Шри ауробиндо гхош: биография жизнь идеи философия: шри ауробиндо. Биография шри ауробиндо Ауробиндо гхош биография


"В каждом человеке есть Бог и проявить Его — это цель жизни. Это то, что все мы можем делать". Шри Ауробиндо.

"И всё таки, кто такой Кришна? Вечный ребёнок вечно играющий в вечном саду". Шри Ауробиндо.

Кто такой Шри Ауробиндо? Рабиндранат Тагор говорил о нём, как о "голосе, в котором воплотилась душа Индии ". Ромен Роллан назвал его "величайшим мыслителем нашего времени". Он известен, как участник национально-освободительного движения Индии, один из величайших учителей, основоположник интегральной йоги, поэт, философ, автор множества философских и литературных трудов, одним из которых является поэтический эпос "Савитри", которая в Индии считается пятой Ведой.

Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872. Его отец, Кришна Дхан Гхош, был хирургом, а мать, Сварналата Деви, дочерью деятеля движения религиозно-реформаторского общества Брахмо-самадж.

Английская культура и образование наложила свой отпечаток на сознание Ауробиндо. В 1879 году он был отправлен в Кембридж, который окончил к 20 годам.

Вернувшись в Индию, он начинает изучать санскрит и Ведические писания, включая Упанишады и Бхагават-Гиту, Рамаяну. Также он начинает практиковать йогу.

На протяжении 13 лет он занимал различные административные посты, а в 1906 году переезжает в Калькутту и становится ректором Национального колледжа. Всё время своего пребывания в Индии он следит за развитием политических событий в стране. В 1905 году возникает вспышка по поводу разделения Бенгалии, которая заставляет его присоединиться к национально-освободительному движению. На протяжении 8 лет с 1902 по 1910 год он активно участвует в политической жизни, неоднократно был арестован и оправдан.

При этом он использовал йогу, как источник силы в освободительной борьбе. В отличие от многих других философов Шри Ауробиндо Гхош не стремился к освобождению, к бегству от мира, он пытался соединить материальное и духовное воедино, что и выделило его в особый ряд среди других величайших учителей в истории человечества.

Состояние Нирваны, которого он достиг, Шри Ауробиндо использовал, как трамплин для высшей эволюции. Он пережил множество различных мистических опытов.

Во время второго ареста он находился в Алипорской центральной тюрьме в Калькутте, где на протяжении 2 недель его посещал дух Свами Вивекананды, рассказывая ему о высших уровнях сознания, которые ведут к сверхразуму. Он видел в своих тюремщиках, заключённых, деревья, саму тюрьму, судью как единое проявление божественности Кришны. Это дало начало новому этапу его жизни.

В 1910 году он уходит из политической жизни и полностью посвящает себя духовной работе, занятиям философии.

Шри Ауробиндо внёс огромный вклад в Веданту. Ему удалось сделать то, чего не удалось сделать до этого адвайте, соединив индийскую и европейскую мысль. Он отнёсся к духу, как к средству трансформации внешней, чтобы человек стал духовным существом в материальном мире. Для решения проблемы единства и многообразия, которую не удалось решить адвайте, Ауробиндо вводит переходный мост между ними в виде Сверхразума. Он отверг материалистические представления Дарвина и философии санкхьи, развил концепцию интегральной эволюции духа и материи. Он основывался на нисхождении Божественной силы в Материю, которая и привела к трансформации Материи.

По утверждению Шри Ауробиндо человеческая форма жизни не является высшей и говорит о преобразовании её в духовную, преодолевая тем самым ограничения материального мира. Это должно привести к состоянию Супраментального существования. Это и есть по утверждению Шри Ауробиндо Божественной жизнью на Земле.

"Для того, чтобы разрушение исчезло из этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души — незапятнанными, необходимо, чтобы корень зла был удалён из человечества. Для того, чтобы излечить мир от зла, необходимо излечить его основу в человеке. Есть единственный выход, — это изменение сознания. Когда глаза наши, ослеплённые ныне идеей материи, откроются Свету, мы обнаружим, что нет ничего неодушевлённого, но во всем присутствуют — проявленно или непроявленно — и жизнь, и разум, и блаженство, и божественные сила и бытие". Шри Ауробиндо.

В основе его учения было очищение души, которыми пренебрегла религия, храмы и церкви, сконцентрировавшись на ритуалах, а также развитию любви к Богу, пребывающему во всём, что на окружает.

Основными философскими трудами Шри Ауробиндо являются:

  1. Синтез йоги.
  2. Савитри.
  3. Основы Индийской Культуры.
  4. Человеческий Цикл.
  5. Эссе о Гите. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита.

Соратником Шри Ауробиндо была Мирра Альфасса, именуемая ещё как Мать. Шри Ауробиндо писал: "Сознание Матери и моё сознание — это одно и то же".

После ухода Шри Ауробиндо в 1950 году она продолжила его работу.

Всю свою жизнь он посвятил спасению, духовному росту, совершенствованию человечества. Его не интересовал собственный успех, он стремился вселить покой, чистоту и радость во всех людей. И это ему отчасти удалось. Его заслуга огромна и неизмерима. У него много последователей, а также тех, кто симпатизирует его идеям и по сей день. Несомненно, Шри Ауробиндо Гхош — один из величайших учителей за всю историю человечества.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

В 1893 г. в возрасте 21 года Шри Ауробиндо возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет он занимает различные посты в администрации города Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. Кроме того, в эти годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии. Издававшийся им журнал LБанде Матарам¦ стал могучим голосом освободительного движения, впервые выдвинув идеал полной независимости страны, а также сформулировав конкретные методы его достижения. Одновременно он продолжает свое поэтическое творчество, а также погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии, овладевает санскритом и другими ее языками и начинает постигать ее древние священные писания. Осознав подлинное могущество и ценность духовных открытий, давших жизнь всей ее богатейшей многовековой культуре, он в 1904 г. решает ступить на путь йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме по обвинению, грозившему ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден.

Этот год стал для него Lуниверситетом йоги¦: он достиг фундаментальных духовных реализаций и осознал, что его цель не ограничивается освобождением Индии от иноземного господства, но состоит в революционном преобразовании всей природы мироздания, в победе над неведением, ложью, страданием и смертью.

В 1910 г., повинуясь внутреннему голосу, он оставляет Lвнешнюю¦ революционную работу и удаляется в Пондичери, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжить интенсивные занятия йогой. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле Lжизни божественной¦. Достижению этой цели он и посвятил себя, разработав для этого свою Интегральную Йогу.

С 1914 по 1921 г. он издает ежемесячное философское обозрение LАрья¦, где публикует свои главные труды, в которых подробно рассматривает основные сферы человеческого бытия в свете высшего Знания, обретенного в результате практики йоги, раскрывает истинный смысл древних писаний N Вед, Упанишад, Бхагавадгиты, значение и роль индийской культуры, исследует проблемы развития общества, эволюцию поэзии и поэтического творчества.

Шри Ауробиндо оставил физическое тело 5 декабря 1950 г. Его литературное наследие насчитывает 35 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и грандиозная эпическая поэма LСавитри¦, которую он создавал в течение последних тридцати пяти лет жизни и которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта.

В центре уникального мировоззрения Шри Ауробиндо N утверждение о том, что мировая эволюция есть постепенное самопроявление, самообнаружение Божества, скрыто пребывающего в Природе в результате предшествующей инволюции. Поэтапно восходя от камня к растению, от растения к животному и от животного к человеку, эволюция не останавливается на человеке, но, реализуя свою внутреннюю истину, тайную Божественность, устремляется дальше, к созданию более совершенного, Lбожественного¦ вида, который будет превосходить человека в гораздо большей мере, чем тот превосходит животное. Человек N лишь переходное ментальное существо, чье призвание N достичь более высокого, Lсупраментального¦, уровня сознания, Сознания-Истины, и низвести его в мир, преобразив все свое существо и всю жизнь в непосредственное выражение Истины.

Всю свою жизнь Шри Ауробиндо посвятил утверждению в нашем мире этого супраментального сознания, реализация которого должна привести к созданию на земле мира истины, гармонии и справедливости, предвещенного пророками всех времен и народов

Лучшие дня

Баскетболист, актер и вегетарианец

Рабиндранат Тагор назвал его "Голосом, в котором воплотилась душа Индии", Ромен Роллан провозгласил его "величайшим мыслителем нашего времени". В Индии он известен как революционер и организатор национально-освободительного движения, а также как великий гуру и основоположник интегральной йоги. Он был также величайшим поэтом, автором множества поэм, стихов и поэтического эпоса "Савитри", который в Индии называют пятой Ведой.

Иерархия высоко оценила его труд - во время одного из телепатических контактов с Е.И.Рерих Учитель Мориа сказал: "Ауробиндо Гхош был ближе всех к цели, но у него все-таки не было жизненной простоты, он удалился от жизни. Ценно, не покидая жизни, подойти к высшим путям". Это, как никто другой, понимал Шри Ауробиндо - именно на этом фундаменте он строил всю свою систему. Но, как говорил он сам: "Пока у нас свежее знание, оно непобедимо, но, старея, оно теряет свои достоинства. Это потому, что Бог всегда движется вперед...”

Родился он в Бенгалии, в Калькутте, 15 августа 1872г. Получил европейское образование, ничего не зная о традициях и языках Индии, практически не зная даже своих родителей. Он вырос абсолютно независимым от влияния семьи, страны и традиций. Это был свободный дух. И, может быть, первый урок, который дает нам Шри Ауробиндо, и есть урок свободы. Он блестяще учился, знал в совершенстве основные европейские языки, читал в оригинале множество книг, при этом влачил почти нищенское существование, но ни в малейшей степени не заботился ни о своем будущем, ни о карьере. Он вернулся в Индию двадцатилетним юношей, проведя на Западе 14 лет.

Первое время он много читал - впервые он познакомился со священными книгами Индии - Упанишадами, Бхагавадгитой, Рамаяной.

Путь посвящения в йогу Ауробиндо прошел не под руководством Учителя, а совершенно самостоятельно. Он самостоятельно изучил санскрит и смог постичь утерянный смысл Вед.

Наступил период, когда он осознал, что можно бесконечно накапливать знания, читая книги и изучая языки, и при этом не продвинуться ни на один шаг вперед. "Йога, которая требует отречения от мира - не для меня, я чувствовал чуть ли не отвращение к спасению собственной души”. И он обратился к Богу с мольбой: "Если ты существуешь, Ты знаешь мое сердце, Ты знаешь, что я не прошу освобождения, я не прошу ничего, о чем просят другие. Я прошу только дать мне силу поднять эту нацию и позволить мне жить и работать для этого народа, который я люблю".

Исходной точкой поисков Шри Ауробиндо стала реальная жизнь, а не философские абстракции. Борьба за освобождение Индии явилась началом его пути. Мало кому известно, что тактика пассивного сопротивления и несотрудничества с англичанами, которой впоследствии придерживался Ганди, была разработана Шри Ауробиндо. Однако главной темой политической программы Шри Ауробиндо была "подготовка вооруженного восстания и публичная пропаганда, направленная на обращение всей нации к независимости...". Для того, чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в нее силу. Именно в поисках этой силы Шри Ауробиндо впервые обратился к йоге. Йога стала средством эффективного действия, а не уходом от мира. "Я хочу практиковать йогу для работы, для действия, а не ради санньясы (отречения от мира) и Нирваны".

В 1901г. в возрасте 29 лет он женился на Мриналини Деви и пытался разделить с нею свою духовную жизнь. "Со мною все не так, все необычно, - писал он в письме Мриналини. - Все полно глубины и чудно для тех очей, которые способны видеть. ... Я хотел бы взять вас с собой в этот путь". Она не поняла его - Шри Ауробиндо остался один.

К этому времени он уже достиг высшего состояния Нирваны, которое стало для него не завершением эволюции, а отправной точкой для высшей эволюции. В этом состоянии он был способен ежедневно издавать газету, посещать тайные собрания, выступать с политическими речами. Он вошел в контакт с Сверхсознательным, и "с тех пор все - речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из того источника, который находится выше головы",- писал он.

На рассвете 4 мая 1908 г. его разбудили вооруженные английские полицейские. Итак, ему предстояло провести целый год в Алипорской тюрьме в ожидании приговора. "Моя вера на некоторое время была поколеблена,- вспоминал он, - ибо я не мог видеть сути Его намерения. Я заколебался и воззвал к Нему в сердце своем: "Я верил, что моя миссия - работать для народа моей страны и до тех пор, пока эта работа не окончена, я под Твоей защитой. Почему же тогда я здесь? Прошел день, затем второй и третий, когда я услышал голос изнутри: "Жди и смотри". Тогда я успокоился и стал ждать. ... Затем я вспомнил, что где-то около месяца до моего ареста я слышал зов, который настаивал на том, чтобы оставить все дела, уединиться и взглянуть внутрь себя, чтобы войти в более тесное общение с Ним. Я был слаб и не послушался зова. Моя работа была очень дорога мне, и в гордыне сердца своего я полагал, что без меня она пострадает или прекратится, или даже провалится совсем, поэтому я не оставил ее. Мне показалось, что Он вновь заговорил со мною и сказал: "Я разорвал за тебя путы, порвать которые ты был не в силах, ибо не в том воля моя и никогда это в промысел мой не входило - продолжать это дело. У меня есть для тебя другое, и именно ради этого я привел тебя сюда - научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к моей работе".

Так, в Алипорской тюрьме началась работа по реализации космического сознания и иследованию планов Сверхсознательного- планов сознания, лежащих выше обычного разума. "День за днем Он разворачивал передо мной свои чудеса. ... День за днем в течение двенадцати месяцев моего заключения давал Он мне это знание... Я смотрел на заключенных - воров, убийц, мошенников - и видел Бога в этих затемненных душах и неправильно используемых телах... Когда начался процесс, тот же внутренний голос говорил мне: "Когда тебя бросили в темницу, не отчаялось ли твое сердце...? Взгляни теперь на судью, взгляни теперь на прокурора..." Я посмотрел на судью - это был Нарайяна, сидевший в суде. Я посмотрел на прокурора - это был Шри Кришна, который сидел и улыбался. "Боишься ли ты теперь? - говорил он, - я - во всех людях и руковожу их делами и словами".

Поистине Бог не находится вне Своего мира, Он не сотворил мир, а стал этим миром, как говорят Упанишады: "Он стал знанием и неведением, Он стал истиной и ложью... Он стал всем, что бы то ни было". Это основной постулат, на котором основывается Йога Ауробиндо. Веданта говорит: "Человек, ты един по природе и субстанции с Богом, ты един по духу со своими человеческими братьями. Проснись тогда и устремись к своей полной божественности, живи для Бога в себе и других". "Это евангелие, данное немногим,- писал Шри Ауробиндо,- теперь должно быть открыто всему человечеству для его освобождения". "В каждом человеке есть Бог и проявить Его - это цель жизни. Это то, что все мы можем делать".

Цель йоги - совершить духовную трансформацию человека, преобразовать человеческое бытие. Для Шри Ауробиндо ключом является понимание того, что Дух - это не противоположность жизни, а полнота жизни, что внутренняя трансформация - это ключ к трансформации внешней. Главное, для чего Шри Ауробиндо пришел в мир, - это доказать, что нет никакой необходимости улетать на небеса для того, чтобы стать духовным существом.

Меньше чем через год после освобождения из Алипорской тюрьмы Шри Ауробиндо предупредили о готовящемся аресте. Внутренний голос отчетливо произнес: "Отправляйся в Шандернагор". Это был финал его политической жизни, завершение интегральной йоги и начало йоги супраментальной.

В Шандернагоре он прошел страшный опыт исследования подсознательного: "Достичь небесных сфер не может ни один, минуя недра ада". Цель супраментальной йоги - не закрывать глаза на то, что окружает нас внизу. Это первое условие достижения контроля. В тот день, когда он достиг дна, пересек все пласты грязи, он был резким толчком вытолкнут в высший Свет - не впадая в транс, без потери индивидуальности, не растворяясь в космосе, - полностью сохраняя четкое видение.

Так, он открыл утерянную Тайну Вед - битвы с силами подсознательного, великанами - людоедами, гномами и змеями, схождение Орфея в Ад, трансмутация Змея, пожирающего собственный хвост. Тьма и Свет, Добро и Зло подготавливали божественное рождение в Материи. Ничто не проклято, ничто не напрасно. После нисхождения и восхождения ищущий становится "сыном двух Матерей" - Белой Матери сверхсознательного бесконечного и земной Матери "темного бесконечного". Он обладает двумя происхождениями - человеческим и божественным.

Через два месяца пребывания в Шандернагоре Шри Ауробиндо вновь услышал голос: "Отправляйся в Пондишери". "Я принял за правило... двигаться с места лишь тогда, когда мною двигало Божественное", - говорил Ауробиндо. Он немедленно подчинился - новый арест был сорван.

В 1914г. в Пондишери произошла первая встреча с той, кого он считал инкарнацией Богоматери. Он дал ей имя Мать - с тех пор все называли ее только так. Мирра Ришар родилась в 1878г. в Париже. Как и Ауробиндо, она имела супраментальное видение, поэтому знала о существовании Шри Ауробиндо задолго до того, как встретила его на физическом плане. В 1920г. Мать приехала в Пондишери, чтобы посвятить всю оставшуюся жизнь (она умерла в 1973 г.) Шри Ауробиндо и той титанической работе, которая им предстояла. "Сознание Матери и мое сознание - это одно и то же", - сказал Ауробиндо.

Последние 40 лет жизни Ауробиндо посвятил тому, чтобы превратить индивидуальную реализацию в реализацию земную. Они работали вместе с Матерью. "Мы хотим низвести сюда суперразум как новое качество и свойство. Как разум есть в настоящее время перманентное свойство сознания в человечестве, точно также мы хотим создать расу, в которой перманентным свойством сознания станет суперразум".

Трансформация началась. Вместе с Ауробиндо и Матерью в эту колоссальную работу включились ученики (вначале их было около пятнадцати). Они с необычайной легкостью осуществляли поразительнейшие эксперименты -переживания, божественные проявления стали обычным явлением, и, казалось, законы природы немного отступили. Но Ауробиндо и Мать понимали, что "чудеса по заказу" не помогут достичь высшей сути вещей. С точки зрения изменения мира они являются бесполезными.

В ноябре 1926г. Шри Ауробиндо неожиданно объявил, что он удаляется в полное одиночество. Официально ашрам был основан под управлением Матери. Так начался второй период работы по трансформации. Он продолжался до 1940г. Это был второй период работы над телом и работы в подсознательном. Ему было необходимо адаптировать тело, которое сопротивлялось, к супраментальному разуму: "Эта борьба - как перетягивание каната... Духовная сила теснит сопротивление физического мира, а оно цепляется за каждый дюйм и предпринимает контратаки". Но какая польза в индивидуальном успехе, если его нельзя передать миру?

В 1940г., после 14 лет индивидуальной концентрации, Шри Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама. Начался третий период трансформации. "Этот Ашрам был создан... не для отречения от мира, но как центр и поле практики для эволюции иного вида и иной формы жизни".

Шри Ауробиндо говорил: "Духовная жизнь находит свое самое мощное выражение в человеке, который живет обычной человеческой жизнью, вливая в нее силу йоги. ...Именно благодаря такому союзу внутренней и внешней жизни человечество в конце концов возвысится и станет могущественным и божественным". Поэтому он хотел, чтобы его ашрам был полностью в повседневной жизни. Именно здесь, а не на вершинах Гималаев, должна была осуществиться трансформация. Более 1200 учеников всех социальных слоев, принадлежащих к различным религиям, с семьями, с детьми, были рассеяны по всему городу. Некоторые занимались искусством, другие работали на заводе, третьи преподавали. Никто не оплачивался, никто не считался выше, чем другой.

Сейчас "человек - это переходное существо, - писал Шри Ауробиндо, - его становление не закончено... Шаг от человека к сверхчеловеку станет новым свершением в земной эволюции. Это неизбежно, поскольку это логика природного процесса". Эволюция не имеет ничего общего с тем, чтобы становиться "святее" или "интеллектуальнее", ее смысл в том, чтобы становиться сознательнее".

"Для того, чтобы разрушение исчезло из этого мира, недостаточно, чтобы наши руки оставались чистыми, а души - незапятнанными, необходимо, чтобы корень зла был удален из человечества. Для того, чтобы излечить мир от зла, необходимо излечить его основу в человеке". "Есть единственный выход, - писал Шри Ауробиндо, - это изменение сознания". Когда глаза наши, ослепленные ныне идеей материи, откроются Свету, мы обнаружим, что нет ничего неодушевленного, но во всем присутствуют - проявленно или непроявленно - и жизнь, и разум, и блаженство, и божественные сила и бытие".

Он пытался создать общечеловеческую религиозно - философскую систему, примиряющую Запад и Восток. В ней он старался "избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма и отрешенности от материальности Востока." Он понимал, что "любая философия, являясь односторонней, всегда выражает истину лишь частично. Мир, каким его создал Бог, - это не жестокое упражнение в логике, но, подобно музыкальной симфонии, бесконечная гармония самых разнообразных проявлений... Так же как лучшей религией является та, что признает истину всех религий, лучшая философия - это та, которая признает истину всех философий и отводит каждой из них свое надлежащее место," - говорил Ауробиндо.

Он считал, что церкви, ордена, теологии, философии не преуспели в спасении человечества, потому что они углубились в разработку символов веры, догм, ритуалов и институтов, как будто это могло спасти человечество, и пренебрегли единственно необходимым - очищением души. Мы должны вновь обратиться к провозвестию Христа о чистоте и совершенстве человеческого рода, к провозглашению Магомета о совершенной покорности, самоотречении и служении Богу, к провозвестию Чайтаньи о совершенной любви и радости Бога в человеке, к провозвестию Рамакришны о единстве всех религий. И, собрав все эти потоки в единую могучую очищающую и спасительную реку, излить ее на мертвую жизнь материалистического человечества.


Великий Зов, безмерная надежда
Пылали ныне в сердце у него -
Сверхчеловека различая образ,
Он восходил к незримым высям духа,
Стремясь призвать на Землю горний мир.
«Савитри». Книга I, песнь 5

Шри Ауробиндо Гхош - великий индийский мыслитель, Учитель, исследователь сознания человека, основоположник интегральной и супраментальной йоги, поэт, писатель, революционер. В работу включены стихотворные строки поэта. Примечание: «Шри» - уважительный титул, переводится как «Святой».

Данная работа написана на основе книги Сатпрема «Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания», которая является классическим введением в мировоззрение Шри Ауробиндо, выдержала издание во многих странах мира, переведена на русский, английский, итальянский, немецкий, голландский, испанский языки и на несколько языков Индии.

Отец Шри Ауробиндо, доктор Кришна Дхан Гхош

Арберден, Шотландия. 1871

Ауробиндо Гхош родился 15 августа 1872 г. в Калькутте. Это было время, когда королева Англии Виктория собиралась стать императрицей Индии.

Отец Ауробиндо изучал в Англии медицину и вернулся в Индию доктором и законченным англоманом. Он не хотел, чтобы его трое сыновей (Ауробиндо был самым младшим) знали о традициях и языках Индии. Поэтому Ауробиндо получил английское имя Акройд и английскую гувернантку. В возрасте 5 лет он был отдан в ирландскую монастырскую школу в Дарджилинге, где учились сыновья английских чиновников.

Ауробиндо. 1879

В 7 лет (1989г.) Ауробиндо вместе с братьями уезжает в Англию, где их отец - доктор Гхош, поручает воспитание своих сыновей священнику, причём, со строгими наставлениями, которые запрещали им заводить знакомства с индийцами. Отец мальчиков также распорядился, чтобы пастор не давал его сыновьям никаких религиозных наставлений, чтобы они затем, в 18 лет, могли сами выбрать религию, если захотят. Их отец, доктор Гхош, наверное, был странным человеком: в то время, как он отдавал деньги бедным бенгальским крестьянам, его сыновья в Лондоне голодали и мёрзли в одежде не по северному климату. Очевидно, отец таким образом воспитывал в мальчиках мужской характер.

В 12 лет Ауробиндо уже знал латынь и французский. Английский же язык был его как бы «родным» языком. Директор школы был поражён способностями мальчика и стал с ним заниматься ещё и греческим. Ауробиндо учился, намного опережая одноклассников. Это ему позволяло в освободившееся время заниматься любимым делом - чтением. В подлинниках Ауробиндо уже читает Гомера, Аристофана и всех европейских поэтов и мыслителей.

Ауробиндо. 1884

В школе его пытались обратить в религиозного человека, но Ауробиндо не думал им становиться. Он говорил: «Религия и духовность не обязательно синонимы. Религии разъединяют человечество, а духовность - объединяет. Истинная теократия - это царство Божие в человеке, а не царство папы, духовенства или сословия жрецов». Ауробиндо не стремился к общению, он жил своей собственной жизнью, но одиноким себя не чувствовал. Он жил миром литературы, поэзии. Находился, как говорил сам: «где-то в иных сферах». И мир его был полон.

В школе оценили поразительные способности и познания Ауробиндо и определили ему стипендию для продолжения обучения в Кембридже - в Королевском колледже. За первый год учёбы в колледже он получил все призы за стихосложение на греческом и латыни, но теперь он думает об освобождении своей родины. Его интересует подвиг Жанны дАрк и американская революция.

Ауробиндо становится секретарём Ассоциации индийских студентов, затем членом тайного общества «Лотос и кинжал». Его имя занесено в чёрный список английского правительства. Кембридж Ауробиндо закончил блестяще, но на службу (в Министерство) его не взяли, т.к. в Министерстве колоний считали Ауробиндо Гхоша опасным человеком. И были недалеки от истины.

В возрасте 20 лет (в 1892г.) Ауробиндо Гхош вернулся в Индию, в Бомбей. Только что умер его отец, мать больна - его не узнала. У него не было ни положения, ни титулов. А как-то надо было себя прокормить. И он находит место преподавателя французского и английского языков в колледже. Затем становится заместителем директора колледжа.

Шри Ауробиндо. 1893

Овладев всеми европейскими языками, Ауробиндо, по возвращении в Индию, начинает изучать свой родной - бенгальский. Учитель бенгальского так описывает свою первую встречу с Ауробиндо: «Прежде, чем я встретил Ауробиндо, я представил его (рослым) безупречно одетым с ног до головы на европейский манер, со строгим взглядом и ужасным акцентом (он же - из Кембриджа!) и очень трудным характером. Кто бы мог подумать, что этот смуглый молодой человек с мягкими мечтательными глазами, длинными волнистыми волосами, разделёнными посередине и ниспадающими на шею, одетый в обычное грубое ахмедабадское дхоти и облегающую индийскую куртку, обутый в старомодные туфли с загнутыми носками, чьё лицо было слегка отмечено оспой, был ни кто иной, как господин Ауробиндо Гхош, живое вместилище французского, латыни и греческого».

Учитель бенгальского жил два года вместе с Ауробиндо и поэтому остались его воспоминания о своём ученике. Ауробиндо часами сидел в одной позе, читая книгу, до часа ночи, безучастный к укусам москитов. Он читал английские, русские, немецкие и французские романы, а также священные книги Индии: Упанишады, Бхагавадгиту, Рамаяну, труды Рамакришны. Но Ауробиндо не ограничился чтением священных текстов в переводе. Он изучил санскрит - древне-индийский священный язык. Изучил его самостоятельно. Ауробиндо обладал феноменальной памятью: запоминал текст всей страницы с одного прочитанного раза.

Шри Ауробиндо с офицерами Бароды, Кашмир. 1903

Но по возвращении на родину Ауробиндо продолжает волновать политическое положение Индии. Он пишет статьи, убеждая соотечественников избавиться от британского ига. У Ауробиндо была цель: собрать и организовать все силы нации для революционных действий. Но у него свой, необычный подход к проблеме: он возлагает вину не на англичан, а на самих индийцев. «Наш настоящий враг это не какая-то внешняя сила, но наша вопиющая слабость, наша трусость, наша тупая сентиментальность» - говорил он.

И в этих словах Ауробиндо - один из главных его принципов: как в политической, так и духовной борьбе, при всех обстоятельствах нужно прежде всего смотреть внутрь себя, чтобы выяснить причину собственных несчастий и страданий.

И, может быть, тщету всех упований испытав,
Мы к совершенству ключ внутри обрящем.

Чтобы поднять огромную нацию на борьбу, нужно было вдохнуть в неё силу, и в поисках этой силы Шри Ауробиндо обратился к интегральной йоге, т.е. йога стала для Ауробиндо средством эффективного действия, а не уходом от жизни: «Потусторонние небеса - велики и удивительны, но гораздо более велики и более удивительны небеса внутри вас».

Шри Ауробиндо не идёт традиционным путём йога: не в уединении, а в гуще повседневной жизни, более того, в активной революционной деятельности; он показал, что человек способен овладеть своими скрытыми силами, раскрыть потенциальные возможности.

Ты на земле ищи Его…
Ты Он еси, о Царь, лишь ноши тьмой
Душа твоя объята. -
Но то была твоя лишь воля.
Так сбрось же сей покров и возврати
Ту цельность ясную,
С которой ты воистину одно.

У Шри Ауробиндо нет никаких чудесных рецептов, нет магических формул - вся его интегральная йога основана на двух очень простых и бесспорных фактах:

1) присутствие духа в нас,
2) проявление духа в материи.

«В каждом человеке есть Бог, и проявить Его - это цель божественной жизни. Это то, что все мы можем делать». Интегральная йога Шри Ауробиндо - это синтез традиционных йогических методов, которые позволяют достичь единства с божественным на всех уровнях человеческого существа и трансформировать низшую человеческую природу.

«Цель интегральной йоги - преображение низшего и возвышение его до уровня высшей природы». (Шри Ауробиндо. Синтез йоги).

«Прикосновение Небес Земле не смерть, но полноту дарует».

Шри Ауробиндо хочет усилить огонь сознания каждой клетки тела, преобразовать материю в сознание. «Тело будет создано из концентрированной энергии, повинующейся воле». Первым шагом в йоге Шри Ауробиндо было успокоение своего разума. Человек живёт в изматывающем непрестанном вихре мыслей. И первой задачей йога Ауробиндо было избавиться от этих постоянных, пустых, ненужных ментальных сгустков, открыть свободный путь для иных тонких вибраций, чистых образов, услышать и увидеть истинный мир.

«Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог наполнить её».

Агни-Йога говорит об этом же: «Гоните маленькие мысли, Нам душно от них». Избавиться от пустых, ненужных мыслей можно только заменив их хорошими воспоминаниями, чтением стихотворения, молитвы, представлением образа Учителя, близкого по духу Святого. Шри Ауробиндо пишет: «Есть только один путь утихомирить эту вакханалию: не бороться с умом ментально, не пытаться просто гнать наши суетливые мыслишки, но необходимо сконцентрироваться на другом: безбрежный океан, шелест золотой листвы, образ Учителя. Так мы будем учиться не только расширению ума, но и расширению сознания (т.е. расширению канала от низшего разума - 4-го принципа к высшему - 5-му принципу, Л.К.) . Каждый должен найти свой путь. Практиковать успокоение ума можно и на улице, и в метро».

(Автор этой статьи решила однажды последовать этому совету Шри Ауробиндо, в подземном переходе метро в Санкт-Петербурге. Был час пик. Толпа пассажиров давила со всех сторон, казалось, на эскалатор не попаду. Тогда я представила над головой образ Шри Ауробиндо. Тут же исчезли беспокойство и тревога. Толпа как будто отступила от меня, мои глаза стали увеличиваться, и вот я - только огромные глаза, только зрение - свободно ступаю на эскалатор («пустой») в состоянии необыкновенной радости и любви ко всем. Дальше, подумав, что надо прекратить этот опыт, я вернулась в действительность, но светлое радостное состояние осталось до конца дня. - Л.К.).

Далее, Шри Ауробиндо говорит: «Когда останавливается машина ума (низший разум - Л.К.), человек делает разного рода открытия и, прежде всего, он понимает, что если способность думать - это замечательный дар, то способность не думать - дар гораздо более великий. Пусть человек попытается не думать хотя бы в течение нескольких минут, - он быстро поймёт, с чем он имеет дело! Он поймёт, что живёт в невидимом хаосе, в изматывающем непрестанном вихре его мыслей». И «Живая Этика»: «Чтобы устремить дух, надо изгнать ненужные мысли и готовыми принять волны вибраций, Нами посылаемых». .

Когда устанавливается покой в нашем низшем, земном разуме, Высшая божественная энергия Космоса постепенно нисходит в наши тела: ментальное, астральное, физическое, происходит очищение, обожествление, трансформация низшей материи огненной энергией Высших планов.

«Христос говорил: «Материя будет побеждена материей, вспомнившей о духовном происхождении». .

В каждой клетке тела, в каждом атоме заложен огонь, сознание. Мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания и работать над собой каждую минуту. И мы будем сосредоточены, сконцентрированы, нам пойдёт помощь с Высших планов, от Учителей. Всё в наших руках.

Когда в уме довольно прочно установилось если и не абсолютное безмолвие, то хотя бы покой, мы начинаем чувствовать «нисходящий» ток силы, принося ощущение свежей энергии. Этот поток окружает, омывает, озаряет нас и придаёт спокойствие, уверенность и радость. Эта радость -везде, в нас, рядом, повсюду. Мы живём с улыбкой, «Улыбкой Будды». Мы освободились от хаоса, окружающего нас. Мы становимся хозяевами ментального мира.

Отличительной чертой традиционных йогических систем является то, что после определённого периода занятий практикующие начинают ощущать восходящую (а не нисходящую, как в йоге Шри Ауробиндо) силу, которая пробуждается довольно грубо, у основания позвоночника (в центре кундалини) и затем восходит, пока не достигнет макушки головы. Это различие в направлении тока - восходящее-нисходящее - объясняется различием целей этих йог. В традиционной йоге ищущий пытается выйти вверх, в Покой, экстаз, но целью Шри Ауробиндо является не только найти вечный покой, но сделать это, преобразовав Жизнь и Материю, нисходя от озарённой вершины нашего существа от уровня к уровню мягко, спокойно, неотразимо. Когда устанавливается Покой, Божественная Сила свыше сможет снизойти и работать в нас, возвышая то, что должно быть возвышено, создавая то, что должно быть создано. Она всё объединяет, приводит в гармонию.

Но, как в овладении традиционной йогой, так и в овладении интегральной йогой Шри Ауробиндо, есть большая опасность.

Шри Ауробиндо об этом предупреждает: «Чем глубже мы нисходим, тем более высокое сознание нам нужно, более сильный свет. А так как сознание -это сила такая же осязаемая, как электрический ток, то мы можем вообразить, какие травмы, терзания и муки могут создать сверхментальные силы и свет, когда они низвергаются, подобно водопаду, в грязную лужу физического подсознательного (поток эфира и огня). Здесь таятся величайшие трудности и опасности!» Нельзя идти в обход нормального развития. Прежде всего нужно достичь духовного совершенствования, а открытие центров, усиление их активности, связь с нашим Высшим Я - всё это будет происходить параллельно с ростом нашего духа, без технических приёмов. Занятия интегральной йогой без руководства опытным Учителем может нарушить гармоничное развитие, привести к расстройству нервной системы, одержанию и даже сумасшествию.

Шри Ауробиндо со своим классом, колледж Бароды.

1906

В 1906г. Шри Ауробиндо Гхош переезжает в Калькутту, чтобы погрузиться в самое сердце политической борьбы. Работает в газете, создаёт партию. 5 мая 1908г. его арестовывают по обвинению в покушении на жизнь английского судьи. Хотя он и не был замешан в этом, год он проводит в тюрьме. В тюрьме записывает: «Я верил, что моя миссия - освобождение Индии от английского ига… В гордыне сердца я полагал, что без меня эта задача не будет выполнена…» Но в его сознании появляются слова: «У Меня есть для тебя другое, и именно ради этого Я привёл тебя сюда (т.е. в одиночную камеру) - научить тебя тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к Моей работе».

Камера в алипорской тюрьме, где Шри Ауробиндо получил

фундаментальную реализацию Космического Сознания и

Божества (Шри Кришны, Васудевы), как Одного во всем.

В тюрьме, в одиночной камере, Шри Ауробиндо продолжает исследование и погружение в более высокие планы сознания, т.е. здесь проходит следующий этап работы по йоге. Здесь, в камере, Шри Ауробиндо испытывает то состояние, которое в буддизме называют нирваной. Он пережил состояние Единства с Высшим, Глобальным Разумом, в определении Шри Ауробиндо - Супраментальным. Его сознание достигло Супраментального Сознания. Не было больше личности, были только Бесконечность, Вечность, Бессмертие. Он достиг состояния самадхи. Он прорвался в иные Пространство и Время, т.н. супраментальное сознание - это другое измерение.

Самадхи - (ск) «самообладание» - состояние восторженное, исступлённое, состояние экстаза, не имеющее эквивалентов в речи человека. Достигший самадхи способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными, это высшее состояние йоги.. Достигнув супраментального плана, сознание «становится массой непрерывного света. Появляется всеобщее глобальное видение… человеческая душа как бы превращается в сплошное зрение. Познаётся всеобщая радость, всеобщая красота». .

Теперь в просторах Я бескрайних
Блуждающей скорлупкою казалось тело…

В это тело и хотел Шри Ауробиндо низвести супраментальное сознание, низвести в каждую физическую клеточку своего тела. В этом и состоит цель супраментальной йоги по Шри Ауробиндо: превратить материю в сознание.

Тот тайный враг, что в недрах естества сокрыт,
Тобой сражён быть должен, человек,
Иль не исполнишь ты свой высший долг.
Сей брани внутренней не избежать тебе.

Супраментальное - это прежде всего сила, непосредственно сила Духа в Материи. Любое сознание - это сила, и чем выше мы растём, тем больше наша сила, но при этом мы удаляемся от Земли. Поэтому, если мы захотим применить силу Глобального Разума к делам земного мира, то нам придётся низводить её через все уровни, прежде чем она достигнет дна. Это высшее Сознание - Сила - Огонь, которые, нисходя вниз по чакрам человека, крайне опасны, о чём говорилось раньше.

Шри Ауробиндо после освобождения из

тюрьмы. Май 1909

Через год (5.05.1909) Шри Ауробиндо оправдывают. Он покидает тюрьму, но английская полиция продолжает его преследовать, и он вынужден скрыться на французской территории Индии - в Пондишери. Здесь, в 1910г., он основал Ашрам, где продолжал работу по преобразованию материи. Он хотел изменить, улучшить жизнь уже всего человечества путём изменения его сознания, но, начав эту работу, прежде всего с себя.

Путешествуя в своём сознании до Высочайшего, Супраментального плана, Шри Ауробиндо был способен в этом состоянии нирваны издавать газеты, посещать собрания и даже выступать на них: «Моя речь, мои рукописные произведения, моя мысль и внешняя активность приходят ко мне из некоего источника, который находится выше головы».

Шри Ауробиндо обладал многими способностями, не свойственными простым смертным: 1) обладал ясновидением, настолько сильным, что видел огненные субстанции в клетках человеческого тела;

2) левитировал;
3) излечивал от болезни за несколько секунд;
4) мог обходиться без пищи около 25 дней и больше, и не ослабевал, а продолжал активно работать. Но когда стала теряться масса тела, которое ему ещё нужно было, прекращал голодать;

5) мог спать 1 раз в три ночи.
Все эти феноменальные способности мог обрести только высочайший дух. Перед тем, как начать писать, Шри Ауробиндо сосредоточивался минуту, а затем стихи лились потоком:

И знаками души своей всё во Вселенной постигая,
Он письмена явлений Высших читал из внутренней их сути.

Это глубоко духовно-философская поэзия. Сам Ауробиндо считал себя в первую очередь поэтом и политиком, а вовсе не философом: «я никогда не был философом, хотя и писал философские произведения… Я должен был только записывать на языке интеллекта всё, что я наблюдал и узнавал во время ежедневной практики йоги, и философия присутствовала там автоматически».

Он описывает главные вехи своей Йоги: нирвана, планы сверхсознания (возвышенный Разум, озарённый, интуиция, и, наконец, открытие Супраментала - непостижимого, лежащего за пределами даже высочайших уровней ментального сознания).

У Шри Ауробиндо написано несколько поэм на индийские сюжеты, несколько пьес в стихах, труды по теории поэзии. Величайшее его произведение - эпическую поэму Савитри сам поэт считал своим главным трудом. Он работал над ней около 30 лет. Этот поэтический эпос состоит из 12 книг. Эта поэма - духовный опыт автора. Это как бы дневник его йоги, в котором он записывал каждый этап достижения нового высокого уровня сознания, нового плана тонких миров, нисхождение его до физического тела, затем снова подъём и т.д.

Современным языком - это научно-исследовательский труд по йоге, изложенный в стихотворной форме. Может быть, через тысячи лет, когда большая часть человечества достигнет соответствующего уровня сознания и будет готово к трансформации низшей материи, этот труд Шри Ауробиндо Гхоша будет служить пособием в этой работе. Н.К.Рерих сказал о Шри Ауробиндо: «Его работа полна знания для будущего». Шри Ауробиндо Гхош не искал своего личного спасения в возвышенных небесах. Он пришёл на землю, чтобы покорить эти Высшие планы, низвести их в Земную жизнь и с помощью всемогущих Высших Сил сделать жизнь на Земле божественной.

В 1910 г. в Пондишери приезжает французский писатель Поль Ришар, который был настолько поражён широтой взглядов Шри Ауробиндо, что уговаривает его излагать на бумаге аспекты своих воззрений по различным вопросам. И в течение семи лет он публикует 19 томов своих сочинений. Но писал Шри Ауробиндо не совсем обычно: не одну книгу за другой, а 4 или 6 книг одновременно и на самые разные темы:

Жизнь Божественная;
- синтез Йоги;
- этюды о Гите;
- Тайна Вед;
- Человеческий цикл;

«Я не принуждал себя писать, я просто предоставлял Высшей силе работать: «Я пишу в безмолвии Разума и лишь то, что приходит свыше, причём уже в законченной форме».

Шри Ауробиндо в Пандишери. 1918-1920

В 1920г. к Шри Ауробиндо приезжает из Парижа Мирра Альфасса, чтобы посвятить свою жизнь той же работе, которую проводил Шри Ауробиндо - работе по преображению материи. Мирра Альфасса родилась в 1878г., в Париже. Отец родом из Турции, мать - египтянка. Она с детства имела духовные прозрения, видела и Шри Ауробиндо, знала его задолго до встречи с ним. Шри Ауробиндо свою сотрудницу называл Матерью. Их совместная работа была продолжением идеи Шри Ауробиндо о духовном преобразовании человека. Они работали с группами учеников, которые осуществляли поразительные эксперименты, переживали различные состояния, видения, так называемые «чудеса». Шри Ауробиндо понимает, что эти чудеса не могут изменить мир. И с 1926г. он уходит в уединение. Только 3-4 дня в году перед ним могли пройти все желающие.

Мирра Альфасса, 1897. Франция

В 1946г. в Индию приезжает Сатпрем, где он впервые увидел Шри Ауробиндо, но не остался в его ашраме, «…поскольку любые стены казались мне тюрьмой», где он провёл полтора года во время войны - в Бухенвальде и Матхаузене. Во время заключения Сатпрем испытал глубокие переживания. Ему открылись «бескрайние внутренние просторы» и «сила, которая помогла выстоять». - Всё это похоже на переживания Шри Ауробиндо, когда тот находился тоже в тюрьме. Сатпрем пишет о тех, кто стремился пройти мимо Шри Ауробиндо: «Они приезжали не для того, чтобы посмотреть на него, а чтобы его взгляд мог приоткрыть в нас ту дверь, через которую нас нечто может наполнить».

«Для меня он был мыслитель, философ. Но тот, кого я увидел, был не философ. Это было некое существо, Бытие. Вся безбрежность в одном Существе». . Безусловно, это был уже не просто земной человек, а существо далёкого будущего. Об отношении Вл.М. к Шри Ауробиндо читаем: «Ур., пройди открытым порядком Учения: первый год в Адьяре, затем у Ауробиндо Гхоша, после Я пришлю проводников».. И ещё: «Ур., читай книгу А.Гхоша…» [Там же, с.51].

Сатпрем

Сатпрем Итак, с 1926г. Шри Ауробиндо в уединении продолжает работу по изменению своего тела на уровне сознания каждой клетки. Но здесь он столкнулся с пока непреодолимым препятствием: трансформация - это не только индивидуальная проблема, но и общечеловеческая. Оказалось, что осуществить индивидуальную трансформацию невозможно до тех пор, пока не произойдёт хотя бы минимальное духовное продвижение всего человечества. Чем более высоких сфер он достигал и пытался пропустить через себя Свет этих сфер и их энергию, тем больше он страдал от хаоса, поднятого этим светом в низших слоях земной материи.

Как и православные подвижники всегда подвергались и так называемым искушениям и нападениям тёмных сил, как только достигали новых духовных побед. Шри Ауробиндо говорит о единстве каждого человека (микрокосма) со всей Вселенной (макрокосма). Это есть проявление одного из Космических Законов - Закона Единства. Человек живёт в единой духовной сфере со всем человечеством, и полное очищение сознания, его обожествление не может произойти без духовного роста всех живущих рядом. «Ничто нельзя преобразовать до тех пор, пока не будет преобразовано всё». В противном случае - просто одиночество в маленькой отдушине света. Какой в этом смысл? Что хорошего в том, что один человек переделан, а всё человечество страдает в своём несовершенстве?

Е.И. Рерих, говоря о своём Опыте, пишет: «Многие приближались к этому опыту, но условия не были годны. Ближе всех был сейчас Ауробиндо Гхош, но у него всё-таки не было жизненной простоты, он удалился от жизни. Ценно, не будучи медиумом, не покидая жизни, подойти к высшим путям»..

Шри Ауробиндо и Мать.

5 декабря 1950г. Шри Ауробиндо Гхош оставляет своё тело. Несколько дней оно излучало тепло и свет. В 1953г. Сатпрем вернулся в Индию. Встреча с Матерью в корне изменила его жизнь. 19 лет Сатпрем находился рядом с Матерью и записывал беседы с ней. Свою первую работу он посвящает Шри А Ауробиндо Гхошу - «Шри Ауробиндо, или путешествие сознания». Интересно сопоставить духовные прозрения Шри А Ауробиндо Гхоша и других мыслителей. Шри Ауробиндо о человеке будущего: В процессе трансформации физические органы будут заменены усиленно действующими энергетическими центрами (чакрами). Новое тело будет состоять из концентрированной энергии, т.е. оно будет лучистым.

«Тело человека необходимо сделать полностью сознательным сосудом и инструментом, символом и печатью Силы Духа». Аналогичны этому и идеи русских космистов. Так Фёдоров и В.С.Соловьёв говорили о телесном преобразовании и преодолении смерти. А.В. Сухово-Кобылин - писатель, философ, говорил о «воздушном, эфирном теле».

А.Л. Чижевский и К.Э. Циолковский - говорили «о лучистом человечестве». Т.е. русская духовная мысль едина с восточной мудростью.

В.И. Вернадский был знаком с трудами Шри А.Гхоша: «Шри Ауробиндо вошёл в область явлений, наукой ещё не охваченную, но уже осмысленную индийской философией».

В 1968г. на берегу Индийского океана в 180 км. От Мадраса был заложен «Город Рассвета» - Ауровиль. В закладке города приняли участие представители 124 стран, в т.ч. и СССР. За прошедшие десятилетия на месте выжженной солнцем пустыни вырос прекрасный сад из 2 млн. деревьев и город, город будущего. Его жители (их 1,5 тыс. постоянных и 3 тыс. временных) стремятся воплотить идеал подлинного человеческого единства (вне всяких национальных и религиозных различий). Этот идеал представлен в Учении Шри Ауробиндо. Создание этого города было инициировано Матерью. Она говорила, что Ауровиль мог быть построен только ещё в одной стране - России, т.к. Россия олицетворяет идеал братства. Рерихами и была выдвинута идея создания Города будущего на Алтае. Но в то время из-за тяжелейшей ситуации на планете этот план не был претворён. В июне 2001г., в Санкт-Петербурге прошёл Всемирный конгресс под названием «Ауровиль и Россия - духовная связь». На Конгрессе были представители США, Англии, многих европейских стран, 20 человек из Ауровиля, Санкт-Петербургское отделение Международного центра Рерихов. Жили участники Конгресса в усадьбе Знаменка - бывшей летней резиденции русской императорской семьи, т.е. сбываются слова сподвижницы Шри Ауробиндо, что Россия олицетворяет идеал Братства.

Рабиндранат Тагор. 1918.

Рисунок Матери

Рабиндранат Тагор сказал о Шри Ауробиндо: это «голос, в котором воплотилась душа Индии». Ромен Ролан провозгласил его «величайшим мыслителем нашего времени». В Индии Шри Ауробиндо известен как революционер, организатор национально-освободительного движения, а также как великий Гуру (Учитель) и основоположник интегральной йоги. Он был также величайшим поэтом, автором множества поэм, стихов и поэтического эпоса «Савитри». И хотя Вл. М. советовал Е.И. Рерих поехать к Шри Ауробиндо, Е.И. пишет: «по разным соображениям, понятным лишь для бывших на Востоке, пришлось отказаться от личной встречи с А. Гхошем…» .

Шри Ауробиндо оставил после себя огромное творческое наследие. В 1972г. - год 100-летия со дня его рождения - в Индии издано 30 томов юбилейного «собрания сочинений» великого мыслителя. Мысль его была многогранной и масштабной. Многие вопросы метафизики, философии, истории, социологии, психологии нашли своё отражение в его творчестве.

Кроме того, Шри Ауробиндо был замечательным литературным критиком, публицистом, переводчиком древних текстов, был автором духовно-философской поэзии и трудов по теории поэзии. Шри Ауробиндо Гхош - выдающийся духовный подвижник, Йогин. Все теоретические выводы, изложенные в его трудах, были сделаны в результате исследовательской работы над собой, со своим сознанием. Шри А Ауробиндо Гхош продолжил развитие идей великих индийских философов - Рамакришны и Вивекананды.

Святослав Николаевич Рерих в течение 30 лет был покровителем, наставником и другом одной из школ в Бангалоре, носящей имя Шри Ауробиндо. Эту школу основали ученики Шри Ауробиндо Гхоша. Закончим краткое изложение о жизни великого Человека будущего строками из его эпоса «Савитри»:

Вновь вознеслась великая мольба
о совершенной жизни на Земле,
о просветленьи тёмного ума,
о счастии для страждущих сердец,
об Истине в невежественном мире,
о Боге, что возвысит смертный прах.

Литература

1. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. - Л.: изд-во Ленинградского университета, 1989.
2. Агни-Йога, в 3-х т.т. - Самара: РЦ, 1992. «Озарение».
3. Агни-Йога, в 3-х т.т. - Самара: РЦ, 1992. «Зов».
4. Агни-Йога, Откровение. - М.: Сфера, 2001.
5. Е. П. Блаватская. Теософский словарь. - М.: ЭКСМО, 2003.
6. В.В.Смирнов . ж. «Дельфис» 2001 - №2.
7. Агни-Йога. Высокий Путь, ч.1 - М.: Сфера, 2001.
8. Е.И.Рерих. У Порога Нового мира. М.:МЦР, 1994.
9. Д.Мельгунов, А.Шустова. ж. «Дельфис» 2001 №3. Е.И.Рерих. Листы дневника.

Шри Ауробиндо Гхош
Просветленный мастер школы Веданты, основатель Интегральной Йоги
Место рождения: – Индия, Калькутта
Основное место деятельности и жительства :Индия, Калькутта

Шри Ауробиндо родился в Калькутте 15 августа 1872. В 1879г., в возрасте семи лет, он был отправлен со своими двумя старшими братьями в Англию для получения образования и жил там в течение четырнадцати лет. Воспитываемый сначала в английском семействе в Манчестере, он пошел в школу св. Павла в Лондоне в 1884г. и в 1890г., с высшим классическим образованием, поступил в королевский колледж, Кембридж, где он проучился в течение двух лет.

В 1890г. он проходит также открытый конкурс за право поступления на Индийскую Государственную службу, но в конце двух лет стажировки не явился на экзамен по верховой езде и был лишен права служить. В это время Геквар Бароды был в Лондоне. Шри Ауробиндо встретился с ним, получил назначение в Бароду и отправился из Англии в Индию, куда прибыл в феврале 1893г..

Шри Ауробиндо провел тринадцать лет, с 1893г. по 1906г., в администрации Бароды, сначала в Отделе государственных сборов и в секретариате для Махараджи, впоследствии как профессор английского языка и, наконец, заместителем директора Барода Колледжа. Это были годы самообразования, литературной деятельности – многое из поэзии, впоследствии изданной от Пондичерри было написано в это время – и подготовки к его будущей работе.

В Англии он получил, согласно специальным инструкциям его отца, полностью западное образование без всякого контакта с культурой Индии и Востока. Образование Шри Ауробиндо в Англии дало ему широкое представление о культуре древней, средней и современной Европы. Он был блестяще образован в греческом и латинском. Французский он изучил в детстве в Манчестере и самостоятельно немецкий и итальянский достаточно, чтобы читать Гете и Данте в первоисточнике. Он сдал экзамен для получения отличия в первом классе и получил рекордные отметки по греческому и латинскому на экзамене на Индийскую Государственную службу.

В Бароде он восполнил пробел, изучив Санскрит и несколько современных Индийских языков, впитал дух Индийской цивилизации в ее прошлых и настоящих формах. Большая часть последних лет этого периода прошла в тихой политической деятельности, поскольку его положение в Бароде запрещало ему общественную активность. Вспышка волнения против разделения Бенгали в 1905г. дала ему возможность оставить службу в Бароде и присоединяться открыто к политическому движению. Он оставил Бароду в 1906г. и поехал в Калькутту как Руководитель недавно основанного Национального Колледжа Бенгали.
Политическая активность Шри Ауробиндо заняла восемь лет, с 1902г. до 1910г. В течение первой половины этого периода он работал за кулисами, закладывая с другими сотрудниками основы Свадеши (Индийское движение шинфейнеров), пока агитация в Бенгали не обеспечила открытого создания более прогрессивного и ясного политического действия, чем умеренный реформизм, который тогда был кредо Индийского Национального Конгресса. В 1906г. Шри Ауробиндо прибыл в Бенгали с этой целью и присоединился к Новой Партии, передовой немногочисленной секции, еще не очень влиятельной, которая была недавно сформирована в Конгрессе. Политической теорией этой партии была довольно неопределенная идея не-сотрудничества. Шри Ауробиндо убедил руководителей в Бенгали публично предложить Все-Индийскую партию с определенной и стимулирующей программой, выдвигая главой Тилака, популярного лидера Маратха, и вести атаку на тогдашнюю доминирующую олигархию умеренных (Реформистов или Либералов) старых политических деятелей и ослабить их влияние на Конгресс и страну. Это было происхождение исторической борьбы между Умеренными и Националистами (противники называли их экстремистами), которая через два года изменит в целом лицо Индийской политики.
Новорожденная Националистическая партия выдвигает Сварадж (независимость) как цель в противовес отдаленной надежде Умеренных относительно колониального самоуправления, которое будет реализовано через одно или два столетия путем медленного продвижения реформ; она предложила как средство выполнения программу, которая походила в духе, хотя и не в деталях, на политику движения шинфейнеров, которое развилось несколькими годами позже и привело к успеху в Ирландии. Принципом этой новой политики была само-помощь; это нацелило с одной стороны на эффективную организацию сил нации, а с другой выражало полное несотрудничество с Правительством. Бойкот Британских и иностранных товаров и создание отраслей промышленности Свадеши, чтобы заменить их; бойкот Британских законных судов, и основание системы Арбитражных судов вместо них; бойкот Правительственных университетов и колледжей и создание сети Национальных колледжей и школ; формирование обществ молодых людей, которые выполняли бы работу полиции и охранников и, везде, где необходимо, политика пассивного сопротивления были среди немедленных пунктов программы. Шри Ауробиндо надеялся захватить Конгресс и сделать его центром управления организованного национального действия, неофициальное Государство в Государстве, которое продолжило бы борьбу за свободу до победы. Он убедил партию финансировать недавно основанную ежедневную газету, Банде Матарам , как признанный орган, где он был редактором. Банде Матарам, чья политика с начала 1907г. до резкого окончания в 1908г., когда Шри Ауробиндо был в тюрьме, была полностью направляема им, и распространилась почти немедленно по всей Индии. В течение краткого, но важного существования это изменило политическую мысль Индии, которая несет с тех пор, не смотря на более поздние достижения, печать того времени. Но борьба, хотя неистовая и богатая событиями, и весьма важная для будущего, не длилась долго в то время; потому что страна еще не созрела для столь смелой программы.
Шри Ауробиндо преследовался по суду за мятеж в 1907г. и был оправдан. До настоящего времени организатор и писатель, он был обязан этим случаем, а также заключением и исчезновением других лидеров, своему выдвижению как общеизвестного главы партии в Бенгали, и появлению на трибуне впервые как спикер. Он председательствовал на Националистической Конференции в Шурате в 1907г., где в сильном столкновении двух равных партий Конгресс был разбит на части. В мае 1908г. он был арестован в Алипорской подпольной организации как соучастник действий революционной группы, возглавляемой его братом Бариндрой; но никаких сколько-нибудь весомых свидетельств против него не было, и в этом случае также он был оправдан. После пребывания в качестве подследственного в течение одного года в Алипорской тюрьме, он вышел в мае 1909г., чтобы найти организацию партии разрушенной, ее лидеров рассеянными по местам заключения, высылкой или само-наложенным изгнанием, а саму партию, непосредственно все еще существующую, но бессловесную, удрученную и неспособную к любому напряженному действию. Почти год он боролся без посторонней помощи в качестве единственного оставшегося лидера Националистов в Индии, чтобы восстановить движение. Он издает в это время, в помощь своим усилиям еженедельную английскую газету, Кармайогин, и еженедельную на бенгали, Дхарма. Но наконец он был вынужден признать, что нация была еще недостаточно подготовлена, чтобы выполнить его политику и программу. Какое-то время он думал, что необходимую подготовку нужно сначала дать через менее прогрессивное движение Домашнее Правило или пропаганду пассивного сопротивления по типу созданного Махатмой Ганди в Южной Африке. Но он увидел, что час этих движений не пробил и что сам он не был предназначен в качестве их лидера. Кроме того, так как двенадцатимесячное пребывание в Алипорской тюрьме было посвящено полностью практике Йоги, его внутренняя духовная жизнь требовала от него исключительной концентрации. Он решил поэтому уйти из политической сферы, по крайней мере, на время.
В феврале 1910г. он уходит в тайную отставку в Чандернагоре, и в начале апреля приплывает в Пондичерри во французскую Индию. Третье судебное преследование было начато против него в этот момент из-за подписанной статьи в Кармайогине; в его отсутствии оно было начато против издателя газеты, который был осужден, но приговор был отменен по апелляции в Верховный Суд Калькутты. В третий раз судебное преследование потерпело неудачу. Шри Ауробиндо оставил Бенгали с некоторым намерением вернуться к политической деятельности при более благоприятных обстоятельствах; но очень скоро размер духовной работы, за которую он взялся, предстала перед ним, и он увидел, что от него потребуется исключительная концентрация всей его энергии. В конечном счете он разорвал связь с политикой, неоднократно отказывался принимать президентство Национальным Конгрессом и ушел в полную отставку. В течение всего его пребывания в Пондичерри с 1910г. он все более и более посвящал себя исключительно духовной работе и садхане.
В 1914г. после четырех лет тихой работы над «Йогой» он начал ежемесячную публикацию философских работ. Большинство его наиболее важных работ «Жизнь Божественная», «Синтез Йоги», «Эссе о Гите», «Иша Упанишада», появилось последовательно в Арье. Эти работы содержали многое из внутреннего знания, которое пришло к нему в его практике Йоги. Другие работы были посвящены духу и значению Индийской цивилизации и культуры (Основы Индийской Культуры), истинному значению Вед (Тайна Вед), развитию человеческого общества (Человеческий Цикл), природе и развитию поэзии (Будущая Поэзия), возможности объединения человеческой расы (Идеал Человеческого Единства). В это время он начал также издавать свои поэмы, написанные в Англии и в Бароде и поэмы, в меньшем количестве, написанные в течение его периода политической деятельности и в первые годы его пребывания в Пондичерри. Журнал Арья прекратил публикацию в 1921г. после шести с половиной лет непрерывной деятельности. Сначала Шри Ауробиндо жил в Пондичерри с четырьмя или пятью учениками. Впоследствии все больше и больше ищущих стало приезжать к нему, чтобы следовать его духовному пути, и их число стало настолько большим, что потребовало организации садхаков для обслуживания и коллективного руководства теми, кто оставил все позади ради более высокой жизни. Это была основа Ашрама Шри Ауробиндо, который в меньшей степени был создан, чем вырос вокруг него как вокруг центра.
Шри Ауробиндо начал свою практику Йоги в 1904г.. Собрав сначала основные элементы духовного опыта, полученные разными путями божественного единения и духовной реализации, которым до настоящего времени следуют в Индии, он продолжил поиск более полного опыта, объединяющего и гармонизирующего два полюса существования, Дух и Материю. Большинство путей Йоги – пути к Духу, ведущие в конце концов к уходу от жизни; восхождение Шри Ауробиндо к Духу имеет целью повторно низвести его, чтобы привнести свет, силу и блаженство Духа в жизнь для ее преобразования. Настоящее существование человека в материальном мире представляет с этой точки зрения или видения вещей, жизнь в Невежестве с несознанием в своей основе, но даже в ее темноте и незнании существуют присутствие и возможности Божественного. Вот как Шри Ауробиндо описал свой опыт духовного преображения и самоосознания:

“Я был выброшен в такое состояние над мыслью и без мысли, которое не было запятнано никакими ментальными или витальными движениями; не было ни эго, ни реального мира – лишь глядя сквозь неподвижные чувства, нечто ощущало или связывало со своим абсолютным безмолвием мир пустых образов, материализованные тени, лишенные подлинной субстанции. Не было ни Единого, ни даже множественности – лишь абсолютное То, лишенное признаков, безотносительное, сущее, неописуемое, немыслимое, абсолютное и все же в высшей степени реальное и единственно реальное. Это не было ни ментальной реализацией, ни мимолетным озарением, блеснувшим где-то вверху – это не было абстракцией – это была позитивная, единственно позитивная реальность, которая хотя и не будучи пространственным физическим миром, наполняла собой, занимала или, скорее, наводняла и затопляла эту видимость физического мира, не оставляя никакого места или пространства для иной реальности, кроме самой себя и не позволяя ничему, кроме себя, казаться реальным, позитивным или субстациональным. … Оно (это переживание) принесло невыразимый Покой, изумительную тишину, необъятность освобождения и свободу.

Я жил в этой Нирване дни и ночи, прежде чем она позволила войти в себя чему-то другому или вообще позволила себе как-то измениться… в конце концов она стала растворяться в превосходящем ее Сверхсознании, что находится выше. … Видение иллюзорного мира уступило место видению, в котором иллюзия была лишь незначительным поверхностным феноменом, по ту сторону которого находилась бесконечная Божественная Реальность, над которым – высшая Божественная Реальность, и она же – высоконапряженная Божественная Реальность – виделась в сердце всего, что прежде казалось лишь кинематографическими образами или тенями. И это не было возвращением в тюрьму чувств, умалением высшего переживания или падением из него, это пришло, скорее, как постоянное возвышение и расширение Истины. … Нирвана в моем освобожденном сознании превратилась в начало моей реализации, она стала первым шагом к полноте постижения, а вовсе не единственно возможным истинным достижением или, более того, – кульминационным завершением.”

(Сатпрем “Шри Ауробиндо, или Путешествие Сознания”)

“Созданный мир – это не ошибка, не тщеславие и не иллюзия, которую нужно отвергнуть душой, возвращающейся к небесам или Нирване, но сцена духовного развития, с помощью которого из этого материального несознания должно быть проявлено растущее Божественное Сознание в материи. Ум – самый высокий уровень, достигнутый в развитии, но это не самое высокое из того, что может быть достигнуто. Выше него имеется Сверхразум или вечное Истина-Сознание, которое по своей природе самосознающий и самоопределеный свет и сила Божественного Знания. Ум – это невежество, ищущее Истину, но это самосуществующее Знание, гармонично воплощающее игру его форм и сил. Только нисхождением сверхразума, совершенство, о котором мечтает все высшее в человечестве, может быть привнесено. Путем открытия большему божественному сознанию возможно достичь этой силы, света и блаженства, обнаружить истинное Я, оставаться в постоянном союзе с Божественным и низводить супраментальную Силу для преобразования ума, жизни и тела. Реализация этой возможность была активной целью Йоги Шри Ауробиндо.
Шри Ауробиндо оставил тело 5 декабря 1950г. Мать продолжила его работу до 17 ноября 1973г.”

(ariom.ru)

В 1968г на месте ашрама был основан «экспериментальный» город-община Ауровиль

(«город рассвета»). По заявлениям создательницы города Мирры Альфассы (Мать), город должен был стать экспериментом по созданию интернационального общества людей, живущих вне политики и национальностей. Жители Ауровиля являются гражданами 44 стран.

В соответствии с актом правительства Индии Ауровиль управляется одноимённым фондом (Auroville foundation). Секретарь фонда имеет право присвоения и отзыва членства в фонде. Фонд, а не отдельные жители, является собственником жилых домов Ауровиля. Фонд Ауровиль, действующий под контролем индийского министерства Развития человеческого капитала (Ministry of Human Resource Development), является владельцем половины всех земель, запланированных для расширения Ауровиля. Остальные земли покупаются по мере поступления финансовых средств.Считается, что в Ауровиле не место религии и политике.

Некоторые книги на русском:

Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 1. Биография. Глоссарий.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 2. Тайна Веды.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 3. Гимны мистическому огню.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 8. Основы индийской культуры.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 11. Эссе о Гите - I.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 14. ЖИЗНЬ БОЖЕСТВЕННАЯ - I.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 17. СИНТЕЗ ЙОГИ - I- V.
Шри Ауробиндо. Собрание сочинений. Т. 26. О СЕБЕ.
Шри Ауробиндо. ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. Сочинения на бенгали.
Шри Ауробиндо. ВЕРА









2024 © rukaraoke.ru.