Символика камня. Слоновая кость Что означают знаки на морских камнях


Система, использующая принцип костей, основана на древней, освященной веками традиции. Способы гадания, в которых основной инструмент бросается, име-ют отношение к одному из самых известных выражений: «Жребий брошен!», Именно такое гадание в древности называли ворожбой. Подобные способы были широко распространены в Германии, Месопотамии, Греции и на островах Океании.

Этот способ гадания нравится многим, поскольку не нужно волноваться о размере и форме используемых пред-метов. И случайность выбора в таких системах обеспече-на, поскольку нужно просто бросить предметы на какую- нибудь плоскую поверхность.

Для подобных систем люди использовали (и использу-ют по сей день) множество самых разных предметов:

  • Бамбуковые палочки в Китае (способ называется Чим)
  • Бобы в Греции
    • Кристаллы или гальку в различных культурах (способ известен как пессомантия)
    • Кости и раковины на Дальнем Востоке, в Древнем Риме и в кельтских поселениях
  • Куски дерева в Китае (Чао Пай)
  • Пальмовые орехи в Африке (Ифа)
  • Руны в Скандинавии и германских странах в Стебли тысячелистника в Китае (Ай Чин)
Иногда предметы бросали на поверхность, подготовленную определенным образом (бывало, что разрисовывали непо-средственно перед сеансом). В других случаях гадатели тол-ковали только получившееся расположение предметов, а по-верхность, на которой проводили гадание, в расчет вообще не принималась. Лично я предпочитаю объединять оба ме-тода: сначала рассматривать общий рисунок гадания, а затем соотношение и местоположение отдельных предметов.. И не забудьте, что любой из этих способов можно объединить с гаданием на доске.

КАМНИ

Во время своих многочисленных путешествий я убеди-лась, что камни и кристаллы несравнимо меньше страда-ют от разлитых кофе, чая или сока, чем карты. С тех пор я предпочитаю использовать для гадания именно камни, а не другие предметы, менее долговечные. Особенно это удобно в дороге. Для тех из вас, у кого есть дети, камни будут лучшим выбором по той же причине. К тому же детям очень нравятся красивые камушки, им хочется по-трогать их, подержать в руках, и при желании детей очень легко научить пользоваться данным способом гадания.

Решая, какие камни включить в ваш комплект, обрати-те внимание на их цвет и форму. Например, розоватый камень, по форме напоминающий сердце, будет просто идеально символизировать «сердечные дела» (нежная лю-бовь, дружеская любовь и т. п.).

С другой стороны, если вы решили выбрать кристаллы, примите во внимание их традиционные значения. Напри-мер, аметист символизирует самоконтроль и равновесие, поскольку считается, что он бережет человека от опьяне-ния. В метафизике аметист символизирует мир, сны, вы-здоровление и духовную энергию.

Собрав камни для своего комплекта, попытайтесь оце-нить, как при гадании каждый камень влияет на осталь-ные. Чувствуете ли вы, что камни подобраны правильно? Созвучны ли энергии всех камней? Мне потребовалось, около полугода экспериментов с наиболее понравивши-мися мне камнями, пока я, наконец, не собрала комплект, которым пользуюсь вот уже тринадцать лет. Поскольку я очень привыкла к этим камням, для примера буду ис-пользовать свой комплект.

В свое время я выбрала 14 камней, один из которых стал основным для всей системы. В качестве такого «цент-рального» камня я использовала кварц; его функции, по-мимо всего прочего, — рассеивание энергии и «центри-рование» самого гадания.

Некоторые из камней имеют углы и кромки, по кото-рым можно определить направление той или иной энергии; они же могут указывать на какие-то важные подроб-ности (как стрелка иди указка). Некоторые камни имеют своеобразную форму, что придает гаданию особый смысл и глубину (например, один из моих агатов имеет форму глаза).

Для гадания на камнях я использую четырехугольный кусок ткани, на котором размечены четыре стороны све-та, четыре времени года и позиция в центре «Я/Сейчас». Ваша поверхность для гадания может выглядеть так, как вы пожелаете, но у меня именно эта форма дает наилуч-шие результаты.

Значения, соответствующие позициям на ткани, сле-дующие.

Север: Новая луна, время тишины, создание основы; деньги, физическое состояние.

Весна: Желания, плодородность, рост, здоровье. Восток: Растущая луна, начало, потенциал, превосход-ство в чем-либо.

Лето: Общение, изменение, жар, испытательный срок.

Юг: Полная луна, взросление, страсть, окончание.

Осень: Время сбора «плодов», завершение, благоден-ствие.

Запад: Убывающая луна, осуждение, ограничение, эмо-ции, мудрость, интуиция.

Зима. Охлаждение (или замедление), отдых, концен-трация на доме и сердечных делах.

Позиция «Я/Сейчас»: То, что вы принимаете очень близ-ко к сердцу, или то, что происходит сейчас (или произой-дет очень скоро).

При гадании значения месторасположения камней будут сочетаться со значениями самих камней. Мой комплект, который я выбирала, руководствуясь цветом и формой, кроме общепринятых, включает следующие значения.

Авантюрин: Необходимость быть честным и надеж-ным человеком; случайные совпадения; деньги.

Агат в форме глаза: Гармония и целостность; умень-шение количества стрессов; услышите правду.

Агат коричневый: Одобрение; уравновешенное «эго»; ответственность.

Аметист: Благодарность; использование таланта; самоисцеление; преодоление препятствия.

Бирюза: Втрудные времена вам понадобится храбрость; путешествие или приключение.

Гематит: Внутренняя гармония; стабильность; обнов-ление.

Кармелит: Ищите правду; повышение сексуальной энер-гии; эмоции.

Кошачий глаз: Видение мира; провидческие способ-ности; внутренняя красота; удача.

Лазурит: Идите путем красоты, сохраняя любовь и вер-ность.

Лунный камень: Чтобы что-то получить, нужно сна-чала научиться отдавать свои духовные силы, свое «Я»; мудрость.

Малахит: Будьте честны с собой; появятся новые воз-можности в бизнесе.

Розовый кварц; Кто-то вам поможет от чистого серд-ца; будьте осторожны при общении; ясность.

Флюорит: Надежда; трезвый ум; возможность успеш-ного использования своих талантов.

Цитрин: Учитесь состраданию; страхи необоснованы; улучшение сна.

способ гадания

Вопрос: Молодая женщина пришла ко мне узнать, какие позитивные и негативные энергии в данный момент влияют на ее жизнь.

Гадание: Женщина просто вытряхнула несколько кам-ней из мешочка на ткань с символами. Бирюза упала между Западом и Зимой, малахит — между Летом и «Я/Сейчас», а коричневый агат упал практически в центре, на знаке «Я/Сейчас». Такой результат меня очень обеспокоил, поскольку он явно указывал, что эта женщина не замечает чего-то очень важного в своей жизни. Бирюза в такой позиции часто означает воз-можную опасность, особенно во время путешествия. Малахит показывает, что она этой опасности не видит. Когда я расспросила ее поподробнее, оказалось, что уже около недели ее преследует бывший возлюбленный (в полицию она не обращалась). Естественно, первое, что я ей посоветовала, — сделать что-нибудь, чтобы обеспечить свою безопасность (коричневый агат гово-рит о том, что нужно быть ответственной)! Память об отношениях с этим человеком просто заглушила голос разума этой женщины.

ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ

Гадание на игральных костях называется клеромантией. Гомер относит изобретение игры в кости где-то к 1260 году до н. э. (в то время их использовали, чтобы скрасить скуку длительных морских путешествий). Гадание на игральных костях было широко распространено в Вавилоне и древней Ассирии. Там кости делали в основном из глины или вы-резали из костей животных. В разных странах количество кубиков, использовавшихся при гадании, было разным. В тибетской Системе Соу-моу используются три кости и 16 значений (от 3 до 18). В средневековой Европе бро-сали одну кость, но несколько раз. В Америке викториан-ской эпохи, похоже, предпочитали две кости (проводя гадание по понедельникам и средам).

Если вы хотите попробовать заняться клеромантией, для начала нарисуйте на листе бумаги круг (около 30 см в диаметре). Сформулируйте свой вопрос (он должен зву-чать как можно проще) и бросьте три кости в середину крута. Сложите значения только тех кубиков, которые остались внутри круга. Ниже приведен список традици-онных значений.

1: Вы сами; убежище отшельника; время лучше про-вести наедине или затаиться.

2: Партнерские или дружеские отношения; равенство.

3: Приятная неожиданность; событие.

4: Трудности; препятствия; неприятные встречи.

5: Исполнение желаний.

6г Какая-то потеря или задержка,

7: Трудности, связанные с бизнесом или финансами; незаслуженное злословие.

8: Недопонимание (часто благодаря средствам комму-никации).

9; Сплоченность, успех; конец спорам или проблемам.

10: Новое начало.

11: Разделение; отклонение; отвлечение.

12: Ожидайте важное известие.

13: Грусть; депрессия; плохие известия.

14: Расцвет новой дружбы или партнерства.

15: Отложите запланированное; люди с дурными наме-рениями.

16: Путешествие или приключение.

17: Смените свою стратегию или методы.

18: Судьба к вам благосклонна; победа.

Вопрос: Человеку представилась возможность продви-нуться по служебной лестнице.

Гадание: Бросаются кости, и получается 15. Ответ озна-чает, что это не самое удачное решение, да и само пред-ложение поступило при очень подозрительных обсто-ятельствах. С другой стороны, если гадающий, бросив кости, получит в сумме 10, то это будет положительный знак (твердое «Да»)

Круг для гадания на игральных костях

Чтобы увеличить подробность ответа при гадании на ко-стях, вы можете разделить свой круг на 12 частей (по прин-ципу часов). Пронумеруйте эти сегменты цифрами от 1 до 12. Каждому из сегментов будет соответствовать свое значение.

1: Будущее покажет (ответа на этот вопрос еще нет).

2; Дела, связанные с деньгами.

3; Движение.

4: Дом и семья.

5: Настоящее или то, что много значит для вас личйо.

6: Физическое здоровье.

7; Отношения.

8: Дела, связанные с законом.

9: Духовное благополучие.

10; Работа, карьера,

11: Препятствия.

12: Духовный прогресс.

Пользуясь дополнительными значениями, вы можете ис-пользовать вместо трех две кости. В этом случае вам нуж-ны значения для двух костей (если обе кости упадут на. одном и том же участке круга, просто сложите очки и ис-пользуйте значение, соответствующее сумме). Вот значе-ния для гадания на костях.

1: Да, полный вперед!

2: Нет, стоп!

3: Будьте осторожны, но не все так плохо как вам ка-жется.

4: Все хорошенько обдумайте, перед тем как сделать выбор.

5: Удача вернется, не теряйте надежду!

6: Хороший знак, если вы задумали что-то новое.

7: Вам укажет правильный путь вера (или интуиция).

8: Вам необходимо терпение — не спешите!

9: Не теряйте времени!

10: Ваши сомнения вполне обоснованы.

11: Глубоко в сердце вы уже знаете ответ на вопрос.

12: Успех маловероятен. Еще раз хорошенько обдумайте, чего вы хотите достичь.

ПРИМЕР ГАДАНИЯ

Вопрос: Задается вопрос, стоит ли сейчас двигаться даль-ше (менять работу, должность и т. п.).

Гадание: Если, скажем, одна кость выпала в секторе «На-стоящее» со значением 1, а вторая в секторе «Движение» со значением 9, — это точно означает «Полный вперед!». Все гадание показывает, что перемены принесут успех и пройдут безболезненно. Если же обе кости с общим значением 8 упали в секторе «Препятствия», это озна-чает, что вы слишком спешите. Остановитесь и еще раз все хорошенько обдумайте!

ПРИМЕЧАНИЕ: Отличные кости самых разных цветов можно найти в магазинах, торгующих игрушками. Некоторые из этих костей имеют более шести сто-рон, и это позволит вам увеличить количество до-ступных значений (только не забудьте на всякий случай записать придуманные вами дополнитель-ные значения).

У любой карты есть свой особый язык - специальные условные знаки. География изучает все эти обозначения, классифицирует их, а также разрабатывает новые символы для обозначения тех или иных объектов, явлений и процессов. Иметь общее представление об условных картографических знаках полезно абсолютно всем. Такие знания не только интересны сами по себе, но и наверняка пригодятся вам в реальной жизни.

Данная статья посвящена условным знакам в географии, которые используются при составлении топографических, контурных, тематических карт и крупномасштабных планов местности.

Азбука карты

Подобно тому, как наша речь состоит из букв, слов и предложений, так и любая карта включает в себя набор определенных обозначений. С их помощью топографы переносят на бумагу ту или иную местность. Условные знаки по географии - это система особых графических символов, используемых для обозначения конкретных объектов, их свойств и характеристик. Это своеобразный «язык» карты, созданный искусственно.

Довольно сложно сказать, когда именно возникли самые первые географические карты. На всех континентах планеты археологи находят древние примитивные рисунки на камнях, костях или дереве, созданные первобытными людьми. Так они изображали местность, в которой им приходилось жить, охотиться и защищаться от врагов.

Современные условные знаки на картах по географии отображают все самые важные элементы местности: формы рельефа, реки и озера, поля и леса, населенные пункты, пути сообщения, границы стран и т. д. Чем крупнее масштаб изображения - тем больше объектов можно нанести на карту. Например, на подробном плане местности, как правило, отмечены все колодцы и источники питьевой воды. В то же время на карте области или страны отмечать такие объекты будет глупо и нецелесообразно.

Немного истории или как изменялись условные знаки географических карт

География - это наука, которая необычайно тесно связана с историей. Углубимся в нее и мы, чтобы узнать, как выглядели картографические изображения много веков назад.

Так, для старинных средневековых карт была характерна художественная передача местности с широким использованием рисунков в качестве условных знаков. География на то время только начинала развиваться как научная дисциплина, поэтому при составлении картографических изображений часто искажался масштаб и очертания (границы) площадных объектов.

С другой стороны, все рисунки на старых чертежах и портуланах были индивидуальны и целиком понятны. А вот в наши дни приходится подключать память, чтобы усвоить, что означают те или иные условные знаки на картах по географии.

Примерно со второй половины XVIII века в европейской картографии наметилась тенденция к постепенному переходу от индивидуальных перспективных рисунков к более конкретным плановым условным обозначениям. Параллельно с этим возникла потребность в более точном отображении расстояний и площадей на географических картах.

География: и топографических карт

Топографические карты и планы местности отличаются довольно крупными масштабами (от 1:100000 и более). Именно они чаще всего используются в промышленности, сельском хозяйстве, геологоразведке, градостроительстве и туризме. Соответственно, местность на таких картах должна отображаться максимально подробно и детально.

Для этого была разработана особая система графических условных знаков. В географии ее также часто называют «легендой карты». Для удобства чтения и легкости запоминания многие из этих знаков напоминают реальный внешний вид изображаемых ими объектов местности (сверху или же сбоку). Данная система картографических обозначений стандартизирована и обязательна для всех предприятий, которые занимаются выпуском крупномасштабных топографических карт.

Тема «Условные знаки» изучается в школьном курсе географии в 6 классе. Чтобы проверить уровень усвоения данной темы, ученикам часто предлагается написать небольшой топографический рассказ. Каждый из вас наверняка писал подобное «сочинение» в школе. Предложения с условными знаками по географии выглядят примерно так, как на фото ниже:

Все условные обозначения в картографии принято делить на четыре группы:

  • масштабные (площадные или контурные);
  • внемасштабные;
  • линейные;
  • пояснительные.

Рассмотрим более подробно каждую из этих групп знаков.

Масштабные знаки и их примеры

В картографии масштабными называют те знаки, которые применяются для заполнения каких-либо площадных объектов. Это может быть поле, лес или же фруктовый сад. С помощью этих условных знаков по карте можно определить не только тип и местоположение конкретного объекта, но и его реальные размеры.

Границы площадных объектов на топографических картах и планах местности могут изображаться в виде сплошных линий (черных, голубых, коричневых или розовых), точечных или простых пунктиров. Примеры масштабных картографических знаков представлены ниже на рисунке:

Внемасштабные знаки

Если объект местности невозможно изобразить в реальном масштабе плана или карты, то в таком случае используют внемасштабные условные знаки. Речь идет о чересчур мелких может быть, к примеру, ветряная мельница, скульптурный памятник, скала-останец, источник или колодец.

Точное расположение такого объекта на местности определяется по главной точке условного обозначения. У симметричных знаков эта точка расположена в центре фигуры, у знаков с широким основанием - в середине основания, а у знаков, имеющих в своей основе прямой угол - в вершине такого угла.

Стоит отметить, что объекты, выраженные на картах внемасштабными условными знаками, служат превосходными ориентирами на местности. Примеры внемасштабных картографических знаков представлены на рисунке ниже:

Линейные знаки

Иногда в отдельную группу выделяют и так называемые линейные картографические знаки. Нетрудно догадаться, что с их помощью на планах и картах обозначают линейно протяженные объекты - автомобильные дороги, границы административных единиц, железные дороги, броды и т. п. Интересная особенность линейных обозначений: их длина всегда соответствует масштабу карты, но ширина существенно преувеличена.

Примеры линейных картографических знаков представлены на рисунке ниже.

Пояснительные знаки

Пожалуй, самой информативной является группа пояснительных условных знаков. С их помощью указывают дополнительные характеристик изображаемых объектов местности. К примеру, синяя стрелка в русле реки указывает направление ее течения, а количество поперечных штрихов на обозначении железной дороги соответствует числу путей.

На картах и планах, как правило, подписываются названия городов, поселков, сел, горных вершин, рек и прочих географических объектов. Пояснительные условные знаки могут быть числовыми или же буквенными. Буквенные обозначения чаще всего подаются в сокращенном виде (например, паромная переправа обозначается в виде сокращения «пар.»).

Условные обозначения контурных и тематических карт

Контурная карта - это особая разновидность географических карт, предназначенная для учебных целей. Она содержит в себе лишь координатную сетку и некоторые элементы географической основы.

Набор условных знаков контурных карт по географии не очень широк. Само название этих карт довольно красноречиво: для их составления используются лишь контурные обозначения границ определенных объектов - стран, регионов и областей. Иногда на них также наносятся реки и крупные города (в виде точек). По большому счету, контурная карта - это «немая» карта, которая как раз и предназначена для заполнения ее поверхности определенными условными знаками.

Тематические карты чаще всего встречаются в атласах по географии. Условные знаки таких карт чрезвычайно разнообразны. Они могут быть изображены в виде цветового фона, ареалов или так называемых изолиний. Нередко используются диаграммы и картограммы. В целом для каждого вида тематических карт существует свой набор специфических условных обозначений.

КАМЕНЬ - естественный символ определенности, устойчивости, незыблемости, неизменяемости, крепости. Символ камня существует во всех религиях мира. Такова Кааба , поклонение которой перешло с древнейших времен в религию Мухаммеда, - «черный камень». «Черные камни» в большинстве случаев являются метеоритами. Явившиеся из небесного пространства, они становятся символами высшей силы.

В доисламские времена «черный камень» прежде всего был символом мужской созидательной силой природы, фаллическим символом Солнца и под именем «Гелиогабал» («Тот, кого Солнце посылает на землю») был чтим по всему древнему миру. Стелы и обелиски, гермы и дольмены были распространены у греков, римлян, в скандинавских странах, у египтян, друидов (менгиры), кельтов (кромлехи), пеласгов, а также во всех странах Востока.

Многие божества, преимущественно женские, имели своим прямым символом фаллический камень, например, Афродита (на Пафосе поклонялись Афродите под символом белого камня в форме пирамиды), Диана, Кибела (в Галатии поклонялись камню Кибелы, который был затем, во исполнение изречения Сивиллиных Книг, перенесен с большим торжеством в Рим), Минерва, Митра в греко-римских странах.

В Сиаме поклоняются пирамидальному черному камню.

В Индии мужская созидательная сила природы символизируется лингамом (стилизованным изображением фаллоса), представляющим Шиву (бога, создавшего мир) и других богов. В пещере Слона в Бомбее лингам (мощный, гладкий, конусообразный камень) был центром ритуального хоровода, что указывает на его роль в качестве символа Оси Мира, что в некоторой степени сближает его с символизмом античного омфала.

Согласно мифу, лингам Шивы выглядел как колонна света такой величины, что его верхний и нижний пределы не смогли найти Брахма в образе дикого гуся и Вишну в образе кабана, что доказывает могущество Шивы. Символ мужского начала (лингам) иногда располагали в каменном кольце, представляющем собой йони (вульву), что символизировало священную связь мужчины и женщины. Китайский кеуи, нефритовый стержень с треугольным острием, имел такое же символическое значение. Лингам, обвитый змеей, имеет отношение к йоге (кундалини - змееобразный поток жизненной энергии).

Аналогичная символика появилась в Мексике и Перу. Величайшим святилищем Перу было озеро Титикака с находящимся на нем островом (согласно легенде, до прихода людей на острове жил тигр, у которого на голове был дивный рубин, до дна озарявший своим светом воды озера). В величественном храме, посвященном Солнцу, была скала, из-за которой, по перуанской легенде, впервые поднялось над землей Солнце. Отсюда же вышел Мапоо-Сарас, основатель и законодатель империи инков, положивший начало культу Солнца и впоследствии обожествленный.

Знаменитые камни островов Пасхи, Тонга, Фиджи и Галапагосских островов в Тихом океане свидетельствуют, по-видимому, о том же значении камня на погибших материках Лемурии и Атлантиды.

Наряду с пирамидальной и фаллической формами часто встречаются также парные столбы или колонны: знаменитые столбы Мелькарта, описанные Геродотом и Филоном Библосским, такие же столбы у входа в иерусалимский храм, египетские парные обелиски перед пилонами храмов.

Культ камня был распространен также у всех семитских народов: каменные скрижали Моисея, камень Иакова («Это есть камень, из которого вырос мир...»)... Камень кладется в основание сионского храма. В Ветхом Завете символ камня встречается не только как фаллический символ, но и как астрологический. Особенно замечателен символ жертвенника как камня, символически связующего Ветхий Завет с Новым.

Эзотерический смысл символа камня ясно раскрывается Христом в притче о доме, построенном на песке и разрушенном бурей, и доме, построенном на камне, не боящемся ненастья. «Дом, построенный на камне», - символ абсолютной устойчивости, твердости, надежности.

В общем смысле камень - символ стабильности, продолжительности, бессмертия, нерушимости, вечного, сцепления, неуничтожимости Высшей Реальности. Камень - статичная жизнь.

Камень, скала, гора, дерево или роща - все эти понятия символически взаимосвязаны и могут представлять космос во всей его полноте. Камни часто соседствуют с деревьями в священных местах. Они или стоят в одиночестве, знаменуя собой какое-либо священное место или событие, или связаны с деревом в структуре священного алтаря, где символизируют долговечное, а дерево - преходящее.

В примитивном символизме камни могут порождать людей и имеют родительскую потенцию; люди могут быть обращены в священные камни. Предполагается, что это разновидность лунного культа, связанного одновременно и с плодородием, и с холодом, а также с замороженной землей зимы, которая порождает весну.

Некоторые камни имеют свою собственную символику: например Кааба, черный камень Кибелы, черный нефрит или жемчуг имеют иногда символику Космического Яйца.

Высокие, установленные вертикально камни или колонны символизируют земную ось - axis mundi (символами которой являются также дерево, гора, дерево на горе, колонна с растущим на ней деревом) и указывают на верховную поддержку всего сущего во вселенной. Они являются также фиксированными точками вселенной, или центрами, где человек может вновь обрести рай или получить просветление.

Конические камни и сложенные из камня пирамиды имеют ту же фаллическую символику, что и камни, установленные вертикально.

Камни кубической формы означают стабильность и статичное совершенство и как таковые часто закладываются в основание священных построек. Камень в фундаменте - это та скала, на которой зиждется вселенная; краеугольный камень земли и источник вод жизни; скала, нависающая над Гадесом и силами подземного мира. Камни сферической формы означают Луну, а следовательно, женский принцип и лунных богинь. Не покрытый резьбой камень есть prima materia (первоматерия), женское начало, и ассоциируется с мужскими символами, каковыми являются резец и другие инструменты для резьбы по камню, которые придают форму и облик prima materia. Покрытый резьбой или полированный камень символизирует характер, который подвергся обработке, то есть совершенствованию.

Сломанный камень или колонна означает смерть, разрушение и расчленение. Тяжелые камни или скалы, нависающие над источником, ручьем или входом в пещеру с сокровищами, которые препятствуют доступу к водам жизни, вытекающим из-под скалы, символизируют трудности или условия, которые нужно преодолеть, понять или выполнить перед тем, как могут быть найдены воды жизни - эзотерические, скрытые знания. Иногда скала чудесно разбивается, чтобы дать водам течь или пещере открыться.

Каменный топор является неиконическим выражением божественности или сверхъестественной силы.

Lapis exelis - это камень, сила которого возвращает жизнь Фениксу; иногда он соотносится с чашей Святого Грааля и может даровать вечную молодость тем, кто служит ему.

Громовые камни олицетворяют силы грома, молнии и бури. Бетелийские камни - это камни-отметины, они отмечают собой место, где пребывает божество или солнечный дух, а также души умерших, это место встречи Неба и Земли, священная земля. Бетелийские камни часто наделяются пророческими свойствами, считаются «говорящими камнями», от которых исходит голос божества или оракула, как, например, омфал в Дельфах. Эти камни обычно считаются упавшими с неба, а значит, божественными.

В иудаизме бетелийский камень Иакова - место встречи и сообщения Неба и Земли. Камни из реки Джобель считались неразрушимыми, и из них были сложены фундаменты Иерусалима. Камень, находившийся в основании храма, был центром Земли и поддерживал вселенную.

У алхимиков спрятанный камень - это первичная материя. Философский камень, ребис, - это высшая цель поисков, «двойное бытие» герметического андрогина, примирение противоположностей, обретение единства, возвращение к центру, совершенство, абсолютная реальность, духовное, мыслительное и моральное единство человека, освобожденное, цельное «Я».

В Египте камень символизирует истину («тяжелые камни Истины»), камни зеленого цвета символизируют молодость и бессмертие. Тесаный камень у египтян означает материал, над которым необходимо работать, чтобы через творчество достичь совершенства. Грубый, необработанный камень - это человек, не способный к возрождению. Камень обработанный - человек духовный и усовершенствованный.

В шумеро-семитской традиции конические камни и колонны являются главными символами и неиконическими изображениями Астарты и некоторых других семитских божеств.

В греко-римской традиции камни олицетворяют «кости Матери-Земли» (Овидий). Черный камень - символ Кибелы, которая как богиня горы изображается в виде конического камня. Квадратный камень - атрибут Афродиты (Венеры). Камни часто ассоциируются с Кроносом (Сатурном) и с Аполлоном (омфал в Дельфах и алтарь кубической формы в Делосе). Гермес как бог камней может быть представлен в форме каменной пирамиды или груды камней.

В христианстве камень - это надежное основание, неразрушимость, Святой Петр как основатель Церкви. Камни являются эмблемами святых Альпежа и Стефана.

У кельтов каменные скалы обладают пророческими способностями.

У арабов доисламского периода камням поклонялись как неиконическим образам Маната, перед камнями и деревьями благоговели.

У народов Западной Африки синие камни символизируют силу небесного бога.

У мусульман черный камень Каабы имеет кубическую форму и является омфалом или местом общения человека с Богом.

В буддизме черные камешки - дурные поступки, белые камешки - добрые поступки; и те, и другие взвешиваются на посмертном суде.

В индуизме камень олицетворяет стабильность и находится в основе храма и алтаря. Камни конической формы (лингам) являются неиконической формой изображения Шивы как творца.

В Китае камень олицетворяет надежность и крепость. Каменные колокола символизируют плодородие и отвращают беду.

У японцев камни и скалы - священные объекты синтоизма.

У народов Океании скалы породили все сущее в мире.

У всех кочевых и охотничьих племен, у американских индейцев камни также считаются «костями Матери-Земли».

Камень связывается с иерофанией, становится образом божественного явления. Нерушимый, неуязвимый, он воплощает иную, отличную от человеческой (также от растительной и животной) форму бытия. Характер восприятия камней иллюстрируется индонезийским мифом о первочете людей, которые не приняли от Бога камень, но взяли банан, и потому жизнь людей подобна жизни бананов, а не камней, вечных и бессмертных. Камень является одним из символов матери-земли. В греческом мифе Девкалион и Пирра бросают через голову камни – «кости праматери» (земли). С камнями также связано мнение, что они накапливают земную энергию; по этой причине камни наделялись магической силой и использовались в различных ритуалах, также служили талисманами.

На архаических этапах культа сакральность камней связана с представлением о том, что в них воплощаются души предков. Так, например, в Библии упоминаются те, кто говорит камню: «Ты родил меня». В Индии и Индонезии камни рассматриваются как местопребывание духов умерших. Аналогичное представление отражает распространенный в различных культурах обычай ставить возле усыпальниц камни, вытесанные в виде колонны. Таким образом, можно говорить о возникновении идеи о том, что вечность, не достижимая в жизни, достигается в смерти посредством воплощения души в камне.

Рассматривая символику мегалитов, следует отметить, что они связываются с защитой души во время ее путешествия в загробный мир, обеспечивают вечное загробное существование строителям и умершим, являются гарантами плодовитости и плодородия, воплощением связи между живыми и умершими. С последним представлением соотносится универсальная для развитых обществ тенденция оставлять память в истории посредством возведения каменного сооружения. В средние века на Руси одним из самых достойных деяний было перестроить деревянную церковь в каменную (в данном случае возникают также дополнительные коннотации: камень противопоставляется дереву, непрочному и малопроизводительному, и выступает как образ богатства, мощи и власти).

Священный камень или колонна посвящались определенному богу и считались местом его присутствия; впоследствии они послужили основой алтарей. Библейский Иаков заложил основание Бетеля (дома Господа) камнем на месте явления ему Яхве; в мусульманской традиции бетель – обычно камень пирамидальной или конической формы. В даосизме дао уподобляется камню: в качестве образа изначального хаоса дао есть «как бы неотесанная каменная глыба». Камень – это также образ духовного основания, фундамента учения либо веры. В христианстве, в соответствии с евангельскими словами, Петр – это камень, на котором построена церковь.

Камень - древний символ основания дома, храма, основа, оплот. Один из апостолов Христовых носит имя Петр, что означает «камень».

Символ стабильности, продолжительности, надежности, бессмертия, нерушимости, вечного, сцепления, неуничтожимости Высшей Реальности.

Мистическое вместилище жизненной силы. Силы, накопленные в минерале, исходят или от чисто божественной энергии, или от перевоплощенных элементов умерших предков.

В современных верованиях на территории России считаются приносящими счастье гладкие морские камни с отверстиями, их называют «куриное счастье».

Символ слепоты, бесчувственности, черствости души («каменное сердце»).

Камни и скалы как древний символ

Камень, скала, гора, дерево или роща - все эти понятия символически взаимосвязаны и могут представлять космос во всей его полноте. Камни часто соседствуют с деревьями в священных местах.

Они либо стоят в одиночестве в ознаменование какого-либо священного места или события, либо связаны с деревом в структуре священного алтаря, где символизируют долговечное и окружающее, а дерево -преходящее и увеличивающееся.

В примитивном символизме камни могут порождать людей и имеют родительскую потенцию; либо люди могут быть обращены в священные камни.

Предполагается, что это разновидность лунного культа, связанного одновременно и с плодородием, и с холодом; с замороженной землей зимы, которая порождает весну.

Что символизируют камни и скалы

Тяжелые камни или скалы, нависающие над источником, ручьем или входом в пещеру с сокровищами, препятствующие доступу к водам жизни, вытекающим из-под скалы, символизируют необходимые трудности или условия, которые нужно преодолеть, понять или выполнить перед тем, как могут быть найдены воды жизни, или эзотерические сокровища скрытого знания.

Иногда скала чудесно разбивается, чтобы дать водам течь или пещере открыться.

Камень - древний символ суда: побить камнями - древнее наказание. Бросить камень в кого-то - выказать презрение. Чувство собственной вины - «камень на душе».

Каменный топор является неиконическим выражением божественности или ее сверхъестественной силы. Громовые камни олицетворяют силу грома,молниии, бури,тоестьсилы того, что может раскалывать и ломать.

В христианстве камень как древний символ - это надежное основание, неразрушимость, Святой Петр почитается как основатель Церкви. Камни являются эмблемами святых Альпежа и Стефана.

Драгоценные черные камни - их значение


Некоторые камни имеют свою собственную символику. Например, нефрит, драгоценные камни или жемчуг, черные камни (Кааба, черный камень Кибелы, черный нефрит или жемчуг) имеют иногда символику Космического Яйца, или омфала.

Высокие, установленные вертикально камни или колонны символизируют axis mundi (символами которой являются также дерево, гора, дерево на горе, колонна с растущим на ней деревом) и указывают на верховную поддержку всего сущего во вселенной.

Они являются также омфалами, фиксированными точками вселенной, или центрами, где человек может вновь обрести рай или получить просветление.

Конические камни как древние символы и сложенные из камня пирамиды имеют ту же символику, что и установленные вертикально камни: все они имеют также фаллическую семантику.

Камни кубической формы означают стабильность и статичное совершенство и, как таковые, часто закладываются в основание священных построек.

Камень в фундаменте - это та скала, на которой зиждется вселенная; краеугольный камень земли и источник вод жизни. Камни сферической формы означают Луну, и, соответственно, женский принцип и лунных богинь.

Непокрытый резьбой камень есть первоматерия, женское начало, и ассоциируется с мужскими символами, каковыми являются резец и другие инструменты для резьбы по камню, которые придают форму и облик первоматерии.

Покрытый резьбой или полирований камень как древний символ символизирует характер, который подвергался обработке и совершенствованию. Сломанный камень или колонна означает смерть, разрушение и расчленение.

Мистиеский камень Алатырь

Алатырь (Латырь) - в русских средневековых легендах и фольклоре камень, «всем камням отец», целебный и чудодейственный «пуп земли». В центре мира, посреди моря-океана, на острове Буяне стоит тот камень.

Растет на нем мировое древо (или стоит трон мирового царствования).

Из-под этого камня по миру растекаются целебные реки. Предпочтение в легендах отдавалось северному расположению Буяна, поэтому вероятнее всего Алатырь мог находиться в Арктике (Гиперборея) или на Балтике (старое название Балтики - Алатырское море).

В заговорах и сказках - «бел-горюч камень».

"На море, на окияне, на острове на Буяне, лежит горюч камень, на том камне сидела Пресвятая Богородица, держала в руке иглу золотую, вдевала нитку шелковую, зашивала рану кровавую: тебе, рана, не болеть, тебе, кровь, не бежать, аминь".
(Старинный заговор против крови.)

В большинстве текстов Алатырь как древний символ отождествляется с янтарем. Поскольку местом добычи янтаря является Балтийское море, в фольклорных текстах его часто называют Алатырским.

Иногда Алатырем называют трон, на котором сидит девица, исцеляющая раны. В духовных стихах Алатырь часто заменяется на алтарь (на основе внешнего созвучия).

Возможно, источником сюжета об Алатыре являются средневековые европейские легенды, в которых рассказывается о фантастическом камне лечащем от всех болезней.

Камень как древний символ находится в труднодоступном месте и является пупом земли (пупы земли существуют почти во всех мифологиях разных народов мира). Поэтому его наделяют волшебной силой и считают «отцом» всех драгоценных камней.

В русских заговорах также говорится о том, что Алатырь - «всем камням отец». В заговоре подчеркиваются магические свойства камня:

На море, на океане, на острове Буяне, лежит бел-горюч камень Алатырь всем камням отец. На том камне Алатыре сидит красная девица, швея-мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, рудожелтую, зашивает раны кровавые.

Заговариваю я раба Божия (имя) от порезу. Булат, прочь отстань, а ты кровь, течь перестань.

Вероятно, что с уподоблением солнца белому горючему камню уже в древности сливалось представление грозового облака скалою или камнем, эпитет «бел-горюч» мог указывать, с одной стороны, на заключенное внутри этого камня грозовое пламя, а с другой - на белоснежные и розовые цвета, какими окрашивают облака яркие лучи весеннего солнца.









2024 © rukaraoke.ru.