен в 5 класе в рамках реализации программы воспитания класс «Воспитание успехом». В 5 классе очень важно научить дружить коллектив, так как именно в этом возрасте складываются понятия дружбы,взаимопонимания,взаимовыручки,ребята учатся строить отношения друг с другом.

Цель классного часа: формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить,беречь дружбу,общаться в коллективе.
Задачи:
расширить знания детей о дружбе;
развивать умение аргументировать свою точку зрения;
способствовать воспитанию добропорядочности,уважения друг к другу;
содействовать формированию дружного коллектива;
При разработке классного часа использована технология «этического диалога»(автор А.И. Шемшурина). Именно через диалог проходит осмысление нравственности,построения межличностных отношений,рождается совместный процесс мыслительной деятельности детей,содействует взаимодействию с другими,при которым каждый ученик равный участник данного процесса и может проявить свои индивидуальные возможности и творчество.

Структурные компоненты этического диалога
Смысловые характеристики структурных компонентов этического диалога

1.Вывод школьников на проблему
Здравствуйте,ребята!
Меня зовут Екатерина Александровна и мне очень приятно познакомиться с вами.
Посмотрите на эти два портрета: на одном лицо здорового человека,а на другом больного.
-Чем отличаются эти два портрета?(главное отличие это улыбка).

Улыбка признак не только физического здоровья,но и духовного.Вы,наверное,слышали такое выражение: «У меня душа болит»?У такого человека что-то случилось;может его обидели,он поссорился с кем-то, а ведь улыбка еще признак добра,любви,дружбы.
Дорогие ребята!Посмотрите друг другу в глаза,улыбнитесь,передайте частичку своего добра другому и скажите: «Я желаю тебе...».

Вот видите от наших улыбок и добрых слов,в классе стало теплее и уютнее.

2.Построение логической цепочки развития мысли.
А сейчас я попрошу вас составить слово из букв,которые находятся перед вами: «жабдур» (листочки на доске).

Какое слово получилось?
- «Дружба»- это тема сегодняшней нашей встречи.

Я очень люблю мультфильмы,надеюсь,что вы тое.Давайте вспомним,кто с кем дружил:
1.Зелный Крокодил Гена и (Чебурашка).
2.Доверчивый Буратино и.(Мальвина).
3.Смешной мишка Винни-Пух и (Пятачок).
4.Мальчик по имени Малыш и (Карлсон).

А помните ли вы,что про дружбу говорил герой мультфильма Крошка Енот?

-(Друзей находит тот,кто сам встречает их улыбкой.Дружба начинается с улыбки).

Как вы думаете,всегда ли дружба начинается с улыбки?

Скажите,в чем познаются друзья: в счастье или в беде?

Приятно ли вам,когда друзья разделят с вами радость?А неприятности?

А есть ли у вас друзья?Сейчас мы это проверим.
Рисунок «Дерево Дружбы»
-Ваша задача нарисовать у этого дерева столько корней,сколько у вас друзей(готовые рисунки прикрепляются на доску).

Давайте,посмотрим на ваши рисунки.

Есть очень верная,мудрая пословица «Дерево сильно корнями,а человек друзьями». И судя по вашим рисункам,у вас получился целый лес дружбы,а если нарисовать одно большое дерево,то у него будет много корней,потому что у вас много друзей.

3.Обращение к личности ребенка.
А теперь предлагаю вам поговорки о дружбе, а вы попробуйте объяснить их смысл:

1.Трусливый друг опаснее врага.
(в трудную минуту друг может испугаться и подвести).

2.Не тот друг,кто потакает,а тот,кто помогает.
(когда человек во всём тебе потакает,ему все авно,какой ты на самом деле.Лучший друг - это тот,кто поможет тебе исправиться и стать лучше).

3. Хочешь дружбы будь другом.
(Когда сам научишься дружить,тогда и друзья появятся.Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).
Молодцы!
А теперь давате вспомним с чего начиналась ваша дружба с самым близким для вас человеком?

4. Кульминация
Во все времна и у всех народов высоко ценилась дружба,верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким,тот себе заклятый враг», - писал еще в 12 веке Шота Руставели.Друг должен подходить вам по характеру,по темпераменту,по увлечениям.Вы должны совпадать как «пазлы».
Я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему: «Ищу друга!».
Например: «Ищу друга,с которым можно ходить в походы!».
«Скромная,застенчивая девочка любит стихи,ищет подругу».
«Веселый, жизнерадостный человек - любитель бокса ищет друга».

У каждого из вас есть цветные листочки.Вам дается 2 минуты.
-Пожалуйста, кто желает зачитать свое объявление (дети зачитывают по желанию и прикрепляют его на доску объявлений.В классе доска с надписью «Доска объявлений»).

5.Резюме диалога
Я думаю,вы согласитесь,что самое лучшее в жизни это дружба.Дружбу надо ценить.
Пожалуйста,разбейтесь на две группы.Вам даются карточки-лепестки с определением дружбы: помощь,вечность,доброта,внимание,отзывчивость,доверие,честность,радость,злость,хвастовство,грубость,равнодушие,зависть,эгоизм.Выберите те,которые относятся к определению дружбы.
-Пожалуйста,первая группа ваши лепестки!
А какие слова вы не выбрали для цветка?Почему?(Ответы ребят).
-Пожалуйста,вторая группа ваши лепестки!А какие слова вы не выбрали для цветка?Почему?(Ответы ребят).
Итак,что же определяет дружбу?Какие качества?
Теперь о дружбе вы знаете очень много.Но еще существуют правила дружбы,которыми вы должны не забывать пользоваться в жизни:
Помогать другу
Быть честным
Уступать
Не бояться просить прощения
Не грубить
Не жадничать
Не злиться
Соблюдая эти правила,я думаю, вы никогда не потеряете друга.Будьте добрыми,дружелюбными,чуткими,вежливыми друг к другу.Не будьте зазнайками,ябедами,берегите своих друзей от неверных поступков,приходите на помощь друг к другу и тогда в сами будете называться настоящим верным другом.
Ребята,давайте вместе скажем друг другу слова известного героя,добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда: -Ребята,давайте жить дружно!

Спасибо большое за занятие.

Оборудование:

Реквизит для игровых конкурсов – бумажные цветы с именами, круг со стрелкой и набор вопросов, “туфельки”, табло с 6 карточками, кегли, магнитофон с аудиокассетами.

Ход классного часа

Игры, минутки, посвящённые дружбе.

Ведущий: Сегодня мы собрались, чтобы поиграть в игру “ Дружба начинается с улыбки”. Она немного напоминает игру “ Любовь с первого взгляда”. Во время игры мы поговорим о дружбе, взаимовыручке, о том, как себя вести, узнаем хорошо ли вы знаете друг друга. Вам будут предложены жизненные ситуации, а также розыгрыши призов, песни о дружбе, викторины и, конечно же, выбор самой лучшей, самой дружной пары. Начнем нашу игру песней “Настоящий друг”.

(Дети исполняют песню или слушают запись на кассете)

Вокруг круглого стола рассаживаются четыре мальчика и четыре девочки. В центре – стрелка, по краю стола разложены “Сердца” с вопросами. Дети по очереди крутят стрелку и отвечают на выпавший вопрос.

Коллекционируешь ли ты что-нибудь?

Защитишь ли ты своего друга, если в твоём присутствии о нём говорят плохо?

Какого бы ты хотел иметь друга?

Может ли дружить девочка с мальчиком?

Что ты любишь больше- получать или дарить подарки?

Может ли другом быть кошка или собака?

Можешь ли ты рассказать о своей тайне девочке (мальчику)?

Нравятся ли родители твои друзья?

После разминки ведущий проводит игру с классом: он начинает пословицу, зал заканчивает:

Нет друга – ищи, (а нашёл – береги0

Не имей сто рублей,….. (а имей 100 друзей)

Один за всех и…….(все за одного)

Человек без друзей, …..(что дерево без корней)

Дружба – как стекло…. (Разобьётся - не сложишь)

Конкурс “Найди себе пару”

Учитель раздаёт в зале 8 цетков, на обороте которых написаны имена персонажей. У мальчиков - Дед Мороз, Принц, Буратино, Карлсон.

У девочек – Снежная королева, Спящая красавица, Белоснежка, Золушка. Все имена сообщаются залу и выясняется, какие герои из одной сказки (например, Принц и Золушка). Участники игры под музыку подходят друг к другу и становятся парами. Если нужные герои совпали, эта пара детей выходит в финал. Если герои не совпали, игра продолжается.

Кл.рук.

Внимание! Игра со всем классом (залом)

Сначала я задам вопрос,

А в над ним затем всерьёз

Подумайте. Одно из двух-

“Да” или “Нет”- ответьте вслух.

Коль вы находчивы, сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может столку сбить подчас.

Скажи: приветствуя рассвет, поёт ли сом усатый?

Дети: нет

В.: А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать?

Д.: Да

В.: А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным?

Д.: Нет

В.: Ответь, а может резеда цвести в саду зимою?

Д.: Нет

В.: А крокодил собрать букет из белых лилий может?

Д.: Нет

В.: Верблюд способен, дай ответ, идти 3 дня без пищи?

Д.: Да

В.: Тех, кто трудится, всегда в народе уважают?

Д.: Да

В.: В конце спросить пришла пора: вам понравилась игра?

Д.: Да.

Музыкальный конкурс

В.: играет весь класс. Мальчикам и девочкам по очереди предлагается назвать песню, отрывок из которой прозвучал. За каждый правильный ответ даётся жетон. Мальчик и девочка, набравшие наибольшее количество жетонов, выходят в финал.

В.: игра для тех, кто не участвовал ещё в конкурсе. Она называется “Лбами держим”.

(Дети встают парами и, танцуя, должны удержать яблоко и лучше станцует получает приз.)

Конкурс “Туфелька Золушки”

Четыре мальчика и четыре девочки получают разные “туфельки”. Только две туфельки должны совпасть по цвету, фасону, размеру. Вовремя танца мальчик старается найти девочку со второй туфелькой. Эта пара выходит в финал.

Обсуждение ситуаций о знании учащимися друг друга

Вопросы девочкам:

  • Ты поймала золотую рыбку, но она выполнит только одно желание. Что ты выберешь?

    Сходить в цирк.

    Познакомиться с хорошим другом.

    Купить косметику.

  • Тебя обидел мальчик. Что ты сделаешь?

    Попросишь помощи у кого-то.

    Заплачешь от обиды.

    Объяснишь, что так с девочками не поступают.

  • Мальчик пригласил тебя к себе на день рождения. Как ты будешь выбирать подарок?

    Что тебе понравилось.

    Что нравится ему.

    Что предложат родители.

  • Вопросы мальчикам:

    1. Тебе нравится девочка, тебе хочется с ней ещё погулять, но мама зовёт домой. Как ты поступишь?

      Пойдёшь домой.

      Сделаешь вид, что не услышал маму.

      Попросишь девочку прийти ещё.

    2. Девочку, которая тебе нравится, вызвали к доске решать задачу, а у неё не получается.

      Ты будешь ей подсказывать.

      Поможешь разобраться после уроков.

      Ничего не предпримешь.

    3. Девочке в столовой не хватило стула.

      Ты принесёшь ей стул.

      Отдашь ей свой.

      Оставишь без внимания.

    В.: Вы хорошо ответили на вопросы. А сейчас мы должны выбрать идеальную пару.

    В.: Внимание! Суперфинал!

    Участники, которые вышли в финал отвечают на вопросы.

    Сначала отвечают мальчики, а девочки записывают свой ответ на доске.

    Мальчику:

    Нравятся ли ей диснеевские мультфильмы?

    Есть ли у неё друг?

    Какой урок ей нравится?

    Что он любит больше: футбол или хоккей?

    Есть ли у него собака?

    Когда у него день рождения?

    Вывешивается табло с шестью карточками – названиями призов, выставляются вряд шесть кеглей с номерами. Дети по очереди выбивают мячом кеглю столько раз, сколько было попаданий при ответах на вопрсы. Карточка с такими же номерами переворачивается.

    И открывается название приза, которые заработали дети.

    Подведение итогов: Наша игра закончилась. В жизни часто повторяются ситуации, в которые мы сегодня поиграли. Поэтому, если вы поняли, как вести себя в игровых ситуациях, то будете воспитанными, дружными и интересными и в жизни.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 5»

    Чистопольского района

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В 1 КЛАССЕ

    «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

    «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

    Цель мероприятия : показать ценность и необходимость дружбы.

    Задачи:

      Формировать у детей представление о дружбе, о правилах дружбы через работу над литературными произведениями, игровые и жизненные ситуации.

      Содействовать формированию дружного классного коллектива.

      Способствовать развитию критического мышления, внимания, памяти, самодисциплины, умения работать в команде.

      Содействовать воспитанию коллективизма, вежливого отношения друг к другу.

    Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

    Оборудование: мультимедийный проектор, экран, электронная презентация, «Цветок дружбы», словарь русского языка С. И. Ожегова, видеозапись мультфильма «Приключения кота Леопольда», аудиозаписи песен «Песенка об улыбке» (слова М. Пляцковского, муз. В. Шаинского), «Если с другом вышел в путь» (слова В.Шаинского, муз. М.Танича), «Вместе весело шагать» (слова М. Матусовского, муз. В. Шаинского), шаблоны рукавичек, пословицы и поговорки о дружбе, стихи советских поэтов о дружбе.

    Актуальность выбранной темы : дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна, а сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся. Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

    Ход мероприятия

    I . Организационный момент. Звучит песня «Улыбка».

    Учитель: - Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню. Как в песне поётся, с чего начинается дружба? (С улыбки.) Это тема нашего праздника: «ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ».

    II . Сообщение темы мероприятия.

    Учитель: - Дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы поговорить о том, что такое дружба, узнать, какими качествами должен обладать настоящий друг, будем учиться замечать и ценить положительные качества в окружающих людях, и к концу праздника мы должны будем вырастить ЦВЕТОК ДРУЖБЫ, лепестки которого - это основные правила дружбы.

    III . Работа над темой.

    1. Анализ содержания стихотворения.

    Ребята, а что такое дружба?

    (Учащиеся класса читают стихи)

    Что такое дружба?
    Это совесть чистая
    И душа открытая -
    Так считают исстари.


    Что такое дружба?
    Дружба - это равенство,
    А дружить без равенства
    Никому не нравится.


    Что такое дружба?
    Если станет туго,
    То во всём, как на себя,
    Положись на друга.


    Что такое дружба?
    Крепкая опора.
    Вместе верные друзья
    Могут сдвинуть горы.


    Что такое дружба?
    Это счастье, дети,
    Это небо чистое,
    Мир на всей планете!

    Учитель: - В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова понятие «Дружба» определено так: Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

    - Можете ли вы что-то добавить к этому определению? (Ответы учеников)

    2. Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения Кота Леопольда».

    Ребята, сейчас мы посмотрим мультфильм про кота Леопольда и ответим на вопрос: к чему призывает нас кот Леопольд?

    (Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда».)

    Учитель: - «Ребята, давайте жить дружно!» - призывает кот Леопольд. Что значит дружно? (Ответы учеников)

    3. Анализ содержания стихотворения.

    Учитель: - Детский писатель Борис Заходер сочинил стишок и назвал его «Мы – друзья» (читают дети).

    С виду мы не очень схожи:

    Петька толстый, я худой,

    Не похожи мы, а всё же

    Нас не разольёшь водой!

    Дело в том, что он и я -

    Закадычные друзья!

    Всё мы делаем вдвоём:

    Даже вместе... отстаём!

    Дружба дружбою, однако,

    И у нас случилась драка...

    Дрались честно,

    Как положено друзьям:

    Я как стукну!

    Я как тресну!

    Он как даст!

    А я как дам!

    Скоро в ход пошли портфели.

    Книжки в воздух полетели.

    Словом, скромничать не буду -

    Драка вышла хоть куда!

    Только смотрим - что за чудо?

    С нас ручьём бежит вода!

    Это Борькина сестра

    Облила нас из ведра!

    А она еще смеётся:

    Вы действительно друзья!

    Вас водой разлить нельзя!

    Учитель: - Скажите мне, ребята, мальчики живут дружно или нет? (Дети высказывают свои мнения, предположения.)

    - Мы рассмотрели ситуацию, в которой один мальчик заступился за своего друга, но потом его тоже стукнул, чтобы тот не дрался. Как вы думаете, какие законы помогают этим мальчикам дружить? (Ответы детей)

    1.Помогай другу в беде (1 лепесток ЦВЕТКА ДРУЖБЫ)

    2.Останови друга, если он делает что-то плохое, но не применяй при этом силу (2 лепесток)

    4. Игра «Разноцветные рукавички»

    Учитель: - Всем известно, что настоящие друзья всё делят пополам. Давайте проверим, а умеете ли вы работать в парах. Сыграем в игру «Разноцветные рукавички».

    Я прошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих одну коробку цветных карандашей. Перед вами лежат рисунки «рукавичек». Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь, друг с другом, как вы будете украшать эти рукавички. Каждый из вас будет раскрашивать свою рукавичку, но узоры у вас должны быть одинаковые и яркие. Вам понятно задание? Тогда начинаем работать.

    Игра со зрителями.

    Друзья! Задам я вам вопрос,

    А вы над ним подумайте,

    Подумайте, одно из двух –

    Да или нет – ответьте вслух.

    Коль вы находчивы сполна,

    Поможет рифма, но она

    Настолько хитрая у нас,

    Что может с толку сбить подчас.

    Скажи, приветствуя рассвет,

    Поёт ли сом усатый? (Нет!)

    А, рассекая гладь пруда,

    Умеют плавать гуси? (Да!)

    А если солнцем снег согрет,

    Он станет льдом холодным? (Нет!)

    Ответь, а может резеда

    Цвести в саду зимою! (Нет!)

    А крокодил собрать букет

    Из белых астр может? (Нет!)

    Верблюд способен, дай ответ,

    Идти три дня без пищи? (Да!)

    А тех, кто трудится всегда

    В народе уважают? (Да!)

    В конце спросить пришла пора -

    А вам понравилась игра? (Да!)

    (Учащиеся заканчивают выполнение задания, после выполнения работы обсуждаем, у кого рукавички получились особенно яркими, у кого узоры на рукавичках симметричные)

    Учитель: - Красивые рукавички нам помогли,

    Согрели нас в холод, от стужи спасли.

    Ребята, какие правила дружбы помогли вам в работе?

    3. Не жадничай! (3 лепесток).

    4. Помогайте друг другу ( 4 лепесток).

    - Что было бы, если бы люди не дружили друг с другом? (Ответы учеников)

    Учащиеся класса исполняют песню «Если с другом вышел в путь» (слова В.Шаинского, муз. М.Танича).

    5. Анализ ситуаций.

    Учитель: - Ребята, у меня много друзей и вот однажды с ними произошёл такой случай.

    «Друзья». Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».

    Давай! - согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру. - Я - Сашин друг! - гордо сказал он. - Я буду с ним играть.

    На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

    Я - твой друг! - опять произнес он. - Будем вместе играть.

    Но тут подошёл Саша.

    И меня примите.

    Нет, не примем, - сказал Максим. - Почему? - удивился Саша. - Ты же мой друг, сам вчера говорил.

    То вчера, - объяснил Максим. - Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу.

    Учитель : - Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

    - Какое правило дружбы забыл Максим?

    (Ответы учащихся)

    5. Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно, а потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы.

    А вот ещё одно произведение на эту же тему. Как вы оцените ситуацию, описанную в стихотворении Л.Фадеевой «Дружба навсегда»

    Стихотворение Л.Фадеевой «Дружба навсегда» (читает ученица)

    Я с Петровой подружилась!

    Я с ней сушкой поделилась.

    Мы с Петровой после чтенья

    Съели всё моё печенье.

    Я конфету ей отдам

    Всю! Не надо пополам!

    И вдруг Петрова убежала,

    Когда закончилась еда.

    А ведь вожатая сказала

    Что дружба –

    Это навсегда!

    Учитель: - Запомните, ребята, что у вас никогда не будет друзей, если вы будете похожи на героя этого стихотворения.

    А чтобы дружба между ребятами сохранилась, что нужно сделать? (Ответы ребят)

    Правильно, Максим и Петрова должны попросить прощения у ребят.

    Стих. С.Погореловский (читает ученик)

    Побил меня Гуляев Колька:

    Зачем снежком я запустил?

    Но я реветь не стал нисколько,

    Я молча слёзы проглотил!

    Пришёл домой, захлопнул двери,

    Ничком свалился на кровать.

    А я-то в дружбу нашу верил!..

    Но больше дружбе не бывать!

    А собирались всем делиться,

    Как настоящие друзья!

    На теплоход один проситься,

    Матросом – ты, матросом – я!

    Хотели вместе мы по свету

    Поплавать вдоль и поперёк…

    Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!

    Такую дружбу не сберёг!

    Ты не сберёг мечты хорошей,

    И вот всему конец теперь!..

    Но чьи шаги у нас в прихожей?

    Кто приоткрыл тихонько дверь?

    Да это Колька – так несмело

    Вошёл с поникшей головой:

    «Прости уж! Сердишься?.. За дело!

    Беда, горячий я какой!»

    Я подхожу к нему мириться

    И говорю ему: «Ну что ж!

    Я не сержусь: чего сердиться?

    Я так и знал, что ты придёшь!»

    Учитель: - Осознать свою ошибку – это ещё одно правило дружбы.

    6. Умей признавать свои ошибки (6 лепесток).

    6. Игра «Собери пословицу»

    Учитель: - О дружбе народ сложил много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?

    Я предлагаю вам вспомнить ещё некоторые пословицы. Игра «Собери пословицу».

    Для этой игры мы объединимся в команды (группы), каждая группа получит пословицу, но она разрезана на слова. Вам нужно из слов собрать пословицу.

    1. Сам погибай, а товарища выручай.

    2. Старый друг, лучше новых двух.

    3. Без друга - на душе вьюга.

    4. Друг за друга стой - выиграешь бой.

    5. Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

    6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    7. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

    8. Друг познаётся в беде.

    Молодцы, ребята. У вас получились правильные пословицы. Объясните, как вы их понимаете. (Дети объясняют смысл пословиц).

    7. Анализ стихотворения

    - Учитель: - О чём следующее стихотворение? (Читают дети)

    Что такое дружба? Спросила я у птицы.

    Это когда коршун

    Летает вместе с синицей.

    Спросила я у зверя:

    Что такое дружба?

    Это, когда зайцу

    Лисицы бояться не нужно.

    А после спросила я у девочки:

    Дружба - что такое?

    Это что-то огромное,

    Радостное, большое.

    Это когда ребята все сразу,

    Все вместе играют,

    Это когда мальчишки

    Девчонок не задирают.

    Дружить должны все на свете:

    И звери, и птицы, и дети!

    (Выслушиваются ответы учащихся)

    Учитель: - В этом стихотворении говорится о том, что дружба – это когда тебя понимают и уважают твои интересы. Это ещё один закон дружбы.

    7. Друг должен понимать и уважать интересы друга (7 лепесток).

    8. Инсценирование стихотворения

    Учитель: - Хорошо когда в воскресный день к вам приходят товарищи. Вы вместе играете, читаете, мастерите. И, порой, нарушаете привычный порядок в комнате. Послушайте шуточное стихотворение Э.Успенского «Мама приходит с работы» (Читают ученики)

    Инсценирование стихотворение Э.Успенского

    Мама приходит с работы,

    Мама снимает боты.

    Мама в комнату проходит.

    Был на квартиру налёт?

    Нет.

    К нам заходил бегемот?

    Нет.

    Может быть дом не наш?

    Наш.

    Может не наш этаж?

    Наш.

    Просто приходил Серёжка,

    Поиграли мы немножко.

    Значит это не обвал?

    Нет.

    Слон у нас не танцевал?

    Нет.

    Очень рада.

    Оказалось, я напрасно волновалась.

    Учитель: Какова основная мысль этого стихотворения?

    (После игр надо обязательно всё убрать, привести в порядок.)

    Учитель: - Настоящая дружба зарождается в школе. Послушайте стихотворение о школьной дружбе (читают дети).

    1. Дружба настоящая

    В школе начинается,

    Чтобы не кончаться никогда.

    Дружба настоящая

    Сердцем проверяется,

    Значит, эта дружба – навсегда!

    2. Пусть бегут по школьной лестнице

    Сентябри за сентябрями.

    Наша дружба не разделится,

    А умножится с годами!

    3. Наша дружба с нами учится,

    Отдыхает с нами вместе!

    Вместе с ней нельзя соскучиться,

    Как с хорошей звонкой песней!

    9. Игра «Танец с шарами»

    Для игры от каждой команды нужны два человека. Встать парами, лбами держать воздушный шар и танцевать под музыку. Пара, которая дольше всех удержит шар и лучше станцует, становится победителем.

    10. Беседа о друзьях

    Учитель: - Ребята, а у всех вас есть друзья? А есть ли те, у кого нет друзей? (Ответы детей).

    Как вы считаете, у вашего лучшего друга могут быть друзья кроме тебя? Как вы к ним относитесь?

    Нельзя ограничивать друга только своей дружбой. Поэтому и закон о дружбе такой:

    8. Уважай право друга иметь других друзей, кроме тебя (8 лепесток).

    IV . Подведение итогов (рефлексия)

    Учитель: - Наше мероприятие подошло к концу. Давайте вспомним все законы дружбы. Правила дружбы мы повесим в наш уголок, и будем стараться их выполнять. Мы хотим закончить наш праздник следующими пожеланиями (чтение хором):

    Стихотворение И. Меднина «Давайте дружить».

    Давайте будем

    Дружить друг с другом,

    Как птица – с небом,

    Как ветер – с лугом,

    Как парус – с морем,

    Трава – с дождями,

    Как дружит солнце

    Со всеми нами.

    Учитель: - Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием. И в дорогу возьмём с собой песню.

    (Дети поют песню «Вместе весело шагать»).

    КЛАССНЫЙ ЧАС « Я И МОИ Д Р У З Ь Я»

    Задачи:

    1.На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

    2.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

    Оборудование: пословицы о дружбе написаны на доске, песни на компьютере; бумажная ромашка для игры «Ромашка»

    Ход классного часа:

    Вступительное слово учителя

    Сегодня мы поговорим о дружбе, а также обсудим следующие вопросы (написаны на доске)

    * Что такое дружба?

    * Что вам нравится в вашем друге?

    * За что вы иногда обижаетесь на него?

    * Как вы сами относитесь к своему другу?

    * Помогали вы другу, когда ему было трудно?

    * Помогал ли вам друг в трудную минуту?

    * Каким бы вы хотели видеть своего друга?

    Что такое дружба?

    Учитель : Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Вот некоторые из них. (ученики читают пословицы с доски и объясняют их смысл)

      Нет друга - ищи, а найдёшь – береги!

      Друг познаётся в беде.

      Недруг поддакивает, а друг спорит.

      С другом веселее при удаче, легче в беде.

      Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

    С чего всё началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг »

    Когда ещё никто не знал ни слова –

    Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

    Соседям древний человек привык показывать кулак или язык

    И корчить рожи (что одно и то же),

    Но словом стал гортанный резкий звук,

    Осмысленней лицо, умнее руки,

    И человек придумал слово «друг»,

    Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

    Ему спасибо за друзей моих.

    Как жил бы я, что делал бы без них?

    Друзей – людей, которых я люблю,

    Я никогда ничем не оскорблю.

    Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

    Чтоб, встретив друга, я кричал «Дурак!»,

    Показывал язык или кулак

    И корчил рожи (что,

    в сущности, одно и то же).

    А злое слово я приберегу,

    Пускай оно достанется врагу.

    Знакомство с литературными произведениями о дружбе.

    Учитель: К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла».Может, прослушав это стихотворение, кто – то узнает себя. А узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

    Два козла.

    Однажды на лужайке подрались два козла.

    Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.

    Один из них тихонько приятеля лягнул,

    Другой из них легонько приятеля боднул.

    Один лягнул приятеля немножко посильней,

    Другой боднул приятеля немножко побольней.

    Один разгорячился, лягнул что было сил!

    Другой его рогами под брюхо подцепил!

    Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

    Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз…

    Я вспомнил эту драку, когда передо мной

    На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

    Учитель: Да, такие отношения дружескими не назовёшь. Лучше, если всё происходит, как в песне…

    Ученики (хором поют песню) «Если с другом вышел в путь»

    Инсценировка рассказа

    Учитель: В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.

    Посмотрите инсценировку рассказа «Ни за то и ни за это». Она поможет вам понять,что такое бескорыстие.

    (Ученики разыгрывают сценку.)

    В е д у щ и й: Костя сделал скворечник и позвал Вову.

    К о с т я: Посмотри, какой птичий домик я сделал.

    В е д у щ и й: Вова присел на корточки.

    В о в а: Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

    К о с т я: Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

    Беседа о бескорыстии

    Учитель: Что же такое бескорыстная дружба? (Дети отвечают.)

    Можно ли назвать бескорыстной героиню данного стихотворения?

    Требуется друг.

    Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

    Бант у Кати расписной, красные колготки

    И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

    Мы же одногодки. Мы,как две сестрички,

    Мы как две голубки из одной скорлупки».

    Я шепчу: «Но ты учти – ты во всём должна идти

    Другу на уступки».

    Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!"

    Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,

    И девчонок свита.

    Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

    Все пятёрки до одной у Светловой Нади.

    Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!

    Мы с тобой поладим:

    Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».

    А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

    Не вставать же на колени, уговаривать подруг…

    Напишу я объявленье «Срочно требуется друг!»

    Так почему же никто не хотел дружить с этой девочкой? А с героями этих стихов стали бы дружить?

    Сонечка. Жадина.

    Тронь её нечаянно – сразу Кто держит конфетку свою в кулаке, ---Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул! Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,

    Мне попало что – то в глаз, Не даст покататься на велосипеде,

    Я пожалуюсь на вас! Кто мелом, резинкой,

    Дома снова жалобы:-Голова болит … любою безделицей

    Я бы полежала бы – мама не велит, В классе ни с кем никогда не поделится?

    Сговорились мальчики:-Мы откроем счёт, Имя тому подходящее дадено,

    Сосчитаем жалобы – сколько будет в год? Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

    Испугалась Сонечка и сидит тихонечко. Жадину я ни о чём не прошу,

    В гости я жадину не приглашу.

    Не выйдет из жадины друга хорошего,

    Даже приятелем не назовёшь его.

    Поэтому честно, ребята, скажу:

    С жадными я никогда не дружу.

    Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким,как в песне, которая так и называется «Настоящий друг». (Звучит песня)

    Рассуждения

    Учитель: Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в рассказе «Одинаковые».

    Жили две неразлучные подружки – первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

    Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

    Но однажды соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

    Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

    Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

    Да, ты стала хуже…

    Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку – то получила не я!

    Учитель: За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? А что вы скажете о герое следующего произведения?

    Друг напомнил мне вчера,

    Сколько сделал мне добра:

    Карандаш дал мне однажды

    (Я в тот день пенал забыл),

    В стенгазете чуть не в каждой

    Обо мне упоминал.

    Я упал и весь промок,

    Он мне высохнуть помог.

    Он для милого дружка не жалел и пирожка –

    Откусить мне дал когда – то,

    А теперь поставил в счёт.

    Не влечёт меня,ребята,

    Больше к другу, не влечёт!

    Можно ли назвать такого человека настоящим другом? Если нет, то почему?

    Игра «Я и мой друг»

    Учитель: Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры, отзывчивы, неэгоистичны. Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг». Принять участие в ней могут все желающие, но только парами. Я буду задавать вопросы и предлагать три ответа на них. Каждый из вас записывает тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры проверим: пара, у которой совпадет больше ответов, станет победителем.

      Назови свой любимый цвет? (Красный, желтый, зеленый)

      Что тебе больше нравится? (яблоки, бананы, груши).

      Какой из предметов любимый?(Математика, русский, чтение).

      На чем ты любишь кататься больше? (На коньках, на лыжах, на санках).

      Чем тебе больше нравится рисовать?(Цветными карандашами, красками, фломастерами).

      Какое время года твое любимое?(Зима, весна, осень).

      Что тебе больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты).

      Что ты делаешь в свободное время? (Гуляю с другом, смотрю ТВ, читаю)

      Какой подарок для тебя лучший? (Игрушки, книги, одежда).

      Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье).

      Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая)

      Какой праздник твой любимый? (Новый год, день рождения, день рождения друга).

    Работа в группах

    Учитель: Предлагаю поиграть в игру «Ромашка». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба невозможна.

    (Уч – ся разбиваются на группы. Каждой группе выдается по три лепестка, каждая группа записывает тайно, а затем прикрепляет лепестки к доске. Все вместе, используя ромашку, отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».

    Подведение итогов.







    

    2024 © rukaraoke.ru.