Урок развития речи для детей 3 4. Упражнения для постановки звука «р»


Каждая мама желает видеть своего ребенка здоровым, активным, интеллектуально развитым. А с каким нетерпением ожидаем от своего чада первых слов! Увы, но не всегда желания родителей сбываются. И всему есть причины. Давайте разберёмся в них по подробнее.


Причины нарушений речи

Медицинские

  1. Неблагоприятное течение беременности (угроза прерывания, токсикозы, инфекции и интоксикации и т.д.).
  2. Прием беременной женщиной алкогольных напитков, наркотических средств.
  3. Осложнения при родах (преждевременные роды, асфиксия, родовая травма и т.д.).
  4. Травмы головы в период до трех лет.
  5. Нарушение слуха у ребенка.
  6. Особенности строения речевого аппарата.
  7. Генетический (наследственный) фактор.
  8. Длительное сосание пальца или соски.
  9. Леворукость.



Социальные

  • Незаинтересованность окружающих взрослых в общении с ребенком. Это проявляется в недостаточном речевом окружении, то есть малыш редко слышит грамотную правильную речь взрослого человека, игры с ребенком не сопровождаются объяснениями. Взрослый производит уход за ребенком молча, не акцентируя внимание на своих действиях.
  • Неправильная речь взрослых, находящихся в ближайшем окружении ребенка. Это может быть как и неправильное произношение звуков, так и элементарное «сюсюканье». В итоге ребенок подражает тому, что слышит.
  • Требования взрослых правильно произнести звук, при этом не показывая ребенку правильной артикуляции. Это может привести к становлению искаженного звука (например, горлового звука «Р»).


Хочется отметить, что неправильное произношение не передается по наследству. Могут наследоваться некоторые анатомические особенности, например, строение зубов, инертность нервной системы. Но эти нарушения могут быть исправлены врачами – специалистами.

Характеристика ребенка 3-летнего возраста

Давайте остановимся на характеристике речевого развития ребенка трехлетнего возраста.

После достижения ребенком данного возраста происходит резкий скачок развития как интеллектуального, так и речевого. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок становится особенно чувствителен к языку. Он с удовольствием улавливает все окружающие его звуки и быстро их впитывает.

Словарь ребенка данного возраста составляет около 1900 слов. В основном он состоит из существительных и глаголов, но в речи также начинают появляться наречия (тепло, страшно), прилагательные (красивый, большой). Малыш начинает употреблять обобщающие слова (животные, цветы, игрушки). В этом возрасте идет активное употребление местоимений (мое, твое). Вообще, этот возраст характеризуется бурным словообразованием, малыш активно изменяет слова для составления предложений.


Словарный запас ребенка в возрасте 3 лет увеличивается в разы, но т.к. речь еще на сформирована, могут возникнуть проблемы в произношении слов

Грамматический строй речи в возрасте трех лет еще не сформирован. В построении предложений имеются ошибки («Дай большой варежка!»). Но ребенок хорошо пересказывает знакомые короткие сказки – «Курочка-ряба», «Колобок». В этом возрасте дошкольник уже может поддержать несложный диалог.

Звукопроизношение в этом возрасте еще несовершенно. Имеются замены шипящих звуков (Ш-С-Ф), иногда они могут вообще не произноситься (шарик – арик). Часто отсутствует звуки «Л» и «Р», как наиболее сложные для произношения.


Когда необходимо обратиться к логопеду?

Каждый ребенок индивидуален. Кто-то рано начинает говорить, но длительное время использует для этого конструкции из двух слов, кто-то начинает говорит к трехлетнему возрасту, но целыми предложениями и без особых нарушений звукопроизношения. Все зависит от темпа общего развития ребенка, его окружения, перенесенных заболеваний и т.д.


Общее развитие и окружение ребенка напрямую влияет на речь и звукопроизношение

Но все же есть определенные признаки, которые не должны остаться родителями без внимания.

Вот некоторые из них:

  • ребенок не проявляет интереса к игрушкам, все его игры отличаются стереотипностью и однообразием;
  • малыш после двухлетнего возраста не справляется с простыми заданиями, типа одеть крупную бусину на веревку, собрать башню из кубиков;
  • не понимает простых инструкций, например, принести мяч;
  • если ребенок не говорит, а в анамнезе есть наследственные заболевания, болезни во время беременности, родовые травмы.


Обратиться нужно к таким специалистам как невролог, психолог, логопед. Они проведут необходимое обследование и, в случае необходимости, назначат лечение. Помните, чем раньше малышу будет оказана квалифицированная помощь, тем эффективнее она будет. Тем быстрее ребенок догонит в развитии своих сверстников.

Какие занятия можно проводить с ребенком дома?

Каждая мама знает, что если правильно организовать деятельность ребенка дома, то можно добиться больших успехов в его развитии.

Давайте остановимся на том, какие виды деятельности этому способствуют:

  1. Пальчиковые игры. Сейчас уже всем известно, что развитие моторики сказывается на развитии речи. Все дело в строении коры головного мозга, в которой зоны, отвечающие за развитие моторики, отвечают и за речь.
  2. Артикуляционная гимнастика. Куда без нее? Ведь только хорошо развитые мышцы артикуляционного аппарата, способствуют правильному положению языка, губ во время произнесения звука.
  3. Игры на развитие слуха.
  4. Заучивание стихов, чтение, рассказывание.


Остановимся на этом подробнее.

Пальчиковые игры

Для начала давайте разберемся что такое пальчиковая гимнастика. Это движения пальцами и кистями рук, которые могут быть активными и пассивными. Первый вариант подходит для детей младенческого возраста, второй - для дошкольного возраста. Гимнастика подразумевает следующие виды деятельности: массаж , пальчиковые игры, которые сочетаются с рифмованным текстом (стихами) и манипуляции с мелкими предметами.


Какими же преимуществами обладает пальчиковая гимнастика?

  1. Развитие речи. По-другому, за работой пальчиков следят те же полушария, что и за развитием речи. Поэтому совершенствую мелкие движения, вы тем самым совершенствуйте и речь.
  2. Развитие осязания. Понятно, что, работая пальчиками, ребенок учится чувствовать поверхности и размер разных предметов, развивая тем самым тактильные ощущения.
  3. Развитие моторики. Ясно, что чем чаще ребенок работает пальчиками, тем более совершенны и тонки его движения, лучше координация.
  4. Развитие чувства ритма и развитие памяти . Пальчиковые игры не проходят без произнесения каких-либо стихов, потешек, повторение которых в сочетании с ритмичными движениями рук служит развитием памяти и чувства ритма.

Малыши возраста трех лет с интересом играют в пальчиковые игры, которые поддерживаются речью. Иногда им самим трудно выговаривать текст, поэтому достаточно вначале это делать взрослому. Не забывайте произносить слова выразительно, то понижая, то повышая голос, делая паузы. После нескольких повторений малыш запомнит новую игру и с удовольствием будет повторять за вами.


Предлагаем несколько пальчиковых игр для малышей трех лет.

Замок

Ручки необходимо скрепить в замок, при этом переплетая пальчики. Произносить считалочку и раскачиваете полученный замок в стороны:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (во время того как произносите слово «постучали» – касаетесь ладошками друг друга, при этом не расцепляя сплетенных пальчиков).

Покрутили, (так же, не расцепляя замок, одной ручкой тянетесь к себе, другой от себя, последовательно меняя их).

Потянули, (на этом слове следует потянуть ручки в разные стороны, пальцы при этом выпрямляя, но не расцепляя замок окончательно).

И открыли, (отпустив ручки, разводите их широко в стороны).


Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу. (Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев.)

Эту считалочку нужно произносить не быстро, движения при этом должны попадать в такт и ритм.

Жук

Я веселый Майский жук.

Сады вокруг,

Над лужайками

А зовут меня

Жу-жу... (Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)

Еще несколько упражнений по пальчиковой гимнастике смотрите в нижеследующем видео.

Артикуляционная гимнастика

Выполнение артикуляционных упражнений является неотъемлемой частью работы по формированию правильного звукопроизношения. Их польза очевидна, они укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, делают их более подвижными, способствуют увеличению объема и силы движения.

С их помощью ребенок вырабатывает навыки использования точных позиций органов артикуляции для правильного произнесения звука. Эти упражнения несложные и вполне могут использоваться родителями дома.

Важно, чтобы при проведении артикуляционной гимнастики соблюдались определенные условия:

  • упражнения необходимо выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел положение своего языка в полости рта. Нужно задавать уточняющие вопросы «Где находится язычок?», «Что у тебя делают губы?».
  • не стоит выполнять упражнения слишком долго, ребенок может утомится и потерять интерес к занятию. Оптимальным будет считаться 5-10 минут.
  • темп упражнений должен быть ровным, затем постепенно ускоряться. Необходимо наблюдать, чтобы движения при этом были точными, в противном случае упражнения не будут приносить пользу.


Дома лучше всего при проведении игр на развитие артикуляции использовать стихи и картинки. Это сделает занятие более ярким, интересным. Приводим пример упражнений на развитие артикуляции.

«Котенок лакает молоко» – широко открыть рот и сделать 4-5 движений широким языком, имитируя то, как лакает молоко кошка, после чего можно закрыть рот и расслабиться.

«Лопата» – широко открыть рот и положить спокойный мягкий язычок на нижнюю губу, задерживая в этом положении на 3-5 секунд, после чего язычок убирают и расслабляются; «Хоботок» – вытянуть губы вперед, имитируя поцелуй, и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего вернуть губы в спокойное положение, расслабиться и отдохнуть; «Хомячок» – при закрытом рте надуть щеки и подержать 3-5 секунд в таком положении, после чего выдохнуть и расслабиться.


В следующем видео предлагается несколько артикуляционных упражнений, которые также поспособствуют быстро и правильно научиться произносить звуки.

Игры на развитие слуха

Формирование звукопроизношения напрямую зависит от того как хорошо ребенок различает звуки речи на слух. По-другому это свойство называют фонематический слух. Для того, чтобы ребенок чисто говорил, ему необходимо уметь различать звуки речи. Он должен уметь сравнивать свою речь с речью окружающих, контролировать свое произношение.

К 3-4 годам ребенок уже умеет различать в речи окружающих гласные звуки, затем согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие. Чтобы развитие слуха происходило в соответствии с нормой, нужно с малышом выполнять упражнения на развитие этой способности. Они включают в себя задания на различение громкости звука, источника звука, узнавание предмета, который издает звук - такие игры предлагаются детям младшего возраста.

Ребята, которым исполнилось 3 года, чаще предлагают задания на нахождение и различение звуков в словах. Это могут быть следующие игры: «Где звук?» - необходимо определить местонахождение звука в слове (в начале, в конце, посередине); «Кто больше придумает слов со звуком...» - игра на придумывание слов с заданным звуком; «Топни, если услышишь звук...» - развивать умение услышать заданный звук в слове и др.


Заучивание стихов, чтение, рассказывание

Многие родители знают, что заучивание стихов детьми полезно. Давайте разберемся, чем?

  • Расширяется кругозор, увеличивается активный словарь ребенка. Ребенок начинает использовать в речи не просто заученные слова, он использует уже знакомые ему грамматические конструкции. Таким образом его речь становится более правильной и богатой.
  • Развивается память. Доказано, что ребенок лучше запоминает рифмующиеся конструкции. Чем больше малыш запоминает небольших четверостиший, тем легче ему будет заучивать более сложные произведения в старшем возрасте.
  • Повышается общий уровень культуры человека. Ведь в стихах писатели отражают нормы поведения, которые запоминаются малышом вместе с рифмованными строчками.


О пользе чтения можно говорить бесконечно. Давайте сформулируем основные плюсы этого увлекательного занятия: художественные произведения учат добру, объясняют, чем оно лучше зла, знакомят с окружающим миром, расширяют словарный запас, учат преодолевать трудности, развивают фантазию, воображение. Кроме указанной пользы, семейное чтение сближает маму и малыша, дает положительный эмоциональный настрой. Малыши с удовольствием слушают взрослого, и еще интересней им становится, когда прочитанное подкрепляется яркими и четкими иллюстрациями.


Для того чтобы это увлекательное занятие пошло на пользу малышу, давайте вспомним несколько правил, которые должны соблюдать родители.

  • Выбор книги зависит от времени суток, настроения малыша и его самочувствия.
  • Не читать на ночь страшные сказки.
  • Прежде чем начать читать ребенку, познакомьтесь с произведением. Оцените, понравится ли оно малышу, и каков конец истории.
  • Читайте выразительно, а не механически. Вникайте в каждое слово.
  • Читайте регулярно, а не от раза к разу.

Следуя этим простым правилам, вы превратите общее с ребенком времяпрепровождение в настоящее удовольствие для вас обоих.

Помните, занятия, которые вы решитесь проводить с ребенком, вовсе не должны выглядеть как занятия. Все должно проводиться в игровой форме, в те моменты, когда ребенок хорошо себя чувствует и находится в приподнятом настроении. Иначе это может иметь противоположный эффект, ребенок замкнется или станет агрессивным.

3 года

  • Логопедические занятия
  • Не говорит
  • Игры для развития речи у младших дошкольников

    Игра «Я быстрее».

    Цель : развивать речь, память, внимание.

    Описание : встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п.

    Игра «Что, где, когда».

    Цели : развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

    Описание : бросая мяч ребенку, задать вопросы:

    Где растут ветки? (На дереве.)

    Где растут деревья? (В лесу.)

    Где растут листья? (На ветке.)

    Где живут рыбы? (В реке.)

    Игра «Волшебный сундучок».

    Цели: развивать внимание, память, навык классифицирования предметов, помочь освоению правильного употребления родовых местоимений.

    Описание: положить в картонную коробку несколько разных предметов. Педагог говорит: «Я нашла волшебный сундучок! Давай посмотрим, что же там лежит». Доставая предметы по одному, дать им краткую характеристику: «Смотри - это мяч, какой он круглый, красный! А вот - машина, она с кузовом и колесами. Да здесь еще и лото есть. Какое оно разноцветное, с разными картинками! И еще - ложка, большая папина ложка». Сложить все предметы в коробку и предложить ребенку угадать по описанию предмет. «Она с кузовом и с колесами; оно разноцветное и с картинками и т. п.», выделяя интонацией местоимения «он, она, оно». После того как все предметы вновь будут выложены, предложить ребенку забрать игрушки. Если вместе с игрушками он заберет и ложку, обратить на это его внимание.

    Игра «Спасибо, Маша!».

    Цели : способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончаний прилагательных.

    Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие размешивание каши.

    Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.

    Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.

    Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.

    «Спасибо, Маша! Наклонить голову.

    Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.

    Вкусная каша!

    Вкусный компот!

    Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода: «Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».

    Игра «Полезные «прятки».

    Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

    Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткий рассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе. Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки. Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где же он? Может быть, под диваном? Посмотрела - нет его там. А может быть, под стулом? И там нет. А-а, вот он где - под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчик спрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

    Игра «Перепутанная сказка».

    Цель:

    Описание : начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том месте истории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдруг навстречу ей - Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшее развитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку в традиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок (семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его, почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиями вывести счастливый финал истории.

    Игра «Поезд особого назначения».

    Цель: развивать фонематический слух.

    картонные коробки.

    Описание: сделать поезд с вагонами из картонных коробок. Объяснить, что поезд возит только особые грузы, сегодня, например, он повезет только те предметы, которые начинаются на букву А. Помочь ребенку собрать необходимые вещи, выделить первый звук каждого слова.

    Игра «Один - много».

    Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественном числе.

    Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображением одиночных и множественных предметов.

    Описание : разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких предметов. У педагога - карточки с одиночными предметами. Показывая ребенку карточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенку найти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня - яблоко, а у тебя - яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которых образуется с помощью разных окончаний: дом - дома, нога - ноги, лицо - лица и т. п.

    Игра «Поезжай!».

    Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.

    Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжает игрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузить кубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну, поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждать ребенка говорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.

    Игра «Кто к нам пришел?».

    Цель: развивать речь, логическое мышление.

    Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое он животное, но знает, что мама у него - кошка, а папа - кот. Обыграть ситуацию с цыпленком, теленком и т. п.

    Игра «Где лежал мячик?».

    Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

    Описание : положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколько знакомых ребенку предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» - «На столе». Задать вопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За каким предметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежит мячик?» и т. п.

    Игра «Магазин».

    Цель : развивать слуховое восприятие, внимание.

    Описание : предложить ребенку поиграть в магазин. Разложить на импровизированных витринах «товары»: игрушки, книжки, посуду и т. д. «Покупателями» могут быть педагог с ребенком, куклы, мягкие игрушки. Купить понравившуюся вещь можно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинается название «товара»: машина - «м», тарелка — «т» и т. д.

    Игра «Укрась слово».

    Цели : помочь выучить буквы; развивать мелкую моторику.

    Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, крупа (разноцветные пуговицы).

    Описание : крупными буквами написать знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитать слово и предложить ребенку украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. Остановить ребенка, если он захочет начать с последней или средней буквы, объяснить, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитать слово еще раз.

    Игра «Путаница».

    Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

    Знает это ребенок любой -

    У апельсина цвет... (голубой - оранжевый).

    Корова мычит,

    Поросенок хрюкает,

    Тигр рычит,

    А собака... (мяукает - лает).

    Как на нашей улице

    Крякали две... (курицы -утки).

    Известно каждому ребенку,

    Что лошадь - мама... (жеребенка).

    Цыплята знают, что поутру

    Их папу все слышат! Ведь он... (кенгуру - петух).

    Игра «Небывальщина».

    Цель : развивать речь, логическое мышление, внимание.

    1) Поздней осенью медведь

    Любит в речке посидеть,

    А зимой среди ветвей

    «Га-га-га» - пел соловей.

    Быстро дайте мне ответ:

    Это правда или нет?

    Н. Станкевич

    2) Рады, рады, рады

    Светлые березы,

    И на них от радости

    Вырастают розы.

    Рады, рады, рады

    Темные осины,

    И на них от радости

    Растут апельсины.

    К. Чуковский

    3) Ехала деревня

    Мимо мужика,

    Вдруг из-под собаки

    Лают ворота.

    Крыши испугались,

    Сели на ворон.

    Лошадь подгоняла

    Мужика кнутом.

    Русская народная небывальщина

    Игра «Опиши предмет».

    Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

    Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта. Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

    1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

    2. Форма, цвет, размер, материал.

    3. Функции предмета.

    4. Сравнительный анализ - по форме, цвету, материалу, функциям.

    При этом взрослый должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка. Наглядно демонстрировать все, о чем рассказывается. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

    СКАЗКА О СТУЛЕ

    Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоял около стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал так неосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился: «Ты кто? Чего ты дерешься?»

    «Я - мебель, - ответил стул, - и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся». «Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, - ответил стул, - у меня их целых четыре штуки».

    «А зачем тебе столько ножек? - поинтересовался зайчик, - ты же не ходишь!» «Да, к сожалению, я не хожу, - грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! - изумился заяц, - на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, - важно пояснил стул, - у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот ты какой полезный, - восхитился зайка. - А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

    Игра «Расскажи мне... (описание но картинке)».

    Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

    Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

    Описание : предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка? (Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги it т. п.) Куда идут девочка с мальчиком? (Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

    Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика - темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает. Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика? (На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что...», «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

    Игра «Что нужно человеку».

    Цель: развивать речь, воображение, память.

    Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду, игрушки, друзей и т. д. Сочинить сказку о приключениях своего персонажа. Пусть ваш ребенок придумает маршруты и события для нарисованного героя. Составит ему режим дня, меню, опишет его действия. Предложить ребенку рассказать о человечке кому-нибудь из членов семьи.

    Игра «Опиши куклу».

    Цель: развивать внимание, наблюдательность, память.

    Описание : показать ребенку куклу, пусть он се внимательно рассмотрит. Затем спрятать игрушку и спросить ребенка, какого цвета было платье на кукле, длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п. Повязать кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь показать куклу и поинтересоваться, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.

    Игра «Вам письмо!».

    Цель : развивать речь, воображение.

    Описание: написать ребенку красочное письмо от имени его любимого персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе сочинить ответное письмо. Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете. Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.

    Игра «Что с чем можно делать?».

    Цель : развивать речь (употребление существительных в творительном падеже без предлогов), воображение.

    Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил - был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы о способах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»

    Игра «Кому бы позвонить?».

    Цели: развивать речь; заложить основы этикета.

    Игровой материал и наглядные пособия : игрушка-телефон.

    Описание : предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратить внимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

    Игра «Причины катастрофы».

    Цели: развивать речь; помочь освоить категорию «причина - следствие».

    КУБИК НА КУБИК

    Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

    Дай башню!

    Дай хоть кубик!

    Один кубичек возьми!

    Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! - вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

    Предложить ребенку попробовать сделать так же. Построить башню и выдернуть нижний кубик; кубик из середины; снять верхний кубик. Объяснить ребенку причину разрушения башни.

    Игра «Зоопарк».

    Цель : развивать речь, память.

    Игровой материал и наглядные пособия: игрушки-животные (карточки с изображениями животных, овощей и фруктов).

    Описание : предложить ребенку показать кукле зоопарк. Разместить животных или карточки с их изображением в виде небольшой аллеи. Попросить ребенка рассказать кукле всё, что он знает о каждом звере, помочь ему строить рассказ. Объявить обед в зоопарке. Дать ребенку картинки с продуктами и поручить «покормить» каждое животное тем, что оно любит. Задать провокационные вопросы: «Бананы мы отдадим зайцу? А вот эту красивую морковку, наверное, съест собака, да?»

    Игра «Докажи!».

    Цель: развивать речь, память, умение анализировать, приводить и отстаивать доводы.

    Описание : начать игру так: «Мне кажется, что мама теленка - лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т. п.». Побудить ребенка объяснить вам, что теленок - детеныш коровы, а не лошади: у лошади нет рогов, у теленка нет гривы, лошадь ржет, теленок мычит и т. п. «У воробья есть клюв и перья, значит его мама - курица». Контрфакты: разный размер, воробей летает - курица нет, воробей чирикает - курица квохчет, кудахчет и т. д. Продолжить игру с ребенком, помогая ему сделать тот или иной вывод. Противопоставлять можно разные объекты и категории, например, «медведь живет в норе», «хлеб растет на дереве» и т. п. Каждую игру следует доводить до логического завершения, чтобы у ребенка формировались верные образы рассматриваемых объектов.

    Игра «Мимо леса, мимо поля».

    Цель : развивать речь, память, воображение.

    Описание : предложить ребенку отправиться в путешествие на поезде или на машине. Сесть рядом, изобразить рев мотора или стук колес, гудок паровоза. Сказать: «Смотри - мы проезжаем мимо речки! Я вижу, как там плещется рыба! Вон плывет маленькая рыбка - пескарь, а за ним гонится большая щука и т. д.». «Проехать» мимо леса, мимо деревни, мимо зоопарка и т. п. Если ребенок не может описать что-либо, задать ему наводящие вопросы: «Мы едем мимо леса, ты видишь кого-нибудь? Я вижу зайца. Никак не могу рассмотреть - он один или с зайчонком?»

    Игра «Вредности».

    Цели: развивать речь; познакомить с антонимами.

    Описание : предложить ребенку поиграть во «вредности».

    Бумага белая, - говорит педагог.

    Нет, она черная! - возражает ребенок.

    Баба-яга злая.

    Нет, она добрая!

    Наш дом высокий.

    Нет, он низкий. И т. д.

    Игра «Опять вредности!».

    Цели: развивать речь; познакомить с глаголами с противоположным значением.

    Описание: называя действия, попросить ребенка делать все наоборот.

    Я сейчас открою дверь.

    А я ее закрою.

    Я пришью пуговицу.

    А я ее оторву.

    Я буду говорить.

    А я буду молчать. И т. п.

    "Животные и их детёныши"

    Программные задачи:

    • Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
    • Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко-тихо, тоненьким голосом и т.п.
    • Закрепить знания о домашних животных.
    • Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детёнышей животных и запоминания слов «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок».
    • Воспитывать гуманное отношение к животным.

    Материал: машина-грузовик, игрушки: корова, лошадь, кошка, собачка; картинки из серии «Домашние животные».

    Ход:

    1 часть

    Сюрпризный момент: в группе появляется машина-грузовик, а в ней находятся игрушки: корова, кошка, собака и лошадка.

    Воспитатель. Правильно!

    2 часть

    Детям предлагается рассмотреть картинки «Кошка», «Собака», «Корова», «Лошадь».

    Дети узнают и называют их).

    Кто ребёнка нежно любит?
    Кто малышку приголубит?
    Кто от ветра защитит?
    Поругает и простит?
    Кто укроет одеяльцем?
    Напоит кто молочком?
    Кто расскажет сказку на ночь
    Тихим добрым шепотком?

    Ну, а как же у других –
    У котёнка, у телёнка,
    У щенка, у жеребёнка
    Есть ли мамы?
    Вот о чём
    Поведём мы разговор.

    3 часть

    Воспитатель вместе с детьми поочерёдно рассматривают картины, на которых изображены взрослые детёныши и их животные.

    «Корова с телёнком» Кто же нарисован на картине? А кто рядом с ней? Это её детёныш – телёнок.

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что корова большая, а телёнок маленький. У коровы рога – она бодается. У телёнка нет рожек, они ещё не выросли (или у него ещё очень маленькие рожки). Корова большая – мычит громко, протяжно (Дети подражают)

    Аналогично идёт рассматривание картин «Лошадь с жеребёнком» , «Кошка с котёнком» .

    При этом можно использовать художественное слово:

    На лугу телёнок скачет,


    «Му-у-у» - кричит,
    Но он не плачет,
    Мать-коровушку зовёт.
    Молоком поит она
    И телёнка, и тебя.
    Выгнул шейку жеребёнок –
    Сильной лошади ребёнок,
    Только на копытца встал,
    Вслед за мамой побежал.
    Посмотри, играют в прятки
    Шаловливые котятки.
    Притаились у окошка,
    Тихо-тихо мама-кошка
    Учит деточек играть:
    Мячик по полу катают,
    Мышкой мяч воображают.
    То подбросят, то поймают!


    Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет

    «Подарим зайке игрушки»

    Программные задачи :

    Активизировать речь детей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек. Закрепить знания детей об основных цветах и оттенках. Развивать мелкую моторику рук.

    Материал : игрушка-заяц, шорты и бантики разного цвета, мелкие игрушки тех же цветов.

    Ход:

    Посмотрите, дети, какой красивый у меня зайка, он пришёл к вам в гости.

    Какие у зайки ушки? (длинные, пушистые). Зайка наш любит наряжаться в красивую одежду. У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем Зайку в одинакового цвета одежду.

    (При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета)

    Но ведь зайка пришёл к нам в гости, давайте подберём ему в подарок игрушки. У меня есть Чудесный мешочек, в котором очень много интересного. (Рассматривают содержимое мешочка). Поищите в мешочке игрушки такого же цвета, как у Зайки Штанишки и бантик.

    Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.

    Закончить занятие можно игрой "Зайка серенький сидит"

    Русская народная игра «Зайка»

    Зайка серенький сидит
    И ушами шевелит.
    Вот так, вот так
    Он ушами шевелит.
    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки согреть.
    Вот так, вот так
    Надо лапочки согреть
    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Вот так, вот так
    Надо зайке поскакать.
    Зайку волк испугал!
    Зайка тут же убежал!

    Игры по развитию речи

    Что за предмет?
    Цель:
    Ход.
    Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    Угадай игрушку
    Цель:
    Ход.

    Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    Кто больше увидит и назовёт
    Цель:
    Ход.
    Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.


    Цель:
    Ход.

    Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    Олины помощники
    Цель:
    Материал: кукла Оля.
    Ход.


    - Что это? (Это ноги)

    Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

    Разноцветный сундучок
    Цель:
    Материал
    Ход.

    Воспитатель:

    Я картинки положила
    В разноцветный сундучок.
    Ну-ка, Ира, загляни-ка,
    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    Скажи, какой?
    Цель:
    Ход.

    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»
    Игровой материал:
    Правила игры.
    Ход.

    Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»
    Правила игры.
    Ход.
    Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»
    Правила игры.
    Ход.
    Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»
    Цель:
    Ход.
    Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.


    Цель:
    Материал.
    Ход.

    Например:



    И т.д.

    «Козлята и волк»
    Цель.
    Материал.
    Ход.


    Воспитатель: зайчик говорит….
    Дети:

    Дети: морковкой, капустой…
    Воспитатель: потом они стали…
    И т.д.

    «Разбуди кота»
    Цель.
    Материал.
    Ход.

    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Ветерок»
    Цель.
    Ход.

    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Прятки»
    Цель.
    Материал. Мелкие игрушки.
    Ход.

    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»
    Цель.
    Материал.
    Ход.

    В дверь кто-то стучит.
    Воспитатель:

    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    "Животные и их детёныши"

    Программные задачи:

    • Учить детей различать взрослых животных и их детёнышей.
    • Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко-тихо, тоненьким голосом и т.п.
    • Закрепить знания о домашних животных.
    • Использовать художественную литературу для ознакомления с названиями детёнышей животных и запоминания слов «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок».
    • Воспитывать гуманное отношение к животным.

    Материал: машина-грузовик, игрушки: корова, лошадь, кошка, собачка; картинки из серии «Домашние животные».

    Ход:

    1 часть

    Сюрпризный момент: в группе появляется машина-грузовик, а в ней находятся игрушки: корова, кошка, собака и лошадка.

    Воспитатель. Дети, посмотрите: кто это к нам приехал в гости? (Хоровой и индивидуальный ответы детей). Правильно! (Воспитатель уточняет, что это домашние животные)

    2 часть

    Детям предлагается рассмотреть картинки «Кошка», «Собака», «Корова», «Лошадь».

    Какие животные изображены на картинке? (Дети узнают и называют их).

    Кто ребёнка нежно любит?
    Кто малышку приголубит?
    Кто от ветра защитит?
    Поругает и простит?
    Кто укроет одеяльцем?
    Напоит кто молочком?
    Кто расскажет сказку на ночь
    Тихим добрым шепотком?
    Ты, конечно, догадался – это мамочка твоя!
    Ну, а как же у других –
    У котёнка, у телёнка,
    У щенка, у жеребёнка
    Есть ли мамы?
    Вот о чём
    Поведём мы разговор.

    3 часть

    Воспитатель вместе с детьми поочерёдно рассматривают картины, на которых изображены взрослые детёныши и их животные.

    «Корова с телёнком» Кто же нарисован на картине? А кто рядом с ней? Это её детёныш – телёнок.

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что корова большая, а телёнок маленький. У коровы рога – она бодается. У телёнка нет рожек, они ещё не выросли (или у него ещё очень маленькие рожки). Корова большая – мычит громко, протяжно (Дети подражают)

    Аналогично идёт рассматривание картин «Лошадь с жеребёнком» , «Кошка с котёнком» .

    При этом можно использовать художественное слово:

    На лугу телёнок скачет,

    «Му-у-у» - кричит,
    Но он не плачет,
    Мать-коровушку зовёт.
    Молоком поит она
    И телёнка, и тебя.
    Выгнул шейку жеребёнок –
    Сильной лошади ребёнок,
    Только на копытца встал,
    Вслед за мамой побежал.
    Посмотри, играют в прятки
    Шаловливые котятки.
    Притаились у окошка,
    Тихо-тихо мама-кошка
    Учит деточек играть:
    Мячик по полу катают,
    Мышкой мяч воображают.
    То подбросят, то поймают!

    Конспект занятия по развитию речи для детей 2-3 лет

    «Подарим зайке игрушки»

    Программные задачи :

    Активизировать речь детей, привлекая их к договариванию и проговариванию песенок и потешек. Закрепить знания детей об основных цветах и оттенках. Развивать мелкую моторику рук.

    Материал : игрушка-заяц, шорты и бантики разного цвета, мелкие игрушки тех же цветов.

    Ход:

    Посмотрите, дети, какой красивый у меня зайка, он пришёл к вам в гости.

    Какие у зайки ушки? (длинные, пушистые). Зайка наш любит наряжаться в красивую одежду. У него даже есть бантики разных цветов и штанишки. Давайте оденем Зайку в одинакового цвета одежду.

    (При этом воспитатель спрашивает, какую одежду выбрали дети, какого цвета)

    Но ведь зайка пришёл к нам в гости, давайте подберём ему в подарок игрушки. У меня есть Чудесный мешочек, в котором очень много интересного. (Рассматривают содержимое мешочка). Поищите в мешочке игрушки такого же цвета, как у Зайки Штанишки и бантик.

    Игра проводится несколько раз, используются игрушки и одежда разных цветов.

    Закончить занятие можно игрой "Зайка серенький сидит"

    Русская народная игра «Зайка»

    Зайка серенький сидит
    И ушами шевелит.
    Вот так, вот так
    Он ушами шевелит.
    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки согреть.
    Вот так, вот так
    Надо лапочки согреть
    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Вот так, вот так
    Надо зайке поскакать.
    Зайку волк испугал!
    Зайка тут же убежал!

    Игры по развитию речи

    Что за предмет?
    Цель: учить называть предмет и его описывать.
    Ход.
    Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    Угадай игрушку
    Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
    Ход.
    На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.
    Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    Кто больше увидит и назовёт
    Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.
    Ход.
    Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

    Назови как можно больше предметов
    Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
    Ход.
    Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)
    Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    Олины помощники
    Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.
    Материал: кукла Оля.
    Ход.
    - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.
    Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
    - Что это? (Это ноги)
    - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)
    Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

    Разноцветный сундучок
    Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
    Материал : шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
    Ход.

    Воспитатель:

    Я картинки положила
    В разноцветный сундучок.
    Ну-ка, Ира, загляни-ка,
    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    Скажи, какой?
    Цель: Учить детей выделять признаки предмета.
    Ход.
    Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.
    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»
    Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
    Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
    Ход.
    Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.
    Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»
    Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
    Ход.
    Воспитатель. Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках – И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»
    Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
    Ход.
    Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»
    Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)
    Ход.
    Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

    «Кто больше действий назовёт»
    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
    Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
    Ход.
    Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.
    Например:
    - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)
    - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)
    - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
    И т.д.

    «Козлята и волк»
    Цель. Заканчивать сказку по её началу.
    Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик
    Ход.
    Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.
    - Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький /показ/…(Дети договаривают: зайчик)
    Воспитатель: зайчик говорит….
    Дети: не бойтесь меня, это я – маленький зайчик.
    Воспитатель: Козлята угостили его….
    Дети: морковкой, капустой…
    Воспитатель: потом они стали…
    И т.д.

    «Разбуди кота»
    Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
    Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
    Ход.
    Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).
    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Ветерок»
    Цель. Развитие фонематического слуха.
    Ход.
    Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.
    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Прятки»
    Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)
    Материал. Мелкие игрушки.
    Ход.
    Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»
    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»
    Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)
    Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
    Ход.
    Игра проводится с небольшой подгруппой.
    В дверь кто-то стучит.
    Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.
    Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.
    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.


    Занятия по развитию речи для детей II младшей группы.

    (с 3-4 лет)

    Путешествие в «Лесную школу для зверят».

    Воспитательно-образовательная цель:

    Закрепить знание детей о домашних и диких животных и их детенышей, о месте их обитания; классификацию предметов, знания частей предметов, предлоги «на», «под», «за», «около», «между».

    Игровая цель:

    Понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать дружеские взаимоотношения, положительные эмоции.

    Предварительная работа:

      Д/и «Где чей малыш?», д/и «Чей хвост?», д/и «Где живёт?», «Назови детенышей»;

      Рассматривание предметных картинок: «профессии», «транспорт», «растения», «деревья».

      Чтение художественной литературы: Соколов-Микитов И. «Год в лесу».

      Просмотр мультфильма «Гадкий утёнок».

    Словарная работа:

    Закрепить в речи детей название жилищ животных: нора, логово, дупло, берлога.

    Индивидуальная работа:

    Упражнять в произношении детенышей животных.

    Игровой материал:

    Письмо (конверт), стульчики, колеса из картона (для автобуса), геометрические фигуры, руль, сумка кондуктора(для билетиков), игрушки животных (белка, заяц, волк, мишка), дерево (можно рисунок дерева), домик, магнитофон, аудиозапись с песней «Мы едем, едем, едем в далекие края..».

    Ход занятия:

    Действия начинается в приемной. Парами ставим стульчики (по количеству детей), во главе один стульчик – место водителя.

    Детки заходят в приемную.

    Воспитатель: Ребята! Сегодня, когда я шла в детский сад, нашла волшебное письмо (показывает конверт) . Почему оно волшебное? Да потому что, это письмо из лесной школы для зверят!

    Воспитатель: Давайте скорее откроем его и прочитаем. (открываем конверт читаем письмо.

    Здравствуйте дорогие ребята!

    Пишут Вам зверята из Лесной школы. Мы приглашаем Вас в гости на Волшебную полянку. Очень ждем.

    Зверята.

    Воспитатель: Ну что, отправляемся в путешествие?

    Детки: Да!

    Воспитатель: В путь! А на чём же мы с вами можем отправиться в лес?

    Детки: На самолете, на поезде, на машине, на автобусе.

    Воспитатель: Нас с вами до лесной полянки довезет автобус.

    Воспитатель: А кто водит автобус?

    Дети: Водитель.

    Воспитатель: А чтобы попасть в автобус нам, что нужно сделать?

    Детки: Купить билетики.

    Воспитатель: А кто продает билетики в автобусе?

    Детки: Кондуктор.

    Воспитатель: Ребята, а какие части есть у автобуса?

    Детки: руль, колеса, окна, двери, рычаг переключения скоростей, фары, сиденьи, поручни.

    Загружаемся в автобус.  Выбираем, кто будет кондуктором. Даем ему сумку, в которой геометрические фигуры (это и есть билетики). Кондуктор раздает билетики, и дети присаживаются на места где прикреплена такая же фигура как ему и досталась.

    Воспитатель: Найдите на сиденьях такие же фигуры как и у вас, присаживайтесь и поехали. (одному ребенку не хватит билетика – он будет водителем. Даем ему фуражку и руль ).

    Пока едем в лес поем песню под музыку: «Мы едем, едем, едем в далёкие края»

    Воспитатель: Ну вот мы и прибыли…

    Проходим в группу. На ковре имитация полянки (цветы, деревья и т.д.), на ней сидят зверята.

    Воспитатель: Ой, какая прекрасная полянка, сколько здесь зверей!

    Воспитатель: Здесь и белка. А кто детёныш белки?

    Детки: Бельчата. Бельчонок.

    Воспитатель: Здесь и заяц. А кто детеныш у зайчика?

    Детки: Зайчата. Зайчонок.

    Воспитатель: И волк тут! А у волка кто детеныш?

    Детки: Волчата. Волчонок.

    Воспитатель: Ой, зверята хотят с вами поиграть. А вы хотите?

    Детки: Да!

    Воспитатель: Зверюшки будут прятаться за деревом, и показывать какую-нибудь часть своего тела, а вы будете угадывать, чей хвост? Чья морда?

    Проделываем это со зверями.

    Воспитатель: играть хорошо, но вы не забыли, что наши зверюшки учатся в лесной школе? И им пора делать уроки. Послушайте, какое задание у белочки: есть дикие животные, а есть…

    Детки: домашние.

    Воспитатель: Дикие животные – это…

    Детки: это животные которые живут в лесу.

    Воспитатель: А домашние животные – это…

    Детки: это животные, за которыми ухаживает человек.

    Воспитатель: на столе стоит дерево. У дерева есть что

    Детки: ствол, ветки, листья, корень.

    Воспитатель: К дереву мы с вами перенесем диких животных. А на другом столе стоит домик. У дома есть?

    Детки: крыша, окна, дверь, стены, крыльцо, труба.

    Воспитатель: И здесь будут жить домашние животные.

    Детки берут по животному и с полянки переносят их на столы. Дикие - к дереву на стол, а домашних на стол с домиком.

    Воспитатель: Спасибо! Белочке мы очень помогли!!!

    Воспитатель: Ой, а кто там подглядывает? Это же Мишка! Ему тоже хочется с нами поиграть. Мишка будет прятаться от вас, а вы будете говорить где находиться медведь.

    Мишку ставим «НА» стул, «ПОД» стул, «ОКОЛО» стула, «ЗА» стулом, «МЕЖДУ» стульями.

    Воспитатель: И Мишка поиграл с нами! Как здорово! Так весело! Как хорошо в гостях у зверей, но нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь скорей в автобус. Возвращаемся домой!

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Ф.И.О. Губанкова Марина Владимировна.

    Должность: воспитатель II квалификационной категории.

    Место работы: МБДОУ детский сад №30.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 30 «Крепыш»

    Город: Россия, г.Зеленогорск Красноярского края.

    Яна Гладышева
    Конспект занятия по развитию речи для детей 3–4 лет «Наши игрушки»

    Конспект занятия по развитию речи для детей 3-4 лет .

    Тема : «Наши игрушки » .

    Цель : закрепить понятие «игрушки » , учить называть игрушку по описанию и самим описывать её, познакомить детей с новыми игрушками , которых раньше не было в группе; углубить представления об игрушках . Учить отгадывать загадки. Развивать связную речь : учить детей составлять с помощью педагога короткий рассказ об игрушке . Учить внятно, произносить все слова; закрепить слитное произнесение двух гласных уа на одном выдохе. Учить детей согласовывать слова в роде, числе и падеже. Обогатить словарь, активизировать его. Вызвать желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения, потешки. Формировать положительное отношение к поэзии.

    Оборудование и материалы : кукла, машина, кошка, заяц, щенок, петух, мяч, лошадка.

    Ход занятия . 1. Организационный момент.

    Дети входят в группу с помощником воспитателя.

    Педагог : Подойдите ко мне ближе, Посмотрите выше, ниже. Здесь игрушечки сидят И на нас они глядят.

    2. Основная часть.

    Ребята, какие красивые и разные игрушки живут в нашей группе. Как называется эта игрушка ? (Кукла.) А как зовут эту куклу? А как она говорит? (Уа-уа.) Давайте расскажем об этой кукле. Какая она? (Красивая, с длинными волосами, у неё красивое платье. Платье белого цвета.)

    Педагог читает стихотворение «Кукла» Г. Бойко.

    Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь. Сразу глазки открывает, Только на руки берешь. И хоть слез у куклы нету, Плачет девочка моя : - Мама, мама! Где ты, где ты? Ну, а мама – это я.

    А это что? Правильно, это мяч. Какой он, опишите его. (Яркий, зеленого и красного цвета, а ещё у него есть полоска синего цвета.) А какой он формы? (Мяч круглый.) В какие игры можно играть с мячом? (Катать мяч друг другу, подкидывать его вверх, бросать друг другу.) А вы знаете стихотворение про мяч? Давайте все вместе прочитаем его.

    Стихотворение А. Барто «Мячик» .

    Какие молодцы. А это кто? Правильно, петушок. А какой наш петух? (Красивый, у него яркие перья, красные крылья, длинный разноцветный хвост.) А знаете ли вы стихотворение про петушка? (Дети читают потешку.)

    Петушок - золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка. Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Детям спать не даёшь?

    И про петушка потешку знаете, молодцы. А вот узнаете ли вы, кто к нам пришёл в гости?

    Игра «Угадай, кто это!»

    Кто к нам прибежал и мяукает? Конечно, это кошка. А как кошка мяукает? А какая наша кошка? (Большая, пушистая, белая с пятнами, у неё длинный и пушистый хвост, у неё голубые глаза.) А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька.) А давайте прочитаем для нашего гостя потешку.

    Котя, котенька, коток, Котя – серенький лобок. Приди, котя, ночевать, Нашу деточку качать, Прибаюкивать.

    Какие вы молодцы, столько стихов и потешек знаете. А загадки отгадывать вы умеете? Тогда слушайте и отгадывайте, кто ещё пришёл к нам в гости. Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку.

    Кто это? Зайчик, конечно. Расскажите, какой он. (Белый, у него длинные уши, пушистый, у него короткий хвост) . А как называют зайца в сказках? (Косой, серый, трусишка.) Вы наверно, и про зайку стихотворение знаете?

    Стихотворение А. Барто «Зайка» .

    Какие вы молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть. Вы будете зайчики , а я – лисичка.

    Физкультминутка игра «Лиса и зайцы» .

    Ребята, пока мы с вами играли, к нам пришёл ещё один гость. Кто это, отгадайте.

    В дом чужого не пускает, и Хоть и мал, но громко лает. Этот зверь – живой замок, А зовут его (Щенок.)

    Правильно, это щенок. А какой он? (Маленький, белый с пятнами, у него короткая шерсть, маленький хвостик.) А как лает щенок? В загадке щенка называют живым замком, почему? Щенок не пускает в дом чужих людей. Давайте поиграем пальчиками в игру «Замок» .

    Пальчиковая игра «Замок» .

    На двери висит замок, Кто его открыть бы смог? Повертели, повертели. Покрутили, покрутили. Постучали и открыли.

    Кто-то ещё пришёл к нам в гости. Посмотрим, кто же это. Правильно, это лошадка. А как лошадка говорит? А как она цокает копытами? Правильно, а теперь поцокаем только язычком. Давайте расскажем лошадке стихотворение про неё.

    Стихотворение А. Барто «Лошадка» .

    Мальчики, какими игрушками вы больше всего любите играть? Конечно, любимые игрушки мальчиков – это машинки. Сколько их? (Их в нашей группе много) . Расскажите мне, какие машинки у нас есть. (Есть большие и маленькие, разного цвета, грузовые и легковые.) А вот эта машина как называется? Правильно, грузовик. Давайте вспомним стихотворение про него.

    Стихотворение А. Барто «Грузовик» .

    Вот какая неприятная история случилась с машиной. А как мы должны обращаться с игрушками ? (Беречь их, не ломать, не бросать.) Всё правильно, чтобы игрушки долго нас радовали , мы должны обращаться с ними бережно.

    3. Итог занятия .

    Какие игрушки живут в нашей группе? А кто пришёл к нам в гости? Как надо обращаться с игрушками , чтобы они дольше нас радовали? Всё правильно, а сейчас можете поиграть машинками. Занятие окончено .

    Публикации по теме:

    Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе «Мои любимые игрушки» по циклу стихов «Игрушки» А. Барто Цель: Развивать понимание речи детей. Активизировать словарь, учить детей по словесному указанию, находить предметы по описанию и цвету.

    Конспект комплексного занятия «Наши любимые игрушки» (для детей средней группы) Цель – Закрепить знакомые стихотворения А. Л. Барто из цикла «Игрушки». Совершенствовать двигательную активность детей в русских народных.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 2-3 лет по развитию речи «Мир игрушек» по стихам А. Барто. Непосредственно.

    Конспект занятия по развитию речи для детей 2–3 лет «В гости к курочке» Конспект занятия для детей раннего возраста Тема: «В госте к курочке» ЦЕЛЬ занятия: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗАДАЧИ:.

    Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет «Кто за кем бегает. Домашние животные» Цель: Активизация словаря, развитие умения производить сравнительный анализ Задачи: образовательные: Закрепление и расширение представлений.







  • 

    2024 © rukaraoke.ru.