Виртуальная выставка "О Пасхе - детям!". Пасхальные рассказы русских писателей


Приближается самый светлый праздник Пасха. Дети очень любят его, но, возможно не до конца понимают. Как рассказать детям о Пасхе? Познакомьте малыша с историей возникновения праздника, ее традициями.

В христианском календаре самый главный праздникПасха . Вообще Пасха – очень древний праздник, но для христиан он приобрел особое значение. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! Поэтому мы знаем, что наша душа бессмертна. А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. Пасхе предшествует строгий 40 -дневный пост, во время которого взрослые кушают только постную пищу, молятся, каются, таким образом, происходит духовное очищение. Даже все семейные праздники, выпадающие на пост, переносят на Пасху.

В пасхальное воскресенье люди посещают церковь, где батюшка освящает куличи, яйца. Лишь после церкви семья собирается за богатым праздничным столом, угощаются пасхальными куличами (пасочками), а дети играют с крашеными яичками. Все поздравляют друг друга, целуют, говорят: «Христос воскрес» и слышат в ответ: «Воистину воскрес!».

А традиция пошла вот откуда: на Пасху к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с благой вестью: « Христос воскрес!»- сообщила она и преподнесла в дар императору куриное яйцо.

Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у изумленной публики белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес!».

С тех самых пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и приветствовать друг друга.

Позже яички на Пасху стали раскрашивать разными цветами и назвали их «крашенки» , яйца, на которых рисуют различные рисунки, зовут «писанки» . А бывает, что яйца покрывают воском, красят, потом иголочкой выцарапывают различные узоры. Такие яйца зовут «драпанки» .

Символы Пасхи: СВЕТ (поэтому стараются донести зажженную свечку из церкви домой), ЖИЗНЬ (ее символизируют яйца – символ новой жизни, кролик – символ плодовитости), ПАСХАЛЬНЫЙ КУЛИЧ и, конечно же, КРЕСТ, ведь именно на нем распяли Иисуса. Крест стал главным символом христианства. Символом чистоты и невинности считается ЯГНЕНОК. Раньше было принято на пасхальный стол печь барашка из теста.

Вот такой барашек из пирожков получился у нас (пирожки с вишней).

Итак, с историей ознакомились, теперь можно начинать подготовку. Пусть кроха помогает вам, чем может: разукрасит яйца, посыпает пасочки (вы ведь будете их печь, правда?), изготовит открытки родственникам. И обязательно поведите малыша в церковь, он получит немыслимый заряд эмоций. Распечатайте для деток, сделайте вместе.

Посмотрите вместе с детьми красивое видео про жизнь Христа с рождения до чудесного воскрешения:

Счастливой вам Пасхи!

Будем видеть Вас снова на нашем сайте .

наталья хатипова

Конспект интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание»,»Художественное творчество» в подготовительной группе.

Тема: «Пасха в гости к нам пришла»

исполнитель: воспитатель: Хатипова Н. В.

руководитель изостудии: Бочарова Э. Р.

Цель : познакомить детей с Праздником Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа;

Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан и о праздновании Пасхи;

Коммуникация : способствовать развитию монологической формы речи;

Чтение художественной литературы : совершенствовать развитие художественного восприятия;

Художественное творчество : способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками с помощью пёрышка, «писанки»(деревянной палочки».) закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца

Музыка : приобщение к искусству музыки через прослушивание: «Пасхальный колокольный звон», «народные хоровые песнопения»;

Социализация : приобщение к традициям русского народа.

Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

Ход НОД:

1 часть : Восп-ль: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Собрались мы дружно в круг!

Я-твой друг и ты-мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

А что обычно делают друзья?

Дети: Играют.

В-ль: Вот и мы с вами сегодня будем играть в путешествие. Вы любите путешествовать? А куда мы будем путешествовать, я скажу чуть позже. А пока посмотрите какой за окном хороший солнечный день и здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Слышите (включается аудиозапись звуков природы). Какие чарующие звуки. Для какого времени года характерны такие звуки (дети рассуждают).

В-ль: Совершенно верно. Это весна к нам пришла и тепло принесла, природа пробуждается от зимнего сна. Как вы понимаете выражение «пробуждение природы»(рассуждения детей)

Восп-ль: Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.

Весна готовит свой парад.

Весь мир весне весёлой рад!

Восп-ль: Весна-это праздник! А какие весенние праздники вы знаете (дети перечисляют). Ребята, весна принесла нам ещё один большой и светлый праздник, который отмечается всегда один раз в год в воскресенье. Догадались?

Дети: Это праздник Пасхи.

В-ль: Совершенно верно. Пасха-самый главный праздник у христиан. День воскрешения Иисуса Христа. Может быть кому-то из вас знакомо это имя-Иисус Христос? Расскажите мне о нём. (дети по желанию рассказывают, детям заранее раздавались на дом небольшие отрывки из жизни Иисуса Христа и они вместе с родителями знакомились).Пасха-это праздник победы добра над злом, праздник в честь воскрешения Иисуса Христа. Поэтому все люди радуются и поздравляют друг друга со словами: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!»

А кто нам прочтёт стихи, посвящённые этому прекрасному дню (дети читают стихи)

Праздник этот добр и светел

Он надежду нам несёт.

Будут счастливы все дети

Да весь честной народ.

Счастье, радость так и льётся

И в народе говорят:

Праздник Пасхою зовётся

Пасха-есть такой обряд!

Из страны далёкой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь! К нам весна идёт!

А с весной и Пасха радость нам несёт!»

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ

«Жив Христос! Христос воскресе!»-

Носит тёплый ветерок.

Праздник Пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок!

В-ль: Молодцы, ребята! Эти замечательные стихи написала Е. Шаламова. Ребята, а у кого из вас, в ваших семьях отмечают этот славный день? Расскажите мне, пожалуйста. (дети рассказывают).

В этот день принято дарить родным и близким пасхальные яйца. Пасхальное яйцо-символ жизни. (показывает блюдо с пасхальными яйцами). Этот праздник очень почитался нашими предками. Кто такие предки? (дети рассуждают). Наши предки, русские люди, всегда отмечали Пасху торжественно и весело, но несколько иначе, чем мы,современные люди. А хотите узнать, как в старину отмечали Пасху?

В-ль: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вот это и будет нашим путешествием, о котором я вам говорила в начале занятия. Путешествием во времени. Давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки. Говорят, на Пасху солнышко играет. Если небо чистое, голубое, значит будет хороший урожай. Давайте позовём солнышко, оно нам поможет оказаться в прошлом. (дети идут по кругу, приговаривая)

Солнышко красно, гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небо рыбкой поплыви

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек обогрей, оздорови!

В прошлом оказаться помоги!

(звучит волшебная музыка – затем раздаётся колокольный перезвон-аудиозапись и как фон хороводные песнопения)

2 часть: Воспитатель с детьми переходит на другую половину группы, убранной в силе русской избы. На встречу им выходит Хозяюшка (руководитель изостудии, переодетая в русский народный костюм) с детьми, одетые в русские народные костюмы.

Воспит-ль: Здравствуйте, хозяюшка, детушки малые (кланяются)

Хоз-ка: Здравствуйте, гости дорогие: добры молодцы, красны девицы! Милости просим, проходите. В моём доме всегда гостям рады.

Ребёнок (в русском народном костюме): В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рады пригласить, друзья!

Будем мы-одна семья-

Пасху светлую встречать!

Вос-ль: Спасибо за слово ласковое, за приглашение. А как звать-величать Вас, милая хозяюшка?

Хоз-ка: Так бабушкой Ариной меня величают, а это внученьки мои, помощницы да внучок-озорник. А вы кто будете, гости дорогие? С каких краёв прибыли? Одежда на вас больно диковенная.

Вос-ль: Прибыли мы к вам из будущего. Хочется нам узнать, как вы праздник Пасху справляете. Может быть вы нам поможете?

Хоз. : Отчего ж не помочь. Вот, присаживайтесь, будем петь, играть, старину вспоминать.

Ребёнок: Бабушка Арина, а что это за красивый колокольный звон раздаётся?

Хоз. : Так ведь Пасха в дом пришла, дети, вот люди и радуются. Этот колокольный звон называется пасхальным благовестом, что означает «благая весть», Христос Воскрес!

1ребёнок: Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Ярче утренний восток, как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи!

2 ребёнок: Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Хоз. Пасха, детушки, самый радостный праздник, самый главный.

Вос-ль: А какие обряды связаны с этим праздником?

Хоз. Так пускай внученьки мои и поведают вам об этом, они всё знают.

Софья: На Пасху готовят такие кушанья, которые в течении года больше не попробуешь: готовят куличи, пасхи, пирожки, запекают окорока, а вот рыбные блюда на стол не ставятся.

Карина:Перед Пасхой в Чистый Четверг в доме прибираются, надевают праздничную одежду, зажигают в доме люстры, лампы, свечи.

Эльвина: Пасха-семейный праздник, но в гости ходили обязательно-христосоваться. Это обычай всеобщего целования, приговаривая: «Христос воскрес! Воистину Воскрес» и одаривали друг друга крашенными яичками.

Настя:В Пасху народ идёт в церковь освящать куличи, а дома остаются малые ребята да старики.

Вос-ль: Как же интересно вы рассказываете, а ведь мы тоже с ребятами немало знаем. Мы вам расскажем о пасхальных приметах. (рассказывают дети)

1. На Пасху бросать и лить нельзя за окно, Христос под окнами ходит.

2. Мороз в первый день Пасхи-к обильному урожаю.

3. А если пойдёт дождь на Пасху-весна дождливой будет.

4. А если красна девица на Пасху локоть ударит, значит её милый вспомнил

Хоз. Ай да умнички, всё верно подмечено. Да что ж мы всё речи-то ведём, прошу, дорогие гости, к столу

Вот у нас куличик-золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке, пир как в сказке!

Потому что праздник-светлая Пасха!

Хорошо нам вместе да и обед наш весел!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

3 часть.

Вос-ль: Бабушка Арина, какие яички у тебя на столе необычные, красивые, глаз не отвесть. А почему они в травке лежат?

Хоз. : Дорого яичко к Христову дню. Без крашеного яйца нельзя представить себе праздника светлого. А травка молодая-это пробуждение жизни, начало весны. А почему крашеными яйцами одариваем друг друга, знаете?

Дети: Потому что яйцо-символ новой жизни, светлой и чистой.

Хоз. :На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. А ты что ж,внучек, в сторонке стоишь да помалкиваешь, нечто красных девок стесняешься? А ну- ка пойди сюда да расскажи гостям про наши писанки да крашенки.

Ребёнок (мальчик в русском народном костюме)

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу-

Бабушка яички красит- я ей тоже помогу!

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты крашу писанкой тихонько

Крестик, солнышко, цветы.

Вот «крашенки»-так называются яйца, окрашенные в один цвет, а расписанные узором-«писанки»,расписанные пятнышками-«крапанки», а вот такие яички, на которых узор как будто процарапан называются «Драпанками»

Восп-ль: Ребята, как интересно, правда? Мы, современные люди, тоже храним традицию красить яйца, но делаем это по-другому. Давайте покажем хозяевам современные яички да расскажем. (дети немного рассказывают о том, как оформляют яйца и предлагают вниманию блюдо с нарядными яйцами). Бабушка Арина удивляется, хвалит.

Вос-ль (обращаясь к «современным» детям): А вы хотели бы научиться тоже сами расписывать яйца? Может попросим хозяюшку научить нас?

Хоз. Отчего ж не помочь? Вижу, люди вы хорошие, интересуетесь тем, что сердцу нашему дорого. А помощники мне нужны, ведь яиц накрасить, расписать, ой, как много надо: себе, друзьям, соседям, чтоб никого не обидеть. Ведь когда яйца расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром. Идёмте, гостюшки дорогие, вот в эту светлицу, да засим и начнём.

(рассказ руководителя изостудии о методах, способах раскрашивания, орудиях труда, показ образцов,самостоятельная работа детей)

Хоз. (после завершения работы): А ещё русский народ придумал много игр с крашенками да писанками. Прежде, чем яйцо съесть, нужно с ним поиграть:

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкой!

Моё задание очень несложное

Для любого вполне возможное.

Берёшь яйцо, кладёшь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Кто первым пробежал, тот победителем стал!

П/и «Яйцо в ложке»

Вос-ль: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катались на каруселях, водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Никанориха».

Восп-ль: Как же весело и радостно мы провели время, правда, ребята?Сколько нового узнали, спасибо вам, Бабушка Арина, детушки.

Хоз. Да не за что, наздоровьичко! А что вам больше запомнилось у меня в гостях?

Вос-ль: О чём в первую очередь вам захочется рассказать родителям? Правда красивый русский праздник (дети делятся впечатлениями, рассказывают об услышанном и увиденном).

Восп-ль: Люди, озарённые праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи всё станет лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее!

(В конце занятия праздничное чаепиие).







День православного Востока
Святись, святись, Великий день,
Разлей свой благовест широко
И всю Россию им одень!
Ф. И. Тютчев
Сегодня Пасха. Как этот праздник нашёл отражение в русской литературе?
Жанр Пасхального рассказа - в отличие от рассказа святочного - скорее уникальное явление в том плане, что он присущ только России, русскому Православию.

И главное отличие пасхального рассказа от "сказочности", чудесности, праздничности святочного - попытка более глубокого понимания себя, попытка анализа своей души. Пасхальный рассказ назидателен — он учит добру и Христовой любви. Его сюжеты — нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, любовь и милосердие.
Читайте и "Живите с открытой душой!" (блог Директор.ru)
Ф. Достоевский "Мужик Марей"
Рассказ автобиографичен. Именно в Пасху на каторге у Достоевского, полного отвращения к пьяным разгулявшимся каторжникам, приходит воспоминание о детской встрече с мужиком Мареем, который пожалел и приласкал его - испугавшегося чего-то мальчугана. И через воспоминание о Марее, о его доброте, автор как будто очищается, успокаивается душевно, и уже не отвратительны ему все эти мужики на каторге.
Достоевский сам наряду с рассказами "Мальчик у Христа на елке" и "Столетняя" под конец своей жизни больше всего ценил "Мужика Марея".
Л. Андреев "Баргамот и Гараська", "Гостинец", "Прекрасна жизнь для воскресших" .
Первые два рассказа - классика жанра, когда именно в Пасху открывается в людях доброта, милосердие, человечность, раскаяние, которые есть в каждом, даже там, где, казалось бы, не ждешь этих чувств.
А "Прекрасна жизнь для воскресших" - лиричный такой, неожиданный, необычный, чудесный рассказ - о воскрешении любви и веры, надежд и таланта, всего того, что зачастую мы хороним в себе.
А. Куприн "Инна", "Пасхальные яйца", "По-семейному"
Из этих рассказов выделяется "Пасхальные яйца" - легкий юмористический даже рассказ о неудачнике, сделавшем своему дядюшке, естественно, очень неудачный подарок на Пасху.
И. Бунин "На чужой стороне" - очень грустный, как часто бывает у Бунина. Даже светлый праздник Пасхи не спасает о тоски.
А. Чехов "Казак " - типичный пасхальный рассказ и по-чеховски душевный и грустный. Рассказы «Архиерей » и «Студент »
входят в число так называемых "заветных" рассказов А. Чехова. Это, действительно, не волшебные истории со счастливым концом, а размышления о душе.
А. Хомяков «Светлое Воскресенье» - единственный дошедший до нас беллетристический текст, принадлежащий перу А.С. Хомякова, - переложение повести Диккенса "Рождественская песнь в прозе). Действие повести перенесено в Россию с ее характерными приметами, праздник Рождества заменен православным праздником Пасхи - Светлого Христова Воскресенья. Книга увидела свет в 1844 году, получила известность и надолго стала книгой для детского чтения.
А. Солженицын "Пасхальный крестный ход" - современная автору картина Пасхального крестного хода, где распущенная молодежь явилась непонятно для чего в этот день к храму, поглазеть? Явно не приобщиться. А из всего крестного хода только поющие 10 женщин - с ясными лицами, с погружением в праздник; даже священнослужители, и те неуютно и боязливо жались в кучку, сторонясь всей окружающей толпы.
Рассказ написан 10 апреля 1966 года в первый день Пасхи. Очень достоверная картина на то время, мне кажется.
Б. Ширяев "Пасха на Соловках" - о том, что Бог милостив ко всем, даже к неверящим в него и расстрелявшим распятие.
Еще, конечно же,И.С. Шмелев «Лето Господне» (Пасха. Розговины. На Святой), Н.С. Лесков «Фигура», В. Набоков «Пасхальный дождь» (все-таки потрясающе пишет Набоков, красота слога, особая проникновенность).
Невероятно трогательные рассказыН. Тэффи «Пасхальное дитя» (не столько о светлом празднике, сколько о силе материнской любви); Т. Щепкиной-Куперник «Пасхальный рассказ» (остался недописанным, поэтому и у читателя остается надежда на благополучный исход).

Наши дети должны знать историю своей страны, историю и традиции праздников (государственных и религиозных). Детям интересно узнавать о празднике с помощью рассказов и стихов.

Мы предлагаем вашему вниманию рассказы и стихи о Пасхе для детей младшего школьного возраста.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.

Церковное предание гласит, что после снятия с креста Иисуса, тело его погребли в пещере в саду Иосифа, его ученика. Но вход завалили большим камнем и поставили стражу, чтобы тело Христа не похитили. На третью ночь с небес сошёл ангел Господен и отвалил камень от входа. Воины, стоявшие на страже, от страха окаменели, а потом, очнувшись, побежали к иерусалимским священникам доложить о случившемся. Женщины, пришедшие поутру, чтобы по обычаю помазать тело Христа благовонным миро, не нашли его. В пещере же был ангел, который сказал им: «Вы ищете Иисуса распятого, его нет здесь. Он воскрес из мёртвых». Затем сам Иисус явился Марии Магдалине и ученикам своим, с которыми в течение сорока дней говорил о Царстве Божием.

Вот почему празднование Пасхи — «праздник праздников», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. В этот день принято печь пасхальные куличи, делать творожную пасху и красить яйца.

Яйцо — это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А. Блок

ВЕРБОЧКИ

Мальчики да девочки

Свечечки да вербочки

Понесли домой.

Огонёчки теплятся,

Прохожие крестятся,

И пахнет весной.

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня.

В воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для святого дня.

Я. Полонский

Бог воскрес, и смерть побеждена.

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна...

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы зацвели.

А. Плещеев

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Л. Чарская

ДИВНЫЕ ЗВУКИ

Земля и солнце,

Поля и лес —

Все славят Бога:

Христос воскрес!

В улыбке синих

Живых небес

Всё та же радость:

Христос воскрес!

Вражда исчезла,

И страх исчез.

Нет больше злобы

Христос воскрес!

Как дивны звуки

Святых словес,

В которых слышно:

Христос воскрес!

Земля и солнце,

Поля и лес —

Проект «Подарок к Пасхе».

Актуальность.

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами.

Тип проекта.

Познавательно-творческий, краткосрочный (двухнедельный).

Цель проекта.

Познакомить дошкольников с особенностями празднования Пасхи в России;

познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника. Привлечь детей к совместному изготовлению пасхальных подарков.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация.

Задачи.

  • Расширить кругозор детей о русской народной культуре через знакомство с христианским праздником Пасхой и пасхальными играми.
  • Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.
  • Учить рисовать геометрический узор;развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров.
  • Развивать технические навыки и умения при работе с красками и кисточками. Развивать детское творчество и эстетическое восприятие.
  • Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Этапы реализации.

1 этап подготовительный.

  • Праздник Пасха, почему он так называется?
  • Чем интересен праздник Пасха?
  • Каким образом мы можем принять участие в этом празднике?

2 этап разработка.

  • Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
  • Подбор художественных произведений.
  • Подбор пасхальных игр.
  • Подбор материала для детского творчества.

3 этап формирующий (познавательно-творческий).

Познание.

Коммуникация.

ФЦКМ.

  • Рассказ о христианском православном празднике Пасха.
  • Просмотр презентаций:
  • «Детям о Пасхе».
  • «Пасха».

Чтение художествен. Литературы.

Чтение стихов посвящённых Пасхе и

заучивание наизусть:

  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • Закличка «Солнышко».

Знакомство с послови-цами, поговорками и приметами на Пасху.

Чтение

«Легенда о христовом жаворонке» Л.Зилов.

«Первое красное яичко»

Г.Е.Левкодимова.

«Яичко»Н.Вагнер.

Художественное творчество.

  • Декоративное рисование «Пасхальное яйцо».
  • Рисование.
  • Раскраска пасхальных яиц.
  • Лепка: «Пасхальное яйцо».
  • Аппликация «Пасхальная открытка».
  • Аппликация «Пасхальная корзиночка».

Социализация.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи.

Физическая культура.

  • Эстафеты с яйцами.
  • Подвижные народные игры «Солнышко»,

«Летели две птички».

Труд (ручной труд)

Декорирование яиц штампами и бумажными салфетками.

Работа с родителями:

  • Памятка «Пасха» о традициях и приметах данного праздника.
  • Совместное разучивание пасхальных стихов.
  • Изготовление для родителей пасхальной открытки и сувениров.

4 этап заключительный (подведение итогов).

  • Оформление уголка на пасхальную тему.
  • Оформление пасхальной веточки.

Ожидаемые результаты.

  • Развитие интереса детей к народному православному празднику Пасхе.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Участники проекта. Воспитатели Мурашова Е.В. и Ерёмина Т.В., дети второй младшей группы, родители.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Рассказ о празднике «Пасха». Коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Цель: дать детям представление о самом радостном празднике христиан – Пасхе. Познакомить с обычаями, приметами и играми связанными с Пасхой. Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.

Чтение стихов посвящённых пасхе и заучивание наизусть стихотворения «Христос Воскрес» А.Майков. Чтение художественной литературы.

Цель: познакомить детей со стихами разных поэтов посвящённых светлому празднику Пасхе; учить выразительно, с естественными интонациями читать стихи, активизировать память и развивать мимическую и речевую выразительность. Воспитывать интерес к православным праздникам, развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

Декорирование бумажных яиц.Ручной труд.

Цель: познакомить детей с новой техникой декорирования яиц бумажными салфетками и штампами. Формировать умения аккуратно работать с элементами декора используя клей и кисточку, внимательно слушать указания, выполнять работу поэтапно. Развитие мелкой моторики пальцев рук, терпения, усидчивости.

Рисование декоративное «Пасхальное Яйцо». Художественное творчество.

Цель: Учить детей расписывать трафарет пасхального яйца декоративными узорами (полоска, волнистая линия, заборчик, зубчики, круги, точки и т.д.). Продолжать развивать технические навыки и умения рисованием кисточкой и тычком, используя в работе гуашь. Развивать творческий потенциал, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к культуре родной страны.

Раскраска пасхальных яиц. Художественное творчество.

Цель: Учить раскрашивать готовые шаблоны восковыми мелками или фломастерами. Развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров, самостоятельность цветового решения. Воспитывать уважение к русской народной культуре её истокам.

Лепка «Пасхальное яичко». Художественное творчество.

Цель: продолжать упражнять детей в украшении объёмного яйца налепами, закреплять умение детей отщипывать от целого куска пластилина маленькие кусочки, раскатывать их в шарики, капельки и тонкие колбаски. Формировать из колбасок волнистую линию, заборчик и примазывать к заготовке до получения орнамента. Развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество. Воспитывать чувство прекрасного, желание сделать сувенир к празднику.

Аппликация «Циркачи», «Подарок для рыбки». Художественное творчество.

Цель: вызвать у детей интерес к оформлению работ элементами пасхальной атрибутики. Учить детей создавать пасхальную композицию на открытке, развивать эстетическое восприятие, умение работать ножницами и клеем. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление сделать им приятное.

Аппликация «Пасхальное гнездо», «А теперь развезём подарки», «Хочешь неприятности». Художественное творчество.

Цель: учить детей создавать пасхальную композицию используя цветную бумагу. Закреплять умение вырезывать по контуру детали композиции, наклеивать детали на плоскую заготовку яйца. Продолжать закреплять умение выполнять работу поэтапно, внимательно слушать педагога. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство композиции. Воспитывать интерес к изготовлению пасхального подарка.

Чтение художественной литературы.

Заучивание наизусть.

  • «Христос Воскрес!» А.Майков;
  • Закличка «Солнышко»

Чтение стихотвоений.

  • «Птичка» А.С.Пушкин.
  • «Под напев молитв пасхальных» К.Фофанов.
  • «Пасхальный Благовест» С. Есенин;
  • «Вербы» К. Бальмонт.
  • «Воскрес!» К.Случевский.
  • «Вербочки» А. Блок.
  • «Пасхальные вести» Я.Полонский и т.д.

Пословицы, приметы и поговорки о Пасхе.

  • Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.
  • Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье, Благовещение, Светлое Воскресение, Иоанново рождение.
  • После масленицы великий пост, а за страстною Пасха.
  • Чужая ласка – сироте Пасха.
  • Как яичко это кругло, такова бы и лошадка моя была.
  • На святой дождь - добрая рожь.
  • В ночь на светлое воскресенье мороз - горох не родится.
  • В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
  • Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!
  • Весна идёт, полна чудес - Христос воскрес, Христос воскрес!
  • Дорого яичко в Христов день.
  • Христово Воскресенье всем на веселье!
  • Христос Воскрес! Христос Воскрес! Ликуют ангелы с небес!
  • В прощеный день, как на Пасху все целуются.
  • Если на Пасху стоит морозная погода или гремит гром, будет хороший урожай.
  • Если солнце во время восхода на Пасху тусклое, то это не просто неурожай, но еще и свиной мор.
  • На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
  • На Святой неделе дожди - добрая рожь.
  • На Святой гром - к урожаю.
  • Коли дождь или непогода в первый день Пасхи, так и весна дождлива будет.
  • Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурно - сухое.
  • Пасхальное яйцо, зарытое в огороде или на поле, обеспечит хороший урожай.
  • У кого пасхальное яйцо после удара во время игры осталось целым – у того здоровья будет много.
  • Если пасхальное яйцо бросить в пожар, то он быстро погаснет.
  • В Пасху нельзя выполнять никакую работу по дому – счастье потеряешь.
  • На Пасху старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове.
  • Охотники придерживались неписаного правила: никогда не проливать крови в великие дни Светлой седмицы, когда вся тварь земная вместе с людьми радуется Воскресению Христову.
  • Если собака во время пасхальной утрени будет лаять на восток - к пожару, на запад - к несчастью.








2024 © rukaraoke.ru.