Способов похвалить ребенка (в виде памятки родителям). Слова похвалы и порицания в педагогической речи


7 9 304 0

Кто из нас не любит, когда его хвалят или поощряют? Мгновенно повышается самооценка, появляются силы, вдохновение и желание доказать, что похвала действительно заслуженна. А на ребенка похвала действует в три раза сильнее, поэтому, уважаемые родители, смело применяйте в воспитании своих чад этот волшебный инструмент.

Однако помните, что хвалить нужно правильно, иначе воспитательный метод сослужит вам плохую службу.

Как правильно хвалить ребенка уже от года, вы найдете в наших советах и рекомендациях.

Вам понадобятся:

Знайте меру

Найти «золотую середину» в поощрении очень важно. Малейший шаг влево или вправо может пагубно сказаться на воспитательном процессе.

Если ребенка хвалят слишком мало, он привыкает к мысли, что не может делать все хорошо, а это – прямой путь к низкой самооценке и к неумению анализировать поступки, различая хорошее и плохое.

Если похвалы слишком много в жизни ребенка, то возможны два последствия в его поведении.

  • Первый вариант – человек становится зависимым от похвалы, постоянно ее ожидает и уже не может что-либо делать по своему внутреннему побуждению. То есть, он становится зависимым от внешних суждений и не может себя адекватно оценивать.
  • Другая возможная реакция – ребенок быстро привыкает к похвале, воспринимая ее как обычную повседневную вещь. От этого она теряет свою стимулирующую силу, а значит, упущено влияние на мотивацию ребенка.

Мера похвалы для каждого ребенка своя. Робкие и неуверенные в себе дети нуждаются в ней больше всех остальных.

Чтобы понять, где заканчивается мера, присмотритесь к своему ребенку: оправдывает ли он ваши ожидания, реагирует ли на ваши просьбы.

Всегда спрашивайте себя перед тем, как хвалить ребенка: нуждается ли он сейчас в моем одобрении?

Хвалите за конкретные поступки

Абстрактная похвала – совершенно бессмысленная вещь. Если родители хвалят ребенка, говоря, что «он хороший мальчик», то он просто не поймет сути сказанного. Правильнее сказать ему, что он молодец, потому что помог вытереть пыль.

Чем больше конкретики будет в вашей похвале, тем четче будет посыл для ребенка: это я делаю хорошо.

Указывая на поступки ребенка, старайтесь выражать свои мысли понятным для него языком. Доступных слов для похвалы малыша 2-3 лет предостаточно: «добрый» «вежливый», «честный», «помощник» и т.д. Четкая и доступная формулировка похвалы – необходимое ее условие.

Не обязательно каждый образцовый поступок нуждается в похвале. Если ваш ребенок аккуратен, без напоминания убирает за собой вещи и игрушки, то подчеркивание его аккуратности в качестве похвалы не имеет смысла. Это тот случай, когда мера поощрения превышена, но не количественно, а качественно.

Изучите свое чадо и акцентируйте внимание, в первую очередь, на тех действиях, которые даются ему с трудом.

Хвалите усилия, а не результат

Хваля ребенка, зрите прямо в корень – попытка совершить достойный поступок заслуживает самой высокой похвалы. Даже если качество этого поступка оставляет желать лучшего, ни в коем случае не нужно обращать внимание на его негативные стороны, иначе рискуете лишить ребенка вдохновения.

К сожалению, нередки случаи, когда мама раздраженно отмахивается от ребенка, высмеивая его помощь. В эти моменты нет ничего более обидного для маленького человечка, чем насмешка над его усилиями помочь. Даже одного такого случая грубого обращения с чувствами ребенка достаточно, чтобы он отказался как-либо помогать вообще.

Будьте мудрыми родителями – найдите драгоценное зерно в действиях своего маленького помощника, пусть даже неумелых.

«Спасибо, что ты постарался вымыть посуду, ты мне очень помог» – золотая фраза, от которой ребенок воспрянет духом. После благодарности сделайте небольшую паузу и только потом можете сказать: «Дно тарелок так трудно вымывается, давай попробуем вместе».

Избегайте превосходной степени в похвале

Конечно, хорошо, если вы считаете своего ребенка «самым умным», «самым честным», «самым лучшим», но повторять ему часто такие слова не стоит. Превосходная степень в словах похвалы для детей оказывает на них некоторое давление. Так как похвала – это стимул для желаемого поведения, то ваше чадо отчаянно будет стараться соответствовать вашим ожиданиям «самого лучшего» ребенка на земле. Увы, такое бесконечное стремление к совершенству отнюдь не способствует высокой самооценке, как думают многие родители.

Наоборот, в вечной погоне за недосягаемыми идеалами дети чувствуют упадок сил, ведь ноша-то непосильная.

Поэтому самооценка может пошатнуться и уйти в противоположную ожиданиям сторону.

Сравнительная степень здесь также неуместна. Сравнение в похвале с другими детьми – большая ошибка воспитания. Говоря, что ваше чадо делает что-то лучше Коли, Маши или Сережи, вы формируете в ребенке чувство превосходства над другими детьми и пренебрежительное к ним отношение.

Сравнивать ребенка можно только с собой вчерашним, подчеркивая, что ему сегодня удалось лучше, чем вчера.

Подкрепляйте похвалу невербальными средствами

Искусство хвалить ребенка связано с невербальной техникой общения.

Улыбка, объятия или поцелуй – важные эмоциональные составляющие похвалы. Они указывают на искренность слов родителей и еще больше окрыляют ребенка.

Следите за своей интонацией, когда произносите добрые слова: ни в коем случае не позволяйте плохому настроению пробраться в разговор со своим чадом.

Прислушайтесь к мудрому совету психологов: целуйте и обнимайте своего ребенка как можно чаще, минимум – восемь раз в день.

Этим вы не только подкрепляете его положительное поведение, а и демонстрируете свою безусловную любовь.

X. Джайнотт в своей книге «Родители и дети» приводит пример правильной похвалы: «Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа, и она сказала сыну: «В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно все убрать за один день. Вот это работа!» Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить ее еще раз. Напротив, если бы он услышал слова: «Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!», то это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом, совершив какой-нибудь проступок. Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было все в порядке и вы говорили сыну: «Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой у меня послуш-ный», он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные «нельзя», что просто не выдержал. Часто это случается после поездок в гости, где ребенок, «накрученный» до этого родителями, играл роль примерного сына или дочери».

Кого и что хвалить — самого ребенка или его дела? Уважаемые родители, не верьте, что ваша похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом деле она может привести к нервозности, плохому поведению вашего ребенка. Почему?

Да потому, что чем больше он получает от вас незаслуженных похвал, тем чаще стремится проявить свою «истинную натуру». Вы не раз слышали, как более опытные родители часто рассказывают: стоит похвалить ребенка за хорошее поведение — и он словно с цепи срывается. Ребенок подсознательно стремится опровергнуть незаслуженную похвалу.

Означает ли это, что похвала «устарела»? Вовсе нет. Однако не стоит пользоваться ею «направо и налево». Лекарства, например, назначаются больному лишь в строгом соответствии с рекомендациями врача, который указывает время их приема, дозу, учитывает противопоказания, возможность аллергических реакций. Так же осторожно следует обращаться и с сильнодействующим «лекарством» иного рода: оценивать, хвалить можно только поступки и дела ребенка, а не его самого.

А теперь проиграйте следующую ситуацию. Ваши дети пришли к вам со своими рисунками и спросили: «Это хорошо?» Скорее всего, вы ответите: «Какие красивые рисунки». Они спросят: «Но это хорошо?» Вы опять скажете: «Хорошо? Я же сказала вам, что это замечательно, здорово, просто фантастика!» И тогда они скажут или подумают, что вам не понрави-лось. И чем больше превосходных слов вы будете дальше говорить, тем меньше они будут верить вам. Дети откажутся принимать вашу похвалу.

Почему так происходит? Давайте разберемся.

Вы описываете, ребенок сам себя оценивает. X. Джайнотт обращает ваше внимание на то, что родительские слова, содержащие оценку «хорошо, прекрасно, фантастика», чаще всего вызывают у детей дискомфорт. Поэтому ваша похвала должна обязательно состоять из двух частей:

1. Вы должны с одобрением описывать, что чувствуете, видите и слышите.

2. Ребенок, после того как услышит описание, в состоянии сам оценить себя.

Попробуйте применить эту теорию на практике, например когда ваш четырехлетний сын придет домой из детского сада с листком, на котором что-то «нацарапано» карандашом, и спросит: «Это хорошо?»

Не отвечайте автоматически: «Да, очень хорошо». Вспомните, что вы должны описать то, что видите. Каким образом вы можете описать каракули? Очень просто: что видите, то и назы-вайте, — круг, круг, еще круг... завитушки, завитушки, завитушки... точка, точка, точка, точка, точка, черточка и еще черточка и т. д. А ребенок с радостью подтвердит, что именно это он и нарисовал. И вполне возможно сам себя оценит как художника. Вы только описываете, а ребенок оценивает себя сам.

Попробуйте, после того как ваши дети сделали что-то важное, вместо привычного: «Малыш, это фантастика», «Малыш, ты гений», сказать: «Ты принял сложное сообщение по телефону так четко, что я сразу поняла, почему встреча откла-дывается, кому я должна позвонить и что передать. Я потрясена». В ответ вы услышите приблизительно такой ответ: «В этой голове кое-что есть» или «Да-а, я весьма надежный парень».

И у вас отпадут все сомнения в действенности описательной похвалы. А ребенок на ваших глазах будет становиться все увереннее в себе и в своих способностях.

Правильно реагируйте на успехи или правильное поведение ребенка. Что вы говорите, когда радостный ребенок со-общает вам о своем очередном успехе? «Я горжусь тобой» или «Ты, наверное, гордишься собой?» Почувствуйте разницу. И хотя ничего плохого нет в том, чтобы разделить с ребенком радость успеха, важно помнить, что вторая реплика освобож-дает ребенка от необходимости удовлетворять амбиции ро-дителей и способствует настоящей внутренней автономии. Теперь вы понимаете, что это совсем не легко.

Лучше всего просто выразить ребенку ваши чувства. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты»:

До чка : Мама, я сегодня в детском саду помогала нянечке убирать посуду и поливала цветы!

Мама: Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)

Сын : Ведь правда, я плохо рассказал стихотворение на утреннике?

Папа: Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось... (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил блестяще!»)

Ваши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, намерений, помощи ребенка вам и т. д. Нужно облечь ваше суждение в такую форму, чтобы ребенок почти безошибочно мог сделать из него реалистический вывод о себе самом. Вот несколько примеров, показывающих, как нужно хвалить детей.

Правильная похвала: «Спасибо за то, что вымыла посуду. Она теперь сверкает и радует глаз!»

Возможный вывод: «Я хорошо поработала, и мою работу оценили».

(Неправильная похвала: «Ты просто молодец».)

Правильная похвала : «Твой рассказ меня очень тронул».

Возможный вывод : «Хорошо, что я умею интересно рассказывать».

(Неправильная похвала: «Для твоего возраста ты неплохо рассказываешь».)

Правильная похвала: «Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!»

Возможный вывод : «Я умею лепить».

(Неправильная похвала : «Ты будущий архитектор».)

Правильная похвала: «Большое спасибо, ты погулял сегодня с собакой!»

Возможный вывод: «Я помог папе».

(Неправильная похвала : «Ты сделал это лучше, чем наш папа».)

Правильная похвала : «В твоем сочинении есть интересные мысли».

Возможный вывод : «Я могу писать оригинально».

(Неправильная похвала : «Ты пишешь неплохо для своего возраста. Но надо, конечно, многому еще научиться».)

Приведем отрывок из письма одной мамы в редакцию педагогической газеты:

«Я много читала статей и книжек о воспитании детей. В некоторых встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали. Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили. Привыкаешь к этому очень быстро, и ме-ня раздражало и огорчало, что, когда я подросла, меня не всегда отмечали похвальной оценкой, словами и т. д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов — у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. Ждешь в конечном счете не результата, а похвалы. И вот сейчас я узнала реальный ответ, как надо говорить ребенку: «Я рада, что ты так сделал», а не «Ты молодец». Теперь я буду использовать такой прием в общении со своими детьми!»

Вы, родители, должны твердо запомнить: оценивать можно только поступки ребенка, а не его самого.

Если самооценка ребенка так важна, тогда что вы, родители, можете сделать, чтобы ее повысить? X. Джайнотт объясняет, что важны все ваши принципы и навыки, которые дают ребенку почувствовать свою ценность. Всякий раз, когда вы будете признавать чувства ребенка, давать ему возможность выбора, у него будут расти уверенность и самооценка. Самый простой ответ, который напрашивается, — это хвалить, одо-брять, подбадривать. Но, как вы уже убедились, похвала не такое уж простое дело, как кажется.

Умейте наполнить похвалу содержанием. Представьте себе, что ваш малыш только что в первый раз сам оделся. Он стоит перед вами, надеясь, что вы заметите. Не торопитесь, представьте себе этот образ и подумайте, как бы вы могли похвалить его бесполезной похвалой (оценочными словами). А после этого внимательно посмотрите на картинку, которую нарисовали в своем воображении, и опишите, что вы видите. Так и начните — со слов «Я вижу...» Потом подумайте — а что вы чув-ствуете там, на картинке? Вам теперь легче станет управляться по дому или вы удивляетесь, как это ему удалось сделать? И вот тогда попробуйте представить — а что мог бы сказать или подумать ребенок? Какое выражение у него на лице?

Или предположим, вы приходите в садик, чтобы посмотреть представление, где ваш ребенок играет роль принца, принцессы или лисички (выберите, что хотите). После спектакля юный актер подходит к вам и спрашивает: «Ну как? Тебе понравилось?» Какая реакция первой приходит вам в голову? Отбросьте бесполезную похвалу, которая ничего не дает вашему ребенку — ни уверенности, ни продвижения. А потом попробуйте описать в деталях, что вы видели... А теперь — что вы чувствовали . Как на это отреагировал бы ребенок? (Если трудно представить себе реакцию малыша, представьте на этом месте себя в его возрасте.) Таких упражнений можно придумать множество, но лучше всего испытать себя в реальной ситуации.

Проделав эти упражнения, вы, может быть, с большей ясностью представите себе, что чувствуют дети, которых оценивают ничего не значащими словами:

. «Ты — молодец!»

. «Ты — великий артист».

. «Ты блестяще учишься».

. «Ты такой заботливый».

И возможно, вам станет ясно, что они чувствуют, когда слышат похвалу, подробно описывающую их достижения:

. «Я вижу, ты повесил свою рубашку на плечики, сам застегнул молнию, сам завязал шнурки на ботинках, сам застегнул пуговицы на пальто. Сколько разных дел тебе удалось переделать!»

. «Ты была неотразимой принцессой. Ты стояла такая стройная и такая гордая, а когда говорила, твой голос слышал весь зал».

. «Мне кажется, ты на этой неделе очень продвинулся в школьных делах. Я заметила, что во всех тетрадях ты провела поля, сочинение написала задолго до срока и придумала оригинальный способ, как починить обложку на книге».

. «Мне так приятно было увидеть эту открытку, на которой ты нарисовала желтые воздушные шарики и красные сердечки, чтобы порадовать меня, пока я болею. Они вселили в меня силу. И я уже чувствую, что выздоравливаю, особенно когда смотрю на них».

Слово — это сила, дающая толчок для дальнейшего раз-вития вашего ребенка . X. Джайнотт рекомендует к похвале с подробным описанием добавить одно слово, которое просуммирует сказанное вами раньше, подведет итог. Это ваше взрослое слово покажет ребенку, что же он на самом деле сделал, и откроет перед ним новую перспективу. А для вас такая похвала еще и увлекательное, творческое дело — придумать точное слово и дать толчок развитию собственного ребенка. Например:

. «Ты больше часа трудился, чтобы сделать эту аппликацию. Это то, что я называю настойчивостью».

. «Ты сделал бутерброды для бабушки. Это то, что я называю заботой».

. «Ты сказал, что не опоздаешь на занятия, и пришел минута в минуту. Это то, что я называю пунктуальностью».

. «Ты не дал обидеть мальчишкам девочку. Это то, что я называю смелостью».

. «Ты заметила, что эти цветы в вазе засохли, и поменяла их. Это то, что я называю инициативой».

А теперь попробуйте сами: найдите слово, чтобы закончить фразу:

. «Ты съела всего лишь маленький кусочек пирога, хотя очень его любишь. Это ...»

. «Ты собирался пойти на концерт и, тем не менее, когда все отменилось, быстро поменял планы. Это...»

. «Ты заступилась за свою подругу, хотя другие дети смеялись над ней. Это я называю...»

Какие слова вы придумали? В первом примере это могут быть слова: сила воли, решительность, самоконтроль. Во втором — гибкость, предприимчивость или адаптация. В третьем — дружба, преданность или мужество.

В этом списке слов нет ничего обязательного. Здесь вообще не бывает правильных или неправильных ответов. Важно только, чтобы вы нашли точное слово, которое скажет ребенку о нем самом то, чего он, может быть, и не знал до этого; одним словом, дать ему моментальный снимок его самого.

В этом способе похвалы очень удачная связка дело — способность. Главное в том, чтобы вы действительно увидели, действительно услышали, действительно заметили, а затем сказали вслух, что вы видите и что чувствуете.

X. Джайнотт утверждает, что день за днем из ваших коротких похвальных описаний дети учатся понимать, в чем их сила. Ребенок сам неожиданно для себя обнаруживает, что он может взять и превратить обескураживающий хаос в комнате в новый порядок (а из вашей содержательной похвалы он узна-ет, как он это делает, когда у него получается ). Он узнает, что может сделать подарок, который будет полезен и доставит удо-вольствие; может удерживать внимание аудитории; написать волнующее сочинение; способен быть пунктуальным, имеет силу воли, проявляет инициативу. Все это поступает в его эмоциональный банк и уже не исчезнет оттуда никогда. Вы можете уничтожить слова «молодец», «хороший мальчик» тем, что на следующий день назовете ребенка «плохим мальчиком». Но вам ни за что не удастся стереть из его памяти тот момент, когда он развеселил вас разноцветными сердечками и шариками во время болезни и т. д.

Ситуации, когда в ребенке проявится все самое лучшее, станут для него источником силы, его ресурсом, к которому он сможет обращаться в минуты сомнения или растерянно-сти. В прошлом он сделал нечто, чем стоит гордиться. Это у него внутри, это всегда с ним, и это сработает снова. А теперь спросите себя: что мне нравится в моем ребенке? И начинайте «охотиться» за этими прекрасными моментами.

Главное — не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой похвалы разовьет комплекс неполноценности. Они сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите конкретный поступок. Главное — не забывайте этого делать, старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается.

Введите e-mail адрес:

Часто можно столкнуться с такими ситуациями: маленький ребенок ловко съезжает с горки, а отец, стоящий рядом, говорит ему: «Это было здорово!» Или, например, школьник показывает матери рисунок, который он нарисовал, а мать ему говорит: «Ты гениальный художник!» Или после выступления на школьной сцене учитель говорит детям, что они сыграли «потрясающе».

Родители так злоупотребляют оценочными словами, такими как «потрясающе», «изумительно» и т. д., хваля ребенка, что эти слова уже практически ничего не значат. Родители испытывают давление: они видят, как другие родители хвалят своих детей, и чувствуют себя обязанными хвалить своего ребенка не меньше. В конце концов, в этом ведь нет ничего плохого, правда?

На самом деле, стремясь укрепить самооценку ребенка, родители добиваются противоположного эффекта. Исследования показывают, что чрезмерная похвала вредит детям – делает их неуверенными в себе, менее устойчивыми и способными справляться с трудностями. Родители могут сделать ребенка зависимым от похвалы. В таком случае он всегда ищет от окружающих подтверждения своей ценности и похвалы. Поэтому родители должны прекратить называть ребенка «удивительным», «потрясающим» и т. д. Хвалить ребенка нужно так, чтобы повысить его самооценку, инициативность и самостоятельность.

Цените уникальность ребенка

Дети, особенно подростки, больше всего нуждаются в том, чтобы их воспринимали как личностей и принимали их особенности. Они не хотят, чтобы их считали лучшими – они хотят, чтобы их считали особенными. Им не нравится, когда родители сравнивают их с другими, например, говорят: «Ты самая красивая в классе» или «Ты – лучший игрок в команде».

Такие сравнения дают подростку сигнал о том, что его оценивают, исходя из его действий, а не собственных достоинств. Подросток может начать видеть в сверстниках соперников, а не друзей. Рассмотрим несколько способов похвалить ребенка так, чтобы отметить его уникальность и дать ему понять, что вы его принимаете:

1. Говорите ребенку о том, что особенного в работе, которую он сделал: «У тебя получилось нарисовать счастливое лицо на этом рисунке», «Я вижу, ты использовал много прилагательных в сочинении», «Я вижу, ты слушаешь плейер, чтобы расслабиться перед тренировкой».

2. Убедите ребенка в том, что он не обязан думать так же, как вы: «Я не согласен с этими словами. Я рад, что у нас могут быть разные мнения, и мы можем делиться ими».

3. Убедите ребенка в том, что вы любите его безусловно: «Ты – единственный во всем мире, и мне очень повезло, что ты есть в моей жизни».

4. Сделайте акцент на уникальных особенностях ребенка: «Это зеленое платье так хорошо сочетается с твоими рыжими волосами!»

5. Проявите принятие: «Я люблю тебя таким, какой ты есть».

6. Признайте ценность уникальных качеств ребенка: «В твоем сочинении чувствуются твои мысли», «Когда ты носишь такую прическу, ты действительно заявляешь о себе».

Признавайте старания ребенка

Когда родители хвалят ребенка за приложенные усилия, они развивают в нем гибкость. Это, в свою очередь, способствует успеху ребенка в жизни. Родители должны ориентироваться не на результат («Ты нарисовал прекрасную картину»), а на процесс («Ты потратил много времени и проявил большое терпение, когда рисовал картину»). Рассмотрим несколько способов, как проявить признание по отношению к ребенку:

7. Признайте, что ребенок напряженно поработал: «Я вижу, как много усилий ты приложил, чтобы написать сочинение. Это сразу видно».

8. Покажите, что хороший результат связан с усилиями ребенка: «Ты стал лучше играть в футбол. Регулярные тренировки дали результат!»

9. Признайте старания ребенка, даже если они не увенчались успехом: «Хорошо, что ты попытался сам почистить клетку хомяка. Ничего, что получился небольшой беспорядок».

10. Отметьте прогресс ребенка: «В прошлом году ты ненавидел писать стихи, а сейчас тебе нравится», «Помнишь, как в четвертом классе ты не мог научиться делить числа? Теперь это для тебя пустяки».

11. Отметьте, сколько времени ребенок потратил на выполнение задачи: «Ты выполнил много заданий. Это заняло не один час!»

12. Цените усилия, а не результат: «Ты работал над заданием несколько дней. Важен твой труд, а не высокая оценка».

13. Поддерживайте ребенка, когда он работает, а не только тогда, когда работа уже выполнена: «Ты так сосредоточен»; «Сегодня ты играешь с умом».

Хвалите ребенка, а не себя

Многие родители попадают в ловушку, видя в ребенке продолжение себя. Они ценят достижения ребенка как свои собственные, и поражения ребенка так же плохо отражаются на них. Чтобы увидеть ребенка как отдельную уникальную личность, родители должны быть уверены в себе. Такие родители хвалят ребенка, чтобы способствовать его развитию, а не только мотивировать к достижениям. Рассмотрим несколько способов хвалить ребенка, а не себя:

14. Прислушивайтесь к чувствам ребенка: вместо того, чтобы слишком часто говорить «Я горжусь тобой», лучше скажите: «Должно быть, ты рад своему достижению».

15. Спрашивайте ребенка: «Как твои дела?», «Как ты думаешь, ты хорошо выполнил задание?»

16. Задавайте вопросы о том, чем занимается ребенок: «Что вы сейчас проходите по математике?», «Какое сочинение вам задали?» и т. д.

17. Признавайте сильные стороны ребенка: «У тебя хорошо получается писать сочинения. Не всем это удается», «Ты хорошо разбираешься в компьютерах».

18. Научите ребенка заботиться о себе: «Ты столько времени делаешь задание. Почему ты не хочешь покататься на велосипеде?»

Не навешивайте ярлыки, воспринимайте ребенка реально

Родители часто поддаются соблазну похвалить то, что делает ребенок. Они постоянно употребляют оценочные слова: прекрасный, отличный, удивительный и т. д.

Некоторые дети привыкают к такой лести и становятся зависимыми от комплиментов. Работа, которую они выполняет, теряет смысл, потому что все, к чему они стремятся – это похвала.

У девочек часто развивается зависимость от похвалы за их внешность. Если родители акцентируют внимание на внешности дочери, она начинает ошибочно думать, что красота, а не ум или упорный труд является ключом к счастью и жизненному успеху. Рассмотрим несколько способов хвалить ребенка, не развивая у них зависимость от комплиментов:

19. Позвольте ребенку самому оценить свою работу. Когда ребенок спросит: «Мама, тебе нравится мой рисунок?», спросите его в ответ: «Что ты сам о нем думаешь?»

20. Говорите о конкретных фактах. Вместо фразы «Ты всегда такой добрый», скажите: «Я видел, как ты поделился игрушками с мальчиком в песочнице»

21. Придерживайтесь принципа «чем меньше, тем лучше». Как утверждают психологи, современные молодые люди сильно нуждаются в похвале и руководстве. Поэтому не стоит делать слишком много комплиментов ребенку, чтобы в реальной жизни он не испытывал разочарования.

22. Будьте искренни. Даже маленький ребенок может различить, когда родители хвалят его искренне, а когда – нет. Фальшивые комплименты заставляют ребенка сомневаться в искренности родителей.

23. Описывайте поведение ребенка, хваля его: «Ты вынес мусор без напоминания», «Ты аккуратно уложил коробки» и т. д.

24. Поощряйте инициативу и самостоятельность ребенка: «Когда ты уберешь в комнате – после уроков или завтра утром?»; «Ты хочешь заниматься футболом или ходить в музыкальную школу? Выбери сам, я доверяю твоему решению».

25. Выражайте ребенку свою признательность: «Спасибо, что присмотрел за младшим братом, когда я говорила по телефону», «Ты так ответственно относишься к урокам, что мне не о чем беспокоиться».

26. Проявляйте сочувствие: «Я знаю, как трудно учить иностранный язык. Когда я училась в школе, у меня уходили часы на то, чтобы выучить новые английские слова»; «Волейбол не дается легко. В твоем возрасте я не могла перебросить мяч через сетку».

27. Проявляйте безусловную любовь. Детям не нужна постоянная похвала, чтобы чувствовать себя хорошо. Но они нуждаются в том, чтобы вы любили их такими, какие они есть.

Оцените публикацию

Вконтакт

Ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?»

1. Не сказать ничего

Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале . В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято хвалить, высказывать оценочные суждения, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно оценивать свой результат, учатся сами проверять себя, сверяться с образцом. Это избавляет детей от необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он выполнил задание.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом

Иногда важно просто быть рядом с ребенком , и слова здесь не нужны. Если ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с любовью смотрите на него в ответ (психологи называют этот эффект «передавать любовь глазами» , или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом : о том, что вы рядом; о том, что вам не безразлично то, что он делает. В каком бы возрасте не находился ребенок , ему будут приятны объятия, поцелуи и ласка.

Классик английской литературы Джозеф Конрад отмечал, что «Поцелуй – то, что осталось от райского языка» .

Один известный доктор Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день : ведь каждому малышу для выживания необходимо минимум 4 объятия в день, а для того, что бы ребенок хорошо себя чувствовал, его нужно обнимать не менее 8 раз в день.

Такие знаки проявления любви питают эмоционально растущий организм и помогают ему развиваться психически.

3. Скажите ребенку о том , что видите : «Какую красивую машину ты нарисовал!» , «Ты сама застегнула кофту!» Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания, замечаете усилия, которые он прикладывает.

Сторонники такого подхода известные эксперты в области общения с детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные поступки. Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете старания ребенка .

4. Спросите ребенка о его работе : «Тебе нравится твой рисунок?» , «Что было самым сложным?» , «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?» Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и научите самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств

Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!» Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка , отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия

Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка , а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале : «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто» , вместо «Какой ты у меня чистюля!»

7. Хвалите усилие, а не результат

Отмечайте старания ребенка : «Должно быть, тебе не просто было отдать половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!» или «Как аккуратно ты написал эти буквы, я думаю, что ты очень постарался!» . Так вы покажете ребенку , что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым, аккуратным и т. д. не так просто.

К тому же, в нашей жизни не всегда получается достигать во всем высших результатов, например, не всегда получается быть отличником. Если хвалить только за пятерки - т. е. за результат, а не за сам процесс, т. е. за старания, - то часто дети бросают занятия, в которых не могут быстро добиться успехов.

8. Хвалите словами, отражающими ваши ценности, так вы научите ребенка ценностям , важным для вас. Если стараетесь воспитать в сыне качество ответственность, отмечайте это : «Мне нравится, что ты самостоятельно выполнил мое поручение и аккуратно полил цветы».

9. Избегайте использовать в похвале слова в превосходной степени. Например : "лучший", "самый" и т. д., так обязательно в окружении ребенка найдется тот , кто лучше танцует или кто составил самый интересный рассказ, ребенок это заметит и почувствует фальшь в ваших словах. Просто скажите, что вы гордитесь его успехами и замечаете его старания.

10. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает . Слова похвалы «Иллюстрация к рассказу просто шедевральна!» замените «Рисунок у тебя получился красочным!» .

11. Четко выражайте свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он

Составляющие похвалы - это 1 ) наши слова и 2) выводы детей. Когда мы хотим похвалить ребенка , нужно максимально четко высказать положительную оценку поступка, совершенного им, постараться так выразить свою мысль, чтобы ребенку легко было сделать вывод о том, кто он и какой он. Вот некоторые примеры правильной похвалы .

Правильная похвала Неправильная похвала

Ситуация №1 Ребенок помог папе намыть машину.

1. «Спасибо, сынок, ты здорово вымыл машину - смотри, как сверкает!» 1. «Ты просто молодец»

Вывод ребенка : «Я поработал на совесть, папа оценил мое старание» Вывод ребенка : вывод делать не из чего!

Ситуация № 2 Ребенок нарисовал картинку и показывает ее родителю.

2. Твой рисунок такой красочный - особенно крылья бабочки». 2. «Неплохо нарисовано для твоего возраста…»

Вывод ребенка : «Я умею рисовать бабочек - как это здорово!» Вывод ребенка : «Я не дотянул до некого идеала, можно и лучше» .

Ситуация № 3 Дочка намыла посуду.

3. «Спасибо, доченька, всю посуду помыла, порядок теперь в кухне» . 3. «Так даже мама не сможет вымыть тарелки!»

Вывод ребенка : «Я - умница, помогла маме, теперь она может отдохнуть» . Вывод ребенка : «Мама преувеличивает, наверно, не хочет меня расстраивать»

12. Порадуйтесь за ребенка . Известная семья Никитиных считает, что специально хвалить ребенка не надо : если ребенок совершил хороший поступок – нужно порадоваться за него. «Я рада, когда…» , Я чувствую себя счастливым, если ты…» или просто улыбнитесь, похлопайте в ладоши. Каждый может проверить это на себе : если за вас радуется кто-то, вы приобретаете уверенность в себе, готовы «горы свернуть» . В то же время испытываете чувство благодарности и признательности к тому, кто искренне рад вашим успехам. Эти чувства роднят людей, делают их ближе.

13. Используйте Я-сообщения в похвале .

Есть «Я-сообщения» и «Ты-сообщения» в похвале . Например, Ты-сообщения – могут звучать так : «Ты такой молодец!» , «Ты умница, ты так старался!» . Я-сообщения : «Я тобой так горжусь!» , «Я восхищена!» , «Я так рада!» .

Ты-сообщения дети воспринимают как констатацию факта : «Я сделал это хорошо!» Это, конечно, приятно. Но Я-сообщения несут большую эмоциональную ценность для ребенка , чем Ты-сообщения, во много раз! Если вы выражаете похвалу через призму своих чувств («Мне очень нравится, как ты нарисовал этот рисунок!» , то ребенок это воспринимает так : мои родители видят, что я делаю это хорошо, и это для них значимо.

Если вы говорите малышу : «Я рада, что ты дал поиграть товарищу со своей любимой машинкой» , то это звучит гораздо точнее, чем фраза «Ты очень щедрый» . После таких слов ребенок и дальше захочет делиться своими игрушками, ведь его за это уважает мама.

14. Будьте искренны, хваля ребенка .

Будьте искренними и честными. Не преувеличивайте. Не льстите. Лесть выглядит в глазах ребенка дешево и фальшиво . Очень скоро малыш раскроет вашу неискренность, и тогда начнет относиться с подозрением к любому одобрению с вашей стороны.

15. Будьте конкретны, поощряя ребенка .

Посылать лишь общие комментарии «хорошо» , «здорово» , «прекрасно» легко. Использовать конкретные описания немного труднее, потому что вам придется глубже вникнуть в то, чем ребенок занят и достаточно ли хорошо он справляется с тем, чем занят. Но это стоит усилий. Описание делает похвалу искренней и неподдельной.

16. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми

Хвалите ребенка за его усилия , но не за то, что он лучше, чем любой другой ребенок . Не сравнивайте его с другими детьми. У каждого ребенка свои таланты . Каждый ребенок уникален . Поощряйте детей к развитию их собственной индивидуальности.

17. Не смешивайте похвалу и критику .

Если вы хвалите ребенка , а затем начинаете критиковать его, объясняя, что он мог бы сделать это лучше, тем самым вы заставляете его думать, что он не был достаточно хорош. Говоря «Ты хорошо рассказал стихотворение, но нужно добавить выразительности» , вы смешиваете похвалу и критику . Ребенок забудет похвалу , однако критику он будет помнить.

18. Хвалите ребенка публично

Всем нравится, когда их хвалят прилюдно. Таким образом, одобряйте и поощряйте ребенка в присутствии окружающих. Дайте детям возможность услышать, как положительно вы отзываетесь о них.

19. Не тяните предыдущих ошибок из прошлого

Никогда не связывайте похвалу с любым предыдущим неприятным событием. Например, если вы говорите «Я думал, что ты сделаешь это так же плохо, как и в прошлый раз, но ты справился». Несмотря на то, что вы попытались похвалить ребенка за нынешние достижения, вы связали их с предыдущей неудачей. Напоминание о предыдущей ошибке может внести беспорядок и разброд в мыслях детей.

20. Не спешите

Если вы спешите, лишь бы побыстрее похвалить ребенка , он начинает подозревать вас в неискренности и думает, что вы делаете это машинально. Он начнет игнорировать ваши похвалы и , даже если вы будете искренны, в следующий раз он не обратит на них должного внимания.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец» , «хорошо» , «отлично» . Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон способов похвалить ребенка – это возможность лишний раз сказать ему о своих чувствах, научить ребенка размышлять о себе , вселить уверенность в своих силах и т. д.

И нет надобности объяснять, что слово «молодец» не способно заменить слова «люблю» , «понимаю» , «радуюсь» , «вижу» .

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

В 1 КЛАССЕ

Тема: «Первый раз в первый класс»

Цель: познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.

Задачи:

1. познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;

2. познакомить родителей друг с другом;

3. познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.

4. познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;

5. совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

6. анкетирование родителей;

7. выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

Оборудование:

1. Карандаши, бумага, ручка.

2. Анкеты.

3. Чистые листы бумаги.

4. Цветок большой(для группы), цветы одинаковой формы (каждому).

Ход собрания

Вступительное слово

Все начинается со школьного звонка:
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока…

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Смогу ли я оправдать ваши ожидания? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорите для ваших соседей по группе как вас зовут и напишите на одном лепестке цветка как лучше к вам обращаться (по имени, по имени и отчеству.)

2. ЗНАКОМСТВО – УЧИТЕЛЬ (САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

Очень хорошо. Немного познакомились. Теперь позвольте немного рассказать о себе.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ

“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.

Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.

Дорогие родители, а давайте на несколько минут отправимся в прошлое.

В первый погожий

Сентябрьский денёк

Робко входил я

Под школьные своды.

Первый учебник

И первый урок -

Так начинаются

Школьные годы.

Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?

А хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?

Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов , значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 выше указанных вопросов , то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее , вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.

Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.

Практикум-игра «Корзина ассоциаций»

Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «ШКОЛА – ЭТО…».

Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить на доске.

Анализ ответов: « Что есть школа для вас?», «Что есть школа для ребенка?»

Информация 1. Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:

ü знания и умения

ü взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)

ü взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).

Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)

Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, надеюсь, родителей.

Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими детьми.

Задание 1 . Знакомство из роли взрослых. Предлагаю назвать свое имя и 1 качество на первую букву своего имени.

Задание 2 . Знакомство из роли детей. Игра «Ладошка».

Здравствуй.

Добрый день.

Наконец-то мы встретились.

Если что, я тебе помогу.

Информация 2. Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами. Какими? …(Предлагают игры, включаются в предложенные, привлекают внимание шутовством, драками и т.п.)

Задание 3. Из роли детей нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, к какому портрету ближе собственный ребенок и что делать, чтобы приблизить его к желаемому образцу.

(У каждого по 2 листка со знаками + и -. Записывают по 1 качеству и крепят на доске под соответствующими надписями: « ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ», « НЕ ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ».)

Информация 3. Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют это поведение. В противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: почему одни взрослые за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.

Задание 4. Родители в группах обсуждают, за что они будут хвалить ребенка или ругать, и выбирают по 3 самых значимых, на их взгляд, момента. То же делает учитель. Анализ.

Задача родителей поддержать первоклассников в их желании добиться успеха.

1.Копилка школьных УСПЕХОВ

Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую будут «складываться» «добрые дела, маленькие успехи: похвала за хороший ответ, красиво написанная палочка, буква, и т. д). Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.

Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.

Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней.

Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за замечания или грязно выполненную работу. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.

2. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради; Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;

Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже.

способов похвалить ребенка (в виде памятки родителям)


1. Молодец!

2. Хорошо!

3. Удивительно!

4. Гораздо лучше, чем я ожидал.

5. Лучше, чем все, кого я знаю!

6. Великолепно!

7. Прекрасно!

8. Грандиозно!

9. Незабываемо!

10. Именно этого мы давно ждали.

11. Поздравляю!

12. Сказано здорово - просто и ясно.

13. Остроумно.

14. Экстра-класс.

15. Талантливо.

16. Ты – просто чудо!

17. Ты на верном пути.

18. Ты сегодня много сделал.

19. Отлично!

20. Уже лучше.

21. Здорово!

22. Умница!

23. Поздравляю.

24. Прекрасное начало.

25. Поразительно.

26. Ты в этом разобрался.

27. Я тобой горжусь.

28. Ты ловко это делаешь.

29. Я просто счастлив.

30. Потрясающе!

31. Работать с тобой - просто радость.

32. Тут мне без тебя не обойтись.

33. Я знала, что тебе это по силам.

34. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

35. Я сам не смог бы сделать лучше.

36. Это как раз то, что нужно.

37. С каждым днём у тебя получается всё

38. Я горжусь, что тебе это удалось!

39. Ты на верном пути.

40. Мне очень важна твоя помощь.


Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;

Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.

Информация 4. Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.

Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Информация 5. Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Окружающие его педагоги являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной работы. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много. Поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.

Задание 5. Подумать и сказать, какие качества родителя хотят воспитывать у своего ребенка в первую очередь. (На отдельных листах на доске.) Обсуждают и ранжируют по степени значимости.

Задание 6. Образ учителя, которому я доверяю.(прием аллитерация)

Уважаемые родители, сейчас я попрошу вас на каждую букву слова «УЧИТЕЛЬ» подобрать качество, которым должен обладать, человек, которому вы отдаете своего ребенка (работа в группах). А теперь из всех предложенных качеств, назовите те, которыми, по вашему мнению, должен обладать учитель. Какое качество вы ставите на первое место?

Тренинг 1.

Уважаемые родители, покажите мне ладошку . А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.


Похожая информация.










2024 © rukaraoke.ru.